Конспект на тему первая помощь при кровотечениях. V. Закрепление изученного материала

Опасность кровопотери

В организме взрослого человека около 5 л крови и потеря около 2 л уже опасна для жизни (причём мужчины хуже переносят кровопотерю, чем женщины). При уменьшении количества крови падает кровяное давление, нарушается снабжение кислородом головного мозга, сердца и других органов.

Капиллярные кровотечения

Капиллярные кровотечения возникают даже при незначительном ранении.

Признаками кровотечения из капилляров является: темно-красный цвет крови, истекание крови небольшой струйкой (при поверхностных порезах) или равномерное выделение крови по всей поверхности раны (при ссадинах). Кровь движется по капиллярам медленно, поэтому такое кровотечение легко остановить.

При оказании помощи нужно обработать рану настойкой йода или раствором бриллиантового зелёного («зелёнка») и наложить чистую марлевую повязку.

Венозные кровотечения

Более сильные кровотечения возникают при повреждении вен - венозные кровотечения. Струя крови (тёмно-красного цвета с синеватым оттенком), вытекающая из крупной вены с довольно большой скоростью, не даёт образоваться тромбу, прекращающему кровотечение.

За короткое время человек может потерять много крови. Для остановки небольшого венозного кровотечения достаточно наложить на рану давящую повязку (туго забинтовать). Повязка, сжимая стенки пораненного сосуда, не даст крови вытекать из него. Затем пострадавшего необходимо отправить в медицинское учреждение.

При повреждении крупных вен давящая повязка может не остановить кровотечения. Поэтому в таких случаях поступают так же, как при артериальных кровотечениях, - накладывая жгут (ниже места ранения).

Артериальные кровотечения

Самыми опасными для жизни человека являются кровотечения, возникающие при повреждении артерий. Давление в артериях высокое, и при артериальных кровотечениях яркая алая кровь пульсирует и б ьёт фонтаном из раны.

Первая помощь: пережать повреждённую артерию выше места кровотечения, наложить жгут и отметить время его наложения (написать записку и положить её под жгут).

Обрати внимание!

При артериальном кровотечении жгут накладывают выше места ранения , при венозном - жгут или давящая повязка накладывается ниже места ранения .

Жгут делают из материи, резины или любого другого материала, которым можно туго перетянуть конечность. Под жгут обязательно подкладывают мягкую ткань, для того чтобы при его закручивании не повредить кожу. Если жгут наложен правильно, то кровотечение останавливается, конечность бледнеет, пульс на ней пропадает.

Обрати внимание!

Если не добиться полного исчезновения пульса на лучевой артерии, то уже через 10-15 минут рука отечёт и посинеет. Тогда жгут можно будет снять только при условии ампутации руки.

Пострадавшего необходимо срочно доставить к врачу, так как лишать конечность кровоснабжения надолго нельзя.

Обрати внимание!

Через каждые 30-40 минут, независимо от времени года, следует снимать жгут на 20-30 секунд (до порозовнения кожи ниже его наложения). Это делают для того, чтобы кровь могла попасть в повреждённую конечность для снабжения её кислородом и выноса продуктов обмена. Затем жгут следует наложить снова ниже или выше его прежнего расположения. Таким образом, можно поступать в течение нескольких часов. Время, указанное в записке, не менять.

Внутренние кровотечения

Если при травме организма кровь выходит из повреждённых сосудов в полость тела и межтканевые промежутки, то такое кровотечение называют внутренним. Результаты небольших внутренних кровотечений - это синяки , возникающие при небольших ушибах, растяжениях связок и т. п.

Внутренние кровотечения (в брюшную полость, полости груди и черепа) особенно опасны. Хотя кровь и не выходит за пределы организма, но она покидает кровяное русло: давление в сосудах падает и органы не получают достаточного количества кислорода и питательных веществ.

При внутренних кровотечениях пострадавший бледнеет, его пульс учащается и слабеет, дыхание делается частым и поверхностным.

В этом случае нужно срочно вызвать врача. До его приезда пострадавшего человека следует уложить, обеспечить приток свежего воздуха, а к предполагаемому месту кровотечения прикладывать что-нибудь холодное: бутылку или грелку с холодной водой, пакет со снегом или льдом.

Травмы головы

Если ушиблена голова, то на травмированном месте возникает шишка, то есть скопление крови в надкостнице. Если приложить к этому месту что-нибудь холодное, то кровоток в этом месте ослабнет и шишка будет меньше.

За пострадавшем при ушибе головы нужно внимательно следить. Если такой человек терял сознание, испытывал приступы рвоты, то речь идёт о сотрясении мозга и больного надо доставить в медицинское учреждение, причём лёжа (обеспечив неподвижность головы).

Обрати внимание!

Венозное кровотечение из ран на голове представляет гораздо большую опасность, нежели артериальное. При ранении вен головы в них всасывается воздух, что может привести к мгновенной смерти от воздушной эмболии в течение 3-5 секунд.

Тема урока:

10 класс

Данная работа представляет собой методическую разработку для проведения урока по теме «Первая помощь при кровотечении» (Раздел 5. Первая медицинская помощь при травмах и несчастных случаях) в 10 классе в соответствии с программой предметного курса «Начальная военная подготовка и медико-санитарная подготовка 10-11 класс» (к действующей программе среднего общего образования. Авторы: М.П.Черникова,

В.В. Горохова), Донецк 2015 год.

Разработка содержит:

    конспект урока с поэтапным описанием методов и форм работы учителя и учащихся, продолжительностью этапов урока (в виде таблицы) и ожидаемыми результатами;

    презентация: «Как правильно оказать первую медицинскую помощь при кровотечении», (созданы в Power Point );

    видеофайл «Первая медицинская помощь при кровотечении» (формат МР 4);

    Приложение: № 1-карточки с заданиями для групповой работы; № 2-алгоритм практического задания в группе; № 3-карточки с описанием жизненных ситуаций; № 4-рефлексия (вопросы-размышления); № 5-подведение итогов (логическое завершение урока); № 6-раздаточный материал в виде схем и рисунков (интернет-ресурсы);

В ходе создания данной работы были использованы программные продукты Windows : Word , Power Point . Видеоматериал и презентация были взяты с ресурса YouTube .

Минимальные требования для корректного просмотра данной работы Windows 2003.

Урок знакомит учащихся с мерами по оказанию доврачебной помощи. Формы и методы соответствуют психофизиологическим и индивидуальным особенностям учащихся. Урок насыщен необходимым для работы оборудованием, наглядностью, дидактическим и раздаточным материалом. Материал урока связан с темой урока, таким образом, наблюдается логическое соответствие между темой урока и выбором заданий. Использование на уроке компьютера позволяет не только усилить наглядное представление изучаемого материала, но и способствует более осмысленному его усвоению. Прослеживается практическая направленность урока. Это придает дополнительный интерес, усиливает познавательную мотивацию школьников. Кроме познавательного аспекта большое внимание уделяется на уроке воспитанию милосердия, сострадания. Домашнее задание имеет творческий характер.

Тема: Первая медицинская помощь при кровотечениях.

Цели и задачи:

    формирование первичных навыков определения типа кровотечения; изучение алгоритма оказания первой медицинской помощи при кровотечении;

    развитие навыков в оказании первой медицинской помощи на практике и способности самостоятельно принимать решение в экстремальных ситуациях;

    воспитание гуманизма, сострадания, милосердия, готовности прийти на помощь, как в боевой, так и в мирной (бытовой) обстановке, бережного отношения к своему здоровью.

Тип урока: изучение нового материала с элементами практической работы

Форма работы: урок с использованием информационных технологий

Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация «Как правильно оказать первую медицинскую помощь», видеофайл «Первая помощь при кровотечении», раздаточный материал: виды кровотечений, первая помощь при разных видах кровотечений (приложение 4), аптечка: бинты узкие и широкие, стерильные марлевые салфетки, пакет перевязочный, перчатки, ткань, косынка, йод, перекись водорода, лейкопластырь, жгут, ремень, ножницы, градусник, лекарства, ручка, фломастер, бумага.

Ход урока

Актуализация опорных знаний, полученных ранее, формирование мотивации учащихся на изучение темы.

Учащиеся получают положительный настрой на необходимость оказывать первую помощь пострадавшим

Объяснение нового материала

До 21 мин

Беседа, групповая работа с инструкцией «Шпаргалка», «Научи другого», практическая игра «Эрудит»

Усвоение материала о видах кровотечения, правилах оказания первой медицинской помощи

Ученики должны знать алгоритм оказания первой медицинской помощи при различных видах кровотечения

Закрепление изученного материала

Подведение итогов, рефлексия

Домашнее задание

До 15 мин

4 мин

1 мин

Игра «Спасатель», просмотр видеофильма.

Учащиеся высказывают свои мнения

Закрепление полученных в ходе урока знаний о видах кровотечения, способах остановки кровотечения.

Учащиеся на практике учатся оказывать первую помощь при различных видах кровотечения.

Логическое завершение урока

1. Организационный этап.

2 . Актуализация опорных знаний, активизация познавательной деятельности, мотивация.

Учитель. Из всех критических состояний, возникающих в повседневной жизни, наиболее грозными и опасными остаются кровотечения.

Кровотечение - это выход крови из просвета кровеносного сосуда вследствие его повреждения или нарушения проницаемости его стенки.

Актуальность данной патологии определяется, прежде всего, ростом абсолютного числа тяжелых повреждений в условиях бурного развития техники и транспорта, боевых действий в отдельных регионах. Различные повреждения являются весомыми составляющими кровопотери и шока, которые часто приводят к гибели пострадавших на месте происшествия, во время транспортировки или в стационаре.

Помощь больному с кровотечением в автономных условиях крайне ограничена. Поэтому прогноз зависит от характера и тяжести кровотечения, кровопотери, от того, насколько правильно и вовремя оказана первая медицинская помощь.

    В результате чего у нас могут возникнуть кровотечения? (слайд 3)

    Какие бывают виды кровотечений?

3.Изучение нового материала.

1. Рассмотрите рисунки. Что вы на них видите? (слайд)

1.Определение кровотечения (слайд 2).

(в конспект записать тему урока и определение)

2.Виды кровотечений (записать в тетрадь виды кровотечений ) (слайд 4)

3.Характеристика различных видов кровотечений, способы остановки кровотечений (слайды 5-9)

«Шпаргалка»

Для выполнения следующего вида работы учеников объединить в группы по 2-3человека. Раздать каждой группе карточки с вопросами (приложение №1) , выдать инструкции с характеристикой различных видов кровотечений, способами остановки кровотечений (приложение № 4).

Учитель: С помощью инструкции составьте «шпаргалки» по карточкам, которые вы получили, найдите ответы на заданные вопросы.

Каждая группа зачитывает свою «шпаргалку», не называя вид кровотечения. Задача всех остальных учеников определить, о чем идет речь (слайд 10-11).

«Эрудит» (приложение № 2)

4.Закрепление.

Учитель: Человек без ущерба для здоровья может потерять до пол-литра крови. Потеря крови свыше одного литра уже несет опасность для организма, а утрата крови в объеме два литра требует ее немедленного восполнения - иначе возможен смертельный исход. Вот почему нам так важно знать, как остановить кровотечение.

«Спасатель» (приложение №3)

На столе учителя разложены карточки с творческими заданиями (различные жизненные ситуации). Учащиеся выбирают определенный вариант. Работают в группах, находят правильное решение и демонстрируют всем алгоритм оказания первой помощи при кровотечении (в зависимости от ситуации).

Просмотр видеофрагмента «Первая помощь при кровотечении»

5.Рефлексия (приложение № 4)

6.Подведение итогов (приложение № 5)

Объявление оценок учащимся.

7.Домашнее задание. В качестве домашнего задания я предлагаю вам составить свои ситуационные задачи по сегодняшней теме, которые могут случиться в быту, и разработать алгоритм их решения.

Приложение № 1 «Шпаргалка», « Научи другого».

Карточки:

1. Используя тест инструкции, ответьте на вопросы:

    Каковы признаки артериального кровотечения?

    Каковы способы остановки артериального кровотечения?

2. Используя тест инструкции, ответьте на вопросы:

    Каковы признаки венозного кровотечения?

    Каковы способы остановки венозного кровотечения?

3. Используя текст инструкции, ответьте на вопросы:

    Каковы признаки капиллярного кровотечения?

    Каковы способы остановки капиллярного кровотечения?

4. Используя тест инструкции, ответьте на вопросы:

    Каковы признаки внутреннего кровотечения?

5.Используя текст инструкции, ответьте на вопросы:

    Каковы признаки кровотечения из носа?

    Какую первую помощь можно оказать пострадавшему?

Приложение № 2. « Эрудит»

Учитель: У вас на столах лежат медицинские аптечки, содержащие различные средства, препараты на все случаи жизни. Необходимо выбрать те средства, которые необходимы для оказания первой помощи при разных видах кровотечения. На выполнение задания вам дается одна минута. А затем участник каждой команды аргументирует, почему именно эти средства выбраны

Приложение № 3. « Спасатель»

Группа 1. Дети во дворе играли в прятки. Задев друг друга во время бега,

ребята упали. Один из них сильно повредил колено. Рана обширная, сочится, как из сот, кровь. Определите вид кровотечения. Окажите ПМП.

Группа 2 . Парень ехал на велосипеде по обочине дороги, случилось неприятное падение. Он повредил ногу ниже колена. Из раны с большой скоростью фонтанчиком вытекала кровь. Определите вид кровотечения. Какова первая помощь?

Группа 3. В результате удара тупым предметом возникло значительное носовое кровотечение. В распоряжении имеются вата и полоска ткани (ширина 5 см, длина 50 см). Какова последовательность оказания первой помощи?

Группа 4. В результате ножевого ранения возникло сильное артериальное кровотечение из подколенной артерии. Никаких инструментов и перевязочного материала нет, кроме собственной одежды. Какова последовательность оказания первой помощи?

Группа 5. Молодой человек получил ножевое ранение в грудь. Под ключицей справа резаная рана размером 3x1,5 см, из которой вытекает пенистая кровь. В распоряжении оказывающего помощь имеются флакон со спиртовым раствором йода, нестерильный целлофановый мешочек, нестерильный бинт. Какова первая помощь?

Приложение № 4. Рефлексия.

На уроке мне понравилось…

На уроке мне запомнилось…

На уроке я научилась…

Приложение № 5. Подведение итогов.

Да, мы знаем теперь виды кровотечений, умеем оказывать первую медицинскую помощь при них. Но этих умений не совсем достаточно. Нужно еще иметь душу, способную сопереживать, готовую принять на себя чужую боль. Умение принять чужую боль и облегчить страдание – это и есть искусство милосердия. Овладеть им может каждый, чья душа добра, а сердце способно к состраданию. Только ЧЕЛОВЕК может овладеть искусством милосердия, и этому нужно учиться каждый день.

Как вы понимаете слова Бернарда Шоу: « Теперь, когда мы умеем летать по небу, как птицы, плавать по воде, как рыбы, нам осталось одно - научиться жить на Земле, как люди»?

Приложение № 6. Кровотечения

§ 1 Виды кровотечений

Нам известно, что в организме взрослого человека объем циркулирующей крови составляет приблизительно 5 литров. Угрозу для жизни представляет потеря 1/3 объема крови. При потере 50% крови наступает смерть. Причины кровотечений обусловлены повреждениями сосудов вследствие травмы, увеличении проницаемости стенок сосудов, свертывания крови при некоторых болезнях (например, опухоль или воспалительный процесс). Наиболее опасно стремительное вытекание крови. При этом снижается кровяное давление, мозг испытывает кислородное голодание, страдает сердечная мышца, печень, почки. При несвоевременной или неумело предоставленной помощи может наступить смерть.

Разберем основные виды кровотечений и способы их остановки.

Различают три вида кровотечений: артериальные, венозные и капиллярные.

Артериальные кровотечения возникают из-за повреждения артерий. Кровь в них движется под большим давлением. Такие кровотечения наиболее опасны для жизни. Особенно это касается повреждений аорты, сонных и легочных артерий, плечевых, бедренных артерий и коронарных артерий, снабжающих сердечную мышцу. Из поврежденного сосуда кровь вытекает фонтанирующей струей. Она алого цвета из-за большого содержания в ней гемоглобина, связанного с кислородом.

При венозных кровотечениях кровь вытекает равномерной, непрерывной и непульсирующей струей. Цвет венозной крови темный из-за высокого содержания в ней гемоглобина, связанного с углекислым газом. Так как многие вены располагаются поверхностно, то вероятность их ранение велика, что опасно для жизни из-за большой потери крови и возможного попадания воздуха в кровеносные сосуды.

Особенность капиллярных кровотечений состоит в том, что кровоточит вся раневая поверхность. Кровь по цвету близка к артериальной. Она вытекает медленно в небольшом объёме. Виден так называемый симптом «кровавой росы», когда на пораженной поверхности появляются небольшие, медленно растущие капли, напоминающие капли росы. При таком кровотечении не происходит значительной потери крови. Данное кровотечение легко останавливается.

§ 2 Первая помощь при кровотечении

В зависимости от вида повреждения выбирается и способ остановки кровотечения. Например, при некоторых видах венозных и капиллярных кровотечений возможна самостоятельная остановка крови. Первая помощь при капиллярных и венозных кровотечениях сводится к обработке кожи вокруг раны настойкой йода, закрытии раны стерильной марлевой салфеткой и наложении давящей повязки. Сдавливание стенок сосудов помогает быстрому образованию сгустка крови и остановке кровотечения. Если приподнять раненую конечность, то это уменьшит приток крови и ускорит остановку кровотечения. Если кровь не остановилась в течение 10 минут, то для оказания более квалифицированной помощи пострадавшего необходимо доставить в больницу.

Артериальное кровотечение остановить намного труднее.

В зависимости от места и степени повреждения выбирают различные приемы остановки крови. Давящая повязка сама по себе артериальное кровотечение не остановит, поэтому помимо нее используют максимальное сгибание конечности, например, в локтевом или коленном суставе с последующей фиксацией ее повязкой. При ранении крупных артерий прибегают к сдавливанию артерий пальцами выше места повреждения. Это возможно сделать в местах, где прощупывается пульс, т.е. на кости. Как только кровотечение уменьшилось, накладывается стандартный (резиновый) или самодельный жгут. Самодельный жгут может быть сделан из подручного материала: веревка, ремень, шарф. Существуют определенные правила наложения жгута. Местоположение жгута при артериальном кровотечении должно быть выше места ранения. Его затягивают с такой силой, чтобы сдавить мягкие ткани и стенки сосудов. Под жгут подкладывают мягкую материю, чтобы не повредить окружающие ткани, и записку с временем наложения жгута. В летнее время жгут накладывается не более чем на 2 часа. Зимой - не более чем на 1 час. Детям летом жгут накладывается не более чем на 30 минут, а зимой - на 10-12 минут. При более длительном сдавливании конечности жгутом возможно омертвение тканей.

Пострадавшего при артериальном кровотечении необходимо доставить в медицинское учреждение для оказания медицинской помощи.

В некоторых случаях при венозном кровотечении также требуется наложение жгута. Его накладывают ниже места повреждения сосуда.

Достаточно часто встречается носовое (капиллярное) кровотечение, поэтому рассмотрим оказание первой помощи при этом виде кровопотери. Пострадавшего следует посадить, немного наклонив туловище вперед, или уложить, приподняв ему голову. Это делают для того, чтобы кровь не затекала в глотку и не вызывала рвоту. Далее следует слегка прижать крылья носа большим и указательным пальцами на 3-5 минут и попросить пострадавшего дышать в это время ртом. При более сильном кровотечении в носовую полость вводят тугой марлевый или ватный тампон, смоченный 3% раствором перекиси водорода. На носовую перегородку следует положить лед или ткань, смоченную холодной водой. Тампон и лед накладывают на 10-20 минут.

Мы разобрали различные виды наружного кровотечения. Существует другая категория кровотечений - внутренние. Опасность их заключается в том, что кровь вытекает в полости органов, не сообщающихся с внешней средой, т.е. в полости внутренних органов. Диагностировать такие кровотечения неспециалисту крайне сложно, поэтому при подозрении на внутреннее кровотечение пострадавшего как можно скорее следует доставить в лечебное учреждение.

§ 3 Краткие итоги урока

Итак, на уроке Вы узнали что:

1. Различают внутренние и наружные кровотечения, последние делят на три вида кровотечений: артериальные, венозные и капиллярные.

2. Наиболее опасно артериальное кровотечение.

3. Характер кровотечения определяет стратегию первой помощи.

4. Вовремя оказанная медицинская помощь может спасти человеку жизнь.

Список использованной литературы:

  1. «Биология. Человек», 8 класс. Драгомилов А.Г., Маш Р.Д.: Учебник для учащихся 8 класса общеобразовательных учреждений. - 2-е изд., переработ. - М.: Вентана-Граф, 2004. - 272 с.
  2. Биология. Человек: Учеб. для 9 кл. общеобразоват. учеб. заведений / А.С. Батуев, И.Д. Кузьмина, А.Д. Ноздрачев и др.; Под ред. А.С. Батуева. - 5-е изд. - М.: Дрофа, 1999. - 240 с.
  3. https://ru.wikipedia.org/wiki/Кровотечение

Урок проводится в форме обучающей игры. Класс это бригада скорой помощи, которую возглавляет врач (учитель). Он отвечает за работу бригады и контролирует её действия.

ТЕМА : «Первая помощь при кровотечениях»

Задачи урока:

1) научить учащихся распознавать капиллярное, венозное и артериальные
кровотечения;

2) формировать умения оказывать первую медицинскую помощь;

3) углубить знания по теме «Кровь», «Кровообращение»;

4) познакомить с медицинскими профессиями;

5) совершенствовать умения учащихся делать логические выводы,

обобщения;

Цель работы : научиться распознавать и оказывать первую медицинскую помощь при различных видах кровотечений.


Ход урока:

Учитель:

Назовите общую тему, над которой мы работаем с вами уже несколько уроков? (Кровеносная система)

Что такое кровь?

Назовите функции крови?

Каким главным свойством обладает кровь? (обладает текучестью)

Когда у человека появляется рана, что открывается (кровотечение), чтобы остановить кровотечение, что нужно сделать? (Оказать первую помощь)

И так из того, что вы сказали, выделим главные слова, это: кровотечение и первая помощь. Подумайте и скажите, какова тема сегодняшнего урока «Первая помощь при кровотечениях»

Какова цель нашей работы? (научиться оказывать первую медицинскую помощь при различных видах кровотечений).

Учитель: в знаменитой врачебной «клятве» Гиппократ провозгласил - всё обращать к выгоде больных, «воздерживаясь - от причинения всякого вреда и несправедливости». Для каждого врача эти слова должны быть законом, необходимо использовать все средства для спасения больного.

Сегодня на уроке

работает медицинская бригада, в состав которой входит врач Елена Анатольевна, медсестра Камила, санитар Павел.

Начнём свой рабочий урок с планерки:

1. Как называются красные кровяные клетки? (эритроциты)

2. Почему кровь имеет красный цвет? (гемоглобин)

3. Самые мелкие кровеносные сосуды (капилляры)

4. Самый крупный кровеносный сосуд (аорта)

5. Какие ещё есть сосуды в организме человека? (вены)

Существуют 3 вида кровотечения:

Если повреждены сосуды капилляры…это капиллярное кровотечение

Если повреждены вены…венозное

Аорта ….артериальное

(На доске заполняется схема и вывешиваются рисунки рук)

Учитель: Чтобы отправиться на выезд и оказать первую помощь при остановке кровотечения, медицинская бригада скорой помощи должна знать признаки кровотечений и как оказать первую помощь выполнит задание в рабочей тетради, заполнить таблицу, воспользуемся текстом учебника на стр задание

Вы должны выделить признаки каждого кровотечения и как оказать первую помощь пострадавшему

ФИЗМИНУТКА Вы проделали большую работу и немного устали, давайте отдохнем. Сели правильно, закрыли глаза, сделали глубокий вдох и выдох открыли глаза и приступили к работе

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Учитель: В организме человека около 5л крови, потеря 1/3 угрожает жизни. От ваших правильных действий зависит здоровье человека

К вам доставили пациента с определенными симптомами кровотечения. Какую первую помощь вы будете оказывать?

Пациент 1: обращается за первой помощью, у него порезан кончик пальца. Ваши действия.

Пациент 2: у него кровь из раны течет ярко-алого цвета. Ваши действия.

Пациент 3: у него сильно порезано запястье руки. Ваши действия.

На столе разложены предметы. Наложите жгут с помощью подручных средств носового платка и карандаша, воспользуйтесь рисунком учебника.

Давайте подведем итоги и посмотрим краткий курс остановки разных видов кровотечений:





Правила наложения жгута




Первая помощь при внутреннем кровотечении.

Внутреннее кровотечение может возникнуть при язве желудка, сильном ударе или ранении в живот, в грудную и черепную полость



Учитель : спасибо за вашу активную работу. Я как Врач бригады скорой медицинской помощи ставлю оценки за работу своим помощникам.

Ребята! Пожалуйста, на листочках, отметьте символами своё отношение к уроку:

Если вам было интересно и всё понятно, поставьте!!;

Если интересно, но не всё понятно, поставьте!?;

А, если вам было не интересно и не понятно, поставьте 00

Домашнее задание: параграф, в рабочей тетради выполнить задание, творческая работа сделать памятку по оказанию первой помощи при кровотечениях

Урок окончен. Спасибо всем.

«Первая медицинская помощь при кровотечении» — превосходное онлайн обучение, благодаря которому вы сможете узнать, что делать в случае получения открытых ран. В представленном видео вам будут продемонстрированы места возможных кровотечений, а так же дана полная информация о том, как его остановить. Просмотрев наш урок, вы получите конкретные знания по данному вопросу и не растеряетесь в случае необходимости.

Кровотечения и методы их остановки, по своим видам кровотечения разделяют на:

  • артериальное
  • венозное
  • капилярное
  • внутреннее

Виды кровотечений

Различают артериальное, венозное, капиллярное и паренхиматозное кровотечение.

Артериальное кровотечение — кровотечение из поврежденных артерий. Изливающаяся кровь ярко-красного цвета, выбрасывается сильной пульсирующей струей.

Венозное кровотечение возникает при повреждении вен. Давление в венах значительно ниже, чем в артериях, поэтому кровь вытекает медленно, равномерной и неравномерной струей. Кровь при таком кровотечении темно-вишневого цвета.

Капиллярное кровотечение возникает при повреждении мельчайших кровеносных сосудов — капилляров.

Печень, селезенка, почки и другие паренхиматозные органы имеют очень развитую сеть артериальных, венозных сосудов и капилляров.

Различают кровотечения наружные и внутренние. Наружные кровотечения характеризуются поступлением крови непосредственно на поверхность тела через рану кожи. При внутренних кровотечениях кровь поступает в какую-нибудь полость.

Первая помощь при кровотечениях

К способам временной остановки кровотечения относятся:

  1. придание поврежденной части тела возвышенного положения по отношению к туловищу;
  2. прижатие кровоточащего сосуда в месте повреждения при помощи давящей повязки;
  3. прижатие артерии на протяжении;
  4. остановка кровотечения фиксированием конечности в положении максимального сгибания или разгибания в суставе;
  5. круговое сдавливание конечности жгутом;
  6. остановка кровотечения наложением зажима на кровоточащий сосуд в ране.

Капиллярное кровотечение легко останавливается наложением обычной повязки на рану. При венозном кровотечении надежная временная остановка кровотечения осуществляется наложением давящей повязки. Артериальное кровотечение из небольшой артерии можно с успехом остановить при помощи давящей повязки.

Для экстренной остановки артериального кровотечения широко применяется способ прижатия артерий на протяжении. Прижать артерию можно большим пальцем, ладонью, кулаком. Прижатие артерий фиксацией конечности в определенном положении применяют во время транспортировки больного в стационар.

Надежно останавливает кровотечение из артерий тугое круговое перетягивание конечности, обеспечивающее пережатие всех сосудов выше места ранения. Наиболее легко это выполняется с помощью специального резинового жгута. Наложение жгута показано лишь при сильном кровотечении из артерий конечности. Для предупреждения защемления кожи под жгут подкладывают полотенце, одежду раненого и т. д.

Конечность несколько поднимают вверх, жгут подводят под конечность, растягивают и несколько раз обертывают вокруг конечности до прекращения кровотечения. Туры жгута должны ложиться рядом друг с другом, не ущемляя кожи. Наиболее тугим должен быть первый тур, второй накладывают с меньшим натяжением, а остальные — с минимальным. Концы жгута фиксируют при помощи цепочки и крючка поверх всех туров. Ткани должны сдавливаться лишь до остановки кровотечения. При правильно наложенном жгуте артериальное кровотечение немедленно прекращается, конечность бледнеет, пульсация сосудов ниже наложенного жгута прекращается.

Жгут на конечности накладывается не более чем на 1. 5-2 ч. Если окончательная остановка кровотечения по каким-либо причинам затягивается, то необходимо на 15-20 мин жгут снять (артериальное кровотечение в этот период предупреждают пальцевым прижатием артерии) и наложить вновь несколько выше или ниже.

При отсутствии специального жгута круговое перетягивание конечности может быть осуществлено резиновой трубкой, ремнем, платком, куском материи. Необходимо помнить, что грубые жесткие предметы могут легко вызвать повреждение нервов.

Абсолютно в любое время вы можете просматривать «Первая медицинская помощь при кровотечении» на нашем уникальном сайте в онлайн режиме. Тренируйтесь!