Татуин, Пандора и другие вымышленные планеты могут появиться в нашей Галактике. Кино- и Теле производство

Есть мнение, что по-настоящему человек не свободен ни в чём, кроме творчества, так это или нет - вопрос спорный. Но с тем, что люди в большинстве своём - творцы, спорить сложно. Разумеется, планету, подобную нашей, где будут жить люди, обладающие свободой воли, мы создать пока не в состоянии, но людское воображение, тем не менее, творит удивительные новые миры посредством книг и кинофильмов. Некоторые вымышленные вселенные оказываются настолько удачными и интересными, что обзаводятся тысячами поклонников. О пяти таких выдуманных мирах мы и предлагаем вам прочитать.

1. Звёздные войны

Создатель -

«Звёздные воины» - это не только шесть полнометражных фильмов. Придуманный Лукасом мир на сегодняшний день развивается уже почти сам по себе - о нём написаны сотни книг, в которых описаны самые далёкие уголки вселенной, рассказано обо всех героях, которых мы видели в фильмах, и о множестве других, о которых в фильмах нет ни слова. По мотивам классических «Звёздных войн» созданы комиксы, видеоигры, мультфильмы.

Сюжетообразующим звеном служит Орден Джедаев - рыцарей, стоящих на защите высоких идеалов, мира и порядка и владеющих Силой. Те же, кто поддался своему тёмному началу и перешёл на Тёмную сторону Силы, получили название ситхи. Они - основные протагонисты вселенной, и между двумя орденами идёт постоянное противоборство.

Мало кто знает, что до событий, показанных в фильме «Призрачная угроза», Галактическая Республика без малого 1000 лет наслаждалась миром и порядком - это был своего рода золотой век. Тем не менее, эта 1000 лет почти нигде не описана, и наблюдать развитие вселенной мы можем как раз с событий, произошедших за несколько лет до «Призрачной угрозы».

После падения Ордена Джедаев остался только один рыцарь - Люк Скайуокер, на этом и заканчивается шестой фильм. Однако вселенная продолжает развиваться - в итоге Республика возрождается из обломков, Орден Джедаев снова появляется на политической арене, потом снова начинается война, так как едва не половина учеников Люка перешла на Тёмную сторону… На самом деле, «Звёздные войны» - это история, которую можно продолжать бесконечно, так что в свет выходят всё новые и новые книги «по мотивам».

Вселенная развивается не хаотично: за развитием истории следил специальный совет во главе с Лукасом, а теперь этим, вероятно, займётся студия Уолта Диснея. И да, небольшой спойлер, если вы не знали - в одной из книг было принято решение убить Чубаку.

2. Забытые королевства

Создатель -

«Забытые королевства» - эти мир фэнтези, разработанный для настольной ролевой игры «Dungeons & Dragons». Наибольшую известность вселенной принесли написанные по миру романы Роберта Сальваторе и видеоигры «Icewind Dale», «Baldur’s Gate» и «Neverwinter Nights». Большая часть действий происходит на Фэйруне - части самого большого континента планеты Абейр-Ториль.

Мир проработан практически до мельчайших деталей. Разумеется, можно придраться ко многим мелочам вроде странного распределения на планете климатических поясов, но это как раз объяснимо - над проектом одновременно работало множество авторов, каждый из которых взял себе небольшой кусочек мира, и только потом их «склеили» воедино. Но суть не в этом.

Планета населена множеством классических рас - присутствует несколько разновидностей и фракций эльфов, гномов, орков и, разумеется, огромное количество людских поселений. Также есть и вообще ни на что не похожие расы вроде иллитидов - антропоморфных спрутов, захватывающих разумы других разумных существ и превращающих их таким образом в своих рабов.

Помимо Фэйруна на планете есть ещё несколько частей света - Закхара (аналог Ближнего Востока), Кара-Тур (аналог Индии и Индокитая), Мацтика (аналог территории американских индейцев вроде майя или инков) и Эвермит (легендарная земля эльфов). Поскольку Абейр-Ториль - планета большая, а развитые технологии в жанре классического фэнтези не слишком в чести, многие материки на планете ещё не открыты, так что воображению есть, где разгуляться. «Забытые королевства» будоражат умы фанатов ещё с начала 1990-х годов, и все эти годы над миром ведётся постоянная работа. Интересный факт - детально разработчиками прописан пока только Фэйрун.

Интересно, что в «Забытых королевствах» королевств как таковых практически нет: основная административная единица - город-государство, среди самых знаменитых - Невервинтер, Врата Бальдура и Глубоководье.

Очень большое значение в этом мире играют боги. Они выдуманы не только для поклонения и порабощения масс, это вполне реальные сущности, дающие своим адептам силу, способности и возможности, любящие активно вмешиваться в дела смертных. Боги делятся по «фракциям»: торговля, любовь, тьма и так далее - всё, что можно себе вообразить. Кроме того, у богов есть своеобразная карьерная лестница - из полубога можно вырасти до Старшего Бога, которому будут поклоняться миллионы почитателей со всех концов мира.

3. Арда (Arda)

Создатель -

Толкин создал оригинальный мир, послуживший источником вдохновения для создания практически всех фэнтези-вселенных. Именно он придумал названия для большинства фэнтезийных рас - орков, эльфов, хоббитов - остальные «творцы миров» просто переделали их на свой лад.

Но мастер есть мастер - придуманный им мир получился живым: со своей историей, особенностями, ключевыми персонажами и в некотором роде географией. Кстати, часто придуманный Толкином мир называют Средиземьем, но это неверно: на самом деле его название - Арда. Появилась она после того, как бог Эру создал удивительных существ - айнур, которые в буквальном смысле спели мир.

Здесь стоит сказать, что сам Толкин неоднократно говорил, что действие его романов происходит не на какой-либо другой планете и не в параллельном мире, а на нашей Земле. По словам мастера, Средиземье существовало на нашей планете в далёком прошлом. Что ж - имеет право. Кроме того, если сопоставить карту того же Средиземья с картой Европы, то можно действительно заметить сходство.

Самой многочисленной расой в Средиземье являются, разумеется, люди: именно они населяют большую часть региона. От эльфов они отличаются, по сути, тем, что живут десятки, а не тысячи лет, и, соответственно, их государства меняются, а эльфы на протяжении поколений остаются практически неизменными. Более того, душа эльфов навсегда после смерти остаётся в Арде в специальном месте под названием Сады Мандоса, а человеческая душа покидает мир.

Магия в мире Толкина отличается от придуманной позднее боевой магии - здесь она скорее творческий акт, а не ряд чётко регламентированных действий и правил. Творить магию может существо, наделённое волей - чем сильнее воля, тем на более впечатляющие магические поступки способен герой. Однако магия не является решающим аргументом - воля нужна, например, ещё и затем, чтобы противостоять силе Кольца Всевластия. Кроме того, с течением времени магия уходит из Арды, и её становится всё меньше. В вольном продолжении «Властелина колец», написанном Ником Перумовым, магии уже практически не осталось.

Так или иначе, мир знаменит благодаря узнаваемым живым героям, детальной проработке и необычной истории. Неудивительно, что у него столько почитателей.

4. Звёздный путь

Создатель -

«Звёздный путь» - научно-фантастический сериал, вышедший на экраны в 1966-м году в США. Важно помнить, что тогда человечество ещё даже не совершило полёт на Луну, а только мечтало о космических путешествиях. Так что момент был выбран удачно: «Звёздный путь» - это сага о первых человеческих путешественниках, отправившихся исследовать глубокий космос, знакомиться с остальными населяющими галактику разумными расами и учиться у них.

Всё началось с того, что в начале XXI-го века НАСА предприняло попытку отправиться в космос на примитивных кораблях. Затем в 2053-м году на Земле разразилась Третья Мировая война, после окончания которой человечество приходило в себя в течение десяти лет. Но в 2063-м году стартовал первый космический корабль с варп-двигателем (технология, позволяющая превысить скорость света), и так человечество впервые познакомилось с другой разумной расой - вулканцами с планеты Вулкан.

Вулканцы оказались куда более продвинутыми в технологическом плане, так что дипломатические отношения строились медленно, поскольку делиться технологиями с непредсказуемыми людьми, недавно устроившими на своей же планете бойню, вулканцы не слишком хотели.

Свой собственный полноценный звездолёт - «Энтерпрайз» - земляне сумели построить только в 2151-м году. Затем была создана Объединенная Федерация Планет - союз разных разумных рас, объединившихся для совместного развития и исследований космоса. Надо отметить, что рас в этой вселенной - огромное количество, и не все они доброжелательны. Так, есть, например, клингоны, ранее бывшие искусными дипломатами и миротворцами, но под влиянием политиков скатившиеся до воинственных варваров и, по их мнению, исповедующие теперь философию настоящих воинов.

История «Звёздного пути» детально прописана вплоть до XXIV-го века, и каждая веха в этой истории знаменуется глобальными потрясениями - например, кровопролитными воинами с другими расами вроде зинди, чья философия крайне далека от людской. И, что удивительно, человечество с достоинством (именно с достоинством!) выходило из любой переделки.

Надо отметить, что экшену в этой саге отведена второстепенная роль - в основном она повествует об общечеловеческих ценностях. Нравственные проблемы затронуты почти в каждой серии: например, зрителю предлагается задуматься о последствии полного исчезновения биологического вида и тому подобном. Иными словами, вселенная «Звёздного пути» в увлекательной форме преподаёт урок, как важно в любой ситуации людям оставаться людьми.

5. Песнь льда и пламени

Создатель -

Прообразом для этой вселенной послужила реальная человеческая история: мир «ПЛИП» сравним с нашим европейским Средневековьем - налицо феодальная раздробленность, отсутствие пороха, несколько угнетённое положение простого люда и, конечно же, дворцовые интриги.

Надо отметить, что детальной карты мира не существует, как и официального названия для него. Вестерос, например, - это только отдельный материк размером примерно с Южную Америку, именно в Вестеросе происходит подавляющее большинство событий описываемой эпохи. Есть и другой материк, где живут народы, сравнимые с народами нашего Востока, а о западных землях неизвестно практически ничего.

Однако Мартин потрудился придумать для своего мира полноценную хронику. Изначально Вестерос населяли загадочные Дети Леса, впоследствии исчезнувшие. Затем туда пришли Первые Люди, вытеснившие Детей Леса, о которых постепенно забыли: память о них сохранилась только в легендах и сказках. Затем на смену им пришли андалы-завоеватели, покорившие эти земли и принёсшие с собой религию Семибожья. Чуть позднее восток материка захватили ройнары, ассимилировавшиеся с андалами и ставшие почти единым народом.

На востоке тем временем набрала силу Валирийская империя, откуда в Вестерос верхом на драконах прилетели таргариены. Благодаря драконам они захватили власть, но через 300 лет драконы выродились, а таргариены обезумели - во многом, возможно, из-за близкородственных браков. Тогда их сверг Роберт Баратеон, ставший впоследствии королём. А дальнейшую историю знают те, кто смотрел сериал «Игра престолов», снятый по мотивам романов Мартина, или же читал сами романы.

Религия и магия, что характерно для фэнтези, играют в мире Мартина не последнюю роль. Вестерос официально исповедует Семибожие - септоны (так называются местные священники) с точки зрения магии не могут вообще ничего, да и на политику особого влияния не оказывают. По сути, это всего лишь формальный культ.

Но есть и другая религия, распространённая как раз на Востоке - культ огненного божества Р’глора, чьим жрецам подвластна магия огня: они-то и творят основные чудеса. Некоторым своим адептам огненный бог даёт возможность раз за разом воскресать из мёртвых или видеть в пламени события прошлого и будущего. Огню противостоят Иные - таинственные существа, появившиеся из-за Стены на краю Семи Королевств - они олицетворяют лёд. По мере действия романов магические силы, о которых жители мира уже и думать забыли, постепенно пробуждаются, и чем всё это закончится - неизвестно. .

Ночное небо поражает бесчисленным количеством звезд. Особенно привлекает то, что все они располагаются каждая в определенном месте, будто кто-то специально их разместил так, чтобы нарисовать на небе узоры. С давних времен наблюдатели пытались объяснить природу происхождения созвездий, галактик, отдельных звезд, дать красивые названия планетам. В древности созвездиям и планетам присваивали имена мифических героев, животных, различных персонажей из сказаний и легенд.

Виды звезд и планет

Звезда представляет собой небесное тело, которое излучает много света и тепла. Чаще всего она состоит из гелия и водорода. Небесные тела находятся в состоянии равновесия благодаря собственной гравитации и внутреннему давлению самого тела.

В зависимости от жизненного цикла и строения, выделяют следующие виды звезд:

  1. Сюда относят все объекты, имеющие небольшую массу и невысокую температуру.
  2. Белый карлик. К этому типу относятся все звезды, находящиеся в конце своего жизненного пути. В этот момент звезда сжимается, затем остывает и гаснет.
  3. Красный гигант.
  4. Новая звезда.
  5. Сверхновая.
  6. Голубые переменные.
  7. Гиперновая.
  8. Нейтронная.
  9. Уникальная.
  10. Ультрарентгеновские звезды. Они выделяют огромное количество радиации.

В зависимости от спектра, звезды бывают голубыми, красными, желтыми, белыми, оранжевыми и других тонов.

Для каждой планеты существует буквенная классификация.

  1. Класс А или геотермальные планеты. В эту группу входят все молодые небесные тела, на которых протекает бурный вулканизм. Если у планеты имеется атмосфера, то она разжижена и очень тонкая.
  2. Класс В. Это тоже молодые планеты, но более массивные, чем А.
  3. Класс С. Часто такие планеты покрыты льдом.
  4. Класс Д. Сюда относятся астероиды и
  5. Класс Е. Это молодые и маленькие планеты.
  6. Класс F. Небесные тела с вулканической активностью и полностью металлическим ядром.
  7. Класс М. К ним относят все земноподобные планеты, в том числе и Землю.
  8. Класс О или планеты-океаны.
  9. Класс Р - ледяные и т. д.

В каждый вид входят сотни и тысячи разных звезд и планет, и у каждого небесного тела есть свое название. Хотя ученым не удалось подсчитать все галактики и звезды во Вселенной, но даже те миллиарды, которые уже открыты, говорят о бескрайности и многообразии космического мира.

Названия созвездий и звезд

С Земли можно увидеть несколько тысяч разных звезд, и каждая из них имеет свое название. Многие имена были даны еще в древние времена.

Самое первое название получило Солнце - самая яркая и большая звезда. Хотя по космическим меркам она не самая большая и не самая яркая. Так какие же самые красивые названия звезд существуют? Самыми красивыми звездами со звучными названиями считаются:

  1. Сириус, или Альфа Большого Пса.
  2. Вега, или Альфа Лиры.
  3. Толиман, или Альфа Центавра.
  4. Канопус, или Альфа Киля.
  5. Арктур, или Альфа Волопаса.

Эти названия давались людьми в разные периоды. Так, до наших дней сохранились красивые названия звезд и созвездий, данные в доантичный и греческий период. В трудах Птолемея есть описание некоторых самых ярких звезд. В его трудах говориться, что Сириус - звезда, которая находится в созвездии Большого Пса. Сириус можно увидеть во рту созвездия. На задних лапах Малого Пса находится яркая звезда под названием Процион. В середине созвездия Скорпион можно увидеть Антарес. На раковине Лиры находится Вега или Альфа Лира. Есть звезда с необычным названием - Коза или Капелла, находящаяся в

У арабов было принято давать название звездам, исходя из расположения тела в созвездии. Из-за этого многие звездочки имеет имена или части имен, означающие тело, хвост, шею, плечо и т. д. К примеру: Рас - это Альфа Геркулеса, т. е. голова, а Менкиб - это плечо. Причем подобным именем называли звезды в разных созвездиях: Персея, Орион, Центавр, Пегас и т. д.

В эпоху Возрождения появился атлас звездного неба. В нем были представлены старые и новые объекты. Его составителем стал Байер, который предложил добавлять к названиям звезд буквы греческого алфавита. Так, самая яркая звезда - это Альфа, чуть тусклее - Бета и т. д.

Среди всех существующих имен небесных тел сложно выбрать самое красивое название звезды. Ведь каждое из них по-своему прекрасно.

Названия созвездий

Самые красивые названия звезд и созвездий давались в древние времена, и многие из них дошли до наших дней. Так, древние греки придумали дать название Медведицам. С ними связаны красивые легенды. В одной из них говориться, что у одного царя была дочь необычной красоты, в которую влюбился Зевс. Гера - жена бога, была очень ревнива и решила проучить принцессу, превратив ее в медведицу. Вот однажды, сын Каллисто вернулся домой и увидел медведицу, он чуть ее не убил - вмешался Зевс. Он взял к себе на небо принцессу, превратив ее в Большую Медведицу, а ее сына - в Малую, которая должна всегда охранять свою мать. В этом созвездии есть звезда Арктур, что означает «страж медведя». Малая и Большая Медведица - это незаходящие созвездия, которые всегда видны на ночном небе.

Среди самых красивых названий звезд и галактик стоит выделить созвездие Ориона. Он был сыном Посейдона - бога морей и океанов. Орион славился своим мастерством охотника, и не было животного, которого не мог бы он победить. За это хвастовство Гера - жена Зевса, наслала на Ориона скорпиона. От его укуса он погиб, а Зевс взял его на небо, разместив так, чтобы тот всегда мог уйти от своего врага. Из-за этого созвездия Ориона и Скорпиона никогда не встречаются на ночном небе.

История названия тел Солнечной системы

Сегодня ученые используют современное оборудование для слежения за небесными телами. А ведь когда-то, в древние времена, первооткрыватели планет не могли так далеко видеть, как современные астрономы. В то время давали красивые названия планетам, а сейчас их называют именем телескопа, который обнаружил «новинку».

Меркурий

С древних времен люди наблюдали за разными небесными телами, придумывали им названия, пытались делать их описания. Одной из планет, попавшей в поле зрения древних ученых, является Меркурий. Свое красивое название планета получила в древние времена. Еще тогда ученые знали, что эта планета вращается вокруг Солнца с огромной скоростью - всего за 88 дней совершается полный оборот. Из-за этого его назвали в честь быстроногого бога - Меркурия.

Венера

Среди красивых названий планет также выделяют Венеру. Это вторая планета Солнечной системы, которую назвали в честь богини любви - Венеры. Объект считается самым ярким после Луны и Солнца и единственным среди всех небесных тел, который назвали в честь бога-женщины.

Земля

Это название она носит с 1400 года, и никто не знает, кто именно дал планете такое название. Кстати, Земля - единственная планета Солнечной системы, не имеющая отношения к мифологии.

Марс

Среди красивых названий планет и звезд, выделяют Марс. Это седьмая, по размерам, планета нашей системы с красной поверхностью. В наши дни об этой планете знают даже маленькие дети.

Юпитер и Сатурн

Юпитер назван в честь бога-громовержца, а Сатурн получил свое название из-за своей медлительности. Изначально его называли Кронос, но после переименовали, подобрав аналог - Сатур. Это бог земледелия. В результате, именно этим именем стали называть эту планету.

Другие планеты

На протяжении нескольких столетий, ученые исследовали только планеты нашей Солнечной системы. За пределами нашей вселенной впервые увидели другие планеты только в 1994 году. С тех пор открыто и зарегистрировано большое количество самых разных планет, причем, многие из них больше похожи на фантазию киносценаристов. Среди всех известных объектов, наибольший интерес представляют экзопланеты, то есть те, которые похожи на Землю. Теоретически на них может быть жизнь.

Самые красивые названия планет и звезд давались в древние времена, и с этим сложно поспорить. Хотя, некоторые из «находок» имеют неофициальные необычные прозвища. Так, среди них стоит выделить планету Осирис - это газовое тело, которое имеет в составе кислород, водород и углерод эти вещества постепенно улетучиваются с поверхности небесного тела. Такое событие привело к возникновению новой категории тел - хтонические планеты.

Среди самых красивых названий планет во вселенной особенно выделяется. Она расположена в Экзопланета вращается по вытянутой орбите вокруг своего светила. У нее два из-за этого она чем-то схожа с нашим Сатурном. От нас Эпсилон располагается на расстоянии 10,5 световых лет. Год на ней длится 2500 земных суток.

Среди красивых названий планет Вселенной, выделяют Татуин или HD188753 Ab. Она располагается в созвездии Лебедя, состоящего из трех объектов: желтый, красный и оранжевый карлики. Предположительно, Татуин - это горячий газовый гигант, облетающий вокруг главной звезды за 3,5 дня.

Среди выделяют Трес. Размерами она почти такая же, как и Юпитер. У нее небольшая плотность. Красота планеты в том, что из-за сильнейшего нагревания, происходит потеря атмосферы. Это явление вызывает эффект тянущегося хвоста, как у астероида.

Самое красивое название планеты - Мафусаил, звучит, как какое-то демоническое имя. Она вращается сразу вокруг двух объектов - белого карлика и пульсара. За шесть земных месяцев Мафусаил совершает полный оборот.

Не так давно учеными были обнаружены Одной из них является Глизе. У нее почти такая же орбита, сама она вращается вокруг своего светила в зоне, где не исключено возникновение жизни. И кто знает, может на ней она есть, но пока нам это неизвестно.

Среди всех объектов, самое красивое название планеты, а также самое необычное строение у Рака-е или Алмазной планеты. Свое прозвище она получила не случайно. По подсчетам ученых, Раке-е тяжелее Земли в восемь раз. Главный ее элемент - это углерод, следовательно, большая часть объекта состоит из кристаллических алмазов. Из-за этой особенности планета считается самой дорогой во Вселенной. По подсчетам, всего 0,18 % от этого объекта смогли бы сполна погасить все мировые долги.

Глубины космоса

Рассматривая самое красивое названия звезд во вселенной, стоит упомянуть про галактики, туманности и другие космические объекты. Итак, среди самых необычных, но привлекательных названий и самих объектов выделяют:


Современные технологии позволили заглянуть в далекие глубины Космоса, увидеть самые разные объекты, дать им названия. Одним из драматических объектов считается Война и Мир. Это необычная туманность из-за высокой плотности газа образует пузырь вокруг яркого скопления звезд, а затем ультрафиолетовое излучение нагревает газ и выталкивает его наружу, прямо в Космос. Это красивое зрелище выглядит так, будто во Вселенной именно в этом месте звезды и скопления газа воюют за место в открытом пространстве.

Путешествовать по разным мирам, другим вселенным и параллельным измерениям очень легко. Достаточно открыть книгу и погрузиться в чтение - и вот мы уже выпадаем из будничной рутины, чтобы спасти Средиземье вместе с отважными хоббитами, побороться за власть в Вестеросе, или даже (ну а почему бы и нет?) порезвиться в Эквестрии с маленькими пони. Миров много, и каждый может совершить паломничество в ту вселенную, которая ему ближе.

Основной закон сотворения миров

Единого рецепта создания вселенных не существует. Каждый писатель подходит к этому делу по-своему. Так, Толкин сначала разрабатывал языки (прежде всего - два эльфийских, Квенья и Синдарин), а затем уже строил дом для этих языков - под домом имеется в виду, конечно же, Средиземье. Клайв Стейплз Льюис поступал иначе - он просто собирал в Нарнии всех мифических и сказочных существ подряд (за это его часто критиковали - тот же Толкин называл мир Нарнии непроработанным). Ли Бардуго, создавая вселенную Гришей , взяла за основу элементы русской культуры.

Иногда стимулом к сотворению мира становится один сильный образ - например, вселенная «Песни льда и пламени » родилась из картины, пришедшей на ум Джорджу Мартину много лет назад - в своём воображении он увидел огромного волка, умирающего среди снегов.

Перечислять примеры можно долго. Сколько писателей - столько и разных вариантов. Однако, есть один непреложный закон, которому подчиняются абсолютно все вымышленные миры. И если вам захочется создать свой собственный мир, вы должны ему следовать.

Закон этот заключается в требовании непротиворечивости. В придуманной вами вселенной могут иметь место какие угодно события, немыслимые в повседневной жизни. Пусть, например, клонированные киборги-хоббиты летают на Плутон, оседлав радиоактивных драконов-кошек. Или происходит нечто ещё более фантастическое - на что хватит вашего воображения. Главное - чтобы мир был цельным и непротиворечивым. Иначе говоря, любое событие и явление этого мира должно согласовываться с общей логикой создаваемой вселенной.

Вот так, к примеру, писал об этом Умберто Эко в книге «Роль читателя. Исследования по семиотике текста »:

Когда, читая сказку о Красной Шапочке, мы воспринимаем как «нереальное» свойство героини оставаться живой после того, как её проглотил волк, то это происходит потому, что мы осознаём (хотя бы на уровне интуиции), что подобное свойство противоречит второму закону термодинамики. Но второй закон термодинамики - это часть нашей системы понятий, нашей семантической энциклопедии. Стоит поменять энциклопедию - и наше восприятие станет иным.

Писатель, создавая свой мир, вместе с ним «пишет» (не в прямом смысле, конечно) «энциклопедию» этого мира. Читая роман или смотря фильм, мы понимаем, что происходящее нереально (так как мы прочно укоренены в «энциклопедию» реального мира), однако, на некоторое время мы принимаем правила игры, которые предлагает автор. Можно сказать, что мы позволяем себя обмануть, поверив в то, о чём нам рассказывают со страниц книги или с экрана. В этом заключается секрет магии искусства. События, происходящие в Средиземье или в Вестеросе, реальны внутри собственных вселенных, так как они полностью вписываются в «семантические энциклопедии» этих миров.

В дополнение к этому закону установлено ещё одно важное ограничение. Какой бы фантастический мир не творил писатель, этот мир всегда будет основан на реальности. Человек просто не в состоянии помыслить вселенную, абсолютно отличную от привычной нам. Разница между «реальностью» и «вымыслом» заключается в наличии фантастических допущений, но в основе фантазии всегда лежит опыт автора, и опыт этот не может быть ничем иным, кроме как опытом человеческого существа. Конечно, писатель подобен демиургу, творящему мир, но «глина», из которой он лепит своё создание, дана ему заранее - в знаниях о настоящем мире и его законах.

К слову, сам Толкин говорил, что Средиземье - это не какой-то параллельный, а именно наш обычный мир. Просто описываемые события происходят в стародавние времена (буквально доисторические, так как история людей начинается с отплытия эльфов на Запад). Однако сегодня мы часто слышим словосочетание «мир Толкина», и воспринимается это вполне нормально. Мир льда и пламени

На первый взгляд, мир, созданный Джорджем Мартином , не отличается оригинальностью. Основной конфликт взят из европейской истории (параллель «Ланнистеры и Старки - Ланкастеры и Йорки» очевидна). Драконы тоже были придуманы давным-давно. Ну а белые ходоки - это просто фэнтези-версия классических голливудских зомби. Однако же, миллионы людей по всему свету просто влюбились в творение Мартина. В чём же секрет? Можно выделить три причины бешеной популярности книг и сериала.

Причина первая. Несмотря на то, что действие саги происходит в условном Средневековье (на самом деле, всё сложнее, но примем это так), мотивация каждого персонажа прозрачна и понятна современным людям. Ланнистеры, Старки и прочие ведут себя так, как вели бы себя в похожих обстоятельствах жители XXI века. Иначе говоря, «Песнь льда и пламени» - это современность, но в фэнтези-антураже.

Вторая причина - беспощадность Мартина к своим героям. Да, речь о тех самых неожиданных сюжетных поворотах, в которых внезапно умирают полюбившиеся всем герои. Что, опять же, приближает это произведение к реальной жизни.

Третья причина - композиция. Мастерство Джорджа Мартина состоит в том, чтобы собрать все элементы мира и тщательно подогнать их друг к другу так, чтобы получилась цельная картина. Да, драконов мы видели уже много где, как и сироток-принцесс, лишившихся царства. Но всё это, собранное вместе, даёт потрясающий комбо-эффект.

Влияние «Игры престолов» на современную культуру настолько велико, что с этим произведением стоит ознакомиться даже тем, кто не любит фэнтези (или предпочитает более «добрый» вариант этого жанра). Мир, созданный Джорджем Мартином, сегодня диктует модели поведения и мышления для тысяч людей по всей планете. «Песнь льда и пламени» становится новым всемирным эпосом, который включается в культурные коды жителей «глобальной деревни» под названием Земля. Выдвинем смелое фантастическое предположение: через несколько лет человек, не смотревший и не читавший «Игру престолов», просто не будет понимать, о чём говорят люди вокруг него. Звёздные войны

«Давным-давно, в далёкой-далёкой галактике...» Эти слова, открывающие каждый эпизод «Звёздных войн», знакомы миллионам, если не миллиардам, людей на земле. История, начавшаяся со смелого кинематографического эксперимента Джорджа Лукаса (в успех которого мало кто верил), разрослась до поистине галактических размеров.

Теперь «Звёздные войны » - это не только серия фильмов, но и мультфильмы, комиксы, игры, а также невероятное количество лицензионной продукции - от фигурок героев саги и световых мечей до одежды с портретами Дарта Вейдера или Йоды. Marvel

Если стремиться к точности, то следует говорить не об одной, а о многих вселенных «Марвел » – Marvel Multiverse. В XXI веке главенствующая роль в этом скоплении миров принадлежит «кинематографической вселенной».

Компания Marvel полностью оправдала своё название, совершив настоящее чудо. Раньше супергеройский дискурс был легитимен только в субкультуре гиков. Теперь же, после выхода фильмов о Капитане Америка, Железном Человеке, Халке, Стражах Галактики и других спасателях мира, такое кино смотрят, кажется, почти все. DC

Гигант индустрии комиксов, подаривший нам Бэтмена, Джокера, Супермена, Чудо-женщину, Зелёного Фонаря, Аквамена, и множество других супергероев и суперзлодеев. Мир DC отличается некоторой мрачностью и серьёзностью. Неудивительно, ведь изначально аббревиатура DC расшифровывалась как Detective Comics, и произведения, выходившие под этим брендом, были близки такому направлению, как нуар. Чужие

Притягивающая и одновременно пугающая история про абсолютно враждебное человеку существо из глубин вселенной продолжает развиваться. Зрители и читатели любят «Чужих », потому что произведения франшизы бьют сразу по нескольким фронтам: тут вам и атмосфера холодного безжалостного космоса, и философско-религиозный подтекст (особенно заметный в «Прометее»), и даже про-феминистская линия, ярко обозначенная в первых трёх фильмах.

А монстр, рождённый воображением Гигера, сегодня стал узнаваемым атрибутом поп-культуры. Дюна

Мир, который создал Фрэнк Герберт, не стал суперпопулярным среди массового читателя - но, может, это и к лучшему. В любом случае, у «Дюны » очень много преданных поклонников. Сага о жизни на песчаной планете Арракис - это детально проработанный мир, в котором нашлось место любви и вражде, интригам и политике. По накалу страстей это произведение во многом не уступает «Песни льда и пламени». Такое сравнение вполне уместно. «Дюна», созданная задолго до «Игры престолов», во многом её предвосхитила. Например, один из центральных сюжетов у Фрэнка Герберта - противостояние двух Великих Домов - благородных Атрейдесов и подлых интриганов Харконеннов. Ничего не напоминает? Лавкрафт и его бестиарий

Мастер литературы ужасов тоже сконструировал собственный мир, в котором нашлось место ужасным древним богам, таинственным культам и пришельцам из космоса. Более подробно о том, чем замечательны произведения Говарда Лавкрафта и какой след они оставили в культуре, читайте в нашем материале. Вселенная Гришей

По сравнению с DC или с «Чужими», эта вселенная - ещё ребёнок, потому что появилась она сравнительно недавно. Но, несмотря на юный возраст, уже успела обзавестись поклонниками по всему миру. Любопытный факт: автор истории про Grishaverse Ли Бардуго при создании своего мира вдохновлялась славянской, а в особенности, русской культурой.

Яркие характеры, потрясающие диалоги, захватывающие приключения - всё это вы найдёте в мире, который построила Ли Бардуго. Эквестрия

Появление этого пункта здесь может показаться странным, но ведь мы говорим о вымышленных мирах, так почему бы не сказать и об этом мире? Да, франшиза My Little Pony ориентирована на вполне определённую аудиторию - в основном, ядро фан-сообщества составляют маленькие девочки. Но и многим взрослым нравится следить за приключениями жителей волшебной страны Эквестрии.

Мир, описываемый в мультфильмах, книгах и комиксах о маленьких пони, вполне можно назвать фэнтезийным. Он живёт по своим правилам и, судя по популярности франшизы, эти правила по нраву многим.

Планеты Татуин или Пандора вскоре могут «переместиться» из своих воображаемых Вселенных в нашу реальность - Международный астрономический союз (МАС) обнародовал процедуру присвоения «человеческих» названий планетам за пределами Солнечной системы, которые пока обозначаются неудобоваримыми буквенно-цифровыми индексами.

Новые правила допускают возможность выбора имен для новооткрытых экзопланет путем интернет-голосования или сбора предложений от всех желающих - при условии согласия первооткрывателей и благозвучности названий.

«Общепонятные названия не имеют отношения к науке, но они могут помочь упростить общение за счет своей простоты - и, возможно, ответить на ожидания общества. Именно поэтому МАС почувствовала необходимость - и даже срочную - выпустить заявление о том, как интересующаяся публика может воспользоваться помощью МАС в процессе присвоения «человеческих» названий», - сказал РИА Новости генеральный секретарь Международного астрономического союза Тьери Монмерль (Thierry Montmerle).

Галактический арбитр

С 1919 года Международный астрономический союз являлся высшей инстанцией в процессе присвоения названий планетам, спутникам, астероидам и другим телам Солнечной системы. Свои варианты названий предлагают первооткрыватели (или проводят конкурс на лучший вариант), а союз обеспечивает процедуру и проверку названий. Хотя никому не запрещено называть по-своему любые небесные тела, решения союза признаются всем астрономическим сообществом и по факту эти названия являются официальными и общепризнанными.

До сих пор союз не занимался присвоением названий объектам за пределами Солнечной системы. МАС неоднократно заявлял, что не имеет никакого отношения к торговле названиями звезд, чем занимаются многие частные фирмы. Союз никак не участвовал и в присвоении названий планетам за пределами Солнечной системы, которых к настоящему моменту известно более 900. Кроме того, когда в марте 2013 года американский фонд Uwingu объявил конкурс на название для планеты звезды альфа Центавра B, МАС отмежевался от этого конкурса, заявив, что это мероприятие не имеет никакого отношения к официальному процессу присвоения названий.

Для экзопланет сейчас используются буквенно-цифровые индексы по обозначению их звезд (например, HD 30562 b или tau Gem b) или по проекту, в рамках которых их открыли (HAT-P-13 c или WASP-17 b).

Срочная необходимость

На прошлой неделе МАС распространил документ, в котором содержатся обновленные правила присвоения имен планетам и спутникам планет. В нем, в частности, говорится, что МАС будет поддерживать участие общественности в процессе присвоения названий - напрямую или путем голосования - «новооткрытым планетам и их звездам».

«(Документ) действительно описывает процедуры присвоения “человеческих” имен экзопланетам и их лунам, так что да, действительно есть вероятность для этого», - сказал РИА Новости официальный представитель союза Ларс Кристенсен (Lars Christensen), отвечая на вопрос о том, следует ли из факта появления новых правил, что вскоре МАС будет участвовать в процессе наименования экзопланет.

Монмерль подчеркнул, что МАС самостоятельно не собирается инициировать процесс называния экзопланет. «МАС не планирует запускать этот процесс самостоятельно», - сказал Монмерль.

«Татуин» подойдет

Новые правила во многом повторяют процедуру, принятую для астероидов. Предлагать названия планетам могут как отдельные люди, так и организации, но сперва они должны заручиться согласием первооткрывателей.

Названия, в частности, должны быть не длиннее 16 знаков, легко произноситься, не быть оскорбительными в переводе с любого языка, не напоминать названия других астрономических объектов. Не допускаются в качестве названий клички домашних животных, а также имена людей, известных благодаря своей политической или военной деятельности.

Международный астрономический союз допускает массовые кампании по присвоению названий тем или иным объектам (при согласии первооткрывателей), в частности, голосования в интернете за те или иные варианты названий.

Судя по опыту недавних интернет-голосований по выбору названий для новых спутников Плутона, не исключено, что они могут превратиться в настоящий аттракцион. Тогда в ходе неофициального голосования для спутников Плутона предлагали имена персонажей Диснея, имена из книг о Гарри Поттере, из произведений Говарда Лавкрафта (Ктулху) из саги «Сумерки» и из фантастической серии Фрэнка Герберта «Дюна».

Астрономов «спасло» то, что согласно правилам для спутников Плутона должны использоваться названия и имена из царства Аида древнегреческой мифологии. Однако для экзопланет таких правил нет, и здесь есть простор для фантазии.

«Без модерации тут не обойтись, разумеется. Нужно делать репрезентативные голосования, а это непросто», - сказал РИА Новости астроном Иван Золотухин из Астрономического института имени Штернберга МГУ и один из авторов европейского каталога экзопланет.

А есть ли планета?

Проблема заключается в том, что большинство экзопланет обнаружено косвенными методами - методом транзитов, лучевых скоростей, гравитационного микролинзирования. Во всех этих случаях существует вероятность «ложно-положительной реакции», надежность открытия зависит от многих факторов. Планет, открытых с помощью прямого наблюдения, то есть найденных на астрономических снимках, известно не более 40.

Кроме того, сейчас существует большая неопределенность с границей между планетами и звездами.

«Раньше планетой считалось любое достаточно массивное тело, где не идут термоядерные реакции. Теоретически граница здесь была 13 масс Юпитера, считалось, что если тело легче этого предела, то реакции идти не могут. Однако сейчас были найдены планеты массой свыше 20 масс Юпитера и звезды (коричневые карлики) массой до 6 масс Юпитера», - пояснил Золотухин.

По его словам, теперь для различения планет и звезд приходится исследовать их происхождение: планеты образуются путем аккреции в пылевом диске вокруг звезды, а звезды - при коллапсе облака газа. Это сильно усложняет процесс различения.

«Открыта экзопланета или нет - это не черное и белое. Точность измерений увеличивается в зависимости от количества наблюдений. Комиссия МАС по экзопланетам… работает над тем, чтобы определить, когда объем данных можно считать достаточным, чтобы объект мог классифицироваться как экзопланета и получить научное обозначение. Мы работаем над этим», - сказал Кристенсен.