Отличительные черты социального партнерства

В условиях перехода к рыночной экономике все большую актуальность приобретают социально-трудовые отношения. Человечество все более острее чувствует необходимость решения таких проблем, как обеспечение полной занятости, повышения производительности общественного труда, разрешения противоречия между трудом и капиталом, повышение материального благосостояния населения. Решение обозначенных проблем во многом зависят от типа социально-трудовых отношений страны.

В зависимости от методов и способов решения трудовых противоречий основными типами социально-трудовых отношений являются: патернализм и социальное партнерство.

Патернализм - это жесткое государственное регулирование социально-трудовых процессов.

Социальное партнерство - это социальный диалог, поиск компромисса в удовлетворении хозяйственно-трудовых отношений всех сторон социально-трудовых отношений.

Основными сторонами социального партнерства в современном обществе выступают:

Государство;

Наемные работники в лице профсоюзов;

Работодатели или владельцы. Государство выполняет следующие функции:

Выступает гарантом гражданских прав;

Внедряет социальную политику;

Организует и координирует социально-трудовые отношения;

Выступает владельцем (работодателем)

Разрабатывает правовые и нормативные документы, регламентирующие социально-трудовые отношения;

Является независимым регулятором системы социально-трудовых отношений;

Выступает стороной на переговорах, консультациях с целью разработки и внедрения в жизнь социальной, экономической политики в стране.

Профсоюзы в системе социально-трудовых отношений выполняют следующие функции:

Сохранение и повышение заработной платы;

Защиты условий труда (техника безопасности, охрана труда);

Обеспечение производительности занятости;

Представительства в ведении коллективных переговоров. Работодатели в лице их представительных органов защищают хозяйственно-трудовые интересы собственников, а именно:

Защищают рыночные отношения;

Осуществляют представительство во время проведения консультаций и переговоров;

Осуществляют сервисное обслуживание в предоставлении предпринимателям консультационных услуг.

В условиях рыночной экономики осуществляется кардинальное изменение социально-трудовых отношений. Социальное партнерство представляет собой систему отношений между работодателями и работниками, по которой в рамках социального мира обеспечивается согласование их социально-трудовых отношений. Функционирование системы социального партнерства осуществляется на трехстороннем сотрудничестве союза предпринимателей (работодателей), профсоюзов и органов государственной власти.

Отечественная и мировая практика показывают, что есть два способа формирования социально-трудовых отношений и разрешения трудовых конфликтов - насильственный и мирный. Социальное партнерство представляет собой совокупность социально-экономических отношений между представителями работников, работодателей и государства, направленное на сотрудничество, поиск компромиссов, подготовку предложений по принятию ими согласованных решений по вопросам социально-трудовых отношений, выражает принцип социальной политики государства.

Словосочетание "социальное партнерство" означает: "социальное" - значит общественное, применительно к жизни людей и их отношений в обществе. "Партнер" (от французского слова партия) - участник совместной деятельности. Итак, смысловая суть словосочетание "социальное партнерство" применительно к сфере регулирования социально-трудовых отношений в общем плане - это совместная деятельность правительства, предпринимателей и профсоюзов, направленная на согласование интересов и решения проблем, прежде всего, в социальной и производственной деятельности людей.

Дословный перевод слова "партнеры" как "товарищи по общим целям", не совсем точно характеризует стиль и отношения между всеми членами трудового "общежития", потому что их интересы не всегда одинаковы. Но в данном случае их интересы сходятся на решении социально-трудовых проблем. Суть этих проблем в том, что существует рынок труда. На этом рынке есть и продавец, и покупатель. Они сами должны договариваться о цене и условия купли-продажи рабочей силы, точнее, способностей к труду и возможностей индивидуума. Но проводиться этот торг должен в определенных рамках, цивилизованно, по правилам и нормам, защищает интересы обеих сторон, то есть на основе партнерских взаимоотношений.

Работодатель хочет дешевле купить полноценную рабочую силу и поддерживать ее деятельность на уровне и в интересах своего производства, а работник хочет получить за свой труд столько, сколько нужно для нормальной жизнедеятельности и труда ему самому и его семье. В общем, речь идет о "распределение" экономического пирога, который должен проходить максимально справедливо, мирным, цивилизованным способом. Поэтому социальным партнерам необходимо научиться сотрудничать в меняющихся условиях: работодатели (администрация государственных предприятий, руководители акционерных объединений, предприниматели и владельцы частных производств и компаний и др.) Должны добровольно "допустить" до монопольного владения управленческими функциями и их осуществлением второго партнера от трудового коллектива - профсоюз.

Согласно принципам, разработанным Международной организацией труда (МОТ), социальное партнерство должно основываться на демократических принципах: свободе, справедливости, плюрализма, желании сторон достичь взаимопонимания и предоставлении возможностей участвовать в принятии совместных решений.

В современном мире социальное партнерство является одним из важнейших аспектов организации социального рыночного хозяйства и одним из существенных аспектов партнерства между людьми в процессе производства и общественной жизни. Так, привлекает внимание партнерство между коллегами в процессе выполнения производственных задач, между руководителями и подчиненными, между поколениями людей при организации пенсионного обеспечения, между собственниками средств производства и владельцами рабочей силы. Последнее предстает в виде партнерства между двумя социальными группами людей - работодателями и наемными работниками и поэтому называется социальным, которое можно определить как идеологию, форму и методы согласования их социально-трудовых интересов.

Идеология социального партнерства заключается в том, что социальные конфликты между обеими сторонами решаются не через противостояние разнохарактерных социальных групп, а установлением социального мира, не через "конфликтное соперничество", а "конфликтным сотрудничеством". Методом решения социальных конфликтов в рамках социального партнерства компромисс, согласование интересов работодателей и наемных работников, а не противостояние и ликвидация частной собственности на средства производства. Социальное партнерство предполагает решение социальных конфликтов не революционным путем, а путем мирных переговоров и взаимных уступок. В реальной жизни социальное партнерство является альтернативой любой диктатуре класса, защищает интересы сторон.

Даже при самом цивилизованном способе согласования интересов работодателей и наемных работников эти интересы оказываются разными. Они могут быть сближены, но полностью слиться никогда не смогут. Отчасти такому сближению способствует развитие акционерных компаний, коллективных предприятий, становление которых существенно меняет положение наемного труда. Во-первых, работники становятся владельцами средств производства и имеют право на часть прибыли и на долю в управлении. Во-вторых, акционерные компании даже в самых неблагоприятных рынка стремятся сохранить свои кадры, дает определенные гарантии работнику на сохранение его рабочего места.

Опыт зарубежных стран показывает, что степень развитости социального партнерства зависит от ряда факторов:

а) степень демократизации управления производством. Так, благоприятные условия для развития социального партнерства возникают благодаря децентрализации управления, отнесение к компетенции коллективов предприятий решения большинства социально-трудовых проблем, расширение прав областей, регионов и городов. В условиях функционирования предприятий различных форм собственности возможности и потребность в социальном партнерстве растут еще больше;

б) уровень жизни большинства населения и степень дифференциации доходов. Наблюдения показывают, что чем ниже уровень жизни и чем больше разница в доходах богатых и бедных, тем популярнее содержится призыв к власти и перераспределения собственности с соответствующими практическими действиями. И наоборот, в стране с высоким уровнем жизни и умеренной дифференциацией доходов стремление социальных партнеров к социальному миру больше.

Так, известно, что существенное влияние на развитие идеи социального партнерства произвели немецкие экономисты Вильгельм Репке, Альфред Мюллер-Армак и Людвиг Эрхард, а в самой Германии социальное рыночное хозяйство базируется на сочетании конкуренции, экономической свободы предпринимателей и активной политики государства в перераспределении доходов и организации социальной сферы. Согласно высок и уровень жизни в стране: 99,6% семей имеют автомобили, 95,8% - цветные телевизоры, 97,5% - стиральные автоматы, 99,8% - пылесосы, 98% обеспечены телефонной связью). Во всех развитых странах существуют программы и фонды помощи безработным, малообеспеченным, инвалидам, пожилым людям.

В большинстве развитых стран разница в доходах 20% самых бедных и самых богатых семей не превышает 10 раз. Основной слой общества составляет средний класс, который имеет достаточно высокий уровень жизни и совершенно не склонен к изменению общественной системы и особенно к перераспределению собственности; психологические предпосылки и культурные традиции в обществе как фактор способствуют ориентации населения развитых стран на поиск социальных компромиссов, на решение общественных проблем рационалистически, без крайних мер, на основе правил, определенных законами.

Кроме того, что, как мы уже отмечали, социальное партнерство составленной построения социального рыночного хозяйства, элементом формирования социально ответственной политики представителей обеих социальных групп, организационным принципом гармонизации отношений собственности, оно еще и является экономическим рычагом повышения эффективности производства.

Цель социального партнерства заключается в стремлении государства, работодателей и наемных работников достичь общего блага в обществе через повышение производительности труда, развитие научно-технического прогресса, увеличение валового национального продукта, повышение уровня жизни, которое выражается следующими показателями:

Рост производительности труда должен превышать роста средней заработной платы;

Увеличение валового национального продукта;

Совершенствование техники, технологии производства, научно-технический прогресс;

Повышение уровня жизни населения.

Достижение указанной цели возможно при условии привлечения всех субъектов общественных отношений к управлению и преодоления на этой основе монополизма в распределении созданного продукта; усиление мотивации к сотрудничеству в обеспечении высоких результатов работы как необходимого условия повышения качества жизни; устранения недоразумений и противоречий относительно намерений, которые представляют законные интересы каждой из сторон; достижения взаимного стремления к утверждению в обществе социального мира и согласия.

Основу цивилизованных отношений, складывающихся между партнерами, должны составлять принципы, выработанные Международной организацией труда (МОТ). Назовем основные из них:

Первый принцип: всеобщий и прочный мир может быть установлен только на основе социальной справедливости. Безусловно, национальные социальные партнеры всех уровней должны руководствоваться этим принципом, потому что отступление от него способен вызвать социальные протесты и взрывы. В условиях гласности и демократизма в управлении позиции партнеров быстро становятся известны всем работникам, анализируются ними и в результате складываются отношения или доверия, или недоверия. Если, например, в ходе переговоров часть прибыли, идущей на потребление, распределяется между администрацией и работниками несправедливо, то такой партнерский договор не будет поддержан членами коллектива, не станет стимулом для работы и рано или поздно приведет к трудового спора и конфликта. И наоборот, чрезмерные требования работников, разрушающие или сворачивают производство и инвестиции в него, спровоцируют работодателя на поиск путей перепрофилирования предприятия или подборе более "сговорчивого" состава работников. В общем социальные партнеры должны свято придерживаться принципов социальной справедливости и семь раз "отмерить", прежде чем принять решение.

Второй принцип: непредоставление в какой-либо стране работникам человеческих условий труда является препятствием для других стран, желающих улучшить положение трудящихся. Второй принцип требует, чтобы социальные партнеры данной республики, региона, предприятия решали социально-трудовые проблемы, учитывая те последствия, которые могут вызвать их действия в других странах, регионах и предполагали, как данный "прецедент" будет использован другими регионами для ограничения социально трудовых интересов трудящихся. Надо избежать эффекта цепной реакции.

Третий принцип: свобода слова и свобода объединения являются необходимыми условиями постоянного прогресса. Сама природа социального партнерства основывается на паритетном функционировании одного партнера (предпринимателя) и второго (профсоюзы) как представителя трудящихся. Поэтому признание и гарантия права на объединение - обязательные условия существования партнерства. Но работодателю нужен слаженный, стабильный, высококвалифицированный коллектив работников. Руководитель предприятия, наладив партнерские отношения с работниками, признав их право на объединение и способствуя этому, приобретает и коллективных советников конструктивных оппонентов. Кроме всего, производитель заинтересован поддерживать покупательский спрос своих работников на свою продукцию.

С другой стороны, и работник, создавая конъюнктуру не только на рынке труда, а и на рынке товаров и услуг, заинтересован в надежном, конкурентоспособном функционировании своего предприятия и сбыте продукции, его экономической безопасности, гарантии занятости и дохода. Поэтому экономические требования работника не безграничны, и он сможет понять мотивы рационального обоснования прибыли предприятия для недостатка потребления и для недостатка накопления, включая техническое обновление производства и улучшения условий труда.

Профсоюз, в свою очередь, должна перейти от участия в управлении производством к партнерству с работодателями в управлении всем рынком труда и всех других аспектов регулирования социально-трудовых отношений. Для этого профоргана нужны, прежде всего, новые экономические и правовые квалифицированные кадры, новые формы и методы работы на основе принципов социального партнерства, умение грамотно защищать интересы трудящихся, применять тактику балансирования между конструктивным побуждением и договоренности.

Этот принцип установлен Конвенцией МОТ № 87 и дает гарантии работникам и служащим на свободное использование права объединяться. Эксперты МОТ считают, что для выполнения этого принципа необходимы игры условия: отсутствие какой-либо различия в законе и на практике между теми, кому дано право на объединение; отсутствие предварительного разрешения для основания организации; свобода выбора членства в таких организациях.

Четвертый принцип: нищета в любом месте является угрозой для общего благосостояния.

Пятый принцип: все люди, независимо от расы, веры и пола, имеют право на материальное благосостояние и духовное развитие в условиях свободы и достоинства, устойчивости в экономике и равных возможностей.

Шестой принцип: полная занятость и повышение жизненного уровня.

МОТ определила и седьмой принцип - труд не является товаром (здесь имеется в виду не экономический, а социальное и моральное определение понятия "труд").

Кроме указанных общих принципов социального партнерства, следует назвать еще и такие:

1) признание неодинаковости интересов различных социальных групп, права каждой группы иметь собственные экономические интересы, которые могут не совпадать с интересами другой группы;

2) осознанное желание сторон достичь взаимопонимания, соглашаться на компромиссы, сотрудничать во имя общественного мира;

3) предоставление работодателями возможностей наемным работникам участвовать в принятии решений по управлению производством и в распределении созданного продукта;

4) отказ от гармоничной социальной утопии;

5) отказ от классовой борьбы.

Ориентируясь на принципы деятельности МОТ, собственно говоря, выше структурным звеном общемирового механизма системы социального партнерства, национальные социальные партнеры всех уровней - общегосударственных, региональных, отраслевых, производственных - должны также определить свои принципы деятельности и руководствоваться ими. Но несомненно, что принципы, провозглашенные МОТ, имеют универсальный, общемировой характер.

Принципы деятельности социальных партнеров формируются и утверждаются с учетом отечественной практики, традиции и опыта, а также мирового опыта и принципов, провозглашаемых Международной организацией труда (МОТ) при решении проблем труда. Наряду с общими принципами МОТ, на которых строится идеология всей системы социального партнерства, можно выделить ряд специфических принципов организации работы партнеров при осуществлении ими отдельных видов этой работы, в том числе при ведении коллективных переговоров, при взаимных консультациях и контроле, а также при развязку " язанни коллективных споров.

Партнерство в процессе осуществления коллективных переговоров должно строиться на следующих принципах:

1) трибичнисть на основе трипартизма, то есть представительства правительства или исполнительных органов власти (государства), профсоюзов и предпринимателей;

2) равенство сторон на переговорах и недопустимость ограничения закон них прав трудящихся и предпринимателей;

3) доверие в отношениях;

4) знание и уважение прав и обязанностей друг друга, недопущение конфронтации;

5) открытость и доступность равноправных переговоров;

6) умение слушать и слышать партнера;

7) строгое соблюдение культуры полемики, дискуссии, критики: аргументированно критиковать позицию, а не личность оппонента;

8) обязательность и надежность, соблюдение правила: переговоры завершать договоренности.

Нормальное функционирование системы социального партнерства обеспечивается равноправием и равноценностью сторон. Неравноправие ведет к преобладанию одних над другими, к диктату сильного и дальнейшего игнорируешь на слабого партнера. В итоге вместо социального мира - конфронтация. Поэтому баланс интересов могут обеспечить только равноправные <троны. Не менее важное значение для нормальных отношений сторон масс их равноценность. Если равноправие обеспечивается нормативными актами, то равноценность во многом зависит от самих партнеров, в их личных качеств, профессиональной подготовки, знаний, умений и навыков.

Партнеры по переговорам и в ходе консультаций должны быть в равной степени компетентными. Отсюда первоочередная задача - формирование органов и всех других институтов социального партнерства.

Следовательно, заключение коллективных договоров и соглашений строится на следующих принципах:

1) соблюдение норм законодательства;

2) повномирнисть представителей сторон;

3) равноправие сторон;

4) свобода выбора и обсуждения вопросов,

5) добровольность принятия обязательств;

6) реальность обеспечения принимаемых обязательств;

7) ответственность за принятые взаимные обязательства;

8) каждый следующий уровень коллективных соглашений (договоров) не может ухудшать условий соглашений более высокого уровня и должен отличаться от среднего большей выгодой для трудящихся.

При взаимных консультациях и контроле должны соблюдаться принципы:

Регулярность консультаций в ходе сотрудничества;

Системность контроля и неотвратимость ответственности;

Ответственность за непредоставление информации;

Гласность в ходе осуществления контроля за соблюдением договоров, соглашений.

При решении коллективных споров (конфликтов) партнеры должны придерживаться следующих принципов:

1) приоритетность примирительных методов и процедур, применяемых примирительными комиссиями и трудовым арбитражем;

2) применение забастовки только как крайней меры решения коллективного трудового спора (конфликта);

3) стремление сторон к скорейшему урегулированию коллективного трутней споры и подписанию соглашения.

На определенном этапе развития общества возникает такой вид урегулирования интересов сторон, как социальное партнерство. Оно зиждется на принципах взаимоуважения, равенства прав партнеров, исполнения законов и принятых решений. Государство же способствует развитию соцпартнерства.

Скачать для просмотра и печати:

Понятие и формы соцпартнерства

Базовую часть трудового права составляют отношения работника и работодателя. При этом часто привлекается и третья сторона в лице различных государственных органов.

Под социальным партнерством предполагается взаимное сотрудничество работников и их представителей, работодателей и их представителей, органов государственной власти и местного самоуправления, которое направлено на согласование интересов работников и работодателей. Причем обсуждаемые вопросы могут быть не только трудовыми, но и связанными с ними.

Функции и принципы

Функции социального партнерства бывают:

  • прямые (их реализация обеспечивает социальный баланс в обществе);
  • косвенные (опосредованное воздействие на развитие общества и экономической демократии, сохранение социальной стабильности, социально-экономической безопасности).

Принципы - то, на чем базируются взаимоотношения сторон. Среди них выделяют:

  • взаимоуважение сторон;
  • равноправие;
  • наличие соответствующих полномочий;
  • неукоснительное следование нормам трудового права, иных правовых актов;
  • решение вопросов осуществляется путем проведения переговоров;
  • принятие обязательств сторонами осуществляется добровольно;
  • государство всячески содействует соцпартнерству;
  • свобода при выборе темы трудовой сферы, подлежащей обсуждению;
  • принятые обязательства должны быть выполнимыми;
  • коллективные договора и соглашения должны соблюдаться сторонами;
  • за выполнением обязательств осуществляется контроль.

Социальное партнерство позволяет сторонам урегулировать тот перечень вопросов, который не разрешен трудовым законодательством либо рассмотрен кратко.

Вам нужна по этому вопросу? и наши юристы свяжутся с вами в ближайшее время.

Формы

Формы взаимодействия сторон социального партнерства разнообразны. При их выборе они руководствуются лишь удобством и приемлемостью конкретного вида для разрешения поставленного вопроса.

Можно выделить:

  • переговорный процесс;
  • консультации по регулированию трудовых и связанных с ними отношений, соблюдению гарантий трудовых прав, совершенствованию трудового законодательства, в том числе правовых актов, содержащих такие нормы;
  • управление организацией работниками посредством своих представителей;
  • разрешение трудовых споров путем взаимного участия представителей работников и работодателей.

Базовую часть любой формы составляет равноправие всех участников. Инициативу начала взаимодействия могут проявить как работники (представитель), так и работодатели (представитель).

Стороны и органы, взаимодействующие в соцпартнерстве

В качестве стороны социального партнерства может выступать государство. Такое возможно, когда органы государственной власти и местного самоуправления являются работодателями либо третьим лицом. В последнем случае это оговаривается нормативными актами в области трудового права.

Представителями государства могут быть:

  • Министерство труда и социальной защиты РФ;
  • Правительство России;
  • служба занятости населения;
  • администрация субъекта и прочие.

Представителями работников являются:

  • профсоюз (в большинстве случаев);
  • выборный непрофсоюзный орган.

Последний формируется, если нет профсоюза либо в его состав входит менее 50% работников и он не уполномочен представлять интересы всего коллектива.

В качестве представителя работодателя выступает:

  • руководитель предприятия;
  • если работодатель - индивидуальный предприниматель, то он сам;
  • уполномоченное лицо;
  • совет директоров;
  • управляющая организация;
  • внешний или конкурсный управляющий;
  • министерство и прочие.
Внимание! Группа работодателей в целях представления общих интересов может объединиться в некоммерческую организацию.

Дорогие читатели!

Мы описываем типовые способы решения юридических вопросов, но каждый случай уникален и требует индивидуальной юридической помощи.

Для оперативного решения вашей проблемы мы рекомендуем обратиться к квалифицированным юристам нашего сайта.

Система соцпартнерства

Систему социального партнерства составляют следующие уровни:

  • федеральный (база по регулированию трудовых отношений в России);
  • межрегиональный (по регулированию трудовых отношений в более чем одном субъекте);
  • региональный (в рамках одного субъекта);
  • отраслевой;
  • территориальный;
  • локальный.
Интересно! Предпосылки к возникновению системы социального партнерства появились в конце XIX века, а расцвет пришелся на вторую половину следующего века.

Социальное партнерство в труде


Органами социального партнерства в области трудовых отношений выступают комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. На уровне РФ работу ведет трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений, действующая на постоянной основе. В ее состав входят представители объединений профсоюзов, объединений работодателей и Правительства РФ. Подобные образования могут создаваться в субъектах.

Основу процесса социального партнерства составляют коллективные переговоры сторон. Результатом становится соглашение (коллективный договор), содержащее итоговый вариант договоренности по поставленным вопросам.

Социальное партнерство организаций с социальными учреждениями


В качестве такого примера можно рассматривать партнерство образовательного учреждения, например, техникума, и предприятия по профилю подготовки учащихся. По соглашению между ними у студентов один раз в неделю проходят практические занятия на базе данной организации.

Партнерство получается взаимовыгодным: помимо теории, учащиеся осваивают основы профессии, а само предприятие может пополнить свои ряды выпускниками данного учебного заведения.

Роль государства


Государство в социальном партнерстве содействует развитию и становлению данного процесса, а также принимает участие в деятельности трехсторонних комиссий. Именно оно готовит и закрепляет нормативную базу, необходимую при решении вопросов сторонами соцпартнерства.

Участие государства обязательно, когда речь идет о соглашениях, финансовое обеспечение которых производится из казны РФ. В иных случаях необходимость его присутствия определяется договоренностью сторон.

Политика социального партнерства


Партнерство - это согласование интересов различных социальных групп путем переговоров, компромиссов, договоренностей. Участие в данном процессе должно быть добровольным. Участие государства возможно лишь в той мере, которая для него определена в каждом конкретном случае. Стороны социального партнерства свободны в выборе его форм. При этом они обязаны соблюдать определенные принципы.

Значение соцпартнерства

Значение социального партнерства в трудовой сфере состоит в том, что оно приводит разрозненные интересы работников и работодателей к общему значению. При этом прямое вмешательство государства без оснований невозможно. В итоге стороны приходят к взаимовыгодному соглашению.

Примеры соглашений и договоров с соцучреждениями


Наиболее часто встречаются договора и соглашения о социальном партнерстве, когда одной из сторон является социальное учреждение. Это может быть детский сад, школа, колледж, техникум, институт.

Социальным партнерством называют цивилизованное взаимодействие между организациями - защитниками интересов трудящихся (профсоюзами), работодателями и госорганами. Посредством сотрудничества достигается регулирование трудовых отношений, исходя из договоров и законодательства. За счет функционирования социального партнерства повышается уровень гарантий для работников.

Самое краткое определение социального партнерства звучит так. Это система взаимодействия на рынке труда между основными агентами. Понятие и принципы социального партнерства мы рассмотрим в этой статье. Начать изучение этой рыночной категории общества следует с толкования.

Подробнее о разных трактовках понятия

Выделяют две трактовки социального партнерства. Глобальный вариант, основанный на исторических закономерностях, гласит, что классовая борьба трансформировалась в систему партнерских отношений между работниками и работодателями. В развитых странах цивилизованные социально-трудовые взаимодействия способствовали развитию экономики и стиранию классовых противоречий. Конфликты в современном мире возникают не между классами, а между организациями. Споры решаются цивилизованным путем. Таким образом, социальное партнерство по данной трактовке – один из методов достижения согласованности интересов.

По другому аспекту понимания социальное партнерство обеспечивает решение социально-экономических проблем и урегулирование спорных моментов между работниками и работодателями. Эти две точки зрения не противоречат друг другу, поэтому можно для широты понимания системы учитывать глобальную и конкретную трактовку. Социальное партнерство до конца не может исключить колебания в трудовой сфере из-за классовых различий. Оно только смягчает конфронтацию.

Важность социального партнерства

Становление социального партнерства протекало сложно и происходит до сих пор. В РФ законодательство в данной нише развивалось с нуля. Сначала защищенность трудового населения в результате стремительных реформ упала, но это привело к толчку для развития социальной системы. Возникло ослабление государственного контроля.

В настоящее время любому специалисту ясно, что система и принципы социального партнерства – эффективный способ оптимизации баланса интересов работодателей и работников. Данное понятие описано в Трудовом кодексе РФ (ст. 23). Там же указаны его виды.

Принципы социального партнерства

Социальное партнерство регулирует интересы государства, бизнеса и наемных работников в сфере труда. Его прямая функция заключается в стабилизации отношений в социуме, что способствует сохранению баланса и мира. Система оказывает влияние на развитие гражданского общества и демократии в экономике, обеспечивает социально-экономическую безопасность и справедливость в разрешении противоречий в трудовой нише.

Основными принципами социального партнерства являются следующие:

  1. Любая сторона может инициировать переговоры (равноправие).
  2. Учитываются интересы всех участников.
  3. Законодательство предоставляет возможность договариваться самостоятельно по многим вопросам.
  4. Государство укрепляет демократическую составляющую социального партнерства за счет создания специальных органов содействия.
  5. Подписание договора требует от сторон соблюдения пунктов, составляемых с учетом норм трудового права и прописанных в законодательстве, а также других правовых актов.
  6. Назначение представителей сторон происходит с помощью собрания работников и составления протокола (делегация профсоюза) или приказа (участники от работодателя). В результате избранные приобретают полномочия для отстаивания интересов.
  7. Выбор обсуждаемых вопросов зависит от участников. Принципом социального партнерства является свобода выбора.
  8. Обязательство сторонами принимаются добровольно, без давления, они должны быть реальны, то есть по силам.
  9. Коллективные договоры требуют неизбежного выполнения. Контроль за этим осуществляют надзорные органы.
  10. При невыполнении обязательств наступает административная ответственность, которая устанавливается при заключении договора.

Функции

Процессы, происходящие в социально-трудовой сфере, обеспечивают стабильность экономики и политики общества и способствуют развитию демократических институтов. Принципы социального партнерства в сфере труда ориентированы на устранение радикального подхода по решению проблем. На это направлена мировая практика и деятельность МОТ (Международной организации труда). Задача заключается в ведении конструктивного диалога с учетом интересов всех участников.

Согласование разнообразных социально-групповых интересов, урегулирование противоречий, конфликтов и их предотвращение посредством методов социального партнерства способствуют миру, развитию экономики и общественного порядку.

История возникновения

Развитие социального партнерства началось с момента появления МОТ. В России данная система закрепилась после появления Указа № 212 от 15.11.1991. На ней базируется разрешение трудовых споров, обсуждение и составление соглашений.

Формы социального партнерства

  1. Коллективные переговоры при составлении общих соглашений.
  2. Составление коллективных договоров.
  3. Взаимные консультации, например при несогласии между профсоюзом и работодателем.
  4. Управление организацией работниками и профсоюзом.
  5. Досудебные разбирательства представителей работников и работодателей.

Примеры действия социального партнерства

Диалог между работодателями и работниками или их представителями относится к двустороннему типу. Интересы работников включают стабильность временного режима и выплат, достойную заработную плату или оптимальное соотношение сложности обязанностей и материального вознаграждения, социально-бытовых льгот. Работодатель стремится получить максимальную прибыль и дивиденды, оптимизировать производство с целью снижения затрат. Нестабильность отношений вызывается игнорированием интересов противоположной стороны. В результате начинаются проблемы: снижение прибыли и инвестиций, сильные колебания условий труда.

В зависимости от вариантов развития негативных явлений применяются различные формы социального партнерства, подробно описанные в Трудовом кодексе (ст. 27). Система действует на уровне организации в двусторонней форме. Если требуется согласование проблемы на государственном уровне, то такой тип называется трехсторонним. Согласовывать проблемы допускается с местными (территориальными, региональными), отраслевыми и/или общенациональными органами.

В России организована комиссия, куда входят представители объединений профсоюзов, работодателей и правительства. Структура выполняет функции урегулирования социально-трудовых отношений. В субъектах государства также существуют возможности организации комиссий разного уровня, функционирующих на основе законов РФ и особых указаний, утвержденных органами местного самоуправления.

Роль государства

Особую роль в регулировании социального партнерства принимает государство:

  1. Контролирует законодательство.
  2. Принимает новые правовые акты.
  3. Определяет особенности организации объединений работников и работодателей.
  4. Устанавливает формы и методы взаимодействия партнеров, правовые рамки их деятельности и законодательный регламент.
  5. Выступает в качестве посредника при решении конфликтных ситуаций.
  6. Является социальным партнером при оформлении коллективных соглашений особого уровня.
  7. Создает условия для создания ассоциаций между работниками и/или работодателями.

Главная задача государства

В основном задача госорганов заключается не в принятии обязательств на себя, а в координации и стимуляции процесса переговоров, поддержания единообразия установленных правил. Достижение компромиссов между сторонами способствует успехам экономического и социального развития.

В каком случае госорганы принимают на себя определенные обязательства кроме правого регулирования? Если выступают в качестве работодателей (в отношении государственных или казенных предприятий). Собственником имущества могут быть местные или государственные органы. Дирекция предприятий выполняет функции управления хозяйством.

Социальное партнерство: принципы, уровни

В Трудовом кодексе (ст. 26) выделяют 5 уровней социального партнерства:

  1. Федеральный (основы урегулирования отношений).
  2. Региональный (порядок регуляции в субъектах).
  3. Отраслевой (управление в конкретной отрасли).
  4. Территориальный (для конкретного населенного пункта или его зоны).
  5. Локальный (в рамках определенной организации).

Действующие принципы социального партнерства должны функционировать в соответствии с законодательством на любом из уровней.

Заключение

Таким образом, если описать формы и принципы социального партнерства, то можно вывести следующие ключевые особенности правильной работы структуры:

  1. Это крепкая идеология партнерства в классах рабочих и собственников, где наемные работники не стремятся разрушить существующий строй, а стимулируют создание новых реформ и соглашений для улучшения своего положения.
  2. Принципы социального партнерства и их система функционируют исключительно в развитой экономике, когда государство не только поддерживает определенный класс, а выполняет политику по учету интересов многих представителей населения. Основным принципом социального партнерства является принцип равноправия сторон.
  3. Необходим интерес сообществ от рабочего класса (партий, профсоюзов) и наличие у них достаточной силы и авторитета, чтобы работодатели и госорганы считались с мнением организаций. Поэтому некоторые специалисты считают уважение и учет интересов сторон основным принципом социального партнерства.
  4. Экономические проблемы, потеря капитала и нестабильность в социуме – основные причины, заставляющие государство и собственников прислушиваться к организациям работников.

«Социальные проблемы» - Острые проблемы медицинских работников, частота упоминаемости в СМИ. Эксперты предложили дополнить перечень проблем: Актуальные вопросы врачей в разрезе социальных групп. Экспресс-опрос экспертов по актуальным проблемам медицинских работников и отрасли в целом. Профессиональный цикл врача. Резюме. Количество публикаций за месяц.

«Социальные проекты» - Оформление идеи. Оборонные. Арманд Хаммер, американский бизнесмен. Исход крупных дел часто зависит от мелочей. Т. Питерс, менеджер. Э. Кроткий, афорист. Получение необходимых ресурсов. Принцип японского менеджмента. Лозунг японских деловых кругов. Выход из безвыходного положения там же, где вход. Строительные.

«Черты барокко» - Киев. 1598 – 1680. Лоренцо Бернини – «гений барокко». Русское барокко. Зимний дворец. Архитектура. Андреевская церковь. Характерные черты архитектуры барокко. Андреевская церковь. 1749 -1759 гг. Подчёркнутая театральность. Главное архитектурное творение – оформление площади Святого Петра в Риме. Выдающиеся творения Растрелли.

«Социальная структура» - Страты. Ч. Колтон. Можно ли считать «новых русских» нуворишами? Как можно преодолеть различия в положении бедных и богатых в нашем обществе? ПОДБЕРИТЕ АССОЦИАЦИИ К ПОНЯТИЮ «МОБИЛЬНОСТЬ». Современное понимание сущности классов. элита; средний класс; рабочий класс; низший класс. 2. Социальная стратификация.

«Социальная политика РФ» - Разработка и реализация приоритетных национальных проектов в социальной сфере. Основополагающие принципы социальной политики государства. Завершение перехода к субсидарной социальной политике. Прожиточный минимум. По длине планового горизонта. Сокращение задолжен- ности по кредитам. Государственные трансферты.

«Черты человека» - Отличительные черты человека умелого. Впервые костные остатки были найдены в гроте Кро Маньон в 1868г. Много общих признаков у человека и с человекообразными обезьянами: Отличительные черты неандертальцев. Человек умелый. Древнейшие люди – прогрессивные австралопитеки, архантропы. Истинное прямохождение Средняя масса мозга человека 1350-1500г.

Социальное партнерство, понятие, принципы, формы его осуществления считаются относительно новыми категориями для России. Однако, несмотря на это, уже были предприняты конструктивные меры, направленные на создание соответствующих институтов. Рассмотрим далее, что собой представляют принципы, формы, партнерства.

Общая характеристика

Социальное партнерство, формы которого получили нормативное закрепление, выступает в качестве наиболее эффективного способа разрешения возникающих конфликтов интересов, вытекающих из объективных отношений нанимателей и работников. Оно предполагает путь конструктивного взаимодействия на основании договоров и соглашений между руководителями предприятий и профсоюзами. Понятие, уровни, формы социального партнерства формируют базу для деятельности МОТ. Эта организация на условиях равноправия объединяет представителей нанимателей, сотрудников и государства в большинстве стран мира. Ключевое значение в повышении эффективности этой структуры имеют консолидация, солидарность и единство действий всех профсоюзов, их органов и членов, расширение сферы распространения коллективных соглашений, усиление ответственности всех участников взаимодействия за реализацию принятых на себя обязательств, а также совершенствование нормативного обеспечения.

Понятие и формы социального партнерства

В литературе приводится несколько определений рассматриваемого института. Однако одной из наиболее полных и точных считается следующая трактовка. Социальное партнерство представляет собой цивилизованную форму общественных отношений в сфере труда, посредством которой обеспечивается согласование и защита интересов нанимателей (предпринимателей), работников, госорганов, структур местной власти. Это достигается путем заключения соглашений, договоров, выражения стремления к достижению компромисса по ключевым направлениям экономического и политического развития в стране. Формами социального партнерства являются средства, за счет которых осуществляется взаимодействие гражданского общества и государства. Они образуют структуру отношений институтов и субъектов по вопросам статуса, содержания, типов и условий деятельности разных профессиональных групп, слоев и общностей.

Объекты

Выделяя формы и принципы социального партнерства, специалисты изучают реальное общественно-экономическое положение разных профессиональных слоев, общностей и групп, качество их жизни, возможные и гарантированные способы извлечения дохода. Немаловажное значение имеет и распределение национального богатства в соответствии с производительностью деятельности - и осуществляемой в текущее время, и проведенной ранее. Все эти категории представляют собой объекты соцпартнерства. Оно связано с образованием и воспроизводством общественно допустимой и мотивированной Ее существование обуславливается разделением труда, различиями в роли и месте отдельных групп в общем производстве.

Субъекты

Основные принципы и формы социального партнерства существуют в тесной привязке к участникам отношений. К субъектам со стороны работников следует отнести:

  1. Профсоюзы, которые постепенно теряют свое влияние и не заняли нового места в хозяйственной сфере.
  2. Они возникают из независимого движения рабочих и не связаны с образованными ранее профсоюзами ни традициями, ни происхождением.
  3. Полугосударственные образования. Они выполняют роль общественных отделов администрации на различных уровнях.
  4. Многофункциональные движения, включающие наемных работников, рыночно-демократической направленности.

Со стороны нанимателей в социальном партнерстве участвуют:

  1. Руководящие органы госпредприятий. В процессе приватизации, коммерциализации, акционирования они приобретают все большую независимость и самостоятельность.
  2. Управляющие и собственники частных компаний. Они с самого начала образования действуют автономно от госструктур.
  3. Общественно-политические движения предпринимателей, руководителей, промышленников.

Со стороны государства субъектами социального партнерства выступают:

  1. Общеполитические и социальные органы управления. Они не вовлечены непосредственно в производство и не имеют прямой связи с работниками, нанимателями. Соответственно, они не оказывают существенного влияния на отношения в сфере производства.
  2. Хозяйственные ведомства и министерства. Они не несут непосредственной ответственности за производственный процесс, однако располагают сведениями о реальной ситуации на предприятиях.
  3. Госорганы, осуществляющие на макроуровне.

Проблемы образования института

Понятие, уровни, формы социального партнерства, как выше было указано, закрепляются юридическими актами. Стоит отметить, что становление всего института представляет собой довольно сложный и продолжительный процесс. Многие страны в течение не одного десятилетия двигались к образованию системы соцпартнерства как одного из ключевых компонентов трудового права. Что касается России, то процесс образования института был осложнен двумя обстоятельствами. В первую очередь в стране не было опыта по использованию системы в социалистический период. Соответственно, отсутствовало нормативное закрепление в ТК, поскольку коммунистическая идеология отрицала необходимость применения ее в управлении. Немаловажное значение имели высокие темпы разрушения существовавшей ранее парадигмы, интенсивность либерализации общественно-производственных отношений. Эти факторы привели к снижению роли государства в сфере труда и, соответственно, ослаблению защищенности граждан. В настоящее время сложно найти субъекта, который сомневался бы в значимости социального партнерства как самого эффективного метода достижения общественного мира, поддержания баланса интересов нанимателей и работников, обеспечения стабильного развития всей страны в целом.

Роль государства

В мировой практике развития форм социального партнерства особое место отводится власти. В первую очередь именно государство обладает полномочиями на принятие законов и других нормативных актов, фиксирующих правила и процедуры, устанавливающих юридический статус субъектов. Вместе с этим власть должна являться посредником и гарантом в ходе разрешения разнообразных конфликтов между участниками отношений. Госорганы, кроме того, принимают на себя функцию распространения самых эффективных форм соцпартнерства. Между тем значение государственной и местной власти не должно ограничиваться исключительно одним убеждением нанимателей брать на себя действительные обязательства, связанные с собственностью имущества, находящиеся в русле общественно-экономических задач и целей госполитики и не ущемляющие интересы страны. Власть при этом не может отходить от реализации контрольных функций. Надзор за осуществлением цивилизованного соцпартнерства на демократической основе должен осуществляться уполномоченными госорганами.

Ключевые положения системы

Государство принимает на себя обязательства по разработке законодательных норм. В частности, в ТК закрепляются ключевые принципы соцпартнерства, определяется общая направленность и характер юридического регулирования отношений, которые складываются в хозяйственно-производственной сфере. Рассматриваемый институт базируется на:


Основные формы социального партнерства

Упоминание о них присутствует в ст. 27 ТК. В соответствии с нормой, формами социального партнерства являются:

  1. Коллективные переговоры по вопросам разработки проектов коллективных соглашений/договоров и их заключения.
  2. Участие представителей нанимателей и работников в досудебных разрешениях споров.
  3. Взаимные консультации по проблемам регулирования производственных и других отношений, непосредственно связанных с ними, обеспечения гарантий прав сотрудников и совершенствования отраслевых законодательных норм.
  4. Участие работников и их представителей в управлении предприятием.

Стоит сказать, что до принятия ТК, действовала Концепция становления и развития рассматриваемого института. Она была утверждена специальной трехсторонней комиссией по регулированию производственно-хозяйственных отношений (РТК). В соответствии с ней, участие работников (представителей персонала) в управлении предприятием выступало в качестве ключевой формы социального партнерства в сфере труда.

Досудебное разрешение конфликтов

Участие в нем для работников и представителей персонала обладает рядом особенностей. Досудебное разрешение относится исключительно к индивидуальным спорам, поскольку коллективные конфликты в судах не разбираются. При реализации этой формы социального партнерства в сфере труда, действуют правила ст. 382-388 ТК. В этих нормах определяется процедура создания представительства участников отношений. Правила регулирования коллективных конфликтов, кроме этапа забастовки, основываются на принципах соцпартнерства. Эксперты, анализируя ст. 27, приходят к выводу о том, что норма содержит неточность трактовки. В частности, специалисты предлагают изменить определение формы социального партнерства, предусматривающей урегулирование конфликтов, на следующую - участие представителей нанимателей и персонала во внесудебных и досудебных разбирательствах. В этом случае последнее будет указывать на возможность разрешения индивидуальных, а первое - коллективных споров.

Специфика категорий

Нормативно формы социального партнерства впервые закреплены в Законе Ленинградской обл. В нем указанные категории определяются как конкретные виды взаимодействия субъектов для создания и реализации согласованной общественно-экономической и производственно-хозяйственной политики. В пояснениях к ТК формы социального партнерства трактуются как способы осуществления взаимоотношений участников для регулирования рабочих и прочих связей, касающихся их. Присутствуют соответствующие дефиниции и в региональных законах.

Дополнительные категории

При проведении анализа действующих норм, эксперты указывают на возможность дополнить ст. 27. В частности, по мнению специалистов, к формам социального партнерства относятся:


По мнению других экспертов, приведенные выше варианты имеют ряд недостатков. В первую очередь присутствует декларативность некоторых положений, привязка к структурам, которые уполномочены на их реализацию. Вместе с этим, формы социального партнерства, установленные в законодательстве региона, способствуют существенному расширению возможностей участников отношений, в сравнении со ст. 27 ТК. Приведенный в норме как исчерпывающий перечень, таким образом, может быть дополнен и конкретизирован и самим Кодексом, и иными нормативными актами. Соответствующая оговорка присутствует в указанной статье. В частности, в ней сказано, что формы социального партнерства могут устанавливаться законодательством региона, коллективным соглашением/договором, предприятия.

Ст. 26 ТК

Формы и уровни социального партнерства представляют собой ключевые звенья, образующие рассматриваемый институт. В ТК не дается четких определений, однако приводятся перечни, классификации и признаки элементов. Так, в ст. 26 Кодекса указываются федеральный, отраслевой, региональный, территориальный и локальный уровень. Анализируя приведенные категории, многие эксперты указывают на нарушение логики построения перечня. Объясняют свой вывод специалисты тем, что в нем присутствуют категории, разделенные по независимым классификационным признакам.

Территориальный критерий

Соцпартнерство существует на федеральном, муниципальном, региональном и организационном уровнях. Этот перечень представляется неполным. В ст. 26 ТК не упоминается еще один - федерально-окружной уровень. В мае 2000 г. президентом был подписан Указ об образовании округов. В соответствии с этим актом, были назначены представители Главы государства и открыты представительства. В настоящее время во всех федеральных округах подписаны 2-х либо 3-сторонние соглашения. Они необходимы для создания единого округа, обеспечения реализации потребностей населения, прав работоспособных граждан, развития социального партнерства и так далее.

Отраслевой признак

Формы и уровни социального партнерства, существующие на региональном уровне, обеспечиваются нормативной базой, соответствующей особенностям местности, историко-культурным традициям и пр. В законодательствах субъектов РФ, кроме предусмотренных в ст. 26 ТК, устанавливается специальная (целевая) ступень. На этом уровне осуществляется заключение профессиональных отношений.

Заключение

Некоторые эксперты предлагают добавить в ст. 26 ТК международный и корпоративный уровень. Однако включение последнего представляется на сегодняшний день несколько преждевременным. Если говорить о корпоративном уровне, то его добавление в существующий перечень в настоящее время нецелесообразно. Это обуславливается непосредственно характером этой ступени. На этом уровне объединяются организационный, отраслевой, территориальный и международный признаки социального партнерства. При этом последний реализуется преимущественно в соответствии с положениями договоров, заключенных РФ с другими странами с учетом коллизионных норм трудового права. Для прояснения ситуации эксперты предлагают изменить трактовку ст. 26. По их мнению, в статье необходимо указать, что территориальный уровень - часть РФ, определенная в соответствии с нормативными актами (Конституцией, уставами МО и предприятий, правительственных постановлений и пр.). Функционирование института осуществляется в целом по стране, в округах, регионах, в муниципалитетах и непосредственно на предприятиях.