Проектирование. История развития методологий проектирования (программной инженерии)

Методологии проектирования

При применении CASE-средств используются методологии структурного проектирования и объектно-ориентированного проектирования. Структурное проектирование основано на алгоритмической декомпозиции, а объектно-ориентированное проектирование основано на объектно-ориентированной декомпозиции.

Разделение по алгоритмам концентрирует внимание на порядке происходящих событий, а разделение по объектам придает особое внимание объектам или субъектам действия.

CASE-средства, поддерживающие объектно-ориентированное проектирование используют методологию RUP (Rational Unified Process) и нотации языка UML.

RUP – методология разработки ПО, в основе которой лежат 6 принципов:

1. Компонентная архитектура (реализуется и тестируется на ранних стадиях проекта).

2. Работа над проектом в сплоченной команде, ключевая роль в которой принадлежит архитекторам.

3. Ранняя идентификация и непрерывное устранение возможных рисков

4. Концентрация на выполнении требований заказчика.

5. Ожидание изменения в требованиях, проектных решениях и реализации в процессе разработки.

6. Постоянное обеспечение качества на всех этапах разработки проекта.

Представление системы на языке UML.

1. Представление использования – основная часть модели описания системы.

2. Логическое представление – описание функциональных возможностей системы.

3. Компонентное представление – описание структуры и взаимосвязей модулей системы.

4. Представление взаимодействия процессов– описание согласованных действий модулей системы.

5. Представление распределения – описание физической архитектуры системы.

Каждое представление состоит из диаграмм, которые строятся из своих нотаций. Для структурного подхода используется методология SADT (Structured Analysis and Design Technique). Главным разработчиком методологии был Дуглас Росс. Он разработал язык структурного анализа, используемый для описания исследуемого объекта. Этот язык лег в основу стандартов семейства IDEF . В настоящее время семейство IDEF включают следующие стандарты:

IDEF0 – стандарт функционального моделирования

IDEF1Х – стандарт моделирования потоков данных

IDEF2 – стандарт динамического моделирования систем

IDEF3 – стандарт документирования процессов

IDEF4 – стандарт построения объектно-ориентированных систем

IDEF5 – стандарт онтологического (принципиального, структурного) исследования систем.

Лекция 8. Язык UML

Диаграммы UML

Описание языка UML состоит из двух взаимодействующих частей:

1) семантики языка UML (это мета-модели, определяющие синтаксис и семантику понятий объектного моделирования на языке UML);

2) нотаций языка UML (графические нотации для визуального представления семантики языка).

Семантика определяется для двух видов объектной модели:

1) структурных моделей (они же статические модели), которые описывают структуру сущностей или компонентов системы;

2) модели поведения (они же динамические модели), которые описывают поведение или функционирование объектов системы.

В рамках языка UML все представления о модели сложной системы фиксируются в виде специальных графических конструкций, получивших название диаграмм.

В терминах языка UML определены следующие виды диаграмм:

1) диаграмма вариантов использования;

2) диаграмма классов (будет напоминать структуру БД);

3) диаграммы поведения (включают три вида диаграмм – диаграммы состояний, диаграммы деятельности, диаграммы взаимодействия, которые включают два вида диаграмм – диаграмма последовательности, диаграмма коопераций);

4) диаграммы реализации (включают два вида диаграмм – диаграммы компонентов и диаграммы развертывания).

Моделирование проводится как спуск от концептуальной модели к логической, а затем к физической модели программы системы.

Концептуальная модель выражается в виде диаграммы вариантов использования. Концептуальная модель является исходной для построения всех остальных диаграмм.

Диаграмма классов является логической моделью. Диаграмма поведения это также логическая модель, которая отражает динамические аспекты функционирования системы.

Диаграмма реализации – физическая модель.

Диаграмма вариантов использования. Диаграмма вариантов использования описывает функциональное назначение системы или то, что система должна делать. Разработка диаграммы преследует следующие цели:

1) определение общих границ и контекста моделируемой предметной области;

2) формулирование общих требований к функциональному поведению проектируемой системы;

3) разработка концептуальной модели системы для ее последующей реализации в форме логических и физических моделей;

4) подготовка исходной документации для взаимодействия разработчиков системы с ее заказчиками и пользователями.

Суть диаграммы: проектируемая система представляется в виде множества сущностей или актеров, взаимодействующих с системой с помощью вариантов использования.

Основные элементы диаграммы:

1) действующее лицо – актер или сущность;

Действующее лицо (актер) представляет собой внешнюю по отношению к моделируемой системе сущность, которая взаимодействует с системой и использует ее функциональные возможности для достижения определенной цели. На данной диаграмме внутренняя структура актера никак не определяется. Действующему лицу ставится в соответствие множество логически связанных ролей, исполняемых при взаимодействии с системой. Под ролью понимается поведение сущности, участвующей в конкретном контексте. Изображение этого элемента на диаграмме - человечек.

Действующие лица взаимодействуют с системой посредством передачи и приема сообщений от вариантов использования. Примеры актеров – клиент, менеджер, автомобиль, станция сотовой связи, таежническое устройство и т. д.

2) вариант использования;

Вариант использования представляет собой внешнюю спецификацию последовательности действий, которые система или другая сущность могут выполнять в процессе взаимодействия с действующими лицами. Варианты использования предназначены для определения функциональных требований к системе. Они служат для описания сервисов, которые система …. Каждый вариант использования определяет конечный набор действий, совершаемых системой при диалоге с актером, а также описывает реакции сущностей системы на получение отдельных сообщений от действующих лиц и восприятие этих сообщений за пределами сущностей. На диаграмме обозначается эллипсом. Примеры: оформить договор, запросить получение услуги и т. д.

3) отношения;

Отношение. Отношение – вариант использования представляет собой внешнюю спецификацию последовательности действий.

Здесь возможны следующие иды отношения: ассоциации, расширения, включение, обобщение.

Отношение ассоциации представляет собой структурное отношением, показывающие, что объекты …

В ассоциации могут связываться два и более объектов. Графическое обозначение – сплошная линия. Ассоциации может быть присвоено имя, ассоциация имеет кратность, характеризующую общее количество конкретных экземпляров данного компонента, которые могут выступать в качестве элементов данной ассоциации.

Отношение расширения (<>) определяет взаимосвязь базового варианты использования с другим вариантом использования, функциональное поведение которого задействуется базовым не всегда, а только при выполнении дополнительных условий. Отношение расширения является отношением зависимости, то есть связью между объектами системы, при которой изменение спецификации одного объекта может повлиять на поведение другого объекта. Зависимость изображается прерывистой линией со стрелкой, направленной к объекту, от которого имеется зависимость.

Отношение включения (<>) также является разновидностью отношения зависимости, оно устанавливается только между двумя вариантами использования и указывает на то, что заданное поведение для одного варианта использования включается в качестве составного фрагмента в последовательность поведения другого варианта использования. Это также пунктирная линия со стрелкой, направления от базового варианта использования к включаемому варианту использования.

Отношение обобщения представляет собой связь между общей сущностью, называемой родителем и более специализированной разновидностью этой сущности называемой потомком. Потомок наследует все свойства и поведение своего родителя, но при этом потомок может иметь собственное поведение и свойства. Графически – сплошная линия со стрелкой.

4) примечания.

Примечание. Предназначено для включение в модель произвольной текстовой информации, имеющей отношение к проекту. Графически обозначаются.

Введение

Процесс проектирования организационных систем основан на совместном применении взаимодополняющих методов. Одной из важнейших задач управления на современном этапе является исследование и совершенствование методологии проектирования организационных систем в соответствии с изменяющимися условиями.

Научно обоснованное проектирование организационных систем – актуальная задача современного этапа адаптации хозяйствующих субъектов к рыночной экономике. В новых условиях необходимо широко использовать принципы и методы проектирования организации на основе системного подхода.

Без развития методов проектирования организационных систем будет затруднено дальнейшее совершенствование управления и повышение эффективности производства. В новых условиях в целом ряде случаев нельзя оперировать старыми организационными формами, которые не удовлетворяют требованиям рыночных отношений, создают опасность деформации самих задач управления. Создание структуры должно опираться не только на опыт, аналогию, привычные схемы и интуицию, но и на научные методы организационного проектирования.

1. Методология проектирования организационных систем

Процесс организационного проектирования состоит в последовательности приближения к модели рациональной структуры управления, в котором методы проектирования играют вспомогательную роль при рассмотрении, оценки и принятия к практической реализации наиболее эффективных вариантов организационных решений.

Проектирование организационных систем – сложный процесс. Специфика подобного проектирования заключается в том, что нет однозначного критерия оптимальности. Как всякая многокритериальная проблема, она для своего решения требует сочетания различных методов.

Методы проектирования организационных систем:

· Системный подход;

· Метод аналогий (метод функционального моделирования);

· Нормативный метод (или экспертно-аналитический метод);

· Метод структуризации целей;

· Метод организационного моделирования.

Системный подход основан на представлении о системе как о чём-то целостном, обладающем новыми свойствами по сравнению со свойствами составляющих её элементов. Новые свойства при этом понимаются очень широко. Они могут выражаться, в частности, в способности решать новые проблемы или достигать новых целей. Для этого требуется определить границы системы, выделив её из окружающего мира, и затем соответствующим образом изменить и преобразовать.

Основные принципы системного подхода:

· Целостность, позволяющая рассматривать одновременно систему как единое целое и в то же время как подсистему для вышестоящих уровней.

· Иерархичность строения, то есть наличие множества (по крайней мере, двух) элементов, расположенных на основе подчинения элементов низшего уровня элементам высшего уровня. Реализация этого принципа хорошо видна на примере любой конкретной организации. Любая организация представляет собой взаимодействие двух подсистем: управляющей и управляемой. Одна, как правило, подчиняется другой.

· Структуризация, позволяющая анализировать элементы системы и их взаимосвязи в рамках конкретной организационной структуры. Как правило, процесс функционирования системы обусловлен не столько свойствами её отдельных элементов, сколько свойствами самой структуры.

· Множественность, позволяющая использовать множество кибернетических, экономических и математических моделей для описания отдельных элементов и системы в целом.

Системный подход - это подход, при котором любая система рассматривается как совокупность взаимосвязанных элементов (компонентов), имеющая выход (цель), вход (ресурсы), связь с внешней средой, обратную связь. Это наиболее сложный подход.

Развернутое определение системного подхода включает также обязательность изучения и практического использования следующих восьми его аспектов:

1. системно-элементного или системно-комплексного, состоящего в выявлении элементов, составляющих данную систему. Во всех социальных системах можно обнаружить вещные компоненты (средства производства и предметы потребления), процессы (экономические, социальные, политические, духовные и т. д.) и идеи, научно-осознанные интересы людей и их общностей;

2. системно-структурного, который заключается в выяснении внутренних связей и зависимостей между элементами данной системы и позволяет получить представление о внутренней организации (строении) исследуемой системы;

3. системно-функционального. Предполагает выявление функций, для выполнения которых созданы и существуют соответствующие системы;

4. системно-целевого, означающего необходимость научного определения целей и подцелей системы, их взаимной увязки между собой;

5. системно-ресурсного. Заключается в тщательном выявлении ресурсов, требующихся для функционирования системы, для решения системой той или иной проблемы;

6. системно-интеграционного, состоящего в определении совокупности качественных свойств системы, обеспечивающих её целостность и особенность;

7. системно-коммуникационного, означающего необходимость выявления внешних связей данной системы с другими, то есть, её связей с окружающей средой;

8. системно-исторического, позволяющего выяснить условия во времени возникновения исследуемой системы, пройденные ею этапы, современное состояние, а также возможные перспективы развития.

Практически все современные науки построены по системному принципу. Важным аспектом системного подхода является выработка нового принципа его использования - создание нового, единого и более оптимального подхода (общей методологии) к познанию.

Метод аналогий (метод функционального моделирования) заключается в использовании организационных форм управления, которые оправдали себя в организациях со схожими характеристиками. Здесь происходит выработка типовых структур управления и определение условий их применения.

Применение метода аналогий основано на двух подходах.

· Первый из них заключается в том, что выявляются главные организационные характеристики и соответствующие им организационные формы, которые эффективны для определенного набора исходных условий.

· Второй подход представляет, по сути, типизацию наиболее общих принципиальных решений построения и функционирования организаций. Типизация решений является средством повышения общего уровня организации управления. Однако типовые решения не должны быть однозначными и их необходимо регулярно корректироваться и допускать отклонения по ряду параметров.

Нормативный метод (экспертно-аналитический метод) заключается в аналитическом изучении и исследовании организации, проводимыми квалифицированными специалистами с привлечением руководства организации.

Данный метод имеет многообразные формы реализации:

1. Диагностический анализ проблем и «узких мест» в управлении;

2. Проведение экспертных опросов;

3. Применение научных принципов формирования организационных систем;

4. Разработка графических и табличных описаний процессов управления и организационных структур.

Метод структуризации целей предусматривает выработку целей организации и оценку организационных систем с точки зрения соответствия их системе целей.

Использование этого метода предусматривает выполнение следующих этапов:

1. Разработка дерева целей исходя из конечных результатов;

2. Экспертный анализ предлагаемых вариантов организационных систем с точки зрения обеспечения целей;

3. Составления карт прав и ответственности за достижение целей.

Метод организационного (параметрического) моделирования представляет собой разработку формализованных математико-кибернетических, графо-аналитических, математико-статистических и натуральных моделей организационных структур. С помощью данного метода происходит синтез организационных систем на основе анализа и исследования сложившихся соотношений между характеристиками организации управления и систем управления.

Процесс проектирования основан на совместном применении вышеперечисленных методов. Выбор определенного метода зависит от характеристики организации, от возможностей проведения исследований, квалификации разработчиков.

Методология проектирования организационных систем должна быть организована в соответствии с общими для любой практической деятельности закономерностями, то есть должна иметь свои фазы, стадии и этапы, свою логическую и временную структуру, а так же свои характеристики. (Рис. 1.1. отражает специфику таких этапов)


Рис. 1.1. Логика постановки и решения задачи

В основании методологии проектирования лежит культура управления качеством и непрерывных улучшений. Ее использование позволило по-новому подойти к вопросам разработки стратегии, процессов и подсистем управления. Модель организационного проектирования состоит из четырех основных этапов. (Рис. 1.2.)


Рис. 1.2. Цикл организационного проектирования систем

Этапы взаимосвязаны и образуют замкнутый цикл, в котором оценка результатов внедрения является материалом для дальнейшего моделирования изменений и улучшений действующей модели.(Рис. 1.3.)

Рис. 1.3. Этапы цикла

Для модели основа - не бюрократический способ управления, свойственный большинству крупных организаций, а менеджмент качества и культура постоянных совершенствований.

Одним из подходов к управлению крупными организациями является менеджмент качества. В основе теории менеджмента качества (МК) - фундаментальный вопрос: как обеспечить производство и продажу качественной продукции экономически эффективным образом? Основой управленческой системы становится непрерывное совершенствование всех типов производственных и организационно-управленческих процессов. Главным в моделировании организационной деятельности становится процессный подход, позволяющий с единых методологических позиций проектировать, анализировать и осуществлять поиск резервов повышения качества и эффективности процессов различной природы. Под качеством стоит понимать уровень гармонизации производственных и организационных процессов, соответствия их выходов требованиям внутренних и внешних потребителей, общесистемным целям. Полное использование резервов повышения качества и эффективности возможно только в том случае, если система организационных механизмов стимулирует коллективные действия, обеспечивает мобилизацию интеллектуального потенциала работников, осуществляющих процессы. Для этого в крупных компаниях, использующих такой стиль управления, создается система организационных политик и стандартов, стимулирующих приверженность работников корпоративным целям, взаимодействие в команде и единую корпоративную культуру.

Глазычев В.Л.: Несколько слов, чтобы вам было немножко понятнее, с кем вы имеете дело. В команде, которая разворачивала работы в области проектирования и в области методологии, народ был с самого начала достаточно пёстрый. Мой древний приятель, (я надеюсь, вы с ним встретитесь) вышел из физики. Я когда-то кончал Московский архитектурный институт. Среди нас есть географы по происхождению. Единственное, кого почти совсем нет, это тех, кто по диплому называются философами. И Петр Георгиевич Щедровицкий кончал вовсе даже педагогический институт.

Строго говоря, это не случайно, потому что хотя и возможна схема, при которой методология излагается как некая жёсткая и абстрактная дисциплина, и так иногда делают, боюсь, что толку в этом не очень много, потому что понимание метода, принципа, способов работы, технологии организации мышления на работу всё-таки гораздо легче дается тогда, когда идёт отталкивание от какого-то позитивного предметного опыта. Если такого опыта нет, это чрезвычайно трудно.

Ещё на пятом курсе я понял, что лет десять, как минимум, серьёзной творческой работы в этой сфере быть не может, и сделал для себя соответствующие выводы, я участвовал в создании того, что на период оптимистической перестройки номер один, было становлением дизайна в Советском Союзе. Защитил на эту тему кандидатскую. Социологии тогда не было, это слово было запретное, поэтому это называлось «исторический материализм». Диссертация и книга были на тему социальных функций дизайна, т.е. системы проектных дисциплин, охваченных этим общим именем. По прошествии некоторого числа лет, поскольку культурологии тоже не было, и это называлось тогда «искусствоведение», я защищал работу по культурному потенциалу городов. Ну, и всю свою жизнь, зигзагами, работал в определённом секторе, охватывающем тему проекта, проектного сознания, его истории, его ресурсов, его возможностей.

Вокруг слова «проект» накручено невероятно много всякого вздора. Сегодня можно услышать, включив телевизионный ящик: называлось «Проект Линда» — такая певица есть в России. Проектом можно сейчас называть все что угодно, и любое существо любого пола появляется перед микрофоном и говорит: «мой проект». Проект в этом случае только номинация, способ обозначения чего-то большого и хорошего, по крайней мере, с точки зрения того, кто выступает его автором. А так ли это в действительности?

В школьных учебниках написано обычно много разных легенд про то, как Египет строил пирамиды. Гораздо правильнее перевернуть это сочетание слов и сказать: «Это пирамиды построили Египет». Система организации деятельности на формирование этих грандиозных сооружений, система организации труда, очень тщательно, очень тонко разведенного по разным специализациям, выступает как некий образец, в известном смысле, на все времена. И в выражении «пирамиды построили Египет» нет серьёзного преувеличения. Вот не далее, как в прошлом году, наконец раскопали некрополь, кладбище строителей пирамид. Реальное, не воображаемое. И одна из первых гробниц, уже сейчас в Интернете она предъявлена, можно посмотреть: очень трогательно, это гробница столяра, в которой одновременно представлены три его портретных изображения. Очень грубые, очень примитивные, но настоящие: где он маленький, где он юноша с пробивающимися усиками и где он зрелый муж. Как вы понимаете, если в гробнице представлена такого рода история персонажа, то все греческие байки про рабов, которые создавали пирамиды, наверное, разлетаются в пыль. Никакими рабами пирамиды построить было нельзя. Это было ясно и раньше, но сейчас просто появилось дополнительное подтверждение.

Знаете ли вы, что в организации процесса создания этих изумительных сооружений была впервые записана технология. Была сформирована система поощрения высоко производительного дофеодального труда, поэтому существовала система премий, которые выдавались лепешками, пивом, и прочим (денег же в Египте не было), была система расчленения на рабочие роты. Слово «роты» здесь наиболее точно отвечает делу. Каждой роте был придан не только врач, но и заклинатель змей от укусов. Иными словами, когда мы, не только оглядывая эти замечательные сооружения (мне это довелось делать, это достаточно сильно), но влезая под кожу процесса их создания, впервые мы сталкиваемся с тем, что некий выброшенный вперед как якорь, к которому можно притягиваться, мощный образ, имидж. В этом отношении имидж всегда является частью проекта, не обязательно основанием, но частью непременно, потянул за собой соорганизацию чрезвычайно сложной машины, составленной из десятков тысяч людей, в расчете на 10-15-20 лет непрерывного совместного производства. По крайней мере получается, что в этом отношении принципиальная проектная ориентация имеет, хочешь не хочешь, хороших пять с лишним тысяч лет истории.

Тем не менее, как ни странно, очень трудно найти книгу, которая бы называлась «История проектирования». У нас с вами бесконечное число томов посвящено истории науки, литературы, изобразительного искусства, философии, всего, чего угодно, а книг по реконструктивной истории проектирования по пальцам можно перечесть, а по-русски ещё пока нет ни одной. Почему? Почему не опознается особый тип организации мыслительной работы, которому уже пять с лишним тысяч лет? Сам по себе этот вопрос достаточно существенный, потому что, в конце концов, только к середине недавно завершенного века, само понятие «проект» оказалось вдруг опознано, вычленено, увидено как какая-то особая структура организации. Вопрос «почему» длинный.

Меня сейчас интересует другое. Бог с ними с пятью тысячами лет. Вот совсем недавно, в середине и конце 99-го года я был вовлечён в сооружение проекта, который был достаточно любопытен по структуре своей, поэтому я его постараюсь пошагово вам описать, тем более, что я был просто прямым носителем оного.

В славном городе Москве возникла совершенно фантастическая, но реальная, уже 10 лет существующая система автократического правления. Замечательный господин Юрий Михайлович Лужков, личностно мне, скажем, даже симпатичный, мощный, классический бюрократ, выстроил абсолютно целостную конструкцию, которая держит под контролем все виды деятельности: коммерческой, архитектурно-градостроительной, транспортной, художественной, какой угодно. В рамках как бы расшатанного прежнего советского общества, в функциональном центре страны, которая проходила бурную стадию как бы демократических преобразований, кристаллизовалась абсолютно жёсткая, пирамидально устроенная конструкция власти, которую лучше всего определить в классических терминах государственного капитализма, но только государство это будет Москва, а вовсе не Россия.

Тогда мои молодые друзья, из СПС, Союза правых сил, решали, каким образом вырваться из небытия политического, из маргинального существования. Ну, две-три ярких фигуры существовали тогда, на российском горизонте, но далее ничего из этого не происходило. Возникла пауза, и никто не знал, что делать.

И вот тогда, сначала (по-русски нет точно такого слова, inspiration), была сформирована первая чёрточка, которая была способна или перерасти в проект, или не перерасти. И вот здесь я прошу вас на это обратить внимание. Когда говорят «проект», очень часто смешивают с ним то, что является просто ситуативной творческой находкой, увидел — сделал. В своё время мне приходилось отрабатывать долги за кооперативную квартиру, иллюстрируя журнал «Знание — сила », я с удовольствием делал его макет и картинки в него. Формирование таких картинок — классический предмет такого мгновенно вспыхивающего решения. Мгновенно, потому что времени нет, и вы не можете себе позволить месяцами думать, как положено говорить, выхаживать образ, и прочее. Картинка должна быть послезавтра, или ты «горишь» как профессионал. Возникали картинки, и некоторые из них были достаточно любопытные, и хотя общие черты, используемые в проектировании и в такого рода импровизационном художественном творчестве есть, но в действительности это совершенно разное. Такие картинки проектами не являются, и замысел этих картинок проектом тоже не является. А вот когда возникла такого рода вспышка, связанная с конкретной политической ситуацией, возникло то, что могло вырасти в проект, и выросло.

Что было решено очень небольшим кругом лиц? Это тоже важно для проектирования. Проектирование не рождается «колхозно». Но проектирование не осуществляется и в одиночку, что я хочу зафиксировать как чрезвычайно важную деталь.

Было решено так: необходимо осуществить замещение задач. Задача, макро-задача, была вам знакома по недавней практике — прорыв в парламент силы, у которой не было ясно выраженной опоры. Практически не было денег, вернее, их было очень мало. Вам это тоже знакомо, тем, кто участвовал в недавней здесь политической компании, это хорошо ясно. Не было, собственно, когорты, не было ядра организаторов. Было только одно — понимание того, что необходимо заявить себя достаточно жёстко и сильно. И вот тогда возникла идея, способная превратиться в проект.

Идея заключалась в том, что выставим-ка мы конкурента Юрию Михайловичу Лужкову на выборах мэра города Москвы. Это был забавный ход, парадоксальный. И вот здесь я ввожу очень важную оппозицию. В логике традиционного научно-аналитического мышления затея была абсурдна и заведомо бессмысленна. Абсолютно жёстко схваченная конструкция, контролирующая огромные средства и пользующаяся очень широкой популистской поддержкой, реальной, невыдуманной. Юрий Михайлович Лужков — человек талантливый, кепку свою носит с достоинством, умеет играть в разные игры, обладает реальной человеческой, политической популярностью.

В этом, собственно, и был резон. Если бы это была никакая фигура, проходная фигура, какое-нибудь серое ничтожество вроде питерского губернатора Яковлева, то и игра против, «игра с» не имела бы существенного политического и культурного смысла. Как раз выбор сильного противника, к тому же не ожидающего вообще, что кто-то дерзнет выставить напротив его абсолютной доминантности некоторую альтернативу, в этом был весь секрет. И проект получил сразу название, точнее, сначала было только название — «Московская альтернатива ».

Слово в деятельности, слово в методологии деятельности играет ключевое значение. Верно выбранное слово — это уже половина успеха. Но это не то же самое, как когда вам говорят специалисты по маркетингу или имиджмейкингу, слово-ключ. Это немножко другое. Слово, организующее не восприятие отдельного человека, так, как им воспринимается реклама, не ориентированное к каждому по отдельности, а слово, ориентированное на создание структуры, которой ещё нет. Вот эта самая «московская альтернатива» и была той находкой, которая позволила шаг за шагом выстроить методологический рисунок выстраивания особой действительности, которую я и называю проектом.

Слово есть: «Московская альтернатива». Есть несколько человек, готовые сыграть в эту игру, по разным соображениям. Сергей Владиленович Кириенко, по молодости лет, по разозленности на свои неполные 100 дней премьерства, понимающий опасность провалиться «в никуда» и быть забытым, ведь прошло уже достаточно много времени, — один из этих людей. Мой старый приятель Глеб Павловский — второй. Кстати, с Павловским мы когда-то начинали проект под названием «Мемориал», общество «Мемориал». Вот, и это тоже был проект достаточно интересный, драматический и просто часть моей жизни. И ещё несколько человек. Но ведь сказать слова — не значит ничего. Плюс средств заведомо ничтожно мало, и добыть их можно мало. Каким образом выражение «московская альтернатива» сделать не слоганом, не лозунгом, не выражением «вот, вы такие, а мы — альтернатива», а альтернатива — это что? Это означило соорганизовать иксы и игреки, потому что они были неизвестны заранее.

Проект и заключается в том, что расставляет не живых персонажей, которые есть здесь, сидят в зале, есть наши знакомые, родственники и все прочие, а функциональные иксы, игреки и зеты в определённую конструкцию, которая позволила бы выстроить действительный образ «московской альтернативы». Альтернативы чему? Альтернативы пирамиде власти. Альтернативы системе организации ценностей, развешивания приоритетов, ну, скажем, поставить здоровенного Петра І, да, но не делать ничего, чтобы люди не падали в обморок в метро во время перегрузки, потому что там плохая система вентиляции, и люди просто задыхаются.

Выстройка системы «плюс-минус» — вещь простая. Никакого проектного мышления не требуется. Предполагается только одно: вот есть здание московской политики, и у него есть определённые значки, где стоит плюс. Кольцевая дорога — плюс, третье кольцо внутри — плюс, реально приведенный в чувство городской центр — плюс. Выстроить к этим плюсам систему минусов. Да, приведенный в порядок, причесанный центр. Но в этом центре нечего делать людям, у которых в кармане меньше десяти долларов, потому что схема, введенная в жизнь, оказалась рассчитанной на людей с толстым кошельком. А значит, из этого центра уходит жизнь. Уходит молодёжь, у которой, как правило, таких денег нет, уходит и не молодёжь, и возникает бутиковая пустыня. Фиксируем.

Возникает схема таких столбиков: что и как можно противопоставить? Здесь нет никакого проектирования. А что дальше с этим делать? Вот ведь вопрос. Ну, выложили список, и что? И кто его воспримет? И как это будет восприниматься? И через что вы донесете свою систему минусов против плюсов аудитории, когда у вас нет средств купить эфир, когда у вас нет средств всерьёзсоздать крупное издание. Вот тут щелкает совершенно другая машинка, и возникает, собственно выстраивается, обустраивается проектная действительность.

Да, у нас нет средств на самостоятельное издание, нет средств на покупку эфира. Но у нас есть средства на создание интернет-сайта «Московская альтернатива». Много ли людей лазают на сайт такого рода добровольно? Конечно, немного. Но по должности, по обязанности туда лазают редакции изданий, и туда залезают те, кого вы атакуете. И вся проектная затея базировалась на одном абсолютно художественном допущении, это прилагательное здесь очень важно, художественном, отнюдь не научном. Голиаф, а московская конструкция власти — это Голиаф, опасается или может опасаться только юного тоненького Давила, который во-время залепит ему в лоб камнем из пращи.

Сам факт появления в виртуальном пространстве Интернета площадки, на которой начинается анализ действительного существования дел за вывеской под названием «Москва», должен был вызвать неадекватную реакцию. Реакцию возмущения и иронии. Если бы наши противники, наши оппоненты были мудрее, они бы могли переиграть этот проект. Они бы могли его просто не заметить. Если бы они его проигнорировали, мы бы проиграли. Но точный расчёт был на психологию, на художественное восприятие действительности, а мэр Москвы, Юрия Михайлович Лужков — художник в душе, поэтому и возникают все эти художества в городе. Власти не могли этого стерпеть. И что начали? Начали отвечать, начали огрызаться. С этого момента они попали в ловушку. По одной простой причине. Голиаф тяжел и мощен. Бюрократическая система означает проведение сигнала, любого сигнала в течение нескольких дней, правда? Он не может сработать в секунду. По определению, сложная бюрократия должна провести сигнал снизу вверх, сверху вниз, промежуточные уровни должны его фильтровать. А маленький Давид, в виде группы проектантов, обладает мгновенной реакцией, и поэтому как только выходит статья или радиовысказывание с их стороны, ровно через 45 минут появлялся ответ. Соответственно, большая машина начинала все время стрелять по тени, по хвосту, а юркая машинка уже давно убежала вперед.

Возникла система, которая должна была породить постоянно действующую, подогреваемую интригу. При малых деньгах вы можете работать только на интриге. Более того, соединив интернет-сайт с горячей линией по телефону, а это небольшие деньги, мы получили шанс выходить на действительные источники информации, что входило изначально в проектную схему. Наш доклад по проблемам лужковской Москвы публиковался частями каждую неделю, что также было просчитано: очень важно было порционирование информации, что позволяло проводить еженедельный же брифинг для СМИ. Я опускаю множество деталей, вроде того, что мы верно сориентировались на силу неприязни ельцинской России к Москве, и потому анализ хостинга показывал: региональные и местные пользователи залезали на наш сайт чаще и больше, чем московские. Так или иначе, хотя официально мы набрали чуть более 12% голосов (по нескольким округам, где велся настоящий контроль, было было 30%), СПС прошел в парламент. Более того, в последующие полтора года московские власти более-менее верно отреагировали на дюжину ключевых претензий, содержавшихся в нашей программе.

Выйдем за рамки актуальности и собственные горизонты.

Всем известны американские автомобили «Форд». В 50-е годы у Форда начали падать продажи. Для выхода из сложившейся ситуации понадобилось внешнее отношение, видение этой компании в совокупном контексте культуры. Совершенно конкретный человек по имени Джорж Нельсон, не имеющий отношение к Форду, предложил вещь, которая сначала вызвала полный шок. Вся его идея заключалась в следующем. Почему вы не можете продать свои автомобили? Потому, что они надоели тому слою, кто покупал Форд. Люди, так сказать, средне-нижних доходов, в основном молодые профессионалы, младшие квалифицированные работники. Вы им надоели! Нужно то, что даст им ощущение свежести и новизны. Что было тогда ощущением свежести и новизны в начале 60-х годов? Начали выходить фильмы серии об агенте 007, Джеймсе Бонде. Он ездил в первых сериях на роскошной, специально сделанной машине с совершенно драгоценными спортивными колесами. Джорж Нельсон нарисовал молдинг, изображающий спицы на штампованных дисках. Он перестроил образ типового фордовского автомобиля, психологически опознаваемый как родственник машины Джеймса Бонда. Продажи форда «Мустанг» подскочили на 750, а потом на миллион автомобилей.

Точно угаданный контекст позволил реорганизовать всю огромную машину инженерного конструирования под названием «Форд» на, казалось бы, абсолютной авантюре. Проектность-то в чем? В выходе за стандартную конфигурацию. Это условие является главным.

Если выход за стандартную конструкцию не происходит, если просто переносится предмет с одного места в другое, если всего лишь производятся легкие изменения в рамках той же серии, проектирования нет, даже если на дверях написано «Отдел проектирования». Проектирование осуществляется, когда происходит сооружение новых конструкций. Конструкций мышления, ориентированного на результат, конструкций человеческой машины, которая должна этот результат произвести. Я делаю маленькую паузу, и какие если будут вопросы, я на них отвечу. Пожалуйста.

Вопрос: Есть ли какие-то этапы разворачивания, осуществления проекта?

Глазычев В.Л.: Это очень хороший вопрос. Почему? Потому что есть опасность спутать собственно проектную парадигму, которая предполагает живую машину. Живая машина состоит из живых людей. Если вы будете воображать себе их как отливки, вы мгновенно соскочите из проектной модальности в классическую схему линейного управления, где все выстраиваются по уставу. Поэтому «все предусмотреть» противоречит самой логике проектной ориентации. Это как в слаломе. Вы можете обойти под таким углом, под таким, с большим радиусом, с меньшим радиусом, но вам надо обойти эту вешку. Способ обхода этих вешек, это вопрос живого наполнения традиций. В этом есть принципиальное отличие от классически научной, прагматической парадигмы. Если вы ставите проектно-ориентированную задачу, вас будут интересовать не коэффициенты, вас будут интересовать правила поведения поля ценностей. Вы залезаете в совершенно чужой карман и начинаете шарить в нем для того, чтобы найти тот инструмент, с помощью которого вы имеете шанс, управляя чем-то, выстроить проектную машину изменения ситуации. Прогноз жесток, хотя и вариативен. Проект жесток по организации, но абсолютно мягок по отношению к взаимодействию и с контекстом, и с человеческой машиной, соответственно, он выстраивает план собственной реализации, тогда как сам скорее вырастает как деревце.

Есть ещё вопросы?

Я бы вернулся к тому, что повесил в самом начале. Как же так? Почему проектная деятельность, легко прослеживаемая на огромной толще человеческой истории, не обозначена как равноценная, равноправная с искусством, с философией, с наукой. В значительной степени этот вопрос сам в себе и несет ответ. Потому что опознание не происходит само. Даже если вы его вывесите, но не созрела культурная ситуация для его восприятия, оно не схватывается. Если занять чисто методологическую позицию, и задаться вопросом, а есть ли какой-то порядок в движении того, что можно назвать ключевыми словами. Не те key words, которые машина распознает автоматически, а те, на которых выстраивались гигантские здания человеческой культуры. Это страшная вульгаризация, но для понимания она мне необходима.

Смотрите. Великая античная культура. Ключевое слово в этой культуре — рок, судьба. Это не та судьба, которая трагедия, которая фортуна. Это рок, который одолеть нельзя. Затем возникают мощные монистические культуры: христианство, ислам. И слово Бог выходит на ту позицию, которую занимало слово рок. Судьба осталась, но теперь все крутилось вокруг слова Бог. Все центрировалось на этом ключе.

Дальше можно бежать сквозь историю, пока мы с вами не дойдем до очень любопытного момента. Скажите пожалуйста, когда возникает слово культура? Не как просто употребляемое слово, а как ключевое слово... Для того, чтобы слово культура стало ключевым, надо было, чтобы до него возникло открытие другого слова. Конец 19-го века открывает слово «общество». Не то общество, которые высшее общество в текстах демократов, а общество как нечто, объединяющее всех живущих несословным способом. Ведь это же происходит очень поздно. Всерьёз слово «общество», а с ним социология, как дисциплина, возникает где-то в 80-е годы 19-го столетия. До этого времени его нет в логике государства. Народ есть, люди есть, сословия есть, борьба сословий тоже есть, а общества нет.

Как только возникло слово «общество», возник шанс для появления слова «культура». Не как признак: культурный или некультурный человек, есть такой бытовой термин. А понимание культуры как сложной машины, производящей, воспроизводящей, передающей и реализующей ценности. Это уже абстракция достаточно высокого порядка. Значит, сначала должно было возникнуть слово «общество», чтобы возник шанс на опознание проектирования, которое осуществляется в обществе и в материале культуры. Обскакать историю невозможно, и только в ретроспективе вы можете обнаружить мощные проектные ходы, проектные способы замышления движения к результату.

Обнаруживать, что крестовые походы могут быть описаны как проект. Это не значит, чтобы они были проектом. Но в ретроописании вы можете получить чрезвычайно интересную схему. Станьте в позицию Господа Бога или его земного воплощения, и захотите придать новый облик застывшей, не имеющей шансов на качественный скачок абсолютно мужественной культуре раннего средневековья. Вы бы захотели радикально переструктурировать всю систему ценностных рядов. Вам понадобилось бы внешнее основание. Крестовые походы описываются как подобный проект. Пусть эти олухи идут завоевывать Гроб Господень. И пока эта вся шпана уйдет из Европы, женщины, которые остались на хозяйстве, реструктурируют всю культуру. Что и произошло. Возникла готика, культ Девы Марии и т.д.

Конечно, такого проекта не было. Однако же, когда идея проектирования как соорганизующей мыслительной действительности достигнута, вы можете играть в такие игры, они не бесполезны.

А что такое США? Их декларация о независимости — как проект, созданный абсолютно конкретными людьми. Адамс и Джеферсон монтировали свой образ, свой продукт из того, что было под рукой. А что было под рукой? Классические античные тексты, опыт уже нарывавшей французской революции, стремление опереться на живое чувство народа, а в ход могло идти все что угодно, вплоть до абсолютных фальшивок, вроде т.н. Бостонского чаепития. Значит, проекты уже выстраивались.

Проект, на последствиях которого мы с вами сидим сейчас, выстраивался во времена Екатерины Великой. Проект фактического переноса европейской модели воспитания и образования на российскую почву. Система воспитательных догм выстраивалась как проект. То есть якорь, который заброшен далеко в болото, и необходимо подтягивать лебедкой себя к нему. Это не просто цель, это не пожелание, это не мечтание. Это система шагов, реализующих движение к далеко выброшенной цели.

Чтобы было понятней. Сейчас я играю с несколькими своими друзьями в занятный тип деятельности. Формально это называется Центр стратегических исследований Приволжского Федерального Округа . Почему Приволжского совершенно понятно. Уже пройдя некий путь вместе с Сергеем Кириенко, как-то глупо бросать все на пол-дороги. Судьба поставила его в очень любопытную позицию рамки, не имеющей содержания. Идея округов, кроме того, что немного нагнуть губернаторов, никакого содержание не имела. Это ситуация для включения проектной работы.

Но надо преодолевать массу материала, старые схемы. Нет ничего. Есть номинация, есть некая должность и есть контрольные функции. В этой новой рамке мы получили шанс реализовывать затеи долгоиграющих проектов. Один из них я вам опишу, все время давая оценку, что это означает. С точки зрения уже не автора проекта, а с точки зрения методолога, который смотрит на то, что делает. Эта ситуация нам с вами — соседям — очень хорошо знакома.

Что такое новая граница. Она есть, её нет. Она есть, но в сознании людей её нет. Как с ней работать? Если мы зададим этот вопрос профессионалам в фуражках, которые называются пограничникам, они пробубнят статью закона или устава, по которая границей является линия не имеющая толщины… В логике военно-инженерного мышления граница есть некая линия, отмаркированная в натуре — а она у нас не отмаркирована… каковую охраняют и т.д. Охраняют где? В каких точках? По всей линии что ли?

Схема линейного управления, а любая военная схема управления является линейной, то есть по уставу, по предписанию, по долженствованию. Что это означает? Есть понятие застава. Застава вроде бы где? На границе. Но физически она же не на границе. Может находится за 26 км от границы. Я видел такие. Совершенно параноидальная ситуация. Это примитивное видение.

Второе видение, что предполагает? Если удерживать само понятие, которое «живет» только в логике линейного управления, вообще ни о каком проектировании речь идти не может. По одной простой причине: линейное управление отторгает любую попытку изменения процедур. Подчинение сверху вниз. В единичных случаях обратный сигнал. Это не предполагает какое-либо изменение.

Значит, правило номер один в методологически окрашенном проектном сознании — взвесьте, оцените на зуб ключевое слово. Усомните ключевое слово. За этим усомневанием может последовать иная операция. Операция замещения другим ключевым словом, вашим ключевым словом, которое входит в тело вашего будущего проекта. В моем случае, смотрите, лёгкая подтасовка, вместо слова «граница», появляется слово «приграничье». Другое даже по роду. Граница — женский род, приграничье — средний. То есть, что-то, что около границы. Это некое понятие, приграничье, обладающее чувственной очевидностью. Любой человек мгновенно реагирует на содержание этого понятия. Понятно о чем речь.

Правило номер два. Замещающее понятие должно по возможности браться из обыденно-культурного языка, а не из сленга профессионалов или из ученого жаргона .

Что происходит дальше? Пространство приграничья не имеет пределов, пока вы их не задали. Если мы с вами тянули, даже на уровне понятия, нечто, что вовлекает в себя взаимодействие живых людей, а значит, и живых оргструктур, соорганизованностей? Как только вы ввели новое, объемлющее понятие, вы получаете шанс работать с этими соорганизованностями. Смотрите, я же не могу сформулировать такую понятийную конструкцию — развитие границы. Меня не поймут. Я и сам себя не пойму. А развитие приграничья — запросто. Значит, понятийные конструкции здесь оказываться теми вешками слаломного спуска, о которых я говорил раньше. Заместить понятие необходимо. Если не заместили, проиграли заранее. Потому что существующие линейные конструкции управления сильнее вас. Переиграть их можно, только вклиниваясь между ними. Проектное сознание работает на том, что врезается в трещины больших массивов, а они всегда имеют трещины.

Когда я формирую проект приграничья, я мгновенно начинаю работать со следующими действительностями, с которыми не работают машины управления. Начинаются интереснейшие процедуры выстраивания каркаса несуществующего объекта, ведь приграничья же нет, оно нигде не расписано, нигде нет чиновника, отвечающего за приграничье. Вы тем самым порождаете функциональные места для несуществующих чиновников, и тем самым встраиваетесь в систему в задние двери. Мне это уже удалось сделать. И в результате этого переосмысления в России сейчас возникла новая должность в МВД — заместитель начальника Главного управления МВД по проблемам границы в приграничных областях. Не было ничего подобного, пока мы не ввели это таким ходом, а ведь появление «функционального места», которое хотя бы обязано отчитываться по предмету, которого раньше не было, уже есть шаг к его созданию.

Проектная деятельность работает с человеческими машинами. Значит, сильная проектная конструкция может иметь шанс на воплощение, хотя бы только номинально встраиваясь в готовую линейную систему управления. Это один из вспомогательных конструктов. Следующее — это живые люди, деятельность которых зациклена на реальных проблемах приграничья. Эти проблемы являются питательным узором, на котором вы можете встраивать в проектную конструкцию совершенно другие ценностные структуры. Сама мембрана, само взаимодействие, само соседство, само взаимопроникновение является ценностью, которая несет рефлективность обмена, операций. Это должно быть переосмыслено. Каркас пространства должен быть реорганизован так, чтобы служить по возможности плотным забором для нежелательных проникновений и свободной мембраной для желательных. Грубо говоря, если зерно из Казахстана везут менять на «левое» горючее это хорошо, а если везут наркотики — плохо. Это простенькие вещи, но как только они схвачены как живое движение, следующий шаг вашей работы будет вопросом — что может стать каркасом новой границы? Специалисты в фуражках вам не ответят на него. Это не по их части. Кто может ответить на этот вопрос? Нет такой отрасли знаний, которая бы ответила на этот вопрос. Действительность, складывающаяся лишь несколько лет по определению не может быть предметом научного познания. Предмет меняется быстрее, чем вы его опишете. Почему социологи беспомощны? Потому, что жизнь меняется быстрее, чем они успеют оформить результаты.

Отсюда правило номер три. Ключевое. Собственно проектное мышление. Проектные конструкции. Методология проектного отношения имеет шанс возникнуть там, где есть принципиальный дефицит иных форм знаний . Знания такого нет. Можно сложить руки и ничего не делать. Можно заниматься сугубо спазматическими действиями по вдохновению. Можно выстраивать макропроектную действительность. Я начинаю сейчас новый тип проектно-аналитической работы. В чем она заключается? Только часть проектного замысла превращает эту работу в действительность. Я сейчас провожу семинары. Эти семинары показывают: 1) Произошла кадровая революция, неопознанная и неосмысленная. Уровень мышления руководителей низового звена подскочил на порядок. И тут возникает, как говорит Генисаретский , проектная готовность. Человек ещё не умеет проектировать, но он уже готов, чтобы его втягивали, у него уже достаточно широкий горизонт. 2) За два дня интенсивной работы можно получить 4-5 дееспособных, конкретных проектов, реализуемых, в принципе, здесь и сейчас. За этим следует принципиально важная вещь. Если в нескольких местах можно «наколоть» практику таким образом и получить результат, значит, мы получаем принципиально новую конструкцию для формулирования проектной идеологии. Если ещё недавно мы должны были рассчитывать исключительно на людей из столицы, если на самом деле мы можем рассчитывать на людей, относящихся к элите на районном уровне, это значит, что всю систему проектной работы надо переструктурировать. Она строится уже не на отдельных тренингах, а на создании сети, на сетевом принципе. На задействовании формирования человеческих машин, растянутых в огромном пространстве, взаимодействующих напрямую.

Как только вы вводите сетевую конструкцию в схему проектного метода, вы радикальнейшим образом меняете парадигму организации собственного мышления. Потому что классическая досетевая, проектная идеология тоже линейная, тоже диктаторская. Несколько умных, оснащённых людей способны реализовать свой проект, эксплуатируя разные интересы и устремления самого разного круга людей. Это классическая схема проектирования. Мы в ней вырастали. Описание пока существует только на нее. Как только вы вводите сетевую конструкцию в основание проекта, у вас меняется все. Сетью нельзя управлять — по определению. У сети нет якорной верхушки —по определению. В нее можно только вбросить импульс. Как этот импульс будет претворен, соорганизован, переосмыслен, мы увидим. Гигантская возможность, которая открылась только сейчас, но для того, чтобы этой возможностью воспользоваться, необходимо многое понять.

Ещё раз повторяю. Там, где нет адекватного научного знания, там есть шанс для проектирования. Там, где есть переосмысление, замещение ключевого слова, есть шанс для проектной стратегии. Там, где есть проектная готовность, проверить её можно только действием. Провокацией в настоящем смысле слова. В этом отношении всякий проект есть провокация. Она либо вызывает ответную волну или она ничего не стоит. Если не вызывает, значит, она не состоялась. Она годится только для литературы. Как говорил Салтыков-Щедрин, разговоры позавчерашние годятся только для чайной беседы.

И последнее. Поскольку мы имеем дело с человеческой машиной, постольку мы должны научиться работать с пустыми рамками, только векторально связанными рамками, а не пытаться изображать предмет. Если я, вместо фермеров, сочиню проект как им организовать обслуживание их железок, которыми они пользуются, то я могу его сочинить, но шансы его врастания в жизнь нулевые. Если этот проект создан вместе с оценкой людей из местных сельсоветов и т.д., тогда у них возникает представления горизонтальной связанности, что у соседей может быть общий проект, не идущий сверху. Тогда вы создаёте рамку, в которой один обнаруживает, что у него тысячи здоровых мужиков уволенных из офицеров, которым нечего делать, а у другого давно вымерли последние механизаторы и некому чинить эти железки. Тогда вы создали рамку, в которой они это обнаружили и начинают нащупывать способ взаимодействия. Значит мои проекты становятся вовсе не железом, вовсе не способом борьбы с сельской беспризорностью, а превращаются в создание рамки, в создание цепи этого типа семинаров, способов их проведения так, чтобы вовлечённые в них люди перестанут стесняться мыслить и бояться говорить. Я должен спроектировать эту цепь, вовлечь новый тип чиновников в эту цепь. Есть у нас эти новые чиновники, которые надзирают на уровне округов, у них нет власти, но есть авторитет. Молодые и очень интересные люди. Часть моего проекта заключается в следующем. Я приглашаю на семинар федерального инспектора области, в которой проходил семинар, инспектора области, в которой проходит семинар, инспектора области, в которой будет семинар. Происходит скользящий процесс обучения этих новых чиновников, не встроенных в обычную систему управления и становящихся узлами нашей сети проектного способа мышления. Где здесь критерий успешности проекта? Вообще, где критерий успешности проекта, реализуемого в действительности? Только в одном. Если его автор становится невидимым. Если действительность выталкивает автора за ненадобностью, проект успешен. Если автору необходимо оставаться внутри, чтобы все скрипело и двигалось, значит, проект неудачен.

Вопрос — Вы говорили о проектной готовности. А что, если нет времени для зондирования и подходит момент, когда проект должен сработать, либо не сработать? Что в этом случае делать? Например, выборы.

Глазычев В.Л.: Я скажу жёстко, поскольку я переживал подобную операцию. В принципе, проект «Озимое поколение» имеет достаточно большие шансы на реализацию. Но он только сейчас их приобрел. Только сейчас. Потому что только дуриком можно было проскочить через систему просчета при неконтролируемых избирательных участках. Только совершенно нелепым фартом можно было бы одолеть. Независимо от того, какие бы вы усилия вкладывали, без 100 миллионов — и не гривен отнюдь, решить эту задачу невозможно. Но вы и ваши коллеги добились огромной победы. Потому что до того как формально произошел подсчёт голосов, абсолютное большинство традиционно мыслящих экспертов оценивало шансы на уровне социологической ошибки. Даже те 2,4%, которые формально пропустила здесь казённая машина, это на порядок выше, чем то, что давали эксперты. Это колоссальный прорыв. Сейчас время развертывания своего проекта. Такого рода проект не спазматический. Тот пример, который я вам приводил, он же был замещающий. Сосредоточение всех небольших сил на одной точке для того, чтобы внимание к этой точке потянуло за собой шлейф вокруг.

Всегда должно быть замещение. Чем меньше у вас сил, тем большее значение замещения. Для того, чтобы выиграть большое, вам необходимо добиться абсолютного перевеса в одной точке.

Под проектной готовностью я имею в виду достижение нескольких специфических качеств, разочарованности во всех шаблонных формах. Эта разочарованность должна быть полной. Возникает проектная готовность. Я встречал ситуацию, где со слезами на глазах страдали бывшие советские руководители говорили: «Госзаказ, госзаказ…». Они всё ещё верили, что будет госзаказ. Тогда ещё нет проектной готовности. Пока есть вера в то, что завтра кто-то даст госзаказ, зачем проектное мышление?

Проектная готовность — это некие формы образованности, которые не есть диплом. Образованность, которая рассеяна в воздухе, которая дана тем, что вся страна, будь то Россия или Украина, научились считать, считать деньги. Эмансипирующее значение этой процедуры грандиозно и недоосмыслено. Когда понятие семейного бюджета для миллионов людей стало не абстрактной категорией, а конкретной. Когда в этой процедуре происходит сравнение цена-качество. Когда слова-выручалочки уже перестали действовать, есть проектная готовность. Она есть независимо от вас. Её можно только проверить. Я ее проверяю, сознательно проводя свои семинары в точках, удаленных порядка 200 км от областного центра, на предельной периферии регионов.

Вопрос — Человек ничего не делает просто так. Какова ваша миссия пребывания на Украине? Это часть проекта?

Глазычев В.Л.: Я это делаю просто так, для удовольствия. А если говорить абсолютно серьёзно, то здесь есть две вещи. Первая причина. Меня об этом попросил мой друг и товарищ Петр Георгиевич Щедровицкий. Этого уже было бы достаточно. В нашем кругу единомышленников так принято. Я не буду долго допрашиваться: зачем. Надо — значит надо. А вторая причина более глубокая. Нет ничего более важного, чем понимание и выработка проектной модальности отношений России с Украиной. Украина это ваш вопрос, но и для России более существенного вопроса, чем Украина, нет. Все остальное — чепуха собачья. Это, к сожалению, недоосмыслено многими людьми в России.

Вопрос — Вы упомянули проект «Озимого поколения». Провальный проект. Есть ли смысл на месте проваленного проекта строить какой-то новый: с теми же людьми, с теми же знаками и т.д., или чаще приходиться ориентироваться на создание совершенно нового проекта? Насколько негатив проваленного проекта может повлиять на следующий проект?

Глазычев В.Л.: Первое. Я категорически не согласен с идеей провала. Второе. Я бы в вашем вопросе выделил два основания и рискнул бы сказать так. Оптимальной я бы счел ситуацию, в которой бы возникло два конкурирующих проекта. Не один, а как минимум, два. Праволиберальное поле так пусто, что там место есть для всех. Либо это два взаимодополняющих проекта, либо один оказался бы вытесняющим. Недавняя команда уже переформатирована, это очевидно. Предвыборная машина не может быть машиной партстроительства — по определению. Возможно, необходимо делать несколько проектов и тянуть их достаточно долгое время. Выдержит тот, значит выдержит и все остальное. С моей точки зрения, все только начинается. Я с замиранием сердца смотрю за этим процессом.

Если посмотреть, сколько набрали «озимые», а это 700 тысяч голосов, то, господа, это безумно много. Если 70 тысяч, т.е. 1/10 из них сделать каркасом сетевого строительства, можно и горы свернуть. Как? Это уже не вопрос этой лекции.

Вопрос: Правильно ли я поняла, что для вас не существует провальных проектов? То есть любой проект можно переформулировать в поражение, которое будет рассматриваться двояко: для одних поражением, а для других достижением.

Глазычев В.Л.: Это очень хороший вопрос, на который разные персонажи дадут разные ответы. В моей позиции, да, провальных проектов не бывает. Потому что из каждого независимого формального результата извлекается материал для других. Но это моя точка зрения. Моя позиция дистанцированная. Проектно-методологическая. Разумеется, для того, кто ставит все на одну карту и играет прямо в игру под названием политика или бизнес, цена неудачи стремительно возрастает. Хотя плюс в этой неудаче тоже есть. Есть одна деталь. Вы знаете в чем была проектная идея Генри Форда? Очень многие по ошибке считают, что это была низкая цена машины. Это не верно. В том же Детройте было около двух десятков мастерских, которые изготовляли машины по меньшей цене, чем это делал Форд. Гениальность его заключалась в том, что он, не называя ещё того по имени, первым ввел в оборот понятие цена-качество, как число признаков предмета соотнесенных с ценой. Так же он увидел тип потребителя, который никто эмпирическим образом увидеть не мог, потому что тот не был проявлен. Он увидел в фермерах покупателей автомобилей, тогда как все остальные считали автомобиль предметом роскоши. От этого был только один шаг до признания собственных рабочих покупателями собственных автомобилей.

Этого первичного заряда хватило на тридцать лет. Дальше понадобился Джордж Нельсон, чтобы внедрить новый проектный импульс.

В широком смысле, проектирование - это составление первичного описания, которое позволяет создавать ещё не существующий объект для определённых заданных условий. С латинского языка слово «projectus» и переводится как «брошенный вперёд». Для описания, которое можно в будущем воплотить в виде реального объекта, используют текстовые записи, расчёты, чертежи таблицы, а для выражения условной последовательности действий применяют алгоритмы. В целом, после проведённой детализации, расчётов, дополнений и оптимизации описание объекта становится основой для воплощения идеи в жизнь.

Работа с объектом, который до его создания ещё не имеет материального выражения (не существует), принципиально отличает проектирование от моделирования. С точки зрения этапности, проектирование может быть как финальной фазой стадии исследования, так и начальной фазой стадии производства (строительства). Но современное проектирование - процесс многообразный и многоплановый, имеющий свою специфику и правила в каждой отдельной отрасли: начиная с проектирования систем управления и заканчивая проектированием в строительстве. И, поскольку развитие отраслей меняет условия рабочих процессов, правила проектной деятельности тоже со временем претерпевают изменения.

Проектирование как основа формирования любой деятельности

Всякое инженерное проектирование берёт начало в выраженной общественной потребности, направленной на необходимость возникновения тех или иных технических объектов. К таким объектам относятся результаты строительной деятельности промышленные изделия, программное обеспечение, процессы и др. И первым этапом любого проектирования становится выражение этой потребности в виде технического задания или разработки технического предложения.

Чаще всего техническое задание фигурирует в виде документа (или документов), представляя собой исходное первичное описание объекта. На выходе авторы получают итоговый комплект документации, в котором содержатся сведения, достаточные для изготовления объекта в тех или иных условиях. В узком смысле слова, такую документацию, представляющую собой окончательное описание, и называют проектом. Поэтому часто современное проектирование и описывают как процесс перехода исходного описания объекта в итоговое путём выполнения комплекса исследовательских, расчётных и конструкторских работ.

Такой процесс преобразования обуславливает возникновение ряда промежуточных описаний, каждое из которых подводит некие итоги решения этапных задач. В некоторых моделях проектирования (например, при итерационных подходах) такие промежуточные итоги зачастую становятся основой при обсуждении вопросов о необходимости продолжения проектирования и о направлениях развития процесса в случае одобрения промежуточных результатов. В других моделях (например, в классической поэтапной модели проектирования в строительстве) промежуточные описания (эскизных проект, инженерные изыскания и др.) становятся обязательной вехой в создании полного пакета документации.

Как часть инженерной деятельности современное проектирование имеет ряд особенностей, которые отражают содержание этого процесса.

По тому, используется или не используется в процессе осуществления проектной деятельности специализированное программное обеспечение и ручной труд, выделяют:

  • автоматизированное проектирование, основанное на взаимодействии ЭВМ и человека,
  • автоматическое проектирование, выполняемое на промежуточных этапах без участия человека,
  • ручное.

Подавляющее большинство проектов пока осуществляется по автоматизированному типу, а автоматическое проектирование применимо к относительно несложным объектам. Но и в этом соотношении доля участия компьютера постоянно растёт.

Подходы к проектированию

Основные принципы и идеи проектирования выражены в системном подходе, для которого характерно рассмотрение частей сложной системы или явления в условиях их взаимодействия. Для этого выявляется структура объектной системы, типизируются связи, определяются атрибуты и анализируется влияние внешней среды. Решение этих задач в рамках воплощения системного подхода выливается в создание дисциплин различного уровня обобщения. Так, «Теория систем», например, исследует проектирование сложных и чаще слабоструктурированных экономических, социальных систем.

В технике сложные технические системы исследуются в рамках дисциплины «Системотехники», которая аналогична теории систем. Помимо процесса создания и эксплуатации технической системы, дисциплина изучает принципы и методы её проектирования. Для этого важно чётко сформулировать системные цели и с этой точки зрения организовать рассмотрение системы. Это позволяет отказаться при проектировании от малозначимых элементов и частей, сосредоточившись на оптимизационных задачах.

Конкретизация и интерпретация исходных идей системного подхода находит своё отражение в других производных подходах к проектированию:

  • Структурный подход . Он предполагает синтез вариантов системы из блоков-компонентов. При частичном переборе компонентов можно предварительно спрогнозировать их характеристики.
  • Блочно-иерархический подход . Сущность такого подхода к проектированию в том, что на первой стадии объект рассматривается как закрытый «чёрный ящик», внутренняя структура которого неизвестна. Затем постепенно, уровень за уровнем, начиная с первого, объект детализируется, устанавливается связь между блоками. Первыми, соответственно, детализируются блоки 1-го уровня, после чего появляются и детализируются блоки уровня № 2 и так – вплоть до получения блоков нижнего уровня с достаточно простой и прозрачной структурой. При таком подходе различные специалисты могут занимать работой над отдельными блоками, но сложность в том, что последующая стыковка решений может создать затруднения (в том числе – и из-за виртуальной природы проектируемых объектов). В целом подход предполагает декомпозицию сложных описаний.
  • Объектно-ориентированный подход . При этом подходе вносится большая структурная определённость, связанная с распределением данных между классами объектов. Кроме того, благодаря иерархии и отношениям наследования уменьшается объём спецификаций и снижается вероятность искажения данных.

В социальном проектировании все подходы к процессу принято разделять по критерию их ориентированности на 3 типа:

  • с ориентацией на объект (объектно-ориентированные),
  • с ориентацией на субъект (субъектно-ориентированные, или тезариусные),
  • с ориентацией на проблему (проблемно-ориентированные).

Необходимость увеличивать скорость реализации проектной стадии работ обуславливает появление новых подходов к проектированию.

Методы проектирования

Для многих областей деятельности трудно адекватно представить проблему проектирования в качестве задачи формального выбора лучшего и наиболее эффективного варианта как однозначного математического выражения оптимальности. Поэтому разнообразные методы проектирования выбираются в зависимости от конкретных условий и дополняют друг друга, приобретая специфические черты в различных областях деятельности.

  • Графический метод .

К нему применимы законы начертательной геометрии, согласно которым объект изображается на плоскости. Все мысли, идеи, образы и сравнения, анализ и изучение задания на проектирование, детальная техническая разработка сопровождаются графическим изложением в виде схем, таблиц, эскизов, чертежей, графиков, текстов. На каждой ступени процесса преобладают свои специфические приёмы.

Достоинства метода в том, что он отвечает условиям процесса проектирования всех элементов различных объектов, не требует сложного инструмента и оборудования, легко справляется с разным масштабом и детализацией, а результаты проектирования графическим методом одинаково понятны любому технически подготовленному грамотному специалисту. Это и сделало данный метод международным языком проектной деятельности. Другие методы тоже не обходятся без графических изображений, поэтому данный метод считается опорным или основным.

В основе метода лежит процедура компоновки объёмных моделей и их элементов непосредственно в пространстве. При наличии набора унифицированных условных модельных элементов, а также моделей оборудования и конструкций можно рассмотреть множество вариантов компоновок, чтобы выбрать лучшую. Применение метода ограничено разнообразием составляющих макетотики, которая есть в распоряжении проектировщика, но в серьёзных проектных организациях разнообразие элементов постоянно растёт, а при наличии 3- принтеров внедрение метода в повсеместную проектную практику – вопрос скорого времени. Практическая ценность и важность этого метода состоит ещё и в том, что идея моделирования как основы научного эксперимента становится при создании модели частью проектирования.

  • Макетно-графический метод .

Как способ сочетания композиционного мышления, графического мастерства и масштабного моделирования объёмов этот комплексный метод в наибольшей степени отвечает существу процесса проектирования, особенно когда речь идёт об архитектурном проектировании промышленных предприятий. В его помощью проектирование осуществляется на всех ступенях, начиная с идеи сооружения и заканчивая созданием рабочих макетов генеральных планов.

Макетно-графический метод и сам активно развивается как универсальный метод, и служит основой для отдельных ответвлений в проектировании – например, фото- и кинопроектирования. С помощью современной техники с многочисленных реальных точек зрения имитируется натурное движение людей в пространстве будущего объекта. При грамотном применении это позволяет создавать наиболее совершенные композиции, что, в свою очередь, снижает вероятность композиционных ошибок, допускаемых при переходе проекта к натуре.

  • Автоматизированный метод (с применением электронной техники) .

Метод позволяет справляться со всем объёмом информации, который нужно безошибочно и быстро переработать во время проектирования. Предыдущие методы, основанные в первую очередь на труде человека, имеют объективные ограничения, которые помогает преодолеть применение автоматизированной и электронной техники.

Проекты, созданные с применение этого метода, отличаются оптимизацией в задаче синтезирования строительных, технических, социальных, эстетических, научных сторон проекта. Пока наиболее проблемным этапом в применении данного метода становится этап поиска идеи как художественно-инженерного и эмоционально-философского высказывания.

При всей технической сложности в обеспечении автоматизированного метода он и макетно-графический метод относятся к двум самым быстроразвивающимся методам проектирования.

Структура проектирования

Проектирование делится на процедуры, этапы и стадии. Проектирование сложных объектов включает стадии:

  • научно-исследовательских работ,
  • опытно-конструкторских работ,
  • технического проекта,
  • рабочего проекта,
  • стадию испытания опытного образца.

Первая стадия зачастую делится на стадии предпроектных исследований, технического предложения и технического задания. Содержание деятельности на этих стадиях сводится к:

  • последовательному изучению потребности общества в новых изделиях с заданным целевым назначением,
  • исследованиям физических, конструктивных, технологических и информационных принципов создания изделий,
  • прогнозированию возможных характеристик объектов и их параметров.

Результатом научно-исследовательских работ становится техническое задание на разработку будущего объекта. На стадии опытно-конструкторских работ создаётся эскизный проект изделия, а также конкретизируются, проверяются и корректируются принципы, установленные на предыдущей стадии. Стадии технического проекта «отвечает» за детальные технические решения. А стадия рабочего проекта – за полный (достаточный для изготовления) комплект конструкторской и технологической документации. На завершающей стадии испытания опытного образца по результатам испытания выявляются ошибки проекта и принимаются меры по устранению недоработок.

Как правило, за проектирование отвечают специализированные проектные организации. Так в строительстве классической считается модель, при которой заказчик обращается к проектной компании и та, после согласования с заказчиком общего концепта и получения технического задания с исходными данными, вступает в многоэтапный проектный процесс.

При некоторых видах договора подряда функцию взаимодействия с проектными организациями берёт на себя генеральный подрядчик. Международные стандарты инжиниринга предусматривают несколько вариантов, среди которых самые распространённые соглашения – это договоры в стандарте EPC (Engineering Procurement Construction) и в стандарте EPCM (+Management). В первом случае контрактор предоставляет заказчику услуги по проектированию (а также по закупке оборудования и строительству) «под ключ». Во втором случае, контрактор занимается менеджментом этих процессов (в том числе, и менеджментом проектирования).

Различают нисходящее проектирование (сверху вниз), при котором задачи более высоких иерархических уровней решаются первыми, и восходящее проектирование (снизу вверх), при котором наблюдается обратная последовательность – от задач нижестоящих в иерархии структур. В сложных системах функциональное проектирование чаще всего носит нисходящий характер, а конструкторское проектирование – восходящий.

Рассмотрим основы проектирования. Методы, применяемые в нем, зависят от специфики создаваемых чертежей.

Архитектурное проектирование

Фото- и кинопроектирование

Эти современные технологии открыли перед архитекторами огромные возможности анализа создаваемой модели здания путем имитации существования людей в пространстве предполагаемой постройки. Благодаря проектированию современные архитекторы создают совершенные композиции, снижают вероятность ошибок, происходящих при переносе «бумажного проекта» в реальность. Законы математики, логики, средства оргтехники, автоматизированные машины упрощают процедуру подготовки документации, ускоряют проектирование офисных зданий и бытовых объектов.

Системы и методы проектирования предполагают обработку большого объема информации, поэтому важно изыскивать дополнительные ресурсы для того, чтобы оптимизировать процесс, отвечать тем требованиям, которые диктует стремительно меняющееся общество.

Все методы, используемые в современном строительстве, основываются на Они невозможны без использования современных электронных средств и автоматизированной техники. При разработке генеральных планов, прорабатывании этажности зданий, выполнении расчетов, архитекторы активно пользуются ИК-технологиями.

Задача проектирования

Искомый метод направлен на разработку проектов на основе оптимального суммирования эстетических, социальных, научных, технических, природных, строительных и иных условий с целью получения готовых и верных решений. С помощью автоматизации и моделирования на электронных машинах последнего поколения можно поддерживать процессы систематизации, накопления, переработки потока информации. Проектирование предполагает аналитическое сравнение готовых вариантов с запрограммированными параметрами и выбором лучшего варианта решения, его технической и графической фиксации, а также в получении необходимого количества проектной документации. Фототелеграфная аппаратура, кинокамеры, голографические аппараты, запоминающие устройства, копировальные центры, пульты управления стали неотъемлемыми частями при создании проектов зданий и офисных помещений. Все эти элементы являются ускоряющими инструментами в работе любого проектировщика.

Особенности архитектурной графики

Она является направлением изобразительного искусства, которое охватывает творческий процесс образов и идей в проектировании с архитектурным дизайном. Осуществляется детальная разработка плана будущего сооружения в чертеже с определенным масштабом. Для этого применяют определенные обозначения пилонов, стен, фундамента, колонн, отметками для расположения дверей и окон. На генеральном плане показано расположение ансамбля сооружений либо отдельного здания на определенной местности с расположением сторон света. Архитекторский чертеж взаимосвязан с математическими расчетами и указаниями реальных размеров создаваемого здания, демонстрирует соотношение его составных частей. В настоящее время предполагается подразделение архитектурной графики на цифровую и классическую. В классической графике применяются в качестве основных инструментов такие предметы, как краски, карандаши, бумага. Цифровая графика невозможна без использования современных вычислительных систем.

Последовательность проектирования

Данный творческий процесс осуществляется в нашей стране по определенным государственным стандартам и нормам в разных отраслях хозяйства. Разработка проектной документации осуществляется на таких стадиях:

  • разработка эскизного проекта;
  • проработка материала;
  • оформление рабочей документации;
  • утверждение готового проекта.

Рассмотрим этапы проектирования. На первом этапе не предполагается согласование материалов с органами исполнительной власти, государственным надзором. Нюансами эскиза профессионалы считают продумывание основных деталей будущего объекта до того, как будет принято окончательное решение по его внедрению в реальное строительство.

С помощью эскизного проекта решают следующие проблемы:

  • градостроительное обоснование расположения на местности нового строительного объекта;
  • демонстрация внутренней планировки и внешнего вида создаваемого объекта;
  • выявление привлекательности проекта с точки зрения инвесторов;
  • определение историко-культурных, градостроительных, санитарно-гигиенических и экологических требований.

Эскизный проект имеет пояснительную записку, с близлежащими территориями, генеральный план, поэтажные планы, транспортные схемы, фасады, разрезы со специальными «прослойками», варианты объемных и цветовых решений фасадов, фотомонтаж, 3D визуализацию.

Особенности проектирования

Данная методика применяется не только в строительной отрасли, но и в организационной структуре управления. Она заключается в выборе оптимального варианта организации на производстве управления, благодаря чему повысится работоспособность персонала, увеличится объем выпускаемой продукции. Риск в управленческом аспекте определяется как уровень неопределенности прогнозирования результата. Он всегда связан с выбором альтернатив и проведением расчетов вероятности получаемого результата по каждой отдельной альтернативе.

Проектирование структур в производственно-хозяйственной организации рассматривается как сложный объект, включающий экономические, административно-организационные, информационные, экономические взаимодействия, поддающиеся непосредственной проработке и рациональному проектированию, а также социально-психологическим связям и характеристикам. Они напрямую связаны с уровнем квалификации и способностями сотрудников, стилем руководства, отношением к своим служебным обязанностям. Особенность проблемы проектирования структуры организационного управления заключается в том, что она не должна быть адекватно представлена в виде задачи формального подбора идеального варианта организационной структуры по сформулированному, математически обоснованному критерию оптимальности. Проблема предполагает сразу несколько критериев, поэтому для ее решения сочетают научные методы современного анализа, моделирования, оценки организационных систем с функционированием руководителя, эксперта и специалиста по подбору и оценке идеальных вариантов организационных решений.

Организационное проектирование предполагает последовательное приближение к модели оптимальной структуры управления, при котором методам проектирования принадлежит вспомогательная роль при оценке, рассмотрении, принятии к внедрению в реальность самых результативных способов организационных решений. Осуществляется проектирование управленческих структур на основе методов, дополняющих друг друга:

  • аналогии;
  • структуризации;
  • экспертно-аналитического подхода;
  • организационного моделирования.

Метод аналогий заключается в использовании механизмов управления и организационных форм, оправдавших себя в компаниях с аналогичными организационными параметрами, а именно целями, размерами, по сравнению с проектируемой организацией. К методике аналогий относят выработку типовых способов управления производственно-хозяйственными организациями. Каковы задачи проектирования? Метод аналогий применяется на основе двух подходов, которые взаимно дополняют друг друга. Первый заключается в выявлении определённых значений и закономерностей изменения основных организаций механизмов управления, которые будут эффективными при определенных исходных условиях. Вторая позиция предполагает совокупность общих решений о взаимоотношениях и характере отдельных звеньев управления и должностей с учетом деятельности организации, направления ее деятельности, а также создание специальных нормативных параметров аппарата управления для организаций такого типа.

Экспертно-аналитический метод предполагает обследование и детальное изучение компании. Для этого привлекаются квалифицированные специалисты, именно от их заключения зависит подбор инструментов для проектирования.

Заключение

Любая деятельность человека тесно связана с применением проектных технологий. Помимо строительной отрасли, проектная методика широко используется в образовательных учреждениях. Индивидуальные предприниматели, начинающие собственное производство, сначала внимательно изучают теоретические основы проектирования, чтобы повысить эффективность компании, минимизировать ненужные расходы, понизить себестоимость выпускаемой продукции. Любое действие, при совершении которого можно разработать новое интересное дело, называют проектной технологией. Министерством образования Российской Федерации были разработаны образовательные стандарты второго поколения, в которых проектные методики являются обязательным условием формирования гармонично развитой личности.