Что ложат в гроб покойнику. Что нельзя класть в гроб

Нередко можно услышать критику поминального обряда у православных: вся эта еда, блины на поминках, водка, сам поминальный обряд непростой: как проводить покойника, что в гроб положить, иконки, земля… В ответ на критику обрядности говорят, что Православие заботиться не только о душе, но и о теле. Что в этой критике справедливого, а что нет? Что действительно входит (и важно) в поминальный православный ритуал, а что является предрассудком и не имеет никакого христианского содержания? Как правильно проводить, похоронить человека по-христиански?

Священник Алексий Плужников ответил на вопросы о православном отношении к смерти и погребению.

1. Вскрывать или не вскрывать усопшего?

Сейчас этот вопрос полностью в компетенции государства – нашего мнения не спрашивают. С духовной же точки зрения, думаю, это не имеет большого значения. Проблема в другом: родственники лишаются возможности участвовать в подготовке тела к погребению: весь процесс выражения последней любви отдан в руки наёмников. Теперь всё стало так отстранённо, механически, даже гроб покойника уже несут не близкие, а дюжие ребята из ритуальной конторы. К тому же над телом усопшего до погребения затруднено чтение Псалтири, молитвенное прощание близких.

2. Что класть в гроб: как поступать с иконкой, которую вкладывают усопшему в руки: кто-то перед тем, как закрыть гроб, забирает ее, кто-то оставляет. Как правильно?

Если ответить формально: то в руки усопшего вкладывают не иконку, а крест – икону кладут рядом, чтобы, прощаясь с покойным перед закрытием гроба, близкие могли целовать («давать последнее целование») или венчик на лбу или эту иконку. Икону из гроба забирают перед заколачиванием крышки гроба. Её можно хранить у себя дома в память о покойном, можно отдать в храм.

Если ответить неформально, то мне видится неверной сама постановка вопроса: «как правильно?». А никак: и Богу, и покойнику нет никакого дела до того, правильно ли мы что-то положили или вынули.

Когда совершаются вселенские родительские субботы, то на утрене (на которой, к сожалению, мало кто бывает, все ждут «главного» — панихиды) читается канон, где мы просим Бога помянуть всех усопших и погибших различными способами: утонувших, сгоревших, «плинфой» (кирпичом) удавленных, гадами укушенных, зверями лесными растерзанных и прочими стихиями убиенных. И основной мотив всех прошений только – Господи, помяни их и прости прегрешения вольные и невольные! Нигде нет и намёка на «правильность» обряда погребения и его важность. Преподобные игумены перед смертью говорили порой: «а тело мое, братие, стащите в болото и бросьте там на поругание». Причём говорилось это не для кокетства, а с осознанием суетности всего земного и преходящего.

3. При заочном отпевании в некоторых храмах выдают «земельку». Что означает эта земелька и не предрассудок ли это?

Моё мнение – это предрассудок, причём в нынешнее время победившего оккультизма – ещё и вредный. Эта традиция была терпима в качестве педагогической («земля еси, и в землю отыдеши», т.е. напоминание о бренности жизни), но сейчас в храм люди стремятся не за молитвой, а за «земелькой», и очень печально, когда мы эту земельку молча им выдаём, тем самым поддерживая языческое мировоззрение. Вот для примера совсем недавний анекдот из приходской жизни: приходят в храм с вопросом: умерла женщина, перед смертью завещала взять земельки с могил мужа и сына (а они похоронены в разных местах) и привезти ей («чтобы в одной земле лежать»).

Но суть проблемы спрашивающих была в другом: они землю будут везти на поезде через реку по мосту, а им сказали, что нельзя так делать – землю через воду перевозить, а то катаклизмы неминуемы…

А всё потому, что «земелька» по-прежнему выдаётся, вернее, продаётся.

4. Имеет ли значение: очное или заочное отпевание?

Встречный вопрос: для кого? Для усопшего – да, если он был верующий христианин. Нет – если он игнорировал Бога и Церковь при жизни. Для родственников? Да – если они пришли молиться ко гробу, нет – если их интересует лишь момент получения «земельки» — «пропуска в рай».

Суть очного отпевания – совместная усердная молитва священника, родственников, близких. Заочное отпевание служиться должно при исключительных обстоятельствах: тело исчезло, давно умер человек, а только теперь нашлись те, кто решил за него помолиться. Но служить заочно, зная, что цель такого действия – экономия времени родственников для того, чтобы успеть на поминки в кафе… Хотя проблема тут сложней: бывает, что заочное отпевание – это единственная возможность помолиться об усопшем, хоть священник помолится – и то хорошо.

5. Известно, что полный чин отпевания довольно долгий – около двух часов. Но чаще всего отпевание в храме, а тем более в кладбищенском храме длится гораздо меньше. Такое сокращение считается нарушением? Насколько это важно, можно ли жаловаться?

Вопрос сложный. Настоящее всенощное бдение на Афоне может длиться до 16 часов, а в приходском храме – 2,5. Это нарушение или всё же та мера, которая для всех разная? Лично мне за 7 лет священства пришлось отслужить полный чин отпевания лишь дважды: тогда, когда умирал церковный человек (прихожанин), и к тому же у него родные были тоже прихожане, которые позаботились и о причастии, соборовании накануне смерти близкого, заранее рассчитали время, нужное на полное отпевание, договорились с ритуальной службой, сами стояли в храме, с чувством молились…

Но чаще всего отпевать привозят в храм (хотя несравнимо чаще зовут священника на дом) человека, единственным фактом «православности» которого является крещение во младенчестве… А если у священника в день 5, 7, 10 (в кладбищенском храме) отпеваний – как тут по два часа служить?

Поэтому есть некий усредненный вариант отпевания, который длится около получаса — сорока минут. Но, конечно, «отпевание» за 10 минут (а то и быстрей!) – это профанация молитвы, священнику нельзя так поступать.

6. Известно, что нужно заказать за усопшего сорокоуст. Но иногда заказывают и Псалтырь – в чем смысл чтения Псалтыри? За всех ли крещенных его можно заказывать? Можно ли без этого обойтись?

Смысл чтения Псалтири – в молитве, разумеется. В монастырях издревле был обычай читать псалмы и поминать усопших (особенно благодетелей монастыря и братии). Поэтому близкие усопшего просили монахов усердно молиться, ибо у самих мирян частенько не хватает на это времени. Хотя, опять-таки, эта прекрасная благочестивая традиция превращается нередко в формализм: «сделать ВСЁ, как правильно», так сказать, заказать все религиозные «услуги» по каталогу…

А когда возникает такой вопрос: за кого можно, можно ли обойтись (а сколько стоит?) – мне хочется задать человеку встречный вопрос: а вы сами молиться собираетесь, вам этот усопший дорог, или вы от него откупиться хотите?

7. Есть ли какие-то официальные расценки за обряд отпевания для батюшек? Или это добровольное пожертвование? Если священник говорит, что за меньшую сумму он не согласен отпевать – что делать?

Не должно быть никаких расценок на требы и Таинства, Святейший Патриарх Алексий не раз об этом говорил. Все пожертвования должны быть доброхотны. А если священнику деньги дороже молитвы, то можно посоветовать ему сменить место службы, например, в ритуальную контору распорядителем похорон устроиться…

8. Когда умирает кто-то в доме, родственники завешивают зеркала, люстры; иногда на поминальный стол кладут рюмку с хлебом или тарелку с едой для усопшего. Часто это критикуется как обрядоверие. Но обряд, ритуал – это составная часть культуры, который помогает в неких формах выразить свои чувства. Психологически он приносит облегчение. Например, раньше у человека был траур — определенный срок, когда люди не показывались в публичных развлекательных местах, определенным образом одевались. И никто не считал это предрассудком. То есть для переживания горя были некие формы, одобренные обществом и внутри которых человек чувствовал себя защищенным, сориентированным. Теперь все размыто. Что Церковь считает разумным в таких обрядах, а что действительно признает за суеверие?

Форма (обряд, ритуал) важны только наличием осмысленного содержания: например, завесить телевизор ради усердной молитвы по усопшему. А если человек ищет формы, одобренные обществом ради собственной успокоенности, то он быстрее всего найдёт язычество, ибо христианство – это как раз отсутствие этой успокоенности («Когда сотворите всё повеленное вам, говорите, что мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали только то, что должны были сделать»).

Мы должны (если можно употребить такое слово) нашему усопшему только одно – любовь, а форма без любви – мертвечина, фарисейство. Ведь наша забота об усопшем имеет идеалом жён-мироносиц, которые пришли ко гробу Христа, чтобы совершить положенный обряд по великой любви к своему Учителю: в этом была суть обряда: сделать последнее добро родному Человеку. А какое добро заключается в завешанных зеркалах или чёрных вуальках? Это даже не обрядоверие – это пошлость, нежелание думать и принимать ответственное решение – гораздо удобнее сделать «как все», «как положено» — и жить дальше спокойно. Как коровы, методично жующие жвачку…

9. После выноса покойника из дома или после похорон принято мыть полы – это тоже суеверие? А если человеку от него станет легче, может он так делать?

Это необходимость – много грязи в дом натаскали! А легче станет, если водочки принять стаканчик… Многие так и воспринимают религию – как способ самоутешения: «я поставил свечечку – и мне полегчало!».

10. Некоторые упрекают русских за обильные поминки с водкой, дорогим и обильным угощением, родственники стараются, полагая на это много сил, времени. Насколько такая традиция православна, необходима? Каковы ее корни? Можно ли вообще не устраивать поминки?

Корни – в языческих тризнах и склонности к пьянке. Настоящие поминки – это накормить голодных (голодных! – а не кумовьям дать закуску), одеть нищих, облегчить страдания нуждающихся – вот истинное добро, творимое для покойника, приносящее пользу и ему, и тем, кто это добро творит.

Сейчас постоянно задают эти вопросы абсолютно нецерковные люди: когда устраивать поминки, что на стол подавать, звать ли на сороковины сорок человек?..

А когда спросишь: а почему же вы не пригласили священника исповедовать, причастить умирающего? – пожимают плечами: а зачем, мол, ерундой заниматься?..

11. На кладбище и поминках принято говорить слова, вспоминать покойного добрым словом. В чем христианский смысл такой традиции?

Христиане, вообще-то, всегда должны стараться говорить и думать о ближних только доброе, а осуждать себя. Жаль, что обычно так делают лишь во время поминок, да и то, пока не напьются, а всю жизнь, прожитую в одной квартире с умершим родственником, только и делали, что ругались.

12. Надо ли собирать людей на 9, 40 день? Что важно делать в эти дни?

См. ответ на вопрос 10. Важны лишь молитва и добрые дела, всё остальное – суета.

13. Каково отношение Церкви к кремации?

Церковь уважительно относится к телу усопшего и по древней традиции возвращает его земле, туда, откуда оно было создано, и где ждёт всеобщего воскресения.

Кремация – это способ избавиться от памяти об усопшем, это подтверждение неверия в воскресение тела, которое должно воссоединиться с душой человека.

Поэтому церковная позиция к кремации скорее негативная, хотя отпевания кремированные не лишаются.

Вопросы задавал Леонид Виноградов

Журнал «Нескучный сад»

Нельзя не скорбеть нам, когда, умирая, оставляют нас те, которых любим. Будем оплакивать наших умерших, потому что ушел от нас любимый человек, но будем оплакивать его по-христиански. Мы плачем над усопшим, потому что человек не призван к тому, чтобы умереть,– человек призван к вечной жизни. Смерть вошла в жизнь через человеческое отпадение от Бога , поэтому смерть как таковая– трагедия. С другой стороны, она– освобождение. Если бы надо было жить, никогда не умирая, в той ограниченности земной жизни, которую мы знаем, был бы неизбывный кошмар…. Есть целый ряд мест в службе по усопшему, где он как бы говорит: не рыдайте обо мне…

Мы скорбим о наших умерших по чувству лишения, но с надеждою соединения с ними в вечности.

Посему великолепие похорон, народное сопровождение гроба, заботливость о погребении, не щадящая издержек, устроение богатых памятников несколько утешают живых, но не помогают умершим. Не помогают, но со всей несомненностью вредят суетные предрассудки, измышления, подобные тем, которые приведены ниже.

Наиболее зримо они проявляются именно в обряде погребения, тайны и многие страхи которого никому не удалось распознать. Существует множество неписаных и подчас странных ритуалов, которые, тем не менее, передаются из поколения в поколение и исполняются едва ли не с большим усердием, нежели церковные молитвенные обряды. В XX веке, когда Церковь находилась в ущемленном положении в обществе, эти языческие суеверия стали повсеместно распространенными. Их исполняют, не задумываясь о смысле, даже люди, считающие себя атеистами.

Например, существует неправославный языческий обычай, когда под гроб усопшего кладут топор, бросают монеты в гроб, в могилу. Или же, когда выносят покойника, в доме переворачивают столы, стулья . В этом нет необходимости. Все это связано с языческими обычаями. Плакальщицы о покойном – тоже нецерковная традиция.

У неразвитых народов считалось, что если человека похоронить без руки или ноги, то и в том мире он будет оставаться калекой. Этот языческий предрассудок послужил основой заблуждения у некоторых христиан, которые боялись, что в Судный день их близкий человек восстанет из мертвых без конечности и на вечность останется инвалидом. Но если отделенную от тела конечность, считали заблуждающиеся, захоронить вместе с трупом, то проблема разрешится, и человек воскреснет в своем полном виде. Отрезанные члены тщательно хранили, чтобы их можно было, когда придет час, положить в гроб. Даже выпавшие или вырванные зубы сохраняли, иногда по многу лет, и клали в могилу вместе с их бывшими владельцами. Эти представления нередко служили причиной смертей, когда ампутацию оттягивали, пока не становилось слишком поздно.

Обычай завешивать зеркала в доме умершего связан также с традицией народного происхождения и не имеет ничего общего с православным обрядом погребения умершего. Объяснения этого обычая до смешного наивны. Зеркала закрывают для того, чтобы душа усопшего, увидев себя, не испугалась. Другой вариант толкования: чтобы покойный не напугал родственников. Считается также, что через зеркало душа может уйти в темный мир «зазеркалья», где царит дьявол и правят бесы.

Надо сказать, что различные предрассудки, связанные с погребением ,– проблема не только нашего времени, когда целые поколения вырастают в неверии и незнании Бога. И в дореволюционные времена разного рода суеверий, связанных со смертью и обрядом погребения, было предостаточно.

Назовем некоторые обычаи и верования, которые православные христиане не должны исполнять и принимать во внимание:

- класть в гроб деньги, вещи и продукты;

- класть на лицо покойного блин, а потом съедать его, веря, что этим уничтожаются грехи усопшего;

- верить, будто человек, вернувшийся в дом после выноса тела и до возвращения с кладбища, непременно умрет;

- на поминках ставить «для усопшего» рюмку водки и хлеб;

- сохранять эту «поминальную рюмку» до сорокового дня;

- лить водку в могильный холм;

- произносить: «Да будет тебе земля пухом»;

- верить, что душа умершего может принимать облик птицы или пчелы;

- верить, что если усопший не отпет, то его душа остается на земле призраком;

- верить, что человек, случайно вставший во время отпевания между гробом и алтарем, непременно скоро умрет;

- верить, что погребальную землю, которую дают на заочном отпевании, нельзя хранить дома больше одного дня;

- верить, что кремация может послужить причиной болезней детей или внуков кремируемого;

- верить, что тела сгоревших на пожаре не воскреснут в Судный день.

Можно привести множество других примет и суеверий, связанных со смертью и погребением. В любом поселении существуют свои своеобразные традиции погребения, передаваемые от поколения к поколению. В основном пожилые женщины считают себя знающими и просвещенными в этих традициях и берут на себя право во время похорон следить за их соблюдением, зачастую не только игнорируя благословение священника, но откровенно и прилюдно насмехаясь над ним. Они совершенно не понимают, а бывает и, наоборот, умышленно ставят себя в выше учения Церкви и святых отцов.

Всякое знахарство и колдовство неприемлемо в православных традициях, в том числе и в традициях погребения. Ко всякой подобной информации нужно подходить с большой осторожностью, помня о том, какой вред для души и здоровья приносят контакты с подобного рода людьми. Нужно помнить, что диавол есть отец лжи и со своим воинством прилагает все усилия, чтобы заблудить человека в истине и отдалить его от Церкви и ее истинного учения. Все мы смертны, но эта неопровержимая истина лишается духовной глубины и превращается в банальность вне учения Церкви, которое свидетельствует о том, что человек был сотворен Богом для бессмертия. Все суеверия и измышления вокруг этого главного вопроса губительны для души самого православного христианина и совершеннно не помогают душам усопших.

Традиция снабжать покойника, отправляющегося в последний путь, всякими предметами существовала всегда. И древние египтяне, и скифы, и римляне с греками и многие другие народы в погребения своих мертвецов, помимо «виновника торжества», складывали драгоценности и оружие, предметы быта и одежду. Особо знатные покойники уходили в могилу с женами, рабами и лошадьми - об этом свидетельствуют результаты многочисленных археологических раскопок. Подобные традиции сохранились и в наше время: родные современных покойников часто стараются снабдить их всевозможными «девайсами». Правда, жен и рабов хоронить с «главными» мертвецами уже почему-то не принято. Сотрудники нескольких российских ритуальных бюро помогли корреспонденту ГолосUA составить своеобразный рейтинг предметов, которые родственники и близкие в наше время кладут в гробы своих покойников. 1. Водка Пожалуй, самое распространенное «вложение». Причем, одни утверждают, что ритуальная бутылка предназначена для «помина души» (правда, кого и как покойник «там» будет поминать - непонятно), другие говорят, что она является своеобразным «пропуском» в царство мертвых, третьи надеются, что на том свете мертвые выпьют за живых. Самый распространенный объем - емкость от 0,2 до 0,5 литра. Большие - литровые и выше - бутылки в гроб, как правило, никто не кладет. Во-первых, и места в гробу не так много, а, во-вторых, видимо, думают, что нечего там нажираться. 2. Деньги Традиция класть деньги в захоронение существовала всегда. Правда, сейчас никто не кладет в гроб чемоданы, забитые долларами. Но горсть монет или несколько купюр - в порядке вещей. Очень часто - в кошельке или бумажнике, которыми при жизни пользовался покойник. Суммы в итоге получаются небольшие. Максимум, о чем знают сотрудники ритуальных бюро, - купюра в 100 долларов. Но и такие деньги особо не афишируются - чтобы мародерам не повадно было. Кстати, у традиции класть в могилу деньги есть яростные противники: они считают, что человека, одарившего покойника деньгами, могут ждать большие финансовые неурядицы. 3. Мобильный телефон Самая характерная примета нынешних захоронений - похоже, по ней через пару тысяч лет археологи будут идентифицировать покойников и изучать нашу жизнь. Традиция класть в гроб мобильный телефон - обязательно действующий - пришла из-за границы, и подобное теперь встречается довольно часто. «Пусть будет», - так чаще всего поясняют свое решение родственники. Звонков с того света пока, правда, никто вроде не фиксировал. Но курьезы уже случались. Хоронили одного мужика. Гроб опустили в яму, уже было начали засыпать, как оттуда донесся звон мобильника. Судя по тому, что телефон звонил долго, покойный все-таки решил не отвечать. Правда, пока «мобила» звенела, никто так и не решался закапывать могилу. 4. Фотографии Их кладут в гроб те, кто считает, что, мол, глянет покойный на фотографию - и вспомнит своих, оставшихся на белом свете. Альбомы в захоронениях не встречались, но снимки жен и мужей, детей, групповые снимки и даже изображения животных нередко отправляются в гроб. Бывали случаи, когда покойных снабжали фотоснимками уже умерших родителей - может, для того, чтобы на том свете было легче их разыскать и идентифицировать? 5. Сигареты А почему бы и нет? Вдруг и на том свете захочется покурить? Правда, как правило, ограничиваются одной пачкой - либо очень хороших сигарет, либо тех, которые покойный курил при жизни. Причем чаще всего в гроб кладут уже открытую пачку - наверное, чтоб «там» сильно не заморачиваться с ее распаковкой. Обязательно снабжают либо спичками, либо зажигалкой. Как вариант, иногда кладут трубку, которую мертвец использовал при жизни. 6. Ювелирные изделия В отличие от захоронений древнеегипетских фараонов, современные могилы не являются филиалами ювелирных магазинов. Но иногда в них все же попадают обручальные кольца, которые вдовы и вдовцы отдают своим супругам. Золотые или серебряные цепочки с именными медальонами. Любимые при жизни брошки. Тем не менее, памятуя о мародерах, люди стараются не перегружать покойных «ювелиркой», а сами драгоценности особо не афишируют. 7. Игрушки Как правило, сопровождают детские захоронения. Куклы, плюшевые мишки, зайцы, машинки - их кладут в гроб родители, чтобы дети и на том свете не расставались с любимыми игрушками. 8. Электронные гаджеты Помимо упомянутых мобильных телефонов нередко нынешние покойники отправляются в могилу с различными электронными компактными гаджетами, которые любили и которыми пользовались при жизни. Плейеры, фотоаппараты, компактные радиоприемники, флэшки - непонятно, правда, с какой информацией. Лет пятнадцать назад были случаи, когда в гробы попадали и пейджеры. Кроме того, несколько раз покойники уносили в могилу ключи от любимой машины с брелоком сигнализации. 9. Очки Если покойный при жизни плохо видел и ходил в очках, то как же он будет обходиться без оптики «там»?! Специально для «того света» очки, понятно, никто не заказывает, но прижизненные «окуляры» кладут в гроб довольно часто. А вот случаев, чтобы в могилу попадали солнцезащитные очки, работники ритуальных бюро не припомнят. А вот один бинокль - был! Правда, для чего такая мощная оптика нужна покойному, уточнять они у родственников не стали. 10. Часы Традиция, которая постепенно уходит в прошлое - в связи с тем, что все меньше распространены наручные часы. В современных захоронениях практически не встретишь «Ролексов» и «Брегетов». Тем не менее, нередко в могилу вместе с пожилыми владельцами отправляются старенькие «Лучи», «Ракеты» и «Полеты». Кроме перечисленных предметов в гробы современных покойников, по старой традиции, часто кладут расческу. А в принципе, туда может попасть все что угодно - от косметики и парфюмерии (духи, пудра, помада и т.п.) до предметов одежды, книг и даже предметов хобби. Кстати, церковь подобные «вложения» не поощряет - язычество, мол.

В старину почти у всех народов было стойкое убеждение, что покойный должен придти в другой мир во всеоружии, т.е. в окружении привычных для его жизни вещей и даже людей. Ужасные человеческие жертвоприношения, чтобы останки положить в могилу к усопшему, были уместны почти на всех континентах Земли. Со временем, когда понятия жизни/смерти стали более реалистичней и процесс захоронения покойных менее кровожадный, такие обычаи стали уходить в глубокое прошлое.

Но некоторые обычаи все же остались, которые и по сей технически прогрессивный день соблюдаются нашими гражданами, изучавшими в свое юношеское время труды марксистов-ленинистов. В случае смерти человека его родственники начинают лихорадочно соображать, что положить в гроб по местным обычаям?

Церковь о последнем пути

Священники на этот неоднозначный обычай отвечают вполне конкретно. Но некоторые служители Веры (определенной конфессии) благосклонно отзываются о вкладывании в тризну некоторых вещей покойного. Другие, особенно христиане, категорически против всяких вложений. По мнению священнослужителей, лишние вещи в гробу мешают душе оторваться от бренного тела, обрести покой. Тем более, при наличии рядом с усопшим или на его теле (одежде) драгоценных изделий, это может спровоцировать мародеров.

К сожалению, в наше богатое различными предметами быта время многие безутешные родственники стремятся положить под подушку или у ног покойника, например, его любимый серебряный портсигар с сигаретами, деньги, украшения или другие любимые усопшим вещи. Верующие граждане, как правило, кладут у изголовья тела иконки, распятия или молитвенники. А некоторые стремятся положить в гроб фотографию самого умершего или его родственника, умершего ранее, чтобы покойный мог с ним встретиться, и прочее. Фантазий у граждан иногда не отнять.

Официальная церковь против таких действий сограждан, считая, что человек родился голым, должен и уйти в мир Вечный таким же голым, т.е. каким явился в мир – таким и ушел. Аргумент здесь таков: дети, мол, рождаются нагишом, без любимых игрушек и вещей, значит – умерший тоже должен хорониться без всяких ненужных предметов. Таким образом, официальная церковь борется с «эхом» языческих традиций. И это, стоит отметить, одна из причин, почему христианская церковь не приемлет этот языческий (или же уже современный?) обряд. Церковные обычаи запрещают класть в гроб что-либо дополнительно, т.к. все эти лишние предметы быта препятствуют душе обрести после тлена физического тела покой.

Суеверия и сны

Некоторые люди, похоронившие близкого человека, иногда говорят, мол, во время сновидений к ним приходит покойник и требует, чтобы ему, например, вернули мобильный телефон или деньги. Или же усопший во сне приходит и постоянно занят поиском, как будто забыл что-то. Те, кому снятся такие «сюжеты», начинают переживать, что не положили те же любимые усопшим сигареты или же не надели на его палец перстень… Конечно, они потом начинают об этих снах рассказывать всем желающим слушать, отсюда потом идет поверье, если в тризну не положить любимую вещь покойного, то он за ней будет постоянно приходить во снах.

Но это всего лишь работа нашего подсознания, основанного на языческом суеверии. Кстати, экстрасенсы и даже священнослужители объясняют содержание таких снов тем, что душа умершего находится перед переходом в Вечность в одиночестве, поэтому пытается на таком уровне общаться с оставшимися на земле любимыми людьми. Но ей вещи не нужны, т.к. принадлежности мирской жизни усложняют путь ее очищения и освобождения от пут мирского бытия.

Естественно, что и никаких фотографий нельзя класть в тризну. Тут даже психологи могут дать объяснения, почему это запрещается делать. На подсознании родственник, положивший снимок под саван, будет связывать себя и покойного воедино. Результат: нагнетание отрицательной энергии, концентрация негативных мыслей и, как следствие, проблемы с психическим или же физическим здоровьем. А более продвинутые биоэнергетики даже предрекают тяжелую болезнь того, чью фотку положили в гроб. Тут явных доказательств сему нет, но опять-таки может здесь сработать подсознание – что навели порчу таким способом, и тот, чей снимок оказался в гробу, может реально слечь в больничную кровать.

Вывод: современный научный мир пока не доказал, что есть вечная жизнь даже за пределами нашей маленькой Галактической Системы, поэтому не стоит загружать ненужными вещами тризну. Просто надо облачить тело в ту одежду, которая ему подготовлена, положить на область лба специальную ритуальную ленту (если захотят того родственники), накрыть тело погребальным покрывалом и все. Пусть душа уйдет в Вечный Свет налегке и с миром!

Похороны - это не только трагической событие, но и ритуал, окутанный множеством примет. Соблюдение или игнорирование предписаний - личное дело каждого, но мы бы советовали прислушаться к традициям.

У многих народов (в том числе славян) есть обычай класть в гроб умершему определенные вещи. Считается, что некоторые предметы помогут душе на том свете, облегчив ее участь. Что же следует положить рядом с телом, а что - категорически нельзя?

Что кладут в гроб умершему: мужчине, женщине?

Сперва положите в гроб веревки, которыми связывались руки покойника и снимались мерки для гроба. То же самое касается расчески, которой причесывали умершего. Эти предметы являются носителями мертвой энергетики. Плохие люди используют их для колдовства, если предметы попадут в их руки.

Обычно, чтобы положить в гроб, выбирают предметы, которые усопший любил при жизни. Это могут быть:

  • одежда;
  • книги;
  • аксессуары;
  • часть коллекции;
  • военная форма.

Если мужчина был военным либо служащим в органах внутренних дел, в гроб кладут фуражку. Для женщины не лишим будет положить головной убор: платок, шляпу, чепец. Незамужних девушек часто хоронят в подвенечном платье, рядом кладут фату. Независимо от пола усопшего, в гроб часто кладут нательный крестик. Если украшение осталось в доме, его нельзя носить.

Если умер ребенок, рядом с ним помещают любимые игрушки. Также игрушки могут класть в гроб при похоронах беременной женщины. В гроб к самоубийце, колдуну или преступнику кладут освященный хлеб, святую воду, раньше было принято помещать рядом с телом ладан и осиновый кол.

Если вы хотите положить в гроб цветы, используйте засушенные или искусственные. Из нельзя заранее собирать и приносить в жилое помещение. Живые цветы принято бросать на дорогу перед похоронной процессией и класть на могилу.

Что нельзя класть?

Существует список вещей, которые не следует помещать в могилу вместе с умершим. Это касается, в первую очередь, личных вещей другого человека. Нельзя одевать покойника в одежду того, кто еще жив. Запрещено класть в гроб фотографии живых людей: некоторые хотят осуществить это, чтобы душа могла смотреть на фото родных, но это делать настоятельно не рекомендуется.

Согласно приметам, если положить в гроб вещь, принадлежащую живому человеку или его фотографию, то ныне живущий рискует тяжело заболеть или даже отправиться вслед за умершим.

Если вы сомневаетесь, можно ли класть в гроб какую-либо вещь, спросите рекомендации у священнослужителя. Священники отвечают на такие вопросы без всякого удивления, оглашая мнение церкви.