Основные реформы александра 2 с итогом таблица. Реформы Александра II (кратко)

Реформы, проведенные Александром II в период 1855-1881гг. и по сей день актуальны. Им и его последователями были заложены основы современной государственной системы управления, государственного строя, исполнительной и судебной систем.

Так, например, именно им и его последователями-реформаторами были введены основные принципы гражданского и уголовного судебного следствия и процесса, такие, как: законность, осуществление правосудия только судом, уважения чести и достоинства личности, неприкосновенности личности, охраны прав и свобод человека и гражданина в судопроизводстве, неприкосновенности жилища, презумпции невиновности, состязательности сторон, обеспечения гражданину права на защиту, свободы оценки обстоятельств и иные.

Необходимо отметить, что реформирование Александром II коснулось практически всех сторон общественной жизни российского общества: политической, экономической и социальной. Бурное развитие железнодорожного строительства, сооружения транспортной инфраструктуры способствовали повышению производительности промышленности и образованию новых отраслей производства: химической, текстильной, добывающей, машинотроительной и т.д. Именно в период его правления формируются существующие ныне промышленные центры России и ближнего зарубежья: Донецк, Харьковский и Николаевский районы на Украине, Поволжский и Уральский - в России, Бакинские нефтяные промыслы - на Кавказе и т.д.

Развитие транспорта, вооруженных сил, экономики вывели Российскую империю в период второй половины XIX в. на самый пик своего могущества, когда с ней стали считаться в международной политике и воспринимать как равную себе по статусу международную державу.

Александр Николаевич, старший сын императора Николая I и императрицы Александры Федоровны, взошел на престол после смерти Николая I.

Александр Николаевич, чтобы ознакомиться с государственными делами, с 1834 г. присутствовал на заседаниях Сената, с 1835 г. - и Синода.

Важнейшей и, возможно, одной из самых сложных реформ при Александре II в России стала отмена крепостного права Положением 19 февраля 1861 г. Именно за это императора прозвали в народе царем-освободителем.

Крепостное право в России просуществовало гораздо дольше, чем в любой другой европейской стране. Пойти на отмену крепостного права правительство смогло лишь в 1861 г. Еще в 1856 г. император, принимая представителей дворянства, заявил о своем намерении проведения крестьянской реформы.

В экономической сфере наблюдалось нарастание кризиса помещичьего хозяйства, основанном на принудительном, крайне неэффективном, труде крепостных крестьян. В социальной сфере происходило усиление крестьянского протеста против крепостничества, которое выражалось в увеличении волнений. Так, например, в 1831-1840 гг. в России произошло 328 крестьянских волнений; в 1841-1850 гг. - 545 крестьянских волнений; в 1851-1860 гг. - 1010 крестьянских волнения.

Поражение в Крымской войне показало, что крепостное право - главная причина военно-технической отсталости страны. Опасаясь того, что Россия будет отброшена в ряды второстепенных держав, к которым наше Отечество в своем труде «Теория военного искусства» и отнес идеолог марксистского движения - Ф.Энгельс, правительство встало на путь социальных, экономических и политических реформ.

3 января 1857 г. правительством образован секретный комитет для обсуждения мер по устройству быта помещичьих крестьян, но так как он состоял из ярых крепостников, то действовал нерешительно. Однако, через некоторое время, заметив, что крестьянское недовольство не утихает, а напротив, нарастает, комитет вплотную преступил к подготовке крестьянской реформы. В феврале 1858 г. Секретный комитет был переименован в Главный комитет "о помещичьих крестьянах, выходящих из крепостной зависимости".

Большинство помещиков выступало против реформы. Некоторые помещики соглашались, но на различных условиях: одни отстаивали вариант освобождения крестьян без земли и за выкуп личной свободы крестьянина, другие, хозяйство которых было сильнее втянуто в рыночные отношения, или намеревавшиеся перестроить его на предпринимательских началах, выступали за более либеральный ее вариант - освобождение крестьян с землей со сравнительно умеренным выкупом.

Подготовка крестьянской реформы проходила в обстановке общественно-политического подъема в стране. В 1850-х гг. сложились два идейных центра, возглавлявшие революционно-демократическое направление русской мысли: А. И. Герцена и Н. П. Огарева, Н. Г. Чернышевского и Н. А. Добролюбова в Лондоне.

Происходит оживление либерально-оппозиционного движения среди тех слоев дворянства, которые считали необходимым не только отменить крепостное право, но и создать общесословные выборные органы управления, учредить гласный суд, ввести гласность вообще, провести преобразования в сфере просвещения и т. д.

К концу августа 1859 г. проект "Положений о крестьянах" был подготовлен. В конце января 1861 г. проект поступил на рассмотрение последней инстанции - Государственного совета. Здесь было сделано новое "дополнение" к проекту в пользу помещиков: по предложению одного из крупнейших землевладельцев П. П. Гагарина был внесен пункт о праве помещика предоставлять крестьянам немедленно в собственность и бесплатно четверть надела. Такой надел получил название "четвертного" или "дарственного".

19 февраля "Положения" (17 законодательных актов) были подписаны царем и получили силу. В тот же день царь подписал и Манифест об освобождении крестьян. По Манифесту крестьяне получили полную личную свободу.

Веками крестьяне боролись за свою свободу. Если раньше помещик мог отнять у крепостного все его имущество, насильно женить, продать, разлучить с семьей и просто убить, то с выходом Манифеста 19 февраля 1861 г. крестьянин получал возможность самостоятельно заключать сделки, открывать предприятия, переходить в другие сословия и т.д. Это предоставляло возможность развития крестьянского предпринимательства, способствовало росту отхода крестьян на заработки, а в целом давало толчок развитию экономики в пореформенной России.

В соответствии с Манифестом от 19 февраля 1861 г. было введено крестьянское самоуправление, т. е. сельские и волостные сходы во главе с сельскими старостами и волостными старшинами. Крестьянам предоставлялось право распределять землю, раскладывать повинности, определять очередность отбывания рекрутской повинности, принимать в общину и увольнять из нее.

Вводился волостной крестьянский суд по маловажным преступлениям и имущественным искам. Указанный в законе выкуп усадеб и полевых наделов для крестьян был невозможен, поэтому правительство пришло на помощь крестьянству устройством "выкупной системы". В Манифесте от 19 февраля 1861 г. указано, что помещики смогут получить земельную ссуду, как только будут устроены их земельные отношения с крестьянами и установлен земельный надел. Ссуда выдавалась помещику доходными процентными бумагами и засчитывалась за крестьянами, как казенный долг, который они должны были погасить в течении 49 лет "Выкупными платежами".

Порядок осуществления крестьянской реформы требовал соглашения между помещиком и крестьянином по поводу размера надела, а также по поводу обязательств крестьянина по отношению к помещику. Это следовало изложить в "уставной грамоте" в течение одного года с момента освобождения. Если отмена крепостного права произошла сразу, то ликвидация феодальных, экономических отношений, устоявшихся десятилетиями, растянулась на многие годы. По закону еще два года крестьяне обязаны были отбывать такие же повинности, что и при крепостном праве. Лишь несколько уменьшилась барщина и отменили мелкие натуральные поборы. До перевода крестьян на выкуп, они находились во временнообязанном положении, т. е. обязаны были за предоставленные им наделы выполнять по установленным законом нормам барщину или платить оброк. Так как определенного срока по истечении которого временнообязанные крестьяне должны были быть переведены на обязательный выкуп не было, то их освобождение растянулось на 20 лет (правда к 1881 году их оставалось не более 15%). Несмотря на грабительский для крестьян характер реформы 1861 года, ее значение для дальнейшего развития страны было очень велико. Эта реформа явилась переломным моментом при переходе из феодализма в капитализм. Освобождение крестьян способствовало интенсивному росту рабочей силы, а предоставление им некоторых гражданских прав способствовало развитию предпринимательства. Помещикам же реформа обеспечивала постепенный переход от феодальных форм хозяйства к капиталистическим. 2. 2. Буржуазные реформы Александра II.

В соответствии с положениями реформы в стране было освобождено более 22 млн. русских крестьян, а так же установлен новый порядок общественного крестьянского управления.

Городской реформой 1870 г. были созданы всесословные органы местного самоуправления. Распорядительные функции возлагались представительный орган городского общества -- думу. Выборы в думу происходили раз в четыре года. Число членов думы -- гласных -- было довольно значительным: в зависимости от численности избирателей в городе -- от 30 до 72 человек. В столичных думах гласных было больше: в Московской -- 180, Петербургской -- 252. На заседании думы избирался исполнительный орган общественного управления -- управа и городской голова, который являлся председателем исполнительного и распорядительного органов.

Избирательное право базировалось на имущественном цензе. Право участия в выборах независимо от сословия получали владельцы недвижимой собственности, облагаемой налогом в пользу города, а также лица, уплачивающие ему определенные торгово-промышленные сборы. Избирательным правом в качестве юридического лица также пользовались разные ведомства, учреждения, общества, компании, церкви, монастыри. Принимать личное участие в голосовании дозволялось только мужчинам, достигшим 25-летнего возраста. Женщины, обладавшие необходимым избирательным цензом, могла участвовать в выборах лишь через своих доверенных лиц. Фактически лишенными избирательного права оказались наемные рабочие, в подавляющем большинстве не владевшие недвижимой собственностью, а также представители образованной части населения, люди умственного труда: инженеры, врачи, преподаватели, чиновники, в основном не имевшие собственных домов, а снимавшие квартиры.

На новые общественные учреждения были возложены задачи по управлению муниципальным хозяйством. В их ведение передавался вопросы городского хозяйства и благоустройства: водоснабжение, канализация, уличное освещение, транспорт, озеленение, градостроительные проблемы и т.п. Городские думы были обязаны заботиться и об “общественном благосостоянии”: оказывать содействие в обеспечении населения продовольствием, принимать меры против пожаров и других бедствий, способствовать охране “народного здравия” (устраивать больницы, помогать полиции в проведении санитарно-гигиенических мероприятий), принимать меры против нищенства, способствовать распространению народного образования (учреждать школы, музеи и т.д.).

Судебные уставы от 20 ноября 1864 г. решительно порвали с дореформенным судоустройством и судопроизводством. Новый суд строился на бессословных началах, были провозглашены несменяемость судей, независимость суда от администрации, гласность, устность и состязательность судопроизводства; при рассмотрении уголовных дел в окружном суде предусматривалось участие присяжных заседателей.

В соответствии с положениями Судебной реформы 1864 г. судебная власть была отделена от власти исполнительной, административной и законодательной, что уравновешивало ветви власти во взаимоотношениях друг с другом. Необходимо напомнить, что, заложенные Ж.Ж.Руссо, Ш.Л.Монтескье, Н.Маккиавелли, М.А.Сперанским (в России) правовые и демократические принципы разделения властей так и не были реализованы в российском государстве вплоть до реформ Александра II.Данный факт говорит о демократичности в развитии государства - наибольшем, возможно, чем во многих странах Европы.

Была изменена и система подсудности. Мировой суд создавался в уездах и городах для рассмотрения малозначительных уголовных дел. Мировому суду были подсудны дела, за совершение которых следовало наказание в виде выговора, замечания или внушения, денежного штрафа не свыше 300 р., ареста не свыше трех месяцев или тюремное заключение не свыше года.

При рассмотрении уголовных дел в окружном суде предусматривался институт присяжных заседателей. Он был введен, несмотря на сопротивление консервативных сил и даже нежелание самого Александра II. Они мотивировали свое отрицательное отношение к идее присяжных заседателей тем, что народ до этого еще не дорос, и такой суд неминуемо будет носить “политический характер”.

Согласно судебным уставам, присяжным мог быть подданный России в возрасте от 25 до 70 лет, не находящийся под судом и следствием, не исключавшийся из службы по суду и не подвергавшийся общественному осуждению за пороки, не находившийся под опекой, не страдавший душевной болезнью, слепотой, немотой и проживавший в данном уезде не менее двух лет. Требовался также сравнительно высокий имущественный ценз.

Второй инстанцией для окружных судов была судебная палата, имевшая департаменты. Председатель и члены ее утверждались царем по представлению министра юстиции. Она служила апелляционной инстанцией для гражданских и уголовных дел, рассмотренных в окружных судах без присяжных.

Сенат рассматривался как верховный кассационный суд и имел уголовный и гражданский кассационные департаменты. Сенаторы назначались царем по представлению министра юстиции.

Была реорганизована прокуратура, ее включили в судебное ведомство, во главе ее стоял генерал-прокурор, он же -- министр юстиции.

Председатели судов, прокуроры и судебные следователи должны были обязательно иметь высшее юридическое образование или солидную юридическую практику. Судьи и судебные следователи были несменяемы, им были назначены высокие оклады, чтобы закрепить за судебными учреждениями честных профессионалов.

Крупнейшим шагом по внедрению принципов европейской юстиции было учреждение института адвокатуры.

20 ноября 1866 г. было разрешено “во всех повременных изданиях печатать о том, что происходит в судах”. Судебные репортажи, сообщавшие о русских и заграничных процессах, становятся заметным явлением в прессе.

Значительным изменениям подверглась и система обороноспособности государства.

При рассмотрении военной реформы следует учитывать ее зависимость от социально-экономического положения в стране и реалий международной обстановки тех лет. Вторая половина XIX в. характеризуется складыванием относительно устойчивых военных коалиций, что усиливало угрозу войны и приводило к быстрому наращиванию военного потенциала всех держав. Наметившееся в середине XIX в. разложение государственной системы России отразилось на состоянии армии. Отчетливо обнаружилось брожение в армии, отмечались случаи революционных выступлений, шел упадок воинской дисциплины.

Первые изменения были произведены в армии уже в конце 1850-х -- начале 1860-х годов. Были окончательно упразднены военные поселения.

С 1862 г. начата реформа местного военного управления на основе создания военных округов. Создавалась новая система военного управления, устранявшая централизацию, и способствовавшая быстрому развертыванию армии в случае войны. Осуществлена реорганизация Военного министерства и Главного штаба.

В 1865 г. стала проводиться военно-судебная реформа. Ее основы строились на принципах гласности и состязательности военного суда, на отказе от порочной системы телесных наказаний. Установились три судебные инстанции: полковой, военно-окружной и главный военный суды, которые дублировали основные звенья общей судебной системы России.

Развитие армии во многом зависело от наличия хорошо подготовленного офицерского корпуса. В середине 1860-х годов более половины офицеров не имели никакого образования. Необходимо было решить два важных вопроса: значительно улучшить подготовку офицеров и открыть доступ к получению офицерских чинов не только для дворян и выслужившихся унтер-офицеров, но и для представителей других сословий. С этой целью были созданы военные и юнкерские училища с непродолжительным сроком обучения -- 2 года, в которые принимались лица, окончившие средние учебные заведения.

1 января 1874 г. был утвержден устав о воинской повинности. Призыву на службу подлежало все мужское население, достигшее 21-летнего возраста. Для армии в основном устанавливался 6-летний срок действительной службы и 9-летнее пребывание в запасе (для флота -- 7 и 3). Были установлены многочисленные льготы. От действительной службы освобождались единственный сын у родителей, единственный кормилец в семье, некоторые национальные меньшинства и т.д. Новая система позволяла иметь сравнительно небольшую армию мирного времени и значительные резервы на случай войны.

Армия стала современной -- по структуре, вооружению, образованию. Это сказалось уже на ходе русско-турецкой войны 1877 - 1878 гг.

Изменения в системе культуры и образования так же отличались глубиной и масштабом.

Экономический процесс и дальнейшее развитие общественной жизни России серьезно сдерживались низким образовательным уровнем населения и отсутствием системы массовой подготовки специалистов.

В 1864 г. вводилось новое положение о начальных народных училищах, согласно которому образованием народа совместно должны были заниматься государство, церковь и общество (земства и города). В том же году был утвержден устав гимназий, провозглашавший доступность среднего образования для всех сословий и вероисповеданий.

В 1863 г. был принят университетский устав, возвращавший университетам автономию: вводилась выборность ректора, деканов, профессоров; университетский совет получил право самостоятельно решать все научные, учебные и административно-финансовые вопросы. Результаты не замедлили сказаться: к 1870 г. начальных школ всех видов было 17,7 тыс., в них обучалось около 600 тыс. учащихся; количество студентов в университетах увеличилось в 1,5 раза. Это было, конечно, мало, но несравнимо больше, чем в дореформенное время.

В это время были созданы высшие общеобразовательные учреждения для женщин (в Петербурге, Москве, Казани и Киеве), основаны 3 университета - Новороссийский (1865 г.), Варшавский (1865 г.) и Томский (1880 г.).

В 1863 году было принято положение об освобождении от предварительной цензуры столичных периодических изданий, а также некоторых книг.

Проводилась постепенная отмена исключающих и ограничивающих законов по отношению к раскольникам и евреям. Однако после подавления Польского восстания 1863-1864 гг. правительство постепенно перешло к курсу ограничения реформ рядом временных правил и министерских циркуляров.

Следствием этого явился подъем демократического движения в стране, приведший к революционному террору.

1 марта 1881 г. император Александр II был смертельно ранен брошенной в него террористом Гриневицким бомбой. Александр II похоронен в Петропавловском соборе.

Внутреннее единство и либеральная направленность всего комплекса реформ 1860 -- 1870-х гг. позволили России сделать важный шаг по направлению к буржуазной монархии и ввести новые правовые начала в функционирование государственного механизма; дали стимул формированию гражданского общества, вызвали общественный и культурный подъем в стране. Это -- несомненные достижения и положительные итоги реформ Александра II.

крестьянский реформа сталин александр

Реформы Александра II (кратко)


Реформы Александра 2 (кратко)

Основная суть всех реформ Александра Второго заключалась в общей перестройке системы управления и общества. Одной из приоритетных реформ историки считают отмену крепостного права, произошедшее в 1861 году. Сама реформа подготавливалась несколько лет и, невзирая на ярое сопротивление буржуазии и дворянства, всё-таки была внедрена.

В итоге крестьянской реформы каждый крестьянин освобождался от крепостной зависимости. Кроме того, вместе с личной свободой он получал совершенно бесплатно небольшой участок земли. На нём он мог строить дом и работать. Также крестьянин имел право приобретения пахотного надела за небольшие деньги – это смогло существенно пополнить государственную казну.

Ещё крестьянин получал некоторые гражданские права. Так, они могли претендовать на переход в иное сословие, открывать промышленные и торговые предприятия, а также совершать куплю и продажу.

Ещё одной очень важной александровской реформой была так называемая печатная реформа. В Российской Империи появляется такое понятие как свобода прессы и гласность (относительная). При этом, газетам было позволено обсуждать разные мероприятия, которые проводило правительство и даже иногда критиковать министров, не затрагивая, конечно же, самого Императора.

Коснулись реформы и судебной системы. Прежний тип суда заменили новым, провозглашающим общий принцип единения для каждого сословия, а также принцип гласности и открытости. Сформировался суд присяжных, позволивший судопроизводству полностью отделиться от реализации исполнительной власти и выносить независимые решения.

Городская и земская реформы сформировали более открытые органы местного самоуправления. В крупных городах появляются суды, а также так называемые местные управы, что значительно упростило процессы управления городами.

Военная реформа Александра Второго предполагала замену петровским рекрутам всеобщей воинской повинностью. Данное изменение позволило сформировать более обширную армию, которую можно собрать в самый короткий срок при первой опасности. Кроме того, существенно вырос и уровень военного образования. Строились новые академии и училища.

Вместе с возведением и развитием военных учреждений начали появляться и учебные заведения иного рода. Благодаря просветительной реформе уровень образованности русского народа начал стремительно расти.

1861 год. Наиболее известна, как отмена крепостного права в России. Крепостным крестьянам была дана свобода. Все что у них было (дома, скот и т.п.) стало их личной собственностью. Также они получили право на местное самоуправление, которое осуществлялось с помощью выборов. Помещики сохраняли свои земли, но были обязаны давать из них наделы в аренду крестьянам. «Арендной платой» служили барщина или оброк. Земледельцы могли выкупить землю, на эти цели государство давало им ссуду на 49 с половиной лет. Крестьяне получили свободу, но не получили землю.

Условия выкупа были крайне невыгодны и загоняли земледельцев в новую кабалу. По стране прокатилась волна крестьянских восстаний. Однако со временем свобода бывших крепостных приняла реальные очертания, особенно для трудолюбивых и предприимчивых. Реформа 1861 г. явилась переломным моментом, гранью между двумя эпохами - феодализму и капитализму , создав условия для утверждения капитализма как господствующей формации. Личное освобождение крестьян ликвидировало монополию помещиков на эксплуатацию крестьянского труда, способствовало более быстрому росту рынка рабочей силы для развивающегося капитализма как в промышленности, так и в сельском хозяйстве.

Реформа образования. 1863-1864. Реформы народного просвещения Александра 2 (иначе называемые образовательными), коснулись прежде всего университетов (университетский устав дал им большую самостоятельность во внутренних делах), гимназий (их устав обеспечивал возможность получения среднего образования всем слоям населения Российской империи вне зависимости от сословия и вероисповедания) и начальных школ (положение о начальных народных училищах возлагало заботы об основах грамотности населения на государство, духовенство и на городские и земские управы).

Итоги и значение реформ образования Александра 2 невозможно переоценить: менее чем за десятилетие после их проведения количество школ в России выросло почти до 20 тысяч, а число студентов в ВУЗах увеличилось в полтора раза. Уровень грамотности в народной среде существенно повысился.

Земская реформа. 1864 г. Были введены земские и уездные учреждения: собрания и управы. Они стали элементами местного самоуправления. Это были выборные органы. Причем в голосовании (пусть и в разной степени) принимали участие все сословия. Собрания, как правило, созывавшиеся ежегодно, давали управами распоряжения. Управы их выполняли и отчитывались. Их штат составлял шесть человек и занимался хозяйственными нуждами: в их ведении были местные образование и медицина, они способствовали развитию в своих районах торговли, сельского хозяйства, промышленности и т.п.


Подчинялись земства губернаторам. Земские учреждения были введены не во всех губерниях. Земства сыграли значительную роль в распространении грамотности среди российского крестьянства. Земские учреждения способствовали открытию множества школ, а также больниц на селе, поднимая, таким образом, уровень медицинского обслуживания крестьян (например, количество врачей в земских губерниях с 1870 по 1910 год выросло в 5 раз).

Судебная реформа. 20.11.1864 г. были введены судебные Уставы, которые предусматривали независимость судей и судов, самостоятельность и несменяемость судей, разделение обвинителей и судей, равенство всех сословий в России перед судом. Судебная реформа Александра 2 предусматривала, что приговор мог теперь выноситься только судом и учреждала суд присяжных заседателей, а также вводила институт адвокатуры (тогда адвокаты назывались присяжными поверенными).

Также реформа обеспечивала гласность судебного производства. Судебная реформа 1964 года была весьма прогрессивной. Она частично отделила суд от власти и сформировала систему судебных инстанций. Эта реформа (пусть и не намного) уменьшила произвол и сделала судебные решения справедливее.

Городская реформа. 1870г. Городская реформа Александра 2 вводила новые элементы городского самоуправления: избирательные собрания, думы (выбирались раз в 4 года, избирательное право сильно ограничивалось величиной имущества) и управы (отвечали за пожарную безопасность, благоустройство, продовольствие, возведение общественно-полезных строений (например, пристаней) и т.п.). Сильно напоминала земскую реформу с поправкой на городские условия и особенности. Результатом реформы городского управления Александра 2 стало бурное развитие городов, особенно в области торговли и промышленности, а также усиление роли общества в процессе управления городами.

Однако не обошлось и без минусов. В связи с введением нового порядка, мелкие города испытывали значительные трудности, так как по закону большая часть денежных средств уходила на содержание правительственных учреждений (полиции и т.д.). Некоторые города не могли с этим справиться. В целом реформа оказала положительное влияние на экономическую ситуацию в России и сделала экономику менее централизованной.

Военная реформа. Главным творцом военной реформы Александра 2 был военный министр Д. А. Милютин. Что было сделано: армия и флот получили более современное вооружение, проведена реконструкция военных заводов, отменено подавляющее число телесных наказаний в армии, создание Главного Штаба, введение военных образовательных учреждений, значительное сокращение численности армии. Но главным элементом военной реформы была замена рекрутского набора всеобщей воинской повинностью.

В результате военной реформы Александра 2 русская армия значительно уменьшилась, зато получила огромный резерв на случай войны, состоящий из обученных военному делу, но живущих обычной мирной жизнью мужчин. Кроме того, армия была лучше вооружена и экипирована по сравнению с дореформенным периодом. Из недостатков следует отметить слабую организацию тыла.

Денежная реформа. Основоположником реформ стал В.А. Татаринов. Начало реформы было положено 22 мая 1862 года. Все государственные ведомства отныне должны были ежегодно составлять сметы по специально установленной форме и подробно указывать в разных параграфах все статьи расходов. В 1864-1868 годах все доходы государства сосредоточились в кассах государственного казначейства, подчинявшегося министерству финансов. В 1865 году были созданы местные органы государственного финансового контроля - контрольные палаты.

Кроме того, произошел ряд изменений в торговле. Винный откуп теперь заменялся существующими поныне акцизными марками, то же самое произошло и с табаком в 1866 году. Были созданы местные акцизные управления, которые занимались урегулированием продажи алкоголя и табака и выдавали акцизы. Налогообложение было разделено на две части - неокладные сборы (косвенные налоги) и окладные сборы (прямые налоги), были созданы соответствующие государственные органы.

Благодаря предпринятым мерам государственная система финансов стала более прозрачной и эффективной - велся строгий учет всех денежных средств, деньги не тратились на ненужные вещи, а чиновники отвечали за каждый потраченный рубль. Это позволило государство начать выбираться из кризиса и снизить негативные последствия от раскрепощения крестьян и проведения других реформ.

Реформы Лорис-Меликова

Ряд покушений на царскую семью , особенно взрыв Халтурина в Зимнем дворце (1880), свидетельствовали о значительном росте революционного движения, с которым стало соединяться и либеральное. Признав незавершённость некоторых своих прежних преобразований, Александр II решил поручить дальнейшую их разработку генералу Лорис-Меликову. Тот выдвинул планы целого ряда реформ касательно положения крестьян, податной системы, свободы прессы, упразднил III-е отделение (политическую полицию). Лорис-Меликов собирался даже привлечь выборных народных представителей к предварительному обсуждению важнейших законопроектов, что внесло бы в российскую государственность элементы конституционализма. О программе этого министра можно прочесть в статьях нашего сайта: Лорис-Меликов и его проекты , Реформы Лорис-Меликова – кратко , «Конституция» Лорис-Меликова – кратко . Правительство отказалось от этих проектов после убийства Александра II народовольцами 1 марта 1881.

(Великие реформы) – реформы, проведенные в 60-70-х годах 19 века в Российской Империи императором Александром 2 и затрагивающие практически все сферы жизни государства.

Предпосылки и причины реформ Александра 2

Россия дольше любых других государств оставалась страной с феодальным строем и крепостным правом. К середине 19 века такой тип государства окончательно изжил себя, а конфликт, назревавший еще с 18 века, достиг своего пика. Необходимо было срочно менять как государственное устройство, так и, главным образом, экономическую систему.

С развитием технологий и появлением промышленной техники, все больше отпадала необходимость в ручном труде, однако помещики все еще активно использовали труд крестьян, облагая их огромными налогами. В результате, крестьянство повсеместно разорялось, начались повсеместные забастовки и голодовки, что привело к значительному упадку крепостного хозяйства и доходов помещиков. Государство, в свою очередь, также получало меньше прибыли от разорившихся помещиков, и казна страдала. Такая ситуация не устраивала ни одну из сторон.

Страдала также и развивающаяся промышленность, так как из-за повсеместного закрепощения крестьян, не хватало свободной рабочей силы, которая могла бы обслуживать станки на заводах.

В 1859-1861 годах крестьянские бунты и революционные настроения достигли своего пика. Ситуацию также усугубляла проигранная Крымская война , которая окончательно подорвала доверие граждан к царю и правительству, которое показало свою полную несостоятельность, как экономическую, так и военную. В такой обстановке начались разговоры о необходимости отмены крепостного права и новых реформах, которые бы помогли стране выбраться из кризиса.

Император Александр 2, пришедший на престол в 1855 году, на одном из своих выступлений перед дворянством заявил о необходимости скорейшей ликвидации крепостничества сверху (указом государя), иначе это произойдет снизу (революция).

Началась эпоха великих реформ.

Основные реформы Александра 2

В числе основных политических реформ Александра 2 можно назвать:

  • Крестьянская реформа (1861 год);
  • Финансовая реформа (1863 год);
  • Реформа образования (1863 год);
  • Земская реформа (1864 год);
  • Судебная реформа (1864 год);
  • Реформа государственного самоуправления (1870 год);
  • Военная реформа (1874 год);

Суть всех реформ Александра 2 заключалась в перестройке общества и системы управления и формирование нового типа государства. Одной из самых главных реформ можно назвать отмену крепостного права в 1861 году. Реформа готовилась несколько лет и, несмотря на сопротивление дворянства и буржуазии, была все же проведена. В результате крестьянской реформы все крестьяне были освобождены от крепостной зависимости – вместе с личной свободой они также получали небольшой участок земли совершенно бесплатно, на котором могли жить и работать. Кроме того, крестьянин мог купить себе пахотный надел за небольшую сумму – это внесло в казну государства достаточно большие деньги. Кроме того, крестьяне получали ряд гражданских прав: они могли совершать сделки купли-продажи, могли открывать торговые и промышленные предприятия, претендовать на переход в другое сословие. Также они были освобождены от административной и юридической зависимости от своих бывших помещиков.

Еще одна реформа Александра 2 – реформа печати. В Империи появилось такое понятие, как гласность и свобода прессы (относительная), газеты могли обсуждать мероприятия, проводимые правительством и даже критиковать отдельных министров, однако, не затрагивая при этом императора. Также был снят «железный занавес», и люди могли свободнее выезжать из страны.

Изменилась и судебная система. Старый тип суда был заменен новым, который провозглашал принцип единства для всех сословий и принцип гласности, открытости. Появился суд присяжных, что позволило судопроизводству отделиться от исполнительной власти и выносить более независимые решения.

Земская и городская реформы сформировали открытые органы местного самоуправления, в городах появились суды, местные управы – это значительно упростило процесс городского самоуправления.

Военная реформа предполагала замены петровской системы рекрутов на всеобщую воинскую повинность. Это позволило создать более обширную армию, которую можно было мобилизовать в кратчайшие сроки при первой необходимости. Также возрос уровень военного образования благодаря росту военных училищ и академий.

Вместе с развитием военных академий, стали появляться и другие учебные заведения. Благодаря просветительской реформе общий уровень образованности общества начал стремительно расти.

Итоги и последствия реформ Александра 2

Политические и финансовые реформы, проведенные Александром 2 не зря называют великими. Благодаря им было положено начало формированию в Российской Империи нового типа общества – индустриального общества капиталистического типа. Государство стало более демократичным, граждане стали иметь более равные права, не зависящие от сословия, а также возможность на честный и открытый суд. Пресса стала более свободной, что позволило гражданам иметь возможность обсуждать и осуждать решения правительства.

Освобождение крестьян и реформы в экономике позволили стране выйти из кризиса и создать се условия для дальнейшего успешного роста с учетом новых экономических реалий.

В целом, страна пережила значительные изменения, которые помогли ей встать на новый путь развития, более успешный и современный.