Основные черты немецкой классической философии кратко. Классическая немецкая философия: кратко о самом главном

Немецкая классическая философия XVIII–XIX веков

Немецкая классическая философия – этап развития философии, представленный следующими течениями.

1. Дуализм (Кант) рассматривает познание как деятельность, протекающую по своим собственным законам. Специфика познающего субъекта – главный фактор, определяющий способ познания и конструирующий предмет знания. В самом субъекте Кант различает два уровня: эмпирический (индивидуально-психологические особенности человека) и трансцендентальный (всеобщие определения человека как такового).

2. Субъективно-идеалистическое течение (Фихте) предполагает наличие некоего абсолютного субъекта, который наделяется бесконечной активной деятельностью и который творит мир. Исходная «Я» – нравственная деятельность сознания. Из него вытекает отдельное «Я» – ограниченный человеческий субъект, которому противостоит природа. Разумное познание, по Фихте, происходит через непосредственное созерцание истины умом, или «интеллектуальную интуицию». В этике центральным вопросом ставит вопрос о свободе, в которой видит не беспричинный акт, а действие, основанное на познании непреложной необходимости.

3. Объективный идеализм (Шеллинг, Гегель). Шеллинг стремился показать, что вся природа в целом может быть объяснена с помощью принципа целесообразности, лежащего в основе жизни. В натурфилософии Шеллинга была возрождена неоплатоническая идея Мировой души, пронизывающей собою все космические стихии и обеспечивающей единство и целостность природного бытия, всеобщую связь природных явлений. Гегель доказывал, что происхождение многого из единого является предметом рационального познания, инструментом которого является логическое мышление, а основной формой – понятие. В основе рационального познания лежит логика, а двигателем служит противоречие.

4. Материализм (Фейербах) возник как реакция на идеализм Гегеля. В центре внимания Фейербаха – человек как единство души и тела. Критикуя абстрактное мышление, Фейербах полагает, что только то, что дано через органы чувств, обладает подлинной реальностью. Фейербах отвергает возможность чисто отвлеченного познания с помощью разума.

Философия Иммануила Канта

Иммануил Кант (1724–1804) – родоначальник немецкой классической философии. Достоверность научного знания Кант обосновывает как объективное знание. Объективность отождествляется с всеобщностью и необходимостью, то есть для того, чтобы знание несло достоверный характер, оно должно обладать чертами всеобщности и необходимости. Объективность знания, согласно Канту, обусловливается структурой трансцендентального субъекта, его надиндивидуальными качествами и свойствами. Познающему субъекту по природе присущи некоторые врожденные, доопытные формы подхода к действительности, из самой действительности не выводимые: пространство, время, формы рассудка.

Пространство и время, согласно Канту, – это не формы бытия вещей, существующих независимо от нашего сознания, а, напротив, – субъективные формы чувственности человека, изначально присущие человеку как представителю человечества. Пространство – это врожденная, доопытная, форма внутреннего чувства (или внешнего созерцания). Время – это врожденная форма внутреннего чувства (или внутреннего созерцания). Рассудок – это познавательная способность, мышление, оперирующее понятиями и категориями.

Рассудок, по Канту, выполняет функцию подведения многообразного чувственного материала, организованного с помощью доопытных форм созерцания, под единство понятий и категорий. Не предмет является источником знаний о нем в виде понятий и категорий, а, напротив, формы рассудка понятия и категории конструктируют предмет, поэтому и согласуются с нашими знаниями о них. Мы можем познать только то, что сами создали, считает И. Кант.

Итак, рассудок упорядочивает восприятия человека, подводит их под всеобщие и необходимые формы, таким образом, обусловливает объективность знания. Что же тогда создает возможность для такой деятельности рассудка? Что объединяет все понятия и категории в целостность, что приводит их в действие? Кант отвечает на эти вопросы однозначно: все это сведено с особенностями субъекта.

Теорию познания Канта можно представить следующим образом: существуют «вещи сами по себе», через каналы органов чувств, форму чувственности и рассудка они становятся достоянием сознания субъекта, и он может делать о них определенные умозаключения. Вещи, как они существуют в сознании субъекта, Кант называл «явлениями». Человек знает о вещах только в той форме, в какой они даны его сознанию, но каковы их качества и свойства их взаимоотношения вне сознания субъекта, человек не знает и знать не может.

Кант ограничил познавательные возможности субъекта миром «явлений». Формам чувственности и рассудка доступен только мир опыта. Все, что находится за пределами опыта, умопостигаемый мир, может быть доступно только разуму. Разум – это высшая способность субъекта, которая руководит деятельностью рассудка, ставит перед ним цели. Разум оперирует идеями, а идеи – это представления о цели, к которой стремится наше познание, о задачах, которые оно перед собой ставит. Доказательством того, что идее разума не может соответствовать реальный предмет, что разум опирается на мнимые идеи, служит учение Канта об антимониях разума. Антимонии – это противоречивые, взаимоисключающие положения. Антимонии имеют место там, где с помощью конечного человеческого рассудка пытаются делать заключение не о мере опыта, а о мире «вещей самих по себе». Мир «вещей самих по себе» закрыт для теоретического разума, науки. Однако это не значит, что этот мир недоступен человеку. Кант выдвинул новую концепцию субъекта. На основе этой концепции он провел разделение бытия на мир природы и мир человека. Человек, по Канту, житель двух миров: чувственно воспринимаемого и умопостигаемого. Чувственно воспринимаемый мир – это мир природы. Умопостигаемый мир – это мир свободы. В сфере свободы действует не теоретический, а практический разум, так как его главное назначение – руководить поступками человека. Движущей силой этого разума является воля, которая определяется не внешними причинами, природной необходимостью или божественной волей, а своим собственным законом, который она ставит перед собой.

Философия Иоганна Готлиба Фихте

И. Г. Фихте (1762–1814) ставил перед собой задачу преодолеть кантовский дуализм теоретического и практического разума, «вещей в себе» и «явлений». Кантовский принцип автономии воли, согласно которому практический разум сам устанавливает себе закон, превращается у Фихте в универсальное начало всей его системы. Из принципа практического разума свободы он стремится вывести и теоретический разум познания природы. Познание в системе Фихте представляет собой лишь подчиненный момент единого, практически нравственного действия, и философская система Фихте строится на признании активной практически деятельной сущности человека. Фихте стремится найти общее основание для духовного мира «Я» и окружающего человека внешнего мира, пытается обосновать существование и дать определения всем «не Я».

Фихте подчеркивает приоритет человеческого субъективно-деятельного начала над природой. Природа, по Фихте, существует не сама по себе, а ради чего-то другого, а именно – для того, чтобы создать возможность самореализации «Я». С одной стороны, «Я» – это конкретный индивид, с присущими ему волей и мышлением, а с другой стороны, «Я» – это человечество в целом, то есть абсолютное «Я». Взаимоотношения индивидуального «Я» и абсолютного «Я» характеризует, по Фихте, процесс освоения человеком окружающей среды. Индивидуальное и абсолютное «Я», по Фихте, то совпадают и отождествляются, то распадаются и различаются. Идеал всего движения, развития состоит в достижении совпадения индивидуального и абсолютного «Я», но достижение этого идеала полностью невозможно, ибо привело бы к прекращению деятельности, которая, по Фихте, абсолютна. А потому и вся человеческая история – лишь приближение к идеалу.

Фихте обосновывал существование всех «не Я» правовым принципом признания «Я»: гражданин государства признает существование других «Я». Наличие множества свободных индивидов служило, по Фихте, условием возможности существования самого «Я» как разумного, свободного существа.

Философия Фридриха Шеллинга

Фридрих Вильгельм Йозеф Шеллинг (1775–1854) развил идеи Фихте. В его учении преодолевается противопоставление мира природы как мира явлений и мира свободы как субъективного, деятельностного «Я» на основе учения об их тождестве, то есть тождестве субъекта и объекта. Абсолютный объект, связанный у Фихте с индивидуальным «Я», в системе Шеллинга превращается в божественное начало мира, абсолютное тождество субъекта и объекта, точку «безразличия» их обоих.

Шеллинг рассматривал возникновение таких определений как «творческий акт», который является предметом особого рода иррационального познания интеллектуальной интуиции, представляющей собой единство сознательной и бессознательной деятельности. Такая интуиция, по Шеллингу, недоступна всем смертным, а дана только особо одаренным людям, гениям. Интеллектуальная интуиция, по Шеллингу, – высшая форма философского творчества и служит тем инструментом, на основе которого возможно само развертывание тождества.

Шеллинг стремился показать, что вся природа в целом может быть объяснена с помощью принципа целесообразности, лежащего в основе жизни. Он пытался изучить природу с точки зрения развития от простого к сложному. У него природа развивается от неорганического мира к органическому. Шеллинг полагал, что природа представляет собой не просто объект, а носитель бессознательной жизни разума. Он опирается на диалектический метод познания и разрабатывает диалектическую картину мира. Шеллинг подчеркивает целесообразность в основе жизни.

Мировая душа обеспечивает единство природы и ее целесообразность в развитии. В природе происходит борьба противоположных сил. В натурфилософии Шеллинга была возрождена неоплатоническая идея Мировой души, пронизывающей собою все космические стихии и обеспечивающей единство и целостность природного бытия, всеобщую связь природных явлений.

Философия Георга Вильгельма Фридриха Гегеля

Г. Гегель (1770–1831) пытается разрешить проблему тождества субъекта и объекта, мышления и бытия на основе обоснования тождества индивидуального и абсолютного «Я». Это возможно лишь путем поступательного развития сознания, в ходе которого индивидуальное сознание проходит все те этапы, которые прошло человечество на протяжении всей своей истории. В процессе воспитания и образования каждый человек, по мнению Гегеля, становится способен посмотреть на мир и на себя сточки зрения завершившийся мировой истории, «мирового духа». Поэтому противоположность субъекта и объекта снимается и достигается абсолютное тождество, тождество мышления и бытия.

Движение сознания, по Гегелю, – это восхождение от абстрактного к конкретному. Каждая последующая ступень заключает в себя все предыдущие, воспроизводя их на новом, более высоком, уровне.

Первая ступень – сознание: на этой ступени предмет противостоит человеку «Я» как внешняя данность; сознание является созерцающим (чувственные восприятия, формы рассудка). Вторая ступень – самосознание: сознание практически действующее, желающее и стремящееся. Высшая ступень – «дух»: сознание постигает духовную реальность мира и себя как выражение этой реальности.

С каждой из этих ступеней развития индивидуального сознания соотносятся определенные ступени и формы развития человеческой культуры, духовной жизни: мораль, наука, право, религия и др.

Гегель стремился охватить весь универсум, весь природный и духовный мир единым понятием. Таким понятием является для Гегеля «Абсолютная идея» – это разум, мышление, разумное мышление.

В процессе саморазвития «Абсолютная идея» проходит различные стадии в виде последовательного движения от абстрактного общих определений к определениям, обогащенным конкретным содержанием.

Основой самораскрытия «Абсолютной идеи» является логика – научно-теоретическое осознание «Абсолютной идеи». Необходимым средством развития «Абсолютной идеи» выступает природа, которую Бог создал с той целью, чтобы из нее возникли человек и человеческий дух.

Гегель дал обобщенный диалектический анализ всех важнейших категорий философии и сформировал три основных закона.

1. Закон перехода количественных изменений в качественные . Категории: качество, количество, мера. Качество – это внутренняя определенность предмета, явление, которое характеризует предмет или явление в целом и определяется через его свойство. Количество – внешняя для бытия определенность, нечто относительно безразличное для той или иной вещи. Например: дом остается тем, что он есть, независимо от того, будет ли он больше или меньше. Мера – единство качественной и количественной определенности предмета.

Качеству принадлежат не каждые, а лишь определенные количественные значения.

2. Закон о взаимопроникновении противоположностей . Гегель оперирует категориями: тождество, различие, противоположности, противоречия. Тождество выражает равенство объекта самому себе или нескольких объектов друг другу. Различие – отношение неравенства объекта самому себе или объектов друг другу. Противоположность – взаимоотношения таких сторон объекта или объектов друг с другом, которые коренным образом отличаются друг от друга. Противоречие – это процесс взаимопроникновения и взаимоотрицания противоположностей.

Противоположности в любой форме их конкретного единства находятся в состояние непрерывного движения и такого взаимодействия между собой, которое ведет к их взаимным переходам друг в друга, к развитию взаимопроникающих противоположностей, взаимопредполагающих одна другую и в то же время борющихся, отрицающих друг друга.

3. Закон отрицания отражает общий результат и направленность процесса развития .

Отрицание – единство трех основных моментов: преодоление старого, преемственность в развитии, утверждение нового. Отрицание отрицания в двойном виде включает в себя эти три момента и характеризует цикличность развития, которую Гегель связывал с прохождением в процессе развития трех стадий: утверждение или положение (тезис), отрицание или противоположение этого утверждения (антитезис) и отрицание отрицания, снятие противоположностей (синтез).

Философия Людвига Андреаса Фейербаха

Людвиг Андреас Фейербах (1804–1872) был первым немецким философом, подвергшим развернутой критике идеализм. Он говорил, что в основе философии – знание, стремление раскрыть действительную природу вещей. Первейшая задача философии – критика и разоблачение религии. Для освобождения от религиозных заблуждений необходимо понять, что человек – не творение Бога, а часть вечной природы. Материализм Фейербаха неслучайно трактуется как антропологический. Он существенно отличается от материализма XVIII века, так как не сводит всякую реальность к механическому движению и рассматривает природу не как механизм, а, скорее, как организм.

В центре внимания Фейербаха – не отвлеченное понятие души и тела, а человек как психофизическое единство. Дух и тело – две стороны той реальности, которая называется организмом. Человеческая природа трактуется преимущественно биологически. В теории познания Фейербах выступает как сенсуалист, полагая, что ощущение составляет единственный источник нашего познания. Антропологический материализм Фейербаха возникает как реакция на идеализм и, прежде всего, на учение Гегеля, в котором господство всеобщего над единым было утрировано. Фейербах встал на защиту природно-биологического начала в человеке.

Знаменитая книга Фейербаха «Сущность христианства», написанная в 1841 году, была уже настоящим триумфом материалистической философии. Цель этой книги философ определил как «сведение религии к антропологии». Он пишет, что его первой мыслью был Бог, второй – разум, а третьей и последней – человек. Фейербаха интересует не идея человечества, а реальный человек. Теизм неприемлем, ибо не Бог творит человека, а человек создает Бога. Фейербах в этой работе провозгласил материализм и атеизм, признал, что природа существует независимо от сознания, что она есть основа, на которой вырос человек, что вне природы и человека нет ничего и что созданное религией божественное существо есть лишь фантастическое отражение человеческой сущности.

Философия К. Маркса и Ф. Энгельса

Карл Маркс (1818–1883) и ФридрихЭнгельс (1820–1895) считали человека частью природы и ее продуктом. Специфичность бытия человека, отличие человека от животного в их отношении к материальному миру, к природе проявляются в труде. Человек имеет дело не только с предметами природы, он обязательно использует орудия труда, систему знаний и другие продукты человеческой деятельности.

Одно из важнейших открытий, сделанных К. Марксом и Ф. Энгельсом, – материалистическое понимание истории. Идеи и теории не могут служить причинами исторических изменений реальности, они лишь отражают объективную реальность и могут быть применены только тогда, когда в этой реальности создаются благоприятные возможности.

На основе материалистической концепции истории Маркс и Энгельс сформировали учение об идеологии. Идеология отражает действительные противоречия исторического процесса, но в тех их проявлениях, когда господствует отчуждение, когда действительные отношения переворачиваются с ног на голову.

Главный фундаментальный принцип философской системы Маркса и Энгельса – принцип практики. Практика – это процесс труда в единстве социально-исторических условий, его функционирования и носит общественный характер.

Цель познавательных усилий – достижение истины. Истина – соответствие мысли, наших знаний о мире самому миру, объективной деятельности. Маркс и Энгельс

учили, что любая истина объективна. Абсолютная истина недостигаема, поскольку мир бесконечен и неисчерпаем.

Практическая проверка истинности знаний может носить многообразные формы в соответствии с особенностями тех сфер знаний, которые требуют проверки. Такой формой может быть непосредственная реализация замысла в природной и социальной реальности. В науке формой практической проверки является эксперимент. Эксперимент – форма материального взаимодействия вещей, при котором они искусственно становятся человеком в определенные взаимоотношения, и на основе этих взаимоотношений выявляются их те или иные свойства.

Из книги Хрестоматия по философии автора Радугин А. А.

Тема 9. Немецкая классическая философия И. КАНТ…Бытие не есть реальный предмет, иными словами, оно не есть понятие о чем-то таком, что могло бы быть прибавлено к понятию вещи. Оно есть только полагание вещи или некоторых определений само по себе. В логическом применении оно

Из книги Философия автора Лавриненко Владимир Николаевич

Глава VI Немецкая классическая философия 1. Общая характеристика Немецкая классическая философия – это значительнейший этап в развитии философской мысли и культуры человечества. Она представлена философским творчеством Иммануила Канта (1724-1804), Иоганна Готлиба Фихте

Из книги Философия для аспирантов автора Кальной Игорь Иванович

5. Немецкая классическая философия о человеке Немецкая классическая философия начинает, в лице И. Канта, с того, что ставит человека в центр философских исследований. Для него вопрос «что такое человек?» является основным вопросом философии, а сам человек «самый главный

Из книги Философия: Учебник для вузов автора Миронов Владимир Васильевич

VII КЛАССИЧЕСКАЯ НЕМЕЦКАЯ ФИЛОСОФИЯ 1. Социальные и гносеологические предпосылки классической немецкой философии.2. Философия И. Канта и ее критическая направленность.3. Активность субъекта в философии И. Фихте.4. Эволюция Ф. Шеллинга от натурфилософии до философии

Из книги История философии в кратком изложении автора Коллектив авторов

VII. КЛАССИЧЕСКАЯ НЕМЕЦКАЯ ФИЛОСОФИЯ 1. Социальные предпосылки и гносеологические основания классической немецкой философии.2. Критический характер философии И. Канта и ее этическая направленность.3. Проблема свободы в философии И. Канта.4. Проблема права и государства в

Из книги Шпаргалка по философии: ответы на экзаменационные билеты автора Жаворонкова Александра Сергеевна

Глава 4. Немецкая классическая философия 1. Истоки и предпосылки Немецкой классической философией в отечественной литературе принято называть совокупность философских учений И. Канта, И. Г. Фихте, Ф. В. Й. Шеллинга, Г. В. Ф. Гегеля и Л. Фейербаха. Их объединяет пристальное

Из книги Шпаргалки по философии автора Нюхтилин Виктор

НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ Немецкая классическая философия охватывает сравнительно краткий период, который ограничен 80-ми годами XVIII столетия, с одной стороны, и 1831 годом - годом смерти Гегеля - с другой. Тем не менее по целому ряду

Из книги Я познаю мир. Философия автора Цуканов Андрей Львович

НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ Немецкая классическая философия охватывает сравнительно краткий период, который ограничен 80-ми годами XVIII столетия, с одной стороны, и 1831 годом - годом смерти Гегеля - с другой. Тем не менее по целому ряду моментов она представляет собой

Из книги Философия. Шпаргалки автора Малышкина Мария Викторовна

21. НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ Немецкая классическая философия представляет собой значительнейший этап в развитии философской мысли и культуры человечества.Она представлена философским творчеством:- Иммануила Канта (1724–1804);- Иоганна Готлиба Фихте

Из книги Философия автора Спиркин Александр Георгиевич

8. Немецкая классическая философия и ее главные проблемы. Философия Канта: понятие «вещи в себе» и трансцендентального знания. Антиномии чистого разума Немецкая классическая философия рассматривается в качестве самостоятельного этапа развития философии, потому что на

Из книги История марксизма-ленинизма. Книга вторая (70 – 90-е годы XIX века) автора Коллектив авторов

ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ И ЭПОХИ ПРОСВЕЩЕНИЯ, НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ

Из книги Философия права. Учебное пособие автора Кальной И. И.

НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ Немецкая классическая философия - особое явление в истории европейской мысли. По масштабности и глубине затронутых в ней проблем ее можно сравнить только с греческой классической философией. Пять философов: Кант, Гердер, Фихте, Шеллинг и

Из книги автора

61. Немецкая классическая философия XVIII–XIX веков Немецкая классическая философия – этап развития философии, представленный следующими течениями.1. Дуализм (Кант) рассматривает познание как деятельность, протекающую по своим собственным законам. Специфика познающего

Из книги автора

Глава 6 НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ Начало Просвещения в немецкой философии теснейшим образом связано со знаменитым Христианом Вольфом (1679–1754), который систематизировал и популяризировал учение Г. Лейбница. Многие философы не только в Германии, но и в России,

Из книги автора

1. Марксизм и классическая немецкая философия Обстоятельства возникновения труда Энгельса о Фейербахе 80 – 90-е годы XIX века – период смены поколений в социалистическом движении. Плеяда молодых революционеров, активно включившихся в теоретические дискуссии и

Из книги автора

§ 2. Немецкая классическая философия о природе права и государства Представители немецкой классической философии обратили внимание на заблуждение мыслителей XVII-XVIII веков, суть которого состояла в смешении права и закона, а также отождествлении закона с

Философия Просвещения смогла найти практическую реализацию в идеалах и лозунгах Великой Французской Революции, состоявшейся в период с 1789 по 1794 год. Немецкая философия того периода вошла в историю как классическая. Проблемы немецкой классической философии, кратко изложенные ниже, не удовлетворялись учениями предшественников. Поэтому наработки немецких философов конца 18-го - начала 19-го столетий стали принципиально новой вехой в Просвещении. Темой данной статьи стала краткая характеристика немецкой классической философии. Давайте познакомимся с ней, рассмотрев творчество основных философов того времени. Итак, немецкая классическая философия кратко: самое главное читайте ниже.

Кант

Иммануил Кант стал первым философом, на мировоззрении которого базировалась классическая немецкая философия. Кратко рассмотрев его постулаты, мы сможем получить представление о начале данного исторического периода.

Наработки Канта делятся на такие периоды: докритический и критический. Наиболее весомой работой докритического периода стал трактат «Всеобщая естественная история и теория неба», который был опубликован в 1775 году. Именно Канту принадлежит мысль, которую позже оформят в виде «коллективной» теории Канта-Лапласа. Это мысль о происхождении Вселенной из газовой туманности под действием динамических сил. Вместе с ней Кант развил идею целостного устройства мироздания и наличия в нем законов, обуславливающих взаимосвязь небесных тел. Благодаря этому предположению философ предсказал наличие неоткрытых планет в Солнечной системе. Во времена, когда господствовал механицизм, Иммануил Кант был одним из первых, кто сформулировал эволюционную картину мира.

Докритический период стал своеобразным фундаментом критического. Уже в те годы Кант сформулировал бессмертные постулаты, которые войдут в классику всемирной философии и будут признаны им самим частью «Коперникианского переворота».

«Критика чистого разума»

Кант проиллюстрировал, что когда человек начинает рассуждать о всеобщем, выходящем за рамки его опыта, он неизбежно сталкивается с противоречиями. Антиномичность разума заключается в том, что противоположные утверждения могут быть или доказуемы или недоказуемы с равным успехом. На этом в начальном виде базировалась немецкая классическая философия. Кратко самое главное Кант в форме тезисов и антитезисов изложил в трактате «Критика чистого разума».

Философ решает антиномии разума путем поиска различия между миром явлений и миром вещей в себе. Каждый предмет, по его мнению, нужно рассматривать с двух сторон: как элемент мира явлений или причинно-следственных связей и как элемент вещей в себе или мира свободы.

«Вещь в себе», или абсолют, - так Кант называет спонтанную силу, которая действует в человеке, но не является прямым объектом познания. Человек познает явления, а не вещи в себе. Именно за это суждение философа обвинили в агностицизме - отрицании познаваемости мира.

«Что я могу знать?»

В работе «Критика чистого разума» философ задался вопросом «Что я могу знать?» и постарался обосновать условия и возможности познания с помощью средств разума. Прежде чем что-то познать, нужно определиться с условиями познания. Условиями философ называет априорные формы познания, то есть те, которые не зависят от опыта. «Понятность» мира достигается соответствием мыслительных структур связям мира.

Знание - это синтез рассудка с чувственностью. Чувственность - способность человеческой души к созерцанию предметов. А рассудок - способность к осмыслению этого созерцания. Рассудок не способен созерцать, в то время как чувства не могут мыслить. Знание не бывает хаотичным. Оно всегда строится на основе априорных проявлений чувственности и рассудка.

Таким образом, познавая мир, человек собирает его из хаоса впечатлений, которые он подводит под общие понятия. Теория познания Канта изучает отдельно чувства, рассудок и разум. Изучение границ познания не шло вразрез с наукой, а лишь отрицало ее безграничные возможности и способность объяснить любое явление. Чтобы "освободить место для веры" Канту пришлось "ограничить знания". Критический взгляд иллюстрировал ограниченность научно достоверных знаний.

«Критика практического разума»

Данный трактат отвечал на второй вопрос философа: «Что я должен делать?» Кант начинает проводить грань между теоретическим и практическим проявлениями разума. Теоретический (чистый) разум нацелен на «определение» предмета мысли, а практический - на его «осуществление». Мораль, по мнению Канта, является сферой деятельности именно практического разума.

В истории человечества можно наблюдать большое многообразие поведенческих норм, которые могут быть совершенно не похожими друг на друга. Более того, один и тот же поступок может в одном обществе быть нормой, а в другом - грубым нарушением морали. Поэтому Кант решил обосновать мораль с помощью философских средств.

Мораль не является частью мира явлений, она имеет независимый от знаний и развития характер, а также делает человека человеком. Нравственность, с точки зрения философа, это единственное оправдание разумного мироустройства. Мир разумен, пока в нем действует нравственная очевидность, которой, к примеру, наделена совесть. Она приводит к определенным решениям, которые не требуют объяснения. Практический разум, в отличие от теоретического, направлен на то, что должно быть.

По мнению Канта, между социально одобряемыми нормами и нормами нравственности есть отличия. Первые имеют исторический характер и редко обеспечивают соблюдение нравственности. На выявление исторических и вневременных спектров морали и было направлено учение Канта, которое он пытался адресовать всему человечеству. Так зародилась классическая немецкая философия. Кратко рассмотреть учение Канта сложно, ведь оно было одним из самых емких среди наработок немецких классиков.

Кант стал первым «классиком» и установил вектор развития для своих последователей. Поэтому часто можно услышать фразу "немецкая классическая философия и Кант". Кратко рассмотрев наработки этого философа, переходим к его последователю - Иоганну Фихте.

Фихте

Многие выделяют только трех философов, на плечи которых легло формирование такого понятия, как немецкая классическая философия: Кант, Гегель (кратко будет рассмотрен ниже) и Фейербах (стал последним из немецких классиков). Однако заслуги Фихте и Шеллинга были не менее значимыми.

Для Фихте философия была, прежде всего, практической. Поддерживая учение Канта во многих аспектах, он находил в нем и слабые стороны. Главная из них - недостаточное обоснование синтеза между теоретической и практической частями философии. Именно этот синтез и стал главной задачей Фихте на его философском пути.

Первым трудом философа стал трактат «Назначение человека», который увидел свет в 1800 году. Основным принципом, позволяющим объединить теорию с практикой, философ считал принцип свободы. Примечательно, что ученый в своей работе делает вывод о том, что человеческая свобода несовместима с признанием объективной реальности.

В результате в своей философии Фихте отказывается от кантовского «вещь в себе» и интерпретирует это понятие с субъективно-идеалистической точки зрения.

Фихте четко разделяет идеализм и материализм исходя из решаемых ими проблем бытия и мышления. Материализм является результатом первичности бытия относительно мышления. В то же время идеализм исходит из производности бытия от мышления. Таким образом, материализм присущ людям с пассивной позицией, а идеализм - наоборот.

Главной заслугой Фихте является учение о диалектическом (антитетическом) способе мышления. Антитетическое мышление представляет собой процесс познавания и созидания, которому свойственен триадический ритм отрицания, полагания и синтезирования.

Шеллинг

Философия Фридриха Шеллинга является неким связующим звеном между мировоззрением Канта, наработками Фихте и становлением гегелевской философии. Более того, Шеллинг внес значительный вклад в становление Гегеля, с которым они на протяжении долгих лет находились в дружеских отношениях. Поэтому, рассматривая такой вопрос, как классическая немецкая философия, кратко стоит упомянуть о наработках Шеллинга.

Во главе его философских размышлений стоит построение единой системы знания на основе познания истины в различных областях. Это отображается в его «натурфилософии», которая была первым обобщением научных открытий под призмой философского принципа.

В основу данной системы легло представление об «идеальной сущности природы». Натурфилософская система Шеллинга пронизана диалектикой как связующим звеном в объяснении мирового единства. Философ открыл такое понятие, как полярность. Оно было построено на представлении о том, что сущность какой-либо деятельности можно охарактеризовать единством противоборствующих сил. В результате философ смог трактовать с точки зрения диалектики такие сложные процессы, как жизнь, организм и прочее.

«Система трансцендентального идеализма»

Главная работа Шеллинга вышла в 1800 году и получила название «Система трансцендентального идеализма». В рамках классической традиции он разделяет практическую и теоретическую философию. Теоретическая часть обосновывает высший принцип знания. При этом история философии является противоборством объективного и субъективного. В этой связи Шеллинг выделяет три философские эпохи:

  1. От ощущения до творческого созерцания.
  2. От созидающего созерцания до рефлексии.
  3. От рефлексии до абсолютного акта воли.

Объектом исследования практической философии является проблема человеческой свободы. В истории человечества свобода реализуется путем создания правового государства. В истории действуют живые люди, а значит, сочетание свободы и необходимости обретает особое значение. Когда необходимость начинает познаваться, она становится свободой, считает Шеллинг. Рассматривая вопросы о характере законов, философ приходит к такому понятию, как «слепая необходимость».

Несмотря на то что Шеллинг, как и Фихте, далеко не всегда упоминается, когда речь идет о немецких классиках, его вклад в философию был очень даже весомым. Наряду с более значимыми философами Шеллинг и Фихте обрисовали некоторые черты немецкой классической философии. Кратко рассмотрев их наработки, переходим к более выдающимся философам. Следующим классиком после Шеллинга стал Гегель. Ему, в конечном итоге, будет многим обязана немецкая классическая философия.

Гегель

Кратко говоря о наработках Вильгельма Фридриха Гегеля, стоит отметить, что он из принципа развития дал весьма впечатляющую модель бытия. Именно он сконструировал диалектику как систему взаимосвязей и категорий с точки зрения абсолютной идеи. Однако описание абсолютной идеи не было для Гегеля самоцелью философской работы. Изучая соотношение идеи и реальности, философ определяет проблему перехода от идеального к реальному или от абсолютной идеи к природе. По мнению философа, абсолютная идея должна выйти за пределы самой себя и войти в другие сферы, одной из которых является природа.

Таким образом, формируется идеалистическая мысль о том, что природа объясняется идеей лежащей в ее основе. Анализ проблем с точки зрения диалектики является одной из самых эффективных форм размышления о мире. Он позволяет рассматривать мир как целостную систему, действующую по определенным законам.

Диалектика, с точки зрения гегелевского мировоззрения, является особой моделью философского подхода. В данном случае под ней подразумевается теория развития, в основу которой легло становление и решение противоречий. По словам Гегеля, противоречие является корнем всякого движения.

Любое явление или предмет представляет собой единство сторон, которые со временем приходят в противоречия. Развитие, таким образом, осуществляется через отрицание качеств с сохранением некоторых их свойств, генерирующих новые, более привлекательные качества.

Зависимости, которые определил Гегель, характеризуют процесс с разных сторон. Категории, отображающие эти зависимости, служат своеобразным понятийным каркасом, позволяющим нам описывать мир без абсолютизации каких-либо явлений или процессов. В конечном итоге Гегель создает уникальную философскую систему духовной человеческой культуры, рассматривая ее этапы как становление духа. Это своеобразная лестница, по которой идет человечество и каждый его отдельный представитель. На ее вершине достигается полное торжество мышления и бытия, за которым следует логика, т.е. чистое мышление.

Гегель также сделал огромный вклад в социальную философию. Ему принадлежат учения о гражданском обществе, частной собственности и правах человека. В своих работах философ показал универсальное значение труда и диалектику человека в обществе. Много внимания Гегель также уделял природе стоимости, ценам, деньгам и товарному фетишизму. Вот такой разносторонней была немецкая классическая философия. Гегель кратко, но очень емко затронул в своих работах разные аспекты человеческого существования.

Фейербах

Несмотря на то что немецкая философия наиболее полно отобразилась в идеалистических системах, в ее недрах возникла сильнейшая материалистическая концепция Фейербаха.

Свою философию Людвиг Фейербах базирует на противопоставлении философии и религии. В материалистическом духе он пытается переосмыслить сущность христианства. Он трактует христианского Бога как образ, отражающий человеческую сущность в сознании людей, а не как некое существо или божественную сущность.

По словам Фейербаха, источник религии лежит в страхе и беспомощности человека перед природой, который порождает создание фантастических образов. Из-за того, что Бог в сознании людей превращается в творца, от которого зависит их жизнь, религия парализует в человеке стремление к лучшему. Она заменяет его на покорное ожидание сверхъестественного воздаяния.

Критикуя религию, философ приходит к критике идеалистического мировоззрения во всех его проявлениях. Таким образом, с его помощью новый облик обретает немецкая классическая философия. Фейербах, кратко говоря, в своих наработках исходит из того, что мышление по отношению к бытию вторично. В его системе вопрос о бытие имеет для человека практическое значение. Философия должна осмысливать жизненно важное бытие, а не противоречить действительному бытию. Философскую оппозицию Гегелю Фейербах также реализует в своей теории познания, в которой он заменяет мышление на чувственность.

Всегда существовало две точки зрения касательно преобразования общественной жизни. Приверженцы первой из них утверждали, что необходим нравственный рост каждого индивида и исправление нашей сущности. Противоположная сторона предлагала радикальные изменения условий жизни, считая именно их причиной всех несчастий. Фейербах больше склонялся ко второй точке зрения. Конец классической немецкой философии, кратко рассмотренной выше, стал началом марксизма, появившегося в середине XIX века. В его основу легли некоторые идеи Фейербаха.

Историческое значение

Общая характеристика немецкой классической философии, кратко представленная наработками пяти ее корифеев, показала, что данный исторический период изменил стиль мышления не только в европейской, но и в мировой культуре. Философские приобретения того времени оказались очень весомыми.

Особенности немецкой классической философии, кратко изложенные выше, наглядно иллюстрируют широту и универсальность мышления, которые и стали главной новизной данного периода. Идеи о развитии через разрешение противоречий, познавательной активности субъекта, а также всеобъемлющей природе духа и сознания, вызвали большой резонанс в обществе. Философские понятия и категории были разработаны немецкими классиками на высочайшем уровне.

Особенности немецкой классической философии кратко можно выразить словосочетанием «историческое мышление», которое стало главной заслугой пятерки немецких классиков.

Заключение

Сегодня предметом нашего разговора стала классическая немецкая философия. Кратко рассмотрев наработки ее основных представителей, можно сделать вывод об уникальности и важности данного исторического периода. Безусловно, он стал одной из основ мировоззрения современного человека. Во многих источниках лишь с тремя именами ассоциируется немецкая классическая философия: Кант, Гегель, Фейербах. Кратко рассмотрев данный период, стоит отметить, что Фихте и Шеллинг также сыграли в нем немаловажную роль.

Deutscher Idealismus ):

В марксистской традиции вместе с названными философскими концепциями рассматривалось и материалистическое учение Л. Фейербаха, основанием к чему послужили произведения К. Маркса и Ф. Энгельса , в частности работа «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии» (нем. Ludwig Feuerbach und der Ausgang der klassischen deutschen Philosophie , 1886) .

Основанием немецкой классической философии послужили работы Иммануила Канта в 1780-е и 1790-е годы. Это философское направление было тесно связано с романтизмом и революционно настроенными политиками эпохи Просвещения .

Достижения

Немецкая классическая философия впервые поставила вопрос о сущности знания: «Что есть знание?». Для Канта этот вопрос сводится к вопросу о возможности чистой математики и чистого естествознания (см. Критика чистого разума). В его формулировке этот вопрос о знании сводится к вопросу о возможности синтетических суждений априори . Для Фихте вопрос о знании становится также вопросом о сущности человека. Если субъект является необходимым условием существования мира, то знание становится способом его конституирования. Шеллинг возвращает вопросу о знании его объективную составляющую, рассматривая знание как результат развития самой природы. Гегель синтезирует вопрос о знании в положении: «Истинной формой истины является система знания». Для Фейербаха вопрос о сущности знания на фоне грандиозного успеха науки и техники становится уже несущественным, что свидетельствует о том, что возможность знания перестала быть проблемой.

Иоганн Готлиб Фихте

Значительное место в развитии немецкой классической философии занимает И. Г. Фихте (1762-1814) с его субъективным идеализмом . Фихте отверг идею Канта о «вещах в себе», указывая на её противоречивость, и считал, что мир - это «субъект-объект, причем ведущую роль играет субъект». Он говорил, что существует два ряда действительности: объективный (не зависящий от нашего сознания) и воображаемый. Второй он объявил реальным ссылаясь на то, что воображая мы тратим реальное время на этот процесс, а значит и все воображаемое мы также можем считать реальным. Критерием такой реальности является субъект , его самозабвение, отрыв от действительности. В своих рассуждениях идет ещё дальше и совсем отрывается от реального, рассматривая его только как проявление сознания . Подвергся резкой критике со стороны современников (Кант , Гегель и др.) за субъективность.

Интересны его этические воззрения. Считал, что для успешного сосуществования каждому индивиду необходимо добровольно ограничивать свои потребности . При этом всем должны быть гарантированы государством личные права свободного телесного и духовного развития. На этой почве он сближается с социалистами , в частности оказал влияние на Фердинанда Лассаля .

Фридрих Вильгельм Йозеф Шеллинг

Заметное место в немецкой классической философии занимает Ф. Шеллинг (1775-1854). Основные направления его работы: натурфилософия , трансцендентный идеализм и философия тождества .

В натурфилософии он пытался объединить все достижения современного ему естествознания. Природу он рассматривал как становление духовного начала. Человек осознает в себе это начало, в остальной природе оно бессознательно; процесс осознания проходит несколько одновременных ступеней. Природа по Шеллингу выступает как силовое единство противоположностей , прообразом которого может служить магнит . Природа обладает «мировой душой». Материя не существует без духа и наоборот, даже в Боге.

В рамках трансцендентного идеализма рассуждает о том, как субъективизм природы в процессе своего развития становится объективным. Внутренним актом субъективного является «интеллектуальная интуиция », возможности которой по Шеллингу больше, чем умозаключений и доказательств.

Шеллинг утверждал единство (тождество) природы и духа. Он разделял Абсолют , в котором все едино (объективное и субъективное не могут быть разделены), и материальный мир, в котором все представляется как процесс. Природа каждой вещи определяется перевесом в ней объективного и субъективного − степенью Абсолюта. Идея абсолютного тождества связана с мыслью о самосознании Бога.

Георг Вильгельм Фридрих Гегель

Едва ли не главное место в немецкой классической философии занимает Г. В. Ф. Гегель (1770-1831). Был сторонником идеалистического монизма . В противоположность многим философам рассматривал все реальное в его стремлении стать философией, чистым мышлением. На природу в её эмпирических проявлениях смотрел как на «чешую, которую сбрасывает в своем движении змея абсолютной диалектики». Усматривал во всех вещах «мировой разум», «абсолютную идею» или «мировой дух», целью которого является самосознание, проходящее три основные стадии: пребывание абсолютной идеи в собственном логове, её проявление в «инобытии» в виде явлений природы, анализ и обобщение в мышлении человека. Огромной заслугой Гегеля является введение в философию таких прозрачных понятий как развитие , процесс и история.

Занимался также исследованием проблемы разума в истории. Преследуя свои цели, говорил Гегель, человек по дороге создает нечто, от этих целей не зависящее, с чем он потом должен считаться как с предпосылкой. Таким образом по Гегелю случайность превращается в необходимость . В этом философ видит «хитрость исторического разума», которая заключается в «опосредствующей деятельности, которая, дав объектам действовать друг на друга соответственно их природе и истощать себя в этом воздействии, не вмешиваясь вместе с тем непосредственно в этот процесс, все же осуществляет лишь свою собственную цель». Здесь проявляется панлогическое воззрение Гегеля. Носителем мирового разума на определенных этапах исторического развития является тот или иной народ: восточный мир , греческий мир , римский мир , германский мир . В своих работах Гегель рассматривает причины закономерного появления государственной власти и экономики .

Людвиг Фейербах

Людвиг Фейербах (1804-1872) − ученик Гегеля, а впоследствии его критик, особенно в области взглядов на религию . Разработал один из вариантов антропологического материализма. Считал идеальное лишь особым образом организованное материальное. При этом ему импонировала идея «реально чувствующего человека». Считал природу основой духа. При этом, по мнению некоторых, «природная» сторона в человеке у Фейербаха гипертрофировалась, а «социальная» − недооценивалась. Из всех человеческих чувств Фейербах выделял нравственную любовь и считал религию полезной с точки зрения того, что она предписывает к благоговейному отношению человека к человеку. На этой почве считал возможным создать идеальное государство, в котором господствовала бы любовь и справедливость. Главный труд − «Сущность христианства». Утверждал, что «не Бог создал человека, а человек создал Бога».

Литература

  • Гулыга А.В. Немецкая классическая философия. - 2-е изд., испр. и доп. - М .: Рольф, 2001. - 416 с илл. с. - ((Библиотека истории и культуры)). - 7000 экз . - .
  • Кузнецов В. Н. Немецкая классическая философия второй половины XVIII- начала XIX века . Учеб. пособие для ун-тов.- М.: Высш. шк., 1989.
    • Кузнецов В.Н. Немецкая классическая философия: Учеб. 2-е изд., испр. и доп. - М .: Высш. шк., 2003. - 438 с. - 5000 экз . - .
  • Ойзерман Т. И. Немецкая классическая философия - один из теоретических источников марксизма. - М.: Знание, 1955.

См. также

Ссылки

  • История диалектики. Немецкая классическая философия. - М.: Мысль, 1978.- 365 с. на сайте Руниверс
  • Немецкая классическая философия в Электронной библиотеке по философии

Примечания


Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Мы
  • Иоанн Лествичник

Смотреть что такое "Немецкая классическая философия" в других словарях:

    НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ - определенный период в развитии немецкой философской мысли с середины 18 до середины 19 в., представленный учениями Канта, Фихте, Шеллинга и Гегеля. Одновременно Н.К.Ф. это особая линия, высшее, завершающее звено в развитии новоевропейского… … Новейший философский словарь

    НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ЭСТЕТИКА - период развития нем. эстетики (кон. 18 пер. пол. 19 в.), когда был создан преемственный ряд концепций И. Канта, Ф. Шиллера, Ф.В.Й. Шеллинга и Г.В.Ф. Гегеля, осмыслявших природу искусства и эстетической деятельности человека в рамках всеобъемлющих … Философская энциклопедия

    Период развития нем. философии (кон. 18 1 я пол. 19 вв.), когда был создан преемственный ряд систем филос. идеализма (Кант, Фихте, Шеллинг, Гегель) и материализм Фейербаха. Термин «К. н. ф.» употребляется Ф. Энгельсом в его работе «Людвиг … Философская энциклопедия

    Немецкая литература - Литература эпохи феодализма. VIII X века. XI XII века. XII XIII века. XIII XV века. Библиография. Литература эпохи разложения феодализма. I. От Реформации до 30 летней войны (конец XV XVI вв.). II От 30 летней войны до раннего Просвещения (XVII в … Литературная энциклопедия

    КЛАССИЧЕСКАЯ НЕМЕЦКАЯ ФИЛОСОФИЯ - – философское направление 2 й пол. 18 и 1 й пол. 19 в. Родоначальник его был И.Кант,создатель трансцендентального идеализма.Его продолжатели и вместе с тем критики, развившие собственные философские системы, – И.Г.Фихте, Ф.В.И.Шеллинг,… … Философская энциклопедия

    Немецкая философия - Немецкая философия обобщенное название для философии на немецком языке, а также философии немецких мыслителей. Немецкая философия была чрезвычайно многообразной по представляемым взглядам, занимала центральное место в рамках аналитической и … Википедия

    Философия Германии - Немецкая философия обобщенное название для философии на немецком языке или философии немецких мыслителей. Немецкая философия была чрезвычайно многообразной по представляемым взглядам, занимала центральное место в рамках аналитической и… … Википедия

План:
1. Общая характеристика немецкой философии XIX века.
2. Философия Иммануила Канта.
3. Философия Гегеля.
4. Философия субъективного идеализма.
5. Философия Шеллинга.
6. Философия Людвига Фейербаха
7. Философия вульгарных материалистов.

Материалистический период XVII-XVIII веков, при всей его прогрессивной исторической роли отличался тем, что рассматривал мир метафизически. Однако в конце XVIII - начале ХIX веков наиболее прогрессивные представители естествознания и философии уже стали преодолевать метафизический способ мышления. Все большую популярность находили идеи развития природы и общества. В критике метафизических воззрений и в теоретической подготовке диалектического метода значительную роль сыграли представители классической немецкой философии И. Кант, И. Г. Фихте (1762-1814), Ф. В. Шеллинг (1775-1854), Г. Ф. Гегель (1770-1831).
В сравнении с Голландией, Англией и Францией, где уже прошли буржуазные революции, Германия в конце ХXVIII - начале ХIХ века была страной, где еще существовали феодальные отношения. Это нашло свое отражение и в развитии философской мысли в Германии. В ней господствовали идеалистические воззрения.

Общая характеристика немецкой философии XIX века

1. Немецкая философия XIX в. - уникальное явление мировой философии.
В немецкой философии XIX в. можно выделить следующие основные направления:
- немецкая классическая философия первой половины XIX в.;
- материализм середины и второй половины XIX в.;
- иррационализм второй половины и конца XIX в., так называемая «философия жизни».
2. Немецкая классическая философия получила особое распространение в конце XVIII - первой половине XIX вв. Ее основу составило творчество пяти наиболее выдающихся немецких философов того времени:
- Иммануила Канта (1724 - 1804 гг.);
- Иоганна Фихте (1762 - 1814 гг.);
- Фридриха Шеллинга (1775 - 1854 гг.);
- Георга Гегеля (1770 - 1831 гг.);
- Людвига Фейербаха (1804 - 1872 гг.).
3. В немецкой классической философии были представлены три ведущих философских направления:
- объективный идеализм Канта и Гегеля;
- субъективный идеализм Фихте;
- материализм Фейербаха.

Философия Иммануила Канта

Родоначальником немецкого классического идеализма считается Иммануил Кант.
В философской системе Канта присутствует компромисс между материализмом и идеализмом. Материалистические тенденции в философии Канта проявляются в том, что он признает существование объективной реальности, вещей вне нас. Кант учит, что существуют "вещи в себе", не зависящие от познающего субъекта.
Все творчество И. Канта можно разделить на два больших периода:
1. Докритический (до начала 70-х гг. XVIII в.). Философский интерес И. Канта был направлен на проблемы естествознания и природы.
2. Критический (начало 70-х гг. XVIII в. и до 1804 г.). Данный период получил свое название в связи с названием вышедших в то время трех фундаментальных философских произведений Канта:
- «Критика чистого разума»;
- «Критика практического разума»;
- «Критика способности суждения».
2. Важнейшими проблемами философских исследований Канта докритического периода были проблемы бытия, природы, естествознания.
Философские выводы Канта были революционными для его эпохи:
- Солнечная система возникла из большого первоначального облака разреженных в космосе частиц материи в результате притяжения, отталкивания и столкновения составлявших его частиц;
- природа имеет свою историю во времени (начало и конец), а не вечна и неизменна;
- природа находится в постоянном изменении и развитии;
- движение и покой относительны;
- все живое на земле, в том числе и человек, результат естественной биологической эволюции.
3. В основе философских исследований Канта критического периода (начало 70-х гг. XVIII в. и до 1804 г.) лежит проблема познания.
В своей книге «Критика чистого разума» Кант отстаивает идею агностицизма, т.е. невозможности познания окружающей действительности.
Кант выдвинул гипотезу, согласно которой:
- причиной трудностей при познании является не окружающая действительность, т.е. объект, а субъект познавательной деятельности, т.е. человек, а точнее, его разум.
- познавательные возможности (способности) человеческого разума ограничены, т. е. разум не может всего;
- как только разум человека со своим арсеналом познавательных средств пытается выйти за собственные возможности познания, он наталкивается на неразрешимые противоречия;
- данные неразрешимые противоречия, которые были обнаружены Кантом - четыре. Кант назвал антиномиями:
1) ограниченность пространства;
2) простое и сложное;
3) свобода и причинность;
4) наличие Бога.
Наличие антиномий, по Канту служит доказательством наличия границ познавательных способностей разума.
4. «Вещь в себе» одно из центральных понятий всей философии Канта. «Вещь в себе» это внутренняя сущность вещи, которая никогда не будет познана разумом.
Кант считал, что в познании разум наталкивается на две непроницаемые границы:
- собственные (внутренние для разума) границы, за которыми возникают неразрешимые противоречия, т.е. антиномии;
- внешние границы - внутреннюю сущность вещей в себе.
Согласно Канту само человеческое сознание, имеет свою структуру, которая включает в себя:
- формы чувственности: пространство и время;
- формы рассудка категории - предельно общие понятия, с помощью которых происходит дальнейшее осмысление и систематизация первоначальных ощущений;
- формы разума это окончательные высшие идеи, например: идея Бога; идея души; идея сущности мира и др.
Философия, по Канту, является наукой о высших идеях.
5. Наряду с «чистым разумом» сознанием, осуществляющим мыслительную деятельность и познание, Кант выделяет «практический разум», под которым понимает нравственность.
И. Кант сформулировал моральный закон, который имеет высший и безусловный характер, и назвал его категорическим императивом:
- человек должен действовать так, чтобы его поступки были образцом для всех;
- человек должен относиться к другому человеку только как к цели, а не как к средству.
6. Социально-политические взгляды И.Канта:
- человек наделен изначально злой природой;
- спасение человека в моральном воспитании и жестком следовании моральному закону;
- был сторонником распространения демократии и правового порядка;
- осуждал войны как наиболее тяжкое заблуждение и преступление человечества.
7. Историческое значение философии Канта в том, что им было:
- дано основанное на науке объяснение возникновения Солнечной системы;
- выдвинута идея о наличии границ познавательной способности разума человека (антиномии, «вещи в себе»);
- сформулирован категорический императив - моральный закон;
- выдвинута идея демократии и правового порядка, как в каждом отдельном обществе, так и в международных отношениях;
- осуждены войны, предсказан «вечный мир» в будущем, основанный на экономической невыгодности войн и их правовом запрете.

Философия Гегеля

Наивысшей степени своего развития диалектика в идеалистической форме достигла в философии Гегеля, который был великим представителем объективного идеализма и всей немецкой классической философии.
1. Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770 - 1831гг.), один из самых авторитетных философов своего времени, ярким представителем немецкого классического идеализма.
Основная заслуга Гегеля перед философией заключается в том, что им были выдвинуты и подробно разработаны:
- теория объективного идеализма. Главным понятием объективного идеализма является абсолютная идея - Мировой дух;
- диалектика как всеобщий философский метод.
К важнейшим философским трудам Гегеля относятся:
- «Феноменология духа»;
- «Наука логики»;
- «Философия права».
2. Главная идея онтологии Гегеля - отождествление бытия и мышления. В результате данного отождествления Гегель выводит особое философское понятие - абсолютной идеи.
Абсолютная идея - это:
- единственно существующая подлинная реальность;
- первопричина всего окружающего мира, его предметов и явлений;
- Мировой дух, обладающий самосознанием и способностью творить.
3. Следующим ключевым онтологическим понятием философии Гегеля является отчуждение.
Абсолютный дух, о котором нельзя сказать ничего определенного, отчуждает себя в виде:
- окружающего мира;
- природы;
- человека;
- после отчуждения через мышление и деятельность человека, ход истории возвращается снова к самому себе, то есть происходит круговорот Абсолютного духа.
Отчуждение включает в себя:
- творение материи из воздуха;
- сложные отношения между объектом (окружающим миром) и субъектом (человеком). Через человеческую деятельность Мировой дух опредмечивает себя;
- искажение, неправильное понимание человеком окружающего мира.
4. Человек в онтологии (бытии) Гегеля играет особую роль. Он - носитель абсолютной идеи. Сознание каждого человека - частица Мирового духа.
Через человека Мировой дух:
- проявляет себя в виде слов, речи, языка, жестов;
- познает себя через познавательную деятельность человека;
- творит - в виде результатов материальной и духовной культуры, созданной человеком.
5. Историческая заслуга Гегеля перед философией заключается в том, что им впервые было четко сформулировано понятие диалектики.
Диалектика, по Гегелю, основополагающий закон развития и существования Мирового духа и сотворенного им окружающего мира.
Смысл диалектики в том, что:
- Мировой дух, человек, предметы и явления окружающего мира, процессы содержат в себе противоположные начала (например, день и ночь, тепло и холод);
- стороны единого бытия и Мирового духа находятся в противоречии по отношению друг к другу, но, одновременно, едины по своей сути и взаимодействуют;
- единство и борьба противоположностей - основа всеобщего существования и развития.
По Гегелю, противоречие - не зло, а благо. Именно противоречия являются движущей силой прогресса. Без наличия противоречий, их единства и борьбы развитие невозможно.
6. Социально-политические взгляды Гегеля:
- государство - форма существования Бога в мире;
- право - наличное бытие (воплощение) свободы;
- общие интересы выше частных, и отдельный человек, его интересы могут быть принесены в жертву общему благу;
- богатство и бедность естественны и неизбежны, это данная свыше реальность, с которой нужно мириться;
- противоречия, конфликты в обществе не зло, а благо, двигатель прогресса;
- противоречия и конфликты между государствами, войны - двигатель прогресса во всемирно-историческом масштабе;
- «вечный мир» приведет к загниванию и моральному разложению; регулярные войны, наоборот, очищают дух нации.
Один из важнейших философских выводов Гегеля о бытии и сознании в том, что «Все разумное действительно, а все действительное разумно».

Философия субъективного идеализма

Не менее важную роль в немецкой классической философии сыграли Беркли, Юм, Фихте, которые были видными представителями субъективного идеализма.
1. В отличие от объективных идеалистов которые считали, что идея существует сама по себе, независимо от сознания человека, сторонники субъективного идеализма были убеждены в том, что:
- единственной реальностью является идея;
- идея существует только в сознании человека, то есть сознание человека является существенной реальностью, вне которого ничего не существует.
2. Джордж Беркли (1685 - 1753 гг.), английский философ нового времени, субъективный идеалист. Можно выделить следующие основные идеи его философии:
- само понятие материи ложно;
- существуют отдельные вещи, отдельные ощущения, но единой материи как таковой нет;
- материализм - тупиковое направление в философии, материалисты не способны доказать первичность отдельных вещей (материю) по отношению к идее;
- первичность идеи легко доказуема - перед изготовлением любой вещи существует ее идеал, замысел в уме человека, как и замысел окружающего мира в сознании Бога-творца;
- единственная очевидная реальность есть сознание человека;
- со смертью человека и его сознания исчезает все;
- высшим доказательством первичности идеи является существование Бога; Бог вечно существует и не может исчезнуть, в то время как его творенье, окружающий мир непостоянен, хрупок и всецело зависит от него.
3. Дэвид Юм (1711 - 1776 гг.), английский философ, субъективный идеалист -придерживался следующих взглядов:
- проблема отношения бытия и духа неразрешима;
- человеческое сознание склонно к идеям;
- сам человек есть концентрированная идея;
- без своей идеальной сущности. Например, без воспитания, опыта, системы ценностей человек не смог бы вообще полноценно воспринять мир.
4. Иоганн Готлиб Фихте (1762 - 1814 гг.), представитель немецкой классической философии, профессор.
Ключевым моментом философии Фихте было выдвижение «Я-концепции». Повод к ее выдвижению - противоречия в философии Канта, учеником которого был Фихте.
Фихте идет дальше своего учителя Канта:
- отвергает саму идею «вещей в себе» непознаваемой разумом внешней реальности;
- единственной реальностью провозглашает внутренне, субъективное, человеческое «Я», в котором заключается весь мир;
- считает, что жизнь окружающего мира происходит только внутри субъективного «Я»;
- вне мышления, вне «Я» самостоятельной окружающей действительности нет;
- «Я» не просто сознание человека, это вместилище окружающего мира, высшая субстанция.
Другой вопрос философии Фихте - проблема свободы. По Фихте, свобода - добровольное подчинение всеобщей необходимости. Вся человеческая история - процесс распространения свободы. Основа свободы - наделение всех частной собственностью.
Опубликовано на сайт

ZZZФилософия Шеллинга
1. Фридрих Вильгельм Йозеф Шеллинг (1775 - 1854 гг.) представитель объективного идеализма и один из ярчайших представителей немецкой классической философии. Главная цель философии Шеллинга - понять и объяснить «абсолютное», то есть первоначало бытия и мышления. В своем развитии философия Шеллинга прошла три основных этапа:
- натурфилософию;
- практическую философию;
- иррационализм.
В своей натурфилософии Шеллинг дает объяснение природы с позиций объективного идеализма. Суть философии природы Шеллинга в следующем:
- природа есть «абсолютное» первопричина и первоначало всего;
- природа есть единство субъективного и объективного, вечный разум;
- материя и дух едины и являются свойствами природы;
- природа есть целостный организм, обладающий одушевленностью;
- движущей силой природы является ее полярность - наличие внутренних противоположностей и их взаимодействие (например, полюса магнита).
Практическая философия Шеллинга решает вопросы социально-политического характера:
- главной проблемой человечества является проблема свободы;
- стремление к свободе заложено в самой природе человека;
- при окончательной реализации идеи свободы люди создают «вторую природу», т.е. правовой строй;
- в дальнейшем правовой строй должен распространяться от государства к государству, и человечество должно в итоге прийти к всемирному правовому строю и всемирной федерации правовых государств.
Другой важнейшей проблемой практической философии Шеллинга является проблема отчуждения. Отчуждение - противоположный изначальным целям результат человеческой деятельности при соприкосновении идеи свободы с реальной действительностью. Философ приходит к следующим выводам:
- ход истории случаен, в истории царит произвол;
- и случайные события истории, и целенаправленная деятельность подчинены жесткой необходимости, которой человек бессилен что-либо противопоставить;
- теория (замыслы человека) и история (реальная действительность) часто противоположны и не имеют ничего общего;
- в истории часто встречаются случаи, когда борьба за свободу и справедливость приводит к еще большему порабощению и несправедливости.
В конце жизни Шеллинг пришел к иррационализму - отрицанию какой-либо логики в истории и восприятию окружающей действительности как необъяснимого хаоса.

Философия Людвига Фейербаха

1. Философия Людвига Фейербаха (1804 - 1872 гг.) считается завершающим этапом немецкой классической философии, видными представителями которой были Кант, Гегель, Шеллинг и Фихте, и началом материалистической эпохи в немецкой и мировой философии.
Прежде чем стать материалистом, Фейербах был приверженцем школы гегелевской философии. Однако он вскоре обнаружил ее ограниченность. Он возродил франко-британские материалистическое мировоззрение.
Ключевое направление философии Фейербаха - критика немецкого классического идеализма и обоснование материализма.
Материализм как направление философии возник задолго до Фейербаха:
- Древняя Греция: Демокрит и Эпикур;
- Англия Нового времени: Бэкон, Локк;
- Франция: просветители-материалисты
Однако указанные материалистические философские школы были внутренним национальным явлением своего времени и отличались непоследовательностью. Философия Людвига Фейербаха стала первым случаем глубоко последовательного материализма, основными чертами которого были:
- полный разрыв с религией;
- попытка объяснить Бога и религию с материалистической точки зрения;
- материалистическое объяснение проблем окружающего мира и человека;
- большой интерес к социально-политическим вопросам;
- убеждение в познаваемости окружающего мира.
Ранний период философии Фейербаха характерен критикой идеалистической философии, особенно Гегеля. Так, Фейербах:
- отвергает идею тождества бытия и мышления;
- не признает наличия абсолютной идеи - самостоятельной субстанции и превопричины материального мира;
- логически доказывает невозможность превращения абсолютной идеи в материальный мир. Окружающий мир осязаем, в то время как абсолютная идея - лишь выдумка Гегеля;
- не признает единства философии и религии;
- отвергает диалектику (ошибка Фейербаха).
Фейербах выдвинул теорию антропологического материализма. Суть этой теории в том, что:
- единственно существующими реальностями являются природа и человек;
- человек является частью природы;
- человек есть единство материального и духовного;
- идея существует не сама по себе, а есть продукт сознания человека;
- Бог - плод воображения человека, как реальность не существует;
- природа (материя) вечна и бесконечна, никем несотворима и никем неуничтожима;
- все, что нас окружает (предметы, явления) - различные проявления материи.
Особое место в философии Фейербаха занимает проблема Бога.
Фейербах:
- выступает с атеистических позиций;
- Бога как самостоятельной реальности нет;
- Бог - порождение сознания человека;
- религия - фантастическая идеология и не имеет ничего общего с реальностью;
- распространение религии стало возможным благодаря невежеству человека, его тяжелым жизненным условиям;
- корни религии - в чувстве бессилия человека перед внешним миром;
- Бог - идеальный образ человека, созданный человеком, это то, чем хотел бы себя видеть человек.
Л.Фейербахом были затронуты вопросы познания. Фейербах был оппонентом И.Канта, который выдвинул теорию об ограниченных познавательных способностях разума человека и непознаваемости окружающего мира. Наоборот, согласно Фейербаху:
- окружающий мир познаваем, а познавательные возможности разума безграничны;
- однако, безграничность возможностей познания разума наступает не сразу, а развивается по мере эволюции человека, роста научно-технического прогресса: «То, что не познаем мы, познают наши потомки»;
- основу познания составляют субъективные чувственные ощущения, в основе которых лежит объективная реальность и которые осознаются разумом.
Таким образом, гносеология Фейербаха базируется на материалистических принципах при соединении и уравнении эмпирического и рационального подходов.
Социально-политические взгляды Фейербаха были обусловлены его антропологической философией. Суть этих взглядов в следующем:
- человек - уникальное биологическое существо, наделенное волей, разумом, чувствами;
- полнокровная реализация человеком своего «Я» возможно только во взаимодействии с «Ты» (то есть другими людьми) - человек может жить только в обществе;
- основой связей между людьми в обществе, стержнем общества должна стать религия;
- данная религия должна быть основана не на вере в выдуманного Бога, а на иных принципах;
- необходимо отбросить традиционную религию (христианство, мусульманство и т. д.) и заменить ее религией любви людей к друг другу и религией любви внутри семьи;
- смыслом жизни человека должно стать стремление к счастью.
Философия Фейербаха стала границей между немецкой классической философией и немецким материализмом XIX в., предтечей марксизма.

1. Общая характеристика

2. Философия Канта

3. Философия Фихте

4. Философия Шеллинга

5. Философия Гегеля

6. Философия Фейербаха

1. Общая характеристика

Немецкая классическая философия – это значительнейший этап в развитии философской мысли и культуры человечества. Она представлена философским творчеством Иммануила Канта (1724–1804), Иоганна Готлиба Фихте (1762– 1814), Фридриха Вильгельма Шеллинга (1775–1854), Георга Вильгельма Фридриха Гегеля (1770– 1831), Людвига Андреаса Фейербаха (1804– 1872).

Каждый из названных философов создал свою философскую систему, отличающуюся богатством идей и концепций. Вместе с тем немецкая классическая философия представляет собой единое духовное образование, которое характеризуется следующими общими чертами:

1. Своеобразным пониманием роли философии в истории человечества, в развитии мировой культуры. Классические немецкие философы полагали, что философия призвана быть критической совестью культуры, «конфронтирующим сознанием», «усмехающимся над действительностью», «душой» культуры.

2. Исследовались не только человеческая история, но и человеческая сущность. У Канта человек рассматривается как нравственное существо. Фихте подчеркивает активность, действенность сознания и самосознания человека, рассматривает устройство человеческой жизни согласно требованиям разума. Шеллинг ставит задачу показать взаимосвязь объективного и субъективного. Гегель расширяет границы активности самосознания и индивидуального сознания: самосознание индивида у него соотносится не только с внешними предметами, но и с другими самосознаниями, из чего возникают различные общественные формы. Он глубоко исследует различные формы общественного сознания. Фейербах создает новую форму материализма – антропологический материализм, в центре которого стоит реально существующий человек, который является субъектом для себя и объектом для другого человека. Для Фейербаха единственными реальными вещами являются природа и человек как часть природы.

3. Все представители классической немецкой философии относились к философии как к специальной системе философских дисциплин, категорий, идей.

    И. Кант, например, выделяет в качестве философских дисциплин, прежде всего, гносеологию и этику.

    Шеллинг – натурфилософию, онтологию.

    Фихте, считая философию «наукоучением», видел в ней и такие разделы, как онтологический, гносеологический, социально-политический.

    Гегель создал широкую систему философских знаний, в которую вошли философия природы, логика, философия истории, история философии, философия права, философия морали, философия религии, философия государства, философия развития индивидуального сознания и др.

    Фейербах рассматривал онтологические, гносеологические и этические проблемы, а также философские проблемы истории и религии.

4. Классическая немецкая философия разрабатывает целостную концепцию диалектики.

    Кантовская диалектика – это диалектика границ и возможностей человеческого познания: чувств, рассудка и человеческого разума.

    Диалектика Фихте сводится к исследованию творческой активности Я, к взаимодействию Я и не-Я как противоположностей, на основе борьбы которых происходит развитие самосознания человека.

    Шеллинг переносит на природу разработанные Фихте принципы диалектического развития. Природа у него – становящийся, развивающийся дух.

    Великим диалектиком является Гегель, который представил развернутую, всестороннюю теорию идеалистической диалектики. Он впервые представил весь естественный, исторический и духовный мир в виде процесса, т.е. исследовал его в беспрерывном движении, изменении, преобразовании и развитии, противоречиях, количественно-качественных и качественно-количественных изменениях, прерывах постепенности, борьбе нового со старым, направленном движении. В логике, философии природы, в истории философии, в эстетике и т.д. – в каждой из этих областей Гегель стремился найти нить развития.

Вся классическая немецкая философия дышит диалектикой.

    Особо надо сказать о Фейербахе. До последнего времени в советской философии данная Ф. Энгельсом оценка отношения Фейербаха к диалектике Гегеля трактовалась как отрицание Фейербахом всякой диалектики вообще. Однако следует разделить этот вопрос на две части: первое – отношение Фейербаха не к диалектике только, а в целом к философии Гегеля; второе – Фейербах действительно, критикуя гегелевскую систему объективного идеализма, «выплеснул с водой и ребенка», т.е. не понял диалектики Гегеля, ее познавательного значения и исторической роли.

Однако сам Фейербах в своих философских исследованиях диалектики не избегает. Он рассматривает связи явлений, их взаимодействия и изменения, единство противоположностей в развитии явлений (дух и тело, сознание человека и материальная природа). Им предпринята попытка найти взаимосвязь индивидуального и социального. Другое дело, что антропологический материализм не выпускал его из своих «объятий», хотя диалектический подход при рассмотрении явлений не был полностью ему чужд.

5. Классическая немецкая философия подчеркивала роль философии в разработке проблем гуманизма и предприняла попытки осмыслить человеческую жизнедеятельность. Шло это осмысление в разных формах и разными путями, но проблема была поставлена всеми представителями данного направления философской мысли.

К социально значимым следует отнести:

    исследование Кантом всей жизнедеятельности человека как субъекта нравственного сознания, его гражданской свободы, идеального состояния общества и реального общества с непрекращающимся антагонизмом между людьми и т.д.;

    идеи Фихте о первенстве народа перед государством, рассмотрение роли нравственного сознания в жизнедеятельности человека, социального мира как мира частной собственности, который охраняет государство; гегелевское учение о гражданском обществе, правовом государстве, частной собственности;

    упование Шеллинга на разум как средство реализации нравственной цели;

    стремление Фейербаха создать религию любви и гуманистическую этику. Таково своеобразное единство гуманистических устремлений представителей классической немецкой философии.

Можно определенно сказать, что представители классической немецкой философии пошли вслед за просветителями XVIII в. и прежде всего французскими просветителями, провозгласив человека господином природы и духа, утверждая могущество разума, обратившись к идее закономерности исторического процесса.

Одновременно они явились и выразителями той социально-экономической, политической и духовной атмосферы, которая их окружала непосредственно, выступала в качестве их собственного бытия: феодальная раздробленность Германии, отсутствие национального единства, ориентация развивающейся буржуазии на различные компромиссы, так как она после Великой французской революции испытывала страх перед любым революционным движением; желание иметь сильную монархическую власть и военную мощь.

Именно этот компромисс находит свое философское обоснование в работах Канта, Фихте, Шеллинга, Гегеля и Фейербаха. И хотя последний является представителем другой мировоззренческой ориентации – материалистической, но и он рассматривает решение социальных проблем на путях реформ, обещая в обществе гражданский мир и спокойствие. Классическая немецкая философия – одно из важнейших выражений духовной культуры XIX в.