Сохранение обоняния и его тренировка. Обоняние и вкус Способы улучшения обоняния

1 слайд

Обоняние и вкус Работу выполнили: ученики 4 класса «А» МОУ СОШ №7 г.Фурманова Ильинцева Анастасия Опарин Степан Учитель Сахарчук Н.М. 2011

2 слайд

3 слайд

Есть пять помощников на службе у тебя, Не замечая, их используешь шутя: Глаза тебе даны, чтоб видеть, А уши служат, чтобы слышать, Язык во рту, чтоб вкус понять, А носик - запах различать, Руки - чтоб ласкать, трудиться, Воды из кружечки напиться. И ни к чему твоя тревога, Они всегда тебе помогут.

4 слайд

Информацию об окружающем мире мы получаем с помощью 5 чувств восприятия: ОРГАН ОСЯЗАНИЯ - КОЖА ОРГАН ОБОНЯНИЯ - НОС ОРГАН СЛУХА - УШИ ОРГАН ВКУСА - ЯЗЫК ОРГАН ЗРЕНИЯ - ГЛАЗА

5 слайд

Органы чувств Не у всех людей чувства восприятия развиты одинаково. Когда какой-то орган чувств развит слабо, ему на помощь приходят другие органы чувств и начинают давать больше информации. Так например у слепых людей чувства слуха и осязания обычно развиты лучше, чем у зрячих. Особенно резко различаются по степени развития чувства восприятия в животном мире. Мир животного определяется его ощущениями. Часто преобладающую роль играет какой - то один орган чувств, но и другие непрерывно забрасывают хозяина градом информации.

6 слайд

Обоняние и вкус То, что ты ощущаешь с помощью языка – это вкусовая информация. Для многих истинная красота роз скрыта в их упоительном аромате. Обоняние (запах) и вкус, некогда столь же необходимые человеку для выживания, как слух, осязание и зрение, ныне гораздо слабее развиты, чем у животных и играют второстепенную роль, хотя информация, которую дает нам обоняние и вкус способна защитить нас от угроз. Однако слишком полагаться на обоняние и вкус нельзя.

7 слайд

8 слайд

Орган обоняния – нос. Внутри носа расположена слизистая поверхность, а на ней – миллионы нервных волокон. От различных предметов отделяется множество мелких частичек, которые парят в воздухе. Эти незаметные частички попадают на нервные волокна носа и раздражают их. Это раздражение передается в мозг, в специальный центр, где формируется ощущение запаха. Частички разных веществ раздражают нервные волокна по-разному, поэтому человек различает запахи.

9 слайд

Восприятие запаха Раздражаются рецепторорные клетки слизистой оболочки носа По обонятельному нерву импульс проходит в обонятельную зону коры больших полушарий мозга

10 слайд

Около 90 % информации поступает к человеку через глаза, 5 % – через уши и только 2 % – через обоняние. Но обоняние – чрезвычайно сильный канал, так как он воздействует непосредственно на подсознание, а значит и на наши чувства, мышление, поведение

11 слайд

Зачем человеку обоняние? Оно информирует о свойствах вдыхаемого воздуха, помогает пищеварению, способствует выделению слюны и пищеварительных соков и, следовательно, сохраняет здоровье. Также обоняние предупреждает человека об опасности

12 слайд

Любопытно…. Поверхность зоны обоняния всего 5 см², на ней размещается около миллиона нервных окончаний. Ощущение запаха возникает при возбуждении не менее 40 нервных окончаний. Скорость воздушного потока в носу при спокойном дыхании 2,4 км/ч, а при чихании – 170 км/ч. Самая холодная часть человеческого тела – нос. Температура его кончика обычно не превышает 22°С.

13 слайд

Как беречь орган обоняния Не прилично ковыряться в носу Нельзя втягивать в себя выделения из носа Содержать нос в чистоте Беречь организм от простуды Не курить, так как обоняние ухудшается у курящих людей Закаляться Не засовывать в нос мелкие предметы Пользоваться личным носовым платком

14 слайд

15 слайд

Функции языка Язык выполняет следующие функции: определяет температуру и вкус пищи, перемешивает пищу со слюной, обеспечивает акт глотания, участвует в речи.

16 слайд

Язык – орган вкуса На языке есть особые бугорки, покрытые тончайшими волосками. Мы чувствуем вкус пищи, когда её молекулы ударяются в эти волоски.

17 слайд

Вкусовые рецепторы находятся во вкусовых почках, расположенных на оболочке языка.

18 слайд

19 слайд

Установлено, что передняя часть языка реагирует на сладкое, задняя – на горькое, боковые – на кислое, кончик – на солёное.

20 слайд

Любопытно Длина языка – 9 см, ширина – 5 см, вес – 50 граммов За минуту язык может совершить 80 движений На поверхности языка находится около 9 тысяч нервных окончаний, реагирующих на вкус. Они лучше всего функционируют при температуре 24 градуса. 519 литров слюны вырабатывает организм человека ежегодно.

5 наших чувств для здоровой и долгой жизни. Практическое руководство Геннадий Михайлович Кибардин

Сохранение обоняния и его тренировка

Уже с 20-25-летнего возраста мы чуть слабее улавливаем аромат, чем в детстве, а заметное снижение обонятельной функции наблюдается уже после 40 лет. Еще хуже различают запахи пожилые люди. Вследствие многократных воспалений слизистой оболочки носа у них уменьшается количество обонятельных клеток, ослабляется деятельность желез, выделяющих носовую слизь. Поэтому специалисты рекомендуют: берегите свой нос и обоняние смолоду. Для этого нужно запомнить и выполнять несколько простых правил.

1. Для укрепления мышц носа, а заодно рта и глотки время от времени читайте вслух. Слова произносите четко, внятно, громко, контролируя себя при произношении ряда согласных звуков (б, в, ж, м, п, т, ф, ш).

2. Регулярно выполняйте самое простое упражнение дыхательной гимнастики: закрыв рот, сделайте 5–6 медленных вдохов и выдохов через нос. При этом кисти рук положите на шею (сзади) или на верхнюю часть живота.

3. Как можно чаще проветривайте комнату, не забывайте стирать пыль с мебели, чаще делайте влажную уборку, гуляйте на свежем воздухе в парке или в лесу.

4. Если вы опыляете сад-огород и травите насекомых аэрозолями либо красите стены пульверизаторами, а дома насыпаете стиральный порошок в машину, то обязательно надевайте респиратор-«лепесток» или многослойную марлевую повязку.

Для улучшения обоняния можно выполнять два простых дыхательных упражнения. Делайте их в спокойной обстановке, предварительно опорожнив кишечник и мочевой пузырь. Упражнения лучше выполнять утром, желательно натощак.

А. Сесть прямо, носки и пятки вместе, руки свободно опущены. Дыхание произвольное. Полностью выдохнуть, большими пальцами с обеих сторон зажать наружный слуховой проход, а средним прижать крылья носа, после чего резко втянуть воздух через рот, сжать губы и надуть щеки.

Опустить подбородок на грудь, закрыть глаза, положив указательные пальцы на веки, и как можно дольше оставаться в этом положении.

Поднять голову, снять пальцы с век, с крыльев носа и сделать полный выдох через нос. После этого отнять большие пальцы от ушей и опустить руки вдоль тела.

Б. Выполните дыхательное упражнение из системы нэйян-гун: при вдохе кончик языка поднимается к нёбу, потом следует пауза (язык прикасается к нёбу) и выдох, во время которого язык приводится в обычное положение. Одновременно с этим надо произносить мысленно слова или предложения, продолжительность которых соответствует длительности дыхательного цикла.

Восприятие запахов у разных людей различно. Оно зависит даже от времени года. Как правило, острота обоняния повышается весной и летом.

Это можно объяснить тем, что солнечные лучи, благотворно влияя на весь организм и нервную систему, повышают и чувствительность к запахам. Некоторые люди отмечают цикличность в работе их обонятельного аппарата.

Во многом обоняние зависит также от общего физического состояния организма. Например, чувство голода обостряет восприятие запахов, однако длительное недоедание, истощение и утомление понижают его.

Обонятельная функция снижается у людей, злоупотребляющих алкоголем, у курильщиков, а также у тех, кто работает с вредными химическими веществами, у больных вазомоторным и аллергическим насморком, поллинозом, при зловонном насморке, а также при искривлении перегородки носа.

Из книги Канон врачебной науки автора Абу Али ибн Сина

Сохранение зубов здоровыми Кто хочет сохранить зубы в целости, должен соблюдать восемь правил. Так, следует избегать того, чтобы пища и питье постоянно портились в желудке по причине самого вещества пищи, то есть если она быстро подвергается порче, как, скажем, молоко,

Из книги Совершенствование мужской сексуальной энергии автора Мантэк Чиа

Сохранение полярности: что это значит - быть Ян? «Мудрец практикует Дао. Глупец только любуется им». Древняя даосская поговорка В процессе написания этой книги совместно с учителем Чиа я проинтервьюировал несколько десятков его студентов и меня глубоко поразила

Из книги Искусство любви автора Михалина Вислоцкая

ЧУВСТВО ОБОНЯНИЯ Сексуальные запахи являются, по всей вероятности, наиболее сильными из известных людям раздражителей, воздействующих на органы чувств. Мы знаем, например, какую важную роль играют запахи в жизни млекопитающих - собак и диких животных, которые во время

Из книги Ум человека автора Олег Геннадьевич Торсунов

Из книги Гистология автора Татьяна Дмитриевна Селезнева

Тема 28. ОРГАНЫ ВКУСА И ОБОНЯНИЯ Обонятельный анализатор состоит, как любой, из центрального и периферического отделов.Периферический отдел обонятельного анализатора представлен обонятельным полем – обонятельной выстилкой, которая находится на средней части верхней

Из книги Восточный массаж автора Александр Александрович Ханников

Сохранение привлекательности глаз Выразительность глаз во многом придают привлекательность человеку. Чтобы сохранить глаза чистыми, ясными и привлекательными, а также достичь быстрого утранения боли в глазах, головной боли, тяжести или распирания в голове, возникающих

Из книги Расшифрованная магия кристаллов воды автора Владимир Киврин

Очищение жилища и сохранение энергетической чистоты дома Если в квартире или доме замечены (боковым зрением) мелькающие тени, иногда пробирает холодок или боязнь, то перед праздником Крещения надо вдвоем очистить жилище. Все надо делать серьезно, с пониманием важности

Из книги Минимум жира, максимум мышц! автора Макс Лис

Сохранение активных мышц Доказано, что диета с низким потреблением белка, но достаточно калорийная, активизирует механизм, запрещающий активное разрушение мышц. Этот механизм, по-видимому, помогает организму выживать в условиях низкого потребления белка, спасая белок

Из книги Скафандр от стресса. Избавьтесь от психических перегрузок и верните себе здоровье быстро, легко и навсегда автора Георг Энрих

Сохранение Состояние естественного покоя заложено в нас от рождения. Соответственно, его можно либо развивать, либо оставить в изначальном виде, но тогда со временем есть риск утратить его совсем. Что касается сверхъестественного покоя, то он должен исходить от

Из книги Умное сыроедение. Пища для тела, души и духа автора Сергей Михайлович Гладков

Из книги 5 наших чувств для здоровой и долгой жизни. Практическое руководство автора Геннадий Михайлович Кибардин

Глава 13 Механизм обоняния и его особенности Не каждый из нас знает, что структуры обонятельного анализатора человека принимают важнейшее участие в организации поведенческих реакций, эмоций, вегетативно-висцеральной регуляции, процессов памяти, регуляции активности

Из книги Атлас: анатомия и физиология человека. Полное практическое пособие автора Елена Юрьевна Зигалова

Механизм работы рецепторов обоняния Молекулы ароматических веществ, попадающие с током воздуха в носовую полость, растворяются в слизи, покрывающей обонятельный эпителий, и взаимодействуют с рецепторными белками, содержащимися в мембране ресничек обонятельных

Из книги Здоровый мужчина в вашем доме автора Елена Юрьевна Зигалова

Восстановление обоняния Читатель, ты уже знаешь, что обоняние для человека является одним из важных каналов познания окружающего мира и гармоничного развития личности. Малыш, у которого нарушено или полностью отсутствует восприятие запахов, не может правильно

Из книги автора

Предупредите потерю обоняния Часто потери обоняния можно избежать. Чтобы предупредить развитие аносмии, необходимо:– своевременно и правильно лечить простудные заболевания, не оставлять без должного лечения заболевания носа и придаточных пазух носа;– регулярно

Из книги автора

Орган обоняния Обонятельная область слизистой оболочки носа, которая у взрослого человека занимает 250–500 мм2 (верхняя носовая раковина и лежащая на этом же уровне зона носовой перегородки), покрыта обонятельным эпителием. Эпителий представлен тремя видами клеток:

Из книги автора

Орган обоняния Древние считали обоняние одним из величайших божественных даров человеку. И действительно, количество запахов, известных сегодня ученым, достигает 100 тысяч! «Есть много запахов, здоровых, молодых», – утверждал французский поэт Ш. Бодлер. Или ощущение М.

Способность слышать окружающие нас запахи является бесценным даром, который нужно беречь и хранить. Но, никто не застрахован от того, что под влиянием внешних или же внутренних факторов обоняние может снизиться. И на этом этапе жизнь современного человека начинает терять свои краски.

Попробуйте поднести к носу ароматную розу, и зажать нос пальцами на несколько секунд. Что вы почувствуете при этом? Правильно — ничего. Ваш мозг не сможет распознать запах и идентифицировать его, так как обонятельные рецепторы, расположенные в носовых пазухах, будут перекрыты. При этом у организма будет некий шок, ведь он представляет собой очень умную слаженную машину.

Визуально и тактильно вы понимаете, что должны сейчас услышать запах розы, но электрический импульс об этом действии почему-то не поступает в головной мозг. Вот что чувствуют все те, кто начинает в силу тех или иных причин терять способность слышать запахи? Как улучшить обоняние и возможно ли это?

Врачи-сурдологи утверждают, что обоняние можно не только сохранить, но и значительно улучшить. И сделать это можно с помощью проверенных способов:

  • Физические упражнения;
  • Физиотерапия;
  • Витаминотерапия;
  • Улучшение окружающих условий для тренировки обоняния.

Известно, что если вы желаете привести какой-либо орган или же часть тела в порядок, то необходимо подвергать его постоянной тренировке. Например, чтобы получить красивые рельефные мышцы человек должен провести в спортивном зале как минимум несколько месяцев. Именно так обстоит дело с улучшением обоняния – его необходимо постоянно тренировать. Как же можно натренировать обоняние?

Чем чаще вы будете пользоваться уникальной способностью слышать и слушать ароматы вокруг вас, тем сильнее станет обоняние. Именитые парфюмеры именно так тренируют свои обонятельные рецепторы. Как правило, перед изобретением нового аромата, они надевают повязку на глаза, чтобы отключить зрительное восприятие вещей и тем самым активируют обонятельные рецепторы.

Досконально известно, что закрытые глаза помогают услышать весь букет аромата пахнущих веществ. Обычные запахи раскрываются вовсе иначе.

Физические упражнения для улучшения обоняния

Развитие обоняние происходит во время увеличение физических нагрузок, выполненных согласно определенным правилам. Хотя врачи-сурдологи отмечают, что даже обычная утренняя зарядка может значительно повысить уровень обоняния.

Наиболее эффективна в развитии обоняния – это гимнастика лица, в частности упражнения, которые направлены на стимуляцию кровообращения верхней части носа. Для усиления работы обонятельных рецепторов можно после гимнастики лица прогреть нос специальной лампой.

Итак, упражнения начинаются с тренировки мышц, расположенных в носовых пазухах. Для этого во время каждого вдоха начинайте сильно раздувать ноздри и продолжайте повторять эту процедуру как минимум 5-10 минут. Затем можно сделать небольшой перерыв и продолжать гимнастику дальше. Уже через неделю обоняние значительно усилится.

Далее, можно сделать легкие упражнения для тренировки носовой мышцы, которая локализуется в крыльях носа человека. Во время вдоха с усилием надавите на кончик носа, и одновременно потяните вниз нижнюю губу. Необходимо следить за тем, чтобы остальные мышцы лица при этом не двигались.

После рекомендовано задействовать и мышцы гордецов (переносицу). Упражнения выполняются согласно стандартной методике. Необходимо положить один-два пальца на переносицу и затем попытаться сильно сдвинуть брови. Но, суть и весь смысл упражнения заключаются в том, что брови двигаться не должны.

Используйте свое обоняние на все 100%

Специалисты утверждают, что если человек не будет использовать свое обоняние по назначению, то рано или поздно его работа пойдет на спад. Поэтому чем чаще вы уделяете внимание развитию и тренировке обонятельных рецепторов, тем сильнее будет развита способность слышать пахнущие ароматические вещества. Врачи советуют внимательно исследовать запахи, которые вас окружают. В частности, некоторые ароматы могут повысить эмоциональное состояние человека.

Интересно знать: запах фаст-фуда, свежей выпечки, а также кондитерских изделий способны усилить агрессивное поведение человека. А вот если человек, который проводит большую часть времени за рулем, повесит у себя в автомобиле ароматическое масло с корицей или же мятой, то это усилит концентрацию внимания, а также значительно снизит раздражительность человека. Запах лимона и зерен кофе активируют работу мозга, а также повышают работоспособность.

Дабы лучше слышать запахи, можно прибегнуть к улучшению местного кровообращения с помощью втягивания носом теплой подсоленной воды. Именно этот способ нашел свое признание и применение среди поклонников восточной медицины, а именно йогов.


Суть процедуры состоит в следующем: в 250 мл нужно растворить одну чайную ложку морской соли. Далее, одну ноздрю нужно прикрыть, а второй втягивать этот лечебный раствор. Делать это нужно до тех пор, пока соленая вода не начнет поступать в горло. Затем раствор нужно выплюнуть. Продолжать эти манипуляции рекомендуется до тех пор, пока дыхание не облегчится.

Врачи-сурдологи рекомендуют окружать себя приятными запахами, которые бы с легкостью воспринимались и поглощались обонятельным центром. Высшим мастерством будет считаться определение букета ароматов, содержащихся в парфюмерной композиции. Но, сделать это способны лишь единицы.

Питание для улучшения обоняния

Улучшить обоняние можно с помощью правильного питания. Как правило, ухудшение работы обонятельных рецепторов в эпителии связано с дефицитом цинка в организме. Чтобы восстановить способность слышать, рекомендуется включить в рацион такие продукты, как чечевицу, тыквенные семечки, семена подсолнуха, пшеничная мука грубого помола, грецкие орехи, красное мясо, шпинат.

По рекомендации врачей нужно включить в свой рацион витаминные комплексы и биологические добавки. Если же у вас склонность к хроническим воспалительным процессам, то нужно на некоторое время исключить сыр, молоко, а также мороженое. Это те продукты, которые провоцируют повышенное образование жидкости в носу.

Врачи призывают вас внимательно читать инструкции к медицинским препаратам, в частности, к антибиотикам. Большинство из них имеет ряд побочных эффектов, влияющих на работу обонятельного центра.

На качество обоняния влияют вредные привычки в виде курения и алкоголизма. Если человек отмечает за собой снижение обоняния, то желательно отказаться от пагубных явлений.

  • постоянное увлажнение воздуха в том помещении, где вы находитесь большую часть времени;
  • использование специальных защитных масок во время контакта с бытовой химией, а также с промышленными токсическими веществами;
  • соблюдение гигиены носовой полости;
  • усиленная витаминотерапия;
  • профилактические промывания носовой полости соляными растворами.

Петрушенко Нина Анатольевна


Тема: Что надо знать, чтобы сохранить органы чувств здоровыми.

Цель: Вторичное осмысление учащимися уже известных знаний об органах чувств человека как необходимых звеньях связи организма с внешней средой. Провести исследование взаимосвязной работы органов чувств. Разработать памятки сохранения органов чувств здоровыми.

Задачи:


  • расширить и углубить знания учащихся об органах чувств и их значении для жизни человека; учить применять полученные знания на практике;

  • развивать умение самостоятельно работать с источниками информации, анализировать, делать выводы и умозаключения;

  • воспитывать бережное отношение к органам чувств и уважительное отношение к людям-инвалидам
Тип урока – урок – исследование.

Методы – беседа, самонаблюдение, экспериментирование, логические рассуждения.
Форма работы – в группе и фронтальная.

Оборудование:тетради учебники.

Ход урока

1. Организационный момент (1 мин.)

2. Введение в тему урока (3 мин.)

Сегодня у нас необычный урок, а урок – исследование, вы будете работать в группах и исследовать работу органов чувств, выяснять, что необходимо для того, чтобы органы чувств оставались здоровыми.

3. Актуализация знаний (3 мин.)

Учитель: С помощью теста вспомним как человек воспринимает окружающий мир .

Работаем

Тест по теме: «Как человек воспринимает окружающий мир»

1.Отметьте, как называются органы зрения?

2.Органом какого чувства являются уши?

А)Осязания.

Б)Обоняния.

3.Как называются клетки, которые передают в мозг сигнал о запахе?

А)Осязательные.

Б)Обонятельные.

В)Вкусовые.

4.Органом обоняния является...

5.Что воспринимает человек с помощью языка?

В)Внешний вид предмета.

Г)Признаки предмета на ощупь.

6.Что помогает человеку осязать мир?

7.Что помогают человеку воспринять органы чувств?

А)Предметы.

Б)Окружающий мир.

В)События.

Учитель: Молодцы, справились!

4. Изучение нового материала (15 мин.)

1. Учитель: Каждый из вас, сидя за партой, видит обстановку в классе, слышит мой голос, знает как писать ручкой, чувствует, удобно ли сидеть на стуле. Нервная система человека постоянно получает сигналы от внешнего мира с помощью специальных “датчиков”. Каких?

(на доске Мозг – зрение – слух – обоняние – осязание – вкус)

Всеми органами человека руководит головной мозг. Именно он является “главным начальником” в нашем организме. Определённый участок головного мозга регулирует работу того или иного органа чувств.

2. Учитель: Каждая группа сегодня активно проводит своё исследование, выявит предмет в коробке с помощью органов чувств и докажет почему так считает, а не иначе.

1-я группа - слух; 2-я - обоняние; 3-я - осязание; 4-я - вкус.

Каждая группа проводит свое исследование: «обонянию» предлагается исследовать флакончик с ваткой, смоченной в цитрусовом масле.

«Слуху» - послушать, как звучит таинственная коробка, понять, что в ней перекатывается;

«Осязанию» - на ощупь определить, что находится в непрозрачном мешке;

«Вкусу» - попробовать с помощью одноразовых соломинок апельсиновый сок из непрозрачного стакана, закрытого бумажной крышкой.

Когда все группы закончат работу, учитель помогает детям сделать выводы по плану (каждый раз просит по возможности назвать несколько вариантов ):

Что может рассказать о своём исследовании группа «слух», «обоняние», «осязание», «вкус».

1. Как звучит предмет? (Без звука.) На что похоже?
2. Какой у него запах? На что похоже?
3. Какое оно на ощупь? На что похоже?
4. Какого вкуса? На что похоже?
Учитель: «Что же лежит в коробке? Давайте спросим «зрение». А «зрением» будем мы все». Учитель достает из коробки апельсин. Спрашивает, что может «сказать зрение». (Какого цвета, какой формы предмет.) Обсуждает с детьми, какой орган оказался самым «догадливым».
Далее учитель спрашивает: «А если бы в коробке был колокольчик, то какой орган помог бы нам больше остальных?» Затем делает вывод: «И все же определеннее всего дает нам знать о мире зрение. И пословица тоже об этом говорит: “Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать”».

А теперь послушаем представителей каждой группы, что интересного они исследовали

о зрении:

об обонянии:

об осязании:
Учитель подводит итог:

«Вот так же, как и мы сейчас дружно работали, сотрудничают наши органы чувств, помогая нам жить в окружающем мире. Среди нас живут, учатся ребята и взрослые с ограниченными возможностями, у которых есть нарушения или заболевания органов чувств. Они являются инвалидами. Как нужно относиться к таким людям.

Учитель: наша обязанность бережно и уважительно относиться к таким людям, помогать им.

Учитель: Посмотрите на картинки на доске. Какое можете предложить задание?

– Что нужно делать, чтобы надолго сберечь своё зрение?


  • Читать и писать при хорошем освещении

  • Свет должен падать слева

  • Читать и писать на расстоянии 30-35 см

  • Нельзя читать лёжа и в транспорте

  • Телевизор смотреть 1-1,5 часа и на расстоянии 2-3 метров

  • Не сидеть долго за компьютером

  • Нельзя тереть глаза руками

  • Делать зарядку для глаз

  • Глазам нужен отдых

  • Не стесняйтесь носить очки, если это необходимо
Физминутка для глаз

– Как нужно беречь свой слух?


  • Содержать уши в чистоте

  • Нельзя ковырять острыми предметами, так как можно повредить барабанную перепонку и потерять слух

  • Сильный шум портит слух

  • Нельзя часто слушать громкую музыку в наушниках

  • Нужно давать отдых слуху, быть в тишине
– Как надо беречь свой орган вкуса?

  • После приёма пищи прополоскать рот

  • Не брать в рот острые предметы, чтобы не поранить язык

  • Нельзя есть горячую пищу, чтобы не повредить вкусовые сосочки

  • Систематически очищать язык от налёта, чтобы избежать попадания инфекции в организм
– Как сохранить обоняние?

  • Нужно беречь себя от простуды

  • Содержать нос в чистоте

  • Если есть насморк, то необходимо его лечить

  • Закаляться

  • Не засовывать в нос мелкие предметы

  • Пользоваться личным носовым платком
Как ухаживать за кожей?

  • Кожу надо содержать в чистоте

  • Мыть тело 1–2 раза в неделю с мылом и мочалкой

  • Обязательно мыть руки, лицо, шею, ноги и подмышечные впадины

  • Умываться то холодной, то горячей водой

  • Носить чистое бельё

  • Содержать в чистоте и подстригать ногти

  • Старайтесь не ранить, не обжигать, не обмораживать кожу
– Какие пословицы о здоровье человека вы помните?

Варианты пословиц :


  • Здоров будешь – всё добудешь.

  • Здоровье не купишь – его разум дарит.

  • Дал бы бог здоровья, а счастье найдём.

  • Не рад больной и золотой кровати.

  • Здоровье – дороже богатства…

6. Подведение итогов (2 мин.)

– Таким образом, органы чувств – связывают человека с окружающей средой. Это наши окна в мир. Они позволяют нам полноценно учиться и трудиться. Органы чувств можно развивать и тренировать. А, главное, их необходимо беречь.

7. Рефлексия (1мин)

О чём было интересно узнать?

Что понравилось больше всего?

Ребята, у вас на столе лежат 3 картинки. Поднимите, пожалуйста, такую картинку, какое у вас сейчас настроение после нашего урока. Посмотрите, ребята, все ли органы чувств были задействованы на уроке. Значит, настроение после урока у вас осталось хорошее, и наш урок удался.

А недавние исследования итальянских ученых установили прямую связь между способностью ощущать запахи и скоростью реакции. С возрастом наше обоняние снижается. Однако этот процесс можно остановить при помощи специальных упражнений.

Как развить обонятельную память? Возьмите пять одинаковых флаконов (подойдут и чистые пузырьки из-под лекарств), найдите пять разных парфюмерных запахов – это могут быть духи, одеколон, туалетная вода и даже жидкое мыло. Напишите на бумаге номера от 1 до 5 и наклейте их на дно флакона. Осталось наполнить их на 1/3 и плотно закрыть крышкой (запахи не должны перемешиваться). Выполняйте задание не более 5-7 минут, иначе вы быстро привыкнете к запахам и перестанете их различать. После занятий обязательно проветривайте комнату. Каждое задание оценивается в баллах: нет ошибок – 10 баллов, 1 ошибка – 8 баллов, 2 ошибки – 6 баллов, 3 ошибки – 4 балла, 4 ошибки – 2 балла, 5 ошибок – 1 балл.

Задание 1. Сохранить в памяти

1. Возьмите 5 флаконов с запахами, перепишите их номера в таблицу. По­очередно открывайте флаконы и запоминайте запахи и их последовательность. Не забывайте тут же закрывать крышку. На это задание вам дается 2-3 минуты.

2. Вы запомнили запахи? Теперь перемешайте флаконы. Выбирая любой из них, откройте и определите, каким по счету был этот запах. Запишите номера флаконов в таблицу и проверьте свой ответ. Если номера не совпадают, то это ошибка. Подсчитайте количество ошибок и оцените свой ответ в баллах.

Задание 2. Строим образ

1. Вырежьте из старых журналов фотографии людей (можете смешать их с семейными портретами), выберите из них только 5, которые будут соответствовать пяти запахам. Определяя запах для каждого человека, полагайтесь на интуицию, скажем: «Этот запах подходит полному мужчине, запах насыщенный и тяжелый...» Запишите номера выбранных фотографий и флаконов. Напишите и нарисуйте те представления, которые вызвал запах.

2. Перемешайте флаконы. Возьмите любой и, чувствуя запах, вспомните, какой фотографии он соответствует. Запишите все номера флаконов после вспоминания. Несовпадение до и после считается ошибкой, подсчитайте количество ошибок.

Задание 3. Какого цвета?

У парфюмеров запах ассоциируется с цветом. Так же как и у музыкантов бывает «цветовой слух»: например, композиторы Римский-Корсаков, Скрябин, Чюрленис, слушая музыку, одновременно видели ее в красках. Чтобы поиграть в «цветовое обоняние», нужно настроиться. Закройте глаза, не торопитесь, возможно вначале цвет едва будет различим. Со временем вы научитесь видеть его разлитым в воздухе, он может переливаться оттенками, сужаться в точку и вновь расширяться.

1. Возьмите флаконы по порядку и попытайтесь увидеть цвет запаха. Нарисуйте и напишите их.

2. Перемешайте флаконы. Выбирая любой и, чувствуя запах, попытайтесь вспомнить, какой цвет ему соответствует. Занесите номера флаконов после вспоминания в таблицу. Подсчитайте количество ошибок.

Задание 4. На ощупь

Теперь попробуйте связать запахи с тактильными ощущениями (то есть с прикосновением к различным предметам). Нарежьте 8-10 картонных полосок, наклейте на них кусочки кожи, меха, ткани, других материалов, пронумеруйте с обратной стороны.

1. Потрогайте полоски на ощупь. Чувствуя запах, вы должны подобрать шероховатость, которая больше всего ему соответствует. Возможно, ощущение веревки под пальцами в сочетании с нежным запахом вызовет у вас образ девушки, покачивающейся на качелях, а от ее волос исходит такой приятный аромат... Запишите соответствие номера флакона и полоски.

2. Перемешайте флаконы и перепроверьте себя. Подсчитайте очки.

Задание 5. Рисуем запах

Попробуйте представить запах в графических символах. Фантазируйте. Если образы будут сложными, попытайтесь вначале описать их словами, а потом превратите в линию.

1. Проделайте это с каждым запахом, расставив флаконы от 1 до 5.

2. Перемешайте флаконы и проверьте, как вы запомнили. Чувствуя запах, вспомните графический символ, ему соответствующий. Запишите результат и подсчитайте количество ошибок.

Задание 6. Создать хорошее настроение

Расставьте все запахи в порядке от самого неприятного до самого приятного. Постарайтесь ответить, почему вы так сделали. Вернитесь в свое прошлое, детство; воспоминания будут появляться и исчезать вместе с ароматами. Возможно, один запах у вас связан с разлукой, другой – с любимым человеком. Запишите и нарисуйте каждый образ.

1. Расставив флаконы в таком порядке, занесите их номера в таблицу.

2. Перемешайте флаконы и проверьте себя, подсчитав ошибки.

Когда вам будет грустно, расставьте флаконы с запахами от самого неприятного до самого приятного – и вы увидите, как ваше плохое настроение... улетучится.

Задание 7. Услышать музыку

Попробуйте услышать запах: он может походить на одинокий голос флейты, теплый, глубокий звук виолончели или же скрип дубовых дверей в старом замке.

1. Опишите звук каждого запаха словами соответственно от 1 до 5.

2. Перемешайте флаконы и проверьте себя. Подсчитайте количество ошибок.

Итоги

А теперь проверьте себя:

Вы набрали от 7 до 22 баллов. Не огорчайтесь. Выполните упражнения еще раз. Вы обязательно улучшите свою обонятельную память.

Вы набрали от 23 до 48 баллов. У вас нормальная обонятельная память. Обратите внимание на допущенные ошибки и потренируйтесь еще.

Вы набрали от 49 до 64 баллов. У вас хорошая обонятельная память.

Вы набрали от 64 до 70 баллов. Поздравляем, у вас отличная обонятельная память. Можете работать дегустатором.

Простой тест. Проверить, эффективна ли для вас гимнастика, позволяет простой тест. Спустя 2-3 недели после начала занятий поднесите к кончику носа зеркало. На нем должно образоваться запотевшее пятно. Если справа или слева край пятна расположен ближе к центру, значит, эта половина носа меньше участвует в дыхании. Продолжайте тренировки до тех пор, пока запотевание с обеих сторон не станет равномерным.

Остаться с носом

Тот, кто вынужден дышать ртом, знает, какое это мучение. Но выход есть! Обрести свободное носовое дыхание помогает специальная гимнастика.

Заниматься ею лучше на свежем воздухе или в хорошо проветренной комнате. Тем, у кого носовое дыхание затруднено, за 2-3 минуты до выполнения упражнений надо закапать в нос сосудосуживающие капли.

Гимнастику можно делать сидя, стоя, даже лежа, только не надо при высокой температуре.

Вдох – выдох

1. Равномерно, спокойно дышите обеими ноздрями 30-60 секунд. Повторяйте это и после каждого следующего упражнения.

2. Прижмите правую ноздрю к носовой перегородке и равномерно, спокойно дышите левой половиной носа 30-60 секунд.

3. Прижмите левую ноздрю к носовой перегородке и равномерно, спокойно дышите правой половиной носа 30-60 секунд.

Если поначалу дышать носом трудно, делайте время от времени вдох ртом.

4. Как только носовое дыхание улучшится, от равномерного, спокойного ритма переходите к форсированному (усиленному) носовому дыханию, заставляйте активно работать мышцы шеи, плечевого пояса и грудной клетки.

Однако форсированное носовое дыхание может вызвать головокружение, головную боль, поскольку при усиленном притоке кислорода в сосуды мозга происходит перераздражение заложенных в них нервных окончаний, спазм сосудов и, как следствие, недостаточное снабжение кислородом мозга. Поэтому, сделав 2-3 усиленных вдоха, переходите на обычное дыхание.

Во время занятий можно взять в рот жевательную резинку, и тогда вы непроизвольно будете дышать носом.

Занимайтесь гимнастикой несколько раз в день по 2-3 минуты, и вскоре вы свободно задышите носом. Ах, какое это ароматное наслаждение!