Поминальные дни в году православные календарь. Родительская суббота. Поминальные дни и православный календарь



Родительские субботы в 2017 году посвящены именно почитанию усопших. Человека стоит помнить, нужно помнить и после смерти. И близкие могут поминать их, для этого и существуют родительские субботы. Это несколько специальных дней, начало которых приходится на 18 февраля. Даты поминальных суббот смещаются, поэтому стоит ежегодно обновлять календарь.

У каждой семьи есть кто-то умерший, есть по кому плакать и кого поминать. Православные посвящают поминальным службам несколько особых дней, которые зовутся поминальные субботы в 2017 году. Их даты постоянно смещаются, поэтому стоит ежегодно следить за календарем.

Поминальные субботы

– будет 18 февраля, первая и наиболее торжественная среди поминальных суббот. Главная задача дня, напомнить всем о приближении страшного суда. Если посмотреть церковные хроники, некогда первые христиане сами ввели эту традицию, когда 18 февраля пошли молиться, желая упокоения своим мертвым родственникам и друзьям.




Сохранилась традиция семейных сборов, когда верующие накрывают столы, готовят приборы усопшим тоже, словно те могут действительно прийти и присоединиться к трапезе. Интересно, как это перекликается с учением, что у Господа равны все, как усопшие, так и живые. Мертвых для него нет.

Ее считают 2 седьмицей, ведь 11 марта уже идет Великий пост. Родительские субботы для православных, большое событие для церкви. Проходит масштабная служба, посвященная всем усопшим христианам, неважно, когда они покинули сей мир. Также храмы служат особые панихиды по просьбам верующих.

Считается 3 седьмицей, ведь пост еще продолжается и по ним высчитывают день для поминальной субботы. Он посвящен также поминанию всех умерших членов семьи, также друзей и других христиан, придерживавшихся православия. Церковь посвящает им свои службы.

Считается 4 седьмицей, здесь нужно стать особенно близким с родными, не только живыми, но и умершими. Вспоминать их, день для покаяния, воспоминаний, благодарения. Ведь умершие жили, дарили свою любовь, заботу, они не ушли впустую. Оставили следы в сердцах близких. Смерть не должна навек разделять родных, и церковь учит людей не бояться ее, а принимать как неизбежное, помогая христианам. Усопших провожать и облегчать им дорогу там молитвами, а живых призывает поддерживать друг друга.




День, предназначенный именно для посещения кладбища. Остальные субботы поминания были только в церкви. В люди посещают богослужение, также Литургию и полную панихиду, которые проводят храмы, затем уже едут к кладбищу.

Важно! Кто посещал кладбище наверно видели на некоторых могилах кроме цветов кусочки хлеба, сладости или даже стакан водки, бутылки. Родные оставляют это для своих умерших родственников. Многие полагают, так принято. Однако церковь решительно против. Усопшим важны лишь молитвы, человек приходит в мир голым, не имея материальных благ, и уходит также. Ему уже не нужна ни еда, ни тем более водка. Подобный обычай ввели в СССР.

Конечно, детям часто оставляют игрушки, сладости, в этом нет для церкви ничего крамольного, но оставлять водку или черный хлеб нельзя. Покойным родным нужна лишь память близких, их молитвы и службы. За могилкой конечно стоит ухаживать, следить за оградкой, полоть весной, чтобы не поросла травой, посещать иногда. Но приносить что-то дорогое или еду не стоит. Дорогие вещи приманят воришек, а еда только испортится. Тем более водку нельзя наливать или оставлять бутылки. Это некрасиво и не имеет к поминальным обычаям отношения.




Алкогольное поминание же разрешается церковью, но это лишь вино и то немного. Радоницу отмечают на территории кладбища, это давний обычай.

Считается, что тогда апостолы рассказывали о Спасителе всем язычникам, также иудеям, называя его великим Судьей для всех живых и всех мертвых. Господь Всевышний именно в эту субботы готов выслушать молитвы томящихся в Аду.

Раньше тогда поминали только пострадавших на Мамае, лишь позже молились обо всех умерших, исключая только самоубийц. Можно посещать кладбища, устраивать скромные, поминальные трапезы. Церковь зовет не забывать о умерших. Главная задача в , вспомнить всех, кто погиб, отстаивая православную веру или за нее.

А, он не только веселый праздник, день Победы, когда стоит радоваться и вспоминать славные заслуги предков, но и одна из родительских суббот будет 9 мая. Интересно, что этот день не является субботой, хоть отмечен церковным календарем наряду с остальными субботами. Тогда поминают жертв войны, не обязательно лишь сороковых годов и не только солдат, но и мирных жителей, которые тоже заплатили жизнями за славный день.

Родительские субботы все с подвижными датами, кроме 9 мая, он закреплен. Поэтому не всегда выходит на субботу.




Важно! Увы, если у вас есть кто погиб самовольно, то нельзя молиться о нем наравне с другими погибшими внутри храма. Только дома. Также нельзя писать имена самоубийц и отдавать священнику. Неважно, знает он о факте смерти или нет. Всевышний ведь видит и обман не поможет погибшему. Но самим молиться за несчастных самоубийц можно. Дома, вспоминая и прося прощения за них у Бога. Ведь церковь считает самоубийство страшным грехом.

Христиане верят, душа вечна. И она переживает несколько воплощений. Когда умирает тело, его нужно хоронить, проводить специальные поминальные службы. А душе дать время проститься с родными, оставить землю и уйти дальше. Помочь живые родственники могут лишь одним: молитвами. Причем молиться нужно веря в силу слов, от души.

Так люди напоминают Господу о своем мертвом родственнике, просят для него покоя и снисхождения. Ведь каждый человек – грешен, нет абсолютно святых и безгрешных людей. Каждому есть, за что просить прощения. Умерший уже не может молиться сам, он полагается на родственников и их молитвами становится все ближе к Отцу.




Поэтому церковь специально отделяет от поминальных дней. Молиться в момент поста нельзя, только в определенные, выделенные церковным календарем дни. Тогда и сами священники молятся об усопших, помогая своим прихожанам.

Поминальные субботы требуют серьезного отношения, христиане обычно ждут их весь год, особенно у кого в семье есть самоубийцы, ведь за них молиться нужно осторожно, чтобы не прогневить Всевышнего больше. Церковь не одобряет разгул и пьянки, особенно для дней поминания, когда люди принимают много алкоголя и под конец уже сами не помнят, зачем собрались.

Родительские поминальные субботы в 2017 году (православные дни поминовения усопших)

Православный календарь — это обязательная и неотъемлемая часть жизни верующих людей.

Заглянув в него, можно узнать даты великих постов и праздников, а также распланировать свой график на последующий год — рабочие, выходные, посадочные, постные и поминальные дни.

Родительские субботы в 2017 году имеют четко установленные даты. Если нет времени сходит в церковь и поставить свечку, то надо обязательно съездить на могилы усопших. Отвезти цветы, прибраться и выказать дань почтения. Родительских суббот в течение года не много, но они позволяют остановиться в повседневной суете и вспомнить, хотя бы на минуту, о тех людях, которые были и остаются для нас очень дорогими. Важно иметь в сердце весь смысл Великого поста, и ограничивать себя в слабостях.

Родительские субботы в 2017 году

Родительскими днями называются специальные дни, в которые принято вспоминать усопших людей.

. 9 мая 2017 года , вторник - день памяти по погибшим в Великой Отечественной войне.

Июньская Родительская суббота предшествует великому празднику Троице и выпадает на 3 июня.

11 сентября 2017 года , понедельник - день поминовения усопших православных воинов

Что нужно делать в родительский день

Довольно большое количество народу посещает родных и близких на кладбище именно в праздник Пасхи. Многие, к сожалению, придерживаются кощунского обычая сопровождать посещения умерших пьяным диким разгулом. А те, кто не делает так, очень часто даже не знают, когда в Пасхальные дни можно (и нужно) поминать усопших.

Первое после Пасхи поминовение почивших совершается на второй пасхальной седмице (неделе), после Фомина воскресенье, во вторничный день. А распространившаяся традиция ходить на кладбище в сам праздник Пасхи, остро противоречит установлениям Церкви: до девятого дня от Пасхи поминовение умерших совершать нельзя. Если же человек уходит в мир иной на Пасху, тогда его хоронят по особому пасхальному чину.

Как и многие православные священнослужители, священник Валерий Числов, настоятель храма в честь Успения Пресвятой Богородицы на Успенском кладбище Челябинска, предостерегает от необдуманных поступков и от прочих действий, совершенных по незнанию в праздник Радоницы:

«Следует помнить, что кладбище — это место, где следует вести себя с благоговением, Печально видеть, как некоторые люди пьют там водку и поют мирские песни. Кто-то крошит на могильный холм хлеб и яйца, льёт спиртное. Устраивают порой настоящий разгул. Всё это напоминает скорее языческие тризны и неприемлемо для христиан. Если уж мы взяли на кладбище еду, лучше раздать её нищим. Пусть они помолятся за наших усопших, и тогда Господь, возможно, пошлёт какое-нибудь утешение нашим родным»

Придя на кладбище в праздник Радоницы, нужно зажечь свечку и совершить литию (усиленно помолиться). Для совершения литии во время поминовения умерших, следует пригласить священника. Также можно прочесть Акафист об упокоении усопших. Затем надо прибрать могилу, немного помолчать, вспоминая почившего.

Не нужно пить, и есть на кладбище, недопустимо лить спиртное на могильный холм - эти действия оскорбляют память мертвого. Традиция оставлять на могилке рюмку водки с хлебом является пережитком языческой культуры и не должна соблюдаться в христианских православных семьях. Еду лучше отдать нищим или голодным.

Во 2-ю, 3-ю и 4-ю седмицы Великого поста в храмах совершается особое сугубое поминовение усопших. Эти дни именуются родительскими субботами.

Нередко эти особые дни поминовения усопших называют «вселенскими родительскими субботами». Это неверно. Вселенских поминальных суббот две: Мясопустная (в субботу, предшествующую Неделе о Страшном суде) и Троицкая (в субботу, предшествующую празднику Пятидесятницы, или называемому еще праздником Пресвятой Троицы – дню рождения Церкви Христовой).

Основной смысл этих «вселенских» (общих для всей Православной Церкви) заупокойных богослужений – в молитве за всех преждепочивших православных, независимо от их личной близости нам. Это дело любви, не разделяющей мир на своих и чужих. Основное внимание в эти дни – всем тем, кто соединены с нами высшим родством – родством во Христе, и в особенности тем, кого некому помянуть.

Для преимущественного поминовения лично нам дорогих людей существуют другие родительские субботы. В первую очередь это 2-я, 3-я и 4-я субботы Великого Поста, и кроме них – установленная в Русской Православной Церкви Димитриевская родительская суббота, которая изначально была предназначена для поминовения воинов павших в Куликовской битве, но постепенно стала общим поминальным днем.

Эта поминальная служба выпадает на субботу, предшествующую памяти вмч. Димитрия Солунского – святого покровителя кн. Дмитрия Донского, по предложению которого после Куликовской битвы и было установлено ежегодное поминовение воинов. Но со временем память воинов-освободителей была вытеснена в народном сознании, что весьма прискорбно, превратив Димитриевскую поминальную субботу в один из «родительских дней».

Родительские субботы в 2017 выпадают на следующие даты:

  • Вселенская родительская суббота (мясопустная)– 18 февраля 2017 г.
  • Суббота 2 седмицы Великого поста – 11 марта 2017 г.
  • Суббота 3 седмицы Великого поста – 18 марта 2017 г.
  • Суббота 4 седмицы Великого поста – 25 марта 2017 г.
  • Поминовение усопших воинов – 8 и 9 мая 2017 г.
  • Радоница– 25 апреля 2017 г.
  • Троицкая родительская суббота в 2017 году – 3 июня 2017 г.
  • Дмитриевская родительская суббота – 4 ноября 2017 г.

Почему «родительские»? Ведь мы поминаем не только родителей, но и других людей, зачастую никакими родственными узами с нами не связанных? По разным причинам. В первую очередь даже не потому, что родители, как правило, вперед своих детей покидают этот мир (и поэтому тоже, но не это главное), а потому, что вообще первоочередной долг наш молитвенный – за наших родителей: из всех людей, чья временная земная жизнь окончена, мы в первую очередь должны тем, через кого мы этот дар жизни получили – родителям и прародителям нашим.

Разумеется, поминовение покойных не ограничивается несколькими днями. Панихиды служить можно, за редким исключением, круглый год, но есть такие субботние дни, в которые Церковь призывает всех своих чад объединяться в молитве о своих усопших. Чего греха таить – мы иной раз подзабываем поминать своих покойных даже на домашней молитве (родителей еще помним, но чем старше становимся, тем больше таких людей, которые оставили след в нашей жизни, да и покинули этот мир, а память наша, наоборот, слабеет), я уж не говорю о том, чтобы пойти в храм и на панихиду за них подать. Вот и нужны такие дни, когда больше некогда откладывать.

Есть и другой аспект заупокойного поминовения, отразившийся в наименовании этих суббот «родительскими»: родовая традиция, родовая связь поколений, связь живых и усопших, связь между собой живых, объединенных общими усопшими предками, общезначимыми для рода личностями, событиями, памятными местами. Это аспект общечеловеческий, дохристианский, находивший в древности мифологическое и ритуальное оформление в различных языческих культах, реминисценции которых поныне проглядывают в «народном православии».

И тут очень важно с одной стороны не путать христианскую традицию с вплетенным в нее языческим наследием, аккуратно выявляя и удаляя последнее, с другой же – бережно относиться к родительским субботам как средству единения людей именно потому, что христианская традиция поминовения усопших помогает осмыслить единство человеческого рода в Отце Небесном, к усыновлению Которому мы все призваны.

Люди осознают, «чьих они будут» в ограниченном плане близких и дальних родственников, задумываются (во всяком случае, получают повод задуматься) о том, что было в их роду достойного принятия и передачи, а что стоит помнить лишь для того, чтобы по наследственной предрасположенности не повторить.

Однако это – лишь начало, отправная точка осознания единства человеческого рода, произошедшего от прародителей, сотворенных Богом по Своему образу и подобию. Осмысление всечеловеческого родства по плоти должно возводить к осмыслению родства в Боге; ограниченное единство по плоти – опорная точка для стремления обрести всечеловеческое единство во Христе. И если этого не происходит, нет речи о единстве христианском. Это единство языческое, даже если осуществляется оно между людьми, принадлежащими к Церкви Христовой. Оно языческое по духу.

Кровь, родственные узы, национальная идентичность, геополитическое единство – все это прекрасно, пока не становятся приоритетной ценностью, а то и самоцелью. А вера православная, религия, Церковь как институт низводятся тогда на уровень «главной государственной скрепы», которую защищают, да, но защищают в соответствующем духе – языческом, кощунственно используя православную атрибутику, подстраивая ее постулаты под абсолютизированные ценности преходящего мира.

Родительские субботы, посвященные нашим покойным – людям, опередившим нас в преставлении от мира суетного к жизни вечной, напоминают нам о главном: род наш – Божий (во-первых, по происхождению человека, по сущности его богоподобной природы, во-вторых, по родству во Христе, в Которого мы крестились и в Которого облекаемся жизнью по Его заповедям, освящаясь в Таинствах), и отечество наше – на небесах (Флп. 3; 20), а все земное ценно настолько, насколько оно способствует исцелению души, ее преображению по образу Создавшего (Кол. 3; 10).

Суббота – последний день седмицы. Это день, завершающий седмичный цикл, который начинается не понедельником, как это принято считать в быту, а воскресеньем, или «неделей», по-славянски – днем, когда ничего не делают. По первому дню – название всей седмицы: «неделя». Понедельник, соответственно, – первый день по неделе, вторник – второй и т.д., а суббота (слово, сохраняющее схожесть с еврейским «шаббат») – заключительный день седмицы, как это и было в ветхозаветную эпоху, с той лишь разницей, что «неделание» перенесено на «неделю», т.е. на День Господень – на воскресенье. Но в память о субботнем покое именно в этот последний, завершающий, заключительный день седмицы принято по Уставу поминать усопших.

Субботой заключается седмичный цикл, но за этим днем – воскресный день – восьмой (число, символизирующее вечность) по отношению к предыдущему воскресенью – первому дню. Вот так: от Воскресения Христова к всеобщему Воскресению всех от века почивших – всех: праведных и грешных, верующих и неверующих… для разной участи в вечности в зависимости от того, кто кем оказался Христу по жизни (как сказал когда-то прот. Владимир Цветков: «Мы на Страшном суде будем не ужасаться, а удивляться» ).

Смерть по плоти – лишь «промежуточная станция» на пути к всеобщему воскресению из мертвых. Главный смысл заупокойных текстов – преодоление во Христе смерти вечной в устремленности к всеобщему Воскресению.

Этот смысл подчеркнут самим установлением Дмитриевской субботы, изначальное предназначение которой – в заботе о душах воинов, которые пали в сражении за достоинство жизни, понимаемое в свете Откровения – того достоинства, которое человек обретает по мере осознания себя образом Божиим, посильно уподобляясь Первообразу.

Хорошо бы не забывать изначальный смысл установления этой поминальной субботы и хоть сколько-нибудь оправдывать принесенную за нас жертву, прилагая усилия в становлении христианами, помня, что христианство, согласно свт. Василию Великому, это «уподобление Богу в той мере, в какой это возможно для природы человеческой».

Дни особого поминовения усопших в 2017 году по канонам православной церкви смещаются относительно Пасхи. Исключением является один день, характерный только для России.

Дни, когда Церковь особо вспоминает умерших, на Руси традиционно называют родительскими субботами . День субботы считается днем покоя, поэтому мы молимся об упокоении своих близких и всех от века умерших православных христиан со святыми. Родительскими субботы названы потому, что поминаем мы чаще всего своих умерших родителей и прямых предков. Почти все дни поминовения определились в церковном календаре еще во времена первых христиан.

ВСЕЛЕНСКАЯ РОДИТЕЛЬСКАЯ СУББОТА (МЯСОПУСТНАЯ) в 2017 году приходится на 18 февраля . Основанием для установления Вселенского поминовения в этот день послужило то, что в следующее воскресенье вспоминается Страшный суд и Второе пришествие Христово. Кроме этого, во время подготовки к Великому посту в этот день христиане призваны возлюбить всех преждеусопших и вспомнить, что мы с ними находимся в едином Теле Христовом.

2-я, 3-я, 4-я СУББОТЫ ВЕЛИКОГО ПОСТА, приходятся в 2017 году соответственно на 11 марта, 18 марта и 25 марта.

Кроме вселенского поминовения усопших, совершаемых в некоторые родительские субботы, Церковь совершает вселенские панихиды в субботние дни 2-й, 3-й и 4-й седмиц Великого поста. В эти дни Церковь молится об оставлении христианам "вольных и невольных прегрешений… и вечном их упокоении со Святыми".

Радоница занимает особое место в годичном круге церковных праздников, этот день находится сразу после Светлой седмицы, что призывает христиан не страдать по поводу смерти близких, а радоваться их рождению в вечную жизнь.

В этот день совершается такое же заупокойное богослужение, как и во Вселенскую Родительскую Субботу. Сближает эти дни поминовения и то, что они размещаются в церковном круге за неделю до поста. Троицкая родительская суббота предваряет Апостольский или Петровский пост.

ДИМИТРИЕВСКАЯ СУББОТА в 2017 году приходится на 4 ноября и совпадает в этом году с праздником во имя Казанской иконы Божией Матери.

Димитриевская суббота была установлена Дмитрием Донским после Куликовской битвы, в это день Церковь исторически вспоминает всех православных воинов.

В последние годы получил распространение еще один день поминовения воинов – 9 мая , в память о тех, кто пострадал в лихие годы Великой Отечественной Войны. Это день не утвержден Церковью, традиция только формируется.

У восточных христиан есть традиция устроения еще одной поминальной субботы – перед днем Покрова. В 2017 году она приходится на 7 октября .

Все даты приведены по новому стилю.

Во все дни можно осуществить поминовении крещеного в Православной Церкви усопшего за Литургией. Для этого заранее подаются специальные записки, называемые в просторечии «Обедни об упокоении».

Об упокоении можно заказать в монастырях Неусыпаемую Псалтирь , что издавна считается великой милостынью за усопшую душу.

Так же существует обычай заказывать панихиды , которые можно служить не только в храмах, но и на кладбищах.

Есть еще один вид поминовения, заупокойная лития , может совершаться мирянином на кладбище или дома.

Существует древняя традиция освящения кутьи – особой поминальной трапезы, которую после освящения вкушают дома с молитвой.

Кроме этого, у православных христиан широко распространено поминовение усопших с помощью подачи милостыни . Особо в этом ряду стоит подача «на канон» , то есть приношения мирянами в храм продуктов на трапезу священнослужителей, распределение продуктов трудящимся в храме и нуждающимся.

4.9 (97.02%) 228 votes

Что делает душа усопшего в течение 9 и 40 дней, как следует молиться о здравии и за упокой душ близких, что говорили святые отцы о такой молитве и как помочь тем, кто не задумывается о своем спасении?

В ответ на накопившиеся вопросы читателей приводим развернутую информацию о грядущих днях особого поминовения усопших – родительских субботах, подборку уместных цитат святых отец от инокини Ливии и сведения о том, как следует молиться о тех, кого лишь условно можно назвать православными людьми.

Искренняя молитва способна растопить даже самый холодный лед…

Поминовение усопших – особенная традиция, свойственная Православию, и отличающая его от многих других религиозных течений, в том числе христианских. Например , декларируя формальное следование своей версии Библии, полностью отвергают поминовение умерших и все связанные с этим ритуалы.

В субботу 2 марта – за неделю до начала Великого поста – перед Мясопустной седмицей (масленичной неделей) для православных установлен день особого почитания памяти усопших.


На службу в пятницу под Вселенскую Родительскую субботу и в саму субботу женщины в храм надевают только темные платки.

Из семи дней в году, предназначенных для усиленного поминовения предков, особняком стоят две Вселенские поминальные субботы : Мясопустная и .

Основной смысл Вселенских (общих для всей Православной Церкви) заупокойных богослужений – в молитве о спасении душ всех почивших православных христиан, независимо от их личной близости к нам. Вспомните родителей, пращуров: не пропустите службу и помин!


На Рогожском во время родительских суббот и молебнов всегда оживленно

«И мы были такими же, как вы, и вы будете такими же, как мы»

Так говорят своим посетителям тихие братские усыпальницы в обособленном иноческом государстве на горе Афоне. Для монахов особенно чувствительна, по соответствующему образу жизни, эта неразрывная связь видимого и невидимого мира, когда все внутреннее духовное устремление направленно к восходу в тот будущий невидимый и неведомый мир, который неизбежно встретит каждого из нас и определит свое место на бесконечные веки.


«…В этот день творим мы память всем человеком, скончавшимся от века в вере и благочестии, того ради, что многие безгодную подъяли смерть: в море, и непроходимых горах, стремнинах и пропастях, от глада и запаления, от брани и студения, и иным образом смерть претерпели. Посему, человеколюбия ради, святые отцы память сим творить от Соборной Церкви узаконили, апостольское предание приемлюще.

В субботу же память душам творим, потому что суббота – день покоищный, на покой от житейских соблазнов приходят усопшие. Повелели святые отцы за усопших творить поминание, глаголя, что милостыни и службы великую тем подают ослабу и пользу.


Поминальный крест в селе Слободищи, установленный силами Рогожских казаков

Повесть о том святого Макария Великого.

Спрашивал святой Макарий, обретши на своем пути сухой череп нечестивого елина: имеют ли когда во аде некоторую ослабу.

Тот же отвечал ему, многую ослабу имеем и мы, когда христиане за усопших своих творят молитвы. И Григорий многословый молитвою царя Траяна из ада избавил. И богомерзского Феофила Феодора царица святых ради исповедник мужей от муки исхитила.

Глаголет же Великий Афанасий, аще и святой жизни человек скончается, не отрицайтесь милостыни и свечи на гробе, Христа Бога призывая, запалить, приятно то есть Богу и многое приносит воздаяние. Если грешен человек – разрешаются прегрешения, если праведен – большую мзду приемлет.

Поминальная молитва, размещенная Рогожскими казаками на одном из своих поклонных крестов

Говорят святые отцы, что познают в месте светлом души друг друга, всех знают, и тех, кого раньше никогда не видели, как учит о том свт. Иоанн Златоуст, представляя притчу о богатом и Лазаре. Но видят не телесным, а некоторым иным образом и единый имеют все возраст.

Глаголет о том Великий Афанасий:

И до общего Воскресения даровано святым познавать друг друга и веселиться. Грешники же сего лишаются. Ведомо же есть, что в местах отличных души праведных и грешных пребывают. Праведные упованием радуются, грешные же чаянием злых мучатся и печалятся. Но сие только еще отчасти, а не совершенным образом, до общего Воскресения.


Крест, установленный на Рогожском кладбище по проекту атамана Рогожской казачьей станицы в память о всех захороненных на кладбище старообрядцах

Подобает и то знать, что крещенные младенцы, аще так представятся, вечной пищи насладятся, некрещенные же и язычников, ни в Царство, ни в геену не пойдут, но есть им особое место. Как отходит душа от тела, ни единого земного попечения уже не помнит, но лишь о тамошних печется.

Третины по усопшим творим, того ради, что в третий день человек вида своего изменяется.

Девятины потому, что в девятый день все тело растекается, хранится одно лишь сердце.

Сороковой день – когда уже и сердце погибает.


Не стоит бояться смерти, нужно жизнь свою готовить к суду Страшному

В зачатии же так бывает младенцу: в третий день живописуется сердце. В девятый составляется плоть. В сороковой – совершенный вид воображается. Богу нашему слава, ныне и присно, и во веки веком, аминь.» (Постная Триодь, синоксарь на Мясопустную субботу).

Наставляя нас к духовному ведению, напоминают святые отцы о том, что единый последний смертный час, как придет, так и определит всю ценность прожитой человеческой жизни. Чтобы готовы были встречать тот час светлым разумом, верою и упованием. Великая восстает тогда брань, на границе вечности.

Знают лукавые духи, что решается ныне первый суд о душе человеческой и со страшной силой нападают они на ту душу, чтобы удержать ее себе. Нет тогда уже времени покаяния тяжким нераскаянным грешником, но ясно обнаружат они, другим на страх и в назидание, все внутренне свое непотребство, от лукавых мыслей и дел, которое хранили они в этой жизни в тайниках лицемерных сердец.


Поминальный крест, установленный Рогожскими казаками, выполненный по авторскому проекту Димитрия Власова

Многие земные деспоты и богохульники умирали в страшных муках и исступлении ума, как, например, Ульянов-Ленин, который, по свидетельству очевидцев, в последние часы никого уже не узнавал и просил прощения в своей комнате у шкафов и стульев, за совершенные преступления.

Про одну известную американскую актрису есть повествование, что, умирая, она велела подать ей самое любимое платье, и так и умерла, вцепившись в него даже зубами непреодолимою железной хваткой.


Рогожское кладбище. Фото диакона Александра Говорова

Другой – еврейский банкир, на глазах у ошарашенных наследников, сумел, с невероятною для последних минут жизни ловкостью и скоростью, извлечь из тайника под собственным матрасом и заглотить драгоценную кладку с алмазами…

Когда же поняли, в чем было дело и попытались принять супротивные меры, последний алмаз был уже погребен у него в утробе. С тем и умер.

Говорят святые отцы, что вся эта жизнь, как долгая дорога, несет человек то, что по ней собирает. Если грехи и страсти – в свое место, добродетели и стремление к совершенству – в свое. Сколько кому и куда не идти, все приходят к одному своему могильному холмику.


Старинный гроб-домовина, который предусмотрительные старообрядцы старались изготовить себе еще при жизни

Никогда нельзя забывать об этом, но, в благочестивом размышлении, вспоминать и думать о непостоянстве нынешнего века, в котором и самый премудрый человек не может точно знать за себя самого – что готовит ему нынешний день или ночь, и не ждет ли его нынче же вечность. Посему еще и узаконили для нас учителя церковные поминальные субботние дни, чтобы мы глядели на них душою, как на зеркало, в котором отражается наша вечная духовная сущность и, памятуя об этом, отступали от всякого греха.

Урал. Поклонный крест в городе Реж на месте старообрядческого кладбища

Как правильно молиться О здравии и За Упокой?

Некоторое время назад на Рогожском состоялся заказной молебен преподобному Паисию Великому. Богослужение возглавил предстоятель РПСЦ высокопреосвященнейший митрополит Корнилий.

В преддвери очередной Родительской субботы мы решили привести несколько важных мыслей о правилах и практике моления в РПСЦ за тех, кто находится в Церкви и вне ее ограды.

Молитва всему голова

Благочестивая традиция заказывать молебны по тому или иному поводу испокон веков присуща православным христианам, однако в последнее время на Рогожском такие дополнительные службы случаются не так часто, как раньше.

Несмотря на то, что богослужение добавляет еще около полутора часов к и без того долгой воскресной службе, всегда находится немало желающих присоединиться и написать записки о здравии (молебнов за упокой не бывает).

Возглавляет молебны сам владыка Корнилий, причем часто является и их организатором. Например, во время постов, особенно Великого, он объявляет молебны почти каждое воскресенье.


Великопостный , организованный по инициативе Митрополита Корнилия

Помимо мирских забот самым большим недостатком сложившейся практики в Москве является отсутствие информации о таких молебнах заранее. Самые активные прихожане слышат о планах посредством сарафанного радио утром, а некоторые – уже после проповеди владыки. Какому святому и по какому поводу состоится богослужение – обычно сразу обрастает взаимоисключающими версиями… В итоге далеко не все присутствующие на Литургии знают, что сразу после службы представится хорошая возможность сугубо помолиться за свою родню, а значит – не стоит спешить уходить из храма.


Проповедь Митрополита Корнилия после молебна с пожеланием усерднее молиться о мире на Земле

Преподобныи отче Паисие Великий, моли Бога о нас!

В данном случае повод задержаться оказался очень серьезный: был заказан молебен преподобному Паисию Великому , который имеет от Бога благодать облегчать загробную участь православных христиан, умерших без покаяния. Ему же особо молятся и за тех, кто был крещен в православной вере, но по тем или иным причинам удаляется от посещения богослужений и исповеди.


Большой образ преподобного Паисия Великого украшает свод северного фасада

Молитесь о вразумлении прогульщиков

Беглый опрос присутствовавших в храме показал, что люди хорошо знают о всевозможных запретах и ограничениях в отношении лиц, которых мы вправе указать в записках о здравии и за упокой, однако далеко не все помнят о своих «правах». Напоминаем теперь и читателям «Старообрядческой мысли»: в Церкви существует законный способ молитвы и за тех, кто не ходит в храм.

Совет Митрополии РПСЦ, состоявшийся 4-5 февраля 2015 года, напомнил в своем постановлении о древней святоотеческой практике, согласно которой старообрядцам не возбраняется совершать молебны о здравии в том числе инославных и отлученных. Помимо домашней молитвы для этого предназначены заказные молебны.

О церковной молитве за инославных и отлученных

8.1. Не возбранять священнослужителям совершать молебны о здравии инославных и отлученных, руководствуясь наставлением апостола Павла: «Прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков, за царей и за всех начальствующих, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте, ибо это хорошо и угодно Спасителю нашему Богу, Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1 Тим. 2, 1–4); а также толкованием святаго Иоанна Златоустаго: «Не бойся молиться за язычников; и Он (Бог) этого хочет. Бойся только проклинать других. Потому что этого Он не хочет. А если надобно молиться о язычниках, то очевидно и об еретиках, потому что обо всех людях надобно молиться, а не преследовать их» (Творение св. Иоанна Златоуста. Толкование на 1 послание к Тимофею апостола Павла. Беседа 6, том 11, стр. 659).

Материал по теме