Консультация для родителей "В детский сад без слёз или как уберечь ребёнка от стресса!". Неврозы у детей или как избавить ребенка от стресса

Слово «стресс» в переводе с английского означает «повышенное напряжение, нагрузка». В результате его нарушается саморегуляция человека, его способность сохранять душевное равновесие. Как говорят медики, стресс может накапливаться в организме и «прорываться» заболеваниями, на лечение которых могут уйти годы. Потому так актуален сегодня вопрос, .

Как протекает стресс у детей?

Механизм возникновения стресса в настоящее время хорошо изучен и описан в специализированной литературе. Тревожное состояние появляется в ответ на попадание ребенка в незнакомую обстановку, непривычную ситуацию. Следом возникает сильная эмоция – страх или радость (стресс могут вызывать не только отрицательные, но и положительные чувства). Реакция на телесном уровне проявляется во внезапных головокружениях, спазмах, «замирании сердца», «холоде в животе», слезах и т.д.

Даже у грудничков может развиться «синдром сиротства», если их надолго оставлять одних. Чего уж говорить о трех-четырехлетних крохах, которые многое уже видят и понимают, могут что-то и допридумать, нафантазировать. Они в стрессовой ситуации жалуются на боли в области живота, учащенное сердцебиение. Упрямство и капризы, столь часто встречающиеся в этом возрасте, тоже часто являются проявлениями стресса.

Реакция ребенка на школьный стресс

Опытные родители знают, сколько переживаний у ребенка бывает связано со школой. Иногда у детей можно заподозрить целый букет болезней, от сердечных до острого аппендицита и хронических отравлений. Головная боль, кишечные колики, появление сыпи – вот далеко не полный список симптомов, которые при ближайшем рассмотрении являются реакцией на стресс.

Неврологи говорят, что чаще всего причины этих проявлений находятся в ментальной сфере. Дети испытывают тревогу, напряжение, и организм выдает свою реакцию на эти мысли. В школьные годы особенно важно уберечь ребенка от стресса , так как в переходном возрасте эти переживания могут накладывать отпечаток на всю дальнейшую жизнь: неконтролируемое психическое напряжение к 20-30 годам способно трансформироваться в серьезные депрессии, сердечно-сосудистые заболевания, нарушения обмена веществ.

Вот признаки стресса школьников:

  • Не свойственная ребенку угрюмость, замкнутость, желание отгородиться от внешнего мира или, напротив, гиперактивность
  • Склонность на уроках отвлекаться, погружаться в себя. В этом состоянии дети могут что-то рисовать, чертить, складывать из бумаги, играть с телефоном, не обращая внимания на учителя
  • Переживания от конкуренции со сверстниками, жалобы на боли в животе, послабления стула, вызванного, скорее всего, синдромом раздраженного кишечника на нервной почве
  • Болезненное восприятие , жалобы на мигрени, боли в мышцах, суставах
  • Развитие синдрома хронической усталости. Появление апатии, безразличия к оценке
  • В особо острых случаях дети могут терять сознание, перед этим жалуясь на сильное головокружение и холодные мокрые ладошки

Профилактика и лечение стресса

Как другие заболевания, склонность к стрессу нужно вовремя замечать и обращаться к специалистам. Сегодня выпускается большое количество препаратов седативного действия, в том числе, на травах.

Эффективны для детей, подверженных стрессам, занятия физкультурой, водные процедуры, посещения бассейна.

В сложных случаях на помощь придет психотерапевт. Но и сами родители могут повышать свою грамотность и находить материалы в интернете и библиотеке о том, . Например, им будет полезно познакомиться с БОС-терапией.

Эта методика основана на возможности каждого человека управлять системами организма с помощью определенного эмоционального настроя. БОС так и расшифровывается – «биологически обратная связь».

Лечение по БОС-методике очень нравится деткам. К телу присоединяют датчики, позволяющие зафиксировать особенности психомоторики конкретного малыша. Все данные помещаются в компьютер и при помощи программы преобразуются в графические образы.

Далее ребенку демонстрируют пазлы на мониторе. Как только в теле возникает напряжение, характерное для стресса, картинка «замирает». Врач поясняет малышу, что он сможет закончить ее, только если хорошо расслабится. Под воздействием игровой обстановки и собственной высокой мотивации ребенок постепенно привыкает не напрягаться и сохранять спокойствие.

БОС-методика не имеет побочных эффектов и противопоказаний. Она подходит деткам с 5-6 летнего возраста. Отлично зарекомендовала себя для исправления вегетативных расстройств. Но есть одно условие, которое родителям озвучивают сразу: нельзя заставлять ребенка приходить на последующие занятия, если первое ему не понравилось. От такого «лечения» эффекта не будет.

Стресс – неотъемлемая часть современности. Но это вовсе не означает, что нет способов ему противостоять. Научив ребенка справляться с тревогой и беспокойством, вы заложите ему правильные установки на долгую счастливую жизнь.

Рассказывает детский психотерапевт психоневрологического дис­пансера Елена Остапенко.

Стресс - это состояние напряжения, возникающее у человека под влияни­ем сильных неблагоприятных для орга­низма факторов. Эти факторы называют стрессорами.

Определенный уро­вень стресса необходим для организ­ма, поскольку мобилизует его для со­противляемости стрессорам. Но чрез­мерная интенсивность стресса может привести к патологическим изменени­ям и болезням.

Стресс, возникающий при сильных нервно-психических нагрузках, называ­ют эмоциональным. И стрессорами здесь являются сильные негативные эмоции - гнев, тоска, тревога, страх, по­давленность.

В основе высшей нервной деятель­ности находятся два основных процес­са - возбуждение и торможение, точ­нее, их слаженная, сбалансированная работа. Упрощенно: возбуждение - это активная, работоспособная фаза, тормо­жение - фаза расслабления, отдыха. Под действием сильных негативных эмо­ций происходит « сшибка» этих процес­сов - нарушается их баланс. И в пси­хической деятельности человека начи­нают преобладать либо процессы воз­буждения, либо торможения.

Психофизиологи считают возраст младших школьников переходным пе­риодом в психическом развитии ребен­ка - теперь ведущей его деятельнос­тью становится учебная. От 6-7лет до 10-11 лет закладываются основы тео­ретического мышления, происходит осознание ребенком того, как он в дей­ствительности воспринимается окружа­ющими, дети становятся готовыми к со­держательному сотрудничеству со взрослыми. Для любого переходного возраста характерна эмоциональная неустойчивость, которая проявляется быстрой, часто беспричинной сменой настроения - от смеха к слезам, а так­же игнорирование требований взрос­лых. У младших школьников это избе­гание ситуации - он как бы « не слы­шит» вас. Еще одной психологической особенностью семилеток является по­теря непосредственности. Временами они начинают вести себя неестествен­но, « манерничать» или копировать по­ведение взрослого человека. Все это возрастное, а значит, проходящее. Но помнить об этом стоит, поскольку это фон, на который накладывается стрес­совая ситуация.

К причинам, способствующим эмо­циональному стрессу у детей, относят конфликтную ситуацию в семье, недо­статочное внимание к ребенку, повы­шенные психологические нагрузки, в том числе огромный поток информа­ции, обрушивающийся на растущий, еще не сформировавшийся организм, различные хронические заболевания.

Но даже для вполне здорового и благополучного в семье 7-летнего ре­бенка поступление в школу является стрессовой ситуацией. Почему?

Первокласснику предстоит адапта­ция к новым для него условиям жизни. Прежде всего ему необходимо приспо­собиться к большей дистанции между им и взрослым (учителем). Воспита­тельницы в детском садике частично брали на себя функции родителей, во всем опекая маленьких дошколят. В школе между учителем и учеником от­ношения более взрослые. Вторая за­дача - нужно найти контакты с одно­классниками. Да и всей семье требу­ется адаптация к новым для нее усло­виям. Наконец, где-то в середине пер­вого класса у ребенка наступает пре­сыщение учебой - он получил боль­шое количество информации, на его взгляд, совершенно оторванной от ре­альной жизни. Это тоже стресс.

Как справиться с этими трудными задачами адаптации и ребенку, и се­мье? Только вместе.

К ответственности надо приучать еще до школы - уже в 5 лет у ребенка должно быть в семье домашнее пору­чение. А в самом начале первого клас­са обязательно организуйте ребенку рабочее место и вместе с ним напи­шите подробный распорядок дня.

Контактам с одноклассниками не научишь, это приходит только с опы­том, поэтому еще до школы не стоит изолировать своего малыша дома от сверстников. Когда ребенок пошел в школу, ищите « золотую середину» организации жиз­ни всей семьи. Все равно вам вместе с ним « учиться» в первом классе. Все это поможет справиться первоклашке со стрессом. В противном случае может произойти « сшибка» процессов возбуж­дения и торможения. Родители обра­щают внимание на неадекватное пове­дение своего ребенка, перестают « уз­навать» свое чадо. « Он стал раздражи­тельным, непослушным и грубым. Со сверстниками ведет себя агрессивно, часто ссорится и дерется», « Очень силь­но устает в школе, вялый, спит на ходу», « Начал так хорошо учиться, а теперь совсем плохо, и вообще в школу идти не хочет», - вот типичные рассказы родителей. А это все последствия стрессовой ситуации. Это еще не бо­лезнь. Справиться с этим поможет пси­холог в школе или в центре социаль­ной помощи семье и детям, который есть в каждом районе нашего города.

Если нет эффекта от этих занятий - контакт с ребенком не восстанавлива­ется, поведение его все более ухуд­шается, значит, это уже невроз - функциональное нарушение высшей не­рвной деятельности. Увы, но ими стра­дают до 15 процентов младших школь­ников.

Как это выглядит? Состояния, описан­ные выше, ухудшаются: усиливается аг­рессивность и конфликтность и с родными, и в школе. Могут появиться расторможенность и невнимательность, часто сопровождающиеся нарушением сна. Ребенок во сне может разговари­вать или ходить. Возможно появление различных страхов, патологических при­вычек грызть ногти, выдергивать воло­сы и т. д. Очень пугает родителей, ког­да ребенок навязчиво повторяет дви­жения и действия, начинает однообраз­но играть с предметами, не имеющими игрового назначения, то есть без кон­ца перекладывает с места на место ка­кой-либо предмет или без конца мо­нотонно постукивает им по столу. Это признаки заболевания. Следовательно, при возникновении любой из этих пе­речисленных проблем необходимо обратиться в детскую районную поли­клинику к участковому педиатру, кото­рый направит ребенка в психоневро­логический диспансер. Здесь прово­дят полное обследование ребенка. И сразу начинают комплексное лечение. Невроз - это функциональное рас­стройство, он успешно лечится, но луч­ше не доводить дело до серьезного расстройства.

Профилактика неврозов у детей

Соблюдение режима дня поможет организовать жизнь ребенка так, чтобы нагрузки чередовались с отдыхом. Хо­рошо, если кто-то из родителей в пер­вый месяц учебы первоклассника бе­рет отпуск. Утром после зарядки на­кормите ребенка завтраком не на ско­рую руку. И с первых дней выработай­те « школьный ритуал»: утром собира­емся в школу, обсуждаем по дороге важные дела малыша. После школы вместе обедаем, обсуждая события в школе. Замечательно, если у ребенка есть возможность поспать днем после школы. Затем прогулка, а вечером под­готовка к школе.

Не стоит с первого же месяца отда­вать ребенка в группу продленного дня или в различные дополнительные сек­ции. А вот к ноябрю занятия в спортив­ных секциях: плавание, коньки, лыжи, для мальчиков - восточные единобор­ства. Очень полезны танцевальные и театральные кружки - здесь выплес­кивается вся накопившаяся за день энергия, ребенок получает навыки не­формального общения. Что же касает­ся дополнительных интеллектуальных занятий - в разумных количествах они не повредят. Но если у ребенка не остается времени на игры и прогулки, за­нятия любимым делом - вы лишаете его радостей, обеспечивая ему стресс и все его последствия.

О ночном сне: он должен длиться 9-10 часов в сутки. Причем очень ва­жен сон от 21 до 24 часов, поскольку именно в это время восстанавливаются после дневной нагрузки клетки цент­ральной нервной системы, а в следую­щие ночные часы восстанавливаются другие системы организма.

Четыре совета родителям

1. Детские неврозы чаще всего возникают там, где стресс первоклассника накладывается на семейные проблемы. Развод родителей действует на психику ребенка как угроза жизни и вызывает острый стресс с последующим тяжелейшим нервным потрясением. Бес­ конечные ссоры и конфликты между членами семьи, а то и просто непонятное для ребенка поведение родителей, бумерангом отзываются на его психическом здоровье.

Ребенок очень чутко улавливает на­строение и психическое состояние близких. И по невидимой связи ему пе­редается их напряжение и тревога. На­учитесь справляться со своими стрес­сами сами, тогда и у вашего ребенка не будет нервных срывов.

2. Непривычная обстановка в школе и необходимость постоянно концентрировать внимание отнимает много сил. Пусть у вашего ребенка будет хорошее настроение, тогда он будет меньше уставать. Не забывайте подбадривать и хвалить первоклассника, особенно первое время. А вот критикой увлекаться не стоит. Любые замечания своему ребенку надо делать только с глазу на глаз - присутствие посторон­них вызовет только обиду. И постарай­тесь делать это в спокойной форме, без крика.

3. Не стоит постоянно твердить ре­бенку, что « в его годы вы были…» и т. д. Вы сами незаметно развиваете у соб­ственного чада всевозможные комплек­сы неполноценности и чувство безус­пешности его попыток сравняться в будущем со своими родителями. Не лучше ли будет вспомнить, какими вы были на самом деле и откровенно рас­сказать о своих переживаниях и ошиб­ках ребенку?

4. Важно не сколько времени роди­тели проводят со своими детьми, а как они его с ними проводят. Надо быть вместе с ним. Вы удивитесь, как много­му вы сможете научить своего ребен­ка. И незаметно будет вырабатываться модель поведения на будущее, по об­разу и подобию родителей.

Дети не могут успешно развиваться без внимания родителей. Почаще го­ворите своему ребенку, как вы его любите. Именно вы, родители, а не только бабушки и дедушки.

Материал подготовила Надежда Фролова

Первые неизбежные стрессы у ребенка связаны с расставанием с близкими (особенно их смертью), посещением стоматолога или предстоящей болезненной манипуляцией (операцией). Отношение ребенка к предстоящему неприятному событию связано в первую очередь с тем, как их переживает взрослый – дети заражаются от тревожности родителей и, наоборот, могут в расслабленном состоянии легче переносить и быстрее забывать все то, чего боятся взрослые. Поэтому, необходимо прежде всего перестать бояться самим взрослым.

В случае предстоящей болезненной манипуляции необходимо провести предварительную ознакомительную работу по поводу того, что ребенку предстоит, однако информация должна быть избирательна – нужно исключить все "страшилки" и не допускать общения с детьми, которые могут возбудить или напугать вашего ребенка. То, что полезно для подготовки к предстоящему событию, должно быть рассказано с указанием на важные моменты поведения – что нужно открыть рот, что будут щипцы и т.д. Если ребенок маленький (до 3 лет), то лучше вообще отказаться от подготовительной работы и провести его через стресс неожиданно.

И еще один совет – еще до неприятного события начинайте выстраивать перспективные жизненные планы на время после того, как это событие окончится. Это позволит ребенку прочувствовать, что все неприятное конечно, и затем наступит светлая полоса жизни.

Все вышесказанное относится прежде всего к здоровым детям - но нервным детям с невропатией только психологических приемов преодоления стресса недостаточно. Наиболее простой способ преодоления и «сглаживания» стресса и у детей, и у взрослых - это использование лекарств траквилизаторов. «Транквилити» в переводе означает - покой, успокоение. Действие этих лекарств заключается в предотвращении и «снятии» страха, тревоги, возбуждения. Автор этих строк принимает такое лекарство за час перед посещением зубного врача. Конечно, боли от этого не бывает меньше, но в кресло стоматолога садишься без дрожи и потения.

К сожалению, в последние годы транквилизаторы стали практически недоступными для жителей Украины из-за ошибок депутатов нашей Верховной Рады, принявших неумные законы: см. раздел на сайте о проведении «Благотворительной врачебной акции для кандидатов в депутаты Верховной Рады по определению их умственного развития». Конечно, в ряде случаев помочь при стрессе могут и более слабые успокаивающие лекарства, не вызывающего привыкания ни при каких условиях. Поэтому, с помощью компьютерной программы «Нейрофарм» я могу подобрать оптимальный набор лекарств для предотвращения стресса и с учетом психики ребенка, и с учетом их доступности.

Как помочь переносить более сложные виды стресса в школьном возрасте .

Некоторые женщины, когда "перегреваются" от раздражения или внутренних переживаний, все бросают и начинаю печь пироги, затевают уборку или стирку. Говорит, что через пару часов от волнений не остается даже воспоминаний. А многие мужчины спасаются от невероятных нагрузок в бизнесе старыми проверенными способами - футбол, баня, пиво с друзьями. Известно, что те, кто сумел оптимально подобрать для себя способ избавления от психических и физических нагрузок, живут гораздо более счастливо и чувствуют жизнь во всей ее полноте и радости. А теперь подумаем: даже мы, взрослые, худо-бедно уже умеющие себя контролировать, порой ничего не можем сделать со своими нервами, как бы ни старались.

Но что же происходит с детьми в подобных ситуациях? Особенно ярко это проявляется в тех случаях, когда мы окунаем детей во взрослый мир, живущий по жестким правилам. Например, в спорт."Ты занимаешься серьезным делом, - говорит тренер своему воспитаннику, - забудь о том, что тебе одиннадцать лет, в спорте не бывает детей и взрослых, а бывают плохие спортсмены и хорошие". Может быть, подобные установки успешны с точки зрения результатов, но именно с чего-то подобного, скорее всего, начинаются истории, которые психологи иногда именуют как "раннее сгорание".

Стресс, безусловно, полезен для организма. Но в умеренных дозах и только при условии его преодоления. Если же ребенок испытывает постоянное давление и не имеет возможности "выходить" из-под него, его психика расшатывается. Кроме того, установлено, что подверженные стрессу дети чаще болеют так называемыми психосоматическими болезнями. Это аллергии, кожные заболевания, астма, энурез, нарушения сна. Позднее стрессы переносятся во взрослую жизнь. Специальные исследования подтвердили, что большинство сердечных недомоганий берет начало именно в детском возрасте, начиная с шести-девяти лет.

Каковы же основные источники излишнего стресса у школьника? Прежде всего, конечно, школа. Сегодня детям неизбежно приходится осваивать огромный объем информации. Родители же часто, увлекаясь разносторонним развитием, стараются заполнить все оставшееся от учебы время различными занятиями. Но перед тем, как погружать ребенка в область занятий, которая неизбежно потребует от него серьезных усилий, а возможно, станет профессией, хорошо бы понять, зачем это делается. Нужно поговорить с ребенком - выяснить, что ЕМУ нравится и почему. Понаблюдать - для того, чтобы понять ЕГО склонности и особенности темперамента. Если родителям кажется, что у ребенка есть талант и его нужно реализовывать, это тоже обязательно надо обсуждать с самим ребенком. И только в том случае, когда, как говорится, все сходится - и желание ребенка, и его возможности, и родительские возможности, тогда действительно есть вероятность прийти к настоящему успеху. Но и в этом случае психологи настоятельно рекомендуют соблюдать несколько важных правил:

  • оставлять ребенку свободное время, в которое он может заниматься тем, чем хочет;
  • помогать осознавать границы своих возможностей, трезво оценивать свою силу и выносливость;
  • в тех случаях, когда ребенок вдруг отказывается заниматься, подробно выяснять почему. Это может быть все что угодно - от внешности тренера до цвета купальника. Зная причину, всегда легче помочь;
  • исключить так называемую "гипермотивацию ". Проще говоря, не допускать ни у себя, ни у ребенка установок типа "если я этого не сделаю, я ничего не стою и никто не будет меня любить; если я не выиграю это соревнование, значит, ничего никогда не получится" и т.д. Подобные мысли порой приводят к попыткам самоубийства у детей, поэтому надо быть крайне осторожными;
  • внимательно относиться к жалобам на самочувствие . Частые головные боли, желудочные недомогания, плохой сон или усталость без причин могут быть первыми признаками перенапряжения.

Кроме этого, обязательно нужно сознательно обучать ребенка приемам релаксации. Научившись с детства чередовать напряжение и расслабление, человек приобретает чрезвычайно больший "запас прочности". Американские психологи Шелдон и Шейла Левис рекомендуют в качестве расслабления использовать медитации дыхания, которые вполне доступны детям 6-11 лет. Предложите ребенку сначала три минуты посидеть спокойно, с выпрямленной, но не напряженной спиной, закрытыми глазами. Ребенок спокойно дышит, прислушиваясь при этом к своему дыханию, чувствуя его целиком. Вначале будет трудно не отвлекаться на посторонние мысли, но постепенно упражнение станет легким и доступным, и тогда время можно увеличить до 10-15 минут. В дальнейшем короткие медитации дыхания помогут и на переменках между сложными уроками, и в конфликтных ситуациях, и особенно во время сложных экзаменов.

Еще одна серьезная проблема, которая встречает юных талантов - страх сцены. Часто излишние стрессы возникают именно перед публичными выступлениями. Здесь тоже есть некоторые правила, которые помогут преодолеть эти страхи:

  • не думать о том, что мог подготовиться лучше;
  • не сравнивать себя с другими;
  • сделать несколько глубоких вдохов и выдохов с одновременным расслаблением тела;
  • представить, что нервная система разогревается, чтобы выработать дополнительную энергию для выступления. Если появляется ощущение, что энергии слишком много, нужно попрыгать или встряхнуть руки, как это делают спортсмены перед стартом;
  • сконцентрироваться на своих движениях. Сосредоточившись на своем состоянии, человек расслабляется и перестает нервничать;
  • после выступления остановиться ненадолго, мягко растянуться или сделать несколько глубоких вдохов и выдохов;
  • признать свои успехи и сделать выводы из ошибок (но именно в таком порядке, а не наоборот).

Конечно, уберечь ребенка от стрессов и срывов невозможно. Но сгладить их помогут воспитание уверенности в себе, самодостаточности, ощущения широты и полноты жизни. Очень важно, чтобы ребенок проводил какое-то время в играх и общении с родителями, причем желательно, чтобы при этом не затрагивалась тема достижений и побед. Самое страшное - увязывать родительскую любовь и успехи в учебе или спорте. Ребенок при этом может потерять чувство защищенности и осознать себя одиноким и слабым. Ведь самым лучшим лекарством против невзгод обладает БЕЗОГОВОРОЧНАЯ И БЕЗУСЛОВНАЯ родительская любовь.

Проконсультировать ребенка вы можете на частном приеме доктора Биттерлиха

Как помочь ребенку избавиться от тревоги, преодолеть стресс или отвлечься от какого-то негативного события? Не нужно сразу бежать к психологу! Снять стрессовое состояние могут сами родители — при помощи коррекционных занятий.

Вот 10 несложных, но очень действенных игр, основная цель которых – избавить малыша от беспокойств и неприятных воспоминаний, которые могли быть полученны в садике, в школе, на детской площадке.

1. Попрыгаем от всей души

Ваш ребенок любит прыгать на кровати, а вы его за это ругаете? Очень зря, поскольку такие «прыгалки» позволяют выплеснуть весь негатив и снять напряжение, не оставив стрессу никаких шансов.

Весь секрет в «невесомости», вместе с ощущением полета в мозг передаются положительные импульсы. Поэтому не стоит журить малыша за прыгание, лучше водить его в специально предназначенные для этого места. Например, на батут.

2. Сделаем дни разноцветными

Есть такое понятие, как «жить вчерашним днем» – с детьми такое нередко случается. Они могут подолгу думать о том, что случилось в прошлом, и переносить события в настоящее. Чтобы не позволить ребенку «зависнуть», нужно сделать каждый его сегодняшний день ярким. Распределите по всем дням недели цвета радуги: понедельник – красный, вторник – оранжевый и т.д.

И каждый день акцентируйте внимание малыша на конкретном цвете. Если это, к примеру, четверг, то организуйте всё в зеленом цвете: зеленая одежда, зеленые фрукты/овощи и т.п. Это поможет оживить чувства ребенка и вернуть его в реальность.

3. Снимем маску разминкой

Ученые утверждают: если ребенок получил психологическую травму, и его лицо стало безучастным, то снять такую «застывшую маску» можно с помощью пластической игры. Заинтересуйте малыша лепкой из пластилина, после чего в шутку предложите ему самому «стать пластилином». Суть этой игры заключается в массаже детского личика, вы должны в игривой форме «лепить» из него разные фигурки и разминать щечки. Можно даже вместе погримасничать и строить рожицы – после такого занятия ребенок заметно расслабится.

4. Отпустим негатив в небо или по реке

Любые отрицательные эмоции необходимо отпускать, держать их в себе нельзя. Но от стресса порой избавиться очень сложно даже взрослому человеку, а ребенку это сложнее вдвойне. И самый эффективный способ очиститься от негатива – отпустить его. В этом помогут обычные воздушные шары и бумажные кораблики: шарики запускать в небо, а кораблики пускать по воде. Очень простые способы отвлечься от неприятного события.

5. Сделаем бумажную гирлянду

Случается, что по какой-либо причине малыш замыкается в себе и отказывается от общения с другими детьми. Предложите ему вместе смастерить гирлянду из бумаги – цепочку, фонарики, снежинки или человечков, которые держатся за руки. Раскрасьте их, дайте каждому имя, нарисуйте глазки – придайте поделке какое-то единение. Это поможет застенчивому малышу раскрепоститься и в дальнейшем сблизиться с новыми друзьями.

6. Поищем качества в имени

Данная игра – идеальный вариант психологической защиты личности, благодаря чему ребенок быстрее адаптируется в новой обстановке. Ее суть состоит в том, чтобы малыш написал столбиком свое имя и на каждую букву определил свое качество. Пример: имя ПОЛИНА. П – Прилежная, О – Общительная, Л – Ласковая, И – Искренняя, Н – Надежная, А – Аккуратная. Или имя ЕГОР: Е – Единственный, Г – Гостеприимный, О – Озорной, Р – Решительный. Абсолютно на каждое имя всегда можно найти какое-то хорошее качество.

7. Поиграем с капелькой краски

Еще одна простенькая, но очень полезная игра для расслабления и снятия напряжения. Приготовьте стакан с водой и предложите ребенку капнуть в нее акварельной краской. Капелька начнет растворяться, образуя причудливые узоры. Пусть малыш применит всю свою фантазию и постарается танцем изобразить то, что видит. Например, узор в воде напоминает рыбку, и ребенок должен пластикой показать ее. Очень интересная игра.

8. Прогоним негатив отпечатками

Зачастую замкнутый малыш «закрывается» в себе и боится просто радоваться жизни – пережитый страх ему этого не позволяет. И чтобы помочь ребенку избавиться от тревоги, можно поиграть с ним в отпечатки. Суть игры: в краску окунается пальчик или даже вся ладошка, после чего на бумаге нужно оставить след. Из этого отпечатка малыш должен дорисовать то, что ему подсказывает фантазия: ромашку, мячик, котенка, зонтик и т.д.

9. Поищем ребенка в воображаемом мире

Чтобы «вернуть» малыша из его воображаемого мира в сегодняшний день, попробуйте поиграть с ним в незатейливую, но очень эффективную игру. Правила: вы неожиданно спрашивайте его: «Ты где?», он отвечает: «Я здесь» и описывает, где именно «находится». Не поправляйте его, ребенок должен сам придумать и рассказать о своих ощущениях. К примеру: «Я сижу на зеленой лужайке в красивом платье в горошек и ем сладкий арбуз».

10. Выпустим «пар» активными играми

Абсолютно любой негатив требует выхода, и сделать это можно при помощи громких подвижных игр. И неважно, что это будет: бой подушками, хлопки в ладоши, забивание гвоздей или игра на барабане – важно выпустить «пар». Здесь срабатывает метод «клин клином вышибает», поэтому от отрицательной энергии нужно избавляться радикальными способами. Подойдет любая шумная игра, которую можно провести дома или на природе. Это поможет ребенку обрести душевное равновесие и снять стрессовое состояние.

Нервы

Чтобы не истощать нервную систему ребенка, старайтесь сглаживать стрессовые ситуации. Чаще его хвалите, вместе играйте и веселитесь, не нагружайте его «взрослыми» проблемами.

У детей разных возрастов стресс проявляется по разному.

  • У малышей до двух лет нарушается сон, они капризничают и отказываются от пищи.
  • В возрасте от двух до пяти лет проявляется поведенческая агрессия, у ребенка бывают приступы плохого настроения, плаксивость, он даже может начать заикаться.
  • Дети дошкольного и младшего школьного возраста под воздействием стресса становятся молчаливыми и замкнутыми, избегают общения.
  • Подростки проявляют стресс «трудным поведением», приступами раздражения, вспышками ярости. Нередко под влиянием этого фактора развивается судорожный тик: мигание или подергивание.

Что поможет

Ученые установили, что дети, у которых в организме недостаточно магния труднее адаптируются к сложным обстоятельствам. Этот макроэлемент способен устоять стрессу, а значит, просто необходим для нервной системы. Чтобы установить недостаток магния, нужно сдать кровь на анализ. Если недостаток элемента будет подтвержден лабораторно, врач назначит магниесодержащие препараты.

Антистрессовые продукты

Магний содержится в фасоли, шпинате, грецких орехах, миндале, тыквенных семечках подсолнечника, в арахисе и пшеничных отрубях. Но так как без витамина В6 магний не усваивается, дополняйте антистрессовую диету ребенка такими продуктами, как говяжья печень, куриное мясо, морская рыба, сладкий перец, пшено, гранат, чеснок, облепиха.

Видео по теме

Совет 2: Как избежать стресса, отдавая ребенка в детский сад

Начало посещения ребенком детского воспитательного учреждения может сопровождаться стрессовым состоянием как у малыша, так и у его родителей. Таких ситуаций можно избежать, если папа и мама тщательно подготовятся к этому моменту.

Подготовка родителей

Приняв решение отдать свое чадо в детский сад, проведите с собой подготовительную работу. В первую очередь настройтесь на то, что вам необходимо будет расставаться с вашим малышом. Сначала на 1-2 часа, а потом дольше, постепенно увеличивая время его пребывания в учреждении.

Заранее узнайте, кто из воспитателей будет работать в вашей группе. Личное знакомство с ними придаст вам уверенность в их профессионализме. Вам будет легче передать ребенка уже знакомым людям.

Познакомьтесь с руководителем детского сада. Он объяснит все правила посещения ребенком группы. Обратите особое внимание на оплату услуг детского сада и на постановку на питание ребенка.

Ребенок ставится на питание заранее. Если вы планируете прийти завтра, то позвонить в детский сад и сообщить о вашем приходе следует сегодня.

Медицинский персонал также окажет большую помощь при подготовке к посещению детского сада. Вам расскажут обо всех важных моментах, которые необходимо соблюдать в семье. Кроме того, медики дадут перечень детских врачей, которых необходимо будет пройти для заполнения личной медицинской карты ребенка.

Подготовка ребенка

Задолго до официального прихода вашего малыша в детский сад, начните плавную подготовку. Гуляя возле детского сада, объясните ребенку, что сюда ходят детки, чтобы играть, учиться новому и заводить друзей. Говорите ему, что интересно, воспитатели знают много игр. Такой положительный настрой поможет ребенку проявить первоначальный интерес к детскому саду.

Узнайте про распорядок дня в детском саду. Приблизив к нему режим дня дома, вы подготовите ребенка к новому для него жизненному этапу. Кроме того, это позволит ему быстрее адаптироваться к незнакомым условиям.

Если ваш ребенок замкнутый, старайтесь больше гулять с ним в людных местах. Учите его знакомиться со сверстниками, играть с ними. Впоследствии общение с незнакомыми людьми не станет стрессом для вашего ребенка.

При необходимости обратитесь к детскому психологу, он есть в штате детского сада. Специалист поможет ребенку подготовиться к приходу в детский сад, избегая стресса. Кроме того, это даст вам возможность выявить и своевременно решить скрытые проблемы.

В первые дни пребывания малыша в группе, оставайтесь вместе с ним. Это даст ребенку уверенность, что его не бросили, что вы – рядом. Впоследствии он будет готов остаться в детском саду без вашего присутствия.

Поддерживайте ребенка во всех его начинаниях, радуйтесь даже малому успеху. Так он будет знать, что новые знания, умения и навыки, полученные в детском саду, радуют его родителей и находят одобрение в семье.