Есть ли душа у животных? Попадут ли животные в рай

Почему-то принято считать, что душа есть только у человека. Но это не так. Она имеется и у животных. Это признавали как видные умы человечества, так и многие служители церкви. Например, Л. Н. Толстой однажды сказал, что человек способен жалеть животных потому, что чувствует: в них живет то же, что и в нем. Другой видный писатель, Г. Д. Торо, словно дополнил его слова, высказав свое неверие тем религиозным деятелям и философам, которые называют зверей "бездушными машинами". Но, дабы избежать голословности, давайте посмотрим, есть ли душа у животных с разных точек зрения - со стороны разных религий, науки и эзотерики.

Наука и душа

Отрицать наличие некой духовной субстанции не могут психологи, так как название науки, коей они занимаются, с древнегреческого языка переводится как «учение о душе». Как известно, эти специалисты корректируют и анализируют поведение людей, учат строить отношения с окружающим миром. Зоопсихологи занимаются тем же самым, но только объектом для их исследований является не человек, а животное. И если питомцы способны понимать речь человека, любить или злиться, различать друзей и врагов, не говорит ли это о том, что душа у них действительно есть?

Кто-то сейчас скажет, что современная наука не признает существование таковой в каком-либо состоянии даже у людей, не то что у зверей. Это не совсем так. Например, Наталья Бехтерева (директор НИИ мозга человека) писала о том, что сознание существует даже после К подобным выводам сравнительно недавно пришли и голландские физиологи. А что же такое сознание? Если прочесть в "Википедии", это состояние психической жизни человека, которое выражается в переживаниях событий внешнего мира и жизни индивида. Очень похоже на определение души, которое дают некоторые религиозные деятели. Не правда ли?

Стоит отметить, что в зарубежных научных изданиях опубликовано множество описаний исследований, которые доказывают возможность существования души. Будем надеяться, что скоро энтузиастам удастся «потянуть за ниточку» и вытянуть всю правду о наличии таковой как у человека, так и у животного. Ведь доказали же они существование параллельных миров. А ведь в их наличие тоже некогда никто не верил.

Православие и душа

Если задать вопрос священнику, есть ли душа у животных, скорее всего, он приведет цитату из книги Священного писания. Там говорится, что Бог дал зелень травную в пищу всем земным зверям, в которых есть душа: и птицам небесным, и всякому пресмыкающемуся (написано от лица самого Господа). Таким образом, православие признает наличие духовной субстанции у всех живых существ. А вот как определять термин «душа» и бессмертна ли она - это уже совсем другой вопрос.

Стоит заметить, что, если отвечать на вопрос, есть ли душа у животных, по Библии можно вспомнить и другие цитаты. Например, в книгах Моисея говорится, что после убийства животного его кровь следует слить в землю, а не кушать, поскольку в крови душа. Соломон упоминает: человек и животное - по сути одно и то же. В Книге пророка Исайи говорится, что после установления на Земле Царства Небесного в него смогут войти не только чистые духом люди, но и братья их меньшие. Мол, тогда все будут жить дружно и мирно, никто никого не станет убивать и есть.

Интересно, что о кошках в Библии говорится лишь вскользь, в послании Иеремии 1:21: «… и ласточки, и другие птицы, лазают по ним и кошки». Но это не значит, что такой домашний питомец - отрицательный персонаж в христианстве. Просто израильтяне тогда были глубоко возмущены раболепным отношением к нему соседей-египтян, потому ничего о нем не написали. Таким образом, нельзя точно сказать, есть ли душа у кошек. Но одно известно точно: многие священнослужители пускают питомцев поспать у алтаря и запрещают выгонять их из Церкви. Собакам нельзя заходить в храм только потому, что они не умеют себя прилично вести и могут залаять во время службы.

Буддизм и индуизм

Индуисты на вопрос, имеют ли животные душу, отвечают, что да. По их мнению, после смерти своего обладателя она может попасть в тот же самый Рай или Ад, куда уходит дух человека. Затем она получает перевоплощение, становится чем или кем угодно - от простейшего микроорганизма до человека, в зависимости от накопленной кармы.

Буддисты отрицают существование души. Они верят, что вокруг есть лишь постоянный общий поток Сознания, который принимает разные формы. А Рай или Ад для всех живых существ - лишь психологическое состояние. Каждый, будь то человек или кошка, создает их для себя, выбирая жизненный путь. Кроме того, буддисты верят в перевоплощение человека и животных в следующей жизни. По их мнению, живые существа в результате реинкарнации могут стать духами, низшими или высшими божествами, людьми или зверьми. Здесь все, как и в индуизме, будет зависеть от кармы.

Есть ли душа у животных по исламу?

Коран учит терпеливыми, милосердными и справедливыми по отношению не только друг к другу, но и к животным. Одним из самых положительных персонажей у мусульман считается кошка, так как пророк Мухаммед особо выделял этого питомца: сажал на колени во время проповеди, пил из одной посуды с нею, а однажды даже отрезал рукав одеяния, чтобы не разбудить спящего зверька. Что касается того, попадают ли животные в рай, согласно Корану, ответ прост: нет. Душа четвероногих друзей смертна и после гибели своих обладателей обращается в прах.

Мифология

Существует множество разных мифов, в которых упоминаются души животных. Например, у якутских народов в фольклоре есть такое существо, как Абаас, живущий под землей. Он вырастает из камня черного цвета. Сначала питается той же едой, что и люди. А после, когда превращается в гиганта ростом с дерево, начинает охотиться на человека. Родственники больных или умерших людей ранее приносили ему в жертву разных зверей, чтобы обменять их души на человеческие.

В японской мифологии существуют некие Сикигами. Этих духов способен вызвать знаток Омме-до. Согласно легендам, существа выглядят как птицы или звери. Также они могут вселиться в любого животного и управлять его телом и душой. Способны вырваться из-под контроля мага и начать «командовать» им самим. Так что если вы ищете ответ на вопрос, есть ли душа у животных согласно мифологии, знайте: да, она у них имеется.

Философия и душа

Философию хоть и невозможно назвать точной наукой, однако она дает наиболее точный ответ на вопрос: имеется ли душа у животных? Например, Татьяна Горячева в своей книге «Святые животные» высказала мысль, что животные вынуждены «стенать и мучиться» возле человека, ожидая пришествия Божьего Царствия. Мол, они уже готовы вслед за мучениками войти в Церковь и даже «обожиться». Также она напоминает о житии целителя Пантелеймона, на которого, согласно легенде, не хотели нападать дикие звери. Животные были убиты и брошены на съедение птицам, однако те до них даже не дотронулись. Трупы долго лежали на солнце нетленными, представляя собой мощи святых зверей.

Английский писатель говорил, что если душа - это способность быть благодарным и преданным и любить, то у зверей, в отличие от многих людей, она точно есть. Доктор Уилл Татл сокрушался, что человек часто вглядывается в космос в надежде увидеть хоть кого-то похожего на него, в то время как сам окружен тысячами разумных существ, способности которых еще не открыты и не оценены. Георгий Вицин мечтал, чтобы все люди подкармливали животных. Интересно, что когда актера хоронили, все бродячие животные, которым он давал корм, вышли вместе с людской толпой, чтобы проводить его в последний путь.

Можно еще долго перечислять всех философов, которые отзывались о зверях как о разумных и душевных существах: от Сократа до Питера Сингера, опубликовавшего в 1975 году книгу «Освобождение животных», ставшую настольной для многих активистов, занимающихся защитой прав меньших братьев человека. Но не стоит ли здесь упомянуть, что сам человек далеко не Бог и не ангельское существо. Он - представитель животного мира. И если у него есть душа, то почему у зверей ее не должно быть?

Эзотерика и душа

Можно долго отрицать возможность существования души у животного, но стоит подойти к любимой кошке (или собаке) и заглянуть ей в глаза, чтобы понять: она есть. Эзотерики говорят, что домашние питомцы селятся рядом с людьми не только потому, что им так комфортнее и легче жить, но и чтобы оберегать своего владельца от различных напастей. Например, рыжие коты способны лечить разные болезни и приоткрывать «двери» в потусторонний мир, а черные - оберегают своих любимцев от магии, порчи и сглаза.

Некоторые экстрасенсы верят, что души зверей после смерти остаются возле людей в виде некой энергии и помогают им всем, чем только могут: предупреждают в случае опасностей, отводят беду и так далее. Они твердят, что иногда можно даже почувствовать душу любимого зверька рядом или увидеть его самого. Однако тут же противоречат сами себе, говоря, что под видом бывших питомцев к человеку иногда являются бесы. Стоит ли им верить - это большой вопрос.

Куда уходят животные после смерти?

Существует множество версий про то, есть ли душа у животных. В православии, например, как уже говорилось выше, даже в Библии есть цитаты, которые свидетельствуют, что она у них имеется. Но тогда куда же она уходит после смерти? На этот счет существует множество разных теорий. Самые популярные из них:

  • проходит стадию реинкарнации и перерождается;
  • присоединяется к некой «мировой душе»;
  • попадает в Рай (недаром же на многих иконах нарисованы звери и птицы?!);
  • остается возле человека в виде электромагнитного импульса;
  • превращается навсегда в прах, да и вообще, ее нет (по версии атеистов).

Думается, здесь каждый должен выбрать ту версию, которая нравится ему более всего. Ведь невозможно же заставить человека поверить в Рай, если он скептично относится к существованию самого Бога. Что касается того, бессмертна ли душа животных, здесь тоже нет определенного ответа.

Можно ли молиться за животных?

Заботиться о животных - прямая обязанность человека, по мнению многих священнослужителей. Например, игумен Свято-Георгиевского монастыря Даниил говорит, что люди не только могут, но и обязаны молиться о своих питомцах. Обращаться для этого можно к их покровителям: святым Косьме и Дамиану, мученику Афиногену, святому Власию, преподобному Сергию Саровскому и Сергию Радонежскому, кормившему при жизни животных с рук. Но лучше всего, по словам служителя Церкви, "идти" непосредственно к Богу, так как подать просимое может только Он.

Есть ли душа у растений?

Некоторые спрашивают, есть ли душа у животных и растений. Про существование этой субстанции у зверей мы уже говорили в этой статье. А вот про наличие ее у растений - пока нет. Это тема для большой отдельной публикации. Единственное, что можно сейчас сказать: цветы, деревья и травы рождаются, растут, погибают, умеют любить. Было много случаев, когда они погибали сразу после смерти своего хозяина, как бы хорошо за ними ни ухаживали другие люди. Поэтому их можно назвать "живыми". А раз так - то, скорее всего, у них тоже есть душа, пусть и не похожая на ту, которая имеется у человека.

В качестве заключения

Сегодня мы попытались определить, есть ли у зверей душа. Многое говорит о том, что она действительно имеется. Но точно об этом могут знать только высшие существа: Бог, ангелы и так далее. Современный же человек вряд ли когда ответит на этот вопрос. Точно так же он не сможет сказать, встречаются ли души умерших людей и животных. Но хочется верить, что все возможно. Удачи вам!

(Бердникова Наталья, 16 лет)
- Проходим, не толпимся! Новоприбывших прошу занимать очередь! Экспресс до рая уходит через 5 минут!

Я оглянулся вокруг.

Розовые облака простирались до горизонта, впереди виднелись золотые ворота. Я пошел к ним. Вокруг я видел множество часов - все они стояли.

Что это? - спросил я.

Это часы жизни. Где-то здесь есть и твои. Они останавливаются, когда приходит твое время, или ломаются, если ты умираешь раньше положенного срока, - пояснил медведь, идущий рядом.

Я пошел к воротам.

Все вокруг толпились, торопились занять очередь. Кто-то сзади крикнул: "Проходи, не задерживай очередь!". Я шагнул вперёд. Через некоторое время я стал первым в очереди. Передо мной стояла тумба, за ней сидел заяц, что-то строча в огромную в золотой обложке книгу.

Ставьте отпечаток! Вот сюда.

Я протянул лапу, плюхнул её в баночку с золотым порошком и поставил свой отпечаток.

Проходим! Проходим! - без умолку кричал кролик. - Занимаем места! Вот ваш билет, проходим, проходим!

Я взял золотой билетик и прошёл вперед. На билете были указаны номер моего вагона и место. Я прошёл к поезду. Он был весь белый. У каждого вагона стояли проводники. Я нашёл девятый вагон и подошёл к проводнику.

Как? Тебе не объяснили?

Ты умер! Это экспресс до рая, вот твой вагон. Садись.

Но как? Там остались мои дети, маленькие волчата. Они пищали от голода, когда я уходил на охоту…

Что поделать - все что-то оставляют в ТОМ мире, когда умирают. Заходи в вагон.

Я прошёл в вагон, занял свое место. Вскоре рядом сели еще животные.

Вы тоже умерли?

Да. Разве ты не видишь, мы сидим тут рядом с тобой, - ответила лиса.

Но как? Я не помню, что случилось. Помню только, как пошёл на охоту… И вот я уже здесь.

Это пройдет, скоро все вспомнишь, - проговорила лиса.

Послышался гудок, еще один - и поезд тронулся. Через некоторое время я почувствовал странную боль в груди. Я закрыл глаза и увидел двух мужчин - они смеялись, у них в руках были ружья. Затем я услышал только один звук выстрела. Как больно! Я не слышал звук поезда, а лишь хохот и выстрел.

Меня убили люди!

Вот ты и вспомнил. Это охотники.

Как же больно!.. Они смеялись! Но… разве люди охотятся? Я слышал, у них полно еды.

Люди охотятся не для того, чтобы добыть себе еду. Это их развлечение.

Развлечение?! Разве охота - это развлечение?

Для нас, животных, - нет. Для нас это необходимость, закон жизни. Именно поэтому все мы попадаем сюда, в рай… Но не все люди удостаиваются такой чести. Те из них, кто при жизни совершал плохие поступки, вновь возвращается на землю… Но уже в обличье того, кому они причинили боль. Так и те, кто убил тебя, когда-нибудь превратятся в волка, и они тоже пойдут на охоту, чтобы прокормить своих детей. И тогда… Неслучайно у людей есть выражение - "почувствовать на своей шкуре"… Придет момент - и они почувствуют все, что пережил ты.

Всю дорогу я не мог прийти в себя. "Почему?" - задавался я вопросом.

Мы прибыли, поезд остановился, все стали выходить из вагонов. Вокруг по-прежнему были облака. Дорога, выложенная из белых камней, вела куда-то вдаль. При выходе из вагонов каждому выдавались белое платье, нимб и пара золотых крылышек…

Вот так я попал в рай. Сижу на облаках, наблюдаю за вами. Здесь хорошо: ешь что захочешь и когда захочешь… Но одна мысль не дает мне покоя: что стало с моими малышами? Мне кажется, что я слышу их голодное поскуливание… А еще я думаю, что станет с людьми, если каждый из них выйдет на охоту…

Ас-Саляму алейкум!

Уважаемые знающие братья ответьте! Слышал что есть 10 животных, которые попадут в рай. Есть ли такой хадис? А на счет того, что животные друг перед другом ответят это правда? Точно не помню слова Аллаха или хадис, но говорится с примерным смыслом, что это день справедливости и даже безрогий баран будет бить рогатого, за то что тот ударил его при жизни имея преимущество в рогах.Есть животные которые попадут, это помоему баран котрого зарезал Ибрахим (мир ему) верблюдица Пророка,салляллаху алейхи ва салям. Правда ли это и есть ли такой хадис? И есть ли указание в шариате что животные будут в раю или в аду, или тоже будут воскрешены на судный день? Приведите пожалуйста доводы и слова ученых!

Ва алейкум салям ва рахматуллах!

Слышал что есть 10 животных которые попадут в рай- есть ли такой хадис?

Такого хадиса скорее всего нет. Об этом передается от Мукъатиля, который сказал, что десять животных будут в раю:
верблюдица Салиха, теленок Ибрахима, баран Исма’иля, корова Мусы, рыба Юнуса, осел Азиза, муравей Сулеймана, удод Балкъиса, собака обитателей пещеры и верблюдица Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует!
Во-первых, то, что при передаче этого сообщения использовано слово «передается», указывает на слабость данного сообщения.
Во-вторых — Мукъатиля обвиняли во лжи. Ибн Хиббан говорил о нем, что он брал от иудеев и христиан знания о Коране, которые совпадали с их книгами. Он уподоблял Господа своим творениям, и вместе с этим был лжецом. См. «аль-Маджрухин» 2/15. Похожие высказывания также приводятся в других книгах, например, «ат-Та’диль ва-т-таджрих» (1/197) аль-Баджи; «ад-Дуафаъ» (1/136) Ибн аль-Джаузи, и др.
Основываясь на этом нельзя доверять данному высказыванию.

А на счет того что животные друг перед другом ответят это правда? точно не помню слова Аллаха или хадис но говорится с примерным смыслом что это день справедливости и даже безрогий баран будет бить рогатого, за то что тот ударил его при жизни имея преимущество в рогах.

عن أبي هريرة أن رسول الله صلى الله عليه و سلم قال
لتؤدن الحقوق إلى أهلها يوم القيامة حتى يقاد للشاة الجلحاء من الشاة القرناء

Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «В День воскресения обязательно будут соблюдены права имеющих право и даже к безрогому барану приведут рогатого» . Этот хадис передали Муслим 2582, ат-Тирмизи 2420.

И есть ли указание в шариате, что животные будут в раю или в аду, или тоже будут воскрешены на судный день?

От Абу Хурайры сообщается о том, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Аллах рассудит между Своими творениями: джинами, людьми и животными. И, поистине, в тот день животное, у которого не было рог, возьмет возмездие от животного, у которого были рога. И когда уже не останется у одного из них права на другого, скажет Аллах: “Будьте прахом!” И тогда скажет неверующий: “О, если бы я был прахом!”» (сура Весть, 40)
Шейх аль-Албани после того как привел этот хадис в «Сильсиля ас-сахиха» (1966) сказал: «Его привел Ибн Джарир в своем «Тафсире» от Исма’иля ибн Рафи’и аль-Мадани от Язида ибн Зияда от Мухаммада ибн Ка’ба аль-Курази от человека из числа ансаров от Абу Хурайры от пророка, да благословит его Аллах и приветствует.
Я (аль-Албани) говорю: этот иснад слабый, об Исма’иле ибн Рафи’и аль-Мадани, хафиз (Ибн Хаджар) сказал о нем: «У него слабая память»…
Однако шейх аль-Албани привел после этого хадиса два асара, смысл которых подобен вышеупомянутому хадису, от Абу Хурайры и ‘Абдуллы ибн ‘Амра ибн аль-‘Аса, которые также приводятся в «Тафсире» Ибн Джарира ат-Табари, и сказал, что эти два асара возвышают степень, вышеприведенного хадиса до достоверного.
Эти асары: От Абу Хурайры сообщается, что он сказал: «Поистине, Аллах соберет все творения: всех животных, птиц и людей. И Он скажет животным и птицам: “Будьте прахом!” И тогда скажет неверующий: “О, если бы я был прахом!”»(Весть,40)
После этого асара шейх аль-Албани сказал: «И этот иснад достоверный, передатчики его заслуживают доверия, передатчики, которые встречаются у Муслима, кроме Ибн Саура, а он Мухаммад ас-Сан’ани. И хотя этот асар от сподвижника (Абу Хурайры), однако он является сильным подтверждением для того хадиса от пророка, да благословит его Аллах и приветствует, так как такое не говорят от себя. Также его подтверждает, что есть также у Ибн Джарира от ‘Ауфа от Абуль-Мугъиры от ‘Абдуллы ибн ‘Амра, что он сказал: «Когда наступит Судный день, будет распростерта земля, и будут собраны животные. Потом будет возмездие между животными. Барану, у которого не было рог, будет возмещено от барана, у которого были рога за то, что он бодал его. И когда возмездие между животными закончится, Он скажет им: “Будьте прахом!” И тогда скажет неверующий: “О, если бы я был прахом!”» (Весть,40)
Есть еще вот такие хадисы:
Сообщается, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Все мухи будут в Огне, кроме пчёл». Этот хадис передали аль-Баззар, Абу Я’ля 4231 и ат-Табарани со слов Ибн ‘Умара (13467), а ат-Табарани со слов Ибн ‘Аббаса (11058) и Ибн Мас’уда (10487). Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 3442.
Аль-Хайсами в «аль-Маджма’» 10/390 сказал: «Его передал Абу Я’ля и его передатчики заслуживающие доверия». Хусайн Сулейм сказал: «Его иснад хороший». См. «Та’ликъ аля Муснад Абу Я’ля» 7/230.
Похожие хадисы с хорошими иснадами от Ибн ‘Аббаса (11058), Ибн ‘Умара (13467) и Ибн Мас’уда (10487) передал ат-Табарани. В совокупности с его путями этот хадис является достоверным.
Аль-Мунави сказал: «Все мухи будут в огне» — для того, чтобы ими подвергать мучениям обитателей Огня, а не для того, чтобы подвергать мучениям их (мух). Так это растолковал аль-Хаттаби.
«Кроме пчёл» — так как в них есть исцеление (или лечебное средство)». См. «Файдуль-Къадир» 3/569.
В «Мусаннафе» ‘Абду-р-Раззакъа (9415) передается от ас-Саури, который передал от Лейса, который передал от Муджахида, сообщившего от ‘Убайды ибн ‘Умайра или Ибн ‘Умара о том, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Все мухи будут в Огне, кроме пчёл» , и он запрещал убивать их, а также сжигать еду.

Саубан (да будет доволен им Аллах) рассказывал, что однажды, когда он стоял рядом с посланником Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), подошел один из иудейских раввинов ….
Он спросил: «Кто будет первыми из людей, кому будет позволено (перейти мост ас-Сырат)?» Пророк (мир ему и благословение Аллаха) ответил: «Бедняки из числа мухаджиров». Иудей спросил: «А что им будет подарено, когда они войдут в Рай?»
Пророк (мир ему и благословение Аллаха) ответил: «Самую лакомую часть печени кита». Он спросил: «А что будет их пищей после этого?» Он (мир ему и благословение Аллаха) ответил: «Для них будут зарезаны Райские буйволы (быки), которые паслись на его окраинах». Он спросил: «А что они будут пить?» Он (мир ему и благословение Аллаха) ответил: «Питье их будет из (Райского) источника, который называется “Сальсабиль”». Муслим 315 (часть длинного хадиса).

Сообщается, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Вытирайте слизь с овец и очищайте их загон, молитесь рядом с их загоном, ибо поистине, они из числа животных рая» . Этот хадис передали аль-Байхакъи в «аль-Ма’рифа» со слов Абу Хурайры. Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 1385, «ас-Сильсиля ас-сахиха» 1128.
_______________________________________________
Если слово «ругъам» писать с фатхой – «рагъам», то у него будет такой смысл: «удаляйте пыль с овец». Имеется в виду, что овец следует содержать в чистоте и ухаживать за ними, как об этом говорил имам аль-Мунави в «Файдуль-Къадир». Аллах же знает об этом лучше всех!
ВаЛлаху а’лям!

На иконе Рождества Христова мы видим вола и осла, склонившихся над лежащим в яслях Богомладенцем. Некоторые святочные вертепы напоминают Ноев Ковчег: тут и овцы с пастухами, и караван верблюдов. О том, как относится Церковь к братьям нашим меньшим, "Правде.Ру" рассказал иеромонах Никанор (Лепешев), преподаватель Хабаровской духовной семинарии.

— Отец Никанор, у животных, согласно православному учению, есть душа?

— В Книге Бытия животные, рыбы и птицы названы "душой живой". Ее наличием они отличаются, например, от растений, небесных светил и т. д. Но также из Писания мы знаем, что "душа животных в крови их" и умирает вместе с телом. В этом — ее главное отличие от бессмертных человеческих душ, которые продолжают жить и после смерти тела. Таким образом, среди обитателей видимого мира выстраивается духовная иерархия, по признаку наличия или отсутствия души, а также ее бессмертия или смертности. И из всех творений Божиих только человек создан по образу и подобию своего Творца.

— Есть мнение, что в Царствие Небесное попадут все животные, которых любил кто-либо из попавших туда людей. Что говорили об это святые отцы?

— В момент Второго Пришествия Христа, как говорит апостол Павел, "последний враг истребится — смерть". То есть она отпустит все и всех, кого поглотила за время своего царствования в материальном мире. Ничто из сотворенного Господом не канет в полное небытие, Божие творение будет восстановлено во всей своей полноте. О том, что для животных тоже найдется место в обновленном мироздании, говорит пророк Исайя: "Тогда волк будет жить вместе с ягненком, и барс будет лежать вместе с козленком; и теленок, и молодой лев, и вол будут вместе". А преподобный Нектарий Оптинский, очень любивший кошек, говорил, что из всех животных именно они первыми войдут в рай.

Но вот относительно того, будут ли с наступлением вечного Царствия Христова воскрешены все прежде умершие животные, у богословов существуют разные мнения. Одни думают, что да, будут. Другие же считают, что, если говорить о животных, то для Творца значение имеют не отдельно взятые особи, не индивиды того или иного вида, а лишь сами виды.

Лично я — большой любитель братьев наших меньших, и потому думаю, что в очах Божиих каждое Его творение неповторимо и ценно. И то, как относились к своим бессловесным друзьям святые, укрепляет меня в этом мнении. Вспомним и преп. Герасима Иорданского с его львом, и преп. Серафима Саровского с его медведем, преп. Брендана Мореплавателя с его китом, и многих других подвижников. Но настаивать на своей точке зрения я не могу, поскольку все это сфера частных богословских суждений, и то или иное мнение по данному вопросу никак не влияет на наше спасение. Так что истину все мы узнаем только после Страшного Суда.

— Слишком сильно привязываться к животным — это грех?

— Любить животных так же сильно, как людей или, тем более, сильнее людей — конечно же, грех. В подлинной любви существует своя иерархия: на первом месте — всегда Бог, на втором — наши ближние, то есть окружающие нас люди, созданные по образу и подобию Божию. И уже на третьем месте — бессловесные животные, братья наши меньшие. Любить животных, как прекрасные божии создания, жалеть их, заботиться о них — просто необходимо. А вот иметь к ним пристрастие, чрезмерную привязанность — это уже нарушение заповеди "не сотвори себе кумира". Так как в этом случае мы в своем сердце воздвигаем идола, который заслоняет от нас и Бога, и окружающих людей.

— Можно ли православным держать в доме собак? Правда ли, что собаки — нечистые животные?

— Деление животных на чистых и нечистых существовало только в Ветхом Завете. В Новом Завете, с отменой ритуальной стороны Закона Моисеева, эти нормы потеряли для нас всякое значение. Ни в Евангелии, ни в посланиях апостолов, ни в творениях святых отцов, ни в деяниях соборов, мы не найдем каких-либо указаний на то, что одни животные — чисты перед Богом, а другие — осквернены. Новый Завет знает лишь понятие нравственной скверны — то есть греха. Животные же по определению безгрешны. То есть с нравственной точки зрения нечисты вовсе не братья наши меньшие, а мы.

Поэтому собака ничуть не более осквернена, чем кошка, или мышка, или канарейка, или аквариумная рыбка, или летающий по комнате комар. В Книге Бытия сказано, что всякое творение Божие — "добро зело", то есть "хорошо весьма". Это, конечно, вполне относится и к таким замечательным друзьям человека, как собаки. И какие-то предубеждения против них есть не более чем отголоски или ветхозаветного законничества, или языческого суеверия.

Бытует поверие: если в храм забежит собака, его необходимо после этого заново освящать. Так вот, на самом деле никаких церковных канонов, говорящих об этом, просто не существует. В Книге Правил есть запрет вводить животных в храм, но там не уточняется, о ком именно идет речь. И согласно авторитетным толкователям, смысл этого канона вовсе не в том, что животное своим присутствием осквернит храм, а в том, чтобы не профанировать дом Божий, сохранять к нему благоговение и не использовать церковное здание не по назначению. А в Большом Требнике есть только один чин переосвящения храма, связанный с животными: он совершается в том случае, если животное умерло или родило в храме. И опять никаких особых указаний относительно собак.

У священномученика Киприана Карфагенского есть замечательные слова: "Обычай без истины есть всего лишь застарелое заблуждение". И их вполне можно отнести к странному мнению, будто собака — нечистое животное, которое даже нельзя держать в доме.

Иллюстрация: Адам дает имена животным. Фреска Феофана Критского, 1527 г.

На иконе Рождества Христова мы видим вола и осла, склонившихся над лежащим в яслях Богомладенцем. Некоторые святочные вертепы напоминают Ноев Ковчег: тут и овцы с пастухами, и караван верблюдов. О том, как относится Церковь к братьям нашим меньшим, "Правде.Ру" рассказал иеромонах Никанор (Лепешев), преподаватель Хабаровской духовной семинарии.

— Отец Никанор, у животных, согласно православному учению, есть душа?

— В Книге Бытия животные, рыбы и птицы названы "душой живой". Ее наличием они отличаются, например, от растений, небесных светил и т. д. Но также из Писания мы знаем, что "душа животных в крови их" и умирает вместе с телом. В этом — ее главное отличие от бессмертных человеческих душ, которые продолжают жить и после смерти тела. Таким образом, среди обитателей видимого мира выстраивается духовная иерархия, по признаку наличия или отсутствия души, а также ее бессмертия или смертности. И из всех творений Божиих только человек создан по образу и подобию своего Творца.

— Есть мнение, что в Царствие Небесное попадут все животные, которых любил кто-либо из попавших туда людей. Что говорили об это святые отцы?

— В момент Второго Пришествия Христа, как говорит апостол Павел, "последний враг истребится — смерть". То есть она отпустит все и всех, кого поглотила за время своего царствования в материальном мире. Ничто из сотворенного Господом не канет в полное небытие, Божие творение будет восстановлено во всей своей полноте. О том, что для животных тоже найдется место в обновленном мироздании, говорит пророк Исайя: "Тогда волк будет жить вместе с ягненком, и барс будет лежать вместе с козленком; и теленок, и молодой лев, и вол будут вместе". А преподобный Нектарий Оптинский, очень любивший кошек, говорил, что из всех животных именно они первыми войдут в рай.

Но вот относительно того, будут ли с наступлением вечного Царствия Христова воскрешены все прежде умершие животные, у богословов существуют разные мнения. Одни думают, что да, будут. Другие же считают, что, если говорить о животных, то для Творца значение имеют не отдельно взятые особи, не индивиды того или иного вида, а лишь сами виды.

Лично я — большой любитель братьев наших меньших, и потому думаю, что в очах Божиих каждое Его творение неповторимо и ценно. И то, как относились к своим бессловесным друзьям святые, укрепляет меня в этом мнении. Вспомним и преп. Герасима Иорданского с его львом, и преп. Серафима Саровского с его медведем, преп. Брендана Мореплавателя с его китом, и многих других подвижников. Но настаивать на своей точке зрения я не могу, поскольку все это сфера частных богословских суждений, и то или иное мнение по данному вопросу никак не влияет на наше спасение. Так что истину все мы узнаем только после Страшного Суда.

— Слишком сильно привязываться к животным — это грех?

— Любить животных так же сильно, как людей или, тем более, сильнее людей — конечно же, грех. В подлинной любви существует своя иерархия: на первом месте — всегда Бог, на втором — наши ближние, то есть окружающие нас люди, созданные по образу и подобию Божию. И уже на третьем месте — бессловесные животные, братья наши меньшие. Любить животных, как прекрасные божии создания, жалеть их, заботиться о них — просто необходимо. А вот иметь к ним пристрастие, чрезмерную привязанность — это уже нарушение заповеди "не сотвори себе кумира". Так как в этом случае мы в своем сердце воздвигаем идола, который заслоняет от нас и Бога, и окружающих людей.

— Можно ли православным держать в доме собак? Правда ли, что собаки — нечистые животные?

— Деление животных на чистых и нечистых существовало только в Ветхом Завете. В Новом Завете, с отменой ритуальной стороны Закона Моисеева, эти нормы потеряли для нас всякое значение. Ни в Евангелии, ни в посланиях апостолов, ни в творениях святых отцов, ни в деяниях соборов, мы не найдем каких-либо указаний на то, что одни животные — чисты перед Богом, а другие — осквернены. Новый Завет знает лишь понятие нравственной скверны — то есть греха. Животные же по определению безгрешны. То есть с нравственной точки зрения нечисты вовсе не братья наши меньшие, а мы.

Поэтому собака ничуть не более осквернена, чем кошка, или мышка, или канарейка, или аквариумная рыбка, или летающий по комнате комар. В Книге Бытия сказано, что всякое творение Божие — "добро зело", то есть "хорошо весьма". Это, конечно, вполне относится и к таким замечательным друзьям человека, как собаки. И какие-то предубеждения против них есть не более чем отголоски или ветхозаветного законничества, или языческого суеверия.

Бытует поверие: если в храм забежит собака, его необходимо после этого заново освящать. Так вот, на самом деле никаких церковных канонов, говорящих об этом, просто не существует. В Книге Правил есть запрет вводить животных в храм, но там не уточняется, о ком именно идет речь. И согласно авторитетным толкователям, смысл этого канона вовсе не в том, что животное своим присутствием осквернит храм, а в том, чтобы не профанировать дом Божий, сохранять к нему благоговение и не использовать церковное здание не по назначению. А в Большом Требнике есть только один чин переосвящения храма, связанный с животными: он совершается в том случае, если животное умерло или родило в храме. И опять никаких особых указаний относительно собак.

У священномученика Киприана Карфагенского есть замечательные слова: "Обычай без истины есть всего лишь застарелое заблуждение". И их вполне можно отнести к странному мнению, будто собака — нечистое животное, которое даже нельзя держать в доме.

Иллюстрация: Адам дает имена животным. Фреска Феофана Критского, 1527 г.