Первые концлагеря. Талергоф и Терезин. Забытый геноцид русинов (18 фото)

Некоторые сумасбродные горе-политики приписывают изобретение концлагерей советскому государству, но это совсем не так. Хотелось бы напомнить о том, что более ста лет назад начал работу первый европейский концентрационный лагерь и фактически первый в истории лагерь смерти - Талергоф. Для нас этот факт имеет особое значение, так как этот лагерь был создан именно для русских. Его главной целью был геноцид русского населения с целью проведения украинизации ряда областей Западной Руси, принадлежавших на то время Австро-Венгерской империи.

Талергоф (нем. Interniertenlager Thalerhof) — концентрационный лагерь, созданный властями Австро-Венгерской империи 4 сентября 1914 года, в первые дни Первой мировой войны. Лагерь находился у подножья Альп возле Граца, главного города провинции Штирия. Это был один из первых концентрационных лагерей в мировой истории XX века, первый в Европе. Сюда были депортированы жители Галиции и Буковины, симпатизирующие или предположительно симпатизирующие России, высланные из Галиции по заявлениям поляков и украинофилов. Именно в Талергофе 100 лет назад готовилось то, что сейчас происходит на Украине - это противостояние русских людей, одни из которых считают себя русскими, а другие перестали считать себя таковыми.

С 1772 г. по 1848 г. австрийское правительство признавало единство галичан с остальным русским миром. Их официально называли Russen - то есть русскими или русинами. С 1848 года польская аристократия стала проводить активную политику полонизации и окатоличивания коренного русского населения.

В 1848 г. по инициативе губернатора Галиции графа Стадиона русское население стало именоваться Ruthenen - рутенами. За этим последовала пропагандистская кампания, направленная на искусственное противопоставление русских и рутенов, которые якобы являются отдельными народами. В 60-х годах поляки попытались навязать русскому населению Галиции латинскую азбуку вместо кириллицы, чтобы тем самым вывести его за рамки русской цивилизации. Это повлекло за собою массовые протесты русского населения, поэтому центральные власти империи отказались от политики своих польских "наместников" в Галиции.

В 1890 г. произошел так называемый "Великий перелом". Галицкие сепаратисты заключили пакт с властями Австро-Венгрии на следующих принципах: верность Ватикану, верность Австрии, союз с поляками.

Начиная с 1890 г. вводится новое правописание, в соответствии с которым из русской азбуки было удалено три буквы и добавлено две новые. "Реформаторы" именуют галичан "украино-русским" а затем и просто "украинским" населением, а термин Малая Россия заменяется "Украиной" . Своего апогея такая политика достигает в 1912 году - австрийское правительство впервые официально называет русских галичан "украинцами". Об этом было заявлено в Акте императора Австро-Венгрии Франца Иосифа о будущем открытии "украинского университета".

Тем не менее, подавляющее большинство жителей Галицкой Руси не приемлет новых правил и по-прежнему называет себя русскими или русинами, а свой язык, представляющий собою галицко-русское наречие - русским. В ответ партия "украинствующих" объявляет всех инакомыслящих "москалями" и "агентами Москвы" , которые якобы получают за свой протест "царские рубли". Об этом пишется в доносах местным властям, а те, в свою очередь, устанавливают слежку за выступающими против насильственной "украинизации" и начинают кампанию репрессий против всех инакомыслящих.

По мере приближения к началу Первой мировой войны обвинения галицко-русского населения в шпионаже в пользу Москвы усиливаются. К началу войны австрийские власти на основании доносов "національно свідомих галичан-українців" арестовывают почти всю русскую интеллигенцию Галиции и тысячи крестьян. Доносы пишутся по "благословению" ставленников Шептицкого - униатских "попиков" и их "паствы".

К государственной измене приравнивается обучение русскому литературному языку и чтение газет из России, идет искоренение русского языка во всех учебных, благотворительных и просветительных учреждениях. Были случаи, когда при переводе арестованных они становились жертвами разъяренной толпы. В 1913 г. в Перемышле сами конвойные при переводе зарубили шашками 50 арестантов!

Самым страшным местом геноцида русского народа Галицкой Руси стал созданный сразу же после начала войны в 1914 г. концлагерь Талергоф. Это был первый концлагерь в Европе. Через его застенки прошло несколько десятков тысяч русских галичан.

Первая партия заключённых поступила в Талергоф 4 сентября 1914 г., на следующий день после занятия русскими войсками Львова. Вскоре появился ещё один лагерь для русофилов - в городе Терезин в северной Богемии. Он размещался в относительно лучших условиях - в крепости. Многие заключённые Терезина потом направлялись в Талергоф, где до зимы 1915 г. даже не было бараков - заключённые спали на открытой земле.

В 1928 г. во Львове вышла книга бывшего узника этого лагеря смерти Василия Ваврика "Терезин и Талергоф" . Далее выдержки из этой книги, в которых описаны зверства, творимые властями Австро-Венгрии, Германии и их подручными "украинцами" над русским народом Галиции.

"Самым тяжелым ударом по душе Карпатской Руси был, без сомнения, Талергоф, возникший в первые дни войны 1914 г. в песчаной долине у подножия Альп возле Граца, главного города Стирии. Это был лютейший застенок из всех австрийских тюрем в Габсбургской империи...

Первую партию русских галичан пригнали в Талергоф солдаты грацкого полка 4 сентября 1914 г. Штыками и прикладами они уложили народ на сырую землю. Голое, чистое поле зашевелилось, как большой муравейник, и от массы серомашных людей всякого возраста и сословия не видно было земли...

За Талергофом утвердилась раз и навсегда кличка немецкой преисподней. И в самом деле, там творились такие события, на какие не была способна людская фантазия, забегающая по ту сторону света в ад грешников. До зимы 1915 г. в Талергофе не было бараков. Сбитый в одну кучу, народ лежал на сырой земле под открытым небом, выставленный на холод, мрак, дождь и мороз.

Счастливы были те, которые имели над собою полотно, а под собою клапоть соломы. Священник Иоанн Мащак под датой 11 декабря 1914 г. отметил, что 11 человек просто загрызли вши. Смерть в Талергофе редко бывала естественной: там ее прививали ядом заразных болезней. По Талергофу триумфально прогуливалась насильственная смерть. ... Для запугивания людей, в доказательство своей силы тюремные власти тут и там по всей талергофской площади поставили столбы, на которых довольно часто висели в невысказанных мучениях и без того люто потрепанные мученики. На этих столбах происходило славное немецкое "анбинден", то есть подвешивание (как правило, за одну ногу).

Кроме мук на столбе были еще железные путы "шпанген", просто говоря - кандалы, из-под которых кровь капала. Большую книгу можно бы написать об язвительных пакостях немцев. Феофил Курилло рисует такую картину: тридцать изнуренных и высохших скелетов силятся тянуть наполненный мусором воз. Солдат держит в левой руке штык, а в правой - палку и подгоняет ими "ленивых". Люди тянут воз за дышло и веревками и еле-еле продвигаются, ибо сил у них не хватает.

Через талергофское чистилище и горнило перешло не менее 20 тыс. русских галичан и буковинцев. Администрация Талергофа считала только живых, на умерших не обращала внимания и не считало.

В талергофский лагерь постоянно приходили новые партии, и с каждым движением русской армии их было все больше и больше. Не было в русском Прикарпатье села и семьи без потерпевших. Мало того! Не редким явлением в 1914-1915 гг. были массовые аресты целых селений. Кажется, что 30 тыс. будет неполной цифрой всех жертв в пределах одной Галицкой Руси.

Украинские "сiчовики" набросились в Лавочном в Карпатах с прикладами и штыками на транспорт арестованных, чтобы переколотить ненавистных им "кацапов", хотя там не было ни одного великоросса, а все были галичане, такие же, как и "сiчовики". К сожалению, эти стрелки, прославляемые украинскими газетами как народные герои, избивали родной народ до крови, отдавали его на истребление немцам, сами делали самосуд над родными.

За Русь на виселицы, на расстрелы, на издевательства и муки в Терезине, Талергофе, Вене и других тюрьмах и концлагерях Астро-Венгрии шли тысячи за тысячами и страдали, и умирали за русскую веру своих предков, за русскую церковь, за русскую икону, за русское слово, за русскую песню, за русскую душу, за русское сердце, за русскую волю, за русскую землю, за русскую честь и совесть" .

Всего через Талергоф с 4 сентября 1914 г. до 10 мая 1917 г. прошло по самым минимальным оценкам более 20 тысяч человек, при этом несколько тысяч в нём умерло. Заключённые постоянно подвергались избиениям и пыткам, регулярно производились казни. В лагере был изобретён и ряд новых видов казней (как, например, своеобразное подвешивание на столбах), которые потом нередко применялись в подобных учреждениях и в ходе следующей мировой войны. В условиях жуткой антисанитарии люди массово погибали от болезней. Зимой 1914-1915 гг. случилась эпидемия сыпного тифа. Создание условий для гибели заключённых от инфекций уже вскоре оказалось характерно и для польских концлагерей для пленных красноармейцев, но опыт Талергофа был первым.

Талергофский лагерь был закрыт 10 мая 1917 г. уже при новом императоре. Карл I написал в своём рескрипте, что содержавшиеся в нём не были виновны, но были арестованы именно для того, чтобы не стать виновными. В результате всей этой геноцидной кампании доля восточных славян, проживавших в одном только Львове, сократилась в два раза, а украинское движение, разжигавшее ненависть ко всему русскому, превратилось из весьма немногочисленного в преобладающее.

Галицкая Русь на протяжении многих веков была форпостом идеологии русского национального единства на западнорусских землях. Однако в результате геноцида, предательства части православного епископата и западнорусской аристократии этот форпост был уничтожен. Сегодня укро-нацисты всех мастей провозглашают Галицию бастионом "украинства" и "самостийности". Давайте не будем забывать, откуда берёт начало их злоба и ненависть к русским, кто её насадил и вырастил сто лет назад. Именно отсюда происходит та взрывчатка, которой была начинена "атомная бомба, заложенная в основание СССР".

Термин «концентрационные лагеря» в массовом сознании вызывает ассоциации либо со Сталиным, либо с Гитлером. Как и вообще упоминания о геноциде в ХХ веке. Однако о том, с чего всё начиналось, почти никогда не вспоминают. А начиналось, если не брать , с геноцида русских людей – вернее, карпатских русин на территории Галиции, входившей в состав Австро-Венгерской империи. Надо иметь в виду, что геноцид осуществлялся по прямому указанию Ватикана .

Русины – прямые и наиболее чистые потомки древнейшей Руси . На самом деле «русин» и «русский» – одно и то же. «Русины» упоминаются в «Русской Правде». Так называлось население Руси и Киевской, и Новгородской, в дальнейшем и Московской, и Литовской. В XVI-XVII вв. это по преимуществу самоназвание всего народа Западной Руси – нынешней Украины. Оно сохранялось в значительной степени и в следующие столетия. В XVIII-XIX вв. значительная часть карпатских русин проживала в пределах Австро-Венгерской империи. Во второй половине XIX в. начинается русинское возрождение, которое воспринималось самими русинами, как возврат к принадлежности к единому русскому народу «от Карпат до Камчатки», а также от унии к Православию. Слово «украинец» означало тогда «антирусское меньшинство» (см. Н.М. Пашаева «Очерки истории Русского Движения в Галичине 19-20 веков»).

Накануне Первой мировой войны закрывают большинство русинских организаций в Галиции. В 1913 г. в Угорской Руси начинается Мармарош-Сигетский процесс, на котором 32 обвиняемых приговорили в общей сложности к 39,5 годам заключения за переход в Православие. Во Львове перед самой войной прошёл нашумевший процесс против двух православных священников Игнатия Гудимы и Максима Сандовича, С.Ю. Бендасюка и студента В.А. Колдры, которые два с половиной года просидели в тюрьме без предъявления обвинений и затем были оправданы.

В 1914 г. уже «хватали всех сплошь, без разбора . Кто лишь признавал себя русским и русское имя носил. У кого была найдена русская газета или книга, икона или открытка из России. Хватали кого попало. Интеллигентов и крестьян, мужчин и женщин, стариков и детей, здоровых и больных. И, в первую голову, конечно, ненавистных им русских «попов»… Тысячи безвинных жертв, море мученической крови и сиротских слёз…» (Ю. Яворский из работы «Террор в Галичине в первый период войны 1914-1915 годов»).

Начинается геноцид . Расправы осуществлялись на месте, без суда и следствия . Так 15 сентября 1914 г. венгерские гонведы убили сорок четыре гражданских лица в Перемышле. В 1915 и 1916-1917 гг. в Вене прошло два политических процесса, на которых обвинялась сама идея единства русского народа и русского литературного языка. Большинство обвиняемых было приговорено к смертной казни, которую заменили на пожизненное заключение. В одном Львове оказалось около 2000 узников. Именно тогда создаются первые в Европе концентрационные лагеря: Талергоф в Штирии, Терезин в Северной Чехии и др. При этом , по свидетельству узника Талергофа и Терезина Василия Ваврика («Терезин и Талергоф». Львов, 1928), «был лютейший застенок из всех австрийских тюрем ».

Первую партию туда пригнали 4 сентября 1914 года. Лагерь представлял собой участок невозделанного поля в виде длинного четырёхугольника в пяти километрах от железной дороги. На первых порах его отделили деревянными кольями и колючей проволокой. Со временем лагерь расширился. В официальном рапорте фельдмаршала Шлеера от 9 ноября 1914 года сообщалось, что в Талергофе в то время находилось 5700 «русофилов». До зимы 1915 г. не было бараков. Люди лежали на земле под открытым небом в дождь и мороз.

В. Ваврик рассказывает: «Смерть в Талергофе редко бывала естественной: там её прививали ядом заразных . О каком-нибудь лечении погибавших речи не было… Для запугивания людей, в доказательство своей силы тюремные власти тут и там по всей талергофской площади поставили столбы, на которых довольно часто висели в невысказанных мучениях и без того люто потрёпанные мученики… Талергофскими невольниками в жаркое лето и в морозную зиму, избивая их прикладами, выправляли свои дороги, выравнивали ямы, пахали поле, чистили отхожие места. Ничего им за это не платили, а вдобавок ругали их русскими свиньями» . При этом, добавляет Ваврик, «всё-таки пакости немцев не могут равняться с издевательствами своих людей. Бездушный немец не мог так глубоко влезть своими железными сапогами в душу славянина-русина, как этот же русин, назвавший себя украинцем» .

Всего через с 4 сентября 1914 года до 10 мая 1917 года прошло не менее 20 тысяч русских людей , только в первые полтора года погибло около 3 тысяч заключённых. Лагерь был закрыт в мае 1917 года по распоряжению последнего императора Австро-Венгрии Карла I, который в своём рескрипте от 7 мая 1917 г. написал: «Все арестованные русские невиновны, но были арестованы, чтобы не стать ими» .

10:00 15.04.2008

ВКонтакте Facebook Одноклассники

Несмотря на всю ее жестокость, Первая мировая война в представлении большинства европейцев считается последней страницей в истории рыцарского поведения воюющих сторон. До известной

Несмотря на всю ее жестокость, Первая мировая война в представлении большинства европейцев считается последней страницей в истории рыцарского поведения воюющих сторон. До известной степени это действительно так. Но только до известной степени. Рыцарское отношение к побежденному врагу и к врагу-победителю не было редкостью. Без относительно того, какие эмблемы несли они на своих крыльях, неизменно придерживались неписанного кодекса чести первые в истории человечества воздушные бойцы. Далеко не все немецкие подводники без предупреждения топили санитарные транспорты и пассажирские пароходы. В отличие от эпохи Адольфа Гитлера, даже русские пленные в весьма небогатой продовольствием Германии не обрекались на голодную смерть. Но есть в военной летописи Германской империи некая страница, содержание которой не подлежало огласке во время войны. В силу идеологических обстоятельств она не получила огласки по завершении боевых действий. Это история первых в истории человечества лагерей смерти – австрийских концентрационных лагерей Талергоф и Терезин.

Ширяев Михаил Николаевич, аналитик: Считается, что западная историческая наука, в отличие от ее советского аналога, творится в отсутствие тяжелого идеологического гнета. Но в эпоху далеко не шуточных идеологических войн не бывает сторон, свободных от идеологической нагрузки. Именно поэтому не только в Советском Союзе, но и в так называемом свободном мире некоторые эпизоды истории становятся известными. О них много говорят и пишут. Ученые посвящают им свои труды, режиссеры снимают о них фильмы, журналисты делают передачи. Но есть немало белых пятен, есть целые эпохи, о которых по тем или иным причинам стараются не вспоминать и не говорить.

Да, на слуху у нас события 1937 года, но мало кто слышал о геноциде русского народа, имевшем место в период гражданской войны и в 20-е годы 20-го века. Мы много знаем о ГУЛАГе и о немецких концлагерях. А вот о первых в истории человечества концентрационных лагерях Талергоф и Терезин, в которых власти Австро-Венгрии уничтожали русское население Буковины, Галиции и Угорской Руси, широким слоям общественности не известно ничего. Людей в этих лагерях уничтожали только за то, что они не желали писаться украинцами и переходить под опеку Ватикана.

Смирнов Николай Михайлович, военный эксперт: Во время Первой мировой войны, прямо перед ее началом, в Австро-Венгрии были уничтожены десятки тысяч русских людей. Это была этническая чистка, проведенная австрийскими властями при содействии местных польских администраций и при полном одобрении со стороны Германии. Тысячи людей были расстреляны, повешены, заколоты штыками и уморены голодом. Десятки тысяч перемещены в концлагеря Талергоф и Терезин. Сотни тысяч стали беженцами. Почему же произошла эта трагедия? Что стало ее причиной и от чего мы никогда не слышали об этих страшных событиях ни в школе, ни в институте, ни по телевидению?

Прикарпатские земли со времен Киевской Руси всегда были частью большого и единого русского мира. Еще при князе Владимире его западные княжества назывались Червонной Русью. После бури, пришедшей с востока, эти русские территории попали под власть поляков и венгров. Галицкая Русь стала провинцией Польского королевства. А Русь Угорская вошла в состав Венгерского государства. Положение русских людей под властью чужеземцев было непростым.

Симаков Николай Кузьмич, специалист по истории церкви, профессор Международной славянской академии наук: Есть очень страшный, мрачный период, который связан с заключением так называемой Брестской Унии. В самом конце 16-го века Речь Посполитая, католические власти польско-католического государства, которая тогда называлась Речь Посполитая, они при участии иезуитов и по благословению римского папы навязывают населению православной южной Руси так называемую Унию. Уния предполагала прежде всего отказ от православной веры, Православной церкви. Она предполагала сохранить внешнюю обрядовую сторону православия при полном подчинении римско-католической церкви. И подчинению Польше, т. е. ополячиванию населения и окаталичиванию населения. Она имела двойной гнет и двойную тяжесть. Все это в конечном итоге привело к страшной катастрофе, потому что на протяжении столетий православное, русское население не то что страдало, а просто находилось под страшным гонением. Храмы православные были закрыты, православное священство полностью изгонялось, епископов православных преследовали как государственных преступников. Все это считалось холопской верой. Вера, которая была фактически после Брестской Унии запрещена. Были гонения, напоминающие гонения в Римской империи ранних христиан. Достаточно сказать, что запрещались крещения, запрещалось православным, запрещалось их отпевать, запрещалось причащать даже тяжело больных. Этого делать было нельзя. Православных хоронили без отпевания, за городом, и, несмотря на многочисленные протесты, которые выражались и на польских сеймах, ничего не менялось. Православные считались людьми не то что второго сорта, а просто государственными преступниками, которых следовало бы уничтожать.

Последующая судьба Прикарпатской Руси в силу недальновидности дипломатии Екатерины II, оказалась связана с Австрией, которой отошла Галичина по первому разделу Польши 1772 года. Буковина перешла под управление Венского кабинета в 1774 году. Угорская Русь досталась Австрии еще раньше как составная часть Венгрии после разгрома Венгерского государства турками. После вхождения в состав Австро-Венгрии поначалу положение русских улучшилось, поскольку австрийские власти были вынуждены в силу многонационального состава империи строить свою политику на межэтнических противоречиях. Австрияки решили использовать русских против поляков. Были открыты Львовская семинария и Львовский университет с преподаванием на русском языке. Но период русского возрождения длился недолго. Из-за осложнения отношений между Веной и Петербургом русское население попало под подозрение. Власти Австро-Венгрии очень боялись, что русские люди, жившие на своей исконно русской земле Прикарпатья, воссоединятся с набирающей мощь Российской империей.

«Кто не испугается того, что русский генерал Тутолмин поясняет в своем универсале 1795 года по поводу занятия Холма, Белза и Луцка, что эти города были когда-то составной частью древнего русского государства. А что было бы, если бы русскому кабинету вздумалось утверждать, что Галиция есть собственно русская провинция?»

Из работы немецкого историка Энгеля

Болгарчук Лидия Андреевна, журналист: При этом следует отметить, что русские, жившие на своих родных землях под австро-венгро-польским владычеством, действительно никогда не оставляли надежды на воссоединение с Россией.

«Несмотря на долгие годы неволи, религиозной экспансии и национального угнетения русские Прикарпатской Руси старались сохранить свою этническую самоидентификацию, свою природную русскость».

В 19-м веке в Австро-Венгрии активизировалось Движение русского возрождения. Его лидеры боролись за право русского народа говорить и писать на русском языке. Австрийская администрация и поляки, напротив, старались навязать русским латинский алфавит и пресловутую кулешовку.

«Борьба велась вокруг русского литературного языка. Так называемая старорусская партия стремилась приблизить галицко-русские наречия к русскому литературному языку. А украинофильская хотела сблизить народный язык с польским».

Из статьи М.Смолина «Украинская «Русь подъяремная». «Русская Галиция и «мазепинство»

Симаков Николай Кузьмич, специалист по истории церкви, профессор Международной славянской академии наук: Австрийские власти изо всех сил пытались насаждать украинский сепаратизм. Русским людям вбивалась в голову мысль, что они не русские, а украинцы. И что Россия и русские им, украинцам, враги. Так что борьба шла не за язык, а за национальное самосознание.

«Анализ наследия деятелей русского движения говорит, что спор о языке был лишь маленькой вершиной огромного айсберга. Главным был вопрос – единая Русь «от Карпат до Камчатки» или Украина, враждебная «Московии».

Поляки и австрийцы, старавшиеся изо всех сил заставить русских людей считать себя украинцами, решили навязать вместо русского языка некий искусственный язык и искусственную письменность. Изобретателем этого фонетического правописания был Кулиш, но даже он возмутился действиям австрийских властей.

«Вам известно, что правописание, прозванное у вас в Галичине «кулешовкою», изобретено мною? С целью облегчить науку грамоты для людей, которым некогда долго учиться, я придумал упрощенное правописание, но из него теперь делают политическое знамя. Полякам приятно, что не все русские пишут одинаково. Видя это знамя в неприятельских руках, я первый на него ударю и отрекусь от своего правописания во имя русского единства».

Из письма П.Кулиша Я.Ф.Головацкому

Ширяев Михаил Николаевич, аналитик: В связи с активизацией русских в Австро-Венгрии в конце 19 века началась настоящая травля всего русского. Австрийские власти передали образование в русских школах в руки польских местных администраций. Была налажена система, когда лучшие места в Галиции можно было занять, только признав себя не русским, а украинцем. С 1878 года после Берлинского конгресса, когда Австрия и Германия заключили тайный союз против России, австрийские власти принялись искоренять в своих восточных областях русскую опасность.

«Из Вены во Львов, в помощь наместнику Голуховскому прислали немца Лебля с экзеционно-диктаторскими полномочиями. Вскоре арестованы были редакторы всех русских газет во Львове и тысячи крестьян и чиновников по всей Галиции. Митрополит Иосиф и многие русские деятели были изгнаны, другие лишены должностей. Митрополия, школы, монастыри оказались в руках иезуитов и украинофилов.»

Из газеты «Русская Воля», Тернополь, 1911 год

Настоящий антирусский террор начался в 1912 году. Осенью на Балканах началась кровопролитная война. Греки, сербы и болгары сражались против Турции. Обеспокоенные православным возрождением, австровенгерские власти начали повальные аресты среди русских галичан и буковинцев. Венским кабинетом было активизировано создание так называемого украинского движения и украинской нации. Украинский народ был сформирован поляками, венграми и австрийцами из русского населения путем навязывания православным людям католичества и нового искусственного языка. Точно такой же эксперимент удался с омусульманиванием сербов в Боснии. Ведь и сербы православные, и сербы-босняки, т. е. сербы, принявшие ислам, - это люди одной и той же крови и одного языка. Но приняв мусульманство, часть боснийских сербов стала враждебна православию и большой Сербии. Так же и украинцы-униаты. Это те же русские люди, что и живущие в Москве или Петербурге. Однако приняв унию и новую письменность, русские Прикарпатской Руси стали врагами России, русских и православия. Так, в 1912 году, с началом Балканской войны, один из лидеров украинского сепаратистского движения Смаль-Стоцкий, будучи депутатом австрийского рейхстага, говоря о русском движении в Галиции, сказал:

«Это движение является армией России на границах Австро-Венгрии, армией, уже мобилизованной».

Болгарчук Лидия Андреевна, журналист: С началом Первой мировой войны в Прикарпатской Руси начался геноцид православного русского народа. Геноцид этот был санкционирован Берлином и Веной при полном духовном одобрении со стороны Ватикана. Геноцид осуществлялся австрийскими властями и польской местной администрацией, а также венгерскими и украинскими националистами.

«Талергофская трагедия была трагедией всего русского движения и всего народа Галичины. Масштабы этой трагедии многих тысяч семей были бы несравненно более скромными, если бы не предательская роль украинофилов, которые были Пятой колонной Галицкого национального движения, помощниками австрийской администрации и военщины».

Н.М.Пашаева. «Очерки истории русского движения в Галичине 19-20 веков»

Началось все с повсеместного разгрома русских организаций, учреждений и обществ, вплоть до кооперативных предприятий, церквей и детских приютов. А потом пошли аресты и казни.

«Хватали всех сплошь, без разбора, кто лишь признавал себя русским и русское имя носил. У кого была найдена русская газета или книга, икона или открытка из России. Хватали кого попало: интеллигентов и крестьян, мужчин и женщин, стариков и детей, здоровых и больных. И в первую голову, конечно, ненавистных им русских попов, доблестных пастырей народа, соль Галицко-русской земли. Хватали, надругались, гнали. Таскали по этапам и тюрьмам, морили голодом и жаждой, томили в кандалах и веревках, избивали, мучили, терзали до потери чувств, до крови. И, наконец, казни и расстрелы, без счета, без края и конца. Тысячи безвинных жертв, море мученической крови и сиротских слез».

Ю.Яворский, из работы «Террор в Галичине в первый период войны 1914-1915 годов»

Смирнов Николай Михайлович, военный эксперт: Страшная волна военного и административного австро-мандьяро-польского террора, прошедшая над русским населением в Галиции и Буковины и Угорской Руси, была настолько свирепа, что многие свидетели тех жутких преступлений считали, что судьба узников концлагерей Талергофа и Терезина, куда сгоняли русских со всей Австро-Венгрии, была легче. Десятки тысяч людей были попросту зверски замучены.

Так боялись европейцы русских, так страшились в Берлине и в Вене, да и в Лондоне и в Нью-Йорке того, что если Россия победит в Первой мировой войне все Балканы, а также вся Прикарпатская Русь, да и, скорее всего, территории современных Венгрии, Словакии и Чехии, наряду с Константинополем и проливами стали бы русскими провинциями. И не прошел бы тогда никакой малоросский сепаратизм, называемый ныне украинством. Именно из-за страха перед тем, что Россия вернет себе исконно русские земли Киевской Руси, так зверствовали австрийцы, венгры и поляки.

«Меры против русофильской пропаганды всем господам старостам и директорам полиции во Львове и Кракове. Также против всяких русофильских выступлений и публичных манифестаций, или на собраниях, или в печати, или иным каким-либо образом следует беспощадно выступить, прибегая к самому широкому применению средств экзекуции, и с виновниками поступать без всякого снисхождения».

Подобные распоряжения властей выполнялись полицией, военными, а также польскими, венгерскими и украинскими националистами с большим рвением и безумной жестокостью.

«Отступая к Перемышлю австрийские войска арестовали по пути 48 местных русских жителей. В Перемышле несчастных встретили ехавшие верхом мадьяры. Началось уже настоящее, зверское избиение арестованных. Били мадьяры, пехотинцы и мазепинцы. Улица огласилась стонами и криками. «Не бить, а расстреливать!» - раздался резкий и пронзительный голос майора. Тогда девушка, дочь священника, пала на колени перед распятием, находившимся в нише дома, и, подняв к нему руки, воскликнула: «Мать Божия, спаси нас!» Тут к несчастной девушке подскочил солдат мадьяр и сильно ударил ее по голове ручкой револьвера, а затем выстрелил ей в лоб. Началась стрельба, стоны, крики, ружейные выстрелы. Все смешалось вместе в какой-то дикий, кошмарный хаос».

Из газеты «Прикарпатская Русь», 1916 год

Болгарчук Лидия Андреевна, журналист: Тех, кого не убивали на месте, сгоняли в концлагеря Талергоф и Терезин. Это были первые в истории человечества концентрационные лагеря, куда людей помещали по национальному и религиозному признаку. Здесь была опробована политика массовых убийств мирного населения. Людей убивали только за то, что они русские и православные, за то, что они жили на своей собственной земле, которая приглянулась австрийским и польским властям.

«После несколькодневной волокиты по галицким тюрьмам мы очутились в Талергофе. Караулили нас солдаты 27-го полка. Обращение их было куда жесточее обращения львовских тюремщиков. За малейшую оплошность кололи насмерть. Ежедневно утром лежало под бараками по несколько окровавленных трупов. Как пища подавалась мутная, теплая вода. Изголодавшиеся заключенные за неимением посуды получали ее кто в шапки, кто в шляпы. Помню, как однажды заколол солдат одного крестьянина во время раздачи обеда. Иной раз я был свидетелем подобного случая, разыгравшегося под бараком. Солдат нанес закутанному в цепи политическому 13 колотых ран».

Из воспоминаний талергофского узника Александра Маковского

«В Талергофе очутились мы 4 сентября. Караулившие арестованных солдаты 27-го грацкого полка срывали пуговицы и кокарды с чиновников, находившихся среди арестованных. Я отделался несколькими молниеносными ударами в лицо, полученными от тех же солдат. В тот же день закололи солдаты троих крестьян, не знавших немецкого языка, за неисполнение приказаний. И тут же зарыли их в общую яму».

Из воспоминаний талергофского узника И.С.Гашовского

Талергоф и Терезин были не только первыми концентрационными лагерями, в которых уничтожалось мирное население. Но именно в Талергофе так же впервые в мире австрийцы устроили отдельные детские и женские лагеря. Особенно жестоко издевались в концлагере над женщинами, всячески унижая их достоинство.

«Немного в стороне от нашего эшелона было назначено место для естественных потребностей. Женщины собирались туда по несколько человек вместе, чтобы таким образом хоть отчасти за отсутствием огражденного прикрытия удовлетворить чувство стыдливости. В таких случаях солдаты всячески изводили женщин, они умышленно сопровождали женщин и, окружив их со всех сторон, позволяли себе не поддающиеся печатанию выходки. Некому было пожаловаться, ибо начальник стражи, капитан немец, был хуже своих подчиненных».

Из воспоминаний Талергофского узника И.С.Гашовского

Болгарчук Лидия Андреевна, журналист: Одновременно с вышеозначенными зверствами в Вене были организованы судебные процессы над лидерами Русского движения. Процессы велись военным дивизионным судом. Лидера Русского возрождения Дмитрия Андреевича Маркова и его сподвижников суд Австро-Венгерской империи приговорил к смертной казни. Приговоренных спас государь император Николай II, который через испанского короля Альфонса Тринадцатого смог добиться замены смертной казни на тюремное заключение.

Следует сказать, что государь-император ставил одной из своих задач освобождение Прикарпатской Руси из рук австровенгерских оккупантов. Николай Второй хотел вернуть земли Киевской Руси в состав русского государства. Николай Второй, в отличие от Екатерины Великой, отдавшей русских людей под власть австрийских императоров, отлично понимал, что позиция, которой придерживались многие русские цари, такие как Александр I и Николай Павлович, позиция, заключавшаяся в том, что везде надо поддерживать монархический принцип, ошибочна. Ведь если в Турции и Австро-Венгрии угнетают православных братьев, то нельзя политический принцип ставить выше духовного. Государь-император готов был поставить задачу освобождения православных братьев выше политического принципа сохранения этой монархии.

Смирнов Николай Михайлович, военный эксперт: Если бы мы победили в Первой мировой войне, то мы не только бы освободили русских Прикарпатской Руси, но, по всей видимости, создали бы целую цепь независимых православных государств. Что окончательно бы оградило сербов, болгар и греков как от турецкой, так и от австрогерманской угрозы. Но это неизбежно привело бы к значительному усилению роли России в Европе и в мире. Именно эта позиция государя Николая Александровича так пугала Запад в целом и банковские круги с Уолл-стрит в частности. Именно поэтому и финансировал Шиф и компания русских революционеров всех мастей. Именно поэтому так радели они о разрушении великого русского государства. Фактически геноцид карпаторусского населения явился прологом к невиданному по своим масштабам геноциду русских, произошедшему после февраля и октября 1917 года.

Всего за период геноцида в Австро-Венгрии было уничтожено несколько сот тысяч человек. Сотни и тысячи стали беженцами. Только в Талергофе и Терезине было казнено свыше 10 тыс. человек, и при этом об этих страшных событиях ничего не говорится ни в России, ни на Западе. Уничтожение русских европейцами стыдливо замалчивается, как и геноцид русского народа в 20-е годы. Мы много слышим про немецкие концлагеря, Освенцим, Дахау и Треблинку. Но никто не говорит о Талергофе и Терезине. А ведь именно эти лагеря были первыми ласточками, предшественниками масштабного уничтожения мирного населения в период Второй мировой войны. Замалчивание данного факта говорит об антирусских настроениях западных историков и политиков. Точно так же и советские историки скрывали трагедию русских в Прикарпатской Руси в период Первой мировой войны.

Ширяев Михаил Николаевич, аналитик: На Западе боятся темы геноцида русских в Австро-Венгрии потому, что если бы поведать миру о трагедии русского коренного населения на территории империи Габсбургов, т. е. на территории современных Венгрии, Словакии и Западной Украины, то пришлось бы признать тот факт, что земли, с которых сгоняли русское население, являются исконно русскими. Также придется признать, что украинский вопрос и сама украинская нация специально созданы Западом, Ватиканом, Польшей и властями Австро-Венгрии с целью отколоть от России большую часть русского народа и русской земли. Для нас, для русских, важно понять, что мы все: украинцы, белорусы, русские – есть один разделенный недоброжелателями народ. Мы, как некогда немцы, разделенные на две страны, ГДР и ФРГ, должны стремиться к объединению. Нам не нужны конфликты, и не стоит обзывать друг друга хохлами и москалями на радость врагам России, стремящимся расколоть нас на части. По утверждению Льва Николаевича Гумилева, украинцы малороссы, белорусы, великороссы – это субэтносы, части единого целого русского этноса. Люди, живущие в Киеве, ничуть не меньше русские, чем люди, живущие в Москве и Владивостоке. Наша сила в единстве и в верности, вере наших предков, русичей Киевской Руси.

Никогда еще Освенцим не был настолько смертоносен для евреев, как весной и летом 1944 года. Среди умерших было много привезенных из Терезиенштадта . Однако подавляющее большинство жертв депортировали совсем недавно. Огромное количество евреев, гораздо больше, чем в течение двух предыдущих лет, хлынуло в Освенцим в мае – июле 1944 года. Почти все они были из Венгрии. Их убийство в Освенциме стало кульминацией холокоста. К тому времени большинство европейских евреев в оккупированных немцами странах были уже давно убиты .

Уничтожением венгерских евреев в Освенциме руководил всем известный комендант лагеря Рудольф Хёсс. В конце апреля или в начале мая 1944 года, незадолго до начала депортации, Хёсс отправился в Венгрию, чтобы встретиться со своим другом Адольфом Эйхманом во временной резиденции того в Будапеште (Эйхман, в свою очередь, весной 1944 года несколько раз посетил Освенцим). Во время этой встречи они рассмотрели графики депортации, чтобы определить, сколько «составов потребуется для депортаций в Освенцим», как выразился Хёсс. Кроме того, он пожелал сообщить начальству из ВФХА, на сколько тысяч рабов они могут рассчитывать после селекций тех, кого признают непригодными и отравят газом. Хёсс уже провел пробную селекцию в Венгрии и пришел к выводу, что большинство евреев подлежит уничтожению. По его оценкам, для рабского труда отобрать удастся в лучшем случае лишь 25 % .

После этого Хёсс отправился в Освенцим, то есть на место прежних преступлений. С 8 мая 1944 года он приступил к временному руководству Освенцимом в должности главного коменданта . Понимая масштабы грядущего геноцида, руководители ВФХА отправили туда своего самого опытного организатора массовых убийств . В их глазах повторное назначение Хёсса было делом неотложным, поскольку положение тогдашнего главного коменданта, Артура Либехеншеля, сделалось достаточно шатким. Либехеншель снискал себе репутацию либерала, хотя причиной его отставки была личная драма . Во время службы в ВФХА Либехеншель влюбился в секретаршу Рихарда Глюкса, которую после развода с женой забрал с собой в Освенцим. Но когда Либехеншель обратился за разрешением вступить в повторный брак, его начальство узнало темную тайну прошлого: на заре Третьего рейха его невеста подвергалась аресту за связь с евреем.

Освальд Поль пришел в ужас. Он отправил в Освенцим к Либехеншелю расторопного адъютанта Рихарда Баера убедить Либехеншеля разорвать отношения. После того как вечером 19 апреля 1944 года Баер объявил об этом в офицерской столовой, Либехеншель впал в истерику и крепко напился. Затем набросился на свою беременную невесту, твердившую, что она ни в чем не виновата. Два дня спустя убитый горем Либехеншель, с опухшими от слез глазами, сообщил Баеру, что не бросит свою возлюбленную, добавив, что гестапо, по всей видимости, вырвало у нее ложное признание силой. Так Либехеншель сжег за собой все мосты, нарушив расовый закон СС, вступив в связь с предполагаемой «осквернительницей расовой чистоты», а также неписаный кодекс «черного ордена» Гиммлера (обвинив гестапо в пытках) и общественных норм (поступив, по словам Баера, как угодно, «но не по-мужски»). Поль быстро сместил Либехеншеля с занимаемого поста. Побыв какое-то время в должности временно исполняющего обязанности куратора «осиротевшего» Майданека, озлобленный и униженный Либехеншель ушел из лагерных СС .

Падение Либехеншеля облегчило возвращение Хёсса в Освенцим поздней весной 1944 года. Теперь во главе лагеря стоял человек, которому руководство СС могло доверить самую масштабную из когда-либо проводимых в системе нацистских лагерей программу уничтожения заключенных. Хёсс окружил себя горсткой подручных – специалистов по убийствам, с которыми был знаком уже много лет. Среди них был и ветеран СС Йозеф Крамер, служивший первым адъютантом Хёсса в Освенциме в 1940 году. Теперь его вернули из Нацвейлера и назначили комендантом Бжезинки (Биркенау). Еще одним знакомым лицом был Отто Молль, приобретший большой опыт, занимаясь газовыми камерами Бжезинки в 1942–1943 годах, и отозванный из филиала, чтобы снова надзирать за комплексом крематориев . После того как Хёсс и его подчиненные закончили последние приготовления, началась массовая депортация евреев из Венгрии. С середины мая по середину июля 1944 года составы прибывали почти ежедневно, и вскоре Освенцим был переполнен. В отдельные дни прибывало до пяти эшелонов, привозивших около 16 тысяч евреев. (В январе – апреле 1944 года, во времена Либехеншеля, в Освенцим депортировали всего 200 евреев.) В то время как Адольф Эйхман удивлялся «рекордной производительности» своих подчиненных, Хёсс умолял своего друга замедлить этот процесс. Но даже хорошая головомойка со стороны Освальда Поля не возымела действия, и Эйхман требовал от подручных все новых и новых эшелонов, ссылаясь на «форс-мажор военного времени» (как он рассказывал своим сторонникам после войны) .

Выходя из вагонов поезда, венгерские евреи не представляли себе, что их ожидает. Лишь немногие слышали об Освенциме, и еще меньше знали о газовых камерах. Тем временем лагерь СС начал действовать. В отличие от других депортаций евреев 1944 года врачи-эсэсовцы сразу подвергали всех новоприбывших осмотру и селекции. В целом применялись те же критерии, что и раньше. Непригодными для труда считались беременные женщины, пожилые люди и малолетние дети с сопровождавшими их родителями. В конце каждого дня администрация Освенцима посылала статистику селекций в ВФХА, чтобы обновить сведения о поступлении новой массы доступных рабов. В общем и целом местные эсэсовцы подтвердили прогнозы Хёсса и отобрали для рабского труда каждого четвертого еврея из Венгрии. Судьбы этих приблизительно 110 тысяч заключенных отличались: кого-то официально регистрировали в Освенциме, кого-то отправляли в другие лагеря, кто-то умер в транзитных отстойниках Бжезинки. Остальные 320 тысяч венгерских евреев, признанных нетрудоспособными, были убиты сразу, в ходе безумной кровавой вакханалии, продолжавшейся до июля 1944 года, когда массовые депортации закончились .

Рудольф Хёсс с присущим ему усердием энергично взялся за массовые убийства, зная, что он по завершении этой миссии вернется в ВФХА (29 июля 1944 года на посту главного коменданта Освенцима его сменил безжалостный Рихард Баер, любивший хвастаться своим боевым прошлым и носивший форму дивизии СС «Мертвая голова») . А Хёсс делал все возможное, чтобы ускорить процесс уничтожения евреев. Теперь поезда из Венгрии останавливались не за территорией лагеря, а следовали по наспех проложенной узкоколейке, которая вела прямо в Бжезинку. Только что прибывших евреев выстраивали на плацу, чтобы они могли слышать мелодии лагерного оркестра, призванные усыпить их бдительность и внушить ложное чувство безопасности. После селекции подавляющее большинство новоприбывших отправлялось навстречу смерти, держа на руках детей и поддерживая стариков, следуя колонной по территории Бжезинки прямо к газовым камерам. Слева от узкоколейки, после того как поезд уезжал за новыми жертвами, оставались груды чемоданов, баулов, узелков с вещами, сбором которых занималась сильно увеличившаяся численно команда «Канады» . Печи крематориев Бжезинки пылали интенсивнее, чем когда-либо ранее. В работавшей круглосуточно местной зондеркоманде в то время насчитывалось около 900 заключенных. Эсэсовцы снова стали использовать бункер 2, устроив в нем газовые камеры, а также возобновили работу крематория V (закрытого осенью 1943 года). Но поскольку теперь они убивали евреев больше, чем могли сжечь в крематории, нацисты решили (как и прежде, в 1942 году) использовать для кремации ямы на открытом воздухе. Чтобы скрыть эти преступления от новых заключенных, Освальд Поль после инспекции лагеря, проведенной в самый разгар массовых убийств 16 июня 1944 года, приказал возвести вокруг крематория ограду . Эсэсовцы, находившиеся внутри этой фабрики смерти, давно утратили последние представления о добре и зле. Они убивали своих жертв в такой спешке, что, когда двери газовых камер открывались, некоторые несчастные еще дышали. Иногда убийцы решали, что газовые камеры работают слишком медленно, и расстреливали либо забивали венгерских евреев до смерти на краю ям для сжигания трупов либо бросали их в огонь живыми. Это был настоящий ад, которым руководил Отто Молль. По сравнению с ним даже доктор Менгеле выглядел гуманистом, как позднее выразился один из выживших узников .

Летом 1944 года из-за огромного числа постоянно прибывавших поездов с евреями эсэсовцы иногда были не в состоянии проводить селекцию возле ведущей в Бжезинку узкоколейки. В таких случаях новых будущих жертв отправляли в транзитные зоны, где их дальнейшая судьба должна была решиться позже. Самой большой из них была огромная, но недостроенная зона Бжезинки, известная под названием «Мексика» (BIII), где в начале осени 1944 года содержалось приблизительно 17 тысяч еврейских женщин из Венгрии и других стран. Условия там были хуже, чем практически в любом другом лагере. Там не было водопровода и почти никакой еды. Туалетами служили огромные чаны. Вместо одежды многие заключенные носили наброшенные на плечи одеяла (видимо, напоминавшие пончо, отсюда и название – «Мексика»). В каждом бараке, где размещалось около тысячи женщин, не было никакой мебели, и узницы лежали прямо на грязной земле. Агнес Рожа, учительница из Надьяварада, о которой мы упоминали ранее, делила одну небольшую, влажную от мочи простыню с четырьмя другими женщинами. Часть заключенных, таких как Агнес, в конечном итоге была депортирована в другие лагеря для принудительного труда. Но многие узники умерли от голода или были отправлены в газовые камеры. Преступники, совершавшие эти злодеяния, предпочитали именно такое решение организованной ими гуманитарной катастрофы. Один бывший лагерный эсэсовец позже свидетельствовал о том, что его коллеги нередко говорили об убийстве заключенных, содержавшихся в «Мексике». Чаще всего так: «Пустить их через трубу».

Во время Первой мировой войны, прямо перед ее началом, в Австро-Венгрии были уничтожены десятки тысяч русских людей. Это была этническая чистка, проведенная австрийскими властями при содействии местных польских администраций и при полном одобрении со стороны Германии. Тысячи людей были расстреляны, повешены, заколоты штыками и уморены голодом. Десятки тысяч перемещены в концлагеря Талергоф и Терезин. Сотни тысяч стали беженцами. Почему же произошла эта трагедия? Что стало ее причиной и от чего мы никогда не слышали об этих страшных событиях ни в школе, ни в институте, ни по телевидению?

Прикарпатские земли со времен Киевской Руси всегда были частью большого и единого русского мира. Еще при князе Владимире его западные княжества назывались Червонной Русью. После бури, пришедшей с востока, эти русские территории попали под власть поляков и венгров. Галицкая Русь стала провинцией Польского королевства. А Русь Угорская вошла в состав Венгерского государства. Положение русских людей под властью чужеземцев было непростым.

Есть очень страшный, мрачный период, который связан с заключением так называемой Брестской Унии. В самом конце 16-го века Речь Посполитая, католические власти польско-католического государства, которая тогда называлась Речь Посполитая, они при участии иезуитов и по благословению римского папы навязывают населению православной южной Руси так называемую Унию. Уния предполагала прежде всего отказ от православной веры, Православной церкви. Она предполагала сохранить внешнюю обрядовую сторону православия при полном подчинении римско-католической церкви. И подчинению Польше, т. е. ополячиванию населения и окаталичиванию населения. Она имела двойной гнет и двойную тяжесть. Все это в конечном итоге привело к страшной катастрофе, потому что на протяжении столетий православное, русское население не то что страдало, а просто находилось под страшным гонением.

Храмы православные были закрыты, православное священство полностью изгонялось, епископов православных преследовали как государственных преступников. Все это считалось холопской верой. Вера, которая была фактически после Брестской Унии запрещена. Были гонения, напоминающие гонения в Римской империи ранних христиан. Достаточно сказать, что запрещались крещения, запрещалось православным, запрещалось их отпевать, запрещалось причащать даже тяжело больных. Этого делать было нельзя. Православных хоронили без отпевания, за городом, и, несмотря на многочисленные протесты, которые выражались и на польских сеймах, ничего не менялось. Православные считались людьми не то что второго сорта, а просто государственными преступниками, которых следовало бы уничтожать.

В связи с активизацией русских в Австро-Венгрии в конце 19 века началась настоящая травля всего русского. Австрийские власти передали образование в русских школах в руки польских местных администраций. Была налажена система, когда лучшие места в Галиции можно было занять, только признав себя не русским, а украинцем. С 1878 года после Берлинского конгресса, когда Австрия и Германия заключили тайный союз против России, австрийские власти принялись искоренять в своих восточных областях русскую опасность.

Настоящий антирусский террор начался в 1912 году. Осенью на Балканах началась кровопролитная война. Греки, сербы и болгары сражались против Турции. Обеспокоенные православным возрождением, австровенгерские власти начали повальные аресты среди русских галичан и буковинцев. Венским кабинетом было активизировано создание так называемого украинского движения и украинской нации. Украинский народ был сформирован поляками, венграми и австрийцами из русского населения путем навязывания православным людям католичества и нового искусственного языка. Точно такой же эксперимент удался с омусульманиванием сербов в Боснии. Ведь и сербы православные, и сербы-босняки, т. е. сербы, принявшие ислам, - это люди одной и той же крови и одного языка. Но приняв мусульманство, часть боснийских сербов стала враждебна православию и большой Сербии. Так же и украинцы-униаты. Это те же русские люди, что и живущие в Москве или Петербурге. Однако приняв унию и новую письменность, русские Прикарпатской Руси стали врагами России, русских и православия.

С началом Первой мировой войны в Прикарпатской Руси начался геноцид православного русского народа. Геноцид этот был санкционирован Берлином и Веной при полном духовном одобрении со стороны Ватикана. Геноцид осуществлялся австрийскими властями и польской местной администрацией, а также венгерскими и украинскими националистами.

Началось все с повсеместного разгрома русских организаций, учреждений и обществ, вплоть до кооперативных предприятий, церквей и детских приютов. А потом пошли аресты и казни.

«Хватали всех сплошь, без разбора, кто лишь признавал себя русским и русское имя носил. У кого была найдена русская газета или книга, икона или открытка из России. Хватали кого попало: интеллигентов и крестьян, мужчин и женщин, стариков и детей, здоровых и больных. И в первую голову, конечно, ненавистных им русских попов, доблестных пастырей народа, соль Галицко-русской земли. Хватали, надругались, гнали. Таскали по этапам и тюрьмам, морили голодом и жаждой, томили в кандалах и веревках, избивали, мучили, терзали до потери чувств, до крови. И, наконец, казни и расстрелы, без счета, без края и конца. Тысячи безвинных жертв, море мученической крови и сиротских слез» .

Так боялись европейцы русских, так страшились в Берлине и в Вене, да и в Лондоне и в Нью-Йорке того, что если Россия победит в Первой мировой войне все Балканы, а также вся Прикарпатская Русь, да и, скорее всего, территории современных Венгрии, Словакии и Чехии, наряду с Константинополем и проливами стали бы русскими провинциями. И не прошел бы тогда никакой малоросский сепаратизм, называемый ныне украинством. Именно из-за страха перед тем, что Россия вернет себе исконно русские земли Киевской Руси, так зверствовали австрийцы, венгры и поляки.

Тех, кого не убивали на месте, сгоняли в концлагеря Талергоф и Терезин. Это были первые в истории человечества концентрационные лагеря, куда людей помещали по национальному и религиозному признаку. Здесь была опробована политика массовых убийств мирного населения. Людей убивали только за то, что они русские и православные, за то, что они жили на своей собственной земле, которая приглянулась австрийским и польским властям.

Следует сказать, что государь-император ставил одной из своих задач освобождение Прикарпатской Руси из рук австровенгерских оккупантов. Николай Второй хотел вернуть земли Киевской Руси в состав русского государства.

Если бы мы победили в Первой мировой войне, то мы не только бы освободили русских Прикарпатской Руси, но, по всей видимости, создали бы целую цепь независимых православных государств. Что окончательно бы оградило сербов, болгар и греков как от турецкой, так и от австрогерманской угрозы. Но это неизбежно привело бы к значительному усилению роли России в Европе и в мире. Именно эта позиция государя Николая Александровича так пугала Запад в целом и банковские круги с Уолл-стрит в частности. Именно поэтому и финансировал Шиф и компания русских революционеров всех мастей. Именно поэтому так радели они о разрушении великого русского государства. Фактически геноцид карпаторусского населения явился прологом к невиданному по своим масштабам геноциду русских, произошедшему после февраля и октября 1917 года.

Всего за период геноцида в Австро-Венгрии было уничтожено несколько сот тысяч человек. Сотни и тысячи стали беженцами. Только в Талергофе и Терезине было казнено свыше 10 тыс. человек, и при этом об этих страшных событиях ничего не говорится ни в России, ни на Западе. Уничтожение русских европейцами стыдливо замалчивается, как и геноцид русского народа в 20-е годы. На Западе боятся темы геноцида русских в Австро-Венгрии потому, что если бы поведать миру о трагедии русского коренного населения на территории империи Габсбургов, т. е. на территории современных Венгрии, Словакии и Западной Украины, то пришлось бы признать тот факт, что земли, с которых сгоняли русское население, являются исконно русскими.

ПРИМЕЧАНИЕ:

  1. Ю. Яворский, из работы «Террор в Галичине в первый период войны 1914-1915 годов»