Позиционные чередования гласных фонем. Позиционные чередования

В формах слова коза, козе, козу, коз, в словах козлы, козёл , козерог корень один и тот же. Но мы произносим то [з] (коза, козлы), то [з"] (козе, козерог), то [с] (коз), то [з°] (козу) или [з"°] (козёл). Первый гласный тоже не один и тог же: [о] (козлы, коз), [а 0 ] {коза, козе, козёл), [а] {козерог). Нс одинаков и первый согласный: перед [а 0 ], [э] это [к] {коза, козерог), а перед [о] это [к 0 ] (козлы, коз). Такая мена звуков, занимающих одно и то же место в одной и той же морфеме, но в разных словах или разных словоформах, называется чередование м. Заменив [з] на [с] (или наоборот) в словах ко[за, ко[са, мы не получим чередования: корни здесь разные. В слове вожжи может произноситься [ж"] и [ж]. Варианты слова тоннель и туннель различаются звуками [а 0 ] и [у], но это не чередование, а варьирование звуков в одной и той же словоформе.

Чередования могут быть позиционными и непозиционными. II о з и ц и о н и ы е чередования связаны с определенными позициями, вызываются ими. У фонетических чередований позиции (т.е. условия появления того или иного звука) фонетические - начало и конец слова или слога, соседство других звуков, положение в ударном или безударном слоге: подруг]а - дру[ к], [игры - с[ъгран, вя[зать - свя[ска, и[а]р - п[ъ*ры - п[э]ровой. У морфологических чередований позиции морфологические - положение перед определенной морфемой (суффиксом или окончанием), принадлежность слова к тому или иному морфологическому классу: ре[ка - ре[ч]ной (перед суффиксом -"-), лю6"]йть - л/о[бл"]/6 (перед окончанием 1-го лица ед. ч.), тй[хо - тй[шь (у сущ. III скл.).

Позиционные чередования могут не знать исключений в данной языковой системе. Такие чередования называются позиционно о б у с л о в л е н н ы м и: например, фонетическое чередование шумного звонкого согласного с глухим на конце слова (гла[з]а - гла с]) или перед глухим шумным (гла[з]а - гла[с]ки) морфологическое чередование [г||ж] перед суффиксом прилагательных -//- (подру[г]а - дру[ж]ный), перед глагольным суффиксом -и- (подру[г]а - дру[ж]йтъ) или перед окончаниями глаголов II спряжения (подру[г]а - дру[ж]у , дру[ж]ишъ и т.д.).

Позиционные чередования, знающие исключения, называются позиционно прикрепленными. Например, фонетическое чередование твердого зубного согласного с мягким в позиции

перед мягким зубным (мо[с]т - мо[с"]тик) нс обязательно на стыке приставки и корня (ра[с } ]тесать и ра[с]тесать ), в начале слова ([с"тена и редко [с]тена), после твердого согласного (шер[с"тъ и гиер[с]тъ ); морфологическое чередование [о||а] перед глагольным суффиксом -ыва-/-ива - (отколет - откалывает , выходит - выхаживает , сносит - снашивает , уловит - улавливает и т.п.) знает исключения: топчет - притаптывает и и/л/- топтывает , хлопает - прихлопывает и др.

Кроме позиционных, бывают и такие чередования, которые не имеют ни фонетической, ни морфологической обусловленности: подру[г]а - дру[з"]я, све[ т] - освет"]атъ, засо]хнуть - зас[ы]хатъ - зас[у]шйть. Это непозиционные чередования, которые связаны только с конкретными словами.

Фонетическое позиционно обусловленное чередование - это чередование звуков, относящихся к одной фонеме. Фонетическое позиционно прикрепленное чередование может быть чередованием звуков, относящихся к одной фонеме, и чередованием фонем. Так, если отступления от позиционного чередования закреплены в отдельных словах, лексикализованы и обязательны для говорящих, то такие чередования представляют собой чередования фонем. Например, чередование [н"||н] перед твердым зубным (ко[н"] - кб[н]ный, Каза[ н"] - каза[нский> испа[н"]ец - испа[цы) знает исключение: ию[ и"] - ию[н"]ский. Следовательно, это чередование звуков представляет собой чередование фонем /н"||н/. Если отступления от позиционного чередования необязательны, факультативны, то такие позиционно чередующиеся звуки рассматриваются как представители одной фонемы. Например, чередующиеся ударный [а] с безударным [и э ] после мягкого согласного (п["а]тый - п[и э ]так,р[ г з]д - р[и э ]ды) представляют фонему /а/, несмотря на то, что в словах типа спекулятивный , ассимилятивный в предударном слоге наряду с [и э ] встречается произношение ["а].

Морфологические и непозиционные чередования фонем называются историческими чередованиями.

Фонетические позиционные чередования могут быть двух типов: а) чередования, образующие параллельные ряды, не имеющие общих членов; б) чередования, образующие пересекающиеся ряды, имеющие общие члены.

Приведем схематическое изображение этих двух типов чередования в позициях Р 1 и Р/.

Например, фонемы /р/, /л/ образуют параллельные ряды звуков, чередующихся в разных позициях:

Фонема /р/ представлена рядом позиционно чередующихся звуков [р||р°||р]. Фонему /л/ представляет ряд [л||л°||л]. При этом

в каждой позиции /р/ и /л/ представлены разными звуками, эти фонемы различаются во всех позициях.

Фонемы /б/, /п/ образуют пересекающиеся ряды чередующихся звуков:

Совпадение двух или нескольких фонем в определенной позиции называется нейтрализацией. В позиции нейтрализации эти фонемы реализуются одним и тем же звуком. Так, фонемы /б/, /п/, реализуясь разными звуками, различаются перед гласными и нейтрализуются на конце слова, где они реализуются одним и тем же звуком.

Позиционно обусловленные звуки объединяются в одну фонему. М. В. Панов приводит пример позиционного чередования звуков в соответствии с предлогом с перед существительными:

Последнее чередование легко проверить: одинаково произносится оказался Щукарём и оказался с Щукарём. Объясняется это тем, что перед [нГ] звук [с] должен замениться на [ш"]; получился бы согласный тройной длины [ш"нГнГ], так как [ИГ] = [ш"ш"]. Такие звуки в русском языке невозможны: на месте [щ"иГцГ] произносится [ш"ш").

Фонема /с/ реализуется следующим рядом позиционно чередующихся звуков: [с | с° || с" || з || з" || ш || ж || ш" | ж"|| -]. Следовательно, фонема может быть представлена звуками, совершенно не похожими один на другой (например, [с°] и [ж"]), в том числе нулем звука.

  • См.: Панов М. В. Современный русский язык. Фонетика. М., 1979.

§1. Понятие позиционного чередования

Удивительно, но в повседневной жизни мы регулярно сталкиваемся с разными языковыми процессами. В этом уроке поговорим об одном из них. Рассмотрим такое явление, как позиционное чередование звуков (гласных и согласных). Отметим сразу, что речь пойдет о фонетическом процессе, а не о правописании.

В потоке речи звуки, которые мы произносим, претерпевают различные изменения. Почему это происходит?

Дело в том, что звуки одной и той же морфемы (части слова) попадают в разные позиции: сильную или слабую.

Позиционное чередование – замена одного звука другим при изменении его позиции в слове.

Сильная позиция – это такая позиция, при которой звук отчетливо произносится в слове, а на письме передается соответствующим знаком (буквой).

Слабой позицией считают ту, в которой звук слышен нечетко, не произносится совсем или произносится с изменениями. В этом случае написание слова отличается от его произношения.

Давайте посмотрим на транскрипцию таких слов:

а ро́ с ] и [зной]

Теперь запишем эти слова с соблюдением правил орфографии:

м о ро з , зной

Обратите внимание, написание первого слова значительно отличается от его звучания, а второе слово пишется так же, как слышится. Это значит, что в слове «мороз» первый гласный и последний согласный звуки оказались в слабой позиции.

§2. Позиционные чередования согласных звуков

Выясним, какие позиции являются сильными и слабыми для гласных и согласных звуков.

Не изменяется, находится всегда в сильной позиции согласный [й].

Сильной позицией для твердых и мягких согласных является их положение:

на конце слова: ты[л] и тю [ л "];

перед гласными: [ д]уб и [ д "] ело ;

перед твёрдыми согласными: ба[н ] ка и ба[н"]ка.

Слабой для твердых и мягких согласных является позиция :

перед мягкими согласными: например, в слове пи[с"м "] енный;

перед [ш"], [ч"]: например, в слове бараба[н"ш"]ик.

Глухие и звонкие согласные тоже имеют свои слабые и сильные позиции .

Звуки [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [р], [р’], [й] не имеют глухой пары, поэтому для них нет слабых позиций.

Сильными позициями для остальных согласных по глухости/звонкости являются положения:

перед гласными: воло [ с]ы или [ з ] убы;

перед согласными [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [р], [р’], [й], [в] и [в"] : например, в словах[з]лой и [ с ] лой, [з]венеть .

Слабые позиции :

в конце слова: парово[с];

перед глухими и звонкими согласными (кроме [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [р], [р’], [й], [в] и [в"]): пово[с ] ка.

§3. Позиционные чередования гласных звуков

Теперь рассмотрим позиционные чередования гласных звуков.

Сильной позицией для гласного всегда является ударное положение, а слабой, соответственно, безударное:

в[а]р[ о́ ]та

Зачастую подобное чередование характерно только для гласных о и е .

Сравним:

м[о́]крый – м[а]кро́та и м[у́]дрый – м[у]дре́ц

Существуют особенности и в произнесений звуков, которые на письме обозначаются буквами Е, Ё, Ю, Я.

Для чего нужно знать случаи позиционного (фонетического) чередования звуков? Необходимо это знать для развития орфографической зоркости.

Если не знать этих процессов и не узнавать их в словах, то можно допустить ошибку в применении той или иной орфограммы или при морфологическом разборе слова.

Одним из самых наглядных доказательств этого утверждения является правило :

Чтобы не ошибиться в написании согласной в корне слова, нужно подобрать родственное или изменить данное слово так, чтобы после проверяемой согласной стояла гласная.

Например, ду[п] – ду[б]ы.

§4. Краткие итоги урока

Теперь повторим еще раз то, что мы узнали о таком фонетическом процессе, как позиционное чередование звуков.

Чередование – замена одного звука другим.

Позиционное, т.е. зависящее от позиции звука в слове.

Важно запомнить:

Позиционное чередование звуков не отражается на письме!

Для звуков характерны сильные и слабые позиции.

В сильной позиции звук произносится отчетливо и передается на письме соответствующей (своей) буквой.

Для гласных сильным является положение под ударением.

Для мягких и твердых согласных сильная позиция – положение на конце слова, перед гласным или перед твердым согласным.

Для глухих и звонких согласных сильными выступают позиции также перед гласной и перед согласными сонорными [м], [м’], [н], [н’], [р], [р’] [л], [л’], [в], [в"] и [й].

В остальных случаях в потоке речи звуки изменяются, чередуются – это слабые позиции.


Что называется позиционным чередованием звуковых единиц? Когда можно утверждать, что звуковые единицы позиционно чередуются?
Будем исходить из понятия чередования. Чередование всегда обнаруживается в составе определенной морфемы. Если одна и та же морфема в разных словах (или в разных формах одного слова) имеет частично неодинаковый звуковой состав, то налицо чередование. Крутить - кручу. Формы одного глагола, у них один корень; значение его в этих двух формах одинаково; звуковой состав тоже частично одинаков: есть общая часть кру-, но последний звук этого корня в одной форме [т’], в другой [ч’]. Это и есть чередование.
Чередование в корне крут-/кручотражено на письме. Но есть чередования, в написаниях слов не запечатленные. Например, орфография не отражает чередование в формах слов моро[с] -моро[з]ы; но все равно это - чередование.
Позиция - условие произношения звуков. Есть, например, такие позиции: гласные - под ударением, в безударном слоге после мягкого согласного, перед [л], перед паузой, согласные - на конце слова, перед [э], перед мягким зубным, после сонорного согласного. Каждый звук в слове находится в какой-либо позиции.
Некоторые чередования обусловлены позицией, и они называются позиционными. Например, мена
[з] на [с] происходит на конце слова перед паузой. Действительно: моро [з] ы - моро [с], расска [з] ы -
расска[ с], ро[з]а - ро[с1, ва[з]а - ва[с]; черногла [з] а - черногла [с], чума [з] ый - чума [с], си [з] ый - си [с]; погря [з] ла - погря [с], замер [з] ла - замер[ с], обле [з\ли - обле [с], заведующий хо [з’] яйством - завхо [с], Камский авто [з] авод - КамА [с], высшее учебное [з]аведение - ву\с]. Нет слова, нет формы слова, в которых [з], попав на конец слова, не заменялся бы глухим [с].
Сама по себе, с чисто акустической или артикуляционной стороны, пауза вовсе не требует, чтобы шумный согласный перед нею был глухим. Есть много языков (украинский, сербскохорватский, французский, английский), где конечный шумный остается звонким. Чередование обусловлено не акустической или артикуляционной природой звука, а законами данного языка.
На основании чего мы заключаем, что чередование позиционно? Может быть, мы принимаем во внимание артикуляционную и акустическую наглядность взаимодействия звуков? Например, зубной перед мягким зубным сам должен быть мягким (в русском литературном языке), ср.: хвост - хво [с’] тище, куст - ку [с’] тистый, отпускать - отпу [с’] тить и т. д.
Но мнение о необходимости наглядно-очевидного уподобления звуков друг другу - неверно. Для того, чтобы признать закономерность позиционного чередования, звуковое сходство необязательно. Как частный случай оно возможно, но именно как частный. Есть случаи, когда фонетическое чередование является живым, действующим, позиционным, но сходства между звуками, вступившими во взаимодействие, нет.
Пример. В русском литературном языке [о] (ударный гласный) в первом предударном слоге после твердого согласного заменяется гласным [а]: новый - новее, дом - дома, стой - стоять и т. д. Чередование позиционно. Однако никакой акустической необходимости в таком чередовании нет. Нельзя даже сказать, что [о] заменяется в безударном слоге звуком [а], потому что [а] артикуляционно слабее, чем [о] (это объяснило бы, почему в слабых безударных слогах уместно иметь [а]). Напротив, [а] требует большего раствора ротовой полости, т. е. более энергичной артикуляции.
Вообще представлять (в качестве общего закона) причину звукового чередования в том, что один звук требует акустического или артикуляционного приспособления к себе другого звука,- большое заблуждение. Итак, о том, что позиция требует определенного чередования, догадаться по акустическо-артикуляционной сущности звуков нельзя.
По какому же надежному признаку можно отделить позиционные чередования от непозиционных? Только по одному: позиционные чередования не знают исключений. Если появляется позиция N2 вместо N1, то всегда происходит мена звука а на звук Р; естественно причиной мены считать позицию N2.
Напротив, если позиция N2 в одних словах сопровождается появлением р (вместо а), а в других не сопровождается (а остается без замены), то позицию N2 нельзя рассматривать как причину чередования ее|| р. Не она его обусловливает. Поэтому чередование, которое знает исключение, не является позиционным.
Следовательно, позиционное чередование может быть объяснено двояко: это чередование, которое осуществляется в данной языковой системе без исключения; это чередование, обусловленное позицией. Оба определения тождественны по своей сути.
Находиться в позиционном чередовании могут разные звуки, имеющие совершенно непохожие характеристики. Например, чередуются [о] (гласный среднего подъема, заднего ряда, лабиализованный) и [а] (гласный нижнего подъема, среднего ряда, нелабиализованный). Значительные качественные различия не мешают им быть чередующимися звуками (табл. 4):
Таблица 4

Примеры
Позиция
Члены
чередования

Дома, новее, стоять
Ударный слог
Первый предударный слог после твердого согласного

Исключений нет, т. е. нет случаев (среди общеупотребительных полнозначных слов русского литературного языка), когда во второй позиции сохранялся бы гласный [о], следовательно, чередование позиционно.
Звук может чередоваться с нулем (табл. 5):
Таблица 5

Позиция Члены
чередования
Примеры
Перед паузой 1и] стой, строй, герой, свой
После гласного перед глас нуль стоит, строит
ным [и] герои, свои
§10. Позиционные изменения гласных звуков
Чередование гласных звуков зависит в первую очередь от их положения по отношению к ударному слогу. В нём гласные звучат наиболее отчётливо, поэтому позиция гласного в ударном слоге называется сильной . В сильной позиции различаются следующие гласные: [а] – [дам], [о] – [дом], [э] – [эм] (название буквы), [ы] – [дым], [и] – [им], [у] – [ум].

В безударных слогах гласные произносятся менее отчётливо, короче, поэтому положение гласного в безударном слоге называется слабой позицией. Сравним произношение корневых гласных в словах бегать, бежать, выбежать . В первом случае гласный [э] находится в сильной позиции, в ударном слоге, поэтому слышен чётко. Его нельзя перепутать ни с каким другим. В словах бежать и выбежать гласные в корне находятся в слабой позиции, т.к. ударение переместилось на другие слоги. Мы уже не можем сказать, что в этом случае слышим гласный [э], т.к. его звучание ослабляется, уменьшается в продолжительности, и его произношение приближается к [и]. Причём в слове выбежать гласный произносится ещё короче, теряя свои основные признаки. Такое позиционное изменение гласных называется редукцией .

^ Редукция – это ослабление произношения гласного, связанное с изменением его долготы и качества звучания в слабой позиции. Редукции подвергаются все гласные в безударных слогах, но степень редукции и её характер различны для разных гласных. Различают редукцию количественную и качественную .

При количественной редукции гласные хоть и произносятся не так ясно, теряя часть долготы (т.е. изменяясь количественно), но не утрачивают своего основного качества, не становятся совсем неясными: п у ть – п у ти ́ – п у тево ́ й; л и́ ца – л и цо ́ – л и цево ́ й; пр ы́ гнуть – пр ы жо ́ к – вы ́ пр ы гнуть . Количественной редукции подвергаются гласные верхнего подъёма [и], [ы], [у]. В любой позиции они произносятся достаточно узнаваемо.

При качественной редукции изменяется сам характер звучания гласных: они теряют своё основное качество, становясь практически неузнаваемыми. Так, в словах болеть и враги нет гласных [о] и [а], встречающихся в сильной позиции ([бол`], [врак]). Вместо них произносится звук, похожий на ослабленный [а], а следовательно, для него нужно своё обозначение - [] (а-палатка). В слове цена гласный звук в слабой позиции похож одновременно на [ы] и [э]. В транскрипции он обозначается [ы э ] ([ы] с призвуком [э]). Если сравнить слова болевой , враждовать , ценовой , оказывается, что гласные в корнях, находясь достаточно далеко от ударных слогов, становятся совсем короткими, неразличимыми. В транскрипции такой гласный обозначается [ъ] (ер). (Кстати, изменения в слабых позициях зависят не только от удалённости от ударного слога, но и от положения гласного после твёрдого или мягкого согласного. Так, в той же позиции, что и болеть, враги , в слове часы произносится звук, средний между [и] и [э] - [и э ], а в слове часовой - звук, обозначаемый [ь] (ерь)).

Таким образом, в зависимости от положения гласного по отношению к ударному слогу, выделяются 2 типа качественной редукции: их называют 1-я степень редукции (или 1-я слабая позиция) и 2-я степень редукции (2-я слабая позиция).

1-й степени редукции подвергаются гласные, находящиеся в таких позициях:

а) 1-й предударный слог: [пл`а́] (поля) , [трва́] (трава) , [п`и э та́к] (пятак) , [шы э сто́й`] (шестой) ;

б) 1-й неприкрытый слог, независимо от удалённости от ударного слога: [д`и́н] (один) , [д`ино́к`ий`] (одинокий) , [ы э та́ш] (этаж) , [ы э тжы]́ (этажи) ;

в) рядом стоящие одинаковые гласные (так называемое «зияние» гласных): [зл`э́т`] (заалеть) , [нгро́т] (на огород) .

2-й степени редукции подвергаются гласные в остальных случаях:

а) 2-й, 3-й и т.д. предударный слог: [кърнда́ш] (карандаш) , [къръндшы́] (карандаши) , [с`ьд`ина́] (седина) , [т`ьл`и э фо́н] (телефон) ;

б) все заударные слоги: [ма́мъ] (мама) , [ло́жъч`къ] (ложечка) , [мо́р`ь] (море) , [бо́р`ьмс`ь] (боремся) .

Обозначение в фонетической транскрипции гласных, подвергающихся качественной редукции, можно схематично представить так:

Напомним, что гласные [и], [ы], [у] качественной редукции не подвергаются, поэтому в фонетической транскрипции они в любой позиции будут обозначаться [и], [ы], [у]: [л`ис`и́цъ] (лисица) , [к`ирп`ич`и́] (кирпичи) , [с`и́н`ий`] (синий) , [рыч`а́к] (рычаг) , [рыч`и э жо́к] (рычажок) , [лы́сый`] (лысый) , [кукуру́зу] (кукурузу) .
Вопросы и задания


  1. Чем обусловлено позиционное чередование гласных?

  2. Что такое редукция? С чем она связана?

  3. Назовите типы редукции. Чем они отличаются?

  4. Какие гласные подвергаются количественной редукции?

  5. В чём суть качественной редукции?

  6. С чем связано существование двух степеней качественной редукции?

  7. Как изменяются и обозначаются гласные 1-й степени редукции? гласные 2-й степени редукции?

  8. Измените слова или подберите к ним однокоренные так, чтобы гласные, находящиеся в сильной позиции, сначала оказались в 1-й слабой, а затем во 2-й слабой позиции: дом, шесть, царь, тянется, целый, тёмный .

  9. Определите позиции гласных звуков. Затранскрибируйте слова. Разделите их на слоги: водянистый, беззаботный, шестерёнка, явление, замёрзший, праздник, язык, счастье, вокзал, незабудка .

  10. Какое фонетическое явление лежит в основе появления омофонов: компания – кампания, посветить - посвятить, шила – шило, поласкать – полоскать, чистота – частота ? Затранскрибируйте слова.

  11. Прочтите слова. Сделайте их буквенную запись: [л`у ́ л`къ], [й`и э нта ́ р`], [р`и э шэ ́ н`ий`ь], [б`и э р`о ́ скъ], [й`и э ш`:о ́ ], [ръзр`и э д`и ́ т`], [цы э по ́ ч`къ], [пъдр жа ́ т`] . Во всех ли случаях возможен только один вариант буквенной записи?

  12. Затранскрибируйте текст 1 . Укажите случаи количественной и качественной редукции. Дайте полную характеристику гласных звуков в подчёркнутых словах.
^ Однажды Незнайка гулял по городу и забрёл в поле. Вокруг не было ни души. В это время летел майский жук. Он сослепу налетел на Незнайку и ударил его по затылку. Коротышка кубарем покатился на землю. Жук в ту же минуту улетел и скрылся вдали. Незнайка вскочил, стал оглядываться по сторонам и смотреть, кто это его ударил. Но кругом никого не было.

(Н.Носов)

§11. Позиционные изменения согласных звуков
Позиционные чередования согласных связаны с положением звука в слове, а также с влиянием звуков друг на друга. Как и для гласных звуков, для согласных тоже существуют сильные и слабые позиции. Однако совпадать или различаться в звучании согласные могут по двум признакам: по звонкости-глухости и по твёрдости-мягкости. Позиция, в которой различаются парные согласные, называется сильной.

Обычно сильные позиции по звонкости-глухости и твёрдости-мягкости не совпадают, однако в положении перед гласным звуком согласные различаются по обоим признакам. Такая позиция называется абсолютно сильной . В ней можно выделить следующие согласные: [д] – [дом] (дом) , [д`] – [ид`о́м] (идём) , [т] – [ток] (ток) , [т`] – [т`ок] (тёк) , [з] – [зонт] (зонт) , [з`] – [з`о́рнъ] (зёрна) , [с] – [сом] (сом) , [с`] – [с`олъ] (сёла) , [б] – [бо́дръ] (бодро) , [б`] – [б`о́дръ] (бёдра) , [п] – [пот] (пот) , [п`] – [п`отр] (Пётр) , [в] – [вол] (вол) , [в`] – [в`ол] (вёл) , [ф] – [фон] (фон) , [ф`] – [ф`о́дър] (Фёдор) , [г] – [гол] (гол) , [г`] – [г`э́н`ий`] (гений) , [к] – [кот] (кот) , [к`] – [тк`от] (ткёт) , [м] – [мол] (мол) , [м`] – [м`ол] (мёл) , [н] – [нос] (нос) , [н`]- [н`ос] (нёс) , [р] – [роф] (ров) , [р`] – [р`оф] (рёв) , [л] – [лот] (лот) , [л`] – [л`от] (лёд) , [х] – [хот] (ход) , [х`] – [х`и́трый`] (хитрый) , [ж] – [жок] (жёг) , [ж`:] – [ж`:от] (жжёт) , [ш] – [шок] (ш ок) , [ш`:] – [ш`:о́к`и] (щёки) , [ч`] – [ч`о́лкъ] (чёлка) , [ц] – [цо́кът] (цокот) , [й`] – [й`ок] (йог) .

Кроме абсолютно сильной позиции, существуют сильные позиции для разных групп парных согласных. Так, для шумных согласных, парных по звонкости-глухости, сильными являются ещё и следующие позиции:


  • перед сонорным согласным: [с`л`ит`] – [з`л`ит`] (слить – злить) , [про́с`ит] – [бро́с`ит] (просит – бросит) , [см`и э й`а́с`] – [зм`и э й`а́с`] (смеясь – змеясь) , [кнут] – [гнут] (кнут – гнут) ;

  • перед [в], [в`]: [двр`э́ц] – [твр`э́ц] (дворец – творец) , [зв`эр`] – [св`эр`] (зверь – сверь) .
В выделении сильных позиций для согласных, парных по твёрдости-мягкости, существуют определённые трудности, связанные, во-первых, с изменением норм произношения (сравните устаревшее [т`п`ит`] (отпить) и нормативное [тп`ит`]), а во-вторых, - с возможностью вариантов произношения (сравните [с`м`эх] и [см`эх] (смех) , [д`в`эр`] и [дв`эр`] (дверь) и т.д.). В научной литературе иногда встречаются противоречивые сведения, касающиеся сильных позиций по твёрдости-мягкости, поэтому ограничимся лишь перечислением тех позиций, на которые необходимо опираться учителю начальных классов:

  • в конце слова: [кон] (кон) – [кон`] (конь) , [м`эл] (мел) – [м`эл`] (мель) , [трон] (трон) – [трон`] (тронь) ;

  • перед твёрдым согласным: [л`и́нкъ] (Линка) – [л`и́н`къ] (линька) , [мост] (мост) , [про́з`бъ] (просьба) . Для зубных согласных – ещё и перед мягкими губными, что связано с допускаемой орфоэпическими нормами вариативностью: [с`м`ат`] – [см`ат`] (смять) , [т`в`о́рдый`] – [тв`о́рдый`] (твёрдый) ;

  • для [л] и [л`] – все позиции сильные: [ма́л`въ] (мальва) – [млва́] (молва) , [плз`а́] (ползя) – [н`и э л`з`а́] (нельзя) .
К позиционным изменениям согласных, находящихся в слабых позициях, относятся оглушение и ассимиляция.

Оглушение связано с тем, что в русском языке в конце слова не может быть произнесён звонкий согласный: [гр`ип] (грипп или гриб ) , [л`эс] (лес или лез ), [сток] (сток или стог ), [нош] (нож или нош – Р.п. мн.ч.), [п`ат`] (пять или пядь ) и т.д. При изменении слова, когда соответствующий согласный попадает в сильную позицию, становится ясно, есть ли позиционное чередование в данном слове: [гр`ип] – [гр`ибы́] (гриб – грибы) – [п] // [б], [л`эс] – [л`э́зу] (лез – лезу) – [с] // [з], [сток] – [стга́] (стог – стога) – [к] // [г] и т.д.

Ассимиляция – это уподобление звуков друг другу в пределах одного фонетического слова. Ассимиляция происходит в результате того, что артикуляция одного из рядом стоящих согласных распространяется и на другой. Взаимодействие звуков, вследствие которого они становятся одинаковыми, называется полной ассимиляцией ([ж:ат`] – сжать , [б`и э с:на́] – без сна , [уч`и́ц:ъ] – учиться ). Обычно в результате такой ассимиляции образуются так называемые долгие звуки.

Взаимодействие звуков, вследствие которого они становятся схожими только по какому-нибудь одному артикуляционному признаку, называется неполной (или частичной) ассимиляцией : [ло́шкъ] (ложка) – ассимиляция по глухости, [кос`т`] (кость) – ассимиляция по мягкости.

Различают следующие разновидности ассимиляции:

а) ассимиляция по мягкости [з], [с], [н] перед [д`], [т`], [н`]: [хво́с`т`ик] (хвостик) , [пл`э́з`н`ьй`ь] (полезнее) , [и́н`д`ий`ь] (Индия) , [ка́н`т`ик] (кантик) ;

б) ассимиляция по мягкости [н] перед [ч`], [ш`:]: [н`а́н`ч`ит`] (нянчить) , [го́н`ш`:ик] (гонщик) ;

в) ассимиляция по твёрдости: [й`и э нва́рск`ий`] (январский) (ср. [й`и э нва́р`] (январь) ), [с`т`и э пно́й`] (степной) (ср. [с`т`эп`] (степь) ).

Вообще же, в случае возникновения затруднений, связанных с наличием или отсутствием ассимиляции по твёрдости-мягкости, лучше всего обратиться к соответствующей справочной литературе, например, Орфоэпическому словарю русского языка.


  • по месту и способу образования . При такой ассимиляции артикуляция предыдущего согласного подстраивается под артикуляцию последующего: [ш:ыт`] (сшить) , [з:а́д`и] (сзади) , [ры́ц:ъ] (рыться) – полная ассимиляция; [ч`ш`:э́тнъ] (тщетно) , [лу́тшый`] (лучший) – частичная ассимиляция.
Отметим, что подвергаться ассимиляции по звонкости-глухости и твёрдости-мягкости могут только парные по этим признакам согласные.
Вопросы и задания

  1. Чем обусловлены позиционные чередования согласных?

  2. Почему для разных групп согласных выделяются разные сильные позиции?

  3. Что такое абсолютно сильная позиция для согласных?

  4. Назовите сильные позиции по звонкости-глухости.

  5. Назовите основные сильные позиции по твёрдости-мягкости.

  6. Почему для сонорных согласных все позиции по звонкости-глухости – сильные? Почему для [ч`], [ш`:], [ж`:], [й`], [ц] все позиции по твёрдости-мягкости – сильные?

  7. С чем связано оглушение? Приведите свои примеры.

  8. Из перечисленных согласных укажите такие, которые могут находиться в абсолютном конце слова: [й`], [ш], [ж], [м], [м`], [з], [з`], [т], [т`], [с], [с`], [д], [д`], [г], [г`], [к], [к`] . Cвой ответ мотивируйте примерами.

  9. В одном из школьных учебников по русскому языку приводится такое правило: «В конце слова звонкие и глухие парные согласные произносятся одинаково глухо». Оцените данное утверждение. Как можно его откорректировать?

  10. Что такое ассимиляция? Охарактеризуйте ассимиляцию по звонкости-глухости, по твёрдости-мягкости, по месту и способу образования. Приведите свои примеры на разные виды ассимиляции.

  11. Прочитайте текст. Укажите: а) согласные, находящиеся в абсолютно сильной позиции; б) согласные, находящиеся в сильной позиции по звонкости-глухости, в) согласные, находящиеся в сильной позиции по твёрдости-мягкости:
Петух сделал вид, что не понял обидных слов, и, чтобы показать своё презрение дерзкому хвастунишке, громко захлопал крыльями, вытянул шею и, страшно раскрыв клюв, пронзительно заорал своё единственное ку-ка-реку. (Д.Мамин-Сибиряк )

  1. Можно ли узнать значение данных слов в транскрипции вне контекста: [кот], [мак], [глас], [трут], [л`эс`т`], [в`и э с`т`и ́ ], [сй`эст] ? Какие варианты возможны? Какое фонетическое явление создаёт омофоны в этом случае?

  2. Затранскрибируйте слова. Выявите все случаи ассимиляции: дождь, редкий, отгадать, лётчик, сжечь, расшалиться, сдать, подсадить, расти, отчизна, здесь, подцепить, сказка, болезнь, нянчиться, песчаный, вселять, снять, обсчитать, винтик, мужчина, груздь, детство, общий .

  3. Затранскрибируйте текст. Выявите случаи ассимиляции. Охарактеризуйте слоги и звуки в подчёркнутых словах:
^ Осень

Чувствуя, что красота её начинает отцветать и желая как-то продлить своё лето, Берёзка выкрасилась в жёлтый цвет – самый модный в осеннем возрасте .

И тогда все увидели, что осень её наступила… (Ф.Кривин )

Чередования звуков речи

    Фонетические и исторические чередования.

    Чередования гласных звуков:

    позиционные чередования гласных (редукция);

    комбинаторные чередования гласных (аккомодация).

    Чередования согласных звуков:

    оглушение согласных;

    комбинаторные изменения согласных (ассимиляция).

    Исторические чередования гласных и согласных звуков.

    Фонетические и исторические чередования

Чередование – это регулярная мена звуков речи в пределах одной морфемы: трава – травка, ухо – уши.

Чередования в русском языке могут быть фонетическими и историческими. Фонетические чередования обусловлены действующими в современном языке фонетическими законами, например, законом оглушения звонких согласных на конце слова: сады – сад. В зависимости от причин, вызвавших мену звуков, фонетические чередования делятся на позиционные и комбинаторные. Позиционные чередования объясняются фонетической позицией – местоположением звука в слове (для гласных – ударная или безударная позиция, для согласных – позиция конца слова). Комбинаторные чередования объясняются влиянием одного звука на другой (снес, сшил, сбил ).

Исторические чередования возникали как фонетические, но фонетические законы, которые их обусловили, перестали действовать в языке, а мена звуков сохранилась: друг –дружный – друзья.

    Чередования гласных звуков

Чередования гласных звуков в СРЛЯ могут зависеть от позиции звука по отношению к ударению и от соседства ударного гласного звука с твердым / мягким согласным.

Гласные звуки, находящиеся под ударением, в сильной позиции, т.е. в позиции наибольшего различения дифференциальных признаков, называются гласными полного образования. Они произносятся четко, отчетливо: сад, дом, час, мел. В безударной позиции, которую принято называть слабой, гласные звуки подвергаются изменениям – редуцируются. Редукция (лат. reducire сокращать) – это ослабление гласного звука в безударной позиции, качественное или количественное изменение гласного. Редуцированные (безударные) гласные отличаются от ударных меньшей силой произношения, большей краткостью, менее энергичной артикуляцией.

Качественной редукциии в СРЛЯ подвергаются гласные неверхнего подъема [е, о, а]. Они изменяют свое качество, свои дифференциальные признаки, совпадают в своем звучании с другими звуками в этой же позиции. По отношению к ударению выделяют 2 типа слабых позиций гласных: I позиция – это первый предударный слог или абсолютное начало слова; II позиция – все остальные предударное и заударные слоги. Во II позиции, по сравнению с I, происходит более сильное изменение звука. В результате качественной редукции происходит позиционная мена звуков, образуются пересекающиеся ряды звуков:

[а] [о] (после твердых согласных)

[а] [е] (после мягких согласных)

Сад – сады – садовод

Дом – дома – домовой

Пять – пятак – пятачок

Зелень- зеленый - зеленеть

Количественной редукции в СРЛЯ подвергаются гласные верхнего подъема [и, ы, у]. Они не меняют своих дифференциальных качеств, а становятся более краткими по силе и длительности, менее напряженными. Например, дым – дымок – дымовой, риск – рискнуть – рисковать, пуст – пустой – пустота.

Комбинаторные изменения гласных звуков под воздействием соседних согласных в СРЯ называются аккомодацией (от лат. accommodatio - приспособление). Аккомодация объясняется тем, что органы речи не успевают завершить произнесение одного звука, не успевают возвратиться в исходное положение, как начинают артикуляцию следующего звука. Гласные ударные звуки, оказываясь в соседстве с мягкими согласными, изменяют свою артикуляцию, причем по-разному себя ведут звуки переднего и непереднего ряда.

Гласные непереднего ряда [а,о,у,ы,э] в соседстве с мягкими согласными становятся более передними (продвигаются вперед) в начале, конце или на всем протяжении своего звучания: мат – смят – мать – мять, лук – люк – луки – люки.

Гласные переднего ряда [е,и] подвергаются аккомодации в позиции между двумя мягкими согласными и становятся более узкими, напряженными, закрытыми: спит – пить, пел – пели.

    Чередования согласных звуков

Чередования согласных звуков в СРЛЯ могут зависеть от позиции звука в слове и от соседства согласного звука с твердым / мягким согласным или звонким / глухим согласным.

В позиции конца слова в русском языке возможно произнесение только глухих согласных. Если в конце слова оказывается парный звонкий согласный, происходит его оглушение: дуб, сад, плов, воз.

Чередование согласных звуков под влиянием соседних согласных принято называть ассимиляцией (лат. assimilatio - уподобление). В СРЛЯ действует только регрессивная ассимиляция, когда последующий согласный влияет на предшествующий: лодка, гости. Ассимиляция может быть полной (в этом случае ассимилируемый звук полностью совпадает с тем, которому он уподобляется) и неполной (соответственно, изменяется лишь несколько признаков ассимилируемого звука): сшить, разжать, счет. Чаще всего в русском языке наблюдается неполная ассимиляция по одному признаку: глухости / звонкости или (реже, в некоторых случаях) тверрдости / мягкости: лавка, сдать, стихи, здесь. Причем ассимиляция может наблюдаться как внутри одной морфемы, так и на стыке морфем и даже на стыке слов: резчик, к дому, с жаром.

    Исторические чередования гласных и согласных звуков

Исторические чередования в СРЛЯ не зависят от фонетических условий (позиции в слове, соседдства с другими звуками), чем и отличаются от фонетических чередований. Например: сброс – сбрасывать, пек – печь.

К историческим чередованиям гласных относятся:

е//о: везу – воз, несу – ноша;

е//ё: крест – перекрёсток;

о//а: поздно – опаздывать;

о,а//нуль звука (беглые гласные): сон – сна, день – дня;

а, я//им, ин, ем, ен, м, н: снять – сниму, сжать – сжимать, сожму;

у,ю//ов,ев: плевать – плюю.

К историческим чередованиям согласных относятся:

к//ч//ц: лик- личико- лицо;

г//ж//з: друг- дружный – друзья;

х//ш: ухо – уши;

ц//ч: отец – отечество;

з//ш, с//ш: возить – вожу, носить – ношу;

т//ч///щ: свет – свеча – освещение;

д//ж//жд: водить – вожу – вождение;

ск//щ: плеск – плещет;

ст//щ: свист – свищет;

д,т//с: веду – вести, мету – мести;

б//бл, п//пл, в//вл, ф//фл,м//мл: любить – люблю, лепить – леплю, ловить – ловлю, ломить – ломлю.

Исторические чередования возникали в разные периоды развития языка, по разным причинам. Знание этих чередований помогает нам установить историческое родство многих слов, котрые в СРЛЯ не являются однокоренными: коса - чесать, плоский – площадь, течет – ток.