Простые цирковые трюки для малышей. Как обучить собаку цирковым трюкам

Любые команды, которые не входят в курс общей дрессировки или другие, профессиональные комплексы, принято называть трюками. Считается, что собака способна запомнить до 250 слов. На практике, доказано, что «словарный запас» питомца реально« растянуть» до 1000 и более слов. Естественно, определенная часть словарного арсенала отведена на описание повседневных дел и освоение команд. Если оставшийся потенциал направить в нужно русло, питомец вполне способен стать артистом с широким набором умений. Чтобы научить разным собаку трюкам важны только 2 фактора – позитивный настрой тренера и желание питомца.

Практически все трюки требуют от собаки концентрации, значит, обучение начинается не ранее 4-месячного возраста. Высшей возрастной планки не существует, если собака активна, любит гулять и проводить время с хозяином, значит может и обучаться. Далее, немного о стереотипах, считается что определенные породы собак не способны выполнять трюки, да и в дрессировке с ними приходится сложно. На деле, любого питомца можно обучить разнообразным навыкам, но хочет ли этого сама собака?

Если вы сейчас приободрились, а в голове пронеслась фраза: «Не хочет – заставим» – умерьте амбиции. Трюкачество – это игра, его основы лежат в мотивации и позитивных методах дрессуры, без применения наказаний или грубого давления. Правильный путь – это работа над взаимоотношениями, питомец должен стремиться порадовать вас. Всегда помните с какой целью вы заводили собаку, ведь некоторые служебные породы не признают игр «генетическом уровне».

Важно! Питомцы с меланхолическим и флегматическим характером предпочтут лежать у ног хозяина, чем кувыркаться и прыгать через кольцо – уважайте потребности своего питомца!

Далее, рассмотрим каким трюкам можно научить собаку на начальном этапе. Помните, что трюкачество – это парная работа, которая должна приносить обоюдное удовольствие. Выбирайте упражнения, опираясь на уже имеющиеся навыки. Не форсируйте события и изначально приучайте питомца работать в любых условиях – на улице, дома, в гостях.

Читайте также: Собаки в религии: православие, ислам, буддизм, зороастризм

Поцелуйчик

Самый простой, хоть и «слюнявый» трюк – это «Целуй» или «Поцелуй маму». Дайте собаке обнюхать лакомство. Усадите животное фронтально (перед собой), одной ногой наступите на поводок, чтобы питомец не мог сделать резкий рывок. Подайте команду «Целуй», зажмите вкусняшку губами и наклонитесь к собаке. Будьте осторожны и сдерживайте питомца поводком, вам нужно, чтобы собака аккуратно взяла лакомство, а не схватила его зубами. Отрабатывая навык, позвольте животному становиться лапами вам на грудь.

Кружись

Держим лакомство у носа питомца и описываем им круги в воздухе. Траектория движения руки должна позволять питомцу свободно разворачиваться. На начальном уровне, собаку обучают вертеться в обе стороны, направление движения указывается жестом свободной руки. После 3–4 занятий, амплитуду кручения сужают, чтобы питомец вертелся в пределах зоны в 1–1,5 метров.

Зайка, Служи

Усаживаем собаку, придерживая за поводок. Подносим лакомство к носу и поднимаем его вертикально вверх. Дразним питомца, пока он не оторвет от земли передние лапы. Как только цель достигнута – подаем команду и отдаем лакомство. В прогрессе, вы сможете обучить собаку занимать вертикальное положение сидя или стоя на задних лапах. Следующий шаг – это хождение и прыжки на двух ногах вперед и назад.

В зависимости от положения лап, выполнение сопровождается:

  • Командой «Зайка» – если собака держит лапы над головой как ушки зайчика.
  • Командой «Служи» – если животное скрещивает или складывает лапы «ладонями» внутрь.

Читайте также: К чему снится щенок женщине: толкование по сонникам

Поклон

Положение тела, которое питомцы часто принимают самостоятельно, потягиваясь или играя с сородичами. Собака, выполнившая команду, стоит на задних лапах и лежит на передних. Стартовая позиция – у левой ноги. Наступаем левой ногой на поводок, правой рукой отводим лакомства от носа, вперед и вниз. Провоцируем питомца лечь, не подавая команды «Лежать». Как только подопечный начнет вытягивать передние лапы, просовываем левую руку под животом, сдерживая рефлекторное движение вперед, подаем команду «Поклон». На начальном этапе, даже небольшой наклон корпуса собаки, считается успешным выполнением команды.

Змейка

Усаживаем собаку рядом с левой ногой. Делаем широкий шаг с выпадом, произносим «Змейка», просовываем руку с лакомством под колено и маним питомца. Собака должна пройти под вами по диагонали. По такому же алгоритму делаем второй шаг и заканчиваем упражнение. Обучайте собаку постепенно добавляя по 2 шага. В итоге собака двигается по извилистой траектории, пробегая под вашими ногами.

Назад

Усадите собаку между широко расставленных ног и продемонстрируйте лакомство. Отманивайте собаку назад, пока она не начнет пятиться. Опережая выполнение, прыгаем вперед и смыкаем ноги и подаем команду «Назад», показывая питомцу, что именно от него требуется. Когда собака поймет, что ей нужно «протиснуться» между ногами, так, чтобы ее нос оказался за вашими коленями, можно увеличивать стратовое расстояние между вами и питомцем.

Каждый владелец собаки хотел бы научить ее каким–нибудь командам. В этом ответственном деле важны дисциплина, сосредоточенность и немного свободного времени. Научить собаку командам не так сложно, как кажется на первый взгляд. Узнать, как научить собаку разным командам можно на сайте Dogtricks.ru .

Что нужно знать

Прежде всего, для хорошего начала необходимо наладить отношения с собакой, ведь от хорошего контакта зависит то, будет ли собака слушаться вашего голоса. Необходимо начать с самых простых команд ОКД. ОКД - это трюки типа «сидеть», «лежать», «апорт», «ко мне», «фу» и т.д. Эти команды дисциплинируют собаку и помогают лучше слушаться вашего голоса.

Какие трюкам можно обучить пса

Помимо трюков ОКД существуют также так называемые цирковые трюки. Они могут быть чисто цирковые, например змейка. Или кульбит, так и с элементами ОКД в усложненном виде. Вот перечень самых известных цирковых трюков:

  • Прощание - собака поднимает лапу.
  • Стыдно - собака прикрывает морду лапой.
  • Назад - собака отходит на шаг от хозяина.
  • Рой - собака по команде начинает рыть яму.
  • Медленному танцу можно научить только крупного пса, поскольку его лапы должны быть у вас на плечах. В этом трюке вы делаете несколько шагов с псом.
  • Дай пять - пес по команде дает кладет лапу вам на ладонь.
  • Восьмерка - собака по команде делает восьмерку вокруг ваших ног.
  • Оф - пес из положения сидя должен встать с одновременно поднятыми лапами и прямой спиной.
  • Игра в мяч - при броске в собаку мяча, он отбивает его обратно к вам носом.
  • Поклон – собака наклоняется вниз и прикасается лбом до земли.
  • Испанский шаг - поочередно собака поднимает передние лапы и понемногу движется вперед.
  • Умри – по команде собака падает на бок и на некоторое время замирает.
  • Ладушки - собака поочередно дает передние лапы, прикасаясь к ладони хозяина.

Кроме всего перечисленного собаку можно научить прыжкам через ногу, обруч, кольцо, прыгать на руки, ловить кольца или диски, сама подкинуть и поймать вкусность. Если вы действительно любите своего пса и не жалеете на него времени, то вы можете обучить его практически любым трюкам и удивить своих друзей и знакомых.

Сегодня мы продолжим серию статей на тему дрессировки, и поговорим о несложных трюковых элементах, которым можно без труда обучить вашего питомца. Теперь вы и гостей сможете удивить, и перед друзьями похвастаться необыкновенным умом и ловкостью… собачки.

Абсолютно все декоративные породы поддаются дрессировке, разница только во времени, которое придется потратить на окончательное закрепление элемента. Если у вас , карликовый пудель или такса - считайте, что вам особенно повезло, ваш ученик все будет схватывать на лету. Но и остальные малышы сторицей вознаградят за потраченное на уроки время. Впрочем, время, проведенное вместе с любимым питомцем, уже прошло не зря…

Дай лапу

Всем известное действие, иногда его называют "Здравствуй", или "Привет". Это – простейшая, базовая команда для большинства трюков, с которой следует начать прежде всего.

Сажаем собаку напротив, произносим команду, и мягко, но настойчиво берём рукой её лапку, одновременно поощряя собаку голосом. Зафиксируйте ненадолго лапу в руке и подкрепите это положение лакомством. Несколько повторений, и действие закрепится в памяти. Как только собака начала уверенно протягивать одну лапу по команде, можно приступать ко второму трюку.

Это действие могут выполнить все, даже такие традиционно трудно дрессируемые породы, как , пекинес и .

Дай другую лапу

Алгоритм действий такой же, как и в предыдущем уроке. Подаём команду и протягиваем руку. Наш ученик поступает как обычно. Но мы игнорируем "обычную" лапу и не отдаём , повторяя приказ, пока он не догадается протянуть нам другую. Если этого долго не происходит, можно помочь, мягко приподняв нужную конечность.

Очень скоро последовательность будет освоена.

Угадай руку!

После надежного усвоения предыдущих уроков, можно научить указывать на вашу руку, в которой зажат предмет или лакомство. Этот трюк всегда нравится зрителям.

Так же, как и на более ранних шагах, продемонстрируйте неплотно зажатый кулак с чем-то вкусным на уровне груди собаки и спросите четко: "В какой руке" с той же интонацией, как говорите "Дай лапу". Как правило, собака быстро соображает: нужно положить лапу на сжатый кулак. Сразу после этого открывайте ладонь и позвольте съесть кусочек.

Эта такса быстро поняла, что от нее требуется.

Повторите упражнение, протянув обе руки, глазами показывая на кулак с лакомством. Поначалу возможны ошибки, но потом по выражению ваших глаз собака сможет четко угадывать нужную руку.

Теперь поговорим о цирковом трюке "Зайка"

Ещё один несложный трюк – "Кувырок"

Лежащая на полу собачка по команде дрессировщика переворачивается через спину и опять занимает положение лёжа.

Принимаем исходное положение. При помощи вкусняшки отводим голову в сторону-назад, побуждая перевернуться сначала на бок, а потом на спину. Произносите команду "Кувырок" весело и уверенно. Мягко помогите собаке сделать полный оборот, направляя рукой. Поощряйте только за полный переворот.

Постепенно сокращайте своё участие, побуждая самостоятельно выполнять упражнение.

Когда будет уверенно делаться полный оборот, можно приступить к отработке нескольких переворотов подряд.

Обратите внимание на то, что кувырки нужно отрабатывать как в одну, так и в другую сторону, тогда выступление будет смотреться более эффектно.

Хождение на задних лапах

Маленькие породы увереннее больших держат равновесие благодаря более низкому центру тяжести.

Поднимите лакомство так, чтобы собака не могла до него дотянуться, и подзадоривайте взять кусочек. Скомандуйте весело "Ап". Как только она подпрыгнет, дайте ей ухватить кусочек, при этом сразу не выпускайте его: важно добиться вертикального положения как можно дольше.

Потом можно передвигать кусочек так, чтобы собака была вынуждена двигаться за ним в вертикальном положении. Первое время помогайте ей, поддерживая за переднюю лапу или ошейник.

Постепенно уменьшаем своё участие и увеличиваем дистанцию, не забывая подбадривать и хвалить своего питомца.

Вместо лакомства можно использовать любимую игрушку.

Видео более сложных трюков

Знакомьтесь, это - Чип, и джек рассел терьрера. Хозяин научил Чипа множеству довольно сложных элементов:

В процессе обучения использовалось только положительное подкрепление (оно описано в этой статье) и кликер. Просто молодцы!

Собака, которая легко исполняет различные цирковые трюки, вызывает восторг и умиление. Многие думают, что научить собаку этим трюкам просто и вся цирковая дрессировка - это весёлая игра, в которую хозяин играет со своей собакой. Со стороны это так и выглядит, но на деле, чтобы обучить собаку различным цирковым трюкам уходят многочисленные часы усердных тренировок. При этом важно, чтобы у хозяина было огромное желание показать, на что способен его питомец.

Отличительной особенностью цирковой дрессировки является то, что здесь преобладает метод поощрения собаки лакомством и добрым словом. Однако если раньше собаку учили как-то иначе, это непременно отразиться на её работе во время обучения цирковым трюкам. Собака, которая обучена правильно, будет выполнять трюки по первой команде дрессировщика, следить за ним и ждать очередной команды. Несложно опознать и неумелую дрессировку. Если во время выступления собака работает вяло, трюки выполняет только после многократного повторения команды, то знайте - дрессировка собаки проходила не на должном уровне.

Что же нужно, чтобы обучить собаку цирковым трюкам так, как положено? На самом деле, не так уж и много: наличие контакте между собакой и дрессировщиком, знание собакой основных команд ОКД (общий курс дрессировки), знание хозяином основ дрессировки, наличие желания и, конечно же, свободного времени. Что касается возраста, с которого следует дрессировать собаку, то тут работает принцип «чем раньше, тем лучше». Сегодня вы принесли щенка домой, а уже завтра можно начинать заниматься его дрессировкой. Например, если вашей собаке полтора месяца, то к трём месяцам вы можете обучить ёе минимум 6 командам: «лежать», «сидеть», «фу», «гуляй», «ко мне» и «апорт». Затем стоит добавить другие команды из ОКД: «рядом», «стоять», «место», «барьер», «вперёд». В цирковой дрессировке ни одна из этих команд не будет лишней. Многие считают, что занятия отнимают много времени, но главное в занятиях - не продолжительность, а регулярность. Ежедневных двадцатиминутных занятий будет вполне достаточно, чтобы научить собаку выполнять простые (домашние) трюки. Однако если вы хотите принимать участие в соревнованиях по цирковой дрессировке, то продолжительность занятий придётся увеличить - примерно по часу в день на протяжении пары месяцев. В Москве и Подмосковье соревнования по цирковой дрессировке проводят клубы «Дружок», «Рус-Олимпус» и «Мой друг» (г. Мытищи).

Какие трюки выбирать - чисто цирковые или с элементами ОКД - выбирать вам. К чисто цирковым трюкам относятся «кульбит», «змейка», поклон, испанский шаг и команда «Оф!» (собака из положения сидя должна одновременно поднять передние лапы и так замереть, при этом спина у собаки должна быть прямой). Трюки с элементами ОКД в усложнённом виде могут быть такими: «апорт» и «место» с повязкой на глазах, апортировка съедобного и горящего предмета, движение задом наперёд рядом с дрессировщиком.

Давайте более подробно поговорим о некоторых трюках. Вы можете научить собаку игре в мяч. Для этого понадобится воздушный шарик или лёгкий надувной мяч. Собаку сажают и бросают мяч на нос. Как только собака начнёт делать ответное движение (толчок носом), следует наградить её лакомством. Так необходимо делать до тех пор, пока собака сама не начнёт отбивать мяч носом с небольшого расстояния. Другой номер выполняют все цирковые животные без исключения, этот номер - поклон. Для собаки по технике подходит «медвежий» вид исполнения. Такой поклон смотрится гораздо эффектнее, чем, например «лошадиный» поклон. Выполняется поклон из положения стоя. Собака следует за рукой с лакомством, наклоняет к земле голову. Затем руку следует отвести немного назад, так, чтобы собака коснулась земли лбом. После того, как собака задержится в таком положении, ей следует дать лакомство. «Испанский шаг» является чисто «лошадиным» номером, однако собаку можно научить его исполнять. Этот номер выполняется из положения стоя. Собака поочерёдно поднимает передние лапы и продвигается вперёд при каждом шаге. Перед тем как обучать собаку этому трюку, необходимо, чтобы она умела давать левую и правую лапы на месте. Затем дрессировщик встаёт перед собакой, показывая зажатое в руке лакомство. Собака хочет получить лакомство, касается лапой руки и тут же получает желаемое. Дрессировщик при этом делает шаг назад и просит у собаки другую лапу.

Любую собаку можно научить следующим трюкам: «умри» - собака из положения лёжа заваливается на бок и замирает; «ладушки» - из положения сидя, собака поочерёдно подаёт передние лапы, касаясь ладоней рук подушечками лап, а затем даёт сразу две лапы; «восьмёрка» и «змейка» - выполняя эти трюки собака обходит ноги хозяина, двигаясь «восьмёркой» на месте) либо «змейкой» (на ходу). Также собаку можно научить прыжкамчерез ногу, в обруч и в кольцо из рук, на руки; собака может ловить кольца на шею, может подкинуть и поймать кусочек лакомства, положенный ей на нос и многое другое.

Если вам не жалко времени, вы любите свою собаку и хотите слышать аплодисменты (собакам, кстати, это тоже нравится), не ограничивайтесь только занятиями по ЗКС и ОКД. Любая собака может гораздо больше, чем многие думают. К тому же, любая дрессировка делает взаимоотношения между собакой и хозяином на порядок лучше. Если вы всё-таки решили заняться с собакой цирковой дрессировкой, помните, что добиться успеха вам помогут приведённые выше рекомендации, а также терпение и труд.

АППАРАТ (лат. apparatus - оборудование, снаряжение).
1. Специальные механические конструкции, включающие в себя систему электролебедок и моторов. Эти конструкции подвешиваются под куполом или устанавливаются на (за манежем) и предназначаются для усиления зрелищного эффекта выступления артистов. Достигается это за счет технических особенностей аппарата: вращающихся, поднимающихся, раскачивающихся, спускающихся и тому подобных конструкций.
2. Сочетание нескольких снарядов, используемых в одном . Например, аппарат воздушного полета состоит из мостиков, , , ловиторки.

АППОРТИРОВКА - (франц. apporter - приносить, привозить). Разновидность конной , демонстрируемой обычно одной лошадью, которая исполняет различные своеобразные сценки шуточного характера. Например, приносит дрессировщику в зубах заданные ей предметы, спрятанные в (платочки, цветок и др.) или в специальных ящичках, лежащих на барьере , а также исполняет маленькие : "лошадь в кровати", "лошадь в ресторане" и др.

АРАПНИК - (польск.). Длинный хлыст на коротком кнутовище. Арапник применяется в джигитовке и в с хищными и крупными животными, т.к. громкое щелкание кончиком арапника побуждает лошадь к быстрому бегу, а большого хищника - к действию.

АРАБЕСК - (франц. arabesgue - буквально - арабский. Позы в классическом танце). Положение туловища, при котором тяжесть тела переносится на одну ногу, а другая отводится вперед или назад. Разной модификации арабеск используется в , гимнастике, .

Герадешвунг (нем. Gerade - прямая линия, нем. Schwung - взмах, полет - ) - Гимнастическое упражнение, прямой (гладкий) перелет с одного снаряда на другой или в руки к .

Гимнастика (греч. gimnastike от gymnazo - упражняю, тренирую) - цирковая гимнастика - это , сущность которого состоит в демонстрации в художественно-образной форме достижений физического развития человеческого тела. При этом используются гимнастические снаряды, применяемые в цирке.

ГРЕЧЕ (нем. Gratsche - спортивная позиция: ноги врозь). Гимнастическое упражнение - из виса на сближенных руках в каче гимнаст махом поднимается в сидячее положение на турник, держа ноги врозь, и "в темп" перелетает на другой турник или выполняет с турника заднее сальто на сход. Упражнение выполняется и в парной работе гимнастов на рамке, но с перехватом руками в верхней точке взлёта.

Гротеск -наездница (франц. grotesque - причудливый, комичный) - наездница, выполняющая на скачущей лошади танцевально-акробатические и прыжковые элементы.

Группировка (от франц. grouper - соединять, группировать, нем. Gruppierung - группировка) - положение туловища, при котором ноги, предельно согнутые в коленях и тазобедренных суставах, удерживаются руками ниже колен.

ДА КАПО (итал. da capo - повторение). Трюк или , исполняемые артистом как добавление к после выхода на аплодисменты.

ДОППЕЛЬ-ТРАПЕ (нем. doppel - двойной, двоякий). Гимнастический снаряд - широкая металлическая перекладина, подвешиваемая на трех веревках (с тросом внутри), из них средняя разделяет перекладину на две трапеции, на которых двое гимнастов (гимнасток) выполняют упражнения как по отдельности на каждой, так и вместе на одной из них.

ДРЕССИРОВКА (франц. dresser - обучение животных, выездка лошадей). Цирковой , основанный на показе животных, зверей, птиц, проделывающих различные действия, достигнутые в результате выработки у них стойких условных рефлексов на команды дрессировщика.

ДЬЯБОЛО (франц. diabolo - старинная детская игра с конусообразными волчками). , в котором демонстрируются различные конфигурации быстро вращающихся волчков, напоминающих по форме увеличенные катушки, сильно раскручиваемые при помощи тонкого шнура с двумя ручками на концах наподобие детской скакалки.

ЖАНР (франц. genre - род, вид). Цирковой жанр - исторически сложившаяся совокупность , характеризующихся определенными выразительными средствами и только им присущими действенными признаками.

ЖОКЕЙ (англ. jockey - наездник на бегах, скачках). Артист, исполняющий упражнения на лошади, бегущей по кругу манежа. Жокейская работа выполняется также вдвоем и группой.

ЖОНГЛИРОВАНИЕ (франц. jongleur от лат. Joculator – шутник, забавник, остряк). Жанр, в котором артист демонстрирует искуссное умение подбрасывать и ловить предметы в определенной последовательности и в установленном ритме, а также балансировать их.

«Зеркало ». Специальный обруч, обклеенный бумагой, сквозь который наездник (наездница) прыгает, прорывая бумагу. Применяется для этой цели в .

ЗИТЦЕН-ТРЮК (нем. sitsen - сидеть, см. трюк). Гимнастическое упражнение - перелет с одного турника на другой с поворотом на 180° в сидячее положение.

ЗУБНИК . Кованый язычок с утолщением в средней части по конфигурации полости рта, приспособленный для выполнения различных упражнений: виса в зубах, удерживания партнера, стойки ("стойка в зубнике").

ИЛЛЮЗИОНИСТ (от лат. illusio - ошибка, заблуждение, обман зрения, вызванный искаженным восприятием). Артист, демонстрирующий различные фокусы с помощью специального реквизита, , снабженных секретными устройствами, скрытыми от зрителей, а именно: замысловатые появления, исчезновения, превращения, перемещения различных предметов, животных, людей, основанные на обмане зрения, применении отвлекающих маневров и ловкости самого исполнителя, его ассистентов.

ИМИТАТОР (от лат. imitatio - подделка, подражание). Артист, владеющий искусством подражать различным звукам: пению птиц, звучанию музыкальных инструментов, голосам животных и т.п., что достигается соответствующей тренировкой голосового аппарата в сочетании с применением специально выработанных приемов.

КАБРИОЛЕТ (франц. cabriolet). Легкий двухколесный экипаж на высоких колесах, в который запрягается лошадь, выполняющая школьные под управлением дрессировщицы, сидящей в кабриолете. Используется и в других номерах ("акробаты на кабриолете", "жонглеры не кабриолете").

КАБРИОЛЬ (франц. cabriole - скачок).
1. В дрессировке - прыжок лошади с поджатыми передними ногами и вытянутыми задними.
2. В парной - нижний рывком поднимает верхнего в стойку на руках из кача между ног группировке.
3. В гимнастике - гимнаст, вися на рамке на подколенках, удерживает в каче партнера, который махом назад выполняет выкрут прямым туловищем между рук гимнаста.

КАСКАД (франц. cascade - небольшой водопад, низвергаемый уступами).
1. В - прыжок-падение на спину (задний каскад) или лицом вниз (передний), исполняемый из разных положений: с места, с разбега, с высоты. Преимущественно применяется в выступлении эксцентриков, .
2. В - прием перебрасывания предметов из одной руки в другую по одной определенной траектории.

КАУЧУК (англ. caoutchouc, от исп. caucho, от перуанcк. - упругое вещество, добываемое из некоторых растений для промышленных целей). Разновидность , основанной на демонстрации предельной гибкости тела при сгибании назад ("мостик").

КИППЕ (нем. kippe - качели). Гимнастическое упражнение на турнике - подъем из виса на руках в упор при небольшое исходном каче.

КЛИШНИК (от фамилии английского артиста Э.Клишнига). Артист, демонстрирующий с помощью специально подобранных упражнений предельную гибкость тела при сгибании вперед ("складка").

КОПФШТЕЙН (нем. stehen - стоять). Равновесие в стойке на голове.

КЛОУН (англ. clown, от лат. colonus - человек.из простонародья, нерасторопный простофиля, деревенщина). Традиционный персонаж цирка, выступающий с комическими , шуточными сценками. Соответственно различным видам клоунады различны и амплуа клоунов: буффонадные, музыкальные, клоуна- дрессировщики, коверные клоуны.

КОЛОННА (франц. colonne - вертикальная опора, от лат. columna - столб). пирамида из трех человек, стоящих на плечах друг друга. Соответственно положению каждого из них в колонне, они именуются: нижним, средним и верхним. При сольном количестве участников пирамиду называют "колонна из четырех", "колонна из пяти". В отдельных упражнениях (заднее на колонну или заднее сальто с колонны на колонну) профессионалы именуют колонной пирамиду из двух человек.

КОПФШПРУНГ (нем. Kopf - голова, sprung - прыжок). элемент - переворот прыжком вперед с опорой на голову или с опорой одновременно на голову и на руки.

КОРД-ДЕ-ВОЛАН (франц. corde - веревка, шнур, канат, volant – развевающийся, летучий). Гимнастический снаряд - толстый канат, подвешиваемый горизонтально за оба конца так, что образуется провис, в середине которого артист выполняет упражнения как на месте, так и в раскачке.

КОРПАТУРА (от итал. corporatura - тело, телесное). Расслабленное состояние при легком болевом ощущении во всем теле или в отдельных мышцах, вызванное их переутомлением.

КРАФТ-АКРОБАТЫ (нем. Kraft - сила). Акробаты, выполняющие упражнения только силовыми приемами (силовые акробаты).

КРАФТ-ЖОНГЛЕРЫ Атлеты, жонглирующие тяжестями: гирями, ядрами и другими предметами (силовые жонглеры).

КРУП (франц. croupe). Наиболее широкая часть спины лошади, используемая наездниками при выполнении элементов конной .

КУЛЬБИТ (франц. culbute - кувырок, кувыркание). Переворот вперед или назад перекатом через голову. Исполняется с места, а также прыжком с разбега.

КУПЕ (франц. - coup - толчок, удар). Положение в , из которого низкий или средний подбрасывает верхнего, стоящего на соединенных руках партнера лицом к нему.

КУРАЖ (франц. courage - смелость, храбрость). Высокие волевые качества, проявляемые артистом при выполнении сложных, опасных трюков.

КУРС (лат. cursus - бег, движение). Прыжок жокея с разбега на скачущую лошадь, при котором он встает на круп.

КУРБЕТ (франц. courbette - прыжок, скачок). элемент - прыжок: из стойки на руках встать на ноги.

ПА-ДЕ-ТРУА (франц. Pas de trois - танец втроем). Конный , в котором поддержки и пирамиды исполняются тремя артистами на трех лошадях, бегущих рядом по кругу .

ПАННО (франц. Panneau - плоскость). Плоская твердая площадка-матрас, покрывающая спину лошади. Применяется в некоторых конных номерах как удобная опора для наездников.

РИЗЕНВЕЛЛЕ (нем. risen - огромный, громадный, Velle - волна). Гимнастическое упражнение - большие обороты вокруг турника на выпрямленных руках. Среди любителей спорта упражнение известно под названием "солнце".

РОНДАД , РУНДАД (франц. rond - круг, нем. rund - круглый). Элемент прыжковой акробатики - переворот с поворотом, служащий связующим звеном для перехода от разбега к прыжкам, выполняемым спиной по направленно разбега.

САЛЬТО (итал. salto - прыжок, скачок). Акробатический прыжок - безопорное вращение тела вперед или назад, или в сторону с полным переворачиванием через голову. Выполняется в группировке или с прямым туловищем, с места или с разбега, а также с помощью подбрасывающих приемов или подкидывающих устройств.

САНЖИРОВКА (франц. changer - менять, обменивать, заменять).
1. Ловкие, быстрые действия фокусника, умело и незаметно подменяющего предметы во время манипуляции ими или создающего обманчивое впечатление замены, которой на самой деле не было.
2. В гимнастике - темповый поворот на 180° махом вперед на или в полете.
3. В - изменение направления хода лошади или группы лошадей, выполняемое по команде дрессировщика ("санже!").

СВОБОДА (СВОБОДНАЯ ДРЕССИРОВКА). Одна из форм показа группы дрессированных лошадей, выступающих под управлением дрессировщика, но свободных от управления наездниками.

СКОМОРОХИ (бродячие музыканты, плясуны, комедианты). Странствующие актеры в Древней Руси, выступавшие на улицах, площадях. ярмарках и показывающие элементы дрессировки, звукоподражания, игру на музыкальных инструментах, жонглирование, а также сатирические разговорные сценки и песни. Являются основоположниками отдельных видов зрелищ и некоторых жанров цирка в России.

СТРЕКАСАТ (итал. strecatschere - удлинение, растяжение). Способ выполнения некоторых прыжков, позволяющий акробату продвигаться в сторону, противоположную перевороту.

СУПЛЕСС (франц. souplesse - гибкость, податливость). Резкое сгибание туловища броском назад за счет сильного прогиба в пояснице.

ТАБЛО (франц. tableau - картина). Общий вид большой группы дрессированных лошадей, выполняющих в единой композиции, различные фигурные построения, перестроения по манежу, на тумбах, вокруг них и т.п.

ТАНДЕМ (англ. tandem -двухместный, двухколесный велосипед, приводимый в движение обоими ездоками, сидящими один за другим; упряжка лошадей, следующих цугом - одна впереди другой). Разновидность школьной езды на двух-трех лошадях, идущих по манежу друг за другом. Наездница, сидя верхом на последней лошади, направляет ход впереди бегущих лошадей с помощью длинных поводьев, заставляя проделывать различные повороты, которые повторяет лошадь с седоком.

ТВИСТ (англ. twist - крутить, скручивать). Акробатический прыжок - переднее сальто, выполненное после поворота на 190°.

ТРАПЕЦИЯ (греч. trapesion - четырехугольник с неравными сторонами, букв. - столик). Гимнастический снаряд - металлическая перекладина, подвешиваемая горизонтально на двух веревках (с тросом внутри), прикрепленных к ней по краям. Упражнения выполняются в висе и в упоре как на неподвижной, так и на раскачивающейся трапеции.

ТРЕНЗЕЛЬ (нем. Trense - удила). Железные удила, которые при натягивании прикрепленных к ним поводьев упираются в нёбо лошади, заставляя ее поднимать голову, останавливаться, поворачиваться.

ТРИНКА . Старинное название специального устройства, на которой артист лежит с поднятыми ногами при исполнении , икарийских игр, балансировании перша или лестницы на ногах. По некоторым сведениям название произошло от количества традиционных предметов, какими пользовались прошлых времен (бельгийский крест, шар и бочка). В настоящее время больше поменяется название "антиподная подушка".

ТУРНИК (франц. tourner - вертеть, вращать, перевертывать). Древнейший гимнастический снаряд - перекладина из стального прута, обклеенная специальной лентой. Укрепляется горизонтально на двух металлических вертикальных стойках, которые неподвижно крепятся тросами, и блоками к барьеру манежа.

УНИФОРМИСТЫ (нем. uniform - форменная одежда, мундир). Специально обученные работники, обслуживающие по установке реквизита, , снарядов, участвующие в пассировке и уходу за .

ФОКУС (нем. Hokus-pokus- уловка). Ловкая трюковая проделка фокусника, поражающая своей кажущейся сверхестественностью, в основе которой ловкость рук артиста, техника специальной аппаратуры, реквизита, а такие обман зрения и отвлекающие приемы.

ФЛИК-ФЛЯК (франц. flic-flac " шлёп, хлоп). Акробатический элемент - переворот прыжком назад прогнувшись с промежуточной опорой на руки.

ЦИРК (от лат. circus, букв. - круг).
1. Вид искусства.
2. Здание с , где даются цирковые представления.

ЧЕПРАК . Войлочная или брезентовая накидка, надеваемая на спину лошади при исполнении конно-акробатических номеров. Чепрак посыпается канифолью против скольжения.

Многолетняя практика употребления терминов в цирковом училище показывает, что они очень легко запоминаются, что способствует улучшению всего учебного процесса.
Под влиянием исторически съежившихся обстоятельств, способствовавших проникновению слов из одного языка в другой (экономические, культурные, научные и другие связи между странами), большинство терминов имеют иностранное происхождение. Еще великий русский ученый М.В. Ломоносов, первый реформатор научной терминологии в России довольно широко применял в своих трудах термины, особенно с латинскими к греческими корнями, Е через свои труды внедрил многие термины, которые дошли до наших дней. Немало терминов вошло в русскую речь в петровские времена, особенно в кораблестроении и флотоведении - областях, которые являлись предметом особой забота создателя русского флота.

Возникновение цирковых терминов у нас связано с историей развития цирка в Россия и относится к тем временам, когда отечественный цирк еще не сформировался и по городам России гастролировало большое количество иностранных артистов из разных стран. Многие из них впоследствии навсегда связали свою судьбу с русским цирком. Они строили цирковые здания во многих больших и малых городах страны и в своих программах показывали выступления лучших русских и иностранных артистов. Имена некоторых из этих цирковых деятелей вошли в историю русского цирка - это В.Сур, А.Соломонсккй, семейства Чинизелли, Труцци, Феррони и др.

От иностранных артистов того времени и были восприняты профессиональные термины, которые благодаря своей краткости прочно утвердились в среде русских артистов и в дальнейшем перешли в советский цирк.
Но не все термины, широко распространенные в дореволюционной цирке, утвердились в советском. Некоторые были легко заменены русскими словами. Например: вместо "унтерман", "миттельман", "оберман" уже давно говорят "нижний", "средний", "верхний", а вместо "абфаль" и "корде-парель" говорят "обрыв" и "вертикальный канат", уже давно вместо " -мортале" (mortale - итал. - гибельный, смертельный) в цирке и в спорте употребляется термин " ". Такие замены, как показывает практика, вполне оправданы.

Но множество терминов заменить русскими словами подчас невозможно без утраты необходимой краткости, как, например, " ", "курбет" или "твист" и др. Да и не всегда замена бывает целесообразна с профессиональной точки зрения, даже если она и возможна. Например, известный термин "перш" в переводе на русский язык означает шест, жердь. Однако используемая дюралюминиевая труба - это не просто шест. Она оборудована специальными устройствами и приспособлениями для выполнения упражнений. И, следовательно, является снарядом. К тому же, в отличие от перша, в цирке шестом называют другой снаряд - горизонтальный шест - применяемый в акробатических для подбрасывания верхнего партнера нижними. Также удобнее при обозначении разных видов стойки на голове, например, "стойка на голове на перше" или "стойка на голове на ноге партнера", сказать кратко: "конфштейн на перше" или "копфштейн на ноге". Таких примеров немало.

Цирковая терминология - это не случайный набор слов. Термины имеют свою этимологию, свое языковое происхождение и основаны на определенных закономерностях терминообразования. Одни слова приобрели терминологическое значение по сходству, тождеству. Например, словом "боген" (нем. bogen- дуга, арка, свод) именуют положение туловища с прогибом в спине; термин "каучук" обозначает в цирке вид акробатической работы, основанной на предельной гибкости и эластичности мышц, связок исполнителя. Другие термины возникли в результате сочетания разных слов. Например, термин "копфштейн" произошел от соединения двух слов - Kopf - голова и stehen - стоять (нем.). Также возникли термины "фордершпрунг", "копфшпрунг" и др. Иные термины получили свое название от фамилий первых исполнителей, например, упражнения "банолло", "клишниг", подобно тому, как в спорте - "петля Корбут", "переворот Диомидова" и др.

Наряду с терминами, имеющими языковое происхождение, в цирке широко применяются отдельные слова и фразы так называемого профессионального жаргона. Это специфические выражения" представляющие собой ответвление от общепринятого языка и не имеющие своего грамматического строя. Например:
"руки в руки" (стойка на руках с опорой на руки партнёра),
"голова в голову" (стойка на голове с опорой на голову партнера),
" "; "коверный" (амплуа артиста),
"зубник" - название специального приспособления для трюка).

В качестве терминов используются и корни слов общепринятого языка: мах, вис, кач, хват, упор, сед (седам).

Цирковая терминология не является каким-то международным языком артистов цирка, как это иногда полагают. Многие термины общеизвестны в цирках разных стран, как, например, "манеж", " ", "писта", " ", "лонжа", "аттракцион", " " и др. Но многие профессиональные обозначения произносятся на языке своей страны, и поэтому одни и те же понятия именуются по-разному в цирках разных стран.

Встречаются термины, одинаковые по значению и созвучные по произношению на разных языках. Например, на французском и английском языках идентично слово "перш", созвучны "рондад" по-французски и "рундад" по-немецки, также сходны немецкий термин "корпатура" и итальянский "корпоратура". Кроме французского термина "флик-фляк", известного у нас еще со времен дореволюционного цирка и широко распространенного также во многих цирках мира, кое-где применяется и аналогичный по значению английский термин "флип-фляп"; для подтверждения идентичности обоих терминов, некоторые авторы в своих трудах приводят один из них в скобках (Г. Тетар. История мирового цирка; К.Клудский. Жизнь на манеже и др.).

Происхождение некоторых терминов относится к глубокой древности. Еще в период античности возникли термины " ", "атлетика", "гимнастика". Древние эллины выполняли физические упражнения обнаженными как своеобразный способ сближения с природой, создающий лучшие гигиенические условия, отсюда и название школ физического воспитания - гимнасий. Со времен древнеримского цирка известен термин "арена", которым называлось место, где происходили бои гладиаторов, схватки с дикими зверями, гонки колесниц и другие зрелища. Это место посыпалось песком, что и породило термин ("арена" - лат. arena - песок).
С возникновением конного цирка (ХУШ в.) место для выступлений получило название "манеж", утвердившееся во всех цирках мира как более соответствующее сущности зрелища, а термин "арена" сохранился, пожалуй, лишь в литературе и как символ. В профессиональной среде он не употребляется.

Некоторые термины первоначально имели иное значение. Например, Французским термином "жонглер" (от лат. joculator -шутник, забавник, остряк) в средние века в романских странах (Франция, Испания) называли уличных музыкантов, бродячих комедиантов. Они пели песни, декламировали под аккомпанемент старинных инструментов, потом стали показывать фокусы, а затем в свою ловкость - подбрасывали, ловили и балансировали оружием, вертели мяч на острие ножа.

Передаваемые из поколения в поколение цирковые термины дошли до нашего времени к прочно утвердились в советском цирке, причем с некоторыми искажениями, полученными когда-то от первоначального неправильного их произношения артистами дореволюционного цирка. И теперь можно услышать вместо "планш" -"бланш", вместо "шамбриер" - "шамбарьер", вместо "корпатура" -"крепатура", а вместо " " - "штамберт". Эти искажения встречаются не только в разговорной речи, но и в литературе о цирке. Объясняется это не только привычкой к первоначальному восприятию, но и, главным образом, отсутствием специального словаря.

Источник - ЭКВИЛИБР НА ПРОВОЛОКЕ. Программа для училищ циркового и эстрадного искусства по специальности № 2109 "Цирковое искусство" (отделение цирковых ). - М.: 1980.