Что значит "сельскохозяйственное машиностроение". Большая советская энциклопедия - сельскохозяйственное машиностроение

Сельскохозяйственное машиностроение - это отрасль, обеспечивающая спрос внутри страны и вне ее на такое оборудование, как техника для обработки почвы перед посевами, оборудование для сева и посадок растений, агрегаты для полива, орошения, внесения удобрений. Кроме того, для ряда культур нужны и машины для обработки почвы после уборки урожая.

Сельскохозяйственное машиностроение также должно выпускать агрегаты для для переработки кормов и их заготовки. Отметим, что определенные культуры и животные требуют уникальных образцов техники и в любом хозяйстве нужны дополнительные механизмы для обеспечения водоснабжения, а также оборудование для мелиоративных операций.

Сельскохозяйственное машиностроение России представлено несколькими десятками крупных производителей, которые выпускают в основном зерноперерабатывающую, зерноуборочную, посевную технику, бороны, протравливатели семян, опрыскиватели, культиваторы, рыхлители, сеялки, косилки, плуги, лущильщики, системы точного высева и другое оборудование. Кроме того, можно приобрести отечественные зерносушилки, приспособления для заготовки силоса, трактора, погрузчики, а также комплексы для хранения зерновых.

Среди предприятий можно отметить следующие: «Сибсельмаш-спецтехника» (концерн «Ростехнологии»), МПК «Аргамак», ОАО «Кузембетьевский РМЗ», ООО «Клаас Восток», «Ивантеевский Элеватормельмаш», «Грязинский культиваторный завод», «Воронежсельмаш», «Белинсксельмаш», «Агротехмаш» и др.

Отечественное сельскохозяйственное машиностроение испытывает достаточно сильную конкуренцию со стороны западных производителей, продукция которых, однако, стоит дороже, что и спасает российских производителей. Кроме того, на импортные сельхозмашины достаточно тяжело получить кредит в российских банках, их сложнее обслуживать по причине наличия на многих образцах которые требуют механиков высокой квалификации. Это также дает некоторые преимущества вышеупомянутым заводам и фирмам.

Успешным примером того, как нужно развивать тракторное и сельскохозяйственное машиностроение, является Республика Беларусь. Сохранив «социалистическое наследие» и приобретя импортные моторы и другие запчасти, белорусские производители выпускают образцы с оптимальным соотношением «цена - качество», что позволяет им успешно завоевывать российский рынок и поставлять продукцию в некоторые а также, например, на Кубу.

Сельскохозяйственное машиностроение играет важную роль в обеспечении страны, поэтому эксперты с удовлетворением отмечают, что в последние годы наметился некоторый рост в этом секторе российской экономики. Некоторые предприятия пошли по «белорусскому пути», оснащая базовую комплектацию экологичными двигателями, применение которых требуется, например, в Европе. Так, предприятие «Ростсельмаш» настолько успешно продвинулось по пути интеграции западного опыта в отечественные наработки, что получило клиентов в более чем двадцати государствах мира. Отметим, что российская техника такого уровня стоит в три раза дешевле зарубежных аналогов, не уступая им в качестве, что делает ее очень привлекательной для аграриев и производителей комплектующих из других стран.

А. Рикошинский

Обеспеченность сельскохозяйственной техникой агропромышленного комплекса РФ в настоящее время значительно ниже, чем в начале 90-х годов. Так, на 1 января 1990 г. парк сельскохозяйственной техники включал в себя 1 384 тыс. тракторов, 407 тыс. зерноуборочных комбайнов и 665 тыс. грузовых автомобилей общей грузоподъемностью 2 727 тыс. т. Высокая фондовооруженность сельского хозяйства в тот период объясняется, прежде всего, фактически бесплатными для потребителя (за счет бюджета) поставками техники.

Переход к существующим ныне экономическим условиям привел сельхозпроизводителей к необходимости самим закупать новую и ремонтировать старую технику. И это в условиях инфляции, быстро обесценивающей оборотные средства. Поэтому шло постепенное старение парка машин и снижение технической оснащенности сельскохозяйственного производства.

Сокращение парка привело к тому, что в настоящее время используется намного меньше сельскохозяйственных машин, чем технологически необходимо. Например, нагрузка пашни на один трактор составляет 108 га, на один зерноуборочный комбайн приходиться 195 га посевов, а на один картофелеуборочный – 17 га.

Плохое финансовое положение потребителей техники, невозможность осуществления ими своевременной оплаты привело к дефициту оборотных средств у предприятий-производителей. Также негативно на состоянии отрасли отразилось резкое сокращение хозяйственных связей с предприятиями, оказавшимися на территориях стран СНГ, отсутствие механизма взаиморасчетов с ними, установление высоких ставок налогов и пошлин.

Большинство предприятий сельскохозяйственного машиностроения в результате падения платежеспособного спроса на их продукцию снизили ее выпуск, многие из них прекратили производство целого ряда сельскохозяйственных машин, оборудования, частично или полностью изменили специализацию. Даже в этом году, когда положение в отрасли по сравнению, например, с 1998 г. существенно улучшилось, более 40% предприятий сельскохозяйственного машиностроения являются убыточными.

В настоящее время в целом по России обеспеченность исправными зерноуборочными комбайнами составляет лишь 38% от потребности, тракторами – 40%. Следует учитывать и то, что 50% парка выработало нормативный срок службы, причем сокращение производства сельскохозяйственной техники сопровождалось снижением ее качества и надежности. И, хотя, потенциальный спрос сельхозпроизводителей очень высок, их финансовое состояние не позволяет обеспечить соответствующий платежеспособный спрос.

Поскольку производители сельхозпродукции обеспечены основными видами техники только наполовину, нагрузка на машины в 2 – 3 раза превышает технологически оптимальную. А это, в свою очередь, стимулирует спрос на запасные части.

В условиях кризиса отечественного сельскохозяйственного машиностроения на российский рынок пришли иностранные компании. Импорт тракторов за 1992 – 1998 гг. увеличился до 37%, зерноуборочных комбайнов – до 17% от всего объема продаж данной техники сельхозпроизводителям России.

В 1999 г. на рынке сельскохозяйственной техники произошла смена тенденций. Впервые за последние годы в сельскохозяйственном машиностроении был зафиксирован некоторый рост производства. Это вызвано следующими основными причинами. Во-первых, сельскохозяйственное машиностроение ощутило на себе последствия кризиса 1998 г. Резкое сокращение импорта продовольствия, увеличившийся спрос на отечественную продукцию создали благоприятные условия для сельхозпроизводителей.

Улучшение их финансового состояния стимулировало рост платежеспособного спроса на сельскохозяйственную технику. Во-вторых, улучшению ситуации в отрасли способствовало выделение производителям средств из лизингового фонда (например, компаниям «Ростсельмаш» и «Красноярский завод комбайнов»). Принятое 27 апреля 1999 г. Правительством РФ постановление «О мерах по государственной поддержке лизинга сельскохозяйственной техники и оборудования» и привлечение кредитов Сбербанка РФ под государственные гарантии на закупку лизинговыми компаниями сельхозтехники и оборудования для организаций АПК позволило повысить их покупательскую способность и увеличить выпуск сельскохозяйственной техники.

С 1999 г. наметилась тенденция роста производства. В 2000 г. эта тенденция продолжилась. За три квартала было изготовлено 14 830 тракторов – 139,3% к соответствующему периоду прошлого года, а зерноуборочных комбайнов – 4 023 штуки (219,1% к январю – сентябрю 1999 г.). Рост производства происходит на всех основных предприятиях-изготовителях.

Сельскохозяйственное машиностроение Украины


План


1. Принципы размещения предприятий сельскохозяйственного машиностроения

2. Современное состояние развития отрасли в Украине

3. Основные проблемы и перспективы развития сельскохозяйственного машиностроения в Украине


Введение


Высокий экономический потенциал страны обеспечивается большой долей машиностроения в структуре обрабатывающих отраслей. Уровень развития машиностроительной отрасли характеризует развитие сфер базовых социальных производств и услуг Сфера социальных производств потребляет машины для сельскохозяйственного производства. Производство машин разнообразного предназначения углубляет разделение труда, специализацию предприятий на производстве отдельных комплектующих для конкретных машин. Разделение и специализация труда обусловили формирование трехстадийного процесса производства машин:

1. Создание заготовок, из которых производят детали и части машин. Одна заготовка может содержать металла на 30-50% больше, чем необходимо на одну деталь или часть.

2. Механическая обработка металлических заготовок и изготовление деталей и частей, вследствие которой 30-50% металла попадает в отходы и вновь переплавляется на металлургических предприятиях.

3. Сборка деталей, частей, то есть создание комплектующих агрегатов для выпуска готовых машин.

Каждую стадию обеспечивают специализированные предприятия, которые изготавливают отдельные детали, узлы, агрегаты.

В машиностроении выделяют такие виды специализации:

Предметная;

Технологическая

Подетальная и узловая

Специализация, то есть разделение функций, связанных производством отдельных деталей, обусловливает потребность в кооперации – объединении усилий для изготовления конечного продукта. Кооперация проявляется в формировании внутриотраслевых и межотраслевых производственных, а также межотраслевых, и внутриотраслевых экономических связей. Углубленная специализация и кооперации производства обеспечивают снижение себестоимости единицы продукции, рост продуктивности, то есть увеличение единицы продукции в единицу времени.

В результате развала СССР произошел разрыв установленных связей, и многие предприятия лишились своих заказчиков, таким образом, оказалось, что многие комплектующие детали производились за границами Украины. В настоящее время стоит вопрос преобразования отрасли таким образом, чтобы внутри страны изготавливались и машины и их комплектующие.

Сельскохозяйственное машиностроение привязано к потребительскому фактору размещения. Развитые страны, добившиеся высочайшего уровня механизации сельского хозяйства, сокращают производство сельскохозяйственной техники, уделяя внимание повышению ее качества и технологических возможностей, постепенно уступают свое лидерство развивающимся странам по абсолютным показателям производства.

В результате развития агропромышленной интеграции, объединение и слияние сравнительно самостоятельных звеньев производства и переработки сельскохозяйственного сырья, доставки ее к потребителю формируется агропромышленный комплекс (АПК). Он является сложной производственной системой. Структуру АПК характеризуют по сферам деятельности, интеграции специализированных звеньев и территориальности.

Таким образом, в современных условиях все большую актуальность приобретает совершенствование размещения производства сельскохозяйственной техники. В настоящей работе освещены принципы размещения предприятий сельскохозяйственного машиностроения, современное состояние развития отрасли в Украине, основные проблемы и перспективы развития сельскохозяйственного машиностроения в Украине.


1. Принципы размещения предприятий сельскохозяйственного машиностроения


Машиностроение в Украине размещено почти во всех больших и средних городах. На развитие и размещение машиностроительных предприятий влияют следующие факторы:

· Потребительский – наличие потенциального потребителя сельскохозяйственных машин;

· Трудовой, - наличие квалифицированных работников;

· Научный, - наличие научно-исследовательских институтов, конструкторских бюро, способных благоприятствовать развитию наукоемкого машиностроения (новых технологий).

Каждый из факторов не имеет абсолютного влияния на развитие и размещение машиностроительного предприятия. Все они действуют совокупно.

Современное размещение предприятий сельскохозяйственного машиностроения в Украине:

· Производство тракторов – Харьковский тракторный завод, который работает в кооперации с предприятиями в Харькове (тракторных двигателей, тракторных самоходных шасси и т.п.);

· Тракторные детали – г. Киев;

· Тракторные гидроагрегаты – Кировоград и Мелитополь;

· Тракторные агрегаты – г. Винница;

· Свеклоуборочные комбайны – Днепропетровск и Тернополь;

· Кукурузоуборочные, хлебоуборочные комбайны – Херсон;

· Почвообрабатывающие машины – Одесса;

· Жатки – Бердянск;

· Химсельхозмашины – Львов;

· Сеялки – Кировоград;

· Машины и оборудование для кормопроизводства – Нежин, Бердянск, Белая Церковь, Коломыя, Умань, Ковель, Рожище (Волынская область).

Машиностроительный комплекс Украины был в глубочайшем кризисе вследствие развала советской политической и экономической системы. Он был сформирован не как самодостаточная производственная система, а как производство комплектующих для военной продукции и базовых производств. Распад советской системы ликвидировал и потенциальных заказчиков военной продукции и базовых производств. Распад советской системы ликвидировал и потенциальных заказчиков военной продукции на территории бывшего СССР, а продукция базовых производств оказалась неконкурентоспособной на рынках других стран. В 90-хгг.ХХ века объемы производства продукции отраслей машиностроения упали в десятки раз. Практически остановились и выведены из производства 80% мощностей национального машиностроительного комплекса. Уменьшение количества занятых в промышленности на 3,2млн. чел. приходится именно на отрасли машиностроения. Это приводит к стагнации в других отраслях национальной экономики Украины.

В настоящее время сельскохозяйственное машиностроение тесно связано с развитием отечественного АПК (агропромышленного комплекса).

Таким образом, основным принципом размещения сельскохозяйственного машиностроения является наличие потребительского спроса при том, что этот фактор тесно связан со степенью развития и функционирования отечественного АПК.


2. Современное состояние развития отрасли в Украине


Развитие отрасли сельскохозяйственного машиностроения связано с разрушением налаженных связей. В прошлом потребности в комплектующих на 70% удовлетворялись за счет импорта из России. Лишь 30% необходимых деталей производилось на нашей территории. Из-за недостатка средств у сельскохозяйственных предприятий упал спрос на их продукцию на внутреннем рынке. Так, во времена бывшего СССР Украина закупала 12-15 тыс. тракторов. До распада СССР производство тракторов в Украине составляло приблизительно 100 тыс. шт. в год. Уменьшились объемы производства мини-тракторов из-за высокой себестоимости их производства и падение спроса на внутреннем рынке.. По сравнению с 1990г. объемы производства в отрасли уменьшились на 87% при общем уровне его падения в машиностроении на 63%. (табл.1)


Таблица 1

Динамика производства сельскохозяйственных машин в Украине, шт.

Виды продукции

1998, тыс.шт.

Тракторы

Плуги тракторные

Сеялки тракторные

Машины для внесения удобрений и известняка

Культиваторы тракторные

Дождевальные машины

Опрыскиватели тракторные

Жатки рядковые

Машины для сбора кукурузы

Комбайны кукурузоуборочные

Машины бурякоуборочные

Комбайны кормоуборочные

Грабли тракторные

Погрузчики универсальные сельскохозяйственного назначения


К основным производителям сельскохозяйственных машин в Украине относятся Кировоградское ВАТ «Червона зірка», Одеський завод сельскохозяйственных машин, ВАТ «Херсонские комбайны», ВАТ «Тернопольский комбайновый завод», ВАТ «Коломиясельмаш», Бердянское ВАТ «Первомайский завод сельскохозяйственных машин», Днепропетровский комбайновый завод, ВАТ «Новоград-Волынский завод сельскохозяйственного оборудования». Винницкий завод тракторных агрегатов.

В январе-марте 2007г., предприятия сельскохозяйственного машиностроения, входящие в сферу влияния Минпромполитики Украины увеличили объемы производства сельскохозяйственной техники (с учетом ремонтных работ) на 9.8% по сравнению с аналогичным периодом 2006г. При этом объемы реализации продукции данными предприятиями возросли на 610,8 млн.грн. По сравнению с первым кварталом 2006г. выпуск тракторов увеличился на 4,7% (до1120шт.), машин для защиты растений – на 11% (292шт.), машин для внесения удобрений на 28,8% (472шт.) По состоянию на 1.04 аграриям было реализовано 1977 тракторов, 1343шт.- Харьковского тракторного завода, 485шт. – ООО «Укравтозапчасть», 149шт. – ПО «Южмаш».

В настоящее время потребность аграриев в технике оценивается в 7-10млрд.грн. ежегодно, в то время как предприятия сельскохозяйственного машиностроения имеют возможность выпускать технику и запчасти на 6,5-7,5млрд.грн. Объемы производства сельскохозяйственной техники прежде всего определяются платежеспособностью аграриев, а также объемами и видами их господдержки. Согласно данных 2006г. аграрии заказали технику на 2,58 млрд.грн., а план текущего года составил 2,63млрд.грн.. В соответствии с госпрограммой производства техники и оборудования для АПК предприятиями Госсельскхозмаша в 2007г. планируется выпустить продукции на 2,75 млрд.грн., что на 12% превышает объемы 2006 года.

Предприятиями сельскохозяйственного машиностроения за 8 месяцев 2007г. произведено продукции на 2,02млрд.грн.(в сравнительных ценах), что на 15,1% превышает показатель за аналогичный период 2006г. Продукция на 600 млн. грн. экспортировалась прежде всего в Россию. За 8 месяцев 2007г. предоставлено ремонтных работ и услуг на 1,95млрд.грн., что на 14,8% больше, чем за такой же период 2006г.

Согласно источнику индексы объема продукции машиностроения по видам деятельности представлены в табл. 2


Таблица 2

В процентах к предыдущему году


В таблице 3 представлены данные по производству продукции сельскохозяйственного машиностроения


Таблица 3

Продукция с/х машиностроения

Тракторы для с/х, шт

Сеялки. тыс.шт.

Косилки тыс.шт.

Зерноуборочные комбайны, шт.

Комбайны бурякоуборочные и машины для обрезания ботвы, шт.

Машины для приготовления кормов, тыс.шт.


Таким образом, если в 90-х годах наблюдался всеобщий спад производства сельскохозяйственных машин и комплектующих, то в настоящее время происходит увеличение выпуска продукции сельскохозяйственного машиностроения. Однако в настоящее время не хватает мощностей, чтобы обеспечить запросы аграриев.


3. Основные проблемы и перспективы развития сельскохозяйственного машиностроения в Украине


Проблемы развития сельскохозяйственного машиностроения тесно взаимосвязаны с развитием АПК (агропромышленного комплекса).

В АПК различают три сферы деятельности:

Первая - производство средств производства для всех других областей, связанных с сельским хозяйством (тракторное машиностроение, производство сельхозмашин, оборудование для животноводства, легкой и пищевой промышленности и т.п.);

Вторая - сельское хозяйство: растениеводство и животноводство;

Третья - переработка сельскохозяйственного сырья (пищевая, мясомолочная, легкая промышленность и др.).

Чтобы обеспечить взаимосвязь, например, между второй и третьей сферами, то есть передачу сельскохозяйственного сырья перерабатывающей промышленности, нужно иметь транспорт, систему связи. Поэтому выделяют четвертую сферу - производственную инфраструктуру (транспорт, связь). Кроме того, есть еще социальная инфраструктура, которую считают пятой сферой.

По интеграции специализированных звеньев в АПК выделяют отдельные комплексы. Например, в мясомолочный комплекс из первой сферы входят: машиностроение для животноводства, комбикормовые заводы и т.п., из второй - кормопроизводство, из третьей - мясомолочная промышленность.

Для оказания содействия развитию АПК в Украине принят Верховной Радой целый пакет законодательных документов и нормативных актов. В частности, это Законы «О предприятии», «О предпринимательстве», «О приоритетности развития села и агропромышленного комплекса в народном хозяйстве Украины», «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», «Земельный кодекс Украины», «О кооперации» и др.

Ресурсный потенциал национального агропромышленного комплекса- это совокупность ресурсных потенциалов трех его главных сфер: областей, которые выпускают для сельского хозяйства и других областей АПК средства производства и предоставляют агротехносервисные услуги; собственное сельскохозяйственного производства; областей, которые перерабатывают, сохраняют и транспортируют сельскохозяйственную продукцию и торгуют продовольственными товарами. Основой ресурсного потенциала АПК есть потенциал аграрной сферы.

Таким образом, сельскохозяйственное машиностроение должно приспосабливаться к интересам и нуждам аграриев в полном соответствии с планами развития АПК.

Для этого производится переоснащение действующих предприятий, использование новых конструкторских разработок. Существующие мощности действующих предприятий в Украине дают возможность возобновить производство сельскохозяйственной техники на высоком уровне в условиях значительных инвестиций для переведения отрасли на новые технологии. Кировоградский завод может обеспечить потребности страны в посевной технике, тогда как он загружен только на 10%. На некоторых предприятиях отрасли уже внедряется производство новых видов продукции. Так, Калиновский завод (Винницкая область) при помощи Германии начал выпуск новых сеялок. Мощности этого предприятия дают возможность производить 3 тыс. сеялок в год (100%). Себестоимость производства одной сеялки составляет 13,5 тыс. долларов (зарубежные аналоги намного дороже – до 20 тыс. долларов).

Брянский завод ранее специализировался на производстве запчастей для российских зерноуборочных комбайнов «Нива». Необходимую продукцию он сможет производить и для собственных комбайновых предприятий. В 1993г. в Украине была принята национальная программа по созданию собственного зерноуборочного комбайна. В советские времена на полях Украины работало около 112-115 тыс. комбайнов, теперь – около 70 тыс. Из общей посевной площади 30 млн.га под зерновые и зернобобовые отведено около 14 млн.га. Ежегодно комбайновый парк пополнялся 10 тыс. российских машин. По программе производство комбайнов составляет 5-6 тыс. в год. Для этого государство имеет значительный потенциал, поскольку традиционно 50% комплектующих для России проектировалось и изготавливалось именно в Украине. Массовое производство новых комбайнов «Славутич» было запланировано на 1998г. По расчетам конструкторов себестоимость одного комбайна составляет 100-110 тыс. долларов (цена одного комбайна «Джон Дир» - 260 тыс. долларов). Первые маркетинговые образцы показали, что потери урожая при работе этого комбайна составляют только 1,5%. Он может пропускать 9 кг/с хлебной массы, используя такое же количество топлива, как и соответствующие западные аналоги. Кроме того, при помощи специальных приспособлений он мог бы собирать некоторые крупяные, зернобобовые культуры, кукурузу, подсолнечник, сорго. В Херсоне были выпущены три экспериментальных зерновых комбайна типа «Дон» (Россия). Однако из-за того, что эта марка морально устарела, было принято решение о том, чтобы снять ее с производства.

В настоящее время ведутся работы по разработке нового вида комбайнов. В Ровно совместной с датской фирмой создано СП по производству комбайнов. Ведутся переговоры с США по созданию предприятий по производству зерновых, кукурузоуборочных комбайнов, машин для уборки подсолнечника. Рассматривается предложение Белоруссии об участии Украины в совместном производстве зерновых комбайнов. Разрабатывается совместный с Польшей проект производства зерноуборочного комбайна «Бизон» на заводе им. Малышева (Харьков). Запасные части частично будут привозиться из Польши, а частично будут производиться на заводах Украины. Возможны поставки продукции в страны СНГ. Стоимость комбайна может быть в 2-3 раза ниже американской. Львовский завод по производству машин для внесения пестицидов и жидких удобрений был уникальным в бывшем Союзе. Он производил около 20 видов соответствующих аппаратов. Его мощности рассчитаны на выпуск 60 тыс. единиц продукции. В настоящее время он производит не более 10 тыс. шт., 1/3 которых остается в Украине, а остальное экспортируется в Россию, Словению, Венгрию, Финляндию, Казахстан. Здесь налаживается производство новой техники, прежде всего жаток.

В целом выведение машиностроительного комплекса из кризиса требует разработки национальной программы развития сельскохозяйственного машиностроения, которая предусматривает производство технологических комплексов машин и оборудования для сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности, доведения производства новых видов конечной продукции и деталей до уровня обеспечения внутренних потребностей в них на 70%. Для этого необходимо внедрить 1,5 тыс. новых видов продукции (существующая номенклатура – 2 тыс.) Уже освоено производство 350 видов. Это даст возможность удовлетворить собственные потребности Украины в соответствующей технике на 55%. Возможность развития предприятий сельскохозяйственного машиностроения может дать программа инвестирования данной отрасли с привлечением иностранного капитала. В целом же политика развития сельскохозяйственного машиностроения должна быть развернута в направлении наибольшей самодостаточности производства комплектующих на территории Украины.

Таким образом, в настоящее время предприятия сельскохозяйственного машиностроения ориентируются на использование передового технического опыта зарубежных стран, перепрофилируют производство для выпуска новых моделей сельскохозяйственной техники и комплектуючих к ним, а также расширяют перечень выпускаемых запасных частей и комплектующих


Выводы


Несмотря на глубокий кризис, вызванный распадом СССР, отрасль сельскохозяйственного машиностроения постепенно начинает выходить из периода длительного застоя. Об этом говорят факты, представленные в периодике, происходит рост потребности аграриев как в сельскохозяйственной технике и технике для перерабатывающей промышленности, так и в услугах и ремонтах. Причем отечественная промышленность не в силах пока удовлетворить в полном объеме требования сельхозпроизводителей.

Таким образом, если в 90-х годах наблюдался всеобщий спад производства сельскохозяйственных машин и комплектующих, то в настоящее время происходит увеличение выпуска продукции сельскохозяйственного машиностроения.

Сельскохозяйственное машиностроение должно приспосабливаться к интересам и нуждам аграриев в полном соответствии с планами развития АПК. В целом выведение машиностроительного комплекса из кризиса требует разработки национальной программы развития сельскохозяйственного машиностроения, которая предусматривает производство технологических комплексов машин и оборудования для сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности, доведения производства новых видов конечной продукции и деталей до уровня обеспечения внутренних потребностей в них на 70%. Возможность развития предприятий сельскохозяйственного машиностроения может дать программа инвестирования данной отрасли с привлечением иностранного капитала.


Тесты

1. Назвать составляющие размещения научного потенциала:

а) территориальная локализация сети научных заведений;

б) наращивание совокупного потенциала существующих заведений науки;

в) территориальное размещение ресурсов;

г) все ответы правильные

Верным является ответ г). К факторам, которые влияют на размещение научных центров, относятся культурная среда; интеллектуальный потенциал; образовательный потенциал; информационная инфраструктура. Научные заведения тяготеют к большим городам. Наиболее благоприятными являются шесть самых больших городов: Киев, Харьков, Днепропетровск, Львов, Донецк, Одесса.

2. Какое количество электроэнергии необходимо для производства алюминия из бокситов, которые добываются за год, с содержанием в них алюминия 55%, если для выплавки 1т. этого металла затрачивают 18 тыс. кВт/ч электроэнергии? Сделайте вывод о принципах размещения предприятий по производству алюминия.

Согласно данным источника в мире за год добывается 73 млн. т. бокситов. Следовательно из 73 млн.т. бокситов получают 40,15 млн.т. алюминия. Количество электроэнергии, которое необходимо для выплавки данного количества алюминия узнаем, составив пропорцию

. алюминия – 18 тыс. кВт/ч электроэнергии

40,15млн.т .алюминия – х кВт/ч

х = = 722,7 млрд.кВт/ч электроэнергии


Следовательно, производство алюминии является очень энергоемким и располагать его следует в местах размещения производства дешевой электроэнергии.

2. Центрами производства цемента являются города:

а) Амвросиевка;

б) Харьков;

в) Каменец-Подольский;

г) Севастополь

Верными являются ответы а) и в).

В Харьковской области цемент производят в Балаклее, в Крыму – в Бахчисарае.

4. Как определяется технологическая оценка природных ресурсов?

а) качественной характеристикой;

в) правильные ответы а) и б);

г) стоимостной характеристикой

При технологической оценке природных ресурсов упор делается на определение материальных затрат, связанных с использованием ресурсов. Для этого следует использовать данные о ресурсах (качественные характеристики и оценка в баллах-категориях). Верным будет ответ г).

Сельскохозяйственное машиностроение

Сельскохозяйственное машиностроение - отрасль машиностроения, осуществляющая техническое перевооружение сельского хозяйства. Главная задача С. м. -- обеспечить комплексную механизацию с.-х. производства, т. е. применение машин не только на основных, но и на всех промежуточных операциях при возделывании таких важнейших культур, как зерновые, кукуруза, сахарная свёкла, картофель, хлопок, при заготовке и приготовлении кормов на животноводческих и птицеводческих фермах.

История развития машиностроения

Машиностроение как отрасль промышленности возникла в XVIII веке. Изобретение прядильной машины, ткацкого станка, паровой машины, как универсального двигателя и других машин повлекло создание машин для производства машин. Это было связано с изобретением суппорта, совершенствованиемметаллорежущих станков и появлением других металлообрабатывающих машин. Переход от мануфактуры к машинному производству открыл эпоху крупной машинной индустрии, промышленного капитализмаознаменовал полный технический переворот и общее ломка общественных отношений производства.

Машиностроение принято делить на следующие подразделения: общее машиностроение (производство средств производства и станкостроение), электротехника и электроника, транспортное и сельскохозяйственное машиностроение.

Сельскохозяйственное машиностроение занимается выпуском различных видов техники для сельского хозяйства. В большинстве случаев к нему относится и производство тракторов. Продукция отличается сравнительно низкой металлоемкостью и малой транспортабельностью, поэтому главным фактором размещения является потребительский, а для тракторостроения также важна близость металлургических баз.

Сельскохозяйственное машиностроение тяготеет к местам потребления готовой продукции, учитывая специфику сельского хозяйства данной территории и развито во всех экономических районах. Так, зерновые комбайны производят заводы Ростова-на-Дону, Таганрога и Красноярска, т. е. в пределах основного ареала зернового хозяйства России. В Центральном районе выпускают льноуборочные (Бежецк), картофелеуборочные (Рязань, Тула), силосоуборочные (Люберцы) машины. Различные сельскохозяйственные машины и оборудование производят заводы Воронежа, Сызрани, Кургана, Омска, Новосибирска, Рубцовска.

Сельскохозяйственное машиностроение располагает многочисленными и крупными предприятиями по производству различного сельскохозяйственного инвентаря для обработки почв, посева культур, сбора урожая. Сельскохозяйственное машиностроение тяготеет к районам потребления, учитывая профиль сельскохозяйственного производства:

  • - производство зерновых комбайнов - на Северном Кавказе (Ростов-на-Дону, Таганрог), в Сибири (Красноярск);
  • - производство картофелеуборочных машин - в Центральном районе (Рязань, Тула), льноуборочных (Бежецк), силосоуборочных (Люберцы). Различные сельскохозяйственные машины и оборудование производят заводы, расположенные в Воронеже, Сызрани, Кургане, Омске, Новосибирске.

Если брать за основу историю России с древних времен, то первое официальное упоминание о производстве сельскохозяйственной техники датировано далеким 1774 годом, когда указом правителя была выписана премия за изобретение жатвенной машины. В дальнейшем процесс становления производства растянулся на долгие годы, открывались небольшие семейные предприятия, планомерно изучался опыт других стран, создавались ведомства и бюро. Однако, вплоть до конца 19-го столетия количество предприятий, производящих сельскохозяйственную технику было необычайно мало, а большинство составляли небольшие семейные предприятия не способные осуществлять массовое производство. Все изменилось после Великой Октябрьской революцией, которая кардинально изменила общественный уклад страны и создала новые рычаги развития производства в стране.

После революции страна оказалась практически полностью разрушена и разграблена, а в своем экономическом развитии значительно отставала от остальной Европы. В это время в стране была создана уникальная форма власти, которая больше не была принята ни в одной стране. По инициативе правительства были созданы специальные советы и министерства, на которые была возложена ответственная миссия по возрождению и развитию промышленности страны. В первую очередь все военные заводы были переведены на производство оборудования для хозяйств и ведомств. Уже в первые годы было выделено значительно финансирование на реконструкцию существующих и строительство новых заводов. За считанные годы огромные заводы по производству сельскохозяйственной техники появились в нескольких крупных городах СССР – Харькове, Сталинграде, Челябинске, Липецке, Владимире, Минске, Ташкенте, Кишиневе, Ростове-на-Дону. Страна превращается в огромный производственный комплекс, который связан надежными логистическими нитями. Основной целью была децентрализация производства страны. Если в царское время основное производство было сконцентрировано в европейской части страны, то теперь активно строились заводы во всех регионах. В дальней перспективе правительство стремилось к самообеспеченности регионов и минимальными транспортными издержками. По сути, каждый регион должен был иметь свое предприятие, которое бы максимально обеспечивало регион в сельскохозяйственной технике, которая в свою очередь максимально полно отвечала потребностям региона по своему назначению и особенностям. Были созданы специализированные научно-исследовательские институты по разработке и внедрению новых моделей. Даже Великая Отечественная война не смогла серьезно поколебать позиции сельскохозяйственной промышленности. В кратчайшие сроки заводы были восстановлены и работали на полную мощность. Нормативными указами правительства были очерчены высокие показатели, к которым неуклонно стремилась вся страна.

Казалось бы, что перед производителями страны открывались невероятные перспективы для роста, однако, в отрасли производства сельскохозяйственной техники существовала одна очень серьезная проблема – срок ввода в эксплуатацию новой техники. Излишняя бюрократия и согласования номенклатуры продукции самой верхушкой власти приводили к тому, что период от создания техники до включения ее в ассортимент производства и появления на полях составлял не менее 10 лет, а иногда превышал 15 лет. Все это приводило, что отечественная техника заметно отставала по своему техническому уровню от техники ведущих зарубежных производителей. Именно поэтому с развалом СССР и вводом рыночной экономики в стране сельскохозяйственную промышленность, как и другие отрасли производства, ждал сильнейший удар.

В начале 90-х буквально за 5 лет выпуск тракторов сократился в 10 раз, зерноуборочных комбайнов более чем в 10 раз, плугов и культиваторов в 30 раз, сеялок и доильных установок в 50 раз. Эти космические цифры обеспечены во многом общим кризисом в стране, снижением жизненного уровня и выходом на российский рынок иностранных производителей. Иностранные производители, в отличие от отечественных компаний, уже в то время прекрасно знали основы маркетинга, продаж и ценообразования. Учитывая, что зарубежная техника значительно превосходила отечественную по технической оснащенности, времени работы на износ, долговечности и ремонтопригодности, завоевать рынок ей не составило особого труда. В то время привычной картиной стали американские тракторы и немецкие комбайны на отечественных полях. Значительно сократилось общее количество заводов. Перейдя в частные руки, заводы потеряли самое главное – помощь государства и могли рассчитывать только на себя. В результате часть инвесторов, оценив нерадостные перспективы отрасли, приняли решение о закрытии заводов, так как модернизация производства для успешной конкурентной борьбы с иностранной техникой требовала огромных финансовых и временных затрат, которые мало кто мог позволить в то нестабильное и неспокойное время.

Основными факторами, которые позволили отечественным заводам выжить в то время, стали минимизация затрат и перепрофилирование. Во-первых, отечественный производитель понял, что если не получается бороться качеством, потребителя необходимо брать ценой. Во-вторых, в рыночной экономике на номенклатуру и объем производства влияет в первую очередь спрос потенциального заказчика, что привело к полному размыванию межотраслевого разделения заводов, которые теперь стали производить и непрофильную для себя продукцию. Совокупность минимизации затрат и диверсификация производства позволили появиться новой группе отечественных производителей сельскохозяйственной техники. Именно такой подход стал залогом развития отечественных предприятий вплоть до настоящего времени. На рынке выигрывает тот, кто может наиболее полно удовлетворить спрос потребителя, предложив при этом привлекательную цену. Однако, сегодня, когда уровень качества и цен отечественной техники практически сравнялся с ведущими иностранными производителями, новым фактором развития является уровень сервизации услуг. На сегодняшний день именно уровень предлагаемого является основным фактором при выборе поставщика сельскохозяйственного оборудования.

Подводя итог всему сказанному, стоит отметить, что на сегодняшний день сельскохозяйственное машиностроение России обладает потенциально мощной научной базой и физически мощной производственной основой, но перед отраслью стоит целый ряд глобальных проблем, которые требуют своего решения. Уже сейчас отмечается значительное снижение уровня производства сельскохозяйственной техники в России. Это связано в первую очередь с отсутствием необходимых кредитных ресурсов в стране и ухудшением общей платежеспособности. Для решения этой проблематики необходимо наладить устойчивый механизм кредитования при этом внедрив программу государственной помощи, так как без субсидирования в кратчайшие сроки решить проблему с финансированием просто невозможно. При этом вторым моментом стоит отметить важность организации кредитования и субсидирования, чтобы все деньги шли целенаправленно на поддержание предприятий, а не оседали в карманах нечестных чиновников и руководителей. В-третьих, программа импортозамещения должна стать приоритетной в ключевых сегментах экономики. При реализации всех факторов возможен выход сельскохозяйственного машиностроения на новый уровень, а всему сельскому хозяйству страны станет жить немного лучше, ведь перед ним останется всего одна нерешенная задача – капризы погоды, против которых пока мероприятий не придумано.