Именные иконы. "Святая Елена" (икона): описание и значение

Святая царица Елена причислена к лику равноапостольных за ее неоценимые заслуги в открытии в Иерусалиме святых мест, связанных с последними днями земной жизни Господа нашего Иисуса Христа. Только пять женщин канон изированы, как равноопостольные, среди них и святая царица Елена. Она была матерью святого Константина Великого. Благодаря ей и ее сыну христианство стало одной из основных религией в мире. К ней прибегают с просьбой о помощи в исцелениях. Когда царица Елена изображается вместе со своим сыном, царем Константином, к ним в молитве обращаются за помощью в делах политики, бизнесмены, руководители различного уровня, а также те, кто испытывает материальные трудности.

День памяти святой равноапостольной царицы Елены совершается дважды в году: 6/19 марта (воспоминание обретения Еленой Животворящего Креста) и 21 мая/3 июня.

Елена Дивеевская (Мантурова), преподобная
День памяти установлен Православной Церковью 28 мая/10 июня.

Святая Елена Дивеевская родилась в 1805 году. Вместе с братом она жила в их родовом имении, которое находилось в селе Нуча Нижегородской губернии. Она была девушкой веселой, любила светские развлечения и мечтала о замужестве.

Ее брат, Михаил Васильевич, был намного старше сестры. Однажды он заболел. Желание излечиться привело его к преподобному Серафиму Саровскому. От старца мужчина вышел здоровым и полным сил. Тем временем, Елена Васильевна, путешествуя, оставалась она без слуг в карете. Вдруг она увидела над собой страшного змея. В испуге она взмолилась и пообещала Богородице уйти в монастырь за свое спасение. Чудовище в тот же момент исчезло. Святая Елена решила выполнить свой обет. За советом семнадцатилетняя девушка обратилась к преподобному Серафиму Саровскому. Но в первый день и все последующие, когда она снова к нему приходила, он ей отвечал, что она замуж выйдет, не надо ей в монастырь. На самом деле старец ее испытывал. Елена Васильевна сильно переменилась за это время, она стала серьезной и вдумчивой. Прошло три года, наконец, святой Серафим сказал ей, что скоро она станет невестой, как он и обещал, но невестой Господа.

Святая Елена стала послушницей в возрасте 20 лет и семь лет прожила в Казанской общине. Преподобный Серафим назначил ее церковницей и ризничей. В монастыре она много работала и молилась. Она всегда помогала людям, но делала это тайно. Брат Елены Васильевны продал имение, купил землю, на которой стали строить храм, но снова заболел. Отец Серафим рассказал об этом святой Елене Дивеевской: «Умереть ему надо, а он нужен для обители, прими послушание, умри ты за него». Так и случилось. Перед кончиной святая рассказала о прекрасном видении. Богородица показала ей обитель Небесного Дивеева, которое было красоты необыкновенной.

Елена, мученица, дочь ап. Алфея
День памяти установлен Православной Церковью 26 мая/8 июня.

Святая мученица Елена, дочь апостола Алфея, которая вместе с братом Аверкием погибла за исповедание веры в Христа.

На именных иконах, как правило, изображается святая равноапостольная царица Елена Константинопольская .

Елена равноапостольная - см.
Ольга (в крещении Елена) равноапостольная, вел. княгиня Российская

День памяти установлен Православной Церковью 11/24 июля.

Первая русская святая. Княгиня Ольга стала первым правителем Киевской Руси, принявшем крещение, и, таким образом, предопределила принятие христианства всем древнерусским народом. Стала почитаться как святая во время княжения своего внука Владимира - Крестителя Руси. Почитается как покровительница вдов и новообращенных христиан.

Согласно летописям будущая великая княгиня Ольга родом была из Пскова, принадлежала она к роду князей Изборских — одной из древнерусских княжеских династий. Этот род имел как русские, так и варяжские корни. Хельга, в русском произношении Ольга, стала супругой великого князя Киевского Игоря, сына Рюрика. Игорь - первый русский князь, известный по синхронным византийским и западноевропейским источникам. Был убит древлянами (одно из славянских племен), с которых собирал дань.

После смерти супруга княгиня Ольга была вынуждена взять власть над огромным, еще формирующимся государством, в свои руки. В своем правлении показала себя как человек с непреклонной волей и высоким достоинством, несокрушимым мужеством и с подлинно государственным умом. Ей выпала честь сделать выбор, который определил последующую судьбу России, а самой княгине определил церковное почитание как равноапостольной.

Одноименные иконы:

Елена Сербская, королева, преподобная

День памяти установлен Православной Церковью 30 октября/12 ноября.

Она была королевой, пожалуй, одной из самых добрых королев в истории человечества. Щедрость ее не знала границ. Она помогала беднякам и вдовам. Для девочек-сирот она открыла школу, где они жили и учились. Королева поддерживала и строила храмы и церкви, в том числе прекрасный монастырь Градац на берегу реки Брвеника. Она была благочестивой правительницей и прекрасной матерью. Елена - принцесса Анжуйская, родилась во Франции. Став женой Сербского Короля Уроша Первого, она родила двух сыновей и дала им прекрасное воспитание. Подданные любили не только ее саму, но и ее детей, также признанных впоследствии святыми.

Скончалась Елена Сербская в 1314, перед смертью она приняла иночество. Похоронили ее в обители Градац. После этого прошло три года. Монах увидел королеву во сне, где она повелела поднять из земли свои мощи, что и было сделано. Мощи оказались нетленными.

Флавия Юлия Елена Августа (лат. Flavia Iulia Helena, ок. 250-330 гг.) - мать римского императора Константина I. Прославилась своей деятельностью по распространению христианства и проведёнными ею раскопками в Иерусалиме, в ходе которых, по утверждениям христианских хронистов, были обретены Гроб Господень, Животворящий Крест и другие реликвии Страстей.

Елена почитается рядом христианских церквей как святая в лике равноапостольных (Святая Равноапостольная царица Елена, Елена Константинопольская).

Жизнеописание

Точный год рождения Елены неизвестен. Родилась она в маленьком посёлке Дрепана (лат. Drepanum) в Вифинии (недалеко от Константинополя в Малой Азии), как о том сообщает Прокопий. Позже её сын, император Константин Великий, в честь матери «прежнее селение Дрепану сделал городом и назвал Еленополисом». Сегодня это поселение отождествляется с турецким городом Херсек, окрестности Алтиновы, провинция Ялова.

Как полагают современные историки, Елена помогала своему отцу на конной станции, разливала вино путникам, ожидавшим перепряжки и перекладки лошадей, или просто работала служанкой в трактире. Там она, видимо, и познакомилась с Констанцием Хлором, при Максимиане Геркулии ставшем правителем (цезарем) Запада. В начале 270-х годов она стала его женой, либо конкубиной, то есть неофициальной постоянной сожительницей.

27 февраля 272 года в городе Наисс (совр. сербский Ниш) Елена родила сына - Флавия Валерия Аврелия Константина, будущего императора Константина Великого, сделавшего христианство государственной религией Римской империи. О том, были ли у Елены ещё дети, ничего не известно.

В 293 году Констанций был усыновлён императором Максимианом и разошёлся с Еленой, женившись на падчерице Максимиана Феодоре. После этого и до начала царствования её сына сведения о жизни Елены отсутствуют. Вероятно, она не удалялась далеко от родных мест, так как её сын Константин начал возвышение из Никомедии (центр Вифинии), откуда был вызван в 305 году на запад отцом, ставшим императором западной части Римской империи. Не исключено, что Елена перебралась на запад поближе к сыну в Тревир (современный Трир), который стал резиденцией Константина после того, как он унаследовал от отца самую западную часть Римской империи. В брошюре, изданной епископатом и духовенством Трирского собора, сообщается, что святая Елена «отдала часть своего дворца епископу Агритиусу» под церковь, став основательницей Трирского кафедрального собора Святого Петра.

Когда Константин принял христианство (после победы у Мульвийского моста в 312 году), Елена, следуя его примеру, тоже обратилась в христианство, хотя к тому времени ей было уже за шестьдесят. Об этом сохранилось свидетельство современника, Евсевия Кесарийского. Первые монеты с изображением Елены, где она титулуется Nobilissima Femina (букв. «благороднейшая женщина»), были отчеканены в 318-319 гг. в Фессалониках.В этот период Елена вероятно проживала при императорском дворе в Риме или Трире, но упоминаний в исторических хрониках об этом нет. В Риме ей принадлежало обширное поместье рядом с Латераном. В одном из помещений её дворца была устроена христианская церковь - Еленинская базилика (Liber Pontificalis приписывает её постройку Константину, но историки не исключают того, что идея перестройки дворца принадлежала самой Елене).

В 324 году Елена была провозглашена своим сыном августой: «венчал он царским венцом богомудрую мать свою, Елену, и позволил ей, как царице, чеканить свою монету». Евсевий отметил, что Константин доверил Елене распоряжаться царской казной по её усмотрению. О большом уважении императора к матери есть также свидетельство со стороны нехристианского историка. Аврелий Виктор передаёт историю, как Константин убил свою жену Фаусту из-за упреков Елены в её адрес.
Фолл (медная монета) с портретом Елены. Трирская чеканка ок. 326 года

«Путешествие святой Елены в Иерусалим»
(Альтобелло Мелоне, первая половина XVI века)В 326 году Елена (уже в очень преклонном возрасте, хотя и в добром здравии) предприняла паломническое путешествие в Иерусалим: «эта старица необыкновенного ума с быстротой юноши поспешила на восток». О её благочестивой деятельности во время путешествия подробно рассказал Евсевий, и отголоски его сохранились в раввинском антиевангельском сочинении V века «Тольдот Иешу», в котором Елену (мать Константина) назвали правительницей Иерусалима и приписали роль Понтия Пилата.

Скончалась Елена на 80-м году жизни - по разным предположениям, в 328, 329 или 330 году. Место её смерти точно неизвестно, называется Трир, где у неё был дворец, или даже Палестина. Версия о кончине Елены в Палестине не подтверждается сообщением Евсевия Памфила, что она «окончила свою жизнь в присутствии, в глазах и в объятиях столь великого, служившего ей сына».

Раскопки Елены в Иерусалиме

В возрасте около 80-ти лет Елена предприняла путешествие в Иерусалим. Сократ Схоластик пишет, что это она сделала после того, как получила указание во сне. То же сообщает и «Хронография Феофана»: «имела видение, в котором ей повелевалось отправиться в Иерусалим и вывести на свет божественный места, закрытые нечестивыми».Получив поддержку в этом начинании от своего сына, Елена отправилась в паломничество:
…божественный Константин отправил с сокровищами блаженную Елену для отыскания животворящего креста Господня. Иерусалимский патриарх, Макарий, встретил царицу с подобающею честью и вместе с нею отыскивал желанное животворящее древо, пребывая в тишине и прилежных молитвах и пощениях.
-«Хронография» Феофана, год 5817 (324/325)

В поисках реликвий Страстей Христовых Елена предприняла раскопки на Голгофе, где, раскопав пещеру, в которой, согласно преданию, был погребён Иисус Христос, обрела Животворящий Крест, четыре гвоздя и титло INRI. Также с паломничеством Елены в Иерусалим предание IX века, не основанное на исторических хрониках, связывает происхождение святой лестницы. Обретение ею Креста положило начало празднеству Воздвижения Креста. Помощь в раскопках Елене оказали иерусалимский епископ Макарий I и упоминаемый в апокрифах местный житель Иуда Кириак.

Эта история описана многими христианскими авторами того времени: Амвросием Медиоланским (ок. 340-397 гг.), Руфином (345-410 гг.), Сократом Схоластиком (ок. 380-440 гг.), Феодоритом Кирским (386-457 гг.), Сульпицием Севером (ок. 363-410 гг.), Созоменом (ок. 400-450 гг.) и другими.

Путешествие и благотворительность Елены во время паломничества описаны в «Жизни блаженного василевса Константина» Евсевием Кесарийским, написанным после смерти Константина для прославления императора и его семьи:

Обретение Животворящего Креста Еленой в Иерусалиме
Путешествуя по всему востоку с царственным великолепием, она осыпала бесчисленными благодеяниями как вообще народонаселение городов, так, в частности, каждого приходившего к ней; се десница щедро награждала войска, весьма много помогала бедным и беспомощным. Одним она оказывала денежное пособие, других в изобилии снабжала одеждой для прикрытия наготы, иных освобождала от оков, избавляла от тяжкой работы в рудокопнях, выкупала у заимодавцев, а некоторых возвращала из заточения.

За время пребывания на Святой земле Еленой был основан ряд храмов на местах библейских событий:
на Голгофе - Храм Гроба Господня;
на Елеонской горе - церковь над местом евангельского Вознесения Христа;
в Гефсимании - церковь Святого Семейства;
в Вифлееме - базилика Рождества Христова;
в Хевроне - церковь у Мамврийского дуба, где Бог явился Аврааму;
в Вифании - церковь над гробницей Лазаря;
у Тивериадского озера - церковь двенадцати апостолов;
на месте вознесения Илии - храм во имя этого пророка;
на горе Фавор - храм во имя Иисуса Христа и апостолов Петра, Иакова и Иоанна.
Список приписываемых Елене построек имеет позднее происхождение и содержится в её житии, написанном в VII веке. Более ранние историки (Сократ Схоластик, Евсевий Памфил) сообщают лишь о постройке Еленой трёх церквей: на Голгофе, в Вифлееме и на Елеонской горе.

Согласно Сократу Схоластику, императрица Елена разделила Животворящий Крест на две части: одну поместила в серебряное хранилище и оставила в Иерусалиме «как памятник для последующих историков», а вторую отправила своему сыну Константину, который поместил её в свою статую, установленную на колонне в центре Константиновой площади. Сыну Елена также направила два гвоздя от Креста (один был помещён в диадему, а второй - в уздечку). На обратном пути из Иерусалима Елена основала ряд монастырей (например, Ставровуни на Кипре), где оставляла частицы найденных ею реликвий.

Датировка деятельности Елены
Историки продолжают спорить, в каком году Елена осуществляла свою деятельность в Палестине. Наиболее распространённой является дата, приводимая у Сократа Схоластика, - 326 год. Сократ не называет года, в который произошло обретение креста, но в его «Церковной истории» рассказ о событии идёт сразу после упоминания празднования 20-летия правления Константина (25 июля 326 года). Востоковед Иосиф Ассемани (директор Ватиканской библиотеки) в XVIII веке полагал, что Крест был найден Еленой 3 мая 326 года (по юлианскому календарю).

Русский богослов профессор М. Н. Скабалланович, основываясь на александрийской хронике VI века, относит обретение Креста к 320 году. При этом он категорически не согласен с датировкой этого события 326 годом, так как, по его мнению, Елена умерла в год проведения Никейского собора, то есть в 325 году.

Святая Елена в британском фольклоре
Гальфрид Монмутский (XII век) в своей «Истории бриттов» называет Елену дочерью Коеля, легендарного короля бриттов. Согласно его рассказу, император Констанций во время похода на Британию принял предложение короля Коеля о мире при условии уплаты им обычной дани, а после его смерти:

…взял в жены его дочь, которую звали Еленой. Красотою своей она превосходила всех девушек этой страны… Кроме неё у Коеля, её отца, не было никого, кто мог бы занять после него королевский престол, вот почему он позаботился дать ей такое образование, чтобы по кончине его она могла справиться с управлением государством. Итак, Констанций сочетался с нею на брачном ложе, и она родила ему сына, которого назвала Константином.

Из дальнейшего рассказа следует, что Елена находилась при Константине в Британии до того момента, когда он начал поход на Рим на Максенция. В походе «при нём находились три дяди Елены, а именно Иоелин, Трагерн, а также Марий, которых он возвел в сенаторское достоинство». С этого момента Гальфрид Монмутский больше не упоминает Елену в своём сочинении.

Данная легенда, вероятно, возникла под влиянием сочинений Евсевия, которые Гальфрид использовал при написании своего труда. Евсевий сообщает о походе Констанция в Британию, о его смерти во дворце в Эбораке (Йорк), куда незадолго до этого прибыл его сын Константин.

Память о святой Елене
За свою деятельность по распространению христианства Елена канонизирована в лике равноапостольной - чести, которой удостоились ещё только 5 женщин в христианской истории (Мария Магдалина, первомученица Фёкла, мученица Апфия, княгиня Ольга и просветительница Грузии Нина).

На Востоке почитание Елены как святой возникло вскоре после её смерти, в начале IX века её культ распространился и в Западной церкви. Память святой Елены совершается:

В православной церкви - 6 марта (воспоминание обретения Еленой Животворящего Креста и гвоздей) и 21 мая (даты по юлианскому календарю);
в католической церкви - 18 августа;
в лютеранской церкви - 21 мая;
в коптской церкви - 9 пахона.

В память о раскопках Елены в Иерусалиме и обретении ею Креста Господня в Храме Гроба Господня в её честь назван особый придел, который сегодня принадлежит Армянской апостольской церкви. В алтаре этого придела имеется окно, отмечающее место, с которого Елена, согласно преданию, наблюдала за ходом раскопок и бросала для поощрения работавших деньги. Из придела святой Елены ведет лестница вниз, в придел обретения Креста.

Выражение «новая Елена» стало в восточном христианстве нарицательным - его применяют как к святым императрицам (Пульхерия, Феодора и другие), так и к княгиням (например, Ольга), много сделавшим для распространения христианства или утверждения и сохранения его догматов. В древнерусском летописном своде «Повесть временных лет» сообщается, что бабка крестителя Руси Владимира княгиня Ольга была наречена при крещении именем Елена в честь матери Константина Великого.

История мощей
После смерти тело Елены было перенесено её сыном в Рим, о чём сообщает Евсевий Памфил:

«тело блаженной удостоено было также необыкновенных почестей. В сопровождении многочисленных дорифоров, оно было перенесено в царственный город и там положено в царской усыпальнице. Так скончалась мать василевса, достойная незабвенной памяти и за боголюбивые свои дела, и за произращенную от неё преемственную и дивную отрасль [то есть за Константина]…»

В Риме Елена, согласно историческим данным, была похоронена в мавзолее на Лабиканской дороге за пределами Аврелиановых стен. Гробница примыкала к церкви святых Маркеллина и Петра (оба здания были построены в 320-х годах императором Константином). Согласно Liber Pontificalis, эта гробница изначально строилась Константином для собственного погребения. Ради погребения своей матери Константин предоставил не только свою гробницу, но и изготовленный для него порфировый саркофаг, который сейчас хранится в музеях Ватикана.

Из церкви святых Маркеллина и Петра в IX веке мощи Елены были вывезены в аббатство в местечке Овийе (fr:Hautvillers) в Шампани в окрестностях Реймса (Франция). В нём они находились до 1871 года, а в период Парижской коммуны были перенесены в Париж, где хранятся в церкви Сен-Лё-Сен-Жиль (fr:Saint-Leu-Saint-Gilles).

Оставшиеся в мавзолее мощи Елены в период папства Иннокентия II (1130-1143 годы) были перенесены из церкви Маркеллина и Петра в церковь Санта-Мария-ин-Арачели на Капитолийском холме. Саркофаг Елены был использован для погребения папы Анастасия IV (1153-1154 годы), для чего его переместили из мавзолея в Латеранскую базилику.

В 1356 году император Карл IV подарил реликварий с главой святой Елены кафедральному собору города Трир.В соборе также хранится один из гвоздей от Креста Господня, который, по преданию, Елена обнаружила при раскопках в Иерусалиме.

Православная традиция считает, что через два года после захоронения в Риме прах Елены был перенесён в Константинополь, где Константином в храме Апостолов была устроена императорская усыпальница.

Географические объекты

Имя Елены увековечено в названии ряда географических объектов:

Остров Святой Елены (Атлантический океан, владение Великобритании)
остров Святой Елены (Южная Каролина, США)
остров Святой Елены (Монреаль, Канада)
гора Сент-Хелина (вершина в горах Майакмас, США)
вулкан Сент-Хеленс (активный стратовулкан, штат Вашингтон, США)
озеро Святой Елены (штат Мичиган, США)
Также её имя стало названием ряда городов.

В культуре
Живопись и скульптура

Наиболее ранние изображения Елены датируются первой четвертью IV века. К ним относятся её оплечные изображения в профиль на монетах, где Елена имеет крупный с горбинкой нос, большие глаза и изображена в серьгах и в ожерелье. В Капитолийских музея Рима находится скульптура IV века, которую некоторые исследователи считают портретом Елены. Скульптор изобразил её в облике молодой женщины (хотя к моменту создания её первых портретов Елене было более 70 лет), сидящей на стуле с диадемой на голове. В копенгагенской глиптотеке хранится голова скульптуры IV века, которую считают скульптурным портретом Елены (I.N 1938). Христианская иконография Елены складывается в византийском искусстве к концу IX века. Её изображают в императорских одеждах с короной на голове.

В живописи наиболее часто встречаются изображения святой Елены в момент обретения ею Креста Господня или в момент его Воздвижения. Также часто встречаются её изображения вместе с сыном Константином, также почитаемом в лике равноапостольных. Более редкими являются отдельные изображения Елены.

Аньоло Гадди, «Обретение Креста Господня», ок. 1380 года;
Пьеро делла Франческа, фресковый цикл о истории Животворящего Креста в базилика Сан-Франческо (сцена пытки по приказанию Елены Иуды Квириака и обретение ею Креста Господня), 1458-1466 годы;
Чима да Конельяно, «Святая Елена», 1495 год;
Веронезе, две картины «Сон святой Елены», 1560-е и 1580 годы;
Рубенс, алтарная картина «Святая Елена» (написана для базилики Санта-Кроче-ин-Джерусалемме, находится в кафедральном соборе Грасса);
Джованни Лоренцо Бернини, статуя святой Елены в соборе Святого Петра (Рим), 1630-е годы;
Джованни Биливерти, «Обретение Еленой Животворящего Креста», первая половина XVII века;
Сазонов В. К., «Святые Константин и Елена», 1870 год;
Сальвадор Дали, сюрреалистическая картина «Святая Елена в Порт-Лигате» и «Святая Елена», 1956 год.
Литература
Ивлин Во, «Елена», новелла, 1950 год;
Мэрион Зиммер Брэдли, «Жрица Авалона» (en:Priestess of Avalon), историческое фэнтези, 2000 год.

ЕЛЕНА СВЯТАЯ - византийская императрица, святая неразделённой Церкви, равноапостольная.

Про-ис-хо-ж-де-ние Елены Святой не-из-вест-но, как и то, бы-ла ли она за-кон-ной же-ной императора Кон-стан-ция I Хло-ра , от ко-то-ро-го ро-ди-ла сы-на (около 274 года), бу-ду-ще-го императора Кон-стан-ти-на Ве-ли-ко-го. По не-ко-то-рым дан-ным, Кон-стан-ций Хлор зна-чи-тель-но поз-же ро-ж-де-ния Кон-стан-ти-на всё же уза-ко-нил брак с Еленой Святой, од-на-ко по при-ка-зу императора Ди-ок-ле-тиа-на ро-ди-те-ли Кон-стан-ти-на бы-ли раз-ве-де-ны. Став им-пе-ра-то-ром, Кон-стан-тин воз-вёл Елену Святую в сан ав-гу-сты. Из-вест-но, что Елена Святая, бу-ду-чи хри-сти-ан-кой, спо-соб-ст-во-ва-ла рас-про-стра-не-нию хри-сти-ан-ст-ва, по край-ней ме-ре, в восточной час-ти Римской им-пе-рии. Около 326 года Елена Святая об-ре-ла в Ие-ру-са-ли-ме на Гол-го-фе Крест Гос-по-день и ос-но-ва-ла на этом мес-те храм Гро-ба Гос-под-ня. По окон-ча-нии его строи-тель-ст-ва Жи-во-тво-ря-щий Крест Гос-по-день был тор-же-ст-вен-но вне-сён в этот храм и во-дру-жён на Гол-го-фе. В честь это-го со-бы-тия пра-во-слав-ная цер-ковь ус-та-но-ви-ла празд-ник Воз-дви-же-ния Жи-во-тво-ря-ще-го Кре-ста Гос-под-ня, ко-то-рый от-но-сит-ся к чис-лу ве-ли-ких и празд-ну-ет-ся 14(27) сентября. Кро-ме упо-мя-ну-то-го хра-ма, Елена Святая по-строи-ла на Свя-той зем-ле ещё несколько хра-мов, в том числе на Еле-он-ской го-ре, в Виф-лее-ме и в Хев-ро-не у Мам-врий-ско-го ду-ба. По-ки-нув Па-ле-сти-ну в 327 году, по до-ро-ге в Кон-стан-ти-но-поль Елена Святая спо-соб-ст-во-ва-ла строи-тель-ст-ву пер-во-го хри-сти-ан-ско-го монастыря Святого Кре-ста в Айия-сма-ти (остров Кипр). Пе-ред смер-тью при-ня-ла мо-на-ше-ский по-стриг. Вме-сте с сы-ном Кон-стан-ти-ном при-чис-ле-на Цер-ко-вью к ли-ку свя-тых в чи-не рав-но-апо-столь-ных, па-мять со-вер-ша-ет-ся 21 мая (3 ию-ня).

Из-вест-но, что ны-не од-на часть мо-щей Елены Святой на-хо-дит-ся в церкви «Жерт-вен-ник Не-бес-ный» (Рим), дру-гая - в церкви Сен-Лё-Сен-Жиль (Па-риж).

Ико-но-гра-фия

Елену Святую пред-став-ля-ют в одея-нии ви-зантийских им-пе-рат-риц, с дра-го-цен-ным пла-том-ло-ром, в вен-це, ино-гда её гла-ву под вен-цом по-кры-ва-ет плат. Наи-бо-лее ран-ние ви-зантийские изо-бра-же-ния Елены Святой пред-став-ля-ли со-бой круг-лую скульп-ту-ру (не-со-хра-нив-шие-ся ста-туя Елены Святой на фо-ру-ме Кон-стан-ти-на в Кон-стан-ти-но-по-ле, пред-по-ло-жи-тель-но конец IV века, и пар-ные ста-туи святого Кон-стан-ти-на и Елены Святой, VIII век). В ран-них мо-заи-ках эти свя-тые воз-де-ты-ми ру-ка-ми под-дер-жи-ва-ли ме-даль-он с Кре-стом (в хра-мах Святой Со-фии в Кон-стан-ти-но-по-ле, 870-е годы, и Ай-ва-ли-Ки-лис-се в Кап-па-до-кии, X век). В даль-ней-шем пре-об-ла-да-ние по-лу-чи-ла ком-по-зи-ция с мо-ну-мен-таль-ным кре-стом, флан-ки-ро-ван-ным фрон-таль-но рас-по-ло-жен-ны-ми фи-гу-ра-ми свя-тых Кон-стан-ти-на и Еле-ны (фре-ска нар-тек-са церк-ви монастыря Со-ро-ка му-че-ни-ков в Ве-ли-ко-Тыр-но-во, Бол-га-рия, около 1230 года; фре-ски Мар-тирь-ев-ской па-пер-ти в Со-фий-ском со-бо-ре в Нов-го-ро-де, 2-я половина XI века). Изо-бра-же-ния свя-той встре-ча-ют-ся в сю-же-те «Об-ре-те-ние Кре-ста Гос-под-ня» (ми-ниа-тю-ра «Сло-ва Гри-го-рия На-зи-ан-зи-на», 879-882, Национальная библиотека, Па-риж), по-лу-чив-шем рас-про-стра-не-ние в сирийском, западно-ев-ропейском и по-стви-зан-тий-ском искусстве (фре-ски церк-вей - Святого Кон-стан-ти-на в Кри-ца-Ме-ра-бе-лу на острове Крит, 1354-1355; Святого Кре-ста в Айия-с-ма-ти на острове Кипр, 1494, мас-тер Фи-липп Гуль). В русской ико-но-пи-си фи-гу-ры святого Кон-стан-ти-на и Елены Святой ста-ли обя-зательной при-над-леж-но-стью ико-но-гра-фии Воз-дви-же-ния Кре-ста Гос-под-ня. По-сле при-не-се-ния в Рос-сию из Па-ле-сти-ны кре-ста, за-ка-зан-но-го в 1656 году пат-ри-ар-хом Ни-ко-ном для Кре-ст-но-го монастыря на Кий-ост-ро-ве Бе-ло-го моря, воз-ник сю-жет «Кий-ский крест с пред-стоя-щи-ми», где по сто-ро-нам кре-ста бы-ли на-пи-са-ны свя-тые Кон-стан-тин и Еле-на, царь Алек-сей Ми-хай-ло-вич и ца-ри-ца Ма-рия Иль-и-нич-на, а так-же ко-ле-но-пре-кло-нён-ный пат-ри-арх Ни-кон.

Тип «ре-ли-к-ва-ри-ев Ис-тин-но-го Кре-ста», на ко-то-рых при-сут-ст-во-ва-ли рель-еф-ные фи-гу-ры святого Кон-стан-ти-на и Елены Святой, был рас-про-стра-нён в ви-зантийском искусстве, а за-тем про-ник в Западную Ев-ро-пу: 2 ма-лень-ких ре-ли-к-ва-рия-трип-ти-ха с час-ти-ца-ми Ис-тин-но-го Кре-ста, при-ве-зён-ные в 1154 году из Кон-стан-ти-но-по-ля аб-ба-том Ви-баль-дом, со-ста-ви-ли центральную часть бо-лее круп-но-го трип-ти-ха, бо-ко-вые створ-ки ко-то-ро-го ук-ра-ше-ны сце-на-ми из ис-то-рии об-ре-те-ния Кре-ста Е. (XI-XII века, Библиотека и му-зей П. Мор-га-на, Нью-Йорк). С кон-ца Сред-не-ве-ко-вь​я в Ев-ро-пе Елена Святая изо-бра-жа-ет-ся как од-но из дей-ст-вую-щих лиц сю-же-та «Ис-то-рия Ис-тин-но-го Кре-ста», литературной ос-но-вой ко-то-ро-го по-слу-жи-ла «Зо-ло-тая ле-ген-да» Яко-ва Во-ра-гин-ско-го. По-чи-та-ние Кре-ста, про-по-ве-дуе-мое ни-щен-ст-вую-щи-ми ор-де-на-ми, спо-соб-ст-во-ва-ло ут-вер-жде-нию в изо-бра-зительном искусстве жи-во-пис-ных цик-лов на эту те-му (фре-ски А. Гад-ди в церкви Сан-та-Кро-че во Фло-рен-ции, 1380-1390-е годы, и Пье-ро дел-ла Фран-че-ски в церкви Сан-Фран-че-ско в Арец-цо, 1452-1464; пре-дел-ла по-лип-ти-ха Ми-ке-ле ди Мат-тео Лам-бер-ти-ни, около 1427 года, Га-ле-рея Ака-де-мии, Ве-не-ция). В искусстве Воз-ро-ж-де-ния и ба-рок-ко встре-ча-ют-ся изо-бра-же-ния Елены Святой в императорской ман-тии и ко-ро-не с кре-стом, ми-ниа-тюр-ным зда-ни-ем церк-ви или гвоз-дя-ми (Дж.Б. Чи-ма да Ко-нель-я-но, 1495, Национальная га-ле-рея ис-кус-ст-ва, Ва-шинг-тон; Л. Кра-нах Стар-ший, 1525, Ху-дожественный му-зей, Цин-цин-на-ти; ста-туя А. Баль-джи, 1639, со-бор Святого Пет-ра, Рим). В ка-че-ст-ве са-мо-сто-ятельных сю-же-тов изо-бра-жа-ют-ся «Ви-де-ние святой Еле-ны» (П. Ве-ро-не-зе, 1570, Национальная га-ле-рея, Лон-дон) и «Об-ре-те-ние Ис-тин-но-го Кре-ста» (П.П. Ру-бенс, 1602, со-бор в Гра-се; Дж.Б. Тье-по-ло, около 1745 года, Га-ле-рея Ака-де-мии, Ве-не-ция).

Иллюстрации:

Икона Елены Святой

Родительницу правителя Византии Константина, также, как и царя можно считать одними из известнейших людей в период становления христианства всех веков, и которые были причислены к лику святых наравне с апостолами.

Ее и ее сына Константина с древних времен изображали на святых образах как людей, которые помогали становлению и распространению православию. Она известна была тем, что благодаря ее помощи истинным верующим были возвращены все мощи и реликвии, способствовала возведению соборов и монастырей. Однако больше всего она стала известной своими благими деяниями во имя Иисуса, самое важное из которых стало Воздвижение Креста Господнего.


Роль образа Византийской Царицы

Главное предназначение этой иконы состоит в том, что всякий человек, молящийся перед ней, обретает не только поддержку и спасение, а и укрепление своей веры, именно так и завещала подвижниа. Данная икона является наглядным пособием того, что всякий, кто верит во Всевышнего, обязан искренне продолжать Божье дело и преклоняться перед ним.

На божественном изображении Великомученица Елена запечатлена вместе с сыном Константином, держащей в правой руке Крест. Данный знак символизирует поддержку и помощь в становлении православии и символ того, что православие никогда не исчезнет, ведь пока есть верующие, хранящие своей надеждой и благими деяниями дух православия в сердцах и душах, и проповедуют слово Господне, а Слово вечно на земле.


В каких случаях молятся о помощи

Среди многих христианских образов эта икона обладает величайшей чудотворной мощью и имеет одно отличие, заключающее в том, что люди запечатлены на ней, стали святыми и восхваляемые верующими. Именно благодаря своим мыслям и деяниям они стали таковыми, обладающими высочайшей духовностью, которой в то время мало кто обладал. Такой величайший православный образец того, как благое дело во имя Господа, превращается в дорогу ведущей к бессмертию, потому что вера для людей означает всё: их силу, нежность, преданность и исповедования.

К этому образу и в наше время обращаются большое количество верующих, чтобы произнести свои мольбы в просьбах о помощи и найти силы для преодоления преград и развития. Образ может помочь в таких случаях:
улучшить материальное благополучие;
положить начало нового и важного дела;
помочь в успехах по службе, и подъёме по карьерной лестнице;
достижение цели в политической сфере жизни.

Помимо этого, икона считается небесной защитницей семьи и семейных отношений. Это и является главной причиной частых обращений к иконе святой Елены молитвенных просьб о сбережении семьи, помощи в воспитании детей (в том числе об их появлении – избавления от недуга бесплодия), смягчения "острых углов" в отношениях, развития гармонии, доверительных отношений, и поддержания любви.


Еще этот лик очень почитается работниками сельского хозяйства и обычных православных земледельцев. Люди верят, что Мученица может помочь собрать богатый урожай и даровать почве плодородие, что и одарит всех благополучием, кто трудился во благо.

Также преподобная помогает в избавлении от болезней и в укреплении здоровья человека, а физическое состояние человека тесно связано с душевным, потому как люди, желающие исцелить тело, должны сначала исцелить душу. А в этом деле самое важное это вера, искренняя и твердая. Лишь она является истинным путем ведущем к Всевышней милости. Святой образ Равноапостольной Елены является настоящим шедевром православия, предназначение которой переоценить невозможно.

Молитва к Святой звучит так:

"О пречудная и пресвятая царица, святые равноапостольные Константин и Елена! К вам, скорым защитникам, обращаем наши недостойные мольбы, как великая мать, имеющая смелость обратиться к Всевышнему. Попросите у Господа царство храма Господнего и всем людям благословение, руководителям справедливость, священникам заботу о прихожан, верующим терпение, старикам желанный покой, воинам мужество, женщинам красоту, праведникам святость, ребенку повиновение, малышам дух православного учения, немощным избавление, ссорящимся мир, обиженным смирение, обидчикам трепет перед Господом. Посещаемым церковь эту и возносящим в ней молитвы Божье напутствие и всем верующим исполнения их просьб, и восхваляем и воспеваем Благодетеля всего человечества Всевышнего в Троице Живоначальной: Отца, и Сына, и Святого Духа, сейчас и всегда и навеки веков. Аминь."


Какого числа отмечают день ангела Елены?

Самая первая дата в церковном календаре, относящаяся к памяти святой, является двадцать восьмое января. Этот день почитается преподобная великомученица, она известна тем, что оставалась непоколебимой в своем проследовании в учении Христа, и ее приговорили к мучительной смерти. Если смотреть дальше, то дни памяти ее отмечаются весной. Согласно церковному календарю весной установлены два дня памяти - это третье марта и двадцать первого мая. Эти даты установлены Церковью как дни почитании равноапостольной царицы, либо Елены Константинопольской. Последняя была не только родительницей правителя Рима Константина, и она занималась распространением христианства на территории Византии. Преподобной её назвали еще и за то, что именно она организовала раскопки в Иерусалиме где нашли Крест животворящий, на котором как раз и распяли Иисуса Христа.

Если Вы посмотрите дальше по церковному календарю, то увидите, что и летом есть день одноименного Ангела. Когда ж они отмечаются? Лето богатое время на именины, ведь церковью установлено сразу три даты почитания памяти одноименных святых. И так "летние" девицы отмечать день ангела начинают восьмого июня. В этот день чтят память преподобной великомученицы, которая являлась дочерью преподобного отца Алфея. Ее приговорили к смертной казни камнями, за ее проповедническую христианскую деятельность. Десятого июня. Этот день считается днем памяти Елены Дивеевской (Мантуровой), которая жила в монастыре и занималась просвещением. Она проповедала довольно скромный образ жизни, большую часть своей жизни она проводила в молитвах. Настоятель Серафим Саровский очень уважал и называл ее «фрейлиной Владычицы Небесной» и пообещал, что её святые останки будут в свободном доступе, хранится в Серафимо-Дивеевской обители.

И третья дата выпадает на одиннадцатое июля. В этот день чтят память преподобной праведницы Ольги (ее крестили под именем Елена). Княжна Ольга, сурово наказала убийц своего супруга (князя Игоря), после чего она обратилась в христианскую веру и довольно много усилий приложила для распространения православия на Руси. Именно Ольгу считают «начальницей христианства» на Руси.

Однако не все имена могут похвастаться таким изобилием именин. Большинство из имен отмечают свои именины только раз или в крайнем случае дважды в год. Однако ведь не зря ее имя переводится с греческого языка как «факел». Ведь один раз выбрав свой путь, эти величественные девушки доходили его до конца, погибая, однако при этом даря свет другим. Именно поэтому очень часто в церковном календаре упоминается Преподобная.

19 марта и 3 июня отмечается память святой равноапостольной царицы Елены (около 250-330), матери римского императора Константина Великого. Елена воспитала сына в христианстве и много способствовала тому, чтобы впоследствии Константин сделал христианство государственной религией Римской империи. Царица Елена многое сделала и для распространения христианства в других странах.
Уже в весьма преклонных летах святая Елена по просьбе сына отправилась из Рима в Иерусалим, чтобы разыскать там святой Крест, на котором был распят Господь. А с такой просьбой к матери император Константин обратился вот почему. 28 октября 312 г. в битве у Милвийского моста через Тибр Константин разбил своего противника Максенция и взял на себя управление и Западной частью Римской империи. Победа Константину была дарована свыше. Историк Евсевий сообщает, что во время молитвы Константин увидел на небе «удивительное знамение Божие: поверх солнца появился светящийся крест с надписью "Под сим знаком победишь”.
В Иерусалиме царица Елена ревностно принялась за розыски Креста Господня. Он был обретен под одним из языческих капищ. Царица немедленно известила сына об этом, и Константин воспринял это известие с радостью. Он возымел мысль отличить святое место каким-либо памятником, достойным его. Так на месте том был возведен храм Воскресения Христова.
В память о событиях земной жизни Христа Елена основала на Святой земле несколько храмов, из которых наиболее известен во всем мире храм Гроба Господня. На обратном пути на родину она основала еще ряд монастырей, например, монастырь Ставровуни на Кипре. Царица много пеклась об их украшении и снабжении всем необходимым для богослужения. Ею было разыскано много святых реликвий, в том числе и хитон Иисуса Христа.
В Константинополь она возвратилась с частью Животворящего Креста Господня и найденными вместе с Крестом гвоздями, которыми было пригвождено Тело Господа.

Святая Елена умерла в возрасте примерно 80 лет в 327 году на руках своего сына и внука Констанция.
За великие заслуги перед церковью Елена канонизирована в лике равноапостольной (кроме нее такой чести удостоились еще только пять женщин – Мария Магдалина, первомученица Фёкла, мученица Апфия, княгиня Ольга и просветительница Грузии Нина).

Интересная история связана с перемещением мощей святой царицы Елены из Рима во Францию. Как рассказывает Николай Никишин, клирик Трехсвятительского подворья Московского Патриархата в Париже, сегодня мощи находятся в одном из католических храмов на центральной улице Парижа, усеянной увеселительными заведениями низкого сорта. Изначально мощи хранились в храме священномучеников Маркеллина и Петра в Риме. Но в IX веке один французский монах, получивший исцеление от мощей, тайно увез их в свое аббатство.

Когда Папа Римский узнал о судьбе похищенных мощей, он не стал требовать их возвращения, и они осталась во Франции. Во время революции на Церковь начались гонения, и незадолго до разрушения монастыря мощи были перенесены в церковь, находившуюся в соседней деревне. А в 1820 году мощи оказались у рыцарей Королевского Братства Святого Гроба Господня, которое считало царицу Елену своей основательницей (поскольку она заложила храм Гроба Господня в Иерусалиме). Так мощи оказались в церкви Сен-Лё-Сен-Жиль в Париже, где хранятся до сих пор в саркофаге, подвешенном высоко под сводами. В истории осталось множество свидетельств о чудесных исцелениях людей, обращавших свои молитвы к равноапостольной царице Елене. Однако сегодня к мощам приходит немного паломников – для многих православных христиан местонахождение мощей остается тайной.