Двадцатые годы

Отдел образования Ибресинского района МОУ «СОШ №1»

Реферат

Тема: «Демократические страны Европы в 30-е годы»

Выполнил

Проверил

2010 г.

Введение

1. Великобритания

1.1 Национальное правительство

1.2 Экономическая политика

1.3 Внешняя политика Великобритании

2. Франция

2.1 Политическая неустойчивость

2.2 Парламентский кризис и угроза фашизма

2.3 Формирование антифашистского фронта

2.4 Деятельность правительства Народного фронта

2.5 «Передышка» и распад Народного фронты

Список литературы


Хотя европейские государства встретились с проблемами, общими или близкими по своему характеру, тем не менее в странах с прочной парламентской традицией, таких, как Франция, Великобритания и часть стран Северо-Западной Европы, имелись и существенные различия, и сходные черты во внутренней политике.

Эти страны не сочли возможным в целях обретения экономической стабильности принести в жертву политическую демократию, сохранялась полная свобода дискуссий по политическим и экономическим идеям и проблемам Я свобода деятельности организаций и политической оппозиции. В то же время демократические страны демонстрировали разные модели политики в борьбе с экономическим кризисом и социальным и проблемами.

1. Великобритания

1.1 Национальное правительство

Правящие круги Великобритании избрали метод политического и социального маневрирования для предотвращения раскола в обществе. Этим целям служила испытанная тактика формирования коалиционных правительств. В результате выборов в 1929 г., на которых лейбористы по числу голосов опередили консерваторов, лидер Лейбористской партии Р. Макдональд сформировал! второе лейбористское правительство. Правительство просуществовало до 1931 г. Когда премьер-министр обратился к парижским и нью-йоркским банкирам за кредитом, те потребовали сокращения социальных расходов. Лейбористы на это не могли пойти, зная, что за их спиной миллионы членов профсоюзов. Макдональд и все члены правительства подали в отставку.

Король предложил Макдональду вновь сформировать правительство, но руководство Лейбористской партии запретило ему вступать в коалицию с консерваторами и либералами и исключило его из партии. Макдональд, будучи свободен от партийной дисциплины, уже как частное лицо принял предложение возглавить коалиционное правительство, которое получило наименование Национальное правительство (1931-1935). В Лейбористской партии назрел раскол. Этим воспользовались консерваторы. Они заняли в правительстве большинство постов. Политика правящего кабинета была консервативной. Тем не менее проявленная правительством гибкость помогла чисто по-британски выйти из политического кризиса, сохранив видимость национального согласия.

В Великобритании, так же как я в других европейских странах, образовалась фашистская партия, но ее влияние было ничтожным. Экстремизм и насилие противоречили менталитету англичан и британской политической культуре.

Парламент, избранный в ноябре 1935 г., с началом Второй мировой войны продлил свои полномочия и просуществовал да июля 1945 г. Утвержденное в 1935 г. правительство продолжало считаться коалиционным и "национальным". Возглавлял его консерватор Н. Чемберлен, но 10 мая 1940 г. после тяжелых поражении во Второй мировой войне Чемберлена на посту премьер-министра сменил У. Черчилль.

1.2 Экономическая политика

Поскольку темпы промышленного Развития Великобритании в 20-е гг. были низкими, в стране не произошло такого обвального спада производства, как это имело место в США или Германии. Тем не менее сокращение производства было достаточно серьезным, чтобы в стране сформировалась устойчивая массовая безработица.

Протекционизм и государственная поддержка сельского хозяйства (субсидии отраслям сельского хозяйства) были главными и постоянными направлениями в экономической политике. Народ надо было кормить. Другая важная линия экономической политики - это продолжение прежнего курса на расширение и поощрение экспорта. Была поддержана судостроительная промышленность, В это время был построен роскошный океанский лайнер «Куна Мэри». Был отменен «золотой стандарт».

В отличие от США а Англии не проводилось программ большого дешевого строительства и общественных работ, но были приняты важные меры по расширению социального страхования и помощи безработным. Этого требовали масштабы безработицы. Своего пика она достигла в 1932г.- 2 млн. 136 тыс. человек, в 1937 г. снизилась наполовину, а в 1938 г. вновь возросла.

Великобритания имела огромную колониальную империю. Она попыталась решить свои экономические проблемы в рамках Британского Содружества и сплотить империю, расширяя взаимную торговлю. По этим вопросам в 1932 г. в Оттаве состоялась имперская экономическая конференция. В 1938 г, половина британского экспорта направлялась в имперскую зону.

Для стимулирования инвестиций и повышения доходов предприятий была понижена ставка банковского процента. Государственные социальные расходы, субсидии и капиталовложения в экономику представляли собой попытку ослабить кризис в духе кейнсианства.

1.3 Внешняя политика Великобритании

Отношения со странами Британского Содружества оставались приоритетной сферой во внешней политике Великобритании. В 1931 г. был принят закон о взаимоотношениях с доминионами. Он известен как Вестминстерский статут. Доминионы - Канада, Австралия, Новая Зеландия, ЮАР - получили полную свободу. Англия уже не могла вмешиваться в законотворчество доминионов и их внешние дела. В 1935 г. был принят закон о расширении самоуправления в Индии.

Отношения с Ирландским Свободным государством, созданным в результате подписание договора 1921 г., в 30-е гг. существенно изменились. Избранный президентом в 1932 г. де Валера начал осуществлять программу разрушения тех уз, которые еще связывали Ирландию с Великобританией. Был ликвидирован институт генерал-губернатора как представительство монарха.

Немало беспокойства доставила Великобритании ситуция на Ближнем Востоке после распада Османской империи, где в подмандатных территориях (Палестина, Ирак, Трансиордания) нарастало националистическое движение за независимость. В 1932 г. Ираку была предоставлена независимость, он вступил в Лигу Наций. Трансиордании было позволено расширить самоуправление. Великобритании пришлось в 1936 г. гарантировать договором независимость Египта, сохранив контроль над Суэцким каналом.

В условиях экономического кризиса правительство придерживалось осторожной внешней политики. В Европе оно предпочитало сохранение статус-кво, т. е. существующего положения. Но ситуация в Европе и мире менялась.

Провал конференции по разоружению в 1934 г. показал, что началась новая фаза гонки вооружений. Великобритания сдавала одну позицию за другой перед напором требований Германии о пересмотре военных ограничений Версальского договора. Так, например, в связи с перевооружением Германии вместо протеста Англия предпочла вступить в переговоры, позволив Германии строить подводные лодки и довести свой флот до 35% тоннажа британского флота.

Британия традиционно воздерживалась от участия в коалициях со странами Восточной Европы. Однако посла аннексии Австрии В марте 1938 г. и захвата Чехословакии 15 марта 1939 г. Чемберлен пересмотрел британскую политику и объявил о гарантиях независимости Польше, Румынии и Греции. Гарантии были поддержаны Францией. Когда германские армии вторглись в Польшу. Чемберлен оказался перед необходимостью объявить Германии воину.

2. Франция

2.1 Политическая неустойчивость

Экономический кризис во Франции начался в 1930г., т. е. несколько позже, чем в других европейских странах, и продолжался до 1935 г.

На парламентских выборах 1932 г. победу одержали левые: партия радикал-социалистов (160 депутатских мест), социалистическая партия (131), коммунистическая партия (10) и др. Появилась возможность возрождения Левого блока. Однако социалисты отказались войти в правительство. В период 1932-1936 гг. правительства формировались на основе коалиции радикалов и левоцентристских группировок и потому были весьма неустойчивы. Смена кабинетов происходила в среднем через 3 – 4 месяца.

Особенно острые разногласия вызывала экономическая политика. В этот период правительства старались сократить расходы и сбалансировать государственный бюджет, сохранить «золотой франк». Эти меры привели к росту безработицы и обнищанию населения. Углублению кризиса способствовало также прекращению с 1931 г. Поступлений репарационных платежей. Кризис особенно сильно ударил по традиционным отраслям французской экономики – лёгкой промышленности, парфюмерии, виноделию, сельскому хозяйству и пр.

2.2 Парламентский кризис и угроза фашизма

Политика правительств подвергалась критике как слева, так и справа. Особенно агрессивными были нападки со стороны крайне левых и фашистских организаций. Повторяя лозунги итальянских и германских фашистов, французские экстремисты требовали ликвидации прогнившего парламента, уничтожения коммунизма и установления диктатуры. В идеологии французского фашизма важнейшее место занимал антипарламентаризм. Однако фашизм во Франции имел свои особенности. У него не было массовой базы, не сложилось единой партии. В движении соперничали около десятка организаций. Среди них основными были «Французское действие» и «Боевые кресты» под руководством честолюбивого потомка угасшего аристократического рода полковника графа Казимира де ля Рока.

6 февраля 1934 г. около 40 тыс. фашистов начали штурм Бурбонского дворца, где заседал парламент. Поводом для выступления под лозунгами «Долой парламент!», «Долой воров!» послужило дело авантюриста и мошенника А. Ставиского, распространившего фальшивые облигации под несуществующие драгоценности. В финансовом скандале оказались замешаны многие депутаты и министры. Бурбонский дворец захватить не удалось, но фашисты добились отставки правительства радикала Э. Даладье. Политический маятник качнулся вправо. В новое правительство вошли лидеры главным образом правых партий.

2.3 Формирование антифашистского фронта

Попытка фашистского переворота всколыхнула страну. Развернулось мощное антифашистское движение. Важной предпосылкой для сплочения антифашистских сил стало преодоление враждебности и раскола между коммунистами и социалистами.

27 июля 1934 г. по предложению социалистов был подписан Пакт о единстве действий коммунистов и социалистов. Партии отказывались от взаимной критики. Это было началом создания единого антифашистского фронта.

Следующим шагом стало присоединение к совместным антифашистским действиям партии радикалов. Именно тогда появился лозунг Народного фронта, который символизировал новое общественно-политическое движение в капиталистическом мире.

Политические партии, профсоюзы и другие общественные организации создали Национальный комитет Народного фронта и решили совместно участвовать в парламентских выборах с общей программой. В апреле - мае 1936 г. состоялись парламентские выборы, на которых партии и организации народного фронта завоевали почти трети мест в национальном собрании и могли сформировать правительство.

2.4 Деятельность правительства Народного фронта

Впервые в истории Франции ответственность за руководство правительством с одобрения партии взял на себя социалист Леон Блюм. Коммунисты поддержали правительство, но войти в его состав отказались.

Сразу после майских выборов по Франции прокатилась волна забастовок. Иногда дело доходило до захвата фабрик и заводов рабочими. Блюм отказался применить силу и побудил Всеобщую конфедерацию труда (ВКТ) и Всеобщую конфедерацию предпринимателей подписать Матиньонское соглашение (от названия резиденция правительства), которое получило наименование «французский новый курс». По соглашению рабочие получили права на организацию профсоюзов, заключение коллективных договоров с предпринимателями, повышение заработной платы в среднем на 12% и др. и в свою очередь обязались прекратить стачки.

Правительство Блюма приняло еще ряд законов - о рабочих советах в промышленности, минимальном двухнедельном отпуске, о 40-часовой рабочей неделе, о разрешении трудовых: конфликтов через обязательное посредничество и арбитраж.

В течение лета 1936 г. Парламент принял свыше сотни законов в соответствии с программой народного фронта и требованиями трудящихся. Важнейшими из них были закон о роспуске военизированных фашистских организаций ипрогрессивное законодательство в социальной области, трудовых отношениях, стимулирование деловой активности.

Во Франции проявила себя своеобразная политика государственного регулирования (дирижизм) и либерально-реформаторская политика, позволившая создать в стране развитую сферу социальных услуг.


2.5 «Передышка» и распад Народного фронты

Однако финансовые трудности заставили правительство Блюма объявить «передышку» в осуществлении программы Народного фонта. Казна была пуста. В этих условиях правительству пришлось пойти на девальвацию на 14% французского франка. Левые группы, среди них коммунисты, выдвинули требование «Пусть платят богачи!» Это означало бы переход движения на иную, более высокую ступень социального конфликта. Участники политической коалиции Народного фронта и широкие массы населения к этому не были готовы. Главная цель движения - преградить дорогу фашизму - была решена.

Правительство Л. Блюма просуществовало до апреля 1938 г. Новое правительство возглавил правый радикал Э. Даладье. Радикалы вышла из Народного фронта. Это свидетельствовало о распаде коалиции Народного фронта.

Сдвиг правительства вправо и разрыв радикалов с Народным фронтом резко изменили ситуацию во Франции. Ухудшилось также положение Франции в сфере национальной безопасности. После установления в марте 1939 г. франкистского режима в Испании Франция оказалась в окружении трех фашистских государств.

Выводы

В 1930-е годы в Великобритании случился политический кризис, но правительство смогло выйти из него. В эти годы в Великобритании появилась фашистская партия, но её влияние было ничтожным. После распада Османской империи в Палестине, Ираке, Трансиордании нарастало движение за независимость. В условиях экономического кризиса правительство придерживалось осторожной внешней политики.

Экономический кризис во Франции начался в 1930г. Кризис особенно сильно ударил по традиционным отраслям французской экономики. Во Франции тоже был фашизм, но у него не было массовой базы, не сложилось единой партии. Попытка фашистского переворота всколыхнула страну, развернулось мощное антифашистское движение – Народный фронт. Когда главная цель Народного фронта была достигнута, Народный фронт распался. В марте 1939 года Франция оказалась в окружении трёх фашистских государств.

Список литературы

1. Новейшая история зарубежных стран ХХ – начало ХХI века. 9 класс. О. С. Сорока-Цюпа А. О. Сорока-Цюпа.


Национальное правительство

Правящие круги Великобритании избрали метод политического и социального маневрирования для предотвращения раскола в обществе. Этим целям служила испытанная тактика формирования коалиционных правительств. В результате выборов в 1929 г., на которых лейбористы по числу голосов опередили консерваторов, лидер Лейбористской партии Р. Макдональд сформировал! второе лейбористское правительство. Правительство просуществовало до 1931 г. Когда премьер-министр обратился к парижским и нью-йоркским банкирам за кредитом, те потребовали сокращения социальных расходов. Лейбористы на это не могли пойти, зная, что за их спиной миллионы членов профсоюзов. Макдональд и все члены правительства подали в отставку.

Король предложил Макдональду вновь сформировать правительство, но руководство Лейбористской партии запретило ему вступать в коалицию с консерваторами и либералами и исключило его из партии. Макдональд, будучи свободен от партийной дисциплины, уже как частное лицо принял предложение возглавить коалиционное правительство, которое получило наименование Национальное правительство (1931-1935). В Лейбористской партии назрел раскол. Этим воспользовались консерваторы. Они заняли в правительстве большинство постов. Политика правящего кабинета была консервативной. Тем не менее проявленная правительством гибкость помогла чисто по-британски выйти из политического кризиса, сохранив видимость национального согласия.

В Великобритании, так же как я в других европейских странах, образовалась фашистская партия, но ее влияние было ничтожным. Экстремизм и насилие противоречили менталитету англичан и британской политической культуре.

Парламент, избранный в ноябре 1935 г., с началом Второй мировой войны продлил свои полномочия и просуществовал да июля 1945 г. Утвержденное в 1935 г. правительство продолжало считаться коалиционным и "национальным". Возглавлял его консерватор Н. Чемберлен, но 10 мая 1940 г. после тяжелых поражении во Второй мировой войне Чемберлена на посту премьер-министра сменил У. Черчилль.

Экономическая политика

Поскольку темпы промышленного Развития Великобритании в 20-е гг. были низкими, в стране не произошло такого обвального спада производства, как это имело место в США или Германии. Тем не менее сокращение производства было достаточно серьезным, чтобы в стране сформировалась устойчивая массовая безработица.

Протекционизм и государственная поддержка сельского хозяйства (субсидии отраслям сельского хозяйства) были главными и постоянными направлениями в экономической политике. Народ надо было кормить. Другая важная линия экономической политики - это продолжение прежнего курса на расширение и поощрение экспорта. Была поддержана судостроительная промышленность, В это время был построен роскошный океанский лайнер «Куна Мэри». Был отменен «золотой стандарт».

В отличие от США а Англии не проводилось программ большого дешевого строительства и общественных работ, но были приняты важные меры по расширению социального страхования и помощи безработным. Этого требовали масштабы безработицы. Своего пика она достигла в 1932г.- 2 млн. 136 тыс. человек, в 1937 г. снизилась наполовину, а в 1938 г. вновь возросла.

Великобритания имела огромную колониальную империю. Она попыталась решить свои экономические проблемы в рамках Британского Содружества и сплотить империю, расширяя взаимную торговлю. По этим вопросам в 1932 г. в Оттаве состоялась имперская экономическая конференция. В 1938 г, половина британского экспорта направлялась в имперскую зону.

Для стимулирования инвестиций и повышения доходов предприятий была понижена ставка банковского процента. Государственные социальные расходы, субсидии и капиталовложения в экономику представляли собой попытку ослабить кризис в духе кейнсианства.

Внешняя политика Великобритании

Отношения со странами Британского Содружества оставались приоритетной сферой во внешней политике Великобритании. В 1931 г. был принят закон о взаимоотношениях с доминионами. Он известен как Вестминстерский статут. Доминионы - Канада, Австралия, Новая Зеландия, ЮАР - получили полную свободу. Англия уже не могла вмешиваться в законотворчество доминионов и их внешние дела. В 1935 г. был принят закон о расширении самоуправления в Индии.

Отношения с Ирландским Свободным государством, созданным в результате подписание договора 1921 г., в 30-е гг. существенно изменились. Избранный президентом в 1932 г. де Валера начал осуществлять программу разрушения тех уз, которые еще связывали Ирландию с Великобританией. Был ликвидирован институт генерал-губернатора как представительство монарха.

Немало беспокойства доставила Великобритании ситуация на Ближнем Востоке после распада Османской империи, где в подмандатных территориях (Палестина, Ирак, Трансиордания) нарастало националистическое движение за независимость. В 1932 г. Ираку была предоставлена независимость, он вступил в Лигу Наций. Трансиордании было позволено расширить самоуправление. Великобритании пришлось в 1936 г. гарантировать договором независимость Египта, сохранив контроль над Суэцким каналом.

В условиях экономического кризиса правительство придерживалось осторожной внешней политики. В Европе оно предпочитало сохранение статус-кво, т. е. существующего положения. Но ситуация в Европе и мире менялась.

Провал конференции по разоружению в 1934 г. показал, что началась новая фаза гонки вооружений. Великобритания сдавала одну позицию за другой перед напором требований Германии о пересмотре военных ограничений Версальского договора. Так, например, в связи с перевооружением Германии вместо протеста Англия предпочла вступить в переговоры, позволив Германии строить подводные лодки и довести свой флот до 35% тоннажа британского флота.

Великобритания к концу 30-х гг. вползала в гонку вооружений. За период с 1930 по 1937 г. в бюджете страны За период с 1930 по 1937 г. в бюджете страны доля военных расходов увеличилась с 10 до 20%. В 1936- 1937 гг. в Великобритании были заложены 37 боевых кораблей. В испанском кризисе, вызванном фашистским мятежом Франко против республиканского правительства, Великобритания придерживались политики невмешательства, что было на руку испанским и германским фашистам. В 1938 г Чемберлен был участником Мюнхенского сговора, позволившего нацистской Германии без единого выстрела присоединить Судетскую область Чехословакии.

Британия традиционно воздерживалась от участия в коалициях со странами Восточной Европы. Однако посла аннексии Австрии В марте 1938 г. и захвата Чехословакии 15 марта 1939 г. Чемберлен пересмотрел британскую политику и объявил о гарантиях независимости Польше, Румынии и Греции. Гарантии были поддержаны Францией. Когда германские армии вторглись в Польшу. Чемберлен оказался перед необходимостью объявить Германии воину.



Коджебаш Елена Романовна. (Исторический факультет Приднестровского Государственного Университета. 5 курс)

Введение

На протяжении нескольких веков Великобритания господствовала практически во всех океанах Земного шара. За счет этого английский язык получил широчайшее распространение. Не только в Великобритании, но и в Австралии, Новой Зеландии, в Канаде и на многих островах говорят на английском языке. Количество изучающих его во всем мире перевалило за пятисотмиллионную отметку. Сейчас Великобритания – высоко развитое государство с устойчивой, богатой экономикой, имеет обширную сеть банков и страховых компаний за границей. В английских фунтах производится около 1/5 всех мировых торговых операций. По объему внешней торговли Великобритания занимает пятое место в мире и осуществляет 1/5 всех международных пассажирских и грузовых перевозок. Великобритания восстановила свой пошатнувшийся престиж и влияние.

Правящие круги Великобритании избрали метод политического и социального маневрирования для предотвращения раскола в обществе. Этим целям служила испытанная тактика формирования коалиционных правительств.

Но не всегда это было так. На протяжении ХХ века экономика и политика Великобритании характеризовалась численными спадами.

Актуальность выбранной темы заключается в том, что начало XX века ознаменовалось обострением конфликтов между империалистическими державами в борьбе за передел мира, сферы влияния, рынки сбыта.

Цель данной контрольной работы рассмотреть внешнюю политику Великобритании в 30-е годы XX века.

На основании поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:

  1. Определить место Великобритания в 30 гг. на мировой арене;
  2. Описать внешнюю политику Великобритании в начале XX века;
  3. Раскрыть понятие «политика невмешательства» Великобритании в 30-е годы XX века.
  1. Великобритания в 30 гг. ХХ века

Начало XX века ознаменовалось обострением конфликтов между империалистическими державами в борьбе за передел мира, сферы влияния, рынки сбыта. В Великобритании в это время усиленно развивались военная промышленность, выплавка железа и стали, судостроительная, химическая промышленность. Другие отрасли находились в упадке. Значительные потери, понесенные в ходе первой мировой войны, Англия как страна-победительница в некоторой мере компенсировала. В то же время, технический застой в промышленности, пассивный внешнеторговый баланс, ощутимые потери английского торгового флота и многие другие факторы определили длительный период вялого развития народного хозяйства страны вплоть до начала мирового кризиса. К тому же позиции английского капитала на мировых рынках были ослаблены в результате экспансионистской политики США более того, Англия оказалось их должником (4 млрд. долл.).

Послевоенная техническая перестройка промышленности, хотя и имела большие успехи, отставала от аналогичных процессов в США и Германии. Это объяснялось технической отсталостью старых отраслей, высокими транспортными издержками, лендлордизмом, обусловливающим высокую земельную ренту.

Мировой экономический кризис тяжело отразился на экономике Англии, хоть и начался с некоторым опозданием, и это было вызвано тем, что в предкризисное время английская промышленность развивалась крайне медленно и к началу кризиса едва достигла довоенного уровня. Наибольшей глубины кризис достиг весной 1933г., когда производство упало на 23% от уровня 1929г. Выход из сложного экономического положения правительства, искали в усилении государственного регулирования экономики, поощрении роста монополий и концентрации капитала, а также создании более тесного политического и экономического союза метрополии и доминионов. Существенную роль в выходе Великобритании из кризиса сыграло снижение доходов от вывоза капитала в связи с расстройством финансовой системы мирового капитализма и отказом от золотого стандарта фунта стерлингов в результате чего произошла девальвация фунта. Внешнеторговые позиции укрепились в результате образования в 1931г. «стерлингового блока» из 25 государств. Участники блока хранили валютные резервы в Лондоне и девальвировали национальные валюты одновременно с фунтом стерлингов. Англия целиком зависела от внешних рынков нефти, хлопка, каучука, цветных и редких металлов. Она жила буквально за счет своей колониальной империи и зависимых стран, покрывая постоянное отрицательное сальдо торгового баланса доходами от экспорта капитала.

Несмотря на общее ослабление своих позиций, Англия смогла сохранить перед второй мировой войной место одной из самых крупных держав мира. За ней все еще были важнейшие рынки приложения капитала, Англия удерживала сырьевую монополию по таким важным видам сырья, как натуральный каучук и отдельные виды цветных металлов, обладала крупными активами в нефтяных районах и другими источниками сырья. Даже утратив прежнюю роль главного центра мировой капиталистической торговли, Великобритания все же сохранила за собой одно из ведущих мест среди других экспортеров и импортеров. Английские товарные биржи занимали монопольное положение или разделяли его с немногими биржами других капиталистических стран. Однако Великобритания не смогла ни восстановить своего места на мировом капиталистическом рынке, ни преодолеть все углублявшиеся в ней экономические и политические процессы. Война вызвала дальнейшее ослабление экономических и политических позиций Великобритании.

  1. Внешняя политика Великобритании в начале XX века

С 12 декабря 1902 года начались постоянные переговоры между французским и английским правительствами на разных уровнях по решению проблемных и спорных вопросов. В этот период после объявления таможенного протекционизма Англией привело к фактическому разрыву отношений с Германией, что способствовало сближению с другими более подходящими странами.

8 апреля 1904г. Были подписаны соглашения, изменившие всю дипломатическую ситуацию в Европе. По этим соглашениям вопрос о рыбных промыслах в Ньюфаундленде, давно уже служивший яблоком раздора между обоими правительствами, был в основном разрешен в пользу Англии; французские рыбаки лишались права сушить рыбу в той части побережья, которую называли French Shore (французским берегом). Как бы в компенсацию, Франция получала порт на реке Гамбии, в судоходной ёе части, острова Лос, находящиеся против Слонового берега, и существенное исправление границ в области, расположенной между рекой Нигер и озером Чад. Франция и Англия договорились относительно раздела Сиама на сферы влияния. На Новых Гибридах был установлен кондоминиум. Англия признала за Францией право на установление таможенных пошлин на Мадагаскаре. Но самое важное соглашение касалось Египта и Марокко.

Англия и Франция заявляли, что они не намерены изменять политическое положение Египта и Марокко. Но Франция обязывалась ни в чём не препятствовать деятельности Англии в Египте, а Англия со своей стороны предоставляла Франции полную свободу вмешательства в дела Марокко «для обеспечения спокойствия в этой стране и для оказания ей помощи при проведении всякого рода административных, экономических, финансовых и военных реформ, в которых она нуждается». Другими словами, Англия предоставляла Франции право водвориться в Марокко так же, как она сама водворилась в Египте. Все вопросы, касавшиеся задолженности Египта были урегулированы, причем Франция по настоянию англо-египетского правительства отказывалась от права налагать вето на свободное распоряжение кассовой наличностью. Англия и Франция обязывались уважать (как в Египте, так и в Марокко) «принцип коммерческой свободы». Соглашение давало более точное определение этому принципу и устанавливало, что в течение 30 лет это определение останется неизменным. Англия и Франция обязывались не допускать возведения укреплений на северном побережье Марокко. Оба правительства обещали друг другу взаимную дипломатическую поддержку для выполнения этих пунктов. К вышеизложенной конвенции была приложена другая конвенция, секретная, ставшая известной широкой публике только 7 лет спустя. В предвидении возможности того, что обстоятельства вынудят то или другое правительство изменить свою политику по отношению к Египту или Марокко, другими словами, заменить оккупацию протекторатом в собственном смысле этого слова, соглашение определяло, что и в этом случае оба правительства будут оказывать друг другу взаимную поддержку в согласии с условиями, изложенными в опубликованной конвенции. Кроме того, Марокко делилось на две сферы влияния: французскую и испанскую, причём последняя охватывала северное побережье от Мелилы до Себу.

После подписания этого соглашение на него обрушилась критика, так 25 июня 1905 года выступая в палате общин, Ллойд Джордж заявил, что не приемлет подписание подобного соглашения, но в этот момент он ещё не был знаком с полным секретным соглашением, а когда стал членом кабинета был вынужден признать свою необоснованную по этому поводу крику.

После англо-французского сближения – для увенчания новой системы нужно было осуществить сближение Англии с Россией. Тем более что уже в течение десятка лет оно неизменно находило в Англии более многочисленных сторонников, чем сближение с Францией. В начале 1907 года начинаются активные дипломатические переговоры между Россией и Англией. Будучи министром торговли, Дэвид Ллойд Джордж начинает играть важную роль во внешнеполитической концепции Великобритании, так с мая 1907 г. он принимает непосредственное участие в переговорах с российскими дипломатами и играет не последнюю роль в подписании 31 августа 1907 г. англо-русской конвенции о размежевании сфер влияния в Иране, Афганистане и Тибете, которая фактически завершила создание так называемого Тройственного Согласия (Антанты) в составе Англии, Франции и России направленного, прежде всего на военного усиление Германии и её союзников.

Двухсторонние соглашения Англии с Францией в 1904 г. и Россией в 1907 г. фактически означали формирование Антанты. Несмотря на то, под какой вывеской подписывались эти оба документа, безусловно, они имели антигерманскую направленность. Великобритания не хотела терять свою определяющую роль в Европе и чтобы не дать Германии усилиться и возможно опередить её Англия решилась на сближение с Францией и Россией. Но какие бы не были скрытые, причины подписания соглашения они меркнут, перед тем, какую роль они сыграли в Первую мировую войну.

  1. Политика невмешательства Великобритании в 30-е годы

В 1933г. к власти в Германии пришли нацисты, одним из основных лозунгов которых был реванш за поражение в Первой мировой войне. Параллельно происходила ускоренная индустриализация и милитаризация СССР. Считая «советскую угрозу» достаточно серьезной, во второй половине 1930-х годов британское правительство шло на уступки нацистской Германии, что, по его мнению, вело к ее усилению в качестве «противовеса» СССР.

Центром, в котором рождались и формировались основы государственной политики Англии, был так называемый «кливденский кружок», существовавший с середины 30-х годов. В Кливдене, имении семейства миллионеров Асторов, регулярно встречались крупные промышленники и финансовые магнаты, влиятельные сторонники сговора с фашистской Германией, политические деятели и члены правительства. К кливденской клике принадлежали такие видные деятели как премьер-министр Чемберлен, лорд Лондондерри, видный представитель консервативной партии – лорд Галифакс. Они обсуждали проблемы английской внешней политики, поносили Советский союз и «всех красных», вырабатывали планы сотрудничества с Гитлером.

Интересам «умиротворителей» активно служили и многие органы буржуазной печати («Таймс», «Обсервер», «Дейли экспресс», «Дейли мейл» и др.) изо дня в день убеждавшие общественность страны в том, что правительство проводит целесообразную, единственно возможную политику.

Однако среди политической элиты существовали группы, осуждавшие внешнеполитический курс Чемберлена. Одну из этих групп возглавлял У. Черчилль. В нее также входили, Д. Сэндис, Г. Макмиллан и другие. Они требовали более быстрого перевооружения и подготовки к войне, бдительного отношения к переговорам с Германией и Италией, заключения антигитлеровского военного союза с Францией и СССР.

Другую группу представлял Э. Иден. В нее входило около 130 политических деятелей, в том числе А. Купер, ушедший с поста министра обороны в знак протеста против мюнхенского соглашения, Эмери, Никольсон и другие парламентарии. Члены ее не хотели идти на окончательный разрыв с руководящей верхушкой консервативной партии и только играли в оппозицию правительству.

Против политики умиротворения правительства Англии энергично выступала Коммунистическая партия Великобритании. Коммунисты боролись против политики сговора с фашистскими агрессорами; выступали за дружбу с СССР, за организацию коллективного отпора фашистской агрессии, за создание единого антифашистского фронта в стране. Политика невмешательства проводимая Великобританией, а также США и Францией развязывала руки Германии в вопросе развития военного потенциала, наращивания вооружений. Когда нацисты поняли, что вышеназванные державы не будут чинить препятствий в увеличении вооружения и военной техники, они приступили к следующему шагу – планомерному покорению государств восточной Европы. Сопротивление западных держав агрессивному стремлению Германии завоевания стран востока Европы было незначительным, а все вопросы этого завоевания были заранее оговорены.

В январе 1935г. при содействии английского и французского правительства произошло присоединение Саарской области к Германии, которая по Версальскому договору была отделена от Германии сроком на 15 лет и находилась под управлением Лиги Наций. В Сааре должен был состояться плебисцит, в ходе которого население могло решить вопрос о присоединении либо к Франции, либо к Германии, либо остаться под руководством Лиги Наций. Накануне плебисцита германское правительство добилось согласия Англии и Франции на присоединение Саарской области к Германии. Тем самым исход плебисцита был предрешен. Плебисцит проходил 13 января 1935г. В условиях разгула в Сааре фашистского террора населению ничего не оставалось как высказаться за присоединение к Германии. Лига Наций одобрила результаты плебисцита и приняла решение о переходе с 1 марта 1935г. Саарской области к Германии.

Германия активно начала увеличивать свои вооружения. Стесняли ее в этом только военные статьи Версальского договора.

Летом 1934г. Лондон получил достоверную информацию о массовом производстве в Германии новых бомбовозов, могущих в кратчайший срок перелетать Ламанш. Заводы Круппа ассигновали 24 миллиона марок на расширение и улучшение своего производства; число рабочих на этих предприятиях увеличилось на 7 тысяч человек.

Великобританию тревожили вести о наращивании Германских военных сил. В ответ на эти действия английский премьер Болдуин огласил 19 июня 1934г. программу воздушных вооружений. Тем не менее, Британия не собиралась всерьез готовиться к войне.

Германские империалисты добивались снятия ограничений Версальского договора со строительству военно-морского флота. Они надеялись использовать флот не только в войне против Советского союза, но и против Великобритании. Однако в переговорах с представителями Англии гитлеровцы твердили, что военно-морские силы нужны им только для “гегемонии на Балтийском море”.

Гитлеровцы в переговорах с Англией добивались ее согласия на увеличение германских военно-морских вооружений в размерах 35% тоннажа от Британского флота. Английский флот был разбросан по многим морям и океанам, тогда как германский собран в одном месте. Вследствие этого весь германский флот, составляющий одну треть английского, был бы равен или даже несколько превосходил по силе английский флот, базирующийся на Британские острова. Таким образом, германский флот должен был представлять серьезную угрозу для Великобритании.

4 июня 1935 г. в Лондоне начались англо-германские морские переговоры, в итоге которых 18 июня 1935 г. было решено, что соотношение между английским и германским флотами составит 100:35. Причем в отношении подводных лодок предусматривалось взаимное равенство.

Англия отказалась закрыть Суэцкий канал, что поставило действовавшие в Абиссинии войска в затруднительное положение.

Гитлеровская Германия тогда еще не была готова к войне, и если бы Франция ввела в Рейнскую зону свои войска, Германии бы пришлось отказаться от планов ее демилитаризации. Однако Англия дала понять Франции, что не поддержит ее мер по восстановлению прежнего порядка.

В ходе обсуждения ситуации вокруг Рейнской области на специальной сессии Лиги Наций, состоявшейся в Лондоне 14-24 марта 1936г., представитель Великобритании оценил действия немецких войск как «восстановление Германией своих суверенных прав» и выступил против применения к немецкому государству экономических и политических санкций, чего добивалась Франция. В результате резолюция Совета Лиги Наций ограничилась лишь констатацией нарушения Германией статей Версальского и Локарнского договоров.

В августе 1936г., прежде всего при поддержке Великобритании, был создан комитет по невмешательству в дела Испании. Соглашение о невмешательстве подписали 27 европейских государств (кроме Швейцарии).14 сентября был создан подкомитет из представителей Англии, Франции, СССР, Германии, Италии, Чехословакии, Бельгии, Швеции и Португалии, в котором обсуждались и решались все важнейшие вопросы.

Гражданская война между левыми и право-фашистскими силами длилась три года. В итоге в 1939 г. в Испании была установлена диктатура Ф. Франко. Испанская республика пала, и этому сильно поспособствовала политика невмешательства. ]

Политика невмешательства и умиротворения еще больше увеличила презрение Гитлера к лицемерному правлению Англии, которое отныне он стал называть «ничтожным червяком». Правительство Англии хорошо понимало, что в течение предшествующих лет Гитлер занимался одним – подготовкой к войне, вместе с тем, оно было убеждено, что войну он начнет на Востоке против Советского Союза и политика умиротворения ускорит его действия. Анлия жестоко просчиталась, ее дипломатические манипуляции обернулись против нее.

В мае 1937г. новым премьер-министром Англии стал Невилл Чемберлен. Чемберлен сделал внешнюю политику своей исключительной прерогативой и осуществлял ее самолично. Он назвал свою политику политикой «умиротворения». Чемберлен утверждал, что Германия на версальской конференции понесла достаточно тяжелую обиду несправедливыми решениями и теперь настало время возместить ей утраты путем «мудрых уступок». Как выразился У. Черчилль: «больше всего он (Чемберлен) надеялся войти в историю как “великий миротворец».

Позиция Англии в отношении гражданской войны в Испании придала уверенность Гитлеру и дала ему основание рассчитывать, Англия ни при каких обстоятельствах не пойдет на вооруженный конфликт с ним и займет позицию благожелательного нейтралитета.

Первым агрессивным актом фашистской Германии, связанным с захватом чужой территории суверенного государства, стало присоединение Австрии. Аншлюс Австрии был частью более широкого плана захвата всей Юго-Восточной Европы от Чехословакии до Турции. В Лондоне, конечно, имели достоверную информацию о подготовке аншлюса, но относились к перспективе присоединения Австрии к Германии вполне спокойно. Политика умиротворения вполне соответствовала этим акциям нацистов и допускала территориальные приобретения в Восточной Европе Германией.

Англия капитулировала перед агрессором.

15 сентября 1938г. Чемберлен прибывает на встречу с Гитлером у города Берхтесгаден. Во время этой встречи фюрер сообщил, что хочет мира, но готов из-за чехословацкой проблемы и к войне. Однако войны можно избежать, если Великобритания согласится на передачу Судетской области Германии на основе права наций на самоопределение. Чемберлен согласился с условиями поставленными Гитлером.

17-18 сентября в Лондоне прошли консультации с членами французского правительства, где было решено добиваться «урегулирования» чехословацкого вопроса на основе удовлетворения требований предъявленных германским вождем. 21 сентября английский и французский посланники вручили президенту Чехословакии Бенешу ультиматум, в котором требовали капитуляции Чехословакии перед Германией.

30 сентября 1938г. была подписана и британо-германская декларация, которая по своей сути являлась пактом о ненападении. В соответствии с этим документом Германия и Великобритания обязались никогда не воевать друг с другом.

Соглашение, подписанное в Мюнхене, стало кульминационной точкой английской «политики умиротворения и невмешательства», правящие круги Великобритании пошли на мюнхенскую сделку в расчете, что этим путем они сумеют отвести от себя угрозу со стороны германского империализма, толкнув Германию на Восток, и смогут направить машину войны подальше от Британских островов. Вернувшись из Мюнхена, Чемберлен заявил, что привез мир для целого поколения. Но это оказалось величайшим заблуждением.

15 марта 1939 года, в день, когда Германия завершила ликвидацию чехословацкого государства, в Дюссельдорфе представители Имперской промышленной группы и Федерации британской промышленности – двух влиятельных организаций, объединявших ведущих деятелей делового мира Германии и Великобритании, – заключили соглашение, предусматривавшее сотрудничество обеих стран в экономической сфере. Соглашение, подписание которого совпало с оккупацией Гитлером всей Чехословакии, свидетельствовало о том, что Лондон, не отказался от политики сближения с Германией и надеялся на сотрудничество с агрессивной державой.

Подводя итоги, нужно отметить, что политика невмешательства проводилась исходя из интересов консервативных буржуазных кругов, которые лелеяли мечту о том, что политикой умиротворения они быстрее подтолкнут Германию к войне с Советским государством. Они хотели восстановить экономическое могущество Великобритании за счет войны Германии с Советским союзом, которая бы ослабила эти страны, набирающие экономическую и военную мощь. Но английские политики не учли того, что германская агрессия может быть направлена против них. Как отзывался Черчилль о Чемберлене: «он думает, что можно ездить верхом на тигре» – и был прав, такая политика практически привела Англию к катастрофе. От политики уступок и умиротворения пострадали государства, к которым Британия и Франция должны были прийти в случае опасности. Однако обе эти страны оставили на растерзание нацистам Австрию, Чехословакию, а затем и Польшу. У Великобритании были все возможности подавить фашистские устремления в зародыше, но она традиционно не вмешивалась в дела на континенте, и готова была пожертвовать «востоком» ради исполнения своего коварного плана. Англия не желала марать руки. Натравив друг на друга Советский Союз и Германию, она хотела получить как можно больше выгоды для себя.

Заключение

На основе проделанной работы можно сделать вывод, что на выбор политического курса невмешательства Соединенного королевства повлияли внутриполитические и внешнеполитические факторы. К внутриполитическим факторам можно отнести: влияние экономического кризиса 30-х годов и медленное развитие британской экономики в межвоенный период в целом, потеря ее экономического могущества в мире; власть, принадлежавшая в период между войнами консервативно настроенным силам, которые преследовали империалистические интересы; нежелание столкнуться с войной самого английского народа. Внешнеполитические условия, в которых оказалась Великобритания в 1930-х могли повлиять на выбор данной стратегии – это прежде всего наращивание военной и экономической мощи Советским союзом и его стремление навязывать коммунистический режим другим государствам; завоевательная политика Германии на востоке Европы, что давало Англии повод использовать Гитлера для разгрома СССР; экономический рост в Италии и Японии, который предполагалось остановить войной этих стран против Советского государства; геополитическое положение Великобритании само по себе располагало вести политику невмешательства.

Политика невмешательства и умиротворения постепенно привела к краху Версальско-Вашингтонской системы международных отношений, которая должна была обеспечивать мирное существование после первой мировой войны. Эта политика поощряла германских нацистов создавать армию, военную авиацию, морской флот, чтобы, как считала Англия, отвести угрозу от себя и направить ее на своих потенциальных противников. Конечным результатом этой политики явилась вторая мировая война. Политика невмешательства, которой так рьяно придерживался Чемберлен, провалилась, силы нацистов были направлены на Великобританию, несмотря на все то, чем она пожертвовала ради мира с Германией.

Список использованных источников

Научная и учебная литература

  1. История дипломатии. Т.3. – М. Государственное издательство политической литературы, 2015.
  2. Кризис и война: Международные отношения в центре и на периферии мировой системы в 30-40-х годах, М., МОНФ, 2013.
  3. Майский И.М. Воспоминания советского дипломата, 1925-1945 гг. – Т.: Узбекистан, 2010.
  4. Остапенко Г.С., Прокопов А.Ю. Новейшая история Великобритании. XX – начало XXIвв. М., Инфра-М, 2012.
  5. Трухановский В.Г. Новейшая История Англии. М. 2010.
  6. Хидоятов Г.А. Дипломатия XX века. М., СМИ-АЗИЯ, 2010.
  7. Черчилль У.С. Вторая мировая война. Т.1.: Надвигающаяся буря. М., ТЕРРА, 2013.
  8. XX век: Основные проблемы и тенденции международных отношений. М., 2012.

XX век: Основные проблемы и тенденции международных отношений. М., 2012. – С.213.

Хидоятов Г.А. Дипломатия XX века. М., СМИ-АЗИЯ, 2010. – С. 116

Трухановский В.Г. Новейшая История Англии. М. 2010. – С. 34

Черчилль У.С. Вторая мировая война. Т.1.: Надвигающаяся буря. М., ТЕРРА, 2013. – С. 310

Кризис и война: Международные отношения в центре и на периферии мировой системы в 30-40-х годах, М., МОНФ, 2013. – С. 25

Остапенко Г.С., Прокопов А.Ю. Новейшая история Великобритании. XX – начало XXIвв. М., Инфра-М, 2012. – С. 119

Майский И.М. Воспоминания советского дипломата, 1925-1945 гг. – Т.: Узбекистан, 2010. – С. 264

История дипломатии. Т.3. – М. Государственное издательство политической литературы, 2015. – С. 297

Книга: Конспект лекций Всемирная история ХХ века

13. Великобритания в 30-е годы. Экономический кризис. "Национальное правительство"

Недовольство населения политикой консерваторов привело К поражению их на парламентских выборах 1929 г. Лейбористы

одержали победу, хотя и не имели абсолютного большинства в палате общин. Правительство вновь сформировал Макдональд. Во время передвибош выборной кампании они обещали осуществить широкие социальные программы! восстановить дипломатические отношения с СССР.

Лейбористы пришли к власти в неблагоприятный момент. В начале 1930 г. Великобританию охватил экономический кризис. Пои рівняно с США, Германией и Францией промышленное поделочный ство в стране сократилось ненамного, поскольку британская екої экономика не знала "процветания" в 20-х годах. Больше всего постражі дали традиционные отрасли промышленности. Экспорт уменьшился вдвое! Упадок экономики привел к снижению жизненного уровня насе-ления И. В разгар кризиса каждый четвертый труженик не имел работы.!

Итак, лейбористам не удалось выполнить своих обещаний в га-лугу и внутренней политики. А антикризисные меры (снижение за-1 заработной платы, уменьшения пособий по безработице, не было от-J новлены 7-часовой рабочий день на шахтах, хранились анти4 профсоюзные законы и т.д.) еще больше подорвали доверие избирателей! В стране началась новая волна забастовок, демонстраций, "голодных походов" безработных.

Не имея единого взгляда на выход из кризиса, в правительстве состоялся] раскол, который закончился отставкой кабинета.

В 1931 г. Макдональд сформировал так называемое "национальное правительство" из лейбористов, консерваторов и либералов. "Национальное правительство" в целом проводил консервативную политику. Происходило дальнейшее свертывание социальных программ.

Чтобы поднять авторитет своих реформ, правительство начинает заоща-и ния с себя: Макдональд уменьшил свой заработок премьера на 20%. Королевская семья уменьшила на 10% финансовые средства, которые выделялись государством на ее содержание. На выборах 1931 г. коалиция получила 497 мандатов против 46 у лейбористов.

В 1931 г. был ликвидирован золотой стандарт фунта стерлинга и] образовано стерлинговую зону, объединяющую страны, которые использовали английскую валюту для взаиморасчетов. А в 1932 г. Великобритания отказалась от свободной торговли и ввела протекционистские законы. Эти меры повысили конкурентоспособность английских товаров, помогли избежать значительного падения производства и финансового кризиса.

С целью сбить социальное напряжение и организовать адресную сис-тему помощи пострадавшим от кризиса, были приняты Акт о страховании по безработице и закон о районы, пострадавшие от бедствия.

Обострение социальных проблем привело к росту влияния-1 ву крайних сил - коммунистов и фашистов. Однако они не имели в Англии достаточной социальной базы. К тому же британское общество, воспитанное на парламентских традициях, не воспринимало их методов борьбы. Чтобы окончательно охладить радикальные элементы, в 1934 г. принят закон "О подстрекательстве к бунту", а в 1937 г. - Акт о общественный порядок.

После очередных парламентских выборов 1935 г. Макдональд уступил кресло премьера в пользу лидера консерваторов С.Болдуіна.

Новому правительству пришлось решать, кроме экономических проблем, династическую кризис, разгоревшийся в 1936 г. В этом году умер король Георг V, который сумел за время своего правления укрепить роль династии в жизни Англии. Преемником престола стал Эду-ард VIII, который подверг монархию серьезным испытанием. Поводом к династической кризиса стало желание Эдуарда VIII жениться на американке Уоллис Симпсон, которая уже до этого была дважды замужем и не имела знатного происхождения. По традициям, исторически сложившихся английский монарх является одновременно и главой английской церкви. Женитьба на этой женщине было бы серьезным ударом по престижу монархии, по традициях государства и общества.

В ответ на желание короля правительство и королевская семья решительно заявили "Или трон, или Симпсон". Эдуард избрал Уоллис Симпсон. Он отрекся от престола в пользу младшего брата Альберта, который стал королем под именем Георга VI.

После преодоления династической кризиса С.Болдуін решил на этой волне популярности покинуть кресло премьера. В 1937 г. премьер-министром стал Невилл Чемберлен. Он имел посредственные способности и занял этот пост благодаря аристократическому происхождению и родственным связям. Консерваторы проводили внутреннюю политику, направленную на сохранение существующих порядков, а в внешний придерживались политики "умиротворения".

1. Конспект лекций Всемирная история ХХ века
2. 2. Первая мировая война
3. 3. Революционные события в Российской империи в 1917 г. Большевистский переворот
4. 4. Революционное движение в Европе в 1918-1923 гг.
5. 5. Установление большевистской диктатуры. Национально-освободительное движение и гражданская война в России
6. 6. Образование основ послевоенного мира. Версальско-Вашингтонская система
7. 7. Попытки пересмотра послевоенных договоров в 20-х годах
8. 8. Основные идейно-политические течения первой половины XX вв.
9. 9. Национально-освободительные движения
10. 10. Стабилизация и "процветания" в странах Европы и США в 20-е годы
11. 11. Мировой экономический кризис (1929-1933 гг.)
12. 12. "Новый курс" Ф.Рузвельта
13. 13. Великобритания в 30-е годы. Экономический кризис. "Национальное правительство"
14. 14. "Народный фронт" во Франции
15. 15. Установление нацистской диктатуры в Германии. А.гитлер
16. 16. Фашистская диктатура б. муссолини в Италии
17. 17. Революция 1931 г. в Испании.
18. 18. Чехословакия в 20-30-е годы
19. 19. Страны Восточной и Юго-Восточной Европы в 20-30-е годы
20. 20. Провозглашение СССР и установления сталинского режима
21. 21. Советская модернизация СССР
22. 22. Япония между двумя мировыми войнами
23. 23. Национальная революция в Китае. Чан Кайши. Внутренняя и внешняя политика Гоминьдана
24. 24. Гражданская война в Китае. Провозглашение КНР
25. 25. Индия в 20-30-е годы
26. 26. Национальные движения и революции в Арабских странах, Турции, Иране, Афганистане. Зарождение палестинской проблемы. К.Ататюрк, Резахан
27. 27. Национальные движения в странах Швденко-Восточной Азии (Бирма, Индокитай, Индонезия)
28. 28. Африка между двумя мировыми войнами
29. 29. Развитие стран Латинской Америки в 20-30-е годы
30. 30. Образование, наука и техника
31. 31. Развитие литературы 20-30-х годов
32. 32. Искусство 20-30-х годов
33. 33. Образование очагов Второй мировой войны. Создание блока Берлин-Рим-Токио
34. 34. Политика "умиротворения" агрессора
35. 35. СССР в системе международных отношений
36. 36. Причины, характер, периодизация Второй мировой войны
37. 37. Нападение Германии на Польшу и начало Второй мировой войны. Боевые действия в Европе в 1939-1941 гг.
38. 38. Нападение фашистской Германии на СССР. Оборонительные сражения летом-осенью 1941 г. Битва за Москву
39. 39. Военные действия на Восточном фронте в 1942-1943 гг. Коренной перелом в ходе Второй мировой войны. Освобождение территории СССР
40. 40. Образование антигитлеровской коалиции. Международные отношения в годы Второй мировой войны
41. 41. Положение в воюющих и оккупированных странах. Движение Сопротивления в странах Европы и Азии в годы Второй мировой войны
42. 42. Основные события Второй мировой войны в Африке, в бассейне Тихого океана (1940-1945 гг.)
43. 43. Освобождение стран Центральной и Восточной Европы (1944-1945 гг.)
44. 44. Высадка союзнических войск в Нормандии. Освобождение стран Западной Европы. Капитуляция Германии и Японии
45. 45. Итоги Второй мировой войны
46. 46. Создание Организации Объединенных Наций
47. 47. Подписание мирных договоров. Оккупационная политика Германии и Японии. Нюрнбергский и Токийский судебные процессы
48. 48. План Маршалла и его значение для восстановления Европы
49. 49. Основные тенденции социально-экономического и политического развития стран Запада в 1945-1998 гг.
50. 50. Соединенные Штаты Америки
51. 51. Канада
52. 52. Великобритания
53. 53. Франция
54. 54. Германия
55. 55. Италия
56. 56. Установление советского господства в странах Восточной Европы
57. 57. Развитие и кризис тоталитарных режимов в Восточной Европе
58.

Экономическая политика

Поскольку темпы промышленного Развития Великобритании в 20-е гг. были низкими, в стране не произошло такого обвального спада производства, как это имело место в США или Германии. Тем не менее сокращение производства было достаточно серьезным, чтобы в стране сформировалась устойчивая массовая безработица.

Протекционизм и государственная поддержка сельского хозяйства (субсидии отраслям сельского хозяйства) были главными и постоянными направлениями в экономической политике. Народ надо было кормить. Другая важная линия экономической политики - это продолжение прежнего курса на расширение и поощрение экспорта. Была поддержана судостроительная промышленность, В это время был построен роскошный океанский лайнер «Куна Мэри». Был отменен «золотой стандарт».

В отличие от США а Англии не проводилось программ большого дешевого строительства и общественных работ, но были приняты важные меры по расширению социального страхования и помощи безработным. Этого требовали масштабы безработицы. Своего пика она достигла в 1932г.-- 2 млн. 136 тыс. человек, в 1937 г. снизилась наполовину, а в 1938 г. вновь возросла.

Великобритания имела огромную колониальную империю. Она попыталась решить свои экономические проблемы в рамках Британского Содружества и сплотить империю, расширяя взаимную торговлю. По этим вопросам в 1932 г. в Оттаве состоялась имперская экономическая конференция. В 1938 г, половина британского экспорта направлялась в имперскую зону.

Для стимулирования инвестиций и повышения доходов предприятий была понижена ставка банковского процента. Государственные социальные расходы, субсидии и капиталовложения в экономику представляли собой попытку ослабить кризис в духе кейнсианства.

Внешняя политика Великобритании

Отношения со странами Британского Содружества оставались приоритетной сферой во внешней политике Великобритании. В 1931 г. был принят закон о взаимоотношениях с доминионами. Он известен как Вестминстерский статут. Доминионы -- Канада, Австралия, Новая Зеландия, ЮАР -- получили полную свободу. Англия уже не могла вмешиваться в законотворчество доминионов и их внешние дела. В 1935 г. был принят закон о расширении самоуправления в Индии.

Отношения с Ирландским Свободным государством, созданным в результате подписание договора 1921 г., в 30-е гг. существенно изменились. Избранный президентом в 1932 г. де Валера начал осуществлять программу разрушения тех уз, которые еще связывали Ирландию с Великобританией. Был ликвидирован институт генерал-губернатора как представительство монарха.

Немало беспокойства доставила Великобритании ситуция на Ближнем Востоке после распада Османской империи, где в подмандатных территориях (Палестина, Ирак, Трансиордания) нарастало националистическое движение за независимость. В 1932 г. Ираку была предоставлена независимость, он вступил в Лигу Наций. Трансиордании было позволено расширить самоуправление. Великобритании пришлось в 1936 г. гарантировать договором независимость Египта, сохранив контроль над Суэцким каналом.

В условиях экономического кризиса правительство придерживалось осторожной внешней политики. В Европе оно предпочитало сохранение статус-кво, т. е. существующего положения. Но ситуация в Европе и мире менялась.

Провал конференции по разоружению в 1934 г. показал, что началась новая фаза гонки вооружений. Великобритания сдавала одну позицию за другой перед напором требований Германии о пересмотре военных ограничений Версальского договора. Так, например, в связи с перевооружением Германии вместо протеста Англия предпочла вступить в переговоры, позволив Германии строить подводные лодки и довести свой флот до 35% тоннажа британского флота.

Великобритания к концу 30-х гг. вползала в гонку вооружений. За период с 1930 по 1937 г. в бюджете страны За период с 1930 по 1937 г. в бюджете страны доля военных расходов увеличилась с 10 до 20%. В 1936-- 1937 гг. в Великобритании были заложены 37 боевых кораблей. В испанском кризисе, вызванном фашистским мятежом Франко против республиканского правительства, Великобритания придерживались политики невмешательства, что было на руку испанским и германским фашистам. В 1938 г* Чемберлен был участником Мюнхенского сговора, позволившего нацистской Германии без единого выстрела присоединить Судетскую область Чехословакии.

Британия традиционно воздерживалась от участия в коалициях со странами Восточной Европы. Однако посла аннексии Австрии В марте 1938 г. и захвата Чехословакии 15 марта 1939 г. Чемберлен пересмотрел британскую политику и объявил о гарантиях независимости Польше, Румынии и Греции. Гарантии были поддержаны Францией. Когда германские армии вторглись в Польшу. Чемберлен оказался перед необходимостью объявить Германии воину.