Лечение детей с пограничными психическими расстройствами. Скачать бесплатно Фесенко Ю.А. Оценка объектных отношений

Гармоничное развитие личности ребенка возможно при наличии здоровья определяемого как состояние физического, психического и социального благополучия человека. Ключевым для воспитателей и психологов будет понятие психического здоровья, включающее благополучие в эмоциональной и познавательной сфере, развитии характера и формировании личности, нервно-психическом состоянии детей и подростков. Термин "психическое здоровье" неоднозначен, он связывает собою две науки и две области практики – медицинскую и психологическую. В последние десятилетия на пересечении медицины и психологии возникла особая отрасль – психосоматическая медицина, в основе которого лежит понимание того, что любое соматическое нарушение всегда так или иначе связано с изменениями в психическом состоянии. В некоторых случаях психические состояния становятся главной причиной заболевания, в других случаях они являются как бы толчком, ведущим к болезни. Случаи могут быть разные, но связь психологического и физического здоровья очевидна.

В сегодняшней реальности в обществе наблюдается весьма высокий процент психологических трудностей не только у детей, лишённых родителей, но и у детей, воспитывающихся в семье. Одна из главнейших проблем психического здоровья – проблема неврозов. По данным, полученным в результате многолетних исследований как отечественных, так и зарубежных психологов, в обществе нормальной считается доля людей, страдающих неврозами, около 15%. В нашей стране эта доля в 80-е годы равнялась 14 %. За 90-е годы эта цифра резко возросла. Исследования Психологического института РАО свидетельствуют: среди детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста страдающих неврозом 72-75 % (!), среди взрослого населения нашей страны, т.е. среди родителей детей – 65 % (!). Вероятно, большинство взрослых пока не догадывается о последствиях такого положения, но педагоги обязаны искать пути и средства сохранения психологического здоровья ребёнка, его родителей, своего собственного.

Большинство нервно-психических заболеваний сопровождается различными отклонениями в поведении, по которым можно в ряде случаев предполагать исходный характер нарушений. Скажем, неврозы часто выражаются беспокойством, страхами, неуверенностью в действиях и непоследовательностью в поступках, раздражительностью и обидчивостью, неустойчивым, легко меняющимся настроением. Подобные отклонения встречаются непостоянно – в основном там, где обстановка наиболее травмирующее действует на ребенка.

Безусловно, отклонения в поведении лишь видимая часть айсберга и только непосредственный контакт с ребенком, ознакомление со всей историей его жизни, встреча с родителями позволяют составить целостное представление о его нервно-психическом состоянии. Сама постановка диагноза – прерогатива врача, однако он нередко ставит его слишком поздно, когда уже требуется весьма продолжительное лечение. А между тем нервно ослабленным детям, не имеющим грубых нарушений, и тем более детям с неврозами – функциональными нервно-психическими расстройствами – можно весьма эффективно помочь на самом раннем этапе, используя психологические, а не медицинские меры воздействия. Сделать можно многое, если не оставаться равнодушным и не быть слепым проводником столь привычного административно-командного стиля обращения с детьми.

Позиция воспитателя может быть предопределяющей в дальнейшей судьбе ребенка: или о его "баловстве", "упрямстве" и "вредности" будет сообщено родителям, которым остается только "нажать", "исправить", "наказать", то есть сделать еще раз то, от чего и заболел ребенок, или же воспитатель обратит внимание родителей на явно болезненный характер поведения ребенка, посоветует, как поступить в том или ином случае.

Эти два подхода делят воспитателей на тех, кто слепо следует догме и исходит только из своих интересов, и тех, кто творчески решает возникающие проблемы, учитывая индивидуальность каждого ребенка и неиспользованные резервы психического роста. В первом случае воспитатели будут "поставлять" неврозы, а во втором, наоборот, количество неврозов уменьшится.

Выделим то общее, что присуще детям до заболевания неврозами в плане становления их характера как сочетания врожденных и средовых влияний. Рассматриваемые черты характера сами по себе не приводят к неврозу, но способствуют ему, в той или иной мере определяя характер переживаний детей и их внутренний конфликт в ответ на действие идущих извне стрессовых факторов психологического порядка.

Эмоциональность . Дети, подверженные неврозам, характеризуются как эмоционально чувствительные, жалостливые, сострадающие и отзывчивые.

Впечатлительность близко примыкает к эмоциональности как особая разновидность долговременной эмоциональной памяти. Она способствует запоминанию неприятных событий, их фиксации. Ребенок долго помнит обиду, оскорбление, страх, возвращается своими переживаниями в прошлое и не может так легко, как другие, отталкиваться в своих действиях и поступках от настоящего.

Импрессивность – склонность к внутренней переработке чувств и переживаний. Ребенок склонен к некоторой задержке (отсрочке) эмоциональных реакций, особенно переживаний, как бы накапливая их и потом неожиданно выявляя для окружающих.

Внутрянняя неустойчивость. Предпосылками внутренней неустойчивости могут быть: а) наличие эмоциональности, непосредственности в выражении чувств и импрессивного характера переработки переживаний; б) беспокойство, неуверенность всебе при общей активности и выраженности чувства "Я" и т.п.

Склонность к беспокойству, волнениям . Обусловлена: а) повышенной эмоциональной чувствительностью; б) неспособностью утвердить себя, найти признание и понимание среди окружающих и т.п.

Беззащитность, незащищенность. Проявляется главным образом в общении со сверстниками, когда ребенок не может защитить себя, "дать сдачи", ответить на оскорбление.

Выраженность чувства "Я" заключается прежде всего в раннем отличии себя от окружающих, подчеркнутом чувстве собственного достоинства, потребности в самоутверждении. Эти дети всегда имеют свою точку зрения, стремятся к самостоятельности, активны и упорны в достижении поставленной цели, предпочитают играть ведущие роли, что не всегда получается. Для таких детей характерны обязательность, исполнительность, развитое чувство долга, вины, стыда.

Перечисленные характеристики психического развития, предшествующие возникновению неврозов, расположены в порядке постепенного уменьшения влияния конституционального (наследственного) фактора и увеличения влияния фактора среды. Внутренняя неустойчивость обусловлена влиянием обоих факторов.

Отметим то, чего не хватает детям с неврозами для их полноценного психического развития: своевременной эмоциональной поддержки и понимания взрослыми своеобразия формирования их характера, признания в семье или среди сверстников; жизненного тонуса, бодрости, душевного подъема, воодушевления; уверенности в себе и решительности в действиях и поступках; способности легко устанавливать контакты и длительно поддерживать их на взаимоприемлемом уровне; гибкости и непринужденности в отношениях, умения принимать и играть роли. Многие из перечисленных черт характера и поведения детей формируются в результате отклонений в семейных отношениях и воспитании, а также в результате отклонений в личности родителей.

Особенности взаимоотношений в семье, где дети страдают неврозами, могут быть сгруппированы следующим образом: построение отношений в браке по типу невротического взаимодополнения при контрасте черт характеров супругов; личностные изменения у родителей, а также невроз у одного из них; инверсия супружеских и родительских отношений; несостоятельность одного из родителей в супружеской роли или в воспитании детей; образование эмоционально обособленных диад с конфликтным противостоянием и использованием одного из членов семьи в качестве "козла отпущения"; повышенная возбудимость и непродуктивные стрессы в процессе внутрисемейного общения; эмоционально-депривированная и тревожная атмосфера в семье и ее относительная психологическая изоляция от внешних связей.

Таким образом, мы видим, что отклонениям в поведении ребенка способствуют отклонения в личности родителей, отношениях в семье и воспитании, что, в свою очередь, является причиной неврозов.

Как видим, детская нервность возникает в результате разнообразных причин и в зависимости от них проявляется по-разному. Воспитателю необходимо вовремя обратить внимание на болезненные проявления ребенка, квалифицировав их как проявления нервности, а не как дурные привычки, своеволие или капризность.

Название: Пограничные нервно-психические расстройства у детей.
Фесенко Ю.А.
Год издания: 2010
Размер: 5.88 МБ
Формат: pdf
Язык: Русский

Представленная книга "Пограничные нервно-психические расстройства у детей" рассматривает довольно актуальную проблему детской психиатрии - пограничные расстройства. В издании охарактеризованы диагностические показатели пограничных расстройств у детей при применении компьютерного кросскорреляционного анализа электроэнцефалограммы, дана классификация, клинико-диагностическая картина и варианты лечения нарушений речи, тиков, энуреза. Описан синдром дефицита внимания в детской психологии и синдром гиперактивности у детей, неврозы и детские неврастении, энкопрез, детский стресс, отдельная глава посвящена лечебно-диагностическим методами у детей. В заключении представлена аналитическая психология юнгианской школы. Книга "Пограничные нервно-психические расстройства у детей" Ю.А. Фесенко рассчитана на врачей-психиатров, детских психологов, неврологов и специалистов смежных специальностей.

Название: Посттравматические бессознательные состояния
Александрова Е.В., Тенедиева В.Д., Потопаов А.А.
Год издания: 2015
Размер: 43.57 МБ
Формат: pdf
Язык: Русский
Описание: В книге "Посттравматические бессознательные состояния" под ред., Александрова Е.В. и соавт., рассматриваются фундаментальные и клинические аспекты данной медицинской проблемы. Освещены вопросы анатомо... Скачать книгу бесплатно

Название: Психиатрия. Национальное руководство. 2-е издание
Александровский Ю.А., Незнанов Н.Г.
Год издания: 2018
Размер: 13.42 МБ
Формат: pdf
Язык: Русский
Описание: Учебное пособие "Психиатрия. Национальное руководство" под ред., Ю.А. Александровского и соавт., является вторым дополненным и переработанным изданием, которое хорошо знакомо практикующим врачам профи... Скачать книгу бесплатно

Название: Расстройства психосоматического спектра. Патогенез, диагностика, лечение
Сторожаков Г.И., Шамрей В.К.
Год издания: 2014
Размер: 1.38 МБ
Формат: pdf
Язык: Русский
Описание: В практическом руководстве "Расстройства психосоматического спектра. Патогенез, диагностика, лечение" под ред., Сторожакова Г.И., и соавт., рассматриваются вопросы анатомо-физиологических основ психо... Скачать книгу бесплатно

Название: Психиатрия. Научно-практический справочник
Тиганов А.С.
Год издания: 2016
Размер: 50.5 МБ
Формат: pdf
Язык: Русский
Описание: Справочное руководство "Психиатрия. Научно-практический справочник" под ред., Тиганова А.С., рассматривает весь спект психиатрической патологии, что является практическим руководство для практикующих... Скачать книгу бесплатно

Название: Клиническое руководство по психическим расстройствам. 3-е издание.
Барлоу Д., Эйдемиллер Э.Г.
Год издания: 2008
Размер: 9.17 МБ
Формат: pdf
Язык: Русский
Описание: Книга "Клиническое руководство по психическим расстройствам" как современное клиническое руководство по психиатрии рассматривает практические вопросы дисциплины, где отражены паническое расстройство и... Скачать книгу бесплатно

Название: Справочник по психиатрии.
Жариков Н.М., Хритинин Д.Ф., Лебедев М.А.
Год издания: 2014
Размер: 1.06 МБ
Формат: pdf
Язык: Русский
Описание: Теоретические и практические вопросы психиатрии в справочнике "Справочник по психиатрии" дают наиболее полное представление о данном разделе медицинской науки. В справочнике рассмотрены диагностика ра... Скачать книгу бесплатно

Название: Общая психопатология
Марилов В.В.
Год издания: 2002
Размер: 4.06 МБ
Формат: djvu
Язык: Русский
Описание: Книга "Общая психопатология" под ред.. Марилова В.В., рассматривает общие вопросы изучения расстройств психиатрического профиля. Представлены патологические состояния восприятия, расстройства мышления... Скачать книгу бесплатно

Название: Практическое руководство по применению МКБ-10 в психиатрии и наркологии
Чуркин А.А., Мартюшов А.Н.
Год издания: 2010
Размер: 31.03 МБ
Формат: pdf
Язык: Русский
Описание: Книга "Практическое руководство по применению МКБ-10 в психиатрии и наркологии" под ред., Чуркина А.А., и соавт., рассматривает сокращенную версию криетриев диагностики в психиатрической практике с по...

В основном, принято считать, что дети подвержены простудам и различным вирусным болезням, хотя заболевания психики у детей встречаются довольно часто, и доставляют немало проблем как самим пациентам, так и их родителям. Так же, как у взрослых больных, детские психические заболевания диагностируются на основании ряда симптомов и признаков, являющихся специфичными для определенных расстройств. Но следует принимать во внимание, что диагностический процесс у детей бывает особенно сложный, и некоторые поведенческие формы могут выглядеть, как симптомы психических нарушений.

Например, в эту категорию входят странные пищевые привычки, излишняя нервозность, эмоциональность, которые могут быть расценены, как часть нормального развития ребенка. Поведенческие виды переходят в симптомы, если их возникновение происходит слишком часто, нарушают способность ребенка к нормальному функционированию внутри семьи, или их возникновение не соответствует возрасту. Если родители заметили странности в поведении, то необходимо обследовать ребенка у врача. В настоящее время нет лабораторных тестов, которые производят специфическую диагностику психических расстройств. Врачи используют в работе такие методы, как рентгеновское исследование, анализ крови, которые необходимы для исключения соматических заболеваний, побочных эффектов лекарственных средств, являющихся причиной симптомов.

В том случае, если физическое заболевание не выявлено, ребенка направляют на консультацию к психологу или подростковому психиатру, которые являются специалистами по детским психическим расстройствам. Психиатрами и психологами применяются особые тесты, которые применяются для оценки психического состояния пациента. Диагноз врача основан на выявлении у ребенка типичных симптомов. Также, врач основывается на собственных наблюдениях и замечаниях родителей, учителей пациента. Их мнение необходимо, так как в основном дети затрудняются самостоятельно объяснить, в чем заключаются их проблемы, также они не могут понять, в чем проявляется их болезнь.

Причины психических болезней у детей

Причин детских психических заболеваний ничуть не меньше, чем взрослых, и большинство из них спровоцировано комбинацией определенных факторов, которые практически невозможно предугадать, и следовательно, предотвратить. Но, если признаки удается своевременно распознать, и лечение начато без промедления, то тяжелых проявлений болезни можно избежать, или же, они могут быть минимизированы. Ученые установили, что в условиях современного мира приблизительно каждый пятый пациент врачей психиатров является несовершеннолетним, психическим заболеваниям подвержено не менее пяти процентов детей нашей планеты.

Психические детские расстройства не проходят бесследно, они оставляют свой негативный след на развитии и социальных возможностях маленького человечка. Но если профессиональная помощь оказана своевременно, многие заболевания детской психики излечиваются в полной мере, в том числе, к некоторым из них можно приспособиться. Также имеются и такие болезни, которые оставляют детей инвалидами. В основном, специалисты диагностируют у детей такие психические проблемы, как синдром навязчивости, тики, при которых у ребенка наблюдаются непроизвольные движения, или ему свойственно произносить звуки, не имеющие смысла. В детском возрасте могут наблюдаться тревожные расстройства, различные страхи.

При поведенческих расстройствах детьми игнорируются любые правила, они демонстрируют агрессивное поведение. В списке часто встречающихся заболеваний первазивные нарушения, имеющие отношение к расстройству мышления, и также , и прочее. Бывает, что медики применяют обозначение «Пограничные расстройства психики» у детей. Это значит, что имеет место состояние, которое является промежуточным звеном между отклонением и нормой. Причины возникновения психических детских нарушений различны. Нередко они обусловлены наследственным фактором, болезнями, травматическими поражениями. Поэтому родители должны ориентироваться на комплексные методики.

Лечение психических заболеваний у детей

Для родителей всегда является проблемой выбор врача, в случае возникновения у ребенка психического нарушения. Следует не ограничиваться консультацией у психиатра, и использованием медикаментозных лечебных методов. Будет правильно, если сразу после рождения младенца осмотрит остеопат, и другие специалисты. Многие расстройства психики необходимо лечить длительное время. И если лечение взрослых пациентов имеет определенные проверенные схемы, то детская психиатрия разработана в меньшей степени. В настоящее время эксперты постоянно ведут исследования в поисках эффективных видов борьбы с детскими психическими болезнями.

На сегодняшний день применяются те же самые препараты, которыми лечат взрослых, разумеется, в иных дозировках. В основном, среди методик лечения детей, имеющих психические нарушения, применяется несколько вариантов. При применении медицинских препаратов могут быть достигнуты хорошие результаты. Детям назначаются антипсихотики, противотревожные препараты, в том числе, стабилизаторы настроения и различные стимуляторы. Значительная роль в детской психиатрии отведена психотерапевтическим методам. Психотерапевт помогает ребенку справиться с заболеванием, выбирая для этого специальные стратегии.

Среди видов психотерапии для детей наиболее приемлема когнитивно-поведенческая терапия, поддерживающая терапия, а также межличностная и . Очень важно определить адекватное лечение, если у ребенка появились симптомы психического нарушения. Дети, у которых не лечили психические расстройства, страдают этими проблемами и в дальнейшем, такие люди подвержены алкоголизму, и даже суициду.