Определение общей таможенной стоимости в гтд. Таможенная стоимость

Что такое таможенная стоимость (индикативная стоимость) товара?

Таможенная стоимость товара является основой для начисления всех импортных налогов и сборов. При таможенном оформлении импортных товаров, исходя из таможенной стоимости, рассчитываются таможенные платежи: пошлина, НДС, акциз и другие таможенные сборы.

При формировании таможенной стоимости товара, затраты, понесенные до момента пересечения таможенной границы (если они не включены в инвойс), прибавляются к фактурной стоимости.

Таможенная стоимость товара включает:

  • инвойсовую стоимость товара (это фактическая стоимость товара, которую указывает производитель или продавец товара);
  • затраты на доставку товара до границы;
  • погрузо-разгрузочные работы до границы;
  • тара, упаковка и работы связанные с упаковкой товара;
  • страхование;
  • затаможку в стране экспорта (открытие экспортной декларации);
  • , которые должен оплатить покупатель в связи с условиями продажи товара, если такие платежи не включены в стоимость товара;
  • часть выручки от продажи товара в Украине, которая по условиям контракта, обязательно должна быть перечислена продавцу;
  • любые другие затраты, которые возникают до момента пересечения товаром границы.

Пример расчета таможенной стоимости:

В Украину из Италии поставляется женская одежда. Согласно договора купли-продажи, товар поставляется на условиях EXW (склад производителя г.Милан).

Логистика предполагает перевозку товара на Украину, через консолидационный в Тревизо. На складе в Тревизо необходимо открыть экспортную декларацию ЕХ. Затем в составе сборной поставки груз будет доставлен на Украину (г. Киев).

Инвойсовая стоимость товара 5000евро. Учитывая условия контракта, для определения таможенной стоимости необходимо к инвойсовой стоимости товара прибавить затраты, которые будут понесены от склада производителя до таможенной границы Украины.

Затраты на доставку товара до таможенной границы Украины:

  • доставка от склада производителя (г. Милан) до консолидационного склада в г. Тревизо -100 евро;
  • погрузо-разгрузочные работы и обработка груза на складе в г. Тревизо (20 евро);
  • открытие экспортной декларации (25 евро);
  • страховка (50 евро);
  • доставка от склада в Тревизо до Киева составляет 850евро. Из которых 400евро – это доставка от Тревизо до таможенной границы Украины.

Получается, таможенная стоимость товара на границе Украины составит: 5000евро+100евро+20евро+25евро+50евро+400евро=5595евро.

Раньше, при таможенном оформлении импортных товаров декларант предоставлял в таможню справку-счёт от предприятия-перевозчика. В этой справке была указана стоимость перевозки товара от места отправки (загрузки) до границы Украины. Эти затраты прибавлялись к стоимости товара, которую указал производитель и таким образом возникала таможенная стоимость товара.

Для таможни был риск, что импортёр и перевозчик могли договориться о том, чтобы в справке-счёте на транспортировку, которая предъявлялась при таможенном оформлении, стоимость услуг была ниже фактической. Таким образом, таможня могла недополучить часть налогов и сборов. Пережить такое таможня конечно не могла и в 2008 году этот вопрос был решён при помощи . Таможня фактически ввела индикативные цены на транспортировку, чтобы лишить возможности импортёров занижать затраты на транспортировку грузов, тем самым снижая налогооблагаемую базу.

Интересная ситуация происходит в ситуации, когда расходы, которые были понесены после пересечения таможенной границы, вычитаются (если они включены в инвойс). Такая практика больше мечта, чем реальность. По негласному распоряжению декларант должен написать письмо в таможню, что не может подтвердить затраты понесённые после того как товар пересёк границу государства и просит фактурную стоимость считать таможенной, тем самым увеличивая налогооблагаемую базу. Зачем импортёр собственноручно завышает таможенную стоимость? У него нет другого выбора. Таковы реалии сегодняшней таможни.

Что касается занижения таможенной стоимости, очень часто инвойс не соответствует действительности (его любят занижать). Каждый импортёр хочет снизить свои затраты на импорт груза. Это нормально, хотеть больше заработать, заплатить меньше и продавать свои товары по конкурентным ценам. Поэтому при таможенном оформлении импортных товаров таможенные органы, а в частности отдел контроля таможенной стоимости, сравнивает инвойсовую стоимость с индикативной таможенной стоимостью, которая есть в таможенной базе (БД ЕАИС ГТСУ/ ЕК ЄАІС ДМСУ).

БД ЕАИС ГТСУ – база данных единой автоматизированной информационной системы ГТСУ (Государственной таможенной службы Украины). На украинском языке это звучит так: БД ЕК ЄАІС ДМСУ.

Индикативная стоимость товара (индикативная цена) – формируется на основании всех оформленных товаров, таможенное оформление которых уже проведено и таможенная стоимость подтверждена. Специалист отдела контроля таможенной стоимости сравнивает заявленную декларантом стоимость с ценами таможенной стоимости идентичных или похожих товаров, которые есть в таможенной базе.

Если задекларированный уровень стоимости товаров ниже стоимости идентичных товаров, то таможня требует от декларанта дополнительных доказательств правильности задекларированной стоимости. Если декларант не может предоставить эти доказательства, то таможенную стоимость повышают до уровня идентичных, похожих или аналогичных товаров, которые есть в таможенной базе.

Существует 6 методов определения таможенной стоимости:

1. По цене договора относительно товаров, которые импортируются (стоимость инвойса).

2. По цене договора относительно идентичных товаров.

3. По цене договора относительно подобных (аналогичных) товаров.

4. На основе вычитания стоимости.

5. На основе добавления стоимости (вычисленная стоимость).

6. Резервного.

В Таможенном кодексе Украины в указано, что основным является метод определения таможенной стоимости товаров по цене договора относительно товаров, которые импортируются. Если таможенная стоимость не может быть определена с помощью 1 метода, то каждый следующий метод должен применяться по очереди: сначала второй, затем третий, четвёртый, пятый и шестой.

Практика показывает, что при импорте товаров специалисты отдела цен и тарифов зачастую не смотрят на стоимость товара и документы подтверждающие реальную стоимость товара, которые предоставляет импортёр, а обращают внимание на аналогичные товары в таможенной базе (БД ЕАИС ГТСУ), которая и является единственным источником достоверности декларируемой таможенной стоимости.

Наиболее часто применяемые таможней методы определения таможенной стоимости – второй (идентичные товары), третий (подобные товары) и шестой (резервный или «определяю стоимость, как хочу») – во всех трех случаях источником информации будет таможенная база. Редко можно встретить случаи, когда таможня определяет стоимость путем сложных вычислений добавления или вычитания стоимости, четвертым и пятым методом соответственно.

Исходя из украинского законодательства, если таможенник хочет поднять таможенную стоимость товара импортёру, то он может требовать такое количество документов, которое ни один импортёр не сможет предоставить.

Полный список документов, которые может требовать таможня от импортёра, предусмотренный статьей 53 Таможенного кодекса Украины:

  • договор с третьими лицами, связанный с договором (контрактом) о поставке товаров, таможенная стоимость которых определяется;
  • счета об осуществлении платежей третьим лицам в интересах продавца;
  • счета об уплате комиссионных, брокерских (посреднических) услуг, связанных с выполнением условий договора (контракта);
  • соответствующая бухгалтерская документация;
  • лицензионный или авторский договор (контракт);
  • каталоги, спецификации, прейскуранты (прайс-листы) фирмы – производителя товара;
  • калькуляция фирмы-производителя товаров;
  • копия грузовой таможенной декларации страны отправителя, а в случае, когда в такой стране товар размещался в таможенном режиме, которым не предусмотрена уплата налогов и в соответствии с которым товар находился под таможенным контролем;
  • копия грузовой таможенной декларации, оформленной в предыдущей экспорту таможенном режиме;
  • выводы о качественных и стоимостных характеристиках товаров, подготовленных специализированными экспертными организациями, которые имеют соответствующие полномочия согласно законодательству;
  • сертификат происхождения товара;
  • сведения о качественных характеристиках товара;
  • информация внешнеторговых и биржевых организаций о стоимости товара и/или сырья.

Одним из любимых документов автора данной статьи является документ, под названием «Калькуляция фирмы-производителя товаров» или другими словами калькуляция себестоимости от производителя товара, который таможня может требовать согласно .

Стандартная ситуация: человек или предприятие покупает у завода-производителя автомобиль или партию автомобилей марки Merсedes. Приходит на таможню, предоставляет все документы для импорта: контракт, инвойс, спецификацию, техническое описание автомобиля, счета из банка об оплате и.т.д., а таможня требует калькуляцию себестоимости этого мерседеса от завода-производителя. Представляете истерику немцев на такой запрос. Как минимум, такая калькуляция себестоимости является коммерческой тайной завода-производителя и ни одному нормальному работнику такого завода не докажешь, что у нас в Украине такие законы и таможня требует этот документ. Как максимум такое требование таможни является изначально невыполнимым и абсурдным.

Касаемо невозможности применения первого метода определения таможенной стоимости, таможенники, на законодательном уровне получили варианты отмазок согласно статьям 53, 54, 55, 58 Таможенного кодекса Украины и . В этой статье содержится информация, почему таможня может отказать импортёру в применении первого метода определения таможенной стоимости.

В этой статье, в качестве «подсказки» для таможенников, предлагаются варианты отказов применения первого метода определения таможенной стоимости:

  • наличие ограничений относительно прав покупателя (импортера) на использование оцениваемых товаров (за исключением тех, которые устанавливаются Законом или внедряются органами государственной власти в Украине, ограничивают географический регион, в котором товары могут быть перепроданы (отчуждены повторно), которые не влияют в значительной мере на стоимость товара);
  • наличие условий или предостережений относительно продажи оцениваемых товаров, которые делают невозможным определение стоимости этих товаров;
  • наличие условий, по которым часть выручки от последующей перепродажи, распоряжения или использования товаров покупателем поступает прямо или опосредствовано продавцу;
  • наличие отношений связанности между продавцом и покупателем, которые повлияли на цену оцениваемых товаров;
  • наличие заключения, что определенная декларантом таможенная стоимость товара ниже, чем прямые расходы на производство этого товара, в том числе сырья, материалов и/или комплектующих, которые входят в состав товара;
  • неподача декларантом дополнительных документов или отказ от их представления с учетом Методических рекомендаций по применению отдельных положений Порядка декларирования таможенной стоимости товаров, которые перемещаются через таможенную границу Украины, и представления сведений для ее подтверждения;
  • наличие сомнений относительно достоверности сведений, необходимых для подтверждения заявленной таможенной стоимости и тому подобное;
  • непредставление основных документов и подтверждающих сведений о заявленной таможенной стоимости товаров (согласно статье 53 Таможенного Кодекса Украины);
  • неверно произведен расчет таможенной стоимости;
  • несоответствие выбранного декларантом или уполномоченным им лицом метода определения таможенной стоимости товара условиям;
  • поступление в таможенный орган документально подтвержденной официальной информации от таможенных органов других стран относительно недостоверности заявленной таможенной стоимости.

Подытожив всё вышеперечисленное, можно сказать, что если импортёр декларирует товар со стоимостью, которая ниже, стоимости в таможенной базе, то как бы импортёр не доказывал свою правоту, таможня увеличит эту стоимость до той, которая есть в базе. Крайне редко встречаются исключения, но это единичные случаи, а не ежедневная практика.

Таможенников, конечно тоже можно понять, они же тоже люди. Никто не будет рисковать своим местом в таможне. Если сверху спустили негласный приказ, который очень хорошо подкреплён законодательной базой, всем подымать таможенную стоимость товара и наполнять бюджет, то как тут можно не подчиниться?

Дополнительная информация:

Более подробную информацию об индикативной стоимости вы можете найти .

Таможенная стоимость товара указывается в 45 графе ГТД (грузовой таможенной декларации. Заполняет эту графу декларант, а контролирует и корректирует сотрудник таможни. Если говорить о практике работы в Украине, раньше эта графа называлась «Таможенная стоимость/Митна вартість», но в 2008 году эту графу переименовали и теперь она носит название «Корректировка/Коригування».

Если вас интересует стоимость доставки и таможенной очистки из Европы в Украину для вашего конкретного груза, вы можете отправить нам запрос, воспользоввавшись на нашем сайте.

По какой стоимости нужно принимать к учету приобретенные у заграничной материнской компании товары, если таможенная стоимость была назначена таможней существенно выше контрактной стоимости товара?

1. Понятие таможенной стоимости установлено ст.322 Таможенного кодекса РФ (далее по тексту ТК РФ), в соответствии с которой таможенная стоимость является налоговой базой для целей исчисления таможенных пошлин, и применятся исключительно в сфере таможенного дела. Порядок определения таможенной стоимости регламентирован ст.323 ТК РФ, в соответствии с которой таможенный орган вправе принять решение о несогласии с использованием избранного декларантом метода определения таможенной стоимости товаров и предложить декларанту определить таможенную стоимость товаров с использованием другого метода. В зависимости от избранного метода определения таможенной стоимости ее размер может либо совпадать с контрактной стоимостью товара либо отличаться от контрактной стоимости товара. Более того, по общему правилу, установленному п.2 ст.19 Закона о таможенном тарифе , для взаимозависимых лиц контрактная стоимость не должна приниматься в качестве таможенной стоимости. При этом ТК РФ не устанавливает обязанности участников ВЭД изменять контрактную стоимость товара в случае ее отличия от таможенной стоимости. Таможенные органы не вправе регулировать расчеты между сторонами сделки.

2. В соответствии с разделом 2 ПБУ 5/01 товары принимаются к бухгалтерскому учету по фактической себестоимости, в которую в частности включаются суммы, уплачиваемые в соответствии с договором продавцу, и таможенные пошлины. ПБУ 5/01 не предусматривает учет товаров по таможенной стоимости. Таким образом, таможенная стоимость влияет на фактическую товаров только косвенным путем, являясь расчетной величиной для определения таможенных платежей.

3. В соответствии со ст.320 Налогового кодека РФ (далее по тексту НК РФ) имеет право сформировать стоимость приобретения товаров по цене приобретения, установленной договором, с учетом расходов, связанных с приобретением этих товаров (в частности, таможенной пошлины). НК РФ не предусматривает учет товаров по таможенной стоимости.

4. В соответствии со ст.40 НК РФ для целей налогообложения принимается цена товаров, указанная сторонами сделки. Налоговые органы вправе проверять правильность цен по сделкам между взаимозависимыми лицами и в обоснованных случаях осуществлять доначисление налогов с использованием рыночных цен на товары. Перерасчет внутренних налогов с использованием таможенной стоимости НК РФ не предусмотрен.

5. Налоговые органы не обладают правами контроля таможенных взаимоотношений и не могут предъявлять налогоплательщику претензии по отличию контрактной стоимости от таможенной. Более того, поскольку в рассматриваемой ситуации контрактная стоимость товара меньше таможенной стоимости, то есть доведение контрактной стоимости до уровня таможенной стоимости привело бы к увеличению расходов налогоплательщика и, соответственно, уменьшению налоговой базы по налогу на прибыль, у налоговых органов отсутствует заинтересованность в предъявлении таких претензий. Что касается таможенного НДС, то его уплата контролируется таможенными органами, в компетенции налоговых органов только проверка правильности предъявления этого НДС к вычету. Соответственно, и в части НДС у налоговых органов отсутствует заинтересованность в пересмотре суммы в сторону увеличения.

6. Операции между взаимозависимыми лицами подлежат дополнительному контролю как со стороны таможенных, так и со стороны налоговых органов. Однако сам по себе факт взаимозависимости не влечет за собой признание контрактной цены недействительной в целях расчета налогов или таможенных платежей. Если налогоплательщик докажет, что цена сделки с взаимозависимым лицом соответствует рыночному уровню цен на идентичные или однородные товары, то контрактная цена может быть признана в качестве таможенной стоимости для расчета таможенных платежей (п.3 ст.19 Закона о таможенном тарифе) и в качестве расходов в налоговом учете для расчета налога на прибыль (п.1 ст.40 НК РФ). Если же суд сочтет доказательства налогоплательщика недостаточными, то для целей расчета таможенных платежей будет определена таможенная стоимость в соответствии с Законом о таможенном тарифе, для целей расчета налога на прибыль будет применена , обоснованная налоговым органом, но для целей расчетов между сторонами по-прежнему будет применяться контрактная стоимость, согласованная сторонами, поскольку при наличии согласия сторон ни государственные органы, ни суды не вправе вмешиваться в их договорные отношения (ст.421 и ст.424 Гражданский кодекс РФ).

7. По нашему мнению, последующее оспаривание в суде размера уплаченных таможенных пошлин возможно в следующем порядке. На основании ст.355 ТК РФ в таможенный орган подается мотивированное заявление о возврате или зачете излишне уплаченной суммы. После получения от таможенного органа решения об отказе в возврате подается иск в суд о признании такого решении недействительным. Факт наличия согласия декларанта с предложенным таможенным органом способом определения таможенной стоимости не исключает возможности пересмотра декларантом своего решения. П.9 ст.355 ТК РФ установлен исчерпывающий перечень случаев, когда излишне уплаченная таможенная пошлина не возвращается. Обращаем внимание на необходимость соблюдения трехлетнего срока подачи заявления на возврат.

Декларанта в процессе таможенной очистки интересует в первую очередь размер необходимых к уплате таможенных платежей. Для их расчета нужно сначала определить базу для их расчета, т.е. таможенную стоимость (ТС) каждого товара в декларации. Таможенная стоимость исчисляется в рублях. Вкратце суть таможенной стоимости можно описать так: таможенная стоимость – стоимость товара на границе Таможенного Союза.

Существует шесть методов определения таможенной стоимости. Каждый из них применяется последовательно, начиная с первого и при невозможности использования предыдущего.

Метод 1. По стоимости сделки с ввозимыми товарами.

Метод 2. Метод по стоимости сделки с идентичными товарами.

Метод 3. Метод по стоимости сделки с однородными товарами.

Метод 4. Метод вычитания.

Метод 5. Метод сложения.

Метод 6. Резервный метод.

На практике в основном большинстве случаев используются 1 и 6 методы.

Если ваша поставка отвечает следующим требованиям, то можно использовать для определения таможенной стоимости первый метод :

— присутствует сделка купли-продажи товара, т.е. поставка не является безвозмездной. Иначе говоря, за ввозимый товар вы должны будите заплатить своему поставщику или уже заплатили (про особенности оформления поставок без оплаты поставщику я рассказывал );

— вы как покупатель не ограничены в правах на пользование и распоряжение товаром, кроме некоторых случаев, оговоренных законодательством (например, можете перепродать купленный товар в определенном географическом регионе или ограничения существенно не влияют на стоимость товара). Формулировка, конечно, расплывчатая, поэтому, если есть хоть какие-то ограничения в праве пользованием (распоряжением) товара согласно условиям контракта, то выбор метода доверьте вашему брокеру;

— продажа товаров или их цена не зависят от каких-либо условий или обязательств, влияние которых на цену товаров не может быть количественно определено;

— часть выручки от перепродажи не будет причитаться продавцу, кроме некоторых случаев;

— отсутствует какая-либо взаимосвязь между продавцом и покупателем, которая повлияла на стоимость товара.

Если эти требования выполнены, то можно приступить к самому расчету таможенной стоимости.

Итак, считаем таможенную стоимость ввозимых товаров. Берем фактурную стоимость товара из инвойса и переводим в рубли по курсу ЦБ на день подачи декларации. Далее прибавляем к этому числу все дополнительные расходы (тоже в рублях), которые вы понесли для того, чтобы товар добрался до таможенной границы Таможенного Союза. Это расходы (если они не были изначально включены в стоимость товара) на упаковку, погрузку, доставку, вознаграждения всяким посредникам (в т.ч. экспедиторам), перегрузку, перетарку, страхование, лицензионные платежи (и аналогичные связанные с использованием интеллектуальной собственности), проектирование (и аналогичные услуги, связанные с производством товара). Все эти расходы должны быть документально подтверждены, иначе данный метод будет не применим. Расходы, связанные с доставкой товара и прочие, которые вы понесли после пересечения границы, не участвуют в данном расчете.

Что делать, если товаров в декларации много, а дополнительные расходы указаны для всей партии, а не потоварно? Тогда расходы распределяются пропорционально каждому товару. Расходы, связанные с перемещением товаров (перевозка, перегрузка и т.п.), раскидываются пропорционально весу брутто товаров. Расходы, связанные со страхованием, агентским вознаграждением, ложатся пропорционально фактурной стоимости товаров.

Если поставка безвозмездная (т.е. даром), то используется метод 6. Например, некий «доброжелатель» прислал в адрес вашей фирмы образцы своей продукции. Или запчасти в рамках гарантийных обязательств ранее поставленного оборудования. Платежи все равно придется вам платить. И таможенная стоимость не будет равна нулю. Ее нужно определить. В таком случае желательно, чтобы в инвойсе (проформе) была указана стоимость и добавлена фраза, что стоимость указана для таможенных целей и оплате не подлежит. Тогда используем, метод 6 на базе метода 1 (на сленге брокеров – шесть по первому, «6 по 1»). Это значит, что считаем по алгоритму метода 1. Подробнее об оформлении таких поставок читайте в этой статье.

Остальные методы определения таможенной стоимости используются крайне редко, кроме «6 по 3». Но этот вариант можно чаще встретить при корректировке таможенной стоимости самим таможенным органом и является темой отдельной статьи.

Выбранный метод определения таможенной стоимости указывается в графе 43 декларации на товары.

В графе 45 указывается размер таможенной стоимости (не забываем, что в рублях) на каждый товар, а в графе 12 – на все товары декларации.

Структура расчета таможенной стоимости фиксируется в отдельном документе, называемом Декларацией таможенной стоимости (ДТС). При ввозе товара ДТС-1 для метода 1, ДТС-2 для методов 2-6.

При вывозе (только, когда есть вывозные таможенные пошлины) ДТС-3 и ДТС-4, соответственно.

На уровне законодательных документов можно ознакомиться с определением таможенной стоимости в разделе 5 Таможенного Кодекса Евразийского Экономического Союза.
(Ранее до 31/12/2017 действовало «Соглашение между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 «Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного Союза»)

Если в данном материале Вы не нашли ответ на интересующий вопрос, то пишите по адресу manager@сайт и в скором времени я обновлю статью.

Возможно Вас заинтересует следующее:
1)

Методы определения таможенной стоимости товара - группа способов, позволяющих с максимальной точностью вычислить таможенную цену ввозимой из-за рубежа продукции (товара). На сегодня вычисление стоимости производится одним из перечисленных ниже методов - резервным, сложением или вычитанием стоимости, по цене операции с однородными, идентичными или ввозимыми товарами.

Методы определения таможенной стоимости: сущность и особенности

В основе таможенной стоимости лежит , предназначенная для вычисления общей суммы НДС и пошлины. На практике таможенные платежи - это около 50% доходной части бюджета страны, поэтому органы таможенного контроля стараются завышать цены на импортный товар для увеличения объема таможенных выплат. По ряду групп ввозимой продукции таможенная стоимость (ТС) может превышать международную стоимость этих же товаров.

На современном этапе есть шесть основных методик, применяемых для вычисления ТС. При этом на практике они могут применяться только последовательно, то есть каждый последующий способ расчета берется за основу, когда невозможно использовать предыдущий. Шестая методика является резервной. Ее особенность в том, что расчет таможенной цены производится с учетом стоимости продукции уже на внутреннем рынке страны.

Так, к основным методам определения ТС можно отнести:

1. Метод первый - по стоимости операций (сделок) с ввозимой продукцией (товарами) . На сегодня это наиболее популярный способ расчета ТС. Вычисление необходимой стоимости производится по простому алгоритму - суммируются такие показатели, как стоимость товара внутри государства, где товар был произведен (по инвойсу) и суммарные на доставку объекта к границе РФ. Суммарная величина - основа для вычисления НДС и таможенной пошлины.


2. Метод второй - по цене операции с аналогичной продукцией (товарами) . В данном случае за базовую величину для расчета таможенной цены принимается стоимость операций с такими же (как и для ввозимых) товарами.

3. Метод третий - по цене операции с однородными товарами. По своей структуре данный способ расчета почти идентичен со вторым методом. Разница заключается лишь в понятии «однородности» товаров. Последние, как правило, не относятся к идентичным, но имеют ряд сходных характеристик и имеют в своей структуре группу похожих элементов. Благодаря этому однородные товары способны нести ту же функциональность, что и оцениваемая продукция, а также являться взаимозаменяемыми.


4. Четвертый метод - на базе вычитания цены. В основе методики лежит стоимость, по которой ввозимая или однородная продукция была реализована в самых больших объемах на территории РФ в неизмененном состоянии (без каких-либо доработок). При этом стоимость берется не в чистом виде - из нее вычитаются расходы, которые характерны исключительно для рынка России и не должны быть частью таможенной цены. К таковым можно отнести простые затраты, связанные с реализацией и транспортировкой, таможенные пошлины и так далее.


5. Пятый метод - на базе суммирования цены. Особенность способа заключается в учете издержек, имеющих место при производстве продукции. К полученному значению суммируются затраты и доходы, характерные для реализации товара на внутреннем рынке РФ. На практике эта методика весьма сложная, так как редко кто из поставщиков соглашается предъявить калькуляционные расчеты по себестоимости товара. Даже если данные и удается их получить, то документы еще необходимо перевести на русский язык.


6. Шестая методика резервная и используется только в той ситуации, когда описанные выше методики по той или иной причине применить не получается. Резервный способ имеет в своей основе расчеты и экспертные оценки, которые основываются на стоимости операций по ввозимой продукции. Здесь, как правило, применяется цена, сформированная на базе фактических оценок, то есть по той стоимости, которая является основной для реализации товара на территории РФ с учетом действующей конкуренции.

Методы определения таможенной стоимости: условия реализации и документы

Для вычисления ТС с декларанта могут быть истребованы следующие бумаги :

О наличии прямого контакта с заводом;

Подтверждения платежей на завод. При этом общий размер затрат должен соответствовать по всем предоставляемым документам;

Инвойс и экспортная декларация;

Спецификация, то есть приложение с полным набором цен (приложение к договорной части);

Декларация на экспорт товара;

Название официального сайта, где можно найти стоимость всей продукции и артикулов. При этом данные, приведенные на сайте, должны в полной мере совпадать с информацией в предоставляемых документах. К примеру, китайцы вообще не печатают стоимость товаров в открытых для изучения источниках. Что касается продукции и артикулов, то они постоянно меняются и совершенствуются;

Стоимость на внутреннем рынке страны, из которой ввозится товар.

Как только все бумаги собраны и предъявлены к рассмотрению, необходимо заверить документы. К примеру, если товар ввозится из Китая, то эту работу выполняет китайская Торгово-Промышленная палата. По факту одобрения на документах ставятся печати, и они прошиваются качественной красной лентой. На заключительном этапе представители таможни могут затребовать калькуляцию на товар от поставщика.

Процесс прохода таможни может быть существенно усложнен из-за длительной корректировки ТС (до нескольких недель). Если пройдет 10 суток с момента предоставления документов, то придется делать все заново. Как только данный этап пройден, проходит полный досмотр груза на специальной площадке, после чего может оказаться, что бумаг для подтверждения таможенной стоимости недостаточно и принять товар таможенный работник не может. В этом случае ТС будет корректирована до уровня профиля риска. Получателю ничего не остается, как «заморозить» дополнительную сумму и отправляться в суд с целью получить решение о возврате средств для изменения (корректировки) ТС (на это может уйти до девяти месяцев). Но такие ситуации случаются крайне редко.


Основным условием применения первой методики является согласие стороны, которая ввозит товар, на корректировку ТС или же декларирующее товар лицо должно заблаговременно подать декларацию с учетом таможенного и стоимостного риска. Что касается выпуска продукции по первой методики, то она реализуется лишь при согласии таможенных органов с применяемым способом расчета ТС.

Процесс заявления таможенной стоимости представляет передачу в налоговую структуру всех необходимых для оформления бланков, в которых приведен расчет стоимости продукции, ее доставки и выбранный способ определения стоимости.

При вычислении ТС каждый из применяемых в дальнейшем методов может использоваться, если стоимость не может быть вычислена путем применения прошлого. Стоит также отметить, что для каждой методики есть свои условия применения.

Условия использования первой методики:

Товары, которые подлежат оценке, выступают в качестве предмета соглашения купли-продажи;

Каких-либо лимитов (ограничений) касательно прав покупателя на использование (распоряжение) ввозимой продукцией не существует;

Реализация товаров или его стоимость не зависят от выполнения обязательств или условий, воздействие которых на цену нельзя уточнить;

Любая из частей прибыли, полученная при последующей реализации продукции, а также ее распоряжения или применения другим способом не будет причитаться косвенно или напрямую продавцу;

Участники сделки в будущем (продавец и покупатель) не являются связанными между собой сторонами. В качестве исключения возможна связь этих сторон, но она не должна влиять на стоимость товара.

Условия использования второй и третьей методики:

Товары, которые выбрало декларирующее лицо, являются однородными (идентичными) с оцениваемой продукцией;

Однородные (идентичные) товары реализованы на экспорт в Российской Федерации;

Однородная (идентичная) продукция ввозится в РФ в аналогичный период времени, что и товары для оценки;

Таможенная цена однородной (идентичной) продукции вычислена по первому методу и была принята таможенной структурой с учетом статьи 19 Закона «ОТТ»;

Есть существенная разница в затратах (транспортных, разгрузочных и погрузочных, страховых) между однородными (идентичными) и оцениваемыми товарами. Сама разница может быть обусловлена существенными отличиями в расстояниях транспортировки товаров, а также применяемого для этих целей транспорта. При этом она (разница) должна быть проведена и подтверждена соответствующими бумагами;

Ввозимая однородная (идентичная) продукция реализуется на тех же уровнях и в том же объеме, что и продукция для оценки. Если же корректировки выполнялись из-за реализации на разных коммерческих уровнях и в разном объеме, то они должны быть подтверждены соответствующими бумагами;

Транспортировка товара и сам транспорт, который для этого применялся, должны быть подтверждены документально.

Условия использования четвертой методики:

Товары идентичные (оцениваемые, однородные) реализуются в РФ в таком же состоянии, в котором и импортируются из другой страны на территорию России;

Товары идентичные (оцениваемы, однородные) реализуются лицам, которые не имеют связи со стороной, осуществляющей продажу продукции в РФ;

Товары идентичные (оцениваемые, однородные) продаются на рынке РФ в аналогичный или другой (соответствующий ему) период времени ввоза продукции на территорию РФ.

Будьте в курсе всех важных событий United Traders - подписывайтесь на наш

ТК ЕАЭС Статья 38. Общие положения о таможенной стоимости товаров

1. Положения настоящей главы основаны на общих принципах и правилах, установленных статьей VII Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 года (ГАТТ 1994) и Соглашением по применению статьи VII Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 года.

2. Таможенная стоимость товаров, ввозимых на таможенную территорию Союза (далее в настоящей главе - ввозимые товары), определяется в соответствии с настоящей главой, если при ввозе на таможенную территорию Союза товары пересекли таможенную границу Союза и в отношении таких товаров впервые заявляется иная таможенная процедура, чем указанные в пункте 3 настоящей статьи.

Таможенная стоимость ввозимых товаров определяется в соответствии с настоящей главой также в случае, если таможенное декларирование товаров при их помещении под иную таможенную процедуру, чем указанные в пункте 3 настоящей статьи, осуществляется с особенностями, установленными законодательством государств-членов в соответствии с пунктом 8 статьи 104 настоящего Кодекса, или с особенностями, определенными и настоящего Кодекса.

3. Вне зависимости от положений пункта 2 настоящей статьи таможенная стоимость товаров не определяется при их помещении под таможенную процедуру таможенного транзита, таможенную процедуру таможенного склада, таможенную процедуру уничтожения, таможенную процедуру отказа в пользу государства или специальную таможенную процедуру.

4. Таможенная стоимость товаров, вывозимых с таможенной территории Союза, определяется в соответствии с законодательством о таможенном регулировании государства-члена, таможенному органу которого осуществляется таможенное декларирование товаров.

5. Таможенная стоимость товаров, указанных в пункте 1 статьи 199 , абзаце втором пункта 1 , пунктах 2 и 3 статьи 209 и абзаце втором пункта 1 , пунктах 2 и 3 статьи 217 настоящего Кодекса, а также отходов, подлежащих помещению под таможенные процедуры в соответствии со , и настоящего Кодекса, определяется в соответствии с настоящей главой с учетом особенностей , определяемых Комиссией.

6. Для целей исчисления таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, подлежащих уплате в соответствии со статьей 56 и пунктом 5 статьи 72 , пунктом 11 статьи 137 , пунктом 12 статьи 198 настоящего Кодекса, таможенная стоимость товаров определяется в соответствии с настоящей главой с учетом особенностей , определяемых Комиссией.

Для целей исчисления таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, подлежащих уплате при наступлении обстоятельств, указанных в пункте 4 статьи 91 , пункте 3 статьи 97 , пункте 4 статьи 103 , пункте 5 статьи 153 , пункте 6 статьи 162 , пункте 3 статьи 241 , пункте 8 статьи 279 , пункте 4 статьи 280 , пункте 4 статьи 284 и пункте 3 статьи 309 настоящего Кодекса, а также обстоятельств, определенных в соответствии со статьей 254 настоящего Кодекса Комиссией и законодательством государств-членов в случаях, предусмотренных Комиссией, при которых обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов подлежит исполнению, таможенная стоимость товаров определяется в соответствии с настоящей главой и положениями указанных статей.

7. В случае если товары, за исключением товаров, указанных в абзаце втором пункта 1 статьи 209 и абзаце втором пункта 1 статьи 217 настоящего Кодекса, помещенные под одну из таможенных процедур, предусмотренных настоящим Кодексом, помещаются под иную таможенную процедуру либо такую же таможенную процедуру, таможенной стоимостью таких товаров является таможенная стоимость товаров, определенная при их первом помещении под иную таможенную процедуру, чем указанные в пункте 3 настоящей статьи, а если в декларацию на товары были внесены изменения в части, касающейся сведений о таможенной стоимости товаров, - таможенная стоимость товаров, определенная при внесении таких изменений.

Таможенная стоимость товаров при их помещении под таможенные процедуры, за исключением таможенной процедуры реэкспорта, для завершения действия таможенной процедуры таможенного склада определяется в соответствии с настоящей главой с учетом особенностей, определяемых Комиссией.

8. Таможенная стоимость товаров определяется в валюте того государства-члена, в котором в соответствии со статьей 61 и пунктом 7 статьи 74 настоящего Кодекса подлежат уплате таможенные пошлины, налоги, специальные, антидемпинговые, компенсационные пошлины.

В случае если при определении таможенной стоимости товаров требуется произвести пересчет иностранной валюты в валюту государства-члена, такой пересчет производится по курсу валют, устанавливаемому (определяемому) в соответствии с законодательством этого государства-члена (далее - курс валют), действующему на день регистрации таможенным органом таможенной декларации, если иное не установлено настоящим Кодексом.

9. Определение таможенной стоимости товаров не должно быть основано на использовании произвольной или фиктивной таможенной стоимости товаров.

10. Таможенная стоимость товаров и сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации.

11. Процедуры определения таможенной стоимости товаров должны быть общеприменимыми, то есть не различаться в зависимости от источников поставки товаров, в том числе от происхождения товаров, вида товаров, участников сделки и других факторов.

12. Процедуры определения таможенной стоимости ввозимых товаров не должны использоваться в целях борьбы с демпингом.

13. Положения настоящей главы не могут рассматриваться как ограничивающие или ставящие под сомнение права таможенных органов убеждаться в достоверности или точности любого заявления, документа или декларации, представленных для подтверждения таможенной стоимости товаров.

14. Таможенная стоимость товаров определяется декларантом, а в случае, если в соответствии с пунктом 2 статьи 52 и с учетом пункта 3 статьи 71 настоящего Кодекса таможенные пошлины, налоги, специальные, антидемпинговые, компенсационные пошлины исчисляются таможенным органом, таможенная стоимость товаров определяется таможенным органом.

15. Основой таможенной стоимости ввозимых товаров должна быть в максимально возможной степени стоимость сделки с этими товарами в значении, определенном статьей 39 настоящего Кодекса.

В случае невозможности определения таможенной стоимости ввозимых товаров по стоимости сделки с ними таможенная стоимость товаров определяется в соответствии со и настоящего Кодекса, применяемыми последовательно. При этом могут быть проведены консультации между таможенным органом и декларантом в целях обоснованного выбора стоимостной основы для определения таможенной стоимости ввозимых товаров, соответствующей и настоящего Кодекса. В процессе консультаций таможенный орган и декларант могут обмениваться имеющейся у них информацией при условии соблюдения законодательства государств-членов о коммерческой тайне.

Консультации проводятся в соответствии с законодательством государств-членов о таможенном регулировании.

При невозможности определения таможенной стоимости ввозимых товаров в соответствии со и настоящего Кодекса в качестве основы для определения таможенной стоимости товаров может использоваться либо цена, по которой оцениваемые, идентичные или однородные товары были проданы на таможенной территории Союза, в соответствии со статьей 43 настоящего Кодекса, либо расчетная стоимость товаров в соответствии со статьей 44 настоящего Кодекса. Декларант имеет право выбрать очередность применения указанных статей при определении таможенной стоимости ввозимых товаров.

16. В случае если при таможенном декларировании товаров точная величина их таможенной стоимости не может быть определена в связи с тем, что на дату регистрации таможенным органом декларации на товары в соответствии с условиями сделки, в соответствии с которой товары продаются для вывоза на таможенную территорию Союза, отсутствуют документы, содержащие точные сведения, необходимые для ее расчета, допускается отложить определение точной величины таможенной стоимости товаров. В этом случае допускаются определение и заявление таможенной стоимости товаров на основе имеющихся у декларанта документов и сведений (далее в настоящей статье - предварительная величина таможенной стоимости товаров), а также исчисление и уплата таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин исходя из заявленной предварительной величины таможенной стоимости товаров.

Уплата таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, дополнительно начисленных исходя из точной величины таможенной стоимости товаров, производится не позднее срока заявления точной величины таможенной стоимости товаров.

17. Комиссией принимаются акты, направленные на обеспечение единообразного применения положений настоящей главы при применении методов определения таможенной стоимости ввозимых товаров, исходя из соответствующих положений Соглашения по применению статьи VII Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 года, включая пояснительные примечания к нему, а также документов по таможенной стоимости товаров, принятых Комитетом по таможенной оценке Всемирной торговой организации и Техническим комитетом по таможенной оценке Всемирной таможенной организации.

18. Положения настоящей главы не применяются в отношении товаров для личного пользования, перемещаемых через таможенную границу Союза.

19. Предварительные решения по вопросам применения методов определения таможенной стоимости ввозимых товаров могут приниматься в случае, если это установлено законодательством государств-членов о таможенном регулировании. Порядок и условия выдачи уполномоченным органом государства-члена предварительного решения по вопросам применения методов определения таможенной стоимости ввозимых товаров, а также порядок и сроки применения такого предварительного решения устанавливаются законодательством государства-члена о таможенном регулировании.