Выпускать птиц из клеток это красивый весенний обычай, связанный с праздником благовещения пресвятой богородицы. Когда отмечают Благовещение и что это за праздник

В пятницу, 7 апреля, православные верующие люди отмечают Благовещение. В этот день в городах России принято отпускать на волю птиц. Такая традиция пришла с древних времен. Считали, что выпущенные птицы могли ускорить приход весны. Однако большинство считают это символом благой вести, которую архангел Гавриил принес Богородице.

Традиция Благовещения: выпуск птиц на волю. Видео: один из 12 главных праздников

Праздник Благовещения — один из 12 главных праздников в православном календаре волнующих душу каждого человека. Благовещение означает "благая" или "добрая" весть. Эта неделя посвящена вести, которую принес Деве Марии Архангел Гавриил, о том, что она будет матерью Спасителя Человечества. По народному поверью, Благовещение один из самых значительных праздников как на небе, так и на земле.

В этот день верующие не выполняют никакой работы: «девица косы не заплетает, птица гнезда не вьет; кукушка за то без гнезда осталась, что на Благовещение завила».

День Благовещения почитается днем милосердия. Заключенных в тюрьмах посещали и раздавали милостыня. Для бедных устраивались обеды в царских палатах, в этот период Государь сам даровал беднякам обильной милостыней.

В некоторых православных странах, определенный период, считали Новый год именно с этого дня. И в Благовещения невзирая на Великий пост, разрешали кушать рыбу.

Традиция Благовещения: выпуск птиц на волю. Видео: птицы символ праздника

Птицы символ праздника, символ начало новой жизни, считалось и человеческая душа освобождается от грехов в этот день.

После Литургии, по давнему русскому обычаю, духовенство и ребята отпускают птиц на волю потому, что собственно в облике голубя и появлялся Святой Дух.

Данный обычай был возрожден в 1995 году и теперь происходит во многих церквях. Кроме голубей, Алексий II выпускает еще на волю и семь личных птиц — синичек.

Со слов Святейшего Патриарха, эта наполненная глубокого смысла традиция "символизирующая, что птицы уже не в клетке, а на воле, напоминает, что и в нашей свободной воле — поиск Царствия Божия".

Выпускание птиц – прекрасная всенародная традиция, не богослужебная. Полагаю, она обладает правом существовать в такой радостный Праздник, когда душа стремится к Небу.

Традиции отпускания птиц на Благовещение приводит многих экологов в ужас. Отлов диких птиц, для них стресс и многие умирают. Духовенство по этому поводу, утверждают, что идет с древних времен, и многие им очень радуются. А птицы им привозят специальные птицеловы, и риск для них минимальный.

Чем больше традиций тем больше ярко переживаются и запоминаются праздники. Это касается, в первую очередь, детей.

Ведь рождество без елки не встречают, а то эмоциональное состояние, которое дети переживают когда выпускают птиц, яркое красочное и очень радостное

В день Благовещение, когда ребенок держащий в своих руках птичку, а потом выпускает.

Его сознание запоминает особенность такого обычая- праздника, помогая идти от внешнего вглубь. Как и на крещение нырять в прорубь откладывает определенную значимость события.

Выпускать птиц на волю

Д. К. Зеленин

Увековеченный А. С. Пушкиным русский народный
обычай выпускать весною на волю птиц


Зеленин Д.К. Избранные труды. Статьи по духовной культуре 1934-1954. М., "Индрик", 2004, с. 237-242.

В своем письме из Кишинева Н. И. Гнедичу 13 мая 1822 г. А. С. Пушкин писал: «Знаете ли вы трогательный обычай русского мужика в Светлое Воскресение выпускать на волю птичку? вот вам стихи на это». К письму приложено было известное стихотворение:

В чужбине свято наблюдаю
Родной обычай старины;
На волю птичку выпускаю
При светлом празднике весны.

[Пушкин 1906, с. 44]


Обычай, о котором говорит здесь Пушкин, сохранялся у русских до XX столетия; он связан был с весенними праздниками - в одних местах с Пасхой, в других местах - с праздником Благовещенья 25 марта старого стиля. Шире был распространен второй срок - Благовещенье, и например, В. И. Даль знал только один этот срок: «Благовещенье- птиц на волю отпущенье» [Даль 1862, с. 977]. Но близ Петербурга (Ленинграда) обычай падал на Пасху. А. И. Терещенко в 1848 г. писал о нем следующее: «В Петербурге сохранился умили-

238
тельный обычай, который, как говорят, существует также во многих местах России. В Страстную неделю и в неделю Светлого Воскресения разносят птичек в клетках, как-то: жаворонков, синиц, подорожников и продают их, с условием на выпуск. Благотворительная и вместе трогательная мысль - и тех, которые ловят для продажи на выпуск, и тех, которые покупают, чтобы освободить из неволи. Должно думать, что обычай освобождения птичек введен нашими тюремными затворницами, когда они, услаждая свое заключение пением звонко-голосистых пленниц в течение зимы, выпускали их на волю в светлый праздник, когда выпускали из тюрьмы виновных и должников. - Я знаю много примеров, что русские девушки собирают складчину на тот самый предмет, чтобы откупить несколько клеток и выпустить птичек на волю. Какая должна быть радость для освободительниц!» [Терещенко 1848, ч. 6, с. 97-98].

Наиболее полное описание интересующего нас русского обычая дал А. А. Коринфский: «С незапамятных пор ведется на Руси добрый обычай - выпускать о Благовещеньи птиц из клеток на вольную волю. Он соблюдается повсеместно: и но селам, и в городах. Этим празднуется приход весеннего тепла <...> В городах к этому дню нарочно ловят бедные люди птичек и приносят на рынок целыми сотнями, выпуская их за деньги, охотно даваемые купцами и всяким прохожим людом, вспоминающим, при виде чирикающих пернатых пленниц, о завещанном стариною обычае. Впрочем, птицеловы и сами напоминают всем об этом своими возгласами вроде: „Дайте выкуп за птичек - пташки Богу помолятся!" У деревенской детворы есть целый ряд особых песенок-веснянок, приуроченных к благовещенскому выпусканию птичек на волю. Вот одна из них, записанная в Симбирском Поволжье:

Синички-сестрички,
Тетки-чечотки,
Краснозобые снегирюшки,
Щеглята-молодцы,
Воры-ворбьи.
Вы по воле полетайте,
Вы на вольной поживите,
К нам весну скорей ведите!
За нас Божью Мать молите!
Синички-сестрички...
и т. д.»
[Коринфский 1901, с. 195-196].


239
Об украинцах в районе Купянска П. В. Иванов в 1907 г. писал: в Благовещенье «выпускают из клеток певчих пташек: чижей, снегирей, щеглов, синиц, на волю, чтобы они благословляли Бога и просили у него счастья тому, кто выпустил их из неволи» [Иванов 1907, с. 84].

Рассматриваемый обычай известен всем восточнославянским народам, т. е. не только русским, но также украинцам и белорусам, но чаще встречается в городах, а не в деревнях. Наиболее распространенное старое народное объяснение гласит, что выпущенные на волю птицы ходатайствуют перед Богом за того человека, кто их выпустил, и это объяснение согласуется с другим русским обычаем, который отметил также и Т. Г. Шевченко у уральских казаков: поминки самоубийц состояли в том, что кормили зернами вольных птиц [Шевченко 1861, с. 14; Зеденин 1916, с. 3-4,286].

Для выяснения более древнего смысла обычая необходимо привлечение сравнительного материала. Все древние обычаи известны не одному только народу, а многим, во всяком случае нескольким народам мира. У одних народов они сохранились лучше, у других хуже, у одних сохранились древнейшие объяснения обычая, у других - более новые.

Интересующий нас русский обычай известен также анатолийским туркам. Русский ученый В. А. Гордлевский в 1906 г. записал в Стамбуле от уроженца Сиваского вилайета следующее: «Когда выпадет первый снег, крылья у куропаток подмокнут, и они с трудом находят себе пищу. Зная это, (турецкие. - Д. 3.) крестьяне охотятся тогда за ними и, схватив их живьем, продают обыкновенно в городе. Сердобольные люди, надеясь заслужить у Бога прощение своим грехам, покупают их и держат дома до весны. Когда наступает время выводить птенцов, т. е. в середине марта, горожане со своими куропатками выходят куда-нибудь за город. Взяв куропатку в руку, каждый выпускает ее, приговаривая:


Азатбузат,
дженнети г
ö зет!
(Вот ты свободна, так сторожи рай).


А вслед куропаткам кричат еще: не поминай нас лихом; когда будет день Страшного Суда, расскажи о нашем добром поступке Богу!» [Гордлевский 1910, с. 177-178]. Таким образом, анатолийские турки смотрят на выпускаемую птицу как на вестника, на посланца к Богу.

240
Только одни птицы летают к Нуму, т. е. к тому доброму и высшему богу, который сотворил мир, - так говорили ненцы (самоеды) Ю. И. Кушелевскому [Кушелевский 1868, с. 116] в объяснение того, почему у ненецких жилищ были укреплены на вершине длинного кола деревянные фигуры летящей птицы. По старинным верованьям якутов, вид ворона, орла и других птиц и животных (жеребца) прини- мала на себя Эехсит, которую якуты считали за «посредника между божеством и человеком, т. е. принимателя их просьб и относителя к Богу, и приносителя к ним повелений божеских» [Описание якутов 1822,с.211-212].

В древности у монгольских народов было обыкновение выпускать на волю диких зверей, наложив на них свои клейма. Иранский историк Мирхонд сообщает, что так делал Чингисхан после охоты-облавы [Банзаров 1891, с. 93, прим.]. Есть предания, что также поступали встарь и бурят-монголы [Клеменц, Хангалов 1910, с. 150]. Наложение клейм свидетельствует, что в выпускаемых зверях видели каких-то своеобразных посланцев: клейменые звери мыслились, очевидно, посредниками и ходатаями перед опасными демонами за освободившего их человека.

По-видимому, подобных же посланцев видели в выпускаемых на волю птичках также и грузины. Во всяком случае об одной грузинской княгине, жившей в начале XIX в. в Москве, рассказывали, что она купила в Москве на рынке множество зябликов и выпускала их всех на волю с напутствием: летите в Грузию и передайте там моим соотечественникам привет от меня. Здесь, конечно, понимание древнего обычая очень модернизовано, но развилось оно на древней основе.

У удмуртов в районе города Мамадыша существовал прежде праздник лебедей - мерен васечком (буквально: великое общественное богослужение). Праздник совершался летом, в июле, и сопровождался жертвоприношением многочисленных домашних животных, которые подбирались парами, т. е. самец и самка. К этому празднику еще в начале весны удмурты покупали пару лебедей, самца и самку, которых жрец должен был кормить и приучать к людям. Во время праздника эти лебеди ходили среди собравшихся удмуртов и клевали насыпанные для них зерна. По поведению лебедей гадали об урожае. После праздника на шею лебедям привязывали шелковым шнурком по одному серебряному рублю, кланялись им и отвозили километров за 30 на реку Вятку, где выпускали на волю. В объяснение этого обычая удмурты рассказывали


241
легенду: давным-давно, во время обычного жертвоприношения в лесу у села Нырьи, прилетел на двух лебедях главный бог Солтан, обещал верующим разные блага на земле и скрылся [Афанасьев 1881, с. 281. Ср. Островский 1873, с. 38]. И эта легенда, и привязываемые на шеи выпускаемых лебедей серебряные рубли заставляют предполагать, что в выпускаемых лебедях удмурты видели своих посланцев к тому богу Солтану, который некогда прилетал к удмуртам на паре лебедей. Правда, в этих серебряных рублях сами удмурты усматривали подражание тем серебряным бляхам, которые видели на шеях лебедей, привезших к селу Нырье Солтана, но это явно новое толкование.

Идея о живых посредниках между людьми и божеством - сравнительно новая идея, которая и могла развиться только уже с появлением у людей имущественных отношений феодального типа. Появление и развитие этой идеи довольно прозрачно выражено в истории культа так называемых изыхов у многих народов Сибири. Культ изыхов восходит к тотемизму, но только как отдаленная реминисценция; эту отдаленную связь культа изыхов с тотемизмом мы пытались вос- создать в другой своей работе [Зеленин 1936, с. 288 и сл., 333; гл. 5 «Скотоводческие онгоны и изыхи»]. Изых - это посвященное божеству домашнее животное; главные отличительные его особенности - неприкосновенность и свобода. Иранский историк XIII в. Рашид-ад-Дин называет изыха «онгоном», т. е. демоном, и отмечает его независимость. Выпуск животного на волю - одно из проявлений этой неприкосновенности. Изыха запрещалось убивать, ударять, как бы то ни было использовать его силу, его шерсть, рога, молоко и т. д.

Культ изыхов возник на основе развитого скотоводства. Как общее правило, изых неприкосновенен для женщин, которые не имели права прикасаться даже к поводу изыха: очевидно, культ изыхов развился в эпоху патриархального рода. Правда, встречались также и специально женские изыхи, но они возникли позднее по образцу мужских изыхов и в параллель им. На сравнительно очень позднем этапе развития культа изыха возникло представление об изыхе как о посреднике между людьми и демоном. В этом представлении отразились новые имущественные отношения, когда бедняки получали от богатых владельцев стад скотину во временное пользование на определенных условиях. Изых - это домашнее животное, которое принадлежит демону, но человек кормит его у себя; в таком изыхе человек имеет ближайшего посредника в своих отношениях к демону и на этой почве человек становится более близким к мощному демону.

242
Изыхов - домашних животных не всегда выпускали на волю, так как во многих случаях это повело бы только к голодной смерти животного, особенно зимой. Но когда в роли изыхов появились дикие птицы и звери, то для них выпуск на волю оказался обязательным и важнейшим признаком. Известную роль тут сыграли реминисценции тотемизма, а также фольклорные сказания о благодарных зверях, когда герой сказки освобождает оказавшегося в беде зверя или птицу, и те потом ему помогают. Эти фольклорные сказания, безусловно, тотемистического происхождения. У тотемистов вообще обычны случаи, когда они выпускали на волю пойманного чужеродцем тотема. Г. Н. Потанин приводит такой случай из жизни казахов [Потанин 1881, с.4]. Но возводить непосредственно к тотемизму рассматриваемый нами русский обычай мы никак не можем: тотемизму совершенно чуждо представление о посредниках между людьми и демонами, там тотем сам представляется своеобразным демоном.

Бытовая обстановка русского обычая также не имеет ничего общего с пережитками тотемизма. Русский обычай совершенно не связан с древним занятием охотой. Русские обычно выпускали в весенние праздники на волю лесных певчих птичек, которых профессионалы ловили и продавали в качестве певчих комнатных птиц. Целые рынки для продажи таких певчих птичек в старой Москве (в Охотном ряду) и других русских городах свидетельствуют, что обычай держать в жилье, в клетках, лесных певчих птичек был издавна широко распространен у русских. Эта именно бытовая обстановка и способствовала сохранению русского обычая; у анатолийских турок бытовая обстановка столь близкого к русскому обычаю была совсем иною.

Теплые страны, куда птицы улетают на зиму, украинцы называли словом «вирий». Это древнее слово встречается уже в поучении Владимира Мономаха: «И сему ся подивуемы, како птица небесная из ирья идут». Из старого русского языка это слово проникло к якутам, где переводится: рай [Ионов 1914, с. 349]. Здесь находит себе объяснение турецкое поручение выпускаемой куропатке: «сторожи рай».

, настоятель храма святых бессребреников Космы и Дамиана на Маросейке в Москве.

Выпускание птиц на Благовещение – очень красивый обычай. Но Церковь жива и когда сталкивается с какими-то новыми вызовами, проблемами, то совершенно естественно на них реагирует.

Мне кажется, что если мы столкнулись с практикой, когда к этому обычаю начинают прилепляться и хотят на нем заработать злые люди, то мы не можем никак в этом участвовать.

Точно так же, как нельзя давать милостыню человеку, который пьян, потому что, получается, ты участвуешь в его грехе: он пойдет и дополнит сейчас то, на что ему не хватает.

Поэтому, наверное, если настоятель принимает решение о том, что в его приходе обычай будет действовать, то надо искать голубятню в округе и договариваться с её хозяином.

Пусть это будет один голубь, пусть весь приход выходит на улицу, поет тропарь и смотрит, как священник выпускает одного голубя. Этого вполне достаточно.

Милосердное отношение к животным совершенно естественно для христиан. Святой царь и пророк Давид говорит: «Блажен иже и скоты милует». А святые нашего храма Косьма и Дамиан были прославленны в том числе за то, что, помимо того, что они обращали ко Христу и исцеляли людей, они исцеляли животных. Их любящее сердце не могло видеть страдания даже бессловесных тварей.

Если выпускание птиц из благочестивой традиции превращается лишь в бизнес и если вреда получается больше, наверное, даже на приходском уровне нужно объяснять это. Если не подпитывать незаконный бизнес, он сам собой затухнет.

К традиции – с умом

, настоятель храма Казанской иконы Божией Матери в селе Пучково (Московская область):

Выпускание птиц – красивая народная традиция, не богослужебная. Думаю, она имеет право на существование в такой радостный Праздник, когда душа стремится к Небу.

Особой глубины я в такой традиции не нахожу, но почему бы не сделать вот такое дополнительное украшение, тем более – для детей?

Но одно дело, когда выпускают прирученных голубей, а другое – когда покупают непонятно у кого купленных лесных птиц неизвестно в каких условиях содержавшихся. Наверное, не стоит следовать традиции любым путем. Вроде того – раз «положено», срочно бежим оптом закупать птиц.

Курица на праздничном столе никого не смущает?

Протоиерей Максим Первозванский , главный редактор журнала «Наследник»:

Мы семьёй каждый год выпускаем птиц на Благовещение.

Я в принципе отношусь к животным не «по-европейски». Животные – это животные и не более того. Притом что у нас дома есть кошки, птицы, рыбы, черепахи. За городом – собака. Мы за ними ухаживаем, если болеют – лечим.

Протоиерей Максим Первозванский

Вообще, в отношениях к животным, птицам в современном обществе существует явный перекос: люди пребывают в таком животно-природном кризисе, когда, с одной стороны, много людей, которым животные заменяют членов семьи, с другой – мы живем в отрыве, отчуждении от природы, не видим, как пасутся коровы, клюют зернышки куры и так далее.

Вот и начинаем относиться к животным, как к людям, наделяя их теми качествами, которыми они не обладают.

Иногда животное или птица может быть еще и красивым символом. Понятно, что надо постараться максимально уменьшить вред, который мы наносим им.

Но народной традицией всё давным-давно продуманно. Птички, которых продают на том же птичьем рынке на выпуск – специально для этого пойманные. Они не присиженые, не привыкшие домашней жизни. Поэтому риск для них – минимальный.

Что касается традиции отпускания птиц на Благовещение – чем больше наши церковные праздники обогащаются всевозможными дополнительными традициями, тем более ярко они переживаются. Это касается, в первую очередь, детей. И птичек мы выпускаем в 90% ради них, но и взрослые все-таки не остаются в стороне.

Разве можно представить себе Рождество без ёлки? Это настолько эмоционально сильное впечатление, когда мы приносим домой живую ёлку! Кстати, в последние годы всё чаще звучат призывы: «Не покупайте живых ёлок, берегите природу!» Хотя ёлки эти специально выращивают в специальных хозяйствах и эти доходы позволяют существовать лесничествам, которые как раз заботятся о диком лесе.

На Благовещение, когда ребёнок держит в руках синичку или щегла, а потом птичка выпархивает из рук – незабываемое впечатление, которое фиксирует в его сознании особенность Праздника, помогая идти от внешнего – вглубь. Вот потому, кстати, я сторонник купания в проруби на Крещение – это врезается в память, в чувства, четко фиксирует особенность Праздника.

Возвращаясь к благовещенской традиции: птиц ловят люди, которые умеют делать это грамотно, профессионально. Мы уже столько лет следуем этой традиции, что не ездим на птичий рынок: супруга звонит знакомому ловцу, который привозит нам птиц.

Вообще, я не очень понимаю проблему. Вот у человека есть двое детей, и он хочет купить им по одной птичке. Он едет, покупает на рынке, они их выпускают и все радуются.

Навредить птичкам, сломать им что-то – сложно: у них большой запас прочности и нужно приложить большие усилия, чтобы сделать что-то подобное.

Хотя, конечно, два пятиклассника, которые купили птиц без взрослых, могут как-то навредить им. Но ведь чаще это делается именно под присмотром взрослых. Если вы не уверены, что понимаете, как поставить поилку и насыпать зернышки, а потом как достать птичку из клетки, не поломав ей что-то, то и не делайте этого! Конечно, ко всему нужно подходить осмысленно.

Я не считаю, что эта традиция наносит какой-то вред природе. Вообще в дикой природе птицы гибнут не реже, чем в «страшных» историях, которые ходят вокруг благовещенской традиции. А весенний период – вообще для многих птиц критичный. Очень много птиц погибает – от холода, от сырости, от бескормицы, от хищников. Что поделать, такая жизнь!

Если бы я видел в выпускании птичек просто какую-то забаву, то, наверное, она бы не имела смысла, но, на мой взгляд – это яркий символ, помогающий и в духовном воспитании наших детей.

Вообще странно звучат рассуждения из серии «птичку жалко». Скоро все сядут за пасхальный стол, у всех на столе будет мясо, птица, и никто проблемы в этом видеть не будет.

Не будет криков в социальных сетях, что ради вкусных блюд сто тысяч бедных кур лишили жизни, зарезали пятьдесят тысяч несчастных коров, потом их разделывали, снимали шкуру. Ведь мясо так и добывается, а не появляется волшебным образом в супермаркете сразу разрезанным на кусочки.

Так что, повторяю, я за здравый смысл и яркие традиции.

К природе нужно относиться по совести

, декан факультета церковных художеств Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета (ПСТГУ):

«Птичка Божия не знает
Ни заботы, ни труда,
Хлопотливо не свивает
Долговечного гнезда», –

всем с раннего возраста знакомы эти строчки Пушкина.

Есть красивый старинный обычай – на Благовещение выпускать на волю птиц. Забытый в 20-м веке, этот обычай стал возрождаться с конца минувшего столетия вместе с возрождением Церкви.

У детей, да нередко и у взрослых возникает чувство подлинного восторга, когда томившиеся в клетке птички вдруг радостно и стремительно взмывают к небу: все смотрят, не отрывая глаз, как они описывают, все выше и выше, красивые круги, а потом, по какому-то непонятному для нас наитию, вдруг уверенно направляют полет в открывшееся им направление – домой, в родную голубятню…

Душа рвется за птицами, туда, в небо, и у людей сохраняется светлое воспоминание на всю жизнь.

Птицы – твари Божии, по-своему особые, живущие в воздушной стихии. Их нужно любить, беречь, что особенно чувствуют дети. А взрослые показывают им нередко противоположный пример – они теперь часто стали относится к этой Божьей твари как к средству извлечения дохода: владельцы птиц сдают их в аренду на день праздника, чтобы получить прибыль, которая потом нередко просто пускается «на ветер», но не в птичью стихию. А самих птичек, бывает, не берегут.

Хороший обычай, но другое дело – что наслаивается порой на него в современных условиях. И здесь нужно быть внимательными. Все-таки красивые обычаи не должны становиться сплошным предметом коммерциализации. Потому что это убивает духовность церковного общества.

Очень нужно хранить трезвость чувств и благодарность к Богу и напоминать об этом детям: Господь дал нам всё, вот и этих птичек тоже. Его нужно за всё непрестанно благодарить, хранить чувство признательности в своём сердце и тогда наша жизнь будет светлой.

В том числе, мы поймём, в каких случаях стоит или не стоит выпускать птиц и каких птиц. Ведь выпускание птиц, когда они ликующе устремляются к небу, к свету – это символическое действие. И это состояние человеческого сердца, человеческой души, которая на Благовещение впервые начала освобождаться от земных пут.

Весть, принесённая Пресвятой Богородице Марии ангелом с Неба, была радостной и освобождающей все человечество. А птицы – символизируют ангелов, они несут радость свободы и счастья.

И есть голуби, которые живут в хороших условиях и всегда возвращаются к тому, кто за ними ухаживает. Но какой смысл, если на волю выпускают, например, покалеченных птиц, обреченных на погибель? Бедный голубок с трудом взлетает до первой ветки и там сидит, безучастный к собственной судьбе. Какой уж здесь символ! И становится грустно.

Люди, будьте бдительны ко всякой Божьей твари, и идите против всякого не- благочестия, не-любви. Всем нам нужно все время следить и за собой, и за детьми. Церковь учит нас, что есть «совесть к людям», есть «совесть к вещам», и также есть «совесть к природе».

Пусть подрастающее поколение имеет больше совести ко всему, что нас окружает, пусть дети больше любят лес, поле, цветы, ручьи, птиц… и берегут все это данное Богом богатство.

7 апреля Православная церковь празднует Благовещение Пресвятой Богородицы - это один из 12 главных (двунадесятых) праздников в православии. Это непереходящий праздник: православные христиане всегда отмечают его 7 апреля.

Благовещение по-гречески - Евангелие, благая весть. Праздник носит имя книг апостольского

Евангелие от Луки повествует: архангел Гавриил был послан Богом возвестить Деве Марии, что ей предстоит зачать от Духа Святого и родить младенца: «…и вот, зачнёшь во чреве, и родишь Сына, и наречёшь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречётся Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца» (Лк. 1:28–33).

Мария так ответила ангелу: «Да будет мне по слову Твоему».

Так в городке на севере Израиля Назарете Божий посланник (по-гречески ангелос, вестник, ангел) возвестил будущей Богородице, что именно через неё в мир явится Христос, Мессия, приход которого предрекали пророки, а народ Израиля ожидал сотни лет, и она приняла эту весть достойно.

Евангельский рассказ о Благовещении указывает на исключительное место Марии в истории спасения. Начиная со II века Благовещение Девы Марии считали первым в христианской истории шагом к искуплению, в котором послушание Девы Марии уравновесило непослушание Евы (толкование Иринея Лионского).

В Благовещение на Руси принято выпускать белых голубей и других птиц на свободу. Белый голубь с древних времён олицетворяет мир и добрые известия. Кроме того, голубь является символом благодатного действия Святого Духа, а его белоснежные крылья - одновременно символом чистоты самой Девы Марии. По традиции Церковь посвящает этих птиц Богородице.

Русский поэт, писатель, журналист Аполлон Коринфский в 1901 году так описывал эту древнюю русскую традицию: «С незапамятных пор ведётся на Руси добрый обычай выпускать в Благовещенье птиц из клеток на вольную волю. Он соблюдается повсеместно: и по деревням, и в городах. Этим празднуется приход весеннего тепла. В городах к этому дню нарочно ловят бедные люди птичек и приносят на рынок целыми сотнями, выпуская их за деньги, охотно даваемые купцами и всякими прохожими людьми, вспоминающими при виде чирикающих птичек о завещанном стариною обычае. Впрочем, птицеловы и сами напоминают всем об этом своими возгласами вроде: «Дайте выкуп за птичек - пташки Богу помолятся!».

В постсоветской истории Русской православной церкви этот обычай был возрождён в 1995 году, и сегодня при многих храмах после литургии в небо выпускают белых голубей.

Интересно, что до революции 1917 года птиц, которых выпускал патриарх в небо над Благовещенским собором Кремля, покупали на Охотном ряду. Сегодня голубей, которых выпускает патриарх, выращивает Федерация спортивного голубеводства. После того как эти голуби взмывают в небо, они спустя какое-то время собираются в стайки и возвращаются в свои питомники.

Каков идейный смысл стихотворения А.С. Пушкина «Птичка»? О каком празднике говорится в нем?

Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров) :

В литературе встречается устойчивая ошибка: это небольшое произведение связывают с праздником Благовещения. Однако из письма А.С. Пушкина к Н.И. Гнедичу (1784 - 1833) мы узнаем другое: «13-го мая. Кишиневъ. Благодарю вас, любезный и почтенный, за то что вспомнили вы Бессарабскаго Пустынника. Он молчит, боясь надоедать тем, которых любит, но очень рад случаю поговорить с вами об чем бы то ни было […]. Знаете ли вы трогательный обычай рускаго мужика въ светлое Воскресеніе выпускать на волю птичку? вотъ вамъ стихи на это —

В чужбине свято наблюдаю
Родной обычай старины:
На волю птичку отпускаю
На светлом празднике весны.

Я стал доступен утешенью:
За чем на Бога мне роптать
Когда хоть одному творенью
Могу я волю даровать?»

(Соб. соч. в 10-ти томах. Т. 10). Окончательный вариант, опубликованный в журнале «Литературные листки» (1823, № 2), претерпел небольшие изменения: выпускаю (вместо отпускаю ), На светлом празднике (При светлом празднике), За что (вместо - За чем ), Я мог свободу даровать (вместо - Могу я волю даровать ).

Птичка

В чужбине свято наблюдаю
Родной обычай старины:
На волю птичку выпускаю
При светлом празднике весны.

Я стал доступен утешенью;
За что на Бога мне роптать,
Когда хоть одному творенью
Я мог свободу даровать.

Из приведенного письма видно, что светлым праздником весны в стихотворении названа святая Пасха. Стихотворение написано в 1823 г. Тогда Светлое Христово Воскресение праздновалось 22 апреля (по юлианскому календарю). Письмо к Н.И. Гнедичу было написано 13 мая, ровно через три недели. День этот был воскресный - 4-я неделя по Пасхе (О раслабленном ).

Стихотворение «Птичка» проникнуто личными переживаниями. Поэт был в ссылке в Бессарабии (в чужбине ). Неволя сильно томила его. На Руси на святой праздник Пасхи был древний христианский обычай: люди, располагавшие средствами, употребляли их на выкуп из тюрьмы попавших туда невинных должников. В обычае выпускать в день святой Пасхи на волю птиц поэт видит символическое выражение данной Богом человеку свободы творить дела милосердия, в том числе и освобождать людей из неволи.