«Эфиопия - древнейшая христианская страна, оплот православия на Черном континенте. Эфиопия (Ethiopia)

Общие сведения

Официальное название - Федерати́вная Демократи́ческая Респу́блика Эфио́пия . Государство расположено в Восточной Африке. Площадь составляет 1 104 300 км 2 . Численность населения - 93 877 025 чел. (на 2013 год). Государственный язык - амхарский. Столица - г. Аддис-Абеба. Денежная единица - эфиопский быр.

Государство на востоке и юго-востоке граничит с (длина границы 1 626 км), на западе и северо-западе - с Суданом (1 606 км), на северо-востоке - с Эритреей (912 км) и (337 км), на юго-западе - с Кенией (830 км). Общая протяженность границы 5 311 км.

Климат тропический в северо-восточной части страны (среднегодовая температура около +27°С), субэкваториальный - на остальной части территории. Среднегодовая норма осадков от 150-600 мм в тропической зоне, до 1 500-1 800 мм в субэкваториальной. Некоторые территории регулярно подвергаются засухе, сезон дождей продолжается с июня по сентябрь.


История

Имя Эфиопия этой стране дали древние греки. С I по XI век на ее территории существовало сильное царство Аксум. Называлась страна и Абиссинией. Но какое бы имя ни принимала, всегда оставалась самостоятельным государством.

Они были предками современно­го человека, - утверждает часть палеонтологов и антропологов, говоря об австралопитеке афарском, гоминиде, названном так по находкам в условном Северном Афарском треугольнике в Эфиопии. Он жил 2,5-1 млн лет назад. Хотя другие их коллеги считают эту ветвь гоминидов параллельной по отношению к человеку разумному. Но в отношении термина «эфиопская раса» разногласий никаких, такая ра­са существует Она имеет признаки и негроидной, и европеоидной рас. По сравнению с негроидной чаще всего более светлый цвет кожи, бо­лее узкий и вытянутый овал лица, нестоль жесткие и курчавые волосы, другое строение скелета. По-види­мому, эта раса начала складываться в I тысячелетии до н.э., когда с Аравийского полуострова на ее ны­нешние территории пришли пересе­ленцы, говорившие на семитских языках и отличавшиеся внешне от африканского населения, но ассими­лировавшиеся с ним. Хотя есть и другие теории происхождения эфиопской расы.

А в IV в. уже нашей эры в Аксуме распространяется христианство. Эти два события - появление пришель­цев и крещение - определили судь­бу страны. В Библии есть пророче­ства, связанные с Эфиопией. Одно из них гласит: «Эфиопляне будут из­биваемы мечом, но не будут уничто­жены» (Иез. 30:5; Соф. 2:12). А если вынести за скобки религиозную ми­стику, то становится понятно, что благодаря христианству это госу­дарство впитало европейские прин­ципы государственной политики и всегда им следовало, хотя и не без африканской специфики.

История Эфиопии, начиная с ан­тичных времен, состоит из описания побед и поражений в бесконечных войнах, взлетов и падений ее прави­телей. Только в XIX в. Эфиопия отра­зила попытки колонизировать ее со стороны , и одного из суданских халифатов. Принципиально важную для ее даль­нейшего развития победу Эфиопия одержала над Италией при Адуа (1896 г.) входе Первой итало-эфиоп­ской войны. Италия признала неза­висимость Эфиопии. И тут нельзя не вспомнить снова императора Менелика II. Он наладил дипломати­ческие и деловые взаимоотношения не только с Россией, но и с Фран­цией, и Германией. Однако нельзя сказать, что начинания просвещенного и дальновидного мо­нарха были поддержаны его пре­емниками.

Другой яркой, но неоднозначной фигурой в истории Эфиопии был им­ператор Хайле Селассие I (1892-1975), правивший с 1930 по 1974 г. При нем страна была оккупирована Италией в ходе Второй итало-эфиоп­ской войны (1935-1941 гг.) и в ре­зультате действий эфиопских парти­зан совместно с британскими войсками освобождена; в 1945 г стала одним из государств учре­дителей ООН; в 1952 г присоедини­ла к себе бывшую итальянскую коло­нию Эритрею, что означало выход к Красному морю. В 1955 г была принята Конституция страны, кото­рая закрепляла монархию, но про­возглашала всеобщее избиратель­ное право и равенство граждан перед законом. В 1974 г на фоне го­лода после сильнейшей засухи Хайле Селассие был свергнут моло­дыми офицерами во главе с подполковником Менгисту Хайле Мириамом, марксистом. Но к весне 1990 г рухнул и режим Менгисту. В 1993 г по результатам референдума отделилась от Эфиопии. С 1995 г страна стала парламент­ской республикой, а в последние го­ды, несмотря на конфликты с Сомали и сепаратистские выступ­ления некоторых национальных общин, вышла на новые позиции в экономике: экспортирует уже нетолько кофе и немного золота, как раньше, но и масличные культуры, живой скот, ведет разведку место­рождений нефти и газа. И все же про­рыва в экономике пока не произошло.

В 2008 г мировые средства мас­совой информации облетело со­общение, что при раскопках в древ­нем эфиопском городе Аксум археологами из Гамбургского универ­ситета найден дворец легендарной царицы Савской и даже... Ковчег Завета со скрижалями Моисея, кото­рый сын царицы, как сообщалось, вы­вез из Иерусалима. Однако позже оказалось, что насчет Ковчега журна­листы явно погорячились: никто его не находил, а коллеги профессора Хельмута Цигерта, объявившего о на­ходке дворца царицы, подвергли его заявление резкой критике. Однако профессор действительно обнаружил под развалинами дворца эфиопских правителей гораздо более древнее сооружение. Чей именно был этот древний дворец, пока неясно исследования продолжаются.

Императорская династия, правив­шая Эфиопией более двух тысяч лет, вела свое генеалогическое древо от самого царя Соломона и царицы Савской. Царь Соломон правил объ­единенным Израильским царством в 965-928 гг до н.э. А вот существо­вала ли в реальности царица Савская, точно не установлено. Но эфиопская «Книга о славе царей» (XII в.) утверждает: правители страны ведут свой род именно от царя Соломона и царицы Савской (в эфиопских легендах - Македа). И будто бы их сын - Менелик - ез­дил к отцу в Иерусалим и привез от­туда Ковчег Завета, который и доны­не хранится, где-то в Эфиопии.

Это цари Соломоновой династии приняли в IV в. христианство и пра­вили до конца X в., когда были изгна­ны с престола. В 1270 г «соломониды» восстановили свою власть в стране и правили вплоть до 1974 г., когда был свергнут последний импе­ратор Эфиопии Хайле Селассие I (1892-1975), считавший себя потом­ком царя Соломона и царицы Савской в 225-м колене.

Одним из самых выдающихся пра­вителей Эфиопии, или Абиссинии, как она тогда называлась, был Менелик II (1844-1913), император с 1889 г. Это он основал Аддис-Абебу, расширил границы Эфиопии, покровительствовал внедрению в жизнь страны технического прогресса и отстоял независимость Абиссинии от Италии в Первой ита­ло-эфиопской войне (1895-1896). Доверенным лицом Менелика был русский офицер и исследователь Александр Ксаверьевич Булатович (1870-1919), в 1896 г член рос­сийской миссии Красного Креста в Эфиопии.

В 1893-1913 гг поддержи­вала самые теплые отношения с этой страной, как тогда считалось, роди­ной прадеда Александра Сергеевича Пушкина Абрама Петровича Ганнибала (ок. 1688-1781). (Поздней­шие исследования современного бенинского слависта Дьёдонне Гнамманку называют его родиной султанат Логон на границе современ­ных и .) В Эфиопию приезжали русские добровольцы, по­ставлялось оружие, оказывалась по­мощь и в модернизации государст­венного устройства страны.

Ко времени правления Менелика относятся и экспедиции в Абисси­нию поэта и бесстрашного офицера Николая Степановича Гумилева (1886-1921).

Между берегом буйного Красного моря

И Суданским таинственным лесом видна,

Разметавшись среди четырех плоскогорий,

С отдыхающей львицею схожа, страна.

Так описал Эфиопию Николай Гумилев в стихотворении «Абиссиния».

Достопримечательности Эфиопии

Гондэр древний королевский город, дом многих императоров и принцесс Соломоновой династии в Эфиопии, правивших в стране с двенадцатого до первого десятилетия XX века. Основанный императором Фасиледэса около 1635 году. Гондэр известен многими средневековыми замками и красочным оформлением церквей, в частности церкви Дебра Берхан Селассие, интерьер её представляет шедевр гондэрской живописной школы, особенно потолок с ангелами.

Так и не известно, почему Фасиледэса решил основать в этих местах свою резиденцию. В легенде говорится, что архангел пророчествовал, что эфиопскую столицу построят в области, название которой будет начинаться с буквы "Г". Благодаря легенде появилась несколько городов - Гузала, Горгора и Гондэр. Другая легенда утверждает, что место для основания города было выбрано непосредственно Богом. Якобы он указал его императору. Когда Фасиледэса охотился, Бог направил его за буйволом, который и привёл на выбранное место.

Самая поразительная часть Гондэра - руины замков XVII столетия. Обширный комплекс солидных руины внушительных замков возле центра города называют африканским Камелотом . Их зубчатые стены и башни воскрешают в памяти средневековые рыцарские турниры и вместе с тем интригуют и пугают отголосками страшных заговоров, интриг, пыток, отравлений. Ещё одно напоминание приходит в голову, когда находишься в Гондэре. Очень многие названия, многие факты из истории города кажутся очень знакомыми для тех, кто читал Толкина. В первую очередь это, Гондэр и королевство Гондор в Средиземье Толкина.

Главный замок построен в конце 1630-х в начале 1640-х годов для императора Фасиледэса. Император был очень увлечен архитектурой и ответственен за строительство собора Святейшей Девы Марии Сиона в Аксуме, ещё семи церквей, многих мостов. Также каменный павильон, расположенный рядом с прямоугольным бассейном, называемым Фасил Мевагниа (в Гондэре) и привлекающий многочисленные толпы паломников, которые собираются в области для празднования Тимкат (на амхарском "Крещение"), отмечаемого 19 января или 20 января в високосный год. Старые деревья с огромными обнаженными корнями, держащие стены бассейна, направляют в городской парк, специальное поощрение для уставших туристов, исследующих неведомые земли, где они могут отдохнуть в приятной прохладе.

Величайшим достижением императора Иясу Великого является церковь Дебра Берхан Селассие , Свет Троицы. Окруженная высокой стеной, стоящая на холмистой поверхности в северо-западной части города, церковь удивляет потрясающими росписями, живописующими разнообразные сцены из религиозной истории. Восемьдесят ангельских ликов - блестящее произведение мирового искусства. Наивные изображения и вместе с тем каждое лицо отличается собственным выражением. Северная стена церкви, святая святых, посвящена Троице, над распятием Христа. Тема южной стены - Богородица. Западная стена - важные святые абиссинской православной традиции со святым Георгием в красно-золотых одеждах верхом на белом коне.

Бахр-Дар называют воротами к полуострову Зегхе с его церквями и Водопадам Голубого Нила - знаменитому Тис-Ысат (Тис-Аббай). Небольшой современный город, третий по величине в стране находится на южном берегу крупнейшего озера Эфиопии озера Тана усеянного 37 островами, на двадцати из которых выстроены церкви и монастыри. Расположившись на высоте 1 850 метров над уровнем моря, Бахр-Дар очень красивый город с широкими улицами, обрамленными пальмами, многими ботаническими садами.

Испанский иезуитский миссионер в Эфиопии - Педро Паес контролоровал строительство нескольких зданий в XVI-XVII веках.

Самой впечатляющей достопримечательностью Бахр-Дара является величественный водопад Тис-Ысат , что расположен в тридцати километрах от озера Тана, недалеко от города.

Водопад шириной четыреста метров, когда река полноводна, низвергающийся в туманную пропасть более чем на сорок пять метров. Падающие потоки, ударяясь о поверхность реки, непрерывно подбрасывают крупные брызги, разлетающиеся на огромное расстояние. Абай на ахмарском языке "дымящаяся вода". Восхищают радуги, мерцающие над ущельем, небольшой тропический лес, окружающий водопад, который населяют обезьяны, красочные птицы. Немного ниже водопада - каменный мост, первый построенный в Эфиопии в 1626 году по указу императора Сусныйоса.

Большой интерес представляют монастыри на островах озера Тана , в которых сохраняются яркие фрески, прекрасные манускрипты, кресты и другие объекты вероисповедания, останки эфиопских императоров, короны, королевская одежда, - сокровища эфиопской православной церкви. Большинство монастырей датируются XVI-XVII столетиями и, начиная со времени своего основания, мало изменились. Они представляют несложные структуры, украшенные очень ярко сценами из Библии, из жизни святых в интерпретации эфиопской православной церкви. Пожалуй, самый посещаемый остров Зеге, на котором находятся Уда Кидане Михрет, знаменитый своими фресками и Бет Мариам, состоящий из трех построек концентрической формы, в середине Святая святых с копией Ковчега Завета.

Лалибэла , расположенная высоко в горах на севере Эфиопии, одно из самых важных мест паломничества для эфиопских христиан.

Изначально Лалибэла называлась Роха. Город переименовали после XII столетия, в честь короля Лалибэла, благодаря которому и появились удивительные церкви. Гебре Мескель Лалибэла принадлежал к династии Загве, которая находилась у власти в XII-XIII столетиях. Когда конкуренты стали угрожать трону, Лалибэла решил искать поддержку у влиятельной эфиопской православной церкви. Он и уполномочил создание церквей в этом небольшом городе, основав здесь столицу - Новый Иерусалим , в то время как старый Иерусалим был захвачен мусульманами. Поэтому некоторые объекты, в том числе и географические, имеют библейские имена, например, река Иордан.

Церкви не строили, их высекали в скалах. Одиннадцать церквей, объединенные в три группы, Северная Группа , Западная Группа и Восточная Группа и исключительные образцы мастерства. Высеченные из мягкой вулканической породы, церкви имеют разные типы архитектуры, некоторые представляют изолированные блоки в глубоких ямах, другие вырезаны на открытом склоне холма.


Кухня Эфиопии

Эфиопия - это тропическая страна, и для нее характерна употребление весьма острой пищи.

В кухне Эфиопии многие блюда сопровождаются соусом под названием "ван", который соединил в себе множество приправ и специй, вот некоторые из них - красный молотый перец, лук, соль, горчица, гвоздика, кориандр, имбирь. Из ароматических в соус добавляют "тзень".

Очень популярен стручковый перец, семена которого имеют яйцевидную форму. Эти семена добавляют в пищу в качестве приправы, а в народной медицине используются как обезболивающее средство при зубной боли. А в горах Эфиопии ростет дерево "мариандра", листья которого дают сильный запах, и используются как в Европе шалфей. Еще одно оригинальное растение Эфиопии - это "бананье де брю ". Из его сердцевины готовят блюда, а семена используются для выпекания хлеба.

Для гостей страны есть особенное блюдо - это яйца по-африкански. На кусочек поджаренного хлеба кладется поджаренная ветчина, а на ветчину кладут яйцо, сваренное "в мешочек".

Для приготовления мясных блюд используют мясо экзотических животных, которые обитают на территории Эфиопии. Это мясо змей, крокодилов, ящериц, причем в пищу идут и внутренности, и даже хвосты. По особым семейным торжествам готовят деликатесное блюдо из ступни слона. Ее заворачивают в листья, приправляют специями и запекают в земле на протяжении нескольких часов. Причем позволить его могут исключительно состоятельные семьи. Также на столе богатых граждан можно встретить свежие фрукты, желе, муссы, фрукты в сиропе.

Пауки и саранча, поджаренные на пальмовом масле, - еще одно национальное эфиопское блюдо.

Также в эфиопской кухне используют мясо верблюда, а верблюжье молоко и изготовленное из него масло, по мнению жителей, обладают тонизирующими свойствами. Также употребляют баранину и мясо кур.

Очень часто эфиопы употребляют в пищу плоды от хлебного дерева, которые по вкусу и структуре напоминают пряники. Овощи в эфиопской кухне практически отсутствуют, зато присутствует множество каш из проса.

В прибрежных районах популярна рыба, которую готовят самыми разнообразными способами.

Из напитков наиболее популярными являются "жалла " (пиво из ячменя), медовые напитки, молоко, и, безусловно, кофе.

Эфиопия на карте

6 388

Государство в Восточной Африке, не имеющее выхода к морю. Граничит с Эритреей на севере, Джибути на северо-востоке, Сомали и непризнанной Сомалиленд на востоке, Кенией на юге и с Суданом на западе.

Эфиопия - самая высокогорная страна африканского континента. Значительную часть её территории занимает Эфиопское нагорье, простирающееся с севера на юг Эфиопии. Самая высокая часть нагорья - северная. Здесь расположены наивысшие точки страны - Рас-Дашен (4620 м) и Тало (4413 м). На востоке нагорье резко обрывается во впадину Афар - одну из самых низких точек Африки.

Западная часть Эфиопского нагорья имеет более пологий рельеф и опускается к суданской границе небольшими ступенями. Равнины также занимают значительную часть территории Эфиопии. Самая крупная находится на востоке страны. Местами она переходит в плато высотой более 1000 м. Это одна из самых засушливых частей Эфиопии. Также небольшие равнины, зажатые между горными хребтами, расположены на севере и западе страны.

Большая часть рек запада Эфиопии относится к бассейну Нила. Крупнейшая среди них - Аббай, или Голубой Нил. Здесь же расположено крупнейшее озеро Эфиопии - Тана.

На востоке реки менее полноводны, что связано с более засушливым климатом. Крупнейшая река - Джубба. Для Эфиопии характерно наличие небольших озёр в Великой рифтовой зоне.

Климат в Эфиопии

Вся территория Эфиопии расположена в субэкваториальном и экваториальном климатических поясах. Но тот факт, что большая часть страны расположена на Эфиопском нагорье, объясняет более мягкий и влажный климат Эфиопии. Температура здесь круглый год +25…+30 и выпадает достаточное количество осадков.

Полную противоположность представляют восточные регионы Эфиопии - здесь жаркий и сухой пустынный климат. Вообще, для Эфиопии не характерны перепады температур в течение года. Единственным отличием являются ночные и дневные температуры: здесь разница составляет около 15 градусов.

Климат Эфиопии позволяет путешествовать по стране круглый год. Время поездки зависит от того, какой район Вы хотите посетить, и какая цель у Вашего путешествия.

Последние изменения: 26.04.2013

Население

Численность населения - около 88 млн. чел. (2010 год). Средняя продолжительность жизни - 53 года у мужчин, 58 лет у женщин. Городское население - 17 %.

Этнический состав: оромо - 32,1 %, амхара - 30,1 %, тиграи - 6,2 %, сомали - 5,9 %, гураге - 4,3 %, сидамо - 3,5 %, уолаита - 2,4 %, прочие народности - 15,4 %.

Эфиопия - единственная традиционно христианская африканская страна. Одной из её основных религий является восточное христианство (Эфиопская церковь), сильны также позиции ислама во всех периферийных регионах. Эфиопская Церковь придерживается монофизитства. Среди народа оромо в последние десятилетия активно распространяется лютеранство, в результате Эфиопская Церковь Мекане Йесус является самой быстро растущей лютеранской деноминацией в мире.

По переписи 1994 года: христиан - 60,8 % (монофизитов - 50,6 %, протестантов - 10,2 %), мусульман - 32,8 %, африканских культов - 4,6 %, другие - 1,8 %.

Амхарский язык - государственный язык Эфиопии. Является одним из эфиосемитских языков, входящих в семитскую семью, хотя и обладает рядом отличий и в большей степени подвергся кушитизации.

Последние изменения: 26.04.2013

Валюта

Эфиопский быр (ETB) - денежная единица в Эфиопии. 1 быр = 100 сантимам.

Валюту (доллары, евро и английские фунты) можно обменять в аэропорту или в банках. Валюту также обменивают также в открытую на улицах и в мелких лавках (что не законно), но по курсу порядка на 10% выше официального, и справок при этом не дают, а значит, на таможне возникнут проблемы, если при отъезде из страны Вы захотите поменять оставшиеся эфиопские бырры на наличную иностранную валюту.

Кредитные карточки (Visa) и дорожные чеки принимаются в основном только в банках Аддис-Абебы, в маленьких городах их использование может быть затруднительно.

Чтобы без проблем поменять оставшиеся эфиопские бырры при отъезде, нужно сохранять справки об обмене валюты, а также иметь документы подтверждающего намерение человека выехать из страны. Таким документом может быть авиабилет или паспорт с действительной выездной визой.

Последние изменения: 26.04.2013

Связь и коммуникации

Телефонный код: 251

Интернет-домен: .et

Как позвонить

Чтобы позвонить из России в Эфиопию, нужно набрать: 8 - гудок - 10 - 251 - код города - номер абонента.

Чтобы позвонить из Эфиопии в Россию, нужно набрать: 00 - 7 код города - номер абонента.

Стационарная связь

Позвонить за границу в Эфиопии можно из отелей или офисов телефонных компаний.

Мобильная связь

Стандарт связи GSM 900. Местные операторы пока не могут обеспечить уверенный прием на всей территории страны: в настоящее время уверенный прием обемпечен в основном в крупных городах и их окрестностях

Интернет

В последние годы интернет получил развитие в крупнейших городах страны. В Аддис-Абебе действует несколько десятков интернет-кафе, использующих модемную связь. Чаще всего это небольшие комнаты со старыми компьютерами и переполненные молодежью, общающейся с внешним миром как посредством электронной почты и icq, так и просто играя в компьютерные игры. Связь медленная, но достаточная для проверки электронной почты.

В других городах ситуация хуже, связь часто обрывается, соединения медленны, а компьютеры часто “зависают”.

Последние изменения: 26.04.2013

Шопинг

Популярные сувениры из Эфиопии: эфиопский кофе, плетеные шкатулки, шерстяные ковры, изделия из кожи и меха, драгоценные ювелирные украшения из слоновой кости и серебра.

Самые знаменитые сувениры Аддис-Абебы - цветные картины на коже, сюжеты которых повторяются с древнейших времен и являются историческими источниками сродни археологическим.

Последние изменения: 26.04.2013

Море и пляжи

Эфиопия не имеет выхода к морю.

Последние изменения: 26.04.2013

История Эфиопии

Эфиопское нагорье было местом обитания людей с древнейших времён, о чём свидетельствуют останки австралопитеков в долине реки Омо и стоянки олдувайской культуры на юге Эфиопии.

Эфиопское нагорье - предполагаемый центр формирования эфиопеоидного антропологического типа, кушитских языков и одного из наиболее древних очагов земледелия.

Древняя история

В VI - V веках до н. э. на плато Тигре поселились выходцы из различных областей Южной Аравии, в том числе из Сабейского царства. Они принесли с собой письменность, семитский язык, технику каменного строительства методом сухой кладки и другие достижения цивилизации. Смешавшись с местным населением, они образовали древне-эфиопский этнос.

В V веке до н. э. на плато Тигре образовалось самостоятельное царство, распавшееся в IV-м веке до н. э.

В первых веках н. э. на севере современной Эфиопии возникло раннефеодальное царство Аксум. Его главный порт Адулис стал важнейшим торговым центром на пути из Египта в Индию, а также к берегам Восточной Африки.

В период расцвета Аксумского царства, в IV - VI веках, его гегемония распространялась на Нубию, Южную Аравию, а также обширные области восточного Судана, Эфиопского нагорья и северной части Африканского Рога.

С IV-го века в Аксумском царстве начинает распространяться христианство монофизитского толка.

Возвышение в VII-м веке Арабского халифата привело к упадку в VIII - IX веках Аксумского царства.

Средние века

С IX века на северных окраинах Эфиопского нагорья начинает распространяться ислам. Возникшие там мусульманские княжества монополизировали внешнюю торговлю.

В первой половине XI века Аксумское царство распалось. На территории нынешней Эфиопии возникло множество княжеств - мусульманских, христианских, иудаистских, языческих.

В XII веке христианские княжества объединились под властью Ласты. Это царство установило связи с Египтом и Йеменом, начался подъём экономики и культуры. В 1268 (или 1270 г.) к власти пришла Соломонова династия, претендующая на происхождение от библейского царя Древнего Израиля Соломона. Ее основателем был Йикуно-Амлак (1268-1285). Император Амдэ-Цыйон (1314-1344) подчинил христианские, иудаистские, языческие и мусульманские княжества Эфиопского нагорья и создал обширную державу.

Император Йисхак (1414-1429) обложил данью не только мусульманские государства, но и языческие царства на юге Эфиопского нагорья. Император Зэра-Яыкоб (1434-1468) все свое правление вел борьбу за укрепление центральной власти; он сместил всех вассальных князей и вместо них поставил императорскими наместниками своих дочерей и сыновей, а затем заменил их своими чиновниками. В 1445 г. Зэра-Яыкоб разгромил султанат Йифат, ещё несколько мусульманских княжеств, и установил гегемонию в этой части Северо-Восточной Африки. Были укреплены связи с Египтом, Йеменом, налажены контакты с Западной Европой.

В начале XVI в. восточный сосед и старый противник, султанат Адаль, начал против Эфиопской империи ожесточенную войну. Имам Ахмед ибн Ибрахим (Ахмед Левша) провозгласил джихад и между 1529-1540 гг. завоевал почти всю территорию Эфиопской империи. Император Гэлаудеуос (1540-1559) сумел изгнать мусульман с помощью португальцев. В 1557 году турки захватили Массауа и другие порты на побережье Красного моря. В тот же период начинается наступление на ослабленную Эфиопию негритянских племен оромо.

В этот же период в Эфиопии появились иезуиты; их проникновение вместе с желанием императоров создать абсолютную монархию по европейскому образцу привело к нескольким войнам на религиозной почве, особенно когда император Сусныйос (1607-1632) принял католицизм. Эти войны прекратились с воцарением императора Фасиледэса (1632- 1667), который изгнал из Эфиопии иезуитов и прекратил отношения с португальцами.

Император Иясу I Великий (1682-1706) вновь подчинил мятежных вассальных князей, попытался провести реформу управления, для развития торговли упорядочил систему таможен и пошлин.

Однако с конца XVIII века в Эфиопии вновь усилилась феодальная раздробленность. Каждый крупный (и даже средний) феодал имел свою армию. Феодалы брали налоги с крестьян, живших общинным укладом. Ремесленники считались низшей кастой, а купечество (в основном арабы, турки, армяне) было связано с высшими феодальными слоями отношениями клиентелы. В средние слои входили военные поселенцы, приходское духовенство, зажиточные горожане. У знати имелись рабы-слуги, в общинах кочевников также было распространено рабство.

В середине XIX века мелкий феодал Каса из Куары начал борьбу за объединение Эфиопии в централизованное государство. Опираясь на мелкопоместных феодалов, он нанёс в 1853 г. поражение правителю центральных областей - расу Али, затем после упорных боёв разбил правителя области Тигре раса Уыбе. В 1855 г. Каса провозгласил себя императором под именем Теодрос II.

Теодрос повёл решительную борьбу с феодальным сепаратизмом. Была создана регулярная армия, реорганизована налоговая система, запрещена работорговля, у церкви была отобрана часть земель, оставшиеся владения обложены налогом. Было сокращено число внутренних таможен, началось строительство военно-стратегических дорог, в Эфиопию приглашались европейские специалисты.

Однако введение налогов на духовенство привело к конфликту с церковью, которая подняла феодалов на борьбу против императора. К 1867 г. власть Теодроса распространялась лишь на незначительную часть страны. В этом же году произошёл конфликт с Великобританией, вызванный арестом в Эфиопии нескольких подданных британской короны. В октябре 1867 г. в Эфиопии высадился корпус британских войск (численностью более 30 тыс. чел, включая вспомогательный персонал из индийцев). Армия императора Теодроса насчитывала к этому времени не более 15 тыс. чел.

Единственное сражение между эфиопами и англичанами в открытом поле произошло 10 апреля 1868 г.: 2 тыс. британцев победили 5 тыс. эфиопов благодаря превосходству в дисциплине и вооружении. После этого Теодрос попытался заключить мир, освободив арестованных и прислав в подарок англичанам множество скота. Однако британцы отвергли мир и начали штурм крепости Мэкдэла, где находился император. Не желая сдаваться в плен, Теодрос покончил с собой. Британцы взяли Мэкдэлу, уничтожили всю эфиопскую артиллерию, забрали в качестве трофея императорскую корону и в июне 1868 г. покинули территорию Эфиопии.

После гибели Теодроса II началась война за трон. Тэкле-Гийоргис II (1868-1871) был побежден императором Йоханнысом IV (1872-1889). Ему пришлось отражать войска Египта, которые вторглись в Эфиопию в 1875 г. В ноябре 1875 г. эфиопам удалось в битве при Гундэте разбить основную группировку египетских войск. Однако в декабре 1875 г. Египет высадил в Массауа новый экспедиционный корпус. В марте 1876 г. эфиопам удалось разгромить его в битве при Гуре. Мир между Эфиопией и Египтом был заключеён в июне 1884 г., причем Эфиопия получила право пользования портом Массауа.

В 1885 г. император Йоханныс IV сам начал войну против махдистского Судана. В 1885-1886 гг. эфиопские войска побеждали суданцев, однако в это же время началась оккупация Италией северных районов Эфиопии. Боевые действия между эфиопами и итальянцами шли с переменным успехом.

В 1888 году император Йоханныс предложил мир Судану. Однако халиф Судана Абдаллах выдвинул неприемлемое условие - принятие Йоханнесом ислама. В начале 1889 г. Йоханныс лично повёл 150-тысячную армию на Судан, и в марте 1889 г. был смертельно ранен в битве на границе.

Новый император Менелик II (1889-1913) подавил сепаратизм в Годжаме и Тигре, воссоздал единое эфиопское государство. В 1889 г. между Италией и Эфиопией был заключён Уччиальский договор, по которому Менелик признал переход к итальянцам прибрежных районов.

В 1890 г. Италия объединила все свои владения на Красном море в колонию Эритрея и объявила, что по договору 1889 г. Эфиопия признала протекторат Италии над собой. Это привело к возобновлению с 1894 г. военных действий между Эфиопией и Италией.

В конце 1894 г. итальянские войска заняли города Адди-Угри, Адди-Грат и Адуа. К октябрю 1895 г. итальянцы оккупировали всю область Тигре. Император Менелик отправил против итальянцев 112-тыс. армию, сформированную из отрядов правителей областей Эфиопии. 7 декабря 1895 г. в сражении при Амба-Алаге эфиопские войска под командованием раса Мэконнына (отца будущего императора Эфиопии Хайле Селассие) нанесли крупное поражение итальянским войскам. Император Менелик предложил мир Италии, однако после отказа военные действия возобновились, и 1 марта 1896 г. состоялась битва при Адуа, в которой итальянцы были полностью разгромлены.

В 1893-98 гг. Менелик II завоевал ряд областей к югу и юго-западу от Аддис-Абебы - Уоламо, Сидамо, Кафа, Гимира и др. Он издал указ, разрешающий обращать в рабов только военнопленных и на срок не более 7 лет. Менелик активизировал строительство дорог, телеграфных и телефонных линий, развивал внутреннюю и внешнюю торговлю. В правление Менелика в Эфиопии была открыта первая больница и стала выпускаться первая газета. В 1897 г. император Менелик распорядился об установлении дипломатических отношений между Эфиопией и Россией.

Первая половина XX века

После смерти в 1913 г. Менелика II императором стал его 17-летний внук Лидж Иясу V. Эфиопия формально не участвовала в Первой мировой войне, однако император Иясу активно вёл курс на сближение с Германией, рассчитывая на неё как на союзника в борьбе против англичан, французов и итальянцев.

В сентябре 1916 г. император Иясу был свергнут. Императрицей была объявлена 40-летняя дочь Менелика Заудиту (тётка свергнутого императора), а регентом, то есть фактическим правителем, 24-летний Тэфэри Мэконнын. До этого он (один из младших сыновей раса Мэконнына) с 16-летнего возраста был губернатором области Сидамо, затем области Харэра. После переворота 1916 г. Тэфэри Мэконнын получил титул рас (примерно соответствует князю), и ныне почитается поклонниками как «бог Растафари».

После смерти в ноябре 1930 императрицы Заудиту рас Тэфэри был коронован как император Хайле Селассие (1930 - 1974).

В 1931 г. была провозглашена первая в истории Эфиопии конституция. Утверждалась абсолютная власть императора, был создан двухпалатный парламент (с палатой депутатов и сенатом). Было объявлено об окончательном упразднении рабства в течение ближайших 15-20 лет.

В 1934-35 гг. произошли вооружённые столкновения на границе Эфиопии с итальянскими владениями. В октябре 1935 г. итальянские войска вторглись на территорию Эфиопии. Несколько месяцев эфиопские войска оказывали ожесточённое сопротивление, иногда добиваясь отдельных успехов. Однако 31 марта 1936 г. основные силы эфиопской армии были разгромлены в сражении при Май-Чоу. 5 мая 1936 г. итальянские войска под командованием маршала Бадольо заняли столицу Эфиопии Аддис-Абебу, а 1 июня 1936 г. Италия объявила о включении Эфиопии в состав колонии Итальянская Восточная Африка (вместе с Эритреей и Сомали).

Итальянская оккупация страны продолжалась до весны 1941 г., когда британская армия при поддержке вспомогательных сил, набранных в африканских колониях, освободила Эфиопию и заняла другие итальянские владения на Африканском роге.

Вторая половина XX века

После войны император Хайле Селассие продолжал править как абсолютный монарх. В 1951 г. в Эфиопии было отменено рабство, главным образом под давлением международной общественности. Многие привилегии традиционной знати сохранялись, печать находилась под жестким контролем монарха, политические партии были запрещены.

В 1953 г. Эфиопия заключила с США договор о дружбе и экономическом сотрудничестве. В течение следующих 20 лет США предоставили Эфиопии финансовые субсидии в размере почти полумиллиарда долларов, займы, а также бесплатно предоставили вооружения на сумму 140 млн. долл.

К началу 1970-х гг. режим стал совершенно одиозным: император подвергался критике со всех сторон политического пространства, и катализатором дальнейших событий стал голод 1972-1974 гг., приведший к большим человеческим жертвам.

В 1974 г. меры по оздоровлению экономики вылились в резкое повышение цен и повлекли массовые демонстрации протеста; ситуация была использована группой военных с марксистскими политическими воззрениями, организационно оформившейся летом того же года в комитет под названием «Дерг». Он и возглавил процесс демонтажа монархии, известный ещё как «ползучий переворот». К середине осени «Дерг» практически полностью подчинил себе все административные структуры и провозгласил курс на построение социалистического общества.

Низложенный император Хайле Селассие I умер 27 августа 1975 при подозрительных обстоятельствах - официально по причине нездоровья. В 1976-1977 Дерг укреплял свои позиции путём расправ с оппонентами, как роялистами и сепаратистами, так и с «левыми»; эта кампания известна также как «красный террор». Вождем Дерга на этом этапе стал Менгисту Хайле Мариам. Как следствие смены ориентиров во внешней политике, с 1975 по 1991 год СССР и страны Восточной Европы оказывали всестороннюю помощь Эфиопии.

Воспользовавшись трудным положением страны в этот период, сомалийская армия интенсивно поддерживала сепаратистское движение этнических сомалийцев в юго-восточном регионе страны, Огадене, а в 1977-1978 пыталась силой аннексировать Огаден. События эти известны как Война за Огаден. Большую помощь в борьбе с противником Эфиопии оказали Куба, СССР и Южный Йемен.

Поставленную задачу вывести Эфиопию из феодального общества в коммунистическое режим выполнить так и не смог. Попытки коллективизации сельского хозяйства привели только к дальнейшей его деградации. В 1984 г. в стране разразился голод, намного превзошедший по размаху и числу жертв пандемию начала 70-х. Правительству Менгисту также не смогло решить эритрейский вопрос; эритрейские повстанцы продолжали вооружённую борьбу за независимость, начатую ещё в 1961 г., и правительственные войска так и не сумели подавить их сопротивление.

В конце 80-х, в условиях нараставшего в СССР кризиса, правительство Менгисту оказалось в критической ситуации, и в итоге в мае 1991 года было свергнуто в результате деятельности альянса повстанческих движений, в котором главную роль играли эритрейские группировки.

К власти в стране пришла группа вождей повстанцев, по убеждениям марксистов крайне левого толка, начинавших как сторонники Энвера Ходжи, затем сменившая идеологическую ориентацию на более либеральную. Страну с тех пор бессменно возглавляет представитель этой группировки Мелес Зенауи, сперва в качестве президента, потом, после введения парламентской республики, как премьер-министр.

Из внутриполитических событий новейшей истории выделяются таковые, окружавшие парламентские выборы 2005 года, когда оппозиция обвинила власти в подтасовках результатов и вывела на улицы десятки тысяч своих сторонников, в результате столкновений погибло несколько десятков человек, тысячи были арестованы.

В области внешней политики правительство Зенауи допустило в 1993 году отделение Эритреи, однако затем наступил период охлаждения отношений с бывшими союзниками, пришедшими к власти в новом государстве. Надир в отношениях соседей был достигнут в 1998-2000 годах, когда в приграничной зоне разразился Эфиопо-эритрейский конфликт, окончившийся с незначительным перевесом в пользу Эфиопии. Вопрос о границе между странами до сих пор остается нерешённым.

В 1997, 2000 и 2006 годах Эфиопия также принимала активное участие в судьбе Сомали. В последнем случае эфиопская армия разбила формирования местных исламистов и водворила в Могадишо лояльное к Эфиопии переходное правительство во главе с Абдуллахи Юсуф Ахмедом.

Последние изменения: 26.04.2013

Несмотря на то, что Эфиопия официально признана светским государством, население крайне религиозно. Доминирующие религии (эфиопская ортодоксальная церковь и ислам суннитского толка) имеют сильное влияние на повседневную жизнь. Очень многие законы и правила основаны на религиозных нормах, это может иметь отношение и к туристу. Например, проявления гомосексуализма неприемлемы в Эфиопии, не стоит прилюдно проявлять нежность чувств даже в гетеросексуальных парах.

Рекомендуется проявлять максимум осторожности в питании. Понятия о хранении продуктов могут существенно отличаться от принятых в Европе, что ведет к отравлениям и заболеваниям. Не рекомендуется пить воду из-под крана, а лучше использовать минеральную воду в бутылках даже для чистки зубов.

Страна очень бедная. Большая часть из 80-миллионного населения живёт в сельской местности и неграмотна. Очень любят попрошайничать.

Официально при отъезде можно реконвертировать сумму, на которую вы имеете справки о первоначальном обмене, за вычетом $30 на каждый день, проведенный в этой стране. Но на практике сотрудники аддис-абебского аэропорта отказываются реконвертировать больше сотни бырр.

Последние изменения: 26.04.2013

Как добраться в Эфиопию

На самолете

Прямых рейсов между Россией и Эфиопией нет. Наиболее выгодные тарифы предлагают авиакомпании Turkish Airlines (через Стамбул), EgyptAir (через Каир) и Emirates Airline (через Дубай). Стоимость билета 600-1000 USD (в оба конца).

Национальный перевозчик Ethiopian Airlines летает в Эфиопию из некоторых городов Европы (Лондон, Париж).

Поездом

Единственная железнодорожная линия протяженностью в 782 километра, связывающая Эфиопию с внешним миром, ведет из Аддис-Абебы в соседнее государство Джибути. Долгое время пассажирское сообщение не осуществлялось из-за несогласованности в осуществлении пограничных формальностей между Эфиопией и Джибути. В настоящее время сообщение восстановлено.

Поезда отправляются несколько раз в неделю и прибывают в пункт назначения после 24 часов пути. Поезда обычно переполнены, поэтому рекомендуется резервировать билеты заранее.

Фактически поездка между Аддис-Абебой и Джибути состоит из двух частей - из Аддис-Абебы в Дыре-Дауа (450 километров) и Дыре-Дауа - Джибути на другом поезде. Билеты на оба поезда можно приобрести на железнодорожном вокзале в Аддис-Абебе. Стоимость проезда зависит от класса и составляет от $10 до $40.

Путешествующим на поезде важно помнить, что визы не оформляются на наземных пограничных пунктах, и в этом случае следует оформить эфиопскую и джибутийскую визы заранее.

Паром

После получения Эритреей независимости Эфиопия лишилась выхода к морю, и вся связь с внешним миром осуществляется через морской порт соседнего государства Джибути.

Автобусом

Регулярное автобусное сообщение между Эфиопией и соседними государствами отсутствует. Туристы, путешествующие по странам региона, обычно добираются до нужного пограничного перехода, пересекают его пешком и продолжают путь на местном транспорте. На автобусах можно добраться до пограничных переходов с Джибути, Кенией и Суданом. Граница с Сомали и Эритреей в данный момент закрыта.

Автомобилем

Между Эфиопией и соседними государствами действуют следующие пограничные переходы, открытые для автотранспорта:

Джибути: КПП Ферате (Ferate) / Довеле (Dewele), основная дорога из Аддис-Абебы в Джибути и КПП Лофефле (Lofefle) / Бальхо (Balho) на второстепенной дороге в северной части Джибути;

В 1-4 вв. в эфиопской провинции Тиграй и на территории сегодняшней Эритреи зарождалась и развивалась автохтонная цивилизация и государственность - раннефеодальное царство Аксум. Оно стало историческим и географическим истоком эфиопского государства. С 4 в. в Аксуме распространяется христианство. 8-10 вв. - период упадка Аксума и начала исламской экспансии. В 12 в. происходит консолидация христианских эфиопских земель. С кон. 13 в. нарастал конфликт между христианским царством и мусульманскими султанатами.

На 16 в. приходится переселение скотоводческих племён оромо на территорию Э., к кон. века они широко расселились на Эфиопском нагорье и стали частью его многоэтнического населения. В бытовавшем мифе о христианском острове в море исламского окружения нашло отражение нефактическое соотношение христиан и мусульман в населении обширной территории, где на протяжении столетий общей истории сосуществовали с христианскими феодальными государствами исламские и языческие. Миф отразил единую тенденцию развития эфиопской цивилизации, идеологией которой являлась культура ортодоксального монофиситского христианства.

Феодальная раздробленность характеризует Э. на протяжении 17-18 и 1-й пол. 19 вв. Попытки собрать под своей властью все провинции, входившие когда-либо в состав империи, предпринимали император Теодрос II (с 1855) и император Йоханныс IV (с 1872). Но лишь императору Менелику II (1889- 1913) удалось централизовать эфиопское государство. Под угрозой расширения экспансии итальянских колонизаторов Менелик уступил Италии некоторые северные территории. Объединив захваченные территории на Красном море в одну колонию - Эритрею, Италия предприняла дальнейшие попытки завоевания эфиопских территорий. Битва при Адуа 1 марта 1896 стала решающей для победы эфиопов. Италия признала независимость Э. В противовес планам захвата эфиопских территорий на юге, юго-западе и юго-востоке страны Менелик в 1893-98 расширил границы империи за счёт областей, часть которых некогда входила в её состав.

Вступивший на трон в 1930 император Хайле Селассие I превратил Э. в абсолютную монархию. В 1936-41 страна подверглась оккупации фашистской Италией. После окончания 2-й мировой войны мандат на управление Эритреей был передан ООН. По резолюции ГА ООН, против принятия которой выступил только СССР, в 1952 Э. образовала вместе с Эритреей федеративное государство. Однако уже в 1962 Эритрея превратилась в одну из провинций Э. Несмотря на Конституцию 1955, предусматривавшую избираемый гражданами парламент, Э. продолжала оставаться сугубо феодальной страной. Общая экономическая отсталость и всё учащающиеся выступления жестоко эксплуатируемых крестьян постепенно ослабляли правящий режим. В январе 1974 против императора выступила армия. Официально монархия была ликвидирована в марте 1975.

Во главе государства встал Временный военный административный совет (ВВАС, или «Дерг» по-амхарски). ВВАС превратился в авангард эфиопской революции, преодолевавший разногласия со своими оппонентами жёстокими физическими расправами. В феврале 1977 первый заместитель председателя Совета подполковник Менгисту Хайле Мариам, физически устраняя соперников, захватил власть, заняв пост председателя ВВАС. В стране начался красный террор, жертвами которого пали тысячи людей. В 1977 Менгисту объявил курс социалистической ориентации, в 1984 была создана Рабочая партия Э. (РПЭ), в 1987 была принята новая Конституция, страна стала называться Народно-Демократической Республикой Э.

При Менгисту власть была централизована ещё больше, чем при монархе, и даже видимость демократии исчезла, чему способствовала однопартийная система. Радикальность аграрной реформы 1975 состояла в отмене феодальной собственности на землю. Однако, передав всю землю в общественную собственность, государство заняло место феодала как собственника земли, что позволило осуществлять программы по коллективизации, сселению с хуторов в общие деревни и переселению больших масс населения. Роль государства была решающей во вмешательстве в экономику, т.е. суть режима была в командной системе управления экономикой. За 17 лет тоталитарного режима почти по всем показателям экономического роста страна не продвинулась вперёд, потерпела поражение национальная политика власти, в разных частях страны зрели или давно действовали подпольно, нелегально сепаратистские движения. Военные успехи союзных НФОТ (Народный фронт освобождения Тиграя) и НФОЭ (Народный фронт освобождения Эритреи) способствовали их активизации. В 1989 НФОТ установил контроль над провинцией Тиграй и объединился с Народно-демократическим движением Э., организацией народа амхара, в Революционно-демократический фронт эфиопских народов (РДФЭН). По мере продвижения на юг создавались и объединялись с Фронтом и другие организации. 28 мая 1991 силы РДФЭН вошли в Аддис-Абебу и создали временное правительство. Одновременно НФОЭ захватил контроль над всей территорией Эритреи. В июле 1991 на конференции по переходу к миру и демократии были приняты Хартия переходного периода и Декларация по Эритрее, предусматривающая её право на независимость через референдум. В мае 1995 состоялись многопартийные парламентские выборы, а в августе 1995 парламент одобрил новую Конституцию и название страны.

Современная территория Эфиопии принадлежит к древнейшему Восточноафриканскому ареалу расселения человека. Возраст археологических находок останков австралопитеков и Homo habilis оценивается в 2,5-2,1 млн лет. В период становления первых государственных образований в Египте и Месопотамии началось заселение Эфиопии представителями семито-хамитской и нилотско-кушитской языковых групп.

Территории современной Эритреи и Северо-Восточной Эфиопии к VII веку до н. э. были включены в состав Саввского царства. Благодаря этому эфиопская царская семья Соломонидов была провозглашена потомками израильско-иудейского царя Соломона и библейской царицы Саввской.

В начале нашей эры в результате объединения нескольких племен на территории Эфиопии образовалось крупное Аксумское царство, достигшее наибольшего расцвета в III-VI вв. Аксум торговал с Египтом, Аравией, Сирией, Парфией (позже – Персией) и Индией, экспортируя слоновую кость, ладан и золото. Во время правления римского императора Константина Великого (IV век) начинается распространение христианства. Аксумские правители принимают новую религию, укрепляя тем самым торговые отношения с могущественными державами. Арабские завоевания на Ближнем Востоке и в Африке приводят к упадку аксумской экономики и распаду царства в XI веке.

Основателем Эфиопской империи становится девятый царь Тегулету Амде-Цыйон I (1314-1344 гг.). Он распространяет власть на большую часть Эфиопского нагорья и обеспечивает стране выходы к Красному морю. Культурное наследие Аксума становится фундаментом для основания христианской культуры средневековой Эфиопии.

В конце XV века Португалия заключила союз с Эфиопией в борьбе с набиравшей силу Османской империей. Армия после долгих поражений одержала победу над мусульманами, но часть территории Эфиопии была потеряна. Попытки португальцев, а позднее и иезуитов навязать населению католичество, привели к многочисленным конфликтам. В итоге в 1633 г. иезуиты были изгнаны из Эфиопии, а последующие 150 лет страна находилась практически в полной изоляции от Европы.

В середине XVIII века власть императора пришла в упадок, и Эфиопию охватили феодальные междоусобицы. В 1855 г. Теодрос, один из военачальников, захватил императорский престол и попытался объединить страну. После гибели Теодроса к власти вернулся Йоханныс IV. В период его последующего правления Эфиопия вела многочисленные войны против экспансии итальянцев, англичан и египтян.

В 1889 г. с Италией был заключен договор, по которому Эфиопия полностью переходила под ее влияние. 1 марта 1896 г. в сражении при Адуа император Менелик II при поддержке российских и французских войск остановил итальянскую агрессию. В 1897 г. Эфиопия подписала соглашение с Францией и Великобританией об экономическом сотрудничестве.

Первая мировая война спасла территорию Эфиопии от раздела между Италией, Великобританией и Францией. Вступление страны в 1923 г. в Лигу наций закрепило ее независимость от европейских держав. В 1930 г. на престол взошел последний император Хайле Селассие I.

3 октября 1935 г. итальянские войска без объявления войны вторглись на территорию Эфиопии. Хайле Селассие I получил политическое убежище в Англии. Весной следующего года земли Эфиопии, Эритреи и Итальянское Сомали были объединены в единую колонию Итальянская Восточная Африка. Только через пять лет с началом Второй мировой войны государству удалось восстановить независимость. Для поддержания внутриполитической стабильности английская сторона приняла на себя обязательства по созданию и подготовке регулярной эфиопской армии.

В 1945 Эфиопия становится инициатором создания Организации Объединенных Наций. В 1960 Итальянское и Британское Сомали образовывают независимую Республику Сомали. В 1952 по решению ООН Эритрея в качестве автономной единицы становится под эфиопскую корону.

В 1972–1974 гг. от голода в провинциях Тыграй и Уолло погибают около 200 тыс. человек. По стране идет волна массовых восстаний, император отстраняется от власти. Управление страной переходит в руки Временного правительства, которое разворачивает репрессии и расстрелы бывших императорских чиновников. В начале 1980-х годов эфиопская экономика, подорванная войной, страдает от жесточайшей засухи. В 1983 г. начинается страшный голод, унесший к началу 1985 г. более миллиона человеческих жизней.

Для освобождения Эфиопии от беспредела, учиненного Временным правительством, в 1988 г. повстанческие группировки создают Революционно-демократический фронт эфиопских народов (РДФЭН). Бои проходят по всей территории Эфиопии и Эритреи. К 1991 году разгромлены последние правительственные воинские части. 24 мая 1993 г. Эритрея официально провозглашается независимым государством. В июне 1994 проходят общенациональные выборы в правительство Эфиопии, и принимается новая конституция.

Средняя общеобразовательная школа

при Посольстве Российской Федерации в Эфиопии

«Эфиопия - древнейшая христианская страна, оплот православия

на Черном континенте»

Творческий учебный проект по всеобщей истории

Праздник Тимкат в Гондэре

Эфиопии. Каждая из этих церемоний подтверждает крепость религиозных чувств эфиопских христиан, традиции которых почти без изменений сохраняются уже 1700 лет.

В Эфиопской Церкви существует особый культ Ковчега Завета. Традиционный эфиопский храм по своей структуре напоминает ветхозаветный храм. Главная его часть – Макдас –святая святых, в которую имеют право входить только священники и диаконы. В этой части расположен Табот – ковчег, знаменующий Ковчег Завета. Литургия может совершаться только в том храме, где есть Табот. Когда освящается новая церковь, в первую очередь освящается новый Табот. В праздник Богоявления Табот торжественно выносится из храма и с ним совершается крестный ход. При этом на Табот набрасываются покрывала, и весь народ ему поклоняется. В этом обычае проявляются иудейские черты, характерные для эфиопского христианства, а также существующий в Эфиопской церкви особый культ Ковчега Завета.

Лалибэла.

Правители Аксума строили много храмов и монастырей. После угасания Аксума, в Эфиопии наступило время политической нестабильности и междоусобиц, сменившееся в XII в. централизованным правлением династии Загве. Центром христианства становится Лалибэла.

Храм святого Георгия в Лалибэле

Из всех чудес, которые древняя Эфиопия может предложить миру, самые интересные и захватывающие, бесспорно, находятся в Лалибэле. Огромные древние эфиопские книги, написанные на телячьей коже загадочными буквами мертвого языка геэз, рассказывают, что с незапамятных времен, со дня своего основания деревня называлась Рох. Царь Лалибэла, правивший с 1190 по 1228 год, решил превратить Рох в свою резиденцию. Лалибэла был очень набожным, в христианстве видел главную опору своей как внутренней, так и внешней политики. Наслышанный о пирамидах египетских фараонов и дворцах иерусалимских царей, не без зависти долго взиравший на аксумские стелы, решил тоже прославить себя в истории и приказал соорудить в новой столице 11 величественных храмов. Каждая из одиннадцати церквей ансамбля уникальна, не повторяет другие. Храмы не просто строили, а ваяли словно статую, полую изнутри. Скальные христианские храмы и церкви вырубали в каменной толще туфовых пород. Вход в церкви Лалибэлы и сообщение между ними осуществлялись по подземным туннелям. Окна и двери обрамляла каменная резьба. Изнутри стены и потолки покрывались расписным орнаментом. Храмов, подобных лалибэльским, нигде в мире больше не увидишь. Благодаря им имя Лалибэлы связано с одним из «чудес света», к каковым относят эти творения рук человеческих. Благодарные монахи в своих летописях ХIII века Рох окрестили Лалибэлой.

Самая большая среди церквей монолит-церковь Ымануэл. В церкви Меркуриос сохранились три огромные, выполненные на ткани картины. Эти священные картины -одно из главных сокровищ искусства Эфиопии. Церковь святого Ливаноса, как гласит предание, жена Лалибэлы якобы построила за одну ночь. В работе ей помогали

ангелы. Ночь была темная, поэтому «камни освещали мрак». И действительно одна из стен у алтаря излучает слабый серебристый свет.

Главное из всех лалибэльких чудес

- Бетэ-Гиоргиес --церковь святого Георгия . В лучах восходящего солнца среди яркой зелени эвкалиптов выделяется красная площадка. В центре ее – черный провал, из которого, словно из преисподней, восстает огромный крест. Это и есть знаменитая церковь Гиоргия --- храм-крест . На верхней каменной кровле монолита рельефные изображения вписанных друг в друга крестов повторены трижды. Декорирование крыши превратилось в традицию национальной архитектуры.

Верующие стекаются к вырубленному в стене каменному лику, поклоняясь святому Георгию. Местные монахи доверительно рассказывают, что там запечатлен сам царь Лалибэла. К этому все больше склоняются и историки.

Соблюдение пропорций, изысканный орнамент, четкие строгие линии --- все это ставит Бетэ Георгиес в число величайших архитектурных творений прошлого.

В глубокой выемке, стоит на скальном теменосе самый большой (34 на 30) и самый изящный из лалибэльских храмов - Медхане Алеем (храм Спасителя). В этом храме находится камень, на котором по преданию Христос благословил Лалибэлу. Строители храма создавали в первую очередь привлекательный, видный отовсюду «верхний фасад». По бокам монолита вырезаны лишь тонкие столбы, которые зрительно увеличивают высоту храма, подчеркивая его устремленность вверх, к земной поверхности, к солнцу. В Медхане Алеем было создано нечто поэтической школы, в которой учили слагать стихи.

Церковь святой Марии – единственная в Лалибэле, где применена раскраска и позолота орнаментальных резных рельефов из камня. Стены и своды храма украшены изображениями солнца и древних символов плодородия, на еще не затертых плитах пола силуэты то львов, леопардов и страусов, то фениксов и других фантастических животных. С трех континентов и из многих веков собраны под крышей Бетэ Марьям эти символы.

Церковь Святой Марии

Спрятанная внутри холма двойная церковь Голгофы и Михаила известна своими рельефами со скачущими всадниками и уникальными каменными скульптурами святых, не встречающимися больше нигде в Эфиопии. Из часовни святого Михаила маленькая дверь с семью замками ведет в чрево холма, приютившего в своей тверди главную святыню – церковь Гроба господнего. Даже ее существование предпочитают не разглашать, и простым церковникам заказан туда вход.

Монахи уверены, что сохранился крест, который принадлежал самому царю Лалибэла.

«Церкви Лалибэлы самые замечательные в Эфиопии, -- писал в конце прошлого века Э. Реклю. Этот священный город построен на семи холмах, подобно Иерусалиму имеет свою Элеонскую гору, а его замечательные

памятники разрешают Лалибэле претендовать на роль одного из интереснейших мест христианского мира».

Оставив потомкам эти замечательные храмы, мастера Лалибэлы возвели вечный памятник не столько Богу, сколько самим себе…

Почему храмы Лалибэлы не красуются над поверхностью, многие их них попросту не видно, поскольку крыши церквей находятся на уровне земли, а к их входам ведут подземные траншеи и рвы? Почему набожный Лалибэла прятал свои чудо-храмы, чтобы они не бросались в глаза непосвященным, не привлекали внимания?

Хадани Лалибэла правил в тревожное время, когда могущественный халифат, со всех сторон сомкнул свои владения вокруг православной Эфиопии. Даже в то время Лалибэла через головы мусульманских наместников поддерживал связи с единоверцами в Иерусалиме, отстаивая интересы христиан в Нумибии, Сирии, Египте. Со всех сторон горное царство продолжали теснить мусульмане. Время работало не на Эфиопию, отрезанную исламом от внешнего мира, от передовых идей и прогресса. Мусульманские соседи алчно взирали на богатое и культурное государство, оказавшееся в их капкане.

Тридцатилетняя война между христианской Эфиопией и мусульманским имаматом.

В 1529 году началась Тридцатилетняя война между христианской Эфиопией и мусульманским имаматом под руководством Ахмед ибн Ибрагима аль-Гази, прозванного Грань. В огне «священной войны» были преднамеренно сожжены, разрушены, уничтожены все находившиеся на пути мусульманского воинства монастыри, храмы, церкви. Вместе с ними погибли редчайшие рукописи и книги, драгоценные произведения искусства. В книге Евгения Сенигова, бывшего русского офицера, сказано:

« Амхара и Тигре были покорены. Аксум разорен дотла, погибло большинство памятников абиссинской древности. Войска ныгусэ были истреблены». Страна была полностью разорена, это была трагедия эфиопского народа и его культуры. Лишь Лалибэле чудом удалось уцелеть как целостному ансамблю. Легенда гласит, что Лалибэлу от разрушения спасла женщина.

В 1535 году взоры Эфиопии обратились к Португалии. Эфиопия нуждалась в антимусульманском союзе с Португалией. Пятый сын Васко да Гамы должен был не столько спасать Эфиопию, сколько продолжать колониальную экспансию Лиссабона в бассейне Индийского океана, начатую его отцом. Харэрский имамат лишился поддержки Османской империи, эфиопы начали одерживать свои первые победы и в 1559 году война закончилась победой эфиопов.

В это время в Риме открылась специальная школа для иезуитов. Там эфиопские языки изучали те, кому будет поручено навязать католицизм империи черных христиан. Ещё в 1554 году Ватикан, не спрашивая на то согласия Эфиопии, впервые назначил в эту страну своего наместника. Иезуиты действовали оперативно и эффективно, как всегда и всюду, они начали повсеместно вводить в Эфиопии католические обряды. В 1628 году император Сусныцос принял католицизм в качестве официальной религии. «Возмущенное действиями монарха, духовенство объявило народ свободным от присяги ему, ---пишут русские дореволюционные исследователи Эфиопии В. Бучинский и С. Балахов.

Cтрана обратилась в арену кровавых смут».

Гондэрский собор духовенства объявил о возвращении страны к прежней вере и выслал за пределы империи всех миссионеров-католиков. «Страна черных христиан» стала «закрытой страной» для католической Европы. Царь обещал большую меру золота за каждую голову европейца, пытавшегося проникнуть в Эфиопию с востока.

Замки Гондэра

Наступило время «гондэрского периода». Вплоть до 1860 года этому городу будет суждено быть столицей всей Эфиопии, это был самый большой город Тропической Африки. На протяжении двух веков здесь рос гигантский дворцовый комплекс.

Впервые в истории Эфиопии в Гондэре доминировали не соборы, а замки, впервые страна имевшая «кочующих царей», обрела «оседлых» правителей с постоянной резиденцией. Каждый из правителей Гондэра оставил в городе памятник, свидетельствующий о том огромном значении, какое уже тогда придавали в Эфиопии просвещению и искусству. Расцветал блестящий период «гондэрской культуры». Жизнь стала более светской, страна как бы избавилась от мрака религиозного фанатизма.

Императоры отлично понимали все выгоды, которые дает их собственной власти союз с церковниками, поэтому всячески укрепляли и поддерживали их авторитет.

Церковь Дэбрэ-Бырхан-Сылассе

Колл" href="/text/category/koll/" rel="bookmark">коллекций эфиопской живописи. Долгое время церковь Дэбрэ-Бырхан-Сылассе была одним из главных интеллектуальных центров Гондэрской империи.

Мирное правление куарийцев лишний раз доказывает, сколько многого может достичь народ, не растрачивающий свои силы на войны. Не знавшая кровопролитий и бессмысленных разрушений эпоха вошла в эфиопскую историю как одна из наиболее ярких, красивых страниц.

Гондэрские мастера смело отходили от средневекового канона, использовали всю цветовую гамму, обыгрывали световые контрасты, украшали задние планы. Именно в Гондэре родилась светская эфиопская живопись и светское национальное искусство вообще. В гондэрские времена широкое распространение получило искусство народного лубка - многосюжетных миниатюр, развивающих какую-нибудь известную историческую или религиозную тему. Эти миниатюры настолько вошли в традицию национальной жизни, что превратились в эфиопский сувенир. При куарийцах они ценились настолько в высоко, что украшали залы царского дворца.

Иясу I была собрана самая большая коллекция рукописей в ныне знаменитом монастыре святого Габриэля на озере Тана. Немалые богатства хранятся в островных монастырях и в пустынях озера Тана.

Основные черты женского городского костюма в Эфиопии сформировались еще в то время, когда знатные обитательницы Гондэра своими нарядами и украшениями стремились подражать ытеге (императрице).

Многие нововведения тех лет, свидетельствующие о попытках поднять уровень культуры и эстетики африканского быта, дожили до наших дней.

Первая половина XVIII века вошла в историю Эфиопии как период просвещенных правителей.

Создание централизованного государства.

В 1755 году Эфиопию вновь охватили междоусобицы. В 1789 году в Эфиопии было уже пять царей, феодальная анархия и раздробленность усиливались. Конец этому страшному периоду в истории Эфиопии положил Менелик II, завершивший процесс создания централизованного государства.

К концу ХIХ века заканчивается колониальный раздел Африки. Италия метила захватить Эфиопию, сохранявшую свою независимость. Однако 1 марта 1896 года войска Менелика II в битве при Адуа одержали блистательную победу над итальянцами.

В начале 1898 года эфиопская армия, окрыленная победой под Адуа, выступает походом на Каффу, чтобы восстановить древние рубежи своей страны. В ее передовом отряде по личному желанию Менелика находился русский офицер. Двумя годами раньше он был в миссии русского Красного Креста. Русская интеллигенция глубоко сочувствовала своим братьям по вере. Российское общество Красного Креста, работавшее под покровительством императрицы Марии Федоровны, отправило в Абиссию мобильный санотряд. С 1896 по 1906 год русской миссией в Аддис-Абебе открыт постоянно действующий госпиталь. Император Абиссинии Менелик II лично приветствовал русскую миссию. Новая история госпиталя началась в 1947 году. Император Хайле Селассие попросил советское руководство организовать в столице Эфиопии новый госпиталь. В 2007 году госпиталь отпраздновал свой 60-летний юбилей.

Вернуть Каффу в лоно эфиопского государства--- таково было решение Менелика II, продиктованное объективными историческими условиями. В описаниях русского путешественника Каффа предстает как « могущественная южноэфиопская империя», «населенная сильным народом, проникнутым любовью к своему отечеству, с воинственным духом». Каффа являлась ядром государства, окруженного вассальными княжествами.

Наш соотечественник стал первым европейцем, пересекшим Каффу, единственным европейским свидетелем завоевания этой легендарной страны, остававшейся «географической тайной» для всего мира.

Присутствие А. Булатовича способствовало успеху военной экспедиции раса.

Другой выдающийся русский исследователь Эфиопии, выходец из дворянской семьи, подпоручик царской армии-Евгений Сенигов. Плененный африканской природой, он решил навсегда поселиться в Эфиопии и задался целью создать на одном из островов озера Тана «демократическую коммуну». Вскоре он расстался со своей утопией. Он много ездил по стране, записывал рассказы об обычаях и традициях каффичо, легенды и много рисовал. Он пользовался успехом среди придворной знании, даже Менелик II благоволил Сенигову.

Эфиопская Православная Церковь Тэуахэдо.

Эфиопия упоминается в Библии более 38 раз-в писаниях как Ветхого, так и Нового Заветов. В соответствии с библейской традицией Древнего Израиля, Эфиопия описывается как земля «КУШ». Источники сообщают, что помимо израильского народа, только Эфиопия знала и славила всесильного Бога, регулярно ему служа. Псалмопевец говорит: «Эфиопия должна простереть свои руки к Богу». Эти свидетельства утверждают рьяную набожность народа Эфиопии, основанной на непоколебимой вере во Всемогущего Бога. Даже для народа Израиля эфиопы представлялись более любезными всемогущему Богу, чем они сами.

Богословие" href="/text/category/bogoslovie/" rel="bookmark">богословскую формулу. Тэуахэдо значит «объединенный» и обозначает способ соединения Божества и человечества во Христе. Это самая многочисленная из всех Церквей дохалкидонской традиции, принадлежит к группе православных церквей. Эфиопская (Абиссинская) православная церковь до 1959 года часть Коптской православной церкви, а затем ---автокефалия.

Коптская и Эфиопская ортодоксальные церкви торжественно провозгласили единство веры, верность общему свидетельству и готовность углублять и расширять сотрудничество. Подписание декларации состоялось в Каире в июле 2007 года.

На протяжении всех веков истории Эфиопской Церкви, начиная с рукопожатия святого Фрументия святителем Афанасием Александрийским, эта церковь входила в юрисдикцию Александрийской церкви (после Халкидонского собора - Коптской). Александрия поставляла в Эфиопию епископов и полностью контролировала Эфиопскую церковь. С начала XX века Эфиопская церковь стала требовать себе независимость. В 1959 году Александрия https://pandia.ru/text/78/058/images/image021_2.jpg" alt="Выход" align="left alt=" width="300" height="212 src=">Дабтара не только поют в церквах, но также играют на музыкальных инструментах и танцуют! Они являются основными носителями богословских знаний и церковных преданий Церкви. В Эфиопской Церкви большое внимание уделяют катехизации, религиозному образованию и подготовке клириков. Значительная часть нынешней элиты Эфиопской Церкви владеет русским языком , так как многие учились в Ленинградских духовных школах.

Главное учебное заведение Эфиопской Церкви - богословский колледж Святой Троицы в Аддис-Абебе. Ректор колледжа богослов В. Сэмюэль -- на протяжении многих лет один из самых видных участников межхристианских богословских диалогов, в том числе с Русской Православной Церковью.

Взаимоотношения Русской и Эфиопской Православной церкви.

Более полутора веков связывает тесная дружба Русскую Православную и Эфиопскую Православную церковь. Подтверждением и укреплением, которой стала встреча летом 1959 года в здании Московской Патриархии Императора Хайле Селассе I и Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия. Эта встреча была праздником христианского общения.

В январе 2007 года делегация Московского патриархата во главе с архиепископом Львовским и Галицким Августином по благословению святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия посетила Эфиопскую Ортодоксальную церковь.

От имени Святого Патриарха Алексия Предстоятелю Эфиопской Церкви

Абуно Павлу было передано пожертвование на строительство колледжа святого Яреда.

Делегация провела встречи с богословской комиссией Эфиопской Церкви, преподавательской корпорацией и студентами колледжа Святой Троицы в Аддис-Абебе, руководством Комиссии по развитию Эфиопской Церкви, посетила один из древнейших монастырей Эфиопской Церкви – Дебре-Либанос. Делегация также посетила госпиталь Российского Красного Креста имени Д. Балчи, где работают мои родители.

Архиепископ Августин совершил в Российском центре науки и культуры праздничную вечерню и чин Великого освящения воды для православных соотечественников, где посчастливилось присутствовать и мне.

Русские врачи посещают местные церкви, обряды в которых хоть и сильно отличаются от наших, но даты всех праздников соответствуют русскому православному календарю.

Делегация Русской Православной Церкви приняла участие в торжествах по случаю празднования 2000-летия от Рождества Христова по эфиопскому календарю. Представителей Русской Православной Церкви встречали Эфиопский Патриарх Абуна Павел и Посол Российской Федерации в Афанасьев. В здании Экономической комиссии ООН для Африки состоялся «Саммит религиозных деятелей», приуроченный к эфиопскому миллениуму. Во время церемонии открытия митрополит Кишиневский и всея Молдовы Владимир зачитал приветственное обращение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия к организаторам и участникам форума. После состоявшейся в ходе заседания дискуссии участники саммита приняли итоговый документ. В основном его положения отражают актуальные вопросы жизни Африканского континента и всего мира: противодействие распространению СПИДа, реструктуризация долгов развивающихся стран, помощь этим странам и избавление их от «синдрома зависимости». Гости посетили выставку, посвященную эфиопскому миллениуму. В числе приглашенных, была делегация нашего госпиталя, в том числе и я.

Выставка произвела на меня огромное впечатление. Здесь воочию я увидела картины и экспонаты, раскрывающие историю Эфиопской Православной церкви, яркие страницы её становления, развития и борьбы за выживание. На картинах эфиопских художников были изображены: святые места Эфиопии, танцующий святой Яред, португальские мушкетеры, легендарная битва под Адуа и другие яркие страницы истории Эфиопии. Здесь же монахи из местного монастыря писали тонким бамбуковым пером церковные книги из кожи, так же как это делали их предшественники много-много веков назад.

Среди экспонатов были представлены все разновидности эфиопских крестов, являющихся подлинными произведениями искусства. Одни вырезаны из дерева, другие отлиты из меди, третьи из кованого железа, но больше всего меня поразило отсутствие распятия Христа. На одном из крестов изображены альфа и омега, знаки бесконечности. Только на эфиопских крестах можно увидеть такое. На кресте Авраама изображены рожки, напоминающие о том, что Христос своей смертью искупил грехи, и теперь можно просить Бога о спасении. Меня удивило разнообразие форм крестов. Оказывается, это объясняется местонахождением монастырей, где создавались своеобразные «эталоны» крестов. Среди них выделяют «аксумский», «лалибэльский», «харэрский» и «гондэрский» стили.

https://pandia.ru/text/78/058/images/image023_0.jpg" width="176" height="250 src=">27 сентября" href="/text/category/27_sentyabrya/" rel="bookmark">27 сентября , по случаю открытия Еленой Равноапостольной истинного Креста Господня в Иерусалиме.

DIV_ADBLOCK8">

В Эфиопской Церкви очень сильны монашеские традиции, которые оказывают сильное влияние на жизнь простого народа. Многие монастыри похожи на скиты, как они существуют в русской традиции. При некоторых из них живут пустынники

https://pandia.ru/text/78/058/images/image027.jpg" width="404" height="250 src=">

Монастырь Дебре - Либанос

Эфиопские монастыри были центром расцвета искусства и ремесел. Бесценные Водопад" href="/text/category/vodopad/" rel="bookmark">водопадами , через один из которых, до сих пор стоит мост, построенный ещё португальскими мушкетёрами.

Церковные традиции здесь передаются от старого к младшему. С малых лет детей приобщают к чтению церковных книг. Книги написаны на языке геэз, многие переведены на амхарский язык. Древние книги писались каллиграфами на пергаменте натуральными красками. Миниатюристы украшали Евангелия, жития местных святых, прочие религиозные тексты прекрасными рисунками. Литература абиссинцев по большей части состоит из священных текстов и их толкований. Абиссинской литературе 2000 лет, такого феномена нигде более в Африке не встречается.

Книга «Кыбрэ нэгэст» - «Слава царей» одно из наиболее популярных в Эфиопии произведений, которое на протяжении веков играло важную политическую и культурную роль в истории страны. «Кыбрэ нэгэст» сыграла немалую роль в культуре, не раз становясь источником вдохновения при создании различных произведений и оказывая влияние на развитие литературы Эфиопии.

Заключение

В процессе своей работы над проектом, мне открылось много интересного и поучительного. Многие явления стали понятными, а на некоторые пришлось взглянуть совсем с другой стороны, чем они представлялись до этого. Чтобы понять настоящее, нужно знать прошлое. Помогало и одновременно подогревало интерес к исследованию, ещё и то, что многое, о чем читала, я видела воочию, и это было как живой иллюстрацией, как живыми картинками к тем книгам, которые мне пришлось читать.

В беседах с местными сотрудниками госпиталя я узнала о многих христианских обычаях и праздниках, и большинство из них совпадает с православными в России. В одни и те же дни мы празднуем Светлое Рождество и Пасху. Христиане, эфиопские сотрудники госпиталя, соблюдают все посты, хотя посты намного строже наших, они постятся ещё три дня в неделю (понедельник, среда, пятница). Местные жители очень набожны, благочестивы, почитают святыни, но не всегда могут объяснить, что та или иная традиция означает. С особым благоговением относятся эфиопы к церкви. Рядом с госпиталем находится церковь Лидетта, я наблюдала, как они начинают креститься за несколько сот метров от храма, ползут к нему на коленях, целуют ворота, ведущие к храму. По воскресеньям пройти возле Лидетты очень сложно, кажется, все христианское население Аддис-Абебы отправляется на молитву в храмы. Желающих столько, что многие не могут попасть в храм, не помещаются даже на территории храма. Толпы людей в белых шаммах стоят за воротами, жгут свечи и слушают литургию через громкоговорители. Теперь понятно, от какого песнопения мы часто просыпаемся по утрам.

Христианская вера имеет очень глубокие корни и уходит в глубь веков, она помогла православной Эфиопии выстоять во враждебном мусульманском окружении и сохранить её. И хотя сейчас количество мусульман превышает количество христиан, а мечетей в АддисАбебе и по стране больше чем православных церквей, эти две религии мирно сосуществуют рядом. Самое приятное осознавать, что в современной Эфиопии отсутствуют волнения на религиозной и этнической почве. Это ещё раз подтверждает отсутствие религиозного фанатизма среди эфиопов, несмотря на наличие глубоких корней христианской веры, уходящими в IV век н. э.

Эфиопское Христианство играет важную роль в жизни современной Африки. Вместе с богатым и оригинальным наследием Церкви, история которой охватывает 2 тысячи лет, оно вносит уникальный вклад в историю и развитие Христианства.

Литература

1. «Северо-Восточная Африка в средневековом мире». «Наука», 1980.

2. The Beauty of historic Ethiopia. 2006.

4.Журнал «Путешествие по свету», 2007.

1.Введение.

2.Аксумскре царство.

3.Легенда о Ковчеге Завета.

4.Лалибэла.

5.Тридцатилетняя война между христианской Эфиопией и мусульманским имаматом.

7.Создание центрального государства.

8. Эфиопская Православная Церковь Тэуахэдо.

9.Взаимодействие Русской Православной и Эфиопской церкви.

10 Заключение.