Катакомбы в париже остановка транспорта. Подземный Париж. Катакомбы Парижа: описание, история и отзывы посетителей

Катакомбы Парижа - сеть извилистых подземных туннелей и пещер искусственного типа под Парижем. Общая протяжённость по разным данным - от 187 до 300 километров. С конца XVIII века в катакомбах покоятся останки почти шести миллионов человек.

(Всего 17 фото)


1. Большинство каменных разработок Парижа находилось на левом берегу Сены, но в X столетии население перемещается на правый берег. Первые подземные разработки известняка находились под территорией современного Люксембургского сада, когда Людовик XI пожертвовал землю замка Воверт для вырубки известняка. Новые шахты начинают открываться всё дальше и дальше от центра города - это районы нынешней больницы Валь-де-Грас, улиц Гобелен, Сен-Жак, Вожирар, Сен-Жермен-де-Пре. В 1259 году монахи близлежащего монастыря приспособили пещеры под винные подвалы и продолжили подземные разработки.


2. Расширение жилой части Парижа в эпоху Ренессанса и позже привело к тому, что к XVII веку земли над каменоломнями оказались уже в черте города, а значительная часть жилых районов фактически «повисла» над пропастью.


3. В апреле 1777 года король Людовик XVI издал указ о создании Генеральной инспекции каменоломен, которая существует и поныне. За более чем 200-летний период работниками этой инспекции проведена колоссальная работа по созданию укрепительных конструкций, способных задержать или даже полностью предотвратить постепенное разрушение подземелья. Проблема укрепления вызывающих опасение участков подземной сети решается одним, не требующим значительных финансирований способом - всё подземное пространство заполняется бетоном. И все же бетонирование является временной мерой, потому что подземные воды Сены рано или поздно найдут выход в других местах.


4. По сложившейся христианской традиции усопших старались хоронить на прилегающей к церкви земле. В начале периода Средневековья католическая церковь всячески поощряла захоронения возле церквей, получая немалые прибыли за отпевание умерших и за места на кладбище.


5. Поскольку к середине XVIII века кладбище Невинных (функционировавшее с XI в.) с стало местом погребения двух миллионов тел, слой захоронения уходил в глубину иногда на 10 метров, уровень земли поднимался более чем на два метра. В одной могиле на разных уровнях могло находиться до 1500 останков разного периода. Кладбище стало рассадником инфекции, однако священники выступали против закрытия. Но, несмотря на сопротивление представителей церквей, в 1763 году парламентом Парижа был издан указ о запрете захоронений внутри крепостных стен города.

6. В 1780-м году стена, отделявшая Невинных от домов на соседней улице Рю де ля Лянжри, обрушилась. Подвалы близлежащих домов наполнились останками умерших и огромным количеством грязи и нечистот. Кладбище закрыли окончательно и хоронить в Париже запретили. В продолжение 15 месяцев каждую ночь конвои в чёрном вывозили кости, чтобы затем продезинфицировать, обработать и уложить в заброшенные карьеры Томб-Исуар на глубине 17,5 метра. Позже было решено очистить ещё 17 кладбищ и 300 культовых мест города.


7. В начале XIX века под руководством Эрикара де Тюри - тогдашнего главы Инспекции, в катакомбах провели работы, во время которых был создан подземный некрополь, предназначенный для посещения широкой публики.


8. Именно Де Тюри принадлежит “авторство” в выборе разнообразных изречений, начертанных на стенах катакомб, в том числе и встречающего посетителей на пороге: “Остановись! Здесь царство смерти!”, которое принадлежало аббату Жаку Делилю.


9. Со временем в катакомбах оказались останки деятелей королевской эпохи: министров Людовика XIV - Фуке и Колбера. После Реставрации монархии с кладбища Еррансис были перенесены останки Дантона, Лавуазье и Робеспьера, с Сен-Этьен-дю-Мон - Марата.


10. С кладбища Сен-Бенуа сюда переместились кости сказочника Шарля Перро. Литературный мир “представлен” в подземельях костями Рабле (прежде захороненного в монастыре Августина), а также Расина и Блеза Паскаля (ранее они покоились в Сен-Этьен-дю-Мон).


11. По иронии судьбы останки инициатора и организатора подземных захоронений - Шарля-Акселя Гийомо, равно как и его преемника и последователя - Эрикара де Тюри, в итоге также оказались в оборудованных ими же самими катакомбах, после того, как были закрыты кладбища Сент-Катрин и Сен-Бенуа.


12. Парижские подземные галереи - это место встреч людей, называющих себя катафилами — люди, увлеченные историей подземного Парижа. Помимо катафилов под Парижем можно встретить так называемых “туристов”. В отличие от обычных, наземных, туристов подземными являются, как правило, парижане или жители пригородов, наслышанные о подземных красотах города и пожелавшие увидеть их собственными глазами. А поскольку, чтобы попасть в подземные галереи, необходимо знать, где располагаются входы, то “туристам” волей-неволей приходится пользоваться услугами катафилов. Последние относятся к “туристам” весьма скептически, поэтому среди проводников из числа катафилов хорошим тоном считается в качестве посвящения в тайны катакомб оставить любопытствующих в одиночестве в полной темноте подземных галерей на несколько часов - чтобы они потеряли излишнюю самоуверенность и прониклись неподдельным уважением к подземному миру и его обитателям…


13. Возле входа на станцию метро Данфер-Рошро (ориентир - знаменитый лев работы скульптора Бартольди, автора статуи Свободы) находится небольшой павильон. Это и есть вход в знаменитые парижские катакомбы.


14. Патрулирует катакомбы специальная спортивная бригада полиции, созданная в 1980 году с целью соблюдения закона от 2 ноября 1955 года, запрещающего всем посторонним находиться в подземных карьерах Парижа вне туристических зон. Минимальный штраф за нарушение - 60 евро.


15. Сегодня для посещения туристами оборудовано 2,5 км подземных ходов. При посещении катакомб некоторые, по желанию, могут ограничиться лишь исторической экспозицией, без посещения самого оссуария. Фотографировать внутри со вспышкой или со штативом запрещено.


16. Один из фактов истории катакомб: Сторож церкви Валь-де-Грас Филибер Аспер, в поисках винных погребов, пытался исследовать катакомбы, протянувшиеся на сотни километров. В 1793 году он заблудился в этом лабиринте, и его скелет нашли только через 11 лет, опознав по ключам и одежде.


17. Существование катакомб Парижа находится под угрозой. Основная причина - подземные воды, размывающие основание и крепления катакомб. В начале 1980 года уровень подземных вод в некоторых местах начал подниматься, в результате чего оказались затопленными некоторые галереи.

August 29th, 2013

Под мостовыми Парижа тянутся сотни километров галерей. В древности они служили каменоломнями, откуда впоследствии, в Средние века, добывали известняк и гипс для строительства города. У этих подземных тоннелей богатая история.

Известняк и гипс начали добывать на берегах парижской Сены еще со времен античности. А уже к 12 веку разработки подземных ресурсов составляли одно из важнейших направлений экономики. Дело в том, что новые модные веяния требовали совершенно иных архитектурных решений. Всего за несколько веков в Париже были возведены десятки аббатств, соборов, церквей, замков, в том числе известные всем дворцовый комплекс Лувр и собор Нотр-Дам де Пари.

К 15 веку разработки велись уже на двух уровнях. Получалось, что сеть каменоломен теперь имела второй этаж, расположенный гораздо ниже. Близ выходов устанавливали специальные колодцы, оснащенные лебедками. Они-то и поднимали огромные каменные блоки на поверхность. Если в 12 веке добыча велась на окраине города, то уже к 17 веку территории, отведенные под каменоломни, увеличились настолько, что практически весь Париж оказался буквально над пустотой.

Все это привело к тому, что участились обвалы подземных галерей. В начале 18 века длинные подземные коридоры начали укреплять, а добыча гипса и известняка была запрещена. Сегодня сеть катакомб расположилась подо всей территорией Парижа. Общая длина подземных галерей составляет около 300 километров, но все же большая их часть расположилась на левом берегу Сены.

Однако бывшим парижским каменоломням, после прекращения дальнейшей разработки известняка, нашли новое применение. В 1763 году Парламент Парижа постановил перенести все кладбища, находящиеся в пределах крепостной стены, в катакомбы. К этому государство подтолкнула катастрофическая переполненность мест последнего упокоения. Порой в могилах было захоронено по 1500 человек, а огромные холмы-курганы возвышались над тротуарами на высоте до 6 метров. Кроме того, на кладбищах массово селились разбойники, колдуны и другие опасные люди.

К тому же, в 1780 году рухнула стена, отделявшая кладбище Невинных от жилых домов на соседней улице рю де ля Линжери. Подвалы домов заполнились останками покойников вперемешку с нечистотами. И тогда парижские власти решили перенести захоронения в бывшие каменоломни Томб Иссуар за городской чертой.

Подземный некрополь открыли для посетителей. Хотя предполагалось хоронить здесь лишь древние кости с кладбища Невинных, за годы революций в катакомбы сбросили множество тел погибших и казненных. Перезахоранивали здесь и останки, покоившиеся прежде на других городских кладбищах. Как правило, это было связано с изменяющейся политической обстановкой. Так в катакомбах очутились мощи министров Людовика XIV - Кольбера и Фуке, деятелей революции Дантона, Лавуазье, Робеспьера и Марата. Нашли пристанище в бывших каменоломнях и знаменитые французские литераторы - Франсуа Рабле, Шарль Перро, Жак Расин, физик Блез Паскаль, чьи останки перенесли сюда с закрытых городских кладбищ…

За все время существования парижских катакомб произошло немало и необъяснимых таинственных случаев. Один из них был описан в «Газетт дэ Трибюно» в разделе судебной хроники от 2 марта 1846 года. В заметке говорилось: «Недалеко от места сноса старых зданий, где в скором времени пройдет новая улица, соединяющая Сорбонну и Пантеон (улица Кюжас), находится строительная площадка некоего торговца деревом по имени Лерибль. Площадка граничит с жилым домом, стоящим в стороне от других зданий. Каждую ночь на него обрушивается настоящий каменный дождь. Причем камни настолько крупные, а неизвестная рука бросает их с такой силой, что они наносят видимый ущерб постройке — выбиты окна, сломаны оконные рамы, разбиты двери и стены, как будто дом перенес осаду. Обыкновенному человеку это сделать явно не под силу. У дома торговца был установлен полицейский патруль, на месте строительных работ на ночь спускали цепных псов, но установить личность разрушителя не удалось». Мистики уверяли: все дело в растревоженном покое мертвецов из катакомб. Однако проверить эту теорию не представилось возможности – загадочные камнепады прекратились так же внезапно, как и начались.

А помните «Призрака Оперы»:

«Позже стало известно, что Эрик просто нашел этот тайный коридор, и долгое время только он один знал о его существовании. Этот ход был прорыт во времена Парижской Коммуны, для того чтобы тюремщики могли отводить своих пленников прямо в казематы, оборудованные в подвалах, потому что коммунары захватили здание вскоре после 18 марта 1871 года и устроили наверху площадку для запуска воздушных шаров, разносивших по окрестностям их подстрекательские прокламации, а в самом низу сделали государственную тюрьму.»

— СПб.: Ред Фиш ТИД Амфора, 2004.

Шарль Гарнье, выигравший конкурс на лучший проект оперного театра, не подозревал, что строительство займет без малого пятнадцать лет: начавшись во времена империи, закончится уже при республике. Не предполагал он и тех событий, что доведется пережить его детищу.

Опера в начале строительства.

На дворе 1861 год. Определено место под строительство. И первая задача: прочный глубоко заложенный фундамент, способный выдержать каркасную конструкцию сцены весом в 10 тыс. тонн и опущенную на 15 метров под землю. Кроме того, в подвальные помещения не должна была проникать вода, поскольку там собирались хранить театральный реквизит. Начали рыть котлован, и со второго марта по тринадцатое октября восемь паровых машин круглосуточно откачивали воду — от площади Республики до дворца Шайо пролегали грунтовые воды, подпитываемые ручьями, впадавшими в Сену. Чтобы наверняка обезопасить подвалы, Гарнье принимает решение строить двойные стены.

В самом начале строительства, когда ничего, кроме этого подземелья, еще и не было, на стройку пришел один новый рабочий, и, внимательно оглядев подземелье, восторженно поделился с Гарнье, не зная, кто он такой: «Как красиво! Прямо, как тюрьма!» Гарнье задумался, что же за жизнь должна была быть у этого парня, если тюрьма являлась для него образцом красоты. Слова рабочего, как выяснилось позже, были пророческими.

Недостроенная опера в 1896 году

«Итак, мы с виконтом… повернули камень и спрыгнули в жилище Эрика, которое тот соорудил между двойными стенками фундамента театра. (Кстати, Эрик был одним из первых мастеров каменной кладки у Шарля Гарнье, архитектора Оперы, и продолжал работать тайком, в одиночестве, когда строительство официально было приостановлено на период войны, осады Парижа и Коммуны .)»

«Призрак Оперы» Гастон Леру [пер. с фр. В. Новикова].
- СПб.: Ред Фиш ТИД Амфора, 2004

19 июля 1870 года Франция объявила войну Пруссии. Войска Бисмарка наносили французской армии поражение за поражением, и уже в сентябре Париж оказался на осадном положении. Ни о каком продолжении строительства речи быть не могло. Недостроенное здание Оперы располагалось недалеко от Вандомской площади — театра боевых действий, и войска воспользовались огромными помещениями будущего театра. Здесь были устроены продовольственные склады, снабжавшие провизией военных и гражданских лиц, а также там был походный госпиталь и склад боеприпасов. Кроме того, судя по всему, на крыше располагался комплекс противовоздушной обороны (или площадка для воздушных шаров).

В январе 1871 года осада Парижа была снята. Шарль Гарнье из-за лишений осадного положения серьезно заболел и в марте уехал в Лигурию, чтобы подлечиться. Вместо себя он оставил помощника Луи Люве (Louis Louvet ), исправно сообщавшего Гарнье о состоянии дел в Опере.

Архитектор покинул Париж вовремя, потому что в это же время в городе начались волнения, вылившиеся в революцию. Лидеры Коммуны планировали заменить Гарнье на другого архитектора, но не успели — к Парижу подошла 130-тысячная армия во главе с будущим президентом Франции маршалом Мак-Магоном.

Коммуна. Сражение в катакомбах. Фото из совр. экспозиции катакомб.

Возможно, так выглядел проход коммунаров. Фото из катакомб, источник см.

Прямых указаний на это нет, но вполне вероятно, что в Опере, под землей, коммунары устроили тюрьму, слишком заманчиво выглядели подвальные помещения. Известно, что на исходе Коммуны в 1871 году в катакомбах Парижа были проведены расстрелы монархистов. Кто знает, может быть, это было именно под Гранд Опера.

Парижские катакомбы вообще место довольно известное — шутка ли, их протяженность свыше 300 километров! (Для посетителей официально открыта малая часть тоннелей). При этом катакомбы занимают всего лишь одну восьмисотую от всех подземных сооружений современного Парижа!

В 1809 году катакомбы обрели современный вид: коридоры, полные ровных рядов костей и черепов — чтобы как можно сильнее впечатлить посетителей. Здесь покоятся около шести миллионов парижан – почти в три раза больше нынешнего населения города. Самые поздние захоронения относятся к эпохе Французской революции, самые ранние – к эре Меровингов, им более 1200 лет. Катакомбы строились в бывших известняковых карьерах, местный камень использовали еще древние римляне, из этих камней построены Нотр-Дам и Лувр.

Республиканские войска вытеснили коммунаров из Оперы 23 мая, и уже 28 мая Коммуна прекратила свое существование. А в июне в Париж вернулся Шарль Гарнье. 30 сентября 1871 года строительные работы в театре возобновились, и 5 января 1875 года состоялось торжественное открытие.

«Вскоре я стала внушать ему такое доверие, что он брал меня на прогулку на берег озера — он в шутку называл его Авернским, — и мы катались в лодке по его свинцовым водам.»

«Призрак Оперы» Гастон Леру [пер. с фр. В. Новикова].
- СПб.: Ред Фиш ТИД Амфора, 2004.

Дайвер в резервуаре

Никакого озера под зданием театра нет. Там расположен водный резервуар длиной 55 метров и глубиной 3,5 метра. В нем живут сомы, которых кормят сотрудники Оперы. Плавать по резервуару на лодке нельзя - и никогда не было возможно из-за слишком низких потолков. Попасть в него могут только любители дайвинга.

Подвалы по требованию техники безопасности электрифицированы и хорошо освещены. Тем не менее… тем не менее, парижская сеть тоннелей настолько разветвлена и разнообразна, что оставляет простор для воображения. И кто сказал, что дав волю воображению и придумав подземное озеро, Гастон Леру обманул нас и в главном — в реальности Эрика. Прятать тайну лучше всего на виду — в первых строках романа, в которых автор утверждает, что Призрак Оперы существовал на самом деле.

Резервуар

А в ноябре 2012 года французский телеканал «TF1″ показал новый пятиминутный репортаж, посвященный подземному озеру Гранд Опера. Этот репортаж включает в себя редкие съемки подземного резервуара, рассказывается о его истории и строении, о том, как и для чего сейчас его используют… Не обошлось там, конечно же, и без упоминания Призрака Оперы. Отрывки из этого репортажа были показаны новостными каналами в других странах, в том числе и в России — у нас о нём сообщил Первый телеканал.

В годы Второй мировой в одной из каменоломен был оборудован бункер, где размещался секретный штаб оккупантов, а всего в 500 метрах от него - штаб лидеров движения Сопротивления. Во время холодной войны там же разместили бомбоубежища, куда предполагалось эвакуировать парижан в случае ядерной атаки.

Сегодня катакомбы - одно из самых популярных мест для экскурсий, но лишь небольшая часть их открыта для обозрения. Вход туда находится на площади Денфер-Рошеро. На стенах галерей висят таблички с названиями проходящих вверху улиц. Под наиболее значительными постройками были прежде выбиты изображения цветка лилии - символа французской монархии. Но после революции большинство этих рисунков было уничтожено.

По обе стороны длиннющих тоннелей лежат бесконечные ряды человеческих костей, увенчанных черепами. Так как воздух здесь сухой, останки не слишком поддаются разложению. Остальные, как рассказывают, контролирует специальная подземная полиция. Поговаривают о том, что в этих засекреченных тоннелях водятся призраки, а то и живые мертвецы.

Одна из легенд о Парижских катакомбах рассказывает о фантастическом существе, обитающем в галереях под парком Монсури. Говорят, что оно обладает удивительной подвижностью, но передвигается только в потемках. В 1777 году парижане нередко сталкивались с ним, причем встречи эти, как правило, предвещали смерть или потерю кого-то из близких.
Другая легенда связана с бесследным исчезновением людей. Так, в 1792 году сторож церкви Валь-де-Грас, пользуясь революционной неразберихой, повадился совершать рейды за бутылями с вином, хранившимися в подземелье под находившимся поблизости аббатством. Однажды он отправился за очередным «уловом» и больше не вернулся. Лишь 11 лет спустя в подземелье обнаружили его скелет…

Ходят слухи, что в наши дни катакомбы облюбовали для своих ритуалов многочисленные секты. Кроме того, завсегдатаями этих мест являются так называемые катафилы (люди, увлеченные историей подземного Парижа) и «подземные туристы».

Еще одно мистическое подземелье Парижа лежит под театром Гранд Опера. У здания непростая история. Строительство театра едва не сорвалось из-за подземных вод, скапливавшихся под фундаментом. Из-за этого никак не могли заложить фасад. В конце концов, архитектор Шарль Гарнье придумал выход - отгородить подвальные помещения двойной стеной. Именно в ней разместил свою вымышленную «комнату пыток» писатель Гастон Леру, автор знаменитого романа «Призрак Парижской оперы», по которому впоследствии было поставлено несколько кинофильмов и один мюзикл… В 1871 году в здешних подвалах казнили коммунаров, а годом спустя тут приключился страшный пожар…

Призрак в Гранд Опера - отнюдь не авторский вымысел. Согласно легенде, таинственное привидение и по сей день появляется в одной из лож. Более того, в контрактах директоров оперного театра всегда присутствует пункт, запрещающий сдавать зрителям ложу №5 в первом ярусе.

Однажды, в 1896 году, в опере давали «Фауста». Когда актриса, примадонна Карон, исполнявшая роль Маргариты, произнесла реплику: «О, тишина! О, счастье! Непроницаемая тайна!» - с потолка вдруг сорвалась массивная люстра из бронзы и хрусталя. По неизвестной причине оборвался один из противовесов, поддерживавших эту махину. Семитонное сооружение рухнуло на головы зрителей. Многих ранило, но по какой-то счастливой случайности погибла лишь одна консьержка… В происшествии все увидели некий мистический знак. До сих пор его приписывают проделкам Призрака оперы.

А что такое оссусарий?

ОССУА́РИЙ (от лат. os, род. п. ossis - кость), вместилище для пепла, праха, костных останков, остающихся после трупосожжения. Трупосожжение широко практиковалось у тюркских и ближневосточных народов в различные исторические периоды в качестве основного действия при подготовке покойного к захоронению, но особенное распространение оссуарии получили у зороастрийцев. В оссуарии собирали прах с остывшего погребального костра.

Сами оссуарии, по-преимуществу глиняные (также каменные или алебастровые), имели форму сосуда, перекрытого крышкой, на которой порой символически изображался в скульптуре или рельефе «лик» покойного. Иногда на стенках сосуда процарапывались подписи мемориального благопожелательного характера. Могли выполнятся в виде сундучка, шкатулки прямоугольной или квадратной формы. На стенках и на крышке могла выполняться инкрустация из камня, черепицы и других материалов.Оссуарии либо собирались в семейные прахохранилища-усыпальницы, либо погребались в земле.

А теперь давайте пройдемся по катакомбам вместе с блогером samnamos

Схема катакомб системы GRS. Изначальное зарождение выработок датировано 1260 г. В связи с частыми оползнями в 1813 г. поступил указ о запрете дальнейшего развития системы.

2. Карстовая карта подземных выработок по всему Парижу. В 1777 г. из-за многочисленных провалов на юге города, указом короля Людовика XVI была учреждена Генеральная инспекция каменоломен, задачей которая было составление плана всех каменоломен и их укрепление. Это была первая подобного рода гос. структура в мире. На протяжении века десятки подземных рабочих и инженеров, даже во время Революций, укрепляли, засыпали и наносили на карты многочисленные галереи и камеры выработок бывших каменоломен.

3. По очень узкой винтовой лесенке спускаемся на отметку -10 м. Здесь расположена небольшая галерея и очередной заход до отметки ~ минус 25 метров.

4. Первое впечатление немного обыденное. Я ожидал увидеть что- то на подобии подмосковных систем. Все горазо цивильнее.

5. Некоторые подвалы стоящих сверху домов соединены с системой.

6. Подобные коридоры распластались на десятки метров до различных входов, постепенно вливаясь в одно русло (В форме елочки)

7. Один из штреков с выходом в подвал.

8. Часто кладка не отесана

9. Раньше на этом месте находилась камера выработок известняка, которую во время укрепительных работ полностью засыпали и заложили камнем снаружи.

10. С другого ракурса. На фоне видна дверь, ведущая в вентиляционную шахту, соединенную с метрополитеном, судя по звуку проезжающих где — то рядом поездов.

Контакты

Адрес: 1 Avenue du Colonel Henri Rol-Tanguy, 75014 Paris, Франция

Телефон: +33 1 43 22 47 63

Часы работы: с 10:00 до 17:00, Пн — выходной

Стоимость: 8€, для студентов — 4€, до 14 лет бесплатно

Официальный сайт: catacombes.paris.fr

Как добраться

Метро: станция Denfert-Rocherea

Обычно Париж – это город романтики, любви, веселья и хорошего настроения, но рядом с этим в городе есть места, который могут привести в ужас не только туристов, но и многих местных жителей.

Одно из таких мест скрыто под землею и называется «парижские катакомбы», хотя для кого-то другого – это загадочное и таинственное место с насыщенной историей и интересными легендами.

Это место ежегодно посещает больше 160 тысяч туристов. Катакомбы за разными данными тянутся на 180-300 км и занимают общую площадь в 11 тыс. кв.м. В подземелье в общей сложности покоится около 6 миллионов человек.

Катакомбы Парижа во Франции — это огромная сеть пещер и туннелей , сделанных руками людей на протяжении почти целого тысячелетия. Официальное название этого места — «Муниципальные оссуарии». Они принадлежат местным властям, которые всеми силами пытаются подольше сохранить их в первозданном виде.

Катакомбы в Париже — история появления

Начало парижские катакомбы берут еще в 12 сто

Летии, когда для строительства соборов, церквей и королевских дворцов стало не хватать местных запасов камня. Тогда из под земли начали добычу известняка . Первым местом, где начались раскопки, стало подземелье под нынешним . Со временем шахты расширялись и достигли пределов современных улиц Сен-Жак, Вожирар, Сен-Жермен, Гобелен, больницы Валь-де-Грас. В 13 столетии эти пещеры еще служили хранилищем для вина у местных монахов.

Вместе с добычей известняка город расширялся, расстраивался и уже в 17 веке нависла угроза, что город может обвалиться под землю. Особо опасными на тот момент были районы Святого Виктора, Сен-Жермена и Сен-Жака. В связи с этим Людовик XVI создал Генеральную инспекцию каменоломен, которая продолжает выполнять свои первоначальные функции и сейчас.

За время своего существования она провела максимально качественные работы по укреплению конструкций, которые предотвращают разрушения подземелья, хотя и в их работе есть некоторые проблемы. К примеру, укрепление проводится за счет заполнения пространства бетоном, в результате чего исчезают гипсовые каменоломни, которые считаются историческими памятками. Кроме того, бетонирование – не очень долговечная конструкция, так как подземные воды все равно со временем ее размывают.

Отдельно стоит упомянуть об оссуарие , который является частью катакомб. Это место перезахоронения парижских кладбищ , так как они стали занимать достаточно много места в городе. В основном, здесь хранятся останки из кладбища Невинных, на котором хоронили мертвых из 19 церквей, в период бубонной чумы и жертв Варфоломеевской ночи. Все останки обрабатывались специальным раствором и укладывались в идее стены. Сейчас эта стена тянется примерно на 780 метров и наводит ужас на окружающих. Кроме того, во время укладки этой «стены из костей» рабочие выложили декоративные мозаики, на которые особо страшно смотреть в полутемном подземелье.

Музей катакомб в Париже

Музей катакомб — достаточно популярное место. Посетителей не пугает ни огромное количество мертвых, ни угнетающая атмосфера. По словам туристов, посещение катакомб и оссуария не вызывает страха. Это скорее неподдельный интерес, который хочется поскорее утихомирить. Музей катакомб имеет ряд фактов , которые будут интересны туристам. Среди них стоит отметить следующие:

В 1980 году был создан отряд полиции , функцией которого стало патрулирование катакомб . Это своеобразная спортивная бригада, которая следит за тем, чтобы посторонние посетители не выходили за пределы туристических зон. За это нарушение придется заплатить штраф в размере 60 евро . Но, не смотря на это, всегда находятся любители экстрима и риска, которые через канализационные люки или другие лазейки проникают в запрещенную часть подземелья. Однако среди этих ребят есть неписаные законы:

  • не оставлять открытый вход;
  • не расписывать стены;
  • не мусорить.

Где расположен Музей катакомб в Париже и как до него добраться

Музей катакомб расположен под землей, вход в который осуществляется около станции метро Denfert-Rocherea . Чтобы попасть в музей, надо ориентироваться на скульптуру льва, так как рядом с ней находится павильон – место для входа.

Адрес парижских катакомб: 1 Avenue du Colonel Henri Rol-Tanguy

Время работы парижских катакомб: ежедневно с 10.00 до 17.00 , кроме понедельника. Последние туристы могут зайти в составе экскурсионной группы в 16.00.

Стоимость билета для посещения катакомб обойдется в 8 евро . Цена для студентов ниже — 4 евро . Вход для детей до 14 лет предоставляется бесплатно , но надо на входе предъявить документ, который свидетельствует о возрасте ребенка.

Катакомбы на каре Парижа:

Катакомбы Парижа упоминаются во французской и русской литературе, кинематографии, являются объектом массового искусства. Они образовались во время активного строительства Парижа, когда горожанам было нужно большое количество известняка. Его брали на территории города с конца 11 до 18 века, пока не появилась угроза обрушения наземных зданий. Затем их использовали для захоронений людей и останков, свезенных с различных кладбищ Парижа. Сейчас катакомбы являются местом, где демонстрируются человеческие кости, собранные в одном месте в огромных количествах.

Если нужно узнать, как попасть в каменоломни, то вход в них для организованных групп находится в специально оборудованном павильоне. Его можно найти возле станции метро Данфер-Рошро. Ориентиром будет лев работы скульптора Бартольди. Указан вход в катакомбы Парижа на карте города, которую можно купить в газетном ларьке. Туристы могут осмотреть 2 км подземных ходов, специально оборудованных для демонстрации муниципального склепа.

История катакомб

Подземные каменоломни Парижа в конце 18 в. стали использоваться для перезахоронения усопших с кладбища Невинных, которое находилось в районе Les Halles. Это древнее место стало источником инфекции для жителей города, и его решено было расформировать, а кости убрать в древнее подземелье.

Катакомбы Парижа в это время состояли из кирпичной кладки и подпорных галерей и колодцев, из которых добывали известняк и гипс. В них начали сбрасывать кости, и делали это в течение 2 лет. Затем останки 6 миллионов людей были тщательно продезинфицированы. Часть обработанных черепов и костей уложили в виде стен, остальные части скелетов спрятали за ними от глаз посетителей. С этого момента катакомбы стали вызвать любопытство у скучающей светской публики. Кладбище под Парижем посещал Наполеон Третий вместе с сыном и другие известные лица. Постепенно скульпторы стали создавать для этого места барельефы и статуи, что сделало это место еще более зрелищным.

Музей Лувр

В период Второй мировой войны в части каменоломен был оборудован бункер немецкой армии, а в 500 м от него располагался штаб движения Сопротивления.

В 60 гг. 20 в., когда был период холодной войны, в подземных каменоломнях Парижа оборудовали бомбоубежища, которые могли защитить парижан во время ядерного удара.

Сейчас подземные каменоломни Парижа находятся под угрозой. Их разрушают подземные воды, размывающие основание и крепления, поддерживающие стены подземелья. Некоторые галереи полностью затоплены.

Надпись на входе: «Стоп! Это империя смерти»

Эта страшная достопримечательность Парижа охраняется спортивной полицией и открыта только для организованных групп. Ежедневно ее посещают тысячи туристов, чтобы осмотреть необычное место. Чтобы быстрее попасть внутрь, рекомендуется заранее приобрести билеты. В очереди за ними можно простоять до 4 часов. Касса закрывается в 16 часов, поэтому планировать посещение нужно заранее и идти туда с утра.

Что можно увидеть в этом месте

Отойдя от кассы с билетом, посетитель попадает в коридор, где имеется винтовая лестница, ведущая вниз на 20 м под землю, температура воздуха здесь +14°С и повышена влажность. Такой микроклимат требует теплой одежды.

Парижское подземелье — это длинные узкие коридоры, которые соединяются с другими проходами в виде кольца. На их стенах написаны названия парижских улиц, под которыми проходит посетитель. Все лишние проходы перегорожены, и везде есть сотрудники подземного музея.

Кабаре Мулен Руж

В залах установлены отполированные столбы, служащие для поддержки свода. Представлены скульптуры и барельефы, созданные для украшения захоронений. Есть колодец, где добывался известняк для Парижа, и фонтан Самаритянки. Этот древний резервуар был предназначен для сбора воды, нужной каменотесам.

«Фонтан Самаритянки»

Склеп, чем славятся катакомбы, фото которого известны по всему миру, оборудован стенами из черепов и берцовых костей. Посетителей поражает длинный ряд костей, аккуратно уложенных и образующих стену длиной около 800 м и в высоту достигающих потолка подземелья. За ним спрятаны горы человеческих останков.

В склепе установлены 2 колонны черного цвета с белым орнаментом в виде ромба. Там много надписей, в которых написаны слова, предупреждающие о бренности жизни и заставляющие задуматься о простых человеческих ценностях.


На экскурсии с гидом посетители узнают историю этих мест, начиная с глубокой древности, когда место, где расположена столица Франции, было дном моря. Экскурсовод демонстрирует вещественные доказательства этого, что интересно
людям, любящим геологию. Он расскажет интересные истории и легенды, связанные с катакомбами.

В тоннелях нет сотовой связи и элементарных удобств. На выходе досматривают сумки, чтобы туристы не растащили достопримечательность на сувениры. Любители сувенирной продукции в виде черепов могут приобрести ее на выходе из катакомб в киоске.

Парижские катакомбы даже с большой натяжкой сложно назвать какой-нибудь визитной карточкой города. О них вообще мало кто знает, но если вы хотите оказаться в совершенно необычном, весьма загадочном и даже немного пугающем месте, то вам непременно должно здесь понравиться.

По сути парижские катакомбы представляют собой довольно-таки разветвленную сеть извилистых подземных тоннелей, которые образовались в процессе добычи известняка. А этот строительный материал был жизненно необходим для возведения многочисленных дворцов и соборов в Париже.

Вообще про парижские катакомбы можно сказать, что - общая протяженность всех тоннелей и пещер составляет примерно от 190 до 300 километров, их общая площадь точно превышает 11 тысяч квадратных метров. Потом по предварительным данным здесь похоронено около 6 миллионов человек. Для туристического посещения открыты не все катакомбы - только 2,5 километра из них, а всего ежегодно их посещает порядка 160 тысяч человек.

Начинается путешествие в знаменитые парижские катакомбы в небольшом павильоне, который находится неподалеку от станции метро Denfert-Rochereau. Вам надо будет ориентироваться скульптуру льва, создателем которой является автор знаменитой Статуи Свободы - Фредерик Бартольди. Боле точный адрес - 1, avenue du Colonel Henri Rol-Tanguy. Открыто для посещения ежедневно, кроме понедельника с 10 утра и до 17 часов дня. За входной билет надо будет заплатить от 8 до 10 евро, дети же до 14 лет проходят бесплатно. Посещать катакомбы можно только в составе экскурсии, самостоятельные посещения здесь не допускаются.

В каком точно веке начались подземные разработки, ученые так до сих пор еще и не установили, известно только, что уже к XVII веку часть многих жилых районов города Парижа находилась над катакомбами. В то время город сильно разрастался и была велика опасность обрушений. Во второй половине XVIII века правящий король Людовик XVIII даже издал специальный указ с целью подробного изучения и инспекции каменоломен. В результате проведенных работ были установлены специальные укрепительные конструкции, предотвращающие разрушения подземных тоннелей.

Говоря о парижских катакомбах нельзя в первую очередь забывать об Оссуарии, который считается одной из главнейших составляющих этой сети тоннелей. Дело в том, что история этого места началась еще в далеком XI веке с кладбища Невинных. В те времена здесь захоранивали людей, погибших от бубонной чумы и в результате резни в Варфоломеевскую ночь. Тогда тут было похоронено около 2 миллионов человек. Естественно, что некрополь стал рассадником смертельной инфекции, и поэтому захоронения в городской черте в 1763 году были запрещены.

Тогда останки стали дезинфицировать, вывозить и складывать в заброшенной уже в то время каменоломне Томб-Исуар, находящейся на глубине в 17 метров. Тогда кости и черепа попросту складывали друг на друга, поэтому в результате и оказалась целая стена. А уже в 1768 году был основан Оссуарий в катакомбах Парижа. В то время он представлял собой 780 метров галерей, которые расположились по своеобразному кругу. Это место с останками умерших людей получило негласное название Города Тьмы. Во время Второй Мировой войны парижские катакомбы широко использовались членами освободительного движения, они здесь прятались от оккупантов.

Попав внутрь подземелья, вы сможете увидеть не только множество костей и черепов, но и различные памятники с экспонатами, а на стенах рисунки и весьма отчетливые следы от давних работ каменотесов. На стенах подземной галереи вы также разглядите «черную черту», служившую линией-ориентиром для рабочих того времени. Тогда еще и понятия не было об электричестве.

После того, как вы пройдете по лабиринту, вы окажетесь в «ателье» - широкой части катакомб, сохранившейся практически в своем первозданном виде. Еще столетия назад некрополь был широко украшен барельефами и скульптурами, но к сожалению многие из них не сохранились до наших времен. А завершите вы свой маршрут в инспекторской галерее.