Определение школьной зрелости по тесту керна-ирасека. Определение школьной зрелости

Детям необходимо вовремя помочь, вовремя остановить их, направить.

Таким образом, от нас требуется только постоянный корректив к жизни ребенка, а вовсе не то, что называется вождением за руку.

А. С. Макаренко

Школьная зрелость, или школьная готовность, - это способность ребенка успешно справиться с той работой, которую ему предложит школа. Школьная зрелость - обобщенное название готовности ребенка выдерживать школьные нагрузки. Если бы мы смогли еще до поступления ребенка в школу правильно учесть уровень и особенности развития каждого, то смогли бы избежать многих трудностей, по крайней мере на первых этапах обучения.

В школьной готовности выделяется несколько составляющих: физическая, социальная, моральная, интеллектуальная. Физическая готовность - способность ребенка выдерживать нагрузки, связанные с длительным сидением за партой, держать ручку и карандаш, без усталости работать на протяжении всего школьного дня.Социальная готовность означает способность ребенка вступать в контакт с другими людьми, понимать стоящие перед ним задачи, выполнять основные требования человеческих отношений.Моральная готовность подразумевает определенный уровень сформированности нравственных качеств личности, прежде всего ответственности, умения подчинять сиюминутные настроения необходимости выполнить задание.Интеллектуальная готовность означает такой уровень умственного развития, на котором ребенок способен обобщать и различать понятия, следить за ходом рассуждений учителя, произвольно сосредоточиться на решении какой-либо задачи.

По мнению ученых, дополнительного изучения требуют и такие специфические показатели, как развитие моторики мелких мышц кисти, чистота звукопроизношения и некоторые другие. В совокупности эти качества определят общий уровень готовности ребенка к школьному обучению, то, насколько успешно ребенок «впишется» в школьный коллектив. Для подготовленных детей поступление в школу происходит безболезненно, за исключением некоторой утомляемости, связанной с повышением нервно-психической нагрузки и ограничением двигательной свободы. Это ограничение переживается трудно, поскольку ребенок привык выражать свои чувства, прежде всего, движениями. Поэтому спокойно просидеть целый урок - задача, требующая от многих первоклассников большого напряжения. Знакомая картина: после занятий первоклассники буквально вылетают из школы. Не потому, что им надоели уроки, а потому, что они, как говорится, засиделись. Однако двигательная ограниченность (гипокинезия) - далеко не самый трудный барьер, который приходится преодолевать младшему школьнику. Гораздо более сложными являются проблемы, связанные с интеллектуальной сосредоточенностью и становлением взаимоотношений внутри классного коллектива.

Уровень умственного развития - один из важнейших показателей интеллектуальной готовности к школе. Его конкретные характеристики: особенности восприятия, быстрота соображения, устойчивость внимания, умственная работоспособность и др. - сразу же определят, что и как будет происходить с ребенком в классе. Если ребенок страдает недостаточной сообразительностью, быстрой утомляемостью, рассеянностью, повышенной отвлекаемостью, то это всегда ведет к одному и тому же результату - плохому усвоению учебной программы, низкой успеваемости.

Какие же основные причины неготовности 6-7-летнего ребенка к школе? Первая - социальная запущенность. Какими бы прекрасными ни были природные задатки малыша, с первых дней жизни они требуют постоянной тренировки и развития, без которых, оставаясь определенное время в виде скрытых возможностей, постепенно, но неумолимо теряют свой потенциал. Начальная школа - едва ли не последний рубеж, где еще можно остановить процесс стагнации умственных способностей ребенка. Но именно здесь учителей подстерегает опасность ошибочно принять ограниченность знаний ребенка за ограниченность его умственных способностей.

Вторая причина - отклонения в развитии, несовпадение фактических темпов развития с возрастными нормами. И если это несовпадение существенное, то с началом школьного обучения лучше повременить, чем столкнуться с проблемой неуспеваемости, которая очень больно ранит ребенка и может привести к непредсказуемому повороту его судьбы.

Предложено много методик определения школьной зрелости. Все они страдают различными недостатками: одни недостаточно информативны, другие громоздки, третьи непонятны детям, четвертые не подходят для учителей. Поэтому проблема создания хорошего теста школьной зрелости давно стоит в плане научных исследований.

Практическая диагностика школьной зрелости страдает также многими недостатками. Немало примеров неправильного тестирования и понимания его результатов. Это опасно. Если на этапе определения школьной готовности и особенностей развития школьника будут сделаны неправильные выводы, то очень легко повести ребенка по ложному пути. Будущие его неудачи будут предопределены учительской ошибкой.

Любой ребенок твердо знает, что днем светит солнце, а ночью темно; есть правая и левая рука, на руке пять пальцев, у собаки четыре лапы, у него два уха и т. д. Но даже при ответах на эти вопросы он нередко ошибается. Почему? Он видит напряженное ожидание, ощущает настороженность, чувствует готовность учителя получить неправильный ответ. Тогда и возникает ситуация, когда учитель, ориентируясь на чисто внешние проявления, оценивает ребенка как неспособного к полноценному овладению учебным материалом. Если берут такого ребенка в школу, то начинают уменьшать для него программные требования, называя это уровневой дифференциацией, подгоняя ее к своему представлению о потенциале ребенка. Этим и фиксируют учебную неполноценность. Как не вспомнить хороший опыт немцев: для них все дети - без индивидуальных различий - поставлены в равные условия. Требования одинаковые, а оценки, естественно, разные - кто как может. Каждый оказывается на своем уровне. И нет проблем.

В нашей практике еще не всегда применяются всесторонне продуманные тестовые испытания для поступающих в школу. Вот завуч, тестируя ребенка, ставит ему диагностический вопрос: «На дереве сидели три воробья. К ним прилетели еще два. Сколько ворон стало?» Ответ на этот вопрос должен свидетельствовать о внимательности ребенка, навыках устного счета. Допустим, ребенок ошибся. О чем может свидетельствовать его ошибка? Вариантов много: невнимательность, неумение распределять внимание, непонятливость, игнорирование условий, неумение считать и многие другие. Какой диагностический вывод будет правильным? Только последующие целенаправленные диагностические задания помогут выявить истинную причину. Или такой пример. Ребенка привели на диагностическую беседу 15 марта. За окном снег и метель. Ребенок подготовлен, знает, что по календарю уже наступила весна. На вопрос завуча: «Какое теперь время года?» он ответил: «Весна». «Как докажешь?» Ребенок молчит. Профессор промолчал бы тоже. Или тестируют ребенка на скорость чтения за 1-й класс. По данным Б. Зайцева, скорость чтения в конце начальной школы должна быть 130-170 слов в минуту, что дает ему возможность отлично учиться в средней школе. Скорость 100-130 слов в минуту дает шанс овладевать программой на «4». Если же ребенок читает со скоростью меньше 80 слов в минуту, то надежды учиться хорошо у него почти нет.

Но скорость чтения непосредственно с умственными способностями не связана. Очень умные люди читают медленно. Тугодумы, о которых мы уже упоминали, зачастую умные и сообразительные люди, быстрого чтения им ни за что не одолеть. Значит ли это, что, если ребенок будет читать недостаточно быстро, он уже безнадежен?

Нельзя, естественно, отрицать действия языковой неразвитости, которая может стать причиной отставания в учебе. Если даже ребенок и понимает суть поставленной задачи, знает правильный ответ, но лексическое и синтаксическое оформление его ответа несовершенное, то пользы от такого знания мало.

В этом случае учитель будет отчетливо понимать, что необходимо корректировать язык, форму изложения, но не мысль. Мы же часто, не вникая в смысл сказанного, пытаясь подкорректировать язык, искажаем мысль. Это дезориентирует ученика, он сбивается, забывает, что хотел сказать. Спустя некоторое время ученик уже боится отвечать в классе и постепенно теряет интерес к обучению.

На практике обычно применяется не один, а комплекс тестов для изучения школьной зрелости. Это и хорошо, и плохо. Хорошо, так как можно всесторонне исследовать возможности ребенка. Плохо, так как эта процедура обременительна, занимает много времени. Ребенок нервничает, устает, ошибается. Возможно, нужен один общий план теста, выполнение которого не должно превышать 15-20 мин. Если он показывает наличие здравого смысла и сознательное понимание основных жизненных отношений, ребенок, без всякого сомнения, может обучаться в школе.

Такой комплексный тест под названием «Карта достижений ребенка» был разработан несколько лет назад и прошел всестороннюю проверку при приеме детей в 1-й класс. Он имеет недостатки, но преимуществ по сравнению с другими тестами, у него больше. Отзывы учителей положительные. Надежность теста не ниже 80 %.

КАРТА ДОСТИЖЕНИЙ РЕБЕНКА

Днем светло, а ночью. . .

Правильно

Неправильно

Какие геометрические фигуры ты знаешь?

Правильно

Неправильно

Какое животное больше - лошадь или собака?

Правильно

Неправильно

Кто бегает быстрее - заяц или черепаха?

Правильно

Неправильно

Какие оттенки имеет красный цвет?

Правильно

Неправильно

Картинки с изображением посуды, обуви, овощей, одежды, мебели (20 штук). Разложи по объединяющему эти предметы признаку.

Правильно

Неправильно

Сопоставь по величине предметы в комнате. Начинай с самых больших.

Правильно

Неправильно

Утром мы завтракаем, а в полдень …

Правильно

Неправильно

Расскажи свою любимую сказку (1 мин.)

Правильно

Неправильно

Постой на цыпочках с открытыми глазами.

Правильно

Неправильно

Небо голубое, а трава...

Правильно

Неправильно

Черешни, груши, сливы, яблоки... Это что?

Правильно

Неправильно

Продолжить предложение на причинно-следственную связь типа «Вечером мы ложимся спать, потому что...» (устали, зашло солнце и т. п.) <\13)»

Правильно

Неправильно

Зачем на улице устанавливают светофоры?

Правильно

Неправильно

Который теперь час? Покажи на бумажных часах целый час, половину, четверть.

Правильно

Неправильно

Что такое Москва, Пермь, Курск?

Правильно

Неправильно

Приседай медленно (4-5 раз подряд).

Правильно

Неправильно

Маленькая корова - это теленок, маленькая собака - это..., маленькая овечка - это...

Правильно

Неправильно

Подними брови вверх, опусти. Следить, чтобы не было лишних движений головы, лица.

Правильно

Неправильно

Собака больше похожа на курицу или на кошку?

Правильно

Неправильно

Поправь меня, если я ошибусь. Ты Саша (он Андрей), тебе 12 лет (ему 6), ты живешь в Перми (Курске), на улице Грибоедова (...) и т. д.

Правильно

Неправильно

Зачем на всех автомобилях есть тормоза?

Правильно

Неправильно

Футбол, прыжок в высоту, теннис, плавание… Это что?

Правильно

Неправильно

Чем похожи друг на друга молоток и топор?

Правильно

Неправильно

Поймай мяч двумя руками (5 бросков)

Правильно

Неправильно

Чем похожи друг на друга белка и кошка?

Правильно

Неправильно

Какой транспорт самый быстрый?

Правильно

Неправильно

Чем отличается старый человек от молодого?

Правильно

Неправильно

Почему на письмо нужно наклеивать марку?

Правильно

Неправильно

Почему это плохо, когда кто-нибудь уклоняется от работы?

Правильно

Неправильно

Саша принес 2 яблока, Оля принесла 3 груши, сколько орехов стало?

Правильно

Неправильно

Как ты расскажешь дома, своим друзьям о своем экзамене в школе?

Правильно

Неправильно

Инструкция по тестированию

Подготовьте необходимое для выполнения заданий оборудование: большой разноцветный мяч; 20 картинок с изображением 4 разновидностей предметов: посуда - 5, мебель - 5, овощи - 5, одежда - 5; бумажные часы. Тестирование проводится в классе. Дети заходят по очереди. Присутствует классный руководитель, который проводит тестирование, завуч, родители. Среднее время выполнения - 20 мин. На каждый ответ отводится 30-40 сек. Если ответа нет, идут дальше. Ответ фиксируется «галочкой» в карте достижений. После выполнения теста подсчитываются баллы. Отличный результат - 160-140 баллов, средний - 130-80 баллов, низкий - 70-32 балла.

В экспериментальных исследованиях одаренные дети выполняли этот тест за 15 мин. Большинство детей затратило на ответы 19-20 мин. Примерно 40% детей превысили это время. Но даже если дети не успевают справиться с заданием в установленное время, не спешите зачислять их в ряды не созревших для школы. Скорее всего, они тугодумы, нуждающиеся в коррекционной поддержке.

Определение школьной зрелости - чрезвычайно важный и ответственный момент. Учитель априори, т. е. без специальных доказательств, убежден, что каждый ребенок, достигший школьного возраста, готов к обучению. Помочь определить его особенности, заранее наметить линию коррекции выявленных недостатков поможет тестирование школьной зрелости. Оно будет проводиться учителем вместе с завучем и в присутствии родителей. Для диагностики используются различные тесты, учитель выберет тот, который сочтет наиболее информативным и наименее обременительным для ребенка.

Для работы в классе

Диагностическая методика

Название: Осень.

Форма, метод: Игра-конкурс.

Цель: Диагностика мышления, восприятия, выявление нестандартных детей.

Реализация: Конкурс проводится во время прогулки в осенний (весенний, летний, зимний) парк или лес. Учитель предлагает детям:

1. Найти самое интересное дерево и объяснить свой выбор.

2. Кто больше всего звуков услышит в лесу и каких?

3. Какие изменения происходят в лесу в разное время года?

4. Придумать сказку про лес и его обитателей.

5. Кто увидит больше красок осени? И т. д.

Вариации: То же самое - на озеро, речку или в поле.

Обработка результатов: Вне класса дети обычно лучше проявляют свои способности и возможности. Внимательное наблюдение поможет педагогу лучше понять отдельных детей.

Выводы: Прогулка всегда дает пищу для размышлений. Результаты заносятся в карту наблюдений. Выявляются дети, которым нужна помощь, и дети, которые могут помочь учителю оказать эту помощь другим.

2.6. Школьная зрелость

Готовность детей к обучению в школе – школьная зрелость
определяется физическим и психическим развитием, состоянием здоровья, уровнем умственной работоспособности Под готовностью ребенка к систематическому обучению понимают тот уровень морфологического, функционального и психического развития, при котором требования обучения не будут являться для него чрезмерными и не приведут к нарушению его здоровья.

Определение степени готовности детей, поступающих в школу, является одной из мер сохранения здоровья и предупреждения неуспеваемости, оно должно проводиться в два этапа: первое – в октябре-ноябре года предшествующего поступлению ребенка в школу;
повторное – в апреле-мае перед поступлением в школу. В настоящее время имеется целый ряд методов своевременной и правильной оценки уровня функциональной зрелости детей. Исследования показали, что в 6,5 лет «школьно-незрелых» детей насчитывается 32 %, к 7 годам – 13 %, к 8 годам – 2 %. Одним из наиболее распространенных тестов для оценки школьной зрелости является тест Керна в модификации Ирасека. Он включает 3 задания:

1) рисование мужской фигуры (она должна иметь голову, на которой нарисованы волосы (возможны шапка или шляпа), шею, соединяющую голову с туловищем, на лице – глаза, нос, рот; конечности, руки должны заканчиваться пятью пальцами. Одежда должна иметь признаки мужской одежды);

2) графическое копирование фразы из трех коротких слов (ей дан чай);

3) срисовывание 10 точек, расположенных в форме пятиугольника.

Каждое задание оценивается баллом от 1 (наивысшая оценка)
до 5 (наихудшая оценка). Сумма оценок за все три задания дает общий балл. У зрелых детей сумма составляет 3–5 баллов, у среднезрелых – 5–9 баллов, у незрелых детей – 10 и более баллов.

Эти задания дают общее представление об уровне психического развития ребенка, о его глазомере и способности к подражанию, степени развития координационных движений, способности к целенаправленному действию. Степень школьной зрелости, определяемая по этому тесту, хорошо коррелирует со степенью зрелости по соматическим показателям. Установлено, что между физическим и умственным развитием детей существует определенная закономерность. Изменение пропорций тела служит относительным показателем биологической зрелости и физической готовности детей к обучению в школе, поэтому нередко используется тест Филиппинера (суть теста сводится к тому, что ребенок через голову кончиками пальцев должен коснуться мочки противоположного уха и закрыть ухо ладошкой). К пяти годам пальчики ребенка только приближаются к уху, к семи годам он закрывает ухо (тест положителен).

Детям, не готовым к обучению в школе, рекомендуется комплекс коррекционных упражнений, которые должны проводить с ними
родители и воспитатели дошкольных учреждений.

Начальный период обучения в школе достаточно труден для всех детей. Обычно адаптация достигается к середине первого полугодия, но могут быть исключения (укорочение или удлинение этого периода). Своевременная подготовка ребенка к школе облегчает период адаптации.

Готовность ребенка к школе.

Понятие "школьная зрелость"

Каждый новый этап в жизни ребенка – поступление в ясли, переход из яслей в детский сад, начало обучения в школе – связан для него со сложным комплексом непривычных переживаний. Приспособление, адаптация к ним порой сопряжены с немалыми трудностями.

Особое значение имеет начало школьной жизни . О степени адаптации ребенка к требованиям школы врачи судят по его утомляемости, успеваемости, состоянию здоровья. Несомненно, что первые дни обучения в школе вызывают трудности у всех детей. Непривычный режим, стремление как можно лучше и быстрее выполнить задания учителя может даже стать причиной снижения веса ребенка. Часть детей довольно быстро – в течение первой четверти преодолевают неблагоприятные изменения со стороны различных функциональных систем организма, их физиологические показатели улучшаются, работоспособность повышается. Эти дети успешно учатся без ущерба для здоровья. У других детей процесс привыкания к школе затягивается на более длительное время – нередко на весь учебный год и даже дольше.

В чем же причины затрудненной адаптации детей к начальной школе? Одной из них специалисты считают несоответствие функциональных возможностей детей требованиям школы. И дело здесь не только в уровне умственного развития. Нередко при нормальном развитии интеллекта у детей отмечается временное отставание в развитии других функций, которые очень важны для успешной учебы. В связи с неравномерным темпом развития различных систем детского организма и особенностей условий жизни дети одного хронологического возраста могут иметь значительные индивидуальные различия в уровне функциональной готовности.

Причиной школьной незрелости ребенка , как правило, является комплекс неблагоприятных социальных и биологических факторов.
Более 100 лет назад были предприняты первые попытки определить готовность детей к обучению, или, как часто сейчас говорят, “школьную зрелость”. Недостаточная “школьная зрелость”, или функциональная неготовность к обучению в школе, чаще всего связывается не с общим, а с частичным отставанием в развитии, касающимся тех функций, которые испытывают напряжение в процессе учебы. Прежде всего, это касается развития психики ребенка, быстроты и прочности создания условных связей, лежащих в основе обучения.

Успешно справиться с учебной нагрузкой ребенок может лишь в том случае, если он обладает способностью анализировать и синтезировать полученную информацию, иметь достаточно высокий уровень развития второй сигнальной системы, иначе говоря, восприятия речи. Существенное значение для успешного освоения школьной премудрости имеют развитие речи самого ребенка, отсутствие у него дефектов звукопроизношения. Важен и такой фактор, как произвольная регуляция психической деятельности.

На начальном этапе школьного обучения наиболее слабым звеном в психической регуляции является контроль выполнения поставленной перед ним задачи, отвлекаемость на посторонние раздражители. Слишком велика еще зависимость от непосредственных влияний окружающего мира, ребенку очень трудно предвидеть результаты своего труда. Взрослые нередко расценивают это как непослушание, хотя ребенок далеко не всегда отклоняется от заданных инструкций из-за нежелания следовать им.

Он просто еще не умеет, не знает, как удержать себя от не одобряемых взрослыми действий. Наука "властвовать собой" часто представляется непосильной задачей, поскольку анатомическая и функциональная готовность лобных отделов мозга, которые отвечают за эту деятельность, только-только оформляется к семи годам жизни.

Очень важны способность тормозить на определенное время высокую двигательную активность, столь свойственную детям, умение сохранять необходимую рабочую позу. А для освоения письма и рисования необходимы развитие мелких мышц кисти и координация движений пальцев рук.
"Незрелые" дети часто становятся неуспевающими. Причем нередко это неуспевание в учебе растягивается на несколько лет. Но если бы "школьная зрелость" вызывала у детей лишь отставание в учебе, то эта проблема так и осталась бы педагогической. Между тем у этих детей, особенно у тех, кто ценой чрезмерного напряжения старается выполнить требования школы, страдает здоровье: они чаще болеют, у многих формируется невроз, страх перед школой и нежелание учиться. Чтобы предотвратить такую ситуацию, необходимо прогнозировать готовность ребенка к обучению еще до его поступления в школу.

Более 20 лет назад ученые-гигиенисты разработали специальные диагностические приемы, которые позволяют с высокой степенью точности судить о том, насколько ребенок готов к обучению в школе. Особую актуальность они получили тогда, когда встал вопрос о приеме в школу детей 6-летнего возраста.

Готовность к обучению в начальной школе неразрывно связана с общим уровнем развития организма. Специалисты, которые занимались диагностикой готовности к школе, установили, что среди детей 6-летнего возраста количество “незрелых“ весьма велико – почти половина. Год, отделяющий 6-летнего ребенка от 7-летнего, очень важен для его развития. В этот период, как правило, происходит значительный скачок в психическом и физическом развитии малышей. И, как показали специальные исследования, в возрасте 6,5 лет “незрелых” детей намного меньше – 23–30%, а среди 7-летних – 10–15%.

В современной ситуации проблема “школьной зрелости” вновь обострилась. Это связано:

· во-первых, с уменьшением числа первоклассников, посещавших до поступления в школу дошкольные образовательные учреждения;

· во-вторых, с утратой единых образовательных программ в ДОУ и отсутствием современных образовательных стандартов, ориентированных на развитие и коррекцию школьно­необходимых функций (утрата преемственности);

· в-­третьих, со значительным ухудшением состояния здоровья детской популяции, снижением функциональных возможностей детей;

· в-­четвертых, с усложнением учебных требований, предъявляемых школой. Кроме того, несмотря на существующее требование об обязательном тестировании уровня школьной зрелости поступающих в первый класс детей, проводится оно чаще всего тогда, когда есть конкурс на зачисление ребенка в школу, при приеме в те учебные заведения, где программы обучения , как правило, отличаются большей сложностью.

Между тем результаты гигиенических исследований показали, что среди современных детей 7-го года жизни школьно­незрелые составляют более 40%, что в 3 раза больше количества таких детей в 70-е годы и в 2 раза больше, чем в 80-е годы. Причем среди мальчиков таких детей значительно больше, чем среди девочек (48,6 против 28,6%). Эти результаты были отмечены среди детей, посещающих ДОУ. Полагаем, что среди детей, не посещающих детский сад, их число будет выше.

Успешное начало и продолжение школьного обучения невозможны без достаточного уровня речевого развития. В норме правильным звукопроизношением всех звуков дети овладевают к 5–6 годам. При этом исследования, проведенные в 44 массовых детских садах Санкт-Петербурга, показали, что дефекты звукопроизношения имели место у 52,5% детей 6–7 лет. Слуховая дифференциация звуков была нарушена у 10,5% детей, фонема тический анализ слов был недоступен 25% обследованным, словарный запас отставал от возрастной нормы у 21,5%, т. е. у каждого пятого ребенка. Ко всему следует добавить, что у 45,8% детей оказались несформированными зрительно­-пространственные представления, которые определяют усвоение графических образов букв. Подводя итог проведенному исследованию, можно отметить, что примерно половина детей, поступающих в первые классы общеобразовательных школ, не готова к началу систематического изучения русского языка ввиду явного отставания в речевом развитии. Аналогичные данные о том, что среди детей 7-го года жизни 50% не готовы к школьному обучению, приводят и нейропсихологи.

В настоящее время существуют разнообразные тесты, с помощью которых оценивается наличие определенных характеристик, свидетельствующих об умственных и физических возможностях детей обучаться в условиях школы. Среди них есть и довольно простой, так называемый филиппинский тест (оценка способности ребенка достать через голову правой рукой левое ухо). Он основан на том, что "школьная зрелость" наступает, как правило, одновременно с полуростовым скачком – увеличением интенсивности роста конечностей (в первую очередь рук).

Таким образом, весьма несложная для проведения процедура тестирования уровня "школьной зрелости" позволяет медицинской сестре или педагогу получить достаточно ясное представление о готовности будущего первоклассника к систематическим учебным занятиям. Между тем в арсенале медицинских работников есть утвержденная Минздравом России методика для определения функциональной готовности к обучению. В ее основу положены психофизиологические критерии, отобранные на основании исследования развития уровня функций и тесно связанные с успеваемостью, работоспособностью и динамикой состояния здоровья детей в 1-м классе.

Определение готовности детей к обучению в начальной школе осуществляется в дошкольном учреждении или в детской поликлинике (если ребенок не посещает детский сад). Мы рекомендуем проводить диагностику “школьной зрелости” дважды. Первый раз в октябре – ноябре года, предшествующего поступлению в школу. Эта диагностика является одним из фрагментов углубленного медицинского осмотра детей (плановой диспансеризации). Таким образом, у дошкольников, у которых выявлено отставание в развитии школьно­необходимых функций (например, моторика, речь), есть необходимый резерв времени для проведения коррекционных мероприятий. Если у ребенка имеются дефекты звукопроизношения, ему рекомендуются занятия у логопеда . Наличие стойкого дефекта речи у ребенка 4–5 лет является основанием для направления его в логопедическую группу детского сада. Эффективность коррекционных занятий, если они начинаются в этом возрасте, значительно выше, чем у детей 6 лет.

Тем, у кого недостаточно развита координация движений пальцев рук, преодолеть это отставание помогут систематические занятия рисованием, лепкой, конструированием. Установлено, что больше всего различий в степени "школьной зрелости" у мальчиков и девочек регистрируется в уровне развития моторики. Как уже было показано выше, девочки гораздо успешнее выполняют тесты, требующие достаточно высокого уровня развития моторных функций. У них, как правило, лучше координация движений пальцев рук. Поэтому в школе у девочек меньше проблем с выполнением письменных работ, у них обычно лучше почерк.

Повторная диагностика (в апреле – мае) позволяет окончательно сформировать мнение о готовности ребенка к обучению в школе. По разным причинам описанный выше порядок определения уровня готовности ребенка к обучению в школе применяется далеко не всегда. Однако реалии сегодняшней жизни таковы, что довольно много 6летних детей садится за парты. Это связано со многими причинами, в т. ч. и с тем, что продолжительность обучения в начальной школе увеличена сейчас до 4 лет. Согласно современному законодательству ребенок может быть принят в 1-й класс, если к началу учебного года ему исполнилось не менее 6 лет 6 месяцев, и даже ранее. Однако гигиенисты уверены в том, что 6-летние дети (до 6,5 лет) могут быть приняты в школу, учебно-воспитательный комплекс или любое другое образовательное учреждение, реализующее программы начального обучения, только в том случае, если учреждение располагает необходимыми условиями для организации обучения таких детей. Минобрнауки России прилагает усилия для того, чтобы адаптировать школы для обучения "шестилеток", но наши наблюдения показывают, что необходимые требования для их обучения не столь просто соблюдать. Речь идет о сокращении продолжительности урока, организации динамической паузы в середине учебного дня, постепенном наращивании учебной нагрузки (ступенчатый режим обучения в начале учебного года), обеспечении дневного сна и трехразового питания для тех, кто остается в школе на продленный день, и др. Таких школ на сегодняшний день очень мало. Между тем следует помнить, что "незрелость" не может быть причиной отказа приема ребенка для обучения в школе. В этом случае ответственность за его здоровье несут родители.

Этот метод наиболее часто используется для ориентировочной оценки уровня развития школьно-необходимых функций. Он включает 3 задания : рисование фигуры человека по представлению, графическое копирование фразы из письменных букв и срисовывание точек в определенном пространственном положении (рис. 8.1).

Рис. 8.1. Ориентировочный тест для определения «школьной зрелости» А. Керна в модификации И. Ирасека

Первое задание дает возможность выявить зависимость между изобразительной деятельностью и развитием второй сигнальной системы, абстрактного мышления, интеграцией в психической деятельности. Следовательно, этот субтест позволяет проводить ориентировочную оценку общего умственного развития.

Выполнение второго и третьего задания теста связано с уровнем развития у ребенка способности к произвольному поведению (он должен проявить волевое усилие, исполнить инструкцию в малопривлекательной работе в течение необходимого времени), что является важной предпосылкой для успешного обучения. При воспроизведении письменных букв и геометрических фигур, являющихся для детей в дошкольном возрасте исключительно абстрактными формами, выявляется, достиг ли ребенок такого уровня психического развития, чтобы он мог понять принцип задания «подражания образцу» и овладеть им. Кроме того, задания теста дают представление о развитии мелких мышц кисти и выраженности тонких двигательных координаций, необходимых для становления навыков письма и совершенствования рисунка.

Если тест проводят в группе, то проверяют также способность ребенка подчиняться работе в коллективных условиях, как это требуется в школе.

Инструкция к использованию ориентировочного теста «школьной зрелости» А. Керна в модификации И. Ирасека

Ребенку (группе детей) дается лист бумаги, на лицевой стороне которого записываются имя, фамилия ребенка, дата его рождения и оставляется место для выполнения первого задания. Карандаш кладется перед ребенком так, чтобы ему было одинаково удобно взять его правой и левой рукой.

Дается инструктаж к выполнению первого задания: «Здесь (каждому показывается, где) нарисуй какого-либо дядю. Так, как ты умеешь». Дальнейшее объяснение, помощь или предупреждение по поводу ошибок и недостатков рисунка не допускаются. Когда какой-нибудь разговорчивый ребенок начнет расспрашивать подробнее, нужно стараться отвечать: «Рисуй так, как ты умеешь». Можно ребенка подбодрить, когда он начнет рисовать, следующим образом: «Видишь, как ты хорошо начал. Рисуй дальше». На вопрос, можно ли нарисовать тетю, необходимо объяснить, что все рисуют дядю, поэтому и он(а) пусть рисует дядю. Если же ребенок начал рисовать женскую фигуру, можно разрешить ему ее дорисовать, а затем попросить, чтобы он рядом нарисовал мужскую фигуру.

Когда рисунок закончен, детей просят, чтобы они перевернули лист бумаги, на обратной стороне которого заранее написан образец фразы (2-е задание) и конфигурация из 10-ти точек (3-е задание), которые ребенок должен повторить.

Второе задание формулируется следующим образом: «Посмотри, здесь что-то написано. Ты еще писать не умеешь, но попробуй, смог (смогла) бы ты это написать. Хорошенько посмотри, как это написано, и рядом напиши то же самое». Если кто-нибудь из детей не рассчитает длину графы, и третье слово у него не будет помещаться, нужно сказать ребенку, что его можно написать ниже или выше.

Третье задание дается по такому образцу: «Здесь нарисованы точки. Попробуй сам(а) рядом так же их нарисовать». В этом случае необходимо указать, где можно рисовать, так как у некоторых детей может снизиться внимание. За детьми необходимо все время наблюдать и делать краткие пометки об их поведении. Прежде всего, необходимо обратить внимание на то, какой рукой будущий школьник пишет, не перекладывает ли во время работы карандаш из одной руки в другую. Необходимо также отметить, не вертится ли ребенок, не падает ли у него карандаш, нужно ли его при работе постоянно хвалить, присмотреть, не начал ли он обводить образец и пр.

Оценка результатов

Каждое задание оценивается баллом от 1 (наилучшая оценка) до 5 (наихудшая). Ниже приводятся критерии оценки каждого задания по пятибалльной системе. Образцы выполнения заданий представлены на рис. 8.1.

Задание 1. Рисование мужской фигуры.

1 балл – у нарисованной фигуры должны быть голова, туловище, конечности. Голову с туловищем соединяет шея (она не должна быть больше, чем туловище). На голове – волосы (возможны шапка или шляпа), уши, на лице – глаза, нос, рот. Верхние конечности заканчиваются рукой с пятью пальцами. Признаки мужской одежды. Рисунок сделан так называемым синтетическим способом, т. е. контурным изображением с соблюдением пропорций.

2 балла – выполнение всех требований, как и в оценке 1, кроме синтетического способа изображения. Возможны 3 отсутствующие части тела: шея, волосы, 1 палец руки, но не должна отсутствовать какая-либо часть лица.

3 балла – у фигуры на рисунке должны быть голова, туловище, конечности, руки, и ноги нарисованы двумя линиями. Отсутствуют: уши, волосы, одежда, пальцы на руках, ступни на ногах.

4 балла – примитивный рисунок головы с туловищем. Конечности (достаточно лишь одной пары) изображены одной линией.

5 баллов – отсутствует ясное изображение туловища и конечностей. Каракули.

Задание 2. Имитация написанного текста.

3 балла – буквы должны быть разделены на 2 группы, можно прочесть хотя бы 4 буквы.

4 балла – с образцом схожи хотя бы 2 буквы. Вся группа имеет еще видимость «письма».

5 баллов – каракули.

Задание 3. Срисовка группы точек.

1 балл – точное воспроизведение образца. Одна точка может выходить из рамок столбика или строки. Уменьшение образца допускается не больше, чем в полтора раза.

2 балла – количество и состав точек должны соответствовать образцу. Можно опустить 3 точки и 0,5 ширины пробела между строчками или столбиками.

3 балла – общее впечатление – похоже на образец. Высотой и шириной отличается не больше, чем в 2 раза по сравнению с образцом. Точек не должно быть больше 20-ти и меньше 7-ми. Возможны некоторые перестановки в расположении точек до 180 о.

4 балла – рисунок лишь напоминает образец, но все-таки он сделан из точек. Величина и количество точек не существенны. Другие изображения, например линии, недопустимы.

5 баллов – каракули.

Оценка полученных результатов . Детей с результатом 15 баллов необходимо рекомендовать к дальнейшему медико-педагогическому обследованию. «Школьно-зрелыми» считаются дети, получившие в сумме за выполнение трех заданий данного теста 3–5 баллов, «средне-зрелыми» – 6–9 баллов и «незрелыми» – 10 и более баллов.