Океанические течения. Течения мирового океана

Наибольшее географическое значение имеют поверхностные течения. Они оказывают существенное влияние на климат, с ними должны считаться мореплаватели.

Прежде считали, что направление поверхностных течений совпадает с направлением ветров. На небольших водных пространствах это до некоторой степени соответствует действительности. Но в открытом океане, где достаточно глубоко, сказывается уже вращение Земли, отклоняющее течение от направления ветров в Северном полушарии вправо, а в Южном влево.

Подходя к берегу или мелководью из открытого океана, течение разделяется и меняет направление. В тех случаях, когда берег прямолинеен, а течение направлено к нему перпендикулярно, наблюдается раздвоение течения на две одинаковые струи. Одна струя уходит направо вдоль берега, а другая - налево. Приближаясь к берегу под углом, течение раздваивается на две струи разной величины. Большая струя уходит вдоль берега в сторону тупого угла, а меньшая - в сторону острого. Если берег образует выступ, то приближающееся к нему течение разрезается им на две струи, проходящие справа и слева от выступа.

Основные поверхностные течения возникают под воздействием пассатов, дующих над океанами круглый год.

Рассмотрим течения Тихого океана. Течение, вызванное северо-восточным пассатом, образует с ним угол в 45°, отклоняясь вправо от господствующего направления ветра. Поэтому течение направлено с востока на запад вдоль экватора, несколько севернее его (стрелка 1). Это течение обязано своим существованием северовосточному пассату. Его называют Северным пассатным.

Юго-восточный пассат создает Южное пассатное течение (стрелка 2), отклоняющееся от направления пассата влево на 45°. Оно направлено так же, как и предыдущее, с востока на запад, но проходит южнее экватора.

Оба пассатные (экваториальные) течения, идя параллельно экватору, достигают восточного берега материков и раздваиваются, причем одна струя уходит вдоль берега к северу, а другая - к югу. На чертеже эти ветви обозначены стрелками 3,4,5 и 6. Южная ветвь Северного пассатного течения (стрелка 4) и северная ветвь Южного пассатного течения (стрелка 6) идут навстречу друг другу. Встретившись, они сливаются и по зоне экваториального затишья направляются с запада па восток (стрелка 7), образуя экваториальное противотечение. Оно очень хорошо выражено в Тихом океане.

Правая ветвь Северного пассатного течения (стрелка 3) идет к северу вдоль восточного берега материка. Под воздействием. вращения Земли оно постепенно отклоняется вправо, отжимается от берега и около 40-й параллели уходит на восток в открытый океан (стрелка 5). Здесь его подхватывают юго-западные ветры и заставляют дернуться направления с запада на восток. Достигнув западного берега материка, течение раздваивается, его правая ветвь (стрелка 9) идет к югу, отклоняясь вращением Земли вправо, и потому отжимается от берега. Дойдя до Северного пассатного (экваториального) течения, эта ветвь сливается с ним и образует замкнутое северное экваториальное кольцо течений (стрелки 1, 3, 8 и 9).

Левая ветвь течения (стрелка 10) идет к северу, отклоняется вращением Земли вправо, прижимается к западному берегу материка и поэтому следует за изгибами берега и особенностями рельефа дна. Это течение несет из субтропиков воду повышенной солености. Встретившись с более холодной, но менее соленой полярной водой, оно уходит в глубину.

Северо-восточные ветры, дующие из приполярного пространства, также создают течение (стрелка 11). Оно, неся очень холодную воду, идет к югу вдоль восточных берегов материка Евразии.

В Южном полушарии левая ветвь Южного пассатного течения (стрелка 5) направляется к югу вдоль восточного берега Австралии, вращением Земли отклоняется влево и отжимается от берега. Около 40-й параллели (так же как и в Северном полушарии) оно уходит в открытый океан, подхватывается северо-западными ветрами и направляется с запада на восток (стрелка 12). У западных берегов Америки течение раздваивается. Левая ветвь уходит вдоль берега материка к северу. Отклоняясь вращением Земли влево, это течение (стрелка 13) отжимается от берега и смыкается с Южным пассатным течением, образуя южное экваториальное кольцо течений, аналогичное северному (стрелки 2, 5, 12 и 13). Правая же ветвь (стрелка 14) мимо южной оконечности Америки уходит на восток в соседний океан. Очевидно, что с запада из соседнего океана через пролив также должно входить аналогичное течение (стрелка 15).

Рассмотрите физическую карту мира, где показаны течения. Вам не трудно будет понять, почему Тихий и Атлантический океаны имеют по два экваториальных кольца течений - к северу и к югу от экватора, а Индийский - только одно в Южном полушарии. К северу от экватора океаническое пространство недостаточно для образования кольца течений.

Карта показывает, что в Тихом и Атлантическом океанах очертания западных берегов и расположенные около них многочисленные острова создают более сложную картину течений, чем изображенная на схеме.

Перейдем к схеме течений в Атлантическом океане. Здесь Южное пассатное (экваториальное) течение (стрелка 2) направляется из Южной части Гвинейского залива к западу между экватором и 15-й параллелью. Подойдя к выступу южноамериканского материка, оно разрезается на две струи. Левая ветвь течения, показанная стрелкой 5 на схеме, уходит на юг вдоль берегов Бразилии. Это течение называется Бразильским. Правая струя (стрелка 6) продолжает двигаться на запад-северо-запад вдоль северного побережья Южной Америки, в частности около Гвианы. Это Гвианское течение. Через проливы между Малыми Антильскими о-вами оно входит в Карибское море.

Северное пассатное (экваториальное) течение (стрелка 1), начинаясь у о-вов Зеленого Мыса, идет на запад между 5-й северной параллелью и северным тропиком. Встретив Большие Антильские о-ва, оно разрезается ими. Южная ветвь (стрелка 4) входит в Карибское море, а затем вместе с Гвианским течением - в Мексиканский залив. Северная ветвь, называемая Антильским течением, следует к северу от Больших Антильских о-вов (стрелка 3).

В Мексиканском заливе создается излишек воды. Помимо вод Гвианского и южной ветви Северного пассатного течений, сюда ежегодно вливается 600 км3 воды, которую приносит впадающая в залив Миссисипи - одна из величайших рек мира. В результате уровень воды Мексиканского залива у Флоридского пролива оказывается выше, чем в Атлантическом океане. Поэтому через Флоридский пролив между Флоридой, Кубой и Багамскими о-вами устремляется в Атлантический океан сильное сточное «течение из залива» - Гольфстрим. К нему с востока присоединяются воды Антильского течения, делая его еще более мощным.

Гольфстрим, отклоняясь вправо, у мыса Гаттерас покидает берег Америки и уходит вдоль 40-й параллели на восток в открытый океан (стрелка 8). На пути до Азорских о-вов его воды вследствие сильного испарения делаются более солеными. Около Азорских о-вов Гольфстрим раздваивается. Меньшая струя уходит вправо, в сторону острого угла, и, проходя мимо Канарских о-вов, получает название Канарского течения. Оно замыкает северное экваториальное кольцо течений (стрелка 9).

Внутри этого кольца находится Саргассово море, единственное море, у которого нет берегов, так как оно ограничено только течениями. Левая, более мощная ветвь Гольфстрима, направленная в сторону тупого угла, уходит на север, к берегам Европы. Это - Северо-Атлантическое течение (стрелка 10).

К западу от Ирландии вдоль подводного порога, тянущегося от Исландии через Фарерские о-ва к Шотландии, от него отделяется струя, уходящая к Исландии. Она образует течение Ирмингера, приносящее теплую воду к южным и западным берегам Исландии. Именно поэтому у берегов Исландии море никогда не замерзает.

Большая часть вод Северо-Атлантического течения, пройдя подводный порог, прижимается вращением Земли к Скандинавии. Это теплое Норвежское течение, благодаря которому зима в Норвегии мягкая. Море и фиорды здесь всегда свободны от льда.

У мыса Нордкап Норвежское течение разделяется. Левая ветвь (Шпицбергенское течение) идет вдоль мелководья Баренцева моря к северу до Шпицбергена, препятствуя образованию льда у его западных берегов. Правая же ветвь (Нордкапское течение) входит в Баренцево море.

В Северном Ледовитом океане существуют течения, идущие от Новосибирских о-вов через Северный полюс в Атлантический океан. Они приносят стволы сибирских деревьев к берегам Гренландии. Благодаря этим же течениям в Гренландию попали предметы с раздавленного льдами судна «Жаннетта».

Основным течением является здесь Восточно-Гренландское, идущее вдоль восточных берегов Гренландии.

Оно-то и увлекало льдину с первой дрейфующей станцией «Северный полюс». К западу от Гренландии, в Баффиновом заливе, начинается очень холодное Лабрадорское течение, выносящее в Атлантический океан огромные ледяные горы - айсберги.

В Индийском океане к югу от экватора течения соответствуют рассмотренным нами схемам течений Тихого и Атлантического океанов. В этом можно убедиться, изучая карту течений Мирового океана.

ВЛИЯНИЕ МОРСКИХ ТЕЧЕНИЙ НА КЛИМАТ И СУДОХОДСТВО

Морские течения оказывают значительное влияние на климат прибрежных частей материков. В обоих полушариях между экватором и 40-й параллелью восточные берега материка теплее, чем западные. В умеренной зоне соотношение обратное: восточные берега материка холоднее западных. В странах Западной Европы зимы мягкие, а в районах Северной Америки, расположенных в тех же широтах,- суровые.

Особенно заметен контраст между сравнительно мягким климатом Скандинавии и климатом Гренландии, покрытой мощной толщей льда.

Изучение морских течений необходимо для судоходства. Даже при небольшой скорости экваториальных течений Атлантического океана - от 20 до 65 км в сутки - необходимо учитывать их. За сутки такое течение может сместить корабль с принятого курса на 40-50 км в сторону.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Составляет 96% массы всей . Это огромный водный объект, занимающий 71% поверхности Земли. Он простирается во всех широтах и во всех планеты. Это — единое неделимое водное пространство, разделенное материками на отдельные океаны. Вопрос о количестве океанов остаётся открытым и сегодня. Классически выделяется четыре: , и . В то же время, на юге нашей планеты у берегов свойства океанической воды, а также животный и растительный мир на столько сильно отличаются, что их целесообразно рассматривать как самостоятельный , относя к его акватории южные воды Атлантического, Тихого и Индийского океанов. Вместе с тем, между Тихим и Индийским океанами граница практически отсутствует, потому в некоторых классификациях их рассматривают как единое водное пространство. Более того, выделение Северного Ледовитого океана также некоторыми океанологами ставится под сомнение прежде всего из-за его очень небольших размеров. Иногда он рассматривается, как внутреннее море Атлантики.

Теория литосферных плит предполагает, что океаническая кора начала образовываться раньше материковой, поэтому уже несколько миллиардов лет. На ранних этапах своего формирования он был горячим, его воды были насыщены карбонатами и металлами. Видимо, здесь каким-то образом и зародилась жизнь. Современный океан уже не такой, каким он был тогда, и даже участки его древнего дна не сохранились до наших дней. Связано это с постоянным движением океанической коры, образованием новой и погружением старой обратно в мантию. Прообразом современного мирового океана был древний океан Панталасса, существовавший в эпоху суперматерика — Пангеи. Возраст наиболее древних фрагментов океанического дна обычно не превышает 200 миллионов лет. Вплоть до второй половины XX века о его рельефе ничего не было известно. Предполагалось, что дно океана ровное, однако, это не так. Оно, как и суша, имеет очень сложный рельеф. В основании каждого океана находится срединно-океанический хребет. Он представляет собой границу между , где постоянно формируется новая океаническая кора. Следует заметить, что Красное море также обладает собственным срединно-океаническим хребтом и геологически является океаном, однако, еще только зарождающимся, на его образование уйдет по меньшей мере 100 миллионов лет. У краёв материков на океаническом дне формируются океанические желоба — следствия погружения коры под материки. На дне также располагаются целые системы подводных гор, вулканов, между ними находятся океанические равнины, называемые котловинами. Само ложе океана также не начинается мгновенно. Материк переходит в океан через шельфовую зону — материковую отмель, залитую водой. За шельфом начинается материковый склон или батиаль. Батиаль переходит в океаническое дно или абиссаль, глубокие участки которой в виде желобов носят название — ультраабиссаль.

Мировой океан оказывает колоссальное влияние на климат. По сути, все погодные явления происходят на планете из-за наличия воды в , а её там не могло бы быть без океана. Океан аккумулирует огромные запасы тепла. В то время, когда на суше происходят сильные перепады температур, температура океана в течение года меняется значительно меньше и не так резко. Это, с одной стороны, делает климат планеты теплее и мягче, с другой — способствует циркуляции воздушных масс на её поверхности.

Урок № 8: Воды Мирового океана. Поверхностные течения

27.02.2014 10853 0

Цель урока: 1) Сформировать знания о температуре, солености вод, водных массах и течениях Мирового океана; 2) Развивать умение работать с картой;

3) Воспитывать интерес к предмету.

Метод обучения: словесный

Форма организации: коллективная

Тип урока: комбинированный

Вид урока: проблемное обучение

Оборудование: 1. Физическая карта мира. 2. Карта климатических поясов

I .Организационный момент. Приветствие. Выявление отсутствующих.

II .Проверка домашнего задания.

1. Климатические пояса (Б. П. Алисов выделил 13 поясов – 6 переходных и 7 основных; в экваториальном низкое давление, жарко, дуют пассаты, осадков более 2000 мм в год; в тропиках – сухо, высокое давление, осадков менее100 мм в год; в умеренном – умеренные ВМ, западные ветра, сезоны года, осадков 500- 1000 мм в год, но неравномерны, давление низкое; переходные пояса – смена воздушных масс по временам года)

2. Климатообразующие факторы (географическая широта, движение воздушных масс, рельеф, близость океанов и их течений, характер подстилающей поверхности)

III .Всесторонняя проверка знаний.

1.Животные обитают в воздухе до высоты (150м)

2. Окружность, проведённая на глобусе на одинаковом расстоянии от полюсов (экватор)

3. В каком климате круглый год господствует сухой и холодный воздух, постоянные низкие температуры, а зимой сильные морозы? (арктическом)

4. Коренные жители Океании из этого растения строят дома и лодки, а плоды употребляют для пищи (кокосовая пальма)

5. «Пятым океаном» называют (атмосферу)

6. Самый большой по площади климатический пояс Евразии (умеренный)

IV .Подготовка к объяснению новой темы. Написать на доске тему урока, объяснить цели урока. Проблемный вопрос: По какой причине возникают течения в океане? Какие сведения можно получить из географических карт? Что называют гидросферой, что относится к ее составным частям?

V .Объяснение новой темы.

1. Воды Мирового океана (площадь Мирового океана 361,1 млн. км²; главные свойства океанических ОВД – температура и соленость; температура зависит от широты – рисунок 25 на стр. 41- и от глубины, солнечные лучи проникают на глубину до 200 м., затем резко понижается и на глубине 3000 – 4000 м составляет +2° - 0°С)

2. Состав вод (соли, газы, органические и нерастворимые вещества – 60 постоянных компонентов; соленость – количество граммов веществ, растворенных в 1 литре воды; промилле – единица измерения солености воды; соленость зависит от соотношения испаряемости, атмосферных осадков, географической широты; у экватора соленость 34‰, у тропиков36 ‰, у полюсов 33‰; самое соленое Красное море – 41‰; соленая вода замерзает при температуре -2°С; плотность показывает какая масса вещества содержится в единице объема; айсберги; 15% поверхности океана занимают льды; при таянии льдов уровень океана поднимется на 70 м.)

3. Значение океанов (льды влияют на климат и затрудняют судоходство; океан отдает тепло атмосфере, увлажняют ее; муссоны - сезонные ветра; облака, реки, дождь, озера – это временно разделенные части океана; самоочищение океана с помощью бактерий; источник морепродуктов, полезных ископаемых, энергии, сырья, дешевые пути сообщения, места отдыха)

4. Водные массы (большие объемы воды с одинаковыми характеристиками – плотностью, прозрачностью, соленостью, наличием кислорода, животного и растительного мира; различают экваториальные, тропические, умеренные и полярные типы; прибрежные и океанические, поверхностные, глубинные и придонные)

5. Поверхностные течения (движение воды в горизонтальном направлении под влиянием постоянных ветров; Северное пассатное течение; Экваториальное противотечение; Гольфстрим; Северо-Атлантическое течение; Канарское холодное, Северное пассатное, Лабрадорское; на юге Атлантики – Южное пассатное, Бразильское, Западных ветров, Бенгельское; Тихий океан – Куросио, Северо-Тихоокеанское, Гумбольдта или Перуанское; ширина Западных ветров – 1000 – 1300 км, скорость 3,5 км/час; смерчи – ветры над океаном при перемешивании вод с разными свойствами; в участках смешивания вод много рыбы и планктона)

VI .Усвоение новой темы.

1. При движении с запада на восток, понижается температура и солёность воды в (Северном Ледовитом океане)

2. В скольких агрегатных состояниях может находиться вода в природе? (3)

3. Водные объекты на географических картах обозначены каким цветом? (синим)

VII .Домашнее задание. § 9, контурная карта

VIII .Итог урока. Комментирование оценок.

Вывод: Мировой океан имеет огромное значение для жизни на Земле, так как он в определенной степени регулирует распределение тепла и влаги

Они играют большую роль в формировании климата на планете Земля, а также во многом отвечают за разнообразие растительного и животного мира. Сегодня мы познакомимся с видами течений, причиной их возникновения, рассмотрим примеры.

Ни для кого не секрет, что наша планета омывается четырьмя океанами: Тихим, Атлантическим, Индийским и Северным Ледовитым. Естественно, вода в них не может быть стоячей, так как это давно бы привело к экологической катастрофе. Благодаря тому, что она постоянно циркулирует, мы и можем полноценно жить на Земле. Ниже находится карта океанических течений, она отчетливо показывает все передвижения водных потоков.

Что такое течение в океане?

Течение Мирового океана - это не что иное, как непрерывное или периодическое перемещение больших масс воды. Забегая наперед, сразу скажем, что их множество. Отличаются они по температуре, направленности, глубинному прохождению и прочим критериям. Океанические течения зачастую сравнивают с реками. Но движение речных потоков происходит только вниз под действием сил гравитации. А вот циркуляция вод в океане возникает из-за многих разных причин. Например, ветер, неравномерность плотности водяных масс, разность температур, влияние Луны и Солнца, изменения давления в атмосфере.

Причины возникновения

Свой рассказ хочется начать с причин, которые порождают естественную циркуляцию вод. Точной информации даже в настоящее время практически нет. Это объясняется достаточно просто: система океанов не имеет четких границ и находится в постоянном движении. Сейчас более углубленно изучены течения, которые находятся ближе к поверхности. На сегодняшний день точно известно одно, что факторы, влияющие на циркуляцию воды, могут быть как химические, так и физические.

Итак, рассмотрим основные причины возникновения океанических течений. Первое, что хочется выделить, - это воздействие воздушных масс, то есть ветра. Именно благодаря ему поверхностные и малоглубинные течения функционируют. Конечно же, к циркуляции воды на большой глубине ветер отношения не имеет. Второй фактор также немаловажный, это воздействие космического пространства. В этом случае течения возникают благодаря вращению планеты. И наконец, третий основной фактор, который объясняет причины возникновения океанических течений, - разная плотность воды. Все потоки Мирового океана отличаются температурным режимом, соленостью и прочими показателями.

Фактор направленности

В зависимости от направленности потоки циркуляции вод океана делятся на зональные и меридиональные. Первые двигаются на запад или на восток. Меридиональные течения идут на юг и на север.

Существуют также и другие виды, причиной которых становятся Такие океанические течения называют приливными. Они имеют наибольшую силу на мелководье в прибрежной зоне, в устьях рек.

Течения, которые не меняют силы и направления, называют устойчивыми, или устоявшимися. К ним относятся такие как Северное пассатное и Южное пассатное. Если движение водного потока меняется время от времени, то его называют неустойчивым, или неустоявшимся. Эту группу представляют поверхностные течения.

Поверхностные течения

Самыми заметными из всех являются поверхностные течения, которые образуются благодаря влиянию ветра. Под действием пассатов, постоянно дующих в тропиках, в районе экватора формируются огромные потоки воды. Именно они образуют Северное и Южное экваториальные (пассатные) течения. Небольшая часть этих разворачивается вспять и образует противотечение. Основные потоки отклоняются на север или на юг при столкновении с материками.

Теплые и холодные течения

Виды океанических течений играют важнейшую роль в распределении на Земле климатических зон. Теплыми принято называть потоки акватории, которые несут воды с температурой выше нуля. Их движение характеризуется направлением от экватора к высоким географическим широтам. Это течение Аляскинское, Гольфстрим, Куросио, Эль-Ниньо и др.

Холодные потоки переносят воду в противоположном направлении в сравнении с теплыми. Там, где на их пути встречается течение с плюсовой температурой, возникает восходящее движение воды. Наиболее крупными считаются Калифорнийское, Перуанское и др.

Разделение течений на теплые и холодные носит условный характер. Эти определения отражают отношение температуры воды в поверхностных слоях к температуре окружающей среды. Например, если поток холоднее, чем остальная водная масса, то такое течение можно назвать холодным. Если же наоборот, то это считается

Океанические течения во многом определяют на нашей планете. Постоянно перемешивая воду в Мировом океане, они создают условия, благоприятные для жизнедеятельности его обитателей. А от этого напрямую зависят наши с вами жизни.

География 7 класс

Тема урока: Воды Мирового океана. Схема поверхностных течений .

Дата проведения…………….

Цель: раскрывая причины кругового движения поверхностных вод, дать представление об общей схеме поверхностных течений в Мировом океане.

Задачи:

· Сформировать представление об океанических течениях, причине их возникновения, видах течений и их использовании.

· Продолжить обучение работе с контурными картами, формировать умение отбирать главное и существенное из текста, сопоставлять получаемую информацию, выявлять закономерности, читать карты атласа.

· Воспитывать эстетическое восприятие географических объектов (мультимедиа).

Средства обучения: физическая карта полушарий, карта океанов, карты атласа, компьютер, презентация «Путешествие по Океану»

Тип урока: географический практикум

Ход урока

I. Организационный момент

1. Вступительное слово учителя

Мы много знаем об открытиях и исследованиях в нашем предмете география. Сегодня я желаю вам в процессе урока сделать свои открытия, которые зависят от ваших знаний и умений, ведь обучение состоит из постоянных поисков и находок. Поэтому давайте вместе двигаться вперед, и успех придет. Девизом нашего урока пусть будут слова китайской мудрости: «Не бойся, что не знаешь, бойся, что не научишься».

II. Новая тема. Слайд — тема урока

1. Разъяснение учителем цели урока, его задач

2. Знакомство с алгоритмической карточкой практической работы

III. Мотивация учебной и познавательной деятельности учащихся Прием «Запев»:

· Кто из вас летом бывал на море?

· Кто хоть раз был на реке?

· Кто любит прогулки в дождь?

· Кто любит гулять во время снегопада?

· Кто пил когда-нибудь воду из источника?

· Кто любит минеральную воду?

· Кто любит лимонад?

· С каким веществом связаны все эти вопросы? (Вода)

Именно вода — вода океанов — героиня нашего сегодняшнего урока.

Составление комплексной сравнительной характеристики двух океанов

Цель: Используя полученные на предыдущих уроках умения и знания, дать комплексную сравнительную характеристику двух океанов.

Оборудование: физическая карта полушарий, карта океанов, карта атласа, карта-алгоритм практической работы, источники информации.

Океан — наибольший участок, часть Мирового океана, ограниченная материками.

Комплексная характеристика — выявление и оценка разных особенностей объекта с целью его полного описания.

Задание 1. Используя физическую карту мира, карты атласа и дополнительные источники информации, заполните таблицу (у каждого ученика):

План характеристики

Название океанов

Индийский

1. Площадь, млн км2

2. Положение относительно экватора и нулевого меридиана

3. В каких климатических поясах расположен

4. Наибольшие моря и заливы

5. Проливы, которые соединяют с другими океанами

6. Океанические течения и их особенности

7. Материки и наибольшие острова, которые омывает океан

8. Средняя глубина, м

9. Максимальная глубина, м, место

10. Температура воды в поверхностном слое, ° С

11. Солёность воды, ‰

12. Представители растительного и животного мира

Задание 2. Сделайте вывод. Укажите черты сходства и различия в географическом положении и природе сравниваемых океанов. Объясните , чем они вызваны.

IV. Проверка знаний. Мозговой штурм

1. Откуда произошло слово «Океан»?

(Происходит от названия мифической реки Океан, которая, по сведениям вавилонян и египтян, омывала плоский диск суши.В переводе с древнегреческого означает «большая река, которая омывает Землю».)Слайд

Океан — наибольшая часть Мирового океана, ограниченная материками.

2. Вспомним, какую площадь Земли занимают Мировой океан и суша.

После ответа учащихся — обращение к «шпаргалке»

3. Сколько океанов на Земле?

Показ на карте океанов и ответ учащихся.

На нашей Земле океанов — четыре:

Индийский — самый соленый в мире,

Океан Атлантический славен сельдями,

Ледовитый всё время спит подо льдами,

А Тихий, конечно же, вовсе не тихий -

А буйный, глубокий и самый великий!

3. Проблемный вопрос:

На картах Тихого и Индийского океанов встречается особое условное обозначение красного цвета. Что оно означает?

(Это коралловые рифы. В тропических и экваториальных широтах они отличаются богатством форм жизни. Эти рифы — отмель, образовавшаяся в результатежизнедеятельности коралловых полипов — морских организмов с твердым известковым скелетом. Лучше всего кораллы чувствуют себя на глубине до 50 м при температуре +23… 25 ° С и средней солёности 35 ‰.)

Учитель: О причудливых странных существах, живущих в коралловых рифах, вы должны не только узнать из загадочного письма, которое пришло к нам морской почтой, но и рассказать

4. Прием «Угадай-ка»

Слайд «Загадочное письмо» :

Ответы учащихся:

(учитель демонстрирует натуральные объекты из коллекции кабинета географии и слайды с иллюстрациями, ученик читает комментарии):

1. Рыба-зебра . Ее нельзя касаться — в ярком плавнике на спине скрыты острые колючки с ядом.

2. Морской петух и вправду похож на петуха: весь пестрый, а плавники, как петушиный хвост, топорщатся. «Язык» морского петуха похож на ворчание, хрюканье или храп.

3. Рыба-звездочёт . Рыба примечательна своим способом охоты. Зароется в песок, только глаза и флажок на языке торчат. Красный флажок, будто червячок, шевелится. Но кто этого «червячка» захочет проглотить, сам в зубах у звездочета окажется.

4. Над коралловыми зарослями живут рыба-шар и рыба-ёж . В спокойном состоянии — рыбы как рыбы. Но стоит появиться хищнику, они, заглатывая воду, раздуваются до огромных размеров, превращаясь в шары, ощетинившиеся иглами.

5. На коралловом рифе, в прозрачной воде, пронизанной солнечными лучами, живут странные рыбы, празднично яркие и многоцветные, как мотыльки. Их так и называют — рыбы-бабочки.

Они «разрисованы» такими яркими полосами и пятнами, что сам контур тела рыбки исчезает из виду. Рыбы-бабочки чрезвычайно юркие и подвижные существа.

6. Рыба-собачка . Ее можно узнать по рожкам на голове. Живет морская собачка у берегов среди скал и камней.

7. Рыба-попугай . Прозвали ее так за яркую окраску и «птичий» рот. Прочными, выросшими, как клюв, зубами рыба-попугай обкусывает коралловые веточки, питаясь растущими на них водорослями. Но самым удивительным является то, что ночью рыба-попугай опускается на дно и строит вокруг себя домик-кокон из слизи. Так она маскируется от хищников.

8. Рыба-бычок очень хорошо уживается в одной маленькой песчаной норке с креветкой. Живут, не ссорясь, и обязанности разделяют поровну. Креветка чистит норку, как маленький бульдозер, перемещая перед собой кучу песка, а бычок охраняет норку и добывает пищу на двоих.

9. Морские коньки меняют свой цвет, чтобы не отличаться от растений. Они, вроде кенгуру, своих мальков носят в сумке на животе. Когда все спокойно, мальки выплывают погулять.

10. Коралловые пещеры полны морских обитателей. Среди них встречаются красные, полосатые, с огромными глазами рыбы-белки . Некоторые из них плавают на боку, а другие — вообще «вверх ногами». Возможно, такие позы рыбки выбирают для того, чтобы их светлое брюшко не привлекало внимание хищников. Иногда они даже отдыхают в таком положении на потолке пещеры.

11. Хищная морская звезда акантастер . Вся колючками ощетинилась, за это ее прозвали терновым венцом. Питается акантастер коралловыми полипами. Где звезда проползет, кораллы превращаются в белые скелеты без признаков жизни. Жители рифа гибнут или идут в другие места.

5. Прием- « Фотозагадка»:

Узнать обитателей океана по фотографиям(экран)

Слайд — Выполнение задания № 2 практической работы:

Указать черты сходства и различия в географическом положении и природе сравниваемых океанов. Объяснить причины.

Схема поверхностных течений

2. Повторение изученного (слайд 1)

· Что называется водными массами?

· Какие типы водных масс вы знаете?

· Какими свойствами характеризуются водные массы?

· Каковы закономерности в распределении температуры, солености воды в океане?

3. Актуализация знаний

Прочитаю вам письмо, которое попало ко мне совсем случайно. Это письмо капитана дальнего плавания Христофора БанифатьевичаВрунгеля. Я думаю, что все вы с ним знакомы. Вам всем известно, что он великий путешественник и мореплаватель и с ним произошло немало очень интересных историй. И об одной из них он пишет в этом письме. Послушайте его.

Как-то раз я и мой помощник Лом решили отправиться в плавание на нашей «Беде». Вышли в море. И все-таки должен сказать: хорошо в море!Недаром, знаете, еще древние греки говаривали,что море все невзгоды смывает с души человека.
Идем. Тишина, только волны шелестят вдоль бортов, мачта поскрипывает, а берег уходит, тает за кормой. Погода свежеет, белячки пошли по волнам, откуда-то прилетели буревестники, ветерок стал крепчать. Работает, свистит в снастях настоящий морской, соленый ветер. Вот и последний маяк остался позади, берегов как не бывало, только море кругом; куда ни взглянешь —везде море.

Спустился, выпил на сон грядущий рюмочку рому,лег на койку и заснул как убитый. А через два часа,бодрый и свежий, поднимаюсь на палубу. Осмотрелся кругом, глянул вперед… и в глазах у меня потемнело.

На первый взгляд — ничего, конечно, особенного:то же море кругом, те же чайки, и Лом в полном порядке, держит штурвал, но идёт он не в том направлении, как мы задумывали. У нас разразился страшный скандал! Мы спорили очень долго и не заметили в споре, как договорились о пари, в котором говорилось о том, что мы сможем совершить путешествие по океану, больше не поднимая паруса и не прибегая к силе двигателя. И к вам, ребята, я обращаюсь со следующей просьбой. Помогите мне разъяснить моему неучу-помощнику, можно ли это сделать и как. А я вам буду сердечно в этом благодарен.

Капитан дальнего плавания
Врунгель Христофор Бонифатьевич.

Мне бы очень хотелось, чтобы мы с вами помогли капитану Врунгелю в его проблеме.

· По вашему мнению, ребята, каким образом корабль смог бы передвигаться в океане и по какому маршруту? Учащиеся: предлагают различные варианты передвижения.

Тема нашего урока сегодня - это океанические течения. (слайд 2)
Хороший способ передвижения - это передвижение с помощью океанических течений. А для того чтобы им воспользоваться, необходимо познакомиться с течениями. На ваш взгляд, какие вопросы можно задать, чтобы узнать о течении? (Учащиеся предлагают вопросы).
Учитель (слайд 3): Я так сформулировала те вопросы,которые вы предложили. А теперь будем искать на них ответы, тем самым попробуем помочь капитану Врунгелю.

· Что называют океаническим течением?

· По какой причине возникают течения?

· Какова закономерность распределения течений по поверхности земного шара?

· Какие бывают виды течений?

· Течения - это один из видов движения вод Океана.

· На ваш взгляд, что такое океаническое течение? Как вы понимаете это понятие? (Ответы учащихся).

Океанические течения - это горизонтальное перемещение воды в океане на большие расстояния (слайд 4)

Посмотрите на карту атласа (стр. 2-3) и скажите,как на карте обозначены течения? Что обозначает красный и синий цвет?

Какова причина приводит к образованию течений?(Постоянные ветры)

Какие главные причины образования ветров? (слайд 4)

· постоянные ветры

· рельеф дна

· очертания материков

· отклоняющаяся сила вращения Земли вокруг своей оси.

Течения, возникшие под влиянием ветров,называются ветровыми. (слайд 5) Теперь приступаем к работе на контурной карте (стр.1-2):

1. Нанесите на контурную карту два теплых и два холодных ветровых течения.

Все ли течения бывают ветровыми? (Нет)

Поток воды при встрече с каким-либо объектом делится, огибая пре-пятствие с разных сторон. Так и в океане: течение, встречая препят-ствие, чаще всего разделяется на два сточных течения. (слайд 5)

Учитель с учениками работает на контурной карте, показывая образование Перуанского стокового течения. Далее образование Ангольского течения показывает один из учеников.

При столкновении течения Западных ветров,которое является вет-ровым течением, образуется одно сточное течение, а течение Запад-ных ветров продолжает двигаться дальше. Но есть случаи,когда вет-ровое течение в результате столкновения с материком перестает су-ществовать, а вместо него образуются два сточных течения. Найдите примеры на карте. (Калифорнийское и Аляскинское, Восточно-Австралийское и Межпассатное, Куросио и Межпассатное.)

2. Нанесите на контурные карты два сточных течения более толстыми стрелками.

А теперь найдите закономерности циркуляции течений. Если ученики не видят таких закономерностей, учитель дает подсказку:

Посмотрите на Тихий океан. (рис.29, стр. 78)Сравните направления течений в север-ном и южном полушариях.

В тетрадях заполняется схема ветровой циркуляции в океане. (слайд 6)

Как раз на направление течений по часовой и против часовой стрелки оказывает влияние вращение Земли вокруг своей оси. Этот закон вывел учёный Кариолис. Это закон физики и вы его будете изучать в старших классах.

Найдите на карте самое крупное ветровое течение, в каком направлении несут свои воды? (Течение Западных ветров)

Рассказ ученика о течении Западных ветров. (слайд 7) (Приложение 3).Самое крупное течение - это течение Западных ветров. Оно образует кольцо вокруг Антарктиды.Длина этого течения 30 000 км, ширина - несколько тысяч километров, скорость - 3,5 км/ч.
- А теперь вернёмся к началу нашего урока. Вспомним те вопросы, которые мы поставили в начале урока. (слайд 8)

Итак, ответы на все вопросы найдены. Ну а теперь надо помочь капитану Врунгелю разъяснить его помощнику Лому то, как можно только при помощи течений совершить морское путешествие.

Для этого вы должны будете заполнить следующую табличку. И будем надеяться, что эти записи попадут в руки капитана.

Выполнение работы.

5. Закрепление: Впиши недостающий текст. (слайд 9)

1. Течение - это……

2. Течение возникает под действием …

3. Холодное течение обозначается стрелкой (нарисуй) … Теплое (нарисуй) …

4. Течения, возникшие под влиянием ветров, называются …

5. Выпиши названия течений из карты (по три примера)

6. Домашнее задание (слайд 10)