Изгнание бесов: молитвы, обряды и признаки одержимости. Экзорцизм изгнание дьявола и бесов из человека

К сожалению, вселение нечистой силы в людей происходит не только в кинофильмах, но и в реальной жизни. Чтобы вы могли защитить себя и свою семью, мы подготовили для вас подробную инструкцию, как изгнать беса из человека в домашних условиях. Строго соблюдайте все правила экзорцизма, чтобы самому не стать следующей жертвой.

Аналоги бесов есть в любой культуре мира, что подтверждает реальное существование враждебных человеку сил.

В христианстве бес — это ангел, который был изгнан с небес за свое коварство и гордость. Верховного беса звали Люцифер, он пожелал обрести такое же могущество и силу, как и у Бога. За свою зависть и высокомерие Люцифер со своими посредниками был привязан к земле, они и стали теми, кого мы называем демонами, бесами и чертями.

Бес слабее демона, но умнее и коварнее черта. Вид его очень схож с чертом, но он крупней. Бес может принимать совершенно разный облик, быть невидимым, проходить сквозь закрытые двери.

Для того, что бы себя проявить в физическом мире, злому духу необходимо человеческое тело. Злой дух может вселится в человека через:

  • Испуг;
  • Ослабление энергетики;
  • По наследству, если предки человека были чернокнижниками.

Симптомы одержимости

Явные признаки беса в человеке:

  • Агрессия без причины;
  • Депрессия;
  • Бессоница;
  • Нецензурная брань;
  • Тяга к самоубийству;
  • Частые судороги;
  • Смена голоса;
  • Чувство вины.

Ритуал экзорцизма

Иисус Христос также был экзорцистом.

Ритуал, изгоняющий бесов и всего нечистого при помощи священных молитв называется Экзорцизм.

Он появился примерно в первые века н.э., когда происходило гонения на христиан. Многие служители церкви прятались в катакомбах, приверженцы которые мучились ради своей веры, могли совершать чудеса, изгонять злых духов.

В начале изгонять злых духов мог только Иисус Христос, в дальнейшем такой дар приобрели апостолы. При основании церкви, этот дар перешел к священникам

В средневековье количество целителей, которые могли изгнать беса значительно уменьшилось. Служители церкви неоднократно совершали тяжкие грехи, и не могли помочь одержимому, но были уверены в своей силе. Свои неудачи они оправдывали, говоря, что бес очень силен и необходимы дополнительные ритуалы.

Над несчастными людьми проводились жестокие обряды, их окуривали отвратительными запахами, не давали еду и воду, прижигали тело раскалённым металлом. Считалось, что нечистая сила не может выдержит таких пыток и вскоре покинет тело, но жестоких пыток не выносил сам больной. Мошенники утверждали, что погибшего оставил бес, и его смерть была оправданной.

Требования к экзорцисту

Изгнание беса — это сложный и опасный труд, читающему молитву над одержимым необходимо соблюдать некие правила, иначе он сам заболеет:

  • Он должен быть старше бесноватого;
  • В его дате рождения не должно быть нуля;
  • Отчитываеющему необходимо носить крест и соблюдать пост;
  • Он не должен искать славы и брать за свою помощь денег;
  • В помещении, где будет читаться молитва, уберите острые предметы, и желательно привязать бесноватого к стулу; При выходе беса человек может не контролировать себя.
  • На неделе, когда будет совершаться очитка, не должно быть дней рождения, свадеб и рождения детей;
  • В доме где проводится обряд не должна присутствовать женщина с месячными;
  • При чтении молитвы нельзя допускать ошибок, пропускать слова.

Очитка

Очитка — это православный экзорцизм.(Стоит понимать, что у верующих других конфессий есть свои подобные обряды) Отчитка применяется над людьми, в которых поселился бес, это просьба помощи у Бога при помощи молитвы.

Похожие ритуалы есть у людей любой религии.

Молитва, изгоняющая бесов из человека:

Облекаемся во единого Христа и слова Божий.

Убойся, диаволю, отыди от раба Божьего (имя).

Христос воскресе Своею волею, Его силою изгоняю я тя,

Страшный и нечистый диавол, силою Вышнего Бога, Отца невидимого.

Христос погребен бысть; Христос воскресе, бежи,

Диаволю, победою Отца и Сына и Святого Духа, и во веки веков. Аминь.

Крест на мне, на Божьей рабе (имя), крест у раба Божьего (имя).

Крестом дьявола проклинаю и изгоняю.

Отступи, бес и диавол и нечистый дух, от меня, раба Божьего (имя).

Отступись оттого, в ком сидишь, от раба Божьего (имя).

Отступись, отойди от сих дверей, здесь сидят ангелы и архангелы, херувимы и серафимы,

Здесь Архангелы Михаил и Гавриил, Пресвятая Дева Мария, Приснодева, Богородица, Царица Небесная,

Родшая Творца плотью, Иисуса Христа, Бога нашего, Царя Небесного.

Силой Христовой диавол будь проклят и нечистый дух всеми семью соборами, ныне, присно, во веки веков.

Аминь. Крест - хранитель всея Вселенной, крест - красота церковная,

Крест - царям держава, крест на прогнанье диаволам от раба Божьего (имя).

Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.

Вопросы посетителей и ответы экспертов:

Библейская притча

В древних святых писаниях говорится, о том что в человека может быть вселены несколько бесов. Об этом упоминается в Евангелии.

Одна из историй гласит, что Иисус Христос однажды, исцеляя больного, спросил у нечистой силы:» Как тебя зовут?». В ответ бесы сказали: «Мое имя Легион».

Спаситель выгнал злых духов и вселил их в свиней, тогда настоящие животные не выдержали соседей и бросились в пропасть.

Самостоятельная отчитка

Если вы по каким-либо причинам решили избавиться от нежелательного соседа без помощи священников, следует знать, как изгнать беса из себя самостоятельно:

  • Вы должны оставаться одни, бес может быстро найти новую жертву;
  • Обязательно присутствие икон и нательного креста;
  • Вы должны осознавать что ко всем непристойным делам вас направляет злой дух;
  • Когда будет проходить очитка, бес будет сопротивляться, вы должны не переставать верить в Бога и в его помощь.

Молитва, изгоняющая бесов:

Господи Боже, благослови. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.

Стану я, раб Божий (имя), благословясь, и пойду, перекрестясь, из избы дверьми, из двора в ворота, в чистое поле за дверьми, под утреннюю зарю и под восточную сторону, ко истинному Господу Саваофу,

Спасу Иисусу Христу, Сыну Божьему, Царю Небесному и святым Архангелам Михаилу и Гавриилу, шестикрылатым херувимам и серафимам и прочим бесплотным небесным силам, и святому честному пророку,

Предтече и Крестителю Господню Иоанну, и святым четырем апостолам и евангелистам: Матфею, Марку, Луке и Иоанну Богослову, святому пророку Илье Фезвитянину.

Создай, Господи, свое Божие великое милосердие, от Престола Господня грозную тучу темную, каменную, огненную и пламенную. Из той тучи темной спусти частого дождика.

На Небесах от Престола Господня зачинается и поднимается Божия милость и грозная туча, сильный гром и молния.

И спустил истинный Господь Саваоф Бог, Спас Иисус Христос, Сын Божий, Царь Небесный, Свое Божие великое милосердие от Престола Господня, Святый Дух, царя грома, царицу молнию.

Царь гром грянул, царица молния пламя спустила, все вокруг освятила, расскакались, разбежались всякие нечистые духи.

И как из той Божьей милости, из грозной тучи, из сильного грома от молнии вылетает грозная громовая стрела, и сколь она грозно, яро и пылко диавола изгоняет и нечистого духа демона К., С., С., Н., и мамонта посыльного и нахожего у меня, раба Божьего (имя), из двора выгоняет, камень и древо разбивает, и как от той грозной громовой стрелы не может камень в одно место слетать, древо заново отрастать, и так же бы проклятый диавол и нечистый дух, демон и мамонт посыльный и нахожий убежали бы от меня, раба Божьего (имя), от сего места прочь за тридевять земель, за тридевять городов, за тридевять сел, за тридевять морей и не могли бы меня, раба Божьего (имя), видеть, и не могли бы слышать.

И как ты грозной, огненной, громовой стрелы, диавол, боишься, а с тобой боится нечистый дух, демон К., С, С, И., и мамонт посыльный и нахожий, и также бы и раба Божьего (имя) устрашилися и убоялися недруги мои и супостаты (имена), и всякие нечистые духи, расскакались и разбежались от меня, раба Божьего (имя).

Водяной иди в воду, а лесной иди в лес, под сухое скрипучее древо, под мертвый корень, под куст, под холм, а дворовой мамонт посыльный и нахожий и проклятый диавол и нечистый дух, демон ступай на свое старое, прежнее место, в свое темное жилище.

И как Господь умудряет, слепцы не видят, а все знают, так умудри, Господи, меня, раба Божьего (имя), на нечистых бесов крестом с молитвой пойти.

Глас грома Твоего в колеснице, осветит молния Твоя, Вселенная подвижется, и в трепети бысть земле, так же бы трепетали нечистые духи от меня, раба Божьего (имя), и как наши родители в земле лежат, не чуют звона колокольного, ни пения церковного, и так бы мой заговор-приговор был бы крепок, силен во всякое время и до будущего века, во веки веков.

Аминь.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь. Стану я, раб Божий (имя), благословясь, пойду из западу в восток. Поднимается царь грозная туча, и под грозною тучей мечется царь гром с царицей молнией.

Как от царя грома и царицы молнии бегут враги-дьяволы: лесные, водяные, дворовые и всякая нечистая тварь - в свои темные поместья: под пень, под колоду, в омуты и озера, так бы бежали и от живущих в оных хоромах, от меня, раба Божия (имя).

Бежали бы всякие враги человека: дьяволы лесные, водяные, дворовые: под пень, под колоду, в озера, в мутную воду, в омуты, в сухие кусты, под сломанные нехоженые мосты.

Бежали бы они безоглядно и безвозвратно, век по веку, отныне и довеку. Аминь

Признаки освобождения

При выходе злого духа, человек может ощущать следующие симптомы:

  • Холод;
  • Дрожь тела или тряска;
  • Физическая боль;
  • Повышения давления;
  • Зевота, кашель или замедленное дыхание;
  • Боли в животе, изжога, позывы рвоты;
  • Мигрень;
  • Непроизвольные движения;
  • Ломка тела;
  • Визг и крик;
  • Расширение зрачков;
  • Косоглазие;
  • Бегство;
  • Шипение;
  • Зловоние;
  • Царапающие движения;
  • Извивание.

Прочие обряды

Помимо православных молитв существуют и народные обряды, помогающие изгнать бесов из человеческого тела, которые можно использовать в домашних условиях.

Пример как изгнать беса из человека:

Одержимому бесом необходимо сесть на порог в любом месте, внутри или снаружи жилого помещения. При этом на нем не должно быть никаких украшений, кроме креста. Под ноги ему нужно положить белоснежное полотенце, бросить на него мелочь, ноне считать ее, а рядом насыпать семечек, и он должен начать расчесывать волосы и щелкать семечки.

Бес начнет спрашивать: » Что ты творишь?».

Отвечать нужно свободно и без страха: » Волосы расчесываю, да вшей щелкаю.»

Злой дух спросит: » Разве люди едят вшей?

«А разве мертвый вселяется в живого?».

После этих слов бес уйдет. Для того, чтобы он не возвращался, все предметы с обряда нужно завернуть и отнести на кладбище, положить там на любую могилу и произнести:

» Возвращаю, мне живому быть, а тебе в земле лежать.

Луна и солнце по одному небу ходят вместе и не сходятся, так и нам больше с тобой не встретится.

Аминь!».

Перекреститесь три раза и уходите не оглядываясь.

Проклятые дома

Злая сила может вселится не только в человеческую душу, но и обитать в жилом помещении. Идеальный дом для бесов — тот, где совершались убийства, суицид. Часто злые духи заселяются в квартиры, где живут запойные алкоголики, наркоманы, где часто ругаются и скандалят.

Если вы приобрели жилье с потусторонними соседями, их необходимо изгнать, иначе бесы будут подталкивать вас к пьянству и самоубийству. Приятной жизни с ними не ждите.

Куда они уходят

При выходе бесу необходимо сразу же вселится в новую душу. Если он не находит очередную жертву, то возвращается к тому человеку, из которого был изгнан. Если человек ведет безнравственный образ жизни, бес возвращается еще с семью злыми духами и вселяется в него. Поэтому так важно после обряда причастится и соблюдать порядочный образ жизни. Когда Иисус изгонял бесов, он не говорил, куда им податься. Бесы сами попросили его вселить их в животных.

Видеоролик «Как изгнать беса из человека?»

На фоне таких греховных ритуалов среди православных начало проглядываться странное отношение к обряду «отчитки» (изгнанию темных сил из человека), как к процессу избавления от порчи.

Отношение православной церкви

В православной церкви экзорцист - это отдельный высокий чин священника, не каждый может обладать таким даром и силой. Для того чтобы совершать подобные таинства нужно получить разрешение высшего руководства.

Отношение православной церкви к экзорцизму

Так называемая «отчитка» в православной церкви приветствуется не всеми:

  • многие представители российской православной церкви высказываются против проведения массовых отчиток и относятся к ним негативно;
  • священнослужители считают, что сейчас очень трудно найти священника, обладающего способностями к изгнанию злых духов;
  • такие обряды сейчас проводят так называемые «младостарцы» которые могут нанести непоправимый вред и своей душе, и душе людей, присутствующих на этом обряде;
  • на отчитке изгоняет бесов не священник, он обращается к силам свыше, поэтому молодые священники и те, кто не обладает таким даром, не могут приближаться к такому серьезному делу, как изгнание бесов.
Важно! Христос всегда запрещал подавать голос бесноватым, а старцы не разрешали слушать выкрики и рыки одержимых, вступать в контакт с бесами и находиться здоровым людям рядом. На современных отчитках присутствует много посторонних людей, которые могут пострадать.

В православной практике не существовало массовых отчиток, на которые сейчас может попасть любой желающий. На таких обрядах могут присутствовать не только одержимые, но и психически больные люди, которые кричат, стараются подражать звериным рыкам.

О злых силах:

Все это записывается журналистами или любопытными зеваками на видео, диктофоны и разносится по просторам интернета, снимаются целые фильмы. Такой экзорцизм может быть небезопасен для человеческих душ.

Отец Симеон. Изгнание бесов (отчитка)

Поэтому православная церковь, в которой проводится обряд, закрывается на весь день. Там находится только прихожанин, над которым совершается обряд и священник или священники, которые допущены к проведению обряда.

Краткая историческая справка

В Библии описывается сюжет с изгнанием бесов, как и в Ветхом Завете, где злой дух поразил царя Сеула и обряд изгнания провел Давид, играя на гуслях. В Священном Писании также можно найти много описаний изгнания бесов Спасителем и его преемниками.

Упоминания об одержимости в разные времена истории:

  • древний обряд изгнания демонов из язычников совмещался с их крещением в христианскую веру ;
  • средневековье - осуждение за язычество веры в народные рассказы о бесах, которые вселяются в женщин, и ведьмы, которые насылали порчу на животных и людей. Во времена Средневековья изгнание бесов было очень распространенной процедурой, которая проводилась почти над каждым человеком, она являлась проверкой;
  • XIII век - католическая церковь боролась с ересью и ведьмами. Эта борьба пролила свет на общение людей с бесами, и экзорцизм в христианской вере приобрел осмысление и новое рождение.
Интересно! Иоанн Кронштадтский - самый известный русский экзорцист. Он не проводил обряд отчитки так, как его представляют современные православные, он восклицал несколько раз » Изыди!».

Отчитка в православной церкви

Что такое одержимость

Одержимость имеет ряд признаков:

  • поведение начинает резко меняться, человек начинает себя проявлять очень агрессивно, особенно в сторону церкви и святынь, вплоть до матерных ругательств, хрипов и плевков на крест;
  • случаются припадки, схожие с проявлением эпилепсии: судороги всего тела, густая пена изо рта, дергание, закатывание глаз;
  • появляется злой взгляд, галлюцинации;
  • когда находится рядом с иконой или церковью начинает сильно беспокоиться;
  • во время проявления бесноватости начинает говорить от лица темных сил, иногда на неизвестном языке;
  • проявляется аморальное поведение, не знающее границ;
  • человек постоянно думает о самоубийстве .
Внимание! Многие перечисленные признаки могут проявляться при любой психологической болезни, поэтому при появлении симптоматики сначала нужно обратиться к психиатру.

Правила проведения обряда

Обряд экзорцизма нужен для изгнания демонов из человека одержимого.

О других обрядах православной церкви:

Несколько обязательных правил:

  • перед проведением отчитки нужно обязательно убедиться в том, что человек не болен психиатрическими заболеваниями, а им овладела темная сила;
  • священник читает молитву над одержимым, обращается к Господу, просит его изгнать нечисть из человека. Текст молитвы прерывать нельзя, даже если бесы начнут препятствовать, кричать, выгибаться, плеваться и вести себя вызывающе неадекватно;
  • обязательно должен присутствовать родственник человека которого отчитывают, чтобы обезопасить экзорциста от обвинений, так как во время ритуала может произойти смерть больного.
Важно! Главным условием выздоровления человека, является праведная жизнь, посещение церкви, постоянная молитва. Если он не ведет православный образ жизни, то экзорцизм будет безуспешным.

Отчитка в России все еще проводится. Изгнание демонов - очень ответственное дело и не каждый священник решится заниматься этим. Экзорцизм опасен для обоих сторон.

Отчитки проводятся в Сергиевом Посаде в Троице-Сергиевой Лавре . Отец Герман - единственный, кто имеет разрешение епископа на этот обряд.

Отчитка (экзорцизм) - один из Православных церковных чинов

Изгнание бесов - тема, будоражащая умы многих людей. Феномен одержимости популярен в кинематографе, вселения злых духов в тело опасаются всерьёз, а учёные до сих пор не пришли к единому мнению на этот счёт. С точки зрения религии и магии сомнений в существовании бесноватых людей нет никаких, однако подходы священников и практиков в этом вопросе всё-таки отличаются.

Краткий экскурс в историю

Экзорцизм - это очень древний обряд, известный ещё с начала нашей эры. В современном богословии его изучают на полном серьёзе, а в католическом университете можно получить диплом экзорциста.

Если говорить о самом обряде изгнания бесов, первые упоминания о нём указаны в Библии, однако случаи одержимости были известны и ранее.

О бесноватых людях есть упоминания в мифологии самых разных народов от Японии до Южной Америки.

По христианским канонам первым в мире экзорцистом был лично Иисус Христос. В Библии можно найти упоминание о том, как Иисус изгнал бесов из человека, вселив их в тела животных - свиней. Одержимые звери погибли, бросившись в пропасть, что читается как явный намёк на большую опасность одержимости.

Влияние бесов и демонов на человека ведёт к гибели не только духовной, но и физической.

Итак, Иисус был первым, кто способен изгонять бесов. Позднее это право получили апостолы, когда на них снизошёл Святой Дух. Считается, что способностью изгнания бесов обладали так же и последователи апостолов. Таких людей во все века было немного, отчитка занятие опасное и в случае ошибки самого экзорциста может привести к его гибели или смерти одержимого.


Несмотря на то, что правом, да и достаточной духовной силой для отчитки, обладали и обладают немногие, ритуал экзорцизма очень популярен. Масштабы массовой истерии этот феномен приобрёл в Средние Века, когда главенствовал религиозный фанатизм.

Вкупе с гонениями на ведьм страх одержимости приобрёл поистине огромные масштабы.

На Руси впервые изгнание демонов упоминается в источниках 14 века. Автором записей был Пётр Могила, Киевский митрополит. Существуют так же письменные свидетельства о нескольких случаях, когда бесовское изгнание заканчивалось смертью священника, либо одержимого.

Как отличить одержимость и как бесы вселяются в людей?

Одержимостью называют подавление воли человека злым духом, в результате чего одержимый не способен частично или полностью управлять своими действиями.

Внушаемые дурные мысли и голоса в голове - вот на что тоже нередко жалуются бесноватые. Столетия назад, когда психические заболевания были мало изучены, в одержимые записывали всех людей, кто чем-то отличался от остальных. Особенно «доставалось» эпилептикам, их внезапные припадки с пеной изо рта для древнего человека действительно казались чем-то пугающим и страшным. Однако, чтобы задуматься об изгнании беса из человека, одних только психических расстройств недостаточно - в конце концов, они вполне объяснимы современной наукой и поддаются лечению.

На присутствие нечисти в человеке указывает целый перечень признаков:

  • Немотивированная агрессия и вспышки ярости. Особенно это должно насторожить, если ранее человек был спокойным и собранным.
  • Навязчивые мысли о причинении вреда себе или окружающим.
  • Мысли о суициде.
  • Зрительные и слуховые галлюцинации, видения злых духов наяву и во сне.
  • Поступки и слова от лица той сущности, что находится в человеке. В такие моменты у бесноватого может меняться голос, взгляд и пр.
  • Говорение на неизвестных языках.
  • Ненависть к религиозной символике вне зависимости от вероисповедания человека. Такому бесноватому плохо в церкви, он не выносит совершения рядом с собой любых религиозных действий.
  • Появление зависимостей, вредных привычек, аморальное поведение.


Признаки одержимости с различными нюансами известны в разных религиях, включая такие экзотические как Вуду . Кроме вселения в человека злых духов вудуисты верят и в то, что душу или её часть можно похитить из тела.

Понятие бесноватости есть и в современной эзотерике, для этого феномена так же используют более обширный термин - подселение или подсел.

Под подселом понимаются не только бесы, а любые духи и сущности, проникшие в энергетическое поле человека или в него самого. Получить подселение потустороннего существа можно разными способами:

  • Вредные привычки. Алкоголизм, табакокурение, наркотики - всё это привлекает бесов к человеку.
  • Занятия магией.

С точки зрения церкви любое колдовство делает человека уязвимым для злых духов. С точки зрения практиков, получить себе подсел можно, занимаясь колдовством без соответствующих защит.

  • Порча . Существуют магические обряды, направленные на целенаправленное вселение беса в человека .
  • Переход по наследству или получение в дар от ведьмы.

Если в семье кто-то занимался колдовством через бесов, духи могут явиться потомкам с требованием дальнейшей работы. То же происходит при так называемой передаче дара от умирающей ведьмы или колдуна.

  • Ошибки во время обряда изгнания.

Бес или любой другой злой дух, выйдя из тела, в первую очередь попробует найти себе новое пристанище. Не просто так всем свидетелям подобных ритуалов необходимо молиться или защищаться иными способами, если речь идёт о чисто магических практиках.

В любой религии вселение злых духов в тела человека это явление негативное. Бесы всегда пытаются привести к гибели.


Одержимый человек опасен для окружающих не только своим агрессивным поведением и неадекватностью поступков. Духи питаются энергией человека, в которого вселились, и такой бесноватый будет пытаться получить утраченное другими путями. Часто одержимые становятся очень сильными энергетическими вампирами , превращая жизнь домочадцев в настоящий ад.

Место для обрядов

Правом на отчитку для изгнания бесов обладают не все священнослужители.

Чаще всего благословение на проведение подобных обрядов имеют только служители самых древних монастырей. В России самым известным местом, где проводится обряд изгнания бесов, является Троице-Сергиева лавра.

Отец Герман, известный на всю страну экзорцист, проводит массовые отчитки. У других священников подобная практика часто не находит отклика. Есть мнение, что каждый обряд изгнания бесов из человека должен проводиться индивидуально. Для проведения обряда в других монастырях требуется обязательное благословение.

Как проходит ритуал

Обряд изгнания бесов из человека остаётся неизменным со времён Иисуса Христа. Именно он у католиков и православных считается единственно правильным вариантом отчитки.

В процессе священник читает молитву для изгнания бесов над одержимым, а сам обряд проводится с помощью распятия, святой воды и ладана.

Изгоняющая молитва самая длинная из всех в православном каноне и читается около двадцати минут.

Современная отчитка от бесов как и в древние времена зрелище не для слабонервных. Одержимые кричат не своим голосом, бьются в припадках, пытаются броситься на священника. Известны случаи, когда во время отчитки бесноватый становился невероятно сильным, такого человека с трудом могли удержать вчетвером.


В православии изгоняют бесов не за один сеанс, может потребоваться несколько. Кроме этого, после прохождения обряда человек должен держать пост и молиться. Родственникам дозволяется заказывать за него сорокоусты и молиться самим. Но самое главное, что должен сделать бесноватый, это поменять образ жизни. От экзорцизма мало толка, если человек продолжит пить или вести разгульный образ жизни - бесы вернутся снова.

Мнение церкви и науки

С точки зрения современной науки феномен одержимости объясняется как психическая болезнь.

В психиатрии есть целый список расстройств, при которых больной считает, что им управляет дьявол или нечистый бес. В некоторых случаях подселение злых духов объясняется вытесненными эмоциями и чувствами, которые человек по тем или иным причинам стыдится. Кроме того, очень удобно списывать на влияние демона собственные дурные черты характера.

Церковь не исключает наличие психических расстройств, но в отличие от науки, само явление одержимости и возможность изгнания беса из человека считаются неоспоримым фактом.

Тем не менее, пока сам священник не убедится, что пришедший к нему одержимый не является душевнобольным, за обряд экзорцизма он не возьмётся.

Молитва для изгнания бесов – ритуал, изгоняющий демонов из человека

Если Вы заметили, что близкий вам человек проявляет признаки одержимости, можете попытаться помочь ему самостоятельно при помощи православных молитв.

  1. Отправляйтесь в церковь и купите произвольное количество освященных свечей.
  2. Отложите три свечи, а остальные поставьте пред иконой Иисуса Христа.
  3. Перекрестившись произнесите: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий. Изгони из раба Божьего/рабы Божьей (называете имя) бесов и нечисть проклятую. Я уповаю на кровь твою распятую. Аминь ».
  4. Наберите святой воды и идите домой.
  5. Подгадайте время, когда одержимого не будет дома, уединитесь и зажгите прибереженные три свечи. Поставьте рядом емкость с освященной водой.
  6. Несколько раз прочтите «Отче наш» и Псалом 90. Перекреститесь.
  7. Попросив у Всевышнего милости, приступайте к многократному и неторопливому чтению молитвы для изгнание бесов из человека.


После того, как закончите чтение, трижды перекреститесь, свечам дайте догореть, а огарки отнесите в православный храм.

Молитва от бесов, демонов и дьявола Архангелу Михаилу


Изгнание бесов - довольно популярная тема. Люди, подозревающие не только одержимость, но и порчу, сглаз или страдающие от тяжелого физического недуга, стремятся попасть на отчитку - особый церковный чин для изгнания бесов. Правильно ли это и что представляет собой экзорцизм в православной традиции - читайте в статье.

В статье:

Изгнание бесов - история обряда экзорцизма

Изгнание бесов или экзорцизм - немаловажная часть богословской науки. В наше время можно отучиться в католическом университете и получить диплом экзорциста. Обряд изгнания бесов из человека очень древний, отсылает интересующегося проблемой к истокам возникновения христианства.

Первым экзорцистом, как указано в Библии, был Иисус Христос . Самое известное библейское сказание из тех, которые касаются темы обряда , гласит, как Иисус Христос выгнал бесов из человека и вселил их в тела свиней. Одержимые животные бросились в пропасть, что подчеркивает опасность состояния.

Изначально даром изгонять бесов обладал только Иисус Христос. Затем навыки получили апостолы (после того как на учеников Сына Господнего сошел Святой Дух). Последователи апостолов - священнослужители, получившие дар. Во все времена людей, способных изгнать Дьявола, было крайне мало.

Отчитки от бесов были популярны в Средневековье. Известно несколько реальных случаев экзорцизма в прошлом веке, большинство с трагическим финалом - смертью священника или одержимого. На Руси первым письменным источником экзорцизма стали датированные XIV веком наставления об изгнании Дьявола авторства Киевского митрополита Петра Могилы. С течением столетий востребованность экзорцистов не уменьшилась, а проблема вселения нечистой силы в людей существует.

Где изгоняют бесов из человека в России и Украине

Троице-Сергиева лавра в городе Сергиев Посад.

Благословение на проведение отчиток имеют священнослужители из древних монастырей. В России есть одно святое место, где проводятся отчитки - Троице-Сергиева лавра в городе Сергиев Посад . Ранее изгнание бесов проводилось в Оптиной пустыне , но недавно монахи получили запрет на отчитку. На Украине таких монастырей больше: Почаевская лавра, Киево-Печерская лавра и другие.

Отец Герман из Троице-Сергиевой лавры - самый известный экзорцист в России. На данный момент только у него есть разрешение на проведение ритуала изгнания бесов. Отчитки у отца Германа - массовые, из-за чего подвержены жесткой критике со стороны других священников.

Известны случаи исцеления во время службы отца Германа, но скептики утверждают, что роль одержимых сыграли нанятые актеры. Мнение подтверждается тем, что часто требуется несколько , если бес достаточно силен, а на отчитках священнослужителя излечиваются за один раз даже прикованные к кровати одержимые.

Киево-Печерская лавра.

На Украине самым известным экзорцистом был отец Василий Вороновский из церкви Святого Михаила во Львове . К сожалению, служитель умер несколько лет назад. Сейчас сеансы экзорцизма проводятся во многих церквях Украины, в том числе в Киево-Печерской лавре и в соборе Святого Юра во Львове . Большой популярностью пользуется монастырь в селе Колодиевка Тернопольской области . Сельские экзорцисты работают бесплатно, считая изгнание своим долгом, но на вопросы о ритуалах не отвечают из-за запрета.

К отцу-настоятелю Варлааму из церкви Благовещенья Пресвятой Богородицы под Киевом приезжают не только со всех уголков страны, но и из-за границы. Священнослужитель проводит индивидуальные и групповые сеансы на протяжении тридцати лет.

Отец Варлаам утверждает, что отличает одержимость от физических и психических заболеваний. Служитель церкви согласен, что отчитка нужна только одержимым Дьяволом, а не страдающим от порч, проклятий и физических болезней. По словам украинского экзорциста, одержимы бывают даже младенцы, которые расплачиваются за грехи родителей.

Как происходит изгнание бесов из человека в церкви

Обряд экзорцизма или изгнание бесов проводится по образцу обряда, проводимого Иисусом Христом. Ритуал описан в религиозной литературе довольно подробно и никогда не менялся, как и тексты, читающиеся множество столетий назад для изгнания нечистого.

Иисус Христос был не только первым экзорцистом, но и создателем единственно верного обряда изгнания бесов в православии и католицизме.

Обряд изгнания бесов в православии называется отчиткой. В процессе обряда происходит осенение человека или группы людей крестным знамением с помощью распятия, прикладывание его к телу, окуривание ладаном, кропление святой водой, чтение специальной молитвы. Экзорцист - особый чин, на проведение которого священник должен получать разрешение, что удается крайне редко.

Молитва, с целью отчитки от бесов, - самая длинная в каноне православной церкви. Прочтение текста обычно занимает около двадцати минут. Слова не менялись на протяжении нескольких веков.

Невозможно прийти в церковь и сразу отправиться на сеанс изгнания бесов. Священник, согласный взяться за сложное и опасное дело, должен получить разрешение от епископа на проведение чина. Если согласия нет, можно только прочесть молитву за здравие больного человека. В некоторых случаях это помогает.

Священник должен убедиться, что дело в происках Сатаны, а не в психическом заболевании. Некоторые духовники умеют чувствовать присутствие нечисти, другие делают тесты с помощью святой воды и распятия, которых боятся демоны. Этот страх и отвращение заметны окружающим всегда. Индивидуальная беседа священника с подозреваемым в одержимости - обязательная часть выявления нечисти.

Если духовное лицо распознало присутствие беса, а разрешение на отчитку получено, из числа близких родственников выбираются свидетели, при которых проводится древний обряд. Перед началом ритуала наблюдатели исповедуются и получают благословение на присутствие при сеансе экзорцизма. Есть строгие правила для отбора очевидцев: люди не должны стать оружием в руках демона, не допускают к страшному зрелищу и слабонервных. Свидетели наблюдают за обрядом и непрерывно читают молитвы.

После изгнания беса (может потребоваться не один сеанс) следует держать пост, молиться как больному, так и его родственникам, заказывать сорокоусты и молебны. Если человек, из которого изгнали демона, не изменит образ жизни в соответствии с христианской моралью, бес может вернуться.

Изгнание бесов из человека - двоякое мнение священников

Мнение представителей духовенства по поводу церковных отчиток разделилось. Одни священнослужители убеждены, что делают полезное дело, изгоняя нечистую силу из людей во время богослужений. Духовники видят в своих действиях пользу, ведь практически на каждом сеансе находятся одержимые, выдающие себя громкими криками, конвульсиями и прочими признаками одержимости бесом.

Большинство священнослужителей считает, что значение экзорцизма преувеличено. Служители церкви убеждены, что отчитки - дань оккультной моде на боязнь порчи и сглаза. На сеансах, по их словам, редко присутствуют настоящие одержимые. Ходят слухи, что бесноватые в церквях - нанятые актеры, но очевидцы их появления на публике это отрицают.

Проведение массовых отчиток - грубое нарушение церковного чина. Экзорцизм проводится только для одного человека священником с разрешением. Присутствие на сеансе в качестве свидетеля требует благословения духовного лица: нельзя зайти в храм и увидеть . Не каждый может быть наблюдателем экзорцизма - требуется крепкая нервная система, хорошее физическое и психическое здоровье, отсутствие тяжких грехов и принадлежность к близким родственникам бесноватого.

Массовые отчитки, по мнению противников среди представителей духовенства, вредны. Каждый человек в какой-то степени одержим бесами, но отчитка нужна только людям, физическим телом которых завладела нечистая сила (на крайней стадии одержимости). Многие пытаются вылечиться от болезней, сглаза и порчи с помощью церковного чина, что неправильно. На сеансах можно не только не избавиться от собственного негатива, но и «подцепить» чужой.

Как происходит изгнание бесов, и кто это вообще такие? Об этом Вы сможете узнать, если прочитаете нашу познавательную статью.

Гадаринский бесноватый бегал голым по гробницам, выл и бился о камни, внушая ужас своей нечеловеческой силой. Но после того как легион бесов вышел из него, он был найден одетым и в здравой памяти, спокойно сидящим у ног Спасителя. Много ли сегодня таких людей, которые в бешенстве могут рвать цепи и разбивать кандалы? Наверное, не очень. Тем не менее на «отчитку к старцу» паломники едут целыми автобусами. В чем же смысл чина изгнания бесов? И когда нужно к нему прибегать? Корреспондент «НС» попытался всесторонне исследовать этот вопрос и даже сам отправился на отчитку.

Нечто невидимое и пугающее

Приходя за молитвенной помощью, можно подчас попасть на специфическую службу, способную поразить воображение: крики, визг, перекошенные лица, корчи на полу с пеной изо рта. Священник тоже может повести себя необычно: «Поставив болящего на колени, батюшка дает пить святую воду с креста. Если при этом бес как-то проявляется, то батюшка становится ногами или садится на болящего, заклиная беса» (Из письма в редакцию сайта «Православие и мир». — Ред. ). И подобное может случиться не в каком-то далеком монастыре, а в самом центре Москвы.

Наталия К., иконописец-реставратор, рассказала нам, как, зайдя в один из столичных храмов, чтобы обсудить с отцом настоятелем рабочие вопросы, и отстояв службу, она с удивлением узнала, что выйти на улицу ей уже не удастся, потому что двери храма заперты изнутри. На ее глазах двое крепких алтарников взяли под руки до этого спокойно стоявшую женщину, подвели к амвону, и священник стал читать над ней какие-то молитвы. И тут в храме стало твориться такое, что впервые в жизни Наталия почувствовала: волосы у нее на затылке встают дыбом от ужаса. Она, как и остальные прихожане, в страхе молилась на коленях, не смея даже поднять глаза туда, где билось и мерзким тонким голосом верещало существо. В том, что голос, звучавший из женщины, не может принадлежать человеку, не было никаких сомнений. Наталия рассказала, что ее испугали не конвульсии женщины и даже не содержание ее реплик. Пугало явственное ощущение присутствия абсолютно враждебного человеку и бесконечно злого существа. Присутствие, навевающее тоску и уныние. От всего увиденного у Натальи осталось крайне тяжелое впечатление, которое, по ее словам, нисколько не укрепило ее в вере. И до сих пор вспоминать этот эпизод ей не хочется. Возникает естественный вопрос — что это за явление и как к нему следует относиться?

Уполномоченные и самозванцы

Тема экзорцизма и заклинателей была актуальна уже в апостольские времена. В «Деяниях святых апостолов» (19: 13-16) мы находим рассказ о том, как семь сынов иудейского первосвященника Скевы, увидев, как апостол Павел изгоняет бесов, решили тоже попробовать. «Заклинаем вас Иисусом, Которого Павел проповедует», — сказали они, а в ответ услышали: «Христа знаю, и Павла тоже знаю, а вы кто такие?» И бесноватый набросился на них, жестоко избил, порвал их одежды и один погнал всех семерых по улице.

В отношении к современным отчиткам у Церкви нет единого мнения. Святейший Патриарх Алексий II осуждал участившуюся практику отчиток. Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) советовал человеку, одержимому бесом, почаще причащаться и собороваться: « Отчитка — это чин, а вот Соборование — это одно из семи Таинств Божиих. Пособоруйтесь и причащайтесь почаще… Вот и будет Вам помощь — и противостанете злу» (Письма архимандрита Иоанна (Крестьянкина). 8-е изд., доп.: Свято-Успенский Псково-Печерский мужской монастырь, 2008).

Доктор богословия, профессор МДАиС Алексей Ильич Осипов в своей книге «Путь разума в поисках истины» указывает: в оценке случаев экзорцизма необходимо руководствоваться прежде всего мнением святых отцов, а отцы утверждают, что таким опасным делом могут заниматься исключительно святые люди, которые не только победили в себе страсти, но и получили от Бога соответствующий дар. В послании Климента Римского (I век) «О девстве» аскетам-экзорцистам предписывается «…посещать одержимых злыми духами и творить над ними молитвы. Постом и молитвою пусть заклинают, не словами красными, отборными и изысканными, но как мужи, от Бога получившие дар врачевания». Авва Питирион: «Кто хочет изгонять бесов, тот должен сперва поработить страсти: ибо какую страсть кто победит, такого беса и изгонит».

При этом, по словам святых отцов, бесы могут изображать страх перед отчитывающими «старцами», публично называть их святыми, вводя в обман и самих «старцев», и простодушных верующих. Результаты бесовской лжи плачевны. У прп. Иоанна Кассиана Римлянина на этот счет имеется предупреждение: «Подчас бесы творят чудеса, чтобы вознести в надменность человека, который верит, что обладает чудесным даром, чтобы подготовить его к еще более чудесному падению. Они делают вид, что горят и бегут из тел тех, где они пребывали, благодаря якобы святости людей, про нечистоту которых они знают». «…Уже большое число трагических случаев произошло с теми, кто прошел отчитывание, — пишет профессор Осипов. — И можно лишь глубоко сожалеть, что не ведется никакой серьезной работы по наблюдению за этой псевдоцерковной деятельностью».

Сейчас в некоторых регионах такая работа проводится. Например, в Сумской епархии приходским священникам запрещено отчитывать без благословения правящего архиерея. Как нам объяснили в епархиальном управлении, такое решение было принято в связи с тем, что отчитки превратились в своего рода туристический бизнес — околоцерковные предприниматели начали организовывать паломнические поездки в монастыри, где практикуется экзорцизм.

Служба как служба, ничего особенного

Существует и прямо противоположная точка зрения. Ее приверженцы не вступают в публичную полемику, а просто сами отчитывают людей, как, например, архимандрит Герман (Чесноков) в Свято-Троицкой Сергиевой лавре. Делает он это по благословению еще патриарха Пимена и духовного собора Лавры. Побеседовать с о. Германом мне не удалось, пришлось обратиться с интервью, данному батюшкой газете «Труд» в 2002 году. В нем он говорит, что не видит в чинопоследовании ничего особенного: «Служба как служба, любой священник, получивший благословение епископа (но никак не меньше), имеет право этим заниматься».

Может быть, и правда каждый верующий время от времени должен отправляться на такую духовно-гигиеническую процедуру? Ведь все мы несовершенны и не чужды страстей. А любая страсть — свойство бесовское. И вот я решил сам «съездить на отчитку». К участию в чтении надо мной молитв об изгнании злых духов постарался подойти серьезно — с верой, благоговением и надеждой на помощь.

Отчитывать начали не сразу, два с половиной часа заняла проповедь. Своего рода краткий курс катехизации с объяснением, Кто такой Христос и как надо жить: « Любите друг друга, прощайте, уступайте друг другу, терпите друг друга, милостыню подавайте друг другу, ноги умывайте друг другу, а себя всегда укоряйте, укоряйте. Только тогда вы пойдете верным путем ко спасению».

Храм Иоанна Предтечи полон до отказа. Люди внимательно слушают. Есть среди них и молодые, хорошо одетые пары, есть типичные церковные бабушки. Что их сюда привело? Стоящие на отчитке рядом со мной согласились ответить на несколько вопросов. Одна женщина приехала, заподозрив у себя порчу, и дочь с собой взяла — «ей тоже полезно, от болезней»; другой привез жену, чтобы убедить ее венчаться. «Надо же знать свои корни, свою веру», — объяснял он мне. «А что чаще у вас получается делать — отчитываться или причащаться?» — спросил я. «Отчитываться как-то чаще пока», — был ответ. У его друга спрашиваю: «А вы собираетесь после отчитки что-то менять в своей жизни?» — «А чего менять? Я к Православию как к вероисповеданию нормально отношусь».

Наконец началось чтение чинопоследования. Отец Герман помазывал всех святым елеем, кропил водой, кадил и читал молитвы из требника. В целом обстановка была относительно спокойная, если не считать несколько кричащих и рычащих голосов. После службы о. Герман давал целовать крест и в момент целования несильно как бы шлепал кропилом человека по лицу. «Так, все подошли? Нет? Шнель, шнель, шнель! А ты чего сюда в брюках пришла?! У-у-у, грешница», — в шутку рассердился о. Герман на женщину в джинсах и с улыбкой покропил ей вслед святой водой. Чинопоследование длилось около получаса. Если судить только по количеству отведенного ему времени, оно уступает по важности предваряющей его проповеди.

Никаких изменений в себе после службы я не почувствовал, разве что несколько заболела голова. Может быть, потому, что у меня недоставало веры…

Не принимай, но и не осуждай

Как в одной и той же Лавре могут уживаться авторитетный практикующий экзорцист, к которому на отчитки собирается по 700 человек, и авторитетный противник экзорцизма, труды которого сподвигают целые епархии на запрещение отчиток? За разъяснением мы обратились к ректору ПСТГУ протоиерею Владимиру ВОРОБЬЕВУ .

— Почему отчитки так популярны?

— С глубокой древности, с языческих времен, существовало представление о том, что общение с духовным миром зависит исключительно от «посвященности», от знания некоторых тайн, сокрытых от всех прочих. Это — прелесть. Господь наш Иисус Христос утвердил учение о том, что для спасения необходима истинная вера, соединенная с любовью к Богу и ближнему. Принять в себя благодать Святого Духа возможно только тогда, когда человек принимает на себя подвиг покаяния, очищения своего сердца от страстей, подвиг исповедания своей веры в истинного Бога. А при магизме никакого подвига не требуется: деньги плати за какие-то волшебные мероприятия — и все. Поэтому современные люди более расположены выбирать магию, чем идти в Церковь. Даже те, кто принял христианскую веру, часто приносят с собой в храмы магические представления о духовной жизни. Для таких прихожан важны не христианские добродетели, а то, через какое плечо передал свечку, как повернулся, как поклонился и т. п. Поиск особых старцев, особых святынь или «отчиток», может быть, ничего предосудительного в себе и не имеет, но плохо, если это заменяет внутреннее духовное делание, если это — форма облегченной веры, в которой центр тяжести смещен вовне, а не находится внутри собственного сердца.

— Что такое одержимость?

— Это полное пленение воли человека злой силой, при котором он собой уже управлять не может. Часто такая одержимость возникает на фоне психического заболевания. Поэтому психиатры-атеисты утверждают, что одержимость — это просто психическая болезнь, что здесь требуется медикаментозное лечение, а не изгнание бесов. В древности была другая крайность. Тогда не знали, что такое психическое заболевание, всех психически больных и эпилептиков записывали в одержимые. С точки зрения верующего человека психически больной является особенно удобным объектом для нападения злой силы, потому что обычно не может оказать ей сопротивление. Но и среди душевно больных встречаются очень смиренные, благодатные люди.

— Как отличить одержимость от психического заболевания?

— Одержимость часто бывает связана с совершением тяжкого греха, кроме того, она может проявляться в патологическом, непонятном стремлении ко злу или в порабощенности злом. Также она проявляется в неадекватной реакции на святыню. Конечно, можно сказать, что это все укладывается в картину психического заболевания. Но известны случаи, когда человек не знал о присутствии святыни, тем не менее вблизи нее случался приступ беснования. Это говорит о том, что действительно существуют не только психические заболевания, но и состояния одержимости.

— Что же такое отчитка?

— Это богослужебный чин, который состоит из чтения псалмов, канонов, особых молитв, Священного Писания. Считается, что отчитывание может положительно сказываться на состоянии одержимого. Такой взгляд не нов. Например, в Большом требнике святителя Петра Могилы, изданном в XVII веке, существует чин из 12 заклинательных молитв. В современных требниках такой чин тоже есть. В чине оглашения, который предшествует крещению, тоже есть так называемые экзорцизмы, т. е. изгнание темной, злой силы. Священник говорит: «Запрещаю тебе убо вселукавому и нечистому, и скверному, и омерзенному, и чуждему духу силою Иисуса Христа, всякую власть имущего на небеси и на земли, рекшаго глухому и немому демону: изыди от человека и да не ктому внидеши в него…»

— Чем эти экзорцизмы отличаются от магических заклинаний?

— Церковь никогда никаким колдовством не занималась. Хотя есть для нас святые слова, например имя Божие, есть святые молитвы. Можно молиться своими словами, а можно произносить молитвы, написанные древними святыми. Когда мы произносим свои молитвы от всего сердца, молимся с верой и любовью, то мы духовно противостоим злой силе. Мы в молитве обретаем благодатную помощь Божию в борьбе с темным духовным миром. Именно сердечное участие, наша вера и верность Богу, желание быть с Богом, молитва о помощи страждущему человеку являются содержанием наших действий и наших слов, когда мы изгоняем нечистую силу из оглашаемых или одержимых.

Все православные таинства совершаются по принципу, выраженному словами Христа «по вере вашей будет вам» (Мф. 9: 29). Даже если мы совершили таинство, полностью исполнив чинопоследование, полностью произнесли все слова, то всегда остается вопрос — насколько это таинство будет действенно? Например, причащаясь Святых Христовых Таин, мы всегда молимся, чтобы не в суд и не в осуждение нам было это Святое Причастие. Потому что мы никогда не чувствуем себя достойными или достаточно готовыми к нему. Даже если оно действительно, т. е. совершено правильно, действенность его остается в зависимости прежде всего от воли Божией и от состояния души человека. Никакое таинство нельзя совершить над человеком насильно. Всегда требуется соучастие, синергизм.

С этой точки зрения нужно оценить то, что совершается при отчитывании. Если одержимый или психически больной хочет, чтобы его отвели на отчитку и там священник помолился над ним, то молитва может быть услышана. Если же он этого не хочет, то затащить его насильно на отчитку, чтобы над ним что-то совершили, — имеет ли это смысл? Из житий святых, из церковного опыта известно, что такие случаи действительно были, но исключительно в отношении людей, полностью одержимых , т. е. людей, которые не имеют никакой свободы воли и сами уже не могут ничего захотеть, не могут причаститься или исповедоваться. Тогда окружающие, видя отчаянное положение такого человека, тащили его даже насильно к святому человеку. В житии преподобного Сергия рассказывается, что бесы уже по дороге к нему оставляли одержимых. А в жизнеописании святого праведного отца Иоанна Кронштадтского имеются свидетельства о множестве случаев, когда к отцу Иоанну приводили или притаскивали одержимого, которого едва удерживали несколько здоровых мужчин. Отец Иоанн устремлялся к нему навстречу со словами: «Именем Господа Иисуса Христа тебе говорю, выйди из него». Бывало, что одержимый человек даже вцеплялся в волосы святому, но он своей горячей молитвой изгонял беса, и одержимый исцелялся. Это описано многими свидетелями. Что здесь, просто волшебные слова? Конечно нет. Такую обещанную Господом власть над злыми духами имеют святые люди.

На что мы надеемся — на какой-то чин или на то, что совершитель этого чина имеет особую власть над нечистой силой, некий духовный дар? Во втором случае чин не очень-то и нужен. Преподобный Сергий и отец Иоанн Кронштадтский изгоняли бесов безо всяких чинов. Если же дело именно в чине, то возникает вопрос о магии.

— А если не святой попробует отчитывать?

— Он рискует попасть в положение семи сынов иудейского первосвященника Скевы, описанное в «Деяниях». Что может делать простой священник? Со смирением, ни в коем случае не считая себя экзорцистом, он может просто помолиться о болящем или одержимом. Священник обо всех болящих может и должен молиться. Но нужно помнить, что наша молитва немощна. Мы можем принести свою веру, любовь, смирение, каяться и умолять Господа о помощи. Если так священник будет молиться, то тогда он может читать любые молитвы из требника. И к такому доброму и смиренному священнику безусловно всегда хорошо пойти. Если же он возомнит, что он гонитель бесов, который сам по себе имеет над ними власть, то это наверняка путь опасной прелести. Во всех этих тонких ситуациях разобраться нелегко, и лучше не судить об этом поспешно.

— Требуется ли священнику брать на это специальное благословение?

— Благословение на трудное дело попросить всегда полезно. Но нельзя сказать, что оно является обязательным. Священник получает от епископа дар совершения таинств. Во время крещения, например, священник и оглашает, и заклинает, и изгоняет бесов. Кроме того, священнику дается требник, и в нем есть чин заклинания злых духов. Требником может пользоваться каждый священник без дополнительного благословения епископа.

— Как же относиться к отчитке мирянам?

— Это явление существовало всегда. Не в нашей власти ни отменить его, ни распространить. Я не советовал бы выносить категорические суждения. Каждый случай индивидуален. Я вам просто приведу пример. Один очень известный старец жил рядом с другим подвижником, известным на всю Россию экзорцистом. И старец этот к нему на отчитку никого не посылал, но никого не осуждал и никому не запрещал. Вот такой позиции я бы и придерживался.

Кирилл МИЛОВИДОВ