«Абсолютно феноменальная девушка. Украинский скандал: как СБУ «прогнула» под себя «Евровидение»

С конца февраля в российском обществе ведутся споры о людях с инвалидностью и о том, этично ли посылать их соревноваться. Александр Баунов в колонке для Московского центра Карнеги приходит к выводу, что отправка Юлии Самойловой на «Евровидение» - следствие построения в России новой этики, основанной на добровольной щедрости большинства к меньшинствам и активно используемой в пропагандистских целях.

Не успел утихнуть спор о том, можно ли участвовать человеку без ноги в одном конкурсе со здоровыми, как государство вступает в дискуссию и шлет певицу в инвалидной коляске на европейский конкурс в Киев. То есть пытается разговаривать с Европой на ее языке, одновременно убеждая себя и других, что это и наш язык.

Если это и запрещенный прием, то для выступления на Украине лучше не придумать. Инвалидность в иерархии современной Европы стоит выше национальности. Любой российский исполнитель в Киеве - женщина, ребенок, старик, мужчина любой ориентации - будет встречен негодующим гулом трибун. Но борьба с инвалидом в Европе невозможна, негодующий гул в адрес инвалида в европейском словаре эмоций давно помечен как «устар.». Так что либо его не будет (что вряд ли, украинская аудитория уже правильно себя настроила), либо европейцы, услышав гул, должны будут убедиться, что идущая в Европу Украина в меньшей степени владеет европейским языком, чем объявленная врагом Россия. Не пустить в страну - немногим лучше, все равно будет повод риторически спросить, кто тут смешивает культуру и политику, труд и отдых, деготь и мед.

Навык эффектно предъявлять собственное следование западным ценностям прочно входит в набор приемов российской публичной дипломатии. Дуэт «Тату», несмотря на последующие искупительные замужества навсегда оставшийся в истории музыки ЛГБТ-коллективом, открывал Олимпиаду в 2014 году уже после того, как был принят закон о запрете гей-пропаганды. Из того же примерно ряда назначение Марии Захаровой спикером МИДа (не хуже Саки с Нуланд) и ее неформальный стиль, «Бурановские бабушки», концерт в Пальмире (классическая музыка в античном театре - храним и спасаем наследие Запада лучше самого Запада) и много чего еще.

Выбор певицы с ограниченными возможностями - попытка не просто разговаривать с Западом на языке его хлопот, но и выступить на этом языке громче, радикальнее, перекрикивая более тихие и последовательные высказывания. «Евровидение» известно как одно из любимых культурных мероприятий европейского ЛГБТ-сообщества, и там уже выставляли представителей нетитульных рас, афроскандинавы поднимались на сцену, как и вообще люди, возрастом, полом и особенностями развития отличающиеся от глянцевого эстрадного идеала.

Раз «Евровидение» - это фестиваль толерантности, можно пойти по этому пути дальше европейцев и мнимым, с точки зрения России, обездоленным противопоставить истинных. Женщина в инвалидной коляске, которая едет соревноваться на конкурс со здоровыми гетеро- и гомосексуальными певцами любого цвета, - это еще и противопоставление нашего настоящего человеческого подвига их попытке превратить сексуальную ориентацию или мигрантское происхождение в предмет гордости, сочувствия и поддержки. Нашли чем гордиться и кому сочувствовать: вот кому надо.

Сами мы не местные

С российской общественной моралью происходит примерно то же самое, что с российскими городами и привычками их жителей. Под разговоры о том, что западный образ жизни совершенно чужд русскому человеку, русские города становятся более европейскими, чем когда-либо после революции 1917 года. Европейцы и американцы, контрапунктом наезжающие в Россию и скептически настроенные к режиму, говорят об этом с некоторым изумлением. Сейчас они ждали этого меньше всего.

Вышли из моды бессчетные суши, «Флоренции» и «Манхэттены», их заменяют «Воронеж» или «Краснодар», но внутри их гораздо более узнаваемая глобальная среда, европейское отношение к еде, идея местного продукта: не только у человека, но и у котлеты должна быть малая родина. Изгнание машин с тротуаров и чистый вокзальный туалет делают страну более европейской, чем тысячи деклараций о намерениях (разумеется, остального этим не заменишь). Под разговоры о новой холодной войне происходит настоящее вторжение Запада в Россию. В том, что пытаются делать с российскими улицами, вывесками, поездами, парковками, аэропортами и банками, нет ничего, что не являлось бы переносом достижений западной повседневности на российскую почву. И перенос принимается.

Певица в коляске на конкурсе - совершенно из той же серии. Как всякое копирование, опережающее запросы и выходящее за повседневные нужды обывателя, оно кажется излишеством. Ненужными казались велодорожки, кар-шеринг, аэроэкспресс первый год ходил пустым, опытные водители презирали навигаторы, не всякий еще закачал транспортную карту в телефон и зачем-то лезет за ней в кошелек. Постановка вопроса о меньшинствах всегда кажется несколько искусственной и преждевременной (вон сколько у нас здоровых бедных), а общество для нее - несозревшим. Но искусственно поставленный вопрос вызывает естественный отклик. Вопрос может казаться надуманным, но ответ всегда так или иначе настоящий.

Разрушение табу

Оппозиционные политики сетуют, что наших людей мало волнует материальная жизнь начальства. Этому есть простое объяснение. Нынешние поколения русских людей помнят, как здесь боролись с привилегиями партноменклатуры: у них дачи, спецмагазины, мальчики-мажоры на черных «Волгах» едут в МГИМО. Однако, успешно лишив мальчиков «Волг», многие одновременно лишили себя вкладов, пенсий, стипендий и рабочих мест. И поскольку фраза «есть что терять» гораздо больше соответствует положению современного россиянина, чем гражданина позднего СССР, этим, а не надеждой взобраться наверх и наворовать самим объясняется брезгливо спокойное отношение к руководящим поместьям.

Зато растет широкий ассортимент обильных прихотей, которых прежде тут не знали. Официанты отказались обслужить девочку с аутизмом: распугает клиентов. Владелец заведения получает заслуженный общественный приговор: не сметь отказывать людям с особенностями, и мало кто теперь рискует. Близость учителя и ученика теперь может быть только интеллектуальной, даже в самых элитарных, не хуже Платоновой академии, школах, а ведь еще недавно этим можно было почти открыто прихвастнуть.

Поиск пропавших, помощь хосписам, волонтерство в детдомах, защита зданий и деревьев - формы престижного досуга. Одеть нагого, утешить больного и посетить узника - модные занятия. Не только бывшему городскому советнику из старых авторитетов теперь спокойно не заехать на «мерседесе» на пешеходный Арбат, но и заслуженному деятелю культуры не проехаться по тротуару с народным артистом на пассажирском сиденье. В мире CCТV - сети камер непрерывного наблюдения - повышается чувствительность. По вопросам, которые раньше были личной драмой или стыдной тайной, теперь возникает общественное мнение.

Ясно же, что, если оделась волнительно и пошла пить с парнями, так сама и виновата, а оказывается, неясно. Были уверены, что со своим полом - позор хуже некуда и все так считают, а оказывается, не все. ВИЧ-инфицированные, выясняется, тоже не только сами виноваты, не все они геи и наркоманы. Парламент разрешил поколачивать детей в воспитательных целях, но как только бизнесмен на джипе пытается заняться воспитанием на улице, лично глава СК Бастрыкин требует довести дело до уголовного наказания.

Открытие конверта с этическим вопросом даже с целью получить отрицательный ответ в ситуации рациональной, экономной в средствах тирании автоматически становится началом переговоров по прежде закрытому вопросу. Ограничение прав в архаическом обществе иногда оборачивается также ограничением бесправия. Мы-то думали, что этих можно убивать, если плохо спрятались, а оказывается, им только нельзя агитировать среди несовершеннолетних.

Из-за этого получается, что, несмотря на отдельные дикие эксцессы, разговор ведется на более корректном языке, чем в свободное перестроечное время или в девяностые. А крайности чаще, чем ждешь, дезавуируются или наказываются, как совсем недавно попытки депутатов Толстого и Милонова заняться поиском во всём виноватых. Фильм «Брат-2» сейчас не получил бы финансирования (жаль, потому что он более настоящее кино, чем «Викинг»), но Министерство культуры, которое любит, когда про Крым и патриотизм, и даже частные лица просто не дали бы денег на всех этих «чурок» и «хохлов». Как и на современном Западе, даже неприязнь начала отливаться в выверенные, осторожные формулировки, соблюдает некоторые лингвистические табу.

Государство ограниченных возможностей

Дискуссия об инвалиде на конкурсе полезна среди прочего и для того, чтобы понять самочувствие современной России в мире. Она ведь примерно так себя и чувствует - на липовой ноге, на березовой клюке. Потеря конечностей, которые продолжают болеть, сочетается с желанием выступать так, как если бы ампутации и боли не существовало. Пусть никто не подает виду, что заметил наши физические изъяны, и вслух ничего не говорит, но при этом про них помнит и, когда будет судить, учитывает.

С одной стороны, мы хотим позитивной дискриминации, с другой - чтобы никакого снисхождения, взгляда сверху вниз, никакого разговора о стране с ограниченными возможностями. Выиграть так, чтобы поддались как увечному, но чтобы об этом никто не знал. Чтобы всякая попытка говорить о России со скидкой на возраст и болезнь пресекалась, но и инвалидность учитывалась. Но, как и в случае «Евровидения», принадлежность перевешивает следы страдания, и коляска выкатывается под негодующий вой трибун.

Между тем положение страны-меньшинства, борющейся за равноправие, удобный повод опрокинуть ситуацию в себя и без внешних указаний построить равенство внутри, позитивную этику, основанную на добровольной щедрости большинства к меньшинствам, которая и была бы самым действенным аргументом в борьбе за равноправие снаружи.

На превью: фейсбук Юлии Самойловой

По правилам "Евровидения" каждая страна - член Европейского вещательного союза выставляет одного исполнителя, исполняющего песню продолжительностью не более трёх минут. Во время выступления на сцене должно выступать не более шести артистов одновременно, а потом самая популярная песня определяется путём голосования телезрителей и жюри, где участвуют все страны, выступавшие в финале и полуфинале.

"Продюсер Иосиф Пригожин назвал выступление Самойловой по итогам второго полуфинала в Лиссабоне не самым удачным, -сообщает сайт радиостанции "Эхо Москвы" : "Я бы удивился, если бы мы попали в финал. Такое ощущение, что у Юли не работали ушные мониторы".

Пригожин добавил, что Самойлова молодец, она проявила силу духа. Певица, которая передвигается в инвалидной коляске, поблагодарила болельщиков за поддержку. "Она сделала всё от неё зависящее", - сказал главный продюсер музыкальных и развлекательных программ Первого канала Юрий Аксюта.

Аксюта заметил, что занимается "Евровидением" с 2000 года, но впервые за это время Россия не попала в финал, и потому это и его личный провал: ведь он выбирал авторов песни, костюма и режиссера номера. Но с другой стороны, не стоит забывать и что "Евровидение - это большая рулетка, кому повезёт и кто эту рулетку крутит - мы не знаем".

"Это было самое худшее выступление второго полуфинала, - отметил музыкальный критик Сергей Соседов в беседе с nsn.fm . - Хуже, чем Юля Самойлова, не выступил никто. Мало того, что у нее песня не самая удачная, мягко говоря. Песня совсем неудачная. Она еще ее спела плохо. Голос дрожал. В одном месте она вообще забыла, где надо вступать", - заявил Соседов и добавил, что певица, "видно, волновалась".

Блогеры в отличие от продюсеров склонны видеть в произошедшем "политику":

"Интернет сокрушается: "как можно было отправить Самойлову на Евровидение - она же абсолютно не умеет петь?, - отмечает телеграм-канал Медиатехнолог . - Куда смотрели российские продюсеры, она же своим выступлением опозорила всю страну?".

Ребята, "Евровидение" - это не про песни, как вам могло показаться, как и Олимпиада - это не про спорт, а нобелевские премии - не про достижения в науке. Это всё политика.

В прошлом году, как вы помните, Украина не впустила Самойлову на "Евровидение". На это и был расчет. Только представьте, как глупо для всей Европы выглядело украинское правительство, по политическим причинам не пустившее на конкурс певицу-инвалида из России. На ЕВ-2017 Россия добилась своего. Наверху похлопали в ладоши, поржали с того как легко было затроллить украинцев, открыли шампанское и забыли про конкурс до мая этого года. Тогда же, для того, чтобы скрыть истинные причины поездки Самойловой, на всю страну было обещано, что она поедет выступать на ЕВ-2018. Но после того, как в 2017 году конкурс выиграл португальский певец с пороком сердца, кстати не доживший до ЕВ-2018, продюсеры поняли, что скорее всего в финал Самойловой уже не попасть (потому что такая карта уже была разыграна), поэтому и вокал ей за этот год никто не подтянул, да и на хорошую песню от европейских авторов продюсеры тратиться не стали. Поэтому результат этого года и все произошедшее более чем понятны".

"То, что случилось на "Евровидении", это, конечно, провал, - отмечает Михаил Брацило . - Но изначально и не ставилась цель - победить. Расчёт был где-то на 7-место скорее всего. Но то, что случилось, это не входило в планы 1-го канала. Вылететь за борт финала, это сильно. Что же стало причиной этого?

Во-первых не надо было примешивать политику к конкурсу, бросая в топку политических интересов инвалида. Да, у Украины с Джамалой это получилось, но там и песня была мощнее. Если в прошлом году поездка Самойловой на "Евровидение" была специально сделана как стёб над Украиной, то в этом году было ясно, что это просто алаверды за прошлогоднее неучастие Юлии и попытка надавить на жалость зрителей конкурса. К профессионализму это не имеет никакого отношения, а давление на жалость не прошло.

С голосом у Юлии проблемы так и остались. Более того, они усугубились, наверно от волнения. Откровенная лажа по всей песне, непопадание в ноты и на закуску слова забыла. Бэки вытаскивали песню и так получилось, что это Самойлова была бэком у бэков, уж простите за тафтологию. Может быть лучше Аню Коробкову из "Голоса-5" послать было надо на конкурс, которая была одним из бэк-вокалистов?

Отбор песни не самый лучший. Что-то из 90-х с осовременнеными вкраплениями. Это как если бы на "Жигули" навесили всякие новомодные штуки, но от этого они "Жигулями" не перестали бы быть.

По горе, которую все критикуют. В номере она вполне себе заиграла красками, но, к сожалению, находясь на её вершине, Юлия не превратилась в хозяйку Медной горы, которая блистала бы самоцветами, а скорее напоминала Снежную королеву на ледяном троне. И даже взрывные огненные краски по всему залу во второй части песни не только не растопили лёд зрителей, а где-то даже усугубились, так как хрустальная гора превратилась в земляную. Но в отличии от "Золушки", здесь этот фокус не прокатил. Почему в качестве оформления горы был выбран лёд, я решительно не понимаю, также как и то, почему номер с горой не был доделан до конца.

Танец получился на славу. Бегущий по краю сцены, а потом бьющийся в огне танцор это было круто. Но за танец можно было быть спокойным, потому что танцорами были участники балета Аллы Духовой "Тодес" 17- летний Ильдар Гайнутдинов и 15-летняя Настя Джуркина. По итогам мы имеем блестящие бэки, прекрасных танцоров и никакую Самойлову, которую просто использовали. Она милый хороший человек и, видимо, не совсем поняла, что её сунули в пекло политики. Надеюсь, что Юлия не сломается, сделает выводы из произошедшего, подтянет вокал и будет дальше петь".

А вышел позор. Русскую не пустили в финал, а значит и на экраны европейских обывателей. А Первый канал будет вести трансляцию, где нашей участницы нет. Организаторы Евровидения заработают на России. Точно так же произошло и с Олимпиадой в Корее. Все заработали, а Россия унизилась".

"Самойлова не прошла в финал "Евровидения", ну, и ладно, - пишет uborshizzza . - Но некоторый стон стоит: мол, впервые не прошли.

Это да. Полуфиналы впервые ввели в 2004 году, но там была сложная система, которая менялась. Так в финал автоматически проходили представители тех стран, что на предыдущем конкурсе заняли с 1-го по 12-е место. Причем, правила менялись. Но если вспомнить, кто у нас получал плохие места до введения полуфиналов, то это был еще молодой Киркоров (17 место) и еще не старая Пугачева (15 место). Так что и самые-самые наши звезды успеха на "Евровидении" не имели.

Устроители конкурса с нашей стороны не могли не послать выступать Самойлову, потому что они обещали это сделать в прошлом году, когда ее не пустили на конкурс в Киеве по политическим мотивам. Согласитесь, что если бы ее не отправили на конкурс, это было бы подло. Другой вопрос, зачем ее посылали выступать на тот конкурс в Киеве. Ну, это было то, что называется "проверка на вшивость". Хватит у вас совести не пустить девушку-инвалида, такую трогательную, у которой есть заветная мечта выступить на конкурсе?

Хватило у них совести. Наверное, кто-то из наших хитроумных идеологов, придумавших этот ход, хотел показать всему миру звериную, так сказать, сущность, украинской власти. Ведь мы столь наслышаны о невероятной гуманности жителей стран Запада. Дежурный сюжет их СМИ: какой-нибудь смертельно больной ребенок мечтает лично узреть своего кумира – знаменитого спортсмена, певца, актера – хочет сыграть с ними в мячик, спеть песенку. И вот знаменитость к нему приходит, что-то дарит, беседует с ним, или же его вывозят на финальный матч, или же его целует самая красивая актриса… Аналогично и с бедными больными девочками. И все рыдают, бедные. Плачут от умиления и жалости к ребенку, который так недолго прожил, от умиления мультимиллионером - актером или спортсменом: нашел минутку, чтобы подарить радость несчастному. А зрители-читатели как хороши: могут испытывать такие тонкие чувства. От всего этого умиление прямо зашкаливает. Так чем не повод был дать европейцам почувствовать себя благодетелями, проявить свои лучшие качества?

Юлия Самойлова с 13 лет имеет диагноз "спинальная мышечная атрофия". Это – генетическое заболевание, лечения от него лет. Частота встречаемости данной патологии составляет около 1 случая на 6-10 тысяч новорожденных. Большинство умирает в первые 2 года. Самый благоприятный случай – это когда симптомы проявляются в подростковом возрасте. Но, конечно, благоприятность эта весьма относительна. Больные не могут ходить, передвигаются на коляске. Симптомы медленно нарастают, потом боль ные не смогут самостоятельно даже глотать. А Юлия Самойлова поет! И совсем неплохо.

Она начала петь еще до начала проявления заболевания и не бросила этого занятия до сих пор. В четырнадцать лет Юля стала лауреатом музыкального фестиваля "На крыльях мечты". Потом стала финалистом третьего сезона проекта Аллы Пугачёвой "Фактор А", на котором заняла второе место. Пугачёва лично отметила её премией "Золотая звезда Аллы". В 2014 году на церемонии открытия зимних Паралимпийских игр в Сочи исполнила песню "Вместе". А в 2017-ом году Эрнст решил послать ее на "Евровидение" в Киев.

Представьте, как для нее это было важно. С каждым годов ей все тяжелее петь. Болезнь прогрессирует, но после операции позвоночный столб артистки вытянули на 11 сантиметров, и ей пришлось буквально заново учиться петь. Дышать. Работать с диафрагмой и искать опору (ощущение вдоха на выдохе и во время самого пения). Продолжать учить английский с нуля.

Спела она не слишком хорошо: и голос у нее не очень сильный, и от волнения в ноты не попала, и слова в одном месте забыла… Но она пела о себе, пела о преодолении, а не о не пойми о чем, как большинство участников. Что, жалко было ее пропустить в финал? Мне бы на их месте было стыдно. А им не стыдно. Юля так расстроилась, так плакала. Дай бог ей все это пережить".

"Как бы там ни было: Юлия Самойлова - большая умничка и молодец! - пишет obninskchess-ru . - И на этом точка. Я хочу поговорить о другом.Вот Нобелевская премия мира, дискредитировавшая себя на триста процентов. А мы всё продолжаем туда кого-то посылать, а нас там посылают в ответ. Или разбираемый конкурс Фуфловидения. Нет, кончено до Кончиты, там ещё можно было на что-то рассчитывать, но после - уже нет. Помните, как Павел Воля нас пугал: "И вот "это", тоже поедет на конкурс!" Ха! Так тогда он ещё не знал, что не просто поедет, а ещё и победит.

Я сейчас не хочу разбирать, каким образом "оно" добилось победы, но ясно одно, после этого, нам, там уже нечего было делать. И, тем не менее, мы продолжили. Дальше, нас опустили песенкой политического характера, хотя политика на Фуфловидении запрещена. Ок, мы как в лучшие времена, грудью Сергея Лазарева на амбразуру, а тут бац и подтасовка голосов! Получите и распишитесь! А чего вы ждали от Фуфловидения? Здесь кроме Фуфла, льющегося тоннами, ничего ведь уже нет!Это и подтвердил следующий конкурс в стране "победителя", куда нас просто не допустили. Вы, всё ещё сомневаетесь, что на Фуфловидении, помимо бородатых дам и голых задов, может быть что-то чистое и светлое? Тогда мы идём к вам!

И вот сейчас апофеоз... хотя нет, и это ещё не всё! Дождитесь конца, обещаю ещё несколько смачных скандалов. Ведь теперь у них пропал объект атаки, и грызться придётся уже между собой. Заварушка будет отменной! Ну, хорошо, когда нас полоскали на Олимпиаде, мы пока решили оставаться в олимпийском движении, так как организовывать своё, сейчас слишком хлопотно. А вот песенный конкурс, да на раз! Талантов у нас выше крыши и есть славные советские традиции, помните "Песню года"? Кстати, она сохранилась даже на Украине, а у нас стухла. Что там было лучшего? Почему конкурс имел такой бешеный успех? Правильно, песни советских композиторов! Ведь какая прекрасная музыка? На века!

Освежить формат. Сделать международным. Назвать "Конкурс советской песни" и позвать всех азиатов. У них сейчас как раз бум на советские мультики, фильмы и песни. Позвать всех и не только Китай. Корейцев, причём обоих, да и японцев тоже. Вообще со всего мира! Главное условие: исполнение песен советских композиторов на русском языке. А там, пусть хоть пингвины приезжают. И всё!"

"Каждый день жизни Юлии Самойловой - сам по себе Поступок, - пишет телеграм-канал 338 . - и любое место в любом конкурсе песни и пляски мало что могло бы добавить к этому. Что не отменяет того прискорбного факта, что на попсовом конкурсе нужно соответствовать ожиданиям той публики, какая там есть.Не нравится формат - не участвуй, точно ничего не потеряешь. Если же идёшь играть по этим правилам, а сам - другой, то победишь очень вряд ли. Надеемся на то, что доморощенные мастера слова сегодня воздержатся от пафосных заявлений о том, что Юлию де "засудили", или что нам нужно собственное Евразиавидение (вариант - Пара-Евровидение), на котором уж мы точно всем покажем.

Забудьте и забейте. Уж если о чем жалеть сегодня культуре России - так точно не о низком месте нашего артиста на этом гей-капустнике. А если вы действительно так остро переживаете за Юлию - попробуйте лучше придумать, что ей делать дальше после пятнадцати минут славы прошлого года и пяти минут фиаско года этого. Если, конечно, этой сильной девушке нужна ваша помощь".

Когда обсуждение больше конкурса

Обсуждение поездки Юлии Самойловой на «Евровидение» превзошло по накалу страстей само выступление.

Вообще-то вокруг «Евровидения» существует довольно точная система прогнозов – статистика букмекерских контор. Иногда они, конечно, ошибаются, но Нетту из Израиля – победительницу 2018 года — смогли предсказать совершенно точно.

Юлия Самойлова, по прогнозам букмекеров, должна была занять 13-е место в своей группе, заняла в итоге 15-е. Из полуфинала в финал выходит первая десятка, так что России в 2018 году это не светило никак. Но когда результаты голосования объявили, наши соотечественники обиделись, решив, что певицу засудили.

«Евровидение» — это конкурс телевизионных номеров. Даже профессиональное жюри смотрит его не из зала, а на мониторах, чтобы суметь оценить все придумки постановщиков. Так может, артистку подвел номер? Наши эксперты поразмышляли на тему, как лучше показать колясочника со сцены.

Леонид Тарасов, хореограф, руководитель

«Мы ставим много номеров, где танцоры с ограниченными возможностями выступают вместе со здоровыми.

В постановке важно, чтобы номер был не про инвалидность.

В номере должны реализовываться возможности всех и преодолеваться ограничения всех — здоровых и инвалидов; и всё это должно быть про общечеловеческое. Зритель должен быть тронут образом, самим выступлением, а не просто фактом, что человек на коляске танцует.

Инклюзии в российском номере «Евровидения» я не увидел, потому что танцоры сами по себе, а вокалистка сама по себе. Качество её пения я оценить не могу. Но в номере видно желание, с одной стороны, показать инвалида, а, с другой стороны, спрятать его за высоким постаментом и закрытым покрывалом, сверхактивными танцорами и бэк-вокалом. Мне показалось, что за всем этим сама исполнительница прозвучала неубедительно».

Андрей Зайцев:

«С моей точки зрения, сценография номера показала: та команда, которая работала с Юлей, не очень хорошо понимала, что именно с ней делать. Если бы стояла задача её физические особенности прикрыть комфортно, можно было бы, например, посадить ее за стол, поставить ей микрофон, и, сидя за столом, она бы душевно пела.

Но в итоге её посадили на высокую опору неподвижно. Все-таки люди не часто поют, намертво прикрученными к вулкану.

В результате такое решение подчеркнуло неподвижность певицы. Юле могло быть просто физически некомфортно петь в коляске на высоте. Такое происходит, когда состояние человека не очень оценивают с точки зрения, насколько ему удобно. В итоге получился тот провал, который получился».

Евгения Воскобойникова:

«Я смотрела выступление Юли, и мне показалось, что проблема не столько в коляске, сколько в дыхании. Это объясняется спецификой Юлиного заболевания, которое продюсерам тоже нужно было учитывать.Человек, сидящий на коляске, отличается особенностями положения позвоночника, не совсем правильным положением диафрагмы. Всё это играет роль, особенно когда ты поёшь и нервничаешь.

С другой стороны, специфика физического состояния — это в значительной степени проблемы самого человека. Точнее так: если ты сам не озвучиваешь некоторые требования (не потому что ты капризный, а потому что это помогает тебе жить, работать и двигаться дальше), людям твои особенности непонятны.

Это большая проблема наших людей с инвалидностью. Мы молчим о том, что нам некомфортно, не говорим, что было бы удобнее чуть-чуть поменять.

Как правило, мы думаем: что я опять буду вещать в пустоту, всё равно это никому не нужно. Чаще всего это правда. Но, к счастью, сейчас всё меняется, и нужно громко заявлять о том, что тебе необходимо. Например, если перед выступлением тебе нужно полчаса полежать в тишине, организаторы вполне могут изыскать такую возможность».

Вывод. Режиссёрская фантазия без цели и границ – зло. Пытаясь одновременно исполнительницу подчеркнуть и спрятать, постановщики получили невнятный номер, который конкурса не украсил.

Кстати, победительница 2018 года Нетта тоже двигалась немного, и постановщики её номера это прекрасно обыграли.

Впрочем, в истории отечественной эстрады был случай, когда Аллу Пугачёву посадили на трапецию и подняли под купол цирка без страховки и без предупреждения, потому что надо было срочно отснять номер для новогоднего шоу. О том, что вообще-то было страшно, она тоже вспоминала много лет спустя. Наверное, это не очень правильно.

Артистка сама о себе

Юлия Самойлова. Фото: ТАСС, Мария Антипина

О том, как проходил конкурс, Юлия Самойлова рассказала журналистам на пресс-конференции. И открылись интересные подробности.

В октябре 2016 года – Юля перенесла операцию – вытяжку позвоночника. Врачи рекомендовали ей год не петь, но уже через месяц она записала клип совместно с Гошей Куценко.

— Он сказал: «Давай, приедешь с операции – снимем клип». Это заряжало и мотивировало. У меня нет никакого продюсера, поэтому все решения, петь или не петь, я принимаю сама. Это очень милая песня, мне давно хотелось её спеть – и мы её записали, — говорит Самойлова. Потом последовало первое приглашение на «Евровидение» и вся история с запретом на въезд в Киев.

О том, что я еду на конкурс через год, я сама узнала из СМИ. Позвонила продюсерам – и мне подтвердили: «Да, поедешь». Но весь год всё равно находилась в каком-то напряжении и непонимании, будет это на самом деле или опять что-то случится. А потом уже хотелось, чтобы мне скорее дали песню, чтобы всё было серьёзно, и начать готовиться. Потому что я из тех артистов, которым на серьёзную подготовку нужно, наверное, больше двух месяцев.

С нами летела делегация – режиссёры, помощники режиссёров. Из моей команды со мной летел муж, визажист и парикмахер, с которыми мы работаем пять лет. А мужа я знаю девять. Мои родители тоже прилетели в Португалию, но там настолько жёсткий контроль, что с ними могли увидеться только уже после концерта, выйдя из здания, на нейтральной территории.

Врача в команде не было, никакого, ни фониатра, ни психолога – всё делалось своими силами. Лекарства везли с собой, а муж у меня от природы хороший психолог, меня успокаивал.

Ещё мне не сказали, что можно ходить не на все репетиции. Некоторые участники, например, были только на одной. А репетиция в Лиссабоне – это такой же концерт при полном зале. Так что у меня «Евровидений» было четыре.

У меня были мысли отказаться от участия в «Евровидении», особенно, когда подготовка пошла не так, как я себе представляла. Возможно, у меня просто смутные представления о том, как готовятся к таким конкурсам… Но потом я подумала, что попробую, и смогу справиться с поставленной задачей. Всё-таки это была моя мечта, пусть и наивная. Видимо, я слишком много на себя взяла и перенервничала.

— Постановщики спрашивали вашего мнения и удобно ли вам?

— Скорее это было так – номером занимались знающие люди, которые сами решили, как будет лучше. А я всё послушно делала. Мне, конечно, заранее всё примерно объяснили, показали на рисунках декорации. Но представляла я себе другую картину.

Что бы сделала я сама? Поскольку я маленького роста, поставила бы какой-то подиум. Но не гору… Видимо, я не рассчитала силы, хотела сделать ещё лучше, и довела себя до такого состояния, дала такую эмоцию, что чуть не плакала.

Многие сказали, что я забыла текст, но я не забыла, а просто решила отдышаться, чтобы не было кома в горле.

— Мир шоу-бизнеса, как вы убедились, жестокий. Хватит ли сил идти дальше?

— Да я не знаю, жестокий он или нет. Думаю, в любом деле найдутся люди, которые будут говорить, что ты что-то делаешь не так. Сначала скажут, что ты молодец, а за глаза – что-то другое. Так будет, будь ты строителем или продавцом – всегда. Просто артист – публичная профессия, ты на виду, и больше людей тебя обсуждает.

Я стараюсь реагировать на всё спокойно. Мы – свободные люди, и живём в свободной стране. У каждого есть своё мнение, каждый делает, что он хочет, и я тоже.

Презентация книги

«Паравидению – мое «нет»!»

(Из книги Юлии Самойловой «Обычная необычная история»).

«Не так давно на одном мероприятии ко мне подошёл некий мужчина и сказал, что у него грандиозные планы:

— Мы хотим сделать паравидение — аналог Паралимпийских игр, только это будет музыкальный конкурс международного масштаба для людей с ограниченными возможностями. И я бы лично хотел видеть вас в жюри, Юля.

— Спасибо, но вряд ли мне это интересно, — ответила я. <…>

Музыка — это не спорт. Всю свою жизнь участвовала в вокальных конкурсах наравне со здоровыми людьми. Пела плохо — ничего не занимала. Пела хорошо — получала приз. Это же музыка, какая разница, кто как выглядит? Тут не соревнование, кто быстрее споёт. Важен посыл артиста со сцены, важен его голос и как он им пользуется. Если у какого-нибудь человека нет ноги, но голос в пять октав и поёт он лучше половины нашей эстрады, очевидно, что его место на большой сцене. Он и так каждый день сталкивается с бытовыми трудностями, доказывая, что способен решить их самостоятельно. Так зачем ему устраивать препятствия там, где их быть не должно?»

Ни привилегированная, ни обделённая

(Из книги Юлии Самойловой «Обычная необычная история». )

«Моё детство было насыщенным и даже немного криминальным: сплошные приключения, передряги и невероятные истории. Мы с моими двоюродным братом Женей и сестрой Оксаной были бандой: крышевали беседки и песочницы, решали вопросы, завоёвывая уважение местных детишек. <…>

Инвалидной коляски у меня тогда не было. Вернее, была. Мы получили в собесе огромную, тяжёлую и широкую коляску, в которой можно было разместить меня и ещё троих моих клонов. Но она стояла за шкафом. Иногда по моей просьбе её доставали, клали набок, и я превращала её в карусель, катая на огромном колесе своих кукол. <…>

Галина Ефимовна (первая учительница) приняла меня очень хорошо. <…> Но хоть она меня и выводила в туалет и даже возила на уроки музыки на этаж выше, стоит отметить, что я не была её любимчиком. И никто не был. Она ко всем относилась совершенно одинаково и никого не выделяла.

Если я косячила, получала двойку, если делала всё правильно – пятёрку. Если я баловалась, она делала мне замечание, а могла даже прикрикнуть. Ко мне не было никакого особенного отношения, поэтому я себя не чувствовала ни привилегированной, ни обделённой.

Мне очень повезло, что у меня был такой учитель.<…>

У всех есть проблемы, если человек полностью здоров, это вовсе не означает, что он лучше меня или лучше остальных людей с ограниченными возможностями. Да и, как мне подсказывает мой скромный опыт, здоровые люди жалеют себя гораздо чаще, чем те, кто вызывает жалость своим внешним видом у этих здоровых людей».

Вот, пожалуй, главное, что мы имели сказать. Не мутируйте.

Юлия Самойлова родилась в 1989 году в городе Ухта. Инвалид первой группы, диагноз , с детства передвигается на коляске. С детства же занимается музыкой.
Лауреат детского музыкального конкурса «На крыльях мечты», лауреат и призёр нескольких музыкальных конкурсов в городе Инта, Екатеринбурге и Муроме. С 2008 по 2010 год – руководитель собственной группы «TerraNova», игравшей композиции в жанре тяжёлой альтернативной музыки.
Летом 2012 года подавала заявку на участие в шоу «Голос» на Первом канале, ответа не получила. В ноябре того же года стала участницей шоу «Фактор А» на телеканале «Россия», где, в итоге, заняла второе место.
С 2017 года выпустила два собственных сингла, снялась в двух клипах совместно с актёром и певцом Гошей Куценко. В июне 2018 года планирует выпустить первый собственный миниальбом.
С 2015 года замужем за музыкантом Алексеем Тараном, ставшим ее администратором.
Любит романы Пелевина и свою собаку.

Юлия Самойлова с самого детства передвигается с помощью инвалидного кресла. Однако, как сообщила сама девушка, так было не всегда, но это не помешало ей стать известной певицей. Талантливой девушке удалось выиграть на шоу Аллы Пугачевой «Фактор А» третьего сезона. Совсем скоро, после этого, Юлия Самойлова представляла Россию на конкурсе «Евровидение-2018».

В центре внимания Юлия Самойлова оказалась не только по этому. В Сети активно обсуждается причина инвалидности певицы, так как она заявила, что это была врачебная ошибка. Артистка утверждает, что она стала инвалидом из-за прививки, которую ей сделали в раннем детстве.

Почему Юлия Самойлова стала инвалидом: причины недуга певицы

Юлия Самойлова родилась 7 апреля 1989 года в городе Ухта. Она родилась совершенно здоровым ребенком, но в год ей сделали плановую прививку от полиомиелита, которая сыграла с ней роковую шутку. Именно после этой прививки, в один прекрасный момент, Юля не смогла больше стать на ножки. С тех самых пор, Самойловой дали первую группу инвалидности и она передвигается на инвалидной коляске.

С самого начала причина инвалидности была не ясна и девочку лечили от всего, ставя один за другим различные диагнозы. Только такое лечение не приносило никаких результатов и ей становилось все хуже. Когда Юле было пять лет, медики предполагали, что девочка вскоре умрет, но родители прекратили все лечение, после чего состояние стабилизировалось. В 13 лет ей смогли поставить прискорбный диагноз «спинальная амиотрофия Вердинга-Гофмана».

Почему Юлия Самойлова стала инвалидом: личная жизнь знаменитой певицы

Юлия Самойлова находится замужем за Алексеем Тараном. Они познакомились через Интернет в одной из социальных сетей. Ему было 18 лет, а она на два года старше его. Как-то в одном из интервью, Самойлова рассказала, что поначалу не воспринимала молодого человека как мужчину, он для нее был только другом. Однако со временем Алексей смог завоевать сердце Юли.

Оксана Заикина

Председатель некоммерческого партнерства информационной поддержки и содействия интеграции инвалидов «Открытый мир»

Я видела в интернете такой комментарий: «Это же лицо России, зачем инвалидов выставлять? Неужели не могли получше лица найти, чем Юлино?» Я считаю, что это песенный конкурс, на котором будут оценивать вокальные данные, а не параметры девушки. Юля не раз доказывала, что она отлично поет, а подобные комментарии - это личное отношение к людям с инвалидностью.

Я знаю, многие думают, будто Юлю отправляют на конкурс, чтобы показать хорошее отношение к инвалидам в стране, хотя на самом деле ситуация с доступной средой в России очень плохая. Мне кажется, хорошо, что проблема инвалидности выходит на поверхность. Ведь государство не враг своим гражданам, просто на местах все в руках исполнителей. А исполнители не понимают, как и для кого этого делать: они смотрят на наши проблемы как люди на двух ногах и поэтому никогда не поймут, как въезжать в подъезд на коляске. Чем больше люди с инвалидностью будут мелькать на экранах, тем лучше все будут понимать, что они могут быть не только попрошайками на перекрестке, а также достойными людьми, которые ведут нормальный образ жизни, стремятся к развитию и становятся соискателями рабочих мест.

Такая огромная страна, а всю ответственность возложили на Юлины хрупкие плечи

Появление Юли на «Евровидении» не относится к политике, как многие сейчас говорят. Этот бред придумал какой-то злой человек - как и то, что Юля не может попасть на Украину, потому что пела в Крыму. И потом, России манипулировать, что ли, больше нечем? Такая огромная страна, а всю ответственность возложили на Юлины хрупкие плечи. Пишут, что ей лучше было бы не ехать на «Евровидение», но зачем ей отказываться участвовать в конкурсе? Юля идет к своей мечте очень достойным путем.

Сергей Семайкин

Президент московской федерации паракарате

«Евровидение» - это цель для Юли, очень значимое в ее жизни событие, и я буду ее поддерживать. Она очень хорошо поет - и теперь она лицо нашей страны.

На фоне мировых событий отправлять Юлю - это достойный выход на конкурс. Почему бы не дать возможность талантливому человеку показать свои силы и возможности?

Для нас самое главное, чтобы изменилось отношение людей к людям на инвалидных колясках, потому что отношение чиновников не поменяется. Сочинская Паралимпиада глобально изменила взгляд на людей с ограниченными возможностями. Следующий шаг в этом направлении будет после «Евровидения».

Евгения Воскобойникова

Телеведущая, модель, общественный деятель

К тому, что на «Евровидение» отправляют Юлю, я отношусь довольно противоречиво. С одной стороны, мне как человеку на коляске это в каком-то смысле льстит. Это также показывает, что у всех равные возможности независимо от ситуации. Но с другой стороны, и объявление об участии Юлии, и то, как это было сделано, вызывает вопросы - все как-то исподтишка, еще и на фоне , который как будто пытаются сгладить. У большинства людей не сложилось впечатления, что это та самая единственная артистка, которая должна стать гордостью нашей страны.

Россия покажет себя более толерантной и открытой, наберет много очков, но доступная среда не станет от этого доступнее

Я не думаю, что в России что-то глобально изменится после участия Юлии в конкурсе: поговорят и забудут. Например, 9 мая - лишь один день в году, когда вспоминают о ветеранах, выставляя их как флаг. Подобным флагом станет и Юлия. Россия покажет себя более толерантной и открытой, наберет много очков, но доступная среда не станет от этого доступнее.

Почему-то никто не задумывается о мелочах. Например, о том, как непросто Юлии будет добираться в Киев. Прямых рейсов из Москвы нет, придется лететь через Минск, да и Киев не самый удобный город в плане доступности для инвалидов, это если не говорить о том, что Самойлову могут вообще развернуть на границе и отправить обратно в Москву.

Задача артиста в любой ситуации, на мой взгляд, - делать свою работу и стараться не реагировать на провокации. Поэтому я хочу пожелать Юлии достойного выступления и максимум положительных моментов, которые удастся вынести из этой ситуации, хотя бы финансовых.

Михаил Четвертаков

Певец, солист дуэта «Друзья на колесах»

Юля очень талантливая и очень сильная. Высказывания вроде «отправили в Киев девочку на коляске, потому что ее хотя бы избивать там не будут» отражают скорее общие политические настроения в обществе - у нас ведь напряженные отношения с Украиной. Политика сейчас вмешивается во все сферы жизни. Я как творческий человек против этого. Лучше пусть политика сама по себе существует, отдельно от таких событий, как «Евровидение».

Артист должен оставаться самим собой независимо от того, что о нем говорят. Все мы разные: кто-то гадости говорит, кто-то наоборот. Нужно радовать своим творчеством, чтобы оно приносило людям веру в себя.

Она будет примером для людей с инвалидностью, вдохнет жизнь в тех, кто уже веру потерял

Одно появление Юли на сцене уже поднимает проблему людей с ограниченными физическими возможностями на новый уровень. Как и наш дуэт: мы часто выступаем на таких площадках, где о понятии «доступная среда» никто и не слышал. Зато потом это заставляет организаторов задуматься.

К тому же ее увидит весь мир, в том числе и люди, сами оказавшиеся в трудной ситуации, которые не верят в себя и сидят в четырех стенах. Она будет примером для людей с инвалидностью, вдохнет жизнь в тех, кто уже веру потерял. После травмы я и сам немного потерялся, но потом посмотрел на других людей с инвалидностью, которые чего-то добились, и мне это очень помогло.