Принципы профессиональной этики

Содержание профессиональной этики складывается из общих и частных принципов.
«Золотым правилом» нравственности считается правило, согласно которому не следует делать другим того, чего не желаешь себе. Существует и положительная обратная формулировка данного правила «Относись к другим так, как хотел бы, чтобы относились к тебе. В сложных ситуациях, когда человек затрудняется в выборе линии поведения, он может мысленно поставить себя на место собеседника и представить, что хотел бы увидеть и услышать в данной ситуации.
В повседневной жизни и в деловом общении можно использовать и такой принцип-подсказку «Если не знаешь, как поступить, поступай по закону».
Частные принципы вытекают из конкретных условий, содержания и специфики той или иной профессии. К числу частных принципов можно отнести следующие:
принцип здравого смысла : нормы профессиональной этики не должны противоречить здравому смыслу, а здравый смысл подсказывает, что профессиональный этикет в целом направлен на поддержание порядка, организованности, экономию времени и другие разумные цели;
принцип удобства: этические нормы не должны сковывать деловых отношений. Удобным в профессиональной деятельности должно быть все - от планировки служебного помещения до размещения оборудования в нем, от деловой одежды до правил поведения на работе. Причем удобства должны быть обеспечены всем участникам деловых процессов;
принцип целесообразности. Суть этого принципа в том, что каждое предписание деловой этики должно служить определенным целям;
принцип консерватизма. Консерватизм во внешнем облике делового человека, в его манерах, склонностях невольно вызывает ассоциации с чем-то незыблемым, прочным, надежным, а надежный партнер в делах - желание для каждого делового человека. Надежность, фундаментальность, стабильность - привлекательные в деловом мире черты. Они имеют содержательную связь с консерватизмом;
принцип непринужденности. Важно, чтобы профессиональная этика не превращалась в искусственно навязываемое явление. Нормы этики должны быть естественны, легко и без напряжения исполняться;
принцип «Не навреди». Следствием этого принципа является отсутствие права на ошибку. В законодательствах практически всех цивилизованных государств предусмотрены санкции за ошибочные действия профессионалов. Профессионализм предполагает полное сознание ответственности, сосредоточенности, максимальной концентрации на работе. Конечно, люди остаются людьми, а значит, могут ошибиться, но недопустимы халатность, ошибка по недосмотру, по лености или равнодушию;
принцип максимально высокого качества работы является общим для всех профессий в пределах оговоренных возможностей. Способность профессионала творчески развиваться, совершенствовать свое мастерство не только прибавляет ему опыта, но и упрочивает его авторитет;
принцип сохранения профессиональной тайны , конфиденциальности (от лат. confidentia - «доверие») сведений о клиентах, информационных запросах, услугах, технологиях, рецептах. Если в личных отношениях от человека ожидают искренности и открытости, то профессиональная мораль диктует, что специалист всегда должен помнить о необходимости сохранения в тайне специальной информации, связанной с его работой. Профессиональная тайна ведет отсчет еще с клятвы Гиппократа. Профессиональная тайна является принципиальной в государственной, военной службе, банковском деле и т. п. Профессиональная тайна может иметь статус государственной, военной, коммерческой, врачебной, предусматривать различные степени ответственности - от служебной до уголовно наказуемой;
конфликт интересов. Во всех профессиях требуется отказ от использования служебного положения в личных целях. Профессиональная этика утверждает первичность служебных обязанностей и вторичность личного долга. Профессионал не имеет права получать иных доходов за труд, кроме оговоренной заработной платы. Коротко этот принцип может быть понят как отсутствие привилегий в связи с профессией. Конфликт интересов преодолевается выполнением профессионального долга;
принцип коллегиальности. Этот принцип выступает прямым следствием общественной сущности человека, ориентируя последнего на подчинение своих личных интересов общественным. Человек, руководствующийся принципом коллегиальности, испытывает чувство сопричастности к делам коллектива, его целям, задачам.

Поразительна общность моральной интуиции, на которую все опираются и которую все хотят каким - то образом выразить, объяснить и связать с иными пластами реальности, лежащими вне сфере морального.

Это глубинное единство человеческой морали сказалось на том, что кроме общей моральной интуиции все этические системы так или иначе, явно или неявно, вырабатывают или используют некие очевидные общие принципы. Эти принципы формулируются в понятиях морального блага и моральной ценности. В известном смысле эти принципы в совокупности подводят итог всему написанному выше.

а) Принцип нередуцируемости морального блага: это благо нельзя ни определить через иные сущности, ни свести к достижению иных (внеморальных) благ.

В частности, это значит, что моральное благо не может состоять в получении натурального блага. Редукция морального блага к частной ценности опасна тем, что субъект морали может стремлением к этой ценности оправдывать нарушение моральных запретов, поскольку отказываться от морального блага есть безусловное зло. Частичная моральная ценность в случае такой редукции (то есть когда её принимают за моральное благо) оказывается соблазном.

б) Принцип негативности: моральное благо состоит в том, чтобы не совершать зла.

В морали есть не только запреты, но и позитивные моральные ценности (милостыня, помощь больным или находящимся в опасности, самопожертвование и т.д.), но эти ценности не могут безусловно квалифицироваться как моральное благо, ибо теряют свою моральную ценность в том случае, когда требуют применения дурных средств (нарушения моральных запретов).

в) Принцип возрастания субъекта морали: моральное благо нельзя обрести сразу на всю жизнь в результате одного поступка.

Стремление к моральному благу - это путь духовного возрастания.

г) Принцип поступка, совершаемого «здесь и сейчас»: моральное благо обретается или утрачивается в поступке, на который человек решается в конкретной ситуации морального выбора, ставящего перед ним суровую альтернативу между добром или злом.

Этим моральное благо похоже на счастье, которое человек ощущает в какие - то конкретные моменты жизни, но, как учили ещё эллинские мудрецы, никого нельзя назвать счастливым, пока он не прожил свою жизнь до конца.

Возможно, счастье - это собирание по крохам счастливых мгновений, которыми пропитывается жизнь.

Каждый раз идёт речь о выборе между моральными благом и отказом от него (то есть злом), а не о выборе плана, предусматривающего те или иные средства для достижения цели. Тем самым моральная проблема «цель и средства» снимается.

Эта связь обретения морального блага с конкретным актом выбора радикально решает вопрос о том, может ли моральная цель оправдать дурные средства. Если до выбора морального блага человек решается предварительно выбрать дурные средства, то он утрачивает моральное благо уже в этом выборе. Этим он не облегчает, а скорее затрудняет себе дальнейший хороший выбор. Когда человек делает дурной выбор (выбирает зло) ради благой цели, он заблуждается.

д) Принцип диктата совести: моральное поведение требует внимательно следовать предупреждения совести о возникающих соблазнах и учитывать уроки, которые несут угрызения совести.

е) Принцип осторожности: не делать ничего такого, в чём можно предвидеть нарушение моральных запретов. Этот принцип отрицает принцип пробабилизма (действие разрешается, если оно имеет шансы оказаться морально допустимым).

ж) Принцип рефлексивности морали: моральные суждения субъекта должны относиться только к собственным помыслам независимо от морального качества поведения окружающих людей.

Фактически моральные ценности и образцы моральных суждений человек черпает в своем культурном окружении. Поэтому дурное окружение несёт в себе моральную опасность, формируя моральное сознание субъекта, ещё не достигшего необходимой автономии - способности идти против естественного потока событий, не давать себе распуститься и следовать естественным влечениям.

з) Принцип взаимопонимания: отношения с людьми следует строить прежде всего на признании их человеческого достоинства, которое влечёт необходимость достичь взаимопонимания.

Для этого нужно самому стремиться понять другого, даже в условиях резкой неприязни к нему. Никому не дано права выносить моральный вердикт в отношении других, никому не дано морального право не замечать «неудобных» для себя людей.

Достичь мира и тем более приязни не всегда в наших силах, но это ещё не повод « в упор не видеть» тех, с кем нас сталкивает жизнь. Это и есть проявление фанатизма как отказа обращать внимание на неприятную или неудобную реальность. Мораль требует стараться быть реалистом: учитывать одновременно абсолютизм и категоричность моральных требований и конкретные особенности ситуации, в которые нас погружает жизнь.

и) Принцип конвертирования утилитарных ценностей: достижение утилитарного благо не для себя, но для другого имеет моральную ценность.

Альтруистическое отношение к прагматическим ценностям как бы «конвертирует» их в моральную заслугу. Сделать полезное или приятное для самого себя - это не моральный (в лучшем случае, допустимый поступок). Но сделать то же самое для другого - значит внести в это действие моральное содержание.

к) Принцип дурного прецедента: нарушение морали не только есть зло само по себе, но и дурно как создание прецедента, показывающего возможность нарушения.

Разрушение системы моральных ориентиров является более опасным, чем любое конкретное моральное зло.

л) Принцип единственности морального блага. Он необходим, чтобы избежать конфликта цели и средств.

Этика - это область философского знания, которая рассматривает проблемы добра и зла, долга и справедливости.

Отличие этики от морали

Следует отличать и "мораль", "нравственность". И хотя в быту они часто употребляются как синонимы, каждое из них имеет собственное значение. Так, этику следует понимать как область знания, а мораль - как предмет ее изучения. В структуре этического знания выделяют теоретическую и нормативную этику. Именно она занимается выработкой норм поведения и определяет критерии нравственности.

Категориями называются основные ее понятия. Этические категории представляют собой общие характеристики, с помощью которых оценивается поведение человека. К ним относят добро и его противоположность, честь и достоинство, долг, совесть, любовь и счастье и многие другие. Далее коротко поясним эти и другие категории этики.

Добро - это фундаментальное понятие, которое отражает положительную ценность явлений, предметов; это высший идеал, в пользу которого человек делает свой свободный выбор, возвышаясь и самосовершенствуясь.

Зло - противоположность добру, а точнее, отступление от него. Зло и добро неравноправны. Зло подлежит исправлению добром. Противостояние этих понятий мы наблюдаем практически во всех религиозных течениях.

Долг - нравственная необходимость поступать определенным образом.

Равенство - основанное на взаимном уважении равноправие.

Любовь - восприятие предмета как безусловного блага.

Счастье - высшее благое и самоценное состояние. Это и удовлетворенность жизнью вообще, и испытываемые в настоящий момент сильные эмоции.

При этом этика не ставит своей задачей достижение добра, счастья. Она учит отличать истинные ценности от ложных и делать собственный выбор.

Уровни этических принципов

Все перечисленные нами категории этики можно рассматривать на трех уровнях: персональный, профессиональный и всемирный.

1. Персональная этика

Эта категория является определяющей по отношению к остальным. Именно эти принципы обязательные для соблюдения, и от них мы отталкиваемся при определении этичности поведения. Их стремятся заложить при воспитании. Это такие принципы, как уважение, справедливость, подчинение закону, надежность, честность, принесение пользы другим.

2. Профессиональная этика

Все мы знаем об этическом кодексе врачей, и т.д. Профессиональная этика это принципы, которыми руководствуются в определенной среде. Эти установки фиксируются ассоциациями в письменном виде. Принципы профессиональной этики во многом едины: это конфиденциальность, непредвзятость, точное следование должностной инструкции и другие.

3. Всемирная этика

Этот уровень подразумевает ответственность не только за себя, свои поступки, свою и за деятельность своих подчиненных. Каждый из нас, особенно обладающий мощью и властью, влияет на происходящее во всем мире. Это подразумевает и заботу об окружающей среде. Итак, на этом уровне на первый план выходят такие этические принципы, как социальная ответственность, уважение к своему окружению, внимание к экологическим проблемам. В западном мире даже появилось такое понятие, как sustainable development - то есть такое социально-ответственное развитие компаний, которое учитывает не только сиюминутное воздействие своей деятельности на среду, но и последствия ее для потомков.

Обязательным условием соблюдения принципов 2 и 3 уровня является и соблюдение принципов личной ответственности. При этом следует сделать оговорку: жизненные ситуации бывают довольно непросты, и на первый план могут выходить и принципы, например, общемировой этики.

В дополнение к тому, к чему стремятся все люди, человек, действуя в рабочей среде, берет на себя бремя дополнительной этической ответственности. Например, профессиональные ассоциации имеют своды этических правил и принципов, которые задают необходимое поведение в пределах контекста профессиональной практики.

Принципы – это абстрагированные, обобщенные представления, которые дают возможность тем, кто на них опирается, правильно формировать свое поведение, свои действия в деловой сфере. Принципы дают конкретному работнику в любой организации концептуальную этическую платформу для решений, поступков, действий, взаимодействий и т.п.

Сущность первого принципа исходит из так называемого золотого стандарта: «В рамках служебного положения никогда не допускать по отношению к своим подчиненным, к руководству, к коллегам, к клиентам и т.п. таких поступков, каких бы не желал видеть по отношению к себе».

Второй принцип: нужна справедливость при наделении работников необходимыми для их служебной деятельности ресурсами (денежными, сырьевыми, материальными и пр.).

Третий принцип требует обязательного исправления этического нарушения независимо от того, когда и кем оно было допущено.

Четвертый принцип – принцип максимума прогресса: служебное поведение и действия сотрудника признаются этичными, если они способствуют развитию организации (или ее подразделений) с моральной точки зрения.

Пятый принцип – принцип минимума прогресса, в соответствии с которым действия работника или организации в целом этичны, если они хотя бы не нарушают этических норм.

Шестой принцип : этичным является терпимое отношение работников организации к моральным устоям, традициям и пр., имеющим место в других организациях, регионах, странах.

Восьмой принцип: индивидуальное и коллективное начало равно признаваемы за основу при разработке и принятии решений в деловых отношениях.

Девятый принцип : не следует бояться иметь собственное мнение при решении любых служебных вопросов. Однако нонконформизм как черта личности должен проявляться в разумных пределах.

Десятый принцип – никакого насилия, т.е. «нажима» на подчиненных, выражающегося в различных формах, например, в приказной, командной манере ведения служебного разговора.

Одиннадцатый принцип – постоянство воздействия, выражающееся в том, что этические стандарты могут быть внедрены в жизнь организации не единовременным приказом, а лишь с помощью непрекращающихся усилий со стороны и менеджера, и рядовых работников.

Двенадцатый принцип – при воздействии (на коллектив, отдельного работника, на потребителя и пр.) учитывать силу возможного противодействия. Дело в том, что признавая ценность и необходимость этических норм в теории, многие работники, сталкиваясь с ними в практической повседневной работе, по той или иной причине начинают им противодействовать.

Тринадцатый принцип состоит в целесообразности авансирования доверием – чувству ответственности работника, к его компетенции, к чувству долга и т.п.

Четырнадцатый принцип настоятельно рекомендует стремиться к бесконфликтности. Хотя конфликт в деловой сфере имеет не только дисфункциональные, но и функциональные последствия, тем не менее конфликт – благоприятная почва для этических нарушений.

Пятнадцатый принцип – свобода, не ограничивающая свободы других; обычно этот принцип, хотя и в неявной форме, обусловлен должностными инструкциями.

Шестнадцатый принцип : работник должен не только сам поступать этично, но и способствовать такому же поведению своих коллег.

Семнадцатый принцип : не критикуй конкурента. Имеется виду не только конкурирующая организация, но и «внутренний конкурент» ­– коллектив другого отдела, коллега в котором можно «усмотреть» конкурента. Указанные принципы должны служить основанием для выработки каждым работником любой фирмы собственной личной этической системы. Содержание этических кодексов фирм берет свое начало из принципов этики.

Кроме того профессиональные кодексы обычно требуют от работников соблюдения следующих принципов:

· беспристрастность, объективность;

· полное разоблачение;

· конфиденциальность;

· должное старание (обязанность заботы);

· точное исполнение профессиональных обязанностей;

· избежание потенциальных или явных конфликтов;

· уважение к коллегам и клиентам;

· соблюдение субординации;

· умение конструктивно критиковать и с благодарностью принимать критику;

· неподкупность;

· профессионализм;

· чёткое разведение личной жизни и служебной деятельности;

· постоянное повышение квалификации;

· честность и порядочность.

Виды профессиональной этики

Любая профессия базируется на стереотипных действиях, определенных технологиях, наполненная типичным содержанием, что и отличает ее от других. Именно поэтому надлежащее выполнение профессиональных обязанностей от ее носителя полностью определенных способностей, навыков, умений, всегда оставляет отпечаток на личных качествах, моральных качествах и мировоззрении человека.

Моральная значимость разных профессий не может быть одинаковой. Общественная оценка той или иной профессии обусловлено ее значением для надлежащего функционирования общества, тем, насколько удовлетворяет жизненные интересы, личные потребности человека, которая выполняет профессиональные функции. Чем выше социальный статус профессиональной группы, тем больше требований, особенно морального характера, ставит общество к представителям профессии и тем сложнее процесс вхождения молодых специалистов в профессиональную сферу деятельности. Некоторые профессии, связанные с необходимостью постоянного взаимодействия с людьми, требуют целого ряда детализированных норм, которые могли бы обеспечить моральные требования к профессиональной поведения и деятельности. Такие специалисты обязаны больше, чем другие, опираться на общепринятые нормы морали, иметь не только комплекс специальных навыков, умений, творческих способностей конкретной разновидности трудовой деятельности, но и особые морально-волевые качества, и становится предпосылкой становления их как полноценных специалистов.

В условиях формирования развития рыночных отношений, строительство гражданского общества и правового государства, рост свободного саморегулирующегося начала в труде, усиление моральных факторов в системе ее стимулов, гуманизации различных сфер труда идет процесс постоянного расширения круга профессий, которые претендуют на формирование собственных моральных кодексов. Кроме традиционно известных, – медицинской, педагогической, юридической, дипломатической и военной этики, решительно заявляют о себе административная и депутатская, милицейская и спортивная, этика ученого и журналиста, инженера и работника сферы обслуживания. Все более очевидным становится то, что прогрессивное развитие современного общества, всех сфер общественной жизни зависит от уровня общеобразовательной и профессиональной подготовки, общей культуры, нравственных качеств работников.

Врачебная этика изложена в «Этическом кодексе Российского врача» , принятом в 1994 г. Ассоциацией российских врачей. Ранее, в 1971 г., была создана присяга врача Советского Союза. Представление о высоком моральном облике и образце этического поведения врача связано с именем Гиппократа. Традиционная врачебная этика решает вопрос личного контакта и личных качеств взаимоотношений врача и пациента, а также гарантий врача не нанести вред конкретному индивиду.

Биомедицинская этика (биоэтика) представляет собой конкретную форму современной профессиональной этики врача, это система знаний о допустимых границах манипулирования жизнью и смертью человека. Манипуляция должна регулироваться нравственно. Биоэтика – это форма защиты биологической жизни человека. Основная проблема биоэтики: самоубийство, эвтаназия, определение смерти, трансплантология, экспериментирование на животных и человеке, отношение врача и пациента, отношение к психически неполноценным людям, организация хосписов, деторождение (генная инженерия, искусственное осеменение, «суррогатное» материнство, аборт, контрацепция). Целью биоэтики является выработка соответствующих регламентаций для современной биомедицинской деятельности. В 1998 г. при Московской Патриархии по благословению Святейшего Патриарха Алексия II был создан Совет по биомедицинской этике. В него вошли известные богословы, священнослужители, врачи, ученые, юристы.

Профессиональная мораль в журналистике начала складываться вместе с журналистской деятельностью. Однако процесс ее формирования растянулся на века и достиг определенности только с превращением журналистской профессии в массовую. Завершился он лишь на рубеже ХIХ и ХХ вв., когда были созданы первые кодексы и профессионально-нравственное сознание журналистского сообщества приобрело документированную форму существования. Журналист, осваивая в ходе профессионального становления постулаты профессиональной морали, вступает с коллегами в профессионально-нравственные отношения, которые, в отличие от моральных как таковых, предполагают возможность институционально организованного и непосредственного вмешательства корпорации в его поведение. Однако, это вмешательство существенным образом отличается от административного воздействия, поскольку цель его – не принуждение, а побуждение.

Профессиональная этика журналиста , подобно другим видам профессиональной этики, начала формироваться непосредственно в трудовой деятельности. Она проявила себя в ходе кодификации тех профессионально-нравственных представлений, которые стихийно сложились в рамках способа журналистской деятельности и так или иначе были зафиксированы профессиональным сознанием журналистского сообщества. Появление первых кодексов означало завершение длительного процесса формирования профессиональной журналистской морали и одновременно открыло новый этап в ее развитии. Этот новый этап базировался на целенаправленном самопознании журналистской деятельности и практическом применении его результатов.

Особым проявлением профессиональной этики выступает экономическая этика («деловая этика», «этика бизнеса»). Экономическая этика – наука древняя. Ее начало положено Аристотелем в произведениях «Этика», «Никомахова этика», «Политика». Аристотель не отделяет экономику от экономической этики. Он советует своему сыну Никомаху заниматься только производством благ. Его принципы нашли развитие в идеях и концепциях католических и протестантских теологов, которые в течение длительного времени напряженно размышляли над проблемами этики бизнеса. Одной из первых этико-экономических концепций была концепция Генри Форда, одного из основателей автомобильной промышленности США. Он считал, что счастье и благосостояние добываются только честной работой и что в этом заключается этический здравый смысл, суть фордовской экономической этики заключена в мысли о том, что произведенный продукт не просто реализованная «деловая теория», а «нечто большее» - теория, цель которой создать из мира вещей источник радости. Сила и машина, деньги и имущество полезны лишь постольку, поскольку они способствуют жизненной свободе. Эти экономические установки Г. Форда имеют практическое значение и в настоящее время.

Экономическая этика – это совокупность норм поведения предпринимателя, требования, предъявляемые культурным обществом к его стилю работы, характеру общения между участниками бизнеса, их социальному облику . Экономическая этика включает в себя деловой этикет, который формируется под влиянием традиций и определенных сложившихся исторических условий конкретной страны. Основными постулатами этического кодекса предпринимателя являются следующие: он убежден в полезности своего труда не только для себя, но и для других, для общества в целом; исходит из того, что люди, окружающие его, хотят и умеют работать; верит в бизнес, расценивает его как привлекательное творчество; признает необходимость конкуренции, но понимает и необходимость сотрудничества; уважает любую собственность, общественные движения, уважает профессионализм и компетентность, законы; ценит образование, науку и технику. Эти основные принципы этики делового человека могут быть конкретизированы применительно к различным сферам его профессиональной деятельности. Для России проблемы экономической этики приобретают большое значение. Это объясняется стремительным формированием рыночных отношений в нашей стране.

В юридической деятельности главная проблема - это соотношение законности и справедливости. Консерватизм законодательства, сложность регулируемых им отношений могут создать такие ситуации, при которых некоторые варианты вердикта, формально соответствующие букве закона, по духу будут ему противоречить, будут несправедливы. Для профессии юриста справедливость есть основной постулат, цель деятельности. Строгая подчиненность юриста закону способствует его независимости. И судьи, и органы прокуратуры в пределах своей компетенции осуществляют свои полномочия независимо от органов государственной власти и漒управления, общественных и политических организаций, движений. Судья, прокурор, следователь не вправе уступать местным влияниям, руководствоваться советами, указаниями или просьбами отдельных лиц или учреждений. Принцип независимости и подчиненности только закону диктует важные требования нравственного характера. Юрист (судья, прокурор, адвокат и др.) - специалист, которым движет исключительно чувство долга, не должен допускать компромиссов, сделок с совестью, поддаваться какому-либо влиянию, он должен служить только закону и справедливости.

Работа юриста напрямую связана с защитой достоинства человека. Поэтому нравственные нормы, основанные на признании ценности человека как личности - неотъемлемые составляющие профессиональной этики юриста. Важно противостоять деформации, духовной черствости, превращению в некий винтик судопроизводства. Такой подход требует от юридического работника высоких личностных качеств, но именно он наполняет правосудие и юридическую деятельность гуманистическим содержанием.

Специфика работы юриста сопряжена с особыми нравственными ситуациями, которые не встречаются у представителей других профессий. Например, в оперативной работе криминальной милиции допускается конспиративность (скрытность), дезинформация (ложь) или притворство (моральная маскировка) по отношению к преступникам. Что касается процесса судопроизводства, то, скажем, адвокат, узнавший от подсудимого, что именно он совершил преступление, при том, что подзащитный на суде лживо настаивает на своей невиновности, не вправе выступить свидетелем против него. Эти примеры - типичная коллизия в рамках общего и особенного в морали. Поэтому следует еще раз отметить, что такая нравственная специфика профессии не противоречит общим принципам морали, но является их дополнением и конкретизацией применительно к условиям юридической деятельности. Это важно подчеркнуть еще и потому, что работники юридической сферы, постоянно сталкивающиеся с негативными проявлениями человеческой натуры, должны иметь моральное оправдание сделанного профессионального выбора, своеобразный нравственный «иммунитет».

Этика социальной работы - это проявление общих норм морали в социальном обслуживании. В профессиональной деятельности таких специалистов, заключающейся в оказании помощи индивидам, семьям, социальным группам или общинам, нравственно-этические нормы играют особую роль. Они отражены в профессионально-этическом кодексе социального работника России, принятом Межрегиональной ассоциацией работников социальных служб в 1994 г. К основным принципам профессиональной этики социального работника относятся: ответственность перед клиентом, ответственность перед профессией и коллегами, ответственность перед обществом.

Требования к личностно-нравственным качествам социального работника диктуются также спецификой его работы. У него должны быть развиты чувства долга, добра и справедливости, собственного достоинства и уважения достоинства другого человека; терпимость, вежливость, порядочность, эмоциональная устойчивость; личностная адекватность самооценке, уровню притязаний и социальной адаптированности. Также важно обладать определенными педагогическими навыками. Соблюдение специалистами по социальной работе этических норм предупреждает негативные последствия социального обслуживания.

Этика менеджмента – наука, рассматривающая поступки и поведение человека, действующего в сфере управления, и функционирование организации как «совокупного менеджера» относительно своей внутренней и внешней среды в том аспекте, в каком действия менеджера и организации соотносятся с общечеловеческими этическими требованиями.

В настоящее время основные принципы и правила делового поведения формулируются в этических кодексах. Это могут быть стандарты, по которым живут отдельные фирмы (корпоративные кодексы), или правила, регулирующие отношения внутри целой отрасли (профессиональные кодексы).

Возникновение первых профессионально-этических кодексов относится к периоду ремесленного разделения труда в условиях становления средневековых цехов в ХI-ХII вв. Именно тогда впервые констатируют наличие в цеховых уставах ряда нравственных требований по отношению к профессии, характеру труда, соучастникам по труду.

Однако ряд профессий, имеющих жизненно важное значение для всех членов общества, возникли в глубокой древности, и поэтому, такие профессионально-этические кодексы, как «Клятва Гиппократа», нравственные установления жрецов, исполнявших судебные функции, известны гораздо раньше.

Кодексы этики существуют как часть профессиональных стандартов, разрабатываемых для различных видов деятельности в системе государственного управления. Они представляют собой совокупность нравственных принципов и конкретных этических норм и правил деловых взаимоотношений и общения. Кодексы этики – это свод норм правильного, подобающего поведения, считающегося уместным для человека той профессии, к которой данный кодекс имеет отношение.

Профессиональные кодексы этики служат обществу гарантией качества и несут информацию о стандартах и ограничениях деятельности работников в той области, для которой данные кодексы разработаны. Знание кодексов помогает предотвращать неэтичное поведение.

Таким образом, профессиональная деятельность приводит к появлению множества этических проблем, которые не рассматриваются и не могут быть решены средствами универсальной этики. При этом при всей своей специфике профессиональная мораль не противоречит универсальной этике. Профессиональная этика изучает профессиональную мораль как конкретизацию общих нравственных принципов и норм применительно к особенностям того или иного вида профессиональной деятельности. Профессиональные ассоциации имеют своды основных этических правил и принципов, которые задают необходимое поведение в пределах контекста профессиональной практики. Принципы дают конкретному работнику в любой организации концептуальную этическую платформу для решений, поступков, действий, взаимодействий и т.п

Моральная значимость разных профессий не может быть одинаковой. Общественная оценка той или иной профессии обусловлено ее значением для надлежащего функционирования общества, тем, насколько удовлетворяет жизненные интересы, личные потребности человека, которая выполняет профессиональные функции. Чем выше социальный статус профессиональной группы, тем больше требований, особенно морального характера, ставит общество к представителям профессии и тем сложнее процесс вхождения молодых специалистов в профессиональную сферу деятельности.

Контрольные вопросы

1. Что такое профессиональная этика?

2. Когда и в связи с чем возникла профессиональная этика?

3. Почему необходима профессиональная этика?

4. Как соотносятся друг с другом профессиональная и универсальная этики?

5. Назовите и охарактеризуйте основные принципы профессиональной этики.

6. Почему неодинакова моральная значимость тех или иных профессий?

7. Приведите примеры конкретной профессиональной этики.

ЭТИКА БИЗНЕСА

Прежде всего, необходимо прояснить вопрос о соотношении понятий: «деловая этика», «предпринимательская этика», «этика бизнеса».

Деловая этика - совокупность принципов и норм автономно-совместной продуктивной деятельности. Деловая этика имеет надындивидуальную и надкорпоративную природу. Ценности деловой этики обладают общезначимым статусом. Деловая этика - этика гражданственности и служения. Наиболее разрабатываемыми вопросами в деловой этике являются следующие: проблема социальной ответственности бизнеса; вопросы приложения общих этических принципов к конкретным ситуациям принятия решений; способы повышения этического уровня организации; влияние морально-нравственных ценностей на экономическое поведение и некоторые другие.

В работах, посвященных исследованию деловых отношений, выделяются две крайние позиции:

  1. позиция делового прагматизма (деловой макиавеллизм) - в деловой жизни этика не нужна, роль деловой жизни исключительно экономическая. Для предпринимателей, стоящих на позиции делового макиавеллизма, основной целью является максимизация прибыли любыми доступными средствами.
  2. позиция соблюдения этических норм - это более цивилизованный подход. Устанавливается взаимообусловленность: чем благополучнее морально-нравственная атмосфера в обществе, тем благоприятнее обстановка и для деловой жизни. И наоборот, неэтичное поведение рано или поздно обернется прямыми экономическими убытками или социальными, морально-нравственными издержками как для предприятия, так и для общества в целом.
  • 2. Деловая этика как вид профессиональной этики

    Что изучает профессиональная этика?
    Как соотносятся профессиональная и деловая этика?

    Слово «профессия» (от лат. «объявляю своим делом») означает, что для каждого человека труд выступает в виде ограниченной сферы деятельности, требующей определенной подготовки. Из ряда факторов, определяющих выбор профессии: наличие способностей и индивидуальная склонность к определенному виду деятельности, высокая оплата, престиж профессии, семейные традиции, социальная среда - любой может стать решающим, а понятие «призвание» является характеристикой, выражающей степень удовлетворенности своим делом. Макс Вебер определял призвание как такой строй мышления, при котором труд становится абсолютной самоцелью. Такое отношение к труду не является, однако, свойством человеческой природы. Не может оно возникнуть и как непосредственный результат высокой или низкой оплаты труда; подобная направленность может сложиться лишь в результате длительного процесса воспитания.
    Таким образом, общей основой профессиональной этики служит понимание труда как ценности в противоположность ветхозаветному представлению о труде как наказании, проклятии.

    В предыдущей теме, посвященной рассмотрению аксиологических категорий этики, мы выяснили, что ценности связаны с представлениями о должном. Труд становится моральной ценностью, если воспринимается не только как источник средств существования, но и как способ формирования человеческого достоинства. Профессиональная этика (этика протестантизма, в частности) ставит и решает традиционные этические проблемы, основываясь на утверждении моральной ценности профессионального труда.

    Какие трансформации происходят с другими этическими ценностями? Проблема морального выбора превращается в проблему выбора профессии, так называемую проблему призвания; проблема смысла жизни становится проблемой смысла профессиональной деятельности; моральный долг рассматривается как долг профессиональный; моральная ответственность преломляется через профессиональную ответственность, профессиональные качества личности получают моральную оценку.

    Призвание . Впервые понятие «призвание» в светском значении применил Мартин Лютер при переводе «Книги Премудростей Иисуса…». Здесь и речи нет о свободном выборе профессии и ответственности за этот выбор, являющийся божественным промыслом. Для М. Лютера отношение к труду как призванию противоположно бессмысленным аскетическим монашеским упражнениям. «Каждый должен быть послушен тем трудом, которым покарал его Господь». Однако призвание - это не только смирение со своей участью, но прежде всего добросовестный труд, и ответственность за отношение к труду полностью лежит на самом человеке. С этой точки зрения нет принципиальной разницы между трудом капиталиста, наемного работника, администратора, управляющего и любого другого. В определении призвания, несомненно, присутствует иррациональный момент, который и придает профессии этический смысл. Призвание одновременно характеризует выбор профессии с точки зрения ее значения для человека и освящает выбор ориентацией на некий абсолют, находящийся вне индивидуального сознания. В XVI в. это мог быть только божий промысел, в XX в. - общечеловеческие гуманистические ценности.

    Профессиональный долг . Первоначальное содержание этой этической категории, исторически сложившееся в рамках протестантской этики, хотя и отличается от того содержания, которое оно имеет в светской этике, все же по существу глубоко связано с ним требованием самоотречения. В противоположность монашескому аскетизму в протестантизме утверждается принцип мирской аскезы, решительно отвергающий непосредственное наслаждение богатством. Наиболее последовательное воплощение эта этика получила у последователей Кальвина в Англии - пуритан, порицавших как непростительную пустую демагогию, излишества, тщеславие, превышающий необходимое время сон, считавших тяжким грехом бесполезную трату времени. Не принимая крайностей пуританского аскетизма, следует, тем не менее, признать, что достижение успеха в любой профессии неизбежно связано с определенным самоограничением, без чего невозможна профессиональная реализация личности.

    Самоограничение выражается в стремлении выработать в себе такие качества, как дисциплинированность, организованность, честность, деловитость, упорство, сдержанность . В XVI в. последователи практической этики кальвинизма создали строгую модель поведения, которая преследовала два задачи: освобождение от иррациональных инстинктов, от влияния мира вещей, подчинение жизни определенному плану; постоянный самоконтроль и активное самообладание.

    Если категории призвание и профессиональный долг выражают отношение человека к своему делу, то проблема смысла профессиональной деятельности порождается взаимодействием людей в обществе и в упрощенном виде может быть сформулирована как вопрос «Для кого человек должен трудиться?».
    Варианты ответа:
    1) на благо будущих поколений;
    2) ради себя и своего материального благополучия;
    3) для других членов общества.
    Адам Смит взаимодействие личных и общественных интересов, регулируемое рыночными механизмами, представлял так: «Не на благосклонность мясника, булочника или земледельца рассчитываем мы, желая получить обед, а на их собственную заинтересованность; мы апеллируем не к их любви к ближнему, а к их эгоизму, говорим не о наших потребностях, а всегда лишь об их выгоде».

    Иными словами, объективно всякая востребованная деятельность должна учитывать чьи-то интересы, однако указание на адресата деятельности само по себе не может придать ей моральный смысл. Только осознание общечеловеческого, общекультурного значения поставленных целей делает профессиональную деятельность морально осмысленной.

    Можно выделить такие моральные качества людей, значимые в сфере деловых отношений, как:

    • профессиональные качества: профессиональные навыки, опыт работы, знание иностранных языков;
    • морально-психологические как профессиональные: целеустремленность, выдержка, честность, принципиальность, самоотверженность, требовательность;
    • моральные: доброта, отзывчивость, гуманность, толерантность, достоинство, уважение других, порядочность, щедрость, мужество, справедливость, совесть.
    Таким образом, деловая этика есть совокупность моральных норм, определяющих отношение человека к своему профессиональному долгу, а посредством него к людям, с которыми он связан в силу характера своей профессии, к обществу в целом (социальная ответственность).
  • 3. Этические принципы и нормы в деловых отношениях

    Американская исследовательница Л. Нэш выпустила книгу с характерным названием - «Долой благие намерения» («Good Intentions Aside»), в которой она приходит к выводу о том, что благие намерения у руководителей и участников бизнеса совершенно не являются достаточным фактором для разрешения сложных этических проблем, возникающих на рабочем месте.

    Любой руководитель часто сталкивается с необходимостью принимать такие решения, которые ставят перед ним сложные этические проблемы: он вынужден принимать решения, в результате выполнения которых неизбежно пострадают люди; ему приходится идти на сделки, в которых приходится выбирать между равно необходимыми материальными ценностями и следованием устоявшимся моральным принципам; он оказывается в таком положении, что интересы его организации и цели работы входят в противоречие с личными нуждами конкретных служащих или потребителей.

  • В результате, делается вывод: изучение этики бизнеса является исключительно важным для руководителя любой организации. Из интервью, взятых американским ученым у различных руководителей организаций в США, Л. Нэш выделила главные этические проблемы, с которыми чаще всего сталкиваются руководители делового мира в процессе своей работы в Америке. Они состоят в следующем:

    Жадность.

    Сокрытие фактов и неверная информация в отчетах и проведении проверок.

    Выпуск некачественной продукции или необходимость ее постоянного технического обслуживания.

    Неразумное завышение цен или прямой обман при проведении деловых переговоров.

    Имеющиеся на сегодняшний день условия работы вынуждают людей врать о выполнении ими их работы.

    Излишняя самоуверенность в суждениях, которая может нанести ущерб интересам компании, когда для нее наступают тяжелые времена.

    Низкое качество работы и товаров.

    Безоговорочное подчинение руководству, каким бы неэтичным и несправедливым оно ни оказалось.

    Противоречия между личными интересами и интересами корпораций.

    Наличие фаворитов.

    Жесткие цены.

    Принесение в жертву ни в чем не повинных и беспомощных людей для выполнения той или иной работы.

    Невозможность высказать свое возмущение и несогласие при возникновении атмосферы постоянных неэтичных поступков.

    Недостаток внимания семье или личным делам из-за обилия работы.

    Производство продукции с сомнительными характеристиками по безопасности.

    Невозвращение каких-либо вещей или ценностей, взятых на рабочем месте, у сослуживцев или из фондов корпорации.

    Сознательное преувеличение преимуществ своего плана работы для получения поддержки.

    Большее внимание перемещениям по иерархической лестнице в ущерб интересам дела.

    Перемещение по служебной лестнице по головам сослуживцев. Обман служащих с целью получения выгоды для компании.

    Создание союзов с сомнительными партнерами в надежде на счастливую случайность.

    Затягивание и промедления с выполнением своих обязанностей, что приводит к растрате времени и денег корпорации.

    «Путь в ад устлан благими намерениям, и часто наиболее безнравственные решения принимаются и наиболее нелицеприятные поступки в бизнесе совершаются людьми, которые исключительно честны и имеют самые благие намерения», - отмечает Л. Нэш. Как отмечает далее автор: «деловая этика представляет собой изучение соответствия моральных норм человека деятельности и целям коммерческого предприятия. Она не является простым набором определенных моральных стандартов, а представляет собой инструмент анализа и решения проблем, которые встают перед нравственным человеком, занимающимся бизнесом».

    Таким образом, человек, действуя в сфере деловых отношений, берет на себя бремя дополнительной ответственности. Например, профессиональные ассоциации имеют своды этических правил, которые задают необходимое поведение в пределах контекста профессиональной практики, как, например, медицина, право, учет или проектирование. Эти зафиксированные письменно установки обуславливают стандартное поведение, которое обычно основывается на принципах деловой этики, например:

    Беспристрастность, объективность;

    Прямота, полное разоблачение;

    Конфиденциальность;

    Должное старание / обязанность заботы;

    Точное исполнение профессиональных обязанностей;

    Избежание потенциальных или явных конфликтов.

    Таким образом, деловая этика неразрывно связана с общей этикой, она вырастает из нее. Деловая этика представляет совокупность специфических требований морали, реализующихся при выполнении специалистами профессиональных обязанностей.

    Культура деловых отношений в России всегда имела свои особенности именно в плане этическом.

    В 1912 году, на двенадцать лет раньше, чем это произошло в США, российское деловое сообщество на национальном уровне приняло свой первый этический кодекс «Семь принципов ведения дел в России» - перечень основополагающих этических традиций предпринимательства в России. Какие этические принципы содержал этот кодекс?

    1. Уважай власть. Власть - необходимое условие для эффективного ведения дела. В связи с этим проявляй уважение к властителям порядка в узаконенных эшелонах власти.
    2. Будь честен и правдив. Честность и правдивость - фундамент предпринимательства, предпосылка здоровой прибыли и гармоничных отношений в делах. Российский предприниматель должен быть безупречным носителем добродетели, честности и правдивости.
    3. Уважай право частной собственности. Свободное предпринимательство - основа благополучия государства. Российский предприниматель обязан в поте лица своего трудиться на благо своей Отчизны. Такое рвение можно проявить только при опоре на частную собственность.
    4. Люби и уважай человека. Любовь и уважение к человеку труда со стороны предпринимателя порождает ответную любовь и уважение. В таких условиях возникает гармония интересов, что создает атмосферу развития у людей самых разнообразных способностей, побуждает их проявлять себя во всем блеске.
    5. Будь верен своему слову. Деловой человек должен быть верен своему слову. «Единожды солгавший, кто тебе поверит». Успех в деле во многом зависит от того, в какой степени окружающие доверяют тебе.
    6. Живи по средствам. Не зарывайся. Выбирай дело по плечу. Всегда оценивай свои возможности. Действуй сообразно своим средствам.
    7. Будь целеустремлен. Всегда имей перед собой ясную цель. Предпринимателю такая цель нужна как воздух. Не отвлекайся на другие цели. Служение «двум господам» противоестественно. В стремлении достичь заветной цели не переходи грань дозволенного. Никакая цель не может затмить моральные ценности.
  • Стремясь возродить и приумножить былую славу российского предпринимательства в России и мире Национальная программа «Деловая культура России», созданная в 1995 году, призывает Российских предпринимателей к утверждению следующих принципов ведения дел, основанных на историческом опыте России и современной практике международного делового сообщества.

    Принципы личности:

    1. Прибыль важнее всего, но честь дороже прибыли.
    2. Уважай участников общего дела - это основа отношений с ними и самоуважения. Уважение и самоуважение даются выполнением принятых деловых обязательств.
    3. Воздерживайся от насилия или угрозы применения насилия как способов достижения деловых целей.

    Принципы профессионала:

    4. Всегда веди дело сообразно своим средствам.
    5. Оправдывай доверие, в нем - основа предпринимательства и ключ к успеху. Стремись завоевать репутацию честного и порядочного партнера. Будь таким, каким ты сам хочешь видеть своего лучшего партнера.
    6. Конкурируй достойно. Не доводи разногласия до суда. Самый надежный партнер - тот, который тоже выигрывает от сделки.

    Принципы гражданина России:

    7. Соблюдай действующие законы и подчиняйся законной власти.
    8. Для законного влияния на власть и законотворчество объединяйся с единомышленниками на основе данных принципов.
    9. Твори добро для людей, а не ради корысти и тщеславия. Не требуй за него непременного общественного признания.

    Принципы гражданина Земли:

    10. При создании и ведении дела как минимум не наноси ущерба природе.
    11. Найди в себе силы противостоять преступности и коррупции. Способствуй тому, чтобы они стали невыгодными всем.
    12. Проявляй терпимость к представителям других культур, верований и стран. Они - не хуже и не лучше нас - они просто другие.

  • Выводы:


      • Деловая этика - этика гражданственности и служения. Наиболее разрабатываемыми вопросами в деловой этике являются следующие: проблема социальной ответственности бизнеса; вопросы приложения общих этических принципов к конкретным ситуациям принятия решений; способы повышения этического уровня организации; влияние морально-нравственных ценностей на экономическое поведение и некоторые другие.
      • Проблема морального выбора в сфере деловых отношений трансформируется в проблему выбора профессии, так называемую проблему призвания; проблема смысла жизни становится проблемой смысла профессиональной деятельности; моральный долг рассматривается как долг профессиональный; моральная ответственность преломляется через профессиональную ответственность, профессиональные качества личности получают моральную оценку
      • В наши дни деловая этика как «кодекс чести» современного российского предпринимателя находится в стадии становления. Российской особенностью является локальное формирование моральных принципов и этических норм предпринимательства на основе общности направления бизнеса, в рамках неформальных деловых объединений, корпораций или даже отдельных компаний.
  • Контрольные вопросы

    1. Дайте определение понятиям: «культура деловых отношений», «деловая этика», «предпринимательская этика», «этика бизнеса» .

    2. Охарактеризуйте основные морально-нравственные ценности, реализуемые в сфере деловых отношений.

    3. Выделите специфические особенности профессиональной этики.

    4. Как соотносятся между собой профессиональная этика и деловая этика?

    5. Выделите элементы инфраструктуры деловой этики.

    6. Перечислите основные принципы деловой этики.

    7. Перечислите «семь принципов ведения дел в России». Актуальны ли они в настоящее время?

    8. Что наследует и чем отличается современная Деловая культура России?

  • Литература

    1. Андерсон, Р. «Акулы» и «дельфины»: Психология и этика российско-американского делового партнерства / Р. Андерсон, П.Н. Шихирев. - М. : Дело Лтд., 1994. - 208 с.
    2. Архангельская, М.Д. Бизнес-этикет или игра по правилам. - М., 2002. - 321 с.
    3. Бакштановский, В.И. Этика профессии: миссия, кодекс, поступок: научное издание / В.И. Бакштановский, Ю.В. Согомонов; Гос. образоват. учреждение высшего профессионального образования «Тюменск. гос. нефтегазовый ун-т» [и др.]. - Тюмень: [б. и.], 2005. - 379 с.
    4. Ботавина, Р.Н. Этика деловых отношений: Учеб. пособие для студентов, обучающихся по экон. специальностям / Р.Н. Ботавина. - М.: Финансы и статистика, 2003. - 208 с.
    5. Джордж, Р.Т. Де Деловая этика. Т. 1 / Р.Т. Де Джордж; Пер. с англ. Р.И. Столпера. - СПб. ; М. : Экономическая школа: Прогресс, 2001. - 496 с.
    6. Уткин, Э.А. Этика бизнеса: учебник для вузов / Э.А. Уткин. - М. : Зерцало, 2001. - 254 с.