Судебная фотография: история развития и современное состояние. Судебная фотография, ее предмет и виды

Фотография в работе органов внутренних дел занимает видное место и широко применяется как средство фиксации доказательственной информации при производстве следственных действий. Фотографические снимки позволяют воспринимать запечатленные объекты в предметно-пространственной форме и в большем объеме,чем это позволяет их словесное описание в протоколе следственного действия.

Изучение криминалистической фотографии предполагает изучение не только ее специальных видов, но и общей фотографии, так как без знания основ общей фотографии трудно освоить приемы криминалистической.

В 1989 году исполнилось 150 лет, как была открыта фотография. С первых лет своего существования она получила применение не только в быту, но и использовалась в решении сугубо научных задач. Фотография (фото-свет, графо- пишу).

Появлению фотографии предшествовали открытия многих ученых. Первая фотокамера (камера-обскура) представляла собой светонепроницаемый ящик с отверстием в стенке, принцип работы которой описал в своих трудах еще выдающийся итальянский ученый и художник эпохи Возрождения Леонардо да Винчи. Большой вклад в развитие фотографии внесли французы Жозеф Нисефор Ньепс, Луи-жак Манде Дагерр и англичанин Вильям Фокс Генри Талболт. Дагерр, работавший до 1883 г. совместно с Ньепсом, получил изображение на серебряной пластинке, обработанной парами ртути и закрепленной с помощью раствора поваренной соли. Свой способ он назвал дагерротипией. В своих работах Дагерр использовал материалы исследования Ньепса, однако он никогда об этом не упоминал. Технология Дагерра не позволяла размножать снимки, и только изобретение англичанина Талболта положило начало разработке негативно-позитивного метода получения фотоснимков и способствовало открытию нового способа приготовления светочувствительной бумаги. В 1835 г. Талболт пропитав хлористым серебром бумагу, получил на ней снимок окна своего дома в виде негатива. Затем, приложив к нему бумагу, обработанную тем же раствором, он получил позитивный отпечаток. Снимки были далеки

от совершенства, но своим изобретением Талболт доказал возможность тиражирования отпечатков.

Фотография, зародившись во Франции и Англии, быстро проникла в другие страны. В России первые фотографические изображения были получены русским химиком и ботаником Юлием Федоровичем Фрицше, который, изучив метод Талболта, предложил в це-

лях улучшения изображения заменить тиосульфит натрия (гипосульфит) в проявляющем растворе на аммиак. Большой вклад в развитие фотографии внесли и другие русские ученые и изобретатели. Изобретатель-самоучка И.В..Болдырев предложил способ из-

готовления прозрачной гибкой пленки за несколько лет до выпуска подобных пленок американской фирмой "Кодак", С.А.Юрковский изготовил шторно-щелевой затвор для коротких экспозиций, И.И.Филипенко сконструировал походную фотолабораторию, С.Л.Левицкий, лично знавший Дагерра, сконструировал фотографическую камеру с мягким мехом для наводки на резкость. Этот способ наводки на резкость находит применение и в современных крупноформатных камерах. Кроме этого Левицким предложено использование при съемке в неблагоприятных условиях электрической дуги. Основоположником научной и судебной фотографии является русский специалист Е.Ф.Буринский. В 1894 г. по поручению Российской Академии наук он организовал лабораторию фотографического восстановления древних письмен. Им был разработан метод, позволивший прочесть исчезнувший текст грамот Х1У в. На сыромятных кожах, которые ранее были признаны исследователями безнадежными. Буринский применил разработанный им метод восстановления угасших текстов, который состоит в ступенчатом повышении контраста первоначального текста. Ввиду большого исторического значения этой работы, Российская Академия наук удостоила Е.Ф.Буринского премии имени М.В.Ломоносова "за метод исследования, равный значению микроскопа".

В 70-х г.г. прошлого века предпринимаются попытки использовать фотографию для целей регистрации и расследования. Первой использовала фотографию французская полиция (1841 г.). Затем сообщения о фотографировании преступников появились в Бельгии, Швейцарии и в других странах. В это время разрабатываются специальные способы и аппаратура для фотографирования преступников. Существенных результатов в этой области добился французский криминалист А.Бертильон, сконструировавший несколько фотокамер для опознавательной съемки, съемки на месте происшествия и для съемки трупов. Им же были разработаны правила сигналитической и измерительной фотосъемки. Примером применения фотографии при розыске может послужить сообщение "Юридической газеты" за 1896 г. в котором описывался розыск двух арестантов, сбежавших из Ярославского острога. "Смотритель острога вспомнил, что один из бежавших писал письма в Волоколамский уезд Московской губернии, и направил туда розыскное требование, приложив к нему фотокарточки разыскиваемых. По описаниям они были задержаны и опознаны по фотографиям, а затем возвращены в острог".

Наряду с использованием фотографии в розыскной и регистрационной работе ее внедряют и в судебную экспертизу. В этом направлении много и плодотворно работал Е.Ф.Буринский. В 1892 году при Санкт-Петербургским окружном суде он на свои средства создает судебно-фотографическую лабораторию. В 1893 г. вместо нее при прокуроре Санкт-Петербургской судебной палаты создается правительственная судебно-фотографическая лаборатория, заведование которой было поручено Е.Ф.Буринскому. В 1912 г. лаборатория была преобразована в Петербургский кабинет научно-судебной экспертизы, что положило начало созданию криминалистических учреждений в России.

Развивая применение фотографии в следственной работе, Е.Ф.Буринский занимается разработкой приемов и средств судебной фотографии. В отличие от Ганса Гросса, рекомендовавшего применять фотографию на всякий случай, Е.Ф.Буринский считал, что необходимо разработать правила судебной фотографии, которые должны найти отражение в законе и быть обязательными для исполнения всеми.

Первой работой по вопросам использования фотографии в борьбе с преступностью была книга С.М.Потапова "Судебная фотография" (1926 г.), в которой он дал определение судебной фотографии как системы "научно выработанных методов фотографической съемки, применяемой в целях раскрытия преступлений и представления суду наглядного доказательственного материала". Работа выдержала три издания. В последнем издании этой работы (1948 г.) С.М.Потапов разделил систему судебной фотографии на: судебно-оперативную фотографию и судебно-фотографическую экспертизу. Первая, по его мнению, содержит методы запечатлевающей фотосъемки - сигналетической, метрической, масштабной, репродукционной и детективной. Вторая охватывает три вида экспертизы: для установления тождества, для выявления недоступных обычному зрению деталей и для обнаружения невидимого. Такое деление фотографии носит относительный характер, так как одни и те же методы и приемы фотографической съемки могут в принципе применяться как следователем, так и экспертом-криминалистом.

Определение судебной фотографии, предложенное С.М.Потаповым, в сущности сохранилось до настоящего времени.. Его лишь конкретизировали и несколько модернизировали. В рекомендованном учебнике (т.1,1987 г.) это определение выглядит следующим образом: "Криминалистическая фотография - это один из разделов криминалистической техники. Она представляет собой систему научных положений и разработанных на их основе фотографических методов, средств и приемов, используемых при фиксации и исследовании доказательств для раскрытия и предотвращения преступлений".

Под фотографическими средствами имеют в виду аппаратуру для съемки, принадлежности к ней, фотоматериалы и используемые для их обработки химические реактивы. Фотографические методы и приемы - это система правил и рекомендаций по применению фотографических средств для получения фотоизображений.

Практическое значение криминалистической фотографии исключительно велико. Она служит основным средством запечатления внешнего вида самых различных объектов, имеющих доказательственное значение по уголовным делам, их признаков, а в ряде

случаев и свойств. Фотоснимки могут служить не только иллюстративным материалом, но и источником доказательств, средством для розыска и идентификации различных объектов. Применение фотографических методов исследования существенно расширяют возможности криминалистической и других видов судебных экспертиз.

Являясь разделом криминалистической техники, криминалистическая фотография с учетом задач, стоящих перед ней, и сфер применения условно подразделяется: на оперативно-розыскную, судебно-следственную и судебно-экспертную (судебно-исследовательскую) фотографию. Судебно-следственную и оперативно-розыскную фотографию можно объединить в одну группу - запечатлевающая фотография, так как в работе следователя и оперативного работника применяются преимущественно методы последней. Объектами съемки в следственной практике являются: места происшествий с их обстановкой, трупы, следы преступления и преступника, вещественные доказательства, лица, обвиняемые в совершении преступления. Объектами съемки, применяемой в процессе оперативно-розыскной деятельности, служат событие преступления и лицо, его совершающее. Деление фотографии на запечатлевающую и исследовательскую также условно, поскольку в экспертной практике применяются не только исследовательские, но и запечатлевающие методы и, наоборот, при расследовании могут применяться исследовательские методы, например создание специальных условий съемки и обработки фотоматериалов.

Полученные при производстве различных следственных действий фотоснимки представляют собой фотодокументы-приложения к протоколам соответствующих следственных действий. Об изготовлении этих фотодокументов делается отметка в протоколе следственного действия, а сами фотоснимки оформляются в виде фото-таблиц, снабженных пояснительными надписями, либо приобщаются к делу в конверте. Фото-таблицы подписываются следователем и лицом, производившим съемку.

От фотодокументов-приложений к протоколам следственных действий следует отличать фотодокументы-вещественные доказательства, полученные вне производства по уголовному делу. Эти снимки после их просмотра приобщаются к делу следователем специальным постановлением и служат полноценным средством доказывания.

По сравнению с другими методами фиксации (протоколы, схемы, планы, рисунки, чертежи и т.п.) криминалистическая фотография обеспечивает более высокую степень наглядности, объективности, точности и полноты запечатления.

Перед судебно-исследовательской фотографией стоит иная задача. На основе научно-разработанных методов криминалистической фотографии исследуются объекты, имеющие или могущие иметь доказательственное значение по уголовному делу. Фотоснимки, выполненные в процессе экспертного исследования, служат иллюстративным материалом к заключению эксперта и позволяют проследить за ходом экспертизы, воочию убедиться в наличии или отсутствии тех или иных признаков в объектах исследования.

Признаки, выявленные в процессе фотографического исследования, эксперт кладет в основу заключения, т.е. они являются составной частью заключения, имеющего значение средств доказывания. Ясно, что процессуальный режим фотоизображений может быть различным. При производстве следственных действий, экспертных исследований возникает необходимость запечатлеть определенные материальные объекты, общий вид места происшествия, следы, вещественные доказательства, а также этапы следственного действия и экспертного исследования. Для этих целей криминалистикой, исходя из целевого назначения, разработаны специальные виды и методы фотографической съемки.

Судебная (криминалистическая) фотография - один из разделов криминалистической техники, представляющий совокупность научных положений и разработанных на ее основе фотографических методов и средств, используемых для запечатления и исследования криминалистических объектов.

Разработка судебной фотографии базируется на научных основах общей фотографии.

Основоположником судебной фотографии является российский учёный Евгений Фёдорович Буринский .

Задачи судебной фотографии:

1) разработка фотографических приёмов съёмки различных объектов в следственных или судебных целях;

2) запечатление хода и результатов производства отдельных следственных или оперативно-розыскных действий;

3) разработка фотографических методов исследования вещественных доказательств.

Направления:

1) запечатление событий:

2) исследование вещественных доказательств, следов;

Виды судебной фотографии:

История фотографии

Химическая предыстория фотографии начинается в глубокой древности. Люди всегда знали, что от солнечных лучей темнеет человеческая кожа, искрятся опалы и аметисты, портится вкус пива. Оптическая история фотографии насчитывает примерно тысячу лет. Самую первую камеру-обскуру можно назвать «комнатой, часть которой освещена солнцем». Арабский математик и ученый X века Альгазен из Басры, который писал об основных принципах оптики и изучал поведение света, заметил природный феномен перевёрнутого изображения. Он видел это перевёрнутое изображение на белых стенах затемнённых комнат или палаток, поставленных на солнечных берегах Персидского залива, - изображение проходило через небольшое круглое отверстие в стене, в открытом пологе палатки или драпировки. Альгазен пользовался камерой-обскурой для наблюдений за затмениями солнца, зная, что вредно смотреть на солнце невооруженным глазом.

В 1726 году А. П. Бестужев-Рюмин (1693-1766) химик-любитель, впоследствии политический деятель и Иоганн Гейнрих Шульце (1687-1744), физик, профессор Галльского университета в Германии обнаружили, что под влиянием света растворы солей железа меняют цвет. В 1725 году, пытаясь приготовить светящееся вещество, он случайно смешал мел с азотной кислотой, в которой содержалось немного растворённого серебра. Шульце обратил внимание на то, что когда солнечный свет попадал на белую смесь, то она становилась тёмной, в то время как смесь, защищённая от солнечных лучей, совершенно не изменялась. Затем он провёл несколько экспериментов с буквами и фигурами, которые вырезал из бумаги и накладывал на бутылку с приготовленным раствором, - получались фотографические отпечатки на посеребрённом меле. Профессор Шульце опубликовал полученные данные в 1727 году, но у него не было и мысли постараться сделать найденные подобным образом изображения постоянными. Он взбалтывал раствор в бутылке, и изображение пропадало. Этот эксперимент, тем не менее, дал толчок целой серии наблюдений, открытий и изобретений в химии, которые спустя немногим более столетия привели к изобретению фотографии. В 1818 г. русский ученый X. И. Гротгус (1785-1822) продолжил изучение и установил влияние температуры на поглощение и излучение света.

Первая фотография в мире, «Вид из окна», 1826

Первое закреплённое изображение было сделано в 1822 году французом Жозефом Нисефором Ньепсом (Nicéphore Niepce), но оно не сохранилось до наших дней. Поэтому первой в истории фотографией считается снимок «вид из окна», полученный Ньепсом в 1826 году с помощью камеры-обскуры на оловянной пластинке, покрытой тонким слоем асфальта. Экспозиция длилась восемь часов при ярком солнечном свете. Достоинством метода Ньепса было то, что изображение получалось рельефным (после протравливания асфальта), и его легко можно было размножить в любом числе экземпляров.

В 1839 году француз Луи́-Жак Манде́ Даге́р (Jacques Daguerre) опубликовал способ получения изображения на медной пластине, покрытой серебром. Пластина обрабатывалась парами иода, в результате чего покрывалась светочувствительным слоем иодида серебра. После тридцатиминутного экспонирования Дагер перенёс пластину в тёмную комнату и какое-то время держал её над парами нагретой ртути. В качестве закрепителя изображения Дагер использовал поваренную соль. Снимок получился довольно высокого качества - хорошо проработанные детали как в света́х, так и в тенях, однако, копирование снимка было невозможно. Свой способ получения фотографического изображения Дагер назвал дагеротипия.

Практически в то же самое время англичанин Уильям Генри Фокс Тальбот изобрёл способ получения негативного фотографического изображения, который назвал калотипией. В качестве носителя изображения Тальбот использовал бумагу, пропитанную хлористым серебром. Эта технология соединяла в себе высокое качество и возможность копирования снимков (позитивы печатались на аналогичной бумаге). Экспозиция длилась около часа, на снимке - решётчатое окно дома Тальбота.

Кроме того, в 1833 году метод получения фотографии при помощи нитрата серебра опубликовал франко-бразильский изобретатель и художник Эркюль Флоранс. Свой метод он не запатентовал и в дальнейшем не претендовал на первенство.

Сам термин «фотография» появился в 1839 году, его использовали одновременно и независимо два астронома - английский, Джон Гершель, и немецкий, Иоганн фон Медлер.

В фотографии использовалась как негативные, так и обращаемые фотоматериалы.

В 1889 году в Санкт-Петербурге Е. Ф. Буринским была открыта первая в мире судебно-фотографическая лаборатория при Санкт-Петербургском окружном суде. В этой лаборатории были впервые применены фотографические методы для исследования документов, в том числе архивных документов 14 века, выполненных на коже.

Это раздел криминалистической техники, представляющий собой систему методов и видов съемки, применяемых при проведении следственных действий, оперативно-розыскных действий (ОРД), криминалистических экспертиз с целью расследования преступлений.

Особенности судебной фотографии:

  • 1. Специальные области применения: в оперативной, следственной, экспертной практике
  • 2. Определенные объекты съемки - это объекты связанные с преступлением
  • 3. Специальные цели съемки - для материалов уголовного дела
  • 4. Специфические методы и способы съемки
  • 5. Специальная аппаратура и принадлежности
  • 6. Определенный круг лиц производящих съемку - это следователи, оперативные работники, эксперт, прокурор, лица указанные в УПК.
  • 7. Особые правила оформления фотоснимков.

Применение фотографии должно быть отражено в протоколе следственного действия. Статья 166 УПК говорит, что к протоколу могут быть приложены фотоснимки, негативы и фотосъемка является одним из способов фиксации доказательств. Каждый фотоснимок должен быть подписан из которой следует, где, когда и что запечатлено и параметры съемки.

Значение судебной фотографии для криминалистики - довольно велико значение, так как это один из способов фиксации и исследования материальных признаков преступления. С помощью фотосъемки можно запечатлеть обстановку места происшествия, различные объекты, следы преступления при этом не нарушается обстановка места происшествия, не нарушается состояние следов. Помимо этого с помощью фотосъемки можно увидеть детали и признаки объектов не воспринимаемые невооруженным глазом и так далее.

Вся система судебной фотографии делится на 2 структурные части:

1. Запечатлевающая это фотография, которая объективно фиксирует все предметы и объекты, наблюдаемые следователем. С помощью запечатлевающей съемки фиксируются свойства, признаки объектов, которые доступны невооруженному глазу. Запечатлевающую съемку ещё в криминалистике принято называть судебно-оперативной фотографией, так как её производит следователь или оперативный работник.

Объектами съемки судебно-оперативной фотографии являются: место происшествия, трупы, следы преступлений, вещественные доказательства, лица, обвиняемые в совершении преступлений и т.д.

Типичными видами судебно-оперативной фотографии являются - фотосъемка места происшествия, фотосъемка других следственных действий, съемка трупов, фотосъемка отдельных предметов, вещественных доказательств, предметов.

Фотосъемка перечисленных видов осуществляется с использованием соответствующих фотографических методов и приемов. Под методами судебной фотографии понимаются совокупность правил и рекомендаций по выбору фотографических средств и условий съемки с целью получения фотоизображения отвечающего требуемым характеристикам. К методам запечатлевающей съемки относятся:

Панорамная

Заключается в том что при фотосъемке некоторых объектов, объектов расположенных на большем расстоянии или протяжении невозможно запечатлеть всю картину на один кадр. Объект снимается по частям, а потом составляют части и получается панорамный (единый) снимок. Панорама может быть:

Круговой - следователь стоит на месте и вращается вокруг своей оси и фотографирует. Нужно соблюдать следующие правила - каждый последующий снимок должен на 10-15% дублировать предыдущий кадр, должна быть единая линия горизонта, параметры съемки должны быть одинаковыми.

Линейной - сопряжена с перемещением фотоаппарата параллельно снимаемому объекту. Каждый последующий кадр должен захватывать на 10-15% предыдущий кадр

вертикальной - сверху вниз.

Измерительная

Позволяет по фотоснимку определить истинные размеры снимаемого объекта или расстояние между ними. Существуют следующие способы измерительной съемки:

С масштабной линейкой

Ленточный глубинный масштаб - выкладывается вглубь снимаемого объекта

Квадратный масштаб

Репродукционная

Используется для получения копий с документов

Опознавательная

Применяется для запечатления внешнего облика человека с целью его регистрации, отождествления личности. Опознавательные снимки используются для проведения криминалистических экспертиз (портретная идентификация). В качестве опознавательной съемки лицо запечатлевается в анфас, в правый профиль, в случае необходимости в 34 поворота головы вправо, в полный рост. При фотосъемке на грудь фотографируемому укрепляется масштабная линейка и фотоснимки готовятся в масштабе 1:7

Стереоскопическая.

2. Исследовательская

Представляет собой систему методов фотосъемки, применяемых в основном при производстве криминалистических экспертиз. Методами являются:

a. Теневая

Основана на выявлении рельефных изображений с помощью теней.

b. Цветоделительная (контрастирующая)

Основное предназначение - выявление различий в цветах и оттенках одного и того же цвета. Примером может служить - выполнение поддельного документа (подписки, дописки и т.д.)

c. Съемка в невидимых лучах-спектрах

Фотосъемка в инфракрасных, ультрафиолетовых, рентгеновских гамма-, бета-лучах. Например, съемка в инфрокрасных лучах позволяет исследовать документы залитые какими то красителями, зачеркнутые и т.д. Для этого используется электронно-оптический преобразователь. Ультрафиолетовые лучи позволяют увидеть невидимые и слабо-видимые записи которые, например, выцвели или вытравлены. С помощью рентгеновских лучей можно определить что находиться, например, в чемодане.

d. Микрофотосъемка

Применяется при исследовании мелких штрихов и следов. Для этого фотоаппарат соединяется с микроскопом.

Особенности фотосъемки места происшествия

При фотосъемке места происшествия применяются различные приемы: ориентирующий, обзорный, узловой, детальный.

Судебная фотография - это отрасль криминалистической техники, которая разрабатывает фотографические средства, приемы и методы обнаружения, фиксации и исследования доказательств. Содержание судебной фотографии составляют научные положения и практические рекомендации по использованию фотографии в расследовании преступлений. Использование фотографической съемки в расследовании преступлений:

1) позволяет точно зафиксировать объект, его состояние, признаки;

2) обеспечивает быструю фиксацию тех или иных объектов;

3) дает адекватное представление об изображенном на фотографии объект; фотографическое изображение имеет свойство наглядности и документальности;

4) обеспечивает возможность выявления и фиксации слабо видимых и невидимых деталей, следов, признаков.

Правовыми основаниями применения фотосъемки и видеозаписи в уголовном производстве служат положения статей 84, 99, 104-107, 224, 228, 231, 236, 237-241, 252, 256, 269, 361 УПК, которыми, в частности, предусмотрено, что ход и результаты процессуального действия во время досудебного расследования могут, а по ходатайству участников и во время судебного производства обязательно должны быть зафиксированы с помощью технических средств, о чем отмечается в протоколе; аудио-, видеозапись процессуального действия, фототаблицы, носители компьютерной информации и другие материалы являются приложениями к протоколу, при этом материалы фотосъемки, звукозаписи, видеозаписи и другие носители информации (в том числе электронные) являются процессуальными источниками доказательств - документами - специально созданными с целью сохранения информации материальными объектами, которые содержат зафиксированы с помощью письменных знаков, звука, изображения и т.п. сведения, которые могут быть использованы в качестве доказательства факта или обстоятельств, устанавливаемых в ходе уголовного производства.

Результаты фотосъемки успешно используются при расследовании различных видов преступлений, производства различных следственных (розыскных) действий (осмотра места происшествия, документов, обыска, предъявления для опознания, следственного эксперимента и т.п.), в экспертных исследованиях, в оперативно-розыскной деятельности. Фотографический метод фиксации не затрагивает состояния материальных объектов или следов. Фотосъемка должна предшествовать любому другому способу фиксации информации и выполняться в соответствии с криминалистических рекомендаций.

В некоторых случаях фотографическая съемка может восполнить пробелы в описании фактов в протоколах осмотра, выявить слабковидими или невидимые детали или признаки объекта. Иллюстраций и наглядность фотографии позволяют применять ее в предупреждении преступлений, в розыске лиц, пропавших без вести, и преступников.

Судебная фотография делится на судебно-оперативную (фиксирующую) и судебно-исследовательскую (экспертную) фотографию.

Судебно-оперативная фотография - это совокупность методов, приемов и средств, применяемых при производстве следственных (розыскных) и негласных следственных (розыскных) действий или оперативно-розыскных мероприятий для фиксации обстановки, следов и других объектов. Фиксация в судебной фотографии преследует цель точно и полно отразить объекты в том виде и состоянии, в котором они наблюдаются на момент фотосъемки. Фотосъемка возникает дополнительным средством фиксации при осуществлении следственной (розыскной) действия. Судебно-оперативная фотография как способ фиксации в ходе расследования применяется в сочетании с оформлением протокола, схем и планов. Объектами судебно-оперативной фотосъемки: местность и помещения, а также их отдельные участки, предметы, следы, трупы, живые лица, отдельные действия участников следственных (розыскных) действий и их результаты. Судебно-оперативную фотосъемку осуществляет следователь, оперативный работник органа дознания или специалист с помощью фотографической техники, входит в Фотокомплект следователя.

Судебно-исследовательская фотография - это система специальных методов, приемов и средств, применяемых для получения новых фактов при производстве судебных экспертиз. Исследования с использованием средств и методов судебной фотографии предполагает выявление слабо видимых или совсем невидимых при обычных условиях признаков, сходства или различия между ними. Судебно исследовательскую фотографию иногда называют экспертной, потому что ее методы и средства применяют эксперты во время своих исследований. Объектами судебно-исследовательской фотографии есть вещественные доказательства, которые подвергаются экспертному исследованию, сравнительные образцы и материалы, используемые при экспертизе. Такая фотография осуществляется при особых условиях освещения, проведением съемки в невидимых лучах, съемкой люминесценции, усилением контрастов, с использованием различия цветов, методом микрофотографии и тому подобное.

Научные основы фотографии

Фотография (от греч. фотос - свет, графо - рисую, пишу, т.е. рисование светом, светопись) — это совокупность методов получения стабильных во времени изображений предметов на светочувствительных слоях, путем закрепления в них фотохимических изменений, возникающих под действием светового излучения, испускаемого или отражаемого объектом.

В основе фотографического процесса лежит положение о том, что только те лучи могут химически действовать на вещество, которые этим веществом поглощаются, и это положение стало основным законом фотохимии.

Первый фотографический метод получения качественного изображения на солях серебра, имевший практическое значение, был изобретен французом Л. Дагерром в 1837 г. Днем рождения современной фотографии является 7 января 1839 г., когда Д. Араго доложил на заседании Французской академии наук о новом методе фиксации светового изображения на светочувствительном материале. В честь автора изобретения он был назван «дагерротипией».

Современная фотография базируется на классическом методе получения светового изображения на светочувствительном слое, основой которого является галогенное серебро (наиболее распространенное — бромистое серебро), во взвешенном состоянии растворенное в желатине. Именно это соединение имеет возможность аккумулировать в себе световые излучения, а затем при проявлении превратить их в видимое изображение, повысив чувствительность восприятия в десятки тысяч раз.

Принцип получения фотографического изображения схематически можно представить следующим образом: свет, отразившийся от объекта, и несущий информацию о нем, проходит через объектив фотоаппарата в светонепроницаемую камеру и затем проецируется и аккумулируется на фоточувствительном слое фотоматериала.

Фотографический процесс проходит следующие стадии:

  • экспонирование (фотосъемка);
  • негативный процесс;
  • позитивный процесс.

При негативном процессе скрытое изображение, возникшее в светочувствительном слое фотоматериала во время съемки, превращается в видимое изображение — негатив, в котором почернения обратны яркостям деталей объекта.

Позитивный процесс — это совокупность операций, в результате которых с негатива получают позитивное изображение, отношение яркостей которого соответствует отношению яркостей объекта съемки.

Понятие и система криминалистической (судебной) фотографии

Криминалистическая фотография — одна из отраслей . Разработка судебной фотографии базируется на научных основах общей фотографии.

В современной литературе применяется термин «криминалистическая фотография», подчеркивая криминалистический аспект использования этого метода фиксации. Традиционным остается наименование «Судебная фотография», которое отражает конечный результат ее применения: рассмотрение, исследование, оценка судом фотоизображений.

Таким образом, предмет криминалистической фотографии - это научно разработанная система видов, методов и приемов съемки, применяемых при проведении следственных действий, оперативных мероприятий и криминалистических экспертиз с целью расследования преступлений и представления в суд наглядного доказательственного материала.

Криминалистическая фотография состоит из двух частей: следственной фотографии (запечатлевающей) и экспертной фотографии (исследующей).

Криминалистическое значение применения фотографии

Криминалистическое значение применения фотографии состоит в том, что она позволяет:

  • при проведении следственных действий зафиксировать (запечатлеть) объекты, их детали и обстоятельства, связанные с расследуемым событием;
  • при проведении оперативно-розыскных действий получить данные о преступнике и совершаемых им криминальных действиях;
  • при проведении экспертиз, связанных с уголовными делами, запечатлеть общий вид поступивших на исследование вещественных доказательств, выявить невидимые и слабовидимые признаки, получить изображения исследуемых объектов для их идентификации и иллюстрации выводов.

Виды, методы и приемы следственной (запечатлевающей) фотографии

Для последующей классификации следственной фотографии избраны следующие основания: по объекту (виду) съемки; по способу (методу) съемки; по назначению судебного снимка (приемы съемки).

Вид следственной фотографии - это объекты, которые попадают в орбиту следствия, и сами следственные действия.

Методы следственной фотографии - это практическая деятельность при проведении съемки следственных действий, объектов и следов.

Приемы съемки - это запечатление на фотоснимке определенного объема информации для решения следственно-тактических задач.

Таким образом, следственная фотография - это научно разработанная система видов, приемов, методов фотографической съемки, применяемых в процессе предварительного следствия для запечатления материальных данных, имеющих доказательное значение, и для исследования вещественных доказательств в оперативных целях.

Виды следственной фотографии:

  • фиксация отдельных следственных действий: осмотра места происшествия, следственного эксперимента, предъявления лиц или объектов для опознания, фотосъемка при производстве обыска и др.
  • фотосъемка живых лиц и трупов;
  • фотосъемка отдельных предметов, следов ног (обуви), рук, транспортных средств, орудий, инструментов и др.;
  • фотосъемка документов и других объектов, которые попали в орбиту следствия.

Методы следственной фотосъемки

При производстве судебно- оперативной фотосъемки следователь запечатлевает объекты с одной, двух и нескольких точек.

Основное внимание при производстве фотосъемки с одной точки направлено на то, чтобы не было перспективных искажений, а сами объекты выглядели так, как мы их обычно воспринимаем в действительности.

При фотосъемке с двух противоположных точек необходимо соблюдать следующие правила: снимаемый объект (участок) должен располагаться на одной воображаемой линии, расстояние от центрального объекта (или группы) до снимающего должно быть равным, при съемке на местности угол наклона к фотографируемому объекту одинаковый.

Фотосъемка с четырех точек предусматривает практически те же правила, что и съемка с двух противоположных точек. Добавляется только еще одно направление, и фактически съемка ведется по диагоналям квадрата или прямоугольника. Поэтому такую съемку иногда называют «съемка конвертом».

Панорамная фотосъемка (фотография) - это метод получения фотоснимка с измененным соотношением между сторонами фотокадра за счет увеличения его в длину (панорама может быть горизонтальной, вертикальной и наклонной).

Панорама может быть круговой или линейной. Разновидностью первой будет секторная панорама. Круговая и секторная панорама снимается с одной точки поворотом фотоаппарата (при необходимости запечатлеть объекты и местность вокруг) (рис. 11.1). Линейная панорама — перемещением фотоаппарата вдоль снимаемого объекта, при этом расстояние до снимаемого объекта должно быть постоянным, а оптическая ось — перпендикулярна к плоскости объекта (рис. 11.2).

Рис. 11.1. Схема сектроной панорамной съемки

Рис. 11.2. Схема линейной панорамной съемки

Для того чтобы не оказалось незафиксированных участков объекта на фотоснимках, необходимо при съемке «перекрывать» примерно на 10% один кадр другим. Линейной панорамой рекомендуется снимать плоское изображение. Секторная панорама удобней, например, для съемки поворота дороги, когда фотоаппарат располагается на одной точке внутри этого поворота. Стереоскопическая фотография дает возможность запечатлеть участок местности с объектами (или отдельные сложные объекты) объемными, т.е. так, как мы их видим в действительности двумя глазами.

Измерительная фотосъемка дает возможность определять по фотоснимку действительные размеры объектов и следов.

Измерительная фотосъемка с масштабной линейкой (масштабная фотосъемка) (рис. 11.3). Основа данного способа — получение на фотоснимке непосредственно с объектом масштаба в виде линейки. При производстве съемки необходимо уложить масштаб в плоскости снимаемого объекта. Плоскость пленки в фотоаппарате должна быть параллельна плоскости следа, а оптическая ось перпендикулярна к плоскости следа и проходить через его центр. Масштабная линейка располагается в кадре «с краю», миллиметровыми делениями в сторону объекта.

Опознавательная фотография (сигналитическая). При фотосъемке живых лиц фотоснимок изготавливается в 1 / 7 натуральной величины. Фотографируются правый профиль, анфас и в 3 / 4 слева. При необходимости человек фотографируется во весь рост в той одежде, в которой он был задержан, и т.п. Сигналитические фотоснимки изготавливаются размером 6x9 см и наклеиваются на одну фототаблицу рядом, причем слева фотоснимок «профиль», в центре «анфас» и справа 3 / 4

При сигиалитинеской фотосъемке трупа , которая осуществляется для его последующего опознания или регистрации, в случае

если не удалось установить личность, фотосъемка производится на столе (т.к. это, как правило, происходит в морге), изготавливается поясной портрет в 1 / 7 натуральной величины. Фотографируются правый профиль, 3 / 4 справа, анфас, 3 / 4 слева, левый профиль. При необходимости перед фотосъемкой производят туалет трупа (это не исключает обязательной съемки с повреждениями, т.е. в том виде, в каком труп обнаружен). Недопустимо (если не известно в какой одежде был обнаружен труп) одевать его во что-либо случайное. Освещение не должно давать глубоких теней и искажать внешний вид трупа.

При всех видах сигналитической съемки необходимо, чтобы волосы не закрывали ушную раковину и фотосъемка производилась без головного убора. Исключение составляет съемка задержанного лица, когда его фотографируют в той одежде, в которой оно было задержано.

Макрофотография - это производство фотосъемки криминалистических объектов в натуральную величину или с увеличением (как правило, не более 10-20 крат.). Макрофотография может производиться стационарными длиннофокусными фотоаппаратами, либо обычным с применением удлинительных насадочных колец.

Удлинительные кольца навинчиваются на фотоаппарат на место объектива, а в них ввинчивается штатный объектив. Комплект имеет три кольца различной высоты (8, 16, 25 мм), и таким образом в сумме можно получить дополнительно еще одно фокусное расстояние, т.е. превратить штатный объектив из 50 мм в 100 мм.

Рис. 11.3. Масштабная фотография гильзы

Цветная фотография — способ фиксации криминалистических объектов в цветном изображении. Одним из основных требований при проведении цветной фотосъемки на предварительном следствии и в экспертной практике является применение нейтрально- серой шкалы (может быть в виде линейки или круга), которая фотографируется рядом с цветным объектом, и учет контраста криминалистических объектов, съемка которых производится на цветные фотоматериалы.

Цифровая фотография (рис. 11.4) — способ фиксации криминалистических объектов, при котором фотохимические процессы получения изображения заменены электромагнитными. Однако качество цифровой фотографии пока еще остается ниже обычной 35 мм фотографии.

Рис. 11.4. Криминалистический комплект цифровой фотографии

Приемы следственной фотографии. По объему информации, запечатленной на фотоснимках, их можно классифицировать на ориентирующие, обзорные, узловые и детальные.

Ориентирующие фотоснимки содержат изображение места происшествия и прилегающего участка (рис. 11.5). Эти фотоснимки дают возможность уяснить положение места происшествия среди окружающих его объектов, как бы сориентироваться на местности.

Обзорные фотоснимки - это снимки, на которых запечатлено непосредственно само место происшествия (рис. 11.6). Границы фотоснимка должны примерно совпадать с границами места происшествия.

Рис. 11.5. Ориентирующая фотография

Узловая фотосъемка - это фиксация группы объектов, отдельных предметов или следов на месте происшествия, наиболее важных для расследуемого преступления (рис. 11.7).

Рис. 11.7. Узловая фотография

Рис. 11.8. Детальная фотография

Детальная фотосъемка - это фиксация отдельных (как правило небольших) объектов или следов на этих объектах, т.е. это запечат- ление деталей обстановки места происшествия (рис.11.8).

Рис. 11.6. Обзорная фотография

Виды, методы и приемы экспертной (исследовательской) фотографии

Под экспертной фотографией понимается научно разработанная система видов, методов фотосъемки, применяемая при производстве криминалистических экспертиз с целью запечатления объектов, следов и отдельных признаков для их сравнения в ходе исследования, иллюстрации заключения эксперта, а также для выявления невидимых и слабо видимых признаков.

Многие объекты, фигурирующие в следственной фотографии, методы, приемы используются также и в экспертной фотографии. Но есть и специфические, свойственные только экспертной фотографии.

При проведении экспертиз могут применяться следующие методы фотосъемки:

Микросъемка — метод получения фотоизображения с помощью микроскопа, соединенного с фотоаппаратом или с помощью специальных микрофотоустановок.

Контрастирующая, цветоделительная фотография (увеличение контраста). Основная задача — разделение очень близких по окраске объектов в целях выявления предметов, их диффереиции и анализа.

Цветоразлинение - фотографическое отделение от фона и преобразование слабовидимого (или невидимого) различия оттенков (цвета) оригинала в более яркое, видимое.

Цветовой контраст. Первичное усиление осуществляется подбором светофильтров и источников освещения. Для ослабления в позитиве цвета изображения используется светофильтр того же цвета, который необходимо ослабить, для усиления — фильтр дополнительного цвета. Для ослабления цветового контраста необходимы материалы, чувствительные к данному цвету, для усиления, наоборот, малочувствительные к данному цвету.

Съемка при особых условиях освещения. В основном — это выявление рельефной поверхности с помощью теневой съемки и выявление бесцветных пятен, следов, штрихов и т.д. за счет зеркального или рассеянного отражения (съемка рефлектирующих следов).

Съемка в инфракрасных и ультрафиолетовых лунах. Фотосъемка в ультрафиолетовых лучах с помощью ультрафиолетовых осветителей «ОЛД-41», «Таир-2» позволят выявить и сфотографировать обычным фотоаппаратом па обычных черно-белых фотоматериалах следы травления, неоднородные материалы документов и неоднородные красители (которые при обычном освещении воспринимаются как однородные), инородные волокна, пятна и др.

Действием инфракрасных лучей, например проникновением их через «залитые» тексты, можно запечатлеть эти тексты при фотосъемке через электронно-оптический преобразователь.

Рентгенорадиография. Это метод получения изображения в результате просвечивания объекта рентгено-, гамма- и бета-лучами. Данный метод съемки применяется при исследовании внутреннего устройства и состояния боевых частей огнестрельного оружия, деталей замков (жесткие коротковолновые рентгенолучи); выявления текстов, написанных невидимыми чернилами, содержащими соли тяжелых металлов.

В спектрографии для фотосъемки результатов спектрального анализа используются специальные (спектральные) фотопластинки, обладающие высокой разрешающей способностью.

Цветная фотография при проведении экспертных исследований применяется в тех случаях, когда цвет является иллюстрацией процесса исследования, выявления и фиксации невидимого цветного изображения, иллюстрацией достигнутых экспертом результатов.

Голографичеекие методы съемки используются в настоящее время как для фиксации, так и для исследования криминалистических объектов. Если на проявленную голограмму направить луч лазера, то в пространстве возникает объемное изображение зафиксированного объекта, содержащее полную информацию о нем.

Наиболее широко голографичеекие методы сейчас используются в криминалистическом исследовании документов для различения штрихов графитных карандашей, синих копирок, черных и синих чернил посредством цветоделительной съемки, а также для прочтения залитых, зачеркнутых, замазанных записей и оттисков, восстановления вытравленных, угасших, смытых текстов, выявления дописок и других изменений в документах посредством лазерной люминесценции.

Таким образом, назначение экспертной фотографии можно определить решаемыми ею задачами: иллюстрация проводимого сравнительного исследования, выявление маловидимого и невидимого, наглядное подтверждение фотографиями заключения эксперта.

Процессуальное закрепление и оформление фотосъемки при расследовании преступлений

Результаты фотосъемки могут быть использованы в уголовном деле лишь при надлежащем процессуальном их оформлении.

В протоколах следственных действии, в ходе которых применялась фотосъемка, должны быть отражены следующие сведения:

  • применение фотографических средств (тип аппарата, вид объектива, марка светофильтра, используемый фотоматериал, осветители и др.);
  • объекты фотографирования;
  • условия, порядок и методы фотографирования, характер освещения, время съемки, указание на плане или схеме места происшествия, точек съемки;
  • о полученных результатах (когда это требуется).

Приобщаемые к протоколу фотоснимки следует оформлять в виде фототаблиц. Под каждым снимком необходимо ставить номер и давать краткую пояснительную надпись. Каждый снимок скрепляется печатью следственного органа (при этом одна часть оттиска печати располагается на краю фотоснимка, а другая — на бумаге таблицы). Фототаблицы должны иметь заголовки, в которых отмечается, к протоколу какого следственного действия они прилагаются, и указывается дата его проведения. Для подтверждения достоверности снимков они заверяются подписью следователя и лица, производившего фотографирование (при возможности подписями понятых и участников следственных действий).

Фототаблицы (и негативы в пакете с аналогичной пояснительной надписью) как приложения к протоколу подшиваются в уголовные дела вместе с протоколом следственного действия. О применении фотосъемки при производстве криминалистической экспертизы указывается в исследовательской части заключения эксперта, где также указываются вид фотосъемки и основные ее условия.

Фотоснимки, прилагаемые к заключению эксперта, также оформляются в виде фототаблиц. Под каждым снимком дается краткая пояснительная надпись.