Когда и в чем помогает молитва святому Трифону? Молитвы святому мученику трифону

День памяти Святого мученика Трифона - 14 февраля - совпадает с так называемым днем святого Валентина (всех влюбленных). О маркетинговых технологиях, противостоящих православной традиции, размышляет профессор Московской духовной академии, первый заместитель председателя Учебного комитета при Священном Синоде РПЦ, настоятель храма преподобного Серафима Саровского на Краснопресненской набережной в Москве митрофорный протоиерей Максим Козлов.

Отец Максим, сегодня даже в детских садах делают «валентинки». В чем, по вашему мнению, причина популярности этого «праздника»?

В советском прошлом было и нечто разумное, в частности, противостояние низкопоклонству перед Западом, которое в данном случае было бы уместно. В праздновании Валентинова дня нет ничего ни национального, ни религиозного, ни даже просто разумного.

В Русской Православной Церкви этот день весьма и весьма насыщен: с одной стороны - канун праздника Сретения Господня, который, если говорить о новациях, объявлен еще и Днем православной молодежи. Но главное, 14 февраля - это день памяти святого мученика Трифона, очень почитаемого церковными людьми, по крайней мере в Москве.

Я хорошо помню конец 70-х - 80-е гг. прошлого века, когда в этот день храм Знамения на Рижской, где находится чудотворная икона святого мученика Трифона, был местом паломничества всей православной Москвы - он не вмещал всех, кто собирался на богослужение. В этот день, как правило, литургию совершал приснопамятный Святейший Патриарх Московский и всея Руси Пимен.

Но и помимо 14 февраля, дважды в неделю, в храме служился молебен с акафистом мученику Трифону. На этом богослужении всегда было множество людей, приезжавших со своими нуждами. Они совершали если не подвиг, то определенное усилие - добирались со всех концов Москвы, отрывались от работы - с теплой верой в этого святого.

Причины такого почитания понятны: мученик Трифон воспринимается Русской Православной Церковью (начиная с чудесного явления сокольнику Трифону) как святой, помогающий в чрезвычайных жизненных обстоятельствах, когда уже нет никакой рациональной надежды на выход. Подобные чудеса эпохи царя Иоанна Грозного находили живой отклик в душе русского народа. В этой связи можно вспомнить и преподобномученика Корнилия Псково-Печерского, почитание которого тоже весьма распространилось в то время, и, конечно, святителя Филиппа.

Святому мученику Трифону за эти века молились тысячи людей, и сейчас многим известна его помощь. Мы можем со скепсисом относиться к спискам святых, помогающих в разных жизненных нуждах, но я знаю немало примеров, да и в моей жизни они тоже есть, когда мученик Трифон решал тот самый жилищный вопрос, который, как сказал писатель, испортил многих наших соотечественников; помогал в поиске работы, а также в других нуждах - как святой, как светлый ясный юноша, дивный пример угодника Божия.

Таким образом, речь идет не о заполнении пустого дня - происходит вытеснение своего, родного, духовного, исконного; предательство своего доброго в угоду не поймешь чего.

14 февраля Католическая Церковь празднует память раннехристианских святых Валентина Интерамнского и Валентина Римского, из скудных сведений о них известно, что это святые мученики, пострадавшие за веру. Откуда же взялась легенда о покровительстве влюбленным и, собственно, Валентинов день?

Католическая Церковь в лице своих иерархов неоднократно свидетельствовала, что не имеет никакого отношения к этому культу. Никогда в традициях западной католической церкви не было и не могло быть присвоения святому Валентину - епископу одного из итальянских городов и святому мученику - странной роли покровителя романтической влюбленности, а уж тем более беспорядочных сексуальных отношений.

Можно за что-то другое критиковать наших братьев-католиков, но подобного рода эксплуатацией собственного святого они никогда не занимались. Никаких своеобычных обрядов в связи с этим у католиков нет. У них есть другие непривычные для нас традиции, связанные, скажем, с Франциском Ассизским, молитвами за животных. К этим обычаям можно по-разному относиться, но никакого, повторю, условно говоря, чина освящения Валентина у католиков не существует.

Православная церковь также празднует память упомянутых святых, но в другой день.

Что касается происхождения праздника влюбленных, то в учебниках по маркетингу так называемый День святого Валентина (а лучше о нем говорить без слова «святой») приводится как один из первых примеров успеха коммерческой рекламы. На Западе существовала большая пауза между распродажами - рождественскими и пасхальными и предпасхальными, и идея этого праздника была раскручена исключительно ради стимуляции торговли. Так зачем же слепо руководствоваться коммерческим культом и идеей распродаж в нашей жизни? Поощрять уже китайских производителей и торговые сети в их погоне за коммерческой выгодой?

Отец Максим, но есть красивая легенда о том, что святой Валентин был казнен за венчание римских легионеров с их возлюбленными, несмотря на запрет императора.

Не знаю, как появилась эта легенда. В канонических житиях святых мучеников Валентина Интерамнского и Валентина Римского ничего подобного нет.

- И как бороться с такого рода вымыслами?

Бороться бессмысленно, мы никогда не сможем захватить коммерческое пространство, в котором действует большой бизнес. Но чем больше людей в нашей стране будут иметь хотя бы зачатки серьезного церковного мировоззрения, тем меньше будет зацепок у коммерческих культов.

Вы много лет были настоятелем храма святой мученицы Татианы при МГУ им. М.В. Ломоносова. Что происходило 14 февраля в храме? Что можно сказать о нравственности и целомудрии современных студентов?

Когда я служил в храме при МГУ, то не наблюдал потока студентов в этот день, которые бы взыскивали специальных молитвословий к святому Валентину. Что касается целомудрия, то позиция Церкви, выступающей против беспорядочных отношений, известна со времен проповеди апостолов. И кто ее хочет слышать, тот слышит, а кто не слышит - тот будет поступать сообразно своим желаниям. Я на этот счет не питаю особенных иллюзий. Даже если мы скажем об этом еще 10 раз, даже по первому каналу - эти люди не начнут жить тихо и благообразно во всяком благочестии. Но лишний раз засвидетельствовать, что Церковь ко дню «святого» Валентина не имеет никакого отношения, - полезно, чтобы, по крайней мере, не создавалась иллюзия возможности усидеть на двух стульях: утром помолиться святому мученику Трифону, а вечером пойти в загул по поводу Валентинова дня.

- А что вы говорите молодежи, которая считает, что близкие отношения до свадьбы - это нормально?

На мой взгляд, довольно бессмысленно что-либо говорить по этому поводу при общей нецерковности мировоззрения. Нельзя фрагментарно инкорпорировать христианскую нравственность. Какой смысл объяснять человеку, что плохо воровать, если он не верит в жизнь вечную и в воздаяние? Что неправильно, скажем, расталкивать людей ногами и идти по головам, если он убежден, что без этого карьеру не сделать? Точно так же бесперспективно внушать мысль о том, что хороши христианские добродетели, и не нужно грешить против седьмой заповеди, если человек живет по принципу «возьми от жизни все», в особенности пока ты молодой. Надо проповедовать Евангелие, жизнь вечную и веру во Христа Воскресшего, а уже из этого следует христианская нравственность. На мой взгляд, нравственность нельзя сделать центром христианской проповеди.

То есть остается только молиться, чтобы Господь просветил молодых людей, которые считают, что можно сожительствовать до брака?

Безусловно, молиться, чтобы Господь просветил того, кто добивается противного убеждениям христианина. Человек должен поверить во Христа Воскресшего и в жизнь вечную, а потом сам, постепенно, с помощью Церкви, утверждая Евангелие, сделать какие-то выводы для себя.

Человеческая жизнь не обходится без неприятных моментов. Тогда каждый нуждается в поддержке. Но случается, что близкие люди находятся далеко, не с кем пообщаться, разделить печаль, спросить совета… Тогда верующие ищут утешения у Господа: идут в храм, начинаются молиться святым. Особенным доверием у православных пользуется святой Трифон. Кто это такой, в чем помогает?

Биография

Прежде, чем обратиться за помощью, необходимо узнать о том, как проходила земная жизнь святого. Родился и пострадал святой Трифон в 3 веке . Появился на свет он в 232 г., в небольшом селении Компсада во Фригии. Родители с малых лет привили ему христианскую веру. Уже в подростковом возрасте получил дар творить чудеса — лечил болезни, мог изгонять бесов. Однажды в селе случилось несчастье. На поля напали насекомые, которые уничтожали урожай. Юноша стал молиться, вредители покинули поля и голода удалось избежать.

Святой всю жизнь провел в трудах — выполнял любую работу, которая была необходима. Согласно житию, в основном Трифон занимался тем, что пас гусей. Для верующего человека не так важно, что именно он делает, главное — делать это честно, показывать окружающим положительный пример.

К сожалению, мученик прожил весьма короткую земную жизнь , основное внимание в житие обращается на обстоятельства его духовного подвига.

Исцеление царской дочери

Император Гордиан, взойдя на трон, не мучил последователей Христа, хотя сам в Него не верил. Его красавица дочь попала в дьявольские сети, бес мучил ее непрерывно. Господь попустил этому случиться, чтобы затем явить Свою славу. Никто не мог помочь несчастной девушке , но тут дьявол сам заявил, что изгнать его может лишь некий юноша по имени Трифон. Тогда он находился в родном селе, делал привычную работу — пас гусей.

Царь немедленно послал за ним. Демон вышел из девицы за три дня до того, как юноша (ему тогда было 17) вошел в городские ворота. Гордиан тепло принял молодого человека, но захотел собственными очами увидеть беса, который сидел в девице. После усиленного поста и молитвы, Трифон получил большую духовную мощь, поэтому смог приказать демону появиться. Юноша стал беседовать с нечистым и тот сказал, что может входить лишь в тех, кто не верует в Христа. Многие в тот день были потрясены увиденным и приняли крещение.

Император отпустил молодого человека домой, не причинив ему вреда, поскольку был очень впечатлен тем, как он повелевал злыми духами. Но вскоре на престол взошел Деций, который ненавидел христиан.

Мученичество

Жестокий император повелел следить за тем, чтобы все, кто веровал в Христа, были наказаны. Последователей новой веры заставляли приносить жертвы языческим божествам, если те отказывались — лишали жизни.

Новый наместник римской власти узнал , что некий юноша, чья молитва имеет целительную силу, склоняет многих к христианству. Он повелел доставить Трифона к себе в Никею. Юноша не желал скрываться и даже с радостью последовал на роковую встречу.

Почему он не боялся? Потому что высшее благо, которое может просить христианин у Иисуса — отдать за веру собственную жизнь, как Спаситель отдал свою за всех людей. Об этом и говорил отважный молодой человек, стоя перед высоким судом. Такое поведение весьма разозлило наместника, он велел подвергнуть Трифона жестоким пыткам. Его подвесили на дереве и стали пытать. Однако ни одной жалобы не услышали палачи .

Разнообразные терзания продолжались много дней. Мученика били, привязывали к лошади. Но Трифон лишь славил Господа, распевая псалмы, молился за своих обидчиков. Чтобы прекратить мучения, его просили сделать лишь одно — принести жертву Зевсу и поклониться портрету царя. Но святой не соглашался, он называл языческих богов ложными, а экзарха призывал принять истинную веру.

  • Во время мучений последовало чудесное явление — с небес спустился ангел и возложил на голову страдальца венок. Это значило, что у Господа он обрел благодать и верную награду. Насколько жестокосердым был правитель, который даже после этого мог остаться невосприимчив к истинной вере!
  • Тогда было принято решение обезглавить исповедника. Это нисколько не напугало страдальца, он лишь продолжил возносить молитвы Богу. Мужественное поведение Трифона хорошо описано в , который составили уже после его смерти. Перед усечением молодой человек нисколько не сокрушался о том, что прожил такую короткую жизнь, ведь ему было около 20 лет (точней установить ученые не могут). Молитвы праведника были о мучителях, которым он желал спасения, просил милости за их грехи.
  • После казни тело забрали местные христиане. Им было видение о том, чтобы погребение состоялось в Кампсаде. Со временем мощи мученика были доставлены в Рим.

Что же такого особенного в судьбе юноши, который жил на территории современной Турции почти 2 тысячи лет назад? Ведь не зря он почитается в России. Церковное предание сохранило историю, произошедшую во времена правления Ивана Грозного.

Царь любил охоту , однажды улетел его любимый кречет. Это весьма расстроило правителя, который был известен своим жестоким нравом. Его сокольничий, который отвечал за птиц, носил имя Трифон. Царь приказал ему отыскать птицу в кратчайшие сроки под страхом смерти.

Несколько дней прошло в бесплодных поисках, наконец усталый мужчина взмолился своему небесному покровителю, ведь он мог потерять не только работу, но и саму жизнь. Затем сокольничий забылся сном. И здесь к нему явился сам святой Трифон — он ехал верхом на коне, держа на руке беглую птицу. «Возьми и не печалься», — сказал юноша. Сокольничий очнулся и на соседнем дереве увидел кречета. Он немедленно поехал к царю и вернул питомца, рассказал также и о чуде.

Благодарный мужчина на том самом месте, где увидел мученика, возвел часовню, затем и храм. Здесь находилась чудотворная икона св. Трифона. К сожалению, здание церкви было разрушено, но паломники все еще приезжают сюда, чтобы просить помощи. Ведь, как гласит житие святого, перед смертью он просил Господа помогать всем, кто будет хранить о нем молитвенную память.

В (Москва) сегодня хранится чудотворная копия образа святого. О чем можно просить перед ней? Не только о получении работы . Мученик помогает в самых тяжелых жизненных ситуациях. Как правило, верующие любят читать акафист — это красивое торжественное повествование в стихах. Обычно сюжетом становится земная жизнь святого. Акафисты имеют не только духовный смысл, но и несут в себе полезную информацию, которая наставляет в вере.

Иконография

Византийская иконография несколько отличается от русской. Очевидно, это связано с приведенным сказанием. Более ранние восточные иконы святого изображают его в полный рост, с крестом в одной руке, цветущей ветвью — в другой. Юноша одет в красный плащ , что символизирует мученическую кончину.

В России образы иные:

  • одежда грубая, как у пастухов;
  • ноги босые;
  • в левой руке — свиток, символ просвещения язычников;
  • на правой руке сидит сокол (напоминание о чуде, совершенном близ Москвы).

Иногда российские иконописцы изображают миловидного юношу с кудрявыми волосами верхом на коне. Также это может быть поясной образ.

В известных чудотворных иконах находятся также небольшие частички мощей великого угодника Божия. Одна находится сейчас в Напрудном , другая в храме «Нечаянная радость» (Марьина роща). Но неважно, перед какой именно иконой христианин возносит свои молитвы — у истинно верующих людей начинают мироточить даже вырезки из журналов. Прежде всего важна сила надежды, с которой делается обращение к небесному заступнику.

Трифонов день

Интересно, что церковное празднование памяти мученика выпадает на тот же день, что и день св. Валентина. Этот сомнительный «праздник» активно навязывается россиянам, проводится даже в школах и детских садах. А ведь он является измышлением коммерсантов . Св. Валентин действительно был, но никого не венчал — в те времена это таинство еще не проводилось! Поэтому в последние годы христианская общественность пытается заменить его на более пристойный Трифонов день.

Многие столетия 14 февраля является днем народных гуляний у восточных и южных славянских народов. Сербы и болгары имеют богатую традицию празднования, ведь этот день в их климате связан со скорым приходом весны.

В России мученик Трифон является покровителем охотников, в Болгарии — виноградарей.

В православном календаре 14 февраля отмечается также скорое наступление Сретения (по-церковному — предпразднество).

Интересно, что именно мученику Трифону славяне молились как покровителю семейного очага. Он «отвечал» за мир между мужем и женой, помогал прогнать с души . Ему молились девицы о том, чтобы найти достойного жениха.

Во времена экономической нестабильности людям важно иметь уверенность в завтрашнем дне. Сегодня это зависит от наличия постоянной работы. Найти ее бывает очень нелегко. Тогда православные читают молитву святому Трифону, о помощи в поиске хорошо оплачиваемого места.

При жизни мученик никогда не проходил спокойно мимо чужой беды, и сейчас всегда отзывается на призывы верующих. Молитвы перед иконой святого Трифона помогают:

  • найти работу;
  • получить повышение;
  • избежать сокращения;
  • отыскать потерянное имущество;
  • обрести собственное жилье.

Также святой поможет хорошо выполнять свои обязанности .

Свидетельства современников

В наши дни чудесная помощь небесного заступника продолжает щедро изливаться на христиан. Они с радостью свидетельствуют о чудесах, которые произошли с ними.

  • Младенца мучили колики, он сильно кричал. Мать начала читать ему акафист св. Трифону, ребенок внезапно успокоился. Колики прошли полностью через несколько дней.
  • У дочери одной из прихожанок была неприятность с квартирой. Она стала посещать все храмы, где были иконы мученика. Очень скоро девушка получила жилье.
  • Много свидетельств о том, как верующие находили пропавшие ключи, документы, сбежавший скот после того, как читали акафист святому.

Работа сегодня для многих является основным условием для выживания. Иначе просто невозможно остаться «на плаву». Возможно, в этом секрет растущего количества обращений к мученику Трифону. Если верить житию, святой обладает добрым отзывчивым сердцем. Свидетельства современников говорят о том, что он охотно отзывается на искренние мольбы верующих. Но если ответ задерживается, надо продолжать молитвы с твердой верой в душе — ведь без нее подобные обращения теряют всякий смысл.

Светские праздники мы воспринимаем по-разному: кто-то радуется возможности сделать ближним что-то приятное, остаться в общем русле праздника и посочувствовать торжествам, кто-то подмечает, как многие праздники стали настоящим коммерческим культом, поднимающим продажи крыс, запредельно дорогих роз и всевозможных сердечек. Кто-то ломает голову, пытаясь оградить детей от того, что спешат устроить в школах не разобравшиеся во всех заграничных праздниках учителя, принуждая детей чуть не с первого класса подыскивать себе возлюбленных для поздравлений, кто-то и не помнит этих светских дат.

В мире сегодня день святого Валентина, ставший, после процесса политкорректных замен просто Валентиновым днем. Такая популярность праздника для нас должна иметь одно ясное следствие, говорил американский священник о. Джон Бокман, видя то, во что вылился сегодня день св. Валентина, мы, православные, просто обязаны почитать его память, вспоминая о том, что он претерпел страдания за Христа и отдал жизнь свою за Него. Мы должны помнить его не как организатора свадеб и сводника, что, кстати, не находит подтверждения ни в одном житии обоих известных нам мучеников, а как мученика Христова. Моли Бога о нас, святый мучениче Валентине!

Но в нашем календаре сегодня совсем другая дата – день памяти святого, особенно любимого на Руси и известного своей скорой помощью и ответом на наши молитвы. Святой мученик Трифон.

Это его на многих иконах изображают с соколом, существует мнение, что именно он первоначально изображался на гербе Москвы.

Как происходит так, что святой, родившийся и умерший в далекой стране, где и название сейчас другое и сотни лет с тех пор прошли, оказывается столько почитаем?

Мученик Трифон, хоть и не получил образования и пас гусей, но был с детства известен многим Божиим даром: он исцелял людей и изгонял бесов. Он сумел помочь людям в самых будничных проблемах, например, как-то по его молитве поля очистились от насекомых-вредителей.

«Особенно прославился святой Трифон изгнанием беса из дочери римского императора Гордиана. В молодую, умную и красивую Царевну вселился бес и тяжко мучил ее. Однажды он прокричал, что только Трифон может изгнать его. Император приказал разыскать чудотворца и доставить в Рим. В ту пору святому Трифону было 16 лет.

Когда святой приблизился к Риму на расстояние трех дней пути, лукавый дух не смог вынести его приближения и вышел из дочери Гордиана. Святого Трифона привели к императору, окруженному придворной знатью. Он умолил святого показать демона воочию, желая убедиться, что юноша действительно исцелил царевну. После уединенной молитвы к Богу и строгого поста в течение шести дней, святой Трифон приказал нечистому духу явиться зримо императору и его приближенным.

В Четиих-Минеях Святителя Димитрия Ростовского (†1709) об этом повествуется так: “Святой же Трифон исполнен сый Духа Свята, и умными очесы на невидимаго духа смотряяй, рече: тебе глаголю, душе нечистый, во Имя Господа моего Иисуса Христа явись очевидно сущим зде, и покажи им скаредный и безстудный свой образ, и немощь свою исповеждь. И абие явися диавол пред всеми во образе пса черна, имущ очи аки огненны, главу влекий по земли…”. На вопрос святого Трифона, как он дерзнул вселиться в создание Божие, бес ответил, что над христианами он такой власти не имеет, а может мучить только тех, “кто следует своим похотям и дела, угодные нам, творит”.

Услышав это, многие из присутствовавших оставили идолопоклонство и уверовали во Христа. Щедро одаренный императором, святой Трифон вернулся на родину. Все полученные дары он раздал по дороге нищим.

Когда на царский престол вступил император Декий (249-251), жестокий гонитель христиан, было донесено его епарху Аквилину, что святой Трифон смело проповедует христианство и многих приводит ко Крещению. Услышав о том, что его ищут царские слуги, святой Трифон не стал укрываться, но сам отдал себя в руки гонителей. Приведенный на суд к Аквилину в г. Никею, он смело исповедовал свою веру во Христа. Аквилин не смог запугать юного Трифона никакими угрозами. Тогда епарх приказал связать святому мученику руки, подвесить его на дереве и бить в течение трех часов. За время избиения не услышал мучитель ни одного стона мученика. После этого святой Трифон был брошен в темницу.

Через некоторое время Аквилин еще раз применил угрозы и уговоры, а затем, видя безуспешность своих усилий, подверг мученика новым истязаниям. Тело святого Трифона терзали железными крючьями, обжигали раны огнем, вбили в ноги железные гвозди и водили по городу. А когда мученика заставили идти вслед за конем, на котором епарх отправился на охоту, святой Трифон пел следующие стихи из псалмов пророка Давида: “Соверши стопы моя во стезях Твоих, да не подвижутся стопы моя… Стопы моя направи, Господи, по словеси Твоему, и да не обладает мною всякое беззаконие” (Пс. 16, 5; 118, 133). Повторял он часто и слова первомученика святого архидиакона Стефана: “Господи, не вмени им греха сего” (Деян. 7, 60).

Господь укреплял Своего избранника, и он мужественно переносил все пытки. Во время мучений перед святым предстал Ангел с драгоценным венцом в руках. Увидев это, мучители испугались, но Аквилин еще более ожесточился. На следующий день он продолжил пытки, после которых приговорил мученика Трифона к усечению мечом. Перед смертью святой благодарил Бога, укреплявшего его в страданиях.

Древнее Житие передает такие слова святого мученика к Богу: “…Приими в мире душу мою, всех же, иже мя, раба Твоего, воспоминати будут, и в память мою Святыя Жертвы принесут Тебе, услыши с высоты Святыни Твоея, и призри на них от Святаго Жилища Твоего, подая им изобильная и нетленная дарования, яко Един еси Благ и Щедрый Податель во веки веков”. Святой отошел ко Господу прежде, чем была отсечена его честная глава.

Тело мученика христиане хотели предать земле в городе Никее - месте его страданий. Но святой Трифон в видении велел перенести его тело на родину, в селение Кампсаду. Воля святого мученика была исполнена. Впоследствии мощи святого Трифона были перенесены в Константинополь, а затем - в Рим.

Большим почитанием пользуется святой мученик Трифон в Русской Православной Церкви.

Существует предание, что при царе Иоанне Грозном (1533-1584) во время охоты улетел любимый царский кречет. Царь приказал сокольнику Трифону Патрикееву найти улетевшую птицу и пригрозил смертью за неисполнение приказа. Сокольник Трифон объехал окрестные леса, но безуспешно. На третий день, утомленный долгими поисками, он прилег отдохнуть, усердно попросив помощи у своего покровителя - святого мученика Трифона. Во сне он увидел юношу на белом коне, державшего на руке царского кречета. Этот юноша произнес: “Возьми пропавшую птицу, поезжай с Богом к царю и ни о чем не печалься”. Проснувшись, сокольник увидел неподалеку на сосне кречета, которого искал. Он тут же отвез его к царю и рассказал о чудесной помощи, полученной им от святого мученика Трифона. Вскоре на том месте, где было явление святого, сокольник Трифон Патрикеев построил часовню, а затем и церковь во имя святого мученика Трифона.

В настоящее время глава святого мученика хранится в городе Которе (Черногория), в кафедральном соборе святого Трифона. Часть мощей в 1803 году была оттуда привезена в Россию. В 1819 году эта святыня была вложена в трех ковчежцах в икону святого мученика Трифона, находившуюся в построенной в его честь церкви. Ныне эта икона находится в храме в честь Знамения Пресвятой Богородицы, у Рижского вокзала в Москве, неподалеку от места явления святого Трифона сокольнику».

При жизни Трифон откликался на малейшие просьбы и беды. И теперь у Престола Божия он молится за нас. Иногда люди говорят – ну это же такая мелочь, такая житейская беда, ну как с ней обратиться к Богу с молитвой? Но Господь слышит все наши молитвы и знает о них еще до того, как мы сами начинаем молиться. И мученик Трифон помогает нам. Прихожане храма св. мч. Трифона могут часами рассказывать о тех чудесах, которые совершаются по молитве к святому. По молитве с верой. Ведь не вера от чудес, а чудеса происходят от веры, что Господь рядом, что он поможет.

Молятся мученику Трифону в устроении житейских дел, квартирных проблемах и сложностях со здоровьем.

“Радуйся, Трифоне, скорый помощниче всем, с верою и любовию к тебе притекающим!”

крест, сокол, виноградная лоза

Агиография

Родился в семье христиан, с ранних лет принял христианские нравы. Будучи отроком, проявил дар чудотворений, исцеляя и облегчая недуги, изгоняя бесов. Обращал к христианской вере. По греческим евхологиям , однажды молитвой святого Трифона были изгнаны вредные гады и насекомые, и тем спасены от голода жители Кампсады. Согласно преданию, изгнал дьявола из Гордианы, дочери римского императора Гордиана III , который, будучи идолопоклонником, не преследовавшим, однако, христиан, послал за Трифоном после того, как дьявол устами беснующейся девушки заявил, что только отрок Трифон может изгнать его. При этом дьявол покинул Гордиану, почуяв приближение Трифона, ещё за 3 дня до его прибытия в Рим. По просьбе императора, Трифон заставил дьявола явиться во плоти (в виде чёрного пса, которой имел огненные глаза, а голову влачил по земле), благодаря чему многие уверовали во Христа. В правление императора Деция Траяна , гонителя христиан, Трифон был схвачен и предан суду, где заявил перед лицом судей:

После чего Трифон был мучим, при этом его обнажённым подвесили на дереве и били, затем привязали к коню и повезли на охоту, после бросили в темницу, вбили гвозди в ноги и так водили по городу, но несмотря на это, отказывался отречься от Христа и признать римских богов, за что был осуждён на усекновение главы. Перед казнью Трифон истово молился, благодаря Господа и прося принять его в Своё царствие. По его молитве Господь взял его душу, причём ещё до того, как палачи успели привести приговор в исполнение.

Славянские предания

Московское предание о Трифоне и сокольничем

Народное московское предание говорит о том, что некогда государев сокольничий во время охоты в селе Напрудном упустил любимого царского сокола , чем вызвал гнев государя. Сокольничему было приказано в 3 дня сыскать сокола, иначе он должен был заплатить за него головой. Сокольничий, потратив 3 дня и вконец устав, горячо молился своему небесному покровителю мученику Трифону, а затем уснул на берегу Великого пруда. Во сне сокольничему явился Трифон с соколом на руке. Проснувшись, сокольничий неподалёку от себя увидел сокола, и вернув его государю, был спасён, а на том самом месте, где явился Трифон, поставил обетную церковь.

Народное предание нашло отражение в романе А. К. Толстого «Князь Серебряный» .

Всадник ехал рысью, весело посвистывал и держал на пестрой рукавице белого кречета в клобучке и колокольцах.
Максим узнал одного из царских сокольников.

- Да уже будет с неделю, как Адраган с поля улетел! - отвечал сокольник, показывая своего кречета. - Да ведь ты, пожалуй, и не знаешь, Максим Григорьич! Ну уж набрался я было страху, как царь на меня раскручинился! Да сжалился надо мной милосердный Бог и святой мученик Трифон! Проявил надо мною своё чудо! - Сокольник снял шапку и перекрестился. - Вишь, Максим Григорьич: выехал государь, будет тому с неделю, на птичью потеху. Напускал Адрагана раза два; как на беду, третий-то раз дурь нашла на Адрагана. Стал он бить соколов, сбил Смышляя и Кружка, да и давай тягу! Не успел бы ты десяти просчитать, как он у тебя и с глаз долой. Я было скакать за ним, да куды! Пропал, будто и не бывало. Вот доложил сокольничий царю, что пропал Адраган. Царь велел меня позвать, да и говорит, что ты-де, Тришка, мне головой за него отвечаешь; достанешь - пожалую тебя, не достанешь - голову долой! Как быть! Батюшка-царь ведь не шутит! Поехал я искать Адрагана; шесть ден промучился; стало мне уж вокруг шеи неловко; думаю, придется проститься с головой. Стал я плакать; плакал, плакал, да с горя и заснул в лесу. Лишь только заснул, явилось мне, сонному, видение: сияние разлилось меж деревьев, и звон пошел по лесу. И, слыша тот звон, я, сонный, сам себе говорю: то звонят Адрагановы колокольцы. Гляжу, передо мной сидит на белом коне, весь облитый светом, молодой ратник и держит на руке Адрагана: «Трифоне! - сказал ратник, - не здесь ищи Адрагана. Встань, ступай к Москве, к Лазареву урочищу. Там стоит сосна, на той сосне сидит Адраган». Проснулся я, и, сам не знаю с чего, стало мне понятно, что ратник был святой мученик Трифон. Вскочил я на коня и поскакал к Москве. Что ж, Максим Григорьич, поверишь ли? как приехал на то урочище, вижу: в самом деле сосна, и на ней сидит мой Адраган, точь-в-точь как говорил святой!
Голос сокольника дрожал, и крупные слезы катились из глаз его.
- Максим Григорьич, - прибавил он, утирая слезы, - теперь хоть все животы свои продам без остатку, хоть сам в вековечную кабалу пойду, а построю часовню святому угоднику! На том самом месте построю, где нашел Адрагана. И образ велю на стене написать, точь-в-точь как явился мне святой: на белом коне, высоко подняв руку, а на ней белый кречет. .

Болгарское предание о Трифоне Безносом

Согласно болгарскому преданию, святой Трифон был простым виноградарем, который обрезал лозы на одной из своих кустов виноградника, когда мимо него прошла его сестра Пресвятая Богородица с младенцем Иисусом на руках. Она шла на 40-й день от его рождения читать молитву в церковь. Трифон над ней посмеялся, что у неё незаконнорожденный ребёнок. Чтобы наказать его, Пресвятая Богородица пошла в село к его жене и сообщила, что тот отрезал себе нос. Испуганная жена схватила тряпки, пепел, сажу, смалец и побежала на виноградник, чтобы перевязать своему мужу нос, но нашла его здоровым. После того, как она рассказала ему, зачем пришла, Трифон рассмеялся и показал руками, как обрезается лоза - не сверху вниз, а наоборот - снизу вверх. При совершении этого жеста, он действительно отрезал себе нос .

Почитание

Память

Память святого Трифона в Православной церкви совершается 1 (14) февраля , в Католической церкви 1 февраля . В славянской минее святому мученику Трифону помещена шестеричная служба . Написан акафист.

Кондак 1 Избранный от Бога и к лику святых сопричтенный, святый мучениче Трифоне! Молися о нас, грешных, Владыце Христу и помогай нам побеждати мир, плоть и диавола, многообразно воюющия на ны, якоже победил еси их благодатию и силою возлюбленнаго тобою Христа, да, избавльшеся от врагов наших видимых и невидимых, благодарственно воззовем ти: Радуйся, Трифоне, скорый помощниче всем, с верою и любовию к тебе притекающим!

В балканской традиции одним из атрибутов Трифона является виноградная лоза. В церковной живописи в Болгарии святой Трифон изображается юношей, держащим инструментарий для резанья.

Церковь мученика Трифона в Напрудном

Один из древнейших сохранившихся памятников архитектуры Москвы. Вероятно, первый храм, перекрытый крещатым сводом. Роспись наружной стены алтарной апсиды (конец XVI - начало XVII века), изображающая Трифона на коне с соколом в руке, сейчас находится в запаснике Государственной Третьяковской галереи .

Мощи

Мученическая глава святого Трифона хранится в кафедральном соборе святого Трифона в черногорском городе Которе . Часть мощей в 1803 году была оттуда привезена в Россию. В 1819 году эта святыня была вложена в трёх ковчежцах в икону, находившуюся в церкви Трифона в Напрудном. Когда церковь была закрыта в 1931 году, икона вместе с частицами мощей была перенесена в Храм иконы знамения Божией Матери в Переяславской слободе . Другая икона с частицей мощей святого Трифона находится в храме иконы Божией Матери «Нечаянная радость» в Марьиной роще . Часть мощей мученика Трифона находится в Свято-Троицком Китаевском монастыре в Киеве . Частичка мощей мученика Трифона хранится в Храме в честь Корсунской Иконы Божьей Матери в селе Корсунь Орловской области.

Противоречия

Прототипы московского предания и датировка церкви Трифона в Напрудном

Возможны как минимум две трактовки московского предания в связи с различными теориями датировки церкви.

  1. В случае если дата постройки церкви мученика Трифона лежит в промежутке от середины 1470-х до середины 1480-х годов (С. В. Заграевский), либо между 1479 и 1492 годами (Л. А. Давид), либо ближе к 1500 году (В. В. Седов), то героями предания, вероятно, могут быть Иван III и князь Иван Патрикеев .
  2. В случае если церковь была построена в середине - второй половине XVI века (В. В. Кавельмахер , С. С. Подъяпольский и А. Л. Баталов), то реальным прототипом государя можно считать Ивана IV Грозного .

Наиболее популярна версия, упоминающая Ивана IV Грозного , однако известно, что Иван III также имел прозвище Грозный.

День святого Трифона против Дня святого Валентина

Предпринимаются попытки предложить альтернативу празднованию Дня святого Валентина в виде Дня святого Трифона (также 14 февраля по новому стилю).

См. также

Напишите отзыв о статье "Святой Трифон"

Примечания

Литература

  • Квилинкова Е. Н. Гагаузы Молдовы и Болгарии: сравнительное исследование календарной обриядности, терминов родства и фольклора. - Кишинёв: Pontos, 2005. - 308 с. - ISBN 9975926835 .

Отрывок, характеризующий Святой Трифон

Он подошел к князю Василью.
– Ну, здравствуй, здравствуй; рад видеть.
– Для мила дружка семь верст не околица, – заговорил князь Василий, как всегда, быстро, самоуверенно и фамильярно. – Вот мой второй, прошу любить и жаловать.
Князь Николай Андреевич оглядел Анатоля. – Молодец, молодец! – сказал он, – ну, поди поцелуй, – и он подставил ему щеку.
Анатоль поцеловал старика и любопытно и совершенно спокойно смотрел на него, ожидая, скоро ли произойдет от него обещанное отцом чудацкое.
Князь Николай Андреевич сел на свое обычное место в угол дивана, подвинул к себе кресло для князя Василья, указал на него и стал расспрашивать о политических делах и новостях. Он слушал как будто со вниманием рассказ князя Василья, но беспрестанно взглядывал на княжну Марью.
– Так уж из Потсдама пишут? – повторил он последние слова князя Василья и вдруг, встав, подошел к дочери.
– Это ты для гостей так убралась, а? – сказал он. – Хороша, очень хороша. Ты при гостях причесана по новому, а я при гостях тебе говорю, что вперед не смей ты переодеваться без моего спроса.
– Это я, mon pиre, [батюшка,] виновата, – краснея, заступилась маленькая княгиня.
– Вам полная воля с, – сказал князь Николай Андреевич, расшаркиваясь перед невесткой, – а ей уродовать себя нечего – и так дурна.
И он опять сел на место, не обращая более внимания на до слез доведенную дочь.
– Напротив, эта прическа очень идет княжне, – сказал князь Василий.
– Ну, батюшка, молодой князь, как его зовут? – сказал князь Николай Андреевич, обращаясь к Анатолию, – поди сюда, поговорим, познакомимся.
«Вот когда начинается потеха», подумал Анатоль и с улыбкой подсел к старому князю.
– Ну, вот что: вы, мой милый, говорят, за границей воспитывались. Не так, как нас с твоим отцом дьячок грамоте учил. Скажите мне, мой милый, вы теперь служите в конной гвардии? – спросил старик, близко и пристально глядя на Анатоля.
– Нет, я перешел в армию, – отвечал Анатоль, едва удерживаясь от смеха.
– А! хорошее дело. Что ж, хотите, мой милый, послужить царю и отечеству? Время военное. Такому молодцу служить надо, служить надо. Что ж, во фронте?
– Нет, князь. Полк наш выступил. А я числюсь. При чем я числюсь, папа? – обратился Анатоль со смехом к отцу.
– Славно служит, славно. При чем я числюсь! Ха ха ха! – засмеялся князь Николай Андреевич.
И Анатоль засмеялся еще громче. Вдруг князь Николай Андреевич нахмурился.
– Ну, ступай, – сказал он Анатолю.
Анатоль с улыбкой подошел опять к дамам.
– Ведь ты их там за границей воспитывал, князь Василий? А? – обратился старый князь к князю Василью.
– Я делал, что мог; и я вам скажу, что тамошнее воспитание гораздо лучше нашего.
– Да, нынче всё другое, всё по новому. Молодец малый! молодец! Ну, пойдем ко мне.
Он взял князя Василья под руку и повел в кабинет.
Князь Василий, оставшись один на один с князем, тотчас же объявил ему о своем желании и надеждах.
– Что ж ты думаешь, – сердито сказал старый князь, – что я ее держу, не могу расстаться? Вообразят себе! – проговорил он сердито. – Мне хоть завтра! Только скажу тебе, что я своего зятя знать хочу лучше. Ты знаешь мои правила: всё открыто! Я завтра при тебе спрошу: хочет она, тогда пусть он поживет. Пускай поживет, я посмотрю. – Князь фыркнул.
– Пускай выходит, мне всё равно, – закричал он тем пронзительным голосом, которым он кричал при прощаньи с сыном.
– Я вам прямо скажу, – сказал князь Василий тоном хитрого человека, убедившегося в ненужности хитрить перед проницательностью собеседника. – Вы ведь насквозь людей видите. Анатоль не гений, но честный, добрый малый, прекрасный сын и родной.
– Ну, ну, хорошо, увидим.
Как оно всегда бывает для одиноких женщин, долго проживших без мужского общества, при появлении Анатоля все три женщины в доме князя Николая Андреевича одинаково почувствовали, что жизнь их была не жизнью до этого времени. Сила мыслить, чувствовать, наблюдать мгновенно удесятерилась во всех их, и как будто до сих пор происходившая во мраке, их жизнь вдруг осветилась новым, полным значения светом.
Княжна Марья вовсе не думала и не помнила о своем лице и прическе. Красивое, открытое лицо человека, который, может быть, будет ее мужем, поглощало всё ее внимание. Он ей казался добр, храбр, решителен, мужествен и великодушен. Она была убеждена в этом. Тысячи мечтаний о будущей семейной жизни беспрестанно возникали в ее воображении. Она отгоняла и старалась скрыть их.
«Но не слишком ли я холодна с ним? – думала княжна Марья. – Я стараюсь сдерживать себя, потому что в глубине души чувствую себя к нему уже слишком близкою; но ведь он не знает всего того, что я о нем думаю, и может вообразить себе, что он мне неприятен».
И княжна Марья старалась и не умела быть любезной с новым гостем. «La pauvre fille! Elle est diablement laide», [Бедная девушка, она дьявольски дурна собою,] думал про нее Анатоль.
M lle Bourienne, взведенная тоже приездом Анатоля на высокую степень возбуждения, думала в другом роде. Конечно, красивая молодая девушка без определенного положения в свете, без родных и друзей и даже родины не думала посвятить свою жизнь услугам князю Николаю Андреевичу, чтению ему книг и дружбе к княжне Марье. M lle Bourienne давно ждала того русского князя, который сразу сумеет оценить ее превосходство над русскими, дурными, дурно одетыми, неловкими княжнами, влюбится в нее и увезет ее; и вот этот русский князь, наконец, приехал. У m lle Bourienne была история, слышанная ею от тетки, доконченная ею самой, которую она любила повторять в своем воображении. Это была история о том, как соблазненной девушке представлялась ее бедная мать, sa pauvre mere, и упрекала ее за то, что она без брака отдалась мужчине. M lle Bourienne часто трогалась до слез, в воображении своем рассказывая ему, соблазнителю, эту историю. Теперь этот он, настоящий русский князь, явился. Он увезет ее, потом явится ma pauvre mere, и он женится на ней. Так складывалась в голове m lle Bourienne вся ее будущая история, в самое то время как она разговаривала с ним о Париже. Не расчеты руководили m lle Bourienne (она даже ни минуты не обдумывала того, что ей делать), но всё это уже давно было готово в ней и теперь только сгруппировалось около появившегося Анатоля, которому она желала и старалась, как можно больше, нравиться.
Маленькая княгиня, как старая полковая лошадь, услыхав звук трубы, бессознательно и забывая свое положение, готовилась к привычному галопу кокетства, без всякой задней мысли или борьбы, а с наивным, легкомысленным весельем.
Несмотря на то, что Анатоль в женском обществе ставил себя обыкновенно в положение человека, которому надоедала беготня за ним женщин, он чувствовал тщеславное удовольствие, видя свое влияние на этих трех женщин. Кроме того он начинал испытывать к хорошенькой и вызывающей Bourienne то страстное, зверское чувство, которое на него находило с чрезвычайной быстротой и побуждало его к самым грубым и смелым поступкам.
Общество после чаю перешло в диванную, и княжну попросили поиграть на клавикордах. Анатоль облокотился перед ней подле m lle Bourienne, и глаза его, смеясь и радуясь, смотрели на княжну Марью. Княжна Марья с мучительным и радостным волнением чувствовала на себе его взгляд. Любимая соната переносила ее в самый задушевно поэтический мир, а чувствуемый на себе взгляд придавал этому миру еще большую поэтичность. Взгляд же Анатоля, хотя и был устремлен на нее, относился не к ней, а к движениям ножки m lle Bourienne, которую он в это время трогал своею ногою под фортепиано. M lle Bourienne смотрела тоже на княжну, и в ее прекрасных глазах было тоже новое для княжны Марьи выражение испуганной радости и надежды.
«Как она меня любит! – думала княжна Марья. – Как я счастлива теперь и как могу быть счастлива с таким другом и таким мужем! Неужели мужем?» думала она, не смея взглянуть на его лицо, чувствуя всё тот же взгляд, устремленный на себя.
Ввечеру, когда после ужина стали расходиться, Анатоль поцеловал руку княжны. Она сама не знала, как у ней достало смелости, но она прямо взглянула на приблизившееся к ее близоруким глазам прекрасное лицо. После княжны он подошел к руке m lle Bourienne (это было неприлично, но он делал всё так уверенно и просто), и m lle Bourienne вспыхнула и испуганно взглянула на княжну.
«Quelle delicatesse» [Какая деликатность,] – подумала княжна. – Неужели Ame (так звали m lle Bourienne) думает, что я могу ревновать ее и не ценить ее чистую нежность и преданность ко мне. – Она подошла к m lle Bourienne и крепко ее поцеловала. Анатоль подошел к руке маленькой княгини.
– Non, non, non! Quand votre pere m"ecrira, que vous vous conduisez bien, je vous donnerai ma main a baiser. Pas avant. [Нет, нет, нет! Когда отец ваш напишет мне, что вы себя ведете хорошо, тогда я дам вам поцеловать руку. Не прежде.] – И, подняв пальчик и улыбаясь, она вышла из комнаты.

Все разошлись, и, кроме Анатоля, который заснул тотчас же, как лег на постель, никто долго не спал эту ночь.
«Неужели он мой муж, именно этот чужой, красивый, добрый мужчина; главное – добрый», думала княжна Марья, и страх, который почти никогда не приходил к ней, нашел на нее. Она боялась оглянуться; ей чудилось, что кто то стоит тут за ширмами, в темном углу. И этот кто то был он – дьявол, и он – этот мужчина с белым лбом, черными бровями и румяным ртом.
Она позвонила горничную и попросила ее лечь в ее комнате.
M lle Bourienne в этот вечер долго ходила по зимнему саду, тщетно ожидая кого то и то улыбаясь кому то, то до слез трогаясь воображаемыми словами рauvre mere, упрекающей ее за ее падение.
Маленькая княгиня ворчала на горничную за то, что постель была нехороша. Нельзя было ей лечь ни на бок, ни на грудь. Всё было тяжело и неловко. Живот ее мешал ей. Он мешал ей больше, чем когда нибудь, именно нынче, потому что присутствие Анатоля перенесло ее живее в другое время, когда этого не было и ей было всё легко и весело. Она сидела в кофточке и чепце на кресле. Катя, сонная и с спутанной косой, в третий раз перебивала и переворачивала тяжелую перину, что то приговаривая.
– Я тебе говорила, что всё буграми и ямами, – твердила маленькая княгиня, – я бы сама рада была заснуть, стало быть, я не виновата, – и голос ее задрожал, как у собирающегося плакать ребенка.
Старый князь тоже не спал. Тихон сквозь сон слышал, как он сердито шагал и фыркал носом. Старому князю казалось, что он был оскорблен за свою дочь. Оскорбление самое больное, потому что оно относилось не к нему, а к другому, к дочери, которую он любит больше себя. Он сказал себе, что он передумает всё это дело и найдет то, что справедливо и должно сделать, но вместо того он только больше раздражал себя.
«Первый встречный показался – и отец и всё забыто, и бежит кверху, причесывается и хвостом виляет, и сама на себя не похожа! Рада бросить отца! И знала, что я замечу. Фр… фр… фр… И разве я не вижу, что этот дурень смотрит только на Бурьенку (надо ее прогнать)! И как гордости настолько нет, чтобы понять это! Хоть не для себя, коли нет гордости, так для меня, по крайней мере. Надо ей показать, что этот болван об ней и не думает, а только смотрит на Bourienne. Нет у ней гордости, но я покажу ей это»…
Сказав дочери, что она заблуждается, что Анатоль намерен ухаживать за Bourienne, старый князь знал, что он раздражит самолюбие княжны Марьи, и его дело (желание не разлучаться с дочерью) будет выиграно, и потому успокоился на этом. Он кликнул Тихона и стал раздеваться.
«И чорт их принес! – думал он в то время, как Тихон накрывал ночной рубашкой его сухое, старческое тело, обросшее на груди седыми волосами. – Я их не звал. Приехали расстраивать мою жизнь. И немного ее осталось».
– К чорту! – проговорил он в то время, как голова его еще была покрыта рубашкой.
Тихон знал привычку князя иногда вслух выражать свои мысли, а потому с неизменным лицом встретил вопросительно сердитый взгляд лица, появившегося из под рубашки.
– Легли? – спросил князь.
Тихон, как и все хорошие лакеи, знал чутьем направление мыслей барина. Он угадал, что спрашивали о князе Василье с сыном.
– Изволили лечь и огонь потушили, ваше сиятельство.
– Не за чем, не за чем… – быстро проговорил князь и, всунув ноги в туфли и руки в халат, пошел к дивану, на котором он спал.
Несмотря на то, что между Анатолем и m lle Bourienne ничего не было сказано, они совершенно поняли друг друга в отношении первой части романа, до появления pauvre mere, поняли, что им нужно много сказать друг другу тайно, и потому с утра они искали случая увидаться наедине. В то время как княжна прошла в обычный час к отцу, m lle Bourienne сошлась с Анатолем в зимнем саду.

В жизни случаются ситуации, которые кажутся нам безысходными, что помощи ждать уже неоткуда. В такие моменты мы вспоминаем святых, обращаемся к ним за помощью и часто ее получаем. Здесь важно знать какой святой в чем помогает. В настоящее время люди часто остаются без , но не все, к сожалению, знают, что о помощи просить в этом случае следует у святого мученика Трифона.

История жизни

Появился на свет Трифон в 1 веке во Фригии, селении Кампсада, что в наше время является территорией Турции. Он рос в обычной христианской семье, пас на лугу гусей и не получил никакого образования. С детства Трифон стал известен, как обладатель дара Божьего исцеления людей, также он мог и изгонять бесов.

Так благодаря его молитвам были изгнаны поедающие посевы гады и вредные насекомые из родного селения Кампсада, а жители селения тем самым спасены от нищеты и голода. Но особенно Трифон прославился тем, что в шестнадцатилетнем возрасте изгнал бесов из юной дочери одного римского императора по имени Гордиан 3.

Занимался Трифон проповедями христианства и многих людей приводил к крещению . За это его схватили и бросили в темницу. От Трифона требовали отречься от Христа и признать римских богов, но он отказался это сделать и был подвергнут очень жестоким пыткам.

Его подвешивали на дереве, около четырех часов избивали, потом искололи тело металлическими крючьями, затем обожгли раны огнем. Но по своей вере в Господа и молитве к нему Трифон мужественно перенес все пытки и не отказался от Христа, за что был приговорен к казни через отсечение головы. Мученик Трифон усердно молился Господу, просил его забрать в Царство небесное и Господь, услышав мученика забрал его душу еще до казни.

Похоронили Трифона в своем родном селении Кампсада, через некоторое время его мощи были перевезены сначала в Константинополь, а потом и в Рим. В наше время мощи святого, а именно голова, хранятся в Черногории в кафедральном соборе города Катор.

Икона Трифона: где находится, о чем молятся?

Этот святой мученик очень почитаем и в Православной церкви, так 14 февраля Православная церковь празднует день его памяти.

Иконы мученика есть в множестве храмов по всей . В Москве в храме в честь Знамения Пресвятой Богородицы, который находится недалеко от Рижского вокзала, находится икона святого Трифона с частицей его мощей.

У святого Трифона чаще всего просят помощи в трудоустройстве. Считают, если человека преследуют неудачи и проблемы связанные с работой, либо он долго не может устроиться на работу, то обязательно нужно обратиться за помощью к мученику Трифону. Молиться и просить помощи у святого нужно искренне с верой, и тогда он услышит молитвы и обязательно поможет.

Также святой Трифон помогает в решении вопроса с поиском жилья, и розыске потерянного . Еще святому молятся в избавлении от голода, эпидемий и сельскохозяйственных вредителей . А также нередко он помогает в избавлении от болезней, особенно в возвращении зрения .

Чудеса

Много чудес произошло по молитвам, с которыми люди ежедневно обращаются к мученику Трифону. Так еще в 16 веке, во время царствование Иоанна Грозного, святой помог главному сокольнику царя. Сокольник обратился к святому Трифону за помощью, так как три дня не мог найти любимого кречета Иоанна Грозного, улетевшего во время царской охоты.

Сокольнику грозила смерть в случае неудачного розыска птицы. Измученный и лишившийся всякой надежды, он с усердием просил помощи у святого, и она не заставила себя ждать. В тот же день кречет был найден и отвезен к царю. А сокольник на месте розыска птицы, в благодарность святому, построил в его честь церковь.

Что касается настоящего времени, то прихожане храма, в котором находиться святого с частицей его мощей много рассказывают о помощи мученика в различных сложных житейских ситуациях, о чем они только не просят Трифона, и во всем он помогает. Также говорят, что помощь часто бывает очень быстрой и действенной.

Вот некоторые случаи:


Текст молитвы на русском языке

Тропарь, глас 8-й:

Мученик Твой, Господи, Трифон во страдании своем венец прият нетленный от Тебе, Бога нашего: имеяй бо крепость Твою, мучителей низложи, сокруши и демонов немощныя дерзости. Того молитвами спаси души наша.

Кондак, глас 8-й:

Троическою твердостию многобожие разрушил еси от конец, всеславне, честен во Христе быв, и, победив мучители во Христе Спасителе, венец приял еси мученичества твоего и дарования Божественных исцелений, яко непобедим.

Святой мученик Трифон! Ты помощник мне, и я спешу помолиться перед твоим ликом. Представ перед тобой, я прошу услышать мои слова и простить меня, недостойного раба Божьего (имя). Как твой искренний почитатель напоминаю себе, как отрекся ты от мирских благ, но неустанно возносил хвалу Всевышнему. Именно он наделил тебя даром творить чудеса. Прояви свою силу для меня, не откажи в моей просьбе. Как избавил ты народ Кампсады от гибели неминучей, уготованной змеями ползучими, так лиши меня безденежья, безработицы и дурного начальника. Пусть мой трудовой путь будет чистым да гладким, приносящим доход и моральное удовлетворение. Не позволяй мне допускать дурных действий и помыслов. Обещаю воздавать тебе славу и чтить до последнего вздоха. Аминь.