Почему Бог не всегда отвечает на наши молитвы? Почему Бог не слышит нашу молитву

Господь всегда отвечает на молитвы своих детей. Правда, не всегда так, как нам хочется и нравится. Тем не менее, отрицательный ответ на просьбу, или положительный, но через длительное время, всё равно является ответом.

Не знаю, как вы, но я довольна, что Небесный Отец не всегда отвечает на молитвы положительно и на это у меня три причины.

Первая причина довольно практичная и даже, уж простите за откровенность, несколько эгоистичная. Представьте себе, что Господь на все молитвы отвечает: «Да». Если вы думаете, что это отличная идея, то вы глубоко ошибаетесь. То, что вы любите, я могу ненавидеть. И если я люблю дождь, а вы просите солнечное, жаркое лето и получаете его, я страдаю. То, что хорошо для меня, вам, вероятно, совсем не нравится. Если я буду молиться о том, чтобы Д.Пайпера, одного из моих любимейших богословов и проповедников больше было слышно и видно на просторах интернета и Бог ответит мне положительно, то очень сомневаюсь, что все из вас с восторгом примут такой ответ от Всевышнего.

А представьте любое противостояние: двух футбольных команд, двух стран, двух политических партий, двух девушек за одного мужчину, двух братьев за наследство и т.д. Обе стороны молятся о победе, о том, чтобы заполучить желаемое. Каждая сторона молится усиленно и много, в надежде, что Богу понравится такое упорство, а значит Он ответит так, как она просит.

И всё-таки угодить обеим сторонам, вручив им просимое, невозможно, так как у каждой стороны своё видение победы. Так какой стороне Бог должен ответить «да»? Тем, чьи молитвы сильнее, громче и настойчивее? Но в таком случае кто же управляет миром: суверенный Бог или этакий божественный флюгер, который колеблется и скрипит в раздумии, но поворачивается в ту сторону, куда дует ветер человеческих молитв? Честно признайтесь себе, согласились бы вы довериться личности, так легко поддающейся манипулированию? Преклонились бы вы перед божеством, которое раз десять за день меняет свои планы, опираясь то на ваши просьбы, то на просьбы женщины, которая недоброжелательно к вам относится, то на просьбы христиан из ненавистной вами страны?

Нет, мне совсем не нравится идея о сильной молитве, влияющей на слабого и сомневающегося бога. Я предпочитаю могущественного и суверенного Владыку, определившего, что лучше для меня и запланировавшего, что нужно для всего мира.

Вторая причина, почему я довольна, что Бог не всегда отвечает нам «да» — ни я, ни вы не знаем, что для нас хорошо.
Мы следуем за желаниями нашего сердца, мы хотим то, что хотим. Но в этом-то и проблема. По своей природе человек эгоцентричен, он ищет выгоды себе даже в тех случаях, когда со стороны кажется, что он думает о других. Родители, на первый, очень распространённый взгляд, заботятся о детях, воспитывая их, стремясь вырастить их любящими Бога христианами, законопослушными гражданами, добрыми и честными людьми. Но причина столь ревностного самопожертвования временем, финансами и здоровьем совсем в другом, родители хотят получить от других высокую оценку их родительской деятельности. Да, и, заботясь о детях, родители, не в самую последнюю очередь, надеются на ответную заботу со стороны сыновей и дочерей, когда сами состарятся.

Когда мы делаем что-то доброе, то не всегда делаем это, чтобы кому-то было хорошо. Мы невольно ждём благодарности от тех, кому помогли, похвалы со стороны окружающих, ну, и, не совсем последний предлог для совершения доброго поступка, это удовлетворение собственного эго: «Я сделал то, что Бог от меня ждёт. Я отдаю Ему долг.» Мы забываем при этом, что Богу невозможно отдать весь долг, сколько бы мы ни старались.

Мы не знаем, что для нас хорошо. Более того, сам по себе, без Божественного ведения, человек всегда выбирает зло. Мы живём земными страстями и желаниями. Мы просим не на добро, а чтобы удовлетворить свои многочисленные аппетиты. Мы думаем, что наши желания и пути чисты и угодны Господу, но для того, чтобы показать, что наша жизнь не так непорочна и совершенна, как нам кажется, Он не даёт то, что мы просим… Более того, если вы будете честны перед собой, то признаетесь, что не получив просимого, вся ваша непорочность улетучивается, а совершенство тонет в потоках недовольства, сомнений и ропота…

В Своём предведении и любви Господь готовит своих детей к вечности, отказывая нам в земном богатстве, удобстве, добром отношении людей, спокойной жизни и здоровье. Он смиряет нас и учит доверять Божественной воле не только в Его «да», но и в Его «нет».

И наконец, третья причина, почему я довольна, что Бог не всегда отвечает положительно на наши просьбы — Он учит меня любить самого Христа, а не то, что Он даёт.
Мы очень многое любим. Мы любим супруга, детей, друзей, церковь, страну, отдых на океане. Нам хорошо жить в своём городе, со своими близкими и любимыми. Мы наслаждаемся своей церковью, встречами с друзьями. Нам настолько хорошо и приятно жить на земле, в своём благополучном и комфортном мирке, мы настолько озаботились его озеленением и окультуриванием, что порой забываем, зачем мы живём.

Нам приятно и легко славословить Господа, когда Он отвечает так, как нам нравится. Мы попросили хорошую погоду, потому что у сына свадьба и вот, нам сияет солнышко. Ушёл из церкви пастор и по нашей настойчивой молитве появляется другой и мы опять радуемся. Опаздываем на важную встречу: «Господи, хоть бы пробок не было! Помоги своей опаздывающей дочери!» Конечно! И все светофоры встречают нас зелёным светом. Ах, как на душе радостно и приятно. Господи, благодарю, благодарю, благодарю Тебя от всей души!

При этом, мы настолько благодарны за дары, что совершенно забываем Дарителя. Нет, конечно, мы вслух этого не говорим! Что вы, как можно? Пересыпая свою речь правильными фразами, вроде: «За всё слава Богу!» или «Живы Его благодатью!» христиане надевают причитающуюся при этом маску благочестия. Но благочинное выражение лица вмиг пропадёт, лишь царапни ваше благополучие, вашу прекрасную жизнь, наполненную радостью, счастьем и довольством.

К примеру, мы взываем об исцелении дочери, а она умирает. Мы просим другую должность, где и условия получше, и зарплата побольше, а должность уходит к другому кандидату. Мы умоляем убрать куда нибудь соседа с его мусором и грязным лексиконом, а сосед остаётся и продолжает поносить нас и кидать к нам во двор мусор.

Тут уж благодарности Господу от нас не дождаться. Самое большее, на что Он может расчитывать, это на то, что мы сожмём зубы и терпеливо (потому что мы должны) будем жить дальше, без дочери, на старой работе и с наглым соседом.

Или, что уж совсем смешно, некоторые из нас Богу начинают угрожать: «Не дашь то, что я хочу, я перестану в Тебя верить.»

Но именно таким образом, отказывая в просимом, Бог останавливает нас, заставляя задуматься о том, что же является для нас самым главным, жизненно необходимым. Отказывая в просимом, Бог переводит наш взгляд с того, что мы получаем, на Того, кто даёт. Потому что, на самом деле, всё что нам нужно, это Иисус Христос. Если у нас всё есть, но нет Христа, то бедные мы люди и нет нам никакой пользы от обладания благополучием, влиянием, здоровьем, воспитанными детьми и домом с палисадником. Если у нас ничего этого нет — неважно, но если у нас есть Иисус, то у нас есть всё, что нам нужно.

Мы всё хорошо знаем место из 8 главы послания к Римлянам «Притом знаем, что любящим Бога, призванным по [Его] изволению, все содействует ко благу.» Часто в проповедях делается акцент на слове «всё». Всё, что с нами происходит, и всё, что нас окружает, и всё, что у нас есть, содействует ко благу христианина. Это правильно и важно, но не это есть главное. Всё будет благом, добром для нас лишь в том случае, если мы любим Бога. И отрицательный ответ на молитву, это тоже благо, потому что мы любим Бога. У нас есть любимый Господь Иисус Христос и в этом наше самое великое благо! Иисус Христос – наше самое высочайшее, огромнейшее и славнейшее благословение!

Трудно и часто больно получить отрицательный ответ на молитву; ещё хуже и тяжелее ждать ответ долгое время, но самое худшее, что может происходить в жизни христианина, — это на все молитвы услышать от Бога: «Хочешь? Бери!».

Рассказывают историю об одном маленьком городке. На протяжении многих лет в нём царил «сухой» закон, так что спиртного в нём нельзя было ни купить в магазине, ни заказать в ресторане. Но однажды один бизнесмен решил открыть в этом городке пивную. Открытие пивной обеспокоило христиан из поместной церкви, и они собрались на ночную молитву, чтобы просить Бога вмешаться в это дело. Вскоре после той ночной молитвы в пивную ударила молния, так что она сгорела дотла.

После пожара владелец пивной подал в суд на церковь, утверждая, что причиной причиненного ему ущерба стали молитвы верующих. Но церковь наняла адвоката, чтобы тот опроверг в суде все обвинения в её адрес. После начального знакомства с делом председательствующий судья начал процесс с официального заявления, в котором он сказал: «Не имеет значения, как это произошло, но ясно одно: владелец пивной верит в молитву, а христиане нет».

Очень легко отвергнуть силу молитвы, не так ли? Очень легко начать думать, что молитва - это всего лишь милое сентиментальное чувство, а в итоге - что это пустая трата времени, поскольку в любом случае молитва ничего реально не меняет.

Некоторые люди рассуждают подобным образом просто из-за неверия или сомнения, что Бог действительно может отвечать на молитвы. А у других молитвенная жизнь оказывается парализованной из-за следующего вопроса: «Если Бог суверенен, то зачем молиться?»

Другими словами, если Бог всегда делает только то, что Сам хочет, то зачем возносить Ему молитвы с прошениями и ходатайствами? Зачем беспокоить Его просьбами сделать то или другое, если всё уже было предопределено Им заранее? Если молитва заключается в том, чтобы упросить Бога изменить Свои вечные планы, то не будет ли это занятие в лучшем случае бесполезным, а в худшем случае высокомерным?

Хотя на эти вопросы нет простых ответов, Писание не молчит о них. Здесь я хочу рассмотреть библейское учение о суверенности Бога и молитвах человека, чтобы ответить на вопрос: «Если Бог суверенен, то зачем молиться?» Для этого сначала будет дано краткое определение суверенности Бога, а затем приведены пять ответов на вопрос о том, почему люди должны молиться.

Бог суверенен

Когда люди строят свои планы, то нередко случается так, что эти планы рушатся или каким-либо образом расстраиваются. Однако, в отличие от Своего творения, Всемогущий Бог всегда достигает Своих целей. Одним словом, Бог суверенен.

Возможно, наиболее ясно эту истину можно увидеть в Исаии 46:9-11, где Бог проявляет Своё превосходство над вавилонскими идолами, заявляя следующее:

Вспомните прежде бывшее, от начала века, ибо Я Бог, и нет иного Бога, и нет подобного Мне. Я возвещаю от начала, что будет в конце, и от древних времен то, что еще не сделалось, говорю: «Мой совет состоится, и все, что Мне угодно, Я сделаю». Я воззвал орла от востока, из дальней страны, исполнителя определения Моего. Я сказал, и приведу это в исполнение; предначертал, и сделаю.

В этом тексте Бог подчёркивает, что Он сначала предназначает произойти тому, что Он хочет, а затем действительно приводит это в исполнение. Другими словами, Бог провиденциально совершает во времени и истории то, что Он суверенно предназначил в вечном прошлом. Как пишет апостол Павел, Бог «соверша[ет] всё по изволению воли Своей» (Еф. 1:11).

Истина о суверенности Бога над Его творением просматривается во всём Писании. Псалмопевец провозглашает: «Господь творит всё, что хочет, на небесах и на земле, на морях и во всех безднах» (Пс. 134:6; cр. 113:11; Дан. 4:35); в Притчах 19:21 сказано: «Много замыслов в сердце человека, но состоится только определенное Господом»; а в Притчах 21:1 утверждается: «Сердце царя - в руке Господа, как потоки вод: куда захочет, Он направляет его». Как пишет У. Бингам Хантер: «С библейской точки зрения предисловие в книге истории нашего мира должно начинаться словами из 4 Царств 19:25: «Разве ты не слышал, что Я издавна сделал это, в древние дни предначертал это, а ныне выполнил?»» (W. Bingham Hunter, The God Who Hears, 49).

1. Бог повелел нам молиться.

Самая очевидная причина для молитвы заключается в том, что Бог повелел нам молиться. Это очевидно из многих наставлений как Иисуса Христа, так и апостола Павла. В Матфея 6:9-13 Иисус учил учеников молиться и перед началом молитвы сказал: «Молитесь же так» (ст. 9). Позже Он учил их быть настойчивыми в молитве (Лук. 11:5-13). В Луки 18:2-8 Иисус рассказывает им притчу о том, «что должно всегда молиться и не унывать» (Лук. 18:1). И придя с учениками в Гефсиманский сад, Он сказал им: «Молитесь, чтобы не впасть в искушение» (Лук. 22:40).

Апостол Павел увещевал фессалоникийцев «непрестанно молиться» (1 Фес. 5:17); наставлял филиппийцев: «Не заботьтесь ни о чём, но всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом» (4:6); призывал колоссян: «Будьте постоянны в молитве» (4:2); писал ефесянам: «Всякою молитвою и прошением молитесь во всякое время духом, и старайтесь о сём самом со всяким постоянством и молением о всех святых и о мне…» (6:18-19a); и просил Тимофея «совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков» (1 Тим. 2:1).

Вывод ясен: Бог повелел нам молиться, и нашим ответом на это повеление, прежде всего, должно быть послушание. Даже если мы никогда не сможем ясно понять, как связаны Божья суверенность и человеческие молитвы, того факта, что Бог это повелел, должно быть достаточно, чтобы побудить нас молиться. Когда Бог обещал Аврааму дать сына, через которого Он произведёт великий народ (Быт. 21:12), а затем повелел ему принести в жертву этого самого сына (Быт. 22:2), Авраам преклонил колени в покорности своему Творцу и просто послушался Его повеления (Быт. 22:3-10). Верующий, который задаётся вопросом «Зачем молиться?», должен последовать примеру Авраама.

2. Иисус показал пример молитвенной жизни.

Вторая причина, почему верующим следует возносить к Богу молитвы прошения и ходатайства, заключается в том, что пример таких молитв показал Иисус, Который на протяжении Своего служения часто «уходил в пустынные места и молился» (Лук. 5:16). Из евангельских повествований ясно виден пример Иисуса, постоянно возносящего горячие молитвы Отцу. Марк описывает, как однажды во время служения Христа в Галилее Он «утром, встав весьма рано, вышел и удалился в пустынное место, и там молился» (Марк. 1:35). После насыщения пяти тысяч в Вефсаиде Иисус отослал от Себя народ и «взошёл на гору помолиться наедине» (Матф. 14:23).

Перед избранием двенадцати апостолов Иисус «взошёл на гору помолиться и пробыл всю ночь в молитве к Богу» (Лук. 6:12). Позднее Лука пишет о том, что Иисус «молился в уединенном месте» (9:18), а через восемь дней, «взяв Петра, Иоанна и Иакова, взошёл Он на гору помолиться» (Лук. 9:28). И как можно забыть Его молитву в Гефсиманском саду (Матф. 26:39-44; Марк. 14:35-39; Лук. 22:41-45) или Его «первосвященническую молитву» в 17 главе от Иоанна? И какой верующий не оценит по достоинству тот факт, что Иисус и сейчас жив, чтобы ходатайствовать за нас (Евр. 7:25)?

Вознося молитвы прошения и ходатайства за людей, Иисус не игнорировал и не отвергал суверенность Своего Отца. Это очевидно из нескольких молитв Христа, в числе которых не на последнем месте стоят Его молитвы в Гефсиманском саду (Матф. 26:39-44; Марк. 14:35-39; Лук. 22:41-45). Хантер пишет: «Он знал, что по определенному совету и предведению Божьему Он должен быть убит через распятие на кресте (Деян. 2:23). Он говорил об этом Своим недоверчивым ученикам, как минимум, три раза…И всё же в Гефсимании, как пишет Марк, Он «пал на землю и молился, чтобы, если возможно, миновал Его час сей» (14:35)» (Hunter, The God Who Hears, 51). Другими словами, даже зная, что Бог предопределил Его смерть на Голгофе, Иисус всё же считал уместным просить Своего Отца о том, чтобы эта чаша миновала Его.

Если последователи Христа призваны подражать Ему и «поступать так, как Он поступал» (1 Иоан. 2:6), то они тоже должны отличаться пламенными молитвами о себе и об окружающих. Знание о том, что для Иисуса Христа молитва была стилем жизни, возможно, не устраняет напряжения в разуме верующих между суверенностью Бога и молитвами человека, но это должно побуждать их подражать Тому, Кто не видел никакого противоречия между Своими молитвами и суверенностью Своего Отца.

3. Бог способен отвечать на наши молитвы.

Божья суверенность должна не препятствовать молитве верующих, а наоборот, побуждать их к молитве, ведь «молитва исходит из уверенности в Божьем всемогуществе и суверенности» (The God Who Hears, 47). Иначе говоря, если Бог не царствует над Своим творением как суверенный правитель и не способен совершить в нём и через него всё, что Ему угодно, то зачем докучать Ему просьбами о том, чего Он не может сделать?

К примеру, если пятилетний мальчик снова и снова просит свою маму, чтобы субботним утром перестал идти дождь, этот курьёз может запомниться надолго, но в конечном счёте просьба мальчика обращена не по адресу. Хотя его мама, может быть, и хочет изменить погоду, она просто неспособна этого сделать, и поэтому просить её об этом бессмысленно. Но когда дети Божьи приступают к престолу благодати, у них есть полная уверенность, что их Отец способен совершить всё, что Ему угодно, ибо для Бога нет ничего трудного. И это должно побуждать их молиться.

«Чтобы стоило молиться Богу, - пишет Хантер, - у Него, прежде всего, должна быть сила сделать то, о чём мы просим. Далее, у Него должна быть суверенная власть над Своим творением делать то, что Ему угодно» (The God Who Hears, 48). Поэтому, пожалуй, вместо вопроса: «Зачем молиться, если Бог суверенен?» - стоит задать вопрос: «Зачем молиться, если Бог не суверенен?» Верующие должны обращаться к Богу с просьбами именно потому, что у Него есть как власть, так и способность дать им то, о чём они молятся или ходатайствуют.

4. Бог действительно отвечает на молитвы.

Четвёртая причина, почему верующие должны молиться, заключается в том, что Бог не только может, но и действительно изменяет ход событий в ответ на молитву. Иисус сказал: «Просите, и дано будет вам; ищите, и найдёте; стучите, и отворят вам; ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят». Уэйн Грудем отмечает, что Иисус «устанавливает четкую взаимосвязь между тем, что люди ищут чего-либо у Бога, и тем, что они получают это. Когда мы просим, Бог отвечает нам» (Систематическое богословие, 424).

В Писании есть множество примеров того, как Бог дарует Своим людям то, о чем они молились или ходатайствовали. В Первой книге Паралипоменон 4:10 записана молитва Иависа: «О, если бы Ты благословил меня Твоим благословением, распространил пределы мои, и рука Твоя была со мною, охраняя меня от зла, чтобы я не горевал!» И в ответ на молитву Иависа «Бог ниспослал ему, чего он просил». В книге Исход 32:10 Бог сказал Моисею о Своём намерении истребить народ израильский за идолопоклонство. Но Моисей стал ходатайствовать за Израиль (ст. 11-13), и в ответ Бог смягчился и не уничтожил народ (ст. 14). А Иаков пишет, как Бог отвечал на усиленные молитвы Илии как о начале, так и о конце трёхлетней засухи (Иак. 5:17-18; ср. Быт. 18:22-33; 32:26; Дан. 10:12; Ам. 7:1-6; Деян. 4:29-31; 10:31 и 12:5-11).

Когда признают, что Бог суверенен, вместе с этим надо признавать и то, что «много может усиленная молитва праведного» (Иак. 5:16; ср. 4:2). Действительно, сразу после ответа на вопрос учеников о том, как нужно молиться (Лук. 11:2-4), Иисус отвечает на вопрос, почему нужно молиться, и приводит две причины: потому что Бог вознаграждает усердие в молитве, давая просимое (Лук. 11:5-10), и потому что Богу приятно давать благие дары Своим детям (Лук. 11:11-13).

Поэтому Ричард Пратт говорит: «Молитва - это мощное усилие со стороны человека, которое может существенно повлиять не только на жизнь отдельных людей, но и на сам ход мировой истории» (Pray with Your Eyes Open, 112). Эта истина, несомненно, должна действенно побуждать детей Божьих к молитве. Грудем пишет:

Если мы действительно убеждены в том, что молитва оказывает влияние на то, как Бог действует, и что Бог в ответ на молитвы производит в мире значительные изменения… то нам следует уделять молитве гораздо больше времени. Если мы молимся мало, то это, вероятно, означает, что мы не верим в силу молитвы (Систематическое богословие, 425).

Сегодня мы завершаем нашу серию публикаций на эту важную тему рассмотрением пятой, заключительной причины, почему верующие должны молиться в свете Божьей суверенности.

5. Бог установил молитву в качестве средства для достижения Своих вечных целей.

На данном этапе некоторые могут удивиться, как это Писание учит и тому, что Бог провиденциально направляет все события в соответствии со Своим вечным замыслом, и тому, что молитвы людей могут существенно влиять на ход мировой истории. Однако, кажущееся противоречие между этими двумя истинами исчезает, если понять, что «тот же самый Бог, Который предопределил цель, предопределил также и средства достижения этой цели; и одним из них является молитва» (The Sovereignty of God, 167). Иначе говоря, Богу было угодно в Своей бесконечной мудрости определить, чтобы молитва была средством, которым Он совершает Свою благую волю в Своём творении и через него. Артур Пинк пишет:

Бог предопределил события, которые должны произойти, но Он также предопределил, что они произойдут путем, который Он предназначил для их свершения. Бог избрал определенных людей для спасения, но Он также постановил, что они получат это спасение через проповедь евангелия. Евангелие, таким образом, это одно средство осуществления предвечного замысла Господа, а молитва - другое. Бог установил средства и цели, и одним из этих средств является молитва (Ibid., 171).

Понимание этой взаимосвязи между суверенностью Бога и молитвами людей начинается с признания исчерпывающего характера вечного Божьего замысла. Ричард Пратт пишет:

Божий план настолько исчерпывающий, что в него входят не только все конечные результаты, но и второстепенные процессы в творении, которые все вместе действуют для достижения этих результатов. Например, Бог не просто решил, что на земле каждый день будет светло, но Он также поставил солнце, луну, звёзды и бесчисленное множество других вещей для выполнения этого решения. Бог не просто определяет, что некто поправится после болезни, но Он для этого исцеления использует врачей и медицину. Как автор сценария мировой истории Бог написал не только концовку книги времён, но Он написал каждое слово на каждой странице, чтобы все события вели к великому финалу (Pray With Your Eyes Open, 109-10).

Другими словами, «всё», что Бог «совершает по изволению воли Своей» (Еф. 1:11), охватывает и средства, которые Он употребляет, чтобы достичь конечных результатов. Бог использует солнце, чтобы дарить свет земле, Он использует врачей для исцеления людей, и Он использует молитвы для достижения многих целей, которые Он установил в вечном прошлом.

Когда кто-то хочет безопасно перейти улицу, он пользуется пешеходным переходом и смотрит в обе стороны, прежде чем переходить. Когда кто-то хочет, чтобы его родственники обратились к Христу и были спасены, он старается рассказать им евангелие. Когда кто-то хочет обеспечить свою семью, он усердно работает на своём рабочем месте. Таким же образом, когда кто-то желает, чтобы произошло что-то определённое, он молится об этом Богу, признавая тем самым молитву как одно из средств, через которые Бог достигает Своих целей здесь на земле.

Несколько примеров в Писании указывают на то, что Бог установил молитву в качестве одного из средств для осуществления Своих вечных планов. Первый пример - Бытие 20 глава, когда Авраам был в Гераре, он солгал царю Авимелеху, что Сарра была его сестрой, и тогда Авимелех взял Сарру в свой гарем (ст. 2). В результате Бог «заключил всякое чрево в доме Авимелеха» и обещал умертвить его и весь его дом, если он не возвратит Сарру Аврааму (ст. 7, 17, 18). Однако, когда Бог предупредил Авимелеха о наказании, Он также сказал ему об Аврааме: «Он пророк и помолится о тебе, и ты будешь жив» (ст. 7). Другими словами, Бог открыл царю Свой план о том, что Авраам будет молится и ходатайствовать, чтобы над ним не совершился Божий суд. Затем в 17 стихе мы видим, как предопределённый Богом план осуществился: «И помолился Авраам Богу, и исцелил Бог Авимелеха, и жену его, и рабынь его, и они стали рождать».

Второй пример находится в конце Книги Иова. Бог обращается к другу Иова, Елифазу Феманитянину, и говорит:

Горит гнев Мой на тебя и на двух друзей твоих за то, что вы говорили о Мне не так верно, как раб Мой Иов. Итак, возьмите себе семь тельцов и семь овнов и пойдите к рабу Моему Иову и принесите за себя жертву; и раб Мой Иов помолится за вас, ибо только лицо его Я приму, дабы не отвергнуть вас (Иов 42:7b-8a).

И затем в стихе 9 говорится, что друзья Иова «сделали так, как Господь повелел им, и Господь принял лицо Иова». Из этого ясно, что Бог не только решил отвратить Свой гнев от Елифаза, но Он также установил, что средством для достижения этого результата будет ходатайственная молитва Его раба Иова.

И третий, заключительный пример того, что Бог установил молитву как средство для выполнения Своего плана - это Божье обетование о будущем восстановлении Израиля в Иеремии 29 глава. В начале 11 стиха Господь говорит Израилю, что Он знает намерения, которые имеет о них. Другими словами, Бог, Который от начала знает, что будет в конце, не находится в неведении о том, что Он запланировал о будущем Израиля. Он продолжает, говоря Израилю, что Его планы «во благо, а не на зло, чтобы дать вам будущность и надежду» (ст. 11b). Что же произойдёт в будущем, когда совершится всё запланированное Богом, и Он Своим промыслом приведёт это в исполнение? Он продолжает:

И воззовёте ко Мне, и пойдёте и помолитесь Мне, и Я услышу вас; и взыщете Меня и найдете, если взыщете Меня всем сердцем вашим. И буду Я найден вами, - говорит Господь, - и возвращу вас из плена и соберу вас из всех народов и из всех мест, куда Я изгнал вас, - говорит Господь, - и возвращу вас в то место, откуда переселил вас (ст. 12-14).

Бог возвратит Свой народ в ответ на их молитвы, но эти молитвы не вторгаются в вечный Божий замысел как нечто чужеродное, а в действительности входят в Его план. Как средства, так и результат - и молитвы, и возвращение в землю - были предопределены Богом и будут приведены в исполнение Им же (ср. Иез. 36:37).

Поэтому молитвы прошения и ходатайства не следует считать попыткой изменить вечные Божьи планы. Пратт пишет: «Пытаться изменить вечные Божьи замыслы через молитву - все равно что пытаться допрыгнуть до луны с батута; это невозможно. Наши молитвы не могут нарушить вечный Божий план для вселенной, как и батут не может преодолеть силу земного притяжения» (Pray With Your Eyes Open, 109). Вместо этого, молитву следует считать «одним из многих вспомогательных средств, через которые Бог исполняет Свой план» (Ibid., 110).

Поэтому очевидно, что не нужно отвергать Божью суверенность, чтобы посвятить жизнь пламенной молитве. Ибо такая жизнь начинается с покорности Божьему повелению и подражания примеру Христа; она опирается на признание того, что Бог способен и готов отвечать на молитвы Своих детей; и она твердо стоит в уверенности, что Бог суверенно установил молитву как средство для достижения Своих целей.

Добрый день, друзья! Сегодня мы отвечаем на один из вопросов, присланных на наш портал . Александр спрашивает:

Почему Бог долго не отвечает на молитвы? Например, на молитвы, связанные с работой: Где и кем мне работать? Имею ли я право работать на той работе, где хочу, или надо просто загнуться на любой работе? Благодарю за ответ.

Александр, сложно ответить на Ваш вопрос, не зная точно ту ситуацию, в которой Вы находитесь, ничего не зная о Вас, не зная кто Вы по профессии, каков Ваш возраст и т.д.

Тем не менее, Ваш вопрос может послужить основанием для того, чтобы поразмышлять на эту тему…

Видно из Вашего вопроса, что Вы молились, или до сих пор молитесь о том, чтобы Бог дал Вам работу. Причем, Вам не безразлично какую работу — Вы хотели бы работу по сердцу, где бы Вы чувствовали себя комфортно — вполне нормальные просьбы к Богу, хорошие молитвы. Я бы даже рекомендовал продолжать так молиться.

Однако, вот что хочу здесь заметить. Наше понимание чуда от Бога во многом ограничивается ожиданиями чудес такого типа, как расступившееся море, рухнувшие вдруг стены, вдруг что-то происходит — возлагают руку и человек сразу исцеляется — вдруг, сразу, мгновенно.

Безусловно, бывают ситуации, когда ты помолился Богу и вдруг к тебе на улице подходят и предлагают работу. Я верю, что такое может быть, хотя, признаться, в жизни этого ни разу не встречал. Я верю, что ты можешь лечь спать в угнетенном состоянии, помолиться на ночь Богу, утром проснуться — и тебе звонят, и говорят — мы приглашаем вас на хорошую должность, с хорошей зарплатой и т.д. Я верю, что такое может быть. Однако, жизнь показывает, что, как правило, в подавляющем большинстве случаев все происходит совершенно по-другому.

Как же?

Я вижу в Писании, что Бог благословляет усердие. Есть место, где написано — трудитесь, зарабатывайте на хлеб своими руками. Бог благословляет труд, благословляет усердие и такие молитвы, вроде: «Боже, дай мне силы преодолеть. Дай мне силы научиться. Дай мне возможность пройти испытания. Дай мне шалом, чтобы, находясь там, где я нахожусь и делая то, что я делаю, я имел не тоску, не печаль, не угнетение, не мрак на душе, но чтобы я имел радость, и чтобы всё производимое мною было в радость другим!»

Я думаю, что это будет правильно. Потому что основная проблема, с которой мы сталкиваемся — это не проблема того, какая у нас работа. Да, это проблема, если работа не по сердцу, или если её совсем нет. Но по наблюдениям, основная проблема верующих — это неправильное положение сердца. Это недовольство, ропот, постоянное осуждение. Тем самым мы как бы без слов говорим, что Бог бросил нас, оставил, ушел в сторону, ушел к более привлекательным для Него товарищам, которые потом свидетельствуют о каких-то прекрасных результатах в своей жизни — но Ему, наверное, не до нас… Иногда рефреном идет такая мысль через истории, связанные с тем, что как-то в жизни всё не так…

Живя в Израиле, хочу сказать следующее — люди приезжают сюда и зачастую им приходится браться за любую работу, которая попадется. Люди с высшим образованием, с хорошим профессиональным опытом, решившие оставить ту землю, где они родились, и переехать туда, где, как они верят, их Бог ведет (я говорю о верующих). Они сталкиваются с тем, что здесь первое, что им могут предложить — это низкооплачиваемые, низкоквалифицированные рабочие места, где они зарабатывают мало, а трудиться нужно много — по 12 и более часов. И вот здесь на первый план выходит то, насколько человек возьмется терпеть, вместе с Богом переживать этот сложный первый период своей жизни на незнакомой ему земле, хотя и исторически, возможно, родной. Насколько он готов взять себя в руки в том смысле, чтобы учиться, чтобы перебирать профессии, чтобы не останавливаться, чтобы не западать в тоску — вот в этом и есть суть веры.

Подписывайтесь:

Вера не в том, что мы верим и исповедуем, что, «Боже, я верю, что завтра с утра у меня будет самая хорошая, высокооплачиваемая работа!» Вера зачастую выражается в том, чтобы продолжать от Бога, продолжать наполняться Его Духом, Который радует нашу душу и помогает преодолевать испытания, сложности жизни. Порой на решение этих вопросов уходят годы. Вспомните Иосифа, у которого годы ушли, прежде чем он стал тем, кем стал. Много других примеров, о которых мы читаем, также требуют терпения, которое мы берем у Бога — Он долготерпеливый и наделяет нас Своим же качеством.

Поэтому, отвечая на Ваш вопрос, Александр, хочу сказать — не опускайте руки. Если у Вас на сердце печаль, просите, чтобы была радость от Бога. Если Вы не удовлетворены той работой, на которой работаете — посмотрите по сторонам, не ставьте на себе крест. Поищите, где Вы можете научиться чему-то другому. Попробуйте освоить новую профессию. Будет сложно, сразу Вам говорю — новое всегда осваивается сложно. Даже та работа, которая Вам кажется именно Вашей — попробуйте двигаться в этой профессии, и сначала будет сложно.

Вот где место для молитвы, вот где место для веры. Вот здесь как раз Бог, верю, будет Вам помогать.

Читая историю Анны в 1-й книге Царств, мы видим, что Бог отвечает на молитвы.

“Возрадовалось сердце моё в Господе;
Вознесся рог мой в Боге моём;
Широко разверзлись уста мои на врагов моих,
Ибо я радуюсь о спасении Твоём.”
1 Царств 2:1.

Эти слова были молитвой Анны в тот день, когда она привела маленького Самуила в храм, чтобы оставить его у священника Илия. Анна просила у Бога сына и обещала посвятить его на служение Богу, если Бог услышит её молитвы. Мы знаем продолжение этой истории – её молитвы были услышаны. Анна радовалась в тот великий день, когда она привела своего сына, чтобы посвятить его Богу, несмотря на то, что ей нелегко было оставить его там. (1 Царств 1:28)

Бог отвечает на молитвы по-Своему.

Я часто размышляю над историей Анны и Самуила. Мне тоже приходилось переживать нужду в своей жизни, и иногда мне чего-то очень сильно хотелось. И выглядело так, что иногда Бог слышал мои молитвы, а иногда нет. И тогда я вспоминала об истории Анны и задумывалась над тем, почему Бог отвечает на одни молитвы и не слышит другие?

В Исаии 55:8-9 написано: “Мои мысли – не ваши мысли, ни ваши пути – пути мои, говорит Господь. Но как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших, и мысли мои выше мыслей ваших.”

У Бога есть совершенный план для нашей жизни. Он видит всё – с начала и до самого конца. И Он хочет многому научить нас. Мы можем думать, что мы знаем, что является самым лучшим для нас. Например, мне бы хотелось получить эту работу, выйти замуж за этого человека и т.д. Мы можем планировать свою жизнь и думать, что у нас всё под контролем. Однако, как мы видим из написанного в Исаии 55:8-9, мысли Божьи сильно отличаются от наших мыслей. Будучи людьми, мы стремимся к поиску земной выгоды, нашего собственного комфорта. Божьи мысли заключаются в том, чтобы посредством различных жизненных ситуаций преобразовать нас в Божеское естество.

Божий план для моей жизни.

Если нам кажется, что Бог не отвечает на наши молитвы так, как нам хотелось, тогда мы можем использовать эту возможность, чтобы войти в покой. Это подразумевает под собой активную борьбу, потому что тогда я должна отказаться от своей собственной воли и согласиться с планом Божьим для моей жизни. Я могу бороться с такими мыслями, которые говорят мне, что Бог не любит меня, потому что я не получила того, что хотела и о чём просила. Я могу выбрать поверить в написанное в Пс. 138:17-18: “Как возвышенны для меня помышления Твои, Боже, и как велико число их! Стану ли исчислять их, но они многочисленнее песка…”

Когда я познаю волю Божью, тогда Его мысли становятся моими мыслями, и Его пути становятся моими путями. Я учусь молиться согласно Его воли для моей жизни.

Утешайся Господом.

Я помню, как услышала слова, написанные в Пс. 36:4: “Утешайся Господом, и Он исполнит желание сердца твоего.” В то время я чувствовала, что в моей жизни чего-то не хватало, и я просила Бога восполнить эту нужду. Однако написанные тут слова побуждают нас научиться находить утешение в Господе. Для этого мы должны отказаться от своей собственной воли и передать всё в руки Божьи. Когда я услышала об этом, я приняла сознательный выбор. Я решила, что независимо от того, как сильно бы мне не хотелось чего-то, я хочу отложить все свои желания и направить всё своё внимание на то, чтобы “утешаться Господом.” Я решила каждый день находить те дела, которые Бог приготовил для меня и бодрствовать, чтобы использовать все эти возможности к тому, чтобы познавать Его. (Пс. 138:16) Я должна работать над тем, чтобы войти в покой в простых повседневных ситуациях жизни, чтобы благословлять других, вместо того, чтобы стремиться к исполнению собственной воли.

Прошло много лет с того времени, когда я приняла это решение. Были времена, когда я ощущала влечение к земным вещам в своём сердце. И в такие времена я обращалась к Богу в своих молитвах. И я ощущала, как меня наполняла радость, даже если у Бога были другие планы для моей жизни. Я уверена в том, что Он слышит меня. И ещё больше я уверена в том, что Он любит меня и внимательно наблюдает за мной. Моё сердце переполняет та радость, которая не зависит от земных благословений. Эта та радость, которую ты получаешь, когда исполняешь волю Божью. Когда я учусь смирять саму себя и позволять Богу руководить собой, тогда я переживаю, что Он даёт мне всё необходимое для того, чтобы быть счастливой, несмотря на обстоятельства. Эту радость я могу пронести с собой на протяжении всего своего жизненного пути.

Я думаю, Анна тоже понимала это. Она получила то, о чём просила, и она была готова отдать своего Сына назад Богу. Это очень важно. Когда Бог благословляет нас, мы должны быть готовы отдать эти дары назад Ему. Он хочет испытать, любим ли мы Его больше, чем что-либо ещё на этой земле. И Он очень заинтересован в том, чтобы благословить тех, чьё сердце вполне предано Ему.

“Предай Господу путь твой,
и уповай на Него,
И Он совершит,
и выведет, как свет, правду твою
и справедливость твою, как полдень.”
Пс. 36:5-6.

есть такая притча

В животе беременной женщины разговаривают двое младенцев. Один из них — верующий, другой — неверующий.

Неверующий младенец: Ты веришь в жизнь после родов?

Верующий младенец: Да, конечно. Всем понятно, что жизнь после родов существует. Мы здесь для того, чтобы стать достаточно сильными и готовыми к тому, что нас ждет потом.

Неверующий младенец: Это глупость! Никакой жизни после родов быть не может! Ты можешь себе представить, как такая жизнь могла бы выглядеть?

Верующий младенец: Я не знаю все детали, но я верю, что там будет больше света, и что мы, может быть, будем сами ходить и есть своим ртом.

Неверующий младенец: Какая ерунда! Невозможно же самим ходить и есть ртом! Это вообще смешно! У нас есть пуповина, которая нас питает. Знаешь, я хочу сказать тебе: невозможно, чтобы существовала жизнь после родов, потому что наша жизнь — пуповина — и так уже слишком коротка.

Верующий младенец: Я уверен, что это возможно….

Священник Дмитрий Шишкин

Как узнать,что молитва не напрасна,что она услышана Богом?если покаяния истинного, глубокого, со слезами нет?

Передо мной растерянный и напуганный человек:

— Батюшка, я молюсь, а они параллельно тоже – голоса, бесы, я же понимаю. Думаю, как же так, разве бесы могут молиться? А они смеются и продолжают молитвы повторять в голове… за меня, понимаете, батюшка? Я чуть с ума не сошёл от ужаса. Как же такое возможно?!

А вот возможно, оказывается, потому, что буквы, слова сами по себе не имеют силы. А силу действительную, живую имеет только благодать, Дух Святой, и молитва, пост, добрые дела – это только средства по приобретению, стяжанию этого Духа. Об этом единодушно говорят Святые отцы. Больше того, если человек сосредоточен только на внешнем исполнении тех или иных обрядов и ритуалов, бесы могут его оставить в покое, потому, что главная их задача достигнута – человек не ищет Духа Святого, душа его лишена жизни духовной,…

Почему Бог не всегда отвечает на молитвы?

21.07.2011 Я нашел семь объяснений этому. Первая причина - грех. Грех - это «универсальный разделитель» человека и Бога. Если внешнее давление, болезни, страх и другие подобные испытания могут отдалить человека от Бога, а могут и приблизить, то грех производит полное разделение и будет преследовать нас в течение всей жизни. Пророк Исаия по этому поводу говорит: «Вот, рука Господа не сократилась на то, чтобы спасать, и ухо Его не отяжелело для того, чтобы слышать. Но беззакония ваши произвели разделение между вами и Богом вашим, и грехи ваши отвращают лице Его от вас, чтобы не слышать» (Ис.59:1-2).

Почему бывает, что Бог молчит? Почему Он не всегда отвечает на молитвы? Именно об этом я и хочу говорить: о причинах молитв без Божьего ответа.

Недавно я пересматривал свой дневник…

Почему бывает, что Бог молчит? Почему Он не всегда отвечает на молитвы? Именно об этом я и хочу говорить: о причинах молитв без Божьего ответа.

Недавно я пересматривал свой дневник тихого времени, проведенного наедине с Богом. Начал я его еще в 1996 году. И там был специальный раздел для молитв о друзьях, родственниках, верующих и неверующих и, конечно, за личные нужды.

Я увидел, что молился о восстановлении одного верующего, который тогда отошел от церкви. Но, насколько я знаю, этот человек так и не вернулся ни в церковь, ни к Богу. Я молился о духовном возрастании одной женщины, семью которой посещал, рассказывая им о Христе. Но они так и не захотели полностью доверить свои жизни Богу. Я молился о своих родственниках, но результата так и не увидел. Я молился об определенных обстоятельствах и теперь вижу, что те молитвы остались без ответа. И подумалось, что это лишь те молитвы, которые я записал. А сколько их, незаписанных, так и остались безответными?

В прошлом году было очень много молитв, на которые Бог мне не ответил – по крайней мере, я так это восприняла. Наиболее яркий (и грустный) пример такой неотвеченной молитвы – мой племянник …

Я так много вознесла молитв: “Господи, не дай, чтобы мой племянник родился с синдромом Дауна”. И что же, в прошлом месяце у моего брата родился сын, которому вскоре установили диагноз: синдром Дауна. Этот младенец – замечательный подарок от Бога, но это не означает, что я не грущу иногда о том, чтобы подарок этот был “несколько другим”.

Я уверена, что Богу ничего не стоило ответить на мою просьбу – просто проверить гены моего племянника, исправить все патологичное.

Не думаю, что моя молитва была эгоистична. Я не просила у Бога особняка с шестью спальнями или чека с шестизначным числом. Я просто просила Бога, чтобы Он исправил несовершенное, исцелил больное.

Но я поняла, что Бог редко отвечает на молитвы согласно нашим…

Как правильно молиться

Молитвенное общение человека с Богом является очень личным, при этом важно понимать, что от Всевышнего нельзя ничего скрыть. Более того, сама попытка что-то скрыть, завуалировать будет работать против человека, так как наглядно продемонстрирует его неискренность. Бог знает человека лучше, чем человек знает сам себя, поэтому главное правило молитвы – быть предельно искренним.

Можно и нужно использовать хорошо известные молитвы, однако ни в коем случае нельзя забывать и о простом разговоре с Богом – когда вы говорите с Ним своими словами, искренне высказывая свою просьбу. Вы даже можете разговаривать с Богом, когда легли спать. Ваше лежачее положение не будет неуважением к Богу – важнее всего ваше желание с Ним говорить. Когда вы лежите в полной тишине, ваша молитва может быть особенно искренней.

Важно понять один очень тонкий момент: молитва к Богу не должна быть наполнена отчаянием и стенаниями. Человек, искренне верящий в Бога, не…

Roman_m вы были здесь 4 И услышал я иной голос с неба, говорящий: выйди от нее, народ Мой, чтобы не участвовать вам в грехах ее и не подвергнуться язвам ее; 5 ибо грехи ее дошли до неба, и Бог воспомянул неправды ее. 6 Воздайте ей так, как и она воздала вам, и вдвое воздайте ей по делам ее; в чаше, в которой она приготовляла вам вино, приготовьте ей вдвое. 7 Сколько славилась она и роскошествовала, столько воздайте ей мучений и горестей. Ибо она говорит в сердце своем: «сижу царицею, я не вдова и не увижу горести!» 8 За то в один день придут на нее казни, смерть и плач и голод, и будет сожжена огнем, потому что силен Господь Бог, судящий ее. 9 И восплачут и возрыдают о ней цари земные, блудодействовавшие и роскошествовавшие с нею, когда увидят дым от пожара ее, 10 стоя издали от страха мучений ее и говоря: горе, горе тебе, великий город Вавилон, город крепкий! ибо в один час пришел суд твой. А ХРИСТА там…

» Бог меня не слышит!»,

«Ему нет дела до меня!»,

«Боже, почему Ты молчишь?»

А Бог молчит…

Неужели Он — бездушное существо, который запустил жизнь на земле и удалился?

Жанр: Молодежное служение

В кадре:…

Любовь К. Родилась я в Белоруссии. Семья состояла из 7 человек: мама, папа, бабушка, 3 брата и я, одна девочка. В семье, кроме бабушки, никто не верил в Бога. Бабушка меня с детства научила молиться молитвой «Отче наш», водила меня на собрания. Она ходила в пятидесятническую церковь, собирались тогда все по домам.
Я помню такой случай. Когда я ходила ещё в 1-й класс, пошла на собрание с бабушкой. Вдруг во время собрания зашли директор школы, директор колхоза и 2 милиционера. Они приказали всем детям идти домой (это были те годы, когда верующим запрещали приводить детей на служения). Конечно, все дети тут же ушли домой, а я стояла на улице и плакала под окошком, пока окончилось собрание. Я хотела дождаться бабушку, потому что идти домой было далеко.
Когда я пошла в 6-й класс, в наш дом пришла большая беда – сильно заболела моя мама, обнаружили опухоль. Срочная операция. Маму положили в больницу в 60 км от дома. Жизнь мамы стояла на грани смерти. Отец с горя начал пить…

» Бог меня не слышит!», «Ему нет дела до меня!», «Боже, почему Ты молчишь?»
Хотя бы раз в жизни каждый из нас бросал в небо такие возгласы.

Жизнь, как нам кажется висит на волоске, ситуация накалена и нам срочно необходимо знать, что делать…

А Бог молчит…

Неужели Он - бездушное существо, который запустил жизнь на земле и удалился?
Или Ему доставляет удовольствие смотреть на наши метания и поиски ответов на жизненные вопросы?
Порой человек оказывается в безвыходном положении, когда только Бог может разрешить проблему. А Он не отвечает…

Действительно ли Бог не отвечает на наши молитвы?
Или Это такой изощренный способ заставить нас анализировать свою жизнь?
Или же это уже ответ или его часть?
Как понять Бога? Он же далеко от нас.
Как найти в себе силы верить Ему, несмотря на молчание и научиться различать Божье молчание и Его ответы…

Жанр: Молодежное служение
В кадре: Александр Сахаров

Время Господу действовать: закон Твой разорили (Пс. 118: 126)

«Время Господу действовать» может означать, что пришло время сделать нам что-нибудь для Господа. Правильным толкованием, однако, является такое: «Время действовать и Тебе, Господи». Человеческий опыт подтверждает это: как псалмы Давидовы, так и наша повседневная жизнь говорят о том, что всякий человек в своей жизни на опыте постигает великую тайну - тайну молчания Божия.

Христос на корабле

Часто нам кажется, что Бог молчит. А еще точнее - что Бог отсутствует. Часто мы ищем Бога и хотим, чтобы Он сделал что-нибудь, но Он не делает ничего и позволяет событиям развиваться так, как они развиваются, а это развитие может быть для нас драматичным, трагичным, нас может душить несправедливость, скорбь, но, несмотря на это, Бог молчит. Он не вмешивается и ничего не делает.

Естественно, в человеке закипает протест, он как бы хочет сказать Богу: «Почему Ты не делаешь ничего?! Почему …

Нередко в нашей жизни бывает такое, что молитвы остаются без ответа. Все мы знаем, что Бог чаще отвечает «Да», чем «Нет» или «Подожди», но бывает и так, что мы не слышим даже таких ответов. Почему так бывает? Давайте рассмотрим, что об это говорит Слово Божие в Новом Завете и возможно найдём ответы для себя.

Этот небольшой список из Священного писания, позволяет невооружённым взглядом увидеть, какие бывают препятствия в молитвах. Есть немало мест и в Ветхом завете, которые говорят о том, кому Господь благоволит и преклоняет своё ухо. Стоит задуматься над многим в своей молитвенной жизни, так чтобы она стала более близкой ко Господу нашему.

Молитвы желательно читать перед иконой. Обязательно зажгите свечу, перекреститесь со словами: «Господи благослови». Читая молитву, сосредоточьтесь на образе, к которому обращаетесь и полностью предайтесь словам молитвы. В голове не должно быть негативных мыслей. Чем чище помыслы и откровенние обращение, тем больше…