Cалемские ведьмы: позорная страница истории человечества. Салемские ведьмы. Невыдуманные истории об Америке

С февраля 1692 по май 1693 года. По обвинению в колдовстве 19 женщин было повешено , один мужчина был раздавлен камнями и от 175 до 200 человек заключено в тюрьму (не менее пяти из них умерли).

Социальный фон [ | ]

Девочки указали на предполагаемую ведьму - служанку-рабыню в доме Пэррисов по имени Титуба. По одним источникам, Титуба была африканского происхождения, по другим - индианкой . По словам детей, служанка рассказывала им о колдовстве. Вскоре число заболевших девочек и девушек увеличилось, в частности, заболела 12-летняя Анна Путнам.

Аресты [ | ]

1 марта 1692 года по их показаниям было арестовано три женщины: Титуба, Сара Гуд и Сара Осборн. Подозреваемые были допрошены и подвергнуты осмотру в поисках признаков, которые бы указывали на то, что они являются ведьмами. Все три женщины были удобными целями для обвинений: Титуба имела не титульную национальность, Сара Гуд была нищенкой, а Сара Осборн - одинокой тяжелобольной вдовой, вовлечённой к тому же в судебный спор с пуританами. Против них говорил тот факт, что женщины длительное время не посещали церковь . У них не было защитников, и общественное мнение склонялось к тому, что обвинения справедливы.

В марте произведены другие аресты: 4-летняя дочь Сары Гуд, Марта Кори, Ребекка Нёрс и Рэйчел Клинтон. Марта Кори с самого начала не доверяла словам девочек и с насмешкой относилась к суду, тем самым обратив на себя внимание. 4-летняя Дороти Гуд в силу своего возраста сделала высказывания, которые были истолкованы против Сары Гуд. Чтобы быть ближе к матери, она призналась в том, что является ведьмой, и была помещена в тюрьму. Однако эти обвинения уже обеспокоили общество, так как Кори и Нёрс были прихожанками церкви.

В апреле были арестованы Сара Клойс (сестра Ребекки Нёрс), Элизабет Проктор и её муж Джон Проктор, муж Марты Кори Жиль Кори и ещё несколько человек, в том числе бывший пастор Джордж Берроуз. 10 мая в тюрьме умирает Сара Осборн.

Суд [ | ]

В мае 1692 года начался суд (Court of Oyer and Terminer ). Губернатор Фипс назначил судей, трое из которых были друзьями Коттона Мэзера, а один - вице-губернатором. Председателем суда назначен Уильям Стафтон , не имевший юридического образования. За судебным процессом следил Коттон Мэзер .

Главным доказательством служили показания пострадавших о том, что они видели дух обвиняемого, который являлся к ним. Теологический спор вокруг использования этих свидетельств заключался в том, должен ли был человек давать согласие Дьяволу на использование своего образа. Оппоненты считали, что Дьявол может использовать образ человека без его согласия, тогда как суд утверждал, что обязательно требуется согласие человека.

2 июня суд признал виновной пожилую женщину Бриджет Бишоп, 10 июня она была повешена. По словам некоторых девочек, дух Бишоп являлся к ним. Другие свидетели показали, что её посещал дьявол. 19 июля 1692 года были повешены Ребекка Нёрс, Сара Гуд и ещё несколько женщин. Примечательно, что перед казнью, уже с петлёй на шее, Сара Гуд обратилась к священнику Николасу Ноесу, вовлечённому в судебный процесс, со словами:

Это предсказание сбылось: Ноес умер от кровотечения через рот.

19 августа 1692 года повешены ещё несколько человек, включая бывшего пастора Берроуза. Около 30 жителей подали ходатайство о смягчении приговора Берроузу, однако приговор был оставлен без изменения. У виселицы Берроуз, не запинаясь, прочитал молитву , надеясь на спасение (считалось, колдуны не способны прочитать молитву без запинки).

Жиль Кори под камнями во время суда над «салемскими ведьмами». 1692 год

19 сентября к 80-летнему фермеру Жилю Кори, который отказывался давать какие-либо показания, применена особая процедура peine forte et dure . На грудь Кори положили тяжёлые камни, чтобы «выдавить» показания: без них он был неподсуден; чтобы ускорить смерть, он просил положить ещё больший вес . Через два дня он умер под давлением тяжёлого груза. По одной из версий, отказ давать показания был корыстен: имущество осуждённых колдунов (а Кори не надеялся на оправдательное решение суда после любых его показаний) подлежало конфискации. Без показаний суд был невозможен, а если подозреваемый погибал под пыткой - формально он оставался невиновным. Кори хотел сохранить свою ферму и земли для семьи.

Среди обвиняемых были жители не только деревни Салем, но и соседнего Топсфилда , а также Бостона. Судебные процессы над ведьмами велись также в Андовере , куда по приглашению местного жителя Джона Балларда приехали девушки из Салема для разоблачения ведовства.

В Бостоне был осуждён за ведовство Джон Олден, который является героем поэмы «Сватовство Майлза Стэйндиша» Лонгфелло . Олден был одним из самых уважаемых граждан города, морским капитаном и участником войн с индейцами. Он бежал из тюрьмы после 5 недель заключения.

Окончание суда [ | ]

Между тем отец Коттона Мэзера - Инкрис Мэзер, глава Гарвардского колледжа - заявил, что суд не должен рассматривать в качестве доказательств видения жертв. Мэзеру также приписывают идею, что лучше несколько ведьм выживут, чем один невиновный будет казнён. Другой священник указал на то, что дьявол может специально являться в виде духа, принимая образ невиновного человека, чтобы обвинили последнего. После ознакомления с этими мнениями губернатор приказал не использовать видения как доказательства, прекратить аресты и отпустить 28 из 33 оставшихся обвиняемых.

Для суда над оставшимися обвиняемыми был учреждён Верховный суд штата Массачусетс , действующий по настоящее время. В мае 1693 года губернатор помиловал обвиняемых.

Всего за время антиведовской истерии в тюрьме оказалось 150 человек. Осуждён был 31 человек. Из них повесили 19 человек, двое умерли в тюрьме, одного задавили до смерти во время пытки, семеро получили отсрочку приговора, одну держали без суда в тюрьме, затем продали в рабство за долги, один сбежал.

В 1697 году судьи признали свою ошибку, в 1702 году решение суда было признано незаконным. В 1706 году обвинительница Анна Путнам заявила, что была обманута дьяволом, давая показания против невинных людей. Только одной из девочек-начётчиц удалось впоследствии выйти замуж .

В 1957 году Содружество Массачусетса окончательно постановило отменить приговоры всем осуждённым во время этих процессов. В 1992 году в городе был установлен памятник жертвам охоты на ведьм. В 2001 году губернатор штата Джейн Свифт подтвердила невиновность обвиняемых.

Выбор Салема

В мае 1692 года в г. Салем, шат Массачусетс, начался один из крупнейших судебных процессов Новой Англии по обвинению в колдовстве. В ходе салемской "охоты на ведьм" было приговорено к смертной казни через повешение 19 человек, от 175 до 200 человек оказались заключенными под арест. Один из подозреваемых был раздавлен камнями, более пяти скончались в тюрьме. В мае 1693 года губернатор штата Массачусетс помиловал оставшихся обвиняемых. В 1697 году суд признался в ошибочном решении, в 1702 году решение суда было признано незаконным.

В январе 1692 года в городе Салем у местного пастора Сэмюэля Пэрриса заболели дочь и племянница. Причины возникновения болезни и диагноз установить не удалось. С каждым днем девочкам становилось все хуже. Симптоматика болезни была очень странной: дети прятались за мебель, жаловались на видения, а также на уколы булавками и ножом, у обеих был сильный жар. Местный доктор, не обладающий достаточными знаниями, но прочитавший известную в ту пору книгу пастора Каттера живущего в Бостоне, чьи дети страдали от схожего по описанию недуга, уверился в том, что болезнь девочек - происки Дьявола и колдовства местных ведьм.

В доказательство своего диагноза доктор Уильям Григгс привел описания из книги Катера, которая называлась "Memorable Providences Relating to Witchcrafts and Possessions" и была опубликована в 1689 году.

В книге описан случай, произошедший в Бостоне в 1688 году. Автор рассказывал о том, как была обвинена в колдовстве и по приговору суда повешена ирландская прачка, которая навела порчу на детей своего хозяина, Коттона Матера, выпускника Гарвардского колледжа, священника Северной церкви Бостона. Местная салемская элита в лице священника, вице-губернатора и доктора не нашли ничего лучше, как заявить, что болезнь девочек - колдовство.

Через несколько дней Элизабет Пэррис обвинила в колдовстве Титубу - рабыню священника. Многие жители действительно подозревали Титубу в колдовстве, ведь она была привезена Пэррисом из Барбадосса, и много рассказывала девочкам о магии вуду. Затем болезнь настигла и подружек девочек, в том числе младшую дочь друзей Пэрриса, Анну Путнам. У нее наблюдались те же симптомы, а дети обвинили в колдовстве и назвали ведьмами еще двух женщин, среди которых оказались сварливая соседка Пэррисов Сара Осборн и нищенка Сару Гуд. Эти две кандидатуры оказались весьма удобными для обвинений, обе женщины практически не посещали церковь.

29 февраля 1692 года Сару Гуд и Сару Осборн арестовывали по подозрению в колдовстве и сговоре с Дьяволом. Арестованная Титуба рассказала следствию, что она и еще четыре арестованных женщины - ведьмы, которые вместе с ней летали на метлах и терзали заболевших девочек. Все подозреваемые подвергались унизительному осмотру, который применялся для выявления на теле обвиняемых ведьмовских отметин.

Рассказы детей и провокация властей не прошла даром, население Салема охватила массовая паранойя, в колдовстве начали подозревать каждого второго горожанина. Тень колдовского заговора упала не только на заключенных под стражу женщин, но и на их родственников, а также на других "неудобных" обывателей. В результате аресты приобрели массовый характер.

В марте1692 года арестованы: 4-летняя дочь Сары Гуд, Марта Кори, Ребекка Нёрс и Рэйчел Клинтон. Дочь нищенки Сары Гуд, чтобы быть ближе к матери признала себя ведьмой. В апреле 1692 прошла вторая волна арестов: Сара Клойс (сестра Ребекки Нёрс), Элизабет Проктор и её муж Джон Проктор, муж Марты Кори Жиль Кори и ещё несколько человек, а также бывший пастор Джордж Берроуз.

Судебный процесс по делу салемских ведьм начался в мае 1692 года. Назначал судей губернатор Фипс. За судебным процессом следил тот самый Коттон Матер. Судьями выступили друзья Матера и вице-губернатор. Председателем суда назначили Уильяма Стаутона, который не имел юридического образования и был яростным сторонником охоты на ведьм.

На судебном заседании велись жесткие теологические споры. Суд в лице друзей Матера считал подозреваемых виновными, потому что они позволили Дьяволу использовать в его коварных планах их человеческий облик. Доказательством служили показания больных девочек. Оппоненты судей с пеной у рта доказывали, что Дьявол мог воспользоваться образами подсудимых без их волеизъявления, они настаивали на том, что Князю тьмы не требуется разрешение для похищения человеческой души. Суд отстаивал свою позицию.

Первой осужденной на смертную казнь была Бриджет Бишоп. Женщина преклонного возраста обвинялась в сговоре с Дьяволом, у нее был достаточно сварливый нрав и большинство даже не сомневались в ее виновности. Муж ее сестры подтвердил, что она ведьма, в глазах общества эта особа вела себя слишком эксцентрично и редко платила по счетам вовремя, что не подобало духу того времени. Однажды она принесла городскому красильщику свои кружева. Позднее этот красильщик заявил, что кружева, принесенные Бишоп не должны находиться в гардеробе приличной женщины. Дело стало принимать нешуточные обороты, когда религиозные фанатики во главе со Стаутоном начали буквально штамповать смертные приговоры, основываясь всего лишь на показаниях больных девочек.

Видя, что ситуация выходит из-под контроля наблюдатель судебного процесса Коттон Матер призвал судей не опираться на спектральные доказательства и быстрее завершить дошедший до абсурда процесс. Судьи вняли только просьбе о скорейшем завершении дела, но приговоры по-прежнему выносились, учитывая в большей степени галлюцинации и забавы больных детей. В большинстве своем суд располагал только лишь спектральными доказательствами, выявить действительную принадлежность подозреваемых к темным силам, было невозможно. Кроме того, подвергались преследованию и арестам люди, выступающие против судебного процесса и отдельных его приговоров. Так один из противников был объявлен серийным убийцей.

Суд вынес смертный приговор 19 обвиняемым. От четырех до 13 человек скончались в тюрьме, находясь под арестом. Жиль Кори - местный фермер, боясь конфискации имущества и потому не признававший, себя виновным погиб через два после применение по отношению к нему пытки, на которой ему на грудь выкладывали огромные и тяжелые камни, в прямом смысле, выдавливая признание.

Около двухсот человек в ходе судебного разбирательства находились под арестом. Четырехлетняя дочь Сары Гуд просидевшая в тюрьме вместе с матерью восемь месяцев, провожала ее на смертную казнь. После вынесения всех смертных приговоров, находясь в тюрьме, своей участи ожидали еще 33 человека.

10 июня 1692 года был приведен в исполнение первый смертный приговор. На Висельном холме погибла Бриджет Бишоп.

29-30 июня 1692 года был вынесен смертный приговор пяти женщинам обвиненным в колдовстве. 19 июля того же года состоялась их казнь. Были повешены: Реббека Нерс, Сусанна Мартин, Сара Уайлдс, Сара Гуд и Элизабет Хоув.

5 августа 1692 года суд приговорил к казни через повешение еще шесть человек, многие из этих людей были послушными прихожанами, соблюдающие посты и следующие всем церковным канонам. Один из них Джордж Берроуз являлся бывшим пастором, перед казнью он прочитал без запинки "Отче наш", надеясь на спасение. В пору разгара охоты на ведьм, считалось, что человек, подверженный дьявольскому влиянию не сможет прочитать молитву ни разу не запнувшись. Берроузу это не помогло, и 19 августа вместе с ним были казнены: Джордж Джакобс - старший, Марта Кэриер, Джон Вилард, Джон и Элизабет Проктор.

22 сентября 1692 года состоялась последняя казнь в деле салемских ведьм. Были казнены: Марта Ккотт, Мэри Исти, Элис Паркер, Анна Пудеатор, Вильмотт Редд, Самюэль Вардвелл и Мэри Паркеори - жена Жиля Кори, Маргарет Ср.

В октябре 1692 года многие начали сомневаться в верности принятых решений. Губернатор приказал больше не использовать спектральных доказательств, он также запретил "проверку прикосновением" заключенных на принадлежность к темным силам, отменил аресты и приказывает отпустить 28 из 33 подозреваемых. Свой поступок он мотивировал тем, что в арестах этих 28 человек фигурировали только спектральные доказательства.

Вице-губернатор Стаутон мечтал осуществить казни тех ведьм, которых вынуждены были отпустить в связи с тем, что женщины находились в положении. Губернатор Фиппс на замечание Стаутона отреагировал резко и запретил применять казнь. Стаутон подал в отставку. Ровно через полтора года, в мае 1693 год губернатор помиловал оставшихся в тюрьме подозреваемых.

Днем скорби в Салеме было назначено 14 января 1697 года. В это время процесс над салемскими ведьмами считали ужасной трагедией. Один из судей и несколько присяжных публично раскаялись. Пастор Пэррис, однако, решил что в его предвзятости были замешаны другие люди, которые просто сбили его с толку.

Решение суда 1692 года по делу салемских ведьм было признано незаконным в 1702 году. В 1711 году всех пострадавших законодательно восстановили в гражданских правах, вернули доброе имя погибшим и выплатили немалую денежную компенсацию семьям жертв салемской трагедии. В 1752 году поселок Салем переименовали в Дэнверс. В 1992 году в память о жертвах салемской трагедии был установлен мемориал.

__________________________________________________________________

Существует несколько версий, объясняющих заболевания дочери и племянницы пастора Сэмюэля Пэрриса и последовавшие за этим события, - истерия, сговор детей, особенности психологии пуритан, отравление ядовитым веществом. В 1976 году в журнале Science появилась версия, согласно которой галлюцинации у детей были вызваны отравлением ржаным хлебом, поражённым грибком, известным как спорынья. В том же году были опубликованы опровержения данной версии. Согласно другой версии, дети заболели особой формой энцефалита - "энцефалит летаргический", симптомы которого сходны с описываемыми в салемском случае. Высказывается также предположение, что девочки страдали болезнью Хантингтона (болезнь Хантингтона или, как ее еще называют, хорея Хантингтона - это врожденное наследственное заболевание, которое сопровождается появлением толчкообразных непроизвольных движений - хореи, развитием психических расстройств с деградацией личности и снижением интеллекта вплоть до слабоумия. Свое название данная болезнь получила в честь невролога Джорджа Хантингтона из Америки, который впервые описал основную симптоматику этой патологии. Но установить этот факт доподлинно еще никому не удалось).

История "охоты на ведьм" в Европе

Конечно, сейчас классический образ колдуний давно уже канул в лету, но все равно сохранились общие черты, по которым их можно узнать, если внимательно присмотреться:

  • Темная одежда

Как правило, наряд ведуньи соответствует моде и довольно дорогой с явным преобладанием элементов черного цвета. Иногда помимо одежды можно заменить различные украшения в виде адской символики. Еще одна отличительная особенность – яркие оригинальные аксессуары и преимущественно длинные юбки.

  • Цвет глаз

Чаще всего, у ведьм глаза зеленых оттенков, но самым точным признаком является разный цвет глаз, что свидетельствует об унаследованной силе от родственников.

  • Привлекательность

Внешне ведуньи очень привлекательны для мужчин. Они буквально притягивают к себе и манят.

  • Глубокий взгляд

Настоящая ведьма имеет очень цепкий, пронизывающий взгляд, словно, она видит человека насквозь. Это пугает всех, кто посмотрит ей в глаза.

  • Мужественность

Несмотря на всю свою женственность, ведьма обладает некоторыми мужскими чертами. Например, это может быть хорошо развитая мускулатура и строение тела по типу мужского, слишком низкий голос или высокий рост.

  • Длинные волосы

Истинные колдуньи имеют прекрасные густые и блестящие волосы, в которых как раз и заключена вся их сила. Поэтому, ведьмы их никогда не состригают, иначе они утратят свои возможности.

  • Сильный магнетизм

Обычный человек очень утомляется после пребывания в обществе ведьмы, он начинает чувствовать слабость и истощение. Животные также ощущают на себе сильную ауру ведьм.

  • Необычные родинки

Настоящая ведьма имеет «Клеймо Дьявола». Это особая родинка, которая является отличительной чертой. Такое родимое пятно может иметь неправильную форму и быть разного размера, чаще всего оно довольно большое. При этом оно скрыто в тех местах тела, где его сложно заменить: в ротовой полости на небе или на слизистой оболочке губ, под мышками, среди бровей, волос или же на половых органах. Как правило, такие метки находятся в левой части тела и имеют красный или синеватый оттенки, но могут быть и коричневого цвета. На ощупь они немного шершавые. Чтобы убедиться в своих догадках, нужно тонкой иглой проткнуть родинку ведьмы. Если из нее не потечет кровь, а женщина не почувствует никаких болевых ощущений, значит, это настоящая представительница нечистой силы.

Также есть ещё несколько особенностей, которые присущи только ведьмам. Женщины-колдуньи почти не стареют с возрастом. В этом их главный секрет, который кроется в произнесении магических заговоров и в грамотном управлении своей энергетикой.

Колдуньи очень не любят, когда кто-нибудь, находящийся сзади, притрагивается к их плечу. Это их может даже разозлить не на шутку. Кроме этого, ведьмы иногда ведут диалог с невидимым обычным людям собеседником.

Салемская охота на ведьм

История о салемских ведьмах является, наверное, самой распространенной во всем мире. Ее изучением занимались множество ученых и просто те, в ком она вызывала живой интерес. Но однозначного ответа на вопрос была ли она злой шуткой или же правдой, так и не существует по сей день. Однако есть интересные факты.

Случилось это в штате Массачусетс в США в Салеме. Надо сразу сказать, что в те времена, когда произошло это событие, существовало два Салема: город и поселок. В поселке (теперь он называется Дэнверс) как раз и началась эта история, которая повлекла за собой суд над салемскими ведьмами. А в городе с аналогичным названием произошла смертная казнь тех, кто был признан виновным.

Была зима 1692 года. В доме преподобного Самуэля Парриса под присмотром темнокожей рабыни Титубы часто оставались племянница монаха Абигайль Уильямс и его дочь Бэтти, которой было девять лет. Привезенная с Барбадоса Титуба выполняла роль няни, и вечерами, сидя у камина рассказывала девочкам интересные истории о собственной семье и магических заклятиях вуду.

Это очень вдохновило, жаждущих приключений Бетти и Абигайль, и им очень хотелось попробовать это все на практике. Однажды они пригласили к себе подруг и попробовали сделать своеобразный магический шар, предсказывающий будущее. Для этого они в воду положили яйцо, и через какое-то время одна из них увидела гроб, что предрекало смерть.

Постепенно поведение Бэтти стало очень странным. У нее стали случаться припадки, во время которых он странно корчилась, издавала неестественные звуки и пряталась в темных местах. Она говорила, что её кто-то колет ножом и иглой, поэтому она корчится от боли.

Позже то же самое стало наблюдаться у всех участниц этого процесса. Отец Паррис пробовал читать проповеди, но девочки закрывали уши руками. Врач, к которому их привели, не нашел другой причины, как одержимость темными силами, и сказал, что они околдованы. С этого момента началась настоящая салемская истерия и охота на ведьм.

Опираясь на показания девочек, были арестованы раба Титуба, пожилая женщина Осборн и Сара Гуд, местная нищенка. Все эти женщины не посещали церковь, а поэтому первыми попали под подозрение в колдовстве. Но на этом видения и припадки девочек не закончились, а только усилились, и начали появляться всё новые жертвы арестов. Всех, взятых под стражу, отправляли в тюрьму Бостона, где они ожидали решения суда, закованными в тяжелые кандалы.

Вначале обвиняемыми становились только «асоциальные» члены общины, но очень скоро список под названием «салемские ведьмы» пополнился вполне уважаемыми и добропорядочными лицами поселка. При этом стали арестовывать не только женщин, но и мужчин. Такая участь постигла даже преподобного Баррафса, бывшего священника в Салеме.

Власти становились все более суровыми, и любое оспаривание или неповиновение ими жестоко каралось, и человек, осмелившийся им возразить, также легко мог угодить в темницу и быть объявленным колдуном. Популярность девочек росла, и их стали звать в близлежащие села. Иногда возле некоторых домов, у них начинались корчи, и тогда власти незамедлительно связывали его хозяина.

Процесс над салемскими ведьмами

В мае того же года начался суд над обвиняемыми, по окончании которого было повешено 19 человек, которые считались связанными с нечистой силой, 1 человек умер при пытках и около 200 стали заключенными. Бриджет Бишоп, пожилая женщина, была казнена через повешение 10 июня, а 19 июня в этом же году смертный приговор был свершен в отношении других ведьм из города Салема – Сары Гуд, Ребеки Нерс и еще нескольких женщин.

Подобная участь постигла и бывшего священнослужителя Берроуза. Не помогло даже то, что в суд было направленно ходатайство о смягчении приговора, подписанное 30 жителями населенного пункта. Питаясь последней надежной на спасение, пастор перед повешением прочитал молитву вслух без единой запинки (считалось, что представители темных сил не могут прочесть молитву не запинаясь).

Особенно жестокой стала смерть Жиля Кори, престарелого фермера, который отказался сотрудничать с властями и давать какие-либо показания. За это его повергли тяжелым пыткам. Пожилого мужчину положили на землю, а на грудь ему постепенно, одним за одним опускали тяжелые камни, таким образом, пытаясь «выдавить» из него признание. Не выдержав таких издевательств, Кори умер через два дня. А на следующий день была повешена его жена и вместе с ней 7 человек, которые официально были признаны салемскими ведьмами.

Массовая истерия достигла такого размаха, что, казалось, остановить ее уже никому не под силу. И только новый губернатор Ульям Фипс смог помешать этому процессу после того, как девочки обвинили его собственную жену в поклонении дьяволу. Губернатор полностью поменял состав суда и призвал власти быть более гуманными в отношении вынесения приговора.

Существует довольно много версий о том, что же на самом деле происходило с этими девочками, которые так сильно вжились в роль, что даже не пощадили своих родителей. Или же всё-таки ими овладели злые духи?

  1. Согласно одной из гипотез, все видения, которые приходили к девочкам – это не более чем галлюцинации, вызванные грибком под названием спорынья, который мог находиться в ржаном хлебе, который они употребляли.
  2. Другая версия говорит о том, что все то, что повлекло данные события, могло быть в результате сговора подружек.
  3. Имеет место и такое предположение, что все дело в психологии пуритан. Ведь, этому народу было присуще приписывать смерть детей, домашнего скота или тяжелые болезни действию нечистой силы.

Таким образом, данная история больше похожа на легенду. Она до сих пор имеет множество нераскрытых загадок, и главная из них – это то, существовали ли на самом деле салемские ведьмы.


В мае 1692 года в г. Салем, шат Массачусетс, начался один из крупнейших судебных процессов Новой Англии по обвинению в колдовстве. В ходе салемской «охоты на ведьм» было приговорено к смертной казни через повешение 19 человек, от 175 до 200 человек оказались заключенными под арест. Один из подозреваемых был раздавлен камнями, более пяти скончались в тюрьме.

В мае 1693 года Верховный суд штата Массачусетс в лице губернатора помиловал оставшихся обвиняемых. В 1697 году суд признался в ошибочном решении, в 1702 году решение суда было признано и вовсе незаконным.

Странные симптомы

В январе 1692 года в городе Салем у местного пастора Сэмюэля Пэрриса заболели дочь и племянница - 9-летняя Элизабет Пэррис и 12-летняя Эбигейл Уильямс. Причины возникновения болезни и диагноз установить не удалось. С каждым днем девочкам становилось все хуже. Симптоматика болезни была очень странной: дети прятались за мебель, жаловались на видения, а также на уколы булавками и ножом, у обеих был сильный жар. Когда Пэррис пытался читать проповедь, они затыкали уши. Местный доктор, не обладающий достаточными знаниями, но прочитавший известную в ту пору книгу пастора Каттера живущего в Бостоне, чьи дети страдали от схожего по описанию недуга, уверился в том, что болезнь девочек – происки Дьявола и колдовства местных ведьм.

В доказательство своего диагноза доктор Уильям Григгс привел описания из книги Катера, которая называлась «Memorable Providences Relating to Witchcrafts and Possessions» и была опубликована в 1689 году.

В книге описан случай, произошедший в Бостоне в 1688 году. Автор рассказывал о том, как была обвинена в колдовстве и по приговору суда повешена ирландская прачка, которая навела порчу на детей своего хозяина, Коттона Матера, выпускника Гарвардского колледжа, священника Северной церкви Бостона. Местная салемская элита в лице священника, вице-губернатора и доктора не нашли ничего лучше, как заявить, что болезнь девочек – колдовство.

Через несколько дней Элизабет Пэррис обвинила в колдовстве Титубу – рабыню священника. Многие жители действительно подозревали Титубу в колдовстве, ведь она была привезена Пэррисом из Барбадосса, и много рассказывала девочкам о магии вуду. Затем болезнь настигла и подружек девочек, в том числе младшую дочь друзей Пэрриса, Анну Путнам. У нее наблюдались те же симптомы, а дети обвинили в колдовстве и назвали ведьмами еще двух женщин, среди которых оказались сварливая соседка Пэррисов Сара Осборн и нищенка Сару Гуд. Эти две кандидатуры оказались весьма удобными для обвинений, обе женщины практически не посещали церковь.

Массовая паранойя

29 февраля 1692 года Сару Гуд и Сару Осборн арестовывали по подозрению в колдовстве и сговоре с Дьяволом. Арестованная Титуба рассказала следствию, что она и еще четыре арестованных женщины – ведьмы, которые вместе с ней летали на метлах и терзали заболевших девочек. Все подозреваемые подвергались унизительному осмотру, который применялся для выявления на теле обвиняемых ведьмовских отметин.

Рассказы детей и провокация властей не прошла даром, население Салема охватила массовая паранойя, в колдовстве начали подозревать каждого второго горожанина. Тень колдовского заговора упала не только на заключенных под стражу женщин, но и на их родственников, а также на других «неудобных» обывателей. В результате аресты приобрели массовый характер.

В марте 1692 года арестованы: 4-летняя дочь Сары Гуд, Марта Кори, Ребекка Нерс и Рэйчел Клинтон. Дочь нищенки Сары Гуд, чтобы быть ближе к матери признала себя ведьмой.

В апреле 1692 прошла вторая волна арестов: Сара Клойс (сестра Ребекки Нерс), Элизабет Проктор и ее муж Джон Проктор, муж Марты Кори Жиль Кори и еще несколько человек, а также бывший пастор Джордж Берроуз.

Судебный процесс по делу салемских ведьм начался в мае 1692 года. Назначал судей губернатор Фипс. За судебным процессом следил тот самый Коттон Матер. Судьями выступили друзья Матера и вицегубернатор. Председателем суда назначили Уильяма Стаутона, который не имел юридического образования и был яростным сторонником охоты на ведьм.

На судебном заседании велись жесткие теологические споры. Суд в лице друзей Матера считал подозреваемых виновными, потому что они позволили Дьяволу использовать в его коварных планах их человеческий облик. Доказательством служили показания больных девочек. Оппоненты судей с пеной у рта доказывали, что Дьявол мог воспользоваться образами подсудимых без их волеизъявления, они настаивали на том, что Князю тьмы не требуется разрешение для похищения человеческой души. Суд отстаивал свою позицию.

Первая жертва

Первой осужденной на смертную казнь была Бриджет Бишоп. Женщина преклонного возраста обвинялась в сговоре с Дьяволом, у нее был достаточно сварливый нрав и большинство даже не сомневались в ее виновности. Муж ее сестры подтвердил, что она ведьма, в глазах общества эта особа вела себя слишком эксцентрично и редко платила по счетам вовремя, что не подобало духу того времени.

Однажды она принесла городскому красильщику свои кружева. Позднее этот красильщик заявил, что кружева, принесенные Бишоп, не должны находиться в гардеробе приличной женщины. Дело стало принимать нешуточные обороты, когда религиозные фанатики во главе со Стаутоном начали буквально штамповать смертные приговоры, основываясь всего лишь на показаниях больных девочек.

Видя, что ситуация выходит из-под контроля наблюдатель судебного процесса Коттон Матер призвал судей не опираться на спектральные доказательства и быстрее завершить дошедший до абсурда процесс. Судьи вняли только просьбе о скорейшем завершении дела, но приговоры по-прежнему выносились, учитывая в большей степени галлюцинации и забавы больных детей. В большинстве своем суд располагал только лишь спектральными доказательствами, выявить действительную принадлежность подозреваемых к темным силам было невозможно. Кроме того, подвергались преследованию и арестам люди, выступающие против судебного процесса и отдельных его приговоров. Так, один из противников был объявлен серийным убийцей.

Приговор и исполнение

Суд вынес смертный приговор 19 обвиняемым. От четырех до 13 человек скончались в тюрьме, находясь под арестом. Жиль Кори – местный фермер, боясь конфискации имущества и потому не признававший себя виновным, погиб через два после применения по отношению к нему пытки, на которой ему на грудь выкладывали огромные и тяжелые камни, в прямом смысле выдавливая признание.

Около двухсот человек в ходе судебного разбирательства находились под арестом. Четырехлетняя дочь Сары Гуд, просидевшая в тюрьме вместе с матерью восемь месяцев, провожала ее на смертную казнь. После вынесения всех смертных приговоров, находясь в тюрьме, своей участи ожидали еще 33 человека.

10 июня 1692 года был приведен в исполнение первый смертный приговор. На Висельном холме погибла Бриджет Бишоп.

29-30 июня 1692 года был вынесен смертный приговор еще пяти женщинам обвиненным в колдовстве. 19 июля того же года состоялась их казнь. Были повешены: Реббека Нерс, Сусанна Мартин, Сара Уайлдс, Сара Гуд и Элизабет Хоув.

5 августа 1692 года суд приговорил к казни через повешение еще шесть человек, многие из этих людей были послушными прихожанами, соблюдающие посты и следующие всем церковным канонам. Один из них, Джордж Берроуз, являющийся бывшим пастором, перед казнью прочитал без запинки «Отче наш», надеясь на спасение. В пору разгара охоты на ведьм считалось, что человек, подверженный дьявольскому влиянию, не сможет прочитать молитву, ни разу не запнувшись. Берроузу это не помогло и 19 августа вместе с ним были казнены: Джордж Джакобс – старший, Марта Кэриер, Джон Вилард, Джон и Элизабет Проктор.

22 сентября 1692 года состоялась последняя казнь в деле салемских ведьм. Были казнены: Марта Ккотт, Мэри Исти, Элис Паркер, Анна Пудеатор, Вильмотт Редд, Самюэль Вардвелл и Мэри Паркеори – жена Жиля Кори, Маргарет Ср.

Сомнения и раскаяние

В октябре 1692 года многие начали сомневаться в верности принятых решений. Губернатор приказал больше не использовать спектральных доказательств, он также запретил «проверку прикосновением» заключенных на принадлежность к темным силам, отменил аресты и приказывает отпустить 28 из 33 подозреваемых. Свой поступок он мотивировал тем, что в арестах этих 28 человек фигурировали только спектральные доказательства.

Вице-губернатор Стаутон мечтал осуществить казни тех ведьм, которых вынуждены были отпустить в связи с тем, что женщины находились в положении. Губернатор Фиппс на замечание Стаутона отреагировал резко и запретил применять казнь. Стаутон подал в отставку. Ровно через полтора года, в мае 1693 года, губернатор помиловал оставшихся в тюрьме подозреваемых.

Днем скорби в Салеме было назначено 14 января 1697 года. В это время процесс над салемскими ведьмами считали ужасной трагедией. Один из судей и несколько присяжных публично раскаялись. Пастор Пэррис, однако, решил что в его предвзятости были замешаны другие люди, которые просто сбили его с толку.

Решение суда 1692 года по делу салемских ведьм было признано незаконным в 1702 году. В 1711 году всех пострадавших законодательно восстановили в гражданских правах, вернули доброе имя погибшим и выплатили немалую денежную компенсацию семьям жертв салемской трагедии. В 1752 году поселок Салем переименовали в Дэнверс. В 1992 году в память о жертвах салемской трагедии был установлен мемориал.

Версии

Версия первая

Первое время в ходу была версия о том, что девочки отравились спорыньей, содержащейся в хлебе, симптомы этого отравления вызывают галлюцинации и припадки. Но вскоре она была опровергнута.

Версия вторая

Многие ученые считали, что заболевшие девочки под давлением пастора Пэрриса первый раз солгали и уже не могли остановиться, потому что находились в сговоре с заинтересованными личностями. Долгое время эта версия была самой расхожей, ее активно поддерживали.

Версия третья

В новой Англии в ту пору шли активные войны с индейцами, причем незадолго до трагедии проигрывались сражения в пользу коренных жителей; была массовая истерия, связанная с ведьмами, подогретая католической церковью. Многие проблемы глобального масштаба списывали именно на ведьминские злодеяния.

Версия четвертая

Исследователи предполагают, что девочки страдали болезнью Ханттингтона. Но установить этот факт доподлинно еще никому не удалось.

Версия пятая

Ученые, склонные к медицинской точке зрения, не раз заявляли, что виной всему могло быть заболевание девочек особой формой энцефалита.

Говорят участники трагедии

Анна Путнам, одна из заболевших девочек, дававшая показания наряду с остальными подружками, спустя 14 лет после трагедии:

"Я совершила этот поступок по недомыслию, введенная в заблуждение Сатаной”

Преподобный Инкриз Матер, Отец Коттона Матера, глава Гарвардского колледжа, принимая во внимание активное использование судом спектральных доказательств, заявил:

"Лучше пусть десять ведьм избегут наказания, чем будет наказан один невиновный человек”

Историческая справка

Охота на ведьм – пик популярности этого мрачного явления пришелся на XV-XVII века. Тогда в Западной Европе происходили массовые расправы над людьми, которых считали ведьмами или колдунами, вступившими в сговор с Дьяволом. Но еретиков и ведунов не убивали без суда и следствия, как правило, несчастных подвергали жестоким пыткам, в ходе которых люди признавались виновными в сговоре с Князем тьмы.

Признание или показания свидетелей являлись решающими в судебном процессе, практически во всех случаях обвиняемые были осуждены на смертную казнь. Существуют только приблизительные подсчеты погибших в те времена людей, эти подсчеты колеблются в разный период времени от нескольких десятков до нескольких сотен тысяч человек.

О.БУЛАНОВА

В истории человечества было несколько позорных страниц, вспоминать которые стыдно и страшно. Одна из самых позорных – это охота на ведьм. Пик популярности этого мрачного и страшного явления пришелся на XV-XVII века. Тогда в Западной Европе происходили массовые расправы над огромным количеством людей, которых считали еретиками, ведьмами или колдунами, вступившими в сговор с дьяволом. Но еретиков и ведьм не убивали просто так, без суда и следствия, как на суде Линча.

Нет, несчастных, как правило, подвергали жестоким и изощренным пыткам, в ходе которых люди признавались виновными в сговоре с Князем тьмы. Решающими в судебном процессе являлись признание обвиняемых или показания свидетелей, и практически во всех случаях обвиняемые были осуждены на смертную казнь. Существуют только приблизительные подсчеты погибших в те времена людей в результате прокатившихся в течение нескольких столетий по Европе ведьмовских процессов. Число погибших колеблется в разные периоды времени от нескольких десятков до нескольких сотен тысяч человек.

К сожалению, Европой дело не ограничилось, и одним из самых страшных и кровавых судов историки считают события в конце XVII века в небольшом американском городке Салеме (штат Массачусетс).

Начиналось все, впрочем, вполне невинно. У местного пастора, преподобного Сэмюеля Пэрриса была девятилетняя дочь Элизабет и племянница Абигайл Уильямс примерно тех же лет. Долгие зимние вечера обе девочки коротали с черной рабыней Пэрриса Титубой, вывезенной им с Барбадоса. Делать девочкам было решительно нечего, и словоохотливая рабыня развлекала их рассказами о своей родине.

В рассказах присутствовали не столько увлекательные приключения, прекрасные пейзажи и достойные люди, сколько волнующий и загадочный мир магии вуду, и этот красочный мир настолько увлек девочек, что им захотелось поиграть во все эти таинственные вещи. Девочки поделились чарующими рассказами черной няньки и с другими подругами, и вот уже и готова новая игра: девочки соорудили примитивный магический шар из яйца, погрузив его в стакан с водой, и попытались на этом “оборудовании” предсказывать будущее.

Во время одного из сеансов одной из девочек привиделся гроб, а это, как известно, означало скорую смерть. Девочки перепугались, прекратили свои занятия, но колесо судьбы уже завертелось: невинные детские шалости породили начало самого, пожалуй, громкого процесса.

Хронология событий такова: в январе 1692 года у Бэтти Пэррис начались непонятные припадки: она стала прятаться по темным углам, под мебелью, оставаясь там подолгу, издавать странные звуки, кривляться. Девочка жаловалась на какие-то страшные видения, а также будто бы на уколы булавками и ножом, которые ей наносил кто-то невидимый. Вскоре болезнь обнаружилась и у других юных участниц оккультных занятий, в том числе и у младшей дочери друзей Пэрриса, Анны Путнам. У нее наблюдались те же симптомы.

В феврале пострадавшие обратились к деревенскому врачу Уильяму Григгсу. Но что мог сделать в этом случае какой-то деревенский врач? Особенно с учетом уровня медицинский знаний того времени. Григгс, не в состоянии объяснить странное поведение детей, смог поставить только один диагноз: дети околдованы, на них напустили порчу. А девочкам с каждым днем становилось все хуже и хуже. Способ лечения был однозначным: чтобы избавиться от наведенной порчи, необходимо изловить и уничтожить ведьму, которая ее напустила. И этот момент можно считать началом объявления охоты на ведьм в Салеме.

Что касается доктора, то его даже нельзя обвинять: он был продуктом своего времени. Тем более что незадолго до болезни салемских детишек Григгс прочитал известную в ту пору книгу пастора Каттера, живущего в Бостоне. Книга называлась Memorable Providences Relating to Witchcrafts and Possessions и была опубликована в 1689 году.

В книге Каттер подробно описал случай, произошедший в Бостоне годом раньше. Ирландская прачка была обвинена в колдовстве и по приговору суда повешена. Ее вина состояла в том, что она навела порчу на детей своего хозяина, Коттона Матера, выпускника Гарвардского колледжа, священника Северной церкви Бостона. Сравнив симптомы, Григгс пришел к выводу, что салемские девочки страдают от схожего с описанным недуга. Ну как тут было не увериться в том, что болезнь салемских девочек – тоже происки дьявола и результат колдовства, но уже местных ведьм? Да и местная салемская элита в лице священника и вице-губернатора поддержала горе-доктора и объявила, что болезнь девочек – именно колдовство.

С девочек начали снимать показания. “Волшебницы”- недоучки утверждали, что их терзают злые духи. На основании таких показаний 29 февраля 1692 года были подписаны ордера на арест первых трех жертв: черной няньки Титубы, городской нищенки Сары Гуд и сварливой соседки Пэррисов, старухи Сары Осборн.

Почему подозрение пало на эту троицу? Все трое не ходили в церковь, а это было из ряда вон выходящим явлением, поэтому не заподозрить их в колдовстве было попросту невозможно. Так что с выбором именно этих несчастных женщин вопросов не возникает, возникает другой вопрос: что же было все-таки с девочками? А девочки просто заигрались. Необходимо учесть и уровень культуры тех времен, и неуемное детское воображение, распаленное красочными рассказами Титубы, и желание привлечь к себе внимание. А когда они, возможно, и поняли, что игры кончились и началась жизнь, то попросту побоялись сознаться, что все эти припадки и видения – обычное детское притворство и игра.

Возможен, правда, и другой вариант: все они стали просто инструментами в чьих-то умелых руках, кто решил воспользоваться ситуацией для сведения счетов с неугодными односельчанами. Этого нам уже не узнать. Не узнать нам и того, что заставило зловещую последовательницу культа вуду Титубу не только признаться в колдовстве, но и выдать двух других женщин как своих пособниц, входящих в тайную общину ведьм.

Хотя догадаться можно: под пытками и не такое расскажешь, а пытки при дознании активно применялись, это было разрешено законом. Титуба рассказывала, что она и эти несчастные женщины вместе летали на метлах и терзали невинных девочек. Все подозреваемые подвергались унизительному осмотру, который применялся для выявления на теле обвиняемых ведьмовских отметин.

С этого момента обвинения стали нарастать как снежный ком, “видения” девочек приводили на скамью подсудимых все новых обвиняемых. Население Салема охватила массовая паранойя, в колдовстве начали подозревать каждого второго горожанина. Тень колдовского заговора упала не только на заключенных под стражу женщин, но и на их родственников, а также на других “неудобных” обывателей. В результате аресты приобрели массовый характер.

В марте 1692 года арестованы малолетняя дочь Сары Гуд, Марта Кори и Рэйчел Клинтон. Дочь нищенки Сары Гуд, чтобы быть ближе к матери, сама признала себя ведьмой. До вынесения приговоров все обвиняемые томились в бостонской тюрьме, закованные в кандалы. И если поначалу среди заключенных встречались в основном представители низов общества, то в конце процесса в заключение стали попадать уже и вполне добропорядочные прихожане, а также те, у которых хватало смелости протестовать против этого мракобесия и идиотизма: так случилось с супругами Элизабет и Джоном Проктор, открыто возмущавшимися происходящим беспределом – выражаясь современным языком.

В тюрьму попала даже уважаемая жительница Салема Ребекка Нурс. Она была арестована вместе со своей четырехлетней дочерью, которая тоже обвинялась в колдовстве, и ее тоже заковали в кандалы. Потом, впоследствии, эта девочка, просидевшая в тюрьме с матерью восемь месяцев, провожала ее на смертную казнь. В апреле 1692 прошла вторая волна арестов: были заключены в тюрьму Сара Клойс, сестра Ребекки Нурс, муж Марты Кори Джайлс Кори и еще несколько человек.

Официально судебный процесс по делу салемских ведьм начался в мае 1692 года. Судей назначал губернатор Фиппс. За судебным процессом следил наблюдатель – тот самый Коттон Матер, герой книги, которая сподвигла врача Григгса вынести “диагноз”. Судьями выступили друзья Матера и вице-губернатор. Председателем суда назначили Уильяма Стаутона – несмотря на то, что он не имел юридического образования. Но это не являлось недостатком, тем более что у него имелось достоинство, которое искупало все: Стаутон был яростным сторонником охоты на ведьм.

На судебных заседаниях велись нескончаемые жесткие теологические споры. Суд в лице друзей Матера считал подозреваемых виновными, потому что они позволили дьяволу использовать в его коварных планах их человеческий облик. Доказательством служили показания несчастных больных девочек.

Оппоненты судей с пеной у рта доказывали, что дьявол мог воспользоваться телами и душами подсудимых без их волеизъявления, они настаивали на том, что Князю тьмы не требуется разрешение для похищения человеческой души. Суд отстаивал свою позицию, споры продолжались, а истерия все нагнеталась и нагнеталась. И чем дальше, тем все более и более страшнее: в тюрьму угодил даже бывший салемский священник, преподобный Джордж Берроуз. В свое время он не сошелся с некоторыми прихожанами, покинул “пост”, и теперь прошлые конфликты ему активно аукнулись. Обвинители представили Берроуза руководителем той самой мистической общины ведьм, которая, как выяснилось, мучила не только девочек, но и терзала все окрестное население, наводила порчу и болезни на домашнюю скотину.

Самой первой осужденной на смертную казнь стала Бриджет Бишоп. Несмотря на то, что она была в уже довольно преклонных годах, ее все равно обвинили в сговоре с дьяволом. А так как у нее был достаточно сварливый нрав, то большинство обвинителей даже не сомневались в ее виновности. Да и муж ее сестры подтвердил, что Бишоп – ведьма. Это мнение родственника было вполне обоснованным, ведь в глазах общества эта особа вела себя слишком эксцентрично и редко платила по счетам вовремя, что не подобало духу того времени. Да еще она имела несчастье принести однажды городскому красильщику свои кружева. Позднее на суде этот красильщик заявил, что кружева, принесенные Бишоп, не должны находиться в гардеробе приличной женщины. Казнь свершилась 10 июня 1692 года на Висельном холме.

А что же девочки? О, они был на пике славы! Успех и всеобщее внимание кружили им головы, их уже приглашали для выявления колдунов в окрестные деревни. Там, правда, у них возникли некоторые сложности: они не могли назвать обвиняемых по именам, потому что просто их не знали. Но выход был найден: “колдунов” начали искать, методично обходя все населенные пункты.

Если у ворот дома у девочек начинались корчи, то это считалось равносильным приговору: виновного немедленно волокли в тюрьму, а затем приводили в зал суда, заседания которого были больше похожи на какие- то безумные представления театра абсурда. Несчастных судили на основании “видений” и “припадков” девочек. Тех же, кто начинал сомневаться в правомочности таких методов, ждало место рядом с жертвами.

Так, Джон Уиллард, который ранее участвовал в арестах, попал в число обвиняемых после того, как отказался подписать несколько ордеров, задумавшись об абсурдности всего происходящего. Еще одной жертвой здравомыслия стал сам судья Солтонстолл, засомневавшийся в объективности методов следствия. Однако многие обвиняемые от страха или под пытками подписывали признания и давали показания против своих же товарищей по несчастью, тем самым еще больше множа число “ведьм” и укрепляя авторитет девочек. Все это, заметим, происходило в конце “века Просвещения”, уже практически в новейшую эпоху.

29-30 июня 1692 года был вынесен смертный приговор еще пяти женщинам, обвиненным в колдовстве. 19 июля того же года состоялась их казнь. Были повешены Реббека Нурс, Сусанна Мартин, Сара Уайлдс, Сара Гуд и Элизабет Хоув. И даже тогда, когда столько “ведьм” были казнены, а их “главарь” пойман, остановить лавину было уже невозможно.

5 августа 1692 года суд приговорил к казни через повешение еще шесть человек, многие из этих людей были послушными прихожанами, соблюдающие посты и следовали всем церковным канонам: Джордж Джакобс-старший, Марта Кэриер, Джон Вилард, Джон и Элизабет Проктор. Шестым был “глава” общины ведьм, бывший пастор Джордж Берроуз. Перед казнью он без запинки прочитал “Отче наш”, надеясь на спасение. В пору разгара охоты на ведьм считалось, что человек, подверженный дьявольскому влиянию, не сможет прочитать молитву, ни разу не запнувшись. Берроуз прочел, но это ему не помогло.

22 сентября 1692 года состоялась последняя казнь в деле салемских ведьм. Были казнены Марта Ккотт, Мэри Исти, Элис Паркер, Анна Пудеатор, Вильмотт Редд, Сэмюель Вардвелл, Мэри Паркеори и Маргарет Серр.

Видя, что ситуация выходит из-под контроля, наблюдатель судебного процесса Коттон Матер призвал судей не опираться на спектральные доказательства и быстрее завершить дошедший до абсурда процесс. Он заявил: “Лучше пусть десять ведьм избегут наказания, чем будет наказан один невиновный человек”. Ему вторил и его отец, преподобный Инкриз Матер, глава Гарвардского колледжа.

Однако судьи вняли только просьбе Коттона Матера о скорейшем завершении дела, поэтому приговоры по-прежнему выносились, все так же основываясь на забавах больных детей.

И это несмотря на то, что суд в большинстве своем располагал только лишь спектральными доказательствами – выявить действительную принадлежность подозреваемых к темным силам было невозможно. Кроме того, продолжали подвергаться преследованию и арестам люди, выступающие против судебного процесса и отдельных его приговоров. Так, один из противников был даже объявлен серийным убийцей.

Прежде чем всеобщая истерия затихла, в Салеме было повешено двадцать человек из ста сорока одного обвиняемого, а вообще в тюрьму попало около двух сотен человек. Еще как минимум тринадцать умерли в тюрьме, не дождавшись приговора суда. Но самой ужасной была смерть восьмидесятилетнего землевладельца Джайлса Кори, который отказался признать правомочность суда, так как очень боялся конфискации имущества. За это суд приговорил Кори к “строгой и мучительной” казни.

Его привезли на его же поля, положили на землю, а сверху придавили доской, на которую стали складывать камни, пытаясь таким образом “выдавить” из него признание. Вскоре у Кори вывалился язык, но шериф Джордж Корвин тростью запихал его обратно. При этом несчастному все задавали и задавали вопросы, но он оказался крепким орешком, так что палачи все увеличивали груз. Так продолжалось до того, пока несчастный не был раздавлен насмерть. Такую смерть “команда” обвинительниц сочла вполне справедливой, они объявили, что Кори согласился подписать договор с дьяволом в обмен на обещание, что он никогда не попадет на виселицу. По всему выходило, что дьявол свое слово сдержал…

Конец этому массовому помешательству положил губернатор Фиппс, после того как вконец заигравшиеся девочки обвинили в колдовстве его супругу. Фиппс издал указ, согласно которому суд был распущен и создан новый состав Верховного суда штата Массачусетс.

История наделала много шуму, и в октябре 1692 года многие из судейских начали сомневаться в верности принятых решений. Губернатор Фиппс приказал больше не использовать спектральных доказательств, он также запретил и “проверку прикосновением” (то есть пытки) заключенных на принадлежность к “темным силам” и отменил аресты. Через несколько дней он приказывает отпустить двадцать восемь из тридцати трех оставшихся под следствием подозреваемых. Свой поступок он мотивировал тем, что в арестах этих двадцати восьми человек фигурировали только спектральные доказательства.

Вице-губернатор же Стаутон все никак не мог успокоиться и продолжал мечтать об осуществлении казни тех ведьм, которых вынуждены были отпустить в связи с тем, что женщины находились в положении. Губернатор Фиппс на замечание Стаутона отреагировал резко и категорически запретил применять казнь. Стаутону ничего другого не оставалось, как подать в отставку. Ровно через год после начала процесса, в мае 1693 года, губернатор Фиппс помиловал оставшихся в тюрьме подозреваемых.

14 января 1697 года было назначено в Салеме Днем скорби. В это время процесс над салемскими ведьмами уже считали ужасной трагедией. Один из судей и несколько присяжных публично раскаялись. Пастор Пэррис, однако, раскаиваться не спешил, он решил, что в его предвзятости были замешаны другие люди, которые просто сбили его с толку.

Прошло несколько лет, и в 1702 году решение суда от 1692 года по делу салемских ведьм было признано незаконным. В 1711 году всех оставшихся в живых пострадавших по этому делу законодательно восстановили в гражданских правах, погибшим же вернули доброе имя и выплатили немалую денежную компенсацию семьям жертв салемской трагедии.

В 1752 году поселок Салем переименовали в Дэнверс. В 1992 году в память о жертвах салемской трагедии был установлен мемориал. Многие исследователи, историки и ученые впоследствии неоднократно исследовали феномен “салемской истерии” в частности и охоты на ведьм вообще.

Выдвигались самые различные версии массовой паранойи и поведения девочек: начиная от продолжения практики искоренения ереси в лоне церкви и заканчивая массовыми отравлениями спорыньей – плесенью на хлебных злаках. Последствия этого отравления как раз вызывают различные галлюцинации и похожие на имевшие место припадки. Но эта версия вскоре была опровергнута: слишком уж “избирательным” было отравление! Никого больше оно не коснулось, только девочек, а так, как известно, не бывает.

Были сторонники и такой версии, что все дело в пасторе Пэррисе. Мол, заболевшие девочки под давлением пастора Пэрриса, солгав первый раз, уже не могли остановиться, потому что находились в сговоре с заинтересованными личностями. Долгое время эта версия была самой расхожей, ее активно поддерживали. Но о каком сговоре может идти речь между “заинтересованными личностями” и девяти- десятилетними детьми? Да и в чем заинтересованность личностей? Ведь погибли совершенно разные люди.

Имелась и политико-религиозная версия: в то время в Новой Англии шли активные войны с индейцами, причем незадолго до трагедии проигрывались сражения в пользу коренных жителей. На волне этого якобы и возникла массовая истерия, связанная с ведьмами, которая активно подогревалась католической церковью. Многие проблемы глобального масштаба списывали именно на ведьминские злодеяния.

Выдвигали и сугубо медицинскую версию. Долгое время медики считали, что девочки страдали болезнью Ханттингтона. Другой вариант медицинской версии: заболевание девочек особой формой энцефалита. Но и она не объясняет массовость.

Впрочем, исследователи “салемского феномена” задались даже таким вопросом: а может быть, в Салеме на самом деле имелись настоящие ведьмы? И вопрос этот возник не на пустом месте: перед казнью так и не признавшейся Сары Гуд, что попала в первую “тройку” обвиняемых, один из судей Нойес призвал ее покаяться. На что Сара ответила: “Я не больше ведьма, чем ты клоун, и если ты лишишь меня жизни, Бог заставит тебя пить собственную кровь”. Эти слова оказались пророческими: Нойес умер в 1717 году от внутреннего кровоизлияния, захлебнувшись собственной кровью.

Совпадение? Или на самом деле пророчество? В любом случае, если уж искать в Салеме ведьм как исчадия ада, то на эту роль куда больше подходят сами девочки. Неужели они не видели, что игра в итоге привела к массовой расправе над жителями родного городка? Ведь они не пощадили даже собственных родителей: в числе прочих обвиняемых под суд попали родители Абигайль Уильямс.

Через четырнадцать лет после завершения трагедии Анна Путнам, дававшая показания наряду с остальными подружками, сказала: “Я совершила этот поступок по недомыслию, введенная в заблуждение Сатаной”. Довольно слабое оправдание, как ни крути…

Возникает и такой вопрос: ладно дети, какой с них спрос, а вот о чем думали взрослые люди, подчиняясь указаниям детей, в нормальности которых стоило бы усомниться? Или так сильна оказалась жажда крови? Или это сказался пресловутый “эффект толпы”?

К сожалению, салемский процесс – далеко не самый масштабный и уж точно не единственный пример массовой слепоты и агрессивности, которые известны истории. И возникает неизбежный вопрос: сколько же еще потребуется кровавых расправ, чтобы люди научились делать соответствующие выводы из уроков, данных нам историей?