Историк изучает события прошлого, исследует жизнь планеты и человека, важные действия, происшествия на протяжении всей истории человечества, а иногда и до него. Множество разнообразного материала, документов и фактов после исследования систематизируются и складываются в одну хронологическую цепочку, из которой и получают мировую историю.
Деятельность историков очень широка и зависит от места работы. Это могут быть раскопки, исследования, изучение и систематизация архивов и библиотек. Научные работники пишут книги, диссертации, монографии и даже учебники для преподавания в вузах и школах. Учителя преподают. Изучение истории – это взгляд в прошлое, совершаемый каждым человеком чтобы понять свое происхождение, изучить свои корни и главное научиться на ошибках прошлого.
Плюсы
Для начала стоит рассмотреть достоинства профессии, ее привлекательность для маленького ребенка, открывшего книгу с пиратами и сокровищами или абитуриента стоящего перед сложным выбором собственного будущего. Чем же эта сфера может заинтересовать?
Наиболее положительная сторона работы – любовь к своему делу . Историки – это очень интересные люди, они умны, умеют восхитить и затянуть в беседу.
Постоянные исследования, библиотеки, архивы, музеи, изучение материалов и древностей настолько увлекает, что попросту забывается и время и проблемы. Историки не богатые люди, но им многого и не нужно, эта область жизни – их личный рай, а для отличного самочувствия достаточно новой интересной темы, бумаги для очередной монографии и материала для ее изучения.
Начитанность этих людей иногда поражает. А уж тем более специалистов по источникам и литературе – им, наверное, нет равных.
Мест для работы очень много . Для начала это школы, правда иногда через полгода работы, требуется дополнительно окончить педагогический институт. Также можно работать в высших учебных заведениях, но для этого нужна более высокая квалификация. Тут уже намного интересней, институты и университеты открывают перед историками больше дверей.
Человек становится преподавателем, а со временем научным сотрудником, может получить степень кандидата или доктора наук. Тут же нужно упомянуть возможности заграничных командировок, оплачиваемых поездок в научных целях и так далее. Да и студенты более старательно учатся и с ними меньше проблем, чем со школьниками.
Историки также требуются в музеи и мемориальные комплексы. Эта работа более интересна, хотя бы изучением разных исторических памятников, их близким расположением, и возможностью к ним прикоснуться, обсмотреть одним из первых кто вообще их увидит.
Историки, работающие в архивах и музеях, испытывают часто больше неудобств, чем пользы, хотя если это призвание человека, то их оттуда никакими уговорами не вытянешь. Недостатки данной работы в кропотливом труде, умственном и физическом, контакте с большим количеством пыли и грязи, оседающей на коробках, книгах, документах, а также сравнительно низкой зарплате.
Ну и наконец, независимый научный сотрудник есть при каждом музее и университете. Эти люди могут иногда давать лекции, но большую часть времени у них занимают личные исследования, написания научных работ, участие в конференциях отечественных и международных, разных диспутах. Они часто общаются с местными и зарубежными специалистами, иногда совместно работая над какими-нибудь захватывающими исследованиями или написанием научных трудов. В общем жизнь этих людей интересна и многогранна. Они также общаются со многими коллекционерами, влиятельными и знаменитыми людьми.
Труд историка, если он не археолог практически полностью умственный. Мозг никогда не скучает
, а постоянно в поиске нового и запоминании старого.
Различные путешествия – своеобразный бонус. Если не на какие-нибудь раскопки в качестве научного специалиста, то на международные конференции, симпозиумы, командировки, экспедиции. Это, безусловно, одна из наиболее привлекательных сторон профессии, ведь параллельно с делами можно познакомиться с местными традициями, изучить культуру, сделать множество фотографий на память и завести немало полезных знакомств.
Минусы
Минусов в этой профессии столько же, сколько и плюсов и перед окончательным вобором их нужно как следует взвесить.
- «Историк – это не профессия, а история – это не наука» к сожалению, с таким общественным мнением придется считаться и мириться, так как всех не переспоришь. Есть люди, уверенные в обратном, но уже на первом курсе института или университета будущих специалистов готовят к тому, чтобы уметь доказать и обосновать научную сторону истории, и ее важность. Так же как и постоять за саму профессию, ведь быть историком не так просто, как многим может показаться.
- Зарплата тут, как правило, ниже желаемого, по этой причине она и стоит в минусах. Однако если рассмотреть каждую сферу работы историка в отдельности то можно заметить, что деятельность в музее и в школе совершенно по-разному оплачиваются и в первом случае выгоды в материальном плане куда больше. Так что это не однозначный минус, и часто профессия неплохо оплачивается. На оклад также сильно влияет звание историка, например, доктора наук, получают больше учителей.
- Как ни странно эту специальность часто выбирают по причине легкости в университетах и институтах. Абитуриенты порой уверенны в том, что это простая профессия и на нее легко выучиться, но это заблуждение. Изучать историю достаточно сложно. Пусть тут и нет трудных правил письма или математических формул, но масса научных терминов и дат обеспечат бессонные ночи на протяжении всего обучения. Кроме того во время учебы студент полностью окунается в научную жизнь, это не только написание контрольных, если человек действительно стремится стать профессионалом, он должен исследовать свои темы, изучать их, а не списывать с учебника готовый материал.
- Усидчивость, терпение, готовность к кропотливому и рутинному труду – это лишь минимальные качества, которыми должен владеть историк. Постоянная отчетность требует от этих людей умения быстро, но красиво писать, «дружить» с компьютером, учебниками, книгами и историческими источниками. Чтобы найти действительно интересный, новый материал историкам приходится дни напролет убивать в библиотеках и архивах, где часто настолько пыльно, что заставляют работать в респираторных масках.
- Несмотря на кажущуюся обособленность каждого исследователя для полноценной работы научные сотрудники должны уметь общаться с людьми, влиятельными и богатыми. Ведь это не только доступ к частным коллекциям, но и возможность заполучить спонсора для будущего исследования.
- К неоспоримым недостаткам профессии нужно также отнести минимум физического труда. А человеку он необходим как воздух и еда.
Выводы
Профессия историка увлекательная и загадочная – это удивительные исследования, открытия нового, сакрального, тайн и загадок мира. Но, несмотря на всю привлекательность недостатков тут также хватает. Человечество больше думает о будущем нежели, о прошлом, что сказывается и на окладе и на отношении. Многие считают эту профессию престижной, а другие не замечают вовсе. Со всем этим нужно уметь жить и мириться, оспаривать и отстаивать, чтобы быть хорошим специалистом и профессионалом своего дела.
- Историк веков
- Историк персоналий
- Историк современности
- Преподаватель истории
- Историк-реконструктор
Заработная плата
- от 20 000 ₽ Начинающий специалист
- до 40 000 ₽ Ведущий специалист
График работы и характер труда
- Подвижный график
-
Удаленная работа
Офисная работа
Что делает историк
- Исследование событий в истории человечества
- изучение отдельных фактов и событий и их влияние на ход истории
- Прогнозирование будущих событий
- Публикация результатов исследований в научно-публицистической литературе, прессе
- Поиск исторических фактов под персональных запросы (история рода, персоны, зданий, городских пространств)
Какими качествами должен обладать историк
- Любовь к старым вещам и книгам
- Умение искать информацию и сопоставлять факты
- Хорошая память на даты, факты, имена и события
- Усидчивость, готовность к рутинной работе
Книги для саморазвития
Джеймс Джордж Фрэзер "Золотая ветвь"
Посвятив жизнь изучению фольклористики и истории религии, Дж. Фрэзер собрал огромный фактический материал, позволивший ему с помощью сравнительно-исторического метода показать связь между современными религиями и первобытными верованиями, выявить земные истоки религиозного миропонимания. Эта книга откроет начинающему историку мир загадочной древности.
Доминик Бартелеми "Рыцарство. От древней Германии до Франции XII века"
Книга о рыцарстве Доминика Бартелеми мало похожа на традиционные исследования этого феномена средневековой Европы и охватывает период. Французский историк рассматривает рыцарство не только как специфическую военную касту, появившуюся в условиях политических изменений в X-XI веках, но как явление культуры, оказавшее определяющее воздействие на становление цивилизации западноевропейского средневековья.
Карло Гинзбург "Сыр и черви. Картина мира одного мельника, жившего в XVI в."
Известный итальянский историк, один из основателей "микроистории"; реконструирует биографию и духовный мир "диссидента"; XVI века - фриульского мельника, осмелившегося в эпоху жесткого идеологического диктата выступить со своим мнением по всем кардинальным вопросам бытия.
Историк — специалист по сбору и интерпретации исторической информации. Работа связана с исследованиями и анализом архивных материалов.
Заработная плата
25.000–40.000 руб. (rabota.yandex.ru)
Место работы
Историки востребованы на исторических кафедрах в вузах, музеях, архивах, научных центрах.
Обязанности
Как правило, работа историка заключается в следующем:
- исследование событий в жизни человечества;
- изучение отдельных фактов и их влияние на ход исторических событий;
- прогнозирование будущих событий на основании опыта наших предков;
- освещение результатов исследований в научно-публицистической литературе, прессе;
- проведение научных экспериментов;
- участие в археологических раскопках;
- совершенствование современных научных методик.
Важные качества
Профессия историка требует, прежде всего, склонности к гуманитарным наукам, хорошей памяти на даты и факты, интереса к истории. В работе поможет аналитический ум, усидчивость, готовность к монотонной работе.
Отзывы о профессии
«Историк, сознательно умалчивающий о событиях, совершает не меньший обман, чем тот, кто сочиняет никогда не происходившее…» Аммиан Марцеллин
«Историк, изучающий прошлое, может приблизиться к объективности, только если он приближается к пониманию прошлого…» Эдвард Карр
«История — свидетельница времён, свет истины, жизнь памяти, вестница старины…» Цицерон
Стереотипы, юмор
Историки и сама по себе наука часто является темой для споров и дискуссий. Главный стереотип заключается в том, что подмена исторических фактов — это способ повлиять на ход событий в будущем. Как говорят, «между историками и историками идёт непримиримая борьба за историю».
Обучение
Специальность историка требуется высшего профильного образования (Санкт-Петербургский государственный университет). Однако для глубокого понимания предмета требуется знания географии, экономики, иностранных языков, философии, религий и т. д.
Гуманитарные вузы в Москве: Московский педагогический государственный университет, Институт гуманитарного образования и информационных технологий, Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова.
Тут речь пойдет, конечно, не об абстрактном историке, а о конкретном человеке, исследователе, точнее о том, как я представляю себе историка, его предназначение, значение, функции, инструментарий и рабочее место.
Как-то всего очень много получилось. Начнем по порядку, и постараемся сделать поменьше букаф и побольше картинок, чтобы было приятно читать:)
Как и когда я стал историком?
Вспоминаю один случай из своего детства, мне было лет 12, на уроке истории учитель рассказал о святителе Филиппе Колычеве и о том, как он был убит Малютой Скуратовым в Тверском монастыре.
Рассказ был в детективных подробностях: «Малюта подошел к митрополиту и попросил благословения, святитель призвал его не кощунствовать, а делать то, зачем пришел. Тогда Малюта взял подушку и задушил преподобного, позвал монахов и сказал, что Филипп угорел в своей келье. Через несколько часов святитель был похоронен а Малюта Скуратов вернулся к Иоанну Грозному, шедшему с войском на Новгород».
Я поднял руку: «Скажите, раз в келье были только двое, откуда мы знаем подробности беседы?»
Учитель был поставлен в тупик таким вопросом. Ведь ясно как день, что Малюта Скуратов никаких мемуаров не писал, «жучков» в келье не было, да и быть не могло. Если факт убийства оспаривать трудно (приезд известного опричника, неожиданная смерть святого, неприязнь к нему Иоанна Грозного, тут же произведенное погребение), то сам разговор был явно выдуман позднее. И этот факт (я не хвалюсь вовсе) мною был замечен. Тогда я еще не знал, что такое внутренняя и внешняя критика источника, как ею пользоваться (да и сейчас представляю лишь в общих чертах), чем достоверные источники отличаются от недостоверных, и почему вторые, ИМХО, также ценны, как и первые.
Итак, историк, по моему скромному мнению, это исследователь, который должен отделить пшеницу от плевел, а если это не возможно, то хотя бы попытаться. Главное, не забыть перед Уходом прикрепить к своей работе ярлык, типа: "Покрашено", или "Не разобрано", или, "Ждет своего критика".
Историк - это кирпич, он видит кирпичную стену (историческую науку), берет стремянку, лезет на самый верх, укладывается поудобнее, и обильно смазывает себя цементом. Цемент не успевает просохнуть - следующий кирпич уже на подходе. Иногда, бывают кирпичи покрупнее, они необязательно ползут наверх, а часто предпочитают лечь где-то рядом со стенкой. Есть третий вид кирпичей, чаще всего они передвигаются группами, правда их появление - большая редкость. Они разбивают добрую часть стены, занимая собой целую секцию. Правда, подобное уродство мало кого устраивает, поэтому спустя какое-то время прежнюю стенку восстанавливают, а эту группу наглецов скидывают в одну, никому не нужную, кучу.
Метафора может кому-то не понравиться, но поверьте, я действительно так себе все это представляю.
Если с предназначением историка вопросов не возникает, идем дальше. Значение историка. ЗНАЧЕНИЕ... ЗНАЧЕНИЕ...
Как бы выразиться красиво, и в то же время, не слишком длинно и банально.
Полагаю, что история – это форма коллективной памяти общества. Представьте себе, что произойдет с человеком в большом городе, если он вдруг потеряет память (полностью или частично). Наверное – ничего хорошего. Нечто подобное произойдет и с обществом. Это если кратко, а так тут можно не одну книгу написать...
Функции историка широки. Очень широки.
Историк - учитель. Преподает подрастающему поколению уроки из нашего "Славного и не очень" прошлого, формирует из индивида - личность (иногда не получается...)
Историк - политик. Все эти договоры, пакты, соглашения, сговоры и перемирия. В голове историка укладываются очень комфортно и всегда готовы к использованию.
Историк - экскурсовод. Кто, как ни он, интересно, в захватывающих подробностях, о которых не знали даже современники, расскажет туристам о знаменитой битве или великой личности.
Историк - ... Впрочем, это список Вы лучше сами продолжите.
Об инструментарии, наверное, говорить не надо, лично я использую только руки и голову... шутка. Если серьезно, то историк не мыслим без источника (это материал историка), к которому он применяет определенные методы. Самый любимый - анализ. Синтез любят меньше (наверное, потому собрать что-то гораздо труднее, чем разобрать). Кстати, голова - это, действительно, самый главный инструмент историка, впрочем как и представителей многих других профессий.
Еще я очень люблю дифференцировать. Не знаю почему, но однокурсники надо мной в связи с этим подшучивали...
Стандартный вариант для всех, получивших высшее образование – идти в ученые. Но подходящий не каждому: во-первых, нужно желание и умение заниматься научной работой, а во-вторых, светлый мир науки по части грызни за место под солнцем может дать фору любому театральному террариуму. Но если вы готовы к трудностям и жаждете учиться и учить – почему бы нет?
Однако здесь есть очень любопытная палка о двух концах, касающаяся выбора научной специализации. Большинство историков ещё со студенчества разрабатывают близкие в географическом аспекте темы – родная страна, а еще лучше, регион, а то и даже город. В этом есть железная логика: литература на русском языке, доступность источников, возможность выезда «в поля», родственность менталитетов. Но – увы – очень невыгодно с точки зрения зарубежных стажировок: ну кому в той же Сорбонне будет интересно, например, исследование о семейном положении членов казачьих отрядов во время похода Ермака? А вот работу о геноциде «адских колонн» во время Вандейского мятежа французские университеты оторвут с руками и с автором – только кто осмелится взяться за такой труд, обитая, к примеру, в Новосибирске? Потребуются фундаментальное изучение языка, запрос на доступ к источникам, погружение в социокультурные особенности времени и страны… Не каждый выдержит такое.
Зарплаты ученых-историков сильно не отличаются от средней у гуманитариев. Защищенные кандидатские и докторские гарантируют от 20 до 50 тысяч рублей, но не стоит забывать о , которые очень популярны в последнее время. Правда, в случае с грантами, всё опять упирается в тематику научных работ – есть направления, по которым конференции и грантовые конкурсы проводятся чуть ли не каждые полгода, а есть и те, что уже лет десять как поросли плесенью.
Преподаватель в вузе
Вариант для тех, кто не хочет покидать alma mater, но при этом не видит себя профессором или ректором вуза. Хотя и совершенно зря. Зарплата у неостепененных преподавателей так себе, а вот за корочки, удостоверения о повышении квалификации, дополнительную нагрузку и административный статус можно получать уже очень и очень неплохо.
В идеале можно выбрать себе курс по душе. А если по душе не получается (например, часы уже заняты, и приходится читать то, что дали), то всегда можно создать спецкурс по любимой теме – заодно и придут те студенты, которым это действительно интересно, а не потому, что зачет сдавать.
Если не озаботиться защитой диссертации, то больше 5-10 тысяч рублей не получить (а то и меньше, потому что сотрудников без степени на полную ставку стараются не брать), диссертация увеличит эту сумму до 20-40 тысяч, а если присовокупить руководство кафедрой или замдеканство, то можно рассчитывать и на 50-80 тысяч рублей.
Учитель в школе
Всем, кто думает, что этот вариант самый простой и легкий – читать детям краткое изложение того, чему пять лет учился, да еще и с подмогой-учебником? – советую подумать ещё раз десять. А потом еще десять раз переподумать. Во-первых, мест для выпускников-историков в школах не так уж и много, и большинство из них прочно заняты уже лет двадцать. И как вы считаете, кому отдадут предпочтение – молодому да зеленому или опытному и тертому? Во-вторых, далеко не всё, что изучали в университете, стоит рассказывать детям. Хоть вы и являетесь поклонником опричнины или исследовали особенности новой хронологии Фоменко, но в школе это не только никому не нужно, а категорически противопоказано. От вас потребуется лишь подготовить детей к экзаменам, которые проводятся по четкой школьной программе – так что будьте добры заинтересовывать их исключительно в ее рамках, не вдаваясь в политические рассуждения и не смакуя натурализм.
Здесь провинциального учителя ждет зарплата в 10-15 тысяч рублей, столичного – 25-35, тот же, кому повезет попасть в частную гимназию или лицей, может получать и 40-50 тысяч.
Сотрудник музея
Здесь придется, во-первых, выдержать жестокую конкуренцию со стороны музеологов и культурологов, во-вторых, обнаружить, что полученные знания подходят не везде – и в итоге параллельно с работой перелопачивать горы новой информации. Облегчить этот тернистый путь можно, если обратить внимание на такие музеи, как краеведческий («голодные игры» с конкурирующими выпускниками будут обязательно, слишком уж лакомый кусок, но оно того стоит), городского быта, воинской славы и прочие историко-ориентированные. Не стоит рассчитывать на картинные галереи, музеи современного искусства, литературные, естественно-научные и подобные им. Даже если и сможете туда попасть, вам вряд ли удастся развернуться в полную силу и применить усвоенные знания.
Сразу хорошую должность вы не получите, так что стоит рассчитывать на экскурсовода (8-13 тысяч рублей), методиста (15-25 тысяч) или менеджера и сценариста проектов, где можно использовать свои знания в области истории повседневности – устраивать тематические чаепития или балы (15-30 тысяч). Потом можете дорасти или до хранителя фондов (требуется опыт работы в музее, 20-40 тысяч рублей), а то и до самого директора (30-70 тысяч рублей)! Зарплата зависит от окупаемости музея и его статуса.
Археолог
Лавры Индианы Джонса вам не светят, не обольщайтесь. Во-первых, судя по методам, тот больше смахивает на «черного копателя», а во-вторых, в Индии и Египте свои археологи найдутся. Вас же ждет изучение местных захоронений или исследование остатков материальной культуры максимум в соседней области. Это тоже интересно и даже напоминает детективное расследование – но о грудах золотых украшений и мистических свитках придётся забыть. Зато – вспомнить о физической форме (махать лопатой на солнцепеке – та еще нагрузка на организм), коммуникабельности (это только в кино археологические экспедиции состоят на 99% из закадычных друзей и на 1% из алчного и жаждущего власти интригана, на самом же деле подбираются совершенно разные люди) и умении ориентироваться в сложных ситуациях (внезапно пошел ливень, свежий раскоп в опасности, а брезентовый тент никак не найти – будете закрывать грудью или быстро-быстро махать руками?).
Владелец клуба исторической реконструкции, исторического танца, салона антиквариата
Неплохой вариант для тех, кто чувствует в себе бизнес-жилку. В крайнем случае, можно скооперироваться с товарищем, у которого эта самая жилка есть. От вас понадобятся знания (а может быть, и умения, чтобы сэкономить на дизайнере и отделочниках), чтобы создать аутентичную атмосферу, а потом её поддерживать. Проведение тематических мероприятий, чтение лекций, мастер-классы, например, по украшению краснофигурных и чернофигурных ваз или ковке кольчуги – все это будет выгодно отличать клуб или салон от десятка подобных.
По поводу зарплаты тут сказать нечего – как потопаешь, так и полопаешь.
Консультант
Здесь много вариантов и, самое главное, возможностей. Историк может стать консультантом на кино- или телестудии, в издательстве, игровой индустрии, рекламном агентстве. Особенно, учитывая, как в последнее время популярны исторические или псевдоисторические сериалы и РПГ, а также книги о попаданцах.
Но, как и в случае с ученым, многое зависит от сферы научных интересов. Например, спросом всегда будут пользоваться специалисты по Великой Отечественной и чуть меньше – по Второй Мировой в целом. Вряд ли нарасхват окажутся исследователи палеолита или раннехристианской Византии. А далее всё зависит от сиюминутной моды, хотя спрос на эпоху «хруста французской булки», кажется, не стихает уже третий год. Чем более популярна и даже «попсова» тематика, тем больше шансов, что вы пригодитесь.
Даже если у вас нет литературного дара, вы можете попытать счастья в писательстве. Во-первых, исторический научпоп всегда пользовался спросом – достаточно вспомнить известные серии по культуре повседневности и беллетризованные биографии исторических личностей (да и великую ЖЗЛ). Это можно сравнить с написанием диплома – только более живым языком и не особо заботясь о цитировании источников.
Во-вторых, в массовый проект, умеющий внятно описывать исторические реалии, выгоднее для «рабовладельца», чем самостоятельное перелопачивание сомнительных интернет-источников. Легче отредактировать корявый, но исторически верный текст, чем изучать материал, который больше никогда не понадобится.
Поисковик
Это те ребята, благодаря которым в новостях появляются сообщения: «Еще один солдат Великой Отечественной вернулся домой». Тяжелая, чаще всего на чистом энтузиазме, время- и силозатратная (многие поисковики совмещают с основной деятельностью), но очень благородная работа. Требования по физподготовке, коммуникабельности и быстроте реакции – такие же, как к археологу. Но есть еще что-то неуловимое – то ли моральная чистоплотность (не превратиться в «черного археолога»), то ли глубокое уважение ребят к тем, кого они ищут (и не погоня за наградами, грамотами и премиями), в общем что-то, что делает скромных поисковиков настоящими современными героями.
Специализация на истории ХХ века (особенно политической) – верный способ завести себе полезные знакомства в политической сфере и, чем черт не шутит, туда же и податься. В любом случае, хороший историк разбирается в причинах политических и социальных конфликтов и может просчитать варианты развития общества, основываясь на исторических прецедентах и поправке на изменение менталитета.
При использовании материалов сайта сайт указание автора и активная ссылка на сайт обязательны!