Выбор страны-калеки: почему Россия отправила на «Евровидение» инвалида. Россия на «Евровидении»: Пошлый пиар или мощный удар? Поворот в судьбе или рекламный ход

Выставлять собственное невежество достоинством — тон дурной. Но тут речь и не о достоинствах. Не в обиду будет сказано миллионам поклонников Димы Билана — я довольно смутно представляю себе его творчество. Однако в 2008 году я был по-настоящему, искренне, всерьез благодарен Диме Билану за победу на конкурсе« Евровидение». Кажется, из его рояля вылез фигурист Евгений Плющенко со скрипкой, и это Европу потрясло. Оно и неудивительно. Но еще победа Билана означала, что исчезнет(по крайней мере, на какое-то время) сформировавшаяся в нулевые годы и крайне неприятная традиция. Исчезнет всеобщий(и ничем не оправданный) политический интерес к песенному конкурсу, который по отработанному шаблону навязывали государственные СМИ, в первую очередь, разумеется, телевидение. Сначала мы сами себе несколько месяцев рассказываем, что уж в этот-то раз Россию на «Евровидении» представляет исполнитель, который на голову выше любых конкурентов, и теперь европейцы просто не смогут нас не оценить. Затем судорожно считаем голоса. И затем, минимум на неделю, погружаемся в обязательный спор о том, за что все-таки Европа нас не любит, превращая второразрядный песенный конкурс в главное событие международной жизни, бередя свои раны и наращивая комплекс неполноценности.

Были ведь времена, когда комплекс неполноценности вкупе с манией преследования не являлись основой национальной идеологии и даже раздражали.

Европа нас оценила, Россия получила возможность провести« Евровидение» у себя и провела, грохнув на это дело от нефтяных щедрот немыслимую для конкурентов гору долларов, и успокоилась. Конкурс песен сделался конкурсом песен, и по его итогам страна в истерику не впадала, спокойно относясь к чужим победам и собственным поражениям. И вот теперь — политика вернулась. На Первом канале задолго до начала конкурса — целое ток-шоу о «Евровидении», и вместо поп-звезд пену и гнев по поводу предполагаемых происков врагов снова изрыгают заслуженные политологи.

Дима Билан на «Евровидении-2008». Фото SCANPIX SWEDEN/Scanpix

Конечно, страна изменилась за истекшие годы, в двух словах все изменения и не опишешь. Но история с «Евровидением» как раз помогает механизм этих важных изменений рассмотреть. Да, до победы Билана шоу с песнями и плясками насильственно задавался политический контекст. Но какие чистые, по-своему даже наивные, желания за ним прятались! Стремление доказать Европе, что наша попса, как минимум, не хуже заграничной вынуждало искать беспроигрышные варианты. В самом широком диапазоне — от Аллы Пугачевой(вот уж по-настоящему традиционная ценность) и до группы t.A.T.u(во-первых, на самом деле популярной вне России в начале нулевых, и во-вторых, если уж даже девушки, изображающие на сцене лесбийскую страсть, не понравятся порочной Европе, то что этой Европе в таком случае вообще может понравиться?) За политическим требованием признания не было попытки сделать политический ход. Менялись продюсеры, системы отбора, телеканалы, продвигавшие очередную звезду, но речь шла именно о музыке. О том, что казалось людям, отвечающим за выбор участника, качественным музыкальным продуктом, способным вожделенную победу обеспечить. В 2008 году получилось.

И вот теперь — время поговорить о переменах, неплавно перенесшись в год 2017. В 2017-м Россию на «Евровидении» будет представлять не раскрученная поп-звезда, а девушка, которая с детства может передвигаться только на инвалидной коляске.

Оставим специалистам спор о вокальных данных Юлии Самойловой. И уж, конечно, нелепо раскапывать ее записи о текущей политической ситуации в социальных сетях. Да, она с орфографическими ошибками(мы-то, разумеется, никогда не делаем ошибок, как тут не преисполниться в очередной раз теплым чувством превосходства) воспроизводит основные тезисы официальной российской пропаганды. Но, кажется, ее отправляют не на конгресс политических аналитиков и не на слет оппозиционных активистов. В конце концов, кому, как не человеку, эти тезисы усвоившему и способному простым языком пересказать, и представлять сегодня Россию? Россия сегодня такая.

Но невозможно не заметить в решении послать именно Юлию Самойлову на конкурс в Киев политический расчет — довольно грубый, но от этого только более действенный. Ход беспроигрышный —

Тут уже все — в плюс тем мудрецам, которые принимали решение. И участие Самойловой в концертах в Крыму(вещь, с точки зрения официальной Украины недопустимая, автоматически делающая артистку невъездной), и наивные рассуждения о врагах, которые« раскалывают братские народы», и о флоте США, который« уже идет к берегам Украины».

И его замечают — этот политический расчет. Украинцы принимают пас, включаются в игру, официальная Россия, Российская Федерация обиженных(ведь обиды давно уже — главный наш национальный вид спорта, и равных нам в этой игре нет) встает в позу и начинает привычно проклинать киевскую хунту… На заднем плане пляшут злые клоуны. Это выглядит примерно так: «Милонов вызвался прикрывать Самойлову на „Евровидении“ с помощью казаков».

Мы ведь собирались поговорить о переменах в стране, которые история с конкурсом делает наглядными. Так вот, необъяснимая жажда победы на «Евровидении» из прежних времен — это буквально запрос на любовь. Россия по обе стороны телеэкрана хотела, чтобы Европа ее полюбила. И обижалась, не встречая любви. И ликовала, встретив. Сегодня мы имеем дело с запросом на ненависть, который формулируется заранее и прямо.

А заодно можем в очередной раз наблюдать, как любое событие встраивается в нехитрую пропагандистскую картину мира: источающая сияние добра Россия и беснующиеся враги вокруг. Для которых нет ничего святого, которые готовы наброситься на беззащитную девушку в инвалидной коляске. Можем наблюдать, как любое, даже потенциально благое дело, превращается в нечто постыдное. То, что на «Евровидение» от России едет человек с ограниченными возможностями, могло бы стать важным знаком: для этих людей, чья жизнь много тяжелее, чем жизнь тех, кому просто чуть больше повезло, что-то меняется в лучшую сторону. Здесь, в России, стране не такой уж доброй ко всем своим жителям, и к жителям с ограниченными возможностями — особенно. Но нет, место и время выбраны так, что человек, который, наверное, этот конкурс воспринимает как главный шанс в жизни, оказывается малозначительной фигурой в политической игре, цель которой — спровоцировать ненависть, выставить Украину(да и всю Европу) средоточием зла, и за счет чужой ненависти оправдать ненависть собственную.

А еще, увы, при всех возможных оговорках, не забывая о «возвращении в родную гавань», художествах Стрелкова и свершениях Моторолы, нельзя не заметить напоследок: грубый политический расчет не оказался бы таким неотразимым, если бы его изобретатели не были уверены, что в Киеве обязательно найдутся люди(самые разные — от политических активистов и до госчиновников), которые будут делать ровно то, чего Россия от них во всей этой истории ждет. Запрос на ненависть будет удовлетворен.

С конца февраля в российском обществе ведутся споры о людях с инвалидностью и о том, этично ли посылать их соревноваться. Александр Баунов в колонке для Московского центра Карнеги приходит к выводу, что отправка Юлии Самойловой на «Евровидение» - следствие построения в России новой этики, основанной на добровольной щедрости большинства к меньшинствам и активно используемой в пропагандистских целях.

Не успел утихнуть спор о том, можно ли участвовать человеку без ноги в одном конкурсе со здоровыми, как государство вступает в дискуссию и шлет певицу в инвалидной коляске на европейский конкурс в Киев. То есть пытается разговаривать с Европой на ее языке, одновременно убеждая себя и других, что это и наш язык.

Если это и запрещенный прием, то для выступления на Украине лучше не придумать. Инвалидность в иерархии современной Европы стоит выше национальности. Любой российский исполнитель в Киеве - женщина, ребенок, старик, мужчина любой ориентации - будет встречен негодующим гулом трибун. Но борьба с инвалидом в Европе невозможна, негодующий гул в адрес инвалида в европейском словаре эмоций давно помечен как «устар.». Так что либо его не будет (что вряд ли, украинская аудитория уже правильно себя настроила), либо европейцы, услышав гул, должны будут убедиться, что идущая в Европу Украина в меньшей степени владеет европейским языком, чем объявленная врагом Россия. Не пустить в страну - немногим лучше, все равно будет повод риторически спросить, кто тут смешивает культуру и политику, труд и отдых, деготь и мед.

Навык эффектно предъявлять собственное следование западным ценностям прочно входит в набор приемов российской публичной дипломатии. Дуэт «Тату», несмотря на последующие искупительные замужества навсегда оставшийся в истории музыки ЛГБТ-коллективом, открывал Олимпиаду в 2014 году уже после того, как был принят закон о запрете гей-пропаганды. Из того же примерно ряда назначение Марии Захаровой спикером МИДа (не хуже Саки с Нуланд) и ее неформальный стиль, «Бурановские бабушки», концерт в Пальмире (классическая музыка в античном театре - храним и спасаем наследие Запада лучше самого Запада) и много чего еще.

Выбор певицы с ограниченными возможностями - попытка не просто разговаривать с Западом на языке его хлопот, но и выступить на этом языке громче, радикальнее, перекрикивая более тихие и последовательные высказывания. «Евровидение» известно как одно из любимых культурных мероприятий европейского ЛГБТ-сообщества, и там уже выставляли представителей нетитульных рас, афроскандинавы поднимались на сцену, как и вообще люди, возрастом, полом и особенностями развития отличающиеся от глянцевого эстрадного идеала.

Раз «Евровидение» - это фестиваль толерантности, можно пойти по этому пути дальше европейцев и мнимым, с точки зрения России, обездоленным противопоставить истинных. Женщина в инвалидной коляске, которая едет соревноваться на конкурс со здоровыми гетеро- и гомосексуальными певцами любого цвета, - это еще и противопоставление нашего настоящего человеческого подвига их попытке превратить сексуальную ориентацию или мигрантское происхождение в предмет гордости, сочувствия и поддержки. Нашли чем гордиться и кому сочувствовать: вот кому надо.

Сами мы не местные

С российской общественной моралью происходит примерно то же самое, что с российскими городами и привычками их жителей. Под разговоры о том, что западный образ жизни совершенно чужд русскому человеку, русские города становятся более европейскими, чем когда-либо после революции 1917 года. Европейцы и американцы, контрапунктом наезжающие в Россию и скептически настроенные к режиму, говорят об этом с некоторым изумлением. Сейчас они ждали этого меньше всего.

Вышли из моды бессчетные суши, «Флоренции» и «Манхэттены», их заменяют «Воронеж» или «Краснодар», но внутри их гораздо более узнаваемая глобальная среда, европейское отношение к еде, идея местного продукта: не только у человека, но и у котлеты должна быть малая родина. Изгнание машин с тротуаров и чистый вокзальный туалет делают страну более европейской, чем тысячи деклараций о намерениях (разумеется, остального этим не заменишь). Под разговоры о новой холодной войне происходит настоящее вторжение Запада в Россию. В том, что пытаются делать с российскими улицами, вывесками, поездами, парковками, аэропортами и банками, нет ничего, что не являлось бы переносом достижений западной повседневности на российскую почву. И перенос принимается.

Певица в коляске на конкурсе - совершенно из той же серии. Как всякое копирование, опережающее запросы и выходящее за повседневные нужды обывателя, оно кажется излишеством. Ненужными казались велодорожки, кар-шеринг, аэроэкспресс первый год ходил пустым, опытные водители презирали навигаторы, не всякий еще закачал транспортную карту в телефон и зачем-то лезет за ней в кошелек. Постановка вопроса о меньшинствах всегда кажется несколько искусственной и преждевременной (вон сколько у нас здоровых бедных), а общество для нее - несозревшим. Но искусственно поставленный вопрос вызывает естественный отклик. Вопрос может казаться надуманным, но ответ всегда так или иначе настоящий.

Разрушение табу

Оппозиционные политики сетуют, что наших людей мало волнует материальная жизнь начальства. Этому есть простое объяснение. Нынешние поколения русских людей помнят, как здесь боролись с привилегиями партноменклатуры: у них дачи, спецмагазины, мальчики-мажоры на черных «Волгах» едут в МГИМО. Однако, успешно лишив мальчиков «Волг», многие одновременно лишили себя вкладов, пенсий, стипендий и рабочих мест. И поскольку фраза «есть что терять» гораздо больше соответствует положению современного россиянина, чем гражданина позднего СССР, этим, а не надеждой взобраться наверх и наворовать самим объясняется брезгливо спокойное отношение к руководящим поместьям.

Зато растет широкий ассортимент обильных прихотей, которых прежде тут не знали. Официанты отказались обслужить девочку с аутизмом: распугает клиентов. Владелец заведения получает заслуженный общественный приговор: не сметь отказывать людям с особенностями, и мало кто теперь рискует. Близость учителя и ученика теперь может быть только интеллектуальной, даже в самых элитарных, не хуже Платоновой академии, школах, а ведь еще недавно этим можно было почти открыто прихвастнуть.

Поиск пропавших, помощь хосписам, волонтерство в детдомах, защита зданий и деревьев - формы престижного досуга. Одеть нагого, утешить больного и посетить узника - модные занятия. Не только бывшему городскому советнику из старых авторитетов теперь спокойно не заехать на «мерседесе» на пешеходный Арбат, но и заслуженному деятелю культуры не проехаться по тротуару с народным артистом на пассажирском сиденье. В мире CCТV - сети камер непрерывного наблюдения - повышается чувствительность. По вопросам, которые раньше были личной драмой или стыдной тайной, теперь возникает общественное мнение.

Ясно же, что, если оделась волнительно и пошла пить с парнями, так сама и виновата, а оказывается, неясно. Были уверены, что со своим полом - позор хуже некуда и все так считают, а оказывается, не все. ВИЧ-инфицированные, выясняется, тоже не только сами виноваты, не все они геи и наркоманы. Парламент разрешил поколачивать детей в воспитательных целях, но как только бизнесмен на джипе пытается заняться воспитанием на улице, лично глава СК Бастрыкин требует довести дело до уголовного наказания.

Открытие конверта с этическим вопросом даже с целью получить отрицательный ответ в ситуации рациональной, экономной в средствах тирании автоматически становится началом переговоров по прежде закрытому вопросу. Ограничение прав в архаическом обществе иногда оборачивается также ограничением бесправия. Мы-то думали, что этих можно убивать, если плохо спрятались, а оказывается, им только нельзя агитировать среди несовершеннолетних.

Из-за этого получается, что, несмотря на отдельные дикие эксцессы, разговор ведется на более корректном языке, чем в свободное перестроечное время или в девяностые. А крайности чаще, чем ждешь, дезавуируются или наказываются, как совсем недавно попытки депутатов Толстого и Милонова заняться поиском во всём виноватых. Фильм «Брат-2» сейчас не получил бы финансирования (жаль, потому что он более настоящее кино, чем «Викинг»), но Министерство культуры, которое любит, когда про Крым и патриотизм, и даже частные лица просто не дали бы денег на всех этих «чурок» и «хохлов». Как и на современном Западе, даже неприязнь начала отливаться в выверенные, осторожные формулировки, соблюдает некоторые лингвистические табу.

Государство ограниченных возможностей

Дискуссия об инвалиде на конкурсе полезна среди прочего и для того, чтобы понять самочувствие современной России в мире. Она ведь примерно так себя и чувствует - на липовой ноге, на березовой клюке. Потеря конечностей, которые продолжают болеть, сочетается с желанием выступать так, как если бы ампутации и боли не существовало. Пусть никто не подает виду, что заметил наши физические изъяны, и вслух ничего не говорит, но при этом про них помнит и, когда будет судить, учитывает.

С одной стороны, мы хотим позитивной дискриминации, с другой - чтобы никакого снисхождения, взгляда сверху вниз, никакого разговора о стране с ограниченными возможностями. Выиграть так, чтобы поддались как увечному, но чтобы об этом никто не знал. Чтобы всякая попытка говорить о России со скидкой на возраст и болезнь пресекалась, но и инвалидность учитывалась. Но, как и в случае «Евровидения», принадлежность перевешивает следы страдания, и коляска выкатывается под негодующий вой трибун.

Между тем положение страны-меньшинства, борющейся за равноправие, удобный повод опрокинуть ситуацию в себя и без внешних указаний построить равенство внутри, позитивную этику, основанную на добровольной щедрости большинства к меньшинствам, которая и была бы самым действенным аргументом в борьбе за равноправие снаружи.

На превью: фейсбук Юлии Самойловой

По правилам "Евровидения" каждая страна - член Европейского вещательного союза выставляет одного исполнителя, исполняющего песню продолжительностью не более трёх минут. Во время выступления на сцене должно выступать не более шести артистов одновременно, а потом самая популярная песня определяется путём голосования телезрителей и жюри, где участвуют все страны, выступавшие в финале и полуфинале.

"Продюсер Иосиф Пригожин назвал выступление Самойловой по итогам второго полуфинала в Лиссабоне не самым удачным, -сообщает сайт радиостанции "Эхо Москвы" : "Я бы удивился, если бы мы попали в финал. Такое ощущение, что у Юли не работали ушные мониторы".

Пригожин добавил, что Самойлова молодец, она проявила силу духа. Певица, которая передвигается в инвалидной коляске, поблагодарила болельщиков за поддержку. "Она сделала всё от неё зависящее", - сказал главный продюсер музыкальных и развлекательных программ Первого канала Юрий Аксюта.

Аксюта заметил, что занимается "Евровидением" с 2000 года, но впервые за это время Россия не попала в финал, и потому это и его личный провал: ведь он выбирал авторов песни, костюма и режиссера номера. Но с другой стороны, не стоит забывать и что "Евровидение - это большая рулетка, кому повезёт и кто эту рулетку крутит - мы не знаем".

"Это было самое худшее выступление второго полуфинала, - отметил музыкальный критик Сергей Соседов в беседе с nsn.fm . - Хуже, чем Юля Самойлова, не выступил никто. Мало того, что у нее песня не самая удачная, мягко говоря. Песня совсем неудачная. Она еще ее спела плохо. Голос дрожал. В одном месте она вообще забыла, где надо вступать", - заявил Соседов и добавил, что певица, "видно, волновалась".

Блогеры в отличие от продюсеров склонны видеть в произошедшем "политику":

"Интернет сокрушается: "как можно было отправить Самойлову на Евровидение - она же абсолютно не умеет петь?, - отмечает телеграм-канал Медиатехнолог . - Куда смотрели российские продюсеры, она же своим выступлением опозорила всю страну?".

Ребята, "Евровидение" - это не про песни, как вам могло показаться, как и Олимпиада - это не про спорт, а нобелевские премии - не про достижения в науке. Это всё политика.

В прошлом году, как вы помните, Украина не впустила Самойлову на "Евровидение". На это и был расчет. Только представьте, как глупо для всей Европы выглядело украинское правительство, по политическим причинам не пустившее на конкурс певицу-инвалида из России. На ЕВ-2017 Россия добилась своего. Наверху похлопали в ладоши, поржали с того как легко было затроллить украинцев, открыли шампанское и забыли про конкурс до мая этого года. Тогда же, для того, чтобы скрыть истинные причины поездки Самойловой, на всю страну было обещано, что она поедет выступать на ЕВ-2018. Но после того, как в 2017 году конкурс выиграл португальский певец с пороком сердца, кстати не доживший до ЕВ-2018, продюсеры поняли, что скорее всего в финал Самойловой уже не попасть (потому что такая карта уже была разыграна), поэтому и вокал ей за этот год никто не подтянул, да и на хорошую песню от европейских авторов продюсеры тратиться не стали. Поэтому результат этого года и все произошедшее более чем понятны".

"То, что случилось на "Евровидении", это, конечно, провал, - отмечает Михаил Брацило . - Но изначально и не ставилась цель - победить. Расчёт был где-то на 7-место скорее всего. Но то, что случилось, это не входило в планы 1-го канала. Вылететь за борт финала, это сильно. Что же стало причиной этого?

Во-первых не надо было примешивать политику к конкурсу, бросая в топку политических интересов инвалида. Да, у Украины с Джамалой это получилось, но там и песня была мощнее. Если в прошлом году поездка Самойловой на "Евровидение" была специально сделана как стёб над Украиной, то в этом году было ясно, что это просто алаверды за прошлогоднее неучастие Юлии и попытка надавить на жалость зрителей конкурса. К профессионализму это не имеет никакого отношения, а давление на жалость не прошло.

С голосом у Юлии проблемы так и остались. Более того, они усугубились, наверно от волнения. Откровенная лажа по всей песне, непопадание в ноты и на закуску слова забыла. Бэки вытаскивали песню и так получилось, что это Самойлова была бэком у бэков, уж простите за тафтологию. Может быть лучше Аню Коробкову из "Голоса-5" послать было надо на конкурс, которая была одним из бэк-вокалистов?

Отбор песни не самый лучший. Что-то из 90-х с осовременнеными вкраплениями. Это как если бы на "Жигули" навесили всякие новомодные штуки, но от этого они "Жигулями" не перестали бы быть.

По горе, которую все критикуют. В номере она вполне себе заиграла красками, но, к сожалению, находясь на её вершине, Юлия не превратилась в хозяйку Медной горы, которая блистала бы самоцветами, а скорее напоминала Снежную королеву на ледяном троне. И даже взрывные огненные краски по всему залу во второй части песни не только не растопили лёд зрителей, а где-то даже усугубились, так как хрустальная гора превратилась в земляную. Но в отличии от "Золушки", здесь этот фокус не прокатил. Почему в качестве оформления горы был выбран лёд, я решительно не понимаю, также как и то, почему номер с горой не был доделан до конца.

Танец получился на славу. Бегущий по краю сцены, а потом бьющийся в огне танцор это было круто. Но за танец можно было быть спокойным, потому что танцорами были участники балета Аллы Духовой "Тодес" 17- летний Ильдар Гайнутдинов и 15-летняя Настя Джуркина. По итогам мы имеем блестящие бэки, прекрасных танцоров и никакую Самойлову, которую просто использовали. Она милый хороший человек и, видимо, не совсем поняла, что её сунули в пекло политики. Надеюсь, что Юлия не сломается, сделает выводы из произошедшего, подтянет вокал и будет дальше петь".

А вышел позор. Русскую не пустили в финал, а значит и на экраны европейских обывателей. А Первый канал будет вести трансляцию, где нашей участницы нет. Организаторы Евровидения заработают на России. Точно так же произошло и с Олимпиадой в Корее. Все заработали, а Россия унизилась".

"Самойлова не прошла в финал "Евровидения", ну, и ладно, - пишет uborshizzza . - Но некоторый стон стоит: мол, впервые не прошли.

Это да. Полуфиналы впервые ввели в 2004 году, но там была сложная система, которая менялась. Так в финал автоматически проходили представители тех стран, что на предыдущем конкурсе заняли с 1-го по 12-е место. Причем, правила менялись. Но если вспомнить, кто у нас получал плохие места до введения полуфиналов, то это был еще молодой Киркоров (17 место) и еще не старая Пугачева (15 место). Так что и самые-самые наши звезды успеха на "Евровидении" не имели.

Устроители конкурса с нашей стороны не могли не послать выступать Самойлову, потому что они обещали это сделать в прошлом году, когда ее не пустили на конкурс в Киеве по политическим мотивам. Согласитесь, что если бы ее не отправили на конкурс, это было бы подло. Другой вопрос, зачем ее посылали выступать на тот конкурс в Киеве. Ну, это было то, что называется "проверка на вшивость". Хватит у вас совести не пустить девушку-инвалида, такую трогательную, у которой есть заветная мечта выступить на конкурсе?

Хватило у них совести. Наверное, кто-то из наших хитроумных идеологов, придумавших этот ход, хотел показать всему миру звериную, так сказать, сущность, украинской власти. Ведь мы столь наслышаны о невероятной гуманности жителей стран Запада. Дежурный сюжет их СМИ: какой-нибудь смертельно больной ребенок мечтает лично узреть своего кумира – знаменитого спортсмена, певца, актера – хочет сыграть с ними в мячик, спеть песенку. И вот знаменитость к нему приходит, что-то дарит, беседует с ним, или же его вывозят на финальный матч, или же его целует самая красивая актриса… Аналогично и с бедными больными девочками. И все рыдают, бедные. Плачут от умиления и жалости к ребенку, который так недолго прожил, от умиления мультимиллионером - актером или спортсменом: нашел минутку, чтобы подарить радость несчастному. А зрители-читатели как хороши: могут испытывать такие тонкие чувства. От всего этого умиление прямо зашкаливает. Так чем не повод был дать европейцам почувствовать себя благодетелями, проявить свои лучшие качества?

Юлия Самойлова с 13 лет имеет диагноз "спинальная мышечная атрофия". Это – генетическое заболевание, лечения от него лет. Частота встречаемости данной патологии составляет около 1 случая на 6-10 тысяч новорожденных. Большинство умирает в первые 2 года. Самый благоприятный случай – это когда симптомы проявляются в подростковом возрасте. Но, конечно, благоприятность эта весьма относительна. Больные не могут ходить, передвигаются на коляске. Симптомы медленно нарастают, потом боль ные не смогут самостоятельно даже глотать. А Юлия Самойлова поет! И совсем неплохо.

Она начала петь еще до начала проявления заболевания и не бросила этого занятия до сих пор. В четырнадцать лет Юля стала лауреатом музыкального фестиваля "На крыльях мечты". Потом стала финалистом третьего сезона проекта Аллы Пугачёвой "Фактор А", на котором заняла второе место. Пугачёва лично отметила её премией "Золотая звезда Аллы". В 2014 году на церемонии открытия зимних Паралимпийских игр в Сочи исполнила песню "Вместе". А в 2017-ом году Эрнст решил послать ее на "Евровидение" в Киев.

Представьте, как для нее это было важно. С каждым годов ей все тяжелее петь. Болезнь прогрессирует, но после операции позвоночный столб артистки вытянули на 11 сантиметров, и ей пришлось буквально заново учиться петь. Дышать. Работать с диафрагмой и искать опору (ощущение вдоха на выдохе и во время самого пения). Продолжать учить английский с нуля.

Спела она не слишком хорошо: и голос у нее не очень сильный, и от волнения в ноты не попала, и слова в одном месте забыла… Но она пела о себе, пела о преодолении, а не о не пойми о чем, как большинство участников. Что, жалко было ее пропустить в финал? Мне бы на их месте было стыдно. А им не стыдно. Юля так расстроилась, так плакала. Дай бог ей все это пережить".

"Как бы там ни было: Юлия Самойлова - большая умничка и молодец! - пишет obninskchess-ru . - И на этом точка. Я хочу поговорить о другом.Вот Нобелевская премия мира, дискредитировавшая себя на триста процентов. А мы всё продолжаем туда кого-то посылать, а нас там посылают в ответ. Или разбираемый конкурс Фуфловидения. Нет, кончено до Кончиты, там ещё можно было на что-то рассчитывать, но после - уже нет. Помните, как Павел Воля нас пугал: "И вот "это", тоже поедет на конкурс!" Ха! Так тогда он ещё не знал, что не просто поедет, а ещё и победит.

Я сейчас не хочу разбирать, каким образом "оно" добилось победы, но ясно одно, после этого, нам, там уже нечего было делать. И, тем не менее, мы продолжили. Дальше, нас опустили песенкой политического характера, хотя политика на Фуфловидении запрещена. Ок, мы как в лучшие времена, грудью Сергея Лазарева на амбразуру, а тут бац и подтасовка голосов! Получите и распишитесь! А чего вы ждали от Фуфловидения? Здесь кроме Фуфла, льющегося тоннами, ничего ведь уже нет!Это и подтвердил следующий конкурс в стране "победителя", куда нас просто не допустили. Вы, всё ещё сомневаетесь, что на Фуфловидении, помимо бородатых дам и голых задов, может быть что-то чистое и светлое? Тогда мы идём к вам!

И вот сейчас апофеоз... хотя нет, и это ещё не всё! Дождитесь конца, обещаю ещё несколько смачных скандалов. Ведь теперь у них пропал объект атаки, и грызться придётся уже между собой. Заварушка будет отменной! Ну, хорошо, когда нас полоскали на Олимпиаде, мы пока решили оставаться в олимпийском движении, так как организовывать своё, сейчас слишком хлопотно. А вот песенный конкурс, да на раз! Талантов у нас выше крыши и есть славные советские традиции, помните "Песню года"? Кстати, она сохранилась даже на Украине, а у нас стухла. Что там было лучшего? Почему конкурс имел такой бешеный успех? Правильно, песни советских композиторов! Ведь какая прекрасная музыка? На века!

Освежить формат. Сделать международным. Назвать "Конкурс советской песни" и позвать всех азиатов. У них сейчас как раз бум на советские мультики, фильмы и песни. Позвать всех и не только Китай. Корейцев, причём обоих, да и японцев тоже. Вообще со всего мира! Главное условие: исполнение песен советских композиторов на русском языке. А там, пусть хоть пингвины приезжают. И всё!"

"Каждый день жизни Юлии Самойловой - сам по себе Поступок, - пишет телеграм-канал 338 . - и любое место в любом конкурсе песни и пляски мало что могло бы добавить к этому. Что не отменяет того прискорбного факта, что на попсовом конкурсе нужно соответствовать ожиданиям той публики, какая там есть.Не нравится формат - не участвуй, точно ничего не потеряешь. Если же идёшь играть по этим правилам, а сам - другой, то победишь очень вряд ли. Надеемся на то, что доморощенные мастера слова сегодня воздержатся от пафосных заявлений о том, что Юлию де "засудили", или что нам нужно собственное Евразиавидение (вариант - Пара-Евровидение), на котором уж мы точно всем покажем.

Забудьте и забейте. Уж если о чем жалеть сегодня культуре России - так точно не о низком месте нашего артиста на этом гей-капустнике. А если вы действительно так остро переживаете за Юлию - попробуйте лучше придумать, что ей делать дальше после пятнадцати минут славы прошлого года и пяти минут фиаско года этого. Если, конечно, этой сильной девушке нужна ваша помощь".

13/03/2017

Похоже, что «Евровидение-2017» в Киеве станет самым скандальным в истории отечественного шоу-бизнеса. Мало того, что пройдет конкурс в отнюдь недружественной теперь нам стране, а открывать его будет песня про репрессии сталинского режима. Так еще и от России поедет певица-инвалид Юлия Самойлова. Решение «Первого канала» вызвало массу споров среди зрителей.


В едущий Алексей Остудин пишет о непростом выборе: поддержать или нет Самойлову на «Евровидении»: «Столько вопросов и сомнений. Я не понимаю, почему нельзя было устроить нормальный национальный отбор? Почему всё решалось в тиши закрытых кабинетов Музыкальной дирекции Первого канала? Причём в обстановке такой секретности, что ни одной серьёзной утечки не было даже на уровне звукорежиссёров, готовящих песню. Почему нельзя было сделать яркое шоу из отбора? Был бы ещё один конкурс талантов. Почему бы и нет? Вместо этого вчера мы стали свидетелями очень странного решения, от которого веет циничным расчётом. нас просто поставили перед фактом. А кто станет критиковать,окажется на месте Познера с Литвиновой. И, если честно, лично у меня много сомнений в том, стоит ли вообще ехать в Киев. С одной стороны, я всегда выступал за то, чтобы музыка объединяла. Но за последние два года Украина под надуманными предлогами отказывала во въезде почти всем нашим артистам, запрещает наши фильмы и сериалы, откровенно издевается и унижает собственных артистов, которые выступают у нас. Не факт ещё, что пустит к себе и Юлию Самойлову, ведь она выступала в Крыму. То есть обстановка категорически не праздничная. Может и не стоило участвовать в Евровидении в этом году, ведь со всех сторон это решение спорное».

Олег Козырев знает, как Украина должна ответить России: «Самый разгромный ответ, который может нанести Украина России за выдвижение неожиданного кандидата на "Евровидение" - путь от аэропорта до сцены конкурса без единого барьера, без пандусов на 60 градусов, без орущих теток-стюардесс, без опасных дверей. В общем - европейскую доступную среду.

Евгения Белоусова вспоминает недавний скандал на «Минуте Славы»: «Что-то не видела мнения про то, что старый дурак предъявил "запрещенный прием" одноногому танцору в то время, как организаторы конкурса зачем-то же допустили его до участия. Но это еще не вершина тройных стандартов.

Вершина - это когда девушка "в коляске" едет на евровидение и будет там петь.

Голос не раскрывается в полной мере, если человек сидит, ворчат скептики. Но дело не в этом. Это как раз тот случай, когда все "приемы" хороши. Одна и та же "кухня" производит разные бульоны. Люди - ничто, шоу - все.

(Очумички в эфире)».

К самой певице Юлии Самойловой нет никаких вопросов - она нормально поёт, она обаятельна, а песня и вовсе одна из самых удачных, которые Россия когда-либо выбирала для «Евровидения». Но это решение очень технологично. А любая медийная технология хороша только тогда, когда она незаметна.

В этом же случае всё вопиёт. Вот прямо с самого Владимира Познера всё вопиёт. С его выступлением на тему «инвалид не может требовать к себе особого отношения» во время шоу «Минута славы». И с ответной реакции общества в защиту инвалидов как таковых. Рискни теперь возрази что-нибудь против выбора Первого канала. Невозможно возразить. Общество встало за инвалидов горой.

И попробуйте теперь представить себе, как это общество будет стоять за милую девушку в кресле. Да общество готово будет порвать за неё. И поэтому любое место, кроме первого, будет воспринято обществом как провокация Запада, заговор темных сил и очередной плевок в гордое лицо России, дело которой, как водится, правое.

В сложном положении оказываются и темные силы Запада в лице украинской аудитории. Девушка в инвалидном кресле - ну как такую освистаешь? А освистать Россию так хочется. Ах эти русские, они опять всех переиграли. Ведь если мы дадим ей любое место, кроме первого, это будет выглядеть так, как будто мы готовы на гадость даже в адрес инвалида, если он олицетворяет собой ненавистную нам Россию.

Ну то есть как ни посмотри на сложившуюся ситуацию - она выглядит сугубо технологичной. Причем вне зависимости от ее природы. Даже если предположить, что Константин Эрнст и Юрий Аксюта не брали в расчет своего выбора фактор инвалидности. Мне трудно предположить, что не брали, потому что я знаю этих людей и вместе с ними тоже принимал участие в выборе участника на один из конкурсов «Евровидение». Но вдруг у вас получится это предположить. И, предположив это, снова посмотрите на ситуацию. Видите? Она всё равно остается совершенно технологичной. Потому что глядя на Юлию Самойлову вы все время думаете не о том, что она поет хорошую песню, а том, что она сидит в кресле с колесами.

Это действительно мощный ход, и я бы поддержал его, если бы речь шла о любом другом конкурсе. Он прошлом. О будущем. Но не о нынешнем. Именно потому, что всё выглядит так, как будто сделано специально. Выглядит так, как будто Первый канал (а в его лице и Россия) использует фактор инвалидности своего участника как аргумент в споре с политическим оппонентом. А так делать, конечно, нельзя.

Интересно, конечно, было бы попробовать понять - почему Константину Львовичу, без обиняков великому телевизионщику, вдруг начал изменять вкус? Казалось бы, только недавно мы видели его вершину - грандиозное открытие Олимпийских игр в Сочи. Как вдруг мы видим подряд многосерийное обсуждение происшествия с Дианой Шурыгиной и возрождение ушедшего в зените славы проекта «Прожекторпэрисхилтон», который теперь выглядит как похмельное воспоминание. И теперь еще вот эта история с парализованной певицей, едущей на «Евровидение». Таких совпадений не бывает, мы видим систему. Не хочется об этом думать, но очевидной причиной такого поведения руководства канала кажется только одна - телеканал «Россия 1» по итогам минувшего года обошел Первый канал по доле аудитории. Обошел на десятые доли процента, но ведь тут важны не цифры, а место. Первый канал больше не первый. И хотя Первый канал утверждает, что не признает эти цифры и не доверяет Mediascope (бывшей TNS Russia) вообще, по их действиям мы видим, что такое положение вещей для них неприятно. Ведь не важно, что признаешь или не признаешь лично ты. Важно, что признают те, от кого ты зависишь. И одно дело, когда ты можешь говорить тем, от кого ты зависишь: да вы посмотрите на цифры, мы первые. И это только благодаря мне. И совсем другое дело, когда ты так не можешь сказать. И те, от кого ты зависишь, сразу же думают: ну и зачем он нам такой великий, авторитетный и дорогой? Любой другой сделал бы так же. Дешевле и без фиги в кармане, вроде того намека на один там популярный в интернете видеофильм в первом выпуске возобновленного «Прожектора».

Вердинга - Гофмана . Она споет песню «Flame Is Burning» («Горит пламя»).

Со стороны это выглядит так. В Киев наконец-то входит «Армата Т-14», заезжает на сцену «Евровидения» и начинает палить. Горит пламя. А вместе с ним - «европейские ценности», однополая любовь, трансгендеры, трансвеститы, транссексуалы и другая профильная аудитория шоу.

То есть слишком лобовой ход. Так кажется многим (опрос на радио «КП » выявил 64% несогласных с кандидатурой Юли). Слишком пошло, слишком конъюнктурно, слишком спекулятивно. Нельзя на колясочниках въезжать на «Евровидение».

Другими словами, запрещенный прием.

Ничего не напоминает?

Не эти ли 64%, а то и больше, осудили Владимира Познера, что предложил инвалиду Евгению Смирнову не приходить в шоу «Минута славы»?

Что-то не сходится. Давайте определимся - чур, каждый сам за себя! - можно или нельзя. Познер прав или нет.

Россию на Евровидении-2017 представит Юлия Самойлова. Новости. Первый канал. Ничто ни возраст, ни физические ограничения не могут помешать, если люди хотят чего-то добиться, сделать что-то важное для себя, для семьи, для всех. Как это сделала одна замечательная девушка.

И потом: а кого вы бы хотели видеть? У нас в стране много артистов. Хорошо. Загибаем пальцы. Речь, конечно, о музыкальном поп-мейнстриме. Сергей Лазарев и Дима Билан у многих вызывают спазмы. Филипп Киркоров ? Достаточно одного раза... Нюша, Лена Темникова , Александр Панайотов? А чем они, пардон, лучше Юлии Самойловой . Шнур, ДДТ, «Смысловые галлюцинации»? Провала «неформатного» Петра Налича хватило.

На «Евровидение» отправляют не символ страны. Иначе мы бы видели в рядах артистов Великобритании Адель, Сару Брайтман , Элтона Джона или Фила Коллинза. Отправляют тех, кто сможет побороться. Нельзя же, при всем уважении, считать символами России Машу Кац , группу «Премьер-министр» или Анастасию Приходько .

Был вариант встать в позу, повернувшись к старушке Европе не передом. Знай наших! Кстати, такой сценарий на Первом канале обсуждался всерьез и довольно долго. Но решили не ярчить, и - впервые за много лет на «Евровидении» - не копировать тренды. А задавать их. От нашей страны инвалиды в конкурсе еще не участвовали. Это будет прецедент. Песня аполитичная, певица - тоже. Что плохого? Уж не более пошло, чем выступления Алексея Воробьева .

Конечно, может показаться, что все это искусно разыгранная Первым каналом шекспировская пьеса. В первом акте на сцену выводят инвалида в шоу «Минута славы». Ругают, обижают, намекают. Во втором - инвалид выходит сам и прощается. В третьем - Владимир Познер и Рената Литвинова приносят извинения. Как умеют. В финале - на «Евровидение» едет певица в инвалидном кресле.

Увы, это слишком банально. Там демиурги помощнее работают. Захотели бы разыграть, комар носа не подточил бы.

Подгадать конфликт на «Минуте славы» под выбор Юлии Самойловой было невозможно. Работа над песней началась полтора месяца назад - девушка узнала, что едет на «Евровидение» аж в конце января. Скандальные эфиры «Минуты славы» сняли в марте. Как поведет себя жюри никто не знал. И человека, который выпустил это в эфир, уволили. Что говорит о позиции Первого канала.

Песня Юли, репетиции, запись и монтаж клипа - это работа не на один месяц. Предвидеть будущее, чтобы удачно припаять вольности судей «Минуты славы» к поездке Самойловой, пока никто не научился.

Никакой драматургии в этом нет.

Не настолько глупые руководители канала, чтобы подставиться в очередной раз. Слишком много шума вокруг Первого в этом году. После освистанных новогодних огоньков, скандального сериала с Дианой Шурыгиной, казуса с воспитательницей Евгенией Чудновец , которую якобы не выпускали из студии ток-шоу «Мужское/женское» и «Минуты славы» - еще и под артобстрел диванных аналитиков выходить инвалида. Перебор, нет? Телеканал - коммерческое предприятие, живущее на заработках с рекламы. Значит, репутация стоит во главе угла. Шум далеко не всегда монетизация.

Не стоит искать глубины там, где ее нет. Это простая режиссура жизни. Сначала мы осуждаем Познера, выступившего против инвалида, а потом - бац! - оказываемся в его кресле. И как поведем себя - большой вопрос.

Конечно, Европа оказалась в цугцванге: придется доказывать толерантность на деле, наплевав на политические антипатии. Или вы прогрессивные ценности несете, засунув нелюбовь к России себе глубоко в Европу, или освистываете девушку в коляске. Пустят ли певицу, горячо поддерживающую Донбасс и выступавшую в Крыму , в Киев или нет - зависит не от нас. Пусть решают сами. Разве это наши проблемы?

Или где-то написано, что во время «Евровидения» инвалиды должны сидеть тихо и не отсвечивать.

Всю свою жизнь я ищу смысл, - споет в Киеве Юлия Самойлова. - Сейчас я поняла, что смысл в вере.

Давайте не лишать человека этого знания. Возможно, именно к этому выступлению она шла всю жизнь.

Юлия Самойлова представит Россию на конкурсе Евровидение-2017. Первый канал завершил внутренний конкурсный отбор исполнителей и композиций для участия в музыкальном конкурсе Евровидение-2017 и определился с выбором Россию в Киеве будет представлять Юлия Самойлова, чье исполнение песни о любви Flame Is Burning произвело наиболее сильное впечатление.

Честно говоря, в первую очередь я подумал о другом - как справится она? Кто не в курсе, у инвалидов есть общая проблема - перемещение в пространстве.

Однажды в центры Москвы накрыл меня ливень - я нырнул в переход. И там мне довелось поучаствовать в «веселом» аттракционе. На пересечении Воздвиженки и Моховой , где угловой подземный переход, повстречал группу колясочников. По речи понял - британцы. Человек, чтоб не соврать, пятнадцать на колясках. Дети в том числе. У каждого - серьезные нарушения, от ДЦП до БАС. А с ними десяток сопровождающих, из них шестеро мужчин. Коляски новейшие, автоматические, с рычажками и пультами - внизу каждой громоздкий моторище. Вес махины вместе с человеком - центнера полтора. В полозья на лестнице, конечно, не вписались. И вот шестеро мужиков начали затаскивать каждого вручную. А там, кто помнит, два лестничных пролета. После двух рейдов началась одышка - некоторые довольно взрослые дяди были. Для инвалидов это стресс - они скучковались и нервно кивали друг на друга, ничего не понимая. Почему одних подняли на улицу, а других нет? Я подхватил коляску, за мной еще двое кавказцев, потом присоединились еще трое пацанов. Чтобы не навредить хрупким детям, их переносили отдельно, положив на распластанные куртки. Как на войне или при пожаре. За двадцать минут управились. Пожали руки, перекинулись парой слов с англичанами за футбол.

Первое, что в тот момент крутилось в голове , это удивление собственной глупости: по каким порой смешным поводам все мы ноем. И откуда берут силы эти ребята, жизнь которых зависит не от них, а от случайных прохожих?

Почти у дороги я увидел, что от группы отбился маленький мальчик с синдромом Дауна. Он отъехал на коляске сам. И гипнотизировал Кутафью башню. Не знаю, понимал ли он, что это она перед ним. Но он завороженно смотрел и улыбался во весь рот, как тот парнишка из сериала «Молодой папа». В его улыбке отражалось вселенское счастье несчастного человека. Красота Кремля приносила ему необъяснимую радость - испуг прошел, муки на лестнице того стоили. Залитый светом после дождя, он просто хлопал глазами и сиял.

Говорят, Юлия Самойлова нормально переносит перелеты.

Но в Киеве, насколько я помню, ситуация с пандусами не лучше, чем у нас. Поэтому «Евровидение» станет мощным испытанием для Юли и, возможно, лучшим приключением в жизни. Надо только коляску вовремя подхватить. И не мешать девушке.

В отличие от нас, она сейчас едет на плановую реабилитацию. И только потом приступит к репетициям.

ОПРОС "КП"

Apester Discover. Как вам выбор представителя России на Евровидении?. Your turn!

ВОПРОС ДНЯ

Как вам такой выбор?

Юлия ЧИЧЕРИНА, певица:

Отличный выбор! Юля - боец и герой и знает, на что идет. Думаю, все контрмеры предусмотрены, если что - отобьем!

Если эксперты считают, что Юлия может постоять за нашу страну, я только рад. Мы всей семьей будем болеть за нее .

Эдита ПЬЕХА, народная артистка СССР:

Об этой артистке в первый раз слышу. Но, надеюсь, раз Алла Борисовна (Пугачева . - Ред.) обратила на нее внимание, то она этого стоит - Аллочке Борисовне я доверяю.

Иосиф КОБЗОН, народный артист СССР, депутат Госдумы, Герой Труда России:

Это, на мой взгляд, абсолютная ошибка... Это не конкурс паралимпийцев, это конкурс певцов , который, из-за того что он проходит на Украине , превратили в коммерческо-политический, а не творческий. Если бы он состоялся в любой другой стране, я бы промолчал. Но что касается Украины... Мы сами даем повод, чтобы негодяи ерничали и русофобствовали при появлении нашей замечательной девочки, которая превозмогла болезнь и отлично работает. (Полный текст интервью Иосифа Кобзона - на сайте kp.ru.)

Сергей КУТЕРГИН, резидент Comedy Club (человек с ограниченными возможностями):

Я хорошо знаю Юлю и очень за нее рад. Есть песни, которые ей особенно удаются! Если будет выбрана именно такая песня, то может получиться очень круто.

Юрий ЛОЗА, певец и композитор:

Да, у нее огромная сила воли. Но при чем тут песенный конкурс? Когда Билан победил, он не стал европейской звездой.

Александр ШАГАНОВ, поэт-песенник:

Полностью поддерживаю Юлю и желаю ей удачи. Ну а то, что прикована к инвалидному креслу, ни о чем не говорит. Ей на этом конкурсе не нужно будет бегать. Ей предстоит петь.

Антонида ГРИГОРЬЕВА, читательница сайта KP.RU: