Хасиды Умани. Кто такие хасиды, и почему они едут в Умань

Кроме того, Умань раз в году превращается в своего рода мекку для последователей одного из течений хасидизма, которые стекаются сюда тысячами со всего мира. Так почему хасиды едут в Умань и что они делают там? Об этом мы расскажем в этой статье.

Кто едет в Умань?

Хасидизм - это одно из течений в иудаизме. Оно является правым по своей ориентации и близко стоит к ортодоксальному течению, сохраняя при этом свое своеобразие, которое нередко приводит к конфронтации с другими еврейскими религиозными организациями. Надо отметить, что в Умань съезжаются далеко не все последователи хасидизма, который внутри себя также неоднороден. Хасиды Умани - это так называемые брацлавские хасиды. Так называется их течение внутри общего религиозного движения. Наименование это совсем не означает, что все его последователи проживают в Брацлаве - их можно найти в различных странах на всех континентах. Но именно из Брацлава родом их основатель - ребе Нахман. И его персона является ключом к вопросу о том, почему хасиды едут именно в Умань. Дело в том, что в этом городе расположена его могила. И каждый правоверный последователь этой ветви иудаизма считает своим долгом хотя бы раз в жизни приехать на его могилу, чтобы встретить там Согласно убеждениям верующих, это путешествие является залогом высшего благословения, а также удачи, счастья и процветания на весь следующий год. Более того, принять участие в этом паломничестве считается не просто делом святым и богоугодным, но и обязательным для верующего. Вот почему хасиды едут именно в Умань встречать свой Новый год. Не посетить это место хотя бы раз в жизни считается грехом. Но на самом деле очень многие состоятельные хасиды ездят в Умань гораздо чаще. Некоторые и вовсе предпринимают это путешествие ежегодно. В основном это зависит от финансовых возможностей человека. Те же евреи, которые вовсе не могут позволить себе поездку за свой счет, обращаются за помощью к специальным благотворительным иудейским структурам. К примеру, в Израиле действует ряд таких организаций. Они оплачивают паломнику проезд, снабжают питанием и обеспечивают жильем на территории Умани. Паломничество в этот город настолько массовое, что в 2010 году Украина и Израиль даже подписали соглашение о безвизовом режиме между ними.

Кто такой цадик Нахман?

Основатель брацлавской ветви хасидизма с детства готовился к карьере раввина. Но на иудаизм он смотрел несколько непривычно. К примеру, вместо положенных молитв он предпочитал уединяться в лесу или в поле и там подолгу молиться своими словами. В четырнадцать лет его женили на дочери состоятельного еврея. Когда тесть его скончался, он переехал в его город и стал там проповедовать свои идеи среди местных иудеев. Жители прониклись проповедями и избрали его своим учителем, хотя юноше на тот момент не исполнилось еще и двадцати лет. В числе прочего он убеждал иудеев оставить зазубренные молитвы на иврите и молиться от сердца на своем родном идише. Кроме того, он утверждал, что общение со Всевышним не должно быть повинностью, но должно приносить духовное наслаждение и радость. Поэтому он настаивал, что молиться следует с песнями, танцами и с нескрываемой радостью. Все эти особенности составили отличительные черты брацлавского хасидизма. Цадик Нахман посетил Иерусалим, где изучал каббалу, а затем много ездил по родной стране.

Однажды он посетил Умань и решил, что хочет быть похороненным здесь, на еврейском кладбище, где покоились останки жертв еврейских погромов. Сюда он переехал в конце жизни, когда от туберкулеза скончались его жена и двое сыновей. Последнюю свою публичную проповедь он прочитал в преддверии еврейского Нового года, в которой, в числе прочего, завещал его последователем приезжать к нему на могилу после его смерти. Через месяц он скончался и был захоронен на еврейском погосте Умани, согласно своему завещанию. С тех пор паломники стараются ежегодно посещать его могилу, исполняя завет своего учителя.

Состав паломников

Прежде всего надо сказать, что практически все хасиды Умани - это лица мужского пола. Женщины редко принимают в этом ежегодном путешествии участие. Связано это в первую очередь с религиозными традициями, из-за которых паломничество в Умань хасиды совершают без своих жен. Даже дети, которых везут с собой в путешествие исключительно мальчики.

Внешний вид

Что касается внешнего вида, то он достаточно причудлив и необычен, если отталкиваться от общепринятых европейских норм. Даже среди последователей других иудейских течений хасиды порою выделяются своим внешним видом. На головах они носят замысловатые меховые шапки или шляпы, из-под которых свисают вьющиеся локоны на висках, называемые пейсами. Под старомодным капотом или пиджаком скрывается белая рубашка, заправленная в черные брюки. Туфли хасидов не имеют шнурков или бляшек. Кроме того, они стараются не носить галстуков, потому что последние напоминают по своей форме крест, не очень-то чествуемый в иудейских общинах.

Положительное значение для местных жителей

Времени приезда паломников ждут многие жители Умани, которые на этом неплохо зарабатывают. Столь сильный поток иностранцев приводит к повышенному спросу на жилье и на другие товары первой и второй необходимости. Цены в результате этого взлетают в несколько раз, что позволяет предприимчивым местным жителям хорошо подзаработать.

Отрицательное значение для местных жителей

Тем не менее не все так однозначно. Многие из местных жителей имеют претензии к тому, что делают хасиды в Умани, помимо своих религиозных церемоний. В первую очередь жалобы относятся к их поведению и манере обращения с не евреями, характеризующимися высокомерием. Особенно это касается приезжих из Израиля, которые на фоне своих европейских, американских и австралийских единоверцев выглядят дико. Кроме того, во время праздника хасидов местные жители испытывают определенный дискомфорт. Привычный ритм жизни прекращается, и город как бы замирает. Многие чувствуют себя находящимися в карантине, когда паломники съезжаются в Умань. Новый год хасиды действительно справляют, что называется, от души. Их вероучение особенное внимание уделяет таким вещам, как религиозная экзальтация, радость, эмоциональное напряжение в ходе молитв и религиозных практик. Экспрессивные, яркие, динамичные проявления религиозного чувства для хасидов - привычное явление, которое действительно может впечатлить и даже слегка напугать не знакомого с ними человека.

Еще одна проблема связана с загрязнением города во время празднования Нового года. Основная масса паломников приезжает из Израиля, в котором действуют суровые законы и взимаются немалые штрафы с тех, кто мусорит на улице. Украина же отличается полным безразличием к этой проблеме, поэтому многие приехавшие гости не стесняются мусорить где хотят. Опять же, здесь часто отмечают разницу менталитета между американскими и европейскими хасидами и верующими, приехавшими из Израиля. Последние оставляют так много грязи на улицах, что специальные службы едва успевают убирать мусор. Еврейской организации, которая организует паломничества в Умань, даже приходится нанимать для уборки мусора работников из числа местных жителей.

Нередко отмечаются также эпизоды хулиганского поведения, которое демонстрируют хасиды Умани. Известны случаи оказания сопротивления милиции прибывшими паломниками. Почему хасиды в Умани себя склонны так вести, трудно сказать однозначно. Но регулярно кого-либо из них приходится депортировать из страны.

Начало паломничества

Когда в Умань приезжают хасиды? Основная масса паломников стягивается в Умань, как было сказано выше, к еврейскому Новому году, который называется Рош-Хашана. Однако самые первые из них приезжают сюда еще за неделю до этого, чтобы успеть снять лучшее жилье и подготовиться к празднику. Как правило, это наиболее состоятельные представители общины, так как стоимость жилья может достигать более тысячи долларов в сутки за человека. Примерно за четыре-три дня до начала торжеств начинается массовый заезд паломников. Специальные автобусные рейсы привозят их из и Одессы. Всех их свозят в одно место, располагающееся на улице Челюскинцев. Там у приезжих тщательно проверяют документы и багаж на наличие запрещенных к провозу предметов и веществ. Этот своеобразный распределительный пункт надежно охраняет милиция и специальные силовые подразделения города. Далее паломники направляются на улицу Пушкина, где происходит их общий сбор. Впрочем, уже в пункте прибытия местные жители атакуют прибывших гостей с предложениями об аренде жилья, так что многие приезжие хасиды Умани отправляются сразу в свои апартаменты.

Проживание паломников

В пункте прибытия, помимо правоохранительных органов, присутствуют и представители еврейских структур, которые занимаются организацией паломничества. Они встречают приезжих, помогают переводить с языка на язык и ведут учет прибывших. Как уже было сказано, из пункта прибытия после всех необходимых процедур паломники направляются на улицу Пушкина, где собираются все евреи, посещающие Умань. Паломники-хасиды находят здесь себе жилье. В основном в этом им помогают местные жители, любезно предоставляющие в аренду свое собственное жилище за довольно приличные деньги. Цена на последнее зависит от места расположения, этажа, типа и условий проживания. Квартиры в многоэтажных домах на улице Пушкина, Белинского, Кулика и Софьи Перовской наиболее дорого оценивают приехавшие в Умань хасиды. Могила их святого - цадика Нахмана, которая располагается вблизи этих улиц, является тому причиной. Несколько дешевле стоит аренда частных домов в этом же районе. Самым дешевым считается жилье в других, более отдаленных районах. Его нечасто арендуют приехавшие в Умань хасиды. Могила Нахмана, точнее, ее местонахождение, не влияет на ценообразование аренды квартир, расположенных выше пятого этажа, даже если те располагаются в самой непосредственной близости к ней. Дело в том, что во время празднования Нового года иудеям воспрещается пользоваться всеми достижениями цивилизации, в том числе и лифтами.

Проблемы для паломников

Одна из основных проблем для паломников заключается в том, что существующий маршрут Киев - Умань или Одесса - Умань очень неудобен. Действительно, почему хасиды едут в Умань из этих городов на автобусах, тратя больше денег и времени, а не летят напрямую к месту назначения? Ответ заключается в простом факте отсутствия аэропорта. Не так давно, в начале 21 века, его хотели отремонтировать для принятия прямых рейсов из Израиля и других стран. Но результатом этого предприятия стал полный демонтаж аэродрома.

Еще одна проблема состоит в том, что для паломников нет продуманной системы размещения. Построенный для этого отель не способен вместить всех, и большая часть гостей города вынуждены арендовать жилье у местных жителей, которое оказывается достаточно дорогим и не всегда удобным. К тому же сам процесс поиска жилья после изматывающего перелета, путешествия на автобусе, стояния в очереди в пункте прибытия и нескольких досмотров является довольно неприятной процедурой. А если прибавить к этому незнание языка и, соответственно, ограниченные возможности коммуникации с местным населением, то становится понятным, насколько проблемным является съезд хасидов. В Умань тем не менее паломники приезжают, стойко перенося все невзгоды. К тому же существуют посредники, которые стараются решить существующие трудности и обеспечить паломников всем необходимым.

Предложения о переносе могилы цадика Нахмана

Некоторые люди, как среди самих хасидов, так и среди жителей Украины, задаются вопросом о том, почему хасиды приезжают в Умань каждый год, вместо того чтобы просто перенести могилу цадика Нахмана в Израиль. Это облегчило бы жизнь многих приверженцев этого вероучения и сэкономило бы им огромные деньги. С инициативой переноса могилы официально выступил в 2008 году Израиль, предложив перевезти ее в Иерусалим. Израильская сторона была даже готова оставить в случае принятия положительного решения щедрую финансовую компенсацию. Однако проект переноса места захоронения этого иудейского святого так и не был реализован. Поэтому хасиды продолжают ежегодно стекаться в Умань, и число их, между прочим, год от года только растет. Это связано, во-первых, с отменой визового режима, а во-вторых, с широким распространением брацлавского хасидизма в еврейских кругах в последние годы.

Дети в паломничестве

Почему хасиды празднуют Новый год в Умани, мы выяснили. Но зачем некоторые из них везут туда детей? Дело в том, что совершеннолетие в иудаизме наступает значительно раньше, чем то предполагается по светским законам. Так, мальчики уже в 12 лет считаются полноценными мужчинами и членами общины, а соответственно, могут и должны при возможности посещать могилу Нахмана. Кроме того, забирая детей и подростков с собой, родители преследуют и педагогические цели. Таким образом они прививают им уважение к религии, ее традициям и почтение к ее святыням. К тому же не стоит забывать, что многие хасиды компактно живут в общинах, расположенных в неиудейских городах и сильно выделяются на общем фоне населения. Это относится, конечно, в первую очередь к западным странам, хотя даже в самом Израиле иные хасиды выделяются из толпы. Из-за этого дети могут переживать некоторые психологические трудности, поэтому им очень полезно побывать в местах массового скопления их единоверцев, почувствовать свою общность с многотысячным сообществом, очаги которого теплятся по всему миру.

Чем занимаются дети во время паломничества? В принципе, тем же самым, что и взрослые. Кроме того, во время праздника Рош-Хашана, мальчиков учат Торе и религиозному закону.

Отъезд из Умани

Когда уезжают хасиды из Умани? Обычно сразу после праздника. Сам Рош-Хашана длится два дня и по еврейскому календарю выпадает на месяц тишрей. В пересчете на гражданский это время сентября или октября. Как только праздник заканчивается, верующие начинают собираться в дорогу. Обычно в течение двух-трех дней они все разъезжаются.

Умань – небольшой городок в Черкасской области, в котором находится великолепный парк «Софиевка», известный далеко за пределами Украины. Однако для хасидов Умань в первую очередь – место одной из самых почитаемых святынь, место ежегодного массового паломничества, сообщает сайт 112.ua

Могила цадика Рабби Нахмана (Брацлавского) привлекает в город десятки тысяч сторонников хасидизма. Они считают своей обязанностью побывать хотя бы раз в своей жизни на могиле цадика Нахмана. Они также считают, что если они встретят Новый год Рош Ха-Шана возле его могилы, то следующий год будет очень счастливым для них.

Экспресс-инфо по стране

Украина – государство в Восточной Европе.

Столица – Киев

Крупнейшие города: Киев, Львов, Харьков, Одесса, Днепр, Запорожье, Кривой Рог, Донецк

Форма правления – Парламентско-президентская республика

Территория – 603 549 км2 (44-я в мире)

Население – 42,6 млн чел. (32-я в мире)

Официальный язык – украинский

Религия – православие, католицизм

ИЧР – 0,747 (81-я в мире)

ВВП – $131,8 млрд (59-я в мире)

Валюта – гривна

Граничит с : Беларусью, Польшей, Словакией, Венгрией, Румынией, Молдовой, Россией

Хасидизм (переводится как «праведность») – это ответвление иудаизма, основанное раввином Бештом, который жил в местечке Меджибож на территории нынешней Хмельницкой области. Он создал собственное учение, согласно которому превыше всего ставился религиозный экстаз, а не стихи Талмуда. То, что неграмотный еврей может быть ближе к богу, чем самый искусный ученый, понравилось населению и очень быстро количество хасидов стало превышать количество классических иудеев.

Хасидизм отвергал все ритуалы, даже посещение синагоги. Учение не было одинаковым, поэтому хасиды разбились на многочисленные группы, каждая из которых немного по-разному трактовала понятия своей веры. Раввины в хасидизме остались как посредники между богом и смертными. Такие люди назывались цадиками. Одним из них и стал Нахман из Брацлава, внук Бешта и основатель брацлавского хасидизма.

Несмотря на уважаемый статус, цадик Нахман жил достаточно скромно, не копя себе сбережений. Однажды он посетил еврейское кладбище в Умани, где были похоронены многие жертвы еврейских погромов во времена Колиивщины, и изъявил желание быть похороненным здесь.

Хасиды приезжают в Умань целыми общинами, вместе с детьми. Первые паломники появляются еще за неделю до Рош-ха-Шана, который проходит 2 дня подряд в еврейском месяце тишрей (сентябрь или октябрь). Массовое паломничество начинается примерно за 4 дня до праздника Нового года.

Так как отель, который специально строили для паломников-хасидов, не работает, то все приезжие вынуждены искать себе временное жилье у местных жителей. Цены на жилье отличаются от места расположения дома, этажа и условий проживания. Самым дорогим жильем являются квартиры во многоэтажных домах, которые расположены непосредственно возле могилы цадика Нахмана или синагоги. На сегодня существует проект строительства в Умани большого паломнического центра, который будет включать в себя отель, синагогу и различные вспомогательные структуры.

Проблемы, связанные с паломничеством хасидов – это, прежде всего, засоренность города. Ведь в Израиле жителям строго запрещено мусорить, за это они платят большие штрафы. Приезжая в Украину, где законы не так щепетильны, евреи позволяют себе мусорить где угодно. Во время празднования Нового года городские службы не успевают убирать улицы города.

Охранять порядок в городе в этом году будут около 450 полицейских. Ожидается приезд в Умань более 30 тыс. паломников из 20 стран мира (около 80% — из Израиля). Они будут традиционно шумно отмечать 5777-й Новый год.

13 сентября 2018, 12:58

Красивый старинный город Умань, Черкасская область, находящийся в самом центре Украины, известен не только своим великолепным Софиевским парком, но и тем, что раз в году, осенью сюда съезжаются со всего мира тысячи паломников-хасидов на празднование Нового года - Рош ха-Шана. В этот раз в Умань прибыли почти тридцать тысяч паломников. Нынешний праздник пришелся на период с 9 по 11 сентября.

Умань, сентябрь 2018. Паломники прибывают в город:

Это массовое паломничество на место захоронения основоположника Брацлавского дома хасидов, Нахмана бен Симхи. И на целую неделю украинский город Умань перестает быть украинским и становится некоей «ничьей», экстерриториальной единицей и одновременно словно перемещается во времени лет на 200 назад. Именно так выглядели тогда города, которые сейчас находятся в Польше, Украине и в Белоруссии. Все это - территории бывшей Речи Посполитой, которые в конце XVIII века вошли в состав Российской империи после раздела Польши и именно там зародился так называемый хасидизм.

Умань, 10. 09. 2018:

Хасидизм - мистическое движение, делавшее упор на эмоциональное познание бога. Поэтому тогдашние реальные лидеры еврейского кагала (общины) в Польше считали хасидов - профанацией истинного иудаизма. Например, Илья Залман из Вильны, более известный, как Виленский Гаон, очень серьезный авторитет, отказался встречаться с делегацией хасидских домов и даже подверг их символическому отлучению от общины, что приостановило развитие хасидского движения на землях Княжества Литовского.

Этот конфликт, разделивший иудеев на «традиционалов» и хасидов, продолжается до сих пор. Именно он стал причиной того, что государство Израиль не признается многими главами хасидских домов. С другой стороны, в самом Израиле хасиды не пользуются всеобщим уважением, даже наоборот. И традиционно верующие иудеи, не говоря за вообще не верующих евреев, избегают посещать хасидские кварталы из-за их неряшливого быта и неадекватных обитателей.

И вот здесь мы подходим к связи между отношением израильтян к хасидам, местам их компактного проживания и ежегодным паломничеством хасидов в Умань. Потому что свой быт и привычки они перенесли на территорию другого государства, требуя при этом экстерриториальности и невмешательства в их обычаи. А главное - агрессивно требуя от нееврейского населения Украины соблюдать их порядок.

Хасидский сейшн в Умани действительно делает город «экстерриторией». Здесь не соблюдаются украинские законы, полиция в основном не вмешивается, власти, не надеясь обрести контроль над событием, привлекают в Умань силовиков из Израиля. Почти половина всех прибывших хасидов уже навеселе и в неадекватном состоянии, к тому же они часто имеют при себе оружие, что делает их в разы опаснее. Поэтому местные жители все эти дни стараются их благоразумно избегать.

Территория вокруг символического жилья раввина Нахмана и его символической могилы превратилась в зону хаотической и очень небезопасной застройки и строительных афер. Достаточно вспомнить «самую большую в восточной Европе синагогу». На самом деле - это не капитальное сооружение, но метало-каркасное нечто, похожее на стихийные рынки или ангары. Но это «нечто» и правда способно вместить тысячи людей, что делает его очень опасным местом. Забавна и поучительна история строительства этой «синагоги». Ее заказали сами хасиды. И «кинули» украинскую компанию-подрядчика. Деньги уплачены не были. Застройщик, обратившись в суд, добился решения о передаче ему собственности на сооружение и взыскание убытков за счет его продажи с аукциона. Это была громкая история. «Самая большая в восточной Европе» синагога реально могла стать крытым рынком. Хасидские дома, правозащитники и представители общины громко негодовали, но сделать ничего не могли. Это было законное решение суда. А платить защитники синагоги почему-то не хотели.

В конце концов, спор был разрешён в сентябре 2008 года благодаря вмешательству казахстанского миллиардера Александра Машкевича, который и заплатил деньги вместо хасидов, хотя сам хасидом не является. В виде благодарности меценат получил право на почетное место в синагоге во время паломничества и доступ к могиле Нахмана без очереди.

Беспредел с застройкой ничто в сравнении с коммунальной катастрофой. Умань на неделю превращается в помойку, улицы завалены мусором, антисанитария зашкаливает, а власти города (чего греха таить?) - по локоть запускают руки в эту мутную воду.

О нечистоплотности религиозных туристов, их потребительском отношении к Умани и полному игнорированию местных законов написали все, кто хоть раз был там и видел все своими глазами. Власти города уже не раз предлагали перенести захоронение основоположника дома брацлавских хасидов в Иерусалим. Но хасиды - решительно против. Здесь едины во мнении большинство хасидских домов. Также попытка двух израильтян похитить тело цадика из могилы в 1996 году была пресечена, а двое активистов решительно осуждены хасидами.

Символическая могила цадика Нахмана

Дело в том, что и жилище раввина Нахмана в Умани, и его могила - не аутентичны. Дом и надгробье - символические новоделы, которые были воссозданы уже в наше время, после распада СССР. И совсем не на том месте, где они находились до конца 20-х годов. Поэтому наличие аутентичных останков знаменитого хасида - сомнительно. Тем более эксгумацию, вскрытие и ДНК исследования иудаизм запрещает.

Именно поэтому, скорее всего, хасидские дома решительно протестуют против переноса могилы в Иерусалим. Но не только. Захоронение и традиция - не единственная причина. А и то, что раз в год десятки тысяч людей, чьи личности, цели и планы никому не известны, получают возможность совершенно бесконтрольно пользоваться целым городом. Раз в году Умань перестает быть частью Украины.

Эту мысль, уже в этом году выразил бывший сотрудник МВД Украины и телеведущий, полковник Константин Стогний.

«Смотрю новостные ленты, читаю вот такие сообщения и понимаю, что мы не страну теряем. Мы что-то внутри себя потеряли. Мы вернули на историческом повороте куда-то не туда. Как так получилось, что двадцать лет назад, когда меня направили от МВД в Умань для координации действий силовиков по поддержанию порядка, наши дорогие еврейские гости вели себя действительно, как гости, - вспоминает он - Они уважали нас и жили по нашим законам! Если вдруг, появлялись агрессивные и неадекватные, то хасидов сопровождали израильские полицейские, совместно ставили их на место. А теперь что?! Теперь мы должны на своей земле жить по их законам?! Я все понимаю: гости, толерантность. Но попробуйте в Израиле нарушить Закон и плюнуть в полицейского!», - подытожил ведущий.

Что, плюют?- спросите вы. Конечно. И нападают на тех, кто с их точки зрения нарушает их законы. Их действия пресекают… израильские полицейские на территории Украины.

Нашествие хасидов в Умани — явление, характерное для позднего сентября и раннего октября. В эти дни в маленький черкасский городок съезжается около более сорока тысяч брацлавских хасидов-паломников. В обозначенный период Умань отчаянно напоминает израильский город: местное население буквально растворяется в потоке евреев-туристов.

Еврейский Новый год, или так называемая «глава года», — главная причина, почему хасиды едут в Умань. Почему именно Умань стала центром еврейского паломничества? Узнайте в статье!

Умань, Украина и хасиды — что их связывает?

Умань отличает не только богатое казацкое прошлое. Для ортодоксальных иудеев это место прежде всего является одной из самых почитаемых святынь, поскольку именно здесь расположена могила цадика Рабби Нахмана (Брацлавского). Каждый порядочный еврей обязан посетить это место. Паломники-хасиды в Умани не просто справляют Рош-Ха-Шан, но и ищут счастья. Популярная среди иудеев легенда гласит: если встретить Новый год у могилы цадика, то последующий год принесет много счастья.

Хасидизм как ветвь иудаизма

В XVII веке широкое распространение получило ортодоксальное ответвление иудаизма — хасидизм. Переводимое с иврита как «праведность», слово используется для обозначения религиозного течения, суть которого заключается в том, что религиозный экстаз важнее стихов Талмуда. Другими словами, учение, разработанное раввином Бештой, подразумевало следующее: неграмотный еврей может оказаться ближе к Богу, нежели самый искусный ученый. Такой подход понравился евреям, придерживавшимся классического иудаизма. Из маленького городка Меджибож, что расположен на территории современной Хмельницкой области, хасидизм распространился на Польшу и охватил значительную часть Украины. Итак, кто это — хасиды? Это иудеи, отвергающие ритуалы и процедуры посещения синагоги.

История великого еврейского пророка

Поскольку в XVII веке наблюдалась раздробленность хасидского учения, существовало множество групп, каждая из которых по-своему видела собственную веру. Раввины, или так называемые цадики, являлись своего рода посредниками между божеством и смертным человеком. Звание легендарного посредника-хасида носит Нахман из Брацлава. Он, являясь правнуком Бешта, скорректировал веру хасидов и основал брацлавский хасидизм.

Причины, почему хасиды празднуют Новый год в Умани , скрываются глубоко в биографии цадика Нахмана. Пророк родился в городе своего прадеда, Меджибоже, в 1772 году. К 14 годам, по еврейским обычаям, он уже обзавелся женой. После кончины тестя Нахман перебрался в Медведовку, где принял сан цадика. Здесь же он начал активное реформирование веры посредством проповедей. Молодой цадик быстро заполучил благосклонность местного иудейского населения. К 20 годам он уже носил звание учителя.

Религиозная деятельность цадика

Уважаемый статус ребе не испортил цадика: Нахман вел максимально скромный образ жизни. Вместо материальных благ он предпочитал религиозное и духовное просвещение: поездка в Израиль вдохновила его на изучение Каббалы и активную проповедническую деятельность.

Путешествуя по Умани, хасид посетил еврейское кладбище. Он пожелал быть похороненным именно здесь, среди жертв еврейских погромов в период Колиивщины.

Брацлавский дом цадика, сгоревший дотла в 1810 году, вынудил Нахмана переехать в Умань, где он провел последние дни своей жизни. Пораженный тяжелой и неизлечимой в те времена болезнью, туберкулезом, цадик умер. Хасиды Умани глубоко скорбели о смерти проповедника.

Что проповедовал цадик?

В общих чертах учение Нахмана можно описать так: он призывал молиться в радости. По его мнению, молитва не должна удручать, поэтому ее уместно сочетать с танцами, песнями и весельем. Саму молитву малограмотным евреям рекомендовал читать «от сердца»: не на иврите, а на родном идише, с допустимым изменением глав Торы.

Современные хасиды — кто это?

Празднование еврейского Нового года, Рош-Ха-Шана, длится два дня. Этот день приходится на новолуние тишрея (осеннего месяца по еврейскому календарю). Слово «тишрей» имеет корень «шеру» — в переводе с иврита это значит «начинать»: семиты относят начало года к моменту сбора позднего урожая.

Традиционно в первый вечер Нового года хасиды поздравляют друг друга, вписывая в Книгу жизни приветствия и пожелания. Праздничную трапезу отличает обряд, проводимый с целью обеспечить благополучие в следующем году: хлеб, над которым произносят бенедикцию, обмакивают в мед. К слову, с последним в Рош-Ха-Шан евреи нередко едят яблоки.

П аломники- хасиды Умани обязательно проводят праздничный день в молитве. По правилам, зачитываемые молитвы должны основываться на тридцати библейских текстах.

Десять из них должны быть посвящены Богу как царю, второй десяток текстов должен быть о Боге как таковом, и третий десяток должен обязательно содержать упоминания шофара (бараньего рога). Последний является важнейшим новогодним атрибутом — его звук раздается во время утренней молитвы.

Постновогодний период в иудаизме

Рош-Ха-Шан знаменует начало десяти дней трепета (йомим ха-нора). Этот период верующие должны посвятить обдумыванию собственных поступков, исправлению допущенных ошибок и раскаянию. Заканчивается период Йом-Кипуром — днем под знаком всепрощения и искупления. К слову, после этой даты утверждается Божественное решение, которое, как верят хасиды, предопределяет человеческую судьбу в ближайший год.

Поездка хасида в Умань — священный долг

Паломники-хасиды Умани собираются общи нами . Традиция посещать священное место укоренилась среди брацлавских иудеев. Некоторые хасиды предпочитают приезжать сюда ежегодно, некоторые могут позволить себе всего несколько поездок. Однако истина одна: путешествие в Умань — долг каждого хасида.

Интересно, что израильские благотворительные фонды оказывают поддержку тем евреям, которые не имеют материальной возможности посетить Умань. Специальные структуры оплачивают путешествие общины и обеспечивают ее пищевым пайком и средствами для временного проживания в Украине.

Культура паломничества

Первыми в Умань приезжают обеспеченные иудеи: обычно они прилетают в Украину за неделю до Рош-Ха-Шана. Массовое прибытие хасидов наблюдается за 2-4 дня до наступления Нового года.

Двигаются они из одесского и киевского аэропортов на автобусах. По приезде на улицу Челюскинцев, что в Умани, приезжие хасиды предъявляют свои документы и проверяются на наличие запрещенных вещей — своего рода контрольно-пропускной пункт, где собирается не только милиция, но и всякий желающий заработать на туристах местный житель.

Как Умань встречает паломников

У многих местных жителей то, что хасиды делают в Умани , вызывает не только благоговение, но и непонимание. С экономической точки зрения паломничество является выгодным для Умани и Украины в целом. Приезжая на праздник, евреи ни в чем себе не отказывают: они готовы тратить деньги на хорошую еду и жилье. Также они с удовольствием воспользуются услугами такси, чтобы добраться до пункта назначения. Вот что украинцы думают о хасидах в Умани : действительно, предприимчивые местные жители ловят момент и предлагают широкий спектр услуг гостям-паломникам. Так, ежегодно в сентябре наблюдается тенденция стремительного роста цен на аренду квартир. Тем не менее стоит отметить, что евреи, приученные к соблюдению порядка в родном Израиле, позволяют себе разгуляться в Украине, где к соблюдению законов относятся не так щепетильно. Например, хасиды в Умани засоряют город, разбрасывая мусор, — в Израиле за такие действия им бы пришлось платить крупные штрафы.

Городские власти сотрудничают с хасидской организацией, которая поддерживает паломничество евреев в Умань, и в новогодний период активно нанимают на работу для уборки улиц местных жителей.

К сожалению, период активного паломничества не обходится и без столкновений между хасидами и местными жителями. Нередки случаи депортации хасидов ввиду их хулиганского поведения. Однако и паломники не всегда находятся в полной безопасности: истории известны ситуации, когда на еврейские общины нападали провокаторы.

П аломники-хасиды отличаются культурно-религиозными предпочтениями. Вот какие особенности быта наблюдаются среди еврейских общин в период религиозных праздников.

    Приезжие предпочитают снимать жилье, расположенное неподалеку от могилы цадика или синагоги.

    Тем не менее цены на квартиры на первых пяти этажах значительно выше стоимости жилья, расположенного выше пятого этажа. Все дело в том, что празднование Рош-Ха-Шана подразумевает отказ от всех благ цивилизации, включая лифт.

    Поток паломников настолько велик, что отель, предназначенный для поселения хасидов, не способен поселить всех желающих. Ввиду этой ситуации, еврейская организация планирует строительство крупного паломнического центра, который по проекту должен состоять из отеля, синагоги и других вспомогательных структур.

    На период празднования Рош-Ха-Шана в Умань съезжаются не только хасиды: сюда прибывают отдельный сводный отряд, состоящий из четырехсот черкасских правоохранителей и 15 представителей израильской полиции — именно они будут следить за соблюдением правопорядка.

У мань приветливо встречает паломников-хасидов. Местные жители благосклонно относятся к еврейской святыне. К слову, здесь был организован международный центр брацлавских хасидов, что в очередной раз подтверждает глубокое уважение иудейской общины к месту захоронения цадика.

Культура паломничества в Умани активно развивается с 1991 года и, по всей видимости, сейчас достигла своего пика: в один из минувших годов черкасский городок посетило около сорока тысяч хасидов-паломников.

Вполне вероятно, что эта цифра — далеко не предел, ведь каждый еврей считает своим долгом почтить память великого пророка.