Почему женщины должны одевать платок в церкви? Почему в церкви надевают платок

Покрывать голову в церкви или нет? Почему есть разница для мужчин и женщин?

    ВОПРОС ОТ ТАТЬЯНЫ
    Не могу понять как поступать правильно по Библии? Многие говорят, что нужно женщинам покрывать голову в церкви, а в некоторых церквях это не практикуется. И вообще не понятно, почему есть разница для мужчин и женщин?

Видимо, здесь речь идет о Первом Послании апостола Павла Коринфянам. В 11 главе Павел высказался о необходимости женщинам при молитве покрывать голову:

“Всякая жена, молящаяся или пророчествующая с открытою головою, постыжает свою голову” (1 Кор. 11.5).

Ответ на подобный вопрос уже был дан ранее в материале . Однако сейчас мы немного с другой стороны подойдем к этой теме.

Сегодня во многих христианских церквях буквально понимают слова апостола и строго следуют его указанию. В ряде же конфессий женщины платки не носят, что вызывает вопросы у некоторых верующих: а как же поступать правильно?

Давайте вместе разберем слова апостола Павла.

Прежде всего, вспомним, что стихи Библии зачастую нельзя понимать как отдельные самостоятельные фразы, то есть, вырывать их из контекста повествования. Все послания являются целостными проповедями апостолов и пророков и состоят из законченных отрывков – частей проповеди. Причем эти отрывки (части проповеди) редко когда соответствуют делению по главам, которое было принято спустя столетия после написания книг Библии. Также при толковании Писания нужно учитывать историческую и географическую специфику.

В 11 главе Первого послания к Коринфянам со 2 стиха Павел начинает назидание христианам Коринфа о внутри церковных правилах жизни и поведения. Эта тема продлиться до 14 главы включительно.

Начал Павел с того, что пояснил “первенство”: глава жене - муж, глава мужу - Христос, а глава Христу - Бог. Здесь не идет речи о главенстве, как таковом, а о том, кто от кого происходит, и кто какую роль выполняет. Иисус Сын – от Бога Отца, жена из кости мужа. Муж на иврите звучит иш, а жена ишша, то есть имеющая общую часть с мужем. Нигде в Библии не сказано, что женщина – это человек “второго” сорта. Наоборот, Священное Писание сразу говорит, что и женщина и мужчина именуются Богом одинаково – человек:

“И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил ИХ (Быт. 1:27)

Но роли у людей, как и у лиц Божества разные. Христос – Сын сошел на Землю, то есть выполнял отведенную Ему роль… У людей же, женщина всегда являлась хранительницей очага, ухаживающей за домашним хозяйством и занимающейся воспитанием детей. Муж же отвечал за пропитание семьи и нес священническую функцию, так как имел больше сношений с внешним миром. Однако это ни прежде, ни сейчас не умаляет и не принижает статус женщины перед Богом и мужем. Согласно Библии, женщина пользовалась большой свободой и уважением. Она выступала не только как жена, мать и домоправительница, но и как судья (Девора), пророчица (Мариам), мудрая советница (2 Цар. 14:2; 20:16) и даже воплощение героизма (Есфирь).

Тем не менее, порядок должен быть во всем. Именно поэтому, Бог определенное первенство оставляет за мужем. Но это относится, повторяю, к ролям, которые предусмотрел для полноценного счастливого брака Господь. Сегодня есть семьи, где мужчины лежат на диване, а роль кормильца берут на себя женщины… Также сейчас в мире распространено феминистическое движение, которое ратует за равноправие женщин. Если быть внимательным и посмотреть на жизнь таких дам, то можно увидеть, что зачастую у них не счастливая жизнь... Вместо того, чтобы за ними ухаживал любимый мужчина, чтобы нежиться в его объятиях, скрываться за его широкой спиной… Эти дамы сами выполняют роль мужчин, но теряют при этом радость быть слабой женщиной, то есть преимущества представительниц слабого пола. Хотя, наверное, многие феминистки не раз желали найти "настоящего" мужчину, чтоб стать "настоящей" женщиной…

Итак, немного разобравшись в ролях, можно снова вернуться к теме покрывания головы. Павел отметил, что всякий муж , молящийся или пророчествующий с покрытою головою , постыжает свою голову” (1 Кор. 11:4), а к женщине у него было обратное требование… Очевидно, что причина такого наставления также заключается в ролях .

Если внимательно почитать всю часть проповеди, посвященную покрытию головы и первенству, то не сложно заметить, что Павел ни разу не сослался на Ветхозаветное Писание и даже не намекнул, что это постановление от Бога и относится к Его закону – заповедям. Вместо этого, Павел ищет аргументацию в природе (ст. 13-15), что не свойственно богослову такого уровня… И в заключении он говорит, что просто не будет спорить на эту тему. Представляется, это было связано с тем, что у него просто не было богословских доводов, но он чувствовал, что мыслит правильно.

Действительно, во всем огромнейшем Священном Писании с его многочисленными заповедями (иудеями насчитывается 613 заповедей в Божьем законе) нет ни одного слова о молитве с покрытой и соответственно, с открытой головой, тем более по отношению к верующим разных полов. Как минимум, странно, что заповеди о покрытии головы нет, ведь если бы это было важным, то Господь обязательно оставил бы такое наставление для людей. Зато в Писании мы встречаем описание традиций, имевших место среди тех народов.

“Оголит Господь темя дочерей Сиона и обнажит Господь срамоту их” (Ис. 3:17)

Бог, предупреждая о наказании, использует здесь традиции народа, к которому обращается, чтобы на понятном людям языке донести до них Свою мысль.

Отличительной особенностью жизни на Востоке, является скромная, укрывающая почти все тело одежда женщин. А особая роль отведена головному убору. Так было и ранее, так осталось и до сего дня. Речь не идет о хиджабе, а именно о покрытии головы. Порядочные женщины Востока не могли выйти из дома с непокрытой головой, то есть с распущенными волосами. И наоборот, гетеры и публичные женщины при языческих храмах, в том числе и в Коринфе, ходили с распущенными волосами. Хочется отметить, что так было не только в странах Востока. И в России женщинам было не прилично снимать головной убор или распускать волосы вне дома, их нужно было как минимум собрать в пучок с вплетенным в него платком или лентой. Отсюда и выражение “опростоволоситься” - осрамиться, опозориться, оставшись на народе с непокрытой головой.

Теперь, я думаю, понятно, почему Павел настаивал на пребывании женщин в головном уборе в молитвенном собрании, где они молятся и пророчествуют (проповедуют). Церковные собрания являлись общественным местом, а не домом. И поэтому, когда какие-то дамы, возмечтав о проповедуемой свободе во Христе “нет уже … мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе” (Гал. 3:28), начали пренебрегать принятыми в обществе нормами морали, и не смотря на мнение окружающих, стали снимать с себя головные уборы, то встретились с противостоянием Павла! Что здесь защищал апостол, запрещая такое поведение женщинам?

Все очень просто. Павел проповедовал людям разных национальностей и различных вероисповеданий, и в распространении Евангелия пытался быть ближе к людям, не нарушая их устоев на сколько это не противоречило закону Божьему. Чуть ранее исследуемого нами отрывка он писал Коринфянам:

“Для Иудеев я был как Иудей, чтобы приобрести Иудеев; для подзаконных был как подзаконный, чтобы приобрести подзаконных; для чуждых закона - как чуждый закона, - не будучи чужд закона пред Богом … Сие же делаю для Евангелия (1 Кор. 9:20-23)

То есть, Павел учитывал менталитет того народа, которому он хотел поведать о Боге. Представьте ситуацию, что сегодня юная девушка, надев легкую маячку и коротенькие шортики, распустив волосы до пояса, приедет в одну из стран Востока и будет ходить по улицам, рассказывая об Иисусе Христе.

Такую картину можно увидеть на улицах европейских городов… Но на Востоке эту девушку ждут неприятности. И конечно, ее проповедь о Христе не будет услышана. Более того, эти люди будут питать неприязнь к Иисусу, который разрешает так неподобающе одеваться молодым женщинам. Такие примеры можно продолжать долго, вспоминая об особенностях жизни народов Африки, Азии и т.д. В каждой местности есть свои традиции и свои понятия, что есть красиво, порядочно, а что напротив - безнравственно. И конечно, сложно у человека быстро поменять менталитет – воззрения, с которыми он вырос и жил десятки лет… Поэтому Павел призывал учитывать культуру народа при несении ему Евангелия, но в пределах рамок закона Божьего “не будучи чуждым закона пред Богом” .

Запрещая женщинам Коринфа снимать в собрании головной убор, Павел показывает, что не нужно христианам отвергать рамки приличия общества, даже если они не основаны на прямом слове Божьем. То есть, христиане не свободны от норм морали и должны быть примером и образцом в той среде, где они живут, чтоб как можно больше людей привести к Богу и спасти. Если христиан будут воспринимать в обществе как людей “некультурных”, бунтарей, попирающих общепринятые ценности, то от этого ни церковь, ни Бог не выиграет, впрочем, как и сами эти люди. Не сложно понять, что человека тогда будут слушать, когда он с точки зрения общества, будет являть собой высокий пример.

Теперь, что касается покрытия головы мужчинами... Рассуждая об этих текстах ясно одно – мы не имеем полной информации о данной ситуации. Но, по всей видимости, читатели – христиане Коринфа хорошо понимали апостола. Видимо, в то время, по этому поводу существовал какой-либо светский или религиозный спор. Возможно, Павел был против, введения иудеями традиции, сверх установленных Священным Писанием, молится, покрывая голову талитом или кипой. Проблема иудаизма в том, что письменный закон Божий верующие дополнили устным законом, который поставили наравне с откровениями Самого Бога. Поэтому Павел, как учил Иисус и пророки, был против преданий, приплюсованных к Писанию. И когда христиане стали перенимать такой религиозный культ у иудеев, вероятно, считая покрытие головы Божьим законом, Павел противостал этому.

Итак, можно сделать вывод: говоря о главенстве и разнице между одеяниями мужчины и женщины апостол имел в виду порядок в общине и в семье верующих. Павел хотел, чтобы христиане являлись образцом для окружающих язычников, пропагандируя в частности библейский идеал взаимоотношений в общине и семье. Также апостол пояснял, что обычаи, традиции и культурные особенности, не противоречащие заповедям Божьим, не должны отвергаться верующими, не затмевая, естественно собой, закон Господа.


Константин Чумаков, Валерий Татаркин


Грешно ли женщине войти в храм с непокрытой головой?

Вконтакте

Одноклассники

Ситуация, в которой оказалась наша читательница, случается нередко. Ей сделали в храме замечание за то, что она была без платка на голове. Это якобы большой грех. «Так ли это, — спрашивает она. – И как быть, если в теплую погоду вышла из дома без платка, а потом решила зайти в церковь, неужели это будет греховным поступком?»

Многие священники отвечают на этот вопрос одинаково: лучше зайти в храм с непокрытой головой, чем не зайти вовсе.

Тактичность к прихожанам

Для забывчивых во многих приходах предусмотрели специальную бесплатную услугу – у входа можно взять косынку и покрыться. Да и замечаний на этот счет в последнее время стало в наших храмах гораздо меньше. Настоятели, как правило, требуют от своих сотрудников максимальной доброжелательности и тактичности к тем, кто приходят в храмы и, может быть, еще не знают всех правил.

Но как все-таки выглядит эта проблема с богословской стороны? Грех это или не грех?

Известный богослов митрополит Волоколамский Иларион (Алфеев) отвечает на такой вопрос вполне определенно:

- Отсутствие платка на голове грехом не является. Но традиция эта очень давняя. Она восходит еще к апостолу Павлу, который говорил о том, что женщина в храме должна покрывать голову. Не обязательно носить именно платок. Можно надевать элегантную женскую шляпку. Но такая традициясуществует, она соблюдается. И я думаю, что если вы придете в храм без платка, то вы сами будете себя чувствовать некомфортно, может быть, почувствуете на себе чьи-то косые взгляды. Господь же смотрит на сердце человека, а не на то, во что человек одет. Не на платок на его голове. Однако существующие традиции следует уважать.

Лучше уж молиться без платка

Можно еще вспомнить, как на подобные вопросы отвечал в свое время митрополит Сурожский Антоний. Он говорил:

- Если ты непокрытая стоишь перед Богом и молишься, Он видит твою молитву, и это лучше, чем если бы ты стояла покрытая и думала: когда же это всё кончится?! Если так, то лучше уж стоять в брюках, с непокрытой головой – и молиться.

Традиция покрывать голову в церкви , это не закон, а настойчивая рекомендация святого апостола Павла. В соответствии с его Посланием к коринфянам, мужчина должен молиться с непокрытой головою, а женщина — с покрытой. Издревле женские волосы считались одним из самых выразительных элементов женской привлекательности, и это было противовесом скромности, одним из знаков которой были прикрытые волосы.

Еще в дохристианскую эпоху гетеры в Греции ходили с непокрытыми волосами, а семейные женщины должны были высказывать принадлежность мужу, покрывая голову, показывая этим, что они принадлежат мужу.

Откуда пошла традиция покрывать женщинам в церкви голову?

В соответствии с наставлениями апостола внешний вид верующего, вне зависимости от пола, должен быть сдержанным и скромным, и не может являться источником соблазна или смущения. должен быть настроен на молитву, выражать своим видом уважение и благоговение к святости храма и происходящей в нем Литургии. Таким образом, христианской традицией является недопустимость находящихся в храме верующих мужчин в головном уборе, а верующих женщин - без платка.

Эта традиция основана на утверждении Апостола, что Христос является главой всякому мужу, жене же глава – муж, а Христу глава — Бог. Ибо мужчина, молящийся с покрытою головою, свою голову постыжает, а жена, молящаяся с открытою головою, постыжает свою голову, приравнивая ее к обритой голове. Мужчина является образом и славой Бога, а женщина- славой мужчины, поскольку «не муж от жены и для жены, но жена от мужа и для мужа». Платок — знак власти над ней, это для Ангелов.

Противное утверждение основано не неправильном понимании принципа равенства мужчин и женщин перед Богом. Иисус никогда не отгонял женщин во время своих проповедей, это же, кстати, относится и к язычникам, которых Иисус никогда не подвергал дискриминации. Практически, Мария Магдалина первая наблюдала Воскресшего, и здесь ее преимущество, например, перед апостолом Петром. Перед Христом в деле достижения спасения и освобождения, стяжании Святого Духа и вечной мужчины и женщины совершенно равны.

Однако ошибка некоторых самодеятельных теологов заключается в том, что равенство во Христе не тождественно равенству во плоти. Во Христе, на самом деле, отсутствуют гендерные и национальные признаки, однако, в естестве мы все будем различаться, до самого момента перехода в вечность. Как раз на эти определенные признаки и пытается обратить внимание коринфян апостол Павел, рассуждая о покрытии головы. У него речь не идет о покрытии или не покрытии голову «духовного человека», находящегося во Христе, здесь конкретно говорится о человеческой плоти, а она уж точно еще не во Христе.

Идея состоит в том, что у Бога в подчинении содержатся все элементы и материального, и духовного мира, и они (это главное) между собой упорядочены и находятся в стройной системе, с целым рядом уровней и соподчинений. Эта система и есть гармония, и претензии отдельных элементов этой системы на не свойственные им функции приводят к дисгармонии, возмущениям и дисбалансу, а в результате и к ее расстройству.

С Христом на землю пришла идея единства, а не идея равенства, именно она дает согласованность, единомыслие и отсутствие недовольства, и при сохранении индивидуальности каждого человека, должно существовать взаимное подчинение -субординация и определенная система иерархии.

Иллюстрацию этой взаимозависимости апостол Павел находит в человеческом теле, у которого каждый находится в состоянии подчинения у других членов, обладая равными правами, но и неравными возможностями. Тело действует успешно тогда, когда не уравниловка всех членов имеет место, но согласованное взаимодействие и единство каждого на своем месте и со своими функциями. Следовательно, равноправие в определенном отношении не исключает, но предполагает иерархию, то есть, неравенство. Павел пишет: не все тело — глаз или ухо. Замужняя сестра, покрыв голову, показывает окружающему миру свое подчинение установленному Богом положению. И это свидетельство не только для окружающих, но и знак для Ангелов. Наблюдая за людьми, сатана и павшие ангелы, обнаруживают, что Бог получил от людей повиновение, не полученное от них, и это их постыжает. Сатана постыжен не только Иисусом, покорившемся Отцу, но и обычными платками, то есть людьми, покорившимися Божьим установлениям добровольно. Это и повиновение жены мужу, а покрытие головы является знаком этого состояния. Сатана же пытается убедить не стойких духом женщин в необязательности покрывать голову.

Но при этом, Павел указывает, что покрытие головы является добровольным актом. В этом и проявляется постыжение ангелов, в добровольности, когда женщины, равные мужчинам в части благодати, во плоти подчиняются им, подавая знак о своей покорности Божьим установлениям. Следовательно, принудительного церковного закона о покрытии головы для сестер не должно быть.

Существует несколько вариантов ответа на вопрос, почему в церкви женщины покрывают голову платком. Уже сам вопрос можно считать недостаточно корректным. Если появились сомнения в этой традиции, то очень легко перейти и к другим, не менее некорректным вопросам.

Может ли традиция устареть

Например, почему богослужение проводится именно так, а не иначе. Или — почему используются при нем именно эти атрибуты, а не какие-нибудь другие. Поэтому первый и самый правильный ответ, почему нельзя без платка, – потому что такова традиция православной церкви. И те, кто принимает эту веру, должен следовать ее догмам и традициям непререкаемо и не ставить их под сомнение.

Мнение об устаревшей традиции началось с того момента, когда некоторые священнослужители в процессе усиленной секуляризации церкви и попытках привлечь как можно больше прихожан, об этом заговорили.

Некоторые думают, что раз никто не носит сейчас платки, то девушкам и женщинам можно приходить и с непокрытой головой. Мотивируется это тем, что лучше посещать храм без платка, чем и вовсе туда не ходить.

В некоторых монастырях при входе посетительницам выдают разнокалиберные головные уборы, среди которых может попасться и кружевной шарф и снуд.

Иногда для прохода на территорию храма или обители достаточно накинуть на голову капюшон.

Платок-капюшон

Насколько это соответствует православным традициям, разобраться трудно. Правила церковного богослужения обязывают женщину входить в храм с покрытой головой. Что именно она надевает на волосы уже как бы и неважно, главное, чтобы они были закрыты.

Секуляризация религии в попытках привлечь прихожан привела к тому, что соблюдать пост считается дозволенным в смягченной форме, главное – посещение церкви.

Так же обстоит дело и со строгими правилами некоторых больших праздников, при которых церковь разрешила выполнять действия условные. Хотя есть предопределения, которым еще совсем недавно было принято следовать.


Непонятно негодование тех, кто адресуется к устарелости платков, покрывая при этом голову в церкви различными заменителями. Кто-то использует шейный палантин, а кто-то – кружевной шарф, через который полностью просвечивают волосы.

Какой платок выбрать в церковь

Между тем, по церковным канонам предопределено не только, каким следует быть головному убору, но и какого цвета в каких случаях надевать, как повязать, и кто может надевать ту или иную разновидность:

  • светлый, белый однотонный или с мелкой цветочной каймой, в небольшой рисунок, можно надевать в храм по праздникам;
  • любого цвета, кроме зеленого или черного, используют для обычного, каждодневного визита;
  • черный надевается в знак траура, а однотонный темного цвета можно и нужно надевать в дни строгого поста;
  • красный надевают на Пасху или все время до Святого Вознесения;
  • зеленый – приличествующий только на Вербное Воскресенье и Троицу;
  • в цветочек или в мелкий горошек с каймой обычно надевают женщины, прислуживающие в храме.

Донские платки, которые сейчас усиленно продают в интернет-магазинах, кружевные и со стразами от Сваровски – вещь, абсолютно противоречащая самому духу сложившейся традиции, которая присутствует только в православной религии.

Есть специальные православные платки (платок-капор с завязками под подбородком, которые надеваются на голову). Завязки сшиты на кулиске.

Надетый и завязанный под подбородком головной убор, обычно не спадает, его можно надеть и женщине, не привыкшей к такому наряду.


Можно любую косынку использовать, как платок, девочке главное чтобы он не соскальзывал с головы. Традиционный платок в церковь должен быть средних размеров, чтобы его можно было завязать под подбородком, а сзади он закрывал волосы.

Ниспадающий не выполняет той функции, для которой он изначально был предназначен.

Важно. Огромное значение имеет именно, как в церковь, остальные светские профанации обычая, допущенные современной церковью в процессе секуляризации – это имитация традиции, но не совсем ее соблюдение.


Стразы Сваровски, используемые по праздникам, чтобы продемонстрировать, по какой цене приобретен головной убор для похода в церковь – не более, чем гордыня. Христианская религия призывает бороться с такими перегибами, осуждая такой наряд, как один из недозволенных грехов.

Чтобы разобраться в традиции, которую призывают соблюдать опосредованно, нужно просто понять, почему в церкви женщины покрывают голову платком.

Почему в церкви женщины покрывают голову платком: истоки и важность традиции

Согласно преданию, эту традицию положил Апостол Павел. Она ведет свои истоки со времен его прибытия в Коринф с проповеднической миссией.

На тот момент существовал языческий храм, в котором жрицы обривали голову наголо и отдавались во славу своей богине, совершая таким образом акт жертвоприношения.

Некоторые из жриц этого храма стали исповедовать христианскую религию. Чтобы никто не мог упрекнуть их прошлым, пока не отрастут волосы, Апостол Павел обязал всех одевать в храм платки.

Вторая версия этого же события состоит в том, что женщины с волосами демонстрировали их в назидание блудницам, а это было проявление гордыни, ведь пред Господом все равны.

Еще одна трактовка платка в церкви состоит в том, что мужчина создан Богом по образу своему и подобию. Поэтому он снимает шляпу или головной убор, в знак уважения перед Творцом. Женщина, созданная Богом из мужского ребра, надевает платок, чтобы показать свое смирение и покорность мужчине.


Существуют и другие версии. Например, что покрывая волосы в храме сразу после замужества, женщина дает обет верности, оставляя возможность видеть волосы только самому близкому человеку – мужу.

В церковь же платок надевают не только женщины, но и девушки, чтобы скрыть одну из самых привлекательных черт внешности.

В Храме Господнем не должно быть греховных мыслей и предметов вожделения, поэтому и предписывалось надевать юбки до полу и платки.

Важно. В этом случае надевать кружевной шарф, кокетливый платочек с выправленными из-под него волосами и завязанный назад, нет никакого смысла. Он не прячет дамские прелести, как это происходит в случае с настоящим головным убором, а, наоборот, подчеркивает их и привлекает внимание.

В случае с мужчинами снимание головного убора тоже может трактоваться по-разному. На Руси шапка была отличительной особенностью титула или должности, особенно у государевых служащих.

Когда снимали головной убор, то они нивелировали свой общественный или имущественный статус. Снятая шапка демонстрировала всем, что пред Господом все равны.


Насколько оправдано ношение платка в церкви

Прежде, чем искать в сети, где купить или как сшить накидку платок, следует подумать о том, для чего надевается в церковь головной убор. Это не средство продемонстрировать или подчеркнуть свои прелести, привлечь восхищенные взгляды мужчин или завистливые – женщин.

Потому что иначе хождение в Храм не имеет особого смысла. Начиная с отрицания одной традиции, заложенной в религиозных постулатах, далее можно легко поставить под сомнение целесообразность обрядов, облачений читаемых молитв.

Ведь именно они используются для обращения к Богу. Определенные правила поведения приняты в любом сообществе. Только самому невоспитанному человеку придет в голову есть на полу, плевать в колодец, отказывать в уважении старших или лишать заботы детей.

Примерно так же обстоят дела и с религиозными обычаями, продиктованными вековым опытом, национальным менталитетом, наследием предков.

Жизнь изменилась, появились новые транспортные средства, информационные технологии, способы общения. Но для многих людей ничего не изменилось в отношении и обращении к Богу, следовании религиозным заповедям, церковным канонам и правилам. И если человек считает себя верующим, он следует им неуклонно, без рассуждений о целесообразности.

Прежде чем коснуться исследования вопроса покрытия или непокрытия головы женщинами , необходимо обратить внимание на общие принципы толкования посланий, которые помогут нам понять этот и многие другие вопросы.

Прежде всего, важно отметить, что послание – это письмо апостола в конкретную местную христианскую общину (в отличие от Соборных посланий Петра, Иоанна и Иакова, обращенных ко всем христианам). Апостол Павел получал вести через письма или посланников о том, что происходит в конкретной церкви, о ситуациях и проблемах в ней и в ответ на это направлял туда письмо, в котором он хотел выразить свои наставления для решения и верного понимания возникших проблем.

В частности, в Первом послании к Коринфянам Павел хотел помочь церкви с разрешением ряда проблем, которые возникли в коринфской общине. Их было не мало: разделения в общине на группировки, центром которых было почитание определенного авторитета (1-4 глава); грех кровосмесительства, возникший в общине (5 глава); судебные тяжбы между членами общины и блуд с храмовыми проститутками (6 гл); вопросы семейной жизни (интимные отношения, развод, безбрачие) (7 гл); участие в языческих пирах (8 гл); авторитетность апостольства Павла (9 гл); порядок в общине Коринфа: головные уборы женщин, проведение Вечери Господней, разные дары в церкви, говорение на языках на богослужении (11-14 гл); главная надежда христиан – не благополучие на земле, а воскресение при Втором Пришествии Господа (15 гл).

Каждое письмо касалось уникальных проблем, возникавших в местной общине. Послание не является просто размышлением апостола. По тем темам и вопросам, которые он поднимает мы можем понять, какие проблемы были актуальны для определенной общины. Некоторые из этих проблем имеют общий характер, а некоторые относились к местным особенностям конкретной общины, и было бы ошибкой применять их ко всем христианам всех городов и стран.

ОСОБЕННОСТИ КОРИНФА

Коринф был особенным городом древнего мира. Он являлся одним из крупнейших торговых центров, через который проходили значительные товарные пути. Он был столицей провинции и даже некоторое время соперничал с Афинами за контроль колоний и торговли. В нем, каждые два года проходили альтернативные Олимпийским – Истмийские игры, включавшие в себя гимнастические, конные, поэтические и музыкальные состязания.

Город имел два порта, свои собственные колонии и был очень дорогим для проживания. Он был наполнен людьми разных наций и народов.

Главным храмом города в акрополе являлся храм богини любви и плодородия Афродиты, при котором находилось более тысячи храмовых проституток, обслуживавших торговцев и путешественников. Стоит отметить, что женщины соответствующего образа жизни ходили с непокрытыми головами, более того, с распущенными волосами. В культуре древнего мира Коринф славился разгульным образом жизни, как город культа плодородия с его многочисленными пирами и развратом. В связи с этим даже появилось новое слово в греческом языке – «коринфовать», означавшее разнузданный образ жизни. Когда в греческих театрах на сцене появлялся персонаж из Коринфа, он, фактически всегда был пьян, что ярко иллюстрирует имидж этого города в древнегреческой культуре.

Можно представить с какими проблемами сталкивалась христианская община, находящаяся в таком контексте и состоявшая из жителей этого города, которые привыкли к определенному образу жизни Коринфа. Поэтому становится понятным почему такие проблемы, как связь с проститутками (6 гл), разврат, не вызывающий никакой реакции общины (5 гл), пьянство на Вечери (11 гл), и участие в языческих пирах плодородия (8 гл), являются актуальными для христиан, привыкших жить в таком городе.

С этим контекстом связан и вопрос о покрытии головы женщинами в церкви.

ПОКРЫТИЕ ГОЛОВЫ

Покрытие головы в публичных местах считалось общепринятым обычаем во многих древних культурах. Явиться без головного убора приличной женщине на людях считалось постыдным и неприличным. Аналогичным позором для женщины было стричь волосы. Женщина должна была растить волосы всю жизнь и никакие стрижки не были допустимы.

Это вполне понятно и жителям России. На Руси этот обычай также имел место. Появиться на публике или позволить себя увидеть постороннему человеку без покрытой головы являлось стыдом и позором для женщины. Это хорошо отражено в известном слове, выражающем стыд и позор – «опростоволоситься», т.е. позволить себя увидеть себя без покрытой головы, «простоволосою». Общепринятые нормы приличия требовали от женщины иметь нестриженные волосы и покрывать волосы при всяком выходе за пределы дома.

Апостол, касаясь этого вопроса так же ссылается не на тексты Писания, а на реалии культуры и нормы приличия. Павел пишет: «Всякая жена, молящаяся или пророчествующая с открытою головою, постыжает свою голову, ибо это то же, как если бы она была обритая» (1 Кор. 11:5)

Сегодня женщины большинства стран, в том числе и в России, могут ходить по улице и бывать в общественных местах без головного убора. Это не воспринимается как неприличное поведение, поскольку современная культура не имеет такого критерия приличия.

Более того, апостол утверждает, что «если жена не хочет покрываться, то пусть и стрижется; а если жене стыдно быть остриженной или обритой, пусть покрывается» (1 Кор. 11:6)

Стричь волосы и ходить с непокрытой головой являлись равнозначными неприличными действиями, поэтому Павел их соединяет вместе. Если женщина стрижется, то это такой же позор для нее как и ходить с непокрытой головой. Сегодня мы стрижем свои волосы и это касается как мужчин так и женщин. Однако, если мы захотим буквально соблюдать тексты этого послания, то мы должны так же принимать, что стричься для женщины неприлично и позорно. Не смотря на это, церкви полны христианок со стрижками и никому не приходит в голову осуждать их за аморальность. Хочу еще раз подчеркнуть, что оба эти действия (непокрытая голова и стрижка), в равной степени являются аморальными и постыдными с точки зрения древней культуры.

Поэтому Павел вновь и вновь приводит «культурные», а не Божественные аргументы в пользу этой практики: «Рассудите сами, прилично ли жене молиться Богу с непокрытою головою? Не сама ли природа учит вас, …если жена растит волосы, для нее это честь, так как волосы даны ей вместо покрывала?» (1 Кор. 11:13-15)

Он ссылается на «приличия», «природу», призывает христианам Коринфа «самим рассудить» и не противостоять общепринятой практике.

В заключении своей аргументации, он опирается на традицию покрытия головы, как на последний аргумент: «А если бы кто захотел спорить, то мы не имеем такого обычая, ни церкви Божии» (1 Кор.1 1:16). Обычай, приличие, природа – вот основания для соблюдения данной практики, с точки зрения апостола Павла.

Читая его рассуждения, мы можем прийти к заключению, что в общине Коринфа некоторые женщины, как «свободные во Христе» от обычаев мира, решили отказаться от принятых норм приличия и не покрывать голову. Апостол пытается убедить их в том, что христиане не должны отказаться от всех норм культуры и должны в своем обществе быть приличными людьми.

Данный христианский принцип действует и сегодня. Очевидно, что если с точки зрения культуры 21-го века христианки будут выглядеть неприлично и аморально, то это вряд ли будет соответствовать христианским принципам. В тех восточных странах, где общепринятой нормой приличия для женщины является покрытие всего тела и головы, христианки так же должны соответствовать этому, чтобы не было порицаемо имя Христово и чтобы их и их веру не воспринимали как аморальную. То есть, во всех странах мира мы, как христиане, должны быть приличными людьми и не нарушать норм морали общества, если это не противоречит Слову Божьему.

В заключении хотелось бы отметить, что покрытие головы в древнем мире не было религиозным правилом, а касалось повседневной жизни в обществе. Во всех публичных местах женщина должна иметь покрытую голову, и соответственно, так же и в церкви. Если бы сегодняшние нормы приличия в нашей стране требовали бы, чтобы женщина всегда покрывала голову и никогда не стриглась, то и христианкам необходимо было бы держаться этого, поскольку это было бы приличным.

Сегодня христианки всех континентов и стран должны быть образцом приличия и морали для всего общества. Но дело в том, что в разных странах эти нормы приличия разные. Поэтому и христиане в разных странах разные – верные Богу и верные нормам приличия своего общества, если они не противоречат первому.

Покрывать ли сегодня женщинам голову в церкви? Согласно словам Павла, в той культуре, где это обязательный обычай для всех женщин, нужно это делать. В иной культуре в этом нет необходимости. Вокруг вас женщины стригущие волосы и ходящие с непокрытой головой и это не считается аморальным и неприличным? Если так, то вам нет необходимости покрывать голову, ни на улице, ни в церкви.

Этот же вопрос, но немного под другим уголом, рассмотрен в другом материале нашего сайта -->


Константин Чумаков


Здесь = > другие