Сможет ли и захочет ли Трамп улучшить отношения США и России? Основные тенденции развития российско–американских отношений

  • Внешние ссылки откроются в отдельном окне О том, как поделиться Закрыть окно

Правообладатель иллюстрации AFP Image caption Дружба врозь?

4 марта 1933 года избранный президент США Франклин Рузвельт, вступая в должность, обещал принять ключевые антикризисные законы в течение 100 дней. С тех пор этот срок стал традиционным моментом подведения первых итогов пребывания у власти.

Как указывают наблюдатели, Дональд Трамп за 100 дней ни одного из главных своих обещаний не выполнил. Впрочем, не исключено, что ему просто не хватило времени.

В числе несбывшихся ожиданий - потепление в российско-американских отношениях.

В 2016 году республиканский кандидат Владимиру Путину.

"Медовый месяц" закончился, толком не начавшись. Да и был ли он вообще?

Что случилось? И, главное, чего ждать от будущего?

Этому был посвящен приуроченный к 100 дням легислатуры Трампа "круглый стол" американских и российских экспертов в московском отделении клуба "Валдай".

Заявленная тема звучала так: "Отношения США и России при администрации Трампа: возможности и ограничения". В результате разговор шел в основном об ограничениях.

Смысл выступлений свелся к тому, что отношения вернулись на советско-американский уровень, и в обозримом будущем на нем останутся.

Метаморфоза Трампа

Программный директор Российского Совета по международным делам Иван Тимофеев пошутил, что в прошлом году количество американистов в Москве, как минимум, утроилось.

Исследования внешней и внутренней политики Соединенных Штатов Америки, выключая российско-американские отношения, являются одним из центральных направлений современной науки о международных отношениях, а сама эта политика продолжает оставаться во многом системообразующим элементом современной мировой политики. США остаются и еще будут оставаться относительно долгое время самым сильным государством современного мира – единственной сверхдержавой, превосходящей все остальные страны по агрегированным показателям силы, имеющей глобальное военное и политико-дипломатическое присутствие и играющее центральную роль в глобальном политическом, военно-политическом и экономическом управлении. Более того, с учетом относительно ослабления США в последние годы, провала их попытки выстроить глобальную гегемонистскую систему и продлить «момент однополярности», а также с учетом появления и быстрого усиления новых незападных центров силы (прежде всего Китай) именно «американский вопрос» - способность США найти для себя новое место в новой международной системе – будет оставаться решающим для международных отношений первой половины XXI в., для выстраивания нового международного порядка как такового.

Российско-американские отношения также сохраняют и будут сохранять свою значимость как для Москвы и Вашингтона, так и для системы международных отношений в целом. США и Россия остаются ядерными сверхдержавами и основой стратегической стабильности в мире. От их сотрудничества или соперничества в конечном итоге зависит состояние международной безопасности в ее наиболее важном аспекте – отношения между ядерными державами, перспективы режима нераспространения ядерного оружия. От характера российско-американских отношений во многом зависят позиции России в мире и ее отношения со странами и регионами, где сосредоточены важнейшие российские интересы – Европа, Восточная Азия, постсовесткое пространство. В свою очередь, от сотрудничества или соперничества США и Россией зависит реализация ряда жизненно важных американских приоритетов – Иран, Афганистан, проблематика нераспространения ядерного оружия. За время президентства в США Барака Обамы именно Россия стала единственным подлинно успешным направлением внешней политики США среди их отношений с другими великими державами.

Вместе с тем, большая часть российских исследований внешней политики США и российско-американских отношений находится в рамках парадигмы, не соответствующей меняющемуся месту России и США в современном мире и тем вызовам, угрозам и возможностям, с которыми Москва и Вашингтон сталкиваются и будут сталкиваться в мире сегодня и завтра. Это парадигма, в соответствии с которой главный вызов безопасности России и США по-прежнему связан с их политикой друг в отношении друга, и, соответственно, на парирование этого вызова должны быть направлены действия сторон. Это приводит к доминированию в отношениях философии сдерживания путем устрашения и необходимости каждой из сторон балансировать действия другой стороны. В результате повестка дня российско-американских отношений сегодня по-прежнему напоминает повестку дня советско-американских отношений, и стороны все в большей степени занимаются поиском и решением вопросом, имеющих в лучшем случае минимальное отношение к реальным вопросам безопасности и международной стабильности сегодняшнего и завтрашнего мира.

Исследования по США и российско-американским отношениям, проводимые в ЦКЕМИ, призваны компенсировать данный пробел. Во-первых, коллективом Центра готовятся ежемесячные аналитические Обзоры внутренней, внешней политики США и российско-американских отношений, в которых содержится критический анализ нынешний тенденций и приводятся рекомендации для политикообразующего класса России. Во-вторых, Центр координирует работу Рабочей группы по российско-американским отношениям Международного Дискуссионного клуба «Валдай», которая призвана сформулировать новую логику и новую повестку дня отношений между двумя странами, более соответствующую нынешним и будущим международным реалиям. Здесь коллективом центра уже подготовлены и опубликованы несколько аналитических материалов, касающихся трансформации российско-американских отношений как в целом, так и по отдельным вопросам международной жизни.

Дипломатические отношения России и США были установлены в 1807 году, а первый официальный контакт с одной из американских колоний (будущая Пенсильвания) произошёл в 1698 году.

После Октябрьской революции 1917 года США признали СССР лишь в 1933 году. Во время Второй мировой войны СССР и США стали союзниками по Антигитлеровской коалиции. Сразу же по окончании войны, однако, США и СССР, как двесверхдержавы, вступили в ожесточённое стратегическое соперничество за влияние в мире (так называемая «холодная война»), определявшее развитие мировых процессов в течение полувека.

В настоящее время отношения между Россией и США развиваются в таких областях как борьба с терроризмом, нераспространение ядерного оружия, космические исследования.

Общая характеристика стран

Характеристика стран

Площадь, км²

Население, чел.

Государственное устройство

смешанная республика

президентская республика

Объём ВВП (ППС), $ млрд

ВВП на душу населения (ППС), $

Военные расходы, $ млрд

Численность вооружённых сил

Добыча нефти, млн т

Добыча угля, млн т

Производство стали, млн т

Производство алюминия, тыс. т

Производство цемента, млн т

Производство электроэнергии, млрд кВт·ч

Сбор пшеницы, млн т

История

История российско-американских отношений уходит корнями в конец XVII века, когда независимого американского государства ещё не существовало. В 1698 Пётр Iвстречался в Лондоне с Уильямом Пенном, основателем британской колонии, ставшей впоследствии штатом Пенсильвания. Это были первые двусторонние политические контакты.

В первой половине XVIII века начинается активная колонизация Северной Америки русскими торговцами. Множество российских поселений было основано на Алеутских островах, на континентальной Аляске, на территории современных канадских провинций Юкон и Британская Колумбия и американских штатов Вашингтон, Орегон иКалифорния. Постепенно разрозненные российские колонии-поселения были оформлены юридически; над территорией, занятой русскими поселенцами, был провозглашен суверенитет Российской империи. Столицей Русской Америки стал город Новоархангельск (ныне - Ситка).

В 1775 году в 13 британских колониях вспыхнуло восстание против экономического угнетения со стороны Англии. Георг III обратился к российской императрице Екатерине II с просьбой содействовать английским войскам в подавлении восстания, на что был получен отказ. 4 июля 1776 года в Филадельфии была провозглашена независимость колоний. Формально Россия не признала этот акт, однако поддерживала стремление колоний к самостоятельности. В 1780 году, в разгар Войны за независимость, Россия объявила о вооружённом нейтралитете, означавшем фактическую поддержку колоний.

XIX век

В 1809 году Россия и США обменялись послами, положив начало дипломатическим отношениям. Первым послом США в России стал Джон Куинси Адамс, впоследствии ставший шестым президентом США. Первым послом России в США стал Андрей Дашков.

В XIX веке отношения США и России носили в целом дружественный характер, несмотря на проблемы, возникшие в начале века в результате столкновения российских и американских интересов в районе Аляски и тихоокеанского побережья Северной Америки.

5 (17) апреля 1824 года в Санкт-Петербурге была подписана Русско-американская конвенция о дружественных связях, торговле, мореплавании и рыбной ловле, упорядочившая отношения между двумя государствами в северо-западной части Северной Америки. Именно в ходе переговоров, предшествовавших её подписанию, летом 1823 года до российского правительства было доведено намерение США выдвинуть в качестве одного из принципов своей внешней политики тезис «Америка для американцев», впоследствии оформленный в виде Доктрины Монро. Конвенция зафиксировала южную границу владений Российской империи в Аляске на широте 54°40’ с.ш. Согласно конвенции, севернее этой границы обязались не селиться американцы, а южнее - русские. Рыбная ловля и плавание вдоль побережья Тихого океана были объявлены на 10 лет открытыми для судов обеих держав.

В 1832 году США и Россией был подписан торговый договор, которым стороны на взаимной основе предоставили режим наибольшего благоприятствования товарам и гражданам обеих стран.

В середине века правительство Николая I привлекало американских инженеров к своим проектам модернизации империи. Так, специалисты из США сыграли важнейшую роль в строительстве железной дороги между Москвой и Санкт-Петербургом и оснащении её подвижным составом, в проведении первых линий телеграфа и перевооружении армии после Крымской войны.

Пиком сближения России и США стали 1860-е гг. - время Гражданской войны в США и Польского восстания 1863-1864 гг. Тогда у России и северных американских штатов имелся общий недруг - Англия, которая поддерживала как южан, так и польских повстанцев. Для противодействия действиям британского флота в 1863 г. в Нью-Йорк прибыла Балтийская эскадра контр-адмирала С. С. Лесовского, а в Сан-Франциско - Тихоокеанская эскадра контр-адмирала А. А. Попова. Базируясь в США, русские моряки должны были, в случае войны, парализовать английскую морскую торговлю.

В 1867 году все российские владения к востоку от Берингова пролива были проданы США за 7,2 миллиона долларов. Кроме самой Аляски к ним относился весьАлеутский архипелаг и некоторые острова в Тихом океане.

Однако и в XIX веке между Россией и США накапливались противоречия. В 1849-1850 гг. лидер венгерской революции Лайош Кошут посетил США и нашёл сочувственный отклик в американской провинции. В 1850 г. Сенат США по инициативе сенатора-демократа Льюиса Касса обсуждал «резолюцию Касса» о необходимости судить европейских монархов за подавление революций 1848 г. (прежде всего, как указывалось в проекте резолюции, «русского императора»). Активным сторонником резолюции выступал сенатор-демократ Джон Паркер Хелл. Вот что пишет об этом американский историк Артур Шлезингер в работе «Циклы американской истории»:

Будущий историк, по словам Хейла, мог бы начать главу, посвященную 1850 г., так: «В начале того года американский сенат, наивысший законодательный орган мира, собравший мудрейших и великодушнейших людей, какие когда-либо жили или будут жить, отодвинув в сторону пустяковые местные дела, касавшиеся их собственных краев, образовали из себя некий трибунал и приступили к суду над нациями Земли, допустившими жесточайшие акты деспотизма».

Предложение Касса, продолжал Хейл, заключается в том, чтобы «мы выступали в качестве разгневанных судей! Нам надлежит призвать к ответу нации Земли, и они предстанут перед нами в качестве подсудимых, а мы будем выносить им приговоры». Превосходный принцип. Но почему ограничиваться Австрией?

Хейл высказал надежду, что будущий историк опишет, как Соединенные Штаты приступили «к суду не над какой-то второстепенной державой, у которой торговля незначительна и санкции против которой обойдутся недорого, но в первую очередь над Российской империей, объявив ей приговор». В конце концов Кошута победила русская армия. «Я не соглашусь судить Австрию, пока мы не вынесем приговор некоторым более крупным преступникам. Я не желаю, чтобы наши действия уподобились ловле частыми сетями, которые улавливают мелкую рыбу, но упускают крупную». Я хочу судить русского царя, заявил Хейл, не только за то, что он сделал с Венгрией, но и «за то, что он сделал давным-давно, отправив несчастных ссыльных в сибирские снега… Когда мы сделаем это, мы покажем, что, поднимая свой гневный голос против более слабой державы, мы делаем это вовсе не из трусости».

«Резолюция Касса» принята не была. Но в 1880-е годы Конгресс США принял серию решений, осуждавших политику Александра III в еврейском вопросе.

Царствование Александра III (1881-1894)

Как отмечает российский исследователь А. А. Родионов, царствование российского императора Александра III (1881-1894 гг.) характеризовалось изменениями в отношениях России и США, которые определили всю дальнейшую перспективу их развития. Если период до 1881 г. описывается историками как время гармоничных отношений, то начиная примерно с 1885 года между этими государствами происходит столкновение стратегических интересов и усиление соперничества во всех сферах государственных отношений. Вступление России и США в более высокую стадию экономического развития приводит к их внешнеполитической переориентации, сближению США с Великобританией и Японией и американо-российскому конфликту интересов на Дальнем Востоке и в Маньчжурии. В Российской империи после убийства Александра II происходит ужесточение политического режима, что усиливает американо-российские противоречия в области идеологии и форм правления, появившиеся задолго до этого. Поэтому именно в это время в американском обществе зарождается устойчивый интерес к событиям, происходящим в России, - в частности, к деятельности организации «Народная воля» и российских «нигилистов». В американской прессе активно обсуждались вопросы русского «нигилизма», сторонники и противники этого движения выступали с публичными лекциями и устраивали дебаты. Вначале общественность США осудила террористические методы, применяемые российскими революционерами. Во многом, по мнению исследователя, это было связано с проявлениями феномена политического терроризма в самих США - достаточно упомянуть покушения на жизнь президентов А. Линкольна и Д. А. Гарфилда. В это время американское общество было склонно проводить исторические параллели между убийствами А. Линкольна и Александра II как двух великих реформаторов.

Позицию американского общества по отношению к российскому политическому режиму России в первой половине 1880-х гг. А. А. Родионов характеризует как умеренную критику царского авторитаризма, во многом обусловленную обострением противоречий между двумя странами в области идеологии и форм правления. Царское правительство подвергается критике в США за подавление русского освободительного движения, прекращение реформ, отсутствие свободы прессы и органов народного представительства, угнетение евреев и т. п. В то же время на общественном мнении США благоприятно сказывается сохраняющееся наследие дружественных отношений между русским и американским народами, а также отсутствие острых конфликтов между Россией и США на международной арене. Тем не менее в американском обществе начинает складываться образ России как недемократического государства, где отсутствуют гражданские свободы и применяется насилие в отношении инакомыслящих, при этом причины зарождения радикального революционного движения связываются с политикой царского правительства. В сознании американцев к чувству дружбы примешивается осуждение реакционного курса самодержавия.

Во второй половине 1880-х - начале 1890-х гг. заключение русско-американского договора о взаимной выдаче преступников (1887) приводит к коренным переменам в общественном мнении США - к переходу от традиционных взглядов на Российскую империю как на дружественную державу к так называемому крестовому походу за «свободную Россию». Сама возможность выдачи политических беженцев противоречила базовым демократическим принципам американского общества и его либеральной традиции. Борьба против ратификации договора в США вызвала к жизни общественное движение, выступавшее за реформирование России на основе принципов свободы и демократии и оказывавшее поддержку российским политическим эмигрантам. Именно в этот период в американском общественном сознании складываются устойчивые негативные стереотипы в отношении России. Россия для многих американцев становится страной, которая находится на средневековой ступени развития, где «деспотичное» царское правительство угнетает население, жаждущее освобождения.

В конце 1880-х - начале 1890-х гг. в американском обществе появляется немногочисленная, но весьма активная оппозиция царскому режиму, которую представляет небольшая группа русских политэмигрантов, американских журналистов, общественных и политических деятелей, устраивавшая кампании в поддержку дела «русской свободы», оказывавшие значительное влияние на формирование образа России. Под воздействием этой агитации многие американцы, - отмечает исследователь, - начинают понимать отношения США и России с позиции конфликта цивилизации и варварства, в общественном мнении США происходит сдвиг, который впоследствии приведёт американское общество к русофобским настроениям и к убеждённости в «мессианской роли» США - в том, что США призваны осуществлять освободительную миссию и вмешиваться в дела других стран и народов. От умеренной критики политического режима России общественное мнение США переходит к его активному осуждению. Подобной перемене также способствуют другие объективные причины - вступление США в новую стадию развития в качестве одного из экономических лидеров мира и связанное с этим столкновение экономических интересов США и России, массовая иммиграция российских евреев в США, технический прогресс и развитие средств массовой информации в совокупности с идеологическим развитием американской нации - появлением и претворением в жизнь идей превосходства и учений о цивилизаторском долге англосаксонской расы. Россия становится одним из объектов глобальной миссии США как страна, которая должна быть преобразована по североамериканскому образцу.

Среди наиболее существенных проблем, которые обсуждались в указанный период американским обществом, следует назвать:

  1. русско-американский договор о взаимной выдаче преступников 1887 г.;
  2. национально-конфессиональную политику царизма по отношению к евреям (так называемый «еврейский вопрос» и связанный с этим «паспортный конфликт»);
  3. карательную политику царизма в отношении политической оппозиции.

Общественное мнение США о России на рубеже XIX-XX веков

Как отмечает российский историк Р. Ш. Ганелин, на рубеже XIX и XX вв. отношения между США и Россией «не носили интенсивного характера»: торговые связи были развиты весьма слабо, американский капитал только начинал проникать в Россию, а правительства не рассматривали друг друга в качестве значимых внешнеполитических партнеров. Тем не менее, уже во второй половине XIX в. стали складываться представления о биполярности мира, на разных концах которого располагались Россия и США. Образ России, по определению российского историка В. В. Носкова, «слагался из трёх основных элементов - представлений: о коренной противоположности путей исторического развития России и Америки, исключающей возможность их мирного сосуществования; о России прежде всего как экспансионистской державе, действия которой на мировой арене особенно угрожают интересам Соединённых Штатов; об особом - бескомпромиссном и всеохватывающем - характере и неизбежности борьбы между Америкой и Россией». Русско-японская война и последовавшая за ней Революция 1905-1907 гг., а также интенсивное экономическое развитие России на рубеже веков способствовали усилению внимания американской общественности к России.

Определяющими факторами, влияющими на американо-российские отношения на рубеже XIX и XX вв., стали враждебная позиция администрации президента СШАТеодора Рузвельта и американских СМИ по отношению к России, особенно во время Русско-японской войны, столкновение экономических интересов на Дальнем Востоке и в Маньчжурии, а также трения по «еврейскому вопросу», связанные с ограничениями прав евреев в России и активной эмиграцией российских евреев в США.

Число иммигрантов из России в США увеличивалось постепенно, начиная с 1880-х годов, и достигло пика в десятилетие перед Первой мировой войной. Всего из Российской империи в США, по официальным данным, прибыло более 3,2 млн человек. Отличительной чертой, выделявшей российскую эмиграцию из общеевропейского потока, являлось преобладание представителей национальных (в первую очередь, евреев, но также поляков, немцев, прибалтийских народов) и религиозных (староверов и религиозных сектантов - штундистов, молокан и духоборов) меньшинств Российской империи, переезжавших в США по причинам национальной и религиозной дискриминации. Кроме того, среди российских эмигрантов были представители оппозиционных и запрещённых политических партий и движений, а также беглые политкаторжане и ссыльнопоселенцы. При этом в законодательстве Российской империи существовал запрет на эмиграцию, так что переселение в США носило полулегальный, криминальный характер. Российские власти предоставили санкцию на выезд из страны лишь некоторым этническим и религиозным группам, в частности евреям и сектантским группам духоборов и молокан. Свободный переход в иностранное подданство не допускался, а время пребывания за границей ограничивалось сроком до пяти лет. Фактически это привело к тому, что большая часть российских иммигрантов находилась в США нелегально, и при возвращении на территорию Российской империи им грозило уголовное преследование.

Увеличение революционной и этноконфессиональной (особенно еврейской) иммиграции из России стало вызывать опасения у американских политиков, однако, несмотря на принятие нескольких ограничительных иммиграционных законов, снижения численности или изменения структуры потока российских иммигрантов в США не последовало. В то же время нелегальный статус российских переселенцев в США и нежелание царской администрации решать проблему нелегальной эмиграции из страны стало одним из факторов, способствовавших ухудшению российско-американских отношений в начале XX века. Определённую роль сыграли и действия ряда влиятельных еврейских финансистов, пытавшихся оказывать давление на российские власти с целью заставить их снять этноконфессиональные ограничения на евреев в России.

Соперничество на Дальнем Востоке

В 1880-е годы США окончательно закрепились на Тихом океане. В 1886 г. по инициативе президента Гровера Кливленда Конгресс провёл слушания на тему о будущей политике США на Тихом океане. Участники слушаний пришли к выводу, что из всех тихоокеанских стран только Российская империя потенциально может угрожать интересам США.

В этой связи США не поддержали русско-германо-французский ультиматум Японии (1895). В 1899 г. США провозгласили политику «открытых дверей», предусматривавшую сохранение территориальной целостности Китая, прежде всего - за счёт сдерживания российского продвижения в Маньчжурию и Корею.

В 1900-1902 гг. американский военно-морской теоретик контр-адмирал А. Т. Мэхэн разработал теорию «сдерживания» России как мощной «континентальной» державы путём создания блока «морских» государств во главе с США. А. Т. Мэхэн и разделявший его концепцию президент США Теодор Рузвельт полагали, что США должны проводить политику активной экспансии на Дальнем Востоке. Соперничество между Вашингтоном и Петербургом из-за экономического преобладания в данном регионе (прежде всего в Маньчжурии) и стало одной из причин ухудшения русско-американских отношений. Идеологи внешнеполитического курса США считали, что распространение влияния России на Дальнем Востоке угрожает экономическим и политическим интересам США. Выступая за нейтрализацию российского влияния в этом регионе, они заявляли, что «Россия не является цивилизованной страной и поэтому не может играть цивилизаторскую роль на Востоке… В складывающихся условиях недемократический режим, архаичность социальной структуры и экономическая неразвитость служили дополнительным аргументом против России».

С 1901 г. администрация Теодора Рузвельта оказывала финансовую и военно-техническую помощь Японии - основному противнику России на Дальнем Востоке.

Русско-японский военный конфликт 1904-1905 гг. ознаменовал новый рубеж в развитии американского общественного мнения о России, поставив его перед необходимостью определить своё отношение к каждой из воевавших держав. Теодор Рузвельт фактически поддержал Японию, а синдикат американских банков, организованный Дж. Шиффом, предоставил Японии значительную финансовую помощь. Одновременно были предприняты усилия с целью закрыть России доступ к западным кредитам. Россия и США вступили таким образом в новую фазу отношений - открытое соперничество. Общественное мнение в США также было настроено крайне враждебно по отношению к русскому правительству.

Первая мировая война. Октябрьская революция и Гражданская война в России

В Первую мировую войну Россия и США вступили союзниками. Переломным для отношений двух стран стал 1917 год. После того, как в России произошла революция, США отказались признавать Советское правительство. В 1918-1920 годы американские войска приняли участие в иностранной интервенции.

СССР - США

Советские и американские танки друг напротив друга. Берлин, 27 октября 1961 года." class="cboxElement">

США стали одним из последних государств, признавших СССР. Первым послом СССР в США в 1933 году сталАлександр Трояновский. С 1919 г. в США была развёрнута борьба против коммунистического и социалистического движения - запрещалась деятельность организаций левого толка, из страны выдворялись опасные, по мнению властей, лица. Дипломатические отношения между Советским Союзом и Соединёнными Штатами были установлены16 ноября 1933 года. Из других событий этого периода, важных для двусторонних отношений можно отметить участие американцев в спасении «Челюскина» в 1934 году (два американских авиамеханика были удостоены за этоОрдена Ленина), а также перелёт Валерия Чкалова через Северный полюс из Москвы в Ванкувер в 1937 году.

В ходе Второй мировой войны отношения США и СССР оставались умеренно хорошими. Германское нападение 22 июня 1941 на Советский Союз вызвало среди американского народа волну уважения и сочувствия к Советскому Союзу, практически в одиночку противостоявшему фашистской агрессии. Решением Рузвельта с ноября 1941 года на СССР был распространён закон о ленд-лизе, в рамках которого в СССР стали поставляться американская военная техника, имущество и продовольствие.

Но союзного договора между СССР и США (как между СССР и Великобританией) подписано не было. СССР и США были союзниками на основе международного документа - Декларации Объединённых Наций от 1 января 1942 года. Позже 23 июня 1942 года было подписано советско-американское соглашение о поставках военных технологий. США, ссылаясь на текст Атлантической хартии 1941 года, отказывались признать Прибалтику частью СССР. Конгресс США также регулярно ставил вопрос о религиозных свободах в СССР.

Договорённости между членами Антигитлеровской коалиции, достигнутые в ходе и после окончания войны, определили создание биполярного мира, в котором объединённый Запад при лидерстве США противостоял блоку социалистических стран, сплотившемуся вокруг Советского Союза.

Холодная война

Джимми Картер и Леонид Ильич Брежнев подписывают договор ОСВ-2. Вена, 18 июня 1979 года." class="cboxElement">

По окончании Второй мировой войны СССР превратился в мощную сверхдержаву, чьё влияние распространялось от Западной Европы до Тихого океана. Установление в государствах Восточной Европы просоветских коммунистических режимов привело к резкому ухудшению отношений между СССР и США. Американское руководство пыталось предотвратить распространение советского влияния и левых идей (чему способствовала победа СССР в войне) дальше на Запад, в Латинской Америке, Азии и Африке. В самих США началась антикоммунистическая истерия - так называемая «Охота на ведьм».

Очень скоро борьба двух идеологий вышла за пределы дипломатических отношений и переросла в глобальное противостояние систем с то и дело вспыхивающими вооружёнными конфликтами по всему миру - Корейская война, Вьетнамская война, многочисленные арабо-израильские войны, войны в Латинской Америке, на Ближнем Востоке и в Африке.

Важным фактором в отношениях Советского Союза и США стала гонка вооружений. С августа 1945 Соединенные Штаты считали себя монополистом на обладание атомным оружием и пытались использовать этот козырь против СССР. Но в 1949 Советский Союз тоже обзавёлся атомным, а в 1953 - термоядерным оружием, а затем - и средствами доставки этого оружия к целям на территории своего потенциального противника (баллистическими ракетами). Обе страны вкладывали колоссальные средства в военную промышленность; совокупный ядерный арсенал за несколько десятилетий вырос настолько, что его хватило бы для того, чтобы уничтожить все население планеты не один десяток раз.

Уже в начале 1960-х годов Соединенные Штаты и Советский Союз оказались на грани ядерной войны, когда СССР в ответ на размещение в Турции американских ракет средней дальности разместил свои собственные ядерные ракеты на Кубе, что привело к Карибскому кризису 1962 года. К счастью, благодаря политической воле лидеров обеих стран Джона Кеннеди и Никиты Хрущёва, военного конфликта удалось избежать. Но, кроме опасности ядерной войны, гонка вооружений несла угрозу экономикам США и СССР. Постоянное, по сути бессмысленное, увеличение вооружённых сил угрожало экономическим коллапсом обеим сторонам. В этой обстановке и был подписан ряд двусторонних договоров, ограничивающих накопление ядерного оружия.

Рональд Рейган и Михаил Горбачёв в Женеве 19 ноября 1985 года" class="cboxElement">

В 1970-х гг. были проведены переговоры об ограничении стратегических вооружений, в результате которых были подписаны договоры ОСВ-I (1972), включавший Договор по ПРО и ОСВ-II (1979) по ограничению пусковых установок.

После разоблачения сотрудничавших с советской разведкой Уокеров (военно-морской офицер Уокер, Джон Энтони) были высланы 25 советских дипломатов.

1 июня 1990 года было подписано Соглашение между СССР и США о линии разграничения морских пространств(Соглашении о Линии Шеварднадзе-Бейкера) по условиям которого к США отошли часть исключительной экономической зоны СССР и участок континентального шельфа площадью 46,3 тыс. квадратных километров в открытой центральной части Берингова моря, а также территориальные воды на небольшом участке в Беринговом проливе между островами Ратманова (Россия) и Крузенштерна.

Острейший политический, идеологический и межнациональный кризис, охвативший Советский Союз к концу 1980-хгодов, привёл к распаду государства. Многие консервативные американские политики склонны в этой связи приписывать Соединённым Штатам победу в холодной войне. Так или иначе, распад СССР (и предшествующий ему распад социалистической системы) принято считать окончанием холодной войны и началом новых отношений между Востоком и Западом.

Современная ситуация

Г-н Буш-младший и его помощники попрезидентской кампании (2000 года)обещали нации, что откажутся от назойливого и непродуктивного, по их оценкам, вмешательства США в дела России в эру Билла Клинтона, который придавал первостепенное значение интеграции России в глобальную систему демократических государств со свободной рыночной экономикой.

После распада СССР Российская Федерация объявила себя государством-продолжателем Советского Союза, благодаря чему Россия унаследовала постоянное место в Совете Безопасности ООН. Американские консультанты активно участвовали в разработке экономических реформ, знаменовавших собой переход России от плановой к рыночной экономике. В переходный период США оказывали России гуманитарную помощь (операция «Provide Hope»). Отношения России и США улучшились, но ненадолго.

Распад Советского Союза, экономический и социально-политический кризис в России, резкое падение её международного престижа и военно-политического потенциала привели к тому, что США стали фактически единственным мировым лидером. В России рассчитывали, что с роспуском Организации Варшавского договораНАТО рано или поздно также будет распущено, тем более что руководство США давало гарантии того, что блок не будет расширяться на восток.

Владимир Путин и Джордж Буш подписывают Договор о сокращении наступательных потенциалов (СНП)" class="cboxElement">

Однако в 1999 г. в НАТО были приняты Чехия, Польша и Венгрия, а в 2004 г. -Эстония, Латвия, Литва, Румыния, Словакия, Словения и Болгария. Этот факт, а также операции США и их союзников против Югославии, Афганистана и Ирака вызвали в России замешательство по поводу выстраивания отношений с США. С одной стороны, после террористического акта 11 сентября 2001 в США Россия присоединилась к антитеррористической коалиции, возглавляемой США, рассчитывая на то, что под понятие «терроризма» удастся подвести и действия чеченских сепаратистов, а значит, получить хотя бы молчаливую поддержку Запада; с другой, уже 13 июня 2002 года США денонсировали договор по ПРО от 1972 года, мотивируя это необходимостью защиты от «стран-изгоев».

В 2003 году Россия совместно с Францией и Германией фактически возглавили «лагерь несогласных» с действиями США в отношении Ирака. В конце 2004 года в российско-американских отношениях наступило небывалое «похолодание», связанное с событиями на Украине («Оранжевая революция»).

Возобновление противостояния

(Во время визита М. Олбрайт в Россию в январе 1999 года.) Б. Н. Ельцин и М. Олбрайт подтвердили приверженность России и США строительству двусторонних отношений на основеравноправия, уважения и учета интересов друг друга . Было особо подчеркнуто важное значение конструктивного российско-американского взаимодействия какстабилизирующего фактора международной жизни . Президент Российской Федерации и госсекретарь США высказались за дальнейшее поступательное развитие многоплановых отношений между двумя странами на всех уровнях и отметили, что возникающие расхождения в подходах к тем или иным проблемам не должны заслонять общности основополагающих стратегических целей двух стран. М. Олбрайт подтвердила принципиальную линию администрации США на поддержку российских реформ.)

К основным проблемным вопросам между Россией и США относятся помощь России Ирану в осуществлении ядерной программы, энергобезопасность, ситуация в Грузии, Украине и Палестине, а также развёртываемая Соединенными Штатами в Европе система противоракетной обороны. Под предлогом развития демократии США финансируют некоторые российские неправительственные организации и политические партии.

4 мая 2006 года вице-президент США Ричард Чейни, находясь вВильнюсе, произнёс речь, которую многие теперь называют «Вильнюсской» по примеру «Фултонской» речи Черчилля. По его словам, США не устраивает «использование Россией своих минеральных ресурсов в качестве внешнеполитического оружия давления, нарушение в России прав человека и деструктивные действия России на международной арене». Отказ России от прекращения сотрудничества с Ираном, Сирией, КНДР, Белоруссией и другими государствами, «вызывающими тревогу» у США, приводит к постоянным российско-американским конфликтам в Совете Безопасности ООН.

В начале 2007 года между США и Россией с новой силой разгорелся конфликт по поводу намерения США разместить в Польше и Чехии элементы своей системы ПРО. По словам руководства США, этот шаг направлен на защиту Европы от северокорейских и иранских ракет. Российское руководство категорически отвергает такое объяснение. 8 февраля 2007 министр обороны США Роберт Гейтс заявил, что «Соединённым Штатам Америки следовало бы быть готовыми к возможному вооружённому конфликту с Россией». В свою очередь, на Мюнхенской конференции по безопасности 10 февраля 2007 Владимир Путин с жёсткой критикой обрушился на внешнюю политику США. Главнокомандующий РВСН генерал Соловцов также заявил, что в случае, если элементы ПРО США все-таки будут размещены в Восточной Европе, Россия может денонсировать Договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности.

14 июля 2007 года президент России Владимир Путин подписал Указ «О приостановлении Российской Федерацией действия Договора об обычных вооружениях в Европе и связанных с ним международных договоров». Наблюдатели полагают, что это решение стало первым шагом российского руководства в сторону коренного изменения военно-политической обстановки на европейском континенте, складывающейся с начала 1990-х годов не в пользу России.

В сопровождающей документ справке указывается, что данное решение было вызвано «исключительными обстоятельствами, влияющими на безопасность Российской Федерации». К таковым, в частности, отнесены:

  1. Превышение восточноевропейскими государствами - участниками ДОВСЕ, присоединившимися к НАТО, «групповых» ограничений ДОВСЕ в результате расширения альянса;
  2. Невыполнение странами НАТО принятого в 1999 году политического обязательства об ускоренной ратификации Соглашения об адаптации ДОВСЕ;
  3. Отказ Латвии, Литвы и Эстонии, вступивших в НАТО, от участия в ДОВСЕ и, в результате, появление на северо-западной границе РФ территории, «свободной» от ограничений на размещение обычных вооружений, в том числе и вооружений других стран;
  4. Планируемое размещение военных баз США на территориях Болгарии и Румынии.

В августе 2008 года новый виток противостоянию России и США дало вторжение грузинских войск в Южную Осетию. Российские войска очистили территорию почти полностью захваченной непризнанной республики от грузинской армии и в течение нескольких дней продолжали бомбардировки военных объектов на всей территорииГрузии, после чего Россия официально признала Южную Осетию и Абхазию независимыми государствами. Под вопросом оказалось дальнейшее существование Совета Россия-НАТО.

Фрэнсис Фукуяма отмечал, что с избранием Барака Обамы на первый срок: «Я не исключаю, что могут возобновиться отношения периода холодной войны, когда мы имели дело с русскими, которым нельзя было доверять и которые в любой момент могли прибегнуть к военной силе. Разница будет лишь в том, что в отличие от Советского Союза Россия более интегрирована в мировую экономику, а оттого и более уязвима. Это накладывает определенные ограничители на действия России, которых не существовало в период холодной войны».

На брифинге 07.01.2009, посвящённом политике уходящей администрации президента США Буша-младшего, его советник по нацбезопасности Стивен Хэдли, говоря об американо-российских отношениях, так сформулировал итоги последних лет: «…президент Буш работал над тем, чтобы перевести двусторонние отношения из русла противостояния времен «холодной войны» на путь сотрудничества в тех областях, где мы имеем общие интересы, решая при этом имеющиеся разногласия в открытой, последовательной и транспарентной манере». Среди достижений Хэдли отметил американо-российское сотрудничество в области сокращения ядерного оружия, нераспространения ОМП, в решении иранской и северокорейской проблем, поддержании переговорного процесса по достижению мира на Ближнем Востоке.

В 2013 году как темы разногласий между РФ и США выделяются ситуация в Сирии и КНДР, противоракетная оборона, положение некоммерческих организаций в России, «Закон Магнитского» и «Закон Димы Яковлева».

В ночь с 13 на 14 мая ФСБ при вербовке одного из сотрудников спецслужб России был задержан Райан Фогл сотрудник Центрального разведывательного управления, который работал в должности третьего секретаря политического отдела посольства США в России.

Экономическое сотрудничество

Соединённые Штаты, несмотря на проблемы в политической сфере, традиционно являются одним из ведущих торговых партнеров России. В 2005 г. двусторонний товарооборот достиг 19,2 млрд долларов, при этом российский экспорт составил 15,3 млрд, а импорт США - 3,9 млрд

19 ноября 2006 г. в рамках российско-американской встречи на высшем уровне на саммите АТЭС в Ханое был подписан Протокол о завершении двусторонних переговоров с США по условиям присоединения России к ВТО в пакете с межправительственными соглашениями о сельскохозяйственных биотехнологиях, о торговле говядиной, об инспекциях предприятий, о торговле свининой, о защите прав интеллектуальной собственности и о процедуре импортного лицензирования товаров, содержащих шифровальные средства.

В 2005 г. поставки в США российской нефти и нефтепродуктов достигли уровня 466 тыс. баррелей в день. При сохранении этой тенденции Россия может войти в четвёрку основных экспортёров энергоресурсов в США. В 2003 «Газпром» начал работу над проектом поставок в CШA сжиженного природного газа. В 2005 были осуществлены первые «своповые» поставки. В середине 2000-х годов США занимали 6 место (8,3 млрд долл.) по объёму накопленных иностранных инвестиций в России (6,5 % от общего объёма), причём примерно половина американских прямых инвестиций вложена в топливно-энергетический комплекс. В числе основных проектов - «Сахалин-1» и Каспийский трубопроводный консорциум. На российских автозаводах расположены сборочные цеха американских автомобилей марки Форд, General Motors. На непроизводственную сферу приходится четверть прямых инвестиций США, направляемых в первую очередь в банковскую и страховую деятельность, а также в сферу информационных услуг.

Прямые российские инвестиции в американскую экономику превышают 1 млрд долл. В США работают российские компании «Лукойл», «Норильский никель» (завод по производству металлов платиновой группы), «Северсталь» (компания по производству стали), «ЕвразГруп» (завод по производству ванадия), «Интеррос» (водороднаяэнергетика) и некоторые другие.

Развивается сотрудничество в сфере высоких технологий, инновационной деятельности и информатики. Создан российско-американский Инновационный совет по высоким технологиям, работает Межправительственный комитет по науке и технике, российские компании участвуют в инновационных форумах в США. Ведущие компании аэрокосмической отрасли США - Боинг, Локхид Мартин, Пратт энд Уитни - на протяжении многих лет активно взаимодействуют с российскими предприятиями в рамках проектов по МКС, космическим запускам, производству авиадвигателей, разработке новых моделей самолётов.

Американские компании проявляют значительный интерес к развитию торгово-экономического сотрудничества с регионами России. Более 10 лет действует «Российско-американское тихоокеанское партнерство», объединяющее представителей бизнеса, науки, общественных кругов, федеральных и региональных властей Дальнего Востока России и Западного побережья США.

Диалог о правах человека

Должностные лица США время от времени делают публичные заявления о положении с правами человека в России. Государственный департамент США ежегодно выпускает доклады о положении с правами человека в странах мира; Министерство иностранных дел России в 2005-2013 годах отвечало на оценки, высказанные этими докладами в адрес России В 2008, 2009 и 2013 гг. МИД РФ также комментировал подход к России в ежегодных докладах Госдепа о свободе вероисповедания в странах мира.

МИД России в 2011 году выпустил доклад о правах человека в ряде стран, начинающийся с раздела о США. Пресс-секретарь Госдепа США заявил, что США не считают вмешательством во внутренние дела критику со стороны иностранных государств по вопросам прав человека, не комментируя конкретных утверждений доклада. В 2012 году МИД РФ выпустил особый доклад по США. Пресс-секретарь Госдепа США В. Нуланд прокомментировала это так: «мы - открытая книга и хотим продолжать улучшать наше общество; открытость для наблюдения со стороны мира у нас не вызывает озабоченности».

Сенат Конгресса США в 2011 и 2013 гг. проводил слушания о правах человека и верховенстве права в РФ, Госдума Федерального собрания РФ в октябре 2012 года проводила слушания о правах человека в США.

Сотрудничество в области культуры

Культурное сотрудничество между Россией и США осуществляется на основе Меморандума о взаимопонимании между правительствами России и США о принципах сотрудничества в области культуры, гуманитарных и общественных наук, образования и СМИ от 2 сентября 1998.

В 1999 году в Вашингтоне был открыт Российский центр науки и культуры.

США сотрудничают с российскими музеями, культурными центрами, художественными коллективами и артистами на базе индивидуальных проектов и контрактов. Федеральные и муниципальные власти США делают ставку на прямые связи между организациями, гражданами, учреждениями культуры и образования.

Одно из основных мест в российско-американском культурном сотрудничестве занимает проект долгосрочного сотрудничества между Фондом Гугенхайма иГосударственным музеем «Эрмитаж». Его основной целью является представление на постоянной основе экспозиций произведений классического искусства из собрания Эрмитажа в музеях Гугенхайма и, соответственно, представление коллекций западного искусства XX века в залах Эрмитажа. В октябре 2001 г. в Лас-Вегасеоткрылся музей Гугенхайм-Эрмитаж. К открытию была приурочена совместная выставка из коллекций Эрмитажа и Гугенхайма.

В 2001 году в Посольстве России в Вашингтоне состоялся гала-концерт под девизом «Санкт-Петербург-2003: культурный ренессанс». Он положил начало серии мероприятий в связи с 300-летним юбилеем Санкт-Петербурга в целях его популяризации как центра мировой культуры и привлечения внимания американской общественности к культурному наследию Петербурга.

Активно развиваются связи по линии Библиотеки Конгресса США. В рамках реализации программы для российских управленческих кадров «Открытый мир», которая была учреждена в 1999 г. по инициативе директора Библиотеки Джона Биллингтона, в США с краткосрочными ознакомительными поездками побывали более четырёх тысяч молодых российских политиков, предпринимателей и общественных деятелей. Был запущен совместный проект Библиотеки Конгресса и Мариинского театра по модернизации архивных фондов театра.

Осуществляется программа сотрудничества Центра сценических искусств имени Джона Кеннеди с Мариинским театром. Этот проект рассчитан на 10 лет и предполагает ежегодные гастроли «Мариинки» в крупнейшем оперном театре США. Первые выступления Мариинского театра в Центре Кеннеди состоялись 12-24 февраля 2002 г. и стали новой вехой в развитии российско-американских культурных связей.

Отношения США и России «очень быстро движутся под откос», сообщает CNN. Об этом свидетельствуют решение американцев по прекращению сотрудничества с РФ по Сирии, а также планы Москвы по выходу из соглашения по утилизации плутония, считает специалист по государственной политике из Центра Вудро Вильсона Джилл Догерти. По ее мнению, отношения, возможно, самые худшие за последние как минимум несколько лет.

Чтобы лучше понять, что послужило причиной разрыва отношений между США и Россией и в каком направлении будет развиваться ситуация, поговорим со специалистом по государственной политике из Центра Вудро Вильсона и бывшей главой бюро CNN в Москве Джилл Догерти. Она на связи с нами из Вашингтона. Джилл, рада вас видеть. Как вы прокомментируете эту ситуацию? США прекратили двусторонние переговоры с Россией. Какие у этого могут быть последствия?

ДЖИЛЛ ДОГЕРТИ, специалист по государственной политике из Центра Вудро Вильсона : Что же, сам по себе это серьезный шаг. И, конечно, США говорят, что пошли на него из-за российского участия в бомбардировках Алеппо, но не забывайте, что сегодня произошла и другая вещь, которая в некотором смысле вызывает еще большее беспокойство.

Я имею в виду то, что Россия, а конкретно президент Путин заявил о возможности принятия закона, который выведет Россию из соглашения по утилизации плутония. А плутоний, как мы знаем, используется в создании ядерного оружия. Вероятно, они переоценили свои возможности, договорившись, что каждая из сторон избавится от 34 тонн плутония. Но то, что происходит сейчас, - это шаг назад.

Президент Путин говорит, что отношения стали такими плохими, что теперь Россия хочет выйти из соглашения по ядерному оружию. В этих отношениях ядерное оружие - это довольно опасный политический вопрос. Это очень серьезный шаг. И они [русские] дают понять, что посылают США сигнал. Получается, что американское решение по Сирии и российское - по плутонию свидетельствуют о том, что эти отношения очень быстро движутся под откос.

Однако также возникает вопрос, в каком направлении ситуация будет развиваться дальше? Вы сказали, что она достаточно быстро движется под откос. Складывается впечатление, что в дальнейшем ситуация будет только ухудшаться.

ДЖИЛЛ ДОГЕРТИ: Одна из проблем заключается в том, что… Давайте взглянем на риторику. Я ее недавно просматривала. США говорят, что им этот шаг дался нелегко. Россия говорит, что это крайняя мера. Давайте посмотрим на российскую риторику, которая в данный момент вызывает большее беспокойство. Они [русские] говорят, что стратегическая ситуация в отношениях России и США кардинально изменилась. Более того, министр иностранных дел Сергей Лавров заявил, что США угрожают террористическими атаками на российские города.

Это очень жесткие заявления. А потом президент Путин, по сути, заявил: мы можем уступить в этом вопросе, но вы должны сократить свои войска в НАТО до уровня 2000 года, вы должны отменить санкции, принятые из-за Украины, выплатить России компенсацию за экономический ущерб, который нанесли эти санкции, и вы должны отменить закон Магнитского. Это очень серьезные шаги, на которые США вряд ли пойдут.

Так что я не совсем уверена, в каком направлении будет развиваться ситуация, но, по моему мнению, Россия сейчас прикладывает все усилия, чтобы показать, что она разозлена. А США также ощущают, что Россия шантажирует их и наносит им ущерб своими действиями в Сирии, не выполняя свою часть сделки. Так что - еще раз повторюсь - отношения, возможно, самые худшие за последние как минимум несколько лет.

Материал предоставлен CNN International.
Перевод выполнен RT.

источник CNN США Северная Америка теги
  • 23:06

    Картина «Война Анны» режиссёра Алексея Федорченко победила в главной номинации Национальной премии кинематографических искусств и наук «Ника» как лучший фильм года. Об этом сообщает Интерфакс.

  • 23:02

    Российский форвард клуба «Флорида Пантерз» Евгений Дадонов повторил личный снайперский рекорд в Национальной хоккейной лиге (НХЛ).

  • 22:52

    Клуб «Флорида Пантерз» одержал победу над «Бостон Брюинз» в матче регулярного чемпионата Национальной хоккейной лиги (НХЛ).

  • 22:50

    По данным метеостанции на ВДНХ, температура в столице в субботу, 30 марта, повышалась днём до +8,4 °С, что является максимальным значением с начала 2019 года.

  • 22:39

    Футбольный клуб «Витесс», возглавляемый российским специалистом Леонидом Слуцким, сыграл вничью с «АДО Ден Хааг» в матче 27-го тура голландской Эредивизии.

  • 22:36

    Министерство обороны России призывает командование американских войск в зоне Эт-Танф принять участие 2 апреля в координационном совещании по вопросу ликвидации лагеря сирийских беженцев «Эр-Рукбан».

  • 22:22

    Глава Департамента природопользования и охраны окружающей среды столицы Антон Кульбачевский в эфире «Говорит Москва» рассказал о нашествии в городе диких лис. Об этом сообщает «Газета.Ru».

  • 22:19

    Австралийка Эшли Барти одержала победу над чешкой Каролиной Плишковой в финале турнира Женской теннисной ассоциации (WTA) в американском Майами.

  • 22:08

    Правительство России и Госдума готовят поправки в законодательство о государственных закупках, которые позволят упростить конкурсную процедуру для культурных ведомств. Об этом сообщает РИА Новости.

  • 22:08

    Туринский «Ювентус» одержал победу над «Эмполи» в матче 29-го тура итальянской Серии А.

  • 21:58

    Олимпийские чемпионки в фехтовании на саблях Софья Великая и Яна Егорян выступят на Гран-при в Сеуле - первом отборочном турнире к Играм-2020.

  • 21:55

    Пожарным удалось ликвидировать открытое возгорание на складе кондитерской фабрики в Нальчике. Об этом сообщили Интерфаксу в пресс-службе ГУ МЧС России по Кабардино-Балкарии.

  • 21:52

    Российский форвард клуба «Флорида Пантерз» Евгений Дадонов обновил личный рекорд результативности в Национальной хоккейной лиге (НХЛ).

  • 21:41

    Вертолёт Ми-2 совершил вынужденную посадку вблизи населённого пункта в Татарстане, никто не пострадал.

  • 21:34

    Технический директор Toro Rosso Джоди Эггинтон прокомментировал выступление россиянина Даниила Квята в квалификации второго этапа «Формулы-1» Гран-при Бахрейна.

  • 21:27

    «Марсель» сыграл вничью с «Анже» в матче 30-го тура французской Лиги 1.

  • 21:25

    Задымление под кровлей арены в спортивном комплексе «Олимпийский» в Москве произошло из-за попадания искры на обшивку воздухоотвода. Об этом сообщили РИА Новости в пресс-службе комплекса.

  • 21:20

    Российский гонщик команды Toro Rosso Даниил Квят прокомментировал своё выступление в квалификации второго этапа «Формулы-1» Гран-при Бахрейна.

  • 21:12

    В Одессе автомобиль Opel не справился с управлением и сбил на тротуаре трёх военнослужащих Национальной гвардии Украины. Один солдат погиб на месте, двое госпитализированы.

  • 20:59

    «Ростов» одержал победу над екатеринбургским «Уралом» в матче 21-го тура Российской премьер-лиги (РПЛ).

  • 20:50

    Следственный комитет России по Москве возбудил уголовное дело против женщины, которая в ходе домашнего конфликта избила 12-летнего сына скакалкой и отрезала ему часть правого уха строительным ножом.

  • 20:48

    «Хаддерсфилд Таун» досрочно потерял шансы на сохранение прописки в Английской премьер-лиге (АПЛ) на следующий сезон.

  • 20:39

    Главный тренер московского ЦСКА Игорь Никитин прокомментировал победу своих подопечных над петербургским СКА во втором матче серии финала Западной конференции Континентальной хоккейной лиги (КХЛ).

  • 20:38

    Российский посол в Бейруте Александр Засыпкин рассказал RT о сотрудничестве между Россией и Ливаном.

  • 20:35

    Главный тренер санкт-петербургского СКА Илья Воробьёв прокомментировал поражение своих подопечных от московского ЦСКА во втором матче серии финала Западной конференции Континентальной хоккейной лиги (КХЛ).

  • 20:26

    Глава комитета по финансовому рынку Госдумы Анатолий Аксаков в ходе визита в Вашингтон обсудит с представителями Всемирного банка и Международным валютным фондом (МВФ) новые санкции против России.

  • 20:13

    «Барселона» одержала победу над «Эспаньолом» в матче 29-го тура испанской Примеры.

  • 20:06

    Россия призывает США прекратить «душить» экономику Венесуэлы и подталкивать страну к гражданской войне. Об этом заявила официальный представитель российского МИД Мария Захарова.

  • 20:05

    «Манчестер Юнайтед» одержал победу над «Уотфордом» в матче 32-го тура Английской премьер-лиги (АПЛ).

  • 19:53

    Состояние четверых пострадавших в результате аварии на Невском проспекте в Санкт-Петербурге оценивается как стабильно тяжёлое. Об этом сообщила вице-губернатор города Анна Митянина.

  • 19:42

    Спасатели в Москве ликвидировали пожар в реконструируемом здании спорткомплекса «Олимпийский». Об этом сообщает РИА Новости со ссылкой на пресс-службу столичного главка МЧС.

  • 19:42

    Дортмундская «Боруссия» одержала победу над «Вольфсбургом» в матче 27-го тура немецкой Бундеслиги.

  • 19:38

    Мюнхенская «Бавария» сыграла вничью с «Фрайбургом» в матче 27-го тура немецкой Бундеслиги.

  • 19:37

    Японские кардиологи на конференции JCS 2019 в Йокогаме заявили, что люди, которые постоянно просыпаются по ночам от желания справить малую нужду, делают это из-за избытка соли в организме и высокого артериального давления.

  • 19:27

    Московский ЦСКА одержал победу над санкт-петербургским СКА во втором матче серии финала Западной конференции Континентальной хоккейной лиги (КХЛ).

  • 19:23

    Суд в Москве арестовал няню, подозреваемую в истязании двух малолетних детей на северо-западе столицы. Об этом сообщили в ГСУ СК России по Москве.

Российско-американские отношения исторически развиваются по спирали. С момента первых контактов представителей Российской Империи с американскими поселенцами до времен «холодной войны» и начала XXI века страны взаимодействовали преимущественно в периоды глобальных или региональных вызовов и угроз. В моменты условного затишья государства поддерживали оптимальные друг для друга рабочие отношения, но никогда не стремились к максимально активному вовлечению в бизнес, культурные и уж тем более военные сферы.

Данная система взаимодействия объясняется несколькими факторами. Дело в том, что политическая мысль в США исторически отличается идеями мессианства и глобального превосходства. Более того, Вашингтон в своем стратегическом планировании до сих пор опирается на принципы классической геополитики. Она предполагает разделение мира на два вида держав: морские и сухопутные. Это географическое распределение приводит к тому, что государства автоматически лишаются возможности выстраивать свою внешнюю политику таким образом, чтобы полноценно охватывать обе сферы. Но данная концепция подвергалась переосмыслению американской политической элитой и стала представлять собой систему баланса сил, то есть, распределение мирового влияния между центрами силы, но под обязательным контролем Вашингтона.

Все это нашло отражение в так называемой Доктрине Монро, провозглашенной пятым президентом США во время ежегодного послания Конгрессу 2 декабря 1823 года. Главный тезис Монро заключался в том, что Западное полушарие является исключительной зоной национальных интересов Соединенных Штатов, в которую не должны вмешиваться европейские страны, а Вашингтон в свою очередь не будет претендовать на влияние в Европе. Ввиду изначальной основы на мессианских и гегемонистских идеях и активном развитии и расширении американского государства, «доктрина Монро» довольно быстро вышла за рамки лишь Западного полушария, и будущие президенты США, в частности Т. Рузвельт, В. Вильсон и Г. Труман, по сути, распространили её действие на весь мир.

Фактор восприятия России через призму глобального лидерства не предоставляет Вашингтону пространства для маневра по выстраиванию своей внешней политики. Загнав тем самым себя в жесткие рамки детерминированного политического мышления, американский истеблишмент односторонне трактует любые шаги Москвы как априори попирающие национальные интересы США, даже если нет никаких оснований для подобных заключений.

Несмотря на это, нынешний кризис в российско-американских отношениях нельзя назвать «холодной войной», так как сейчас нет противостояния двух политических и мировоззренческих систем, а есть столкновение национальных интересов. Проблема в том, что после распада СССР в Вашингтоне слишком много внимания уделили реализации Pax Americana на практике, они не смогли вовремя осознать, что мировое устройство стремительно менялось: Россия вернула себе статус великой державы и вновь стала активно участвовать в международных процессах, а Китай смог стать второй экономикой мира, что явно тревожит Вашингтон. Такие участники мировой системы, как межправительственные организации, стали еще более вовлечены в мирополитические процессы, выходящие из-под контроля государств.

В 2009 году начался новый виток российско-американских отношений, которые значительно ухудшились ещё к концу первого срока президентства Дж. Буша-младшего (и одновременно В.В. Путина). Поначалу прагматичное предложение о взаимодействии привело к успеху. Так, в 2010 году был подписан договор СНВ-3, Москва дала согласие на использование своей территории для передислокации американского военного контингента в Афганистане, Белый дом и Кремль даже смогли договориться о том, что ядерная программа Ирана должна быть пересмотрена Тегераном. Тогда же вопрос о расширении НАТО на Восток сместился на второй план, а в 2011 году Россия, по сути, поддержала США и их союзников, воздержавшись во время голосования в Совете Безопасности ООН о принятии резолюции, вводившей бесполётную зону над Ливией.

Однако в дальнейшем отношения стали ухудшаться. Сначала резкой критике со стороны Белого дома подверглись действия Кремля в отношении несогласных с итогами парламентских выборов в России, когда массовые протесты, проходившие в основном в Москве, привели к задержаниям и арестам лиц, названных в Вашингтоне «активными оппозиционерами» или «политическими заключенными». Следующим шагом стал так называемый «закон Магнитского», заменивший собой в 2012 году поправку Джексона-Веника, и также направленный на «соблюдение прав человека и принципа верховенства права». В рамках данного законодательного акта, Соединённые Штаты ввели санкции в отношении отдельных государственных и частных лиц России, якобы причастных к смерти аудитора Сергея Магнитского и нарушению прав и свобод человека в целом.

Но главным камнем преткновения в российско-американских отношениях стала Украина, а отправной точкой нынешнего российско-американского кризиса – присоединение Крымского полуострова в 2014 году («аннексия», как это официально называет Вашингтон). С этого момента Соединенные Штаты наложили на Россию самые жесткие санкции, что привело к ответным санкциям с российской стороны и так далее. В свою очередь, Сирию можно назвать некой площадкой, где две сверхдержавы в лучших традициях «холодной войны» продвигают свою региональную политику через поддержку «своих», при этом не приводя к открытой военной конфронтации непосредственно между Кремлем и Белым домом.

Вместе с тем, история российско-американских отношений имеет много положительных моментов, показывающих, что страны способны к диалогу и культурному обмену. Например, Российская империя поддержала Север в американской Гражданской войне, направив летом 1863 года две военные эскадры под командованием контр-адмиралов Попова и Лесовского. Говоря о культурном взаимодействии нельзя не упомянуть и о проходивших в начале XX века театральных гастролях российского балета, знаменитых «Русских сезонах», которые в значительной степени повлияли на становление и развитие американской балетной школы.

Более того, у Москвы и Вашингтона есть общая заинтересованность в противодействии международному терроризму, борьбе с межрегиональными криминальными группировками, решении проблем экологии и климата и многом другом. Иными словами, при фактическом отсутствии у России и США по-настоящему общих интересов, Кремль и Белый дом взаимодействуют на основе общих угроз.

Несмотря на крайне сложную координацию действий по борьбе с терроризмом непосредственно в очагах его распространения и формирования, сотрудничество по противодействию терроризму на территориях самих России и США продолжает сохраняться. Так, в ФСБ и ЦРУ обменивались информацией о Тамералане Царнаеве, в рамках которой российская сторона предоставила все необходимые данные на будущего террориста, к сожалению, не принятые американцами к сведению и повлекшие к гибели людей во время теракта в Бостоне в 2012 году. В свою очередь Вашингтон оказал Москве содействие по предотвращению терактов в Санкт-Петербурге в декабре 2017 года, за что Владимир Путин лично поблагодарил американского президента по телефону.

Несмотря на постоянные обвинения в «сговоре с русскими», Дональд Трамп всё же ищет способы найти контакт с Москвой, что систематически проявляется в личных инициативах американского президента, как было, например, с поздравлением Владимира Путина с победой на выборах вопреки рекомендациям советников Трампа.

Прошедший саммит президентов России и США в Хельсинки стал подтверждением того, что потребность в стабильной коммуникации на личностном уровне между Кремлём и Белым домом имеется. Важным аспектом здесь является то, что инициатива по организации встречи исходила от американской стороны. Это выглядит логичным, если учесть, что Москва всегда была открыта к диалогу, несмотря на жесткую риторику, звучавшую из Вашингтона.

И все же главное, чего удалось достичь во время встречи Путина и Трампа – возобновления диалога на высшем уровне. Произошло обозначение позиций непосредственно лидерами двух стран. Крайне важно не упустить этот момент, особенно для администрации Трампа, с самого начала подвергающегося небывалому давлению со стороны американского истеблишмента, так и не попытавшегося вырваться из плена им же сформированной логики российско-американских отношений.