Преодолеваем трудности при обучении чтению. Преодоление трудности в обучении чтению

Школьникам пришедшим в первый класс приходится преодолевать много трудностей. Это привыкание к новым школьным условиям, урокам и переменам, режиму дня, учителю, к новому коллективу. Помимо всего этого дети овладевают новыми знаниями, умениями и навыками. Один из этих навыков - навык овладения чтением. О преодолении трудностей в овладении навыком чтении рассказывается в статье.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Преодоление трудностей в овладении

навыком чтения.

Школьникам, пришедшим в первый класс, приходится преодолевать сразу несколько трудностей. Это привыкание к новым школьным условиям, урокам и переменам, к новому режиму дня, к учителю и к новому коллективу детей. Помимо всего этого дети овладевают знаниями, умениями и навыками. Один из навыков - это навык чтения.

Навык чтения включает в себя два компонента: техническую сторону чтения и смысловую. Техническая сторона чтения включает следующие компоненты: способ чтения, темп чтения, динамика скорости чтения, правильность чтения. Смысловая сторона чтения включает: выразительность и понимание прочитанного.

Каждый ребенок в процессе овладения навыком чтения вначале читает послоговым способом, т.е. все слова по слогам. Затем короткие слова прочитывает целиком, а более сложные все так же по слогам. Далее большую часть слов читает слитно, и только некоторые послоговым способом. И, наконец, использует синтетический способ чтения, т.е. целыми словами и группами слов.

Правильность чтения необходимо отслеживать на всех этапах овладения навыком чтения.

Осознанность чтения зависит от уровня развития речи ребенка, от круга его интересов и потребностей, жизненного опыта и запаса наблюдений.

В каждом классе есть несколько учеников, которые приходят в школу, либо не умеют читать, либо испытывают трудности в овладении этим навыком. Но даже у читающих детей способы чтения разные. Необходимо работать с ребенком на соответствующем его возможностям этапе, т.е. если он читает послоговым способом, необходимо начитывать как можно больше слогов и слов с небольшим количеством слогов. Тексты небольшие по объёму. Если ребенок читает по слогам и целым словом, то с ним необходимо начитывать слова с простой и сложной слоговой структурой. Объём текстов можно увеличить. Постепенно ребенок начинает читать словами и группой слов. Дальнейшая задача сделать этот способ устойчивым. Образно это можно представить в виде лесенки, по которой поднимается ребенок. Дети по-разному справляются с этой задачей, кто-то пробегает их быстро, а кто-то медленно, задерживаясь на каждой ступеньке. Но ни один из них не может перескочить через одну ступеньку, все проходят эти уровни.

К концу букварного периода ребенок должен подойти с определенным результатом, который фиксируется при проверке техники чтения. Существует специальные нормы, характеризующие уровень сформированности этого навыка. Так, к концу букварного периода темп чтения должен быть 20-25 слов в минуту. Это должно быть плавное послоговое чтение без ошибок. Под ошибками понимаются пропуски, замены, искажения букв и слогов, повторы слов и слогов, неправильная постановка ударения и искажения в окончании слов. Такие требования к навыку чтения предъявляются программой не случайно. С момента окончания букварного периода чтение становится в меньшей степени целью обучения и в большей степени его средством. Подбор материала по другим предметам осуществлен таким образом, что только при выполнении именно этих требований возможно полноценное восприятие учебной информации по предметам.

Если за время букварного периода необходимого навыка чтения достигнуто не было, ребенок усвоил алфавит, но продолжает тратить большие усилия на правильное слогослияние, чтение значительных по объёму текстов становится для него затруднительным, а понимание усложненных грамматических предложений практически труднодоступным. Не владея автоматизированным слоослиянием, дети пытаются угадывать нужный слог, опираются не на навык, а на смысловой и звуковой контекст. Это порождает большое количество ошибок, тормозит дальнейшее совершенствование техники чтения. С такими детьми необходимо продолжить работу, не забегая вперед, не подталкивая его к новому способу чтения, а обрабатывая, автоматизируя навык слогослияния на слоговом материале. Это чтение различных слоговых таблиц, в которых создаются условия для запоминания слогов целиком, как целостной единицы, минуя процесс слияния. Однако такой возможности у ребенка на уроках уже не будет. Процесс обучения чтению по школьной программе закончен. Дальнейший акцент делается на совершенствование навыка, его технической стороны, необходимой для усвоения материала по другим предметам.

Самая первая ступенька на лесенке ведущей первоклассника к овладению навыком чтения – слоговой способ чтения. Итоги этого этапа должны быть следующие:

  1. Для того чтобы ребенок научился слогослиянию, он должен знать образ букв и назвать звук, который соответствует этой букве.
  2. При чтении слога он выполняет следующие операции: узнает букву, произносит соответствующей ей звук, удерживает его в памяти, сливает его со следующим звуком, который, как и первый был «перекодирован» из буквы.
  3. Ошибки на этом этапе могут быть связаны с нетвердым знанием алфавита, недостаточным уровнем произвольного внимания.
  4. При формировании навыка чтения необходимо развивать и личностные качества: положительную мотивацию, самоконтроль и другие.

Следующая ступень – это чтение по слогам, однослоговые слова - целыми словами. Результатом этого этапа должно быть:

  1. Чтение одних слов по слогам, а других целиком, ребенок находится на переходном этапе от слогового способа к синтетическому.
  2. Темп чтения очень неровный, то быстрый, то медленный, так как ребенок выполняет сразу несколько операций: сливает слоги в слова, осознает значение слов, читает слова орфоэпическим способом.
  3. Необходимо формировать навык синтетического способа чтения, усложняя материал постепенно, от чтения слов словосочетаний к чтению предложений.
  4. Основные ошибки возникают оттого, что к ребенку слишком рано предъявляю требования увеличить скорость или читать целым словом.
  5. Необходимо учить ребенка контролировать самого себя при переходе к орфоэпическому способу чтения.

Следующая ступень – чтение целым словом и по слогам.

  1. Существуют различные причины, из-за которых ребенок, умеющий читать слитно, отдельные слова читает по слогам:
  • Отсутствие этого слова в активном словаре школьника.
  • Недостаточно полное понимание значения слова.
  • Наличие четырёх и более слогов в этом слове.
  • Наличие стечения согласных.

Две последние причины составляют наибольшую трудность для первоклассника.

  1. Необходимо одновременно работать и над смысловой, и над технической стороной чтения трудных слов.
  2. Слова, трудные для чтения, лучше воспринимаются, если они написаны отдельно, на карточках.
  3. Проблемные слова необходимо отмечать в тексте и научить это делать ребенка. Благодаря этому, он начинает осознавать свой способ чтения и будет стремиться усовершенствовать его.
  4. Работу над смысловой стороной слова взрослому нужно вести совместно с ребенком. Технику чтения трудных слов ребенок может тренировать самостоятельно.

Безусловно, скорость чтения зависит от того способа, которым читает ребенок. Однако часто ребенок владеет синтетическим способом чтения, но всё равно читает медленно. Почему это происходит?

Существует много причин, тормозящих скорость чтения, среди которых можно выделить семь основных: природный темп деятельности, регрессии, отсутствие антиципации, артикуляция, малое поле зрения, уровень организации внимания, уровень развития памяти. Каждая из перечисленных причин может оказывать влияние на темп чтения.

Природный темп деятельности – это скорость, с которой работают психические процессы: память, внимание, восприятие, мышление, воображение. Темп, являясь врожденным, определяет, насколько быстро человек работает, запоминает, рассматривает, думает, решает, читает.

Регрессии – это возвратные движения глаз с целью повторного чтения уже прочитанного. Этот недостаток - самый распространенный.

Антиципация – это недочитывание слова до конца, угадывание, что это за слово по содержанию (смысловая догадка).

Следующей причиной, тормозящей скорость чтения, может быть недостаточная артикуляторная подвижность речевого аппарата. Артикуляторный аппарат не дает возможности в нужном темпе произносить вслух прочитанные слова.

Глаза человека при чтении находятся только в одном из двух состояний: фиксации (остановка) или смены точек фиксации (движение). Восприятие текста происходит только в момент остановки, или фиксации, глаз. Естественно, что скорость переработки информации в этих условиях зависит от того, какое количество информации будет воспринято в момент остановки взора. Таким образом, повышение скорости чтения – это увеличение объёма воспринимаемой информации при остановке глаз во время чтения.

Роль внимания при чтении так же велика, как и в других видах человеческой деятельности. Умение сосредоточиться, сконцентрироваться в значительной степени определяет эффективность, результативность выполняемой работы. В свою очередь, это умение предполагает некоторое волевое усилие. Если ребенок недостаточно внимателен, то у него будет низкая скорость чтения.

Различают четыре вида памяти: зрительный, слуховой, моторный и смешанный. Дети с хорошо развитой зрительной памятью будут лучше запоминать образы слова, быстрее читать, грамотнее писать.

Примерно 1/3 детей с трудностями в формировании навыка чтения имеют те или иные недостатки в развитии устной речи. В большинстве случаев это дети, у которых наблюдались сложности в процессе речевого развития. Например, поздно начали говорить, долго не выговаривали большое количество звуков, само произношение носило нечеткий характер, речь отличалась скудностью и бедностью речевых конструкций. Такие дети при обучении их чтению составляют группу риска. Поэтому детям, имевшим трудности в процессе становления речи, особенно нужны занятия по её развитию.

Большую роль в становлении чтения играет мотивация. Мотивация побуждает ребенка к чтению, создает некий стимул.

Таковы основные трудности, с которыми приходится сталкиваться ребенку в процессе овладения навыком чтения. Необходимо определить на каком этапе задержался ребенок, и продолжить с ним работу, учитывая его возможности.


МОУ Большесырская средняя общеобразовательная школа

Как преодолеть трудности в обучении чтению

И самое главное, основное - это тренировка памяти, внимания, понимание читаемых текстов и их последующее запоминание.

Но каждый ли грамотный человек действительно умеет «культурно» читать? Каждый ли читающий уверенно скажет, что понимает и запоминает все прочитанное? Что такое читательский талант природный дар или результат упорного труда? Благо или блажь быстрое чтение? А медленное - недостаток или необходимость? Вопросы, вопросы... Мы не всегда задаем их себе, так естественны для многих потребность и привычка раскрывать книгу или газету.

Чем является чтение для учащихся в начальной школе?

Чтение – это то, чему обучают младших школьников, посредством чего воспитывают и развивают. С помощью чего учащиеся изучают большинство учебных предметов.

Что помогает в работе над навыком чтения:

Правильность;

Способ чтения;

Темп, скорость чтения;

Выразительность;

Осознанность и понимание

Какие бывают способы чтения.

Непродуктивные продуктивные

Побуквенное чтение - плавное слоговое чтение

Отрывистое слоговое - плавное слоговое с целостным

прочтением слов

Чтение целыми словами

и группами слов

Анализ школьных учебников показал, что программный материал выстроен таким образом, что он не может научить быстрому чтению ребенка, читающего «с нуля». В нем недостаточно тренировочного материала, темп прохождения программы слишком высок для того, чтобы автоматизировать навык слабочитающего ребенка.

Поэтому, в сложившейся ситуации, школьник сможет успешно учиться, если он до школы овладеет как минимум послоговым чтением со скоростью 20 – 25 слов в минуту.

Текстовые задания учебников по остальным предметам рассчитаны на хорошее владение навыком чтения. Они содержат тексты со сложной звуковой структурой. Не надейтесь, что автоматизация навыка произойдет сама собой. Это сложный процесс. Он может продолжаться у разных детей по – разному, от года до трех и более лет.

Для усвоения слитного чтения слов, ребенок должен соотнести букву с определенным звуком, не смешивая его с другими.

А это значит, что прежде чем учить слогослиянию, необходимо убедиться, что ребенок четко знает все буквы, может называть их без запинки. Кроме того, правильно называет звуки, соответствующие буквам. Умение правильно называть звуки поможет ребенку быстро сливать звуки в слоги, а потом и в слова.

Грубой ошибкой считается способ чтения, при котором ребенок сливает слоги так: пэ – а, пэ – а, па – па.

Послоговой способ чтения

очень медленный темп чтения, пауза между слогами.

Многоэтапность процесса слогослияния

Произнесение соответствующего звука;

Удержание его в памяти;

Слияние его с другим звуком.

Ошибки на этом этапе:

Ребенок путает буквы

НАДО: проанализировать сходство и различие букв, сделать эти буквы из пластилина, палочек, теста и т. д.

Детям, которые пропускают слоги, перепрыгивают через строчку. Хорошо использовать чтение с «окошком».

Листок бумаги 10/15 см. В центре вырезается отверстие, по высоте равное ширине строки, длина – размер слога.

Листок накладывается на строку. Если ребенок теряет строку, можно использовать обыкновенную линейку.

Если ребенок читает короткие слова быстро и целиком, а длинные по слогам, то он находится на переходном этапе чтения – от послогового чтения к чтению целыми словами. Темп чтения при этом очень неровный, то ускоряется, то замедляется.

Для тренировки чтения коротких слов слитным способом, ребенку предлагаются упражнения, где необходимо отыскать какое – либо слово в тексте. Это может быть обычный поиск коротких и часто встречающихся слов, он, она, все, или, так и т. д.

НАПРИМЕР: «Прочитай слова, найди среди них названия овощей».

«Правда ли, что четвертое по счету слово обозначает время года?»

Это доводит до автоматизма чтения коротких слов.

Постепенно переходят к чтению словосочетаний.

Дописать окончание, опираясь на второе слово.

Хмур... небо, весел... песня, пожелтел... листья.

Для расширения поля зрения попросите ребенка сначала прочитать первое слово в словосочетании, а потом, не переводя взора, второе. Взгляд остается неподвижным, ребенок читает второе слово боковым зрением.

Если ребенок читает одни слова целиком, а другие по слогам, он находится на переходном этапе от слогового способа к синтетическому.

Темп чтения неровный – это ребенок выполняет сразу несколько операций: сливает слоги в слова, осознает значение слов, читает слова орфоэпическим способом.

ПРИЧИНЫ, из – за которых ребенок читает не целым словом, а по слогам.

Отсутствие этого слова в активном словаре школьника

Не полное понимание смысла

Наличие четырех и более слогов в слове

Наличие стечения согласных

Трудные слова можно выписать отдельно на карточки.

Выделяйте в учебнике сложные слова карандашом.

ПРИЧИНЫ МЕДЛЕННОГО ЧТЕНИЯ.

1. ПРИРОДНЫЙ ТЕМП ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Это скорость, с которой работают психические процессы;

память, внимание, восприятие, мышление, воображение. Это количество операций, действий, движений, которые выполняет человек за единицу времени. Таким образом, темп, являясь врожденным, определяет, насколько быстро человек работает, запоминает, рассматривает, представляет, думает над решением задачи и, конечно, читает.

Если ребенок не прочитывает необходимый объем в заданный промежуток времени, необходимо определить его природный темп. Лучше это сделать с помощью специального психологического теста, а не опираться на наблюдения.

Определить темп деятельности.

можно с помощью теппинг – теста (секундомер, карандаш, и лист бумаги)

Начертить таблицу, в точности повторяя размер квадратов (4 на 4 см.) а вместе прямоугольник 8 на 12 см.

2) Объяснить ребенку, в какой последовательности их заполнять.

3) При выполнении теста рука должна быть на весу, нельзя облокачиваться на стол.

Положите перед ребенком этот лист с квадратами. Возьмите секундомер и попросите ребенка постучать карандашом по квадратам в указанном порядке, заполняя каждый квадрат просто точками. Пусть представит, что он дятел, который долбит клювом – карандашом дерево – бумагу.

Начинать стучать надо по команде.

На каждый квадрат отводится по 5 секунд, а потом командой «Дальше» дается сигнал перейти к следующему.

Подсчитайте среднее количество точек для шести квадратов (для этого сложите количество точек в каждом квадрате и разделите на шесть)

А теперь посчитайте результаты.

16 точек и меньше – ребенок склонен выполнять любые задания в медленном темпе. Поэтому та скорость, с которой он читает, является для него нормальной (при условии, что способ чтения целым словом). Заставлять его читать быстрее – значит травмировать психику ребенка, создавать для него стрессовую ситуацию.

16 – 20 точек – нормальный средний темп работы

20 точек и больше – ваш «дятел» умеет и может работать в очень быстром темпе.

Если полученный показаточек и выше, то это говорит о том, что медленная скорость чтения обусловлена не врожденным темпом деятельности, а какими – либо иными причинами, при устранении которых ребенок будет читать быстрее.

Этот психологический тест дает нам информацию о работоспособности ребенка.

РАБОТОСПОСОБНОСТЬ – по другому можно назвать выносливостью. Это свойство характеризует время, в течение которого человек может продуктивно, не снижая темпа, выполнять заданную работу.

КАКОЙ УЗОР ПОЛУЧИЛСЯ В КВАДРАТАХ?

Если в первом по счету точки стоят густо, а в других редеют, а разница между первым и последним составляет 10 точек, то ребенок склонен к быстрому утомлению. Значит, занимаясь чтением, или любой другой деятельностью, необходимо делать каждые 15 минут перерывы.

ЕСЛИ У ВАШЕГО РЕБЕНКА МЕДЛЕННЫЙ ТЕМП ЧТЕНИЯ ВЫ МОЖЕТЕ ЕМУ ПОМОЧЬ,

ИСПОЛЬЗУЙТЕ ТАКИЕ УПРАЖНЕНИЯ:

1. МНОГОКРАТНОЕ ПРОЧТЕНИЕ.

Вы читаете текст вслух. Затем ребенок читает этот же рассказ в течение одной минуты. Закончив чтение, ребенок отмечает место в тексте, до которого он успел дочитать. Затем следует повторное чтение текста, и снова ребенок отмечает. Можно повторять несколько раз.

2. МОЛНИЯ.

Чередование комфортного режима с чтением в максимально быстром темпе. (по команде «молния»)

3. БУКСИР.

Вы читаете текст вслух, варьируя скорость чтения от 80 до 160 слов в минуту. Ребенок читает тот же текст про себя, стараясь успеть за вами. Если ребенок не успевает снизьте скорость.

2. РЕГРЕССИИ.

Это вторая причина медленного чтения. Это возвратные движения глаз с целью повторного чтения уже прочитанного.

Если при чтении взгляд ребенка постоянно возвращается назад для перечитывания или он постоянно прочитывает несколько слов два – три раза для понимания, в чтении отсутствует плавность, то это значит, здесь присутствуют регрессии .

ПРИЧИНЫ РЕГРЕССИИ.

1. Привычка

2. Кажущиеся трудности текста

3. Отсутствие внимания

3.АНТИЦИПАЦИИ.

Третья причина. Это когда ребенок, увидев начало слова, не дочитывает его до конца, а угадывает и часто не впопад.

Тоесть - смысловая догадка.

Это психический процесс ориентации на предвидимое будущее. Он основан на знании логики развития событий и значительно убыстряет чтение. Читатели со стажем используют этот прием. Чтобы определить, владеет ли ваш ребенок приемом антиципации и использует ли ее при чтении, предложите ему следующий текст.

Родился зай... в лесу и всего боял.... треснет где – ни... сучок, вспорх.... пти..., упадет с дере... ком снега – у зайчи... душа в пят... . Боял... зай... день, боял... два, боялся неде..., боял... год, а потом вырос он боль... и вдруг надое... ему боя... , - Нико... я не бою...! - крик... он на весь лес. Вот не бою... нисколь..., и все тут!

Зафиксируйте время, которое потратит ребенок на чтение текста. отметьте это для себя. Понаблюдайте, как долго ребенок думает над окончанием слова. Затем предложите слова прочитать, без пропусков теперь. Опять отметьте время.

(Этот же текст написан с окончаниями 2 текста)

Сравните время. Если разрыв не превышает 15 – 20 сек, значит, при чтении ребенок пользуется приемом антиципации. Он может догадываться о содержании фразы по смыслу, и ему не требуется слишком много время на обдумывание окончаний.

4. АРТИКУЛЯЦИЯ.

Следующей причиной, тормозящей скорость чтения, может быть недостаточная артикуляция малая подвижность речевого аппарата.

Особенно трудно детям, у которых наблюдается смазанное произношение. Речь их менее внятна и выразительна. Язык, губы, нижняя челюсть недостаточно согласованно работают при произношении звуков, при переключении с одного звука на другой.

как правило, в детстве этот ребенок долго не мог научиться правильно говорить звуки, в то время, когда их сверстники говорили чисто.

Предложите 2 текста. Дайте 30 сек. времени. Один текст ребенок читает про себя, другой вслух. Подсчитайте количество прочитанных слов.

Если разделить количество слов, прочитанных про себя на 3 части, то вслух ребенок за это время успеет прочитать только 2 части.

Для работы над артикуляцией используют упражнения с рифмой и ритмом.

АОУЫИЭ, АЫОУЭИ, ОУАЭИЫ... – следите за четкостью произношения

З-С-Ж, Ш-Ж-С, С-Ч-Щ, С-Ж-З-Ш, Б-Д-П-Т,

Ба-бя бо – бё бу – бю бэ – бе бы – би

за – зя зо – зё зу – зю зэ – зе зы –зи

фа –фя фо –фё фу – фю фэ –фе фы –фи

ла –ля ло – лё Лу – лю лэ ле лы –ли

Чистоговорки

Жа – жа – жа – есть иголки у ежа.

Ло – ло – ло – на улице тепло.

Му – му – му – молоко кому?

Ры – ры – ры – летают комары.

Чи – чи – чи – у дома кирпичи.

Скороговорки.

Утром, присев на пригорке, учат сороки скороговорки.

5. МАЛОЕ ПОЛЕ ЗРЕНИЯ.

Глаза человека при чтении находятся только в одном из двух состояний.

ФИКСАЦИИ – (остановка)

СМЕНА ТОЧЕК ФИКСАЦИИ (движение)

Разница между человеком, читающим быстро, и человеком, читающим медленно, заключается не в скорости движения их глаз, а в количестве материала, который воспринимается ими в момент фиксации.

Перед ребенком лист «Числовая пирамида»

Посмотри в центр первой строки, не отводя взгляда, скажи, какие цифры находятся слева и справа.

Если число цифр или букв от 10 и выше, то размер оперативного поля более чем достаточный ля обеспечения высокого уровня чтения.

6. УРОВЕНЬ ОРГАНИЗАЦИИ ВНИМАНИЯ

Умение сосредоточиться, сконцентрироваться.

Нужно использовать специальные упражнения, тренирующие основные свойства внимания: объем, распределение, концентрацию, устойчивость и переключение.

Использовать упражнения, в которых внимание формируется как свойство личности.

Определить объем внимания вам поможет такое задание.

Дайте ребенку газетный текст и 5 минут времени.

Задание : Отметьте две одинаковые буквы в тексте, одну зачеркивайте, другую обводите в кружок.

НАПРИМЕР:

Если за это время ребенок просмотрел 400 и более знаков, допустив 5 ошибок и менее, то объем его внимания и концентрация в пределах нормы.

7. ПАМЯТЬ.

Различают 4 типа памяти:

зрительная

слуховая

моторная

смешанная

Если ребенок лучше запоминает, когда читает молча, значит у него лучше развита зрительная память. У таких детей высокая скорость чтения и высокий уровень грамотности.

Если ребенок легче запоминает, когда читает вслух или слушает ваше чтение, значит, у него развита слуховая память.

Если ребенок лучше запоминает, когда записывает, зарисовывает, то у него моторный вид памяти.

8. РАЗВИТИЕ РЕЧИ.

Механизм речи включает в себя 2 основных звена

1) образование слов из звуков

2) составление сообщений из слов.

Освоение техники быстрого чтения действительно представляет собой процесс комплексного воздействия на различные стороны психической деятельности человека. Образно говоря, в процессе обучения реализуется программа технического перевооружения мозга. Происходит перестройка сознания, ломаются сложившиеся стереотипы мышления.

Обучение чтению. Трудности и проблемы обучения чтению детей. Профилактика трудностей в обучении чтению

Психологи выделяют несколько основных причин нарушения навыка чтения у детей.

Во-первых, слабое развитие у учащихся функции самоконтроля. Ребенок не умеет самостоятельно сопоставлять результат своих действий с образцом, вычленять ошибки и устранять несоответствие между образцом и реальным достижением.

Во-вторых, многие первоклассники и даже второклассники плохо знают буквы алфавита. Если ребенок 7-8 лет не всегда может правильно назвать предъявляемую ему букву или тратит на ее опознание до 10-15 секунд, то это также неизменно приводит к нарушению навыка чтения.

В-третьих, частыми причинами ошибок чтения может быть и недостаточное развитие концентрации внимания: при чтении текста глаз ребенка совершает хаотичные движения, происходит считывание случайно попадающих в поле зрения ребенка букв. Впоследствии у детей, делающих подобные ошибки, с трудом формируется навык следования направлению чтения - слева направо.

В-четвертых, плохо читающие дети часто успевают забыть значение даже правильно прочитанного слова, поэтому они не понимают смысла прочитанного и не могут рассказать, о чем читали. Это свидетельствует о недостаточном умении ребенка удерживать в памяти значение прочитанного. Мучительно пытаясь правильно и быстро прочитать текст, ребенок совершенно не понимает и не запоминает прочитанного, а большинство заданий к урокам дается в письменном виде.

В качестве профилактики трудностей в обучении чтению следует уже с пятилетнего возраста выполнять с ребенком соответствующие упражнения, направленные на:

Формирование представления о собственном теле.

На примере собственного тела ребенок учится различать, что находится вверху, внизу, справа, слева, спереди, сзади. Он отвечает на вопросы взрослого (какая рука правая? голова внизу или вверху? спина сзади или спереди?) сначала про самого себя, а потом про окружающих;

Формирование пространственных представлений на примере картинок и окружающих предметов.

Ребенок отвечает на вопросы взрослого: что находится ближе или дальше, что больше или меньше. Затем вопросы усложняются: что находится дальше, чем это, чем то? (то же самое спрашивается про меньше, больше, выше, ниже, левее, правее и т.д.);

Формирование представлений о последовательности.

Взрослый рассказывает ребенку о порядке следования времен года, месяцев, дней недели, дополняя объяснения картинками и примерами из книг. Кроме того, ребенку предлагаются следующие задания:

а) выложить последовательность из мозаики, бусинок, геометрических фигурок по предложенному образцу;
б) сложить разрезные картинки и изображения из кубиков;
в) составить рассказ на основе последовательных картинок;

Формирование представлений о звуковом составе слова с помощью скороговорок.

Проговаривание скороговорок не только улучшает дикцию, но и помогает выделить основной звук, который задействован в скороговорке. Например: "Ткет ткач ткани на платки Тане", "Водовоз вез воду из-под водопровода". Когда ребенок будет знать достаточное количество скороговорок, взрослый может его попросить вспомнить скороговорку для того или иного звука (например, для "К": "Идет с косой косой козел" и т.д.);

Формирование представлений о слоговом составе слова.

Для занятий очень удобно использовать мяч:

а) взрослый и ребенок перекидываются мячом, проговаривая слово по слогам (например, "ка-ран-даш", "ста-кан");

б) взрослый предлагает ребенку "уменьшать" предмет, добавляя определенный слог: он говорит "дом", а ребенок добавляет - "ик" и т.п.

Внимание, родители! Если ребенок уже знает буквы и умеет читать, но испытывает затруднения при чтении, то к этим занятиям следует добавить задания с текстами. Необходимо подбирать тексты, соответствующие возрасту и возможностям ребенка: с достаточно крупным шрифтом, предложениями, состоящими не более чем из 10 слов и содержащими как можно меньше сложных и незнакомых слов, - все это способствует легкости усвоения и понимания прочитанного ребенком.

Работа с плохо читающими детьми должна проходить в два этапа.

Первый этап - создание положительного настроя ребенка на занятия, повышение его уверенности в собственных силах и способностях.

Второй этап - тренировка навыка чтения, анализ затруднений ребенка для последующего их устранения.

На первом этапе в работу с детьми 6-10-летнего возраста для создания у них положительного настроя на занятия необходимо включать упражнения с игровым оформлением (кубики, цветные картинки, мозаика, мяч). В заданиях и текстах должно упоминаться то, что интересует ребенка (например, герои любимого им мультфильма, или гоночные машины, или кукла Барби и т.д.). Кроме того, упражнения должны быть разного уровня сложности, при этом начинать следует с более легких, постепенно усложняя задачи.

На этом этапе по возможности исключите из читаемых текстов сложные слова, составьте списки слов для чтения, не имеющих трудных для ребенка букв (слогов).

Каждое занятие должно завершаться чем-то интересным для ребенка. Например, если он любит играть в мяч, то перебрасывайтесь с ним мячом, разбивая слова на слоги или повторяя алфавит. Таким образом, у ребенка создается чувство успеха и формируется положительная установка на последующие занятия чтением.

Сохранить у ребенка положительный настрой помогают также таблицы, наглядно отражающие даже его минимальные достижения. Например, за последние три занятия ребенком было сделано 48, 30 и 25 ошибок соответственно. Самое главное, чтобы малыш соревновался только с самим собой, а не с одноклассниками или братьями и сестрами.

Внимание, родители! Чаще хвалите ребенка и подбадривайте его, отмечайте все его достижения, даже самые незначительные.

Ко второму этапу следует переходить, когда ребенок привык к занятиям и относится к ним положительно. Взрослому необходимо определить, какие звуки, слоги или слова приводят к потере темпа и качества чтения, и увеличить нагрузку именно на то, что вызывает у ребенка наибольшие трудности. Следует подбирать тексты с большим количеством сложных фрагментов (букв, слов, слогов), подчеркивать их в тексте, просить ребенка быть особенно внимательным при их чтении. Во все игровые упражнения следует включать эти трудные для ребенка слоги, слова или буквы. Предложите ему складывать нужные слова из кубиков или отыскивать сложные буквы на картинке.

Российский психолог Е.Е. Данилова предлагает специальные упражнения для работы с плохо читающими детьми 7-10-летнего возраста.

Тренировка удержания порядка следования букв:

1. Ребенку предлагается выкладывать узор из мозаики по образцу, но не по элементам, как обычно, а начиная с левого верхнего угла двигаться слева направо, построчно сверху вниз.

2. Ребенок "читает" последовательности цветных точек. На карточках предъявляются 4 строчки разноцветных точек по 14 в каждой, ребенок должен последовательно слева направо и сверху вниз перечислять встречающиеся на карточке цвета.

Тренировка повышения скорости распознавания букв:

1. Ребенка просят называть звуки и буквы с помощью картинной азбуки, где каждой букве соответствует не одно, а несколько изображений разных предметов.

3. Ребенок читает на время короткие слова, состоящие из одной гласной, но с постепенно увеличивающимся количеством согласных, например:

от на рак дай соль труд парк хвост
из за пар май боль крот март дрозд
ах не сок бей пыль стол торт крест

На каждой карточке должно быть по 10 подобных строчек. Ребенок должен читать слова последовательно слева направо и сверху вниз.

Тренировка запоминания прочитанного:

1. Словесное лото.

Ребенок получает набор маленьких карточек с напечатанными на них названиями различных животных. Взяв одну карточку и прочитав напечатанное на ней слово, ребенок должен найти это животное на лежащей перед ним карте с двенадцатью изображениями. Играя в такое своеобразное лото, ребенок удерживает в памяти значение прочитанного слова все время поиска. Можно начать с названий трех или шести животных, постепенно увеличив их число до 12. Аналогичная работа проводится с изображениями различных предметов.

2. Выполнение практических действий по письменным инструкциям.

Начинают с простых инструкций и постепенно переходят к действиям с различными предметами (используются разноцветные стаканчики, коробочки разных размеров, цветные шарики, фишки, геометрические фигуры и пр.). Ребенок вытягивает из лежащего перед ним набора карточек-инструкций одно задание типа: "Подними правую руку", "Положи книгу на стол", "Положи красный шарик в белый стаканчик" и т.д. Выполнив это задание, он берет следующую карточку. Постепенно задания усложняются за счет увеличения длины фраз и изменения их структуры. Например: "Возьми один, белый шарик из красной коробочки и переложи его в тот стаканчик, где лежит красный треугольник". Затем ребенку предлагается несколько инструкций на одной карточке. Например: 1) "Положи треугольник на синий квадрат"; 2) "Поменяй местами стаканчики"; 3) "Освободи самую большую коробку".

3. Реконструкция связного текста.

Печатается текст в двух экземплярах. Один из них разрезается на отдельные предложения. Ребенок сначала читает текст целиком, затем собирает его из отдельных предложений. На следующем занятии ребенку предлагается реконструировать этот же текст без предварительного чтения. Количество предложений в тексте постепенно увеличивается от занятия к занятию, но начинать следует с 3-4 предложений. Таким образом ребенок учится удерживать в памяти содержание того или иного текста в течение длительного времени.

Муниципальное автономное дошкольное

образовательное учреждение «Детский сад № 6 общеразвивающего вида

с приоритетным осуществлением деятельности

по социально-личностному развитию детей»

г. Назарово Красноярского края

«Как преодолеть трудности при обучении ребенка чтению»

Воспитатели гр. № 9 «Маргаритка»:

Макушева Ю. М., Носарева Т. А.

(подготовительная к школе группа).

2015-2016 уч. г.

Проблема раннего обучения чтению дискутируется на протяжении многих лет, имеет как сторонников, так и противников. Система раннего развития ребенка, в том числе и обучения чтению, может и должна иметь положительный аспект, если смотреть на нее не как на рецепт «выращивания гениев», а как на одно из средств познания ребенком мира. Чтение – это сложный процесс, состоящий из ряда операций: опознание буквы, ее связи с фонемой (звуком, слияние букв в слоги, слогов в слова.

Причинами трудностей при обучению чтению являются:

1. Педагогическая запущенность

Форсированность темпов обучения

Недостаточный контроль за усвоением знаний

Равнодушием семьи и др.

2. Предрасположенность, которая может долго находиться в скрытой форме, но при неблагоприятных условиях «расцветает».

Чем раньше ребенок овладевает грамотой, тем меньше у него проблем с обучением в школе:

Буква, в отличие от звука, имеет постоянный образ, поэтому звуки легче автоматизировать через чтение в слогах, словах, фразе.

Развивается аналитико-синтетическая деятельность;

Уточняется, обогащается словарь, ребенок овладевает навыками словоизменения и словообразования;

Появляется уверенность в себе, исчезает негативное отношение к школе.

Сформировать стабильный, графический образ буквы помогает выкладывание буквы из палочек, ее преобразование в другую, наиболее целесообразным способом. Очень важным является развитие зрительно-пространственной ориентировки. Целесообразно проводить сравнение сходных по написанию букв, выделять общие элементы, учить видеть разницу в их расположении, что позволяет избежать смешения букв, снизит количество оптических ошибок. Эффективны приемы обведения контура буквы пальцем, приемы дермолексии (рисование буквы на ладони, тактильное опознание букв (из магнитной азбуки, наждачной бумаги) .

В процессе обучения чтению, особенно на первоначальных этапах, используются книги с иллюстрациями, одноцветный или многоцветный текст, а также тексты, придуманные самим ребенком к своим рисункам.

Следует отметить, что в дошкольном возрасте, при обучении чтению важно воспитывать у ребенка уверенность в собственных силах, успешность, желание использовать приобретенные навыки в повседневной жизни (нахождение знакомых букв, чтение афиш, заголовков в газетах и т. д.) Любое занятие важно заканчивать теми упражнениями, которые доступны ребенку, доставляют ему удовольствие. Это стимулирует обучение, способствует его успешности. И помните, «игра» должна заканчиваться раньше, чем ребенок успеет от нее устать, оставив за собой чувство «голода».

Упражнения.

Артикуляционная гимнастика

С целью совершенствования произношения необходимо проводить работу над дикцией и постановкой дыхания. Дикция – основа чёткости, понятийности речи.

1. Чтение шёпотом и медленно:

ра-ра-ра – начинается игра

ры-ры-ры – у нас в руках шары?

2. Чтение тихо и умеренно:

Арка – арца

арта – арда

арла – арба

3. Чтение громко и уверенно:

Моль – соль – толь – боль

Почка – почва – почта

Дверь – зверь – червь

4. Скороговорки на проговаривание согласных звуков

Коси, коса, пока роса.

На реке поймали рака, из-за рака вышла драка.

5 . Игры на звукоподражание:

На птичьем дворе.

Наша уточка с утра…Кря, кря, кря!

Наши гуси у пруда…Га, га, га!

Наши курочки в окно…Ко, ко, ко!

А как Петя-петушок

Ранним утром поутру

Нам споёт …Ку-ка-ре-ку!

Типичные ошибки, осложняющие навыки чтения:

  1. Изучение алфавитных названий букв.

Правильно будет обучать детей называть буквы звуками: не БЭ, МЭ, ША, ЭР, а коротко Б, М, Ш, Р, в противном случае затрудняется: навык слияния букв в слоги. Ребенок вместо МАМА читает МЭАМЭА Легко ли ребёнку расшифровать такое слово? Конечно же, смысл прочитанного при чтении по буквам часто остаётся для ребёнка непонятным, а сам процесс чтения утомительным и безынтересным.

2) Неправильное обучение слиянию букв в слоги и чтению слогов и слов;

Неправильный подход при обучении:

М и А будет МА.

Побуквенное чтение: М, А, М, А.

Прочитывание глазами, а затем произнесение слов или фраз, не глядя в книгу.

Правильное обучение навыкам чтения

Ребёнок тянет первый звук до тех пор, пока не дойдет до второго: МММА – МММА; СССОК; РРРАК.

Основной причиной возникновения нарушений чтения и письма многие исследователи считают недостатки произношения детей, которые сопровождаются недоразвитием процессов фонемообразования, поэтому, важно с 5 лет посещать занятия логопеда, не ждать, когда ребенок заговорит правильно.

На процесс формирования навыка чтения у детей оказывает влияние общее психическое и физическое развитие. Высокая степень развития внимания, памяти, мышления, речи может стимулировать навык чтения. И наоборот, слабое развитие одной или нескольких психических функций может тормозить успешное формирование этого навыка.


«КАК ПРЕОДОЛЕТЬ ТРУДНОСТИ В ОБУЧЕНИИ ЧТЕНИЮ»

Что такое навык чтения?

Навык чтения включает в себя два компонента: техническая сторона чтения и смысловая . В техническую сторону чтения мы включаем следующие компоненты: способ чтения, темп (скорость) чтения, динамика (увеличение) скорости чтения, правильность чтения . В смысловую сторону : выразительность и понимание прочитанного.

Способ чтения – Скорость чтения – Динамика скорости

Современные первоклассники, как правило, приходят в школу уже читающими. Но способы чтения у них разные. Некоторые читают послоговым способом; другие, по слогам и целыми словами; третьи целыми словами и лишь некоторые, наиболее трудные, прочитывают по слогам; четвёртые обладают беглым навыком чтения целыми словами и группами слов.

Если ребёнок читает послоговым способом , необходимо начитывать как можно больше слогов и слов с небольшим количеством слогов. Конечно, читать тексты нужно, но в небольшом объёме. Если ребёнок читает по слогам и целым словом , то с ним необходимо начитывать слова с простой и сложной слоговой структурой. Постепенно ребёнок начинает читать словом и группами слов. Дальнейшая задача – сделать этот способ устойчивым, т.е довести его до навыка.

На первом этапе ( слоговом) ошибки могут возникнуть из-за неточных представлений об образах букв.

На втором этапе (по слогам и целым словом) ошибки в виде перестановок и пропусков слогов. Перестановки и пропуски слогов обусловлены недостаточно сформированным навыком однонаправленного, последовательного движения глаз, невнимательностью. Взгляд хаотично скачет по строке, то забегая вперёд, то возвращаясь назад. Кроме того, на втором этапе ребёнок в основном читает орфографическим способом (слово читается так, как его надо написать). Но постепенно просить ребёнка произнести слово так, как оно произносится.

На третьем этапе , когда ребёнок читает целыми словами и только некоторые, наиболее сложные по структуре, прочитывает по слогам, для преодоления орфографического чтения наступает самое подходящее время. Ребёнку легче будет справиться с этой проблемой, т.к. он уже читает целым словом с достаточной скоростью, позволяющей угадывать последующее слово (или слог) по смыслу и произносить правильно. Было замечено, что, начиная читать орфоэпическим способом, ребёнок увеличивает скорость. Чтение становится плавным, а не отрывистым, появляется интерес к смысловому содержанию, желание читать больше.

К концу первого класса ученик должен уметь соблюдать паузы, отделяющие одно предложение от другого, и паузы, диктуемые знаками препинания в предложениях .

К концу второго класса требуется соблюдение интонации в конце предложения,соблюдение при чтении пауз и интонаций, соответствующих знаком препинания в конце предложения, выделение при чтении важных по смыслу слов.

К концу третьего класса выразительное чтение предполагает умение находить интонацию(темп, логическое ударение, паузы, тон) , соответствующую содержанию читаемого текста, использовать основные средства выразительности для осознанного чтения.

Эти требования оцениваются учителем при проверке навыка чтения.

1 класс темп чтения 55 слов в минуту; 2 класс -70 слов; 3 класс – 90 слов. Придяв пятыйкласс , на начало года ребёнок должен читать со скоростью 120 слов в минуту . Это значит, что за время летних каникул ребёнок должен увеличить темп чтения на 30 слов!

Что же делать, если ребёнок не укладывается в норму , а навык чтения не формируется так быстро, как требует школьная программа? Не надейтесь, что автоматизация навыка произойдёт сама собой. Это сложный процесс. В норме у разных детей его протяжённость длится от 1 года до 3 лет. Иногда до 5 -8 лет и более. Школьная программа не даёт нам такой возможности. Определите уровень сформированности навыка чтения у ребёнка, т.е.способ, которым он читает, и организуйте дополнительные занятия, а последующие упражнения помогут вам в этом.

СЛОГОВОЙ СПОСОБ ЧТЕНИЯ

1. Для того чтобы ребёнок научился слогослиянию, он должен знать образ буквы и называть звук, который соответствует этой букве.

2. При чтении слога ребёнок выполняет следующие операции: узнаёт букву, произносит соответствующий ей звук, удерживает его в памяти, сливает его со следующим звуком, который как и первый, был «перекодирован» из буквы.

3. Ошибки на этом этапе могут быть связаны с нетвёрдым знанием алфавита, недостаточным уровнем произвольного внимания.

4. При формировании навыка чтения необходимо развивать и личностные качества: положительную мотивацию, самоконтроль и т.д.

ЧТЕНИЕ ПО СЛОГАМ И ЦЕЛЫМ СЛОВОМ

Этот период является началом перехода от послоговогоспособа чтения к синтетическому (чтению целым словом).

Мы приучаем ребёнка «видеть» не только слово, на которое он смотрит, но и то, которое следует за этим словом, обеспечиваю тем самым плавность перехода от слова к слову. Для расширения поля зрения попросите ребёнка сначала прочитать первое слово в словосочетании, а потом не переводя взора, прочитать второе.

Следует предъявлять ребёнку те требования, которые он сможет выполнять, наращивая объём и скорость постепенно. Если ребёнок читает с ошибками необходимо снизить темп чтения. Слово или словосочетание, в котором допущена ошибка, необходимо прочитать ещё раз правильно и обсудить вместе с ребёнком, почему это место читается именно так. Необходимо научить ребёнка самостоятельно выделять «опасные» места в тексте, в которых он может ошибиться.


  1. Если ребёнок читает одни слова целиком, а другие целым словом, то он находится на переходном этапе от слогового способа к синтетическому.

  2. Темп чтения очень не ровный, то быстрый, то медленный, так как ребёнок выполняет сразу несколько операций: сливает слоги в слова, осознаёт значение слов, читает слова арфоэпическим способом.

  3. Необходимо формировать навык синтетического способа чтения, усложняя материал постепенно, от чтения слов и словосочетаний к чтению предложений.

  4. Основные ошибки возникают от того, что к ребёнку слишком рано предъявляют требования увеличить скорость или читать целым словом.

  5. Необходимо учить ребёнка контролировать самого себя при переходе к орфоэпическому способу чтения.
Чтение Целым словом и по слогам

1. Существуют различные причины, из-за которых ребёнок умеющий читать слитно, отдельные слова читает по слогам.

Отсутствие этого слова в активном словаре школьника,

Недостаточно полное понимание значения слова.

Наличие четырёх и более слогов в этом слове.

Наличие стечения согласных.

Две последние причины составляют наибольшую трудность для первоклассника.

2. Необходимо одновременно работать и над смысловой, и над технической стороной чтения трудных слов.

3. Слова, трудные для чтения, лучше воспринимаются, если они написаны на карточках, отдельно.

4. Проблемные слова отмечайте в тексте сначала сами, а потом научите это делать ребёнка. Благодаря этому он начнёт осознавать свой способ чтения и будет стремиться усовершенствовать его.

5. Работу над смысловой стороной слова взрослому нужно вести совместно с ребёнком. Технику чтения трудных слов ребёнок может тренировать самостоятельно.

Трудности и помехи, тормозящие скорость чтения.

Существует много причин, тормозящих скорость чтения:

Природный темп деятельности, регрессии, отсутствие антиципации, артикуляция, малое поле зрения, уровень организации внимания, уровень развития памяти.

Каждая из перечисленных причин оказывать влияние на темп чтения.


  1. Природный темп деятельности
Темп деятельности – это скорость, с которой работают психические процессы: память, внимание, восприятие, мышление, воображение.

Если ребёнок оказался медлительным, вы можете ему помочь. Во-первых

Поговорите с учителем и объясните им психологическую особенность вашего ребёнка. И используя определённые упражнения. Можно увеличить темп чтения:


  1. Многократное прочтение .
Вы читаете текст вслух. Затем ребёнок читает этот же рассказ в течение одной минуты. Закончив чтение, ребёнок отмечает место в тексте, до которого он успел прочитать. Затем следует повторное чтение этого же текста. Пусть ребёнок повторит чтение несколько раз до тех пор, пока количество прочитанных слов не перестанет увеличиваться.

  1. Молния.
Упражнение заключается в чередовании чтения в комфортном режиме с чтением в максимально быстром темпе. Переход на чтение в ускоренном режиме осуществляется по команде «Молния».

  1. Буксир.
Вы читаете текст вслух, варьируя скорость чтения от 80 до 160 слов в минуту.

Ребёнок читает тот же текст про себя, стараясь поспеть за вами.


  1. Регрессия
Регрессия – это возвратные движения глаз с целью повторного чтения уже прочитанного.

Причины регрессий в следующем:


  1. Сила привычки.

  2. Кажущиеся трудности текста.

  3. Отсутствие внимания
Использование специального упражнения «Чтение с окошечком».

  1. Антиципация
Возможно, вы замечали за собой при чтении, что многие слова, которые вы читаете, вы не дочитываете до конца, догадываясь, что же это за слово по содержанию. Антиципация т.е.смысловая догадка.

Для того чтобы определить, владеет ли ребёнок приёмом антиципации и использует ли её при чтении, предложите ему следующий текст.

Родился зай… в лесу и всё боял… Треснет где-ни… сучок, вспорх… пти…, упадёт с дере… ком снега – у зайчи… душа в пят…

4. Артикуляция

Следующей причиной, тормозящей скорости чтения, может быть недостаточная артикуляторная подвижность речевого аппарата.

5. Малое поле зрения

Большинство людей заблуждается, считая, что в процессе чтения их взгляд равномерно скользит вдоль строк. На самом деле это не так. При чтении глаза совершают скачкообразные движения, останавливаясь только в двух – трёх местах на строке. Поэтому для повышения скорости чтения необходимо уменьшить число остановок глаз на строке и их длительность. При этом важно увеличить число букв, слов, воспринимаемых за одну фиксацию, и не допускать регрессий (возвратных движений глаз для перечитывания).

Психологи доказали, что объём фиксации взора и размер оперативного поля, с которого происходит восприятие информации можно увеличить с помощью специального обучения.


  1. Уровень организации внимания
Роль внимания при чтении так же велика, как и в других видах деятельности. Очень часто внимание младшего школьника рассеивается, как только материал стал скучным, эмоционально не привлекательным.

Если ребёнок недостаточно внимателен, то ему необходима ваша помощь. Работу вести в двух направлениях:

Использовать специальные упражнения, тренирующие основные свойства внимания: объём, распределение, концентрацию, устойчивость и переключение,

Использовать упражнения, в которых внимательность формируется как свойство личности.

7. Память

Различают обычно четыре типа памяти: зрительный, слуховой, моторный, смешанный.

Как установить тип памяти вашего ребёнка? Допустим, работая с книгой, ребёнок замечает, что лучше всего запоминает прочитанное, когда читает, молча, про себя. Значит, у него лучше развита зрительная память. У таких людей, как правило, высокая скорость чтения и высокий уровень грамотности, хотя порой они не могут вспомнить грамматическое правило. Зрительный анализатор позволяет им на непроизвольном уровне грамотно писать, т.к.они запоминают слова в виде целостных образов – кодов.

Если же ребёнок легче запоминает, когда читает в слух или слушает ваше чтение, значит у него развита слуховая память.Если же он лучше запоминает прочитанное, когда совершает те или иные действия, записывает, зарисовывает, - то у него моторный тип памяти. Этот тип довольно распространён.


  1. Развитие речи
Примерно 1/3 детей с трудностями в формировании навыка чтения имеют те или иные недостатки в развитии устной речи.

Детям, имевшим трудности в процессе становления речи, особенно нужны занятия по её развитию. Будут полезны такие занятия и ребёнку без речевых недостатков, т.к.высокий уровень речевого развития способствует как более быстрой автоматизации самого навыка чтения, так и лучшему осознанию того, что читает ребёнок.

Мотивация. Кнут или пряник?

Большую роль в становлении навыка чтения играет желание ребёнка открыть мир книг, или, говоря научно, мотивация. Мотивация побуждает ребёнка к чтению, создаёт некий стимул. И мы со своей стороны всячески поощряем, стимулируем это желание.

Вот несколько стимулирующих правил при организации занятий чтением.


  1. Занятия должны вызывать положительные эмоции и создавать хорошее настроение у ребёнка.

  2. Время занятий не должно превышать 30 минут.

  3. В конце занятий работа должна быть оценена.

  4. Время, выбранное для чтения, не должно ущемлять других интересов ребёнка.

  5. Занятия должны проводиться регулярно.

  6. Регулярность должна войти в привычку.

  7. При выборе книг опирайтесь на желания и увлечения ребёнка.

  8. Иногда говорите «надо».

ПРИЁМЫ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ НАВЫКА БЕГЛОГО ЧТЕНИЯ

Работа над развитием зрительной памяти

В процессе обучения чтению ребёнок должен запоминать буквы, слоги,слова и их последовательность, чтобы произвести слово и предложение. От уровня развития зрительной памяти зависит беглость чтения.

*Сравнение парных картинок (отличающиеся по нескольким признакам).

*Что означают эти знаки? (Во время прогулки обратить внимание на знаки, символы, и т.п. ,домапопросите ребёнка нарисовать увиденные знаки).

*Упражнение «фотографирование» (предметные картинки, буквы, слоги, слова), по типу- что изменилось?; перечислить те предметы, которые запомнил, или буквы, слова.

Упражнения, вырабатывающие внимание к слову

*Стихи – путаницы

Выложите на стол карточки с буквами и попросите ребёнка, выслушав стишок, найти ту букву, которая «сбежала» из стиха или «прибежала» в него, сделав потешным и нелепым. (Землю роет старый кот, под землёю он живёт …).

*Чтение слов по карточке за короткое время

Детям предлагается карточка с написанным словом и даётся одна секунда на то, чтобы успеть «узнать» слово. Слова простые (вода, вата, море, лето и т.п затем – кран, утро, тигр; лодка, пирамидка, бабочка, портфель). Показываем слово и быстро убираем.

*Тренировка в чтении однокоренных слов разных частей речи

Дело в том, что неопытные чтецы часто « теряют» окончания при чтении. Этот приём необходим для выработки внимательности к читаемым словам.

ВОДА, ВОДНЫЙ, ВОДЯНОЙ, ВОДОПАД, ВОДОПРОВОД, ВОДЯНИСТЫЙ, НАВОДНЕНИЕ.

РОДИНА, РОДНОЙ, РОДИМЫЙ, РОДИТЕЛЬ, РОДИТЬ.

СПРОСИТЬ, СПРАШИВАЛИ, СПРОСЯТ, СПРОШУ, СПРОСИМ, СПРОСИЛИ, СПРОСИЛ, ПОСПРАШИВАЮ, ПЕРЕСПРОШУ, ВЫСПРОСИТЬ.

Первый раз читаются плавно, хором, вместе со взрослым. Второй раз – вполголоса медленно и в нормальном темпе. В третий раз дети читают вслух. При этом с ребёнком необходимо выяснить значение слов.

Развитие смысловой догадки

Смысловая догадка – это психический процесс ориентации на предвидимое будущее. Он основан на значении логики развития событий и значительно убыстряет процесс чтения.

*Буквоед

Напишите слово так, будто части букв объедены жучком. Ребёнок должен догадаться какое слово написано.

*Чтение слов с пропущенными буквами (из определённой лексической темы).

(К_Ш_А; С_Б_КА)

*Чтение слов с перепутанными буквами

В начале с перепутанными буквами с опорой на цифры, далее без опоры (по лексической теме). ФИТЛУ-35142

*Чтение рассказов с пропущенными буквами в окончаниях (Гроза надвига… (ется).

*Чтение текстов с пропущенными словами (Над городом повисли снеговые … (тучи)).

Анаграммы для увеличения скорости чтения

Возьмите не очень сложный короткий текст и перепутайте в каждом слове слоги местами. Например: Русалки живут в воде. – саРулки вужит в дево. и т.п.

Зрительные диктанты

Для формирования прочного навыка чтения необходимо развитие зрительной памяти. Ребёнок читает предложение, состоящее из 6-8 слов. Дочитав его до 3-4 слова, забывает первое. В этом случае необходимо развивать оперативную память. Непременное условие проведения зрительных диктантов – это проводить их ежедневно.

Ежедневный самозамер скорости чтения

Данный приём в значительной степени усиливает мотивацию ребёнка к чтению и стимулирует заинтересованность в достижении лучшего результата.

Сначала взрослые могут сами прочесть два-три предложения, показав ребёнку, как это следует делать, затем прочесть эти же предложения вместе, после чего попросить ребёнка самостоятельно прочесть.

Похвала необходима ребёнку, поскольку дети очень ранимы и не совсем уверены в себе.

Таким образом, обучая детей через игру и используя данную систему работы по развитию навыка беглого чтения, вы поможете малышу быстро и увлекательно научиться читать, а также привьёте ему интерес к этому замечательному занятию.