Какая вера, религия и ритуалы в Германии? Какой веры немцы

Во времена франков . Крестителем Германии считается святой Бонифаций , бывший епископом Майнца и обративший в христианство значительную часть современной Германии (претерпел мученическую смерть от язычников в 754 году). В начале XVI века в Германии и Швейцарии началась реформация церкви, в основе которой лежали учения Ульриха Цвингли (Ulrich Zwingli) и Мартина Лютера (Martin Luther). В результате реформации и религиозных войн, сопровождавших её (главной из которых была Тридцатилетняя война - гг.), Германия разделилась на католические и протестантские (лютеранские) регионы. Главным принципом, закрепленном в Вестфальском мирном договоре 1648 г., стал принцип cujus regio, ejus religio , то есть подданные того или иного феодала были обязаны принимать его веру: католическую или протестантскую.

Протестантизм

Лютеранство и реформатство

Ислам

Часть верующих составляют мусульмане - около 3,5 млн, или 4 % населения страны (2010 год, ).

Иудаизм

Число последователей иудаизма составляло в Германии 0,12 % (около 100 тыс. человек).

Нерелигиозное население

Около 31 % немецкого населения - атеисты (на территории бывшей ГДР атеистов - до 70 %). Однако данные о количестве атеистов и верующих в Германии . Согласно данным опроса Цукермана, в 2005 году атеистами или агностиками назвали себя около 45 % населения страны. Опрос, проведенный Dentsu , показал, что 25 % населения считают себя нерелигиозными. Опрос проведённый The Gallup Organization показал, что 57 % немцев полагают, что религия не играет важной роли в их жизни.

См. также

Напишите отзыв о статье "Религия в Германии"

Примечания

Ссылки

Отрывок, характеризующий Религия в Германии

– Я тебе говорю – вздор, еще молоко не обсохло, а в военную службу хочет! Ну, ну, я тебе говорю, – и граф, взяв с собой бумаги, вероятно, чтобы еще раз прочесть в кабинете перед отдыхом, пошел из комнаты.
– Петр Кириллович, что ж, пойдем покурить…
Пьер находился в смущении и нерешительности. Непривычно блестящие и оживленные глаза Наташи беспрестанно, больше чем ласково обращавшиеся на него, привели его в это состояние.
– Нет, я, кажется, домой поеду…
– Как домой, да вы вечер у нас хотели… И то редко стали бывать. А эта моя… – сказал добродушно граф, указывая на Наташу, – только при вас и весела…
– Да, я забыл… Мне непременно надо домой… Дела… – поспешно сказал Пьер.
– Ну так до свидания, – сказал граф, совсем уходя из комнаты.
– Отчего вы уезжаете? Отчего вы расстроены? Отчего?.. – спросила Пьера Наташа, вызывающе глядя ему в глаза.
«Оттого, что я тебя люблю! – хотел он сказать, но он не сказал этого, до слез покраснел и опустил глаза.
– Оттого, что мне лучше реже бывать у вас… Оттого… нет, просто у меня дела.
– Отчего? нет, скажите, – решительно начала было Наташа и вдруг замолчала. Они оба испуганно и смущенно смотрели друг на друга. Он попытался усмехнуться, но не мог: улыбка его выразила страдание, и он молча поцеловал ее руку и вышел.
Пьер решил сам с собою не бывать больше у Ростовых.

Петя, после полученного им решительного отказа, ушел в свою комнату и там, запершись от всех, горько плакал. Все сделали, как будто ничего не заметили, когда он к чаю пришел молчаливый и мрачный, с заплаканными глазами.
На другой день приехал государь. Несколько человек дворовых Ростовых отпросились пойти поглядеть царя. В это утро Петя долго одевался, причесывался и устроивал воротнички так, как у больших. Он хмурился перед зеркалом, делал жесты, пожимал плечами и, наконец, никому не сказавши, надел фуражку и вышел из дома с заднего крыльца, стараясь не быть замеченным. Петя решился идти прямо к тому месту, где был государь, и прямо объяснить какому нибудь камергеру (Пете казалось, что государя всегда окружают камергеры), что он, граф Ростов, несмотря на свою молодость, желает служить отечеству, что молодость не может быть препятствием для преданности и что он готов… Петя, в то время как он собирался, приготовил много прекрасных слов, которые он скажет камергеру.
Петя рассчитывал на успех своего представления государю именно потому, что он ребенок (Петя думал даже, как все удивятся его молодости), а вместе с тем в устройстве своих воротничков, в прическе и в степенной медлительной походке он хотел представить из себя старого человека. Но чем дальше он шел, чем больше он развлекался все прибывающим и прибывающим у Кремля народом, тем больше он забывал соблюдение степенности и медлительности, свойственных взрослым людям. Подходя к Кремлю, он уже стал заботиться о том, чтобы его не затолкали, и решительно, с угрожающим видом выставил по бокам локти. Но в Троицких воротах, несмотря на всю его решительность, люди, которые, вероятно, не знали, с какой патриотической целью он шел в Кремль, так прижали его к стене, что он должен был покориться и остановиться, пока в ворота с гудящим под сводами звуком проезжали экипажи. Около Пети стояла баба с лакеем, два купца и отставной солдат. Постояв несколько времени в воротах, Петя, не дождавшись того, чтобы все экипажи проехали, прежде других хотел тронуться дальше и начал решительно работать локтями; но баба, стоявшая против него, на которую он первую направил свои локти, сердито крикнула на него:
– Что, барчук, толкаешься, видишь – все стоят. Что ж лезть то!
– Так и все полезут, – сказал лакей и, тоже начав работать локтями, затискал Петю в вонючий угол ворот.
Петя отер руками пот, покрывавший его лицо, и поправил размочившиеся от пота воротнички, которые он так хорошо, как у больших, устроил дома.
Петя чувствовал, что он имеет непрезентабельный вид, и боялся, что ежели таким он представится камергерам, то его не допустят до государя. Но оправиться и перейти в другое место не было никакой возможности от тесноты. Один из проезжавших генералов был знакомый Ростовых. Петя хотел просить его помощи, но счел, что это было бы противно мужеству. Когда все экипажи проехали, толпа хлынула и вынесла и Петю на площадь, которая была вся занята народом. Не только по площади, но на откосах, на крышах, везде был народ. Только что Петя очутился на площади, он явственно услыхал наполнявшие весь Кремль звуки колоколов и радостного народного говора.

Основным вероисповеданием в Германии является христианство. В конце 2016 года доля христиан составляла 58-59% всего населения, из которых около 55% приходилось на представителей двух конфессий – католиков и протестантов. Количество тех и других примерно одинаково (разница менее 2%), а вот распределение по землям неравномерно – если юг и запад являются преимущественно католическими, то север протестантским.

На востоке страны население по большей части причисляет себя к атеистам и агностикам, что вполне объясняется длительным нахождением этих территорий под влиянием советской идеологии.

Православные составляют от 1,9-2,7%. Остальные христиане: баптисты, пятидесятники, методисты, свидетели Иеговы, адвентисты 7 дня, меннониты, мормоны и т.д. – в общей сложности около двух десятков конфессий.

Около 5,5% от населения исповедуют ислам и чуть менее половины из них являются гражданами Германии. Все другие религиозные общины вместе взятые составляют менее 1% жителей страны: буддисты, езиды, иудеи, индуисты, сикхи, бахаи и др.

35% населения вообще не причисляют себя к какой-либо общине.

Религиозная принадлежность регистрируется по месту прописки добровольно и самостоятельно. На основании этих сведений Финансовая служба каждой федеральной земли взимает церковный налог, который составляет 2-3% от дохода. Однако не все религиозные общины пользуются правом взимания такого налога.

Верования древних германцев

Племена, проживавшие на территории современной Германии, до обращения в христианство, поклонялись в основном силам природы – огню, ветру, солнцу, луне. У каждого племени древних германцев имелся и свой пантеон богов, которым приносились жертвы, в том числе человеческие. Жрецы обладали большой властью и имели веский голос в решении вопросов, касающихся жизни племени. Храмов своим богам германцы не возводили, а посвящали им водоемы, деревья или целые священные рощи. Волю богов предсказывали жрецы по разбросанным плашкам – прообразам рун.

Обращение в христианство

В IV веке готские племена первыми из германцев приняли христианство, а к середине VIII века святому Бонифацию, который считается крестителем страны и основателем Германской Церкви, удалось обратить в христианство значительную ее часть. Принявший мученическую смерть от язычников, Бонифаций именуется апостолом Германии и почитается всей Католической Церковью.

Реформация

К моменту Реформации, родиной которой стала Германия, Католическая Церковь владела третью земель страны вместе с проживающими там крестьянами. Все жители платили церковный налог – десятину. Церковные должности продавались и покупались, а торговля индульгенциями (не только на совершенные грехи, но и на будущие), порождала безнаказанность.

Монах из Саксонии Мартин Лютер стал основателем нового религиозного движения, считавшего необходимостью очищение католической церкви, погрязшей в пороках. В 1517 году Лютер обнародовал 95 тезисов, представлявших собой возражения против торговли индульгенциями. Через год им были опубликованы еще несколько сочинений, осуждавших нравы, царившие в католической церкви. Папа Римский издал буллу, которой отлучал Лютера от церкви, однако последний демонстративно ее сжег.

Реформация стала причиной религиозных войн, в результате которых страна раскололась на католические и лютеранские регионы, что привело к раздробленности государства. Подданные феодала вынужденно принимали веру своего господина. «Cuius regio euius religio» (чья власть, того и вера) – принцип, закрепленный Вестфальским договором 1648 года, положившим конец Тридцатилетней войне.

Религия Третьего Рейха

По мнению Гитлера новой Германии нужна была и новая религия. Специалистам «Аненербе» поручили разработку новой религиозной доктрины, соответствовавшей чаяниям времени. Таковая была выработана под руководством бывшего профессора богословия Бергмана. В ней Христос объявлялся арийцем, а евреи, его распявшие, соответственно квинтэссенцией зла. Знаком новой веры вместо креста становилась свастика, а церковь должна была оставаться сугубо национальной – никакой миссионерской деятельности не предполагалось, арийская вера должна принадлежать только арийцам. На выходе получилась ядреная смесь христианских воззрений, мистицизма и оккультизма, щедро приправленная рунической магией. В поисках религиозных артефактов рассылались экспедиции во все уголки планеты.

Сегодня Германия светское государство, предоставляющее своим гражданам свободу вероисповедания – еще 1919 году в Конституцию страны были внесены изменения, которыми церковь отделена от государства, а государство не имеет права вмешательства во внутренние дела церкви.

(2 оценок, среднее: 5,00 из 5 )
Для того чтобы оценить запись, вы должны быть зарегистрированным пользователем сайта.

Вопрос о том, какая религия в Германии, является очень значимым для истории немецкого государства, а также перспектив его социального развития в будущем. Религиозные процессы оказывают значительное прямое и косвенное влияние на жизнь европейского общества, потому этой сфере должно быть уделено должное внимание.

Начнем с истоков. Религия древней Германии, как и все национальные культы европейских народностей, в давние времена была представлена язычеством. В данном случае речь идет о нордическом типе религиозности, по мифологии и практике схожим со скандинавскими аутентичными традициями.

Глава древнегерманского пантеона — Вотан, отец богов. Он и его свита, члены которой именуются асами, обитают в высшем из девяти миров — Асгарде. А мистериальным местом их пребывания на земле являются Священные Рощи.

Языческие племена германских земель в значительной степени зависели от власти жреческого сословия. Хотя их права и привилегии от общины к общине несколько менялись, в целом, жрецы сосредотачивали в своих руках судебную власть, заведовали общественными жертвоприношениями и занимались прорицаниями.

К X веку языческие традиции в германских племенах пришли к окончательному упадку в связи с распространением христианства.

Христианизация Германии

Религия Германии начала меняться с IV века вместе с активной проповеднической деятельностью церковных миссионеров — ирландцев и англосаксов. Первоначально земли немецких племен восприняли арианскую версию христианства, однако с течением времени, под нажимом светских властей, политических процессов на международной арене и деятельности католических проповедников, население Германии все больше проникается духом ортодоксии. Переломным моментом в этом отношении является миссия святого Бонифация, в VIII веке сумевшего реорганизовать религиозную жизнь многих племен Германии и сплотить их под юрисдикцией единой митрополии, располагавшейся в Кельне. Личная приверженность Бонифация Римской церкви и преданность папскому престолу определила на многие века вперед религиозную ориентацию Германии, сделав ее католической страной.

Реформация религии и возникновение национальной церкви

В XVI веке религия Германии, а именно Римский католицизм, в значительной степени потеряла свой авторитет и утратила ведущие позиции. Связано это с выступлением августинского монаха Мартина Лютера, восставшего со своими теологическими доводами против ряда злоупотреблений Католической церкви. Лютеранское движение, изначально задуманное как реформация церкви, превратилось в отдельную деноминацию с характерным набором обрядовых, доктринальных и этических канонов, получившую название «протестантизм». Почти сразу он разбился на ряд независимых течений, положив начало продолжающемуся до сих пор процессу конфессионального дробления. Три основные ветви протестантизма, которые представляют религиозное лицо Германии — Лютеранская, Реформатская и Евангелическая церкви.

Религия фашистской Германии

Период нацистской диктатуры заслуживает отдельного упоминания в связи с историческим развитием религии на германской земле. Во-первых, это связано с процессами гонений на религиозные организации — христианские, языческие и, конечно же, иудейские. Программа Гитлера предусматривала полное уничтожение христианского начала в культуре, образовании и педагогике Германии. Во-вторых, НСДАП отметилась рядом предложений альтернативной религиозности. Все подобного рода инициативы разделяются на два лагеря, которые условно можно назвать ариохристианством и неоязычеством.

Первая из этих теорий предполагает переоценку христианских ценностей, истории и вероучения в свете расовой теории нацистов. В области догматики христианство полностью отмежевывалось от иудейских корней, а Христос, согласно этому учению, был арийским борцом с еврейством. Адольф Гитлер же провозгласил себя новым мессией, призванным для продолжения дела истинного, нордического Иисуса.

После провала ариохристианской программы вожди рейха разработали концепцию возрождения древнего язычества на основе полулегендарного ирминизма. Вместе с тем, категорически отвергнув исторический германский вотанизм, фашисты подвергли репрессиям ненацистские языческие институты, полностью уничтожив их к 1941 году. Однако и эта попытка реорганизовать духовные устои страны не возымела успеха, и господствующая религия Германии по-прежнему была неразрывно связана с христианскими церквями.

Религиозные процессы Германии в наши дни

Сегодня религия Германии не представлена единой или основной церковью. Лидирующие позиции делят между собой католики и лютеране. Каждая из этих конфессий объединяет чуть больше 30% населения. Еще около 30% жителей данной страны считают себя атеистами и агностиками. Оставшееся меньшинство делят между собой мусульмане, христиане иных конфессий и представители других религиозных течений.

Необходимо также заметить, что в современной Германии имеет место значительный отток прихожан из христианских церквей. И протестантизм, и католичество, и даже все более популярное в Европе православие за последние несколько лет существенно потеряли в весе. Вместе с тем, в немецком обществе наблюдается активизация мусульманской пропаганды. Язычество и буддизм не занимают выдающихся позиций, хотя и приобретают популярность у молодежи. Таким образом, основными религиозными тенденциями современной Германии можно считать динамичную исламизацию и атеизацию населения.

Государственная религия в Германии в наши дни отсутствует, при этом порядка 70% граждан этой страны считают себя христианами, которые относятся к протестантской и католической конфессии приблизительно в равном соотношении. Остальные 30% жителей исповедуют другие религии или остаются атеистами. С давних времён христианство в Германии играло одну из важнейших ролей жизни в общественной жизни. Своё распространение в Германии христианская религия начала с 800 года. Священным Римским императором тогда стал Шарлемань. И именно его правление усилило связь Рима и немецкого государства. Позже, обосновавшийся на северо-востоке страны в XIII веке рыцарский орден Тевтонцев, захватил подавляющее число земель, на которых проживали балтийские народы язычников, активно обращая их в христианскую римско-католическую веру. Однако с началом Реформации в 1517 году, когда Мартин Лютер прибил к дверям Витгенбергской церкви знаменитый протест против роскошеств и излишней пышности церкви, Германию стала захватывать волна протестантизма. Стать полностью протестантской страной Германии помешала Тридцатилетняя война, которую инициировал Священный Римский император с рядом протестантских областей на юге Германии. Результатом войны двух конфессий стало то, что в южных регионах страны до настоящего времени католицизм остался главенствующей религией. Количество католиков в Пассау и Регенсбурге превышает 80%.

Хотя с 1919 года религия в Германии отделена от государства конституцией страны, фактически она продолжает играть весьма заметную роль в жизни её жителей.

Так, к примеру, благодаря многим религиозным праздникам, установлены общегосударственные выходные дни. Кроме того, из-за значительного религиозного влияния в стране, подавляющее большинство магазинов и торговых центров Германии по воскресеньям не работают. По мнению чиновников страны, по воскресеньям немцы должны посещать церковь и уделять свободное время семье, а не беспокоиться о каких-либо покупках. Для немецких школ обязательным является урок религии. Родители могут выбрать для своих детей уроки католического или протестантского уклона. Те, кто является атеистом или исповедует другую веру, должны вместо уроков религии посещать занятия по этике.

Религия в Германии: цифры

  • Атеисты – около 27 миллионов человек
  • Последователи Римско-католической церкви — 24 миллиона человек
  • Евангелисты – 23,6 миллиона человек
  • Мусульмане – порядка 4 миллионов человек

Стоит отметить, что в восточных регионах страны на территории, которая ранее принадлежала ГДР, в связи с проводимой просоветским правительством явной антицерковной политикой, верующих на сегодня не так много. Лишь 12% восточных немцев считают себя верующими, тогда, как 68% жителей востока страны причисляют себя к атеистам. Иначе обстоит ситуация на западе Германии. Здесь только 15% бюргеров не обладают религиозной принадлежностью. А вернее, они официальным образом не принадлежат ни к одной из церквей. Заметим, что при регистрации по месту жительства в Германии необходимо заполнить анкету, в которой присутствует графа об исповедуемой религии. Однако заполнение этой графы – дело добровольное, и никто не мешает информацию о вероисповедании оставить в тайне.

«Религия – это воздух угнетенной твари, сердце бессердечного мира, подобно тому как она – дух бездушных порядков. Религия есть опиум народа». Карл Маркс

Из прочих заметных в Германии религий следует выделить иудаизм и православие. Особое место в современной Германии принадлежит исламу. Эта религия в Германии собирает все больше приверженцев, и они занимают на сегодня третье место по численности после протестантов и католиков. При этом из этнических немцев мало кто является мусульманами. А вот приехавшие в страну в 60-х годах гастарбайтеры из Турции, впоследствии осевшие в Германии, основали тут одну из самых больших в Европе мусульманских диаспор. Узнать больше о количестве мусульман в Германии можно из нашей .

Обостряет ситуацию с традиционным для Германии христианством тот факт, что всё большее количество немцев официально отказываются от католического и протестантского вероисповедования в пользу того же мусульманства или становясь атеистами. Для церкви такое положение вещей крайне неблагоприятно, в том числе и с материальной стороны. Каждый верующий, кто официально указал в анкете свою принадлежность к двум основным христианским конфессиям, обязан уплачивать налог на церковь. Это не дополнительный сбор, и на совокупных доходах бюргера он не отражается, просто часть обязательно подоходного дохода в этом случае уходит не в государственный бюджет, а церкви. Из этих средств финансируется большое количество социальных проектов и программ, в том числе дома престарелых и детские сады. И чем меньше жителей страны указывают своё вероисповедание, тем меньше средств церкви получат на эти нужды. Тем не менее, по воскресеньям и большим христианским праздникам возле церквей по-прежнему много народу. В храм на службы ходят все верующие, правда, время от времени. И, конечно же, особенно много людей бывает в церкви на Пасху и Рождество. Эти праздники у жителей Германии являются наиболее любимыми.

Что касается количества церквей в Германии, то их в весьма много. Шпили огромных храмов или небольших церквей возвышаются и в центральных районах больших мегаполисов, и над небольшими немецкими городками. Услышать колокольный звон можно в начале каждого часа в любом из населённых пунктов страны. Всего в Германии функционирует порядка 50 тысяч церквей.

Верования древних германских племен были преимущественно связаны с аграрными культами. По-видимому, в эпоху военной демократии Вотан, древний бог мертвых, занял в германской религии место верховного божества. Но в народном представлении он на протяжении столетий сохранил характер злого духа и вождя мертвых, оказав влияние на создание образа дикого охотника (см. раздел «Фольклор»).

Христианство начало проникать к германцам из Рима в IV в. (готы и вандалы, лангобарды и др.); в конце V в. оно распространилось среди франков. Горячими поборниками новой религии были короли и аристократия - христианское вероучение с его проповедью покорности и терпения помогало закрепить их власть. В пределах Германии - у тюрингов, баварцев, саксов и др.- христианство распространилось позже - главным образом в VIII в. Франкские короли навязывали его насильственно, иногда самыми кровавыми методами; например, Карл Великий казнил тысячи саксов, не желавших креститься. Германская церковь была подчинена римскому папе.

Понемногу новая религия стала проникать в сознание народа. Церковь искусно приспосабливалась к старым народным обычаям и обрядам, включала языческие праздники в свой календарь.

В раннее средневековье распространение христианства в Германии сыграло некоторую положительную роль. Первые школы в стране были открыты при монастырях. Возникли конфессиональные школы. Лишь в конце средневековья в городах были созданы светские латинские школы. Во времена непре- кращающихся феодальных распрей некоторое успокоение вносил обычай «божьего мира» (treuga Dei ) - запрет воевать в определенные дни недели и в праздники. Однако против «язычников» и «еретиков» сама же католическая церковь вела кровавые войны. Особенно отличались жестокостью духовнорыцарские ордена Тевтонский и Ливонский, огнем и мечом распространявшие христианство среди народов Прибалтики (пруссов, латышей, эстонцев) и в итоге поработившие их.

Церковь, созданная Лютером, не признавала власти римского папы и была подчинена земельным князьям. Феодалы использовали победу Реформации для усиления своей власти, поэтому многие из них помогали распространению нового учения. Реформация охватила почти все немецкие земли, вплоть до Баварии и Австрии. Но контрреформация, возглавленная иезуитами, вернула католицизму обширные области на юге Германии и в Альпах. Стараясь подчинить своему влиянию широкие народные массы, прежде всего городские сословия и дворянство, иезуиты поставили себе на службу литературу, искусство, в особенности зодчество («иезуитский стиль») и музыку- преимущественно оперную. Церковные праздники, шествия, даже проповеди сопровож- , дались театральными эффектами. Монашеский орден капуцинов сосредоточил свои усилия на завоевании для католицизма широких угнетенных слоев народа. В противоположность этому, протестантская церковь - лютеранская и реформатская - отвергала старые народные обычаи и прежде всего осуждала народный театр. На протестантском Севере народные обычаи, сохранившие отголоски языческих верований, и игры находились под запретом.

По Аугсбургскому миру 1555 г., заключенному между католиками и протестантами после многолетних религиозных войн, вероисповедание’подданных определялось местным князем: «чья власть - того и вера» («cujus regio ejus religio »). Таким образом, смена династии могла привести к смене вероисповедания в стране. Переход князя в протестантство открывал ему возможность секуляризации церковных владений и часть феодалов не удержалась от этого соблазна, приняв лютеранское учение («аугсбургское исповедание»).

Кальвинистская церковь завоевала в Германии меньше приверженцев, чем лютеранская. Кальвинисты сейчас имеются лишь в Восточной Фрисландии, в близком соседстве с Нидерландами, а также в Рейнланде и Пфальце (отдельные группы). Это потомки переселенцев из Нидерландов в XVII- XVIII вв. и французских гугенотов.

В эпоху просвещения (XVIII в.), когда возрос культурный уровень населения, имели место поиски новых, более тонких форм религии. На этой почве возникла, например, идеология деизма (религии, не признающей догматов и обрядов), а также масонское движение, распространившееся среди аристократии многих европейских стран, вюм числе и Германии. Но народ понимал масонов по-своему. Таинственностьцеремониймасонских лож и тот факт, что члены этих лож были людьми состоятельными и даже богатыми, создали в народе уверенность, что масоны - союзники черта и колдуны. Католическая церковь решительно боролась с масонами.

Среди католического населения имелись ультрамонтаны-сторонники неограниченной власти папы. Во времена фашизма делались попытки создать свою собственную «германскую» религию, отмежевавшись от христианства.

В наши дни в ФРГ преобладает римско-католическое вероисповедание в Баварии, Бадене, Рейнланде, Саарской области, Вестфалии; евангелическо- лютеранское - в Вюртемберге и Гессене.

В ГДР, наоборот, среди верующих больше протестантов - в Мекленбурге, Бранденбурге, Саксонии, Тюрингии.

По данным переписи 1946 г., 59,2% населения всей Германии были лютеранами, 35,2%- католиками. Несмотря на значительные миграции в годы войны и после войны, по-прежнему юг и юго-запад страны остались преимущественно католическими, восточные и северные районы-преимущественно протестантскими. По данным 1950 г., в ФРГ исповедовали католицизм -45,2% верующих, протестантизм (евангелизм)- 51,2%; в ГДР 87% всех верующих принадлежали к лютеранско-евангелической церкви. Кроме последователей этих двух официальных религий, имеется небольшое число сектантов (адвентистов и др.). Процент атеистов невелик (5,1% в 1939 г.), хотя все время возрастает. Кроме того, нужно отметить, что большая часть населения (особенно лютеране) исповедуют религию лишь формально, по традиции.

Церковь всегда употребляла свое влияние для усиления патриархальности, немецкой семьи и общины. Священники воздействовали на умы прихожан проповедями, притчами и читая с кафедры рассказы для народа.

Как у католиков, так и у протестантов духовные лица занимали руководящее положение в общине; к католическому священнику относились с особым почтением. По народному поверью, священник самим принятием духовного сана приобретал магические способности; обет безбрачия и целомудрия наделял его особым ореолом. При засухе, непогоде от священника ждали чудесной помощи. Он должен был изгонять повинных в бедствиях ведьм и чертей. Священников приглашали помочь больным, особенно душевнобольным, которых считали одержимыми дьяволом. Особой славой заклинателей пользовались капуцины. В случаях, когда требовалось совершить магические’действия, даже протестантское население обращалось к католическим священникам. Однако многие священники, прежде всего католические, навлекали па себя презрение верующих, порицавших ихзаскупость, стяжательство и развращенность. Эта критика отразилась в народной поэзии, особенно в многочисленных широко распространенных «поповских шванках» (см. раздел «Шванк»). У католиков эти старинные шванки бытовали в неизменном виде почти вплоть до настоящего времени.

У протестантов они подверглись переделкам - в них стали высмеивать евангелических пасторов. Характерна социальная направленность этих шванков - в них дьячок всегда превосходит пастора умом и остроумием. В бюргерских шванках духовенство уличалось в необразованности. Литературную и публицистическую обработку антиклерикальные мотивы этих шванков, приобрели в сочиненных учеными-гуманистами «Письмах темных людей» (начало XVI в.).

В областях восточнее Эльбы, особенно в земле Мекленбург, где до 1945 г. преобладали юнкерские владения, помещик занимал одновременно и господствующее положение в церковном приходе. От него зависело назначение приходского священника. Но зависимое население (сельскохозяйственные рабочие) часто не признавало назначенных помещиком священников, в чем проявлялось сопротивление юнкерам.

Протестантское и католическое духовенство всегда принимало активное участвие в политической жизни страны. Основное ядро церкви, особенно высшее духовенство, поддерживало самые реакционные правительства, в том числе и гитлеровскую диктатуру. Например, епископ Ди- белиус, до 1962 г. стоявший во главе немецкой лютеранской церкви, в своих книгах и статьях горячо оправдывал с «христианской» точки зрения зверства нацистов, их политику провокаций и завоевательных войн, всячески возвеличивал Гитлера. После войны тот же Дибелиус изо всех сил поддерживал реваншистско-милитаристскую политику канцлера Аденауэра. Католическая церковь, тесно связанная с Ватиканом, всегда сохраняла независимость от Цравительства. В годы нацизма некоторые католические деятели даже подвергались преследованиям. Но большинство католического духовенства поддерживало фашистскую власть, особенно после того как папа Пий XI заключил с Гитлером конкордат.

В настоящее время католическая церковь в ФРГ представляет собой мощную реакционную силу, всемерно поддерживающую реваншистскую политику боннского правительства. Католическая партия ХДС, возглавляемая Аденауэром, стоит у власти. Кардиналы, прелаты, епископы деятельно участвуют в политической жизни, часто выступают в печати, руководят выборными кампаниями, опираясь на широкую сеть католических орденов (152 религиозных ордена), используя в своих целях приходское духовенство, католические союзы и объединения. Колоссальны богатства католической церкви и связанных с ней организаций: в их руках - банки, акционерные компании.

Католические организации охватывают широкие слои населения - рабочих, мелкую буржуазию, крестьянство, женщин, молодежь.

Самые крупные из этих объединений - Католическое рабочее движение Западной Германии, Христианско-социальное содружество в Объединении профсоюзов Западной Германии, Союз ремесленников-католиков, Союз католических торговых объединений, Союз германской католической молодежи, Германский союз женщин-католичек, Христианская рабочая молодежь, Католическое движение земледельцев, Католическое движение сельской молодежи в Союзе католической молодежи и др.

Католическая церковь в ФРГ располагает целой сетью учебных заведений. 244 католических газеты и журнала общим тиражом до 9 млн. экземпляров систематически ведут религиозную пропаганду. Ежегодно выходят з свет сотни книг, брошюр и прочих изданий религиозного содержания.

Католическая церковь пользуется и другими способами воздействия на массы, особенно охотно- традиционными праздниками, которым духовенство старается придать форму торжественных импозантных зрелищ. Пышные процессии в день праздника тела господня, когда сотни священников и монахов во главе с кардиналом и епископами в богатых облачениях под колокольный звон и пение проходят по городским улицам, собирают сотни тысяч зрителей. В таких крестных ходах участвуют члены правительства, высшие чиновники, парламентарии, члены религиозных организаций и толпы верующих. Помимо ежегодных повсеместно устраиваемых церковных праздников в некоторых местностях ФРГ сохраняется традиция религиозно-театральных торжеств. Самое известное из них - пасхальные мистерии, которые раз в четыре года устраиваются в баварской деревне Обераммергау силами местных жителей - крестьян.

Эти мистерии широко известны, и на представления стекается множество верующих и туристов не только из других областей страны, но и из-за границы,

26.11.2008 20:48:51

Количество верующих двух крупнейших конфессий Германии – католиков и протестантов – продолжает сокращаться.

Евангелическая Церковь в Германии (ЕЦГ), самое большое объединение протестантов в стране, впервые после объединения Германии в 1990, сократилось до менее чем 25 миллионов прихожан, — сообщает Христианский Мегапортал invictory.org со ссылкой на Благовест-инфо.

В конце 2007 года ЕЦГ насчитывала 24.83 млн. верующих (при общем населении Германии 82 млн. человек). За последние пять лет количество немецких протестантов сократилось более чем на миллион. За один только 2007, по сравнению с предыдущим годом, число протестантов уменьшилось приблизительно на 268 000 человек.

Число верующих Римско-Католической Церкви в 2007 году также упало, но меньше чем в ЕЦГ. Общее количество католиков составило 25.46 млн., что приблизительно на 224 000 меньше, чем в 2006 году.

Во время объединения Германии в 1990 на всей территории страны протестантов было несколько больше, чем католиков. Бывшие восточногерманские земли в большинстве своем находились в историческом центре протестантизма – там, где в XVI веке жил и работал реформатор Мартин Лютер.

Обращаясь к проблеме покидающих церковь прихожан, главный протестантский епископ Германии Вольфганг Хубер еще в 2006 году говорил в одном из радиоинтервью, что Церковь должна изменить свою ментальность.

«Мы видим не только необратимый процесс отстранения от Церкви – в некоторых областях происходит обратное, и участие в церковной жизни снова активизируется», — сказал Хубер.

Существенное снижение количества протестантов влияет на благосостояние Церкви, поскольку приблизительно 70% церковных доходов в Германии поступает от церковного налога, взимаемого с зарегистрированных верующих.

Сейчас в Германии 61.2% жителей принадлежат либо к ЕЦГ, либо к Католической Церкви. Самый высокий процент христиан проживает в южных и юго-западных, в основном католических землях бывшей Западной Германии. На первом месте (84.6%) идет Саарланд, граничащий с Францией, за ним следуют Рейнланд-Пфальц (77.4%), Бавария (77.3 %) и Баден-Вюртемберг (70.5%).

В четырех из пяти земель бывшей ГДР к верующим себя относят менее четверти населения. В Саксонии-Анхальте, где находится Виттенберг, в котором Лютер начал Реформацию в 1517 году, только 18.7% населения принадлежит к основным протестантским или католической Церквам.

Остается неясным, что в большей степени влияет на сокращение числа верующих в Германии: демографические факторы или финансово-экономические проблемы.

Источник:

Архив новостей

Облако тегов:
германиипротестантовверующихцерквикатолическойцерковькатоликовприблизительнокатолической церквиобъединения германии

Священник храма в Риме нашел в исповедальне 36 тысяч евро

Священник храма близ Ватикана нашел в исповедальне коробку с 36 тысяч евро, и теперь городская полиция и церковь гадают, был ли это щедрый дар или избавление от неправедно нажитых …>>

В Украине пройдет ежегодный фестиваль для всей семьи Vision Fest

С 10 по 17 августа в городе Херсон пройдет ежегодный фестиваль для всей семьи Vision Fest. Vision Fest – это отдых для всех, кто мечтает провести неделю на бер…>>

В Иране четверо христиан отправлены в тюрьму на 10 лет, а еще четверо ожидают приговора

В Иране четверо христиан отправлены в тюрьму на 10 лет за «пропаганду сионистского христианства» и создание надомных молелен, и еще четверо христиан ожидают приговора, сообщает chr…>>

Дональд Миллер: Почему потеря всего может быть во благо

Когда ты пишешь сценарий, ты обычно хочешь, чтобы за пятнадцать минут до конца истории произошло что-то такое, когда наступает «все потеряно». Все достижения главного героя должны …>>

Сатанист, который требовал убрать с доллара фразу «In God we trust», проиграл судебный иск

Апелляционный суд США принял решение не в пользу сатаниста из Чикаго, который подал иск в суд, пытаясь устранить с американской наличности знаменитую фразу «In God we trust». …>>

Англикане Тасмании будут продавать церкви, чтобы помочь жертвам сексуального насилия

Диоцез Тасмании, входящий в состав Англиканской церкви Австралии, в начале июня опубликовал список 108 приходских объектов диоцеза, которые планируется продать для оказания помощи …>>

Папе Римскому подарили комбинезон астронавта

Папа Римский Франциск 8 июня 2018 года встретился с астронавтами, возвратившимися с Международной космической станции (МКС). Понтифик получил от них в подарок инд…>>

«Немецкая вера»

Предание о крещении Руси распространяет его предысторию на несколько лет. Под «летом 6494» (то есть 986 годом по нашему летосчислению) помещен рассказ о том, как к князю Владимиру пришли представители разных религий и убеждали его принять свою веру. Это – магометане, «немьци от Рима», иудеи, и, наконец, посланный православными греками Философ, представленный коим довольно скучный – по крайней мере, с точки зрения обращаемого язычника – синопсис Священного Писания занимает основное пространство рассказа.

Заметим, однако, что, прежде чем пересказывать священную историю, Философ дает короткую характеристику каждой из вер. В частности, о вере «немцев от Рима» сказано так: «Слышахом же и се, яко приходиша от Рима поучитъ вас к вере своей, ихъ же вера маломь с нами разъвращена …». Иными словами, различия «греческой» и «римской» веры рассматриваются Философом как незначительные. Ввиду важности фразы, выделенной нами курсивом, приведем и ее дословный перевод, выполненный Д.С.Лихачевым: «Вера же их немного от нашей отличается…».

Там, где мы завершили цитирование оригинального текста многоточием, добавлено краткое описание основного различия («служения на опресноках», с отсылкой к евангельскому тексту). С точки зрения средневекового читателя, это, конечно, не малозначительная деталь. Однако сразу видно, что догматические различия и политические расхождения между христианским Западом и Востоком, накопившиеся ко времени написания Повести – тем более в эпоху крещения Руси – пока отнюдь не достигли «критической массы».

Мы ведь привыкли отсчитывать решительное разделение церквей от 1054 года, совсем забывая о том, что для современников дело выглядело совсем по-другому.

Психологический разрыв произошел гораздо позже, через добрых два века века, когда крестоносцы взяли Константинополь, и повели себя там как в столице басурманского царства, занимаясь грабежом и осквернением православных святынь…

Пока же отношения были более или менее прохладными, однако совсем враждебными их назвать было нельзя. Во всяком случае, западное христианство было включено древнерусским летописцем в список важнейших религий, а из них – наиболее близкая к православию, и представлял ее немец. Что же касалось до «испытания вер», то в 986 году оно завершилось не выбором, но вздохом Владимира Святославича, и его замечательной репликой «Подожду-ка я еще немного» (в оригинале стоит выразительный фразеологизм «Пожду и еще мало»).

Неспешность и рассудительность в выборе веры понятны. Однако и в следующем, 987 году, колебания продолжались. Призвав к себе «бояр своих и старцев своих градских», Владимир посоветовался с ними, и решил послать в разные страны «славных и умных мужей», снова для «испытания вер». Для наблюдения католической веры (названной в тексте «немецким законом») были избраны немецкие земли. Отчет об их посещении краток, но очень интересен. Вот он: «И придохом в Немци, и видехом в храмех многи службы творяща, а красоты не видехом никоеяже». Иными словами, в богослужении у немцев царит примерный порядок, ведутся «многие службы», но с точки зрения жителя Древней Руси, некой высшей красоты во всем этом нет.

У этого вывода есть свой контекст. Чуть выше представлена вера магометан, и коротко сказано, что «нет в них веселия». Ниже по тексту идет знаменитая характеристика византийского богослужения. Послы не могут забыть его красоты и великолепия, и положительно утверждают, что там-то Бог сходит к человеку. Иными словами, захватывает послов именно эстетика культа – и в некоторой степени онтология литургии. Читатель легко припомнит многочисленные высказывания, и даже трактаты российских философов и богословов, развивающих этот аспект отечественного религиозного сознания.

Однако, помимо того, в цитированном фрагменте едва ли не впервые у нас была сформулирована одна идея, часто повторяемая потом русскими писателями, и касающаяся притом не столько католицизма в целом, сколько именно немецкого народа. В самом схематичном изложении она сводится к тому, что-де у немцев все есть, и порядок примерный, но все же нет у них чего-то высшего, по чему горит и томится русская душа.

Выслушав своих послов, Владимир решается принять крещение от византийцев – и снова медлит. Лишь в следующем году он отправляется со своим войском «на Корсунь, город греческий», навеки присоединяя свое государство к восточному, православному миру (Pax Orthodoxa), который следовал курсом, все более расходящимся с миром западного христианства. Такой выбор впоследствии неизменно подтверждался русскими князьями, от Александра Невского – до Ивана Грозного. Решение Петра Великого, решительно пересмотревшего выбор в пользу «западного порядка» (что явственно прослеживается в тексте хотя бы Духовного регламента) совершило подлинный переворот – и открыло новую, петербургскую эпоху российской истории.

Переходя к «корсунской легенде», фокус внимания летописца сдвигается, причем немцы снова покидают его пределы. Нам же остается сделать вывод, что знакомство с «немецкой верой» сыграло важную роль при выборе религии, да и определении судьбы своего народа правителем первого русского государства .