Школьная зрелость под школьной зрелостью. Оценка школьной зрелости. Методика оценки школьной зрелости

2.6. Школьная зрелость

Готовность детей к обучению в школе – школьная зрелость
определяется физическим и психическим развитием, состоянием здоровья, уровнем умственной работоспособности Под готовностью ребенка к систематическому обучению понимают тот уровень морфологического, функционального и психического развития, при котором требования обучения не будут являться для него чрезмерными и не приведут к нарушению его здоровья.

Определение степени готовности детей, поступающих в школу, является одной из мер сохранения здоровья и предупреждения неуспеваемости, оно должно проводиться в два этапа: первое – в октябре-ноябре года предшествующего поступлению ребенка в школу;
повторное – в апреле-мае перед поступлением в школу. В настоящее время имеется целый ряд методов своевременной и правильной оценки уровня функциональной зрелости детей. Исследования показали, что в 6,5 лет «школьно-незрелых» детей насчитывается 32 %, к 7 годам – 13 %, к 8 годам – 2 %. Одним из наиболее распространенных тестов для оценки школьной зрелости является тест Керна в модификации Ирасека. Он включает 3 задания:

1) рисование мужской фигуры (она должна иметь голову, на которой нарисованы волосы (возможны шапка или шляпа), шею, соединяющую голову с туловищем, на лице – глаза, нос, рот; конечности, руки должны заканчиваться пятью пальцами. Одежда должна иметь признаки мужской одежды);

2) графическое копирование фразы из трех коротких слов (ей дан чай);

3) срисовывание 10 точек, расположенных в форме пятиугольника.

Каждое задание оценивается баллом от 1 (наивысшая оценка)
до 5 (наихудшая оценка). Сумма оценок за все три задания дает общий балл. У зрелых детей сумма составляет 3–5 баллов, у среднезрелых – 5–9 баллов, у незрелых детей – 10 и более баллов.

Эти задания дают общее представление об уровне психического развития ребенка, о его глазомере и способности к подражанию, степени развития координационных движений, способности к целенаправленному действию. Степень школьной зрелости, определяемая по этому тесту, хорошо коррелирует со степенью зрелости по соматическим показателям. Установлено, что между физическим и умственным развитием детей существует определенная закономерность. Изменение пропорций тела служит относительным показателем биологической зрелости и физической готовности детей к обучению в школе, поэтому нередко используется тест Филиппинера (суть теста сводится к тому, что ребенок через голову кончиками пальцев должен коснуться мочки противоположного уха и закрыть ухо ладошкой). К пяти годам пальчики ребенка только приближаются к уху, к семи годам он закрывает ухо (тест положителен).

Детям, не готовым к обучению в школе, рекомендуется комплекс коррекционных упражнений, которые должны проводить с ними
родители и воспитатели дошкольных учреждений.

Начальный период обучения в школе достаточно труден для всех детей. Обычно адаптация достигается к середине первого полугодия, но могут быть исключения (укорочение или удлинение этого периода). Своевременная подготовка ребенка к школе облегчает период адаптации.

Готовность ребенка к школе.

Понятие "школьная зрелость"

Каждый новый этап в жизни ребенка – поступление в ясли, переход из яслей в детский сад, начало обучения в школе – связан для него со сложным комплексом непривычных переживаний. Приспособление, адаптация к ним порой сопряжены с немалыми трудностями.

Особое значение имеет начало школьной жизни . О степени адаптации ребенка к требованиям школы врачи судят по его утомляемости, успеваемости, состоянию здоровья. Несомненно, что первые дни обучения в школе вызывают трудности у всех детей. Непривычный режим, стремление как можно лучше и быстрее выполнить задания учителя может даже стать причиной снижения веса ребенка. Часть детей довольно быстро – в течение первой четверти преодолевают неблагоприятные изменения со стороны различных функциональных систем организма, их физиологические показатели улучшаются, работоспособность повышается. Эти дети успешно учатся без ущерба для здоровья. У других детей процесс привыкания к школе затягивается на более длительное время – нередко на весь учебный год и даже дольше.

В чем же причины затрудненной адаптации детей к начальной школе? Одной из них специалисты считают несоответствие функциональных возможностей детей требованиям школы. И дело здесь не только в уровне умственного развития. Нередко при нормальном развитии интеллекта у детей отмечается временное отставание в развитии других функций, которые очень важны для успешной учебы. В связи с неравномерным темпом развития различных систем детского организма и особенностей условий жизни дети одного хронологического возраста могут иметь значительные индивидуальные различия в уровне функциональной готовности.

Причиной школьной незрелости ребенка , как правило, является комплекс неблагоприятных социальных и биологических факторов.
Более 100 лет назад были предприняты первые попытки определить готовность детей к обучению, или, как часто сейчас говорят, “школьную зрелость”. Недостаточная “школьная зрелость”, или функциональная неготовность к обучению в школе, чаще всего связывается не с общим, а с частичным отставанием в развитии, касающимся тех функций, которые испытывают напряжение в процессе учебы. Прежде всего, это касается развития психики ребенка, быстроты и прочности создания условных связей, лежащих в основе обучения.

Успешно справиться с учебной нагрузкой ребенок может лишь в том случае, если он обладает способностью анализировать и синтезировать полученную информацию, иметь достаточно высокий уровень развития второй сигнальной системы, иначе говоря, восприятия речи. Существенное значение для успешного освоения школьной премудрости имеют развитие речи самого ребенка, отсутствие у него дефектов звукопроизношения. Важен и такой фактор, как произвольная регуляция психической деятельности.

На начальном этапе школьного обучения наиболее слабым звеном в психической регуляции является контроль выполнения поставленной перед ним задачи, отвлекаемость на посторонние раздражители. Слишком велика еще зависимость от непосредственных влияний окружающего мира, ребенку очень трудно предвидеть результаты своего труда. Взрослые нередко расценивают это как непослушание, хотя ребенок далеко не всегда отклоняется от заданных инструкций из-за нежелания следовать им.

Он просто еще не умеет, не знает, как удержать себя от не одобряемых взрослыми действий. Наука "властвовать собой" часто представляется непосильной задачей, поскольку анатомическая и функциональная готовность лобных отделов мозга, которые отвечают за эту деятельность, только-только оформляется к семи годам жизни.

Очень важны способность тормозить на определенное время высокую двигательную активность, столь свойственную детям, умение сохранять необходимую рабочую позу. А для освоения письма и рисования необходимы развитие мелких мышц кисти и координация движений пальцев рук.
"Незрелые" дети часто становятся неуспевающими. Причем нередко это неуспевание в учебе растягивается на несколько лет. Но если бы "школьная зрелость" вызывала у детей лишь отставание в учебе, то эта проблема так и осталась бы педагогической. Между тем у этих детей, особенно у тех, кто ценой чрезмерного напряжения старается выполнить требования школы, страдает здоровье: они чаще болеют, у многих формируется невроз, страх перед школой и нежелание учиться. Чтобы предотвратить такую ситуацию, необходимо прогнозировать готовность ребенка к обучению еще до его поступления в школу.

Более 20 лет назад ученые-гигиенисты разработали специальные диагностические приемы, которые позволяют с высокой степенью точности судить о том, насколько ребенок готов к обучению в школе. Особую актуальность они получили тогда, когда встал вопрос о приеме в школу детей 6-летнего возраста.

Готовность к обучению в начальной школе неразрывно связана с общим уровнем развития организма. Специалисты, которые занимались диагностикой готовности к школе, установили, что среди детей 6-летнего возраста количество “незрелых“ весьма велико – почти половина. Год, отделяющий 6-летнего ребенка от 7-летнего, очень важен для его развития. В этот период, как правило, происходит значительный скачок в психическом и физическом развитии малышей. И, как показали специальные исследования, в возрасте 6,5 лет “незрелых” детей намного меньше – 23–30%, а среди 7-летних – 10–15%.

В современной ситуации проблема “школьной зрелости” вновь обострилась. Это связано:

· во-первых, с уменьшением числа первоклассников, посещавших до поступления в школу дошкольные образовательные учреждения;

· во-вторых, с утратой единых образовательных программ в ДОУ и отсутствием современных образовательных стандартов, ориентированных на развитие и коррекцию школьно­необходимых функций (утрата преемственности);

· в-­третьих, со значительным ухудшением состояния здоровья детской популяции, снижением функциональных возможностей детей;

· в-­четвертых, с усложнением учебных требований, предъявляемых школой. Кроме того, несмотря на существующее требование об обязательном тестировании уровня школьной зрелости поступающих в первый класс детей, проводится оно чаще всего тогда, когда есть конкурс на зачисление ребенка в школу, при приеме в те учебные заведения, где программы обучения , как правило, отличаются большей сложностью.

Между тем результаты гигиенических исследований показали, что среди современных детей 7-го года жизни школьно­незрелые составляют более 40%, что в 3 раза больше количества таких детей в 70-е годы и в 2 раза больше, чем в 80-е годы. Причем среди мальчиков таких детей значительно больше, чем среди девочек (48,6 против 28,6%). Эти результаты были отмечены среди детей, посещающих ДОУ. Полагаем, что среди детей, не посещающих детский сад, их число будет выше.

Успешное начало и продолжение школьного обучения невозможны без достаточного уровня речевого развития. В норме правильным звукопроизношением всех звуков дети овладевают к 5–6 годам. При этом исследования, проведенные в 44 массовых детских садах Санкт-Петербурга, показали, что дефекты звукопроизношения имели место у 52,5% детей 6–7 лет. Слуховая дифференциация звуков была нарушена у 10,5% детей, фонема тический анализ слов был недоступен 25% обследованным, словарный запас отставал от возрастной нормы у 21,5%, т. е. у каждого пятого ребенка. Ко всему следует добавить, что у 45,8% детей оказались несформированными зрительно­-пространственные представления, которые определяют усвоение графических образов букв. Подводя итог проведенному исследованию, можно отметить, что примерно половина детей, поступающих в первые классы общеобразовательных школ, не готова к началу систематического изучения русского языка ввиду явного отставания в речевом развитии. Аналогичные данные о том, что среди детей 7-го года жизни 50% не готовы к школьному обучению, приводят и нейропсихологи.

В настоящее время существуют разнообразные тесты, с помощью которых оценивается наличие определенных характеристик, свидетельствующих об умственных и физических возможностях детей обучаться в условиях школы. Среди них есть и довольно простой, так называемый филиппинский тест (оценка способности ребенка достать через голову правой рукой левое ухо). Он основан на том, что "школьная зрелость" наступает, как правило, одновременно с полуростовым скачком – увеличением интенсивности роста конечностей (в первую очередь рук).

Таким образом, весьма несложная для проведения процедура тестирования уровня "школьной зрелости" позволяет медицинской сестре или педагогу получить достаточно ясное представление о готовности будущего первоклассника к систематическим учебным занятиям. Между тем в арсенале медицинских работников есть утвержденная Минздравом России методика для определения функциональной готовности к обучению. В ее основу положены психофизиологические критерии, отобранные на основании исследования развития уровня функций и тесно связанные с успеваемостью, работоспособностью и динамикой состояния здоровья детей в 1-м классе.

Определение готовности детей к обучению в начальной школе осуществляется в дошкольном учреждении или в детской поликлинике (если ребенок не посещает детский сад). Мы рекомендуем проводить диагностику “школьной зрелости” дважды. Первый раз в октябре – ноябре года, предшествующего поступлению в школу. Эта диагностика является одним из фрагментов углубленного медицинского осмотра детей (плановой диспансеризации). Таким образом, у дошкольников, у которых выявлено отставание в развитии школьно­необходимых функций (например, моторика, речь), есть необходимый резерв времени для проведения коррекционных мероприятий. Если у ребенка имеются дефекты звукопроизношения, ему рекомендуются занятия у логопеда . Наличие стойкого дефекта речи у ребенка 4–5 лет является основанием для направления его в логопедическую группу детского сада. Эффективность коррекционных занятий, если они начинаются в этом возрасте, значительно выше, чем у детей 6 лет.

Тем, у кого недостаточно развита координация движений пальцев рук, преодолеть это отставание помогут систематические занятия рисованием, лепкой, конструированием. Установлено, что больше всего различий в степени "школьной зрелости" у мальчиков и девочек регистрируется в уровне развития моторики. Как уже было показано выше, девочки гораздо успешнее выполняют тесты, требующие достаточно высокого уровня развития моторных функций. У них, как правило, лучше координация движений пальцев рук. Поэтому в школе у девочек меньше проблем с выполнением письменных работ, у них обычно лучше почерк.

Повторная диагностика (в апреле – мае) позволяет окончательно сформировать мнение о готовности ребенка к обучению в школе. По разным причинам описанный выше порядок определения уровня готовности ребенка к обучению в школе применяется далеко не всегда. Однако реалии сегодняшней жизни таковы, что довольно много 6летних детей садится за парты. Это связано со многими причинами, в т. ч. и с тем, что продолжительность обучения в начальной школе увеличена сейчас до 4 лет. Согласно современному законодательству ребенок может быть принят в 1-й класс, если к началу учебного года ему исполнилось не менее 6 лет 6 месяцев, и даже ранее. Однако гигиенисты уверены в том, что 6-летние дети (до 6,5 лет) могут быть приняты в школу, учебно-воспитательный комплекс или любое другое образовательное учреждение, реализующее программы начального обучения, только в том случае, если учреждение располагает необходимыми условиями для организации обучения таких детей. Минобрнауки России прилагает усилия для того, чтобы адаптировать школы для обучения "шестилеток", но наши наблюдения показывают, что необходимые требования для их обучения не столь просто соблюдать. Речь идет о сокращении продолжительности урока, организации динамической паузы в середине учебного дня, постепенном наращивании учебной нагрузки (ступенчатый режим обучения в начале учебного года), обеспечении дневного сна и трехразового питания для тех, кто остается в школе на продленный день, и др. Таких школ на сегодняшний день очень мало. Между тем следует помнить, что "незрелость" не может быть причиной отказа приема ребенка для обучения в школе. В этом случае ответственность за его здоровье несут родители.

Школьная незрелость

неготовность ребенка к адекватной адаптации к школьным требованиям, причинами которой выступает несоответствие степени созревания определенных мозговых структур, нервно-психических функций условиям и задачам школьного обучения. Определение школьной незрелости совпадает с конкретным возрастом – моментом поступления ребенка в школу. В этот период происходит активное анатомо-физиологическое созревание организма на уровне как мозговых структур, так и тканей и органов. Повышается физическая выносливость, хорошо развиты крупные мышцы, несколько отстают в развитии мелкие. Основные свойства нервных процессов практически приближаются по своим функциональным характеристикам к свойствам взрослых людей. Появляется способность к стабильному произвольному управлению своим поведением, планированию и программированию действий. Возрастает функциональное значение второй сигнальной системы, слово приобретает обобщающее значение, сходное с тем, какое оно имеет у взрослых людей.

Недостаточная функциональная зрелость потенциально обусловливает риск как с точки зрения усвоения программы, так и с точки зрения низкой работоспособности, недостаточности произвольной регуляции поведения и повышенной заболеваемости.

Признаками школьной незрелости выступают: а) быстрое пресыщение интеллектуальными нагрузками при сохранении активности в игровых формах обучения, б) отсутствие интереса к отвлеченным (абстрактным) понятиям, в) недостаточное понимание пространственных отношений, г) преобладание внешних (игровых) мотивов деятельности, д) отсутствие познавательных и учебных интересов. Дети, страдающие школьной незрелостью, неадекватно оценивают условия школьной ситуации и дисциплинарные требования, часто совершают действия, не имеющие отношения к уроку, испытывают затруднения в управлении своими действиями, подчинении своей активности требованиям учебной ситуации. В зависимости от степени выраженности школьной незрелости, можно выделить общую школьную незрелость – неготовность к школьному обучению в целом и специфическую , подразумевающую незрелость определенной сферы психического развития (интеллектуальную, эмоционально-волевую, мотивационную) к выполнению функциональных нагрузок школьного обучения.

Школьная незрелость определяется детерминацией двух основных факторов: пограничной интеллектуальной недостаточностью и незрелостью эмоционально-волевых свойств личности ребенка. При этом ведущим фактором является незрелость эмоционально-волевой сферы, по-разному сочетающаяся с интеллектуальной недостаточностью. Неустойчивое внимание, повышенная истощаемость и другие отклонения в регуляции произвольных форм деятельности препятствуют нормальному протеканию познавательных процессов.

При правильной организации обучения у детей со школьной незрелостью к 10 годам значительно уменьшаются признаки интеллектуальной недостаточности, а в 66 % случаев наступает полная компенсация пограничной интеллектуальной недостаточности и ликвидация школьной неуспеваемости. В то же время незрелость эмоционально-волевых свойств личности в дальнейшем, особенно в сочетании с эмоциональной неустойчивостью органического или возрастного характера, может прогрессировать, нередко сменяясь личностной дисгармонией и завершаясь формированием акцентуаций характера преимущественно демонстративного, неустойчивого или возбудимого типа. В классном коллективе дети со школьной незрелостью эмоционально-волевого типа часто оказываются в роли непринимаемых или изолированных, что также способствует формированию дисгармонии личностного развития школьника, снижению учебной мотивации, образованию проблем в обучении и воспитании так называемого «вторичного круга».

Психодиагностические методики, использующиеся для определения степени функциональной готовности к обучению в школе (С. Н. Костромина, 2008):

1) для диагностики словесно-логического мышления методика Замбацявичене (модифицированный для детей 6–7 лет тест Амтхауэра) и наглядно-образного мышления «Лабиринт» Д. Б. Эльконина или методика Д. Векслера;

2) для диагностики уровня развития памяти методика «10 слов»;

3) для диагностики уровня развития произвольности методика «Графический диктант» Д. Б. Эльконина, умения действовать по образцу методика «Домик» (субтест из теста Керна – Йирасека), умения ориентироваться на систему требований методика «Узор» Л. И. Цеханской;

4) для диагностики темпа деятельности и особенностей работоспособности теппинг-тест Ильина (адаптированный для детей 6–7 лет).

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ГИ) автора БСЭ

Из книги Петербург в названиях улиц. Происхождение названий улиц и проспектов, рек и каналов, мостов и островов автора Ерофеев Алексей

ШКОЛЬНАЯ УЛИЦА C 1901 года эта улица проходила от Шишмаревского до Серебрякова переулка и называлась 7-й линией Новой Деревни. Параллельно существовали еще два наименования – Новая и 3-я Гусева улица. 1-й Гусевой была современная Дибуновская улица, 2-я Гусева или просто

Из книги Англия. Билет в одну сторону автора Вольский Антон Александрович

Из книги Справочник школьного психолога автора Костромина Светлана Николаевна

Дезадаптация школьная совокупность признаков, свидетельствующих о несоответствии социопсихологического и психофизиологического статуса учащегося требованиям ситуации школьного обучения, овладение которой по ряду причин становится затруднительным или, в крайних

Из книги автора

Психический инфантилизм (личностная незрелость) отставание в развитии личности, выражающееся в сохранении черт более младшего возраста: несамостоятельность, повышенная внушаемость, постоянное стремление к получению удовольствия, преобладание игровой мотивации,

Из книги автора

Тревожность школьная постоянно или ситуативно проявляемое обучающимся состояние повышенного беспокойства, ощущение страха и угрозы в ситуациях, связанных с обучением (например, контрольные работы, экзаменационные испытания, повышенная эмоциональная или физическая

Из книги автора

Школьная неуспешность различные отклонения в учебной деятельности школьника, которые либо напрямую, либо опосредованно связаны с успеваемостью учащегося.Можно выделить три варианта школьной неуспешности: «общее и глубокое отставание в учении» (18,1 % от всех

Из книги автора

Школьная фобия невротическое состояние, сопровождающееся симптомами расстройства здоровья, которые возникают перед посещением школы и позволяют уклониться от нее. Внешне это состояние похоже на проявление школьной тревожности и симптомы девиантного поведения

Тема: «Комплексная диагностика уровня функционального

развития ребенка. Готовность к обучению в школе»

    Критерии готовности детей к обучению в школе. Школьная зрелость.

    Комплексная диагностика уровня функционального развития ребенка.

    Ведущие факторы риска неготовности к школьному обучению.

1. Критерии готовности детей к обучению в школе. Школьная зрелость.

Подготовка детей к школе - задача комплексная, многогранная, охватывающая все сферы жизни ребенка. Ребенок к школе должен быть зрелым не только в физиологическом и социальном отношении, но и достичь определенного уровня умственного и эмоционально-волевого развития.

Школьная зрелость – это уровень морфологического, физиологического, психического и социального развития, который обеспечивает детям возможность справляться с требованиями систематического обучения.

Чтобы ребенок мог успешно учиться в школе и выполнять свои обязанности, он к моменту поступления в школу должен достичь определенного уровня физического и психического развития, так называемой школьной зрелости.

Выделяют две группы критериев готовности детей к обучению в школе: медицинские и психолого-педагогические.

Медицинские критерии:

1. Уровень физического развития.

2. Уровень биологического развития.

3. Состояние здоровья.

Психолого-педагогические критерии:

1. Степень психосоциальной зрелости.

2. Уровень умственной работоспособности.

3. Выполнение монометрического теста.

4. Чистота звукопроизношения.

5. Уровень школьной зрелости и уровень интеллекта по тестам Керна-Ирасека и Векслера.

6. Уровень восприятия, памяти, мышления.

В связи с неравномерностью процесса роста и развития не все дети (6-летние и 7-летние) готовы к обучению в школе. Некоторые из них в силу индивидуальных психофизиологических особенностей трудно адаптируются к новым условиям, лишь частично справляются (а иногда и не справляются вовсе) с режимом работы и учебной программой. Поэтому важно заранее определить степень готовности ребенка к школе и помочь ему в преодолении трудностей на начальном этапе обучения.

    Комплексная диагностика уровня функционального развития ребенка.

Физическое развитие означает совокупность морфологических и функциональных свойств организма, характеризующих процесс его роста и созревания. Физическое развитие организма подчиняется биологическим законам и отражает общие закономерности роста и развития.

При определении физического развития ребенка, как правило, берут наиболее стабильные показатели состояния организма, которые можно зафиксировать с наибольшей точностью простыми методами. Так, длина тела служит суммарным показателем пластических процессов, происходящих в организме. Менее стабильный показатель - масса тела , но она отражает развитие костно-мышечного аппарата, внутренних органов, жировой клетчатки. Окружность грудной клетки характеризует развитие грудных и спинных мышц, функциональное состояние грудной полости.

Наряду с определением признаков физического развития целесообразно исследовать некоторые функциональные показатели: частоту сердечных сокращений, артериальное давление, жизненную емкость легких, мышечную силу рук. Установлено, что физическое развитие в значительной степени определяет работоспособность детей, в том числе и умственную работоспособность.

На физическое развитие оказывает влияние, прежде всего, правильно организованное физическое воспитание. При сниженной двигательной активности мышечный аппарат, сердечно-сосудистая и дыхательная системы работают без достаточной нагрузки и, не получая систематической тренировки, даже на незначительные физические усилия отвечают ценой перенапряжения, что может привести к стойким расстройствам их функции. Кроме того, сниженный двигательный режим способствует отклонениям в физическом развитии в сторону избыточной массы тела.

Для оценки двигательного режима обычно определяют общую продолжительность двигательной активности за период бодрствования. В соответствии с рекомендациями она должна составлять не менее 50% времени бодрствования.

Показатели состояния здоровья детей и их физического развития тесно взаимосвязаны. Тщательное наблюдение за состоянием здоровья ребенка необходимо для того, чтобы выявить малейшие отклонения в состоянии здоровья на самых ранних стадиях, своевременно оказать ребенку необходимую помощь и полностью оздоровить к моменту перехода в школу. На основании комплекса признаков (наличие или отсутствие хронического заболевания, уровень функционального состояния основных систем организма, частота заболеваний, уровень физического и нервно-психического развития) определяет группу здоровья.

К 1 группе относятся здоровые дети с хорошими функциональными показателями, нормальным физическим развитием. Вторую группу составляют тоже здоровые дети, но имеющие более низкие показатели мышечной силы, жизненной емкости легких, с небольшими отклонениями со стороны зрения, речи, осанки и часто болеющие. К 3-4 группам относят детей, которые имеют какие-либо хронические заболевания.

Одним из критериев готовности ребенка к школе является также характер речепроизношения, отражающего функцию сложного речедвигательного аппарата. Становление речи связано также с функцией слухового анализатора. Наличие дефектов произношения затрудняет обучение и расценивается как неготовность к школе

У детей, имеющих отклонения в работе зрительного анализатора , могут быть затруднения в овладении чтением, рисованием, письмом. Именно в возрасте 5-7 лет заканчивается формирование совместного зрения двумя глазами, обеспечивающее пространственное восприятие предметов. Уровень зрительного восприятия детей определяет скорость запоминания и адекватное воспроизведение считываемого с доски и учебника текста, уровень зрительного самоконтроля. А уровень слухового восприятия определяет понимание ребенком на слух читаемого и диктуемого текста. Комплексное восприятие показывает уровень мыслительной деятельности школьников, уровень их интеллекта. И если к моменту обучения у ребенка достаточно хорошо развиты зрительный и слуховой анализаторы, то и сам процесс обучения будет проходить гораздо эффективнее.

Овладение навыками письма для младших школьников представляет немало трудностей. Графические движения осуществляются мелкими мышцами кисти руки, которые к началу школьного обучения бывают недостаточно развитыми и окрепшими. Кроме того, кисти руки ребенка присущи от рождения хватательные движения, и поэтому для начертания букв нужно, прежде всего, “переучить” кисть, вернее, научить правильно держать карандаш и передвигать кисть по тетради. Для дошкольников такая работа трудна и утомительна. Созреванию мышечно-связочного аппарата кисти, совершенствованию движений способствуют занятия по ИЗО, трудовые операции, особенно работа с тканью, деревом, игры-мозаики, конструкторы.

Чтобы определить, в какой мере ребенок овладел навыками быстрых и точных движений кисти руки, используется тест “Вырезание круга”. На карточке изображен толстой линией круг диаметром 30 мм, разделенный на 8 секторов. Вокруг него имеются 3 больших и 3 маленьких по диаметру круга, изображенные тонкой линией на расстоянии 1 мм друг от друга. Вырезается основной круг. Работа должна быть выполнена за 1 минуту. При этом должно быть вырезано не менее 6\8 круга и отклонений не более 2-х раз.

Тест считается невыполненным, если для выполнения потребовалось более 1 минуты и при большом количестве ошибок.

Важным дополнением к сведениям о “школьной зрелости” являются представления об умственной работоспособности детей и ее динамике в процессе обучения, характеризующие функциональные состояния центральной нервной системы.

При изучении умственной работоспособности у дошкольников рекомендуется пользоваться фигурными таблицами.

Оценка выполненного задания проводится по объему (количеству просмотренных фигур за определенный промежуток времени) и качеству работы (количеству допущенных ошибок в пересчете на 100 просмотренных знаков).

Для определения готовности ребенка к обучению в школе широкое распространение получил ориентировочный тест школьной зрелости Керна-Ирасека , который дает представление об уровне психического развития, степени зрелости моторики, мышления и др. Это метод чаще используется для оценки уровня развития школьно-необходимых функций. Он включает 3 задания: рисование фигуры человека по представлению, графическое копирование фразы из письменных букв и срисовывание точек в определенном пространственном положении. Каждое задание оценивается баллом от 1 (наилучшая оценка) до 5 (наихудшая оценка).

Детей с результатом 15 баллов необходимо рекомендовать к дальнейшему медико-педагогическому обследованию. “Школьнозрелыми” считаются дети, получившие в сумме за выполнение 3-х заданий данного теста 3-5 баллов, “среднезрелыми” - 6-9 баллов и “незрелыми” - 10 и более баллов.

Итак, ребенок считается готовым к школьному обучению, если по физическому и биологическому развитию он соответствует паспортному возрасту или опережает его, не имеет медицинских противопоказаний, набрал большое количество баллов за беседу психосоциального характера, 3-9 баллов за тест Керна-Ирасека и имеет положительный результат за выполнение других проб. Исследование предусматривает оздоровление дошкольников и коррекцию школьно-необходимых функций. Поэтому его следует проводить два раза в год (в начале и в конце года).

Дети с отклонениями в здоровье, отстающие по уровню зрелости, с недостаточно сформированными психомоторными функциями, имеющие дефекты речи, составляют группу риска неготовности к обучению в школе. Если отставание, определяемое за год до школы, сохраняется к началу учебного года, необходимо отсрочить поступление в школу, оставив ребенка в детском саду еще на год.

Во многих школах сегодня проводят специальные беседы и тестирования, чтобы выявить готовность ребёнка к обучению в первом классе. Как правило, это делается при отборе наиболее подготовленных ребят в спецшколу. Многие специалисты называют это пагубной практикой, так как этот отбор часто «вешает ярлык» на ребёнка: «этот умнее», «этот глупее», «этого в класс с ускоренной программой, а этого - в класс выравнивания, чтобы подтянулся до нормы».

Собеседование даёт возможность определить, насколько ребёнок подготовлен к школьной жизни, прогнозировать его успехи. Хотя, конечно, эта оценка часто субъективна и зависит не только от действительной готовности ребёнка к школе, но и от того, что в обстановке собеседования дети теряются, не успевают уложиться в срок, отвлекаются или не могут сосредоточиться.

Собеседование с будущими первоклассниками происходит примерно следующим образом:

1. Назови свою фамилию, имя, отчество.

2. Назови фамилию, имя, отчество мамы, папы.

3. Ты девочка или мальчик? Кем будешь, когда вырастешь, тётей или дядей?

4. У тебя есть сестра, брат? Кто старше?

5. Сколько тебе лет? Сколько будет через год? Через два?

6. Сейчас день или утро?

7. Когда ты завтракаешь - вечером или утром? Обедаешь - утром или днём? Что бывает

раньше - обед или ужин?

8. Где ты живёшь? Назови свой домашний адрес.

9. Кем работает твой отец, мать?

10. Ты любишь рисовать? Какого цвета этот карандаш (ленточка, платье)?

11. Какое сейчас время года? Почему ты так считаешь?

12. Когда можно кататься на коньках - зимой или летом?

13. Почему снег бывает зимой, а не летом?

14. Что делает почтальон, врач, учитель?

15. Зачем нужны звонок и парта в школе?

16. Ты сам (сама) хочешь пойти в школу?

17. Покажи свой правый глаз, левое ухо. Для чего нужны уши?

18. Каких животных ты знаешь?

19. Каких птиц ты знаешь?

20. Кто больше - корова или коза? Птица или пчела? У кого больше лап: у собаки или у петуха?

21. Что больше: 8 или 5? 7 или 3? Посчитай от 3 до 6. От 9 до 2.

22. Что нужно сделать, если нечаянно сломаешь чужую вещь?

Оценка ответов.

За правильный ответ на все подвопросы одного вопроса ребёнок получает 1 балл (за исключением контрольных вопросов). Ребёнок может получить по 0,5 балла за правильные, но неполные ответы на подвопросы пункта. Правильными считаются ответы, соответствующие поставленному вопросу. «Папа работает инженером. У собаки лап больше, чем у петуха». Неверными считаются ответы: «Маму зовут Таня. Папа работает на работе».

К контрольным заданиям относятся вопросы 5, 8, 15, 22. Они оцениваются так:

5 - сколько лет - 1 балл, если в ответе указываются года с учётом месяцев – 3 балла.

8 - полный домашний адрес с названием города - 2 балла, неполный - 1.

15 - за каждое правильно указанное применение школьной атрибутики - 1 балл.

22 - за правильный ответ - 2 балла.

Пункт 16 оценивается совместно с пунктами 15 и 17. Если в п.15 ребёнок набрал 3 балла и дал положительный ответ на п.16, то в протоколе отмечается положительная мотивация к обучению в школе (общая сумма баллов должна быть не менее 4).

Оценка результатов беседы:

25 - 29 баллов: ребёнок считается школьно-зрелым.

20 - 24 балла: средняя зрелость.

15 - 19 баллов: низкий уровень психосоциального развития.

Также у ребёнка попытаются выяснить, хочет ли он идти в школу и что его там привлекает.

Ему могут задавать такие вопросы:

1) Если бы было две школы - одна с уроками русского языка, математики, чтения, пения, рисования и физкультуры, а другая только с уроками пения, рисования и физкультуры, - в какой из них ты бы хотел учиться?

2) Если бы было две школы - одна с уроками и переменками, а другая только с переменками и никаких уроков, в какой из них ты бы хотел учиться?

3) Если бы было две школы - в одной можно вставать только с разрешения учительницы и поднимать руку, если ты хочешь что-то спросить, а в другой можно делать на уроке всё, что хочешь, в какой из них ты бы хотел учиться?

4) Если бы было две школы - в одной ставили бы за хорошие ответы пятёрки и четвёрки, а в другой давали бы сладости и игрушки, в какой из них ты бы хотел учиться?

5) Если бы в классе у вас заболела учительница, и директор предложил бы её заменить другой учительницей или мамой, кого бы ты выбрал?

6) Если бы было две школы - в одной задавали бы уроки на дом, а в другой нет, в какой из них ты бы хотел учиться?

7) Если бы мама сказала: «Ты у меня ещё совсем маленький, тебе трудно вставать, делать уроки. Останься в детском саду, а в школу пойдёшь на будущий год», согласился бы ты с таким предложением?

8) Если бы мама сказала: «Я договорилась с учительницей, что она будет ходить к нам домой и заниматься с тобой. Теперь тебе не придётся ходить по утрам в школу», согласился бы ты с таким предложением?

9) Если бы твой друг (подружка) спросил, что тебе больше всего нравится в школе, что бы ты ему ответил?

Для обследования уровня речевого и мыслительного развития ребёнка используются такие методики, как ассоциации. Скажем, ребёнку называют слово «дерево» и просят назвать слово или слова, которые приходят ему на ум. Как правило, будущих первоклассников просят составить предложения или рассказы по картинкам. Малышу предлагают несколько картинок, связанных единым сюжетом. Картинки перепутывают между собой и просят малыша разложить их по порядку и рассказать по этим картинкам, что произошло.

При выполнении этого задания происходит сложная аналитико-синтетическая работа. Выявляется понимание главного, способность к установлению связей между явлениями, в том числе и причинно-следственные связи. Рассказ по картинке характеризует речь ребёнка (произношение, словарный запас, умение грамотно строить предложения). Учитывается также наблюдательность.

Чтобы определить, в какой мере ребёнок овладел навыками быстрых и точных движений кисти руки, используются методики, наподобие теста «Вырезание круга». На карточке изображён толстой линией круг диаметром 30мм, разделённый на 8 секторов. Вокруг него имеются три больших и три маленьких по диаметру круга, изображённые тонкой линией на расстоянии 1 мм друг от друга. Вырезается основной круг. Работа должна быть выполнена за 1 минуту. При этом должно быть вырезано не менее 6/8 круга и допускается отклонений не более 2-х раз. Тест считается невыполненным, если для вырезания потребовалось более 1 минуты и при большом количестве ошибок.

    Ведущие факторы риска неготовности к школьному обучению.

Тема готовности ребенка к школе в отечественной психологии своими корнями уходит в труды Л.С. Выготского и восходит к трудам основоположников отечественной психологии Л.И. Божович, А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина.

Интересен исторический аспект этой проблемы. Впервые вопрос о готовности детей к началу школьного обучения возник в конце 40-х годов, когда было принято решение о переходе к обучению с 7-летнего возраста (Ранее обучение начиналось в 8 лет!). Именно тогда перед учеными был поставлена проблема анализа сформированности необходимых умений и навыков, уровня определенных сторон развития ребенка. Именно с той поры не проходит незатухающий интерес к определению готовности ребенка к регулярному обучению. Второй всплеск интереса возникает на следующей ступени понижения возраста поступления в школу: 1983 год – знаменитое решение об обучении с шести лет. И снова перед обществом ставится вопрос о зрелости ребенка, сформированности предпосылок учебной деятельности. Учение проникает все «дальше и дальше» в дошкольные учреждения в виде формирования навыков чтения, письма, устного (и не только устного) счета. Параллельно с этим педагогическая наука решает не менее важный тесно связанный с «готовностью» вопрос о преемственности дошкольного и начального школьного образования. Д.Б. Эльконин, А.Л. Венгер, Н.И. Гуткина, М.М. Безруких. И в наше время интерес к проблеме не затихает. И весь этот «разноцветный» и, в общем-то, разнородный ворох проблем, в конце концов, сводится к единой проблеме: уровню готовности современного ребенка к началу регулярного обучения в школе.

Проблема готовности ребенка и детской популяции в целом к началу школьного обучения рассматривалась в течение последнего десятилетия практически всеми авторами, работающими в «детстве». Написано огромное количество книг, статей, сборников и справочников, предложено несчетное количество методик исследования уровня готовности ребенка к обучению в школе.

Позиции большинства авторов можно объединить в следующем: основной причиной так называемой неготовности ребенка к школе является: «низкий уровень функциональной готовности (так называемая «школьная незрелость»), т.е. несоответствии степени созревания определенных мозговых структур, нервно-психических функций задачам школьного обучения». Проявления подобной незрелости разные авторы видят в различных проявлениях деятельности ребенка, но в целом их можно сгруппировать следующим образом:

Низкий уровень развития отдельных функций или групп функций : от несформированности зрительно-моторных координаций, проблем развития мелкой моторики, до незрелости логических форм мышления;

Низкий уровень развития мотивационно-волевой сферы , в том числе недостаточное развитие произвольности функций, начиная с проблем произвольного внимания и запоминания - до проблем произвольной регуляции поведения;

Низкий уровень социальной зрелости , т.е. несформированность «внутренней позиции школьника», наличие коммуникативных проблем (трудности общения) и т.п.

Безусловно, многими в той или иной степени уделяют внимание таким характеристикам деятельности ребенка как темп и особенности работоспособности . Однако при подобном понимании особенностей развития ребенка речь идет лишь о феноменологическом уровне анализа специфики формирования высших психических функций ребенка.

Во всех исследованиях, несмотря на различие подходов, признается факт, что эффективным школьное обучение будет только в том случае, если первоклассник будет обладать необходимыми и достаточными для обучения качествами, которые в процессе обучения развиваются и совершенствуются. Причем основным смыслообразующим элементом этих качеств является состояние аффективно-потребностной и мотивационно-волевой сферы ребенка, понимаемой как «внутренняя позиция школьника», умение ориентироваться на систему правил в работе, умение слушать и выполнять инструкции взрослого, работать по образцу и некоторые другие. Во многих работах основной упор делается на роль общения в развитии ребенка (в различных сферах отношения к взрослым, сверстникам, самому себе) и овладение произвольностью поведения как одну из предпосылок учебной деятельности в начальной школе.

Особую социальную и педагогическую значимость имеет внедрение в систему образования специальных организационных форм активной дифференцированной помощи детям, испытывающим трудности в усвоении программ обучения, в адаптации к социальным требованиям общества в условиях дошкольного и школьного учреждений.

По данным различных исследователей, количество таких детей в дошкольном возрасте достигает до 25%, среди учащихся общеобразовательной школы - 20 - 30% от детской популяции младшего школьного возраста.

Следует отметить, что увеличение числа таких детей отмечается во всем мире, и проблема трудностей в обучении стала одной из наиболее актуальных психолого-педагогических проблем.

Одним из ведущих признаков этого состояния является незрелость эмоционально-волевой сферы , из-за чего такие дети в шестилетнем возрасте не способны к длительным (в течение 30 - 35-минутного занятия или урока) волевым усилиям и сосредоточенности. По клиническим данным, у большинства детей с трудностями в обучении отмечаются признаки слабо выраженной органической недостаточности ЦНС.

Своевременная психолого-медико-педагогическая помощь таким детям в дошкольном возрасте является необходимой предпосылкой их успешного обучения и воспитания.

Доказано, чем раньше начинается коррекционная работа с ребенком, тем эффективнее оказывается ее результат. Однако пока коррекционно-развивающие занятия с детьми, испытывающими трудности в усвоении дошкольной программы, ведутся в весьма ограниченных масштабах в немногочисленных специальных детских садах и группах для детей с задержкой психического развития при массовых дошкольных учреждениях.

Отсутствие в настоящее время широкой сети хорошо налаженной консультативно-диагностической службы приводит к тому, что родители и педагоги образовательных учреждений не могут получить квалифицированную помощь в решении проблем, препятствующих успешному обучению ребенка. В общеобразовательной школе открываются различного вида компенсирующие классы: адаптации, здоровья, интенсивного развития, индивидуализированного обучения и т.д.

Опытно-экспериментальная работа, проводимая Институтом коррекционной педагогики на протяжении четырнадцати лет, позволила разработать и апробировать организационные формы и содержание обучения, способствующего подготовке к школе пяти-шестилетних детей, укреплению их физического здоровья, коррекции негативных особенностей их развития.

Руководящей идеей при определении стратегий и технологий обучения и воспитания детей указанной категории является идея профилактики и ранней коррекции отставания в развитии.

Весна - время определять школьную зрелость ребенка

Каждый новый этап в жизни ребенка - поступление в ясли, переход в детский сад, начало обучения в школе - доставляет малышу множество переживаний. Период адаптации зачастую сопряжен с немалыми трудностями.

Что ждет ребенка в первые дни обучения в школе

Особое значение для ребенка имеет начало школьной жизни. О степени адаптации первоклассника к школьным требованиям врачи судят по его утомляемости, успе-ваемости и состоянию здоровья. Первые дни обучения в школе вызывают трудно-сти у всех детей. Непривычный режим, стремление как можно лучше и быстрее выполнить задания учителя могут повлечь за собой даже снижение веса ребенка.

Часть детей довольно быстро, в течение первой четверти, преодолевает трудности, связанные с неблагоприятными изменениями различных функциональных систем организма, физиологические показатели быстро стабилизируются, работоспособ- ность повышается. Эти первоклассники успешно учатся без ущерба для здоровья. Однако у другой части детей процесс привыкания к школе затягивается на более длительное время, нередко на весь учебный год и даже дольше. Каковы причины болезненной адаптации детей к школе?

Одной из наиболее важных специалисты считают несоответствие функциональных возможностей детей требованиям школы. И дело не только в уровне умственного развития. Нередко при нормальном развитии интеллекта у детей отмечается вре- менное отставание в развитии других функций, столь важных для успешной учебы. В связи с неравномерным темпом развития систем детского организма и особен- ностями условий жизни уровень функциональной готовности детей одного хроноло- гического возраста может значительно различаться. Причиной школьной незрелости ребенка, как правило, является комплекс неблагоприятных социальных и биологических факторов.

Что такое школьная зрелость

Первые попытки определить готовность детей к обучению были предприняты более ста лет назад. Школьная зрелость (более точное определение - функциональная готовность к обучению в школе) - это не что иное как необходимый уровень разви- тия у ребенка соответствующих функций (школьно-необходимых), позволяющий первокласснику без ущерба для здоровья, нормального развития и без чрезмерно- го напряжения справляться с учебой в школе.

Недостаточная школьная зрелость, или функциональная неготовность к обучению в школе, чаще всего определяется не общим, а частичным отставанием в развитии функций, которые задействуются в процессе учебы. Прежде всего, это касается раз- вития психики ребенка, быстроты и прочности условных связей, лежащих в основе обучения. Успешно справляться с учебной нагрузкой ребенок может лишь в том случае, если он обладает способностью анализировать и синтезировать получен-ную информацию, имеет достаточно высокий уровень развития второй сигнальной системы, т. е. восприятия речи.

Существенное значение для успешного освоения школьной премудрости имеет развитие речи ребенка, отсутствие у него дефектов звукопроизношения. Трудно переоценить значение и такого фактора, как произвольная регуляция психической деятельности.

На начальном этапе школьного обучения наиболее слабым звеном в психической регуляции является контроль выполнения поставленной задачи, отвлекаемость на посторонние раздражители. Слишком велика зависимость от влияния окружающе- го мира, ребенку еще трудно предвидеть результаты своего труда. Взрослые неред- ко расценивают это как непослушание, хотя ребенок далеко не всегда отклоняется от заданных инструкций из-за нежелания им следовать. Он просто еще не умеет, не знает, как удержать себя от неодобряемых взрослыми действий.

Наука «властвовать собой» ча сто представляется непосиль ной задачей, поскольку анато мическаяифункциональная готовностьлобныхотделов мозга, которые отвечают за эту деятельность, только-только оформляется к семи годам жизни.

Важны способность тормозить на определенное время высокую двигательную ак- тивность, столь свойственную детям, и умение сохранять рабочую позу. Для освое- ния письма и рисования необходим определенный уровень развития мелких мышц кисти, координация движений пальцев рук.

Если бы недостаточная школьная зрелость вызывала у детей лишь отставание в учебе, то эта проблема считалась бы педагогической. Однако у учеников, особенно у тех, кто ценой чрезмерного напряжения старается выполнить требования школы, страдает здоровье: они чаще болеют, у многих формируются невроз, страх перед школой и нежелание учиться. Для того чтобы избежать подобного развития собы- тий, необходимо прогнозировать готовность ребенка к обучению еще до его поступления в школу.

Готовность современных дошкольников к школе

В настоящее время проблема школьной зрелости вновь актуальна. Это связано и с началом обучения детей в 6 лет, и с уменьшением количества первоклассников, по- сещавших дошкольные образовательные организации, и со значительным ухудше-нием состояния здоровья детской популяции, снижением функциональных возмож- ностей детей, и с усложнением учебных требований, предъявляемых школой. Кроме того, несмотря на требование об обязательном тестировании уровня школьной зре- лости поступающих в первый класс детей, проводится оно чаще всего тогда, когда есть конкурс на зачисление ребенка в школу, при приеме в учебные заведения, где программы обучения, как правило, повышенной сложности.

Как показали результаты гигиенических исследований, среди современных детей 7-го года жизни школьно-незрелые составляют более 40%, что втрое больше коли-чества таких детей в 1970-е годы и вдвое - чем в 1980-е годы. Причем среди маль-чиков таких детей значительно больше, чем среди девочек (48,6% против 28,6%). Эти результаты были получены при обследовании детей, посещающих ДОО. Пола- гаем, что среди дошкольников, не посещающих детский сад, их количество будет значительно больше.

Среди детей 6-летнего возраста количество «незрелых» весьма вели-ко - почти половина. Год, отделяющий 6-летнего ребенка от 7-летнего, очень важен для его развития. В этот период, как правило, происходит значительный скачок в психическом и физическом развитии малышей.

Успешное начало и продолжение школьного обучения невозможно, если не обеспечен достаточный уровень речевого развития. В норме правильным звукопроизношением всех звуков дети овладевают к пяти-шести годам. Между тем исследования, проведенные логопедами в 44 массовых детских садах Санкт- Петербурга, показали, что дефекты звукопроизношения имели место у 52,5% детей шести-семи лет. Слуховая дифференциация звуков была нарушена у 10,5% до- школьников, фонематический анализ слов был недоступен 25% обследованным, словарный запас отставал от возрастной нормы у 21,5%, т. е. у каждого пятого ре- бенка. У 45,8% детей оказались несформированными зрительно-пространственные представления, которые определяют усвоение графических образов букв. Таким образом, примерно половина детей, поступающих в первые классы общеоб- разовательных школ, не готова к началу систематического изучения русского языка ввиду отставания в речевом развитии.

Данные о том, что половина детей семилетнего возраста не готовы к школьному обучению, приводят и нейропсихологи.

Диагностика готовности ребенка к школе

С помощью разнообразных тестов оценивается наличие определенных характери-стик, свидетельствующих об умственных и физических возможностях обучения в школе. Среди них есть и довольно простой, так называемый филиппинский тест (оценка способности ребенка достать через голову правой рукой левое ухо). Мето-дика основана на том, что школьная зрелость наступает, как правило, одновремен- но с полуростовым скачком-увеличением интенсивности роста конечностей (в пер- вую очередь рук).

Таким образом, несложная для проведения процедура тестирования уровня школь- ной зрелости позволяет медицинской сестре или педагогу получить достаточно яс-ное представление о готовности будущего первоклассника к систематическим учебным занятиям. В то же время в арсенале медицинских работников есть утверж-денная Министерством здравоохранения методика для определения функциональ- ной готовности к обучению. Она изложена в методическом пособии «Организация медицинского контроля за развитием и здоровьем дошкольников и школьников на основе массовых скрининг-тестов и их оздоровление в условиях детского сада, школы», М.,1993. В основу методики положены психофизиологические критерии, отобранные по итогам исследования развития уровня функций и тесно связанные с успеваемостью, работоспособностью и динамикой состояния здоровья детей в 1-м классе.

Готовность детей к обучению в школе определяется в детском дошкольном учреж-дении или в детской поликлинике (если ребенок не посещает детский сад). Мы ре-комендуем проводить диагностику школьной зрелости дважды. Первый раз в октябре - ноябре года, предшествующего поступлению в школу. Эта диагно-стика - один из фрагментов углубленного медицинского осмотра детей (плановой диспансеризаций). Таким образом, у дошкольников, которые отстают в развитии школьно-необходимых функций (например, связанных с моторикой, речью) есть не- обходимый запас времени для проведения коррекционных мероприятий. Если у ребенка имеются дефекты звукопроизношения, ему рекомендуются занятия у логопеда. Наличие стойкого дефекта речи у ребенка 4-5 лет является основанием для направления его в логопедическую группу детского сада. Эффективность кор- рекционных занятий, если они начинаются в этом возрасте, значительно выше ана- логичных занятий с 6-летними.

Детям, у которых недостаточно развита координация движений пальцев рук, прео-долеть это отставание помогут систематические занятия рисованием, лепкой, кон-струированием. Установлено, что больше всего различий в степени школьной зре-лости у мальчиков и девочек регистрируется в уровне развития моторики. Как уже было отмечено, девочки успешнее выполняют тесты, требующие высокого уровня развития моторных функций. У них, как правило, лучше координация движений пальцев рук. Поэтому в школе у девочек меньше проблем с выполнением письмен- ных работ, у них обычно лучше почерк. Повторная диагностика (в апреле - мае) позволяет окончательно сформиро- вать мнение о готовности ребенка к обучению в школе. По разным причинам описанный порядок определения уровня готовности ребенка к обучению в школе соблюдается далеко не всегда. Однако реалии жизни таковы, что довольно много 6-летних детей садится за парты.

Незрелость ребенка не может стать причиной отказа в приеме в школу. Но в этом случае ответственность за его здоровье несут родители.

Исследования, последних лет убедительно показывают, что начало школьного обучения ранее 7 лет сопровождается комплексом неблаго приятных факторов. Недостаточный уровень развития высших психи-ческих функций препятствует успешной учебной деятельности ребен- ка, что, в свою очередь, отрицательно сказывается на взаимоотношениях со сверстниками и создает психологический и эмоциональный дискомфорт, снижает уровень учебной мотивации. А самое главное - показатели состояния здоровья у этих детей на протяжении всего периода школьного обучения хуже, чем у их одно- классников, поступивших в школу в 7 лет и старше.

М.И.Степанова, д-р мед. наук, зав. лабораторией НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦЗД РАМН

З.И.Сазанюк, канд. мед. наук, вед. науч. сотрудник НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦЗД РАМН