Раздел I. Формирование основных сценариев социально-экономического развития. Названы три сценария развития российской экономики Базовый сценарий развития

Банк России, настороженный внешними и внутренними факторами неопределенности, составил несколько сценариев развития российской экономики на следующие три года: базовый, неблагоприятный и негативный. Причем в базовом сценарии не учтено введение налога с продаж и длительная геополитическая напряженность.

«Инфляционные риски в России остаются на повышенном уровне», - предупредила в пятницу, 12 сентября, глава ЦБ Эльвира Набиуллина в ходе презентации новых «Основных направлений единой денежно-кредитной политики на 2015–2017 годы».

В ближайшие три года условия развития российской экономики, согласно документу, будут характеризоваться высокой степенью неопределенности. ЦБ опасается, что, с одной стороны, инфляцию могут разогнать внешние факторы - геополитическая напряженность, санкции, динамика цен на нефть, с другой - налоговая и тарифная политика правительства и внутренние инфраструктурные и ресурсные ограничения, связанные в том числе с неблагоприятными демографическими тенденциями.

Чтобы обозначить свою политику при реализации тех или иных рисков, Банк России рассмотрел три сценария развития российской экономики. При базовом сценарии введение специальных мер поддержки финансового сектора не потребуется, будет достаточно увеличения объемов рефинансирования банковской системы. При реализации менее благоприятных сценариев ЦБ будет готов использовать дополнительные инструменты, соответствующие масштабам рисков, - от валютных интервенций для стабилизации ситуации на внутреннем валютном рынке до валютного рефинансирования и беззалоговых кредитов.

Базовый сценарий

Согласно опубликованному документу, Банк России считает наиболее вероятным сценарий, который к тому же является наиболее благоприятным: геополитические риски снизятся после первой половины 2015 года, цены на нефть будут относительно стабильны, а тарифная и налоговая политика правительства не будет создавать дополнительного давления на инфляцию. В целом базовый сценарий близок к прогнозу Минэкономразвития на тот же период.

Он не предполагает введения новых санкций, хотя старые, включая ухудшение доступа к внешним финансовым рынкам, станут сдерживающим фактором для роста экономики в 2015 году. Основной вклад в рост ВВП будет вносить внутренний спрос, но и он будет ограничен низкими темпами роста заработной платы и розничного кредитования. Финансирование инфраструктурных проектов за счет Фонда национального благосостояния, инвестиционный проект по расширению газового экспорта в Китай и использование инструментов рефинансирования ЦБ должно способствовать восстановлению инвестиционной активности.

Даже при наиболее оптимистичном сценарии темпы роста спроса на деньги и кредит будут несколько ниже, чем в предыдущие годы, а денежное предложение будет формироваться преимущественно за счет операций Банка России по рефинансированию, что приведет к дальнейшему росту задолженности банков перед ЦБ. Ранее ЦБ отмечал, что совокупный объем рефинансирования уже к концу 2014 года достигнет 7 трлн руб., максимального значения с кризиса 2008 года: сегодня он превышает 8% от всех обязательств банков, еще три года назад он был на уровне 1,7%.

Впрочем, при базовом сценарии это будет практически единственным вызовом ЦБ, «риски для финансовой стабильности будут умеренными и введение специальных мер поддержки финансового сектора не потребуется».

Неблагоприятный сценарий

Предпосылками для реализации менее оптимистичного сценария ЦБ считает сохранение внешнеполитической напряженности на протяжении всех трех лет, более длительное действие взаимных санкций и повышение налоговой нагрузки на экономику. Только введение налога с продаж может привести к разовому значительному ускорению инфляции на 1–1,5%, отметила Набиуллина. При реализации этого сценария также ожидается больший отток капитала, который вызовет ослабление рубля. Изменение курса, с одной стороны, частично компенсирует негативное влияние внешних условий, оказывая поддержку экономической активности через увеличение экспорта, с другой - приведет к повышению инфляционного давления. В этих условиях в 2015–2016 годах инфляция будет находиться выше целевых значений - на уровне 6–6,5 и 4,5–5% соответственно.

Банк России в таком случае будет стремиться снижать инфляцию «постепенно, не создавая угрозы чрезмерного торможения экономической активности». А в случае возникновения признаков дестабилизации ситуации в финансовом секторе регулятор готов использовать дополнительные инструменты, соответствующие масштабам рисков - от валютных интервенций до валютного рефинансирования, беззалоговых кредитов.

Негативный сценарий

Третий сценарий предполагает наиболее негативные внешние и внутренние условия для развития российской экономики. Он основан на предпосылках, сходных с предыдущим сценарием в части пролонгированного действия санкций и параметров налоговой политики, но предполагает еще и снижение цен на нефть на $20 за баррель к 2017 году.

Как пишет РБК daily , первые два сценария исходили из прогноза на сохранение умеренной нисходящей динамики цен на нефть - с $106,5 за баррель в среднем с начала 2014 года до $102,5 в 2017 году - за счет более быстрого расширения мирового предложения по сравнению с мировым спросом при достаточной рентабельности добычи нефти из нетрадиционных источников. При негативном сценарии более слабые темпы роста мировой экономики, прежде всего Китая, и динамичное увеличение экспорта нефти из США и стран Ближнего Востока приводят к резкому снижению цен на нефть до $86,5 за баррель. Причем, как отметила Набиуллина, «это не стрессовый сценарий, он также вполне реалистичен». При реализации этого сценария для стабилизации ситуации могут быть использованы средства Резервного фонда. Это увеличит внутренний спрос, но полностью заместить внешний не сможет. Ослабление рубля, к которому приведет падение цен на нефть, создаст условия для увеличения экспорта и активизирует импортозамещение, но разгонит инфляцию.

ЦБ в таких условиях придется поддерживать уверенность в национальной валюте и препятствовать оттоку средств из рублевых депозитов и росту инфляционных ожиданий. «Можно говорить, что сейчас наиболее вероятна реализация первого и второго сценариев. Довольно велика неопределенность относительно всего, что касается бюджетной политики правительства и реализации рисков, связанных с длительным действием санкций, и трудно предсказать, что именно будет происходить», - объясняет главный экономист Альфа-банка Наталья Орлова. «В любом случае есть очень большая вероятность, что ЦБ придется снова вводить нестандартные инструменты вроде беззалоговых кредитов. В ближайшие годы регулятору нужно будет замещать средства, которые не будут доступны с внешних долговых рынков, а в банковской системе уже нет достаточного объема свободных залогов. Валютное рефинансирование представляется менее вероятным шагом, так как это приведет к проблемам с прогнозированием золотовалютных резервов и дестабилизирует настроения на валютном рынке. Если кому-то нужна валюта, он может ее получить на валютном рынке», - добавляет Орлова.

Логика сценарного описания будет следующей: сначала опишем систему координат, в которой мыслим политическую динамику, затем «погрузим» в нее несколько основных общеполитических сценариев. Если мы предполагаем в процессе прогнозирования какое-либо изменение изучаемой системы, то целесообразно описать, какие главные ее свойства будут меняться. Тем самым мы можем задать координатные оси некоторого пространства, в котором будет осуществляться описываемый нами политический тренд. Политическая система: «адаптивность - ригидность (жесткость)». Имеется в виду способность к институциональной адаптивности. Здесь возможны варианты: жесткость - всегда жесткость, а вот адаптивность может быть различной. Например, это может быть организованная адаптивность, а может быть стихийная, порождаемая хаосом начальной фазы переходного периода (чем и характеризовался период с 1989 по 1994 г.). Правовой порядок: «игра по правилам - игра с правилами». Первый полюс предусматривает наличие стабильных общепринятых и поддерживаемых подавляющим большинством общества правил игры, будь то демократические правила или правила тоталитарной системы. Главное - наличие консенсуса элит вокруг этих правил. На другом полюсе - правила, устанавливаемые частью элиты в условиях конфликта. Обычно это сопровождается манипулированием правилами в пользу их «авторов», а в переходные периоды дополняется смешением разных правовых систем - уходящей и новой. Элиты:«консолидация - конфликт». Сопряжено с выбором стратегии разрешения имеющихся проблем. В первом случае стратегия состоит в поиске объединения вокруг доминирующего интереса. Следует иметь в виду, что упомянутый интерес может быть как общественно значимым и полезным, так и корыстно-групповым. Во втором случае стратегия базируется на подавлении группы с иными интересами. Мне представляются возможными четыре общеполитических сценария развития и факторы, им способствующие либо препятствующие. Для удобства изложения присвоим каждому из них условное название. Инерционное развитие - Вялая Россия»; полицейский режим - «Мрачная Россия»; Динамичное развитие в рамках укрепления демократических институтов - «Энергичная Россия»; наконец, распад страны - «Распавшаяся Россия». 1. «Вялая Россия»». Этот сценарий, означающий фактически поражение модернизации и ведущий страну в исторический тупик, является относительно комфортным для элит, поскольку в таком режиме можно существовать некоторое время без серьезных потрясений. Данный сценарий мы рассматриваем как наиболее вероятный, поскольку для его реализации элите не нужно предпринимать экстраординарных усилий. Для него характерны (в терминах введенной нами системы координат): консолидация элит под влиянием инстинкта коллективного самосохранения; установление и укоренение жестких правил, направленных на сохранение действующих элит; ригидность системы, порожденная концентрацией на решении одной задачи - самосохранения. 2. «Мрачная Россия». Этот сценарий может соответствовать либо поражению модернизации, либо некоторому этапу, когда диктатура используется элитой, наоборот, как инструмент модернизации, представляющийся более привычным, простым и удобным. Он может быть описан следующими признаками: раскол элит и подавление одной элитной группой остальных; «игра с правилами» в силу монополизации правовой системы частью элиты и использования ее в своих интересах; ригидность системы в силу того, что победившая элитная группа сосредоточивается на решении единственной задачи - сохранения и усиления своей власти. 3. «Энергичная Россия». Этот сценарий мы рассматриваем как успех демократической модернизации, и основанием тому - соответствие результата заявленным целям, а также объективные причины, о которых говорилось выше (установление институциональной адаптивности). Признаки этого сценария таковы: консенсус элит вокруг правил согласования интересов и урегулирования конфликтов; игра по правилам, устанавливаемым в соответствии с общепринятыми процедурами; адаптивность системы, обусловленная наличием политической конкуренции. 4. «Распавшаяся Россия». Мы обязаны рассмотреть и этот вариант как возможный выход из неустойчивого состояния, которым является транзит. Такому сценарию присущи следующие черты: раскол, ожесточенное противостояние элит по вертикали и отсутствие консолидации по гори зонтали; отсутствие адаптивности системы из-за распада единых механизмов управления и в силу стремления частей системы самостоятельно решать проблемы; игра с правилами, переходящая в правовой хаос, в силу распада единой системы права. Названные сценарии можно одновременно трактовать как состояния страны в некотором неясном по протяженности будущем. Чтобы динамика была яснее, предлагаю рассматривать еще два состояния: бывшее («Ельцинская Россия») и нынешнее («Путинская Россия»). Первое из этих состояний характеризуется «игрой с правилами», порожденной смешением старой и новой правовых систем и противостоянием элит; адаптивностью, связанной с правовым хаосом, слабостью власти и действием стихийных механизмов приспособления; расколом и ожесточенным противостоянием элит. Для второго (нынешнего) состояния характерны: наличие импульсов на формирование игры по правилам и в то же время сохранение «игры с правилами»; уменьшение адаптивности за счет ограничения оппозиции и введения элементов командной системы управления; постреволюционная консолидация элит. Последняя, впрочем, была по-настоящему присуща первому периоду президентства Владимира Путина, сейчас видны признаки размывания этой консолидации. Россия находится на перепутье, в некоторой точке неопределенности. Она ушла от стихийной адаптивности. Но пока неясно, куда она придет: либо снова станет ригидной, либо обретет реальную институциональную адаптивность. Она ушла от «игр с правилами», когда конфликтовали старые и новые нормы. Но опять неясно, куда она придет: либо к игре по демократическим правилам, либо к жестким нормам авторитаризма. Она ушла от конфронтации времен Ельцина, но неясно, куда придет: к согласию вокруг демократических правил игры или сговору элит во имя самосохранения. Эти развилки и определяют основные траектории возможного движения страны в будущее. Описываемые сценарии не являются какими-то железнодорожными ветками, попадание на которые жестко предопределяет дальнейшее движение. Напротив, они взаимоза висимы, имеют точки пересечения и перехода друг в друга, общие побудительные стимулы или исходы. Это связано с тем. что все они в той или иной мере являются разными способами реализации одних и тех же более общих исторических закономерностей. Как я уже отмечал, в природе (в том числе социальной) нет монотонных процессов. Одно из проявлений этого общего принципа состоит в том, что вслед за крупной революцией могут следовать повторные революционные всплески меньшего масштаба, преобразующиеся впоследствии в естественные циклы развития. Реакция постреволюционного периода может заходить так далеко, что для ее преодоления требуются экстраординарные усилия общества, что и порождает эти повторные всплески. Повторные революционные волны черпают энергию из тех социальных напряжений, которые порождаются различными направлениями общества и власти. В постреволюци- онный период правящая элита больше руководствуется инстинктом самосохранения, нежели какой-либо исторической миссией. Общество, между тем, продолжает самостоятельное движение в том направлении, которое было задано первичным революционным импульсом (понося, возможно, и саму революцию, и ее лидеров, и ее идеи). Правящая элита пытается реагировать на эти напряжения двумя возможными способами: первый - общая консолидация элиты (сговор); второй - подавление оппозиционной элиты. Очевидно, что оба эти способа могут лишь временно компенсировать напряжения, но не могут отменить ни их самих, ни их нарастания. Последние и создают рано или поздно революционную ситуацию. А теперь попробую проанализировать сценарий, который пока представляется наиболее вероятным, доведя последствия его реализации до некоего логического экстрима.

Консервативный сценарий (вариант 1) характеризуется умеренными долгосрочными темпами роста экономики на основе активной модернизации топливно-энергетического и сырьевого секторов при сохранении относительного отставания в гражданских высоко- и среднетехнологичных секторах.

Среднегодовые темпы роста ВВП оцениваются на уровне 3,2% в 2012-2030 годах. Экономика увеличится к 2030 году в 2 раза, а доля России в мировом ВВП несколько уменьшится - с 3,8% в 2012 году до 3,6% в 2030 году.

Модернизация экономики ориентируется в большей степени на импортные технологии и знания.

Расходы на научные исследования и разработки возрастут к 2030 году до уровня не выше 1,3% ВВП.

Расходы на образование на протяжении всего периода стабилизируются на уровне 4,8-6,0% ВВП (в том числе бюджетная система - 4,0-5,1% ВВП).

Расходы на здравоохранение до 2030 года будут находиться в диапазоне 4,6-6,2%, в том числе за счет бюджетной системы 3,6-4,9% ВВП.

Уровень частных и государственных инвестиций в человеческий капитал будет значительно уступать параметрам развитых стран.

Инновационный сценарий (вариант 2) характеризуется усилением инвестиционной направленности экономического роста . Сценарий опирается на создание современной транспортной инфраструктуры и конкурентоспособного сектора высокотехнологичных производств и экономики знаний наряду с модернизацией энерго-сырьевого комплекса.

Сценарий предполагает превращение инновационных факторов в ведущий источник экономического роста и прорыв в повышении эффективности человеческого капитала на рубеже 2020-2022 годов, что позволяет также улучшить социальные параметры развития.

Частные и государственные расходы на здравоохранение возрастают с 4,6% ВВП в 2010 году до 6,1% ВВП в 2020 году и 7,1% ВВП в 2030 году, расходы на образование - соответственно до 6,0 и 6,5% ВВП (в 2010 году - 5,2% ВВП). Расходы на науку возрастают с 1,2% ВВП в 2010 году до 2,5% ВВП в 2030 году, что сопоставимо с параметрами развитых стран.

При этом предполагается существенное повышение параметров эффективности экономики по отношению к 2010 году: энергоемкость ВВП снизится в 2020 году на 24%, в 2030 году на 43%, производительность труда возрастет в 2020 году в 1,5 раза и в 2030 году соответственно в 2,4 раза.

Среднегодовые темпы роста российской экономики оцениваются на уровне 4,1% в 2013-2030 гг., что будет превышать рост мировой экономики. Сценарий предполагает сохранение нулевого баланса текущего счета , который достигается за счет существенного наращивания экспорта высокой степени переработки. При этом преобладает тенденция к умеренному ослаблению курса рубля.

Реализация инновационного сценария позволяет значительно сократить разрыв с развитыми странами по уровню благосостояния российских граждан и повысить статус России в мировой экономике. Россия укрепит свои позиции как одного из лидеров научно-технологического и образовательного развития в мире.

Рост экономики будет опираться на активные социальные сдвиги . Доля среднего класса повысится с 22% в 2010 году до 37% в 2020 и 48% в 2030 году.

В прогнозе в качестве основного критерия отнесения граждан к среднему классу определен уровень дохода свыше шести прожиточных минимумов.

Исходя из этого в 2010 году представители среднего класса имели среднедушевой доход более 34 тыс. рублей в месяц.

В 2030 году уровень дохода, позволяющего относиться к этой категории населения, составит около 100 тыс. рублей. Однако доходный критерий не является исчерпывающим.

Предполагается, что представители среднего класса должны иметь собственность, сбережения, обладать конкурентоспособными профессиональными квалификациями и участвовать в формировании гражданского общества.

Целевой (форсированный) сценарий (вариант 3) разработан на базе инновационного сценария, при этом он характеризуется форсированными темпами роста , повышенной нормой частных накоплений и созданием мощного экспортного сектора продукции с высокой добавленной стоимостью.

Сценарий соответствует ориентирам долгосрочной государственной экономической политики и характеризуется интенсификацией всех имеющихся факторов экономического роста . Это предполагает ускорение реформ для улучшения бизнес-климата и интенсификацию притока иностранного капитала, а также активизацию использования национальных сбережений и рост государственных расходов на развитие социальной и транспортной инфраструктур.

Сценарием предусматривается реализация задач, поставленных в указах Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 596-606, по созданию и модернизации 25 млн. высокопроизводительных рабочих мест к 2020 году , увеличению объема инвестиций не менее чем до 25% ВВП к 2015 году и до 27% к 2018 году, увеличению относительно уровня 2011 года доли продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей экономики в ВВП к 2018 году в 1,3 раза, производительности труда в 2018 году в 1,5 раза, а также мероприятий в рамках реализации государственной социальной политики , включая увеличение к 2018 году размера реальной заработной платы в 1,6-1,7 раза, в том числе увеличение заработной платы работников бюджетной сферы и научных сотрудников к 2018 году до 200% от средней заработной платы в соответствующем регионе.

Российская экономика, по данным Росстата, во втором квартале 2015 года продемонстрировала падение на 4,6 процента. В третьем квартале, как предположили в Минэкономразвития, мы должны увидеть выход из рецессии.

Подобные ожидания в текущих условиях выглядят весьма оптимистично. Последние данные свидетельствуют о спаде во многих секторах экономики. Например, оборот розничной торговли в сопоставимых ценах упал на 9,6 процента, попав под влияние падения реальных доходов населения.

По данным Росстата, за первые семь месяцев текущего года показатель снизился на 2,9 процента. Индекс промышленного производства показал снижение на 4,7 процента. Спад отмечается и в секторе внешней торговли. Экспорт упал на 30 процентов, импорт на 36 процентов.

По нашим оценкам, в перспективе ближайших двух кварталов (3-4 2015 года), скорее всего, экономика будет оставаться в состоянии рецессии. И дело тут не только в снижающихся ценах на нефть, высоком уровне инфляции в стране и возможности дальнейшего падения реальных доходов населения (к концу года мы прогнозируем падение данного показателя до семи процентов, так как индексация зарплат как в государственном, так и в частном секторе, будет ниже уровня инфляции).

Экономика России в крайне высокой степени зависит от экспорта нефти и нефтепродуктов (доля топлива в экспорте в 2014 году составила 69,5 процента), а также прочих сырьевых товаров (в частности, металлопродукция в экспорте из России составляет 8,1 процента).

Принимая во внимание факт замедления экономики Китая (доля которого во внешнеторговом обороте России довольно высока), можно полагать, что внешний спрос на отдельные группы товаров будет сокращаться. Естественно, это не пройдет бесследно для РФ.

Таким образом, мы представляем три сценария развития экономики России до конца 2015 года.

Базовый сценарий

В третьем квартале экономика нашей страны будет проходить "дно". По его итогам падение ВВП в годовом соотношении может составить 5,5 процента при среднегодовом уровне цен на нефть около 57 долларов за баррель (против текущих 58,52 доллара).

В четвертом квартале темпы падения ВВП, вероятно, замедлятся и по итогам года снижение составит 4,1 процента при условии роста среднегодовых цен на нефть до уровня 60 долларов за баррель. Инфляция в этом случае ожидается на уровне 14,5 процента. Спад экономика будет демонстрировать на фоне падения деловой активности из-за санкций, потерями торговых связей с рядом стран и регионов, а также снижением платежеспособного спроса населения.

В июле реальная заработная плата снизилась на 9,2 процента, что существенно ниже падения на 5,4 процента в июле кризисного 2009 года. Более того, сейчас падение заработной платы опережает снижение ВВП, что говорит о другой природе кризиса.

Вероятность развития ситуации по базовому сценарию мы оцениваем в 50 процентов.

Пессимистичный сценарий

В третьем квартале падение экономики составит 10 процентов, в четвертом квартале - 7 процентов. В целом по итогам 2015 года падение ВВП при таком развитии событий может составить 6,4 процента, что хуже показателей, отмечавшихся в 1998 году (-5,3 процента), но несколько лучше, чем в 2009 году (-7,8 процента). Но при этом среднегодовые цены на нефть не должны упасть ниже 50 долларов за баррель. Инфляция по итогам года может составить 15,3 процента.

Вероятность такого развития событий оценивается в 30 процентов.

Оптимистичный сценарий

Даже в его рамках (где мы допускаем в четвертом квартале символический рост ВВП на 0,7 процента), по итогам года темпы роста российской экономики останутся отрицательными (-1,9 процента). Для этого среднегодовая цена нефти должна вырасти до уровня 75 долларов за баррель.

Вероятность развития ситуации по данному сценарию составляет 20 процентов.

Тем не менее, при условии, что новых геополитических потрясений не будет, цены на нефть стабилизируются в диапазоне 60-70 долларов за баррель, а импортозамещение начнет приносить первые результаты, в 2016 году мы ждем выхода экономики России на траекторию медленного роста в рамках базового и оптимистичного сценариев.

Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года разработан в составе трех основных сценариев долгосрочного развития: консервативного, умеренно-оптимистичного и форсированного (целевого). Кроме того, учитывая большую зависимость российской экономики от мировых цен на нефть, дополнительно проработаны варианты с различной динамикой цен на углеводороды и сырьевые товары.

Все сценарии прогноза предполагают продолжение активных институциональных преобразований, направленных на улучшение делового климата, развитие конкуренции, повышение качества и эффективности корпоративного и государственного управления, развитие стратегического программного и проектного подхода к управлению экономикой, использование возможностей интеграции в рамках Евразийского Союза и взаимодействия в рамках ВТО.

Консервативный сценарий (вариант 1) характеризуется умеренными долгосрочными темпами роста экономики на основе активной модернизации топливно-энергетического и сырьевого секторов российской экономики при сохранении структурных барьеров в развитии человеческого капитала, транспортной инфраструктуры, гражданских высоко- и среднетехнологичных секторах.

Среднегодовые темпы роста ВВП оцениваются на уровне 2,5% в 2013-2030 годах. Экономика увеличится к 2030 году в 1,7 раза, реальные доходы населения возрастут в 1,9 раза. При этом в результате более низких темпов роста, чем рост мировой экономики в целом, доля России в мировом ВВП уменьшится с 4% в 2012 году до 3,4% в 2030 году.

Умеренно-оптимистичный сценарий (вариант 2) характеризуется дополнительными импульсами инновационного развития и усилением инвестиционной направленности экономического роста. Модернизация энерго-сырьевого комплекса дополняется созданием современной транспортной инфраструктуры и конкурентоспособного сектора высокотехнологичных производств и экономики знаний.

Среднегодовые темпы роста российской экономики оцениваются на уровне 3,5% в 2013-2030 гг., что соответствует темпам роста мировой экономики.

Форсированный (целевой) сценарий (вариант 3) характеризуется форсированными темпами роста, повышенной нормой накопления частного бизнеса, созданием масштабного несырьевого экспортного сектора и значительным притоком иностранного капитала.

Сценарий носит прорывной характер и предусматривает полномасштабную реализацию всех задач, поставленных в указах Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 596-606.

Среднегодовые темпы роста ВВП повышаются до 5,0-5,3%, что повышает вес российской экономики в мировом ВВП до 5,8% к 2030 году (табл. 4.1).

Три основных сценария развития предполагают относительную стабилизацию цен на нефть и другие сырьевые ресурсы в реальном выражении. В долларах США 2010 года цена на нефть в период 2013-2030 гг. будет находиться на уровне 90-110 долларов за баррель. В долларах США текущих лет цена на нефть достигает к 2030 году 160-170 долларов за баррель. Цена на российский экспортируемый газ в долларах США 2010 года за период 2013-2030 гг. в среднем оценивается в 310 долларов за тыс. куб. м, что приблизительно соответствует текущим ценам на газ. Образ России в мировом пространстве представлен в табл. 4.2.

Основные показатели прогноза социально-экономического развития

Российской Федерации на 2011-2030 годы

Вариан

2011-2015 гг.

2016-2020 гг.

2021-2025 гг.

2026-2030 гг.

2013-2030 гг.

внутренний

1 [ромышлен-

Инвестиции

в основной

Реальная за-

работная

Оборот роз-

ничной тор-

Экспорт -

всего (на ко-

нец периода),

млрд. долл.

всего (на ко-

нец периода),

млрд. долл.

Чувствительность российской экономики к ценовым шокам носит ас-симетричный характер - падение цен на нефть (газ, металлы) вызывает более сильное торможение роста, чем повышенные цены на углеводороды способны повысить темпы роста. Степень чувствительности в большей степени зависит не от структуры экономики, а от масштабов изменения курса рубля и дополнительных поддерживающих мер со стороны государства. В долгосрочной перспективе, после 2020 года, устойчивость экономики к возмущениям на сырьевых и энергетических рынках повышается.

Образ России

Вари

анты

Доля России в мире

ренно-

ППС на душу, тыс.

Отношение

ППС на душу в % к Еврозоне

Вари

анты

ренно-