Привет из прошлого: рецензия на Pillars of Eternity

Pillars of Eternity – яркий представитель игр «старой школы», выпущенный Obsidian Entertainment в 2015 году. Представляет из себя изометрическую RPG с рисованным 2D фоном и трёхмерными персонажами. Ближайшие по духу игры – Baldur’s Gate, Icewind Dale и Planescape: Torment. В процессе игры нам об этом будут постоянно напоминать. На игру, как это сейчас водится, собирались всем миром: чуть больше месяца понадобилось, чтобы собрать 4 миллиона долларов на разработку, тем самым став вторым самым крупным проектом на Kickstarter из категории компьютерных игр. Первым был Star Citizen, который к слову, ещё не выпущен и собравший уже 130 миллионов долларов инвестиций. Кредит доверия к Obsidian Entertainment был большим, во-первых, бывшие сотрудники компании были выходцами из Black Isle Studios, создавшими такой хит как Fallout, во-вторых к моменту сбора денег у компании в портфолио уже были серьёзные проекты: Neverwinter Nights 2, Fallout: New Vegas, South Park: The Stick of Truth. Проект был весьма перспективным, – ведь разработчики знали толк в классических RPG.

Игра предлагает большой выбор уровней сложности и режимов. Например, желающим просто отыгрывать роли и исследовать мир, не принимая участия в трудных боях, можно выбрать режим «Время историй» и ни о чём не беспокоиться, любителям тяжёлых стычек, напротив, подойдёт «Тяжелый» или даже «Путь проклятых». Каждый сможет найти то, что он хочет от игры и это прекрасно. Уже на первых экранах, посвящённых созданию персонажа вы можете пропасть на несколько часов изучая и сравнивая описание и характеристики тех или иных рас, классов, их биографии и десятки других важных факторов. Когда спустя пару часов вы вдруг отвлекаетесь от чтения того, чем отличаются ордены паладинов между собой то невольно осознаёте, что именно такой должна быть игра так называемой «старой школы». У вашего героя не будет хорошего и плохого пути. Будет свой уникальный путь и игра делает всё, чтобы у вас была такая возможность.

Сюжет в игре достаточно богато и всесторонне раскрывается. Вы как это полагается, не просто пьяница или бандит с большой дороги, а достаточно уникальный индивид. Главный герой игры становится свидетелем уникального явления, с последствиями которого он будет сталкиваться на протяжение всей игры. Вам нужно познать себя и найти своё предназначение. Разработчики отдали дань уважения к Baldur’s Gate и показали главного антагониста в начале игры. В последствие мы с ним ещё будет встречаться и пытаться понять, что же им движет. Действия игры происходят в вымышленной вселенной придуманной в Obsidian Entertainment. Мир игры поглотила неизвестная чума, суть её заключается в том, что всё дети начали рождаться «пусторождёнными», то есть без души. Это также связано с основным сюжетом игры. Ещё у героя есть уникальный дар, он может просканировать душу любого человека и многое узнать.

Первое что бросается в глаза после входа в игровой мир, достаточно статичная картинка, на равных с приличной и прорисованной графикой. NPC бодро помахивают руками время от времени, но не ходят и не взаимодействуют с окружающим миром. Я бы и не сказал, что это какой-то минус. Наоборот, добавляет игре определенный шарм. Это хорошо вписывается в такой тип игры, где отыгрывание роли играет большое значение. Никакие мельтешения на экране не отвлекают от главного. Сам мир очень детализированный и выглядит на высоком уровне. У многих объектов есть достаточный уровень анимации. Атмосфера сразу же напоминает о играх конца 90-ых и начала 2000-ых годов. Вот тут прослеживаются нотки Baldur’s Gate, а тут что-то от Planescape: Torment.

Всё как в старые добрые времена, путешествуя из локации в локацию мы разгоняем туман войны и находим новые интересные места, в которых встретится либо интересный NPC, дающий новое задание или просто повествующий о событиях в мире игры, либо стайка диких монстров, совсем отбившихся от рук и требующих нашего незамедлительного вмешательства. В целом, как и любая настоящая RPG-игра, Pillars of Eternity не содержит огромного количества боёв. Всё-таки больше времени будет уходить на диалоги с NPC и решение насущных вопросов. Система диалогов выглядит богато и при хорошей прокачке интеллекта предоставит дополнительные альтернативы. В выборе характеристик для вашего персонажа вы можете это учесть. Нет нечего плохого в бойце с большим количеством интеллекта. Периодически у вас будут возникать диалоги с вашими подопечными, но не такие жаркие как в Baldur’s Gate. Напарники не вмешиваются в ваши дела, лишь иногда высказывая своё мнение.

Боевая система достаточно интересная, с раздольем для тактических ходов. Бои проходят в реальном времени с возможностью паузы в любой момент для отдачи приказов вашим персонажам. Главный герой один, но с ним могут ходить ещё пятеро спутников. Каждый со своей историй и целями. Чтобы с ними управиться, без паузы не обойтись. К вашим услугам всевозможные заклинания и способности. Способности для использования в бою есть у всех. Тот же воин очень полезен с навыком сбивания с ног. Когда противник падает и у вас появляется возможность безнаказанно его пинать. Если вашему персонажу наносят много урона, то он падает в бессознательное состояние и не умирает сразу. В проведение боёв рекомендуется выбирать узкие проходы и ставить там танковать бойцов ближнего боя, а остальные пусть стоят сзади и расстреливают неприятеля.

Pillars of Eternity не понравится любителям выбивать крутые вещи. Выбор амуниции здесь достаточно скромен. Суть игры не в фарме вещей, а скорее в отыгрывание своей роли и развитие сюжета. К вашим услугам большое количество квестов, которые между прочим не такие прямолинейные, как во множестве других игр. Часто, всё не будет сводиться к банальному «убей того-то и сдай квест». Разработчики поощряют выполнение побочных квестов тем, что за них дают больше опыта, к тому же они хорошо позволяют узнать мир игры. Сам мир игры достаточно большой, изучения хватит часов на 50-60, хотя саму игру можно пройти и за 30. Опять же всё условно. Можно озадачиться и изведать каждый уголок под микроскопом, тогда наверно и больше выйдет. Но у монстров в Pillars of Eternity нет респауна. Однажды зачищенная локация остаётся таковой навсегда.

Отдельным особняком стоит ваша крепость Каэд Нуа. Поначалу это населенное место разной нечистью, но после очистки, крепость переходит в ваше управление. Вы можете здесь заказывать постройку тех или иных сооружений, дающих определенные бонусы. На постройку каждого здания уходит несколько игровых дней. На крепость могут нападать, поэтому желательно нанимать наёмников для её охраны. Но самое интересное – это подземелье крепости – Бесконечные пути Од Нуа. Проходя их, вы получите множество хороших вещей для ваших персонажей. К слову, прохождение этого подземелья не является обязательным. Да и пройти его с одного раза вы скорее всего не сможете и нужно будет возвращаться позже. Изначально разработчики не планировали добавление крепости в игру. Но после того, как удалось собрать на разработку игры большое количество денег, они всё же добавили новый контент.

Рано или поздно все возвращаются к своим корням. Люди тянутся в те места, где родились и выросли, а игровые жанры перерождаются в давно забытых механиках, с которых и началось их становление. И говоря о золотой эпохе ролевых игр, обычно подразумевают смену тысячелетий, когда появились Planescape: Torment, Baldur’s Gate, Fallout, Icewind Dale и Neverwinter Nights.

Удалось ли опытнейшей команде из Obsidian Entertainment сделать игру по рецепту той самой классики? Не самый уместный вопрос, и ознакомившись с обзором Pillars of Eternity, вы поймете, почему.

- Полюбуйтесь, миссис Хадсон. Мирно, тихо, спокойно. Какое гадство!
- Я уверена, что-нибудь подвернется, Шерлок. Славное убийство! Оно вас подбодрит.

«Шерлок» (2010)

Былина о Безымянном

Как гласит еще одна цитата из вышеупомянутого фильма: как ни старайся изменить облик, всегда выходит автопортрет. То же самое можно сказать об играх в целом: сколько бы разработчики ни говорили о возвращении к истокам, новом взгляде или невиданных ранее возможностях, чаще всего все равно получается нечто узнаваемое и типичное, чему суждено затеряться в круговороте других событий.

В среде игроделов особенно популярны три религии: пародирование, копирование и повторение. Адепты первой выставляют костыли жанров напоказ и высмеивают их, последователи второй уважают материальные ценности и стараются приумножать их при минимальных затратах, а третьи - это те, кто делает игры словно по учебнику, предавая анафеме тех, кто пытается выйти за рамки канона.

Кот, в запертом на ключ сундуке, в доме, полном зомби. Ох уж эти ролевые игры с их условностями…

Какой бы путь ни выбрали Obsidian, у них получилось замечательное вступление. Игра с первых минут обескураживает, предлагая безумное число вариантов на экране создания персонажа: раса, класс, атрибуты, божество, биография, голос и внешность - уже на этом этапе вы закладываете фундамент всего приключения, усложняя или упрощая решения самых разных игровых конфликтов и заданий.

Следующий шаг - знакомство с интерфейсом. Таблички и портреты не занимают полдисплея, как когда-то, диалоговое окно легко масштабируется, а некоторые элементы можно убрать вовсе, если покопаться в настройках. Подобная предусмотрительность редко встречалась в играх «старого образца».

Создание персонажа - это выбор вслепую. Не исключено, что позже вы захотите начать все сначала, сделав всего пару поправок.

Когда же рассказчик начинает историю, проявляется легкое ощущение дежавю. Очередной безымянный путешественник оказывается там, где ему быть не положено, и случайно получает необычный дар – умение заглядывать в души, видеть призраков и переживать их воспоминания. После такого поворота он, естественно, бросает прежние дела и пытается выяснить, что и почему с ним произошло.

Позже мы узнаем, что души - весьма больная тема в Забытых Королевствах Восточных землях. Однажды люди убили живое воплощение бога, а вскоре после этого в тех краях перестали рождаться нормальные младенцы - на свет появлялись пусторожденные, оболочки без души, которые не могли жить полноценной жизнью и вскоре увядали, что поставило под угрозу будущее всего региона.

Восприятие сюжета, как это часто бывает, сопровождается мыслью «Что за чертовщина здесь вообще творится?»

С местным генофагом власть имущие начали бороться самым типичным для власть имущих способом - расстрелами, а точнее, чистками: «под нож» попадали и последователи павшего бога, и ученые, исследующие души, так называемые анимансеры. И хоть последние официально не были вне закона и могли продолжать исследования в столице, недовольство против них назревало и народу нужен был лишь повод.

На фоне этих событий проходят приключения главного героя и его группы, а подробности вы можете домыслить и сами: борьба с узурпатором, проникновение в древние святыни, расследование причин эпидемии, выбор фракции с небольшой сюжетной развилкой, которая в итоге ни на что не влияет. Игра создана по лекалам старых, проверенных временем ролевок, и ничего нового даже не пытается изобрести.

Умение героя «читать душу» никак не отображается на игровом процессе. Вне сюжета можно изучать прошлое некоторых персонажей, но практической пользы в этом нет.

Если хотите послушать интересную историю с простым, но душевным сюжетом, то Pillars of Eternity - не лучший кандидат на покупку. Писатели Obsidian честно старались создать детально проработанный мир с уникальной историей и обитателями, но не сумели его подать: в книгах и диалогах на вас сходу вываливают тонны информации, не зная чувства меры, так что усвоить все из прочитанного порой трудно.

Разряжают обстановку разговоры между спутниками. Забавно слушать, как подшучивают над магом с раздвоением личности или обсуждают перья богоподобной паладинши, а их комментарии в беседах с NPC порой интереснее самих разговоров. Не обошлось и без скелетов в шкафах сопартийцев и их личных квестов, позволяющих лучше понять характер персонажей и даже определить их судьбу.

Спутники часто вмешиваются в разговор, но их слова кроме вас, кажется, никто не слышит.

Основная сюжетная линия здесь больше для вида, чтобы провести какую-то нить между россыпью событий и приключений, встречающихся на пути партии главного героя. Попадаются интересные задания с несколькими вариантами развязки, вроде убийства герцога или зачистки маяка, но чаще всего вам подкидывают привычные дилеммы вроде оправдания или осуждения вора, который грабил от безысходности.

Если сравнить игру с другим бриллиантом Kickstarter, Divinity: Original Sin , то и здесь контраст не в пользу проекта Obsidian. Говорящие колодцы, плачущие орки, женитьба кота - все это выглядело нестандартно и создавало сказочную атмосферу, ну а мир Pillars of Eternity слишком мрачный для подобных вещей, и в нем не хватает чего-то оригинального, чтобы эту «серьезность» компенсировать.

Большее зло

Отличительная черта Pillars of Eternity - она не про спасение мира. Хоть большую часть игры мы и следуем по пятам главного злодея, но делаем это в своих, корыстных целях, а не «потому, что надо». Да и если задуматься, в мире игры мало чего-то хорошего и светлого: одни тираны, неуравновешенный сброд, убийцы, мародеры и фанатики, а выбираем мы зачастую между вариантами «просто плохо» и «совсем плохо».

Это почти идеальная площадка для отыгрыша кого угодно, и игра предоставляет нам несколько инструментов для формирования персонажа. Первый: репутация в среде какой-то общины. Нейтралы могут прямо сказать «я тебя знать не знаю, катись к черту», а ненавистники - подослать карательный отряд. Второй: черты характера. Отвечаете «честно» или «великодушно», и к вам отнесутся более снисходительно.

Редкий случай, когда черта характера позволяет чего-то добиться в диалоге. Очень редкий случай.

Еще один способ влияния на NPC - проверка на атрибуты. Высокие показатели силы позволят запугать собеседника, а решительность или восприятие - переубедить. Но не всегда «особые» реплики применять выгодно. К примеру, в портовом районе столицы разумнее больше побегать, но договориться о понижении цен в борделе, чем убеждать бандитов оставить заведение в покое, завершив задание досрочно.

Правда, вы все равно останетесь заложником сюжета. Здесь не позволено дергать за ниточки повествования, как в Alpha Protocol, тасуя судьбы персонажей как угодно. Апогеем разочарования стало заседание во дворце: вы выбираете фракцию, попадаете на прием и выступаете с докладом, тщательно обдумывая слова, но в итоге сказанное лишь чуть изменяет вашу репутацию, не влияя больше ни на что.

В отличие от проверки на атрибуты, реплика с эмоциональным окрасом чаще всего не дает никакого эффекта, а порой даже вреднее обычной.

Помимо отыгрыша роли, мы занимаемся исследованием мира, где все по старинке: небольшие карты, соединенные переходами; между открытыми землями есть быстрое перемещение; новые зоны появляются либо по мере взятия квестов, либо при выходе на карту мира с определенной стороны соседней локации. Сами территории открытого типа - это не коридоры наподобие первых Dragon Age с парочкой входов-выходов.

Города и деревни также узнаваемы. Крупные поселения поделены на районы, в каждом есть торговцы, места для отдыха, храмы и другие заведения, где можно подцепить побочное задание или узнать о последних событиях. Любителям опасностей дорога в руины и катакомбы. Для самых отчаянных разработчики даже приготовили пятнадцатиуровневое подземелье, наполненное ловушками и головоломками.

Мирные локации изначально разведаны. Остальные скрыты туманом войны, что логично в подземельях, но не совсем к месту на всех остальных картах.

Игра подталкивает к тому, чтобы мы разведывали земли вприсядку, что малость раздражает. Только в режиме скрытности можно обнаружить тайники или обойти врага незамеченным, и если на начальной сложности можно давить числом, то в менее щадящих режимах обшаривание и зачистка каких-нибудь необжитых земель и прилегающей пещеры может затянуться на полчаса, а то и больше.

Всю игру можно пройти, убив менее 175 существ, чему способствует хитрая система начисления опыта. Очки развития даются только за задания и заполнение бестиария (предел прокачки - 12 уровень): достаточно убить нескольких существ одного типа, а дальше за них опыт начисляться не будет. Но быть отъявленным пацифистом не получится: игра нередко подкидывает конфликты, не решаемые мирным путем.

Визит в крупный город может увеличить число записей в вашем дневнике заданий сразу на десять пунктов.

Отдыхают от странствий приключенцы в собственной крепости, которая после череды улучшений превратится в величественную твердыню и начнет приносить доход, если озаботитесь приставить к ней охрану. Там же можно разместить военнопленных, брать контракты на особо опасных персон и даже отправлять в походы простаивающих сопартийцев.

Градостроительная часть игры была бы еще интереснее, если бы ее грамотно вписали в сюжет, а так мы получаем всего лишь группу искателей приключений, которая до конца игры останется таковой. Жители других городов будут видеть в нас беженцев, новоприбывших, чужаков, но не, черт подери, властителей замка Каэд-Нуа (хотя, казалось бы, с такой силой стоит считаться).

Герои меча и паузы

Наименее привлекательная сторона игры - это сражения. Авторы решили отойти от классических правил D&D с условными бросками кубиков в сторону математической точности: противники обмениваются ударами в реальном времени, при этом урон зависит от различных показателей вроде отклонения, стойкости, реакции и воли цели, а также точности, характеристик оружия и всяческих множителей нападавшего.

На деле боевая система очень примитивна: различные типы атаки и защиты скорее запутывают и сбивают с толку, а не развивают тактическую составляющую. Успех здешних сражений больше зависит от раскачки персонажей и подбора партии - если решили поэкспериментировать с талантами и атрибутами, можете попасть в патовую ситуацию, ведь перераспределить показатели героев без модов нельзя.

Специальной кнопкой можно подсветить все интерактивные объекты на экране. Вот бы еще «отфильтровать» статистов среди NPC…

Не менее значимая проблема - занудный микроконтроль. Каждый бой на средней и выше сложности начинается с расстановки персонажей в режиме скрытности и отдачи команд каждому из бойцов, ведь они не обучены применять способности и заклинания без приказа или же автоматически менять тип оружия в зависимости от ситуации на поле битвы.

Но даже с железной выдержкой трудно порой понять, что вообще творится на экране, когда два отряда сходятся лицом к лицу. Не спасает ни пауза, ни замедленный режим: вы то и дело будете теряться, произнес ли ваш чародей заклинание, только его готовит или вовсе еще восстанавливается после предыдущей атаки.

Лог в правом нижнем углу позволяет лучше понять, что кого убило и как убило, но изучать его в нынешнем виде практически невозможно.

В Pillars of Eternity нет раундов: скорость атаки зависит от характеристик героя, выбранной техники боя и штрафов от брони. Модальные способности позволяют выбрать - нанести неподготовленный удар, пожертвовав точностью, или потерять время на тщательное прицеливание, ну а чем надежнее доспех, тем больше пауза между ударами и любыми другими действиями.

При получении урона первым делом расходуется выносливость: если она опустится до нуля, персонаж упадет без сознания, утратив дееспособность до конца схватки. Потеря здоровья грозит смертью: оно хоть и снимается совсем по чуть-чуть, но не восстанавливается после драки, как выносливость, да и традиционные лекари в Восточных землях не встречаются: раны и увечья исцеляются в основном отдыхом, реже зельями.

У сопартийцев по умолчанию ужасно нерационально распределены характеристики и таланты. Проблема отчасти решается вербовкой наемников.

Останавливаться на привал или снимать комнату в таверне вы будете еще чаще, взяв в отряд чародея, друида и священника. У них ограниченное число зарядов, поэтому, если полагаетесь в бою на огненные шары или какую-нибудь масляную лужу, готовьтесь спать по три раза на день. Расклад странный, если учесть, что у сайферов такого лимита нет, а их магия не хуже.

На этом тема нелепых ограничений не заканчивается. Перед боем мы можем разместить всего одну ловушку; однотипные бонусы от нескольких одетых вещей не складываются (активной останется самая высокая прибавка); враги даже со спины замечают крадущегося не вплотную к ним вора. Благо инвентарь опционально бездонный, что избавляет от частых визитов к торговцу или переоценки ценностей.

В игре есть некое подобие текстовых квестов. Как и в диалогах, здесь важно либо выбрать правильное действие, либо пройти проверку на атрибуты, часто и то, и другое.

Как и любая крупная ролевая игра, Pillars of Eternity не лишена багов. Дважды утыкался в непроходимые задания основной сюжетной линии (уже исправлены патчем), случались и вылеты, хоть и очень редко. Но больше всего раздражают глюки ИИ: союзники частенько застревают в узких проходах во время боя, после убийства выбранной цели иногда не переключаются на следующую и попросту бездействуют.

Касательно визуальной части и оптимизации успехи Obsidian очень скромны. Внешне игра выглядит блекло, переходы между картами сопровождаются долгими загрузками. Под стать графике и звуковое сопровождение. После блестящих работ Кирилла Покровского в Divinity музыка Джастина Белла попросту не цепляет, хоть и откровенной халтурой его композиции не назову.

Заключение

Типичная ролевая игра старой школы, с типичным игровым процессом, типичными заданиями и типичными для этого жанра костылями. Да, создатели и не скрывали свой акцент на возрождении классики, но не совсем понятно, зачем нужно именно повторять успех проектов тех времен, даже не пытаясь исправить их недостатки или в чем-то усовершенствовать, добавив нечто актуальное, как сделали Larian Studios год назад.

И все же не могу не порадоваться за Obsidian - они создали пусть и ни разу не выдающуюся, но хорошую игру. Этот проект уберег талантливых и опытных разработчиков от закрытия студии, а значит, они и дальше будут радовать нас достойными работами. Искренне верю, что Pillars of Eternity - лишь первая ласточка, и на ее наследии вырастет еще немало птенцов.

Вердикт: смелая попытка возродить слегка подзабытую концепцию, и она могла быть куда удачнее, не будь создатели настолько консервативными.

Оценка: 7.4 («Хорошо»).

Виталий Красновид aka Dezintegration

  • Pillars of Eternity: тестирование производительности
    Сводное тестирование двадцати одной видеокарты и сорока шести процессоров в паре разрешений и двух режимах работы.

  • Обсуждение игры на конференции сайт.

— она старается преуспеть там, где раньше что-то шло не так. Где интерфейс мешал игре, сражения начинали тяготить, а правила Dungeon & Dragons не слишком удачно ложились на программный код. Эта игра выглядит очень знакомо и играется почти так же, но уроки последних пятнадцати лет не прошли для нее даром.

Забытые инстинкты

Pillars of Eternity обращается к тем инстинктам, что во многих давно уже уснули. Если вы вздумаете взять ее нахрапом, то будете раз за разом заслуженно терпеть поражение. Это опасный мир, и спустя пару часов вы привыкнете путешествовать так, как не путешествовали уже тысячу лет: аккуратно, украдкой, тщательно выискивая ловушки и избегая сражений, в которые вам пока лучше не ввязываться.

С этим хорошо сочетается возможность почти в любой момент пойти куда вздумается. Основной сюжет тянется сквозь игру тонкой нитью и составляет от силы одну ее треть. Остальные две — это сторонние квесты, дополнительные истории: большие и маленькие, амбициозные и проходные. В них легко потеряться, но, пока вы продвигаетесь по сюжету, они следуют бок о бок с вами. Легко забыть, что огромный замок лорда Редрика, со всеми его тайниками и альтернативными путями, — всего лишь часть стороннего квеста. Все это вписывается в историю, становится ее неотъемлемой частью.

Скрытная манера действия уместна почти всегда. Pillars of Eternity нельзя пройти совсем без сражений, но можно избежать большей их части.

В том, что касается отыгрыша, Pillars of Eternity тоже дает вам полную свободу. Сильный волшебник в латном доспехе, или хлипкий, но уверенный в себе разбойник, или, скажем, паладин-безбожник — эта игра находит применение почти любому созданию. Каким бы оно ни было, оно сможет здесь выжить (более или менее) и непременно впишется в логику мира.

Ролевая система Pillars of Eternity мотивирует создавать нестандартных персонажей. В отличие от той же D&D она почти всегда оперирует универсальными способностями, которые могут так или иначе пригодиться всем. Например, высокий показатель интеллекта полезен не только магам, жрецам или псионикам-сайферам — он даже варвару будет очень кстати. Умения умного варвара покрывают гораздо большую площадь; кроме того, он сможет выдать что-нибудь мудрое в диалогах. Потому что — почему бы и нет. Это же ролевая игра, с какой стати вам ограничивать себя в выборе ролей?

Если вас не устраивают умения готовых напарников, можно создать своих. Очень кстати, если вы экспериментируете с составом партии или хотите пройти игру шестеркой волшебников.

Действующие эффекты, шкалы действия, линии, указывающие, кто с кем сражается в ближнем бою (попытка разорвать такую линию наградит противника свободной атакой), отчет о действиях — на виду все, что нужно.

Сражения построены по знакомым вехам: вы командуете партией из шести бойцов, постоянно пользуясь паузой, чтобы раздать приказы. Управление всем этим назойливо вызывает в памяти Infinity-классику, и, к счастью, Obsidian неплохо поработали с интерфейсом, чтобы возвращение в прошлое было гладким: как только вы уловите принципы, филигранно разыгранные сражения войдут у вас в привычку.

Механика не прощает ошибок. Здесь легко проиграть из-за того, что, скажем, ваш волшебник на мгновение оказался в первых рядах или случайно накрыл половину команды огненным шаром. Маленький блуждающий огонек способен вывести из боя половину отряда — если вы вовремя не прикажете жрецу произнести наговор на силу воли. А еще у вас на середине подземелья могут попросту закончиться припасы.

Схватки требуют тщательного позиционирования и контроля ресурсов, каждая стычка — это маленькая тактическая головоломка. Главное — не играть на низком уровне сложности: когда вам ничего не угрожает, планирование теряет всю свою прелесть.

Что не так с ролевыми играми

Ролевые игры стали предсказуемыми.

Pillars of Eternity постоянно об этом напоминает. В том, что касается тех же побочных квестов, она будто подначивает Dragon Age Inquisition и ее «песочницу» почтовых приключений. Здесь все устроено хитро: вам не дадут просто убить очередных бандитов, укравших очередную священную книгу, и просто вернуться за наградой. Стоит вам подобрать книгу, как раздастся глас с небес, который поставит вас перед очередным выбором без очевидного «правильного» пути.

И это прекрасно. Такими должны быть квесты в ролевых играх.

Инстинкты подсказывают, что ответ, привязанный к высокому параметру решительности, поможет вам легко разрешить конфликт — ведь это не простой вариант, а особенный. Но здесь подобные вещи ничего не значат. Будь этот ответ хоть сто раз не таким, как все, орать на удерживающего заложников разбойника — не самая умная идея.

В диалогах Pillars of Eternity заставляет забыть о цифрах и переменных, перестать думать категориями вроде «я отыгрываю злого персонажа, поэтому буду выбирать злые ответы». Вы выбираете то, что действительно кажется вам правильным, только так и не иначе.

Вместо осей мировоззрения из D&D в Pillars of Eternity очки характера. Будете врать на каждом шагу — прослывете лжецом, полюбите драки без причины — вас прозовут агрессивным. Аукается это нечасто: ситуации, когда вам, скажем, позволяют избежать боя, припугнув оппонента своим бычьим реноме, достаточно редки, чтобы не было смысла целенаправленно накручивать очки. Но когда они случаются, у вас остается впечатление, что это было действительно не зря. Что миру в самом деле не наплевать на ваши действия.

Конечно, отнюдь не все ответы приведут к далеко идущим последствиям, да и ваша репутация на деле волнует немногих. Но Pillars of Eternity и так удалось куда больше, чем многим и многим ролевым видеоиграм. В ней, когда перед вами встает выбор, не имеет значения прагматизм — вы поступаете исключительно по совести.

Updated my journal

С напарниками в Pillars of Eternity у вас довольно странные отношения. Все они приятные и интересные ребята, но вы никогда не станете с ними так же близки, как, скажем, с компаньонами из Baldur’s Gate 2 . Если им позволить, они выльют на вас океаны своих сетований на жизнь и мыслей о сути мироздания. Их рассказы тесно связаны с богатой предысторией мира, и проливают свет на многие интересные события. Но напарники не вмешиваются в ваши дела — лишь следуют за вами, наблюдают и комментируют. Не ждите от них запутанных интриг в духе Джахейры. Или любовных трагедий, как с Аэри. Или ожесточенного выяснения отношений, как между Келдорном и Виконией.

На фоне той же Dragon Age , изо всех сил толкающей вас к подчеркнуто личным отношениям, подход Pillars of Eternity несколько сбивает с толку. Но это не хорошо и не плохо — это другая история. Здесь проявляется родство с Planescape: Torment Pillars of Eternity напоминает не эпическое приключение, а хмурые, экзистенциальные поиски себя. Вы необязательно спасаете мир — вы стремитесь найти ответы. Так же, как и ваши спутники.

В самом начале игры вам достанется крепость, но о ней вполне можно забыть вплоть до конца игры. В отличие от замка из Neverwinter Nights 2 от той же Obsidian, вокруг Каэд Нуа не происходит вообще ничего важного.

Пути Од Нуа — пятнадцатиэтажное подземелье, в котором Pillars of Eternity отвешивает поклон Icewind Dale . Поменьше истории, побольше ловушек, нехитрых загадок и сражений. Совершенно необязательная вещь, но хорошо пойдет, если хочется потешить внутреннего манчкина.

Ваши компаньоны — не друзья, но попутчики. У каждого из них, как и у вас, свой груз на душе, некий незакрытый гештальт. В их коротких квестовых арках вы, по большому счету, заняты психоанализом: нехитрым образом вправляете им мозги и идете дальше, нигде надолго не задерживаясь.

И да, вы не спасаете мир (хотя поначалу дело явно к тому стремится), но влияете на него. Смещаете баланс. Даже главный антагонист, которого по старой балдуровской традиции показывают в самом начале, оказывается кем угодно, но только не очередным обиженным злом. Это не второй Саревок или, не приведи боги, Корифей, а скорее Крея из . Несмотря на всю его спорную мораль, ближе к концу вы, возможно, захотите с ним согласиться — опять же искренне, а не потому что отыгрываете злодея.

Чтобы удивлять, не обязательно морочить голову инновациями и прорывными технологиями. Иногда достаточно просто остановиться, оглянуться назад и вспомнить, как было раньше. Откинуть весь новый экспириенс к чертям, забыть про мультиплееры, кооперативы и отдаться в объятия классике – подобное желание, наверное, возникало у любого мало-мальски бывалого игрока в современных реалиях индустрии. Тем эффектнее сделали те самые реалии успешное перерождение старой школы в лице Pillars of Eternity.

Obsidian буквально предлагают совершить путешествие во времени – обратно в эпоху Infinity Engine, где все еще на слуху легендарная Baldur’s Gate, а сиквел Icewind Dale только-только подбирается к прилавкам. Вернулось все: и изометрический вид, и старая добрая партийная система, и «избранный» главный герой – с чем бы у вас ни ассоциировались ролевые игры конца девяностых, здесь наверняка это найдется в лучшем исполнении.

Ностальгия нахлынет еще на стадии создания персонажа. Просторы для кастомизации открываются такие, что просидеть над своим болванчиком можно чуть ли не час, внимательно вчитываясь в «побочные эффекты» приглянувшейся расы и изучая перспективы того или иного класса. Это вам не современные побрякушки, где труднее всего выбрать себе звучное имя – параметров на самом деле полно, как и случаев их применения на практике.

Для своего протеже нужно, среди прочего, выбрать биографию и происхождение, тем самым решив, к каким атрибутам получить «прибавку». Северные народы не в пример сильнее глазастых южан, а бывший философ явно будет поумнее охотника, но выживание ему дается труднее. Может, лучше тогда вложиться в атлетику, став наемником? Или вовсе податься в торговцы с бонусом к механике? Нечто отдаленно похожее было в Dragon Age: Origins, но тут совсем уж глаза разбегаются от многообразия и глубины.

Заветное приключение же начинается по всем канонам. Ваш герой – никакой еще не герой, скорее, обычный скиталец, вместе с себе подобными отправившийся искать пристанище в далеких землях. Разумеется, что-то идет не так. Настолько не так, что из всей братии остаетесь в живых лишь вы, а список ваших талантов пополняется умением разговаривать с душами людей и переживать эпизоды из их жизней. О спокойном существовании думать уже не приходится, тем более что новый край терзают загадочные беды, с которыми, судя по всему, справится только кто-то не менее загадочный.

С этого момента игра вручает вам полную свободу. Хотите, ступайте строго по сюжету, хотите – плюньте на Главную Тайну и отправьтесь помогать нуждающимся. В любом случае вынужденные знакомства неминуемо приведут к цепочке мастерски обставленных и чертовски захватывающих квестов.

Как и всякая уважающая себя RPG, Pillars of Eternity любит тексты во всех проявлениях. Многие задания – лишь череда продолжительных диалогов, но роскошный слог и повальная нелинейность делают свое дело. Даже самая банальная ситуация в игре предполагает несколько вариантов развития, учитывающих целую кучу факторов, от показателей решительности персонажа до репутации вашей шайки в целом. Таким образом можно выпытывать важную информацию, обманывать, убеждать, избегать конфликтов или же наоборот, провоцировать ненужные драки – лишь бы соответствующие характеристики позволяли.

Если язык подвешен не особо, не меньшей популярностью пользуются и кровавые методы решения проблем. Боевая система по-хорошему стара и прозрачна: битвы происходят в реальном времени, однако для эффективного контроля нужно регулярно пользоваться тактической паузой. Обмен любезностями с противником тут, как правило, крайне стремителен, так что заблаговременная раздача указаний партии (в коей аж шесть человек) приходится к месту. К тому же способности персонажей имеют лимит активаций за бой, из-за чего волей-неволей планируешь стычки наперед.

Оба подхода к прохождению одинаково интересны и продуманы. На любое ваше действие мир адекватно реагирует и предлагает один из множества альтернативных путей. Причем касается это самых даже самых непредсказуемых порывов, вплоть до убийства всех своих соратников в самом начале. Подобное внимание к деталям заслуживает искреннего уважения.

Занятно и то, что за поверженных супостатов PoE не награждает героев опытом – к левел-апу приблизить может только успешное выполнение квеста, открытие новой локации или другое сколько-нибудь мирное достижение. Многие посчитали это новшество откровенным недостатком, но если проследить, откуда растут ноги, становится понятно стремление разработчиков сохранить баланс между игроками-дипломатами и игроками-головорезами.

В процессе спасения мира и поиска объяснений происходящему постепенно познается лор Pillars of Eternity. Окружение, в котором разворачивается сюжет игры, не просто яркая декорация – на бэкграунде простирается оригинальная вселенная со своей историей и терминологией. Здешний мир живой и выпуклый, но исключительно для тех, кто готов посвятить ему десятки часов исследования.

Невзирая на разговоры про «как раньше», под толстым слоем воспоминаний у «Столпов вечности» есть и новшества. Правда, в большинстве своем они довольно мелкие и технические: тут подкрутили интерфейс, здесь упростили, там добавили настроек. Ничего такого, о чем стоит упомянуть конкретно, но в общем целом отпечаток современного геймдизайна безошибочно узнается. Именно он избавляет от архаичности и позволяет наслаждаться классикой именно в том виде, в котором ее хочется помнить – без громоздких меню, раздражающей беготни и неудобного управления.

Да и новичкам подступиться к невиданной механике будет гораздо проще благодаря гигантской справочной системе. Вот уж чего действительно не хватало в те времена, так это подробного изложения всех аспектов механики, что называется, для самых маленьких. Глядишь, и поклонников жанра было бы куда больше.

Obsidian Entertainment - студия с весьма непростой судьбой. Компания известна своими глубокими ролевыми играми, страдающими от серьезных багов и недоработок, а такие проекты как Alpha Protocol и Dungeon Seige 3 и вовсе чуть не довели разработчиков до банкротства. Не увенчайся успехом затея с Kickstarter , весь состав был бы распущен немедленно. Pillars of Eternity стала для Obisidian счастливым билетом, который спас всю команду.

После корявой Wasteland 2 , новое творение Obsidian выглядит как эталон графики для изометрической ролевой игры. Pillars of Eternity с ее очень аккуратными трехмерными моделями персонажей и потрясающими двухмерными задниками выдает действительно удивительные виды. Живописные леса, пыльные подземелья, огромные загадочные структуры - все это создает гнетущую и мрачную атмосферу, которую отлично дополняет замечательная музыка Джастина Белла. Поэтому очень жаль, что при масштабировании все это великолепие может смазаться.

Pillars of Eternity бьет прямо в сердце - в ту область, где у нас на генетическом уровне записана стойкая любовь к RPG старой школы. Она заставляет вспомнить те времена, когда трава была зеленее, а солнце светило ярче. Игра просто ломится от параметров и мегабайтов текста. Уже на старте вы рискуете выпасть из реального мира как минимум на час, потому что глаза разбегаются от открывающихся возможностей. Расы, подрасы, классы, внешний вид, перки, характеристики, религия - от обилия возможностей рябит в глазах.

Приятно, что всё это действительно напрямую влияет на последующее прохождение: от реплик до вариантов действий. Авторы предложили пару интересных идей, который действительно вносят разнообразие в игровой процесс. Особенно интересными вышли барды. Они распевают мотивы прямо в бою, что накладывает различные бонусы. При этом их наборы можно менять, а когда счетчик мотивов достигнет определенного значения, - даже выполнить особо мощное умение.

Сюжетная канва следует традициям классических произведений жанра и современному тренду на жестокость, но с сильным упором на богословие. Во вселенной Pillars of Eternity относительно недавно произошло научное открытие, согласно которому души - это не просто некие метафизические абстракции, но вполне реальные измеримые объекты, которые являются основой магии. После смерти душа покидает тело, смешивается с остальными, а затем возвращается - в организм новорожденного.

Каждая душа где-то в глубине сохраняет воспоминания из прошлых жизней, и пройдя через определенные процессы, эту память можно пробудить. И хотя изучение души - это все еще молодая наука, последствия данных открытий были весомыми. Они привели к быстрому технологическому прогрессу и вызвали серьезные бурления между различными религиозными общинами, которые ознаменовали эпоху как время больших потрясений.

Недружелюбный, бесконечно мрачный мир встречает вас загадочной болезнью, которая обрушилась на человечество после кровопролитной гражданской войны и убийства ложного бога, в результате чего все дети рождаются бездушными. Люди винят во всем науку, изучающую души. Наш герой, обычный переселенец, волею судеб оказывается единственным выжившим в учиненной жестокими варварами резне. И все это ради того, чтобы стать случайным свидетелем таинственного ритуала, после которого персонаж становится хранителем. Теперь он может видеть свои прошлые жизни, собирать истории и раскрывать тайны далеких времен, медленно сходя с ума.

Наблюдая за призрачными силуэтами, бесцельно бродящими по миру, мы начинаем изучать загадочную болезнь и погружаемся в сюжет, читая тонны текста. Разработчики действительно постарались на славу. Pillars of Eternity буквально наполнена вызывающими истинное восхищение огромным количеством интересных текстов и диалогов.

По мере прохождения вы будете встречать различных персонажей, которых можно пригласить в партию. К сожалению, нельзя сказать, что они все являются самостоятельными и интересные личностями. Они не особо вовлечены в сюжет, намекая постоянно только о своем персональном задании да перебрасываясь парой фраз в диалогах, которые ни на что не влияют.
Поэтому вовсе не удивительно, что вы в праве отказаться от помощи этих героев и нанять в ближайшей таверне безмолвных наемников в стиле Icewind Dale . Причем благодаря гибкой системе развития, игрок может сделать из мага воина в тяжелой броне и с щитом. Это важно, так как от грамотной подготовки своей группы героев зависит, будете ли вы во время прохождения страдать или же спокойно проходить локации.

Как и в культовых играх Interplay , в Pillars of Eternity баллом правит грамотная организация партии, предварительная подготовка и активная пауза. Поклонники Baldur’s Gate и уже ставшей классикой Dragon Age: Origins почувствуют себя как дома. Перед боем можно перейти в режим скрытности и провести рекогносцировку. Естественно, режим паузы - это ваша альфа и омега. У каждого из персонажей есть сразу несколько комплектов оружия, поэтому в зависимости от необходимости можно в любой момент переключиться с ближнего боя на дальний. Стоит отметить, что даже не легком уровне сложности противник без проблем вас одолеет, если вы расслабитесь.

Экипировку можно развивать, добавляя интересующие вас чары. Это касается как оружия, так и брони. Разработчики балансируют систему, в результате чего большее количество брони предполагает меньшую регенерацию выносливости, которая здесь важна даже больше, чем здоровье. Если ваш персонаж выдохнется по ходу боя, то он попросту упадет на землю, и придется разбираться с проблемами в меньшем составе. Герои могут уставать и во время путешествий, а здоровье тут восстановить просто так нельзя - нужно разбить лагерь или заночевать в таверне.

Каждый класс обладает своими уникальными умениями, однако до конца сбалансировать игру студии так и не удалось, на что накладывается еще и чрезмерное количество микроменеджмента. Наиболее удобными в управлении оказались простые персонажи, вроде рейнджеров и воинов. Причина кроется в небольшом количестве возможностей для применения классовых способностей в бою, которые после конца боя еще и откатываются на стартовые значения.

А вот маги и паладины, обладающие каким-то умопомрачительным количеством разделенных на ступени знаний аур и баффов, - это совсем иной разговор. У каждой ступени есть определенное количество использования умений в листе, которое не сбрасывается после боя. Закончились способности? Извольте отдохнуть.

Именно бои вызывают наибольшие нарекания. Партию надо расставлять по местам, чему очень мешает мелкий интерфейс. Конечно, в игре есть возможность построения отряда в формации. Одна беда - половина из них банально не работает. В результате приходится идти либо клином, либо цепочкой смертников. Патчи вернули построение в две линии, однако формирование могучей кучкой почему-то по-прежнему не работает.

Сами уровни в игре зачастую представляют из себя узкие и запутанные лабиринты, поэтому при исследовании подземелий постоянно происходят ситуации, в которых передние ряды блокируют проход, не давая стоящим сзади маневрировать. Можно отступить назад, но там не всегда есть возможность развернуться, а ведь это крайне важно, и формацию стоит соблюдать, ведь хлипкие маги, стоящие впереди, могут быть моментально выведены из строя.

Апофеозом застревания стала атака на грабителей, которые стояли за круглым столом. Последний воспринимался как непреодолимый объект интерьера, через который ни заклинания, ни стрелы с пулями не пролетают. Напрягает и тот факт, что если персонаж использует умение, он далее не может использовать автобой. Вроде бы мелочь, но когда она повторяется в тысячный раз, это начинает раздражать.

Происхождение проекта на Kickstarter дает о себе знать. По ходу игры вы постоянно будете наталкиваться на персонажей, которые расскажут истории из жизни своих прошлых инкарнации, подготовленных бакерами. Конечно, там бывают интересные зарисовки, а иногда весьма странные. Кроме того, по миру раскиданы надгробия с эпитафиями спонсоров. К сожалению, с фантазией у них было туговато. Множество мусорных текстов, пустых мест и даже... реклама интернет-сайтов.

Замок (ваша база) выглядит лишним элементом и также является результатом финансирования поклонниками. Единственное его оправдание - это сложное многоуровневое подземелье, покорение которого вполне можно считать отдельной игрой в игре. Сам же замок - это черная дыра для вашего бюджета. Периодически на него могут нападать, поэтому придется строить фортификационные сооружения, а также реставрировать заброшенные помещения. Например, тюрьму для пленников. Или привлекать торговцев. Правда это по большей части бесполезная трата времени и может порадовать лишь тех, кто забыл включить опцию бесконечного инвентаря в самом начале игры.

Мы можем бесконечно восхищаться миром игры и зудеть о мелких недоработках, но всем потенциальным покупателем нужно знать лишь одно. Несмотря на отдельные шероховатости и даже абсолютно ненужные элементы, Pillars of Eternity с головой погружает в атмосферу классического ролевого приключения. А это дорогого стоит.