Как проходит аттестация муниципальных служащих. Аттестация муниципальных служащих

Аттестация муниципальных служащих – кадровое мероприятие, во время которого работодатель и органы государственного контроля узнают о том, каков уровень подготовки специалистов, работающих на этих должностях, и что нужно сделать для того, чтобы улучшить качество работы всех сотрудников. Проведение аттестации муниципальных служащих – серьезный и комплексный процесс, для его проведения нужно соблюдать множество требований, указанных в соответствующих законодательных актах.

Аттестация работников муниципальных учреждений

Порядок, регулирующий аттестацию работников муниципальных учреждений, оговорен и регламентирован в законодательстве при помощи ст. 18 Федерального закона №25-ФЗ от 02.03.2007. Там говорится о том, что аттестация муниципального служащего проводится с целью определить, подходит ли работник должности, на которой он трудится.

Стоит отметить, что подобная проверка знаний обязательна не для всех. Категории работников, которые не должны проходить аттестацию, являются следующими:

  • Работники, которые трудятся на этой должности менее 1 года;
  • Сотрудники муниципального учреждения, которые достигли возраста в 60 лет;
  • Беременные сотрудницы;
  • Те, кто находится в отпуске по беременности и родам или для ухода за ребенком, который ещё не достиг возраста трех лет;
  • Сотрудник, который замещает одну из муниципальных должностей временно, на основании срочного трудового договора.

Те, кто находится в или для , не проходят аттестацию. И даже в том случае, если у них отпуск заканчивается прямо перед аттестацией, то они всё равно имеют полное право её пропустить. Они должны проходить проверку знаний только когда закончится год с момента, как они вышли на рабочее место.

Аттестация муниципального служащего и тестирование на проверку навыков, как и любая подобная оценка знаний, начинается с нормативного документа – приказа. Его издает руководитель и в документе должна содержаться основная информация. Там должна быть утверждена процедура формирования аттестационной комиссии. Также для проведения проверки необходимо указать в приказе график, по которому будет проходить тестирование. Кроме этого, в приказе необходимо указать список сотрудников, которые должны пройти аттестацию и сообщить им о том, что началась подготовка означенной процедуры.

Также приказом работодателя утверждается такая немаловажная вещь, как состав аттестационной комиссии. Есть определенные нормы, которые диктуют, кто туда должен входить. В стандартном варианте, аттестационная комиссия состоит из представителей начальника предприятия, работника из юридического или правового отдела и кадровиков. Из них формируются следующие должности:

  • Сотрудник, исполняющий обязанности председателя аттестационной комиссии. На него ложится ответственность о принятии окончательного решения и разрешении сложных вопросов.
  • Сотрудник, исполняющий обязанности заместителя председателя аттестационной комиссии.
  • Секретарь аттестационной комиссии. Он ответственен за то, чтобы документооборот всей проверки был в полном порядке. Ему же отдают свои отчеты работники предприятия.
  • Рядовые члены комиссии, которые ответственны за то, чтобы решения, принимаемые на заседаниях, были объективными и независимыми.

Но в некоторых случаях к составу аттестационной комиссии могут подключаться и другие специалисты. Например, депутаты и представители органов муниципального образования, сотрудники органов государственной власти, а также независимые специалисты, подходящие для решения затруднительных моментов. Их присутствие в аттестационной комиссии возможно только при обоюдном согласии между ними и работодателем, который эту проверку проводит.

Для того, чтобы график проведения аттестации давал работникам всю необходимую информацию, нужно чтобы там было указано следующее:

После того, как график утвержден и приказ издан, каждый работник, который должен пройти аттестацию, должен получить об этом уведомление. И не меньше, чем за месяц до начала проверки. Если это условие будет нарушено, то подобное может стать причиной для трудового спора или даже судебного разбирательства.

Прямые начальники сотрудников, которые будут проходить аттестацию, должны предоставить свои отзывы об этих работниках. Эти документы нужно отправить секретарю не позднее, чем за две недели до начала заседаний комиссии. В отзыве должна содержаться подробная информация о работнике.

  • Должность, которую занимает оцениваемый работник, и дата, когда он получил назначение на это место работы;
  • Перечень тех документов и проектов, в разработке которых принимал активное участие сотрудник, проходящий аттестацию;
  • Общая оценка сотрудника. Прямой руководитель работника должен оценить его личностные качества, а также результаты его трудовой деятельности.

Также к отзыву начальник сотрудника должен приложить точные сведения о том, какие муниципальные поручения выполнил и выполняет этот работник. И если сотрудник уже проходил аттестацию, то к отзыву нужно приложить результаты прошлой оценки его навыков.

После того, как отзыв попадает в аттестационную комиссию, работники кадровой службы обязаны ознакомить с его текстом соответствующего сотрудника. И муниципальный работник имеет полное право отправить дополнительные сведения, которые не были учтены в первоначальном тексте документа. Также он может сообщить, что считает отзыв совсем не соответствует действительности и работник с ним не согласен. В таком случае нужно изложить представителю кадровой службы суть проблемы и написать руководителю служебную записку, где необходимо указать на допущенные неточности и искажения.

Кроме всего вышеуказанного в аттестационную комиссию нужно доставить приказы по муниципальному подразделению, информацию о его положении и должностные инструкции человека, который проходит проверку.

Порядок проведения аттестации муниципальных работников

График утвержден, уведомления получены, отчеты собраны. Теперь начинаются заседания аттестационной комиссии. Но её собрания получают правомочность только в том случае, если обеспечена явка не менее двух третей от её общего состава. Если на заседании присутствует меньше людей, то все решения, принятые в таком составе, будут нелегитимны.

Аттестация должна проводиться в присутствии человека, которого она, собственно говоря, оценивает. Но если муниципальный работник не явился на заседание без уважительной причины, или вообще отказался от проверки знаний, то комиссия должна быть перенесена.

Неявка на аттестацию без уважительной причины, или отказ прийти на неё, являются поводом для применения к человеку дисциплинарного наказания. Тяжесть примененных санкций должен определить сам работодатель.

Во время аттестации комиссия занимается анализом полученных документов, а также собеседованиями с проверяемыми работниками. На этих встречах сотрудник муниципального учреждения должен рассказать о своей трудовой деятельности. Но если возникнет такая необходимость, то комиссия имеет полное право пригласить на заседание прямого руководителя сотрудника.

Отдельно стоит упомянуть принципы, на которых основывается оценка комиссией профессиональной деятельности муниципальных сотрудников. Во время аттестации специалисты обращают внимание на такие моменты, как соответствие работника тем требованиям по квалификации, которые выдвигаются к данной должности. Также комиссия обращает пристальное внимание на то, какова доля участия сотрудника в решении задач, поставленных перед его подразделением. Немаловажным фактором будет сложность работы, которую выполняет муниципальный рабочий и то, насколько эффективно он её выполняет.

Аттестационная комиссия принимает решение самостоятельно, для этого не нужно присутствие на заседании оцениваемого работника. Специалисты, проводящие проверку знаний и навыков, решают, какова квалификация каждого из опрошенных сотрудников обычным голосованием. Какое предложение получило большинство голосов – то и принимается. В редких случаях, когда голосованием решить ничего не получается, работник муниципального учреждения признается соответствующим критериям, которые выдвинуты к его должности.

Аттестации могут подвергнуть даже сотрудника, который состоит в комиссии. На то время, пока идет проверка знаний и навыков, его членство в комиссии приостанавливается.

Решения по результатам проверки

По результатам проведенной проверки все сотрудники разделаются на две группы:

  • Те сотрудники, которые соответствуют критериями, выдвигаемым к их должности;
  • Те сотрудники, которые этим критериями не соответствуют;

Также стоит отметить, что аттестационная комиссия имеет право давать рекомендации в отношении определенных сотрудников. Специалисты могут отметить, что некоторых работников нужно отметить поощрением за выдающиеся успехи в трудовой деятельности. Также они могут посоветовать продвинуть какого-нибудь сотрудника по карьерной лестнице, потому что он отличается не только рабочими достижениями, но и отменными знаниями. И ещё аттестационная комиссия может давать рекомендации на счет того, как улучшить общий уровень эффективности труда на предприятии. Это может касаться как повышения квалификации отдельных сотрудников, так и общих мероприятий, которые нужно провести на производстве.

Результаты, полученные по итогам аттестации, сообщаются сотрудникам сразу после того, как специалисты закончат голосование по всем вопросам. Подведенные итоги заносятся в специальную карту и подписывается всеми членами комиссии, после чего с её содержанием знакомят муниципального работника. Полученные аттестационный лист будет храниться в личном деле работника.

После того, как работодатель получит итоги аттестации, у него есть месяц, чтобы предпринять какие-нибудь действия относительно отдельных сотрудников его компании. Это касается как поощрений за хороший уровень качества трудовой деятельности, так и наказаний – понижений, переводов.

Стоит отметить, что если сотрудник не согласен на понижение, а вакансии для его перевода нет, то работодатель может уволить человека из-за несоответствия критериям, которые выдвигаются к занимаемой должности. Но если за один месяц начальник предприятия не увольняет и не понижает работника, то потом он уже не сможет использовать результаты проведенной аттестации, чтобы это сделать.

Но если работник не согласен с результатами аттестации, или с принятым решением, он может начать трудовой спор. Это мероприятие проводится в обычном порядке – в том, который установлен законодательством Российской Федерации. И если по итогу разбирательств стороны не приходят к согласию, то у работника появляется возможность обратиться за решением ситуации в суд.

Результатом судебного разбирательства может стать восстановление сотрудника на должности. Также судья может определить, что работодателю человека придется возместить работнику часть заработной платы. Причиной для подобного решения может стать любая ошибка, допущенная во время проведения аттестации человека. Поэтому работодателю нужно внимательно следить за тем, чтобы вся процедура проходила так, как указано в соответствующих Положениях.

ОМСКИЙ ГОРОДСКОЙ СОВЕТ

РЕШЕНИЕ

О ПОРЯДКЕ ПРОВЕДЕНИЯ АТТЕСТАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ СЛУЖАЩИХ, ЗАМЕЩАЮЩИХ ДОЛЖНОСТИ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ В ОРГАНАХ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ГОРОДА ОМСКА

(в редакции Решений Омского городского Совета от 08.07.2015 N 362 , от 16.12.2015 N 415)

Статья 1. Общие положения

1. Аттестация муниципальных служащих, замещающих должности муниципальной службы в органах местного самоуправления города Омска, аппарате Омской городской избирательной комиссии (далее - орган местного самоуправления), проводится в целях определения их соответствия замещаемым должностям муниципальной службы.

2. Аттестация муниципального служащего проводится один раз в три года.

3. Аттестации не подлежат следующие муниципальные служащие:

1) замещающие должности муниципальной службы менее одного года;

2) достигшие возраста 60 лет;

3) беременные женщины;

4) находящиеся в отпуске по беременности и родам или в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. Аттестация указанных муниципальных служащих возможна не ранее чем через год после выхода из отпуска;

от 16.12.2015 N 415)

5) замещающие должности муниципальной службы на основании срочного трудового договора (контракта).

Статья 2. Организация проведения аттестации муниципальных служащих

1. Аттестация муниципальных служащих проводится по решению представителя нанимателя (работодателя).

Состав аттестационной комиссии, сроки и порядок ее работы определяется правовым актом представителя нанимателя (работодателя).

Организационное обеспечение проведения аттестации муниципальных служащих осуществляет подразделение по вопросам муниципальной службы и кадров органа местного самоуправления либо структурного подразделения органа местного самоуправления, при его отсутствии - лицо, уполномоченное на решение соответствующих вопросов (далее - кадровая служба).

2. Аттестационная комиссия состоит из председателя, заместителя председателя, секретаря и иных членов комиссии. Все члены аттестационной комиссии при принятии решений обладают равными правами.

3. В состав аттестационной комиссии включаются уполномоченные представителем нанимателя (работодателем) муниципальные служащие, в том числе занимающие должности в подразделении, в котором муниципальный служащий, подлежащий аттестации, замещает должность муниципальной службы; кадровой службе; юридической (правовой) службе соответствующего органа местного самоуправления (его структурного подразделения).

Кроме того, в состав аттестационной комиссии включается представитель выборного органа первичной профсоюзной организации (при его наличии в органе местного самоуправления либо его структурном подразделении), а также могут включаться представители органов государственной власти Омской области, иных органов местного самоуправления Омской области, научных и образовательных организаций, других организаций, приглашаемые в качестве независимых экспертов.

(в ред. Решения Омского городского Совета от 08.07.2015 N 362)

4. Состав аттестационной комиссии формируется таким образом, чтобы была исключена возможность возникновения конфликтов интересов, которые могли бы повлиять на принимаемые аттестационной комиссией решения.

В зависимости от специфики должностных обязанностей муниципальных служащих в органе местного самоуправления (его структурном подразделении) может быть создано несколько аттестационных комиссий.

5. Состав аттестационной комиссии для проведения аттестации муниципальных служащих, замещающих должности муниципальной службы, исполнение должностных обязанностей по которым связано с использованием сведений, составляющих государственную тайну, формируется с учетом положений законодательства Российской Федерации о государственной тайне.

6. Кадровая служба ежегодно разрабатывает график проведения аттестации муниципальных служащих, который утверждает представитель нанимателя (работодатель).

Кадровая служба доводит график проведения аттестации до сведения каждого аттестуемого муниципального служащего не менее чем за месяц до начала аттестации.

7. В графике проведения аттестации муниципальных служащих указываются:

1) наименование органа местного самоуправления и его структурного подразделения, в которых проводится аттестация;

2) список муниципальных служащих, подлежащих аттестации;

3) дата, время и место проведения аттестации;

4) дата представления в аттестационную комиссию необходимых документов с указанием ответственных за их представление муниципальных служащих.

8. Не позднее чем за две недели до начала аттестации в кадровую службу представляется отзыв об исполнении данным муниципальным служащим должностных обязанностей за аттестационный период (далее - отзыв), подписанный его непосредственным руководителем и утвержденный вышестоящим руководителем.

Отзыв должен содержать следующие сведения о муниципальном служащем, подлежащем аттестации:

1) фамилия, имя, отчество;

2) замещаемая должность муниципальной службы на момент проведения аттестации и дата назначения на эту должность;

3) перечень основных вопросов (документов), в решении (разработке) которых муниципальный служащий принимал участие;

4) мотивированная оценка профессиональных, личностных качеств и результатов профессиональной служебной деятельности муниципального служащего.

9. Кадровая служба не менее чем за 10 дней до начала аттестации должна ознакомить каждого аттестуемого муниципального служащего с представленным отзывом. При этом аттестуемый муниципальный служащий вправе представить в аттестационную комиссию дополнительные сведения о своей профессиональной служебной деятельности за аттестационный период, а также заявление о своем несогласии с отзывом или пояснительную записку на отзыв.

10. Кадровая служба не позднее чем за 7 дней до проведения аттестации направляет в аттестационную комиссию документы:

Копию должностной инструкции работника;

Аттестационный лист муниципального служащего с данными предыдущей аттестации (при наличии).

Статья 3. Проведение аттестации муниципальных служащих

1. Аттестация проводится с приглашением аттестуемого муниципального служащего на заседание аттестационной комиссии. В случае неявки муниципального служащего на заседание аттестационной комиссии аттестация муниципального служащего переносится на более поздний срок. В случае повторной неявки муниципального служащего на заседание аттестационной комиссии без уважительной причины комиссия вправе провести аттестацию в его отсутствие.

2. Заседание аттестационной комиссии считается правомочным, если на нем присутствует не менее двух третей ее членов.

3. Аттестационная комиссия рассматривает представленные документы, заслушивает сообщения аттестуемого муниципального служащего, а в случае необходимости - его непосредственного руководителя о профессиональной служебной деятельности муниципального служащего.

В целях объективного проведения аттестации после рассмотрения представленных аттестуемым муниципальным служащим дополнительных сведений о своей профессиональной служебной деятельности за аттестационный период аттестационная комиссия вправе перенести аттестацию на более поздний срок.

4. Обсуждение профессиональных и личностных качеств муниципального служащего применительно к его профессиональной служебной деятельности должно быть объективным и доброжелательным.

5. Профессиональная служебная деятельность муниципального служащего оценивается на основе определения его соответствия квалификационным требованиям по замещаемой должности муниципальной службы, его участия в решении поставленных перед соответствующим структурным подразделением органа местного самоуправления, органом местного самоуправления задач, сложности выполняемой им работы, ее эффективности и результативности.

При этом должны учитываться результаты исполнения муниципальным служащим должностной инструкции, профессиональные знания и опыт работы муниципального служащего, соблюдение муниципальным служащим ограничений, отсутствие нарушений запретов, выполнение требований к служебному поведению и обязательств, установленных законодательством Российской Федерации о муниципальной службе, а при аттестации муниципального служащего, являющегося руководителем по отношению к другим муниципальным служащим, - также организаторские способности.

(в ред. Решения Омского городского Совета от 16.12.2015 N 415)

6. Решение аттестационной комиссии принимается в отсутствие аттестуемого муниципального служащего и его непосредственного руководителя открытым голосованием простым большинством голосов членов аттестационной комиссии, присутствующих на заседании. При равенстве голосов муниципальный служащий признается соответствующим замещаемой должности муниципальной службы.

7. На период аттестации муниципального служащего, являющегося членом аттестационной комиссии, его членство в этой комиссии приостанавливается.

8. Секретарь аттестационной комиссии ведет протокол заседания комиссии, в котором фиксирует ее решения и результаты голосования. Протокол заседания аттестационной комиссии подписывается председателем, заместителем председателя, секретарем и иными членами аттестационной комиссии, присутствовавшими на заседании.

Статья 4. Результаты аттестации

1. По результатам аттестации муниципального служащего аттестационная комиссия выносит решение о соответствии или несоответствии муниципального служащего замещаемой должности муниципальной службы. Аттестационная комиссия может давать рекомендации о поощрении отдельных муниципальных служащих за достигнутые ими успехи в работе, в том числе о повышении их в должности, о направлении отдельных муниципальных служащих для получения дополнительного профессионального образования, а в случае необходимости рекомендации об улучшении деятельности аттестуемых муниципальных служащих.

(в ред. Решения Омского городского Совета от 08.07.2015 N 362)

2. Результаты аттестации сообщаются аттестованным муниципальным служащим непосредственно после подведения итогов голосования.

3. Результаты аттестации заносятся в аттестационный лист муниципального служащего, составленный по форме согласно приложению к настоящему Решению. Аттестационный лист подписывается председателем, заместителем председателя, секретарем и иными членами аттестационной комиссии, присутствовавшими на заседании.

4. Муниципальный служащий, прошедший аттестацию, знакомится с аттестационным листом под роспись.

5. Аттестационный лист муниципального служащего, прошедшего аттестацию, а также представленный на него отзыв хранятся в личном деле муниципального служащего.

6. Материалы аттестации муниципальных служащих передаются представителю нанимателя (работодателю) не позднее чем через семь дней после ее проведения.

7. По результатам аттестации представитель нанимателя (работодатель) принимает решение о поощрении отдельных муниципальных служащих за достигнутые ими успехи в работе или в срок не более одного месяца со дня аттестации о понижении муниципального служащего в должности с его согласия.

8. В случае несогласия муниципального служащего с понижением в должности или невозможности перевода с его согласия на другую должность муниципальной службы представитель нанимателя (работодатель) может в срок не более одного месяца со дня аттестации уволить его с муниципальной службы в связи с несоответствием замещаемой должности вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации.

По истечении указанного срока увольнение муниципального служащего или понижение его в должности по результатам данной аттестации не допускается.

9. Муниципальный служащий вправе обжаловать результаты аттестации в судебном порядке.

Статья 5. Заключительные положения

1. Признать утратившим силу Решение Омского городского Совета от 07.04.2004 N 161 "Об утверждении Положения о порядке и условиях проведения аттестации муниципальных служащих города Омска".

2. Настоящее Решение подлежит официальному опубликованию.

3. Контроль за исполнением настоящего Решения возложить на комитет Омского городского Совета по вопросам местного самоуправления, законности и правопорядка (Г.Н. Горст).

Мэр города Омска
В.Ф.Шрейдер

Приложение. АТТЕСТАЦИОННЫЙ ЛИСТ муниципального служащего

1. Фамилия, имя, отчество ________________________________________________

2. Год, число и месяц рождения ___________________________________________

3. Сведения о профессиональном образовании, наличии ученой степени,

ученого звания ___________________________________________________________

(когда и какое учебное заведение окончил,

специальность и квалификация по образованию, ученая степень,

__________________________________________________________________________

ученое звание)

4. Замещаемая должность муниципальной службы на момент аттестации и

дата назначения на эту должность _________________________________________

__________________________________________________________________________

5. Стаж муниципальной службы _____________________________________________

6. Общий трудовой стаж ___________________________________________________

7. Вопросы к муниципальному служащему и краткое содержание ответов на

вопросы __________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

8. Замечания и предложения, высказанные аттестационной комиссией

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

9. Краткая оценка выполнения муниципальным служащим рекомендаций

предыдущей аттестации ____________________________________________________

(выполнены, выполнены частично, не выполнены)

10. Решение аттестационной комиссии ______________________________________

(соответствует замещаемой

__________________________________________________________________________

должности муниципальной службы или не соответствует замещаемой

__________________________________________________________________________

должности муниципальной службы)

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

12. Количественный состав аттестационной комиссии ________________________

__________________________________________________________________________

На заседании присутствовало ______________ членов аттестационной комиссии.

13. Примечания ___________________________________________________________

Председатель

Заместитель председателя
аттестационной комиссии (подпись) (расшифровка подписи)

Секретарь
аттестационной комиссии (подпись) (расшифровка подписи)

Члены (подпись) (расшифровка подписи)
аттестационной комиссии (подпись) (расшифровка подписи)

Дата проведения аттестации
__________________________

С аттестационным листом ознакомился ______________________________________
(подпись муниципального служащего,
______________________________________
расшифровка подписи, дата)

(место для печати органа местного самоуправления,
структурного подразделения органа местного самоуправления,
Омской городской избирательной комиссии)

Приложение №1
к решению Муниципального комитета
Центральненского сельского поселения
№191 от 19.02.2014 г.

Положение «О проведении аттестации муниципальных служащих»

Статья 1. Аттестация муниципального служащего

Аттестация муниципального служащего проводится в целях определения его соответствия замещаемой должности муниципальной службы. Аттестация муниципального служащего проводится один раз в три года.

Статья 2. Муниципальные служащие, не подлежащие аттестации

Аттестации не подлежат муниципальные служащие:

1) замещающие должность муниципальной службы менее одного года;

2) достигшие возраста 60 лет;

3) беременные женщины;

4) находящиеся в отпуске по беременности и родам или в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. Аттестация указанных муниципальных служащих проводится не ранее чем через один год после выхода из отпуска;

5) замещающие должности муниципальной службы на основании срочного трудового договора (контракта).

Статья 3. Состав аттестационной комиссии

1. Для проведения аттестации муниципальных служащих правовым актом органа местного самоуправления, муниципального органа формируется аттестационная комиссия.

2. В состав аттестационной комиссии включаются представитель нанимателя и (или) уполномоченные им муниципальные служащие (в том числе из подразделения по вопросам муниципальной службы и кадров, юридического (правового) подразделения и подразделения, в котором муниципальный служащий, подлежащий аттестации, замещает должность муниципальной службы, а также представители общественных палат и (или) советов (при их наличии), образованных в соответствии с муниципальными правовыми актами. Число этих представителей должно составлять не менее одной четверти от общего числа членов аттестационной комиссии.

3. Состав аттестационной комиссии для проведения аттестации муниципальных служащих, замещающих должности муниципальной службы, исполнение должностных обязанностей по которым связано с использованием сведений, составляющих государственную тайну, формируется с учетом положений законодательства Российской Федерации о государственной тайне.

4. Состав аттестационной комиссии формируется таким образом, чтобы была исключена возможность возникновения конфликтов интересов, которые могли бы повлиять на принимаемые аттестационной комиссией решения.

5. Аттестационная комиссия состоит из председателя, заместителя председателя, секретаря и членов комиссии. Все члены аттестационной комиссии при принятии решений обладают равными правами.

6. На время аттестации муниципального служащего, являющегося членом аттестационной комиссии, его членство в этой комиссии приостанавливается.

Статья 4. Назначение аттестации

Сроки проведения аттестации, списки муниципальных служащих, подлежащих аттестации, а также график проведения аттестации утверждаются руководителем органа местного самоуправления, муниципального органа и доводятся до сведения аттестуемых муниципальных служащих не позднее чем за один месяц до проведения аттестации.

Статья 5. Отзыв о муниципальном служащем

1. Не позднее чем за две недели до проведения аттестации муниципального служащего его непосредственный руководитель представляет в аттестационную комиссию отзыв о муниципальном служащем, отражающий оценку деятельности муниципального служащего по форме, установленной в приложении 1 к настоящему Положению. При каждой последующей аттестации в аттестационную комиссию представляется аттестационный лист с данными предыдущей аттестации.

2. Кадровая служба органа местного самоуправления, муниципального органа не менее чем за одну неделю до проведения аттестации муниципального служащего знакомит муниципального служащего с представленным отзывом о его служебной деятельности. При этом аттестуемый муниципальный служащий вправе представить в аттестационную комиссию дополнительные сведения о служебной деятельности за предшествующий период, а также, в случае несогласия с представленным отзывом, обоснование несогласия.

Статья 6. Заседание аттестационной комиссии

1. Заседание аттестационной комиссии созывается председателем комиссии. Заседание считается правомочным, если на нем присутствует не менее двух третей от установленного правовым актом органа местного самоуправления, муниципального органа числа членов комиссии.

2. Аттестация проводится в присутствии аттестуемого муниципального служащего. В случае неявки муниципального служащего на заседание аттестационной комиссии без уважительных причин или отказа муниципального служащего от аттестации аттестация переносится.

3. Аттестация муниципального служащего начинается докладом председательствующего либо члена аттестационной комиссии, изучившего представленные документы и материалы.

4. Аттестационная комиссия рассматривает представленные документы, заслушивает сообщения муниципального служащего, а при необходимости – других лиц, приглашенных на заседание аттестационной комиссии.

5. Во время аттестации может проводиться собеседование с муниципальным служащим, в ходе которого выявляется знание им действующего законодательства в сфере его деятельности.

6. Обсуждение профессиональных и личных качеств муниципального служащего применительно к его должностным обязанностям и полномочиям должно быть объективным и доброжелательным.

7. Решение по аттестации муниципального служащего и рекомендации аттестационной комиссии принимаются в отсутствие аттестуемого открытым или тайным голосованием большинством голосов от установленного численного состава комиссии.

Статья 7. Решение аттестационной комиссии

1. По результатам аттестации муниципального служащего аттестационная комиссия принимает одно из следующих решений:

1) соответствует замещаемой должности муниципальной службы;

2) не соответствует замещаемой должности муниципальной службы.

2. В муниципальных образованиях, в которых в соответствии с муниципальными правовыми актами создан кадровый резерв для замещения вакантных должностей муниципальной службы, по результатам аттестации аттестационная комиссия вправе рекомендовать муниципального служащего к включению в установленном порядке в кадровый резерв для замещения должности муниципальной службы в порядке должностного роста.

3. Аттестационная комиссия может давать рекомендации о поощрении отдельных муниципальных служащих за достигнутые ими успехи в работе, в том числе о повышении их в должности, а в случае необходимости – рекомендации об улучшении деятельности аттестуемых муниципальных служащих.

4. По результатам аттестации аттестационная комиссия может давать рекомендации о направлении отдельных муниципальных служащих на получение дополнительного профессионального образования по программам повышения квалификации.

Статья 8. Оформление результатов аттестации

1. Результаты аттестации заносятся в аттестационный лист, заполняемый по форме, установленной приложением 2 к настоящему Положению. Аттестационный лист подписывается членами аттестационной комиссии, присутствовавшими на заседании и принимавшими участие в голосовании.

2. Результаты аттестации сообщаются аттестованным муниципальным служащим непосредственно после подведения итогов голосования. С аттестационным листом муниципальный служащий знакомится под роспись.

3. Материалы аттестации передаются представителю нанимателя (работодателю) не позднее чем через семь дней после ее проведения.

4. Аттестационный лист муниципального служащего, прошедшего аттестацию, и отзыв о муниципальном служащем хранятся в личном деле муниципального служащего.

5. На заседании аттестационной комиссии ведется протокол. Протокол подписывается председательствующим на заседании и секретарем комиссии.

Статья 9. Решения, принимаемые представителем нанимателя (работодателя)

1. В течение одного месяца после проведения аттестации по ее результатам представитель нанимателя (работодателя) принимает одно из следующих решений:

1) о поощрении отдельных муниципальных служащих за достигнутые ими успехи в работе;

2) о понижении муниципального служащего в должности с его согласия;

3) о направлении отдельных муниципальных служащих на получение дополнительного профессионального образования по программам повышения квалификации.

2. В муниципальных образованиях, в которых в соответствии с муниципальными правовыми актами создан кадровый резерв для замещения вакантных должностей муниципальной службы, представитель нанимателя (работодателя) в течение одного месяца после проведения аттестации по ее результатам издает правовой акт органа местного самоуправления, муниципального органа о том, что муниципальный служащий подлежит включению в установленном порядке в кадровый резерв для замещения должности муниципальной службы в порядке должностного роста.

3. В случае несогласия муниципального служащего с понижением в должности или невозможности перевода с его согласия на другую должность муниципальной службы представитель нанимателя (работодатель) может в срок не более одного месяца со дня аттестации уволить его с муниципальной службы в связи с несоответствием замещаемой должности вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации. По истечении указанного срока увольнение муниципального служащего или понижение его в должности по результатам данной аттестации не допускается.

Статья 10. Обжалование результатов аттестации

Муниципальный служащий вправе обжаловать результаты аттестации в судебном порядке.

Статья 11. Вступление в силу настоящего Положения

Настоящее Положение вступает в силу со дня его официального опубликования.

Статья 18. Аттестация муниципальных служащих

1. Аттестация муниципального служащего проводится в целях определения его соответствия замещаемой должности муниципальной службы. Аттестация муниципального служащего проводится один раз в три года.

2. Аттестации не подлежат следующие муниципальные служащие:

1) замещающие должности муниципальной службы менее одного года;

2) достигшие возраста 60 лет;

3) беременные женщины;

4) находящиеся в отпуске по беременности и родам или в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. Аттестация указанных муниципальных служащих возможна не ранее чем через один год после выхода из отпуска;

5) замещающие должности муниципальной службы на основании срочного трудового договора (контракта).

3. По результатам аттестации муниципального служащего аттестационная комиссия выносит решение о том, соответствует муниципальный служащий замещаемой должности муниципальной службы или не соответствует. Аттестационная комиссия может давать рекомендации о поощрении отдельных муниципальных служащих за достигнутые ими успехи в работе, в том числе о повышении их в должности, а в случае необходимости рекомендации об улучшении деятельности аттестуемых муниципальных служащих. Результаты аттестации сообщаются аттестованным муниципальным служащим непосредственно после подведения итогов голосования. Материалы аттестации передаются представителю нанимателя (работодателю).

4. По результатам аттестации представитель нанимателя (работодатель) принимает решение о поощрении отдельных муниципальных служащих за достигнутые ими успехи в работе или в срок не более одного месяца со дня аттестации о понижении муниципального служащего в должности с его согласия. По результатам аттестации аттестационная комиссия может давать рекомендации о направлении отдельных муниципальных служащих для получения дополнительного профессионального образования.

5. В случае несогласия муниципального служащего с понижением в должности или невозможности перевода с его согласия на другую должность муниципальной службы представитель нанимателя (работодатель) может в срок не более одного месяца со дня аттестации уволить его с муниципальной службы в связи с несоответствием замещаемой должности вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации. По истечении указанного срока увольнение муниципального служащего или понижение его в должности по результатам данной аттестации не допускается.

6. Муниципальный служащий вправе обжаловать результаты аттестации в судебном порядке.

7. Положение о проведении аттестации муниципальных служащих утверждается муниципальным правовым актом в соответствии с типовым положением о проведении аттестации муниципальных служащих, утверждаемым законом субъекта Российской Федерации.

Первым делом расскажем о том, с какой целью проводится аттестация муниципальных служащих. Согласно п. 1 ст. 18 , аттестация служащего проводится в целях определения его соответствия занимаемой должности. Мероприятие проходит один раз в 3 года и представляет собой проверку квалификации и служебной состоятельности гражданского служащего. Во время нее оцениваются:

  • знания сотрудника;
  • его профессиональные навыки;
  • опыт и качество работы;
  • эффективность служебной деятельности;
  • достижение поставленных задач и конкретных результатов и т. п.

В результате проведенной аттестации можно сделать выводы о соответствии или несоответствии работника занимаемой должности.

Кто не проходит проверку

Стоит отметить, что проверке не подлежат следующие категории лиц:

  • занимаемые должности муниципальной службы менее одного года;
  • достигшие возраста 60 лет;
  • беременные женщины;
  • сотрудницы, находящиеся в отпуске по беременности и родам или в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. Проверку они могут проходить не ранее чем через один год после выхода из отпуска;
  • трудящиеся на основании срочного трудового договора.

Подготовительные мероприятия

В Интернете вы можете найти сведения о том, как проходит аттестация муниципальных служащих на примере администрации того или иного района. В нашей статье мы расскажем о порядке проведения этого мероприятия. Сразу оговоримся, что согласно части 6 статьи 18 , Положение о проведении аттестации утверждается муниципальным правовым актом в соответствии с типовым положением о проведении проверки, который утверждается законом субъекта РФ (например, Приложение № 3 к Закону Санкт-Петербурга от 15.02.2000 № 53-8 (ред. от 30.01.2018) «О регулировании отдельных вопросов муниципальной службы в Санкт-Петербурге» (принят ЗС СПб 02.02.2000)), положения которого также должны учитывать установленную правовым актом систему квалификационных требований.

Первым делом руководитель организации проводит с персоналом разъяснительную работу, в ходе которой объясняет сотрудникам необходимость аттестации, порядок ее проведения. Также он формирует список лиц, которые будут участвовать в проверке.

Распоряжением работодателя устанавливаются сроки проведения аттестации, утверждается список муниципальных служащих, подлежащих проверке, а также график ее проведения.

Эта информация под подпись доводится до каждого аттестуемого не позднее чем за два месяца до дня начала мероприятия.

Не позднее чем за один месяц до дня его проведения непосредственный руководитель служащего направляет в аттестационную комиссию отзыв, в котором дает оценку деятельности работника.

В срок не менее чем за две недели до дня проверки служащий должен быть ознакомлен с отзывом, который дал на него руководитель. И, если сочтет нужным, он может самостоятельно предоставить в комиссию дополнительные сведения о своей служебной деятельности, являющиеся, по его мнению, важными.

Документы для аттестации

К документам, которые должны быть предоставлены в аттестационную комиссию, относятся:

  • мотивированный отзыв на муниципального служащего, подлежащего аттестации, образец которого содержит мнение непосредственного руководителя;
  • сведения о выполненных поручениях и подготовленных проектах документов за указанный период, содержащиеся в годовых отчетах о профессиональной служебной деятельности сотрудника;
  • пояснительная записка гражданского служащего на отзыв непосредственного руководителя (заявление о своем несогласии с представленным отзывом);
  • аттестационный лист с данными предыдущей проверки.

Как пройти аттестацию

Проверка проводится на заседании аттестационной комиссии в присутствии аттестуемого.

Мероприятие начинается с доклада председателя комиссии. Члены аттестационной комиссии обсуждают предоставленные материалы, задают аттестуемому вопросы в целях более полного выявления его профессиональных и деловых качеств.

На основании полученной информации в ходе голосования простым большинством голосов комиссия принимает решение. Оно может звучать следующим образом:

  • соответствует занимаемой должности муниципальной службы;
  • не соответствует занимаемой должности муниципальной службы.

Результаты проверки отражаются в аттестационном листе муниципального служащего, с которым аттестуемый должен быть ознакомлен под подпись. Заполненный документ подписывается членами аттестационной комиссии.

Далее аттестационный лист в срок не позднее семи дней после проведения проверки предоставляется руководителю органа городского самоуправления, распоряжением которого была сформирована комиссия. После принятия им решения по результатам проверки аттестационный лист передается в службу кадров и вместе с отзывом помещается в личное дело служащего для хранения.

Заседание аттестационной комиссии протоколируется. В протоколе указывается информация о ходе заседания и принятые решения. Заполненный документ подписывается председателем и секретарем комиссии. К нему оформляется приложение, в которое входят все документы и материалы, предоставленные для аттестации муниципальных служащих. После этого протокол передается на хранение в отдел кадров органа городского самоуправления.

Что по итогам

Также по результатам проверки аттестационная комиссия может давать рекомендации руководителю:

  • о поощрении отдельных работников за достигнутые ими успехи в работе, в том числе о повышении их в должности;
  • о направлении отдельных сотрудников для получения дополнительного профессионального образования;
  • об улучшении деятельности аттестуемых лиц в случае необходимости.

Если не явиться

В случае неявки аттестуемого на заседание аттестационной комиссии в назначенное время без уважительных причин комиссия вправе провести проверку без его присутствия.

Если признали не соответствующим занимаемой должности

Работник, не прошедший проверку, может быть понижен в должности. Или он может быть переведен на другое место.

Также работодатель имеет право уволить такого сотрудника в связи с несоответствием занимаемой должности вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации (п. 3 ч. 1 ст. 81 ТК РФ ).

В случае если работник не согласен с решением аттестационной комиссии, он может обжаловать результаты проверки в суде.