Индийские боги. Volnaudachi: индийские божества

Брахма – всеведущий, многоликий, глядящий во все стороны, созидатель, дающий власть,
четырехрукий мировой Творец, длани коего показывают на все стороны света. Верования индуизма утверждают, что в момент пробуждения Брахмы возникла Вселенная, если он прикроет очи, - Вселенная бесследно исчезнет. Но Кальпа - продолжительность дня Брахмы – равна 4 320 000 000 человеческим годам.
Брахма в масштабном понимании – это глубоко медитирующие боги, стоящие вне сферы чувственности, а в более узком – это духи, принадлежащие Миру Брахмы .



Культ Брахмы, входящего в триаду божеств тримурти, не сильно распространен. По сравнению с храмами Вишну и Шиву , храмов, посвященных Брахме очень мало, так как поклонение на планете ему было очень мало, в связи с многочисленными, посылаемыми в его адрес, проклятиями. Это подтверждают разные писания индуизма. К примеру, «Шива-пурана» описывает, как Вишну в облике вепря в начале творения занялся поисками начала громадного шива-лингама, а Брахма в облике лебедя – его конца. Вишну, вскапывая землю, не смог найти начала лингама и по-честному признался в этом Шиве, отдавая почести Великому, а Брахма, поднявшись ввысь и увидав кетаки (излюбленный цветок Шивы), попросил его подтвердить, что конец был найден. Но Шива распознал неправду и, сильно разгневавшись, проклял Брахму на то, что никто и никогда в трех мирах не будет возносить ему почести.
По иной истории, Брахму проклял величайший мудрец Бхригу, проводивший на земле ведийское жертвоприношение, которое должен был возглавить высочайший из богов. Брахма, к которому явился Бхригу, углубленный в музыку, исполняемую Сарасвати (супруга Брахмы - богиня знания и учености), даже не увидел мудрого мужа. Риши разгневался и послал проклятия Брахме, что никто никогда не произнесет его имя и не станет поклоняться ему.
Однако молитвы Брахме присутствуют во всех ритуалах индуизма, но храмы Брахмы можно посчитать по пальцам. Брахмы, встречающиеся в источниках буддизма, и, с точки зрения космологии, вызывают ассоциации высочайшей власти или чрезмерного чувства божеской гордости.
Брахма-Сахампати, наиболее почитаемый в Таиланде и буддистском Китае, имеет 4 головы, символизирующие разум в 4-х грубых составляющих. Иногда мы слышим неправильное название Брахмы – Будда с четырьмя лицами. В индийском Пушкара находится самый крупный знаменитый храм Брахмы - Брахмаджи Мандир, в котором находится четырехликий Мурти Брахма. Говорят, что у Брахмы четыре лица, чтобы беспрерывно следить по всем сторонам за созданным миром. Иная версия тоже имеет право быть. По ней, Брахма создал из своего тела безупречно идеальную женщину, в которую тут же влюбился без ума, не в состоянии отвести от нее своих очей. И для беспрестанного наблюдения за прелестницей у Брахмы появилось четыре головы, а затем и пятая, когда супруга взлетела ввысь. Но пятая голова вскоре была отрублена Шивой за инцест с дочерью. Неотразимую дочь Брахмы, ставшую его женой, звали разными именами: Сатарупа, Савитри, Сарасвати, Гаятри и Брахмани.
Брахма-Сахампати несет преуспеяние, развитие и удачу. Святилища, посвященные ему, находятся во многих местах. К примеру, бангкокская кумирня Ераван. Брахма-Сахампати находится ближе всего к Будде, невидимо помогая ему в процессе медитации и просветления, и взывает нести дхарму человечеству.
Изображают Брахму всегда с четырьмя главами, декламирующими каждая свою Веду, четырьмя ликами и четырьмя дланями, олицетворяющими восток, юг, запад и север, с белой бородой (мудрость и вечный процесс созидания), в красных одеждах, с красноватым цветом кожи и безоружным.
По древнейшим священным писаниям, с ним связаны следующие символы:
- ваза с водой (сотворение Вселенной),
- четки (течение времени),
- жертвенная ложка (жертвенные подношения),
- книги Вед (знания),
- цветок лотоса (природа и сущность всего живого),
- золото (деятельность),
- корона (высшая власть),
- лебедь (милость и способность отличать дурное от доброго).
Статуэтка Брахмы , помещенная в вашем доме, будет помогать во всех благих делах, принесет благосостояние, успех, развитие, удачу, спокойствие и здоровье.

Брахма, в индуистской мифологии творец и правитель мира, отец богов и людей; в классическом индуизме он входит в триаду верховных богов наряду с Вишну и Шивой. Создатель вселенной, он противостоит Вишну, который ее сохраняет, и Шиве, который ее разрушает. Согласно одному из мифов, Брахма создал из своего тела богиню Сатарупу. Она была так прекрасна, что он не мог оторвать от нее глаз. Когда Сатарупа отходила в сторону, избегая его взгляда, у него появлялась новая голова, повернутая в ее сторону. Наконец Брахма убедил красавицу стать его супругой. Они провели в уединенном месте сто священных лет, по окончании которых родился Maнy, первый человек.

Другой миф повествует, как сначала вселенная была погружена во тьму. Блуждавшее в космическом океане семя породило золотое яйцо: "В этом яйце Брахма провел год, затем силой мысли разделил яйцо пополам". Из одной половины он создал небо, божественную сферу, из другой – землю, материальную сферу, а между ними поместил воздушное пространство; далее появились пять элементов – вода, огонь, земля, воздух, эфир – затем мысль, боги, звезды, время, горы, равнины, моря, реки, люди, речь, страсть, гнев и т.д. Наконец, из яйца появился бог Брахма и разделился на две части – женскую и мужскую. Эти существа породили все остальное.

По иной версии, Брахма вышел из яйца в виде первосущества Пуруши. У него была тысяча ног, тысяча ступней, тысяча рук, тысяча глаз, тысяча лиц и тысяча голов. Древние полагали, что Брахма живет сто "собственных" лет, равных 311 040 000 000 000 "человеческих" лет. Затем огонь, вырывающийся со дна океана, уничтожает вселенную и самого Брахму, а после ста божественных лет хаоса рождается новый Брахма. В некоторых источниках Брахму называют Нараяной, или "вышедшим из вод". В этом облике он лежал на листе лотоса, плывущем по первозданным водам, и сосал палец ноги – символ вечности. Падение величия Брахмы объясняется в мифе о происхождении Шивы.

Согласно преданию, Брахма и Вишну поспорили, кто из них могущественнее. В разгар спора огромный фаллос, символ Шивы, поднялся из мирового океана, охваченного пламенем. Когда Брахма и Вишну стали рассматривать фаллос, он раскрылся. В нем боги обнаружили Шиву и вынуждены были признать его превосходство. Брахму часто изображают с четырьмя головами и руками, в которых он держит Веды, священные индийские трактаты, жезл, сосуд с водой из Ганга и гирлянду роз, восседающем на гусе или лебеде. Супруга его – красавица Сарасвати, богиня учения и покровительница искусств, наук и красноречия. На приведенном выше изображении – Брахма – творец и правитель мира, отец богов и людей, он противостоит Вишну, который сохраняет вселенную, и Шиве, который ее разрушает.

Брахма - бог творения в индуизме. Наряду с Вишну и Шивой является одним из богов Тримурти.

Слово «Брахма» происходит от корня, означающего «расширяться, распространяться».
Брахма — это аспект Божественного Единства, или Бога, который ответственен за акты творения, в смысле возрождения и сохранения материальной стороны всех вещей, его также называют субстанцией-силой, включающей материю, энергию и законы природы.

Создатель вселенной, он противостоит Вишну, который ее сохраняет, и Шиве, который ее разрушает. Супруга Брахмы - богиня знания и учёности Сарасвати.

Образ Брахмы

Описывается, что цвет кожи Брахмы красноватый и одет он в красные одежды. Брахма имеет четыре головы, четыре лика и четыре руки. Говорится, что каждая из его четырёх голов соответствует одной из четырех Вед: Риг, Саму, Яджур и Атхарву. Четыре руки Брахмы олицетворяют четыре стороны света: восток, юг, запад и север. Задняя правая рука представляет ум, задняя левая рука представляет разум, передняя правая рука - эго, и передняя левая рука - самоуверенность.

В одной из своих рук он держит скипетр в форме черпака или большой ложки, что ассоциируется с пролитием «гхи» на священный огонь ведических жертвоприношений и символизирует то, что Брахма является повелителем яджн. В другой из своих рук он держит «камандалу» - сосуд с водой, сделанный из металла или даже из скорлупы кокосового ореха. Вода в этом сосуде символизирует изначальный, всё вбирающий в себя эфир, из которого проявились первые элементы творения. В другой из своих рук Брахма держит молитвенные чётки, называемые «акшамала», которые он использует для подсчёта вселенского времени. В своей четвёртой руке Брахма как правило держит книги Вед, но иногда - цветок лотоса, который символизирует природу и сущность всех вещей и живых существ во Вселенной.
Средством передвижения, или ваханой Брахмы, является божественный лебедь. Лебедь олицетворяет то, что все живые существа во Вселенной заслуживают справедливости, в каком бы положении они не оказались. Также, эта способность лебедя указывает на то, что индивид должен быть способен отделять хорошее от плохого, принимая то что имеет духовную ценность и отвергая то, что её не имеет.

Рождение Великого Бога

Согласно Пуранам, Брахма является саморожденным, не имеющим матери, рождённым из цветка лотоса, выросшего из пупа Вишну в самом начале процесса сотворения материальной Вселенной. По этой причине, Брахма также известен под именем Набхиджа - («рождённый из пупа»). Согласно другой легенде, Брахма родился в воде, в которую Вишну вложил своё семя, позднее превратившееся в золотое яйцо, своего рода космический зародыш. Из этого золотого яйца, Брахма был рождён как Хираньягарбха. Оставшиеся компоненты этого золотого яйца расширились и превратились во Вселенную. Так как Брахма был рождён в воде, его также называют Канджа («рождённый в воде»).

Движение Вселенной

По истечении одного дня Брахмы видимый мир гибнет от огня, остаются в живых только божественные мудрецы, боги. На другой день Брахма возобновляет своё творение и этот процесс конечного созидания и разрушения длится 100 лет Брахмы. По истечении этого периода сам Брахма, все боги и мудрецы гибнут вместе со всей вселенной, которая разлагается на свои основные элементы.
Согласно индийскому легендарному исчислению времени, сутки Брахмы равны кальпе или 8 640 000 000 земных лет.

Мифы о Брахме

О проклятии Брахмы

В писаниях индуизма приводятся различные истории о том, как в результате проклятий, полученных Брахмой, поклонение ему на Земле было крайне ограничено. Согласно истории, описанной в «Шива-пуране», на заре творения Вишну и Брахма взяли на себя миссию обнаружить начало и конец гигантского шива-лингама. Вишну занялся поисками его начала, а Брахма - конца. Приняв облик вепря, Вишну принялся копать землю, в то время как Брахма в облике лебедя полетел вверх. Будучи не в состоянии обнаружить конец лингама, Вишну вернулся и поклонился Шиве как персонификации Брахма. Брахма, однако, не оставил так легко свои попытки. Поднимаясь всё выше и выше в своём полёте, он увидел любимый цветок Шивы кетаки. Брахма попросил цветок ложно засвидетельствовать то, что он смог обнаружить начало шива-лингама. Когда вести об этом дошли до Шивы, обман Брахмы привёл его в великий гнев. В результате, Шива проклял Брахму, объявив, что отныне никто в трёх мирах не будет поклоняться ему.

Согласно другой легенде, Брахме не поклоняются из-за проклятия великого мудреца Бхригу. Однажды Бхригу проводил на земле огромное ведическое жертвоприношение. Было решено, что председательствующим божеством на яджне будет величайший из богов. Бхригу взялся найти величайшего из Тримурти. Когда он пришёл к Брахме, тот был настолько поглощён музыкой, которую играла его супруга Сарасвати, что даже не услышал зов прибывшего на аудиенцию мудреца. Разгневанный риши проклял Брахму, объявив что отныне никто на земле не будет призывать имя Брахмы или поклоняться ему.

Миф о том, как была создана Вселенная

Согласно одному из мифов, Брахма создал из своего тела богиню Сатарупу. Она была так прекрасна, что он не мог оторвать от нее глаз. Когда Сатарупа отходила в сторону, избегая его взгляда, у него появлялась новая голова, повернутая в ее сторону. Наконец Брахма убедил красавицу стать его супругой. Они провели в уединенном месте 100 священных лет, по окончании которых родился Maнy, первый человек. Другой миф повествует, как сначала вселенная была погружена во тьму. Блуждавшее в космическом океане семя породило золотое яйцо: «В этом яйце Брахма провел год, затем силой мысли разделил яйцо пополам». Из одной половины он создал небо, божественную сферу, из другой - землю, материальную сферу, а между ними поместил воздушное пространство; далее появились пять элементов - вода, огонь, земля, воздух, эфир - затем мысль, боги, звезды, время, горы, равнины, моря, реки, люди, речь, страсть, гнев и т. д. Наконец, из яйца появился бог Брахма и разделился на две части - женскую и мужскую. Эти существа породили все остальное.

Воды, огонь, Золотое яйцо, Брахма. Когда-то не было ничего: ни солнца, ни луны, ни звезд; не было смерти и не было бессмертия; тьма наполняла Вселенную, которая была как бы погружена в глубокий сон. И вот в этой тьме прежде всего остального возникли воды, они породили огонь, а затем под действием его тепла в водах было рождено Золотое яйцо, с чьим блеском мог бы сравниться лишь солнечный блеск, если бы Солнце тогда было.

Тогда еще никто не отсчитывал время, да и некому было это делать, но известно, что целый год плавало это Яйцо по беспредельным и бездонным водам. Когда же год прошел, из Золотого Зародыша внутри яйца возник Брахма - прародитель всего мира. Велико было могущество Прародителя: одной только силой своей мысли, не пошевелив ни рукой, ни ногой, разделил он Яйцо на две половины. Верхняя часть Яйца стала небом, нижняя - землей, а между ними Брахма расположил воздушное пространство.

Брахма творит потомство. Но Брахма был один в этом мире, и ему стало страшно, ведь нет для живого существа ничего страшнее полного одиночества. Тогда он решил сотворить себе потомство - других богов, которые будут ведать делами сотворенного им мира. И вот из души своей, из глаз своих, из ушей своих и ноздрей своих и из большого пальца правой ноги своей прародитель Брахма породил семерых сыновей, семерых Владык созданий. От них произошли боги и люди, животные и птицы, чудовища, великаны, мудрецы - словом, все живые существа, заселившие три мира - подземный, земной и небесный.

Великие боги и асуры. Но не только сыновья появились на свет у Брахмы: из большого пальца левой ноги родилась у него дочь Вирини - Ночь. Она стала женой седьмого сына Брахмы - Дакши, и родила пятьдесят дочерей, которые стали женами богов. Но вот беда: дети двух старших дочерей, рожденных Дакши и Вириной, появились на свет раньше, чем дети третьей дочери, Адити. Старшие дочери породили могучих асуров, обладавших мудростью и мощью; Адити родила двенадцать великих богов. Асуры гордились своей силой и тем, что они приходятся богам старшими братьями, и потому считали, что править Вселенной должны они. Из-за этого между богами и асурами шла война, которая длилась много столетий.

Гора Меру и небо Брахмы. Когда творение Вселенной было завершено, Брахма почувствовал, что этот труд утомил его и отправился отдыхать в место, именуемое Брахмалока. В самом центре мира находится великая золотая гора Меру. Вокруг ее вершины вращаются Солнце, Луна и планеты, а на вершине находится седьмое небо - самое высокое из небес, небо Брахмы. Здесь Творец Мира пребывает в полном покое и блаженстве в тени священного дерева шалмали (шелковицы).

«День Брахмы». Брахма почти не вмешивается в то, что происходит в мире. Находясь в покое, он погружен в глубокие размышления. Сколько они будут длиться? Для самого Брахмы недолго - один «день Брахмы». Ведь один день этого бога равен 360000 человеческих лет! А когда «день Брахмы» закончится и наступит «ночь Брахмы», исчезнет существующий мир, и вновь всю Вселенную заполнит тьма, а потом Брахма создаст новую Вселенную, которая тоже будет существовать лишь один «день Брахмы», и так дни и ночи Брахмы будут чередоваться вечно.

Облик и символы Брахмы. Тысяче солнц подобен великий Брахма. Он сияющ, могуч, непобедим. У него четыре тела, восемь рук и четыре лица, которые обращены в разные стороны. Эти лица Брахма сотворил себе, чтобы, не отрываясь ни на мгновение, любоваться красотой своей жены - богини Савитари. В руках Брахма держит четыре священные книги - Веды, жезл, сосуд с водой из великой священной реки Ганги, цветок лотоса и лук.

Человека с давних времен определяет вера. Религия объединяет многие народы, способствует их развитию, становится основой культуры, создает моральные принципы и учения. Еще на первых этапах человеческого существования вера была нераздельна с сознанием. Давая имена богам, создавая правила, по которым должны жить люди, проводя ритуалы и обряды, первый человек закладывал основы религий, которые впоследствии раздробились на много направлений. Нельзя утверждать, что одна вера хорошая, а вторая не может отображать истину, ведь каждый видит мир по-своему, и это не может быть источником осуждений. В Индии известна божественная Брахма, Вишну и Шива. Первый из них является создателем вселенной. Слово «брахма», или «брама», переводится с санскрита как «жрец» и несет в себе начало всех начал.

Брахма - первый индийский бог

Многие исследования показывают, что культ Брахмы был центральным в индуизме только в доведический период. Позже он был заменен учениями Шивы и Вишну. Причиной этого стала популяризация концепции Шакти. Согласно ней, у каждого бога есть своя Сила или Шакти - супруга и главная вдохновительница, и именно соединение с этой Шакти создает мир. В этом плане бог Брахма, что символизирует творение вселенной, не нужен.

Стоить отметить, что ведический период характеризуется переосмысленными взглядами на этого бога. Идея о творце всего сущего не умирала, ведь его место занял Бог Отец - Вишвакармане (он имеет четыре руки с разных сторон). Считается, что он является прототипом Брахмы в пуританском учении. Идея об этом боге формировалась не один век и поддавалась постоянным изменениям. Брахма долгое время оставался центральным богом в индуизме, что поменялось только после прихода ислама.

Иконография

Бог Брахма, описание которого дает именно иконография, приобретает много видов. Обычно он изображается с четырьмя ликами и четырьмя руками. Его волосы выглядят неаккуратно, пребывают в каком-то хаосе, борода заостренная. Как накидку бог Брахма использует шкуры что создает контраст между белым цветом его одежды. Изображенный на колеснице с семью лебедями или на лотосе, он держит сосуд с водой и четки.

Он медитирует, и поэтому его глаза прикрыты. При этом существует еще много разных представлений о том, как выглядит это божество. Например, цвет его кожи на одних изображениях может быть золотым, на других - красным, колесница может быть запряжена гусями, а не лебедями. В некоторых его олицетворениях можно увидеть нимб. Брахма почти всегда изображается бородатым и является единственным богом в индуизме с такой особенностью, хотя и в этом пункте есть исключения.

Состояния Брахмы

Существует классификация состояний, в которых может пребывать Брахма. Первый получил название йогического, и в нем это божество предстает в величестве своего духа и его достижений. Он излучает полное самоудовлетворение. Именно в первом состоянии он ценен для аскетов и подвижников. Второе называется бхога и несет более светский характер.

Обычный вид Брахмы, естественные атрибуты, одна или больше жен - это характерно для мирян. В третьем состоянии (вира) этот бог олицетворяет доблесть и почитается царями и воинами. Абхичарика - четвертый вид Брахмы - это изображение твердого и устрашающего бога. Такое грозное состояние характерно для тех, что хочет избавиться от своих недоброжелателей.

Атрибуты-символы

Брахму можно узнать по свойственным ему атрибутам. Самой знаменитой особенностью считается наличие ликов. Они обозначают стороны света и имеют свои наименования: север - Атхарваведа, запад - Самаведа, восток - Ригведа, юг - Яджурведа. Четыре руки также символизируют эти направления. В одной из них Брахма держит тару с водой. Это объясняется тем, что основой мира является камандала (вода), которая неотъемлема во всех творениях Брахмы.

Четки во второй руке - это время, которое не может быть вечным. Лебеди или гуси, которые двигают колесницу с Брахмой, являются олицетворением локов (миров). Земля же представлена лотосом, который рождается из пупка Вишну.

Происхождение голов Брахмы

Индийский бог Брахма считается творцом материальной вселенной, который сам возник из лотоса и не имеет материнских связей с другими божествами. После рождения он создал одиннадцать предков человечества - Праджапати. Семь Сапта-риши - его главных помощников в творении земли, были созданы из ума и стали его сыновьями. Из своего же тела бог Брахма сотворил женщину, которая позже стала известна под многими именами - Гаятри, Сатарупа, Брахмани и т. д. Он поддался чувству любви и был поражен красотой своей дочери. Когда она отвернулась от него влево, Брахма не мог перестать ею любоваться, и так родилась вторая голова. Когда она снова и снова поворачивалась от него, появлялся еще один лик. Потом она поднялась вверх, и Брахма сотворил пятую голову.