Апк республики хакасия

За каждую корову - 500 рублей государственного пособия. Эта программа республиканских властей вызывала немало иронии и споров, но факт остается фактом: первые такие выплаты начались уже этим летом. Развитие и поддержка сельского хозяйства, малых сел Хакасии - это конек главы региона Виктора Зимина. Хакасия всегда была аграрным регионом, и развал достижений советских лет следует воспринимать как трагедию. В очередной статье на страницах правительственной газеты Виктор Зимин заявляет: он знает, как сделать сельское хозяйство прибыльным и престижным занятием.

Надежда Пономаренко и её семья - это те люди, которые точно знают как развивается сельское хозяйство в Хакасии. Эти фермеры выращивают кроликов в голой степи, и уезжать никуда не собираются. Более того, семья Пономаренко расширяет свой бизнес, да ещё и на миллионы рублей от правительства. И таких фермеров по Хакасии - десятки. В интервью газете Хакасия глава региона приводит такие цифры: за четыре года финансирование сельского хозяйства республики увеличено до миллиарда рублей ежегодно, что в два раза больше, чем было в 2008 году.

Совсем недавно в Хакасии стало на 36 миллионеров больше. Именно столько фермеров и аграриев получили деньги на развитие. Кому-то досталось 1,5 миллиона, а кому и все 5. Главное условие - грамотный бизнес-план и создание у себя на ферме дополнительных рабочих мест. Одним выстрелом - двух зайцев: бизнес развивается, безработица на селе сокращается.

Хакасия - практически единственный регион России, где есть четкая политика удержания людей в селе, развития инфраструктуры. Это дороги, электричество, ФАПы, амбулатории, дома культуры, музеи, новые водопроводы. Уже не первый год работает программа "Чистая вода". Жителям пробивают скважины всего за 10% от стоимости, остальное - деньги федерального бюджета

А в прошлом году Виктор Зимин придумал как дополнительно заманить молодёжь в село. Теперь каждая молодая семья и молодые специалисты могут претендовать на бесплатный земельный участок.

Глава республики известен тем, что регулярно объезжает всю Хакасию вдоль и поперёк. Когда разбираешься в проблеме, легче привлекать федеральные деньги. И сразу видно какой результат дают программы поддержки фермеров.

В 2011 году урожайность зерновых в республике составила 18,2 центнера с гектара, чего в советское время не добивались никогда. Сегодня республика надаивает в год по четыре тысячи литров молока на одну фуражную корову, хотя лучший результат того же советского периода составил - 2,5 тысячи литров.

В республике начала действовать программа сохранения и развития малых сёл. Планируется ежегодно выделять деньги на восстановление деревушек, в которых меньше 100 жителей. Там стали появляться детские и спортивные площадки, новы фонари и дороги. Похоже, все помнят знаменитое распоряжение Зимина в адрес министерств: каждому взять под опеку по малому селу. Чиновники ездят в деревни, чинят колонки, красят заборы.

Судя по интервью, еще одна задача - сделать так, чтобы многомиллионные вливания в село оценили не только деревенские, но и городские жители. А это станет возможно, когда по всей республике заработают сельхоз-рынки. Один такой уже строится в Абакане, на очереди Черногорск. Посредников не будет, а значит и цены должны заметно упасть.

На улице Тельмана уже 31 августа должны появиться торговые ряды: помидоры, мясо, рыба, мёд и другая сельхозпродукция. Наша, а не привозная, не понятно кем и как выращенная. Это самый главный показатель работы губернатора, который каждый сможет потрогать руками, а не вычитать из газеты или посмотреть по телевизору.

Введение Глава 1. «Агропромышленный комплекс» 1.1 Структура агропромышленного комплекса Глава 2 «Порядок предоставления государственной поддержки на развитие агропромышленного комплекса Республики Хакасия» 2.1 Приобретение минеральных удобрений, средств защиты растений и финансирование мероприятий по элитному семеноводству. 2.2 Финансирование реконструкции и эксплуатации мелиоративных систем и средства на проведение агрохимического обслуживания. 2.3 Субсидии на поддержку табунного коневодства и мараловодства и субсидирование части затрат на приобретение дизельного топлива, использованного на проведение сезонных сельскохозяйственных работ. 2.4 Компенсация части затрат по страхованию сельскохозяйственных культур и субсидии на приобретение минеральных удобрений, средств защиты растений. 2.5 Субсидии на приобретение минеральных удобрений, средств защиты растений. Глава 3 «Основные направления государственной поддержки сельхозтоваропроизводителей на перспективу. Целевые программы». Заключение Список используемой литературы: Приложения.
Введение

Сельское хозяйство - это отрасль хозяйства, направленная на обеспечение населения продовольствием (пищей, едой) и получение сырья для ряда отраслей промышленности.

Отрасль является одной из важнейших представленных практически во всех странах. В мировом сельском хозяйстве занято около 1,1 млрд. экономически активного населения (ЭАН). Роль сельского хозяйства в экономике страны или отдельного региона показывает её структуру и уровень развития. В качестве показателей роли сельского хозяйства применяют долю занятых в сельском хозяйстве среди ЭАН, а также удельный вес сельского хозяйства в структуре ВВП.

Хакасия - развитый сельскохозяйственный район Восточной Сибири. Обширные площади, занятые пастбищами и сенокосами, - основа развития животноводства (тонкорунное овцеводство, молочное животноводство). Важную роль играет - коневодство. В растениеводстве главные культуры - пшеница, ячмень, овес, просо. Из технических культур подсолнечник, сахарная свекла. Коэффициент душевого производства по животноводству составляет - 1,2 процента. Сельскохозяйственные угодья составляют менее 20 процентов от площади региона.

На сегодняшний день в сельском хозяйстве республики не предусмотрен определенный план по мере финансирования расходов в регионе. Именно поэтому никто из крестьян о работе профильного министерства не может отозваться положительно. Ситуация в отрасли сельского хозяйства Республики Хакасия, а так же и по всей территории России в целом достаточно не простое. Сельское хозяйство России оказалось отброшенным на несколько десятилетий назад, по причине искажения существа рыночных реформ. Среди основных проблем стоит проблема молочного животноводства, т.к. не только падает его рентабельность, но и сокращается поголовье дойных коров, это только одна из основных проблем сельского хозяйства Республики Хакасия. Без государственной поддержки сельское хозяйство региона не может развиваться, усиленными темпами. Возможность регионов бюджета ограничены и помощь с их стороны сельскому хозяйству мала. Хотя постоянно делаются маломощные попытки поддержать развитие производства, элитного семеноводства, племенного животноводства, сельских подворий. Пока соотношение в средствах поддержки федерального и регионального бюджетов будет сохраняться 1:6, ситуация не измениться. Только по этой причине провалены в Хакасии федеральные программы, такие как «Социальное развитие села», «Повешение плодородия почв».

Принимаемые разрозненные экономические и организационные меры поддержки производства сельскохозяйственной продукции и регулирования продовольственного рынка силу отсутствия государственной политики в области сельского хозяйства не давали ощутимых положительных результатов. В тоже время необходимо отметить, что в последние годы в этом направлении происходят позитивные перемены. Реализуется национальный проект «Развитие АПК, приняты «О развитии сельского хозяйства», Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012гг. В ней предусматриваются ряд направлений поддержки аграрного сектора. В частности используется пятилетний режим планирования; в правовой оборот вводится такое понятие как устойчивое развитие сельских территорий. Кроме того, уделяется внимание повышению уровня жизни населения и его занятости и ряд других. Приоритетные национальные проекты и целевые комплексные программы на федеральном уровне призваны решать глобальные проблемы в масштабе страны. В регионах Сибири существует также проблемные направления, без решения которых блокируется нормальное развитие аграрного сектора, достижение качественных перемен в экономическом механизме его функционирования.


Глава 1. «Агропромышленный комплекс»

1. Агропромышленный комплекс - совокупность связанных между собой общественных разделений труда отраслей экономики, обеспечивающих воспроизводство продуктов питания, и промышленных предметов потребления из сельскохозяйственного сырья в соответствии с потребностями общества и спросом населения.

Агропромышленный комплекс представляет собой совокупность отраслей народного хозяйства, связанных между собой экономическими отношениями по поводу производства, распределения, обмена и потребления сельскохозяйственной продукции.


Мелких месторождений меди. На территории республики имеется Хабзасское месторождение химически чистых известняков, которые пригодны для производства цемента, карбида и металлургических процессов. Республика Хакасия обладает месторождениями барита. Имеются месторождения фосфатного. Прогнозные ресурсы Минусинского каменноугольного бассейна оцениваются в 15 млрд.тонн. Открытым способом добывается...

Права собственности на недвижимое имущество. В 2007 году на основании судебных постановлений было зарегистрировано каждое 22 право на недвижимое имущество (См. Приложение). Более подробно судебное решение, как основание для регистрации прав на недвижимое имущество будет рассмотрено во второй главе. ГЛАВА 2. ГОСУДАРСТВЕННАЯ РЕГИСТРАЦИЯ ПРАВ НА НЕДВИЖИМОЕ ИМУЩЕСТВО, УСТАНОВЛЕННЫХ СУДЕБНЫМ...

Хакасия, 15 февраля: Открывая совещание, Виктор Зимин подчеркнул - в республике поддержка сельского хозяйства не прекратится, а будет даже увеличена.

- Ответственно заявляю, что не намерен менять своего отношения к селу и сельскому хозяйству. Это одна из важнейших составляющих благополучия жителей, территории и продовольственной безопасности. Мы это доказали на деле, все вместе - крупные сельхозпредприятия, фермеры, владельцы личных подсобных хозяйств, дачники и садоводы. Мы стали сами себя обеспечивать основными продуктами питания. И что важно для жителей, по многим позициям держим одни из самых низких цен в Сибири , - сказал Виктор Зимин.

Глава Хакасии отметил, что с 2009 года ежегодные расходы республиканского бюджета на сельское хозяйство и рыбоводство стали составлять от 500 до 800 млн рублей. Увеличился за этот период и объем финансирования из федерального бюджета.

Большое внимание было уделено и фермерству. Финансовую поддержку на конкурсных условиях получили 235 начинающих фермеров в совокупном объёме 370 млн рублей. Суммарная помощь на развитие семейных животноводческих ферм составила 230 млн рублей, её распределили между 39 победителями конкурса. На поддержку дачных обществ республика за прошедшие годы направила 111 млн рублей.

В результате предпринятых мер численность крупного рогатого скота выросла со 162 тысяч голов почти до 185 тысяч. Численность овец была 134 тысячи, а теперь превышает 320 тысяч. Сейчас в республике больше 35 тысяч лошадей, это на 10 тысяч больше, чем было в 2009 году.

Молочная продуктивность в сельскохозяйственных организациях достигла почти 4,5 тонны на одну фуражную корову. Объем производства высококачественной говядины по итогам 2017 года составил 5,6 тыс. тонн. Объём производства товарной рыбы и промышленного рыболовства в период с 2014-2017 г. вырос с 600 тонн до более тысячи тонн.

- Радует, что сегодня наши сельхозтоваропроизводители выполняют все поставленные задачи. Несмотря на плохие погодные условия, из-за которых три района в прошлом году попали по режим ЧС, валовый сбор зерна составил 120,4 тысяч тонн. На самом деле идет становление фермерских хозяйств, сельхозпредприятий , - сказал Александр Башков. Он добавил, что на текущий год в министерстве разработана программа, направленная на поддержку растениеводства, а также сохранены все действующие программы.

В рамках совещания стороны обсудили варианты дополнительной финансовой поддержки фермерских хозяйств, возможность использования предприятиями из Хакасии льготного кредитования в рамках госпрограммы развития сельского хозяйства и другое, сообщает пресс-служба правительства РХ.

Особое внимание было уделено теме передачи фермерам неиспользуемых земель, принадлежащих ранее совхозам и находящимся сейчас в коллективно-долевой собственности. Механизм изъятия заброшенных участков несовершенен, поэтому эта проблема имеет общероссийский характер и требует соответствующих изменений в федеральном законодательстве. Руководитель региона поручил сформировать рабочую группу, изучить вопрос и совместно с депутатами представить готовые предложения.

Добавим, во время совещания грамотами за особые заслуги в профессиональной деятельности на благо республики награждены работники ООО «Саянмолоко» Светлана Болта и Владимир Степанов. В свою очередь заместитель руководителя Управления Федеральной службы государственной статистики по Красноярскому краю, Хакасии и Тыве Татьяна Шаршова вручила главе Хакасии Виктору Зимину медаль «За труды в проведении Всероссийской сельскохозяйственной переписи».

Россия начинает активно восстанавливать сектор АПК и стремится нарастить экспорт собственных продуктов.

За последние два года Россия смогла нарастить производство продовольствия и сельхозпродукции на $4 млрд. Об этом говорится в последнем исследовании экономической ситуации, подготовленном экспертами РАНХиГС, Института Гайдара и Всероссийской академии внешней торговли.

Таким образом, Россия постепенно начинает возвращать позиции в сельском хозяйстве, которые были утеряны во времена СССР: тогда в стране был взят курс на индустриализацию, и сельхоз отрасль оказалась несколько в тени. Но теперь все возвращается: развитие сельского хозяйства является одной из главных стратегических задач. В 2015-2016 гг. Россия впервые в современной истории стала крупнейшим в мире экспортером пшеницы.

Успехи, в том числе, связаны с принятием программы импортозамещения в 2014 году. В ответ на введенные санкции со стороны США, стран Евросоюза, Канады, Австралии и других, Россия решила ввести продовольственное эмбарго (запрет импорта ряда «санкционных» продуктов - мяса, сыров, молока, овощей, фруктов и тп).

За 2016 год агропромышленный комплекс России вырос на около 4%, по данным Минсельхоз. По оценкам главы Минсельхоза России Александра Ткачева в 2017 году прогнозируется сохранение положительной динамики, рост производства ожидается на уровне не ниже предыдущих лет. «Это одна из самых сегодня развивающихся отраслей экономики, и если брать 10 лет назад, 15 лет назад, никто не мог себе представить, что эта отрасль экономики в тяжелейшее время будет демонстрировать рост», - говорил в марте председатель Госудмы Вячеслав Володин. По оценкам экспертов РАНХиГС, Института Гайдара и Всероссийской академии внешней торговли, в 2017 году Россия впервые за новейшую историю может стать нетто-экспортером продовольствия. Это значит, вывоз продовольствия и сельхозсырья из РФ может стать больше его ввоза.

Большинству регионов было дано поручение активнее поддерживать частных фермеров или сельхозпредприятия - так можно и богатый урожай получить, и поддержать развитие малого и среднего бизнеса (эта тема также стоит в числе приоритетных в развитие экономики страны). И пока регионы справляются даже лучше, чем многие ожидали. Речь идет не только о лидерах российского АПК - Краснодарском крае, Татарстане, Воронежской, Курской и других южных областях страны.

Многие регионы Сибири и Урала рапортуют о переходе на самообеспечение по ряду продукции. Как сообщал портал «Агроинфо», интересно то, что эффективное ведение сельского хозяйства показывают регионы, где земледелие общепринято считать неперспективным. Такие северные регионы как Чукотский, Ненецкий автономные округа (эффективность труда 115 млн.руб./чел.) и Сибирские регионы — Тюменская (112 млн.руб./чел.), Томская области (64 млн.руб./чел.) показывают рентабельность 17-28%, что в два раза и более раз выше средней по России и хорошую эффективность труда.

Некоторые регионы с помощью АПК стараются диверсифицировать экономику. Например, Хакасия, в которой традиционными лидерами промпроизводства являются алюминий и уголь, еще в 2009 году взяла курс на новое направление - сельское хозяйство, а именно животноводство. Сегодня регион полностью обеспечивает себя мясной продукцией собственного производства. Хакасия входит в число территорий, которые наращивают поголовье овец и крупного рогатого скота. С 2011 года поголовье овец в регионе утроилось, КРС стало больше на 50%. При этом все мясо в республике - фермерское, промышленным способом не производится. За 2016 год по сравнению с предыдущим периодом, производство мяса и субпродуктов выросло в регионе на 10 %, производство консервов и сливочного масла в два с лишним раза, молока - на 8 %, сыра - на 9 %, хлебобулочных изделий - на 18 %. «Да, Хакасия, конечно, не возглавляла списки аграрных регионов России, но тот факт, что она показывает серьезные результаты в этой отрасли, говорит о том, что стратегия развития была принята правильная, и это можно поставить в заслугу региональным властям», - говорит политолог Евгений Минченко. Впрочем, это можно сказать и о многих других регионах, которые зависели исключительно от промышленно-сырьевой модели экономики. В Кемеровской области также мотив «импортозамещения» стоит в приоритете: сегодня область полностью обеспечивает себя хлебом, картофелем, овощами и яйцом, самообеспеченность мясом и молоком составляет 60-70%. К 2020 году губернатор области Аман Тулеев поставил задачу полностью обеспечивать область собственным мясом и мясопродуктами. В Челябинске также решили сконцентрироваться на росте АПК на фоне падения объемов в промышленном секторе стал. В 2016 году аграрии Челябинской области достигли нового "рубежа": вклад АПК в валовый региональный продукт области впервые составил 12%. «По выпуску мяса птицы Челябинская область уверенно держится на втором месте в России, куриных яиц - на третьем, а по производству свинины - на шестом месте. Однако продукция, которая производится на южноуральских птицефабриках и свинокомплексах, с успехом реализуется не только внутри области, но и за ее пределами», - говорил министр сельского хозяйства Челябинской области Сергей Сушков.

С одной стороны, решение регионов развивать, а в некоторых случаях, и возрождать, сельскохозяйственный комплекс страны - это абсолютно логичный ход, который несет сплошные плюсы. Меньшая зависимость от зарубежной продукции позволяет снизить валютные риски. Поддержка собственных фермеров - это важный момент развития малого и среднего предпринимательства в России. Кроме того - это новые рабочие места. Но также это и отличный шанс привлечь инвестиции в регион. Большинство крупный компаний сотрудничают с региональными заводами, и они даже готовы вкладывать деньги в их развитие. К примеру, недавно стало известно, что группа «Ренова», принадлежащая Виктору Вексельбергу, намерена инвестировать 25 млрд рублей в строительство тепличных комплексов в Чувашии, Коми, Пермском крае и Свердловской области (в группе комментировали, что это их первый проект в АПК, и связан с поддержкой импортозамещения) , «Вимм-Биль-Данн» участвует в строительстве крупного молочного комплекса ООО «Целинное» в Хакасии, ведется строительство автоматизированного животноводческого агрокомплекса «Ариант — Сибирь» в Новокузнецком районе, инвестиции на строительство новых ферм и перерабатывающих заводов идут в Нижегородскую область, Волгоградскую, Воронежскую и другие.

Есть и негативные тенденции, одна из них - снижение поддержки АПК со стороны государства. По оценкам консалтинговой компании IPT Group, падение инвестиций (в основном от государства) в 2017 году может составить 7%. Однако, на эти цифры можно посмотреть и с другой стороны. Гораздо правильнее развивать сектор не только за счет бюджетных средств, а за счет создания условий, привлекательных для инвесторов: льготное кредитование (ставка кредитов предполагается на уровне 3-5%), субсидирование ставок по сельхозкредитам, предоставление налоговых льгот для частных предпринимателей и тп. Это и называется рыночной экономикой. И тогда вполне возможно, что оценки экспертов РАНХиГС о превалировании экспорта российских товаров над импортом вполне могут стать реальными.

Комсомольская правда

Литература

1. Лаврушин О.И. Банковское дело. - М.: Кнорус, 2009. - 768 с.

2. Ворникова Н.И. Кадровый потенциал банка как один из элементов антикризисного управления // Studii Economice. - 2011. - № 1/2. - С. 351-357.

3. Регламент о требованиях к руководителям банка // Monitorul Oficial al Republicii Moldova. - 2011. -№ 91-94.

4. Регламент о системах внутреннего контроля // Monitorul Official al Republicii. - 2010. - № 98/99.

5. Банковский сектор Республики Хакасия: информ. бюл. - 2011. - № 4.

6. Банковский сектор Республики Хакасия: информ. бюл. - 2013. - № 3.

8. www.sberbank.ru.

9. www.bankir.ru..

10. www.banki.ru

11. www.zaimy.info.

УДК 338.43 Е.Н. Кочеткова

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ И ПРИМЕНЕНИЕ ПРОГРАММНЫХ МЕТОДОВ РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА

РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ

В статье рассматриваются программные методы развития сельского хозяйства в Республике Хакасия. Дана оценка четырем организационно-технологическим укладам. Изучены целевые программы развития сельского хозяйства. Особое внимание уделено долгосрочной республиканской целевой программе «Развитие АПК Республики Хакасия и социальной сферы на селе на 2013-2020 годы», а также программе «Развитие сельского хозяйства в Ширинском районе Республике Хакасия на 2012-2016 годы».

Ключевые слова: сельское хозяйство, программные методы, государственные программы, технологический уклад, экономический механизм.

THE USE AND APPLICATION OF THE AGRICULTURE DEVELOPMENT PROGRAM METHODS

IN THE KHAKASSIA REPUBLIC

The program methods of agriculture development in the Khakassia Republic are considered in the article. The assessment of four organizational and technological setups is given. The target programs of agriculture development are studied. The special attention is given to the long-term republican target program "The AIC Development of the Khakassia Republic and the rural social sphere in 2013-2020", and to the program "Agriculture development in the Khakassia Republic Shirinskiy District in 2012-2016".

Key words: agriculture, program methods, government programs, technological setup, economic mechanism.

Сельское хозяйство - важнейшее звено народно-хозяйственного комплекса и отличается от других отраслей экономики сезонным характером производства, использованием земли как предмета и средства труда, сильной зависимостью от природных условий.

Программные методы модернизации сельского хозяйства, как показывает исторический опыт, эффективны при консолидации финансовых средств бюджетов всех уровней и собственников предприятий в целях развития производственной базы и в первую очередь производственных сил сельского хозяйства .

В системе хозяйства России выделяют 11 основных экономических зон, различающихся по условиям развития экономики, специализации и структуре хозяйства. Республика Хакасия входит как самостоятельный экономический регион в состав Восточно-Сибирской экономической зоны и включает 8 административных районов. Ряд принципиальных теоретических положений процесса общественного производства про-

Вестник КрасГАУ. 2014. №5

дукции, где развитие характеризует его содержание, а размещение - форму, практически реализуются именно на районном уровне.

Сельскому хозяйству Хакасии характерны все четыре организационно-технологических уклада . Первый организационно-технологический уклад «Семейные хозяйства с конно-ручными технологиями» (1890-1920 гг.) представлял доиндустриальный период сельскохозяйственного производства, основанный на ручном труде членов семьи, облегчаемом использованием рабочих животных; второй - «Коллективные хозяйства с механизированными технологиями в земледелии» (1920-1950 гг.) сформировался в результате коллективизации сельского хозяйства, когда основная ставка была сделана на колхозы и совхозы; третий -«Крупные коллективные хозяйства с возрастающим применением средств интенсификации производства» (1950-1990 гг.) характеризуется укрупнением колхозов и повышением удельного веса совхозов при снижении роли семейных форм хозяйствования; четвертый - «Сочетание коллективных, фермерских и семейных форм хозяйствования с ресурсосберегающими технологиями» охватывает период с 2005 г. до начала 2030-х гг. и ориентирован в основном на будущее развитие с применением новых технико-технологических и организационно-экономических решений, получаемых наукой на основе повышения уровня фундаментальных и прикладных исследований.

Становление крупной товарной отрасли народного хозяйства связано с реализацией государственных программ комплексного использования производительных сил Сибири . Известное предвидение М.В. Ломоносова «Россия будет прирастать Сибирью» нашло отражение в основных положениях работ В.И. Ленина о производительных силах и их рациональном размещении на территории страны, в той огромной работе по экономическому развитию восточных районов страны, которой предшествовали комплексные исследования многих научно-исследовательских учреждений Академии наук.

Создание Хакасско-Минусинского промышленно-энергетического комплекса требовало создания и местного сельскохозяйственного производства продуктов питания для увеличивающегося населения промышленных центров.

С 1930 по 1990 г. численность населения Хакасии выросла с 80 до 600 тыс. чел., в т.ч. городское население составило более 72 %, поэтому программе индустриализации народного хозяйства Хакасии предшествовала реализация программы развития сельского хозяйства.

В 1924 г. было создано Хакасское земельное управление, которое решало такие задачи, как организация сельского хозяйства, составление почвенных карт, профилактика против заболеваний животных, организация агроучебы, снабжение инвентарем крестьян, создание семенных фондов.

С 1925 г. начали создаваться товарищества по совместной обработке земли, с 1927 г. - сельхозартели при одновременном увеличении поставок сельхозмашин. В 1928 г. работало более 100 колхозов. Одновременно увеличивалось государственное ресурсное обеспечение реализации программ.

Увеличению производства товарной продукции сельского хозяйства способствовали, с одной стороны, система мероприятий по ликвидации бескоровности и бесскотности колхозных дворов, осуществляемых в соответствии с директивным указанием правительства страны (1933 г.). Практически каждый колхозник и рабочий совхоза имел в личном хозяйстве корову и мелкий скот, а корма получал из сельскохозяйственной организации в порядке натуральной части дохода. С другой стороны, в системе потребкооперации были созданы заготовительные конторы с собственными перерабатывающими сельскохозяйственную продукцию малыми предприятиями, получившими название пищекомбинатов. Заготовительные конторы часто закупали по льготным ценам одежду, инвентарь, мотоциклы в обмен на промышленную продукцию. Эта система функционировала до 1991 года. Правда, волевое решение 1958 года по поводу сокращения содержания скота на личном подворье внесло определенную хаотичность в развивающийся процесс, негативные последствия которой устранить до конца не удалось.

Целевые программы развития сельского хозяйства, содержащиеся в пятилетних планах, постановлениях государственных и партийных органов, реализовывались при использовании крупных государственных ресурсов на создание материально-технической базы и подготовку квалифицированных кадров .

Произошли крупные структурные сдвиги в сельском хозяйстве республики. В 1991 г. работало 57 совхозов и 38 колхозов. У них имелось более 5 тыс. тракторов, 1600 зерновых и 500 кормоуборочных комбайнов, более 500 дождевальных и поливных машин, 3 тыс. сеялок.

В среднем за 1986-1990 гг. с 1 га посева соответствующих культур было получено по 17,5 ц зерна, 122 - картофеля, 139 - овощей, 159 - кукурузы на силос, однолетних трав - 15,9, многолетних - 20 ц.

Укрепление кормовой базы, а также реализация крупных мероприятий в животноводстве (ввод животноводческих помещений, племенное дело, подготовка кадров и т.д.) обеспечили увеличение поголовье скота.

В среднем в 1986-1990 гг. производилось: зерна - 382,0 тыс. т, картофеля - 120,4, овощей - 39,7, мяса (уб. вес) - 57,9, шерсти - 6,5 тыс. т, яиц - 178 млн шт. Прибыль сельскохозяйственных организаций составляла 335 млн руб. В сельском хозяйстве было занято 37,2 тыс. работников.

Обвал, вызванный так называемым реформированием сельского хозяйства, не обошел негативными последствиями и Хакасию, несостоятельной оказалась концепция ухода государства из сферы экономики.

За десять лет передел общественной собственности привел к резкому сокращению материально-технической базы. Так, количество тракторов в силу изношенности уменьшилось в 2,1 раза, комбайнов - в 2,5 раза. Посевные площади уменьшились на 50 %, в т.ч. зерновые на 52 %, кормовые культуры - на 55 %, поголовье крупного рогатого скота - на 50 %, овец - в 11 раз во всех категориях хозяйств. 55 акционерных обществ и 20 муниципальных и государственных СХО от сельскохозяйственной деятельности имели более 120 млн руб. убытка. Использование пашни по районам республики снизилось с 98-99 до 26-83 %.

В результате возникла ситуация, когда наиболее важной стала задача не развития АПК, а практического выживания. По этой причине возникла необходимость разработки программного документа.

При активном участии научных учреждений Хакасии была разработана «Система ведения агропромышленного производства Республики Хакасия на 2001--2005 гг.». Однако экономический механизм не имел предпосылок для осуществления предлагаемых мероприятий. Отсутствие государственного участия в реализации программы не способствовало прекращению спада.

Продолжалось акционирование и приватизация имущества СХО и к началу 2005 года их осталось менее 30. Число фермерских хозяйств и хозяйств индивидуальных предпринимателей выросло до 1,5 тыс. Однако они не заполнили нишу, освободившуюся в результате передела имущества СХО, производства продукции не сохраняли переданный им скот, а реализовывали его на рынке.

Так, при общем сокращении поголовья свиней с 94 тыс. гол. в 2001 г. до 46 тыс. гол. в 2005 г., а в сельхозорганизациях соответственно с 66 до 1,2 тыс. гол., в хозяйствах фермеров и индивидуальных предпринимателей поголовье свиней увеличилось только на 2 тыс. гол. и составило 4 тыс. гол., поголовье овец при общем сокращении 48 тыс. в названых хозяйствах увеличилось только на 11 тыс. гол.

Следует отметить, что резкое сокращение посевных площадей и производства зерна и кормов в сельскохозяйственных организациях вызвало сокращение поголовья в хозяйствах населения: крупного рогатого скота на 10 тыс. гол., свиней - на 35, овец - на 34 тыс. гол. Численность занятых в сельском хозяйстве работников сократилась до 16 тыс. чел., износ основных средств достиг 80 %.

Национальный проект «Развитие АПК» не оказал существенного влияния на становление сельского хозяйства в силу незначительной социальной базы.

Учитывая сложность обстановки, региональные власти в 2006 г. принимают решение о финансировании сельского хозяйства из регионального бюджета. В 2007 г. было выделено более 200 млн руб. на дотации за продукцию и прямое инвестирование для приобретения племенного скота, в основном на разведение мясных пород крупного рогатого скота и овец.

Одновременно разрабатывается программа и принимается Закон «Об утверждении долгосрочной республиканской программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Республике Хакасия на 2010-2012 годы» .

В 2012 году была подготовлена и принята долгосрочная республиканская целевая программа «Развитие АПК Республики Хакасия и социальной сферы на селе на 2013-2020 годы».

В рамках программы развития АПК и социальной сферы на селе на 2013-2020 гг. планируется реализация следующих подпрограмм :

- «Создание общих условий функционирования сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Республике Хакасия» (173145 тыс. руб.);

- «Социальное развитие села» (289327 тыс. руб.);

- «Развитие подотрасли животноводства, переработки и реализации продукции животноводства» (275810 тыс. руб.);

Вестник КрасГАУ. 2014. №5

- «Развитие подотрасли растениеводства, переработки и реализации продукции растениеводства» (184200 тыс. руб.);

- «Развитие малых форм хозяйствования на селе» (28500 тыс. руб.);

- «Развитие товарного рыбоводства в Республике Хакасия» (24000 тыс. руб.);

- «Развитие садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан в Республике Хакасия» (20000 тыс. руб.).

В принятых документах отмечено недопустимое отношение к замедлению экономического роста в сельском хозяйстве, которое чревато обострением социальных проблем, поскольку только около 50 % сельских жителей имеют средний денежный доход, а 45 % - доход ниже прожиточного уровня.

Целями и задачами программы предусмотрено:

Устойчивое развитие сельских территорий, повышение занятости и уровня жизни сельского населения;

Повышение конкурентоспособности региональной сельскохозяйственной продукции на основе финансовой устойчивости и модернизации сельского хозяйства, а также на основе ускоренного развития приоритетных подотраслей сельского хозяйства в Республике Хакасия.

Ожидаемые результаты: улучшение жилищных условий в сельской местности; увеличение объема производства продукции сельского хозяйства на 25 % по отношению к 2011 году; доведение доли региональных продовольственных товаров в розничной торговле продовольственными товарами до 60 %.

Источники финансирования долгосрочной программы до 2020 года: общий объем финансирования составляет 12937049,0 тыс. руб., из них средства республиканского бюджета Республики Хакасия -12126722,0 тыс. руб., в том числе субсидии бюджетам муниципальных районов республики -4073577,0 тыс. руб., субсидии сельскохозяйственным товаропроизводителям - 7169730,0 тыс. руб.; внебюджетные средства - 810327,0 тыс. руб.

Центральная роль в реализации программы и подпрограмм по отраслям сельского хозяйства отводится сельхозорганизациям, число которых постепенно увеличивается за счет переоформления фермерских хозяйств и хозяйств индивидуальных предпринимателей (хозяйства или часть бывших акционерных обществ, перешедших в собственность, но не оформленные как К(Ф)Х или ООО).

В составе Республики Хакасия находятся 8 административных районов. Ширинский район по праву называют «житницей Хакасии» . Выбор этого района для исследования проблемы обусловливается наличием всех основных отраслей сельского хозяйства (кроме птицеводства). По удельному весу числа сельхозорганизаций, реализации продукции район находится в числе передовых; представляется возможность изучить влияние господдержки (здесь она наиболее весомая, так как в общей сложности получено более 70 млн руб.) на состояние отраслей сельского хозяйства. Именно СХО Ширинского района

получили в порядке прямого финансирования из республиканского бюджета более 48 млн руб. на приобретение племенного скота и сельскохозяйственной техники.

В районе была разработана и принята «Комплексная программа социально-экономического развития муниципального образования Ширинский район на 2008-2011 гг.», в которой перед агропромышленным комплексом района поставлены задачи повышения качества продукции, эффективного использования сельхозугодий, улучшение материально-технической базы сельхозпредприятий и т.д. Была предусмотрена финансовая поддержка программных мероприятий. При этом наряду со средствами из федерального (25,5 млн руб.) и республиканского (71,9 млн руб.) бюджетов, из районного бюджета и поселений, а также других местных источников, предусмотрены финансовые средства на поддержание плодородия.

В настоящее время в Ширинском районе Хакасии утверждён порядок реализации муниципальной целевой программы «Развитие сельского хозяйства в Ширинском районе на 2012-2016 годы» на текущий год.

Целевая программа «Развитие сельского хозяйства в Ширинском районе на 2012-2016 годы» предусматривает следующие субсидии для местных аграриев: на компенсацию части затрат на производство и реализацию молока, поддержку овцеводства, племенного мясного скотоводства, племрепродукторов мясного направления, табунного коневодства. На все мероприятия муниципальной программы поддержки аграрного комплекса района в текущем году из районного бюджета планируется выделить 7 млн руб.

Для справки: по итогам уборочной кампании 2012 года в Ширинском районе яровые зерновые культуры убраны на площади 28,7 тыс. га. Валовой сбор зерновых составил 48233 т, в том числе пшеницы 24088 т.

Урожайность зерновых культур по району составила 18,3 ц/га (пшеницы - 18,5 ц/га). Сельхозпредприятиями района было заготовлено более 20 тыс. т сена, 29903 т сенажа и 9650 т силоса.

В настоящее время предоставляется возможность изучения первых результатов в целях определения положительных сторон программного метода, обеспеченного финансовой государственной поддержкой, выявить «узкие места» и разработать мероприятия по усилению их воздействия на модернизацию производительных сил сельхзорганизаций .

Основными причинами относительно медленного развития сельского хозяйства являются:

Низкие темпы структурно-технологической модернизации отрасли, обновления основных производственных фондов и воспроизводства природно-экологического потенциала;

Диспаритет цен - нарушение соотношения цен на различные товары и отсутствие соответствия между затратами общественно необходимого труда (особенно ярко это несоответствие проявляется в "ножницах" цен на сельскохозяйственную продукцию и промышленные товары);

Неблагоприятные общие условия функционирования сельского хозяйства, прежде всего, неудовлетворительный уровень развития рыночной инфраструктуры, затрудняющий доступ сельскохозяйственных товаропроизводителей к рынкам финансовых, материально-технических и информационных ресурсов, готовой продукции;

Дефицит квалифицированных кадров, вызванный низким уровнем и качеством жизни в сельской местности.

При таких обстоятельствах создание условий для устойчивого развития сельских территорий, ускорения темпов роста объемов сельскохозяйственного производства на основе повышения его конкурентоспособности становится приоритетным направлением аграрной экономической политики Республики Хакасия.

Литература

1. Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» (в ред. Федеральных законов от 02.07.2013. № 185-ФЗ). - М., 2013.

2. Долгосрочная целевая программа «Развитие агропромышленного комплекса Республики Хакасия и социальной сферы на селе на 2010-2012 годы». - Абакан, 2010.

3. Долгосрочная республиканская целевая программа «Развитие АПК Республики Хакасия и социальной сферы на селе на 2013-2020 годы». - Абакан, 2012.

4. Аграрная наука Хакассии: проблемы, пути их решения, перспективы: сб. тр. НИИ аграрных проблем Хакасии / под ред. В.К. Савостьянова. - Абакан: Март, 2008. - 259 с.

5. Курцев И. Модернизация АПК Сибири: опыт прошлого и возможности // Экономист. - 2010. - № 3. -С. 84-89.

6. Костяев А.И. Территориальная дифференциация сельскохозяйственного производства: вопросы теории и методологии. - СПб.: СПб ГУЭФ, 2006. - 511 с.

7. Миндрин А.С., Орехов Н.Р. Моделирование экономических систем в сельском хозяйстве. - М.: Восход-А, 2007. - 234 с.

8. Экономическая география России: учебник / под ред. В.И. Видянина. - М.: ИНФРА, 2012. - 533 с.