Тревожное расстройство у ребенка. Тревожно-депрессивное расстройство Тревожное расстройство у детей симптомы

Вопросу о влиянии алкоголизма родителей на детей как в оте-чественной, так и в зарубежной литературе посвящено довольно много научных работ. Выявляется существование четкой взаимо-связи между алкоголизмом родителей и физическим и психическим здоровьем их детей. Статистический анализ клинического мате-риала показывает, что дети с нервно-психическими расстрой-ствами достоверно чаще встречаются в семьях, отягощенных родительским алкоголизмом, по сравнению со здоровыми семьями (90-98% и 14-20% соответственно). Наряду с этим наблюдаются различные подходы рассмотрения путей воздействия алкоголизма родителей на здоровье детей, что обусловлено труд-ностями разграничения причин отклонений у потомства алкого-ликов: специфики социальной среды или повреждения алкоголем половых клеток родителей.

Исходя из анализа литературы, посвященной этой проблеме, можно выделить три основных направления. Некоторые авторы в качестве основной причины рассматривают биологический фак-тор, особенно при наличии матери, злоупотребляющей алкоголиз-мом, что ведет к органическому поражению головного мозга ребенка. Следует добавить, что в одном и том же возрасте при одинаковой массе, одинаковом объеме потребления алкоголь-ных напитков мужчинами и женщинами содержание алкоголя в крови у женщин всегда выше.

В то же время существуют клинические исследования, посвя-щенные изучению развития психической патологии у взрослого потомства больных хроническим алкоголизмом, которым страдали только отцы. Так, А. А. Гунько обследовал 37 детей из 23 подобных семей. В возрасте 25 лет и старше (при этом у половины из них отцы покинули семью или до рождения или в первые пять лет после его рождения) у всех обнаружены различные типы психических нарушений: хронический алкоголизм (56%), психо-патии (30%), невротические расстройства (4%), депрессии (13%), суицидальные попытки (22%). Таким образом, можно сделать два основных вывода: а) биологический компонент явля-ется доминирующим в последующей психической патологии у де-тей больных алкоголизмом отцом; б) структуру психических нарушений потомства определяют хронический алкоголизм и пси-хопатии.

Другие авторы по главу угла ставят окружающую дезоргани-зованную социальную среду, которая в итоге приводит к патологи-ческому формированию личности. Подобный подход характерен для сторонников теории социального научения, со-гласно которой основной акцент ставится не на личности как тако-вой и не на генетическом или биологическом факторах, а на харак-тере сложившегося взаимодействия между личностными и средовыми детерминантами поведения. В соответствии с рассматривае-мой теорией, отклонения поведения в детском и подростковом возрасте представляют собой, прежде всего продукт социального научения индивида, что тем самым становится функционально оправданным. Следовательно, в зависимости от конкретной ситуа-ции, которая для детей больных алкоголизмом родителей является весьма специфичной, этот поведенческий паттерн может служить средством для достижения субъектом тех целей, которые он не может достичь иным образом. В то же время он (поведенческий паттерн) может выступать для подростка как способ справиться с фрустрациями, возможными неудачами, как средство выражения своего отношения к нормам и ценностям мира взрослых. В итоге происходит нарастание психических отклонений, которые приводят к нервно-психическим нарушениям, формирующимся к подростковому возрасту.

Большинство же придерживается мнения о том, что алкоголизм родителей представляет собой сложный фактор отрицательных внутренних и внешних воздействий на потомство, приводящий к нарушению его нормального нервно-психического развития. Влияние домашней окружающей среды особым образом вносит вклад в психологические характеристики ребенка. При этом нельзя отрицать роли личности с присущими ей взглядами, интересами, привычками, которые создаются в процессе ее формирования. Таким образом, нормы поведения преломляются через индиви-дуальные свойства личности. Если для детей в возрасте 6-9 лет из семей алкоголиков характерны реакции астенического типа, то к 10-14 годам развивается картина патологического развития личности в виде повышенной тревожности, импульсив-ности, отчужденности, агрессивности, гиперактивности, со сни-женным самоконтролем.

Ю.М. Дмитриевым предложена следующая классификация патогенного воздействия алкоголизма родителей на развитие ре-бенка: 1) опьянение одного из родителей в период зачатия; 2) физическая или психическая травматизация матери в период беременности; 3) травматизация новорожденного; 4) недостаточ-ный уход за ребенком; 5) неправильное воспитание и связанная с этим педагогическая и социальная запущенность ребенка; 6) ин-теллектуальная и социальная деградация матери или отца, стра-дающих хроническим алкоголизмом; 7) постоянная психотравмирующая ситуация в семьях больных хроническим алкоголизмом; 8) влияние микросреды, в которую неизбежно входят семьи боль-ных хроническим алкоголизмом. К данной классификации впо-следствии был прибавлен еще один пункт: опьянение матери в период беременности и кормления грудью.

При проведенном нами социально-психологическом обследова-нии 61 воспитанника специальной школы со строгим контролирую-щим режимом (мальчики в возрасте 11 -14 лет) выявилось, что 84% из них происходят из алкоголизирующихся семей. Мать злоупотребляла спиртными напитками у 41% воспитанников, алкоголизировался только отец у 15%, оба родителя злоупотреб-ляли алкоголем у 28%. Но у злоупотребляющей спиртными напитками матери эпизодически менялись их сожители, столь же дезорганизованные и страдающие хроническим алкоголизмом. Следовательно, практически 68% обследованных воспитанников выросли в семьях с сочетанным (или супружеским) алкоголизмом в ближайшем социальном окружении, при котором индивидуаль-но-личностные его особенности приобретают парно-групповые ха-рактеристики с иного рода семейно-алкогольной адаптацией, чем в семьях, где только один из родителей страдает алкоголизмом.

Необходимо отметить малое и явно недостаточное количество исследований семей, в которых оба супруга страдают злоупотреб-лением спиртными напитками. Тем не менее, отмечается неодно-родность клинико-типических особенностей этих пар. Выделяются следующие типы подобных семей. 1) Алкогольно-социопатический тип, который характеризуется грубым нарушением социаль-ных ролей и общественных норм поведения. Для этих семей при-суща ранняя обоюдная алкоголизация, злокачественное течение заболевания, ранние психопатоподобные формы реагирования (у жен чаще истеро-возбудимые, у мужа - эксплозивные) с бы-стрым формированием измененных форм опьянения. После 5-10 лет алкоголизации социопатия затрагивает все сферы жизнедея-тельности: супруги совершают противоправные поступки, преры-вают трудовую деятельность; перестают справляться с воспита-тельными и хозяйственными функциями. В данном случае пре-обладает эйфоризирующе-стимулирующая мотивация пьянства, где алкоголь выступает в роли допинга. 2) Алкогольно-невроти-ческий тип семьи характеризуется сочетанием алкоголизма и нев-ротического стиля взаимоотношений. Здесь алкоголь служит средством для снятия постконфликтного напряжения и улучшения межличностного взаимодействия, то есть преобладающими явля-ются релаксационно-коммуникативные мотивы употребления ал-коголя. 3) Алкогольно-олигофреноподобный тип семей, которым свойственна «неразвитость» у супругов всех сфер. Эти лица стоят на низком уровне и по образованию, и по социально-трудовому статусу, и по духовно-нравственному развитию. Употребление крепких спиртных напитков с самого начала опирается на сильные родственные алкогольные традиции. Тем не менее, грубой социаль-ной дезадаптации не наблюдается. Следовательно, доминирующей мотивацией злоупотребления спиртными напитками является псевдотрадиционная и адаптационная.

В результате нашего обследования четко разграничить типы семей и мотивы совместного употребления алкоголя не представи-лось возможным, видимо из-за того, что работа велась не с самими родителями, а анализировались данные, зарегистрированные в «личных» делах воспитанников специальной школы в сочетании с беседами с ними. Несмотря на это, обнаружилась выраженная социопатия родительских семей: у 26% подростков ближайшие родственники находились в местах лишения свободы (не учиты-вались принудительные направления на лечение в ЛТМ и суди-мости родителей по поводу лишения родительских прав кого-либо из родителей). Еще у 28% обследованных воспитанников спец-школы родители предупреждены или уже лишены родительских прав вследствие аморального образа жизни и злоупотребления алкогольными напитками. Более половины родителей не имели постоянного места работы, в связи с чем не было постоянного источника дохода.

Наряду с этим 6% семей, где злоупотреблял спиртным только отец, можно отнести в разряд достаточно благополучных, так как в этих семьях не обнаружено выраженных явлений социальной дезадаптации. Родителями постоянно осуществлялись попытки контроля за своими детьми.

Таким образом, в анамнезе у 78% воспитанников выявлены крайне неблагополучные условия воспитания, где во время запоев родителей они практически с самого раннего детства были эпизо-дически предоставлены сами себе. Большинство из них годами существовало в нечеловеческих условиях проживания. Например, в одном из личных дел сообщается о санитарных условиях места жительства: «Условия антисанитарные, ужасающая грязь. Из ме-бели в квартире только стол на кухне, где дети занимаются. Даже табуреток нет - сидят на ящиках из-под бутылок. В доме четверо детей младше 11 лет, а из еды на окне полбуханки хлеба и поллитровая банка с водой». При беседе на вопрос: «А на чем же с бра-тьями и сестрами спал, если в доме вообще нет мебели?», мальчик ответил, что: «годами все спали вповалку на сене в одной из ком-нат». На вопрос: «Нравится ли Вам находиться в специальной школе и почему?» большинство подростков ответило положительно в качестве основной причины указывалось: «Здесь всегда сыты». У 12% из них зарегистрированы госпитализации в детские больницы в крайне запущенном состоянии с диагнозами «дистрофия», «анемия».

Следовательно, при хроническом алкоголизме родителей на-блюдается исчезновение факторов, необходимых для успешного функционирования семьи, развивается извращение потребностей и снижение волевых качеств у родителей, отсутствие понимания ими детей и их элементарных потребностей. Все это приводит к боль-шой (порой непереносимой) нервно-психической и физической на-грузке как на семью в целом, так и на детей в особенности. В «качестве важнейших черт в семьях алкоголиков отмечают высокую нервно-психическую нагрузку, напряжение, тревогу, что обусловливает нервно-психические расстройства у детей. Кроме того, алкоголизм родителей порождает социальные проб-лемы у их детей: у них возникают сложности в общении со сверст-никами - значительная часть их становится изгоями, объектом насмешек, групповой обструкции и т. п.

У 56% обнаружено пребывание вне семьи (интернатах или у дальних родственников) от полугода до 6 лет. Можно утверж-дать, что у большинства обследованных подростков выявлена депривация, которую отличают от социально-педагогической за-пущенности. Последняя есть результат плохого воспитания, не на-рушающего психического развития ребенка. Психическая же депривация «является состоянием, возникшим в результате таких жизненных ситуаций, где субъекту не предоставляется возмож-ности для удовлетворения некоторых его основных (жизненных) психических потребностей в достаточной мере и в течение доста-точно длительного времени».

Неблагоприятное социальное окружение ребенка, родители которого или один из них страдают хроническим алкоголизмом, ведет к депривации, в результате чего он не способен приобрести социальный опыт или этот опыт оказывается неудовлетворитель-ным, обусловливающим последующие нервно-психические нару-шения.

К проблеме о том, какие же факторы депривации являются наиболее важными, обращалось довольно много авторов. Перво-начально были описаны следующие факторы: 1) недостаточность и непоследовательность материнской заботы с элементами пре-небрежения; 2) искаженное воспитание психически больными или отсталыми родителями; 3) дезорганизация семейной жизни 8 связи с отсутствием отца или матери или их антисоциальное поведение; 4) социальная изоляция семьи; 5) неблагоприятные материально-бытовые условия, невозможность владения личными вещами - игрушками, одеждой, постелью и т. д. Затем этот Перечень был дополнен за счет эмоциональной неадекватности Родителей, низкого уровня стремлений к достижениям в семье и культуральной среде, частью которой семья является, бедного лексикона и упрощенности языковых структур, низкого экономического уровня семьи, недоступности для нее специальных профилактических или терапевтических инструкций, отсутствия взрослых, которые могли бы подкреплять и облегчать новые образцы поведения. В последующем произошло еще одно расширение числа факторов депривации в связи с неудовлетворенностью одной из «основных» (жизненных) потребно-стей общественной самореализации, посредством которой предоставляется возможность овладения раздельными общественными ролями и ценностными целями. При этом всеми авторами отмечался тот факт, что чем раньше и дольше после рождения ребенок находится в обстановке депривации, тем хуже для формирования его психики.

Общеизвестно, что для психического развития ребенка семья представляет единое целое, так как каждый отдельный член аутохронно выполняет определенную роль в удовлетворении его жизненных потребностей - сенсорных, эмоциональных, социаль-ных и когнитивных. Ситуация в семье алкоголика является уни-версальной депривацией, семейной, материнской (матеральной), отцовской (латеральной).

Следует отметить, что диагностировать какие-либо нервно-психические нарушения у подростков врач-психиатр в принципе может только в случае ярких проявлений расстройств личности. Происходит это потому, что существует положение, запрещающее помещение подростков с отклонениями поведения в специальную школу со строгим контролирующим режимом, если у последних диагностированы какие-либо аномалии психического развития. Из анамнеза консультируемого подростка может быть известно о его повышенной эмоциональной неустойчивости, вспыльчивости, импульсивности, агрессивности вплоть до жестокости; что зача-стую этот подросток терроризировал других детей. Разнообразные воспитательные воздействия желаемых положительных сдвигов в его поведении не приносили. Все это привело к нарастанию масштабов нарушений поведения, например от асоциальных по-ступков до противоправных действий. Но даже в этом случае данный подросток не наказуем, так как уголовное дело закрыва-ется в связи с недостижением им соответствующего возраста (14 лет). Также это усугубляется полной бесконтрольностью, равнодушием со стороны родителей. Единственной действенной мерой разрешения рассматриваемой ситуации является помещение подобных подростков в специальную школу, изолируя тем самым от крайне неблагоприятного ближайшего социального окружения, с одной стороны, и контролируя его поведение - с другой. Поэ-тому врач поставлен в такие условия, когда он вынужден при-знавать нарушения нервно-психического развития в рамках нор-мы, хотя это и противоречит клиническим описаниям взаимосвязи между алкоголизмом родителей и психическим неблагополучием их детей.

Такие подростки нуждаются в помощи, в первую очередь, врачей и психологов, а только после этого социальных работников. Видимо, следует исходить из жизненных реалий, официально признать, что большинству «трудных» подростков присуши аномалии психического развития, и строить комплекс психокоррекционных мероприятий с ними, учитывая указанный медицинский фактор (то, что эпизодически они нуждаются в меди-каментозной поддержке), который в данный момент полностью исключается. Более того, видимо следует исключить данное огра-ничение (нарушения нервно-психического развития) при направ-лении подростков-делинквентов в специальную школу.

Это утверждение полностью согласуется с мнением практиче-ских работников правоохранительной системы, которые пришли на основании опыта к тому же выводу. Так, анализируя общие сведения о криминогенной ситуации в Петербурге и Ленинградской области констатируют, что «более 1000 преступников в возрасте 11 -14 лет, находящихся на учете в психоневрологических диспан-серах, свободно ходят по улицам города. Однако, избежав наказа-ния по причине душевной болезни, малолетние преступники отнюдь не перевоспитались. Во всем мире для них созданы специнтер-наты - это и гуманно, и для общества безопасно. У нас таких заведений нет. В результате мы собственными руками растим рецидивистов…».

Проблема отклонений поведения у детей и подростков была и остается чрезвычайно актуальной. Возникает необходимость в соз-дании профилактической модели стабилизации функционирования общества. И ряд таких моделей предложен учеными - психоло-гами, юристами, педагогами, рассматривающих три основных направления: 1) совершенствование социальной жизни людей; 2) устранение социальных факторов, способствующих формиро-ванию и проявлению девиантного поведения; 3) воспитание со-циально ориентированной личности. Все авторы единодушно счи-тают необходимым скоординировать действия между многочислен-ными субъектами, занимающимися как профилактикой, так и коррекцией отклонений поведения у подростков, учитывая все факторы дезадаптации: социальные, юридические, медицинские, психологические и педагогические.

Тревожные расстройства - проблема, с которой сталкиваются примерно 5-8% детей и подростков. Такие проявления отличаются от обычных страхов и детских тревожных состояний, поскольку могут возникать без видимых на то причин и способны повлиять на эмоциональное состояние ребёнка в будущем.

Особенности того, как проявляются тревожные расстройства, дали основание для выделения классификации эмоциональных состояний такого типа:

  • расстройство, выраженное страхом разлуки;
  • генерализированные тревожные состояния - негативные эмоции, возникающие по любому поводу;
  • социофобия - расстройства, связанные с проблемами социальной адаптации ребёнка;
  • навязчивые состояния, связанные с неконтролируемым возникновением негативных навязчивых мыслей, желанием повторно выполнять какие-либо действия;
  • посттравматическое расстройство - состояние, вызванное пережитым во время травмы стрессом.

Точные причины, от чего может быть тревожное расстройство у ребёнка, не установлены. Однако специалисты выделяют ряд способствующих таким изменениям факторов:

  • генетическая предрасположенность к психоэмоциональным расстройствам,
  • влияние социума,
  • воздействие окружающей среды,
  • воспитательный фактор.

Генетическому фактору уделяется особое внимание. Медики отмечают, что тревожные расстройства у родителей могут вызвать проявление аналогичных состояний у ребёнка.

Симптомы

С развитием тревожных расстройств у ребёнка родители могут заметить характерные первые признаки в его самочувствии и поведении. Соматические проявления эмоциональных расстройств - это:

  • повышенная потливость,
  • онемение или покалывание в различных частях тела,
  • чувство жажды и озноб,
  • дрожь в теле,
  • головокружения и полуобморочные состояния,
  • затруднённость дыхания,
  • учащённый сердечный ритм.

Признаки тревожного расстройства могут проявляться и в поведении ребёнка:

  • ребёнок теряет связь с реальностью, осознание себя во времени и пространстве;
  • ребёнок чувствует необоснованный страх смерти, потери, разлуки с кем-то из близких людей;
  • ребёнок боится сойти с ума;
  • состояние ребёнка сопровождается его неспособностью отдохнуть и расслабиться;
  • ребёнок часто повторяет одни и те же действия (перепроверяет что-то, моет руки, поправляет предметы в доме);
  • ребёнок слишком эмоционально реагирует на испуг.

Распознать такие проявления родителям зачастую удаётся самостоятельно. Тревожные расстройства в будущем времени способны повлиять на психическое и эмоциональное состояние ребёнка. Поэтому такие симптомы нельзя оставлять без внимания.

Диагностика тревожного расстройства у ребёнка

Если у ребёнка начинается тревожное расстройство, его необходимо показать специалисту. Получить консультацию по данному вопросу можно у врачей:

  • педиатра,
  • психиатра,
  • психолога.

Специалисты смогут охарактеризовать состояние ребёнка и определить его причину. Диагностировать тревожное расстройство посредством проведения анализов невозможно. Диагноз определяется с помощью:

  • опроса ребёнка и родителей для выяснения характерных симптомов,
  • осмотра маленького пациента,
  • изучения истории болезни.

Осложнения

Тревожные расстройства у ребёнка могут негативно повлиять на качество жизни в будущем. Основные осложнения, чем может быть опасно такое состояние, связаны с психическим здоровьем ребёнка. При отсутствии терапии тревожные расстройства способны вызвать:

  • депрессивные расстройства,
  • невроз,
  • приступы паники,
  • возникновение страхов во взрослой жизни,
  • осложнение эмоциональных расстройств,
  • параноидальное состояние.

Затяжное неэффективное лечение тревожных расстройств может спровоцировать злоупотребление антидепрессантами в будущем.

Чтобы предотвратить такие последствия, родителям необходимо внимательно относится к эмоциональному состоянию и поведению ребёнка.

Лечение

Что можете сделать вы

При диагностированных тревожных расстройств без помощи специалиста не обойтись. Однако вы можете поспособствовать назначенному лечению. Основное, что необходимо делать в такой ситуации, - это:

  • изменить образ жизни ребёнка, позаботиться об обеспечение полноценного питания;
  • нормализовать режим сна ребёнка;
  • уменьшить количество потребляемого сахара (колебание уровня глюкозы в крови может спровоцировать эмоциональные перепады у ребёнка);
  • уделять ребёнку больше внимания, обсуждать его проблемы;
  • проявлять особое терпение и понимание в течение курса лечения.

Вылечить эмоциональные расстройства такого типа у ребёнка поможет ответственное и внимательное отношение родителей к существующей проблеме.

Что делает врач

Лечить тревожное расстройство у детей принято тремя способами:

  • путём приёма медикаментов,
  • с помощью психотерапии,
  • путём сочетания медикаментозной и психотерапии.

При лёгких формах тревожного расстройства применяется поведенческая терапия. Её действие заключается в создании тревожных ситуаций для ребёнка и предотвращении негативной реакции на них.

Профилактика

Полностью предотвратить развитие тревожных расстройств у ребёнка невозможно. Однако вы можете приложить усилия для того, чтобы защитить его от возможных психоэмоциональных расстройств:

  • приучать ребёнка соблюдать здоровый образ жизни;
  • обеспечивать правильное полноценное питание (это поможет снизить уровень тревоги);
  • исключать плохие привычки у подростков (курение и употребление алкоголя);
  • уделять больше внимания эмоциональному состоянию ребёнка;
  • сообщать о возможных угрозах семейному врачу, если тревожные расстройства наблюдались у кого-либо из родителей.

Обновление: Октябрь 2018

Знаете ли вы, что множества болезней можно было бы избежать, если бы родители обращали внимание на уровень тревожности ребенка? А то, что ее симптомы легко принять за «капризность», «избалованность» или гиперактивность? А вы знаете, что самое важное в борьбе с повышенной тревожностью – это обеспечение ребенка уверенностью, что родительская любовь будет постоянной, и не зависит от его успеваемости и поведения в обществе?

Если вы мало что знаете о таком понятии как «тревожность», но вас настораживает поведение собственного ребенка, наша статья – для вас. В ней мы рассмотрим причины этого состояния, его опасности, а также способы, позволяющие ребенку избавиться от такого постоянного внутреннего напряжения.

Что такое тревожность и чем она отличается от страха

Тревожность – это когда ребенок испытывает такое негативное эмоциональное состояние, которое можно охарактеризовать как сильное волнение и беспокойство. Причем видимая причина такой тревоги чаще всего не сильно значительна: ответ у доски, контрольная работа, выступление или концерт.

Повышенная тревожность – это такая особенность психики ребенка, когда тревога возникает в ответ на малейший раздражитель. Она отличается от страха тем, что здесь ребенок сам не может назвать причин своего состояния. Он напряжен, как пружина, он испытывает множество эмоций, в том числе и страх, но не связывает это ни с высотой, ни с замкнутым пространством, ни с темнотой или другими какими-то явными ситуациями. То есть, если он может сказать, чего он боится, то это – страх (фобия), если не может, то это – тревожность.

Чем опасна повышенная тревожность

Увеличение темпа взрослой жизни, изменение жизненных ценностей взрослых и рост стоимости различных товаров сказались не только на нашем эмоциональном состоянии, но и на психике наших детей. Так, по сравнению с 80-ми годами 20 столетия количество детей с постоянной повышенной тревожностью возросло более, чем в 7 раз. И эта цифра продолжает расти.

Ученые выяснили, что такая эмоциональная неустойчивость, неуверенность в себе и беспокойство значительно ухудшают интеллектуальное развитие ребенка: он начинает бояться экспериментировать, познавать окружающий мир опытным путем, а ждет готового решения.

Сказывается повышенная тревожность и на иммунитете малыша. Путем гиперстимуляции надпочечников подавляется нормальная работа гипоталамуса, а это увеличивает и восприимчивость к инфекциям, и нарушает общий гормональный баланс. А поскольку гормоны играют ведущую роль в регуляции функции организма, это нарушение постепенно приводит к повышению артериального давления, за которым может последовать ухудшение работы внутренних органов.

Длительно существующая тревожность за счет артериальной гипертонии ухудшает и функционирование почек. Это приводит к изменению химического состава крови, из-за чего страдают все внутренние органы, но в большей мере – сердце, стенки сосудов и работа нервной системы.

Исходя из этого, осложнениями постоянной тревожности становятся:

  • вегето-сосудистая дистония;
  • кардиопатии;
  • неврозы;
  • психозы и психопатии;
  • гастриты;
  • язвенная болезнь;
  • мигрень.

Какой бывает тревожность

Существуют такие разновидности этого состояния:

  1. Ситуативная тревожность. Она возникает только при ожидании определенных ситуаций или при попадании в них. Такие ситуации являются стрессовыми только для определенного ребенка, связаны с его негативным жизненным опытом.
  2. Личностная тревожность. Возникает при определенных ситуациях, которые у большинства детей или тревогу не вызывают, или она не настолько выражена. Личностная тревожность связана с особенностями личности ребенка: его темпераментом, характером, интеллектуальным развитием. Она влияет на самооценку, социальную роль в классе и общение ребенка с учителями.

Причины повышенной тревожности

Основной корень тревожности у детей и подростков – это отношение к ним со стороны родителей. Вызвать данное состояние может гиперопека, когда каждый шаг ребенка контролируется и исправляется. Но и недостаточное уделение времени малышу тоже провоцирует тревожность. Чаще всего такой хронический стресс возникает у детей, чьи родители заняты активным построением карьеры: они каждый раз по-разному реагируют на успехи ребенка, то отталкивая его от себя, то приближая. В результате у ребенка возникает внутренний конфликт, в основе которого – непонимание, как относиться к родителям, боязнь, что родительская любовь может быть непостоянной.

Другими причинами тревожности становятся:

  • тревожность у родителей (например, из-за увольнения, постоянной нехватки денег, развода);
  • переезд;
  • смена школы или детского сада;
  • разными требованиями от родителей и воспитателей (учителей). Например, родители учат, что нужно постоять за себя, а воспитатели – что нужно терпеть или жаловаться им;
  • завышенными требованиями к ребенку: желанием его отдать в «достойную» школу, на максимальное количество кружков, требования одних положительных оценок, контроль выполнения всех уроков;
  • неадекватыми, противоречащими морали ребенка, требованиями: «сдать» товарища, скрыть увиденное, соврать.

Конечно, в первую очередь тревожность у детей проявится в том случае, если у них есть определенные особенности нервной системы. Но если раздражитель довольно силен, то даже здоровый ребенок, которого любят в семье (или, наоборот, очень ценят друзья и воспитатели), может стать тревожным.

Тревожность у детей дошкольного возраста чаще развивается у мальчиков: они боятся наказания. У девочек ухудшение их психического самочувствия, в основном, наблюдается позже – ближе к подростковому возрасту. У них это связано с взаимоотношениями со сверстниками, учителями, мальчиками из старших классов.

Как заметить, что ребенок тревожен

Проявления страхов и тревожности ребенка зависят от его возраста.

Тревожность у детей до 1 года

У таких маленьких детей тоже может тревожное состояние. Оно, в основном, связано с родовыми травмами, патологиями нервной системы или развившимся острым заболеванием. Проявляется тревожность:

  • беспокойным поведением, из-за которого ребенка часто приходится носить на руках;
  • частым плачем;
  • плохим сном;
  • ухудшением аппетита.

Такое состояние редко лечится отдельно от своей причины.

Тревожность у детей дошкольного возраста

Это состояние у детей младшего возраста обычно связано с первыми попытками социализации – на развивающих занятиях, в детском саду. Если ребенку трудно находить контакты со сверстниками, он начинает капризничать, часто плачет, плохо засыпает, начинает грызть ногти, выдергивать или крутить волосы (причем не всегда свои).

Тревожность у детей старшего дошкольного возраста, в основном, связана с боязнью, что мама забудет их забрать их из детского сада. Вторая причина – это конфликты со сверстниками и воспитателями, третья – страхи, вызванные просмотром отдельных мультфильмов, видео.

В этом возрасте симптомы не всегда заметны: ребенок ведет себя очень примерно, не шумит и не кричит, не пристает с вопросами и разговаривает тихо. Как вариант – он может плакать целыми днями в ожидании мамы.

Заподозрить тревожность можно по тому, что он боязливо озирается, не смотрит взрослым в глаза, присаживается на краешек стула. У него не проходит (или вновь появился) энурез или даже недержание стула. Малыши с повышенной тревожностью сопротивляются обучению новым играм, не хотят выполнять какие-то новые дела (помогать маме с готовкой). От них можно услышать, что они глупые, некрасивые или неловкие.

Школьная тревожность

Первая тревожность у детей школьного возраста связана с самим поступлением в школу – там новый коллектив, новые правила, совершенно непривычный распорядок дня. За него уже не заступается учитель, напротив, ему приходится выходить к доске и отвечать уроки перед лицом всего класса. Изменяется и поведение родителей: если раньше они ему разрешали погулять и почти ничего не требовали, то теперь отпускают гулять и играть только после того, как сделаны все уроки.

Явные симптомы тревожности у младших школьников можно заметить примерно через 1,5 месяца от начала учебы (после летних или зимних каникул). Они примерно такие же, как и в старшем дошкольном возрасте:

  • низкая самооценка;
  • быстрая утомляемость;
  • робкое поведение;
  • беспокойство;
  • плохая концентрация на выполняемых заданиях;
  • плохой сон, снятся кошмары;
  • смущение;
  • часто жалуется на головные боли, ощущение боли в животе;
  • частые расстройства желудка;
  • может быть тошнота или рвота – перед посещением школы, особенно если планируется контрольная работа, или после произошедшего в школе инцидента;
  • повышение потоотделения при волнении;
  • снижение аппетита.

В старшем возрасте школьная тревожность описывается подростком как ощущение собственного напряжения, повышенная эмоциональная чувствительность, плохой аппетит. Подростка легко смутить и расстроить, он боится сложностей и не может выполнить задания, требующие умственных усилий и концентрации. Подростковая тревожность связана с изменением гормонального баланса, появлением изменений внутри коллектива, желанием добиться признания и уважения от сверстников.

Кто занимается диагностикой и лечением повышенной тревожности

Выявление тревожности – это удел специалистов, занимающихся психикой ребенка. Это:

  • психолог: он работает в детских садах и школах, должен проводить плановые беседы и тестирование детей, выявляя признаки тревожности, депрессии, агрессии и других состояний. Он может справиться с тревожностью легкой степени, если дома родители станут выполнять его требования;
  • психотерапевт. Это врач, чьей задачей является немедикаментозное лечение тревожности;
  • психиатр – это врач, который занимается тяжелой степени повышенной тревожности, которая осложнилась психозом, неврозом, депрессией или другими серьезными состояниями.

Диагностика тревожности

Понять, какого уровня тревожность у ребенка, можно по тестированию, которое проведет ему любой из указанных специалистов (в основном, этим занимаются психолог или психотерапевт). Это тесты Дорки, Филипса, CMAS, Спилберга-Ханина.

Тест Филлипса

По тесту тревожности Филлипса судят об уровне и характере тревожности у ребенка младшего и среднего школьного возраста (3-7 классы). Вначале он проводится школьным психологом для всего класса, чаще всего неанонимно. По результатам исследования специалист оценивает:

  • насколько велика общая школьная тревожность;
  • насколько сильно школьники переживают стресс;
  • как сильно школьники хотят получать хорошие оценки;
  • величину страхов, связанных с самовыражением;
  • насколько детям страшны контрольные работы;
  • насколько дети испытывают затруднения во взаимоотношениях с учителем;
  • насколько важно детям соответствовать ожиданиям со стороны одноклассников и учителей.

Тест можно проводить и индивидуально – для повторной проверки тех учеников, которые выказали средний и высокий уровень тревожности. Так психолог может выявить, где именно локализуются проблемы ребенка: во взаимоотношениях с учителем, со сверстниками, или, может, он боится не оправдать ожиданий родителей, или у него низкий уровень сопротивляемости стрессам, или – страх самовыражения.

Тест Филлипса состоит из 58 вопросов. Детей просят ответить односложно – «да» или «нет». Далее ответы сверяют с имеющимися ключами, и если было прописано «нет», а ребенок ответил положительно или, наоборот, на отрицательный вопрос ответил «да», это считают проявлением тревожности.

Вопросы приблизительно следующие:

  1. Бывает ли, что ты начинаешь дрожать, когда тебя спрашивает учитель?
  2. Снится ли тебе, что ты в школе, но на вопрос учителя ответить не можешь?
  3. Получаешь ли ты такие оценки, каких от тебя ждут родители?
  4. Доволен ли ты отношением к тебе учителей?
  5. Одеваешься ли ты в школу так же хорошо, как и другие одноклассники?
  6. Смеются ли над тобой одноклассники, когда вы играете в разные игры?
  7. Пугает ли тебя, когда учитель говорит, что будет делать проверку знаний?

Методика тревожности Филипса предполагает такую оценку результатов:

  • если несовпадений от 29 до 43 – это повышенная тревожность у ученика;
  • если – больше 43, то тревожность расценивается как высокая.

Кроме того, номера неправильных ответов сравниваются со специальной таблицей из 8 факторов, где каждый из них показывает отдельную проблему. Например, о страхе ситуации проверки знаний говорят вопросы №№ 2, 7, 12, 16, 21, 26. Если именно на них ребенок ответил неправильно (более 3 неверных ответов), это говорит о том, что у него имеется такой страх.

Тест Дорки

По результатам этого теста проводится диагностика тревожности у детей до 12 лет. Он состоит из 14 вопросов, к некоторым из них прилагаются ситуативные картинки персонажей, на которых нет лиц. Ребенок сам должен ответить, какое лицо будет на месте пробела – грустное или веселое.

Примеры вопросов:

  1. Ребенок идет рядом с мамой, которая везет коляску с младшим братиком. Какое лицо будет у старшего брата (сестры) – грустное или веселое?
  2. Ребенок ест и пьет в одиночестве. Какое у него будет настроение?
  3. Мама заставляет ребенка убрать за собой игрушки. Это грустно или весело?
  4. Ребенок умывается сам – без помощи мамы или папы. Какое у него будет лицо?

Результат = (количество грустных эмоций/14)*100%.

Если он – более 50%, то уровень тревожности – повышенный,

от 20 до 50% — средний уровень,

результат – менее 20% — низкий уровень.

Тест CMAS

Это тест переводится как «Шкала явной тревожности для детей» (The Children’s Form of Manifest Anxiety Scale). Она дает возможность выявить тревожность у детей, проанализировать эмоциональные проблемы ребенка, предотвратить нервные срывы, связанные с экзаменами, соревнованиями. Ее используют для определения оптимального расписания занятий и решения о целесообразности посещения группы продленного дня.

Тест применяется для детей 7-12 лет. Для 7-8-летних его проводят индивидуально, с 9-летнего возраста применяется групповое тестирование.

Тест состоит из 53 вопросов, на которые нужно отвечать «верно» или «неверно» (точнее, ставить плюсик в соответствующей графе). Примеры вопросов по шкале тревожности детей:

  • Тебе хочется быть во всем лучше всех.
  • Ты беспокоишься о том, что тебе скажут родители.
  • Ты многого боишься в глубине души.
  • Тебя легко обидеть.
  • Часто потеют руки.
  • Часто бывает ощущение, что сильно бьется сердце.
  • Часто болит живот.

При оценке откладываются те бланки, где все «верно», «неверно», подчеркнуто оба ответа или имеется множество исправлений как неправдоподобные. Далее проводится сравнение ответов с ключами по двум субшкалам – тревожности и «социальной желательности». Потом оба этих балла сравниваются со стандартами для определенного пола и возраста, и уже на основании этого делается оценка, находится ли тревожность в пределах нормы, она несколько повышена, явно повышена или очень высока.

Шкала Спилберга-Ханина

Она предназначена для оценки ситуативной и личностной тревожности самим ребенком (подростком). Здесь нужно ответить на 40 вопросов, обводя нужный вариант. Далее баллы суммируются – и можно оценить оба вида тревожности.

Другие шкалы

Для определения тревожности и конкретных ее источников у детей могут применяться и другие тесты и шкалы. Это могут быть авторские наборы вопросов, рисуночный тест, наблюдение за ребенком во время выполнения каких-то заданий, требующих концентрации.

Лечение тревожности

Что же делать, если у вашего ребенка – повышенная тревожность? Для этого применяются различные методы.

Коррекция режима дня и взаимоотношений в семье

  • работа над собой самим родителям – с целью снижения их собственной тревожности;
  • контроль над высмеиванием, одергиванием, критикой ребенка. Взрослым нужно понять, что он такой же человек и тоже имеет право на ошибку. Кроме того, он более раним, и ему гораздо нужнее поддержка общества и родителей;
  • увеличение времени общения родителей и ребенка – в том числе на прогулках, праздниках, пикниках на природе;
  • сочинение мотивирующих сказок, где герой волновался, но у него все получилось. В таких случаях предварительно устанавливается зрительный контакт: взрослый наклоняется к ребенку так, чтобы его глаза были на одном уровне с глазами ребенка;
  • поглаживающий массаж;
  • частые телесные контакты с ребенком;
  • домашние театрализованные представления;
  • игры на разрывание бумаги;
  • игры с тестом, пластилином;
  • сочинение историй с помощью рисунков и предметов;
  • заведение домашнего животного, о котором будет заботиться сам ребенок;
  • выполнение дыхательных упражнений в форме игры, направленное на снятие мышечного напряжения. Это может быть надувание воображаемого воздушного шарика, игра на воображаемой дудочке, пускание кораблика в плавание по воде

Тревожного ребенка нельзя наказывать за его страхи, его нельзя сравнивать с другими детьми. Все новые игры вводятся постепенно, начиная с элементов, хорошо знакомых малышу. Те игры, которые требуют закрытия глаз, могут быть применены в последнюю очередь, когда он будет к этому готов.

Также нельзя применять соревнования на скорость. Родители должны снизить свои требования к малышу, подавать ему хороший собственный пример, уменьшить количество замечаний.

Коррекция тревожности силами воспитателей детского сада или школьного психолога

В детском саду и младшей школе возможны:

  • фиксация ежедневных достижений ребенка в месте, доступном для родителей, чтобы они могли с ними ознакомиться и еще раз похвалить своего малыша;
  • чтение мотивирующих сказок;
  • ролевые игры, сюжетом которых является основной страх ребенка. Такие истории можно рисовать: воспитатель говорит, что нарисовать, а ребенок рисует;
  • подвижные игры, но – не на скорость.

Психотерапия

Если тревожность выражена, коррекция тревожности у детей обязательно включает занятия с психотерапевтом. В зависимости от состояния ребенка, врач может применять одну или несколько следующих методик:

  • групповая психотерапия – занятия в группах;
  • индивидуальная психотерапия;
  • семейная психотерапия – занятия со всеми живущими с ребенком членами семьи;
  • арт-терапия – занятия различными видами творчества со специалистом;
  • канис-терапия – лечение общением со специально обученными собаками;
  • обучение ребенка и родителей различным релаксационным техникам;
  • психоанализ;
  • гипноз.

Медикаментозное лечение

В некоторых случаях, если тревожность существовала уже давно и приняла угрожающий характер, могут быть назначены специальные медикаменты: антидепрессанты, успокоительные, транквилизаторы. Такие назначения делает только врач-психиатр, а родители должны помнить сами и предупредить школьных учителей, что прием подобных препаратов будет сопровождаться некоторой заторможенностью или более спокойной реакцией на обычные раздражители. Учителя должны, забыв, возможно, личную неприязнь к ребенку, помочь уберечь его от насмешек сверстников.

Света была очень мнительной и беспокойной, каждое утро, она переживала за то, что опоздает на автобус до школы, что он приедет раньше, хотя она и не опаздывала на него ни разу за целый учебный год. Каждый вечер она обеспокоена тем, что не получит любимое место за обеденным столом, или что в классе организуют научную викторину, а она не будет готова. Ночью, она беспокоилась о том, чтобы ее домашнее задание сделано не так, и о том, как она будет выглядеть завтра в школе.
Родители Светы считали, что такое поведение было типичной частью процесса взросления. Но когда учитель сказал, что тревога Светы начинает влиять на ее оценки в школе и отношения с одноклассниками, тогда родители и решили, что пришло время поговорить с врачом о том, как Свете справиться со своими опасениями.

Что такое тревожность?

Тревога-это просто форма стресса, которая может провялятся в самых различных вариантах - физически, эмоционально, в восприятии окружающего мира. Беспокойство в первую очередь, относится к тому, что может произойти - это чувство того, что все происходит неправильно, ощущение того, что вы в некоторой опасности.
Тревога-это естественная человеческая реакция, и она выполняет важную биологическую функцию: активизация сигнальной системы организма, активизация начинается каждый раз, когда мы воспринимаем ситуацию как опасную или угрожающую. Когда тело и мозг отреагируют на угрозу, мы можем почувствовать головокружение, учащенное сердцебиение, затрудненное дыхание, дрожание рук и ног, появление пота. Эти ощущения вызваны адреналином и другими гормонами стресса, которые подготавливают организм к защите или к уклонению от опасности.
Оценка ситуации происходит почти мгновенно, обычно на это требуется несколько секунд для части мозга, отвечающей за мыслительные процессы (коры) чтобы проанализировать ситуацию и определить, является ли угроза реальной, и если да, то, как с ней обращаться. После этого, когда кора посылает сигнал отбоя тревоги, бегство или самооборона исключены, и нервная система начинает успокаиваться.
Нормальная тревога
Каждый испытывает чувство тревоги, время от времени, это чувство может варьироваться по своей интенсивности: от легкого чувства неловкости до полномасштабной паники (или где-нибудь между ними), в зависимости от человека и ситуации. Это естественно для незнакомой или сложной ситуации у людей всех возрастов, вы можете почувствовать тревогу, когда у вас презентация на работе, или во время собеседования, экзамена.
У детей такой тревога перед важным мероприятием нормальна, такая тревога способствует тому, что дети задают себе и окружающим вопросы: «Что будет если…?».
Некоторое количество беспокойства является нормальным и может даже быть мотивирующими - это помогает нам оставаться начеку, сосредоточиваться, и быть готовым сделать все возможное. Но тревога, которая возникает слишком часто и является слишком сильной, часто кажется непреодолимой, она мешает проявлению способностей и лишает радости жизни - это часть патологического процесса, тревожного расстройства.

Тревожные расстройства

Тревожные расстройства являются одними из самых распространенных психических заболеваний, это происходит отчасти потому, что каждый человек в своей жизни переживает стресс и беспокойство. Есть много различных типов тревожных расстройств, с различными симптомами, но всех их объединяет одна общая черта - длительная, напряженная тревога, что влияет на человека в повседневной жизни и лишает ощущения счастья.
Симптомы тревожного расстройства могут прийти внезапно или возникать постепенно и испытываться длительное время. Иногда переживания создают ощущение обреченности и предчувствие чего-то негативного, которые кажется, приходят из ниоткуда. Дети с проблемами тревожности могут даже не знать, что вызывает эмоции, переживания и чувства, которые они испытывают.

Расстройства, которые могут возникнуть у детей, подразделяются на:
. Генерализованное тревожное расстройство. Характеризуется общей тревожностью - чрезмерно беспокоиться о многих вещах, таких как школы, здоровье или безопасность членов семьи или будущего в целом. Они могут всегда думать о худшем, что может произойти, вместе с беспокойством и страхом, дети могут иметь физические симптомы, такие как головная боль, боли в животе, мышечное напряжение или усталость. Их беспокойство может привести к изоляции и избеганию социальной деятельности. Дети с генерализованной тревогой могут постоянно ощущать себя обузой для других, воспринимать жизнь как подавляющую их и вышедшую из-под контроля.
.
. Обсессивно-компульсивное расстройство (OCD). Для человека с обсессивно-компульсивного расстройством, тревога принимает форму навязчивости (слишком тревожат мысли) и принуждения (повторяющиеся действия, как попытка облегчить беспокойство).
. Фобии. Эти сильные страхи конкретных вещей или ситуаций, которые сами по себе не опасны, например, высота, собаки, полета на самолете. Фобии обычно заставляет людей избегать вещей, которых они боятся.
. Социальная фобия (социальная тревожность). Это беспокойство вызванное социальными ситуациями, например, выступление пред аудиторией. Менее распространенная форма называется селективный мутизм - нарушение, которое проявляется в неспособности вступить в обсуждение, неспособностью говорить в определенных ситуациях.
. Панические атаки. Эти эпизоды тревоги могут возникать без видимых причин, во время приступа паники, ребенок, как правило, имеет внезапные и сильные физические симптомы, которые могут включать в себя частое сердцебиение, одышка, головокружение, онемение или покалывание конечностей. Агорафобия это сильный страх, приступы паники, которые возникают в открытых местах и местах скопления людей.
. Посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР). Этот тип тревожного расстройства в результате травмирующего события, ситуации. Симптомы: галлюцинации, ночные кошмары, чувство страха, избегание некоторых ситуаций, которые могут расцениваться как травматические.

Причины тревожных расстройств

Эксперты не знают точно, что вызывает тревожные расстройств, но определенную роль играют несколько пунктов: генетика, биохимия мозга, сверхактивная реакция сигнальной системы, постоянный стресс и выученное поведение.
Ребенок, в семье которого есть кто-либо с тревожным расстройством имеет больше шансов развития такого расстройства.. Это может быть связано с генами, которые влияют на химию мозга и регулирование химических веществ, называемых нейротрансмиттерами.
Также в семье, где у кого-то сильная тревожность, ребенок может научиться смотреть на мир как на опасное место, всего опасаться и тревожиться, ожидать худшего или испытывать страх.
Некоторые события, происходящие в жизни ребенка, могут быть катализаторами тревожности, например, смерть близкого человека, развод родителей, изменения в жизни - смена места жительства.
Признаки и симптомы
Все дети испытывают беспокойство в определенных ситуациях, в том числе и те, кто пережил травмирующую ситуации, но она не повлекла за собой тревожные расстройства, но большинство (даже те, кто пережить травмирующие события не развиваются тревожные расстройства. У детей, которые страдают тревожными расстройствами будет проявляться 1 и более следующих проявлений:
. чрезмерное беспокойство большинство дней в неделю, в течение многих недель подряд;
. проблемы со сном, или сонливость в течение дня;
. чрезмерная энергия или усталость во время бодрствования
. проблемы с сосредоточением
. раздражительность
Эти проблемы могут повлиять на ребенка в течение, в особенности, когда дело доходит до концентрации в школе, обеда и сна. Общим для детей с тревожным расстройством может быть то, что они избегают разговоров о своем самочувствии, потому что переживают о том, что другие могут их не понять.
Хорошей новостью является то, что врачи и терапевты сегодня могут излечивать тревожные расстройства лучше, чем раньше.

Лечение

Психотерапевт может распознать симптомы, поставить диагноз, выделить конкретный вид тревожного расстройства, составить план лечения.
Одним из вариантов терапии является когнитивно-поведенческая терапия, в результате которой дети пробуют новые способы действий и мышления в ситуациях, которые вызывают беспокойство, учатся справляться со стрессом. Терапевт обеспечивает поддержку и руководство и обучение новым навыкам, например, методам релаксации или дыхательным упражнениям, иногда выписывается седативный препарат.
Помочь ребенку справиться
Лучший способ помочь вашему ребенку - это обсуждать его проблему только в позитивном свете, говорить открыто о симптомах тревожного расстройства и пытаться помочь ребенку понять то, как эти симптомы влияют на его повседневную жизнь.
Будьте терпеливы и позитивны, поговорите с ребенком о ваших собственных тревогах и о том, как вам удалось их преодолеть.

Три наиболее распространенных тревожных расстройства - специфические фобии, тревожное расстройство в связи с разлукой и генерализованное тревожное расстройство. Реже встречаются избегающее расстройство и паническое расстройство, а также посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР).

Специфические фобии

Специфические страхи ограниченных стимулов в детстве встречаются очень часто, причем разные страхи достигают пика в разном возрасте, например, страх животных достигает пика в возрасте от двух до четырех лет, страх темноты или воображаемых существ - от четырех до шести, а страх смерти или войны особенно распространен в подростковом возрасте. Чтобы быть классифицированным как специфическая фобия, страх должен приводить либо к существенному страданию, либо к избеганию, которое в значительной степени мешает каждодневной жизни ребенка. Например, страх собак в детстве встречается часто, но основания для диагноза фобии имеются только если ребенок часто испытывает интенсивный и продолжительный страх или если избегание ребенком собак ведет к выраженным социальным ограничениям, например отказу ходить играть в парк или отказу ходить в гости к друзьям, если у них есть собаки. Фобии по определению должны представлять необоснованные или чрезмерные страхи, но детям может недоставать когнитивной зрелости, чтобы осознать иррациональную природу своих собственных страхов.

Тяжелые специфические фобии поражают около 1% детей и подростков. Во всех возрастах девочки чаще сообщают о страхах, чем мальчики, но тяжелые специфические фобии у девочек встречаются лишь немного чаще. Сходным образом, хотя младшие дети чаще сообщают о страхах, чем подростки, тяжелые специфические фобии у детей встречаются лишь немного чаще, чем у подростков.

Десенситизация, управление сопряженными событиями и когнитивные методики, - все это полезно. При лечении младших детей чрезвычайно ценно привлекать родителей в качестве сопсихотерапевтов. Например, можно обучить родителей в качестве «домашнего задания» между сеансами формального лечения предъявлять ступенчатое воздействие, корректируя шаг воздействия, так чтобы ребенок мог справиться. Подростки со специфическими фобиями более способны справиться со своим собственным «домашним заданием», но и в этом возрасте активное участие родителей, как правило, тоже помогает.

Несмотря на то, что легкие страхи часто преходящи, истинные фобии, особенно тяжелые, более вероятно будут устойчивы и могут продолжаться во взрослом возрасте.

Тревожное расстройство в связи с разлукой

Дети со страхом разлуки испытывают сильное беспокойство или страх разлуки с домом или с близкими, например, родителями. Эта болезнь чаще встречается у малышей, чем у более взрослых детей. Дети со страхом разлуки могут отказываться ходить в школу или спать одни.

Тревога по поводу разлуки с родителями и другими главными фигурами привязанности обычно возникает в возрасте около шести месяцев, остается выраженной в дошкольные годы, а впоследствии убывает по мере того, как ребенок приобретает способность держать «в уме» фигуры привязанности и предоставляемую ими безопасность, даже когда они не присутствуют физически. Тревожное расстройство в связи с разлукой диагностируют, когда интенсивность тревоги в связи с разлукой не соответствует развитию и приводит к существенной социальной неспособности, например к отказу ходить в школу. Критерии МКБ-10 включают раннее начало (в возрасте до 6 лет), тогда как критерии DSM-IV позволяют поставить диагноз в том случае, если симптомы появились до 18 лет.

Могут иметь значение и конституциональные факторы, и семейная среда. Следующие стили родительского взаимодействия могут вносить вклад: моделирование избегающего или тревожного поведения через сверхзащиту; вызывание тревоги через жесткую практику воспитания, которая может включать угрозы оставить ребенка; и неспособность успешно успокаивать детей, когда они действительно становятся тревожными.

Пораженные дети безосновательно беспокоятся, что с их родителями что-нибудь случится, или что они уйдут и не вернутся. Они также беспокоятся о себе: боятся потеряться, что их украдут, поместят в больницу или что какая-нибудь другая беда разлучит их с родителями. Эти беспокойства могут возникать и как темы повторяющихся ночных кошмаров. Дети обычно прилипчивы, даже у себя дома, например, следуют за родителем из комнаты в комнату. Возможны нежелание или отказ посещать школу, спать в одиночестве или спать вне дома. Разлуки или их предчувствие могут приводить к мольбам, вспышкам гнева и слезам, а могут приводить и к чисто физическим жалобам - головным болям, болям в животе, тошноте.

Тревожное расстройство в связи с разлукой поражает около 1-2% молодых людей, у детей до пубертатного возраста встречается чаще, чем у подростков, и поражает примерно одинаковое количество лиц мужского и женского пола.

Оперантные методики (такие, как звездные карты или управление сопряженными событиями) могут быть использованы для того, чтобы изменить баланс между вознаграждениями и ограничениями, способствующий не расставанию, а прилипанию. Может быть полезно ступенчатое воздействие - все более и более трудные разлуки. Может быть уместна когнитивная терапия, обучающая ребенка самоутверждениям, способствующим совладанию. Иногда прилипчивость ребенка усиливается собственной потребностью родителей быть рядом с ребенком, собственными тревогами родителей или же тем, что родители недооценивают возможности своего ребенка к независимости - на эти проблемы может быть направлена работа с родителями или семьей в целом. Можно побуждать родителей предпринять практические шаги для того, чтобы их ребенок чувствовал себя более уверенно, например, давать соответствующее предупреждение и разъяснение перед тем, как оставить ребенка с приходящей няней. Нет убедительных доказательств того, что помогают трициклические антидепрессанты или бензодиазепины. Имеются ограниченные данные о том, что селективные ингибиторы обратного захвата серотонина (СИОЗС) дают симптоматическое облегчение, но нет доказательств того, что это улучшение сохраняется после прекращения медикаментозного лечения.

Некоторые дети хронически испытывают некоторый уровень тревоги в связи с разлукой, перемежающийся приступами обострения, например спровоцированными болезнью родителя или сменой школы. С годами тревоги по поводу разлук могут смениться более широким рядом тревог, более типичных для генерализованного тревожного расстройства. Имеется ли непрерывность по отношению к агорафобии или паническому расстройству - неясно.

Генерализованное тревожное расстройство

Дети с генерализованной тревогой волнуются по самым разным поводам, например о том, хорошо ли они что-то сделали, или о будущих бедствиях. Центр их волнения может сдвигаться с одной причины на другую. Из-за тревоги дети могут становиться конформистами, перфекционистами или неуверенными в себе. Они ищут одобрения и нуждаются в успокоении своих волнений.

В DSM-IV критерии генерализованного тревожного расстройства взрослых слегка модифицированы для использования у детей, при этом требуется меньше соматических симптомов. И хотя согласно критериям генерализованного тревожного расстройства по МКБ-10 требуется относительно большое количество соматических симптомов, сходным образом для использования у детей и подростков там предусмотрен альтернативный набор критериев, согласно которым требуется меньше соматических симптомов.

Дети с генерализованной тревогой волнуются по самым разным поводам, например о том, хорошо ли они что-то сделали, или о будущих бедствиях. Центр их волнения может сдвигаться с одной причины на другую. Из-за тревоги дети могут становиться конформистами, перфекционистами или неуверенными в себе. Они ищут одобрения и нуждаются в успокоении своих волнений. Дети и подростки с генерализованным тревожным расстройством отличаются выраженным и устойчивым беспокойством, причем их тревоги не сосредоточены постоянно на каком-то одном предмете или ситуации. Типичные беспокойства сосредоточены на будущем, на поведении в прошлом и на собственной состоятельности и внешности. Эти беспокойства обычно сопровождаются напряжением, невозможностью расслабиться, смущением, потребностью в частом ободрении и соматическими жалобами, такими как головные боли и боли в животе. Симптомы должны вызывать клинически выраженные страдания или социальные нарушения.

Поражены примерно 1-2% молодых людей, при этом у подростков частота существенно выше, чем у детей до пубертатного возраста, а у лиц женского пола - лишь немного выше, чем у лиц мужского. Многие дети с генерализованным тревожным расстройством также соответствуют критериям других диагнозов по DSM-IV и МКБ-10, особенно относящимся к тревоге в связи с разлукой, депрессии и специфическим фобиям.

Часто возможно заручиться помощью родителей и учителей, чтобы в жизни молодого человека было меньше стрессов, которых можно избежать. Может быть также полезно научить молодого человека (а возможно и остальных членов семьи) когнитивно-поведенческим стратегиям управления оставшимися тревогами. Нет веских доказательств в пользу медикаментозного лечения, хотя клинический опыт и ограниченные исследовательские данные позволяют полагать, что селективные ингибиторы обратного захвата серотонина (СИОЗС) могут уменьшать симптомы на время приема препаратов. На сегодняшний день наиболее обещающим в долгосрочной перспективе подходом представляется сочетание когнитивно-поведенческих подходов со снижением стресса.

Расстройство часто длится годами и может продолжаться во взрослой жизни, иногда осложняясь депрессией.

Социальное тревожное расстройство детского возраста

Социальная фобия - это сильная и постоянная боязнь социальных ситуаций. Маленькие дети выражают стресс плачем, закатыванием истерик, заторможенностью, цеплянием за знакомыми взрослыми или робкостью в обществе. Более старшие дети могут плохо учиться, они отказываются ходить в школу или избегают общения со сверстниками.

У этого диагноза по МКБ-10 нет точного аналога в DSM-IV, хотя в DSM-III-R была эквивалентная категория, названная «избегающим расстройством». Это заболевание можно рассматривать как чрезмерное усиление и несоответствующую устойчивость нормального периода тревоги, связанной с незнакомыми людьми (которая у обычных детей, как правило, выражена до возраста 30 месяцев). У пораженных детей хорошие социальные отношения с членами семьи и другими знакомыми индивидуумами, но они обнаруживают выраженное избегание контактов с незнакомыми людьми, приводящее к социальным нарушениям (например, во взаимоотношениях со сверстниками).

Застенчивость и социальные нарушения могут остаться и в подростковом возрасте, а могут самопроизвольно улучшиться. Неясно, насколько полезно считать, что у этих детей в отличие от чрезвычайно застенчивой личности имеется тревожное расстройство. На практике многие пораженные дети соответствуют критериям других тревожных расстройств, чаще всего генерализованного тревожного расстройства. И хотя социальное тревожное расстройство, несомненно, не точно такое же заболевание как социальная фобия (последняя обычно начинается в позднем отрочестве и включает страх публичного рассмотрения и унижения), социальная фобия может возникнуть на фоне длительно существующих застенчивости и торможения детского возраста. Это позволяет полагать, что социальное тревожное расстройство иногда может развиться в более типичную социальную фобию. Взаимоотношения с избегающим расстройством личности во взрослом возрасте неизвестны.

Паническое расстройство

Ключевой признак панического расстройства, которое может сопровождаться агорафобией, а может и не сопровождаться, - наличие отдельных панических атак (приступов), по меньшеймере, некоторые из которых возникают неожиданно, без кого-либо очевидного кристаллизатора.

Пик появления симптомов приходится на возраст 15-19 лет. У детей до пубертатного возраста панические атаки редки или вообще не бывают. Во время приступа индивидуум испытывает интенсивный страх надвигающейся опасности, бедствия или смерти, сопровождающийся смесью соматических симптомов, таких как потливость, сильное сердцебиение и гипервентиляция. Варианты лечения включают трициклические антидепрессанты и когнитивную терапию.

Навязчивые состояния

Дети с навязчивыми состояниями страдают от вторгающихся, нежелательных или повторяющихся мыслей (навязчивые мысли). У них также может быть неконтролируемое желание повторять определенные действия или ритуалы (навязчивые действия). Навязчивые мысли делают детей нервными, а навязчивые действия временно успокаивают их. Дети с навязчивостями часто моют руки, считают предметы или что-то проверяют.

Посттравматическое стрессовое расстройство

Ребенок с посттравматическим стрессовым расстройством испытывает страх, связанный с воспоминаниями о пережитой травме. Примерами травмы может быть если ребенок стал жертвой сексуального насилия или очевидцем какого-либо страшного события. Такие дети могут часто видеть кошмары или проигрывают травму в игре. Они меньше интересуются тем, что им раньше нравилось, и выглядят отстраненными или “онемевшими”. Напоминание о травме их расстраивает, и они могут стать раздраженными или беспокойными.