Почему нельзя ходить на кладбище на пасху. Почему на Пасху нельзя ходить на кладбище

Каждый год в день Воскресения Христова тысячи людей отправляются на кладбище, чтобы прибрать могилы и помянуть своих умерших родственников. Разбираемся в причинах такого тяготения к могилам в первый день , а не на , когда поминовение усопших положено по церковному уставу.

Традиция почитать могилы предков восходит к глубокой древности. Филолог Михаил Гаспаров в книге «Капитолийская волчица» рассказывает о том, что римляне хоронили своих усопших родственников за городом по обочинам больших дорог, считалось, что прохожий должен остановиться возле могилы и прочитать назидательную эпитафию, многие из которых начинались словами: «Остановись, прохожий ». Считалось, что чем больше прохожих прочтут эпитафию и вспомнят об усопшем, тем счастливее будет его загробная судьба.

Обычаю почитания усопших первые христиане в буквальном смысле слова обязаны своим выживанием. Римская империя не позволяла создавать общественных организаций или групп за исключением погребальных коллегий, члены которых заботились о достойном захоронении друг друга. Вот последователи новой религии и стали собираться в катакомбах, где до сих пор можно найти христианские символы.

Почти одновременно с почитанием усопших в Церкви идет и традиция осуждения трапез на могилах как остатков языческих суеверий.

Блаженный Августин в своей «Исповеди» рассказывает о том, как его мать – блаженная Моника, благочестивая христианка — перестала ходить на кладбища с приношениями:

«Однажды, по заведенному в Африке порядку, она принесла к могилам святых кашу, хлеб и чистое вино. Привратник не принял их. Узнав, что это запрет епископа, она приняла его распоряжение так послушно и почтительно, что я сам удивился, как легко она стала осуждать собственный обычай, а не рассуждать о его запрете. Узнав, что славный проповедник и страж благочестия запретил этот обычай даже тем, кто трезвенно справлял его, — не надо давать пьяницам случая напиваться до бесчувствия, — кроме того, эти своеобразные поминки очень напоминали языческое суеверие, — мать моя очень охотно отказалась от него: она выучилась приносить к могилам мучеников вместо корзины, полной земных плодов, сердце, полное чистых обетов, и оделять бедных в меру своих средств. Там причащались Тела Господня; подражая ведь страстям Господа, принесли себя в жертву и получили венец мученики».

Как видим, традиция посещения могил в определенные дни имеет давнюю историю, и Церковь с самого начала следила за тем, чтобы поминовение усопших не превращалось в свинство. Если открыть тексты древнерусских проповедников, то они удивительно похожи на объявления с просьбой не мусорить на могилах, которые можно увидеть при входе на кладбища уже и в наше время.

С глубокой же древности Церковь боролась с излишним почитанием христианами усопших. Историк Василий Болотов рассказывает о карфагенском епископе Цецилиане, который упрекал богатую благочестивую вдову Люциллу за то, «что она, по своему обычаю, прежде принятия святых Тайн, целовала кость какого-то сомнительного мученика ».

Этот эпизод почти вплотную подводит нас к проблеме посещения на Пасху кладбища вместо храма. Цецилиан угрожал отлучить вдову от Церкви за то, что она предпочитает общение с мертвым общению со Христом, и это замечание касается и тех, кто радость Светлого Христова Воскресения разделяет с покойными, а не с живыми людьми.

Впрочем, не будем увлекаться морализаторством и вновь обратимся к историческим примерам. В записях Киево-Печерской лавры XV века, которые вошли в позднейшие редакции Печерского патерика есть рассказ о том, как усопшие отвечали на пасхальное приветствие:

«В 6971 (1463) году в Печерском монастыре свершилось такое знамение. При князе Семёне Александровиче и при брате его князе Михаиле, при архимандрите печерском Николе за пещерой присматривал некто Дионисий, по прозвищу Щепа. Пришел он в Великий день в пещеру покадить тела усопших, и когда дошел до места, которое называется Община, то, покадив, сказал: «Отцы и братья, Христос воскрес! сегодня Великий день». И прогремело в ответ как гром мощный: «Воистину воскрес Христос»».

Этот отрывок иногда используют в качестве аргумента в защиту посещения кладбищ на Пасху. Однако в этой истории есть несколько существенных уточнений.

Во-первых, в Киево-Печерской лавре до сих пор есть небольшие храмы в пещерах, где погребены преподобные отцы. Разумеется, там совершается богослужение и на Светлой седмице, но никто не рассматривает усыпальницы святых мощей как аналог кладбища. Во-вторых, преподобный Дионисий не совершал никакого заупокойного поминовения, а просто пришел покадить почивших иноков и поздравить их с праздником Пасхи, поскольку христиане верят в то, что их Бог «не Бог мертвых, но Бог живых ». В третьих, инок не устраивал в усыпальнице никаких трапез, не ставил на могилы стаканчик водки с черным хлебом и не крошил туда яичко. Иными словами, в его действиях не было ничего из того, что устраивают некоторые наши сограждане на могилах близких на Пасху.

Церковь говорит о нежелательности посещения кладбищ на Пасху не потому, что имеет что-то против наших усопших родственников, а потому, что церковный устав предоставляет множество других дней для посещения кладбищ и заупокойных молитв.

Знаток церковного устава, священноисповедник Афанасий (Сахаров), епископ Ковровский, в своей книге о православном обряде погребения так пишет об особенностях Пасхи и Светлой седмицы:

«В этот день, как и во всю светлую седмицу, нет места для рыданий о своем убожестве, для плача о грехах, для страха смерти».

Напомним, что на пасхальном богослужении читается знаменитое слово святителя Иоанна Златоуста, где в частности говорится о том, что Христос упразднил «смерти жало».

Посещать в этот день кладбище, значит, не верить в Воскресение Христово.

Митрополит Сурожский Антоний (Блум) однажды заметил, что «кладбище – это не место, где складывают трупы, а место, где ждут Воскресения». Для покаяния у христиан было 6 недель Великого поста и Страстная седмица, так что человек должен радоваться после такого сложного пути.

Конечно, если человек после пасхальной службы и разговения решит все-таки пойти на кладбище, прибрать могилку и спеть тропарь «Христос воскресе из мертвых », он не согрешит, но ведь большинство людей отправляются на кладбище вместо посещения храма.

У того же святого Афанасия (Сахарова) есть прекрасные слова о том, что Церковь не забывает об усопших и в день святой Пасхи:

«О смерти и о мертвых, правда, часто вспоминается в сей нареченный и святый день… праздников праздник и торжество из торжеств, гораздо чаще, чем в другие, меньшие праздники. Но в Пасху - это победное воспоминание о попрании смерти смертию Христовою, это радостнейшее и утешительнейшее исповедание веры в то, что дарована жизнь и сущим во гробех). Понятно поэтому, что на Пасхе не может, не должно быть и речи о поминальных молениях, о каком-либо гласном поминовении не только усопших, но и живых».

Я лично знаю людей, которые ходят на Пасху на могилу своего отца и мужа только для того, чтобы вылить туда стакан водки, поскольку «покойный очень любил выпить ». Делать так – значит, перестать быть христианином, превратившись в странного последователя культа активных мертвых, которые после смерти продолжают есть, пить или «носить штаны».

Традиции больших церковных празднований в любой религии мира сложны и многогранны. Зачастую они переплетаются с древнейшими языческими обычаями. Это очень часто можно встретить у славянских народов.

Яркий тому пример - праздник Рождества Христова, удивительным образом сочетающийся в сознании народа со множеством языческих традиций: гаданиями, колядой и пр.

Не обошла эта участь и один из самых значимых православных праздников - Пасху. Каждый христианин и любой образованный атеист знают, что в этот великий день весь мир празднует светлое, дарящее надежду событие - Воскресение Сына Божия, умершего в страшных мучениях на кресте.

Пасхальные традиции

Весь православный люд устремляется в пасхальное утро в церковь, чтобы приобщиться к этому удивительному таинству, вознести хвалу Господу, поправшему саму смерть. На всем постсоветском пространстве верующие люди после службы в церкви собираются за праздничным столом, начинают разговляться и даже неумеренно выпивать.

Церковь осуждает чрезмерное возлияние и обжорство. Пасха существует не для того, чтобы угодить своему желудк,у или, хуже того, напиться. Это не собственные именины или свадьба, а великий день Воскрешения Божьего Сына. Еще более несуразной является традиция ходить на Пасху на погост, чтобы помянуть своих почивших покойников.

Почему не стоит поминать умерших в светлый пасхальный день

Пасха - это праздник радости, великого чуда. Она несет человечеству благую весть: после смерти души праведников не исчезнут в небытии, а вернутся к Отцу, их создавшему. Они перестанут испытывать лишения, неразрывно связанные с обычной земной жизнью, и возрадуются, наполнятся бесконечным блаженством единения с Богом. Все это на личном примере 2000 лет назад показал Иисус, воскреснув из мертвых.

Идти в такой великий день на кладбище - это все равно что залиться горькими слезами и утонуть в печали на свадьбе. На кладбище нельзя испытывать радостных чувств, которые сопутствуют Пасхе, а в этот день нужно радоваться, а не грустить. То же самое говорят и отцы Церкви. Они не запрещают ходить на погост, но предупреждают, что этот обычай противоречит самому духу Пасхи и идет в разрыв с церковной традицией.

Когда в Пасху люди стали ходить на кладбище

Обычай поминать умерших в день Пасхи родился в советскую эпоху. Его можно отнести к так называемому новому язычеству. Компартия и советское правительство решительно искореняли любые религиозные проявления в народе. Но те за многие века уже так глубоко въелись в память нации, что полностью истребить их было не так-то просто.

Советским людям нельзя было ходить в церковь, поэтому пасхальный день они отмечали своеобразно: шли на кладбище и поминали своих покойных родственников, выпивали, грустили. Этот обряд в какой-то мере давал душевное отдохновение человеку, которому запрещали молиться и верить в Бога.

День, когда можно поминать

Сейчас такого запрета нет. Любой, кто чувствует желание приобщиться к пасхальному таинству, может свободно пойти в церковь и отстоять всю службу. Но стоит отказаться от советской модели празднования и наполнить этот день радостью, а не скорбью.

Ответ православных священников на вопрос о том, стоит ли ходить на кладбище на Пасху и пасхальные праздники, категоричен – нет. Объясняется это тем, что Пасха является основным церковным праздником, доказывающим победу жизни над смертью. В этот день не принято вспоминать усопших; напротив, следует радоваться и отмечать этот великий светлый праздник, связанный с воскрешением Иисуса Христа. Поездка на кладбище в такой день является грехом. Можно посетить это скорбное место позднее - на Красную горку.

ВАЖНО ЗНАТЬ! Гадалка баба Нина: "Денег всегда будет в избытке, если под подушку положить..." Читать подробнее >>

Можно или нельзя ходить на погост на Пасху?

В Светлое Христово Воскресение многие по традиции посещают погост. Практически во всех городах в пасхальный день даже организуют специальные автобусные рейсы на кладбище, чтобы людям было проще туда добраться и разделить с усопшими родственниками светлую весть. Но православная вера не приветствует такое действие.

Священники объясняют это тем, что Пасха является праздником для любого христианина. В душе верующего человека в этот день должна быть радость, так как воскрешение Иисуса свидетельствует о том, что смерти не существует, а есть лишь переход в вечную жизнь. При посещении погоста человек начинает горевать среди могил об усопших родных и близких, вследствие чего он может усомниться в возможности духовного спасения.

После Пасхи на протяжении недели в церквях не проводят панихиды. В эти семь дней умерших людей отпевают с пасхальными песнопениями. Поэтому священники особо подчеркивают, что в этот светлый праздник нужно радоваться, а не скорбеть.

Когда можно идти на кладбище до и после Пасхи

Съездить на погост можно до Светлого Христова Воскресения. Для этого обозначены специальные дни, называемые родительскими субботами. На период Великого поста они выпадают три раза. В эти дни и рекомендуется ездить на могилы, чтобы проведать усопших.

После Пасхи кладбище посещают также в специально отведенный день. Он может называться по-разному:

  • Радоница.
  • Красная горка.
  • Проводки.

Выпадает он на вторник недели, следующей после завершения пасхальной недели. Перед тем как посетить погост, рекомендуется сначала сходить в церковь и помолиться за души умерших родственников.

Как поминают усопших в дни пасхальной недели?

Именно на Радоницу празднуют Пасху на могилах умерших родственников. Необходимо помолиться за них в храме или на кладбище. Умершему человеку не нужно ничего – ни креста, ни памятника, так как это просто дань традициям. Душа покойного постоянно нуждается только в молитве.

Существенную помощь в этом оказывает проводимое в церкви поминовение. Перед посещением погоста нужно подойти в храм к началу службы и подать записку, в которой указаны все имена покойных для их поминовения. После завершения литургии обязательно следует отслужить панихиду. Силу молитве придаст причащение поминающего в этот день. Также желательно на выходе из церкви дать нищему милостыню и попросить его помолиться об умерших родственниках.

Все привыкли к тому, что в пасхальное воскресенье люди семьями ходят на могилы усопших родственников. Муниципальные власти зачастую даже выделяют бесплатные автобусы. Однако православные христиане точно знают, почему нельзя во время Пасхи и следующей недели ходить на кладбище. Что по этому поводу говорит церковь, и каковы причины массового нарушения христианских традиций? Разберемся в этих вопросах подробнее.

Православие не одобряет посещение усопших в светлый день Пасхи. Причина этого проста - это праздник радости и веселья, время для того, чтобы отчиститься от печальных мыслей и скорби. Вот почему поминать умерших родственников в этот период неуместно. Конечно, страшным грехом это не является, но и одобрения не вызывает.

Также нельзя приходить на захоронения родных в:

  • Рождество Христово;
  • Благовещение;
  • Святую Троицу.

Церковный устав предполагает осуществить ночное богослужение в ночь перед пасхальным воскресеньем. После можно отправиться домой или в гости к родственникам с целью совместного веселья и радостного времяпровождения. Следующая неделя также считается праздничной. Несомненно, нужно помянуть усопших - это обязанность каждого христианина. Это делают даже те, кто не соблюдает всех божьих канонов.

Для посещения ушедших в иной мир специально существует Радоница, которая наступает на 9 день после празднования Пасхи. Также перед праздником, во время Великого поста, имеется еще 3 родительских дня, предназначенных для того, чтобы поминать родных и убираться на их могилах.

При особом желании всё же можно посещать усопших, если вы предварительно посетите церковную службу и получите благословение у батюшки. Помните: горевать при этом не стоит, радуйтесь светлому празднику и молитесь за упокоенных.

История традиции нарушать традицию

Все началось с того, что несколько веков назад церквей в российских деревнях было очень мало. Это вынуждало их жителей в канун Пасхи ездить на церковную службу в большие села. Этот путь занимал достаточно много времени, поэтому отправляться назад по окончанию ночного богослужения никто не спешил.

Кладбище часто располагалось там же, возле храма. Именно поэтому, чтобы не возвращаться сюда на Радоницу, прихожане навещали захоронения родственников в этот день, общались между собой и употребляли освященную на служении еду.

Во времена Советской власти разрушение храмов и церквей приобретало большие масштабы, поэтому христиане стали проводить молитвы на кладбищах. С тех пор в этот праздник многие так делают. Это стало новой традицией, ошибочно считающейся христианской.

Несмотря на то, что в наше время недостатка в монастырях нет, люди продолжают в Пасху ходить на могилы родных. Многие даже не понимают, почему поступают не по канону.

Посещать кладбища по всем правилам

Перед посещением упокоенных мест желательно прийти на службу в церковь и передать записку с именем покойных родственников для совершения поминовения в алтаре. Молитва - это то, что живой человек может дать мертвому. Даже гроб и памятник является ничем большим, чем благой традицией, от которой умершему нет никакой пользы.

Христианам следует идти на кладбище в отведенные для этого дни. При этом нужно поставить свечку и осуществить моление. Для этого приглашают священнослужителя либо четко следуют молитвослову для мирян. После этого можно заняться уборкой могилы либо помянуть родственника молчанием.

Употребление еды и алкоголя, а также окропление могильного холма водкой недопустимо. Не за тем сюда ходят. Таким образом, вы оскорбляете память умершего. Даже такой общепринятый обычай, как рюмка водки с хлебным ломтиком относится не к христианской вере, а к языческой.

Ездить на кладбища после заката не приветствуется. Не стоит надевать яркую одежду. Ноги нужно прикрывать штанами или длинной юбкой, а также закрытой обувью. Женщинам следует покрывать голову платком или другим головным убором.

Следите за своим поведением, будьте спокойны, избегайте громкого плача или смеха. Разумеется, не стоит сквернословить. Уважайте других и себя, выбрасывайте мусор и справляйте нужду в специально отведенных для этого местах. Не ступайте по могилам и не перепрыгивайте их. Не стоит хозяйничать и убираться на чужих захоронениях. Покидая кладбище, не оборачивайтесь и не возвращайтесь. Это плохая примета.

Посещайте места захоронения родных тогда, когда велит вам сердце, а не только раз в году. А при отсутствии такой возможности, сходите в церковь и поставьте свечку за упокой.

Можно ли ходить на кладбище на Пасху и поминать усопших? Этот вопрос волнует многих, а что говорит церковь: Читайте ответ священника.

Скоро православные люди будут праздновать Светлое Христово Воскресение – праздник Пасхи. В этот день, по традиции, едят куличи и крашенные яйца, а многие также ходят на кладбище, чтобы поминать усопших родственников. Эта традиция сложилась много лет назад, но сейчас церковь говорит, что ходить на Пасху на кладбище нельзя.

Но с другой стороны, власти во многих городах России специально пускают на Пасху на кладбище дополнительные автобусы. Вроде бы и не хочешь, а тебя будто подталкивают! Так можно ли ходить на кладбище на Пасху? А если нельзя, то почему?

Можно ли ходить на кладбище на Пасху: что говорит церковь

Православные священники на самом деле не одобряют посещений кладбища на Пасху, объясняя это тем, что самый светлый для верующих праздник не должен быть омрачен оттенком скорби. В Пасхальную неделю в церквях не поминают усопших, в Светлую Седмицу не служат панихиды. А для умерших в праздничную неделю даже устраивают отпевание по особому чину, включающему в себя множество пасхальных песнопений.

Ответ священника. А вот протоиерей Сергий Архипов, священник Покровского храма, г. Жиздра, Калужской области, в православном журнале «Фома» дает следующий ответ на этот вопрос: «С точки зрения православной традиции, посещать кладбища на Пасху не следует. Христово Воскресение - это торжество жизни над смертью, свидетельство того, что у Бога - все живы. Пасха - день радости, а не скорби. Поэтому в течение всей пасхальной седмицы в храмах не проводятся заупокойные службы и панихиды».

«Когда мы в Пасху едем на кладбище, мы обнаруживаем не только духовную нечуткость, но и полное непонимание смысла спасительного христианского учения», — говорит Иеромонах Иов (Гумеров), отвечая на подобный вопрос на портале «Православие.ру ».

Почему появился обычай ездить на Пасху на кладбище

По этому вопросу есть несколько мнений.

Некоторые считают, что обычай ходить на кладбище на Пасху зародился еще до Октябрьской революции. В небольших деревнях погосты располагались рядом с церквями, а церкви были далеко не во всех селах. Верующие за много километров приходили пешком на ночную службу, приносили угощения. А наутро, так как уже прошли большое расстояние, заодно посещали могилы родственников.

Другие считают, что традиция ездить на кладбище на Пасху появилась уже в безбожное Советское время.

Ответ священника. «За участие в Пасхальном богослужении или просто за освящение пасхального кулича и яиц человек запросто мог получить выговор на службе, лишиться очереди на квартиру, потерять должность. Поэтому вместо храма люди стали в день Пасхи посещать могилы своих родных, тем более что традиционно в России кладбище было расположено неподалеку от церкви. Это было, своего рода религиозное диссидентство, когда верующий человек, лишенный возможности посещать храм, все же отмечал, как мог, отнятый у него церковный праздник, – так пишет в журнале «Фома» Сергий Архипов.

Когда ходить на кладбище и поминать усопших, если не на Пасху?

Церковь говорит, что поминать усопших и посещать кладбища нужно на девятый день после Пасхи – в Радоницу. Именно вторник следующей после Светлой седмицы недели является в Церкви особым днем поминовения усопших. Традиция эта русская. У православных Ближнего Востока и Греции она отсутствует.