Конец рабства в америке. Из рабства в рабство. (43 фото)

В декабре 1865 года вступила в силу Тринадцатая поправка к Конституции США, запрещавшая рабство на всей территории государства. Несмотря на то, что поправка не означала полного искоренения социального неравенства и расовой ненависти, это была настоящая победа прогрессивных членов общества, выступавших против эксплуатации человека человеком.

Причины отмены рабства

По мнению специалистов, к отмене рабства в США привёли причины как экономического, так и общественно-политического характера:

  • Необходимость формирования класса свободного пролетариата для обслуживания фабрик и заводов на севере страны;
  • Усиление политического влияния северных штатов. По мнению многих, главной причиной Гражданской войны и был вопрос о рабовладении. На самом же деле к конфликту привели коренные различия в ментальности и хозяйственных укладах южан и северян. Для последних освобождение рабов стало всего лишь одним из инструментов воздействия на Конфедерацию южных штатов, с помощью которого янки планировали подточить экономику сепаратистки настроенного региона;
  • Изменение общественных настроений. Всё чаще публицисты, деятели культуры, христианские проповедники и политики заговаривали о необходимости ликвидации рабства. Такая тенденция в середине XIX века была характерна не только для Америки, но и для всех передовых стран.

Поправки законодательства

19 июня 1862 года президент подписал «Прокламацию об освобождении рабов», касавшуюся дальнейшей судьбы чернокожих невольников южных штатов. Впрочем, публикация этого документа не привела к каким-либо серьёзным переменам в жизни американского общества. Во-первых, «Прокламация» не освобождала невольников, проживавших на Севере. Известно, что многие из генералов-северян владели рабами на протяжении всей Гражданской войны, на что Линкольн и его соратники смотрели сквозь пальцы. Во-вторых, для того, чтобы освободить невольников на Юге, нужно было сначала сломить сопротивление Конфедерации. Поскольку «Прокламация» содержала громкие, но, в целом, пустые заявления, многие считают её не более чем провокацией, созданной ради установления влияния на Юге, а не ради торжества гуманистических ценностей.

Но, так или иначе, вступившая в силу 1 января 1863 года «Прокламация» воодушевила чернокожих невольников и способствовала победе северян в Гражданской войне.

18 декабря 1865 года уже после завершения Гражданской войны в силу официально вступила Тринадцатая поправка к Конституции, освободившую рабов уже на всей территории страны.

Принятие поправки растянулось на полтора года. Согласно основному закону США, дополнения в Конституцию можно вносить только в том случае, если за них проголосует не менее 2/3 членов палаты представителей. Первое голосование за Тринадцатую поправку проходило летом 1864 года. Тогда отмену рабства поддержало только чуть более половины конгрессменов.

В декабре того же года Линкольн обратился к Конгрессу с предложением снова рассмотреть поправку. В конце января 1865 решающее большинство законодателей подали свои голоса за освобождение невольников. 1 февраля президент подписал решение Конгресса. С тех пор в первый день февраля в США отмечают День Свободы. Впрочем, ратификация поправки в отдельных штатах затянулась на долгие годы. Так, к примеру, власти штата Миссисипи утвердили резолюцию 1865 года только в 2013.

Реконструкция Юга (1866-1877)

Принятие Тринадцатой поправки повлекло за собой кардинальные перемены в экономической и общественной жизни южных штатов. Юг был обескровлен Гражданской войной, край наводнили мошенники и мародёры. Неприспособленные к свободной жизни невольники не могли наладить свой быт. Они скитались по разрушенным городам и просили милостыню, а многие из них начинали промышлять воровством и разбоем. В свою очередь, плантаторы преследовали своих бывших рабов и нередко учиняли над ними расправы.

Сразу после окончания Гражданской войны в Теннесси возникла вооружённая организация «Ку-клукс-клан», члены которой позиционировали себя как защитники прав белых. Одновременно на территории бывших рабовладельческих штатов стали появляться так называемые «чёрные кодексы», ограничивающие права чернокожего населения. В типичный «чёрный кодекс», как правило, входили следующие положения:

  • Запрет на собрания и митинги;
  • Запрет на покупку или аренду недвижимого имущества;
  • Запрет занятие важных должностей;
  • Запрет свидетельствовать против белого в суде;
  • Ограничение выбора работодателя;
  • Запрет на смешанные браки;
  • Запрет на ношение оружия;
  • Ограничение свободы передвижения;
  • Создание отдельных судов для цветных;
  • Отсутствие права избирать и быть избранным.

Соблюдение всех пунктов, прописанных в таком документе, полностью сводило на нет триумф февраля 1865.

Для того чтобы восстановить разрушенное хозяйство, ликвидировать беззаконие и ввести новые порядки на территории бывшей Конфедерации руководство США запустило процесс, получивший название «Реконструкция Юга».

Эндрю Джонсон, занявший президентское кресло после гибели Линкольна, планировал провести умеренную Реконструкцию. Убытки плантаторов, лишившихся рабочих рук, должны были быть возмещены. Богатым господам гарантировали соблюдение их экономических интересов и право на получение важных должностей в новой администрации. Что же касается бывших рабов, то они, по проекту Джонсона, не могли рассчитывать на всю полноту гражданских прав.

Идеи Джонсона встретили резкое сопротивление в Конгрессе. Вопреки желанию президента, в 1866 году конгрессмены приняли закон о наделении цветного населения гражданскими правами. Этот законодательный акт ознаменовал начало радикальной Реконструкции.


рабы генерала Томаса Дрейтона

На территории южных штатов было введено военное положение. Вся власть перешла армии северян. Военные постоянно вмешивались в гражданские дела, что нередко мешало налаживанию порядка в регионе. Впрочем, несмотря на сумбурность и непоследовательность Реконструкции, в рамках этого процесса северянам удалось:

  • Наделить цветное население южных штатов землёй;
  • Зародить у бывших рабов интерес к политике. Цветное население США охотно шло на выборы, а вскоре стали появляться даже чернокожие конгрессмены;
  • Восстановить хозяйство разрушенного края;
  • Объединить государство.

К сожалению, наделение чернокожего населения страны личной свободой вовсе не означало конца ксенофобии. Сам Линкольн признавался, что освободил рабов исключительно ради того, чтобы не допустить раскола страны, и если бы он мог сохранить целостность США без столь решительных мер, то Тринадцатая поправка никогда бы не увидела свет. Всю свою жизнь президент выступал против смешанных браков и считал, что белые созданы более совершенными, чем цветные.

Английскими колонистами в 1619 году . По состоянию на 1860 год, из 12-миллионного населения 15 американских штатов, где сохранялось рабство, 4 миллиона были рабами . Из 1,5 млн семей, живущих в этих штатах, более 390 тыс. семей имели рабов.

Труд рабов широко использовался в плантационном хозяйстве, позволяя получать американским рабовладельцам высокие прибыли. В первой половине XIX века национальное богатство Соединённых Штатов в значительной степени было основано на эксплуатации рабского труда . За период с XVI века по XIX век в страны Америки было завезено около 12 миллионов африканцев, из них около 645 тыс. - на территорию современных США.

Источники

См. также

  • Рабство в Новом Свете

Ссылки


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Рабство в США" в других словарях:

    У этого термина существуют и другие значения, см. Рабство (значения). Запрос «Раб» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Рáбство исторически это система устройства общества, где человек (раб) является собственностью другого… … Википедия

    Форма эксплуатации, при которой раб, наряду с орудиями производства, является собственностью хозяина рабовладельца (говорящее орудие). Древнейшие государства, основу которых составляло рабство, образовались на рубеже 4 го и 3 го тыс. до н.э.… … Исторический словарь

    РАБСТВО, исторически первая форма эксплуатации, при которой раб наряду с орудиями производства является собственностью хозяина рабовладельца (говорящее орудие). Древнейшие государства, основу которых составляло рабство, образовались на рубеже 4 … Современная энциклопедия

    - (slavery) Условия, при которых жизнь, свобода и судьба личности находятся в руках другого человека. Английский термин. Происходит от корня Slav – славянин (в средневековье славяне часто были рабами). Впервые вызов рабству был брошен еще в Древней … Политология. Словарь.

    Согласно Конвенции о рабстве, подписанной в Женеве 25 сентября 1926 г., положение или состояние лица, в отношении которого осуществляются некоторые или все полномочия, присущие праву собственности. Р. является одной из древнейших форм… … Юридический словарь

    рабство и работорговля - >). Гравюра. XVI в. /> Испанцы хозяйничают на Эспаньоле (). Гравюра. XVI в. Испанцы хозяйничают на Эспаньоле (). Гравюра. XVI в. рабство и работорговля форма эксплуатации, при которой раб, наряду с орудиями производства, является собственностью… … Энциклопедический словарь «Всемирная история»

    В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете … Википедия

    Первая исторически возникшая и наиболее грубая форма эксплуатации, при к рой раб, наряду с орудиями производства, являлся собственностью своего хозяина рабовладельца. В наиболее отчетливых формах Р. раб не имел никаких прав и считался вещью, к… … Советская историческая энциклопедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Рабство (значения). Рабство Trade … Википедия

    РАБСТВО - (slavery) институциализированное господство над людьми, не имеющими никакой собственности или прав по рождению. С ними часто обращаются как с собственностью, и их жизнь контролируется в неограниченных пределах во всех аспектах. Система господства … Большой толковый социологический словарь

Книги

  • Исторический опыт США , В. В. Согрин. В монографии исследуются экономические, социальные и политические тенденции и изменения в четырехвековой американской истории. Автор, опираясь на разнообразные теоретические подходы, среди…

Рабство в Америке


Не так давно, я прочитал книгу Жюль Верна «Пятнадцатилетний капитан». В этой книге много говорится о рабстве негров. Мне захотелось узнать побольше информации по этой теме, и в связи с этим, я решил сделать эту работу.

Как известно, Европа крайне мала и места в ней не хватает очень давно. В 1492 году Христофор Колумб открыл Америку и европейцы сразу же потянулись обживать почти ничейные земли. Сначала туда отправили различных ветеранов, людей подобных Эрнану Кортесу и Франсиско Писарро, которые быстренько разобрались со всяческими империями тогдашней Америки. После туда сослали на работу нежелательных людей: уголовников, должников и им подобных. Быстро выяснилось, что рабочих в Новом Свете, не хватает, и почти сразу же было найдено решение - завозить негров из Африки.

Цивилизованные Европейцы мгновенно наладили работорговлю. Европейские торговцы крайне нуждались в рабах. Прибрежные Африканские государства быстро сориентировались, милитаризовались и поставили отлов, перегон и продажу своих чернокожих братьев на промышленную основу: военные подразделения - нападали на своих соседей и брали их в плен, конвойные гнали - плененных на побережье, а на побережьях строились концентрационные лагеря, где невольников в не человеческих условиях содержали до прибытия покупателей. Никто не считал сколько человек было убито во время рейдов, сколько людей погибло при перегоне на побережье, мужчин, женщин, детей, никто не считал сколько умерло в концентрационных лагерях. По самым скромным подсчетам, не менее половины от общего числа рабов. И если через океан, опять-таки, по самым скромным прикидкам отправили не менее двенадцати миллионов человек, то в Африке, невидимая рука рынка, уничтожила шесть миллионов человек. Именно так закладывался базис для индустриализации свободной, демократической Европы. Торговля была налажена рационально, по-Европейски. Из Европы в Африку везли товары народного потребления: бусы, тряпки, лопаты, грабли... Из Африки в Америку везли рабов. Из Америки в Европу везли сырьё для развитой Европейской промышленности, а так же добытое серебро и золото. Именно этот треугольник «Война - Рабы - Сырьё» обеспечивал благосостояние демократических стран.

Процесс транспортировки негров в Америку был не прост. За право торговать рабами бились ведущее европейские державы: Португалия, Испания, Италия, Британия, Дания, и Франция. Скорость перевозки в те времена зависела от погоды и технического прогресса. Если в 16 веке корабли шли по шесть месяцев, то в 19 веке успевали за шесть недель. Негров, старались набить на корабль как можно больше, кормить и поить же старались, на оборот, как можно меньше. Естественно, на кораблях бушевала дизентерия. В тесных трюмах торговых кораблей всякая зараза распространялась мгновенно. Цивилизованные европейцы конечно же страховали свое новое имущество от различного ущерба и даже на случай смерти. Поэтому многие работорговцы в пути часть негров убивали, а тела выкидывали за борт, ну дабы не возить лишнего и получить страховку.

Большинство негров считало, что их продают на съедение людоедам. Собственно, они не знали, что их ждет впереди, иначе к людоедам они бы побежали. Многие предпочитали заморить себя в пути голодом, отказывались от еды и тихо умерали в трюме. Торговцам это, не нравилось, так, что таких старались выявлять и кормить насильно. Другие, пытались спрыгнуть с палубы в воду. Наиболее отчаянные поднимали восстания, которые почти всегда подавляли работорговцы. В таких «великолепных» условиях, по самым скромным подсчетам, заморили от четырех до пять миллионов негров.негр раб америка штат

По прибытию в Америку негры снова попадали в концентрационные лагеря. Где их обламывали, подобно тому, как укрощают необъезженных лошадей. В ходе этих воспитательных мер гибла еще одна треть прибывших негров. Выживших негров продавали плантаторам.

Так как мы говорим об цивилизованных Европейцах, все это происходило на сугубо законных основаниях. На законных основаниях людей покупали и продавали. Понятное дело жили негры, ну те, которым повезло выжить, тоже строго по европейским законам. На плантация закон представляли плантаторы. Если раб был в чем то не согласен с плантатором, то к нему применялись различные, воспитательные меры. От порки и клеймения, до обрезания ушей и кастрации. Казнь, назначали редко, кто же свое имущество будет уничтожать? Если раба случайно запарывали досмерти, то ничего, бывает. В любом случае виноват черный. Пороли же за дело, и по закону.

В таких условиях негры замыкались в пределах своей негритянской диаспоры. Свои традиции, своя культура и даже свой язык, так называемый «Эбоникс». Он представлял из себя смесь Английского и различных негритянских наречий. Это примерно как у нас «Э-эй зачэм так дэрзка сказал?».

Кстати рабство держалось не только на законах, но и на христианской вере. Все приличные люди читали Библию, а там черным по белому написано про Ноя и его сыновей: Сима, Хама и Яфета. Как-то раз Ной выпил лишнего и отдыхал, по всей видимости без штанов, а Хам увидел папу в непотребстве и позвал братьев насмехаться. Братья насмехаться не стали, а папа Ной, проспавшись, сообщил, что потомки Хама будут навечно рабами рабов у братьев его. От Сима как несложно догадаться пошли - Симиты, то есть Евреи и Арабы, от Хама - Хамиты, то есть негры, а от Яфета - Яфетиды, то есть европейцы, таким образом, рабство узаконено в Библии и с точки зрения верующих американцев рабство - дело сугубо богоугодное, а кто выступал против библейских заветов, с точки зрения верующих американцев, выступал против Бога и потому заслуживал смерти.

Понятное дело, презрительное отношение к неграм не выветривается из сознания нации веками. Мало чем можно обидеть негра сильней, чем, вроде бы, безобидным словом «Boy», то есть «Мальчик», а негритянку словом «Girl», то есть, соответственно, «Девочка». Некоторым кажется, что это все всего лишь слова. Некоторые вообще воспринимают все иностранные слова как набор смешных звуков и букв. У нас за обращение к черному «Нигер», то есть черномазый, может ничего и не сделают, а вот на Западе может и влететь. Поэтому если вы видите человека, который насмехается над чересчур бурной реакцией на такие слова, знаете, перед вами - интеллектуал.

Кстати, именно южные штаты составляли экономическую основу тогдашних США, а когда южные штаты задумали прекратить поддерживать северные штаты своими деньгами - немедленно случилась гражданская война. Которая была из-за денег, а вовсе не из-за освобождения негров от рабства.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.


Расовая сегрегация в Соединенных Штатах была законодательно запрещена лишь спустя 100 лет после отмены рабства.

Мировая история полна мифов, складывающихся вокруг реальных событий, и зачастую трактующих их в совершенно ином ключе, чем это было на самом деле.Из уроков мировой истории школьники могут вынести информацию о том, что Гражданская война в США 1861—1865 годов вспыхнула из-за проблемы рабства, а президент Авраам Линкольн был горячим сторонником отмены рабовладения в Соединенных Штатах.

В реальности причины конфликта Севера и Юга лежали в экономической сфере. Например, стороны кардинально по-разному подходили к вопросу налогов на ввозимые товары - промышленно развитый Север выступал за введение высоких налогов, а Юг добивался свободы торговли с остальным миром. Фактически северяне продавливали законы, которые были выгодны им, и перекладывали стоимость индустриализации на плечи южан, которым такая политика грозила разорением.

Новый президент США Авраам Линкольн, избранный в 1860 году, объявил, что все новые штаты в составе страны будут свободными от рабства. Такая перспектива сулила устойчивый перевес северян в Конгрессе и во властных структурах, что позволило бы им принимать любые удобные для них законы без учёта мнения Юга.

Именно это и подтолкнуло южан к активным действиям по защите собственных интересов.

Борец с рабством поневоле

Взгляды Авраама Линкольна, с которыми он шел на президентские выборы, были далеки от взглядов борца с неравноправием - он был противником предоставления чернокожим избирательных прав, а также выступал против межрасовых браков, полагая, что «превосходство белой расы всегда будет очевидным».

Поставить вопрос об отмене рабства в южных штатах Линкольна заставил неудачный для Севера ход войны. Президент США говорил журналистам: «Если бы я смог спасти союз, не освободив ни одного раба, я бы сделал это».

В 1862 году Линкольн убедился, что придется идти на крайние меры. 22 сентября 1862 года был издан первый из двух указов, составляющих «Прокламацию об освобождении рабов». Согласно указу, свободными объявлялись все рабы в любом штате, не возвратившемся в состав США до 1 января 1863 года.

Второй указ, изданный 1 января 1863 года, назвал 10 отдельных штатов, на которые будет распространяться отмена рабства.

За этот документ Линкольна подвергли критике сторонники отмены рабства. Дело в том, что он распространялся на штаты, где федеральные власти не имели контроля.

А вот четырёх рабовладельческих штатов, воевавших на стороне Севера - Делавэр, Кентукки, Миссури и Мэриленд - эта мера не касалась.

Тем не менее, «Прокламация об освобождении рабов» сыграла свою роль в переломе хода войны в пользу северян.

Тринадцатая поправка

31 января 1865 года Конгресс США проголосовал за принятие Тринадцатой поправки к Конституции США, запрещавшей рабство на всей территории страны. К 6 декабря 1865 года она была ратифицирована достаточным для окончательного утверждения количеством штатов, и 18 декабря вступила в силу.

Авраама Линкольна к тому моменту уже не было в живых - в апреле 1865 года всего через неделю после окончательной капитуляции Юга он был застрелен сторонником проигравших Джоном Бутом .

Тринадцатая поправка не вызывала восторга во многих штатах. Достаточно сказать, что штат Кентукки ратифицировал документ лишь в 1976 году, а последний документ о ратификации был направлен в Федеральный реестр США из штата Миссисипи 30 января 2013 года.

Но все-таки рабство было отменено, и вчерашние невольники обрели личную свободу.

Об обратной стороне этой свободы говорят куда менее охотно. Судьба десятков тысяч освобожденных чернокожих была трагичной.

«Черные кодексы»: рабство в новой обертке

Как уже говорилось, большинство политических деятелей Америки того времени, включая борцов за отмену рабства, исходили из постулата о превосходстве белой расы над чернокожими.

Поэтому личная свобода для рабов не означала обретения ими гражданских прав.

Сразу после принятия Тринадцатой поправки в южных штатах были приняты так называемые «Черные кодексы», определявшие порядок жизни чернокожего населения.

Например, в штате Миссисипи неграм под страхом пожизненного тюремного заключения отказывалось в праве вступать в брак с белыми, запрещалось носить оружие, ограничивалось их право владеть землей.

«Закон о подмастерьях» гласил, что все негры - подростки до 18 лет, не имеющие родителей, или дети бедных родителей, отдавались в услужение белым, которые могли их насильно удерживать в услужении, возвращать в случае побега по суду и подвергать телесным наказаниям.

Отдельно стоит сказать о входивших в «Черные кодексы» «Законах о бродяжничестве».

Поскольку освобождение бывших рабов происходило без наделения землей, вчерашние хозяева выбрасывали свободных людей на улицу, оставляя их без куска хлеба и крыши над головой.

Тут они попадали под действие «Закона о бродяжничестве». Согласно ему, чернокожие, не имевшие постоянной работы, объявлялись бродягами, заключались в тюрьму и отправлялись в каторжные бригады, либо они оказывались на плантациях у прежних хозяев. Альтернативой была уплата штрафа за бродяжничество, но денег у несчастных просто не было. При этом эксплуатация «бродяг» была порой ещё более жестокой, нежели до отмены рабства.

Реконструкция Юга

Чернокожие, выброшенные на улицу, не имеющие средств к существованию, стали совершать кражи и грабежи. Это, в свою очередь, стало поводом для создания различных объединений белого населения для борьбы с неграми. Самой известной такой организацией стал Ку-клукс-клан, члены которого развернули террор в отношении чернокожих, а также белых сторонников расового равенства.

Федеральному правительству подобные тенденции категорически не нравились. В период с 1865 по 1877 годы проходила так называемая Реконструкция Юга. На территориях южных штатов была введена военная администрация, которая должна была привести законы Юга к федеральным нормам.

В 1868 году была принята Четырнадцатая поправка к Конституции США, которая предоставляла гражданство любому лицу, родившемуся на территории США, вне зависимости от цвета его кожи. В 1870 году была принята Пятнадцатая поправка, запрещающая властям на уровне государства или отдельных штатов ограничивать граждан страны в активном избирательном праве по признаку «расы, цвета кожи или в связи с нахождением в рабстве в прошлом».

Благодаря этим документам, в законодательных органах южных штатов появились первые чернокожие парламентарии.

Федеральное правительство, озабоченное ростом популярности Ку-клукс-клана, в 1871 году издало специальный закон, дававший президенту полномочия на силовые действия против активистов данной организации. После арестов сотен активистов, Ку-клукс-клан был формально распущен. Однако фактически на местах акты террора продолжались.

Сегрегация как норма жизни

Особую популярность приобрели так называемые «суды Линча» - убийства человека, подозреваемого в преступлении или нарушении общественных обычаев, без суда и следствия.

После Гражданской войны в США главными жертвами «судов Линча» становились афроамериканцы. Излюбленным методом убийц на таких судах было повешение несчастных или даже их сожжение.

Точной статистики по «судам Линча» нет. Специалисты Университета Миссури, изучая этот вопрос, пришли к выводу, что в период между 1882 и 1920 годами линчеванию подверглись около 3500 афроамериканцев. Критики полагают, что в данном случае речь идет лишь о самых громких публичных случаях, а общее количество чернокожих, убитых расистами, измеряется десятками тысяч человек.

Реконструкция Юга завершилась в 1877 году, однако решить вопросы равенства в правах людей с разным цветом кожи она не смогла. Началась эпоха так называемых «Законов Джима Кроу», которые установили расовую сегрегацию в американском обществе.

Формально Пятнадцатая поправка наделяла чернокожее население южных штатов избирательными правами, однако местное законодательство было выстроено таким образом, что подавляющее большинство афроамериканцев оставались бесправными.

Например, на выборах 1900 года в Алабаме из 181500 человек чёрного населения допустили к голосованию лишь 3000.

Сегрегация касалась не только избирательных прав, но и всех сфер жизни. Разделение белых и цветных было узаконено в учебных заведениях, отелях, магазинах, ресторанах, больницах, транспорте, туалетах. На автобусных станциях белые и негры должны были ждать своего рейса в разных залах ожидания, а в самом автобусе сидеть на разных местах. Даже Библия для принесения присяги в суде была для них разной.

Развлечение по-американски: сжечь чернокожего и подарить открытку маме

Подобные законы только усиливали расистские настроения среди белых жителей южных штатов. Участие в линчевании чернокожих рассматривалось как весьма достойное дело.

Справедливости ради, нужно сказать, что в конце XIX - первой половине XX века линчевали более 1000 белых преступников. Разница лишь в том, что чернокожих казнили чаще всего за незначительные преступления, а порой и вовсе без каких-либо доказательств вины.

Сегодня любой желающий с легкостью найдет в интернете фотографии улыбающихся американцев на фоне обезображенных человеческих останков. Фотографироваться на фоне повешенного или сожженного человека участники линчевания считали честью. Более того, такие фотографии превращали в почтовые открытки, с помощью которых поздравляли родственников. Прислать фото чернокожего, повешенного на дереве, с надписью «Мама, с Рождеством!» - обычное дело для США первой половины XX века.

23 января 1906 года в городе Чаттануга (штат Теннесси) была изнасилована белая женщина. По обвинению в преступлении был арестован чернокожий Эд Джонсон . 6 февраля 1906 года Джонсона признали виновным и приговорили к смертной казни. Казнь была назначена на 20 марта. 19 марта суд разрешил подать апелляцию. В эту же ночь толпа ворвалась в городскую тюрьму. Джонсона подвергли безжалостным побоям, затем повесили на мосту, и всадили в мертвое тело десятки пуль. В данном случае власти довели расследование до конца, и участники линчевания получили по 60 дней тюремного заключения.

В 1916 году 17-летний чернокожий Джесс Вашингтон был приговорен к смертной казни через повешение за убийство белой женщины. Разъяренная толпа вырвала его из рук тюремщиков. Вашингтона вытащили на улицу, раздели и избили палками, лопатами и кирпичами. Затем в присутствии 15 000 человек его сожгли на костре на площади перед мэрией. Отрезанные пальцы рук и ног пошли на сувениры.

В 1919 г. в Небраске судили чернокожего Уилла Брауна , изнасиловавшего 19-летнюю белую девушку. Толпа штурмовала суд, вытащила оттуда преступника, тут же его повесила, затем в труп выпустили сотню пуль, протащили по улицам, отрубили конечности, облили бензином и сожгли.

Десантники против расистов: как подавляли сегрегацию

Принять законы против линчевания пытались сразу несколько американских президентов, включая Франклина Рузвельта, однако их попытки потерпели неудачу. Лишь в 1960-х годах линчевание стало рассматриваться как убийство с отягчающими обстоятельствами.

Лишь в июне 2005 года Сенат США принял резолюцию, в которой официально принес извинения за бездействие в отношении линчевания нескольких тысяч человек, в основном чернокожих.

Что касается законов о расовой сегрегации, то их ликвидация происходила в США уже после Второй Мировой войны. Причем федеральным властям приходилось применять для этого чрезвычайные меры.

В 1954 году Верховный суд США после серии процессов в разных штатах признал, что сегрегация в школах лишает чернокожих детей «равной защиты законами», что противоречит Четырнадцатой поправке к Конституции США. Решением суда был установлен юридический запрет на расовую сегрегацию в школах.

Но это решение ещё надо было выполнить. Для того, чтобы в 1957 году в городе Литтл-Рок штата Арканзас чернокожие ученики смогли пойти в одну школу с белыми, в населенный пункт была введена 101-я воздушно-десантная дивизия. Десантникам было приказано выполнить решение суда, несмотря на сопротивление местных властей.

Свобода есть? Есть борьба за свободу

В 1964 году президент Линдон Джонсон утвердил Акт о гражданских правах, полностью ликвидировавший расовую сегрегацию на территории США. Это произошло накануне 100-летия принятия Тринадцатой поправки, ликвидировавшей рабство.

Волнения на расовой почве, впрочем, и сегодня остаются в Америке обычным делом. Многие афроамериканцы полагают, что даже после правления первого чернокожего президента сегрегация никуда не делась. Так что борьба за свободу, дарованную Авраамом Линкольном, продолжается.

1 февраля 1865 года в Соединенных Штатах стартовал процесс, в результате которого было отменено рабство. Сегодня, когда вопросы толерантности и расовой терпимости актуальны во всем мире, полезно вспомнить о том, как рабство уничтожалось в США.

Тринадцатая поправка

Для американских рабов число тринадцать оказалось счастливым. Согласно тексту поправки, рабство и принудительный труд в Соединенных Штатах и местах, которые находились под их юрисдикцией, запрещались. Интересно, что это не распространялось на преступников, которых в качестве наказания могли «превратить» в рабов. Тринадцатая поправка была принята американским конгрессом во время Гражданской войны 31 января 1865 года. Затем она прошла этапы ратификации и вступления в силу. Были также внесены коррективы во второй раздел 4 статьи, в которой шла речь о содействии побегу невольников.

Год назад

С вступлением в силу в декабре 1865 года Тринадцатой поправки к американской конституции было положено начало уничтожению системы, которая существовала в американских колониях Британии с 1619 года. В течение 1865 года 27 штатов приняли поправку к исполнению – это было достаточно для вступления ее в законную силу. Однако часть штатов ратифицировала документ много позже: Кентукки – только в 1976 году, а Миссисипи и вовсе в 2013. Так что фактически рабство во всех штатах Америки официально прекратило существовать только в феврале прошлого года.

Спасибо Спилбергу

Некоторые южные штаты отказались принять поправку сразу. В Миссисипи голосование по ратификации поправки было проведено только в 1995 году, но дело не было доведено до конца. Причины, по которым власти не подали официальные документы Архивариусу США, до сих пор неизвестны. «Ошибка» была обнаружена случайно профессором Ранджаном Батром, который после просмотра фильма Спилберга «Линкольн» решил проверить, когда каждый из штатов принял поправку. И обнаружил столь парадоксальную вещь: власти Миссисипи ратифицировали поправку, но не оформили надлежащим образом документацию.

Линкольн

Линкольн – освободитель американских рабов. Это изречение хорошо известно всем со школьной скамьи. Однако важнее для Линкольна была все же не отмена рабства, а спасение Союза. Он писал: «Если бы я мог спасти Союз, не освобождая ни одного раба, я бы сделал это, и если бы мне для его спасения пришлось освободить всех рабов, я бы тоже сделал это». В ходе затяжной войны, полной неудач, произошла смена президентских взглядов: с постепенного освобождения рабов на компенсационной основе до полной отмены рабства. Внесенная поправка не только изменила характер войны, которая теперь стала «освободительной», но и позволила напитать армию новой кровью: к концу войны в ней насчитывалось 180 тысяч бывших рабов.

Спрос и «предложение»

Основным «поставщиком» рабов являлась Африка. Всего с 1500 по 1900 годы в США было доставлено по разным оценкам до 16,5 миллионов человек, в общей сложности же за свою историю африканский континент потерял 80 миллионов человек. В топ «лидеров» входила Центральная Африка, заливы Бенин и Биафра. В конце XVII века каждый четвертый корабль под британским флагом вез на своем борту невольников. Из пяти рабов только один «благополучно» добирался до своего нового «дома», погибая во время «охоты на людей» или в результате ужасающих условий транспортировки. Ведущими игроками рынка были англичане – они переправили в Америку 2,5 миллиона человек, затем шли французы (1,2 миллиона) и голландцы (500 тысяч). Но самыми активными являлись португальцы – их «улов» составил 4,5 миллиона человек.

Мы – не рабы! Рабы – не мы!

В начале 90-х годов прошлого столетия нобелевский лауреат по экономике Роберт Уильям Фогель доказал, что в первой половине XIX века труд рабов в США был эффективнее труда свободных людей. Его исследование продемонстрировало, что в 1860 году сельское хозяйство Юга с использованием труда рабов было на 35% эффективнее, чем сельское хозяйство Севера, в основе которого лежал свободный труд. Фогель также пришел к выводу, что причиной Гражданской войны стала не экономическая неэффективность рабства, а настрой свободолюбивых американцев, которые не желали принимать рабство как систему. К середине XIX века движение аболиционистов за отмену рабства, использовавшее до этого преимущественно «мирные» методы, стало прибегать к более радикальным шагам.

«Поезда свободы»

В 50-е годы XIX века имя бывшего невольника Фредерика Дугласа было известно каждому рабу, который мечтал о свободе. Подпольщик Дуглас и его сторонники организовали нелегальный канал, по которому рабы переправлялись с Юга в Канаду или Северные штаты: через явочные квартиры беглые рабы «передавались» по принципу «из рук в руки». Явочные дома именовали «станциями», а тех, кто сопровождал беглых рабов, - «кондукторами». Самая известная «кондукторша» Гарриет Табмен, бывшая рабыня, спасла 300 человек. В случае ареста «воров» ожидала неминуемая смертная казнь. Неизвестно, что появилось раньше: железнодорожная терминология, которую использовали подпольщики для шифра, или легенда о «поезде свободы», который якобы двигался по проложенному аболиционистами тоннелю и перевозил беглецов. Историки же утверждают, что «подземка» до начала Гражданской войны переправила около 60 тысяч рабов.