Что такое пост и для чего он нужен. Что такое пост, для чего нужен, как правильно его соблюдать

С определенными ограничениями неразрывно связана любая религия. Они могут касаться как норм поведения, моральных принципов, так и внешнего вида и избирательности в пище. Для верующих такие правила становятся привычными, поскольку вводятся с детства, в процессе воспитания. Тем, кто приходит к вере в зрелом возрасте, в таких вопросах, что такое пост и как следовать рекомендациям церкви, из чего состоит меню для этих дней, что будет, если не следовать запретам, приходится разбираться самостоятельно.

Придумали ограничение на употребление пищи еще в раю. Библия говорит: «От всякого дерева ты будешь есть, от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертию умрешь». Исполнение поста для первых людей дается как заповедь, следствие нарушения этой заповеди – смерть, что и произошло: духовная смерть первых людей, а люди пожинают плоды этого преступления и по сей день.

Посмотрим примеры соблюдения таких запретов людьми ветхозаветного периода:

Из ветхого Завета

Мы видим, что состоит пост из плача и рыдания, люди одевались во вретища – в ветхую (рабочую) одежду и посыпали свою голову пеплом. Когда хотели, чтобы Господь помог им, тоже начинали поститься и потом только начинали молиться и обращаться к Богу за помощью. И так мы начинаем видеть, что соблюдение ограничений – это не только телесные дела или подвиги, отказ от той или иной пищи. В первую очередь это внутренний настрой, сердечные чувства и сокрушенный дух. Люди, которые постились в то время, находились в критических ситуациях. Они говорили из самой глубины своего сердца от всей души примерно так: «Помоги нам, ты видишь, что сами мы не можем преодолеть эту трудность. Ты сам возьми и спаси нас. Мы виноваты, мы нагрешили, нарушили Твои заповеди, но помилуй нас, прости и помоги. Спаси нас от наших врагов ».

И также перед серьезным делом или путешествием люди постились, всем сердцем обращались к Богу. Просили о помощи, сопутствия в дороге и защиты от врагов. Потому что сами люди не знали, что с ними там случится и что их ожидает на пути, как бы полностью предавали себя в руку Бога, всю свою жизнь и все дела. Так мы видим, что соблюдение запретов на пищу – это некая подготовка к результативной молитве, сосредоточение духа человека и понимание, что сам человек мало что может сделать без Божьей помощи.

Пощение помогает людям смириться пред богом и просить у него помощи. С таким чувство сокрушения и своего бессилия, в надежде только на помощь Господа просили милости, и если она не придет, то человеку не справиться. В те времена пощение означало абсолютный отказ от пищи, полное голодание, да люди и сами были в такой ситуации, что не о еде прежде думали, а взывали к Богу о помощи, потому что к городу подходили вражьи войска и всем грозила погибель.

Они взывали к Богу, чтобы тот спас их жизни спас и уберег от смерти. И представьте, если бы мы оказались в такой ситуации, думали бы мы тогда о еде или и о красивых одеяниях, тогда и правда был бы плач и мольба о спасении. Так постились люди Ветхого завета, жившие до нашей эры.

Полезное видео: православный пост, его цель и содержание

Пост в Новом завете

Во время Нового завета как поститься, нам показывает сам Иисус Христос. Прежде чем он вступает на земное служение, он уходит в пустыню, уходит от людей, уединяется и там постится 40 дней, не вкушая пищу.

Это был первый Великий пост в православной церкви, и Господь сам показал нам, там он был искушаем дьяволом. Когда под конец Иисус взалкал, то сатана сказал ему: «Если ты сын Божий, то скажи этим камням и пусть они обратятся в хлебы».

Христос ответил: «Не хлебом единым жив человек, но всяким, словом исходящих из уст Божиих». Тогда диавол поднял его на крышу храма и сказал ему: «Бросься вниз, ибо написано, что Ангелы понесут тебя на руках, и не преткнешься о камень ногою своею».

Господь ответил: «Не искушай Господа бога своего». Тогда сатана в одно мгновение показал Христу все царства земли. И говорил, что отдаст их ему, за то, что тот поклонится ему. Но Иисус отказался и сказал, что нужно кланяться только Богу и ему одному служить.

Так Христос победил сатану и подал пример всем христианам, показывая, что и мы должны так делать, и к чему стремиться. Думать не о хлебе насущном, не испытывать Бога, не думать о себе много, не стремиться к земным богатствам и земной власти, а всем сердцем искать Бога, искать исполнения заповедей и таким образом служить Ему. С тех пор все члены православной церкви соблюдают периоды, когда накладывается запрет на некоторые виды пищи, и через это стараются выйти, защититься от власти диавола и приблизиться к благодати.

В честь этого события до сих пор каждый год люди постятся 40 дней, это время называют Великим постом, и он самый главный у православных. Все кто соблюдают его, проходят как бы экзамен за весь свой год, проверяют, в чем они изменились за этот год, какие страсти побороли в своем сердце, какие вредные привычки оставили, а с какими еще нужно бороться. Испытание длится 48 дней, 40 дней в память о посте Господа в пустыне, а последняя неделя Великого поста – страстная седмица, последние дни жизни Христа и его страдания.

Все это время не положено вкушать пищу животного происхождения: мясо, молоко и все, что из него делают, яйца, рыбу. Следует воздерживаться от увеселительных мероприятий, шумных застолий, посещений театров, цирков, просмотров сериалов, телешоу и тому подобного времяпровождения.

Церковь в эти дни призывает к более частым
посещениям богослужений, напоминает о домашнем молении, призывает приступить к церковным таинствам, главные из которых Исповедь и Причащение (Святая Евхаристия), чтению святого писания, житий святых и духовной литературы, рассказывающей о самом смысле покаянии.

Если вы решили поститься, как настроить себя на соблюдение запретов? Главное – это узнать в первую очередь Божии заповеди и проверить себя на исполнение их. Разобраться в понятиях греха, что это такое, где он бывает и есть ли грехи.

Обратите внимание! В церковных лавках всегда есть книги, брошюры, которые помогают новоначальным проверить себя, – «Помощь кающимся» или «Дневник
кающегося». Они позволят разобраться, какие заповеди нарушались за всю жизнь, можно все записать и идти на исповедь, просить у священника благословение на испытание, обговорить с ним вопросы по здоровью, если имеются болезни.

Многие спрашивают, как правильно соблюдать пост, имея в виду прежде всего, какую еду разрешено готовить во время постных дней, при том забывая, что сила ограничений заключается не в пище, а в силе духа, в духовном бдении и контролировании в первую очередь своих поступков и эмоций по отношению к ближним, родным людям.

Стараться делать в это время больше дел милосердия, посещения больных, помогать немощным, неимущим, стараться делом исполнять Божьи заповеди.

Доброе дело – молитва с постом и милостынею и справедливостью (Тов.12:8). В течение всего этого времени ходить на богослужения и пытаться вспомнить забытые грехи и так же в них каяться. Есть такой обычай – принимать участие в таинстве соборования (Елеосвящения) в Великий пост. Соблюдение постных дней – это личное дело каждого, и не стоит показывать или рассказывать людям о том, что вы поститесь, лучше содержать это в тайне.

А для чего нужен и что дает пост именно нам? Если мы будем добросовестно поститься и участвовать в церковных таинствах, то мы начнем видеть и замечать за собой слабые места и греховные наклонности. Тогда-то и начнется у нас смирение перед Богом, начнется появляться покаяние, а может, плач и рыдание, как у ветхозаветных людей, появится сильное желание покончить с грехом, выбраться из рабства страстей, вредных привычек, захочется тянуться к добру. Так человек вступает уже в духовную религиозную жизнь и начинает борьбу с темными духами, про которых Господь сказал: «Сей род изгоняется только молитвою и постом» (Мф. 17:21).

Великий пост – самый длинный и строгий, но кроме него есть еще три:

  • Рождественский в память рождества Христова;
  • Успенский в память успения пресвятой девы Марии;
  • Апостольский (Петров) в память о святых апостолах Петре и Павле.

Кроме четырех основных периодов запрета на животную пищу православные постятся каждые среду и пятницу (кроме сплошных седмиц) в память страданий Иисуса Христа. В среду Церковь вспоминает предательство и взятие Христа воинами, а в пятницу – распятие на Кресте. Также есть люди, которые желают поститься всегда: это монахи или те, кто готовится принять постриг, да и среди нас есть много таких людей, только про них мало кто знает.

Соблюдение ограничений в пище для православного – это святая обязанность. Если не следовать церковному календарю без благословения священника, если не соблюдать запреты и правила, то нас не будут допускать до церковных таинств и вообще могут отлучить от церкви или дать время на исправление.

Важно! Всякий православный человек должен обязательно поститься по мере возможности и сил, если хочет очистить, освятить свою жизнь, приблизиться к Богу, то нужно поститься и просить Божьей помощи.

Для детей пост начинается в 7 лет

Для маленьких детей никаких ограничений нет. Начинаются запреты с 7 лет. С этого возраста человек становится самостоятельным в отношениях с Богом, и ему уже самому придется отвечать за свои дела. Дети 7 лет начинают ходить на исповедь и жить полной церковной жизнью. Болящим людям делают смягчения или полностью отменяют запреты.

Смысл ограничений – в смирении тела, а у болящих и пожилых людей тело и так страдает. Все запреты благословляет православный священник, и если мы сомневаемся в чем-то, лучше подойти к нему и посоветоваться. Главное в это святое время – «не есть друг друга», как говорят священники, т. е. не досаждать ближним, не огорчать их и не расстраивать, а с каждым человеком стараться поддерживать мир и любовь, по заповеди Христа.

Полезное видео: как правильно соблюдать Великий Пост?

Вывод

Во времена пришествия Христова многие постились и соблюдали весь закон. Но это были всего лишь внешние формальные дела, люди думали, что они угождают этим Богу, превозносились над другими людьми, которых считали хуже себя. Но Господь сказал, что истинные поклонники Божии те, которые кланяются Богу в духе и истине. Для Бога важны наши сердца, а не животы. Пост – это всего лишь инструмент для очищения нашей души. И нужно помнить, что всему своя мера, чрезмерное пощение тоже идет не на пользу, а может ввести человека в гордыню или помрачение.

Архимандрит Никифор (Хоря) - настоятель Ясского монастыря во имя трех святителей и административный экзарх монастырей Ясской архиепископии (Румынская Православная Церковь).

- Отец архимандрит, зачем нужно поститься? Какую пользу приносят нам эти труды?

Святой апостол и евангелист Лука говорил, передавая слова Спасителя: «Смотрите за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объядением и пьянством и заботами житейскими» (Лк. 21: 34). Таким образом, увещание поститься исходит от Самого Спасителя, а слово Спасителя для нас, христиан, - высший ориентир. Мы, жаждущие жизни вечной и истины в мире сем, должны делать слово Господа нормой своей жизни.

С одной стороны, пост для нас - это аскетический подвиг, совершаемый для того, чтобы плоть не властвовала над душой, не замутняла проницательность ума, духовное внимание, а с другой стороны, пост - это естественное состояние человека, когда он сочувствует страданию другого или скорбит. Когда учеников Господа нашего Иисуса Христа фарисеи укоряли за то, что не постились, они услышали от Спасителя это слово: «Могут ли поститься сыны чертога брачного, когда с ними жених? Доколе с ними жених, не могут поститься, но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься в те дни» (Мк. 2: 19-20). Сам царь Давид, когда заболел его ребенок, долго постился, желая этими лишениями выразить свое раскаяние пред Богом .

Православный пост можно назвать самым строгим во всем христианском мире. Как объяснить тот факт, что в Православии, в отличие от других вероисповеданий, не произошло приспособления к духу времени, заметного ослабления тех подвигов, которые требуются от верующих?

Не только в том, что касается поста, но и во всем богослужебном цикле Православная Церковь не проводила аджорнаменто ; она не стала приспосабливаться к изменениям, произошедшим с человеком, не последовала за модой времени - но сохранила унаследованные ею истинные ориентиры как сокровище. На подобный вопрос отец Галериу отвечал, что и пшеница, этот основной продукт питания, уже так стара, но, тем не менее, никогда не обесценится, ибо всегда будет хлебом насущным для человека. Все наследие, принятое нами от святых отцов, вся наша традиция - это сокровище, и мы его, надеемся, не лишимся.

Человеческая немощь может послужить причиной для индивидуальных послаблений в посте при известных условиях - например, в случае болезни, беременности, но ее ни в коем случае нельзя возводить в норму, потому что человек, в какое бы время он ни жил, нуждается в строгом исполнении всех тех подвигов, о которых Церковь учит, что они и есть та самая жизнь, полная смысла, взыскуемая нами. А Церковь не делала послаблений в посте потому, что в этом не было необходимости. Если бы, например, в каких-нибудь краях или при определенных жизненных условиях не было другой еды, кроме яиц и брынзы, то Церковь непременно разрешила бы употреблять их в пост.

Пост, который соблюдается в нашей Церкви, не вредит, но, напротив, оживляет душу и прибавляет здоровья телу.

С одной особенностью все чаще сталкиваешься в последние годы, и вас, ваше преподобие, уже, вероятно, спрашивали об этом: не теряет ли пост своего истинного смысла, если мы употребляем специальные так называемые «постные продукты», продающиеся в магазинах? Например, постный паштет, постную колбасу…

Сегодня у нас много всяких «помощников», но при этом перед нами встают все новые и новые проблемы, и мы оказываемся более занятыми, чем люди минувших времен. Деревенская хозяйка, у которой нередко было еще и по семь-восемь детей, все же успевала заготовить все необходимое для поста. Это была часть ее домашних обязанностей, и так она выражала свою любовь и к семье, и к христианскому учению. Сегодня же, особенно в городах, очень часто и муж, и жена заняты сверх всякой меры и совершенно измотаны этой ежедневной сутолокой дел.

Возвращаясь к заданному вопросу: если мы, например, едим соевый паштет, приготовленный без всяких искусственных добавок и специй, или соевое молоко, чтобы восполнить количество белков в период поста, то это не значит, что мы не почитаем и не ценим поста. Ведь можно, в конце концов, и картофелем или капустой объедаться и есть их с такой жадностью, что тут не будет ничего общего с идеей поста, а можно съесть немного соевого паштета на завтрак, и это более здоровая альтернатива куску хлеба с маргарином, к примеру.

Некоторые говорят: «Я не пощусь, потому что боюсь заболеть от этого» - или: «Я не смогу работать весь день, если стану поститься».

Есть в «Добротолюбии» одно место - у аввы Иоанна Карпафского, - где говорится следующее: «Слышал я некоторых братий, постоянно болящих телом и не могущих поститься, обратившихся ко мне с вопросом: как можем мы без пощения избавиться от диавола и страстей? Таковым надобно отвечать, что не одним воздержанием от пиши, но и сердечным сокрушением можете победить и изгнать злые помыслы и врагов, внушающих их» .

Отношение к посту зависит от духовного состояния и веры каждого. По мере того как человек углубляет в себе молитву и веру в Бога, он получает силу, неведомую ему ранее, он обретает утешение и дерзновение к Богу. Спаситель говорил, что «не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих» (Мф. 4: 4).

Если я пощусь, но не погружаюсь в слово Божие, если я мало молюсь, то, конечно, я ослабею, ведь у меня не будет достаточной веры, и в какой-то момент я почувствую себя беспомощным и испугаюсь. Сегодня многие из нас, исполненные немощей и жалости к себе, были бы готовы отступиться от поста, если бы можно было. У меня самого однажды был случай, когда дорогие мне люди, придя на исповедь, попросили: «Батюшка, благословите поститься только на первой и последней седмице, мы так постились всю жизнь». Я ответил им: «Очень хорошо, но если вы так постились всю жизнь, значит, вы не знаете, сможете ли вы выдержать весь пост. Так попробуйте же выдержать его, посмотрим, получится у вас или нет. Зачем исполнять заповедь о посте наполовину?»

Между делом объяснил им, что значит пост, зачем мы постимся и каковы плоды нашего пощения. Усвоив всё хорошенько, эти люди стали убежденными постниками и потом признавались мне, что не только выдержали весь пост, но даже старались, по возможности, добавить себе строгости. Так что лишь поняв смысл тех усилий, которые мы призваны приложить ради себя самих, а не ради кого-нибудь другого, мы обретем силу устоять перед искушениями нарушить пост.

Я знаю людей, у которых очень тяжелая физическая работа, и живут они в крайней нужде, но посты соблюдают строго, как монахи. Это нам пример того, что ищущим Бог подает силу, намного большую, чем мы можем представить себе. Люди, которые молятся, исповедуются, причащаются, обретают крепость в Теле и Крови Господней - этих истинной пище и истинном питье .

Если члены одной семьи пост воспринимают по-разному, особенно когда один из супругов постится, а другой нет, то как сделать, чтобы это не сказалось на отношениях между супругами, например?

Мужу, жене и вообще любому постящемуся, прежде всего, следует проводить пост в кротости, в душевной красоте, не изводя ворчанием другого и не ограничивая его. Рано или поздно тот увидит подвиг постящегося, и, может, наступит такой момент, когда он сам захочет поститься. А первый будет молиться о нем, и так исполнится слово, сказанное святым апостолом Павлом, что «неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим» (1 Кор. 7: 14). То же самое относится и к любому другому члену семьи. <…>

Некоторые спрашивают: как вынести насмешки и презрение коллег в ситуациях, когда на рабочем месте устраивают какие-нибудь мероприятия в постные дни?

Такому человеку следовало бы понять, что в подобных ситуациях преимущество на его стороне. Люди привыкли «солидаризироваться», когда дело касается шуток, иронии и всего того, что способно ранить душу. Но наша твердость, в которой мы будем стоять непреклонно, покажет другим, что мы - люди, верящие в то, что делаем, и делающие то, во что верим. А если немного поскрести тех, кто смеется над тобой, то увидишь, что у них тоже есть какая-то вера, только они не следуют ей. Так кто же больше достоин иронии и жалости? Верящий до конца или верящий только когда гром грянет?

Очень важно исповедовать свою веру твердо, потому что наш пост - это не просто наше частное дело: в посте я сопряжен со всеми чадами Церкви, которые постятся. Я пребываю в послушании Церкви, в исповедании своей веры, а отходить от своей веры, совершая такой, казалось бы, малый поступок , - это уже отречение.

Даже если я куда-нибудь пойду, к коллегам по работе или друзьям, к примеру, и там на меня будут смотреть как на чудака, потому что я пощусь, все-таки обязательно наступит такой момент, когда, попав в какую-нибудь кризисную ситуацию, те же самые коллеги или друзья скажут обо мне: «Вот он - человек действительно верующий, он последователен в своей вере до конца. С ним надо посоветоваться, надо попросить его помощи».

Ведь люди не могут до бесконечности стоять на лжи. С одной стороны, они могут отвергать то, что ставит перед ними ограничения, но с другой - ценят твердо стоящих за свою веру в Бога, со всеми вытекающими отсюда последствиями. Итак, мы не можем быть теплохладными . Ситуации, когда на нас смотрят с насмешкой и презрением, - это проверка того, способны мы или не способны исповедовать свою веру.

В церковном календаре есть 4 основных поста – периоды, в которые христиане ограничивают себя в пище и мирских развлечениях. Несмотря на то, что посты различаются по длительности, некоторые могут «плавать» во временных промежутках, их объединяет цель: подготовка к большим праздникам. Как соблюдать пост, чтобы не навредить организму?

Что такое постное питание и в чем его польза?

Для людей не воцерковленных пост – истязание тела, которое заключается в ограничении себя во всех отношениях. Но разобравшись в тонкостях, становится понятно, что постная еда – лишь верхушка айсберга, смысл поста лежит гораздо глубже: в отказе от светских развлечений, уделении внимания молитвам, размышлениям о жизни, добрым делам, помощи близким.

Постное питание без духовной составляющей – лишь один из вариантов диеты, но даже начав с него, нужно понимать, что церковь не требует строгого соблюдения правил, если человеку пока не по силам. Можно начать с малого, отказавшись от мучного, сладкого, кофе – того, что в привычном рационе занимает важное место. Смиряя плоть, удается направить дух на правильный путь, тренировать силу воли. А заодно – очистить тело от шлаков и токсинов, избытка жидкости, убрать лишние килограммы. В итоге кожа станет сияющей, ненавистные бока растают, а настроение и работоспособность значительно возрастут.

В самом строгом понимании постное питание – это полный отказ от продуктов животного происхождения и блюд, в состав которых они входят:

  • Мясо и мясные продукты;
  • Молоко, молочные и кисломолочные продукты;
  • Яйца;
  • Рыба и морепродукты, за исключением икры.

Соответственно, под запретов выпечка и сдоба, майонез, супы на мясном и рыбном бульоне, драники, конфеты, шоколад. В оригинале нужно отказаться от кофе, сладких газированных напитков, алкоголя, курения – искусственных стимуляторов нервной системы.

Звучит угрожающе и создается ощущение, что под запретом оказывается вся возможная еда. На практике выясняется, что можно составить разнообразное и вкусное меню с пользой для здоровья.

Сразу стоит оговориться, что такие строгие правила предъявляются лишь во время Великого поста, в остальные разрешена рыба и есть другие послабления.

Если цель поста – похудеть, то не стоит пытаться объять необъятное и начинать нужно с малого.

Основы полезного постного питания

  1. Умеренность и осознанность. Важно пересмотреть свой рацион, оценить, сколько лишней вредной пищи употребляется и понять, от чего можно отказаться, чтобы ограничения пошли на пользу. Даже уменьшение порций по сравнению с обычными приемами пищи дадут свой результат: желудок привыкает к меньшим порциям, насыщение происходит быстрее.
  2. Клетчатка и сложные углеводы, основа постного питания, дают долгое ощущение сытости, что уменьшает количество съедаемой пищи и способствует похудению.
  3. Время поста – шанс приучить свой организм работать без искусственных стимуляторов – кофе, крепкого чая, энергетических напитков, курения, алкоголя. Современный человек, сам того не понимая, находится в зависимости сродни наркотической от этих, казалось бы безвредных, веществ: утро начинается с чашки кофе и сигареты, они же постегивают работоспособность и успокаивают нервы в течение рабочего дня, который частенько заканчивается бутылкой пива или бокалом вина. Отказ от вредных привычек даст организму шанс стать здоровее.
  4. Фаст-фуд и полуфабрикаты не поставляют клеткам витамины, микроэлементы, аминокислоты, нужные белки и сложные углеводы. Зато калорий и жира – в избытке. Сахар, подсластители, искусственные добавки стимулируют аппетит и приводят к перееданию, а значит – лишнему весу.
  5. Вредная пища зашлаковывает организм, лишая его возможности правильно функционировать, усваивать витамины и минералы. Желудок не справляется со своими функциями, увеличивается нагрузка на почки и печень. Если прибавить сюда неблагоприятную экологическую обстановку, лекарства, которые вынимаются из аптечки по первому чиху, то становится ясно, что организму нужна помощь.

Как работает полезная еда


В основе постного питания – крупы и овощи/фрукты. Блюда, богатые клетчаткой, стимулируют перистальтику кишечника, удаляя все лишнее. Уходит лишняя жидкость, спадают отеки – снижается вес.

Календарь постов указывает дни, во время которых нужно воздержаться от пищи, принимая только воду. Такие разгрузочные дни пойдут на пользу, но насиловать собственный организм не стоит, можно пить травяные чаи, настои и отвары, если тяжело – добавить небольшое количество овощей или фруктов.

Почему без мяса?

Древние люди были охотниками, мясо занимает в рационе современного человека важное место, если не считать тех, кто отказался от него добровольно по тем или иным соображениям. Отказ от мясной пищи во время поста – испытание духа, но оно идет на пользу телу: растительная пища легче усваивается, организм освобождает резервную энергию, которая идет не очищение.

Пища растительного происхождения имеет щелочную реакцию, она помогает чистке, в то время как пища животная закисляет организм, долго и трудно переваривается.

Опасения по поводу недостатка белка не обоснованы и напрасны: в растительной пище белка достаточно, в рацион нужно включить бобовые (фасоль), орехи, семечки, крупы, зелень. Растительный белок легче усваивается и восполняет дефицит быстрее.

Кому не помешает постная пища?

  • Людям, желающим сбросить вес. Сбалансированное питание во время поста помогает избавиться от лишних килограммов без вреда для организма;
  • Людям с нарушением обмена веществ, недостатком веса – шанс наладит обменные процессы и набрать вес, как бы странно это не прозвучало;
  • Людям, подверженным различным заболеваниям, правильное питание с ограничениями даст возможность укрепить иммунную систему;
  • Тем, кто страдает проблемами с пищеварением удастся нормализовать работу ЖКТ;
  • Всем, кто стремится очистить тело и закалить характер, улучшить настроение и самочувствие.

Растительная пища успокаивает нервную систему, снижает нервозность и тревожность. Благодаря уменьшению количества съедаемой пищи и отказе от некоторых продуктов снизится вес, нормализуется работа внутренних органов. Прекрасный внешний вид, здоровая кожа, стройная фигура поднимут настроение. К тому же пост – отличная тренировка силы воли, испытание себя на прочность, а время, сэкономленное на приготовлении пищи, можно потратить на что-нибудь полезное.


К чему быть готовым?

На первый взгляд кажется, что питаться по правилам поста – сложно. На второй взгляд выясняется, что так и есть. Но если подготовиться к посту правильно и сосредоточенно, то многих трудностей и подводных камней можно избежать:

  • Не стоит сразу ограничивать себя по «всем статьям», если решение поститься принято в первый раз, стоит взвесить свои возможности и составить личный план «запретов». Лучше дать себе небольшие поблажки изначально, например, отказаться от сладкого, мучного, жирного, мяса, но оставить молочные продукты, или рыбу 1 раз в неделю, чем ограничить все, а через несколько дней сорваться;
  • Постная еда – не значит невкусная еда. Можно разнообразить рацион, в интернете есть очень много рецептов постных блюд. Хотя, строго говоря, пост предполагает отказ от удовольствий, в том числе, пищевых, рацион не должен быть однообразным.

Главное во время поста – доброе отношение к окружающим, терпение и понимание, духовная работа над собой. Человек, который не ест мяса, но «ест» своих ближних не получит пользы. Пост, котором человек, ограничив себя в еде, обозлен на всех вокруг, потому что голоден, — не полезен. Пост, в котором человек, его соблюдающий, тычет всем вокруг свою святость и указывает на их греховность – неправильный.

Пост – время пересмотреть свои привычки, отказаться от чрезмерного пресыщения и очиститься от духовного и телесного мусора.

Правила соблюдения православного поста предназначены для того, чтобы верующие люди прошли необходимую подготовку ко вхождению в Небесное Царство. Эта традиция воздержания от скоромной пищи и ограничения половой жизни является особой формой аскетизма, упражняющего дух и ведущего к спасению индивидуального сознания. Указания по соблюдению поста различаются в зависимости от возраста и состояния здоровья людей.

Значение поста в православии

Сегодня часто встречается пренебрежение к этой традиции. Некоторые люди думают, что пост - это только неприятное монашеское дело , могущее принести вред телу. Такое рассмотрение вопроса совершенно неверно, так как православный последователь должен думать о собственной душе, а не о земной оболочке.

Значение поста в православии

Возвышающий своё сознание и веру в Бога радуется воздержанию и с легкость переносит условные телесные трудности. Рассудительный прихожанин должен использовать это время со всей пользой. Именно с этим у истинных христиан принято поздравлять с наступлением периода очищения от материального и суетного.

Важно! Простое изменение состава пищи не является постом, если в уме не возникает желания воздерживаться, покаяться в неминуемых грехах через искреннюю молитву.

Духовное ограничение стоит рядом с телесным, но возвышается над ним. Если человек всецело отдается первому, Господь вселяет необходимые силы для преодоления второстепенных трудностей физической оболочки. Иоанн Златоуст авторитетно подтверждает: «Пусть в пост будут вовлечены все части вашего тела через опору на сильный и стойкий разум».

Рецепты постной кухни:

Сегодняшнее житие порой неправильно рассматривает сущность традиции - многие люди видят здесь только лишение материального подкрепления через наказание. Православный (и любой) пост - величайший способ достигнуть желаемого результата в служении Богу. Истощая собственное тело, верующий снимает темную пелену с души и открывает мистический путь, облегчающий приближение к Небесному Царству.

Воздержание нельзя называть голодом, которому подвергаются все существа за те или иные проступки. Эта традиция обретает религиозную ценность только в объединении с упражнениями для души (покаяние, уничтожение пороков через молитву).

Пост есть утончение физической плоти, что позволяет приблизиться к воздействию высших сил и сделаться наполненным благодатью. Церковь говорит о воздержании, чтобы напомнить о необходимом исцелении тяжело больной души, погрязшей в бытовой суете. Определенные дни в религиозном календаре предназначены для таких очищающих процедур. Они являются сугубым воздержанием и равновесием между оболочками, что должно вернуть главенство ума (души) над телом.

Христос постился сорок дней в пустыне

Апостолы говорили, то до появления поста человек проигрывал страстям и дьяволу. Христос показал пример 40-дневного воздержания и обрел силу Святого Духа. Каждый верующий обязан следовать примеру Безгрешного Сына и разить собственные слабости. Пребывающий в посте имеет непоколебимый ум и способен на любые свершения.

На заметку! Правила соблюдения православного поста описываются в Типиконе (книге Божественного устава), Номоканоне (византийском сборнике церковных указаний), Минеи и других подобных произведениях.

Практика воздержания невероятно развита в христианском мире - число постных дней иногда доходит до 200. Строгость поста, описанного в этих книгах, различается для монахов и мирских людей.

Особенности богоугодного воздержания

Подвиг покаяния и молитвенного прошения необходимо сопровождать мыслями об индивидуальной греховности. Верующий также должен отринуть увеселительные походы, смотрение неподобающих передач, чтение «легкой литературы» и т.п. Если эти категории не отпускают ум, человек обязан приложить ментальное усилие и разорвать путы бессмысленности.

В зависимости от подготовленности организма и здоровья воздержание различается на пять степеней:

  1. Для больных, престарелых или начинающих подходит первый тип с отказом только от мясной пищи.
  2. Далее идет отказ от молочной продукции.
  3. Отрицание рыбы.
  4. На предпоследней позиции полный отказ от масла.
  5. Пост без потребления вообще какой-либо пищи на определенный срок - ступень, доступная верующим с непоколебимой верой и титаническим здоровьем.
Важно! Неприлично в дни воздержания приготовлять себе изысканные блюда из разрешенных продуктов, потому что таким образом удовлетворяется сластолюбие и стремление к особому вкусу.

Не совершается поста, когда верующий покидает место трапезы с обремененным желудком и чувством удовлетворенного насыщения. Здесь практически нет жертв и лишений, которые только и придают воздержанию великой ценности.

Некоторые православные меняют физическое воздержание на «духовное», под которым понимают сдерживание раздражительности, критики других людей и всяческих ссор. Однако такая позиция не продвигает верующего по пути к истинной праведности, так как благорасположение само собой подразумевается в любое время. Поэтому послабление в приеме пищи - это только самообман, лишенный пользы.

Постная пища

Если человек не способен по состоянию здоровья или финансовому недостатку соблюдать традиционные правила поста, он должен отказаться от развлечений, сладостей, воздерживаться, хотя бы, в среду и пятницу . Приобщение начинается с малого - отрицания мясного.

Интересно! Ранее в русских семьях пост был чрезвычайно почитаем и выполнялся с чистым сердцем. Некоторые князья соблюдали правила воздержания лучше, чем многие монахи. Иноки Египта вторили 40-му посту Моисея и Христа. Монахи Оптиной пустыни в Калужской области питались только травой и славились долголетием.

Отдельные периоды воздержания

В православии выделяют однодневные и многодневные посты. Верующие постятся перед церковными праздниками или значимыми днями для православия.

Однодневные посты

К еженедельным постным дням относятся среда и пятница . Постные дни имеют собственную символическую сущность, мимо которой не смеет безразлично проходить христианская душа.


Послабления существуют в следующие периоды:

  • неделя после Троицы;
  • период Святок (от Рождества до Крещения);
  • на Масленицу (запрещена мясная пища, можно молочные продукты)

Также есть особые однодневные посты:

  1. День усекновения главы Иоанна Предтечи (11 сентября).
  2. Воздвижение Креста Господня (27 сентября).

Многодневные посты

  1. Мнение Церкви

    Религия утверждает, что пост есть действенный метод преобразования Гнева Божьего в Его милость. Жизнь в аскетизме и подвижничестве приятна Господу, она подобна чистому кристаллу, сбросившему с себя оковы грязного греха и рабства материальности.

    • Воздержание является практикой для великого начинания. Любое действие проще выполнить, если усмирить собственную плоть.
    • Уменьшая издержки на самого себя, православный человек имеет возможность больше положить на алтарь милосердия. Пища более пригодится сироте, вдове или бездомному, которые будут молиться о спасении.
    • Воздержание позволяет оставаться с Церковью, приобщаться к апостолам, Христу и Отцу. Оно открывает лучшие качества и приближает к самым глубоким таинствам.
    • Однако чрезмерное воздержание подобен пресыщению чрева: были примеры, когда фанатизм приобретал негативные качества и становился чревоугодием. Верующий должен знать собственные силы и быть рассудительным.
    • Человек должен вкушать столько пищи, сколько необходимо для поддержания телесного функционирования. Начав с нуля и впав в фанатизм, неофит чрезмерно навредит себе, и долгое время не сможет осознать правильное направление.
    • Главное условие - не нарушить устава душевного поста, если приходится поступиться правилами потребления. Были примеры, когда будущие святые вкушали скоромное, но умом не отдалялись от созерцания величия Господа.
    • Если верующий замечает изнеможение в теле, неспособность вознести молитву, это говорит о неправильном методе. Здесь помогает руководство опытных духовников, имеющих опыт в проведении поста.
    Важно! Пост в православии - средство исцеления от недугов греховности. Он очищает ум от действия загрязняющих мыслей, утончает тело и приближает к областям высшего блаженства.

    Посмотрите видео о значении поста в православии

«Почему мы постимся, а ты не видишь? Смиряем души свои, а ты не знаешь»? (Исайя 58:3)

Последние несколько лет у нас в стране стало «популярным» поститься во время объявленных православной церковью периодов, предшествующим наиважнейшим православным праздникам. Говоря о популярности, я прежде всего имею в виду мнение тех, кто не является прихожанином православной церкви, а просто под влиянием христианского мировоззрения ищет некоего духовного опыта.
Есть люди, которые постятся, чтобы заслужить, если получится, благословение от Бога за свое воздержание в пище. «Может быть, - думают они,- Бог, глядя на мое ограничение себя в удовольствии, простит мне грех или ответит на мою молитву».

Самое главное в нашем приближении к Богу помнить, что не мы устанавливаем то, как нам нужно относиться к Богу и что делать, чтобы Бог услышал нас и пришел к нам на помощь. Сам Бог устанавливает путь для человеческой души, посредством которого мы можем познать Бога и получить от Него благословение. Значит, не все, что мы хотим делать для Бога на самом деле, поможет нам получить от Бога одобрение или похвалу или милость, или ответ на молитву. К этому я еще вернусь в конце этой статьи.

Возьмем, к примеру, пост, как духовный опыт.
Где найти ответ на вопросы: зачем нужно человеку поститься, как ему это нужно делать и какую пользу человек может извлечь из поста?
Конечно же, в первую очередь, нужно обратиться к первоисточнику, к Библии, узнать, что говорил о посте Иисус Христос - ведь именно Его слова для всех, называющих себя Его последователями, христианами, являются абсолютной истиной.
Сам Иисус о посте говорил довольно мало, по сравнению с тем, сколько Он учил о Царствии Небесном, о вере или о любви. Но даже то немногое, что Он сказал о посте, поможет нам понять, с каким отношением в сердце нужно приступать к посту и что не менее важно, с какими мотивами в сердце вообще не стоит поститься.

Иисус сказал: «когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою.
А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» 1 .

Как видно из этого отрывка, Иисус никого не призывает поститься. Он считает это само собой разумеющимся, что его ученики будут поститься. Поэтому Он и рассказывает им, о практике поста. Иисус учит, что не следует поститься, чтобы произвести впечатление на окружающих, чтобы изобразить духовность - потому что всякое дело, сделанное ради людской похвалы - не имеет ценности и не получит одобрения в глазах Бога. Значит главной причиной поста должно быть внутреннее желание делать это перед Богом и делать это с радостным сердцем, от души.

Иисус ничего не сказал о том, зачем нам нужно поститься, но в других эпизодах Ветхого и Нового Заветов мы видим женщин и мужчин, целые группы людей, даже всю страну Израиль постящимися в той или иной ситуации.

Например, в Ветхом Завете, когда всей израильской нации угрожало истребление от рук персидского царя, царица Есфирь попросила весь народ не пить и не есть три дня вместе с ней, по истечении этих трех дней она должна была прийти с ходатайством к царю Персии о своем народе. Бог ответил на их молитву и народ был спасен 2 .
Израильский царь Давид постился 7 дней, смиренно раскаиваясь в своем грехе перед Богом и ожидая, не помилует ли Бог его сына и не отменит ли Он свое наказание Давиду. Бог сказал, что Он простил Давида, но не отменил наказание - сын умер, но Давид успокоился и принял это как окончательную волю Бога 3 . Другой израильский царь - Иосафат объявил пост по всей стране накануне битвы, так как надежды на спасение от врагов практически не было. И так как народ смирился перед Богом и признал свою зависимость от Его силы - Бог дал им победу в этой битве 4 .
Иногда люди постились в знак траура и оплакивали потерю близкого человека или народного лидера 5 .
Итак, видим, что люди в Ветхом завете постились, когда им предстояло делать что-то важное, когда они нуждались в особой силе и мудрости от Бога. Также они постились и смиряли свою душу пред Богом, приближаясь к нему, очищая сердца. Только чистое и смиренное, покорное Богу сердце может поститься так, чтобы угодить Богу и только такое сердце произведет добрые дела, угодные Богу. Именно такой пост объявил Бог правильным через израильского пророка Исайю:

Вот пост, который Я избрал: разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу, и расторгни всякое ярмо; раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, одень его, и от единокровного твоего не укрывайся.

Мы уже рассмотрели, как, когда и зачем следует поститься. А теперь ответ от того же пророка Исайи на вопрос «что я получу от Бога в результате угодного Богу поста?»:

Тогда откроется, как заря, свет твой, и исцеление твое скоро возрастет, и правда твоя пойдет пред тобою, и слава Господня будет сопровождать тебя.
Тогда ты воззовешь, и Господь услышит; возопиешь, и Он скажет: “вот Я!” Когда ты удалишь из среды твоей ярмо, перестанешь поднимать перст и
тогда свет твой взойдет во тьме, и мрак твой [будет] как полдень;
и будет Господь вождем твоим всегда, и во время засухи будет насыщать душу твою и утучнять кости твои, и ты будешь, как напоенный водою сад и как источник, которого воды никогда не иссякают.
И застроятся [потомками] твоими пустыни вековые: ты восстановишь основания многих поколений, и будут называть тебя восстановителем развалин, возобновителем путей для населения.

Отсюда видно, что пост созидает душу человека, сам Бог начинает вести этого человека по жизни, этот человек как свет во мраке, получает способность от Бога указывать на правду людям, Бог заботится о нем, как о духовных, так и о физических нуждах этого человека. Можно сказать, что своим постом человек влияет на будущее своих потомков, на будущее своего народа.

Для нас, однако, главным вопросом о посте как ни странно, служит не причина поста, а пищевое ограничение во время поста. Опять таки, в практике постов Израиля Библия указывает только на полное воздержание от пищи или и от пищи и от воды, иногда и от половых отношений 6 .

Поэтому, если придерживаться библейского примера поста, вопрос о том, что есть и что не есть, отпадает сам по себе.

Итак, подведем итоги всего вышесказанного:

Библейский пост – это воздержание от всякой пищи, иногда и питья (иногда и от половых отношений) в течение какого-то периода. Это время смирения и сокрушения своей гордыни перед Богом. Поститься нужно из любви к Богу и только перед ним, без внешней показухи и лицемерной духовности.

Если человек постится с праведным (правильным) сердцем и отношением к Богу, Бог обещает духовное благословение для этого человека. А теперь самый главный вопрос: с правильным сердцем вы приступаете к посту или нет? Услышит ли Бог вашу молитву и будет ли ему угоден ваш пост? Если этот вопрос важен для вас, и вы хотите убедиться в том, что Бог дейстительно услышит вас в посте или просто в молитве, вам надо узнать, как быть услышанным и принятым Богом. Нажмите , чтобы получить ответ на этот вопрос.

Когда вы убедитесь в том, что Бог принимает ваш пост и молитву, пусть для поста вам послужат вдохновением высказывания тех. Кто в ранней церкви были ее учителями и духовными пастырями:

Пост есть лекарство, но лекарство, хотя бы тысячу раз было полезно, часто бывает бесполезным для того, кто не знает, как им пользоваться (Иоанн Златоуст)

Истинный пост- удаление от зла, воздержание языка, подавление в себе гнева, отлучение похотей, злословия, лжи (Василий Великий)

Пост, наряду с молитвой и милостыней, есть одно из важнейших действий, выражающих перед Богом смирение, надежду и любовь человека к Богу

Пост для тела есть пища для души.
С постом всегда должна быть соединена молитва.

У меня есть вопрос…
Как начать взаимоотношения с Богом…

(1) Евангелие от Матфея 6:16-18 (2) Есфирь 4:16 (3) 2 Царств12:16-23 (4) 2 Паралипоменон 20:3-29 (5) 2 Царств 1:12,13 (6) 1Коринфянам 7:5