Ребенок и школа: как привить желание учиться. Отсутствие интереса к обучению как одна из проблем

Что-то случилось с нашими маленькими школьниками – дети не хотят учиться, стали быстрее утомляться, чаще появляется плохое настроение и беспочвенные капризы, апатия и сонливость зачастили в гости, постоянные простуды не дают житья. А в тетрадках – Боже мой! – нелепые и глупые ошибки и описки. А почерк, некогда бывший вполне приличным – это и вовсе отдельная печальная история! “Весна… – вздыхаем мы – витаминов мало, организм растёт, перестраивается – гормоны дают о себе знать, да и запутанная сложность школьных программ зашкаливает – откуда тут нормальному самочувствию и состоянию взяться?” Это точно, песня про первый класс, который “вроде института”, перестала уже давно быть шуткой и стала всеобщим родительским стоном.
Спорить трудно, всё это действительно имеет место быть – и весна с витаминами, и программы с интегралами, и гормональные изменения в растущих организмах. Но ведь весеннему школьному “авитаминозу” подвержены далеко не все дети, у некоторых вполне хватает “пороха в пороховницах” добраться до летних . И дети вроде бы одного возраста, и программы одинаковые, а параллельный класс выглядит совершенно иначе.
И тут из тени появляется личность учителя, как же много от неё зависит! Что для него становится важнее – годовые контрольные, мониторинги, отчёты, оценки, результаты или своевременное и плавное развитие подопечных? Не всегда учителю хватает умения чувствовать, верно оценивать ситуацию, умения разряжать атмосферу и быстро собрать коллектив, не всегда достаёт чуткости и способности отказаться от каких-то вещей в пользу гармонии.

Думается, тут дело не только в профессионализме и опыте, а кое в чём другом, но темой для важного разговора станет именно сама ситуация: когда учитель учит “напролом”, оглядываясь и принимая во внимание лишь показатели и нормы, а не живых маленьких людей.

Что делать родителям? Мы не будем обсуждать радикальные меры, как перевод в другую школу или другой класс. Поразмышляем о том, как родители могут помочь своим маленьким ученикам избежать стресса, сохранить своё здоровье и – что тоже немаловажно! – желание учиться. Очень важную роль играет здесь родительский настрой. Как говорится: “если не можешь изменить ситуацию, измени своё отношение к ней”. Попробуем увидеть положительное в создавшейся проблеме и преодолеть её по возможности легко и с юмором.

Совет первый: “Я – воздушный шарик”. Лёгкий и полётный, который не улетает от проблем, а парит НАД ними (при этом видит, замечает мелочи и решает задачи – легко и играючи). Это мантра для мамы! Большими красными буквами на холодильнике или над кроватью: “школа – это только ЧАСТЬ жизни!” Не стоит слишком зацикливаться на ней! Образование – безусловно, важная, ответственная, совершенно необходимая вещь. Но пока ещё ни одна образовательная программа не сделала “ножку маленькой, душу большой”, а ученика здоровым и счастливым. Это не самое главное, хоть и важная часть жизни – мама должна именно это транслировать ребёнку, а не трагедию, страх, уныние и вселенскую скорбь. Всё почти как во время беременности: мама напрягается – напрягается ребёнок, мама раздражается и пугается – раздражается и унывает ребёнок, мама досадует – а ребёнок уже не в состоянии справиться с этим шквалом эмоций, у него более уязвимая нервная система, чем у мамы, поэтому ему становится всё равно: желание перерастает в нежелание, появляется апатия (лень, говоря нашим родительским языком), отвращение к учёбе, а потом, как защитная реакция, и проблемы со здоровьем. Поэтому ищем в себе (в себе!) лёгкость и юмор – это совсем не значит, что мы уходим от реальных сложностей и проблем.

Совет второй: “Мы с тобой из одного футбольного клуба!” А раз мы – одна команда, значит, преодолеем все сложности. Важный момент – мы не противопоставляем себя вместе со школьными предметами ребёнку. Наоборот: мы “болеем” за ребёнка, вместе с ним выступаем против этих “занудных” правил (но ведь в них есть смысл – простим им это занудство!), вредных примеров и каверзных задач. И обязательно победим их! Такой настрой придаст ребёнку гораздо больше силы и уверенности, чем привычная установка разъясняющего и поучающего взрослого.

Совет третий: “Постоим на голове!” Иногда дело заходит настолько далеко, что уже сам вид школьного стола с белеющей на нём тетрадкой наводит тошнотворное уныние на ученика. Это включается ассоциативная память, шепчущая: “от этой картинки не жди ничего хорошего”. Значит, пришло время разнообразить ассоциативный ряд, поменять угол зрения и декорации. Сядьте делать какие-то уроки на диван или на пол, не пишите примеры в тетрадке, а выкладывайте их из карточек, спичек, орехов. С книгой для чтения переселитесь на балкон или вообще в парк. Приёмы смешные и нелепые на первый взгляд, но очень может быть, что станет легче, и рабочее место перестанет восприниматься как каторга и навевать тоску.

Совет четвёртый: “Отдохнём!” А лучший отдых, как известно – это смена деятельности, настолько частая, насколько это необходимо для ребёнка. Чередуем умственные, подвижные, сидячие, творческие занятия, возвращаемся к непонятному и нерешённому после подобного перерыва. Есть потребность это делать после каждого задания? Значит, пока так. Со временем ребёнок сможет концентрировать внимание на одном виде деятельности дольше. Кстати, прекрасная разрядка – это помощь по дому. Часто родители школьников стараются оградить чадо от домашних дел, считая это лишней нагрузкой. Напрасно! Конечно, всё хорошо в меру. Например, протереть пыль, вымыть пару тарелок, выстирать свои носки – на бедную Золушку этот набор ну никак не тянет, времени занимает немного, маме помощь, а ребёнку – радость от помощи маме плюс перерыв.

Совет пятый: “Человек – существо творящее”. Это его естественное состояние. Всячески поддерживаем детское творчество, хобби, увлечения – не путать с развлечением. Впрочем, приятные мелочи в разумных количествах, помогающие отвлечься и переключить внимание – милые покупки, поход кафе, шарики, мороженое, аттракционы – это, возможно, тоже иногда неплохо, подобные “конфетки” дарят на какое-то время хорошее настроение и эмоциональную разрядку. Но речь идёт именно о творчестве, тут совершенно другой принцип: творить – значит отдавать: свою энергию, силу, мысли, идеи. Причём, делать это с радостью и удовольствием (раз человек увлечён – то это подразумевается само собой). А чем больше отдашь, тем больше получишь – закон Природы, справедливый и незыблемый. Увлекается ребёнок чем-то – отлично! Поддерживаем и не боимся нанести ущерб учёбе. Бывает, что родители, когда есть какие-то неполадки в школьной жизни ребёнка, запрещают сыну или дочери посещать любимый кружок или студию, надеясь, что запрет сподвигнет школьника на учебные подвиги. Грубая ошибка! Не только не сподвигнет, но и лишит возможности самовыражения и разрушит доверие к родителям.

И совет напоследок, то, о чём мы подумали в самую первую очередь: “Ночь, улица, фонарь, аптека”. В нашем случае: “прогулка, полноценное питание, здоровый сон, витамины”. Поддержать не только боевой дух и настрой, но и тело нашего школьного “воина” тоже нелишнее. О здоровом образе жизни и разумном режиме написаны трактаты, поэтому не будем останавливаться на столь очевидных вещах.

Будем надеяться, что эти советы помогут справиться с весенней школьной “депрессией”. Начинаем с себя (как, впрочем, и в любом другом деле) и помогаем настроиться на нужный лад маленькому ученику. И тогда все школьные проблемы нам будут нипочём!

Почему

ваш ребёнок

потерял интерес к учёбе?

Уважаемые родители первоклассников! Вопрос об учебной мотивации школьников волнует многих из Вас. Ваше беспокойство понятно. Ведь от того, насколько ребёнок с самого начала своей учебной деятельности будет заинтересован в получении новых знаний, зависит его успешность и самореализация в будущей взрослой жизни. В сегодняшней статье мы поговорим о причинах, которые могут вызвать потерю интереса к учёбе.

Итак, причина первая – ребёнок привык только к игровой форме занятий. Первокласснику трудно освоить обязательный предмет, если его изучение не столь интересно, как ему бы хотелось. Многие школьники склонны получать настоящее наслаждение от занятий предметом, на котором они целиком сосредоточены. В противном случае интерес к школе у таких учеников заметно угасает уже на начальном этапе обучения. Заканчивается это тем, что любознательный по природе своей и способный ребёнок надолго попадает в разряд троечников.

Причина вторая – индивидуальные особенности психики ребёнка. Широко известно разделение детей (и взрослых) на «левополушарных» и «правополушарных». Дети с доминирующим левым полушарием мозга предпочитают пошаговый анализ получаемых знаний, которые должны поступать последовательно. Они успешно справляются с изучением материала, поступающего небольшими порциями, их внимание сосредоточено на деталях, которые только постепенно складываются в целостное представление о предмете изучения. Трудности у этих детей возникают, когда взрослый требует быстрого понимания основного смысла прочитанного текста, общего представления о решаемой задаче. Для детей с доминирующим правым полушарием мозга характерно синтезирование отдельных частей информации, поступающих одновременно. Эти дети легко постигают научные, математические, гуманитарные принципы, но иногда им бывает трудно восстановить ход своих рассуждений, они проигрывают во время проверочных работ , так как испытывают затруднения при последовательном описании того, что быстро и целостно «схватили». Если они хотят получить хорошую оценку, то им приходится просто «зубрить». Очень часто они неуверенны в себе, несмотря на ярко выраженную способность образно представлять информацию об окружающей действительности. Таким образом, если учитель не принимает во внимание то, каким способом ученик перерабатывает информацию, последний может потерять интерес к учёбе.

Причина третья – индивидуальные особенности личности ребёнка. Нервная система каждого ученика по-разному реагирует на проблему решения задачи. Активные и импульсивные дети стремятся к быстрому решению. Они тянут руку и пытаются ответить на вопрос учителя, даже не дослушав его до конца. Даже если они отвечают неправильно, учителя хвалят их за то, что они принимают активное участие на уроке. Флегматики и меланхолики, скорее, не станут выкрикивать мгновенно пришедшее на ум решение задачи, они медленно, тихо и спокойно придут к верному ответу на вопрос. Но большинству учителей импонируют более активные ученики, которых они постоянно хвалят. Однако, если дети-флегматики обычно спокойно относятся к тому, что их кто-то опередил, то дети-меланхолики теряют уверенность в том, что они когда-нибудь смогут всё сделать быстро, как холерик, и аккуратно, как хочется такому ребёнку. В результате возникающей соревновательности у детей со слабым типом нервной системы снижается самооценка.

Причина четвёртая – особенности воспитания ребёнка в семье. Если родители предъявляют жёсткие требования к поведению дошкольника (особенно до трёх лет), то в школе такой ученик воспринимает ситуации, в которые его ставит учитель, как данные, не пытается отыскать свой способ решения задач, ждёт наводящих вопросов, боясь выйти за рамки заданной ситуации. А независимые в учении дети стараются любую ситуацию интерпретировать по-своему, им нравятся проблемные и творческие задания. Взрослый может ориентироваться только на пассивную или только на активную часть детей, что тоже может стать причиной потери интереса к школе.

Причина пята я – ребёнка может не устраивать организация учебной среды, начиная от слишком большого (или малого) количества соучеников до художественных элементов оформления класса.
Мы рассказали об основных причинах, которые могут спровоцировать у первоклассника потерю интереса к учёбе. Но это далеко не полный перечень. У вашего ребёнка могут быть другие причины. Поэтому каждый конкретный случай должен быть изучен психологом и педагогом школы. Не оттягивайте свой визит к специалистам. Без их помощи вам не обойтись.

Понять и помочь

Иногда начинается все, казалось бы, с незначительных вещей, на которые родители внимания не обращают. Это может быть и медленный темп работы, и трудности запоминания букв, и неумение сосредоточиться. Что-то списывается на возраст - дескать, не привык, маленький; что-то - на воспитание; что-то - на нежелание. Так упускается очень важный момент - начало трудностей. Пока их относительно просто обнаружить, они достаточно легко и без последствий поддаются коррекции, одна трудность еще не тянет за собой другую, третью... Именно в этот момент родители должны быть не только особенно внимательны, но и готовы протянуть ребенку руку помощи, поддержать его. Чем позднее вы обратите внимание на школьные трудности, чем безразличнее будете относиться к неудачам ребенка - тем тяжелее будет разорвать их порочный круг. Постоянные неудачи настолько обескураживают ребенка, что трудности «переползают» с одного действительно трудного предмета, который плохо дается, на все остальные.

На трудности обучения письму и чтению мы обращаем особое внимание именно потому, что с них начинается серьезное отставание ребенка, потеря интереса к учебе и веры в свои силы. Если при этом наказывают учитель – двойкой (прим. - у нас начинают ставить оценки только во втором классе) и родители (порицанием или более крутыми мерами), то желание учиться пропадает надолго, а порой и навсегда. Ребенок сдается: себя начинает считать беспомощным, неспособным, а все старания - бесполезными. Теряет интерес, а значит - отставание углубляется. Психологические исследования показали, что результаты обучения зависят не только от того, способен или не способен человек решить поставленную перед ним задачу, но и от того, насколько он уверен, что сможет решить эту задачу. А если неудачи следуют одна за другой, то, естественно, наступает момент, когда ребенок сам себе говорит: «Нет, это у меня никогда не получится...» А раз никогда, то стараться незачем! Брошенное мамой или папой между прочим: «Ну какой же ты бестолковый!» - может еще больше испортить дело. И не только слово, но и просто отношение, которое вы демонстрируете (пусть ненамеренно...) укоряющим взглядом, интонацией, жестом. Тяжелый взор и крепко сжатые губы, когда вы проверяете домашнее задание, говорят ребенку порой больше громких слов. Иногда родители оправдываются: «Да я его за оценки не ругаю, но ведь не вертеться-то на уроке может?!» Дело в том, что для ребенка не столь существенно, чем вы недовольны, за что его ругаете, в чем упрекаете - за плохие оценки или за плохое поведение, за то, что вертится на уроке, или за то, что не понял, как решить пример. Смысл один - меня ругают, значит, я плохой, ни на что не гожусь, хуже всех...

Вы, наверное, уже поняли: вряд ли можно найти хотя бы двух детей, у которых абсолютно одинаковые трудности. Даже при одинаковых причинах внешний облик школьных трудностей может быть различен. Например, у детей с недостатками звуко-буквенного анализа будут при письме не только ошибки в виде замен отдельных букв, перестановок, слияния предлогов, но и плохо сформированный почерк, замедленное письмо. Кроме того, затруднено и формирование навыка чтения: дети будут «спотыкаться», переставлять и путать буквы, а значит, плохо понимать смысл фразы и текста.
Эти же причины могут затруднять и обучение математике, особенно с того момента, когда нужно будет самому прочесть и понять условие задачи.

Главное для вас - как можно раньше понять, в чем причина школьных трудностей у вашего ребенка. Если есть возможность, то лучше обратиться за советом к врачу, логопеду или психологу - для того, чтобы правильно поставить диагноз и определить методы коррекции. Если такой возможности нет, постарайтесь разобраться сами - безусловно, с помощью учителя. Но не торопитесь с выводами, внимательно наблюдайте. Очень часто весь комплекс школьных трудностей возникает словно бы и без особой причины, а просто потому, что ребенку не по силам темп и интенсивность работы класса. А в своем индивидуальном темпе ребенок прекрасно работает! Увы, у учителя на уроке далеко не всегда есть время помогать такому ребёнку и поддерживать его темп работы.

Что же могут родители, если все же появились школьные трудности?

Первое - не рассматривайте их как личную трагедию, не отчаивайтесь, старайтесь не показывать своего огорчения. Ваша главная задача - помочь ребенку. Принимайте и любите его таким, какой он есть, тогда ему будет легче и в школе.

Второе - вам предстоит длительная совместная работа (одному ребенку не справиться).

Третье - ваша главная помощь: поддерживать уверенность ребенка в своих силах, постараться снять с него чувство напряжения и вины за неудачи. Если вы заняты своими делами и урываете минутку, чтобы спросить, как дела, или отругать - это не помощь, а основа для новых конфликтов.
Интересоваться выполнением домашних заданий следует только при совместной работе. Наберитесь терпения. Работа с такими детьми очень утомительна и требует умения сдерживаться, не повышать голоса, спокойно повторять и объяснять одно и то же несколько раз - без упреков и раздражения. Типичны родительские жалобы: «Нет никаких сил...», «Все нервы вымотал...». Обычно эти занятия кончаются слезами: «Не могу сдерживаться, кричу, а то, бывает, и тресну». Понимаете, в чем дело? Не может сдержаться - взрослый, а виноват - ребенок! При этом все родители жалеют себя и никто - ребенка...

Почему-то издавна считается: если трудности в письме, нужно больше писать, если в чтении - больше читать. Но ведь эти трудные, не дающие удовлетворения занятия убивают радость самой работы! И поэтому не перегружайте ребенка тем, что у него не получается. Очень важно, чтобы во время занятий вам ничто не мешало, чтобы ребенок чувствовал - вы с ним и для него. Оставьте интересный журнал, не смотрите даже «одним глазком» телевизор, не отвлекайтесь, не прерывайте занятия для разговора по телефону или беготни на кухню.

Никогда не торопитесь заставлять ребенка выполнять задание самостоятельно. Сначала разберите все, убедитесь, что ему понятно, что и как нужно делать.

Не менее важно решить вопрос, с кем лучше работать - с мамой или папой. Мамы обычно более мягки, но у них часто не хватает терпения, да и эмоции бьют через край. Папы жестче, но спокойнее. Старайтесь избегать таких ситуаций, когда один из родителей, теряя терпение, вызывает на смену другого.

Ваше нетерпение, даже если вы не говорите при этом: «У меня больше нет никаких сил!» - уже укор для ребенка, подтверждение его ущербности. А именно этого мы договорились избегать!

Что нужно еще учитывать при приготовлении домашних заданий? Ребенок только в редких случаях будет знать, что ему задано. Но за этим нет злого умысла. Дело в том, что домашние задания даются, как правило, в конце урока, когда в классе шумно, а ребенок уже устал и не слышит учителя. Поэтому дома он совершенно искренне говорит, что им ничего не задали. Или он еще не умеет записать задание, не успевает - и стыдится в этом признаться.

Что можно сделать? Справьтесь о домашнем задании у школьного друга, расскажите ему, почему ваш ребенок не успел записать задание (это очень важно!).

При приготовлении домашних заданий постарайтесь, насколько это возможно, уменьшить объем письменных работ (механическое письмо, особенно многократное переписывание, сильно утомляют, а польза минимальная). Лучше оставьте время для специальных (коррекционных) занятий, для любимого дела и отдыха.

Общая продолжительность непрерывной работы не должна превышать 20-30 минут. И не забывайте - паузы после 20-30-минутной работы обязательны.
Не стремитесь любой ценой и «не жалея времени» (одна мама с гордостью сказала нам: «Если нужно,
то работаем до одиннадцати, а иногда и позже») сделать все домашние задания.

Не считайте зазорным попросить учителя: спрашивать ребенка только когда он сам вызывается, не показывать всем его ошибки, не подчеркивать неудачи. Постарайтесь найти контакт с учителем; ведь ребенку нужна помощь и поддержка с обеих сторон. Работайте только на положительном подкреплении: при неудачах подбодрите, поддержите, а любой даже самый маленький успех подчеркните.

Самое важное при оказании помощи ребенку - это вознаграждение, причем не только на словах. К сожалению, родители часто забывают об этом. Очень важно, чтобы родители вознаграждали ребенка не по результатам работы, которые не могут быть хорошими, а по затраченному труду. Если этого не делать, ребенок будет приступать к работе с мыслью: «Нет смысла стараться! Я все равно не получу хорошую оценку и никто не заметит моих успехов!» Вознаграждение для ребенка должно быть в конце каждой недели. Например, поход в кино, посещение зоопарка, совместная прогулка... Это приносит ему много радости и показывает: его труд тоже оценивается и вознаграждается. Только, пожалуйста, не используйте в качестве награды деньги.

Детям с трудностями в обучении необходим размеренный и четкий режим дня. Об этом подробно рассказывается в специальной статье. Надо не забывать: такие дети обычно беспокойны, несобранны, а значит, соблюдать режим им совсем не просто.

Не начинайте день с нотаций, ссоры, а прощаясь перед школой, воздержитесь от предупреждений и предостережений типа: «Веди себя хорошо», «Не вертись на уроке», «Смотри, чтобы на тебя опять не жаловались» и т. п. Встречаясь после школы, лучше сказать: «Как хорошо, что ты уже пришел, будем обедать», чем спросить традиционное: «Ну, какие у тебя сегодня отметки?»

Пожалуй, самое трудное время - вечером, когда пора ложиться спать. Родители стремятся быстрее уложить ребенка в постель, а он, как может, тянет время. Нередко это кончается ссорой, слезами, упреками, а потом ребенок долго не может успокоиться и уснуть. В таких случаях детям особенно важно расслабиться. Поэтому лучше, если папа или мама приласкает его «как маленького» и, укладывая спать, посидит рядом несколько минут, выслушает, рассеет его страхи.

Никогда не занимайтесь с ребенком школьными предметами во время каникул! (Прим. Не могу полностью согласиться с этим пунктом. Думается, что полчаса занятий ежедневно на каникулах не повредит ребёнку. Главное – чтобы занятия приносили радость или, по крайней мере, не огорчали. Нужно давать ребёнку несложные задания, с обязательным успехом в их выполнении. Помогать, но внушать, что он сам сделал. Как правило, на такие «успешные задания» во время учёбы времени не хватает.) Каникулы - для отдыха, а не для подгонки «задолженностей». Дети нуждаются в отдыхе и свободе, чтобы их неудачи забылись. Сходите все вместе в поход, отправьте ребенка к родственникам, еще что-то придумайте... Главное - сменить обстановку, чтобы ничто не напоминало детям о школе.

Итак, внимание и понимание - самая большая помощь, которую вы можете оказать ребенку. Несмотря на неудачи в учебе, он должен чувствовать поддержку дома, верить: здесь его всегда поймут. Не стоит переоценивать необходимость вашего присутствия во время приготовления уроков. Лучше все объяснить, спланировать работу, а дальше - сам. Ведь очень важен и нужен опыт именно самостоятельной работы! Не стойте над душой - этим вы только убеждаете ребенка в его беспомощности. Не делайте постоянно замечания («Не качайся на стуле!», «Не грызи ручку», «Сядь правильно!») - они отвлекают, создают ощущение дискомфорта, неуверенности. Не отрывайте от уроков вопросами и просьбами, не подгоняйте.

И «еще одно, последнее напоминание: своевременность принятых мер увеличивает шансы на успех! Если есть возможность, проконсультируйте ребенка у специалистов и выполняйте все рекомендации.
Ваше искреннее желание помочь ребенку и совместная работа обязательно принесут плоды.

Сегодня многие учащиеся не обнаруживают интереса к школьной программе, воспринимая занятия как утомительную обязаловку. Желание учиться практически полностью утрачивается к 5-7 классу, в то время как учеба сама по себе есть естественный способ человеческого существования.

Школа не тянет…

Увы, сегодня непросто найти ученика, который бы с нетепернием ждал начала учебного года, чтобы снова оказаться за школьной партой. Даже первоклашки довольно быстро разочаровываются в своем новом образе жизни, оказываясь в роли школьников. Но особенно это касается учащихся 5-7 классов – они не обнаруживают очевидного интереса к школьным дисциплинам, у них отсутствует потребность в освоении школьной программы. И хоть школа отнюдь не место, чтобы просто убивать в ней время, многие ученики воспринимают учебный процесс как утомительную обязаловку между переменами и отдыхом, когда можно поиграть в компьютерные игры, заняться спортом или любимым делом.

Школа не ассоциируется у учащихся как . У них и так все есть для этого. Отсюда и отсутствие у школьников внутренней мотивации к учебе. Будь их воля, они бы сократили учебное время наполовину. Сегодня школа утратила былую монополию на знания – благодаря Гугл и Википедии можно легко и быстро найти любую интересующую информацию. В то время как обычные школьные дисциплины вызывают у детей и подростков недоумение, как то: так ли уж необходимо знать правила правописания в эпоху его автоматической коррекции? Да, школа придерживается традиционного набора дисциплин, она консервативна.

А ведь учеба сама по себе есть естественный способ человеческого существования. Ведь самое сложное, из того, что нам приходится освоить в жизни – ходить и говорить – этому мы учимся в раннем детстве с завидным рвением и играючи. Хотя ребенок иногда должен пройти через тысячи болезненных для него моментов, пока начинает более менее связно и членораздельно говорить. Так же как и передвигаться на ногах – все это результат неукротимого желания детей учиться. Они и дальше не сдаются, пока не освоят скейтборд, компьютерную игру или не узнают все острова в Тихом океане.

Что жизнь диктует…

Игра для детей и подростков — естественный способ развития бесчисленных навыков и приобретения знаний. Проблема в том, что естественный энтузиазм в обучении снижается у детей уже в начальной школе и практически пропадает в пубертатный период. Учебные материалы, предлагаемые школой, не вызывают интерес к учебе. Потребности образования современных детей и подростков не совпадают с точкой зрения взрослых.

Человек, по природе своей не может быть запрограммирован, но обучаем. В основе своей, все мы готовы учиться, когда для нас это имеет смысл. Чтобы знания и навыки были усвоены, они должны помогать нам в решении проблемы или реализации потребности. Дети осваивают сенсорный экран потому, что на нем они могут играть в увлекательные игры, или они учатся тому, как взломать код на семейном компьютере, чтобы смотреть то, что им запрещено. А то, что не может быть использовано конкретно в их собственной среде обитания, теряет свою привлекательность. Ну кто захочет провести целые часы, практикуя обработку бумеранга или изучая санскрит? Внутренняя мотивация к обучению возникает в связи с конкретным опытом в своем собственном жизненном пространстве. Мы стремимся приобрести те или иные знания и навыки с тем, чтобы справиться с проблемами, с которыми сталкиваемся в нашей повседневной жизни. Все это ребенок имеет возможность освоить и вне школы.

Код доступа

Тем не менее, есть и другие мотивы для учебы. Знания и навыки также рассматриваются как культурные коды сообщества. И тот, кто может воспроизвести свои знания и имеет аналогичные навыки, характерные для значимого сообщества, сам относится к этой группе людей. Это знание и мастерство часто не имеет никакой связи с повседневной жизнью, но является одним из условий доступа к соответствующий круг посвященных . И подростки интуитивно осваивают что-либо, дабы не оказаться изгоями той группы сверстников, принадлежность к которой для них ценна. Будь то футбольный клуб, музыка или мода.

Так же и в начальной школе дети учатся и потому, что они хотят быть частью класса – «дети учатся, потому что весь класс стремится к одной цели», — так объясняет этот вид социально-психологической мотивации швейцарский психолог Аллен Гуггенбюль (Allan Guggenbuehl). А учебный материал выполняет и функцию «социального клея». Причем, здесь важна роль учителя — если он сможет реализовать эту функцию учебного материала – то класс, как говорится, у него в кармане, так как он сможет мотивировать к учебе и тех, кому учебный материал по своему содержанию не интересен. Интеграция очень разных детей из разных культур и с разными талантами является основной задачей начальной школы.

На сегодняшний же день в приоритете оказалась учебная программа как таковая. Что является следствием господствующей тенденции нормирования, выражающейся в ошибочном убеждении, что каждый ребенок может все выучить, главное найти к нему индивидуальный подход. На самом деле, чтобы задействовать дополнительную мотивацию в обучении, школе необходимо выработать больше терпимости к инаковости. «В каждом классе могут быть и более слабые ученики, с более низкой успеваемостью, но все равно они учатся лучше, когда класс охвачен общей целью, — продолжает Гуггенбюль. Важно, чтобы дети учились ориентироваться в классе, чтобы узнать себя, и проявили интерес к групповым ценностям и своего коллектива».

Учет гендерных различий

Резервом повышения интереса к учебе несомненно оказывается учет гендерных различий учащихся. В том числе и особенностей психической конституции девочек и мальчиков. Совместное обучение, безусловно, — верный выбор, но не абсолютно во всех отношениях. В частности, девочки и мальчики должны иметь разную сетку часов в расписании, например, по таким дисциплинам, как физкультура и языки.

«К мальчикам должны быть применены иные критерии дисциплинированности и с ними надо обсуждать иные темы, чем с девочками. В организации учебного процесса в школе должен реализовываться не идеологический, а прагматический подход — утверждает Гуггенбюль. – «это очень странно, когда у более половины школьников-мальчиков диагноз дефицита внимания и концентрации, поведенческого или во время чтения. Это скандальное недоразумение». Складывается впечатление: если ребенок не выдержал норматив по успеваемости, то он объявляется больным и плохо успевающим, и соответственно изгоем в классе. Это указывает на серьезные недостатки системы школьного образования.

Ценность отношений

Еще одна причина желания что-то узнать кроется в нашем стремлении к отношениям. Нам необходимы значимые персоны, на которых мы ссылаемся, с которыми мы находимся в более тесном эмоциональном контакте. Мы проявляем интерес друг к другу, фантазируем о других, неизбежно строим определенные ожидания и конфликтуем. Для детей и подростков, помимо членов семьи, чрезвычайно важное значение имеют наставники, люди, которые готовы в них инвестировать свое время и энергию.

Учащиеся больше выкладываются в школе, если у них возникает контакт с учителем. То есть, интерес к предмету у ученика инициируется за счет этого контакта. Дети быстро научаются распознавать, когда учитель доволен ими или чем может быть раздражен. Интерес к предмету может возникнуть, потому что ученик дорожит партнерскими отношениями с учителем. Поэтому преподаватель должен обладать достаточной внутренней свободой и временем, чтобы проявиться как личность для своих учеников. О таких учителях обычно говорят — «с чудинкой».

Обыденность скучна

Существует еще одна причина, почему у учащихся возникает интерес к учебе. Речь идет о стремлении к необычному . Американский психолог Джоан Лукариелло (Joan Lucariello) подвергла анализу спонтанную речь учащихся. То, о чем они охотно говорят без указаний со стороны их родителей и учителей. Вывод был очевиден: событиях и проблемы, выходящие за грани повседневности – безумства, неожиданности, непристойности или насилие. Обыденность не привлекала особого внимания, она скучна. Психологическая причина того: наше мышление активизируется, когда мы сталкиваемся с чем-то неординарным . Что и привлекает наше внимание. По этой причине мы, взрослые, смотрим новостные передачи. И если бы в них рассказывали только о повседневных, нейтральных событиях, их рейтинг упал бы до нуля. Подростки очень быстро осознают, что от них требует учебная программа, и могут утратить интерес к ней.

Интерес к учебному материалу возрастает, если он в какой-то части непривычен и воспринимается не только как обычная часть учебной программы. С позиции ученика, учитель должен быть не только медиатором учебного материала, но и транслировать живой интерес к окружающему миру, к загадкам и парадоксам бытия. То есть быть наставником. Школа как социальный институт сегодня прирастает лишь стараниями педагогов, способных заинтересовать учеников, раскрыться перед ними как личность, и устанавливая контакт с ними, людьми нового поколения, понимая их интересы, увлечения и переживания, быть с ними на одной волне, убежден Гуггенбюль. Словом те, кто в состоянии задействовать у своих учеников все резервы повышения внутренней мотивации к учебе .

Естественно, что такой учитель сможет состояться (и не один, а множество) только тогда, когда система образования строится на соответствующей концепции, и государство готово ее финансировать.

Светлана Александрова Линс

В работе над этой статьей были использованы публикации Аллена Гуггенбюля.

____________________________________________________
Активная ссылка на журнал при перепечатке обязательна.

Понравилось? Подписывайтесь на журнал прямо сейчас:

назад к выпуску

Наступило первое сентября, ребенок пошел в школу. Это его самый первый звонок и первый урок. Вас переполняет гордость, ведь он уже так вырос и стал самостоятельным.

Он так долго ждал и готовился к этому праздничному дню. В первый раз идет в школу с таким удовольствием, а значит, и учиться будет хорошо. Родители тоже рады и думают, что им не придется переживать из-за учебы.

Проходит несколько месяцев или год и все надежды родителей на хорошую учебу терпят крах. Ребенку перестают нравиться школьные занятия. Зачастую такое происходит при переходе во второй класс. Возрастает нагрузка, учителя начинают больше требовать от детей. Ведь нужно освоить большее количество материала. Иногда ребенок теряет интерес к учебе уже через 3-4 недели посещения школы. В некоторых случаях проблемы начинаются в классе пятом или шестом, хотя до этого никаких проблем не было.

Причины, по которым дети не хотят учиться

Основной причиной, из-за которой пропадает желание учиться, часто становится отсутствие мотивации. Во время очередного скандала ваш ребенок начинает задавать вопрос: «Зачем мне сдалась эта учеба?». Он не может понять, зачем столько времени отдавать неинтересным школьным заданиям. Ведь так хочется поиграть с друзьями или в компьютер, посмотреть телевизор. В основном так ведут себя дети в младших классах.

Это происходит из-за того, что дети до 13 лет, в силу своего возраста, не строят планы на будущее. Они еще не понимают, что повзрослеют, что надо будет поступать в институт и выбирать профессию. Малыши думают, что родители будут постоянно заботиться о них. Обычно с возрастом это проходит. Подростки тоже могут потерять интерес к учебе. Происходит это по одной простой причине - они видят как люди, имеющие высшее образование, живут в нищете. При этом те, кто не отличается высоким интеллектом, имеют и деньги, и успех.

А может, проблема в окружении

Есть вероятность, что проблема может заключаться в окружении вашего ребенка. Может, у него не очень хорошие отношения с одноклассниками. Дети могут быть достаточно жестокими по отношению к другим. Возможно, вашего ребенка дразнят или даже бьют те, кто посильнее. В наших современных школах может быть ситуация, когда старшеклассники издеваются и забирают деньги у тех, кто младше и слабее. Жертва, как правило, никому из взрослых об этом не рассказывает.

Кроме конфликта с одноклассниками, отношения могут не сложиться и с учителем. Как правило, в младших классах большинство предметов ведет один педагог. Ребенок оказывается заложником ситуации. Он находится практически в постоянном стрессе. От этого может пострадать и психика ребенка. Но не во всем виновата школа. Очень сильно на поведение детей влияет ситуация в семье. Может таким способом ребенок просто протестует против ваших методов воспитания?

Одна из причин - это усталость

От занятий можно устать не только физически, но и интеллектуально. Проще всего восстановить физические силы, надо только полноценно питаться и хорошо высыпаться. Хуже обстоят дела с интеллектуальной или эмоциональной усталостью. Возможно, придется обратиться за помощью к специалисту. Психолог сможет разобраться в проблеме и решить ее.

Родители хотят, чтобы их ребенок был самым умным, самым лучшим учеником в классе и при этом посещал еще и несколько кружков. Из-за этого может случиться эмоциональное и умственное истощение. Бывает, что и дети, особенно девочки, хотят быть лучшими, самыми умными. Чтобы добиться своей цели они постоянно занимаются. Первое время все выходит, но в один прекрасный момент все меняется, ухудшается психическое состояние. Память становится хуже, материал не запоминается, снижается концентрация внимания.

Дети, привыкшие побеждать, очень тяжело переносят свою невозможность быть первыми. У них снижается общая самооценка. Родители, вместо того чтобы поддержать, начинают критиковать. Все это вместе психически давит на ребенка, он не видит смысла стараться и укрепляется во мнении о своей бездарности. У преуспевающих школьников пропадает всякое желание учиться.

Выше рассмотрены самые распространенные причины, из-за которых дети теряют интерес к учебе. Что могут сделать родители? Прежде всего, стоит поговорить со своим ребенком, не критикуя его, и выяснить, почему сложилась такая ситуация. Если произошел эмоциональный срыв, то единственно правильное решение - это обращение к специалисту. Психолог поможет скорректировать мотивацию. В случае, когда произошел конфликт с одноклассниками или с учителем, просто переведите ребенка в другое учебное заведение. Не оставляйте своего ребенка один на один с проблемой. Помогите ему изменить мнение о сложившейся ситуации. Ваше понимание и доверие помогут ему все осознать и попробовать что-то изменить.

От современных детей часто можно услышать, что они не хотят и не любят ходить в школу и учиться, причем не только от тех, кто учится плохо, но и от хорошистов и отличников. Не удивительно, что родители очень часто задаются вопросом “Как мотивировать ребенка к учебе?”

Вопрос о том, кто должен создавать правильную мотивацию у ребенка сложный. Кто-то считает, что этим должны заниматься учителя, кто-то – что школьный психолог, третье мнение – прививать у детей любовь к учебе должны родители, есть и те, кто не придает значения тому, хочет или не хочет ребенок учиться – «Надо!».

Любящие, внимательные и заботливые родители редко задаются вопросом «Кто должен мотивировать?», чаще это вопрос «Как замотивировать ребенка?». А это сделать не всегда легко.

Мотивация – побуждение к действию. Мотив – это образ материального или идеального объекта, который «направляет» на себя действия человека, то есть формирует мотивацию.

Мотивация может быть:

  • внешней (обусловленной внешними обстоятельными, не связанными с мотивом) или внутренней (связанной с содержанием мотива);
  • положительной (если стимул мотивации позитивный) или отрицательной (если стимул негативный).

Не всех дошкольников и школьников приходится мотивировать и прививать любовь к учебе, есть дети любознательные от природы .

Такие детки любят читать книги и смотреть познавательные передачи. Эту любознательность в них нужно поддерживать и подпитывать, но при этом следить, чтобы ребенок не только учился, но и играл в подвижные игры, общался со сверстниками, отдыхал.

Учеба в ее классической форме (за партой, читая учебники и решая в тетрадке задачки) чаще всего проигрывает в конкуренции с играми на компьютере или прогулками в развлекательном центре. И не только потому, что дети неприлежные ученики, а еще и по причине особой организации учебного процесса. Не всякий учитель старается интересно, креативно и ярко проводить уроки.

Не любят учиться слишком активные, инициативные, не приемлющие авторитетов, креативные, опережающие или наоборот отстающие в развитии дети, и те, которые попросту избалованы.

Создать у ребенка правильную мотивацию можно только привив ему любовь к познанию . Такая мотивация является внутренней и положительной. Также к такого рода мотивации относится:

  • удовольствие от самого процесса обучения,
  • стремление к успеху,
  • позитивное общение с одноклассниками и учителями,
  • понимание необходимости учебы для жизни.

Но некоторые родители прибегают к отрицательной и/или внешней мотивации :

  • сверх-важность отметок,
  • учеба – вынужденный долг,
  • материальное или иное вознаграждение за хорошую учебу,
  • избегание наказаний за плохие отметки,
  • престиж, лидерство и другие позиции «над» в классе.

Для формирования такого рода мотивации используются уловки, обещания, обман, запугивание и даже физическое наказание.

Нельзя сказать, что приемы вроде «Будешь хорошо учиться, купим тебе планшет» или «Учись хорошо, иначе получишь у меня!», не работают. Они работают, но явно не во благо ребенку: он начинает учиться прилежнее, но не потому, что ему хочется, не по собственной воле, а с целью принести хорошую оценку, чтобы заполучить «приз» или избежать наказания.

В первом случае ребенок учится манипулировать людьми ради собственной выгоды и ценить материальные блага выше духовных, во втором – формируется установка на избегание неудач и повышенная тревожность.

Причины нежелания учиться

Мотивировать приходится и дошкольников, готовя их к школе, и детей, которые уже учатся, так как у них периодически наблюдается потеря интереса к учебе. Есть мнение, что старшеклассники должны уже сами уметь создавать у себя правильную мотивацию. Конечно, подросток на это способен, но ему тоже важно участие и поддержка родителей.

Чаще всего мотивация пропадает после продолжительных летних каникул, когда ребенок болен или переутомился, но бывают и иные причины.

Самые распространенные причины , почему ребенок не хочет учиться:

  • трудности в общении или конфликты в классе, с детьми из других классов, с преподавателями;
  • в приоритете у ребенка альтернативное занятие (увлечение, хобби, дополнительное образование);
  • безучастность родителей (не помогают ребенку с уроками, не интересуются школьной жизнью);
  • гиперопека родителей (делают уроки за ребенка и требуют полного отчета о том, как прошел день в школе).

Вышеперечисленные причины, можно отнести к разряду внешних факторов . Устранить их можно совершив некоторые активные действия или поступки:

  1. Если ребенок боится учителя, потому что он слишком строгий или по какой-то причине занижает оценки, потребуется беседа с эти учителем или с директором.
  2. Если существует конфликт с одноклассниками, его придется решить мирным путем либо перевести ребенка в другую школу.
  3. Если проблема во внешкольных увлечениях, нужно разобраться какого они характера. Одно дело прогуливать уроки, задерживаясь в художественной школе, а другое – часами играть в компьютерные «стрелялки».
  4. Если проблема в поведении родителей, нужно либо научиться больше внимания уделять ребенку, либо наоборот, давать ему больше свободы и самостоятельности.

Кроме внешних, существуют внутренние причины потери интереса к учебе:

  • страхи,
  • комплексы,
  • психологическая травма,
  • неуверенность в себе,
  • ошибки мышления,
  • «запретные» чувства и прочее.

Например, есть дети, которые имеют предубеждение против учебы: учеба – бессмысленное занятие, получаемые в школе знания не пригодятся в жизни. С такой установкой даже самый покладистый, любознательный, старательный ученик может потерять интерес к учебе.

Ситуация бывает и более глубокой. Например, если в семье случилось несчастье, а ребенок в это время был в школе, у него возникает страх что подобное повториться снова.

Внутреннюю причину нежелания учиться можно установить в доверительной беседе. Ребенок сам ее назовет, главное не упустить этот момент.

Если причина нежелания ребенка учиться глубоко внутри, подпитывается страхами и негативными установками, следует обратиться за консультацией к школьному или детскому психологу .

Мало кто знает, но мотивация к обучению, то есть овладению новыми знаниями и навыками заложена в людях генетически . Человек в древности, научаясь чему-то новому, искренне радовался этому. И в наши дни, как в давние времена, когда удается решить сложную задачку или найти ответ на волнующий вопрос, в организм выбрасываются гормоны счастья.

Зависимость от радости познания может стать настолько сильной, что сроднится с наркотической. Почему же мало кто стремится к такому «полезному наркотику» как учеба?

Дети, которые ходят в школу, потому что «Надо!» и учатся «для галочки», не имеют цели что-то изучить, поэтому не радуются результатам обучения. Мотивированный ребенок рад учиться, поэтому добьется больших успехов, сохраняя живой интерес.

Детям нравится те предметы, которые им интересны , которые они хотят познавать. Таких занятий ждут, и они пролетают за одну секунду. На нелюбимых занятиях приходится скучать , а время, как назло, тянется медленно.

Отсюда первая рекомендация для родителей: чтобы повысить мотивацию ребенка, нужно ему объяснить, что все предметы пригодятся в жизни , даже самые неинтересные и нелюбимые. Слова лучше подкреплять примерами из жизни. Например, рассказать ребенку, который не хочет учить физику, о том, что знания ее законов не раз спасали жизни людей и привести пример.

Вторая рекомендация: снизить значимость оценок . Важны не оценки, а знания. Ребенок должен это понимать, но в тоже время помнить – все знать невозможно. Поэтому какие бы оценки ребенок не получал, и какое бы количество знаний ему не удалось усвоить – главное не это, а то старается он или нет.

Чтобы ребенок хотел учиться, нужно замечать и отмечать его любые, даже самые незначительные успехи и достижения . Это третья рекомендация родителям. Так можно не только стимулировать ребенка стремиться к знаниям, но и раскрыть или развить в нем таланты.

Ругать за плохие отметки или за то, что школьнику никак не дается какой-то предмет бессмысленно, от этого он не станет лучше учиться, а вот уверенности в себе и в том, что родители его любят, поубавится.

Четвертая рекомендация: поддерживать комфортную психологическую атмосферу в семье . Дети очень чувствительны. Они много не знают, но все ощущают. Ребенок чувствует, что между родителями разлад, даже если они не ругаются у него на глазах. Что и говорить о громких ссорах и скандалах! Не менее сложная ситуация когда возникают конфликты у самого ребенка с одним из родителей или всей семьей. Когда в семье есть проблемы, ребенку не до учебы.

Никогда не сравнивать ребенка с другими детьми , знать и уважать его особенности – пятая рекомендация. Что важнее: оправданные надежды родителей или счастье ребенка, его уверенность в себе, здоровье? Школьник растет психологически благополучным человеком, у него формируется адекватная самооценка, когда знает, что родители его принимают таким, какой он есть и любят, тогда он стремится стать еще лучше.

Чтобы создать положительную внутреннюю мотивацию на учебу у дошкольника , нужно заранее прививать ему любовь к познанию. Занятия по подготовке к школе должны проходить в игровой форме: включать игры, танцы, конкурсы, разминки, лепку, рисование, сказку, эксперименты и многие другие приемы и методики, позволяющие сделать процесс обучения увлекательным .

Для диагностики мотивации дошкольников и школьников психологами разработано несколько методик, которыми можно воспользоваться самостоятельно. Например: анкета школьной мотивации Лускановой, методика определения ведущих мотивов учения Байер, тест «Мотивационная готовность к школьному обучению» Венгера и другие.

Если Вы хотите глубже изучить тему учебной мотивации, рекомендуем изучить литературу:

  1. Ш. Ахмадуллин, Д. Шарафиева “Мотивация детей. Как мотивировать ребенка учиться”
  2. Э. Галински “Я сам! Или как мотивировать ребенка на успех”
  3. Дж. Дирксен “Искусство обучать. Как сделать любое обучение нескучным и эффективным”
  4. Н. Титова “Как мотивировать одним словом. 50 приемов НЛП”
  5. А. Вербицкий, Н. Бакшаева “Психология мотивации студентов”
  6. Л. Петерсон, Ю. Агапов “Мотивация и самоопределение в учебной деятельности” (для педагогов и психологов)
  7. В. Королева “Стиль педагогической деятельности и мотивация младших школьников” (для педагогов и психологов)