Агностик: кто это такой и его основные отличия от атеиста. Агностик — кто это простыми словами

Агностиком может быть как человек верующий, так и атеист. Такой человек не стремится всеми возможными и невозможными способами узнать истину. Для него весомей аргумент о том, что человечество не может ни доказать, ни опровергнуть существование высшей силы над нами. Кроме того, он будет воздерживаться от суждений большинства, к какому лагерю они бы не принадлежали. У агностика просто нет достаточных оснований полагать или утверждать обратное.

Нередко агностик отказывается вообще от каких-либо философских рассуждений в силу того, что явление не может быть описано или доказано по определению. Но это не значит, что такого человека вообще ничего не трогает, ни интересует и не волнует помимо житейских вопросов.

Есть множество шуток на этот счет. Понять, кто такой агностик, можно из примера, когда на заданный вопрос «кто виноват и что делать» - он ответит «не знаю» и не будет мучиться, разрешением извечных проблем. Агностики будут заниматься своими делами до тех пор, пока им не придется столкнуться с какой-то проблемой напрямую.

Суть агностицизма

Столь своеобразное мировоззрение и значение слова «агностик» популяризировано в одном из философских направлений – в агностицизме. Агностики не считают, что человечество познает мир объективно. В то же время, они никому не навязывают своего мнения и своего понимания этой жизни. Они даже верят в то, что истина у каждого своя, так зачем «ломать копья». Абсолютную истину все равно не дано узнать. Но это в теории. На практике нередко люди, придерживаясь агностических принципов, очень ярко выражают свои и эмоции. Поэтому оценку их суждений дают окружающие люди.

Что значит – агностик?

Агностики верят в научное познание. Но им кажется трудным и невозможным, а главное, бессмысленным, решение таких вопросов, как поиск жизни на других планетах, доказательство существования Бога и бессмертной души. Агностики больше склонны доверять результатам научных и социальных экспериментов, чем экспериментальным учениям и теориям. Они не предпринимают серьезных попыток ни что-то доказать, ни что-то опровергнуть. И они очень не любят, когда их пытаются перетянуть в свой лагерь враждующие стороны.

Хоть и говорят, что в споре рождается истина, агностик бы усомнился в этом утверждении. А упрощенные варианты ответов «верю/не верю» его тоже не устраивают. Со стороны может показаться, что агностицизм как философское направление в мировоззрении сильно тормозит прогресс – «раз ничего не добиться, то и не стоит». Но суть проблемы гораздо глубже. Агностиков можно уважать за то, что они не подвержены чужому влиянию, не признают навязываемых авторитетов. Но в то же время, зная, кто такой агностик в религии, вряд ли можно судить о человеке в общепринятом религиозном понимании. Так как такой человек просто отвергает любое навязываемое ему мнение, в том числе религиозное. А, как известно, в религиях ценится общность суждений. Хорошо это или плохо, можно судить в конкретном случае.

Агностическое восприятие мира

В истории сохранились имена таких известных агностиков, как Эммануил Кант, Дарвин, Эйнштейн. Они были непоколебимы в своих собственных суждениях. И есть примеры, когда из-за агностических убеждений известный или не очень человек не хотел вникать в суть проблемы, когда его об этом просили. Результатом могли стать конфликты, испорченные отношения коллег, хотя как раз этого агностики всеми силами пытаются избежать в своей жизни. Они больше ценят личный комфорт и неприкосновенность суждений.

Обычные люди считают, что «агностик» означает человека, которому нравится делать самостоятельные выводы, иногда идущие вразрез с общепринятыми суждениями. Но здесь многое решают обстоятельства – будь то на работе, в семье, в общественных организациях. У агностиков нет готовых (шаблонных) ответов на риторические вопросы. Человек со столь независимыми (хотя иногда противоречивыми) взглядами не сможет придти к определенному выводу просто по той причине, что сделать этот вывод ему мешает ряд объективных причин, отсутствие ресурсов для постижения истины, недостаточный потенциал знаний, отсутствие мотивации и т.д.

Агностицизм (от греческого agnostos - недоступный познанию), философское учение, согласно которому не может быть окончательно решен вопрос об истинности познания, получена объективная характеристика окружающей человека действительности. Диалектический материализм, признавая объективность мира, признает и его познаваемость, способность человечества достигать объективной истины.

Позиция Агностицизма разделялась в истории философии представителями идеализма (в особенности субъективного), а в некоторых случаях, - и материализма. Это обстоятельство служит в диалектическом материализме основанием для выделения вопроса о познаваемости мира в качестве второй стороны основного вопроса философии.

Термин "агностицизм" введён английским естествоиспытателем Гексли в 1869, однако выражение позиции Агностицизма можно обнаружить уже в античной философии, в частности у Протагора, софистов, в античном скептицизме. Первоначальные формы Агностицизма возникли в связи с обнаружением несовершенства, изменчивости знания. Это особенно относилось к проблеме первоначальных оснований всего сущего: уже на ранних ступенях развития философии было предложено большое количество вариантов картины мироздания, каждая из которых опиралась на свой особый набор таких первоначал или на одно из них; но ни один из вариантов не обладал достаточной логической убедительностью. Осознание этого факта и породило скептицизм, а его крайней формой выступил Агностицизм - принципиальное отрицание возможности проникновения разума в подлинную суть вещей.

Наиболее последовательно в истории философии Агностицизм проведён в системе Юма. Утверждая, что единственным источником познания является опыт, Юм исходил из невозможности подвергнуть его проверке, а отсюда следовала, по его мнению, и невозможность установить адекватность между данными опыта и объективным миром. Например, понятие причинности возникает как результат многократного повторения следования одного явления за другим. Обобщая эту повторяемость, мышление делает вывод о существовании причинно-следственной связи между соответствующими явлениями. Однако в действительности, полагал Юм, такой вывод есть лишь продукт мышления. Аналогичным образом и всё познание имеет дело лишь с опытом и принципиально не может выйти за его пределы, а потому не может судить о том, каково отношение между опытом и реальностью.

Точка зрения Юма и его предшественников явилась своеобразным выражением понимания того, что познание не есть простое копирование действительности, а является сложным процессом освоения объекта субъектом, причём в этом процессе многое определяется творческой активностью субъекта. Но если у Юма этот тезис получил скорее негативное выражение, то Кант сделал важный шаг в раскрытии его позитивного содержания. Положив в основание своей теоретико-познавательной концепции резкое разграничение "вещи в себе" (которая недоступна познанию как таковая) и "вещи для нас", т. е. фактически приняв позицию Агностицизма, Кант использовал это разграничение как отправную точку для анализа внутренней активности познающего мышления. Отсюда возникла его постановка вопроса об условиях познания, в том числе и условиях самого опыта.

Один ряд этих условий создаётся самим объектом, другой - познающим субъектом. Отсюда, по Канту, следует, что в продукте познания необходимо различать то, что принадлежит самому объекту, и то, что привнесено природой мышления. Анализируя эту последнюю, Кант указывал на существование т. н. априорных (см. Априори) форм чувственности и рассудка. Эти формы, будучи свойственны лишь субъекту, упорядочивают чувственный опыт и т. о. непосредственно участвуют в формировании системы знания. Позицию Канта можно рассматривать как логическое завершение линии агностицизма. Показав, что чисто логическим путём невозможно установить соответствие между объективным миром и системой знания и что природа познания не может быть раскрыта без специального анализа познавательных возможностей субъекта, Кант - и именно в силу свойственного ему агностицизма - фактически остановился на полпути. Настаивая на существовании принципиальной границы между познанием и действительностью, он не смог объяснить, каким образом познание увеличивает мощь человечества в овладении им природой.

В некоторых направлениях и школах послекантовской буржуазной философии элементы Агностицизм оказываются весьма живучими, особенно в области социального познания. Это прежде всего характерно для различных школ позитивизма и неопозитивизма.

Ещё в начале 20 в. Ленин подверг критике Агностицизм махизма и эмпириокритицизма. В настоящее время одним из характерных выражений Агностицизм является гносеологическая позиция т. н. конвенционализма, согласно которой отношение между фактом и относящимся к нему высказыванием - чисто условно, поскольку возможно описание одного и того же факта в различных высказываниях. Отсюда делается вывод о произвольности познания. Но в действительности между различными языками описания обычно могут быть установлены достаточно жёсткие соответствия, не говоря уже о том, что различные, описания, если они соответствуют действительности, дают в принципе одинаковый результат при их практическом применении.

Другой характерной для неопозитивизма формой Агностицизм является отказ от какого бы то ни было решения вопроса об отношении познания и действительности под предлогом того, что этот вопрос относится к числу "метафизических" и не допускает "строгого" решения. Неубедительность этой позиции доказывается уже самой историей неопозитивизма, который, вопреки первоначально провозглашенным тезисам, всё более и более вовлекается в обсуждение "метафизических" проблем.

Позицию Агностицизм защищает и критический реализм. Один из главных представителей этого направления, Сантаяна, утверждает, например, что познание носит принципиально символический характер и что самое большое, на что можно надеяться, - это окружить объект подходящей символикой, а затем, быть может, посредством удачного проникновения воображения (которое само по себе недостоверно), постичь сущность объекта. Согласно Сантаяне, убеждение в истинности познания коренится в конечном счёте в свойственной человеку животной вере. Эта, как и все другие многообразные современные формы Агностицизм, основывается на преувеличении отдельных сторон процесса познания, на игнорировании органической взаимосвязи мышления и предметно-практической деятельности.

Развивая поставленную немецким классическим идеализмом проблему активной природы познания, диалектический материализм подверг последовательной критике кантовский fгностицизм. В работах К. Маркса, Ф. Энгельса и В. И. Ленина было показано, что действенность, "посюсторонность" мышления нельзя установить, оставаясь на точке зрения созерцательного подхода, что для этого необходимо рассмотреть само мышление как момент целостной предметно-чувственной деятельности человека, причём сам человек должен быть понят как исторически-конкретный общественный субъект. Тем самым обоснование истинности познания, доказательство соответствия между познанием и действительностью было перенесено из сферы умозрения в сферу практики. Если общественно-историческая практика позволяет человеку всё более увеличивать свою власть над природой, совершенствовать общественые отношения, развивать методы и средства мыслительной деятельности, то это значит, что познание всё более адекватно отражает действительность. Например, расшифровка генетического кода обосновывается не только и даже не столько чисто теоретическими соображениями, но прежде всего тем фактом, что она открывает путь к реальному управлению изменением природы живых организмов.

Кто такие агностики, и каких взглядов на жизнь они придерживаются? На этот вопрос сегодня ответит не каждый, хотя само слово «агностик» употребляют многие.

Появление термина «агностик»

Первоначально термин «агностик» появился в конце девятнадцатого века и подразумевал систему взглядов на религию, отличную от позиции официальной церкви. Если в церковном изложении суть вещей была определена, но доказательно не обоснована, то агностики не собирались принимать «на веру» бездоказательную базу и оставляли вопрос о происхождении жизни и существовании бога открытым, предполагая, что когда-нибудь человечество сможет на него ответить.

Впервые термин употребил британский ученый дарвинист Томасу Генри Хаксли в 1876 году. Сегодня агностик это человек, отрицающий все виды существующих религий и вероисповеданий, но не отвергающий саму сущность божественного понятия. Агностики пытаются разобраться в сущности вещей исходя из наличия объективных доказательств существования единого созидательного начала всей окружающей жизни. Они принимают только доказательства, полученные через непосредственное восприятие сути вещей и их создания, не исключая применение медитативных техник и практик, используя описания опыта познания источника жизни людьми, достигшими «просветления», а так же, зачастую, оставляют вопрос наличия создателя всего сущего открытым, не отрицая его уместности.

Чем атеисты отличаются от агностиков

Атеисты это люди, придерживающиеся концепции материализма. Материализм есть разновидность веры, ибо концепция так же бездоказательна, как и существование бога в религиозной трактовке. Доля атеистов в мировом пространстве не превышает 10-ти процентов.

Агностики принципиально иные люди. Их концепции выходят за пределы простой веры. Когда агностик не получает убедительных доказательств, он оставляет вопрос открытым. Количество агностиков в мире неуклонно растет, обретая своих сторонников из числа тех, кто разочаровался в догматах официальной религии.

В агностицизме существуют два основных направления – теологическое и научное. Первое направление придерживается убеждения, что если от религиозной трактовки отделить мистику, то останется приемлемая для жизни человека концепция культурных и моральных ценностей. Данные ценности и принимаются течением теологического агностицизма за основу существования и морального поведения. Так, христиане-агностики ушли от мистики, присущей христианству, но оставили его мораль, как основу поведения.

Научный агностицизм в своей основе отталкивается от понятия, что любое познание сути создания мира не является точным, поскольку искажается человеческим сознанием. Агностики данного направления убеждены, что пока существует сознание как элемент познания и мысли, объективная картина не может быть воспринята. Направление не отрицает, что возможность познания может появиться в будущем.

Здравствуйте, уважаемые читатели блога сайт. Если вы зададитесь вопросом: кто такой агностик, ответ простой. Это человек, придерживающийся мировоззрения агностицизма ().

Слово «агностицизм», в свою очередь, происходит из древнегреческого и означает в переводе «непознаваемый» . Имеется в виду, что окружающий нас объективный мир в принципе нельзя познать через субъективное восприятие (глаза, уши, мозг), ибо такое восприятие может искажать реальность.

По-прежнему ничего не понятно? Давайте разбираться пошагово.

Кто такие агностики?

Любой человек может оказаться агностиком. , какие-то политические взгляды. «Изюминка» в том, что люди стремятся познать истину и смысл существования выбирая доступные способы. Но для любого убеждения нужны доказательства. Если тезис нельзя опровергнуть, доказать, о суждениях не может быть речи, ведь правой может оказаться любая сторона.

Приведем пример: неизвестно, существует ли Бог, его существование не доказано, не опровергнуто. Агностик не стремится следовать за суждениями большинства, вне зависимости от «лагеря», он готов о чем-то говорить, имея веские основания.

Довольно часто приверженцы подобного мировоззрения полностью отказываются от философствования, так как явление просто не может быть точно определено. Не стоит думать, что агностики – эдакие «сухари», их ничего не волнует, кроме бытовой составляющей. Просто они не озабочиваются теми моментами, которые не касаются их напрямую, не тревожатся о смысле бытия.

При этом агностики не атеисты в чистом виде, а нечто среднее между ним и верующим человеком. Они считают, что человек не может познать всего в силу своей ограниченности и субъективности (не факт, что увиденное вашими глазами и обработанное мозгом именно так и выглядит).

По определению, любая система не может постичь сама себя. Что уж говорить о божественном и истинной природе вещей. Поэтому агностики, не веря в бога, не опровергают его существования, ибо доказать нельзя ни то, ни другое. Глупо отрицать то, что не можешь понять. Но также и верить в это они не могут, в силу своего особого мировоззрения.

Интересно: термин появился, благодаря профессору Томасу Генри Гексли. Это произошло в 1869 году. Английский зоолог осознал: он не отрицает, что боги могут существовать (он не атеист), но не желает принимать никакую веру.

Агностицизм встречается в античной философии (Протагор, Сагджай, Белаттхапутт). Есть мнение, что это течение берет начало от скептицизма и агностик — это синоним слова скептик .

Знакомство с мировоззрением агностицизма

Агностицизм не вероисповедание, но . На вопрос «что это и кто такие агностики» есть несколько фактов-ответов. Своеобразный чек-лист для выявления в себе зачатков этого взгляда на мир:

  1. Агностики понимают: современное человечество необъективно познает окружающий мир.
  2. Они не привыкли навязывать мнение, возводить в абсолют понимание реальности.
  3. Такой человек убежден, что у каждого собственная правда, нет резона «ломать копья», спорить. Реальность равно не понять.

Агностицизм – вера в науку, познание . Реально то, что можно четко объяснить, доказать, обосновать. Невозможно, по мнению агностиков, рассуждать на такие темы, как:

  1. Существование Бога.
  2. Пришельцы.
  3. Переселение душ.
  4. Привидения.

Философский вопрос может быть обсужден, но не доказан. Последователь этой парадигмы «верит» лишь научным, социально обоснованным экспериментам, оставляя другим теоретические околонаучные форматы. Не в правилах агностиков доказывать, оспаривать , они ждут того же от других, не терпя «перетягивания» в свой лагерь.

Помните старую добрую пословицу, что в споре происходит рождение истины? Для агностиков – это неверное убеждение. Познание объективно, а «верю» / «не верю» — упрощенные варианты ответов для тех, кто не хочет смотреть правде в глаза, искать доказательства.

Есть мнение, что философия агностицизма не способствует прогрессу, ибо они не пытаются найти ответы на новые вопросы, однако все несколько иначе. Наоборот, агностики:

  1. Не ориентируются на чужое мнение.
  2. Уважают науку, стремятся найти ответы в ней.
  3. Им чужды навязываемые авторитеты. Говоря о том, кто это такие и что за люди, стоит отметить: для любой религии не «удобна» личность , так как в религиозном сообществе важна общность суждений, а для агностика это практически невозможно.

Стоит знать: если обратиться к философии, то агностицизм – это даже , а скепсис в познании , . Агностики сомневаются в объективной реальности. Вспомните утверждения Протагора: все такое, каким кажется.

В агностицизме не приветствуется поиск универсального основания. Ленин считал: у этого мировоззрения налицо интеллектуальная нерешительность, что не помешало многим великим людям разделять их взгляды.

Мир через призму агностицизма

Изучая историю, вы найдете имена многих агностиков. Эйнштейн, Бертран Рассел, Кант, Дарвин. Они разные, но их объединяет непоколебимость суждений . Это хорошо и плохо одновременно. Нередко агностические убеждения побуждают личность не вникать в суть проблемы, что приводит к неприятным последствиям (конфликты, хотя их агностики не переносят на дух).

Если поискать в Интернете определения того, что такое агностик, то можно найти много интересных интерпретаций и массу упрощений. Нередко все сводится к тому, что это люди, которые, в первую очередь, стремятся к самостоятельности выводов, которые могут быть параллельны или полностью противоположны общепринятым в социуме суждениям.

Это только одна сторона медали, так как на многое влияет окружение, обстоятельства. Дело в том, что агностики не имеют «энциклопедию» с шаблонными ответами на риторические вопросы, которые могут быть им заданы. Их взгляды могут быть независимыми и противоречивыми одновременно, ведь считать себя правым всегда невозможно из-за:

  1. Отсутствия ресурсов.
  2. Минимума знаний в определенной отрасли.
  3. Недостаточной мотивации.

Подводя итоги, скажем: данный взгляд являет собой устойчивое мировоззрение. Его суть в том, что окружающий мир познать объективно невозможно. Абсолютной истины нет , с этим надо смириться. Важно понимать: агностицизм не науке, так как в уже имеется острая необходимость доказывать истинность фактов.

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога сайт

посмотреть еще ролики можно перейдя на
");">

Вам может быть интересно

Что такое гносеология Кто такой кум(а) - определение понятия, роли и обязанности Маргинал или изгой общества Что такое патч - для чего они нужны, могут ли нанести вред и какие патчи различают Кто такой трансгендер и как люди ими становятся Архаизмы - это язык наших предков

Агностики — люди, считающие объективное познание окружающего мира невозможным. С точки зрения агностиков, абсолютной истины нет – каждый человек имеет право на точку зрения.

Люди называют себя агностиками, когда речь заходит о религии. Здесь кроется компромиссная между атеизмом и религиозностью точка зрения: существование бога (богов) недоказуемо на основе имеющейся информации, но и отрицать такую возможность не следует.

При этом даже среди агностиков присутствует разделение на верующих и неверующих .

Агностические атеисты не верят в существование богов, агностические теисты, напротив, убеждены в существовании минимум одного божества. Но и те, и другие сходятся в том, что нельзя знать наверняка, есть божества на самом деле или нет.

К агностическим атеистам себя относил знаменитый британский философ и математик Бертран Рассел. Он иллюстрировал свои взгляды, проводя аналогию с находящимся на земной орбите крохотным фарфоровым чайником: нельзя быть стопроцентно уверенным, что чайника на орбите нет, однако верить в его существование совершенно не обязательно.

Сегодня «чайник Рассела» используют как аргумент в пользу того, что в споре насчет истинности или ложности некоторых суждений бремя доказательства лежит на утверждающем, а не на его оппоненте – нельзя доказать отсутствие чего — либо.

А может вы — игностик?

Отдельный «подвид» агностиков — игностики. На вопрос о религиозных взглядах игностики просят собеседника дать определение бога, а после решают, верят ли в описанное.

Корни агностицизма просматриваются еще в древнеримской и древнегреческой философии. Философы писали о принципиальной невозможности проверить реальность существования богов. Солидарны с ними были и древнеиндийские мыслители.

Агностицизм противопоставляется гностицизму, к которому относятся многие религиозные течения эпохи Поздней Античности, в том числе — раннехристианские учения. Гностицизм подразумевает существование некоего тайного знания, гнозиса, доступного для просветленных. И лишь пришедшие с помощью интуиции к этому знанию обретают спасение.

Термин «агностицизм» принадлежит зоологу-эволюционисту Томасу Гексли. Ученый ввел его в употребление в 1869 году , когда его пригласило на свои заседания Метафизическое Общество — философское общество, основанное в Великобритании в том же году. Размышляя над тем, кто же он сам — христианин ли, материалист, атеист — Гексли охарактеризовал себя как «свободно мыслящего человека».

Это описание и легло в основу определения. Выдвигались и другие версии происхождения термина. Русский князь Петр Кропоткин утверждал, что так назвалась в XVIII веке группа британских писателей, решивших, что такое определение подходит им лучше, чем «атеисты».

Сторонники атеистического мировоззрения считают агностицизм лишним понятием. Немецкий философ Фридрих Энгельс называл агностицизм «стыдливо прикрытым материализмом», а сегодняшние атеисты насмешливо называют агностиков «незнайками». Тем не менее, многие приверженцы атеистических убеждений признают умение агностиков мыслить рационально.

Отношение верующих к агностикам не менее противоречиво. Некоторые из них надеются, что, раз агностики не уверены в том, что богов нет, их можно склонить на свою сторону. Другие же смотрят на агностиков с пренебрежением — им кажется, что агностицизм достаточно близок к религиозному взгляду на мир, однако агностики при этом не ходят в церкви или мечети, не молятся и не совершают каких — либо религиозных обрядов.

Сколько в мире агностиков?

В 2006 году издание Financial Times совместно с исследовательской компанией Harris Insights & Analytics провела опрос по теме религиозных взглядов среди жителей США и пяти европейских стран. Как выяснилось, максимальное количество агностиков проживало в Великобритании — 35%.

Во Франции и Испании их о казалось 32% и 30% соответственно. В Германии доля агностиков составила 25% населения, в Италии — 20%. Наименьшее количество агностиков, всего 14%, оказалось в США. По статистике американского Исследовательского центра Пью за 2012 год, число агностиков составляет всего 3,3% от взрослого населения США, при этом 55% из них склоняются к религиозному мировоззрению.

В России, согласно статистике Левада-центра, 22% населения относят себя к нерелигиозной части общества, в эту категорию кроме агностиков входят атеисты и люди, безразличные к религии.

Аналогичным образом складывается ситуация и в странах Азии — в Японии доля нерелигиозных граждан составляет 64-65%, а во Вьетнаме доходит до 81%.

В Канаде доля агностиков и атеистов составляет треть населения. На Мальте, В Турции, Румынии и Польше всего 1% агностиков и атеистов.